Немые люди: причины безмолвия. Язык немых
Почему человек не смотрит в глаза? Существует распространенное мнение, что он говорит неправду и умышленно скрывает взгляд, чтобы не выдать свои настоящие намерения. Это вполне может быть правдой, но есть еще ряд причин, из-за которых собеседник специально избегает зрительного контакта. Человек может не смотреть в глаза из-за особенностей своего характера, темперамента, недостатка смелости, либо неуверенности в себе. Качества, формирующие личность в каждом из нас выражены по-разному, это и влияет на то, настолько человек коммуникабелен и как себя ведет при разговоре.
Человек при разговоре не смотрит в глаза - основные причины
Банальная стеснительность
Данный факт подтвержден научными исследованиями. Человек знает, что взгляд может выдать чувства, поэтому преднамеренно отводит его. Многие влюбленные стараются скрыть свой повышенный интерес, потому что боятся, открыто заявить о своих чувствах либо ждут подходящего момента. Если при этом ваш собеседник в дополнение краснеет и начинает говорить какую-нибудь ерунду, то влюбленность здесь налицо!
Неуверенность в себе
Таким людям сложно общаться с другими, потому что они постоянно переживают о том, что о них подумают. Неуверенный человек редко смотрит в глаза, и часто делает это украдкой, потому что он сильно обеспокоен своими душевными переживаниями и думает, как лучше всего будет вести себя при разговоре.
Тяжелый неприятный взгляд собеседника
Таких людей часто именуют энергетическими вампирами, которые словно нарочно «буравят» своим взглядом, желая подавить и показать свое превосходство. Тяжелый, пристальный взгляд оппонента словно пронизывает собеседника, причиняет дискомфорт и вызывает неприятные эмоции. В данных случаях зрительный контакт дается очень сложно, поэтому многие пытаются его избежать, к примеру, опустив глаза в пол.
Раздражение
Некоторых персон могут утомлять попытки тесного зрительного контакта со стороны собеседников, они думают, что их пытаются уличить в чем-то нехорошем и испытывают неприятные эмоции и раздражение по этому поводу.
То, что говорит собеседник, абсолютно не вызывает интереса
Если отведенный равнодушный взгляд комбинируется с позевыванием, а тот с кем вы разговариваете, часто посматривает на часы, значит, стоит поскорей прекратить этот диалог, так как он является нерезультативным. В данном случае смысл вербального и невербального обмена информацией отсутствует.
Интенсивный информационный поток
За несколько секунд тесного визуального контакта можно получить очень большой объем информации, который приравнивается к многочасовому откровенному общению. Поэтому даже при доверительной беседе друзья иногда отводят взгляд, чтобы отвлечься и переварить полученную информацию.
Почему человек закрывает глаза при разговоре?
Прищуренный взгляд означает точную концентрацию внимания на определенном объекте. Суженный напряженный взгляд может говорить о повышенной склонности к критике и недоброжелательности, а также выдавать черствость данного человека. Прикрытые наполовину веки собеседника при разговоре указывают на его завышенную самооценку, высокомерие, чванливость, и полную инертность к происходящим событиям.
Если собеседник без особого напряжения закрывает глаза, не зажмуривая их, значит, он пытается абстрагироваться от внешних событий. Такая самоизоляция помогает хорошо сосредоточится на обдумываний какой-то задачи, поразмышлять о предстоящих событиях и насладиться чувственными визуальными образами.
Рассматривая ситуацию в комплексе, вполне можно понять, почему человек прячет глаза при разговоре.
В редакцию «Фомы» пришло письмо. Мы решили, что это тот случай, когда надо просто опубликовать его полностью. И без всяких комментариев.
Здравствуйте, я работаю дистанционным учителем в Мордовии, у меня есть ученик, Дарькин Алексей, который болен тяжелой формой ДЦП: он не говорит, не ходит, но он очень способный. Долгое время врачи считали его необучаемым, но мама поняла, что Алексей умеет читать и обладает отличной памятью. Лидия Александровна добилась того, что Алексей был зачислен в школу и принял участие в дистанционном образовании.
В процессе обучения у Алексея проявились творческие способности: он пишет стихи и короткие рассказы. Некоторые рассказы были опубликованы в республиканской прессе.Может быть, возможно опубликовать его произведения в журнале или разместить на портале? Буду рада, если вы подскажите, куда можно еще обратиться. Публикации важны и для Алексея, и для его мамы, это для них своеобразный знак, что общество их принимает.
С уважением, Чушникова Наталья Викторовна
Алексей Дарькин
Три коротких Лешиных рассказа:
Осенний листочек
Я хочу рассказать про маму, ее ужасно тяжелую жизнь.
Мама - самое дорогое, что у меня есть. Она мои руки, ноги и порой голова, я только подумаю о чем-то, а мама уже знает. Как похожа она на листочек осенний, сорванный ветром, кружит-кружит, но земли не коснется. Сколько сил тратит на меня днем и ночью - я один знаю. Просыпаюсь утром, даже когда пасмурно и льет дождь, вижу солнце, мое солнце и только мое, - мама.
Я люблю маму и благодарен за все, что она делает для меня. Все говорят: «Как она терпит», - улыбнется в ответ и скажет: «Я не терплю - я люблю», - это про меня она так. Как радостно после таких слов, словно ручеек журчит мамин голос и эхом повторяется в голове: «Не терплю-люблю…»
У меня самая сильная, терпеливая мама и очень добрая. Бывает, ругается на меня, но всегда просит прощения, а я не обижаюсь, знаю, что любит.
От осенних листьев шороха тоже много, но они дарят нам самые яркие впечатления и красоту - как мама. Я счастлив, что она у меня есть!
Смех
Смех. За окном колокольчиком заливается радостный смех. Ребята возвращаются домой. Закончились в школе уроки, идут гурьбой, кидаются снежками, им весело. Какое счастье идти на своих ногах!
Человек, радуйся жизни, хотя бы потому, что ты ходишь. Я готов умереть ради одного дня, который прожил бы самостоятельно, без помощи других. За этот день я почувствовал бы радость жизни.
Знаю, чудо не произойдет, но я не унываю, бывают минуты слабости, стараюсь глупые мысли заменить учебой.
Самая светлая радость - учеба. Жду, каждый день жду встречи с учителями. Они мои родники, пытаюсь утолить жажду, все больше и больше пью чистую, прохладную воду из моих родников. Они, не жалея сил, раздают свет знаний, превращая своих учеников в реки.
Пропавшее завтра
Лето в этом году очень теплое. Каждый день купаюсь в бассейне, он огромный, много в нем воды, даже нырять можно.
Не очень далеко от нашего дома, под горкой на лугах, течет быстрая, хрустально-прозрачная речка. Слышны голоса купающихся ребят, а я на коляске не могу добраться до убегающей от меня голубой водицы. Мой путь преграждают овраги, по которым люди спокойно переходят, я же никак. Хотя безумно хочется вдоволь поплавать и поплескаться в чистой прохладной воде. Раньше я часто бывал на речке, когда был поменьше, наверное, переносить меня через овраги было легче.
Несколько дней назад мы с мамой гуляли по улице, это было вечером, вот-вот должны звездочки на небе появиться. К нам подошли два взрослых парня, я их знаю, они местные, одного из них зовут Игорь, он подошел и сказал маме: «Можно я завтра Лешу возьму на речку? - это значит меня. - Женю возьму, и Леша пусть с нами поедет, с коляской не пройдете, а на машине проедем».
Женя это парень из нашей деревни, он после аварии ходить не может, так же, как и я, сидит в коляске.
От счастья, что возьмут на речку, радость переполнила. Мама согласилась. Как ждал я завтрашнего дня! Ночью сон приснился: бегу по воде на своих ногах, а люди смотрят и удивляются.
Утром проснулся рано, дождь лил как из ведра. Несколько дней шли дожди. Как ненавидел я этот дождь и тучи, хотя он был теплым и все его давно ждали. Из-за непогоды пропало мое завтра, которого я так ждал.
Дожди прошли, на улице жара, снова плаваю в бассейне, слышен радостный смех из-под горки, где протекает и серебрится голубая речка, а я все жду, когда меня парни повезут. Они забыли, наверное, про меня. Может, вспомнят когда-нибудь.
Не откроем большую тайну, если скажем, что все люди ведут беседы с собственным Я. Обычно это монолог, который никто не слышит, иногда мужчины и женщины выражают свои мысли вербально, не имея рядом слушателя. Обратив внимание на такую особенность, не стоит паниковать и думать о психических отклонениях. В большинстве случаев, по утверждению компетентных ученых, разговор с самим собой не считается патологией. Это, скорее, естественный способ защититься от одиночества и вербально выплеснуть накопившиеся эмоции. Однако бывают ситуации, когда подобное общение становится явным сигналом о неполадках с психикой. Как понять, если человек разговаривает сам с собой вслух, это диагноз или норма поведения?
Особенности вербальной коммуникации
Многие люди приходят к психологу с жалобой: «Сам с собой разговариваю!». Они ищут помощи у квалифицированных специалистов, считая подобное поведение признаком серьезного нервного расстройства. Чтобы разобраться, почему человек разговаривает сам с собой вслух или мысленно, врач проведет большую опросную работу, пытаясь отличить норму от отклонения. По результатам исследований будут приняты соответствующие диагнозу меры.
Прежде чем делать выводы, необходимо определить, что называют нормальным поведением, а в каких случаях можно говорить о развивающемся психическом расстройстве.
Внутренний монолог
Для замкнутых интровертов разговаривать с самим собой – это нормально. Люди данного психотипа неохотно идут на контакт с окружающими, не позволяют посторонним проникать в их личную жизнь, они живут в собственном гармоничном мире. Они зачастую не нуждаются в собеседнике, предпочитая переживать все ситуации мысленно, обсуждая их причины и последствия в голове.
Внутренние диалоги ведут и общительные индивидуумы. Человек говорит сам с собой с самого детства, как только научился понимать происходящие вокруг него изменения. Психологи утверждают, что подобные разговоры способствуют непрерывному развитию личности, помогают привести в порядок мысли и принимать верные решения. Во время внутреннего общения улучшается функционирование мозга, благодаря чему полученная информация быстрее воспринимается и обрабатывается, наблюдательность и внимательность повышаются в несколько раз. По мнению ученых, люди, проговаривающие проблему про себя, являются более успешными в жизни чем те, кому такие разговоры не свойственны.
![](https://i0.wp.com/novoevmire.biz/wp-content/uploads/5beae89926a225beae89926a64.jpg)
Разговор вслух
Разговоры с самим собой – первый признак одиночества. Они заменяют человеку реальное общение, но необходимость в подобных беседах исчезает при появлении интересного собеседника. Нормально ли разговаривать с самим собой вслух?
Специалисты утверждают, что вести подобный монолог полезно – это помогает стимулировать мозговую деятельность, процессы восприятия и усвоения информации стремительно активизируются. Проговаривая любую проблему вслух, человек быстрее поймет, какие действия предпринять для ее решения.
Беседа с мнимым собеседником
Гораздо более серьезные опасения вызывает ситуация, если человек разговаривает сам с собой, воображая собеседника. Он ведет диалог с невидимым окружающим оппонентом, отвечает на вопросы или задает их самостоятельно. Такое странное поведение является признаком психологического расстройства. В состоянии психоза больные индивидуумы могут представлять опасность для себя и близких людей, их действия невозможно предсказать или проконтролировать.
Слуховые галлюцинации – основной симптом расстройства психики
В норме, если мужчина или женщина заявляют: «Я разговариваю сам с собой вслух, заучивая учебный материал, желая оценить свои действия или выразить сомнения». Это означает, что они хотят полноценно усвоить или осознать информацию, проговорив ее. Подобное поведение у специалистов не вызовет никаких претензий.
![](https://i0.wp.com/novoevmire.biz/wp-content/uploads/5beae8997b7dd5beae8997b820.jpg)
Другое дело, когда не замечая никого вокруг, человек заговаривается – причины этого явления могут быть в неправильной работе психики. Слуховые галлюцинации являются ложным восприятием действительности, реакцией на внешний раздражитель, которого в реальности не существует. Психически нездоровая особь слышит голоса, отвечает им и ведет беседу с невидимым собеседником. Эти тревожные симптомы подтверждают необходимость показать индивидуума врачу, который сможет поставить правильный диагноз, проанализировав жалобы и общее поведение пациента.
Болезнь, когда человек разговаривает сам с собой, может развиться по следующим причинам:
- продолжительная депрессия;
- сильный стресс;
- нарушение режима сна и отдыха;
- постоянное психическое напряжение;
- неправильный образ жизни;
- высокая тревожность;
- отсутствие радостных событий;
- пессимистический настрой.
Стойкие слуховые и визуальные галлюцинации могут быть симптомами серьезных психических заболеваний – шизофрении или раздвоения личности. Это тяжелые болезни, в результате которых мужчины и женщины теряют связь с реальным миром. Однако, не стоит спешить самостоятельно диагностировать заболевание у себя или знакомых. Только специалист в области психиатрии может разговор с самим собой вслух связать с неутешительным диагнозом.
![](https://i1.wp.com/novoevmire.biz/wp-content/uploads/5beae8b9416245beae8b94179b.jpg)
Разговор с собой – признак психоза
Когда человек разговаривает сам с собой, не ожидая ответа, то это может быть ранним симптомом шизофрении. Конечно, если он что-то бормочет себе под нос всего лишь день или два, то это еще вовсе не обязательно признак патологии. А вот если кто-то смеется без всякой на то причины, или если ведет беседы вслух в течение довольно длительного периода, и все это наряду с другими поведенческими отклонениями – такими как галлюцинации, социальная изоляция, эмоциональные расстройства, странное поведение, — то этот человек, без сомнения, нуждается в срочной консультации психиатра.
Наиболее характерное проявление психоза – наличие галлюцинаций. Галлюцинация – это ложное восприятие действительности в любой из пяти сенсорных модальностей, когда внешнего раздражителя в действительности не существует, но люди, подверженные галлюцинациям, видят, слышат или ощущают несуществующий объект. Галлюцинации могут возникать в сумеречном состоянии между сном и пробуждением, в бреду, белой горячке или при истощении; они так же могут быть вызваны под гипнозом. Наиболее часто галлюцинации бывают именно визуальными.
Стойкие галлюцинации характерны для шизофрении. При одном из видов этого заболевания больные люди считают, что слышат обвиняющий командный голос, на который они реагируют в полной панике, с проявлением полного послушания либо с попыткой самозащиты или даже самоубийства. Несколько отличаются от галлюцинаций иллюзии – если галлюцинации возникают без какого-либо стимула извне, то для иллюзий характерно ложное восприятие фактического стимула.
Шизофрения – это тяжелое психическое заболевание, которое характеризуется разнообразными симптомами. Среди них можно назвать потерю контакта с реальностью, уже называвшееся выше странное поведение, неорганизованные мышление и речь, снижение эмоциональной выразительности и социальную изоляцию. Обычно у одного больного встречаются не все, а только некоторые из симптомов, и у каждого человека комбинация этих симптомов может быть индивидуальной.
Сам термин «шизофрения» происходит от греческих слов «шизо» (что означает «расщепляю») и «френо» («ум, душа»), и его можно перевести как «разделение души». Однако, вопреки довольно распространенному мнению, шизофрения не может быть отнесена к человеку с раздвоением личности или с синдромом множественной личности.
В чем разница между шизофренией и раздвоением личности?
Часто шизофрению и раздвоение личности путают, и некоторые люди считают, что это одно и то же. На самом деле это два совершенно разных заболевания. Шизофрения – это расстройство функционирования мозга; некоторые люди уже рождаются с таким расстройством, ведь его можно унаследовать. Но симптомы заболевания обычно не развиваются в течение многих лет. У мужчин симптомы начинают проявляться в позднем подростковом возрасте или в возрасте двадцати лет; для женщин характерно проявление симптомов между двадцатью и тридцатью годами. Бывает, конечно, что симптомы шизофрении появляются в детском возрасте, но случается такое крайне редко.
Когда человек страдает шизофренией, он испытывает галлюцинации и бред, видит вещи, которых не существует, разговаривает с кем-то, кого видит вполне отчетливо, верит в вещи, которые никоим образом не соответствуют действительности. Например, он может видеть демонов, которые садятся вмести с ним за стол во время обеда; или может вполне искренне верить, что он является божьим сыном. Люди с такими нарушениями также страдают от неупорядоченного мышления, снижения концентрации внимания и от проблем с фокусировкой. Они также теряют способность проявлять инициативу и составлять и осуществлять какие-то планы. Как правило, такие люди не могут быть социально адаптированы.
Зачастую человек, страдающий шизофренией, считает, что голоса, которые он слышит, существуют для того, чтобы контролировать его или причинить вред. Ему, вероятно, становится очень страшно, когда он слышит их. Он может часами сидеть без движения и говорить, говорить… Человек здравомыслящий, наблюдая за больным шизофренией, не уловит ни капли смысла в его речи. Некоторые люди с подобным расстройством выглядят вполне адекватными; но это только до тех пор, пока они не начнут говорить, и чаще всего – говорить сами с собой. Еще шизофрения отмечена неуклюжими, нескоординированными движениями и неспособностью заботиться о себе в достаточной мере.
Основным различием между шизофренией и раздвоением личности является то, что последнее нарушение не является врожденным. Это психическое состояние вызывается определенными событиями, которые происходят в жизни человека, и связаны они, как правило, с некоторыми психологическими травмами, полученными в детстве. Это может быть, например, физическое или сексуальное насилие. У людей с этим заболеванием как бы развиваются дополнительные личности, как способ справиться с травматическим событием. Чтобы было диагностировано раздвоение личности, человек должен иметь по крайней мере одну альтернативную личность, которая значительно контролирует его поведение.
Всего у одного больного может развиться до ста личностей, но в среднем их число составляет десять. Это могут быть «дополнительные» личности того же пола, другого пола либо обоих полов одновременно. Иногда разные личности одного и того же человека даже принимают различные физические характеристики, такие как определенный способ передвижения или разный уровень здоровья и выносливости. Но вот депрессия и попытки членовредительства могут стать общими для всех граней личности одного и того же человека.
Есть несколько признаков, которые одинаковы и для шизофрении, и для раздвоения личности. Пациенты с шизофренией могут иметь галлюцинации; в то время как люди с раздвоением личности не всегда их испытывают, все же примерно у трети пациентов галлюцинации тоже отмечаются. Раздвоение личности может вызвать проблемы с поведением и трудности с концентрацией во время учебы в юном возрасте; это может сбить с толку специалистов, которые иногда путают такое расстройство с шизофренией, так как она развивается и проявляется тоже чаще всего в подростковом возрасте.
Как видите, если человек разговаривает вслух с невидимым собеседником, это может быть признаком весьма серьезного состояния. Поэтому вы должны сделать все возможное, чтобы близкий вам человек как можно скорее получил необходимую помощь – иначе он может нанести себе непоправимый вред!
Если человек разговаривает сам с собой вслух – диагноз психического заболевания на лицо или такое поведение нормально? Все зависит от особенностей этих «бесед», их частотности и присутствия других симптомов.
Как известно, все люди без исключения ведут внутренние диалоги. Это совершенно нормально, ведь таким образом протекают мыслительные процессы. Иногда кусочки внутренних бесед «вырываются» наружу, в чем тоже нет ничего страшного. К примеру, человек что-то долго обдумывал, искал ответы на какие-то вопросы и, наконец, нашел. Радость по данному поводу переполняет его, и он кричит что-то типа «ура», «я молодец» и т.д. Такое периодически случается с каждым.
Некоторые люди сопровождают бормотанием сложную работу, проговаривая вслух определенные вещи, чтобы не «потерять» из вида или не запутаться. Если при этом они отдают себе отчет в том, что говорят сами с собой, то ни о каком психическом заболевании не может идти и речи. Просто безобидная индивидуальная особенность.
Но бывают и другие случаи. К примеру, человек на полном серьезе беседует с кем-то видимым только ему – с каким-то несуществующим собеседником. Он задает вопросы и «слышит» на них ответы, реагируя соответствующим образом. Или просто ведет монолог, обращаясь к кому-то, кого на самом деле рядом нет.
Либо же человек как-бы играет несколько ролей, меняя голос, интонацию, выражение лица. То есть, раздваивается, и устраивает «театр одного актера», не осознавая этого, а искренне считая, что его два или даже три. Этот и предыдущий случай – уже не норма. Скорее всего речь идет о психическом заболевании под названием шизофрения.
Данный термин имеет греческое происхождение и переводится как разделение ума. «Шизо» – расщепляю, «френо» — ум, душа. Недуг представляет собой потерю контакта человека с реальностью, утрату стройности мышления, что, естественно, отражается на поведении. Одним из основных симптомов шизофрении являются галлюцинации. Вот они то, собственно, и становятся причиной бесед с самим собой.
Человеку может казаться, что он кого-то видит или просто слышит голоса. Зачастую последние бывают командными и приказывают больному что-то сделать. В итоге страдающий шизофренией может совершать самые страшные поступки – вплоть до убийства или самоубийства. Чтобы вовремя распознать болезнь и оградить человека от опасности, близким следует быть внимательным к малейшим проявлениям недуга. И регулярные беседы с самим собой – одно из них.
Таким образом, мысли вслух могут быть как вариантом нормы, так и симптомом психической патологии. Если человек разговаривает сам с собой иногда и осознает это, то беспокоиться не стоит. Если же имеют место беседы к кем-то, кого на самом деля рядом нет, стоит обратиться к врачу.
Инструкция
Для занятий с больными, которые не могут говорить, можно использовать детское лото или букварь. Нужно четко и медленно называя предмет, попросить больного его на – сначала называя один предмет, затем – два, потом – три сразу, чтобы больной тренировал память. За одно занятие больного просят показать не более 15 вещей, с небольшими перерывами после каждого задания.
Больные с сенсорной афазией плохо различают слова, близкие по звучанию. Поэтому для таких слов нужно сделать схематические рисунки, подписав их, например: «дом», «том», «бочка», « ». Во время занятий попросите больного показать названый вами рисунок или подпись к нему.
Восстановить речь после инсульта помогает упражнение по выписыванию из книги или газеты слов, начинающихся на сходно звучащие звуки, например: «б»-«п», «д»-«т», «в»-«ф». Эти занятия тренируют восприятие речевых звуков.
Хорошим способом восстановления речи для перенесших инсульт является пение песен, которые хорошо знакомы больному. При этом пациент должен смотреть на губы того, кто поет, и стараться повторять слова.
После того, как больной сможет правильно произносить слова, начинайте заниматься повторение предложений, например, попросите его повторить «дай носовой платок», «принести мне чашку». Нужно вызвать у больного интерес к самостоятельным занятиям. Можно дать ему задание заполнить пропущенные в предложениях. Например: «Собака лакает... миски», «Птица сидит... ветке».
Перенесшим инсульт людям не рекомендуется смотреть телевизор более 2-х часов в день. Передачи лучше выбирать только положительные и те, которые интересуют больного. Если человек любит , то просмотр спортивных передач будет побуждать его к комментариям, что принесет большую пользу в восстановлении речи.
Занимаясь с больным человеком, нужно проявлять такт и терпение. Не стоит исправлять сразу все ошибки пациента, а лишь 3-4, а за малейшие успехи обязательно нужно хвалить.
Источники:
- восстановиться после инсульта
Реабилитационные мероприятия, проводимые после инсульта , при правильном использовании помогают существенно восстановить работоспособность пациента и вернуть его к нормальной жизни. Но при этом необходимо учитывать постепенность нарастания нагрузок, использование адекватных схем применения медикаментов и постоянное врачебное наблюдение.
Инструкция
До начала проведения реабилитационных мероприятий обязательно нужно провести полное и комплексное обследование пациента – это позволит определить уровень состояния его здоровья и степень повреждения функций нервной и других систем организма после инсульта .
Обязательно подбирается эффективная медикаментозная , включающая препараты, воздействующие на патологию, ставшую причиной возникновения инсульта . Помимо этого, обязательно назначение препаратов, которые влияют на обменные процессы в клетках головного мозга (увеличивают устойчивость клеток к гипоксии и травме). Также следует использовать лекарственные вещества, восстанавливающие нормальное функционирование пораженных функций – улучшающие нервно-мышечную , способность клеток генерировать соответствующие импульсы.
Даже в остром периоде инсульта обязательно должны с осторожностью проводиться мероприятия, которые будут препятствовать развитию опасных осложнений; пациентов следует обязательно переворачивать в постели, обеспечивать адекватную вентиляцию легких. Пролежни и пневмонии, возникающие вследствие постоянной неподвижности больных, гораздо легче предупредить, чем потом лечить.
Для реабилитации обязательно привлечение «узких» специалистов – массажистов, физиотерапевтов, логопедов – это позволит применять самые современные и совершенные методики восстановления.
При реабилитации в настоящее время все большее значение придается современным научным технологиям и разработкам – применение этих методик позволяет восстановить даже те функции организма, которые утрачены вследствие глубокого или обширного поражения нервной системы. Создаются специальные компьютерные программы для восстановления и воспроизведения речи, программы стимулирования тонкой моторики конечностей.
Сама реабилитация – процесс достаточно длительный, во время которого возможны улучшения и ухудшения общего состояния пациента, поэтому для коррекции психологических проблем желательно привлечение квалифицированного психолога и психотерапевта.
Видео по теме
Инсульт – острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульт не относится к определенному заболеванию, это - состояние, которое может возникнуть при множестве болезней сосудов, сердца и крови. Для его успешного лечения необходимо точная диагностика причин удара и их лечение. У одних это может быть гипертония, у других – мерцательная аритмия, третьи страдают от сахарного диабета, еще у кого-то – сочетание недугов, но конечный итог сосудистых нарушений – инсульт мозга.
Инструкция
Для того чтобы ускорить послеинсультное восстановление, необходимо выполнение комплекса мероприятий, направленных на возвращение больного к нормальной жизни. Это – лечебное питание, построенное по принципу ограничения жирной, высококалорийной, насыщенной холестерином, сахаром и легкоусвояемыми углеводами пищи. Также терапия движением и фитотерапия.
Морская рыба, растительные масла, овощи, фрукты, ягоды и сухофрукты, овсяная каша на воде, гречневая крупа, размолотая и залитая кефиром, свежеприготовленный фруктовый сок, разведенный пополам с водой и морсы из ягод без сахара – это рацион питания минимум в течение 2 месяцев после удара. В небольшом количестве можно вводить в рацион – белое мясо птицы без кожи, постную говядину отварную, хлеб из отрубей и ржаной муки, речную рыбу (не чаще 2-х раз в неделю), чай без сахара.
Терапия движением стоит по важности на месте после лечебного питания. Необходимо выполнение эрго- и кинезетерапевтической системы специальных гимнастических упражнений. Без их выполнения невозможно вернуть двигательную активность и навыки бытового самообслуживания больного.
Квас из свеклы
Одну свеклу средних размеров очистите от кожуры, нарежьте небольшими кусочками и положите в 2-х литровую банку. К свекле добавьте 120 г сахарного песка, 5 г соли, 3 кусочка ржаного хлеба и 1 ст.л. сметаны. Затем содержимое банки залейте кипятком и оставьте настаиваться в теплом месте на 3-4 дня. Готовый свекольный квас употребляйте 2-3 месяца по 4 раза в день за час до еды. Необходимо начинать лечение квасом с 1 ст.л. и увеличить до ½ стакана.
Настой из шиповника и лука
Измельчите 2 ст.л. сухих ягод шиповника и 2 ст.л. шелухи луковиц, залейте все 1 литром прохладной воды и доведите смесь до кипения. Далее оставьте смесь настаиваться в теплом месте 8-9 часов. После того, как смесь настоялась, процедите и добавьте свежевыжатый сок 1 небольшого лимона. Готовый настой пейте в течение дня маленькими порциями на протяжении 1 месяца.
Видео по теме
Тяжелые осложнения типичны для такого заболевания, как инсульт. Спрогнозировать течение болезни практически невозможно, как и то, будут ли полностью восстановлены потерянные функции. Правильный уход позволяет облегчить состояние больного и не допустить развития дополнительных осложнений, вызванных отсутствием двигательной активности.
Инструкция
Инсульт - это тяжелейший удар для организма, так как страдает центральная нервная система, то есть мозг. Люди, пережившие инсульт, как правило, испытывают на себе этого события на протяжении всей последующей жизни. Осложнения после обуславливаются степенью и локализацией пораженных клеток мозга. В редких случаях последствия инсульта практически незаметны, но в большинстве своем больные становятся , и лишь длительное профессиональное лечение позволяет частично или полностью восстановить те или иные функции организма. Наиболее распространенными последствиями инсульта является полная или частичная парализация тела, кома, потеря речи, потеря контроля над отдельными группами мышц и т.д. Кроме того, больных подстерегают и другие последствия болезни, в том числе тромбозы, пролежни и воспаления легких, которые также составляют серьезную опасность для жизни.
Самым тяжелым осложнением инсульта является паралич. Полный паралич у людей, переживших инсульт, встречается редко. Как правило, имеет место левосторонний или правосторонний паралич, в зависимости о того, какая половина мозга была поражена. Кроме того, состояние больных осложняется изменением восприятия, потерей чувствительности, ухудшением координации движений. В этом случае требуется длительное лечение и реабилитация, основой которой является массаж и лечебная гимнастика. Паралич вызывает дополнительные осложнения, заключающиеся в появлении пролежней и тромбозов.
Образование пролежня - это процесс отмирания тканей в местах, где кожа находится под давлением. Такие процессы вследствие длительного лежания или сидения, сопровождающихся полным отсутствием движения мышц. В пораженных областях кожи и мышц наблюдается частичное снижение кровоснабжения. Очень важно контролировать состояние кожи больного и не допускать образования пролежней, так как такие трофические изменения крайне тяжело поддаются лечению, а кроме того, служат воротами для попадания болезнетворных бактерий, способных усугубить состояние больного.
Отсутствие движения и напряжения мышц также сказывается и на кровеносных сосудах. Лежачее положение является предрасполагающим фактором для образования тромбов. Тромбы - это сгустки крови, которые, как правило, образовываются в глубоких венах ног. Оторвавшийся тромб в процессе движения вызывает сильные боли. Дойдя до сердца, тромб может вызвать инфаркт миокарда. В случае если тромб прошел через сердце, он может попасть в легкие, вызвав легочную эмболию, а при попадании в мозг повторный инсульт.
Обратите внимание
Правильный уход за человеком, перенесшим инсульт, позволяет минимизировать риск появления вторичных осложнений, то есть тромбоза и пролежней. Когда речь идет о последствиях инсульта, очень сложно спрогнозировать, как долго человек будет восстанавливать поврежденные функции организма.
Полезный совет
Первичные осложнения, вызванные инсультом, требуют серьезного подхода в плане лечения. Продолжительность пребывания больного в том или ином патологическом состоянии зависит от индивидуальных особенностей организма.
Очень часто перенесшие инсульт люди не уделяют должного внимания восстановительному периоду. Они начинают жить в привычном темпе, что чревато печальными последствиями. Стоит знать несколько основных правил поведения
«Если человек не может говорить, это не значит, что ему нечего сказать»
В настоящее время специалисты не говорят об аутизме как о единой патологии. Считается, что существуют расстройства аутистического спектра, подвиды аутизма, с гетерогенной природой заболевания.
Такой ребенок не контактирует с окружающими, он замкнут, отгорожен, живет в собственном мире, погружен в собственные фантазии. Для определения аутизма недостаточно одного этого симптома, требуется наличие характерной триады: недостаток социальных взаимодействий, коммуникативные нарушения, специфические интересы и стереотипное поведение. Для такого ребенка характерна своеобразная речь, по типу повторения услышанных фраз, он не произносит слово «Я». Некоторые дети вообще молчат, это так называемый полный мутизм.
При аутизме всегда страдает интеллект ребенка. Умственные способности неоднозначны и во многом определяются формой аутизма и степенью выраженности основных проявлений или степенью тяжести. Так, при типичном варианте (синдроме Каннера) это может проявляться как уровнем задержки умственного развития, так и умственной отсталостью. Единственная форма аутизма, при которой интеллект грубо не страдает, - синдром Аспергера. Такие дети не отстают в развитии от своих сверстников, они могут учиться в обычных школах, несмотря на имеющиеся особенности поведения, часть детей заканчивает и высшие учебные заведения, из них вырастают талантливые художники, музыканты, ученые.
Пик выраженности симптомов аутизма - дошкольный возраст. Поэтому примерно половина родителей замечает необычное поведение ребенка по достижении им 18 месяцев, а к 2 годам на отклонения обращают внимание уже 80 процентов родителей.
По мере взросления ребенка проявления аутизма частично компенсируются, сглаживаются. И во многом критерием отдаленного прогноза является уровень речевого и интеллектуального развития. И хотя аутизм излечить нельзя, с помощью хорошо отлаженной системы коррекции можно добиться положительной динамики и в более позднем возрасте. Но это возможно лишь при проведении комплексной терапии. И чем раньше она начнется, тем больше шансов у такого ребенка адаптироваться во взрослой жизни.
Вопрос об отграничении РДА от речевой патологии - сенсорной и моторной алалий, дизартрии - возникает в тех случаях, когда аутичный ребенок как будто не понимает речи окружающих, не выполняет словесных инструкций, часто не говорит или почти не говорит сам. Такие затруднения возникают обычно аутичными детьми I и IV групп.
Однако у детей с первичной речевой патологией сохранены невербальные коммуникации: жестовая речь; адекватная мимика; напряженный, пристальный взгляд в шею собеседника; возгласы, цель которых - привлечь внимание окружающих.
Изменение речи у детей с РДА весьма разнообразна, включают в себя нарушения различного генеза и разного патогенетического уровня:
нарушения речи как следствие задержанного развития (косноязычие, физиологическая эхолалия, бедность запаса слов и др.);
речевые нарушения в связи с задержанным становлением сознания Я в виде неправильного употребления местоимений и глагольных форм;
речевые нарушения кататонической природы (эхолалии, внутренняя речь затухающая, мутизм, скандирование, растянутое или ускоренное звукопроизношение, нарушения тональности, темпа, тембра речи и др.);
психического регресса (появление речи довербального фонематического уровня);
расстройства речи, связанные с патологией ассоциативного процесса(нарушения смысловой стороны речи в виде незавершенных, непоследовательных ассоциаций и др.);
Таковы особенности развития речи и речевых расстройств аутичных детей. При всем их разнообразии можно выделить четыре основные особенности:
некоммуникативность речи;
ее искаженность: сочетание недоразвития различных компонентов, служащих взаимодействию с окружающим и акселерация аффективной речи, направленной на аутостимуляцию;
часто наличие своеобразной вербальной одаренности;
мутизм или распад речи.
Речевые расстройства, будучи в значительной мере следствием нарушений общения, усугубляют затруднения в контакте с окружающим. поэтому работа по развитию речи должна начинаться как можно в более раннем возрасте.
Коррекционная работа на первых этапах (а при необходимости и в дальнейшем) проводится исключительно индивидуально, переход к групповым формам работы осуществляется постепенно, по мере формирования навыков коммуникации и социального поведения.
На всех этапах коррекционной работы сотрудники отделения ведут работу с семьей аутичного ребенка, организуют при необходимости процесс обучения и воспитания в домашних условиях.
Важным в педагогической работе является принцип визуализации. Аутизм сказывается на качестве общения. У этих детей часто наблюдается эхолалия - постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным. Это искаженное средство коммуникации. Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании.
В обучении учитывают, что дети с аутизмом отчаянно стремятся к коммуникации, но как сделать это, они не знают. Педагог исходит из того, что суть коммуникации не в словах.
Итак, коммуникация ведется не только на вербальном уровне, но и с использованием коммуникативных карточек с рисунками, символами.
Коррекционная работа должна осуществляться поэтапно, исходя из степени выраженности аутистического дизонтогенеза ребенка с РДА.
Для каждого ребенка с аутизмом составляется индивидуальная программа стимулирования речевого развития с учетом его возможностей, а также его коммуникативного интереса. Каждое задание соответствует коммуникативным потребностям ребенка. Первые слова выражают желание ребенка, полезны и соответствуют уровню его развития. Методические приемы подбираются с учетом интересов ребенка, чтобы принести ему максимальное удовольствие. Так, одни дети с удовольствием поют, другие охотнее двигаются, третьи с интересом рассматривают картинки. Коммуникативная речь начинается лишь тогда, когда повторяемое слово понимается.
Начальный этап работы заключается в адаптации ребенка к новым условиям, привыкание к месту, под прикрытием фармакотерапии. Большое место отводим массажу кистей рук, кончиков пальцев рук и ног, предплечий, массажу лицевой мускулатуры, подъязычной, шейной области, стоп, со стимуляцией активных речевых точек. На фоне массажа движения пальцев становятся более четкими, дифференцированными, приближается к норме мышечный тонус кисти.
Далее обрабатывается наиважнейшая для аутистов реакция оживления и слежения, умение следить взглядом за движением собственной руки, за предметами, предполагаемыми врагом и захваченными рукой ребенка
Отрабатываем указательный жест. В процессе манипуляции с предметами, стремимся развить не только тактичное, но и мышечное, кинестетическое, зрительное, слуховое их восприятие.
Для отработки тактильных и эмоциональных контактов, развития осязания проводим ряд приемов типа поверхностных массажных пассов. Ребенка поглаживаем, прижимаем к себе, прикасаемся к его голове, телу, и, наоборот, учим ребенка осязать, касаясь его руками головы, плеч, рук взрослого. Все эти действия комментируем речью. После подобной подготовки у большинства детей восстанавливается ориентировка в себе и окружающем.
На следующем этапе проводим работу по воспитанию гнозиса и праксиса, необходимых в познании предметов, их форм, объема, окраски. Предметы обводим указательным пальцем ребенка, даем им словесную квалификацию. Постепенно ребенок с помощью указанных приемов, начинает опознавать и называть предметы (кубик, шар и т.п.). Закреплению образов предметов и памяти ребенка, для развития речи, способствуют занятия по рисованию, лепке.
Восстановление и развитие речи проводим последовательно. Вначале в манипуляции с игрушкой формируем тактильное восприятие, затем зрительное понимание предмета, после чего предмет определяем словесно и формируем соотнесение словесного определения с конкретным предметом. На следующем этапе добиваемся того, чтобы ребенок услышанное слово научился правильно произносить (воспроизводить). Для этого делим слово на слоги, многократно повторяем начальные, последние и ударные слоги, после чего сливаем их в необходимое слово. Обучаем умению спонтанно воспроизводить словесные штампы. У всех детей выявляется тенденция к повтору слов. словарный запас расширяем постепенно.
Для максимального увеличения понимания сокращаем и упрощаем форму языка - его грамматику. Этого добиваемся путем уменьшения длины фраз. Второстепенные слова опускаем.
Обучаем фразам с помощью, изображенных на картинках событий. Слова сочетаем с определенной ситуацией. Затем составляем целый рассказ по картинкам. Далее проводим занятия, состоящие из бесед на определенные темы, пересказа. Большое внимание уделяем логоритмике.
Очень осуществимым разделом работы является развитие слухового внимания, фонематического и речевого слуха. С этой целью проводим голосовые, мимические упражнения, осуществляем постановку и автоматизацию звуков.
Детей пытаемся обучить навыкам разговора (социальному использованию речи), предлагая тематику интересную и важную для ребенка.
Последовательно переходим от индивидуального обучения к занятиям небольшими группами.
Основной принцип обучения заключается в постоянном проигрывании речевого общения по изучаемой теме на групповых занятиях с логопедом закреплении полученных знаний в игре с педагогом, психологом, дома с родителями.
По мере проведения занятий по развитию речи, речь детей становится все более понятной и коммуникативной.
К.С.Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р.Боенская и др., считают, что работа по развитию речи должна проводиться с учетом варианта речевого развития детей с РДА и в более раннем возрасте.
Первый вариант представляет наибольшие трудности в коррекционной работе. У детей наиболее выражена отрешенность от внешнего мира, дети мутичны.
Существуют специальные приемы активации речи таких мутичных детей. Взрослый должен четко повторять слова, которые смазано произносит ребенок. необходимо использовать любую возможность соотнести произносимые слова с конкретным предметом. Несмотря на затруднения в преодолении мутизма, необходимо помнить, что такой ребенок понимает гораздо больше, чем может выразить. Поэтому важно объяснять ребенку смысл происходящего вокруг. Даже мутичные дети достигают успехов в формировании внутренней речи, которая является опорой для развития чтения и письма. В некоторых случаях письменная речь становится единственной формой контактов с окружающим миром.
Для второго варианта речевого развития при РДА характерна грубая задержка формирования речи: активный словарь ограничивается стереотипными словами и фразами. Побуждений к речи не возникает, речевая активность низкая.
Контакты с таким ребенком сначала возникают на доречевом уровне. Но уже в первых совместных эмоционально тонизирующих играх активируются речевые проявления детей.
Речевая активность легко стимулируется знакомыми стихами, песнями и сказками.
В работе необходимо использовать те объекты, к которым ребенок в настоящее время более всего привязан. В беседу непроизвольно вводятся новые слова и фразы.
При этом варианте речевых расстройств обучение чтению следует начинать еще до выхода ребенка на уровень спонтанной речевой активности. Это будет способствовать более быстрому формированию речи.
Речевое воспитание включает формирование диалогической речи и исправление нарушение звукопроизношения.
Специфика работы по развитии речи при третьем варианте этого нарушения иная. такие дети, казалось бы, не имеют речевых проблем: у них часто большой словарный запас, взрослая фраза, способность произносить длинные монологи. В монологах они стереотипно проигрывают свои фантазии, страхи, влечения. Когда же приходится поддержать диалог, они замолкают или отвечают односложно. В этом и состоят трудности речевого развития.
Работа по формированию диалога начинается с внимательного выслушивания взрослым монолога ребенка. Ребенок рад собеседнику и его монолог становится направленным на другого, то есть приобретает коммуникативную функцию. В дальнейшем разрабатываются игровые ситуации, связанные с жизнью ребенка - это способствует развитию диалогической речи.
При четвертом варианте речевого развития при РДА взаимодействие со взрослым развивается легче и быстрее, но требуется осторожность в стимуляции речевой деятельности. Лучше всего активизировать речь ребенка в процесс игры, повышающей психический тонус.
С исправлением нарушений звукопроизношения торопиться не следует, потому что накопление речевого опыта приводит к самопроизвольному устранению этих нарушений.
Необходимо много разговаривать с ребенком, объясняя ему происходящее вокруг, говорить новые слова. Вовлекать ребенка в обсуждение в обсуждение (а позже и составление), планов на предстоящий день.
Успех развития речи, и коррекционной работы в целом, во многом зависит от действий родителей аутичного ребенка. В их желании помочь своему ребенку социализироваться. Родителям необходимо использовать общение, как канал влияния на неконтактность и преодоление ее. Это как раз то эффективное средство, которое всегда в руках у семьи. Накопленный в мире опыт показывает, что использование этого средства приносит немалые результаты.
Коррекционная работа с детьми с аутизмом строится на основе плана, в структуре которого выделяются базовый, коррекционный и личностно-ориентированный компоненты.
процессе занятий с детьми с ранним детским аутизмом следует придерживаться некоторых общих рекомендаций:
необходимо хвалить ребенка за участие и внимание независимо от результатов, создавая тем самым предпосылки к дальнейшей положительной коммуникации;
по возможности разъяснять задание не с помощью словесной инструкции, а жестами; избегать резких движений, повышенного тона в разговоре, беспорядка на рабочем месте;
учитывать в занятиях доминирующие для ребенка интересы, использовать для контактов его стереотипные пристрастия;
помнить о том, что неадекватная реакция ребенка может означать переутомление либо недопонимание задания. В таком случае достаточно сократить или упростить задание для упорядочения поведения.
С ростом числа детей с диагнозом расстройств аутистического спектра (РАС) также растет спрос на методы, которые помогают аутичным детям, и на специалистов, которые умеют пользоваться подобными инструментами. Главная цель помощи при аутизме – это развитие коммуникации, и общение с помощью картинок становится ведущим методом помощи детям с тяжелым аутимом
Для самообразования:
Р. Т. Августова: «Говори! Ты это можешь»