Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебница - Вода". Конспект нод по экспериментированию с детьми подготовительной группы

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности «Ветерок, ветер, ветрище» для детей подготовительной группы.

Цель: дать представления о свойствах ветра.

Задачи:

Развивать речь детей, активизировать их словарь;

Формировать представления о ветре и его свойстве,

Расширять представления о взаимосвязи и происходящих явлениях в опыте; - воспитывать желание к экспериментальной и опытнической деятельности.

Предварительная работа:

Наблюдение за ветром на прогулке;

Игры с султанчиками, вертушками, мыльными пузырями;

Разучивание стихотворения (Г. Лагздынь) «Ветерок»;

П. /и «Раздувайся пузырь»

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы.

Планируемые результаты: проявляет чуткость к художественному слову при знакомстве со стихотворением «Ветерок», активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач, делает элементарные причинно-следственные выводы.

Материалы и оборудование: картинки с изображением насос, колесо, парусник, веер, вентилятор, мельница, пылесос; трубочки и миска с мыльной водой, кораблики из бросового материала, шарик, разрисованные полиэтиленовые пакеты, вертушка.

Содержание НОД

Организационный момент. Вводная часть. Дети стоят по кругу

Круг мы сделаем большой,

Встанем в круг мы всей гурьбой.

Мы покружимся немножко

И подумаем на ладошки

Воспитатель: Ребята, вы что-то слышите? (Шум ветра).

Дети: Шумит ветер.

Воспитатель: Видел я, как ветерок

К нам летел на огонек!

Скрипнул он оконной рамой,

Тихо форточку толкнул,

Поиграл моей панамой,

Повозился и уснул. (Г. Лагздынь).

Дети присаживаются на стульчики.

Основная часть. Беседа.

Воспитатель: Бывает так, что вдруг открылась форточка, улетела с головы шляпа. Это ветерок играет с вами.

Воспитатель: Я хочу вам рассказать одну интересную историю. Жил-был на свете один фотограф и у него был волшебный фотоаппарат. Он мог фотографировать им всё красивое, необычное и невидимое. И как-то раз у него получились такие фотографии ветра-невидимки. Посмотрите на экран.

(Дети рассматривают слайды).

Воспитатель: У фотографа был друг и когда он увидел эти фотографии, сочинил сказку-шумелку «Ветерок-ветрище». Хотите её послушать и принять участие в сказке? Я вам раздам бумагу, маленькие и большие бутылочки, свистульки, барабан.

Воспитатель: И так сказка начинается.

Ранним утром выглянуло солнышко, запели птицы.

(Дети дуют в свистульки).

Между листвой деревьев дул тихий, спокойный ветерок.

(Дети шуршат мятой бумагой).

Затем ветер стал усиливаться, качать ветви деревьев, поднимать пыль с земли.

(Дети дуют в маленькие бутылочки).

Весь день ветер гонял тучи по небу, выл в трубы.

(Дети дуют в большие бутылки).

Ветрище поднял старую лодку, покружил её и бросил на землю.

(Дети ударяют по барабану).

Он так резвился весь день, шумел и выл.

(Дети дуют в бутылки, бьют в барабан).

Только под утро ветрище утих. Опять запели птицы, радуясь новому дню. А маленький ветерок шуршал листьями деревьев и зелёной травой на лугу.

(Дети свистят в свистульки и шуршат бумагой).

Воспитатель: Как замечательно мы с вами озвучили сказку! Присаживайтесь на стульчики.

Воспитатель: А вы знаете, что такое ветер? Ветер - это воздух, который движется. Воздухом мы дышим, нет места, где бы не было воздуха. Воздухом дышат все животные – насекомые, кошки, собаки, а также и все растениям. Подуйте на ладошки, подвигайте воздух. Что вы чувствуйте?

Дети: Как дует ветерок.

Воспитатель: Молодцы, вы научились двигать воздух.

Воспитатель: С помощью веера тоже можно двигать воздух. А вы знаете, что очень давно дамы использовали веер для создания искусственного ветра, чтобы освежить себя. Давайте и мы с вами сделаем себе веера. На столе лежит бумага, берите и сгибайте её гармошкой.

Дети делают веера.

Воспитатель: Ребята, дайте нашим гостям по вееру, пусть они тоже научаться двигать воздух.

Дети раздают гостям веера.

Воспитатель: А где можно встретить ветер?

Дети: Ветер можно встретить на улице – он качает траву, деревья, цветы. Поднимает пыль летом, зимой кружит снег.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а дома мы можем встретить ветер? С помощью чего мы можем сделать ветер дома?

Дети: С помощью вентилятора и фена.

Воспитатель вносит вентилятор. Включает по очереди вентилятор, затем фен, дети подходят к бытовым приборам.

Воспитатель: Вы что-то чувствуете?

Дети: Мы почувствовали ветерок.

Воспитатель: Расскажите, какой он?

Дети: Когда мы стояли около вентилятора, нас обдувал прохладный ветерок. А из фена на нас дул тёплый ветер.

Игра с вертушкой.

Воспитатель: С помощью какого прибора можно определить направление ветра?

Дети: С помощью вертушки и флюгера. (СЛАЙД)

Воспитатель: Я вам предлагаю сделать вертушку из бумаги.

Дети делают вертушки.

Воспитатель: Можно ли заставить крутиться вертушку не на улице, а в помещении?

Дети: Можно подуть на неё или включить фен, или вентилятор.

Воспитатель: Давайте подумаем на вертушку. Как хорошо у вас получается!

Воспитатель: А как вы думаете, ветер можно увидеть?

Дети: Ветер невидим.

Воспитатель: А сейчас мы его увидим.

Я вам на ладошки положу пёрышки. Давайте подуем на пёрышко.

Дети дуют на пёрышки, они улетают.

Опыт «Тёплый - прохладный»

Воспитатель: Что вы делаете, когда у вас мёрзнут руки?

Дети: Мы подносим руки ко рту и на них дуем, широко открыв рот.

Дети выполняют.

Воспитатель: Какой ветерок вы почувствовали на ладошке?

Дети: Мы почувствовали тёплый ветерок.

Воспитатель: А сейчас подуйте на ладошки, сделав губы трубочкой.

Дети дуют на ладошки.

Воспитатель: А теперь какой вы почувствовали ветерок на ладошке?

Дети: Мы почувствовали прохладный ветерок.

Воспитатель: Значит, ветер может быть тёплым и холодным. Летом дует тёплый ветер, а зимой, когда на улице холодно, дует холодный ветер.

Воспитатель: Предлагаю немного поиграть.

Физкультминутка:

Мы снежинки белые,

На крышах мы сидим.

Дунет ветер – полетим.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И снежинки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю снова сели.

Воспитатель: А как вы думаете, можно ли поймать ветер? Ветер можно поймать с помощью простого полиэтиленового пакета. Сейчас я вам покажу.

(Воспитатель включает вентилятор и подставляет пакет, ловит ветер).

Воспитатель: Берите по пакетику и ловите ветер.

(Дети ловят ветер в пакеты с рисунками).

Опыт «Угадай какой запах? »

Воспитатель: Ребята, а вы знаете какой вкус у ветра? Давайте ртом вдохнём ветер, стоя у вентилятора.

Дети вдыхают ветер ртом.

Воспитатель: Вы почувствовали вкус ветра?

Дети: Мы не почувствовали никакого вкуса.

Воспитатель: У ветра нет вкуса. А сейчас вдохните ветер носом, вы почувствовали, чем пахнет ветер?

Дети: Ветер ничем не пахнет.

Воспитатель: У ветра нет запаха. Закройте глаза. (Воспитатель перед вентилятором чистит апельсин). Что вы почувствовали? Какой запах принёс вам ветер?

Дети: Запах апельсина.

Воспитатель: Ветер ничем не пахнет, но приносит разные запахи. Он вас угощает долькой апельсина.

А сейчас сделаем дыхательную гимнастику.

Дыхательная гимнастика:

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

Выдох-вдох, выдох-вдох.

Чудо-ветер – ох-ох-ох!

Очень весело играем –

Нюхать ветер начинаем.

Воспитатель: А можно ли услышать ветер в комнате? Для этого резко сожмите руками резиновую грушу. Вы что-то услышали?

Воспитатель: На столе у вас лежат камешки. Потрогайте их. Какие они на ощупь?

Дети: На ощупь они твёрдые.

Воспитатель: Давайте попробуем взять в руки ветер.

Дети пытаются взять ветер.

Дети: Мы не можем взять ветер и потрогать его.

Воспитатель: Значит ветер не твердое тело, его нельзя сжать.

Воспитатель: Ветер, это - газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный, не имеет запаха и вкуса.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: На экране пустыня.

Воспитатель: На что похож песок в пустыне?

Дети: На волны в море.

Воспитатель: А как вы думаете, как образовались такие барханы?

Дети: Это сделал ветер.

Воспитатель: Мы сейчас тоже сделаем такие холмики-барханы. У вас на столах стоят стеклянные банки с песком. Банка закрыта крышкой. В крышку вставлена пластмассовая соломинка. Вам надо дуть в эту соломинку. У вас появятся холмики-барханы.

(Дети выполняют опыт).

Воспитатель: Вот так песок с помощью ветра гуляет по пустыне.

Воспитатель: А как вы думаете, умеет ли ветер работать?

Презентация работа ветра.

Воспитатель: Ветер надувает паруса кораблей, сушит белье, кружит мельницы и ветряки (ветряные электростанции). Ветры переносят семена многих растений.

А еще ветер приносит летом прохладу, очищает воздух от пыли, гари и копоти, выбрасываемых в воздух фабриками, заводами и машинами.

Воспитатель: Ветер приносит пользу, но не всегда. Сильные и опасные ветры называются – буря, ураган, смерч.

Воспитатель: Бури могут быть снежными (СЛАЙД) и песчаными (СЛАЙД).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а ветер может перенести, с места на место дом, теплицу, машину, вырвать с корнем деревья?

Дети: Ветер бывает очень сильным.

Воспитатель: Такой ветер называется ураган «Торнадо», смерч. (СЛАЙД).

Пыль с дороги захватил,

А потом, набравшись сил,

Завертелся, закружился

И столбом до неба взвился.

Воспитатель: Все эти ветра – смерчи, ураганы, бури, они разрушают всё, что им попадается на пути, приносят много бед и горя людям. Они налетают внезапно, без предупреждения. Но сейчас работают специальные службы, которые следят за передвижениями этих ветров через спутники. (СЛАЙД). И предупреждают людей о надвигающей опасности. Учёные создали приборы измеряющие силу и направления ветра, они называются анемометры. (СЛАЙД). Я тоже сделала ложечный анемометр. Чем выше отклоняется ложка, тем сильнее ветер. (На поверхность ДВП нанесена шкала, ручка ложки обмотана проволокой и прикреплена к поверхности ДВП в середине анемометра, чем выше откланяется ложка, тем сильнее ветер).

Воспитатель: Хотите изобразить ветер?

Физкультминутка «Ветерок, ветер, ветрище».

Ветерок колышет листочки – работают кисти рук, пальцы;

Ветер гнёт веточки - покачивание корпуса и рук;

Ураган гнёт деревья до земли – наклоны туловища, взмахи руками.

(движения выполняются под музыку)

Рефлексия. Итог занятия.

Воспитатель: Ветер можно чувствовать?

Дети: Ветер можно почувствовать на улице и дома, если включить фен или вентилятор.

Воспитатель: Что такое ветер?

Дети: Это движение воздуха. Он невидим, не имеет запаха и вкуса, он легкий.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, где больше всего ветерок любит гулять.

Дети: На улице.

Воспитатель: Когда пойдёте на прогулку возьмите с собой вертушки и раскрашенные мешочки, поиграйте с ветром. ______________________________________________________

Литература. Энциклопедия окружающего мира. Москва «Росмэн» 1997г.Т.И. Попова Мир вокруг нас. 1998 г. Н.А. Рыжова Воздух – невидимка. 1998 г.

И. Николаева экологическое воспитание дошкольников. 1997 г.

Новикова Любовь Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "ДЕТСКИЙ САД №9"
Населённый пункт: г.Ухта
Наименование материала: методическая разработка
Тема: НОД по экспериментированию в подготовительной группе "Волшебный камень- магнит"
Дата публикации: 24.09.2017
Раздел: дошкольное образование

Открытое занятие по экспериментированию

в подготовительной группе

«Волшебный камень- магнит »

Воспитатель: Новикова Л.Г.

МДОУ «Д/с №9»

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста

через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его

свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон,

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному

поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и

проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение со взрослыми и детьми, компоненты устной

речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным

словом по теме «Магнит».

Формировать

безопасного

обращения

предметами

проведения опытов.

Развивать

работать

обсуждать,

договариваться.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: 2

магнит а,

м а л е н ь к и е,

«Автомобильная трасса», стаканчики со змейками, аквариум.

Раздаточный: по 2 маленьких магнита на каждого ребенка, набор предметов

различных

материалов:

деревянный

карандаш,

пластмассовая

пуговица,

пластиковый

стаканчик,

металлические

заготовки для рыбок.

Логика образовательной деятельности

В группу входит воспитатель, одетый в белый халат, очки и с коробкой.

Воспитатель: - Здравствуйте, мальчики и девочки! Здравствуйте гости! Я

старший сотрудник научной лаборатории. Мне посоветовали вас, мальчики и

девочки взять к себе в научную лабораторию. Но я принимаю только тех, кто

хочет быть моими помощниками. Но в каждой работе есть правила. И в

моей научной лаборатории тоже есть свои правила. А теперь наденем халаты

и приступим.

Обращает

внимание

«Правила

безопасности

работы в лаборатории». Проводит беседу «Как нужно вести себя в научной

лаборатории». Изучают правила.

Воспитатель выступает в качестве старшего научного сотрудника, так как он

уже побывал в данной лаборатории и знает, чем интересным здесь можно

заняться. Детям предлагаются роли маленьких ученых.

Воспитатель –Вот

исследования

(указывает

которую принес с собой).Наша задача, коллеги, изучить предмет, который

находится внутри.

Достает камень магнит.

Воспитатель- У кого есть предположение, что это?

Ответы детей…

Воспитатель- А

Показывает

потрогать

холодный), определяют вес (тяжелый - легкий?), цвет…

определение

- «Магнит

камень,

поверхность

холодная,

гладкая, имеет вес…..».

Воспитатель задает

свойство

отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…..

Воспитатель: Есть природные магниты, это природные камни магнетиты

(показывает фотографии и просит детей повторить их название). Что такое

природные камни?

Дети: Эти камни создала природа.

Воспитатель:

магнетиты

магнетизм,

человек не может ими вечно пользоваться. Тогда люди решили сделать из

сохранять

магнетизма,

постоянными

повторить).

назвать камни, которые делает человек, а не природа?

Дети: Это искусственные камни.

Воспитатель: Да. Значит, постоянные магниты – это, какие камни?

Дети: Постоянные магниты – это искусственные камни.

Воспитатель: - Коллеги, как вы думаете, а как мы можем доказать еще,что

это магнит?А какие свойства у него есть? Уважаемые коллеги, какие опыты

мы можем провести?

Ответы детей….

Воспитатель: - Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю пройти

всем младшим сотрудникам в лабораторию № 1…

Посмотрите, какие предметы лежат у вас на столах?

Дети перечисляют…

1. мягкая игрушка

2. деревянный карандаш

3. пластмассовая пуговица

4. пластиковая баночка

5. металлические скрепка и шайба.

Опыт № 1.

«Предлагаю вам выбрать те предметы, которые, по вашему мнению, может

притянуть к себе магнит». Дети выполняют задание…

проверить

правильный

сделали?» Дети

предлагают

решение проблемы (с помощью магнита).

- «Какие предметы притянул магнит?» (Скрепка, шайба).

притянул?»

деревянный

карандаш,

пластмассовую пуговицу).

« Какой можно сделать вывод?»

Вывод детей: Магнит притягивает только металлические предметы.

Изучение следующих свойств магнита можно продолжить в лаборатории

«Магнитные полюса».

Воспитатель:

У каждого из вас есть магнит. Давайте посоприкасаемся

своим магнитом разными сторонами с магнитом своего соседа. Посмотрим,

что будет.

Дети: Наши магниты то соединяются, то отталкиваются друг от друга.

Воспитатель: Верно.

происходит

магнитов.

стороны магнита «северный» полюс, а с другой – «южный». Где ещё могут

быть «южный» и «северный» полюсы.

Дети: У нашей планеты Земля.

Воспитатель

показать

географические

полюса Земли и отметить «южный» полюс красным кружочком, а «северный»

Воспитатель : Скажите, ребята, наша Земля какой формы?

Дети: Круглой.

Воспитатель : А почему люди, предметы, дома не падают с неё?

Дети: Земля притягивает к себе всё.

Воспитатель: Земля, как один большой магнит, притягивает к себе всё, она

обладает магнетизмом. Она имеет, помимо этих географических полюсов,

магнитные

Магнитные

совпадают

географическими

полюсами

(отмечает

магнитный

«северный»

полюс синим прямоугольником, а «южный» – красным).

У вас на столе есть магниты с обозначенными полюсами. Посоединяйте их

друг с другом.

Что вы видите? Когда магниты притягиваются, а когда отталкиваются?

Дети:

соединяем

«северным»

полюсами,

притягиваются. Северные полюса отталкиваются друг от друга и южные

Воспитатель :

соединяем

полюсами, то наши магниты начинают дружить. А если мы их соединяем

одинаковыми сторонами – полюсами, то они убегают друг от друга, не хотят

дружить. Теперь вы можете определить полюса у своих магнитов с помощью

магнита с обозначенными полюсами. Попробуйте. А я определю полюса у

магнита нашего.

Дети определяют полюса.

Вывод детей: У магнитов есть полюса. Они либо притягиваются друг к

другу, либо отталкиваются.

Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. - Посмотрите, я принесла

сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите

внимание - наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как

только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам

нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей

объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

Коллеги, посмотрите, в лаборатории № 3 стоят какие -то сосуды,и в них

что-то находится. Как узнать, что находится в банке, не опуская туда руки?

Ваша гипотеза, коллеги?

Дети:- Попробуем магнитом достать обитателя банки?

Опыт № 3. Достать магнитом змейку из банки.

Воспитатель: - У вас у каждого стоят пластиковые стаканчики, в которых

лежат змейки-скрепки. Достаньте из банки скрепки магнитом.

Воспитатель: - Коллега, какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через пластик.

Воспитатель:-

думаете,

только

через

пластик

действует

магнит?

Ответы детей.

Опыт № 4.

маленькие

металлические машинки и магниты. Устанавливается магнит за машинкой,

который двигает ее по трассе.

Воспитатель:

попробуйте

Возьмите

попробуйте управлять ими с помощью магнита. Какой можно сделать вывод?

Вывод детей: Магнит действует через картон.

предлагается игра

«Рыболов». Магнитными

удочками

вылавливают рыбок из аквариумов.

В конце игры обсуждается следующее свойство.

Вывод детей: Магнит действует через воду.

Воспитатель: - Дорогие коллеги, сегодня у нас с вами был трудный, но

интересный день. Мы изучали свойства магнита.

После этого воспитатель

проводит опрос детей по картинкам. На столе лежат с карточки.

Воспитатель: Я задаю вопросы, а вы находите ту карточку, на которой,по-

вашему, изображен правильный ответ.

Выберите из картинок ту, на которой изображён природный камень

Какой предмет притягивает магнит?

В каком случае магниты будут «дружить»?

Через что действует магнит?

Дети показывают карточки с картинками.

Воспитатель: Правильно, все справились.

1. Магнит притягивает только металлические предметы.

2. Магнит имеет два полюса: разные полюсы - притягиваются, а одинаковые

Отталкиваются.

3. Магнит действует через стекло, картон, воду.

Воспитатель : -А теперь я предлагаю вам, мои маленькие ученые, пройти в

следующую

лабораторию.

помощники

приготовили

увлекательный фильм про применение магнитов в нашей жизни.

Воспитатель и дети уходят.

Конспект НОД в подготовительной группе "Вода и её свойства"

ОО «Познавательное развитие» (природа)
Интеграция: ОО «Речевое развитие», ОО «Социально – коммуникативное развитие».
Тема: Вода и её свойства
Программное содержание : Создать условия для знакомства детей со свойствами воды;
Научить находить различие между водой;
Получить доказательство того, что вода имеет разные свойства и необходима всем живым организмам;
Развивать познавательный интерес ребенка в процессе экспериментирования с водой;
Воспитывать бережное отношение к воде.
Оборудование : емкость для вода (разная), 10 стаканов, чайные ложки, апельсиновый сок, вода, кубик, физическая карта, сахар, соль, мука, подсолнечное масло.
Предварительная работа : рассматривание карты, отгадывание загадок, чтение стихотворений о воде,
О. Троепольской, «Град» Е.Серовой, «Дождь» А. Барто, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака»
Я.Акима.Игры: «Ручеек», «Мы - капельки».
Структура занятия:
1. Организационный момент
2. Основная часть
Беседа - путешествие на поиски воды
3. Физ. Минутка
4. Техника безопасности
5. Знакомство со свойствами воды-
Экспериментирование
6. Итог

Ход занятия:

Организационный момент -Ребята, у нас сегодня присутствуют гости, давайте их поприветствуем!
(включается запись звука воды)
-Ребята, как вы думаете, что это за звук? (Звук воды)

Основная часть

Беседа - путешествие на поиски воды
- Сегодня мы с вами должны ответить на два очень важных вопроса:
1. Где живет вода?
2. Какими свойствами она обладает?
-Давайте попробуем ответить на эти вопросы.
- А где у нас в группе можно повстречать воду? Пойдемте, посмотрим!
1. В уголке природы. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (растениям нужна вода, без неё они погибнут)
2. В уборной комнате. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (что бы мыть руки и лицо)
3. На кухне. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (что бы мыть посуду, пол, игрушки)
4. Чайник с водой. (Прикрепляем капельку воды)
-А зачем нам здесь нужна вода? (что бы мы её могли пить)
-Теперь мы знаем, где у нас в группе мы можем повстречать воду. А где еще мы можем повстречать воду.
(В реке, озере, море, океане.)
-Вот как много мест, где мы можем повстречать воду. А теперь давайте посмотрим на карту. Что вы можете сказать? (воды на поверхности Земли, больше чем суши.)
-Правильно, молодца ребята! На один вопрос мы нашли ответ. У нас остался еще один вопрос. Какими свойствами обладает вода?
И сейчас мы с вами отправимся в мини – лабораторию и как настоящие ученые будем проводить опыты, что бы узнать какими свойствами обладает вода. Но для начала отдохнем!
Физ. минутка К речке быстро мы спустились. (Шагаем на месте)
Наклонились и умылись. (Наклоняемся и имитируем умывание)
Раз, два, три, четыре. (Хлопаем в ладоши)
Вот как славно освежились. (Встряхиваем руки)
Вместе – раз, это брасс. (Руки вперед)
Все как один, плывем как дельфин. (Прыжки на месте)
Вместе на берег крутой. (Шагаем на месте)
И отправились домой.
Техника безопасности
- А теперь отправляемся в нашу мини – лабораторию. Ребята, посмотрите, что находиться в нашей мини – лаборатории? А что такое лаборатория? (учреждение или отдел, подразделение научно-исследовательского института) Молодцы! А что нам нужно сделать, что бы приступить к нашей работе? (Одеть фартуки)
Знакомство со свойствами воды-
экспериментирование - Ребята, что бы нам узнать все свойства воды, нам нужно пройти три разных лаборатории. Давайте узнаем, что мы будем делать в первой лаборатории. Алина прочитай. Нам нужно узнать имеет ли форму вода.
Имеет ли форму вода?
- Для этого возьмем стакан и наполним его водой. Перельем эту воду в широкую баночку. А теперь нальем воду в блюдце. Форму, которую имеет вода, все время меняется. А теперь возьмем кубик и положим в блюдце с водой, а затем его уберем. Форма кубика изменилась? (Нет) То есть кубик имеет свою форму. А форма воды изменялась? (Да)
Какой вывод мы можем сделать? Вода формы не имеет, а принимает форму сосуда, в которой находиться!
- Идем в следующую лабораторию!! Даниил прочитай, что мы будем делать здесь. Здесь нам нужно узнать какого цвета вода.
Какого цвета вода?
Возьмем стакан с водой и 7 разноцветных полосок. (Красная, желтая, синяя, черная, белая, зеленая, фиолетовая) И по очереди будем по очереди сравнивать цвет полоски с водой в стакане. С какой полоской совпал цвет воды? (Ни с одной)
Какой вывод мы можем сделать? Вода не имеет цвета.
- Идем в следующую лабораторию!! Влад прочитай, что мы будем делать здесь. Здесь нам нужно узнать какой вкус и запах воды.
Какой вкус и запах у воды?

Дети нюхают и пробуют воду и апельсиновый сок. Есть ли вкус и запах у воды, в отличии от сока?
Какой вывод мы можем сделать? У воды нет вкуса и запаха.
- Идем в следующую лабораторию!! Даниил прочитай, что мы будем делать здесь. Здесь нам нужно узнать является ли вода растворителем.
Вода – растворитель?
-Ребята, на столе лежит три вещества. Посмотрите, что это за вещества? (Соль, сахар, аскорбиновая кислота)
-Положите это все в стаканы с водой и размешайте. Теперь попробуйте, что изменилось? (У воды появился вкус). А что случилось с веществами, которые вы положили в воду? (Они растворились)
- А теперь давайте посмотрим, раствориться ли в воде мука и подсолнечное масло? Посмотрите на стакан, где мы растворяли муку, что вы видите? (Мука не растворилась полностью). Что вы видите, где растворяли подсолнечное масло? (Масло тоже не растворилось).
Какой вывод мы можем сделать? Не все вещества могут растворяться в воде.
Итог
- Молодцы ребята, все опыты мы провели! Теперь давайте повторим, какими свойствами обладает вода? У воды нет вкуса и запаха. Вода не имеет цвета.
Не все вещества могут растворяться в воде. Вода не имеет формы.
- Вода это ценный и важный продукт, который нужно беречь. Скажите можно прожить без воды? (Нет). Правильно, вода нужна всему живому на Земле, поэтому воду нужно беречь.










Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Участники - дети подготовительной группы 6-7 лет. Количество детей: 10-12 человек.

Цель: Расширение кругозора детей в части элементарных представлений об окружающем мире. продолжать знакомство детей с материалами, из которых делают различные предметы. Задачи:

Образовательная область:

Познание.

1.Познакомить детей со стеклом, его производством, свойствами, использованием, видами стекла. Закрепить знания детей о свойствах стекла, его использовании.

2.Закрепить понятие “вещество, выделять его среди различных предметов.

3.Формировать умения сравнивать два вещества (стекло и лед) между собой, выделяя общие и различные признаки.

4.Учить обследовать предметы, используя все анализаторы: зрительный, слуховой, тактильный.

5.Формирование навыков постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.

6.Закреплять навык исследовательской деятельности: умение выявить свойства и назначение стекла через проведение опытов.

7.Формировать представление об истории возникновения стекла.

8.Продолжать учить детей использовать в своей работе алгоритмы, карты наблюдений.

9.Воспитывать бережное и осторожное отношение к стеклу.

10.Формировать умение работать в строго отведенном времени, используя песочные часы.

Социально-коммуникативное развитие:

1.Сформулировать правила обращения со стеклянными предметами на основе полученных представлений.

2.Развивать интерес к экспериментированию, развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

3.Развивать навыки мыслительной деятельности, умение анализировать, выделять причинно-следственные связи.

4.Воспитывать у детей любознательность, аккуратность, серьезность при выполнении опытов.

Образовательная область:

Речевое развитие:

1.Развивать словарный запас детей за счет слов: вещество, словами, обозначающими свойства стекла.

2.Развивать умение рассуждать, доказывать свою точку зрения, используя речь – доказательство.

3.Формировать умение выделять в словах твердый и мягкий слог в словах.

Оборудование: Стекло, лед, алгоритмы: правила поведения, свойства стекла, получения стекла, исследование вещества, карты успеха, карандаши, весы 2 шт., песочные часы 2, мяч, мыльные пузыри, карточки, с изображением различных предметов, передники, чудесный мешочек с предметами, в названии которых есть твердый и мягки слог.

Предварительная работа: Игры с мыльными пузырями. Знакомство с профессией стеклодува, рассматривание предметов из стекла, знакомство с лупой, песочными часами.

Ход совместной деятельности

Педагог: Есть у мыльного пузыря и брат. (Показ мыльных пузырей) Ничуть на него не похожий. Вы с ним знакомы давным-давно, привыкли к нему и даже не подозреваете, что рядом с нами - настоящее чудо.

Подойдите к окну. Видите? (Ответы детей) Что это? Нет, не сосна. И не береза. О них речь впереди. Поближе. Ничего не видите? Оконную раму? Опять не то. Протяните потихоньку руку. Чувствуете, уперлась. Вот-вот, это оно и есть. Стекло.

Почему чудо? Да хотя бы потому, что его не видно. И не только нам. И зоркая птица, и глазастая муха не замечают стекла и с лету, с маху бьются об него. Его как будто и во все нет, а оно не пропускает ни холода, ни ветра. Зато свет проходит почти без всякой задержки. Отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем сегодня пойдет речь.

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударь - разобьюсь. (Стекло)

Сегодня мы с вами поговорим о стекле.

Ребята, а что вам приходит на ум, когда вы слышите слово “стекло”? (Ответы детей)

Стекло - экологически чистый, натуральный материал, не затрудняющий доступ света в помещение.

Стекло – это переохлажденная (очень густая) жидкость. Впервые его получили очень давно, предположительно в Сирии. Стекло, как известно, делается из песка, извести и соды. Слайд № 2

Стекло это вещество. Вспомните, что такое вещество? (ответы детей)

Правильно, веществоэто, из чего сделаны предметы и вещи.

Давайте встанем в круг. Кому я кину мяч, тот назовет знакомое вещество. Правильно: соль, сахар, воздух, вода, песок, глина, лед, дерево, резина и т.д. Подойдите к столу и возьмите по одной карточке, где изображены предметы. Рома, почему ты взял эту карточку? (На этой карточке изображен стол, который сделан руками человека.- предмет). По аналогии педагог спрашивает остальных детей.

Ребята, когда мы с вами смотрим на предмет, материал или вещество, что мы можем определить? (По мере проговаривания правил, выставляются карточки со свойствами предметов или можно заранее выставить алгоритмы) Правильно:

1. Название материала или вещества

2. Состояние,

5. Прозрачность.

6. Затем можно его понюхать и определить запах. Не забудьте о мерах предосторожности.

7. Если вещество съедобное, то определить вкус.

8. Легкое или тяжелое (если есть сомнения, то педагог проводит опыт на демонстрационном столе).

9. Растворимость.

10. Что из этого материала или вещества можно сделать?

Слайд № 3

Педагог:Вот перед нами лежат два вещества. Как они называются? Правильно, стекло и лед. Сегодня мы с вами сравним между собой эти два вещества и поможем нашим ученым определить их свойства. Наши с вами наблюдения помогут ученым сделать новые открытия. В картах успеха отмечены те задания, которые мы должны выполнить. Чтобы не забыть результаты, мы будем отмечать наши наблюдения в картах успеха.

Физкультминутка.

Улыбнись.

Вверх и вниз рывки руками,
Будто машем мы флажками.
Разминаем наши плечи.
Руки движутся навстречу. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)
Руки в боки.
Улыбнись.

Вправо-влево наклонись. (Наклоны в стороны.)
Приседанья начинай.
Не спеши, не отставай. (Приседания.)
А в конце - ходьба на месте,
Это всем давно известно. (Ходьба на месте.)

Ну вот, у нас снова хорошее настроение. И мы с вами разделимся на 2 группы. Одна группа будет проводить исследования со стеклом, а другая исследует лед. А потом мы сравним результаты.

Давайте с вами вспомним правила поведения, которые необходимо соблюдать при работе: Не кричать

  • Не трогать без разрешения
  • Работать только на своем месте
  • Не пробовать на вкус без разрешения
  • Соблюдать осторожность

Слайд № 4

А сейчас разделимся на группы. Вот у меня в руках чудесный мешочек, в котором лежат предметы, в названии в которых есть твердые и мягкие слоги. Те дети, которым попались слова с мягким слогом, подойдут к столу с зеленой карточкой. У кого предметы, в названии которых твердый слог – к столу с синей карточкой. Дети вытаскивают предметы и четко называют слово, выделяя нужны слог.

В каждой группе мы выберем научного руководителя. В конце вашей работы научный руководитель группы расскажет о том, что узнали, как делали.

Для того, чтобы исследования не затянулись я предлагаю использовать песочные часы. Вам всё понятно? Тогда приступайте к работе.

Самостоятельная деятельность детей под руководством педагога. А теперь наши научные руководители расскажут о работе своих товарищей.

1 группа

Мы провели опыты со стеклом и узнали, что стекло тоже твердое, но хрупкое. Мы рассматривали предметы, где есть небольшие трещинки. Стекло хорошо пропускает свет, оно прозрачное, т.к четко видны предметы, холодное, имеет вес, если по нему тихонечко ударить, то издает мелодичный звук и может иметь жидкое состояние, имеет форму, имеют применение. Слайд № 5

2 группа

Мы провели опыты со льдом. Мы взяли лед и решили проверить, твердый ли он. Узнали, что лед твердый, но он крошится, следовательно, он хрупкий, от тепла он тает, если потрогать, то лед холодный, прозрачный, но четко предметов мы не видим, пропускает свет, имеет вес, издает звук, если по нему тихонечко ударить. И самое главное лед получается из воды, имеет форму, имеют применение.

Слайд № 6

А теперь все вместе отметим, что у стекла и льда общее и чем они не похожи друг на друга. Слайд № 7

Общее: прозрачность, оба вещества холодные, имеют вес, пропускают свет, издают звук, могут иметь жидкое состояние, имеют форму.

Различие: лед непрактичен, т.к тает. А стекло нет. Прозрачность разная. Стекло более долговечно, чем лед. (Дети отмечают на доске маркером)

Где можно применить стекло? (Посуда, рама, экран телевизора, витрины т прилавки магазинов т.д.

Слайд № 8

А где можно применить лед? (При замораживании продуктов, в медицине, по льду зимой можно перейти реку, в спорте и т.д.)

Слайд № 9

Педагог: Ребята, какой можно сделать вывод?

Вывод: Применение этих веществ тоже различно, хотя у них есть общие свойства.

А теперь давайте поиграем. Что вы видите у меня на столе? Правильно, различные предметы. Из чего они сделаны. Правильно, из стекла. Игра заключается в том, что на слух вы должны определить, какой стеклянный предмет звучит. (Перед игрой педагог предлагает послушать, как звучит каждый предмет.)

Правила обращения со стеклянными предметами.

Как вы думаете, что надо сделать, если у нас что-то разбилось?

Ребенок:

Со стеклом будь осторожен
Ведь оно разбиться может.
А разбилось – не беда.
Есть ведь верные друзья:
Шустрый веник, брат – совок
И для мусора бачёк –
Вмиг осколки соберут,
Наши руки сберегут.

А теперь возьмем большой конверт, вложим в него наши исследования и отправим ученым.

В НОД использованы приемы и методы:

  • Работа детей малых в подгруппах, всей группой, индивидуально.
  • Прием совместной деятельности взрослого и ребенка.
  • Прием чтения алгоритмов.
  • Прием сравнения.
  • Прием исследовательских действий.
  • Словесный метод с использованием речи – доказательства.
  • Метод наблюдения
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Игровой метод.

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе

" Волшебница вода "

Воспитатель: Калиничева Анастасия Алексеевна

МБОУ «Устьвашская СОШ» СП-ДО «Детский сад «Колосок»

Цель: развивать исследовательскую деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: Познакомить детей с некоторыми свойствами воды; научить проводить несложные опыты с использованием простых средств и предметов; учить рассуждать, анализировать, делать выводы. З акрепить знания детей о значении воды в жизни человека, Дать детям почувствовать радость открытий, воспитывать любознательность и умение работать парами.

Ход занятия:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем. Сегодня мы с вами отправимся в лабораторию «Удивительных превращений». А вы знаете, что такое лаборатория? (ответы детей)

Лаборатория - это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты. А работают тут ученые и их помощники лаборанты. Давайте сегодня я буду ученым, а вы моими лаборантами и мы проведём несколько экспериментов.

А вот над чем мы будем ставить опыты и эксперименты, вы узнаете, отгадав загадку:

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять. (Вода)

Вода - одно из самых удивительных веществ на планете. Что такое вода? (ответы детей). Где можно найти воду? Ребята давайте мы с вами посмотрим на глобус. Что такое глобус? (ответы детей) Правильно это макет нашей планеты. Посмотрите на него и скажите какие цвета вы видите на глобусе? (ответы детей). Как вы думаете, что обозначено зеленым цветом? (ответы детей). А что означает голубой цвет на нем? (ответы детей). А какого цвета больше всего на глобусе? (ответы детей). Наша планета на 80% состоит из воды, а суша занимает всего 20% всей территории. Скажите, для чего нужна вода человеку? (ответы детей.) А как вы думаете, животным нужна вода? (ответы детей). Без воды живой организм долго не проживет, ведь мы больше чем на половину состоим из воды. Ребята, вы уже знаете много о воде, а сегодня познакомимся с её состояниями и некоторыми свойствами. Проходите в лабораторию.

Но прежде, чем мы с вами начнем делать опыты, необходимо изучить правила безопасного поведения в лаборатории:

1. Перед опытами нужно надеть фартуки, шапочки.

2.Приступай к опыту только после его объяснения и разрешения воспитателя.

3. Не брызгайся водой.

4. Ничего не бери в рот.

5. Во время опыта будь аккуратным, не отвлекайся, чтобы ничего не рассыпать, не пролить.

6. Содержи рабочее место в чистоте.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста а вода у нас какая? (ответы детей). А мне сегодня один ученый сказал, что вода густая. Это правда? (ответы детей). А какая? (ответы детей). Ж идкостью называют вещество, которое обладает подвижностью и текучестью. Давайте мы с вами докажем, что вода жидкость? (ответы детей) Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Что происходит? (ответы детей). Значит, какая вода? (жидкая). Теперь сделайте глоток. У воды есть вкус? (ответы детей). Значит вода, какая? (безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли запах у воды? (ответы детей). Значит, вода не имеет запаха. Давайте теперь опустим бусинку в наш стакан с водой. Мы видим эту бусинку? (да) Значит вода какая? (прозрачная, бесцветная) Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
Теперь сделаем вывод: Вода - жидкая, прозрачная, не имеет запаха и вкуса.

Скажите ребята а вода всегда только жидкая? (ответы детей). Возьмите теперь маленький стакан. Что там лежит? (лед) Возьмите его в руку, какой он? (ответы детей). Смотрите, он же тает. Во что превращается лед? (в воду) Значит лед это тоже вода? Вода может быть в твердом состоянии. Кладем лед в стакан, вытираем руки салфеткой.
Вывод детей: Вода, когда замерзает, становится твердой.

Воспитатель: А еще вода бывает в газообразном состоянии. Кто знает как это? (ответы детей). Давайте с вами посмотрим на наш термос. В нем налита горячая вода. Давайте нальем ее в кружку. Смотрите что появилось над кружкой? (ответы детей. А что такое пар? (ответы детей). Давайте мы с вами накроем кружку крышкой, и немного подождем. Что появилось на крышке? (капельки воды). Какой вывод можно сделать из этого? (ответы детей). Где мы в жизни можем встретить пар? (ответы детей)

А теперь мы немного разомнемся. Выходим в центр группы и встаем в круг
Физкультминутка:

К речке быстро мы спустились (шагаем на месте),

Наклонились и умылись (наклоны вперёд, руки на пояс),

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши),

Вот так славно освежились (встряхиваем руками).

Делать так руками нужно:

Вместе раз - это брасс (круги двумя руками вперёд),

Одной, другой - это кроль (круги руками поочерёдно),

Вот поплавали мы с вами,

Вышли на берег крутой (шагаем на месте) и отправились домой.

Воспитатель: Я знаю еще один очень интересный опыт. Поднимите руки, кто из вас любит плавать. (Дети поднимают руки). Скажите, где вы плавали? (Дети: в бассейне, на речке, в море, в озере, на пруду). А кто из вас плавал в море? А вы знаете что в море очень легко плавать. А кто знает почему? (Дети: в море вода соленая, она лучше держит), абсолютно верно, друзья мои, и мы подтвердим это с вами следующим экспериментом.
В одной банке - простая вода, а в другую - добавляется соль. В пресной воде - яйцо тонет, а в соленой - плавает.

Какой вывод можно сделать: в соленой воде плавать легче, вода с солью выталкивает на поверхность.
Ребята скажите, а любую воду может пить человек? (ответы детей). Ребята, подойдите ко мне, посмотрите внимательно. В этом стаканчике находится грязная вода. Скажите, мы можем сделать так чтобы вода стала чистой? (ответы детей). А как? (ответы детей). Что используют для очистки воды? (фильтр).Сейчас мы с вами попробуем очистить воду от грязи. Пододвинте к себе пустой стаканчик и стаканчик с грязной водой. На пустой стаканчик положите промокашку. С ее помощью мы попробуем очистить воду. И потихонечку перелейте воду из одного стаканчика в другой. Что стала с водой? (ответы детей). Наша вода прошла через наш фильтр а вся грязь осталась на фильтре. Какой вывод можно сделать? Грязную воду можно фильтровать, и она станет чистой.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы справились со всеми опытами. Какой опыт вам понравился больше всего? (ответы детей).

Воспитатель: Вода добрый друг и помощник человека. Я предлагаю послушать стихотворение Натальи Рыжовой «Волшебная вода».

Вы, слыхали о воде?

Говорят она везде!

Вы в пруду ее найдете,

И в сыром лесном болоте.

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить:

Без нее нам не прожить!

Воспитатель: Действительно, без воды, невозможно жить на земле, поэтому воду надо беречь и охранять. А как можно охранять воду? (вовремя закрывать кран, лишнего не тратить, не бросать мусор в речку самим, запрещать другим).

А сейчас я хочу вручить моим маленьким лаборантам памятные медали.

Впереди нас ждут много новых открытий , поэтому до новых встреч в лаборатории «Удивительных превращений».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх