"нет друга - ищи, а нашел - береги". Классный час на тему: «Нет друга – ищи, а нашел - береги Друга ищи а нашел береги значение пословицы

Открытое занятие на тему: "Нет друга - ищи, а нашел - береги"

Цель: формировать у детей духовно - нравственные качества личности (доброту, милосердие, сочувствие, взаимопонимание)

Планируемый результат: задуматься о том, кто такие настоящие друзья и какими качествами должен обладать настоящий друг.

Коммуникативные задачи:

Формулировать собственное мнение, позицию

Уметь общаться, слушать и слышать друг друга

Формулировать собственное мнение и объяснять свою позицию

Уметь работать в группе, предлагать помощь

Материал и оборудование:

Для каждого из детей:

- Простой карандаш или ручка, клей – карандаш

- Вырезанные из цветной бумаги серединка и лепестки для цветка (на каждого одна серединка и семь разноцветных лепестков)

- Диплом лучшего друга (распечатать)

Для каждой группы:

- Конверт с пословицами в виде паз лов

- Листы А3 с изображением детей

- Карточки - качества (каждой группе – свой конверт с разрезанными карточками)

Для педагога:

- Конспект

- Карточки - подсказки для вывешивания на доску

- Видео физ. минутка музыкальная

- Презентация

- Мяч мягкий для игры

- Смайлики – наклейки для оценки (рефлексия)

Предварительная работа:

Чтение книжек: «Винни – Пух и все – все – все», «Бременские музыканты», «Денискины рассказы», «Золотой ключик или приключения Буратино», «Цветик семицветик» и другие, где в тексте встречается упоминание о дружбе, друзьях.

Перед проведением занятия разделить детей на две группы и поставить для работы парты и стулья

Эмоциональный настрой. Игра «Микрофон».

Ребята прежде чем начать наше занятие, давайте пожелаем друг другу что – то очень хорошее, приятное. А начинать свои пожелания мы будем со слов: «Я желаю тебе…». Я начну, а вы продолжите. И вместе со своими пожеланиями мы будем передавать друг другу цветок – микрофон.

- «Я желаю тебе… (хорошего настроения, счастья, радости, улыбок, успехов в учебе, терпения, солнечного тепла, добра, любви, исполнения желаний…). Учащиеся передают друг другу цветок – микрофон со своими пожеланиями.

А теперь возьмитесь за руки. Ребята, когда вы передавали друг другу цветок с самыми наилучшими пожеланиями, какое у вас было настроение? (ответы детей). Вот таким образом, при помощи приятных слов и улыбок мы с вами сплели веночек радости и дружбы, в котором вместо цветов вы – дети и ваше хорошее настроение.

Ход мероприятия:

Воспитатель предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «Крокодил Гена и его друзья»

Ребята посмотрите пожалуйста на экран.

Что вы увидели? (ответ детей)

Почему Гена решил написать объявление? (ему было скучно, одиноко, грустно, у него не было друзей)

Зачем? (решил найти друзей)

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить? (о дружбе)

Верно, но говорить мы будем не только о дружбе, а еще о том, кого можно назвать другом, каким должен быть настоящий друг? узнаем, что такое «крепкая дружба», попробуем определить законы дружбы.

Для начала попробуйте к этому слову подобрать (родственные, однокоренные) слова (ребята называют: дружный, дружить, дружок, друг, друзья, подруга, дружелюбный)

Ребята что же такое дружба? (выслушиваем варианты детей)

Однозначных ответов на этот вопрос не существует, даже у вас оказалось несколько мнений.

В Толковом словаре русского языка С.И.Ожегова мы можем прочитать:

« Дружба - это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».

О дружбе во все времена размышляли поэты, писатели, учёные, философы. Давайте послушаем отрывок из стихотворения Л.Измайловой «Монолог о дружбе» и узнаем по мнению автора что такое дружба?

Чтение учащимися наизусть первой части стихотворения.

1 . Что такое дружба? Каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Слово «дружба» что обозначает?

Может быть, поход вдвоём в кино.

Может быть, хороший пас в футболе,

Может быть, подсказку у доски,

Может быть, защиту в драке школьной

Или просто средство от тоски.

2 .Ну, а может быть, молчанье в классе,

Если друг плохое совершит?

Скажем. Коля стены разукрасил,

Михаил всё видел, но молчит.

3 .Разве это дружба, если кто-то

Дроби не хотел решать:

Заниматься не было охоты,

А дружок даёт ему списать.

4 .Разве это дружба. Если двое

Вздумали уроки прогулять,

А спросила мама: «Вы из школы?»

Оба дружно начинают врать.

5 .Ну, а может, дружба-это если

Друг приятно говорит всегда,

Речь свою пересыпая лестью,

И не скажет резко никогда?

Ребята как вы думаете, дружить это хорошо? Почему?

А сколько может длиться дружба?

Можно ли обойтись без друзей?

Кто знает и может рассказать, как давно появилось понятие (само слово) «дружба»? (ответы детей)

Действительно, « дружба» может длиться очень долго и появилась она много лет назад. Вспомните пожалуйста, как народ передавал свои знания будущему поколению? (в сказках, песенках, загадках, пословицах, поговорках и пр.). Дружба появилась очень давно, а значит, упоминания о ней можно встретить в пословицах и поговорках.

Работа в группах: Ребята я предлагаю поиграть в игру «Собери пословицу». Для этого я раздам каждой группе конверт. В конверте по две пословицы в виде «пазл» самодельных. Вам необходимо их собрать, прочитать и объяснить смысл каждой из них.

О чем все эти пословицы? (о дружбе)

А с кем можно дружить? (с мамой, с мальчиками, с девочками, с учителем)

Скажите пожалуйста, можно ли прожить без друзей? (ответы детей).

Правильно, ребята. Прожить без друзей нельзя. Есть очень верная, мудрая пословица «Дерево сильно корнями, а человек друзьями». И судя по вашим рисункам, которые вы подготовили к этому занятию, у вас получился целый лес дружбы. И если мы посмотрим на большое дерево, то у него много корней, то есть у ребят нашей группы столько друзей. (Рисунки вывешиваются на доску)

Друзья, а давайте вспомним, кто и с кем дружил в сказках и других детских книгах?

Поиграем в Викторину (задаются по 4 вопроса каждой группе по очереди):

1. Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили – не тужили …. Назовите этих друзей – музыкантов (Бременские музыканты: Петух, Кот, Пес и Осел)

2. Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей? (Слонёнок)

3. Какая девочка выручила своего друга из плена Снежной Королевы? (Герда)

4. Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, и произнес: «Я самый больной человек в мире!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство – малиновое варенье)

5. У девочки с голубыми волосами было много друзей, но один был всегда рядом с ней. Кто он? (Пудель Артемон).

6. Кто первым показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)

7. Герои Эдуарда Успенского решили подружиться, для этого решили построить «Дом Дружбы», а пока его строили – все и подружились.) Кто были эти герои? (Крокодил Гена, Чебурашка, девочка Галя)

8. Эти герои считали, что тот, кто ходит в гости по утрам тот поступает очень мудро. Назовите этих друзей (Винни – Пух и Пятачок)

А есть ли друзья у вас?

Почему вы считаете их друзьями?

Какими качествами должен обладать ваш друг?

А теперь ребята я вам предлагаю поработать в группах, и узнать какими же качествами должен обладать ваш друг?

Работа в группах: Воспитатель предлагает качества характера человека на карточках. Ребята должны выбрать карточки с теми качествами, которые они хотели бы видеть в друзьях и наклеить их на выданные воспитателем карты Аз. Все полученные работы вывешиваем на доску.

Итак, каким же должен быть друг, по вашему мнению? (ребята перечисляют качества, которые они выбрали и наклеили)

На что мы обратили внимание? (качества каждой команды повторяются).

Почему?

Могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей? Давайте попробуем их найти вместе!

Воспитатель предлагает поиграть с мячом по кругу: ребята встают в общий круг, передают мяч по кругу и называют качества того человека, кому передают мяч.

Так могут ли ребята нашей группы обладать качествами друзей?

А какие общие интересы есть у настоящих друзей? (песни, танцы и пр.).

А что мы с вами можем сделать прямо сейчас, чтобы почувствовать себя настоящими друзьями? (станцевать)

Физминутка

Мы танцуем «Хлопай-топай» (Шагаем на месте.)

Утром, днем и вечером!

Лучший танец - (Хлопаем в ладоши.)

«Хлопай-топай», (Топаем ногами.)

Когда делать нечего... (Шагаем на месте.)

Кем бы ни был ты - отличник, (Приседаем.)

Иль совсем наоборот, (Повороты влево-вправо.)

Разучите танец этот (Хлопаем в ладоши.)

И танцуйте целый год! (Топаем ногами,)

А теперь ребята посмотрите на качества, которые вы не стали приклеивать. Почему вы их не выбрали? (ответы детей)

Работа в группе: Воспитатель предлагает каждой группе собрать еще одну пословицу:

Как вы думаете, что означает эта пословица?

«Легче друга потерять,чем найти»

Что значит ПОТЕРЯТЬ друга? (ответы детей)

Как его можно потерять, это же не вещь!? (поссорится, жадничать, обзываться, ругаться с ним)

А к чему все это может привести? (человек останется один, ему будет грустно, тоскливо, одиноко, с ним никто не захочет общаться, гулять, танцевать, рисовать, играть и пр.)

Что надо делать, чтобы этого не случилось? (следить за собой, действовать по правилам, соблюдать правила и пр.)

Что же за правила это могут быть? (ответы детей)

Правила дружбы:

    Быть добрым и делиться игрушкой с другом.

    Стараться помочь другу сделать то, что у него не получается.

    Не стараться всегда быть первым.

    Не злиться и не завидовать, когда проигрываешь.

    Не ссориться с друзьями, стараться играть дружно.

    Уметь уступать, не спорить по пустякам.

    Уметь принять помощь, совет или замечание друга.

Ребята давайте сейчас соберем все эти правила в необычный цветок. А что это за цветок, вы мне скажете, когда прослушаете небольшой отрывок из произведения, которое вы мне тоже сможете назвать? (Лети, лети, лепесток, через запад, на восток через север, через юг …)

Кто герой этого произведения? Девочка Женя

Что за необычный подарок получила девочка? Цветик-семицветик

А какие желания она загадывала? 1. Вернуться домой с баранками. 2. Мамина ваза собралась на место. 3. Оказаться на северном полюсе. 4. Вернуться во двор. 5. Чтобы все игрушки в мире были Женины. 6. Чтобы все игрушки вернулись в магазины. 7. Мальчик Витя выздоровел.

Какое было последним желанием? Зачем ей это было нужно? (дружить с Витей, который был болен)

Каким главным качеством нашу девочку Женю можно наделить? (доброта)

Какое главное правило в дружбе мы сразу можем с вами назвать? (быть добрым)

Возьмите первый лепесток, запишите первое правило дружбы. Теперь соберите остальные лепестки цветка и запишите остальные правила.

Какое название мы дадим нашему цветку? (Цветок «Дружбы»)

А теперь вернемся к вопросам, которые мы поставили в начале нашего занятия?

Что такое дружба?

Кого можно назвать другом?

Какие правила дружбы мы теперь знаем?

С каким чувством и настроением мы с вами заканчиваем наше занятие? Для этого выберите свой смайлик – наклейку настроения и поместите на доску.

По окончанию нашего занятия, я хочу каждому из вас вручить «Диплом лучшего друга», думаю, что каждый из вас может смело называть себя настоящим другом! Всем спасибо.

Нет друга, так ищи: а нашел, так береги

Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur.

Publ. Syr. Sentent.

Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere

Parta tueri.

Не меньшая добродетель, чем приобретать, -

Приобретенное сохранять.

Ovid. Ars am. 2, 13.

Ср. Πολλάκις δοκεΐ το φυλάξαι τ"άγαθα του κτήσασθαι χαλεπότερον εΐναι .

Часто кажется тяжелее сохранять сокровища, чем обладать ими.

Demosth. Olynth. 1, 23.


Русская мысль и речь. Свое и чужое. Опыт русской фразеологии. Сборник образных слов и иносказаний. Т.Т. 1-2. Ходячие и меткие слова. Сборник русских и иностранных цитат, пословиц, поговорок, пословичных выражений и отдельных слов. СПб., тип. Ак. наук. . М. И. Михельсон . 1896-1912 .

Смотреть что такое "нет друга, так ищи: а нашел, так береги" в других словарях:

    Нет друга, так ищи: а нашел, так береги. См. ДРУГ НЕДРУГ …

    Нѣтъ друга, такъ ищи: а нашелъ, такъ береги. Ср. Amicus diu quaeritur, vix invenitur, difficile servatur. Publ. Syr. Sentent. Ср. Nec minor est virtus, quam quaerere Parta tueri. Не меньшая добродѣтель, чѣмъ пріобрѣтать, Пріобрѣтенное сохранять.… …

    Счет дружбы не портит. Счет дружбе не помеха. Чаще счет, дольше (крепче) дружба. Стал бы кормить и волка, коли б траву ел. Враг хочет голову снять, а Бог и волоса не дает. Друг другу терем ставит, а недруг недругу гроб ладит. Полюбил его, как… … В.И. Даль. Пословицы русского народа

    БЕРЕЧЬ, беречи кого, что; хранить, оберегать, прятать, жалеть и заботиться о ком, о чем; щадить, сберегать, копить, холить, отстаивать, безопасить; угощать. Молись, да злых дел берегись. Береги платье снову, а здоровье (а честь) смолоду. Береги… … Толковый словарь Даля

    В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15: 13; 1 Ин. 3: 16). Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII н. XIII в. говорится … Русская история

    Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    См. Нет друга, так ищи: а нашел, так береги … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Другъ денегъ дороже. Не держи сто рублей, держи сто друзей. Ср. Freunde sind über Silber und Gold. Ср. Un trésor n’est pas un ami, mais un ami est un trésor. Ср. Chi trova un amico, trova un tesoro. Ср. Οὐ τὰ χρήματα φίλοι, ἀλλ’ δὲ φίλοι χρήματα… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    Перекрестись да выспись! Макару поклон, а Макар на семь сторон. Начал духом, а кончил брюхом. В беде сидит, а беду курит. Зачал за здравие, а свел за упокой. Ни из короба, ни в короб. В короб не лезет, из короба нейдет и короба не отдает. Ни сана … В.И. Даль. Пословицы русского народа

Цели мероприятия

1. Закрепить и расширить представления второклассников о настоящей бескорыстной дружбе.

2. Развивать умения анализировать свои поступки и поступки своих товарищей, прогнозировать последствия своих действий.

3. Способствовать формированию дружного классного коллектива.

Подготовка

1. Готовятся литературные произведения по теме классного часа.

2. Подбираются аудиозаписи для музыкального сопровождения.

3. Учащимся раздаются стихотворения.

4. Учащиеся читают рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», подбирают пословицы и поговорки о дружбе.

5. Разучиваются песни «Настоящий друг», «Вместе весело шагать».

6. Печатается тема классного часа.

7. Готовится оформление, оборудование, инвентарь: «лепестки ромашки», плакат с темой классного часа, текст с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное», магнитофон, кассеты с фонограммами песен «Настоящий друг», «Вместе весело шагать».

Участвуют ученики 2-го класса, классный руководитель.

Плакат с темой классного часа прикреплен к доске.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о дружбе, о друзьях, узнаем, умеете ли вы дружить. На доске написано предложение: «Друг — это тот, кто...». Скажите, кого можно назвать другом?

Дети отвечают.

С чего же все начиналось? Как возникло само слово «друг»? Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово "друг"».

Когда еще никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки.

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей-людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять. Послушайте стихотворение и ответьте: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?

1-й ученик

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

2-й ученик

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне напоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

3-й ученик

Он для милого дружка не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

Классный руководитель . Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Учащиеся пишут на лепестке ромашки одно качество, которое они ценят в своем друге, а затем прикрепляют свой лепесток к цветку.

Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг».

Дети исполняют песню.

Вы, наверно, замечали, что разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие готовы во всем уступить, лишь бы играть вместе. Но иногда игра не ладится, потому что ребята не могут договориться друг с другом. Подумайте, как надо играть вместе, чтобы было всем весело и интересно?

Послушаем рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» и узнаем, что может случиться с теми, кто не умеет дружить.

Текст рассказа имеется у каждого ученика. Текст читает учитель, учащиеся следят за его чтением по тексту.

А теперь обсудим рассказ, ответив на вопросы.

1. Почему Вова гордился собой, своим поведением?

2. Хорошо ли, если тебя все боятся?

3. Почему в один из дней с ним никто не захотел играть9

4. Что самое страшное случилось в жизни Вовы?

5. Какие советы вы могли бы дать герою рассказа, чтобы он не остался один?

Почему распадается дружба?

Дети высказывают предположения.

Давайте придумаем правила дружбы.

Дети работают в группах и создают правила дружбы.

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, или им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы. Для того чтобы всегда было много друзей, нужно помнить...

Учащиеся по цепочке читают подобранные ими пословицы и поговорки о дружбе.

Ученики читают отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

1-й ученик

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

2-й ученик

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

3-й ученик

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

4-й ученик

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

5-й ученик

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

6-й ученик

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Всех детей — и белых и цветных.

Классный руководитель. Что нового выузналио дружбе?

Дети отвечают.

Настоящий друг никогда не бросит товарища в беде. Будьте внимательны друг к другу, к своим родным и близким. Классный час заканчивается песней «Вместе весело шагать»

Классный час о дружбе и друзьях.

«Нет друга - ищи, а нашел – береги».

Цель: способствовать воспитанию у детей чувства товарищества и взаимовыручки. Закреплять умение действовать в парах, в группах.

Оборудование: диск с песней « Если с другом вышел в путь»; листы бумаги с фразой « Друг – это тот…»; бумажные сердечки по количеству учащихся; карточки со словами пословиц.

План классного часа:

  1. Вступительное слово.
  2. Работа с пословицами.
  3. Творческая работа « Друг – это…».
  4. Беседа по рассказу В. Осеевой « До первого дождя».
  5. Обсуждение ситуации.
  6. Заключительное слово.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово

Классный руководитель. Интересно, о чем мы сегодня будем говорить? Точнее, о ком?

(Звучат 1-й куплет и припев песни « Если с другом вышел в путь ». Муз. В. Шаинского, сл. М. Танича.)

Теперь можете определить тему нашего классного часа? (Ответы детей.)

Конечно же, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее. Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Ответы детей.)

Сегодня мы пройдем небольшой отрезок нашего жизненного пути вместе.

  1. Работа с пословицами по группам.

Составить пословицу из отдельных слов (слова на карточках).

  1. Дружба рождается в беде, а закаляется в труде.
  2. Дерево держится корнями, а человек друзьями.
  3. Каковы твои друзья, таков ты и сам.
  4. Где нет дружбы, там нет успеха.
  5. Нет друга – ищи, а нашел – береги.
  6. Без друга не узнаешь, какие ошибки совершаешь.
  1. Творческая работа « Друг – это…»

Классный руководитель. Давайте вместе подумаем, кто такой друг. Какого человека мы можем назвать другом? (Делит класс на группы по 3-4 человека. Каждая группа получает лист, на котором написано начало фразы «Друг – это тот…». Дети дописывают фразу и читают, что у них получилось, учитель записывает на доске.)

Что же у нас получилось? Получился коллективный портрет друга. (Подытоживает ответы детей, затем читает стихотворение У. Шекспира.)

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит,

Ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

  1. Беседа по рассказу В. Осеевой «До первого дождя».

Классный руководитель. Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Ответы детей.)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник.

Чтение рассказа.

Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.

В школе учительница сказала:

Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно. Ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Классный руководитель. На какие мысли натолкнул вас этот рассказ? О чем заставил задуматься? (Ответы детей.)

  1. Обсуждение ситуации.

Классный руководитель. Научиться выбирать сердцем не так уж просто, но, пожалуй, еще сложнее – смотреть на себя со стороны. Мы знаем, какие качества нам не нравятся в других людях, мы не готовы с ними мириться. А ведь не зря говорят: если вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким другом!

Давайте попробуем взглянуть на себя со стороны.

Сценка из школьной жизни.

Наташа (подбегая к Косте). Костя! Ты мой друг! Выручай. Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и Муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил.

Учительница (заходит в класс). Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок начнем с басни «Стрекоза и Муравей». Ее нам расскажет Костя.

Учительница. Молодец!

Учительница. Ставлю тебе «пять»!

Наташа (шепотом). Как тебе не стыдно!

(Классный руководитель делит класс на две группы. Члены первой группы отвечают на вопрос « Как бы вы оценили поведение Кости?». Члены второй группы отвечают на вопрос « Как вы оцениваете поступок Наташи?».)

Классный руководитель. А вот что сказано в стихотворение А. Дементьева. (Читает.)

Друг познается в удаче

Друг познается в удаче

Так же порой, как в беде,

Если он душу не прячет,

Чувства не держит в узде.

Друг познается в удаче.

Если удача твоя

Друга не радует, - значит,

Друг твой лукав, как змея.

Или же горькая зависть

Разум затмила его,

И, на успех твой позарясь,

Он не простит ничего.

Он не простит… Но иначе

Скажет об этом тебе.

Друг познается в удаче

Больше порой, чем в беде.

А теперь давайте разыграем эту сценку еще раз так, как если бы эта ситуация произошла между настоящими друзьями. Как бы потупила Наташа?

(Дети придумывают другое окончание сценки, разыгрывают.)

  1. Заключительное слово.

Классный руководитель. Впереди у вас длинная дорога жизни. Пусть на вашем жизненном пути встречаются хорошие, благородные люди, которые станут вашими друзьями.

А теперь встаньте в круг, возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент.

В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие сердечки, которые будут напоминать вам о нашей беседе. Спасибо!


Цель: Раскрыть сущность понятия “дружба, друг”, показать какими качествами должен обладать настоящий друг, какую роль играют друзья в жизни, вывести законы дружбы, воспитывать стремление дружить с окружающими.

Ход занятия

Кто нарисован на картине? (слайд 2)

Что несет в руках?

Как вы думаете, почему не сжигает и не ослепляет человека огненный шар?

Женщина идет по дороге жизни, на голове ее убор из золотых перьев.

Ее веки прикрыты.

Обеими руками - бережно и нежно она несет перед собой мягкий сияющий шар. Кругом - темнота. И только шар освещает путь.

Как бы вы назвали картину.

А литовский художник Чюрленис назвал картину “Дружба”. (МОЛЧАНИЕ)

А как вы думаете, почему?

Чем похожи солнце и дружба?

Итак, дружба? Закройте глаза произнесите шепотом слово – "дружба".

С какой погодой вы бы сравнили слово "дружба".

А какие краски вы возьмете, чтобы нарисовать дружбу?

А можно ли по дороге жизни пройти без друзей?

Очень сложно в жизни без друзей.

“Нет друга – ищи, а нашел- береги.”(Рукой на доску).

Вот эти слова и будут эпиграфом нашего разговора

И мы выведем некоторые законы дружбы.

Что такое дружба?

А вот как в толковом словаре Ожегова даны объяснения, что такое дружба, друг. (слайд 3)

Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Друг - человек, который связан с кем-нибудь.

На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными, мужественными и трусливыми.

Как же среди множества людей найти друга?

Закончите фразу: “Друг - это тот....”

Что у нас получилось?

У нас получился коллективный портрет друга.:

“Настоящий друг везде
Верен, в счастье и беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов. (Шекспир.)

У русского народа есть много пословиц и поговорок о дружбе. Какие пословицы вы знаете?

  • Не имей 100рублей, а имей 100 рублей.
  • Дружба не гриб, в лесу не найдешь.
  • Человек без друзей, что дерево без корней. (слайд 4,5)

Как понимаете пословицу о дружбе: “Не имей -100 рублей, а имей 100 друзей.”

Много мнений мы сейчас выслушали, но главное то, что мы дружбу считаем важнее денег.

Конечно, хорошо иметь и 100 рублей и 100 друзей.

Но что легче найти?

У кого в кармане есть деньги.

Вы сразу нашли, а друга сразу найдем?

Оказывается деньги найти легче, чем отыскать друга.

Вы сделали правильный выбор. Ведь деньги приходят и уходят, а настоящие друзья остаются всегда рядом.

А когда рядом друг разве можно быть одиноким и несчастным?

Послушайте сказку, услышав которую будете точно знать,

Что лучше друзья или деньги?

- Сказка “Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец, но человек этот был добрый и хороший, поэтому у него и было много друзей.

Но однажды случилась беда. В одну из ночей каким-то неизвестным ворам удалось проникнуть во владения нашего героя и угнать всех овец. Когда наутро хозяин увидел, что стало с его хозяйством, он сел и горько заплакал.: ведь теперь он лишился всех своих денег и работы. Весть о краже быстро разнеслась по окрестным селам, и уже на следующий день

увидел этот человек, как по дороге, ведущей к его дому, идут его друзья. Но друзья шли не с простыми руками- каждый из них вел за собой маленькое стадо овец. Когда все друзья собрались то у него получилось стадо больше,чем прежде!” Вот такая произошла история с нашим героем.

А были ли в вашей жизни случаи, когда вы помогали другу, или друг помогал вам.

Какой закон дружбы выведем?

Помогать другу.

Тихонечко встали, отдохнем. Песня “Настоящий друг” 2 к. “дружба крепкая не сломается..” ТАНЕЦ ДРУЖБА с цветами. Или цветы-дружбы.

Продолжим наш разговор.

2. Что нужно для того, чтобы дружба стала крепче?

Посмотрим сценку:

Гриша, Гриша, дай мне нож.

Ты обратно не вернешь.

Дай-ка, Гриша, карандаш.

Ты обратно не отдашь.

Гриша, Гриша, дай резинку.

Ты откусишь половинку.

Гриша, Гриша, дай чернил.

Ты бы сбегал и купил.

Какой совет – закон дадим героям этой сценки? Какой закон дружбы выведем? (Не жадничай. Делись с друзьями.)

3. А следующий закон - дружбы вы выведете сами, прочитав стихотворение и ПОДЧЕРКНИТЕ в стихотворении закон- дружбы.

На школьном утреннике. Барто.

Какой закон выведем?

Умей радоваться успехам другого. Это очень трудно, но к этому надо стремиться.

Расскажите о случаях,когда вы радовались удачам своих друзей.

Продолжим работу над этим законом.

Ребята, мне хочется рассказать вам одну историю, которая произошла со мной.

Когда я была маленькая с нами по соседству жил мальчик. Звали его Вова. Вова рос крепким, сильным.

Хотелось ли вам иметь такого друга?

Мы все его боялись. Да и как не бояться такого? Мальчишек он бил. В нас, в девчонок он стрелял из рогатки. А взрослым корчил рожи.

Даже собаку и ту обижал. Он наступал ему на хвост.

А коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под шкаф загонял.

Даже своей бабушке грубил. Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился, хвастался. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчишки не захотели с ним играть. Оставили его одного. Он к нам девчонкам, побежал. Но и девчонки от него отвернулись.

Кинулся он тогда к Шарику. А тот от него на улицу убежал.

Хотел с котом Мурзеем поиграть а кот под шкаф забрался и недобрыми.злыми глазами смотрел на него. Сердился. Хотел с ежиком поиграть, а тот

Давно убежал жить в другой дом. Подошел Вова было к бабушке.

Обиженная бабушка даже глаз на него не подняла. Сидит бабушка в уголке, вяжет, да слезинки утирает.

Настало самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один. Один-одинешенек!

Почему Вова остался один одинешенек?

Какие законы дружбы Вова должен соблюдать, чтобы с ним все дружили?

Не драться.

Не грубить.

Не дразниться.

Не бояться просить прощения.

Уступай младшим, защищай друга.

Итак, мы с вами вывели некоторые законы дружбы: (слайд 6)

1. Помогай другу.

2. Не жадничай.

3. Радуйся успеху друга.

Соблюдая эти правила,я думаю вы никогда не потеряете друга. Берегите друзей от неверных поступков, приходите на помощь другу и тогда вы сами будете называться настоящим другом. Стать настоящим другом трудно, но к этому надо стремиться.

Встали все в круг, возьмитесь за руки: это руки друга,

Это плечо друга, на которое можно опереться,

Это наша дружба(руки Вверх)

Песня “Дружба крепкая не сломается”. (слайд 7)

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх