Правильное нервно психическое развитие малыша 11 месяцев. Развитие ребенка в одиннадцатый месяц жизни

МИР РЕБЕНКА

В предыдущей главе мы говорили о том, как десятимесячный малыш привыкал к тому, что за словами "поцелуй меня", "ладушки-ладушки", "вот какой ты большой" следуют определенные действия. Теперь мы видим, что его понимание речи не ограничивается восприятием этих фраз. В речевом потоке он научился различать отдельные слова и предложения. Хотя малыш способен произнести всего одно-два слова, он стал гораздо лучше понимать их смысл. Теперь ребенок проявляет интерес к значению отдельных слов, и самое время заняться с ним чтением. Почти у каждого ребенка есть любимые книжки. Лучше отказаться от детских картонных книжечек, несмотря на их прочность и долговечность. Как правило, картинки в них тусклые и скучные. Старайтесь выбирать для своего ребенка книжки с прочными гладкими страницами, яркими рисунками и интересным содержанием. Вначале малыш будет играть с ней, как с любой другой игрушкой, дергать за страницы, вертеть в разные стороны и стучать об пол. Только после тщательного и подробного осмотра книги ребенок сможет сосредоточиться на ее содержании. Занимательные детские книжечки - переходная ступенька от игрушки к книге. Когда вы заметите, что ребенка стали интересовать картинки, выбирайте для него книжки с изображением знакомых предметов. Одним малышам нравятся большие картинки, где нарисованы телефон, мягкий плюшевый мишка или связка ключей. Другие любят искать картинки с изображением какого-нибудь сказочного персонажа, который появляется на каждой странице книги, Микки Мауса, Красной Шапочки или Серого Волка. Вполне естественно, что родители с удовольствием читают ребенку, посадив его к себе на колени, однако это может ему не понравится, потому что так он не видит лица взрослого. Старайтесь читать ему, сев с ним рядом на пол, так чтобы он мог одновременно смотреть вам в лицо и видеть книгу.

Двигательные навыки

В одиннадцать месяцев некоторые дети продолжают ползать, а другим уже удается самостоятельно сделать несколько шагов. Однако большинство детей учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку. Вскоре малыш будет брать предметы в обе руки. По-видимому, он пытается узнать, сколько игрушек ему удастся нести одновременно.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Одиннадцатимесячный ребенок радуется новым звукам и новым зрительным образам. Волнующим событием для него станет, например, путешествие в супермаркет. Он с удовольствием будет трясти коробкой с макаронами, трогать бананы и нюхать дыню. Некоторые дети любят пробовать на вкус все новое. Вы удивитесь, увидев, как малыш стремится попробовать грибы или откусить кусочек цветной капусты. Если ребенок перевозбудится, дайте ему взятую из дома еду: кусочек сыра, виноград или любимое печенье.
В этом возрасте большинству детей нравится испытывать новые осязательные ощущения. Ребенку может что-то нравиться больше, а что-то меньше. Иногда он раздражается от прикосновения к некоторым предметам или веществам. Например, ребенок будет отказываться ходить босиком по пляжу, если ему не нравится ощущать под ногами песок. Малыш может испытывать отвращение, прикасаясь руками к чему-нибудь липкому и влажному, например к желе или кефиру. Эта негативная реакция указывает на повышенную тактильную чувствительность. Если ребенок особенно остро реагирует на те или иные ощущения, попробуйте познакомить его с ними постепенно и ненавязчиво. Рассыпьте на полу немного порошка, и пусть малыш наступит на него, или капните ему на указательный палец немного кефира. Если малыш приобретет подобный опыт, его не будет раздражать смена ощущений при прикосновении к разным поверхностям.
Разнообразие - важный элемент при восприятии мира через прикосновения. Старайтесь, чтобы ребенок как можно чаще ходил босиком. Ему понравится шлепать босиком по холодному кафелю в ванной, по ворсистому ковру или гладкому деревянному полу. Вопреки расхожему мнению, вовсе не обязательно надевать ребенку туфельки или ботиночки, чтобы он не упал, делая первые шаги.
В этом возрасте он начинает понимать пространственные взаимоотношения и представляет, что такое "внутри" и "сзади". Он знаком с тем, что значит спрятать игрушку, и теперь его гораздо труднее обмануть. Раньше, когда вы перепрятывали предмет из одного места в другое, ребенок продолжал искать его там, где вы его спрятали в первый раз. Теперь он внимательно следит за вашей рукой и уверенно направляется к новому тайнику.
Однако ребенку пока еще трудно засунуть один предмет в другой. Если малышу дать две баночки разного размера, ему далеко не сразу удастся поставить меньшую в большую. Ему придется сделать много попыток, прежде чем это у него получится. Он приложит много усилий, пока не поймет, что нельзя засунуть большую банку в маленькую. Гораздо легче удается ребенку класть маленькие предметы в большие коробки, корзинки или в другие емкости. В конце концов, это может превратиться у него в навязчивую идею. Ребенок будет снова и снова опускать маленькие вещицы в коробку, вытаскивать или выкидывать их и опять класть обратно. Родителям очень скоро надоест наблюдать за его действиями, а малыш будет увлеченно и сосредоточенно продолжать игру в течение долгого времени.

Понимаем своего ребенка

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой. Вот несколько типичных примеров того, как бабушка с гордостью рассказывает о своем внуке или внучке.
"Вы не поверите, какая смышленая наша Розмари. Я взяла ее с собой в бассейн, и ей там так понравилось! Потом мы вернулись в дом, я ее одела, а через мгновение она уже стояла у окна. Розмари, выглядывая на улицу, смотрела на бассейн и была ужасно возбуждена. Она все время дергала воротник своего костюмчика, показывала пальцем на бассейн и говорила: „О, о". Она говорила мне, что хочет опять в бассейн".
"Я знаю, что вы мне не поверите, но Николас действительно начинает говорить. Он говорит „ммм", когда видит, как мама готовит еду, „дай-да", когда просит что-нибудь, и „ба-ба", когда видит меня. А когда я читаю ему сказку про трех медведей и мы приближаемся к тому месту, где маленький мишка собирается съесть свою кашу, Николас каждый раз говорит „ммм".
Ваш ребенок все больше и больше интересуется названиями предметов. Возьмите малыша с собой в магазин за покупками. Покажите ему некоторые продукты и скажите, как они называются, например, молоко, бананы, хлеб или печенье. Путешествуя в автомобиле или сидя перед телевизором, ребенок радостно вскрикивает при виде собак, коров, грузовиков и всего, что ему хорошо знакомо. В этом возрасте дети все чаще различают в речи окружающих ключевые слова, включая песенки, в которых говорится о действиях. Когда вы поете, ребенок пытается жестами изображать то, о чем в ней говорится.
Малыш становится все более общительным. Теперь он охотно знакомится с новыми людьми. Хотя маме и папе не грозит конкуренция, ребенок с особым энтузиазмом приветствует знакомых взрослых. Чаще всего малыш выражает свое хорошее отношение тем, что протягивает им игрушку. Теперь, проявляя в общении с окружающими все большую активность, ребенок постоянно стремится быть в центре событий. Когда вся семья вместе с друзьями собирается за столом, ему обязательно нужно быть тут же. Если в автомобиле ребенка посадили на заднее сиденье, а впереди сидит другой пассажир, он громким криком будет выражать свой протест. Его требования не всегда легко исполнить. Если условия позволяют, малыша можно устроить за общим столом. Когда во время поездки ребенок начинает капризничать, спойте все вместе песню или дайте ему в руки игрушечный руль, чтобы он мог "управлять" машиной.
Хотя повзрослевшего ребенка проще оставить с няней, в этом возрасте некоторые дети становятся даже более беспокойными, чем раньше. Малыш постоянно бодрствует, стараясь ни на минуту не упустить из виду родителей. Однако через какое-то время поведение ребенка меняется, и он находит в себе силы преодолеть страх перед разлукой с родителями.
В предыдущей главе мы говорили о том, что к концу первого года жизни у малыша возникают проблемы со сном, которые могут исчезать, а затем появляться вновь. Когда ночью родители уже готовы заснуть, ребенок вдруг начинает снова что-то требовать, и их сон прерывается.
Если ваш малыш ночью просыпается, и вы, меняя ему одежду или давая питье, все равно не можете его успокоить, возьмите его к себе в постель. Однако не стоит превращать это в привычку. Можно найти другой выход из положения - остаться в комнате ребенка и попытаться укачать его, ласково поглаживая и напевая колыбельную песню.

ЗАНЯТИЯ С РЕБЕНКОМ

Практические советы

Поездка в автомобиле
Ребенку нравится ездить в машине, но теперь он уже не засыпает сразу, как раньше. Повесьте над сиденьем крупные бусы или бигуди, чтобы развлечь малыша во время путешествия.
Возьмите ребенка в магазин за покупками
Собираясь в магазин за продуктами, возьмите с собой малыша. Обычно такие прогулки хорошо влияют на детей. Расскажите ребенку о том, что он видит, и пусть он сам положит в корзину несколько небольших предметов. Помните, что, давая ребенку что-нибудь съесть во время прогулки, вы можете постепенно выработать у него привычку, от которой будет трудно избавиться.
Новые друзья
Хотя малыш по-прежнему постоянно следит за вами, ему нравится заводить новых друзей среди взрослых. Ребенок быстрее привыкнет к незнакомому человеку, если тот подарит ему игрушку.
Поход в ресторан
Родителям, так же как и детям, нравится иногда питаться вне дома. К сожалению, в этом возрасте ребенок не всегда может есть то, что подают взрослым. В ресторан можно взять с собой детский складной стульчик и посадить ребенка за общий стол. Не забудьте захватить сумку с игрушками и едой для малыша.
Игры с другими детьми
Ваш ребенок стремится к общению с другими детьми. Если у него есть старшие братья и сестры или соседи их возраста, он с интересом наблюдает за их играми и пытается обратить на себя внимание. С ровесниками малыши ведут себя иначе. Сначала дети будут играть по отдельности, затем через некоторое время познакомятся. Вскоре они начнут смотреть друг другу в лицо и даже обменяются игрушками.

Время игр

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.
Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.
Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?
За окном
Если вы услышите, как летит самолет или поет птичка, поднесите ребенка к окну и расскажите ему о том, что там видно.
Новые открытия
Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.
Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля.
Наденьте куклу на руку
Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.
Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.
Заводная игрушка
Ребенок учится играть с игрушками, которыми можно управлять. Дайте ему машинку, наверху у которой есть рычажок. С помощью этого рычажка малыш может регулировать ее движение.
Развитие координации
"Гимнастическое бревно"
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.
Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их.
Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.
Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как
нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)
Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.
Пусть малыш покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)
Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве.
Принятие решений
Печенье в коробочке
Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.
Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.
Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.
Холодные предметы
Вернувшись из магазина и положив продукты в холодильник, оставьте несколько покупок, чтобы малыш мог сам их убрать. Поговорите с ним о том, какие они холодные, и дайте потрогать. Пусть ребенок поможет вам положить их в холодильник.
Сшейте для ребенка сумку
Сшейте малышу фланелевый рюкзачок, чтобы он мог надевать его на плечи. Положите внутрь игрушки, и пусть ребенок достает их.
Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.
Домашние животные
Если вы собираетесь завести домашнее животное, лучше всего это сделать сейчас, пока малыш еще недостаточно силен для того, чтобы случайно обидеть своего любимца. К тому времени, когда ребенок подрастет, домашний питомец уже привыкнет к нему и в случае опасности сможет уберечься. Ваш ребенок наверняка получит огромное удовольствие от игры с четвероногим другом.
Сидящие игрушки
Дайте малышу игрушечного зверька, которого можно посадить. Положите игрушку на бок и посмотрите, сможет ли ребенок вернуть ее в сидячее положение.

Повседневные дела

Время кормления
Сыпучие продукты
Очень удобно пересыпать мелкие сухие завтраки из одной пластмассовой чашки в другую. Так гораздо труднее испачкаться, чем занимаясь переливанием воды.
Насыпьте в чашку мелкие кусочки и покажите ребенку, как нужно их пересыпать из одного сосуда в другой. Если просыплется немножко сухариков на стол, малыш с удовольствием их попробует.
Рисунок из муки
Если вместо карандаша использовать муку, то получатся волшебные рисунки. Рассыпьте муку тонким слоем на чистой гладкой поверхности. Поводите по муке пальцем, показывая, как можно нарисовать кружки, зигзаги и прямые линии.
Крекеры
Позвольте ребенку размазать по печенью сладкое желе или варенье, или пусть он украсит крекер с маслом кусочками сухих завтраков. Готовя для себя еду, малыш испытывает чувство ответственности.
Самообслуживание
Когда вы подаете ребенку пюре, кукурузу или другие овощи, пусть он сам отложит себе немного на тарелку: вы наверное удивитесь тому, какое блюдо ему захочется попробовать.
Чашка и ложка
Чашка и столовая ложка помогут малышу научиться наливать жидкость. Покажите ему, как нужно погружать ложку в миску с водой и наполнять чашку. В эту бесконечную игру можно играть, не боясь запачкаться. Для большего интереса положите в воду кусочки льда.

Время купания
Утиный суп
Играя с водой, ребенок приобретает огромный опыт. Используя различные сосуды, малыш знакомится с понятием пространства и объема. Дайте ему поварешку, сито и опустите в ванночку несколько игрушечных утят. Вы можете присоединиться к ребенку и поймать какого-нибудь утенка. Это занятие помогает малышу развить координацию движений рук и глазомер.
Чистая ванночка
Дайте малышу губку, чтобы он помыл ванночку. Ему понравится рисовать по стенкам кружки и проводить линии вверх и вниз.
Зачерпни и вылови
Дайте ребенку сито и несколько маленьких игрушек. Он будет зачерпывать ситом игрушки и вынимать их из воды. Эта игра способствует развитию координации движений.
Зубная щетка
Дайте малышу зубную щетку и посмотрите, станет ли он чистить зубы.
Переодевание
Игра с наклейками
Переодевать малыша всегда трудно, но можно облегчить себе задачу, позволив ему украсить подгузники наклейками. Он будет с удовольствием прикреплять их на новую одежду, а вы тем временем сможете без труда его переодеть.
Одежда для мишки
Сшейте для игрушечного мишки маленькую распашонку. Украсьте ее нашивками. Пусть ребенок оденет мишку. Это развлечет его во время переодевания.
Клейкая лента
Когда малыш особенно беспокойно ведет себя во время переодевания, попробуйте дать ему в руки кусочек клейкой ленты. Иногда это помогает отвлечь ребенка. Он будет приклеивать и отклеивать ленту, пока вы меняете ему одежду.

Время отдыха
Картинки, которые умеют пищать
Сделайте для малыша книжечку с картинками, которые умеют пищать. Пока вы переворачиваете страницы, ребенок будет играть. (Для этой цели можно купить специальные игрушки в магазинах, где продаются самые последние новинки. Вы можете приклеить или пришить их под кусочки ткани в своей самодельной книге.)
Одежка на молнии
Оденьте кукле или мишке костюмчик на молнии. Покажите ребенку, как молния двигается вверх и вниз, как она расстегивается и застегивается. Пусть ребенок постепенно учится осваивать некоторые необходимые навыки.
Игра с перчатками
Игра с большими перчатками заставит малыша решать огромное количество проблем. Сделав много попыток, он узнает, как нужно надевать на руку перчатку. Он может продолжить игру, надевая перчатку на ногу.
Песня в автомобиле
Петь хорошо знакомые песни - отличное занятие во время поездки на машине. Если малыш отказывается сидеть на сидении и капризничает, спойте ему какую-нибудь простую песенку, и вы увидите, как быстро он успокоится.

Читайте в этой статье:

В возрасте 11 месяцев малыш более привязан к своей матери, так как, находясь возле нее, он чувствует себя в полной безопасности и под постоянной опекой. Иногда это может быть нежелание становиться более самостоятельным, как отмечают многие психологи. Но не стоит забывать, что подготовка малыша к самостоятельной жизни должна осуществляться систематично.

Речевое развитие ребенка

В возрасте 11 месяцев отмечается активная фаза развития речевого центра у малыша. В это время он начинает осмысливать речевой окрас взрослого человека, то есть уже определяет, когда его хвалят, а когда ругают. В связи с быстрым развитием речевого центра у ребенка можно наблюдать длительные возгласы (прототип монолога), когда он находится в одиночестве. Следует отметить, что в этом возрасте внимание малыша приковано к одной определенной физиологической функции, то есть, начиная ходить, он может перестать произносить звуки.

Биологические часы

На этом возрастном отрезке очень важно, чтобы у ребенка был сформирован полноценный режим дня, то есть чтобы его организм был приучен к определенным действиям в определенное время. От родителей требуется постоянно придерживаться сформированного режима дня. Не стоит забывать, что более гармоничному развитию способствуют прогулки на свежем воздухе.

Состояние здоровья малыша

Очень важно помнить, что возраст 11 месяцев — это то самое время, когда малыш должен пытаться самостоятельно вставать на ножки. Если же у ребенка не наблюдается даже попыток, то это значит, что самое время обратиться к специалистам за консультацией. Так как иногда необходимо проводить с малышом гимнастические упражнения и массаж нижней части тела. Если у ребенка дела идут хорошо, то следует обратить внимание на его постановку ножки и в случае необходимости прибегнуть к приобретению специальной ортопедической обуви. Очень важно в качестве профилактики давать малышу ходить босыми ногами по различной поверхности.

Физическое развитие ребенка в возрасте 11 месяцев

Самая бурная стадия малыша происходит в возрасте до одного года. За этот период ребенок увеличивается в несколько раз как в росте, так и в весе. По среднестатистическим данным вес мальчиков в этом возрасте составляет от 8,5-12 кг, а девочек от 8,3-11,8 кг. Рост же мальчиков составляет 70-80,2 см, а девочек 69,5-78,1 см.

Стоит выделить следующие условия, влияющие прямым образом на рост и массу ребенка:

  1. Темперамент определяет все. Более активные дети начинают ходить раньше своих спокойных сверстников, но значительно проигрывают в массовых показателях.
  2. Доказано, что дети, проводящие время на руках родителей, подвержены быстрому набору веса.
  3. Дети, которые болеют в раннем возрасте, намного меньше по весу и росту своих сверстников.
  4. Генетические данные тожеоказывают влияние, ведь большую часть способностей и болезней дети перенимают у своих родителей.

Общее физическое развитие малыша связано с тем, что он начинает изучать окружающий мир, пробуя все на зуб. Еще одна особенность развития — начинают ярко проявляться индивидуальные опорно-двигательные особенности детей, то есть одни могут в этом возрасте бегать, а другие только начинать ползать. Но всех детей объединяет то свойство, что всеми возможными методами они начинают изучать окружающий мир. У ребенка отмечается повышенная целеустремленность. Одной из самых распространенных игр в этом возрасте является бросание предметов, тем самым он тренирует опорно-двигательные и хватательные мышцы, а также развивает углы зрения, рассматривая предмет в разных точках местонахождения.

В возрасте 11 месяцев у ребенка значительно совершенствуется моторика мышц рук, то есть его движения более уверенные, а сила хвата увеличивается в несколько раз. Малыш уже умеет при помощи пальчиков задействовать мелкие предметы в своих играх. У детей активна фаза подражания, к примеру, если один из родителей покажет, как он сминает бумагу, то малыш незамедлительно попытается повторить это действие.

Говоря о процессе ходьбы, стоит отметить, что всего лишь около половины детей умеют ходить в возрасте до одного года. Если малыш не пошел до года, то родителям не надо поднимать панику, так как период начала ходьбы обычно колеблется от 9 до 16-17 месяцев. На начальный период развития ребенка влияют такие факторы: сила опорно-двигательной системы, развитие равновесия и темперамент. Причем в этом деле темперамент играет ключевую роль, как правило, более спокойные дети начинают ходить в позднее.

Уход за ребенком

Уход за маленьким ребенком в период усиленного роста и развития — это отнюдь не самое простое дело. Рассмотрим основные нюансы по уходу за 11 месячным ребенком.

Малыша, как и прежде, нужно регулярно купать. Самый распространенный вариант — перед вечерним кормлением. В этом смысле нет определенного периода, само купание можно осуществлять в любое время, главное — сделать это до кормления. Очень важно никогда не купать ребенка после этого, так как на его органы пищеварения будет оказываться давление, да и, как правило, далее по распорядку сразу же идет сон, так что лучше не сбивать ребенка с привычного графика. Купание благоприятно влияет на развитие ребенка.

Важно следить за тем, как одевать малыша. Помните: тело новорожденного ребенка еще не имеет собственной терморегуляции, и при этом всегда следует обращать внимание, чтобы малыш не замерзал. В старшем возрасте это уже не понадобится.

Прогулки на свежем воздухе — это один из главных факторов здорового роста. В возрасте 11 месяцев время прогулок должно составлять как минимум 2 часа. При этом стоит следить за тем, чтобы ребенка не продуло. Родителям не надо бояться солнечных лучей, ведь солнце — это главный источник витамина D. Развитие ребенка напрямую зависит и от частых прогулок.

Для рационального развития малыш должен много спать, ведь во время сна происходит фаза активного роста. Организм ребенка сам решает, в какой период он должен отдыхать, именно поэтому никогда не надо его заставлять насильно спать. Обычно приучение ребенка ко сну происходит сразу же после приема пищи, так он лучше спит и менее подвержен тому, что проснется от голода. Очень важно после 3-4 месяцев учить ребенка засыпать самостоятельно, так как если не приучить, то в дальнейшем будут большие проблемы. Иногда проблемы со сном могут быть на фоне психологического расстройства или сильного испуга.

Питание ребенка одиннадцати месяцев

К 11 месяцу жизни крохи в его питание происходят большие изменения, то есть постепенно начинает угасать сосательный рефлекс. Наступает то самое время, когда мать должна постепенно отучать малыша от груди. Но сразу же дать обычную взрослую пищу ему нельзя, так как она для него слишком груба, и его желудок не подготовлен к столь большим нагрузкам. В рационе малыша должен содержаться полный перечень витаминов и минералов, белки, жиры, углеводы, кальций и т. д. Одним из самых важных компонентов в питании ребенка является белок. Белок — это строительный материал детского тела, именно поэтому его содержание должно быть выше других. Но следует также учитывать то, что организм берет только то количество, которое ему нужно, а остальное идет на переваривание. Для вырабатывания энергии в течение дня необходимы и такие компоненты, как жиры и углеводы. Ведь именно при их распаде ребенок получает энергию в чистом виде. Очень важно помнить, что пища, потребляемая малышом, должна содержать все полезные элементы в равном количестве.

К 11 месяцем у детей еще слабо развита челюсть и зубы, именно поэтому в рационе большую часть должны составлять разного рода пюре и кашицы. Но необходимо давать ему более твердую пищу (сухари, хлеб и т.д.) для разработки челюстного аппарата.

По достижении 11 месяцев физиологические функции организма начинают перестраиваться, и массовое поедание пищи малышом прекращается, он становится более привередлив к тому, что ему подают.

Не стоит забывать, что к данному возрасту молоко становится ключевым компонентом в рационе. В сутки он должен поглощать не менее 0,5 л. Педиатры советуют, чтобы весь ассортимент питания не замыкался только на молоке: чем больше будет выбор, тем быстрее будет происходить развитие 11 месячного ребенка.

С возрастом питание малыша становится все более разнообразным. Родители могут смело давать ребенку в пищу такие продукты: фрукты, овощи, каши, пюре, мясо и хлебобулочные изделия. Но при этом не стоит забывать, что в питание малыша нельзя включать тяжело усваиваемые продукты, а также те продукты, которые имеют высокий порог к вызыванию аллергической реакции. Высокоаллергенными продуктами являются экзотическая растительность, орехи всех видов и мясо некоторых типов рыб. Стоит удержаться от потребления ребенком продуктов с добавлением разного рода специй, жаренных и копченых блюд.

Игры для детей

В раннем возрасте взгляды малыша строятся именно на играх и игровых ситуациях. Поэтому очень важно, чтобы родители показывали, как ведет себя собачка, кошечка и т. д. Таким образом, у ребенка появляется интерес к играм, и он более притягивается к родителям.

Иногда во время игр малыш может начать проводить жестокие действия с игрушками, начать их рвать, трепать и т. д. В этот момент очень важно его остановить, сказать, что так делать нельзя и объяснить, почему, особенно если ребенок будет проявлять истерику. Покажите ему, как нужно правильно с ними обращаться.

Во время игр очень важно использовать иллюстрационные материалы, для того чтобы развивать память и мышление ребенка. Лучше всего применять этот метод в совокупности с самими игрушками, чтобы он понимал, о чем идет речь. Не следует забывать, что картинки малыш не должен пытаться порвать или помять.

Для общего развития в ребенке общительности и антисоциопатии используйте такие методы, как игры с другими детьми. Ведь находясь в компании старших или взрослых, он всеми способами будет пытаться привлечь все внимание на себя. Для того чтобы было проще приучить малыша к каким-либо действиям, превратите все в игру. Ведь именно в процессе игры нудные уроки для него станут веселыми и занимательными.

Развитие и питание малыша — это основные обязанности мамы. Ребенок в 11 месяцев не может самостоятельно себе подобрать правильное питание, хотя ему интересно попробовать многое. Только родители могут скоординировать всю его будущую жизнь, но для этого нужно много читать про правильное развитие ребенка.

11 месяц у некоторых детей будет ознаменован первыми самостоятельными шагами. Но у большинства данное событие произойдет несколько позднее. Не торопите ребенка в естественном развитии, и не сравнивайте его достижения с успехами других малышей. У каждого ребенка свое неповторимое лицо и столь же неповторимое развитие. И ваша задача – вырастить уверенного в своих силах человека.

В этом возрасте особе остро стоит вопрос организации безопасного пространства для вашего активно действующего карапуза. Кроха не просто активно перемещается по квартире, он всюду находит себе предметы для изучения. Но порой они бывают не совсем подходящими для детской игры. Малыша этого возраста больше всего занимает вопрос: «Нельзя ли как-то использовать один предмет, чтобы что-то сделать с другим?» Поэтому юный исследователь, не задумываясь, может взять в руки попавшуюся ему на глаза сковородку и начать стучать ей по табуретке.

Играя одновременно с двумя предметами, малыш приходит к идее превратить один из них в инструмент. Ребенок в своих действиях как бы разделяет средство и результат. Используемый в качество инструмента предмет служит маленькому человечку средством, а полученный эффект результатом.

В зависимости от использованных инструментов можно получить довольно неожиданный, не всегда приятный, результат. Следите за тем, что оказывается в руках у вашего малыша. Вышеупомянутую сковородку смените на машинку, а внимание к электроприборам, которое демонстрируют почти все малыши этого возраста, переключите на новую игру, организовать которую вам помогут советы, изложенные ниже.

Ребенку продолжают нравится игры «с общением», «совместное» с мамой пение, но на первое место выходят занятия с игрушками, причем с теми, которые заставляют думать. Пришло время пирамидок, матрешек, всевозможных коробочек и стаканчиков.

Учимся понимать друг друга

Ребенок охотно использует свой лепет, чтобы поговорить с новым человеком, и крохе нравится эксперименты со всевозможными звуковыми эффектами. Пребывая в хорошем настроении, малыш произносит яркие, интонационно богатые «монологи». Если же он раздражен, то замолкает или меняет интонацию. В этом возрасте у ребенка проявляется способность к подражанию, и он пытается копировать звуки и слова, которых еще нет у него в репертуаре. Некоторые слова малыш уже понимает и с готовностью демонстрирует свои достижения перед знакомой аудиторией.

Несмотря на то, что карапуз начинает ощущать себя самостоятельным человеком, он по-прежнему привязан к родителям. Если в комнату войдет незнакомый человек, маленький человечек прижмется к родительской ноге, и будет держаться за нее, пока «чужой» не уйдет.

Детей, которые очень бояться ухода родителей, надо постепенно приучать к их временному исчезновению. В этом непростом деле вам могут помочь родственники или близкие друзья, хорошо знакомые малышу – если кроха остается дома с кем-нибудь знакомым, ему гораздо легче прощаться с родителями.

Двигательные навыки ребенка в 11 месяцев

В развитии двигательные навыков у детей 11 месячного возраста наблюдается заметные развития. Один ребенок совершенствует навыки ползания, а другой уже неплохо ходит. Но в противоположность малышу, настойчиво желающему ходить и только ходить, «специалисты по ползанию», передвигаются гораздо быстрее и лучше сохраняют равновесие.

При исследовании новой территории у умелого ползунка меньше шансов причинить себе вред. Заметим, что, по мнению некоторых исследователей, отсутствие в развитии ползункового периода сказывается в дальнейшем на развитии пространственной ориентации. Крохе необходимо много ползать , ходить вдоль опоры, самостоятельно контролируя нагрузки. Не используйте ходунки – только естественный переход в вертикальное положение позволит окрепнуть мышцам спины и убережет вашего карапуза от формирования неправильной осанки.

У ребенка появилось новое достижение – он научился рвать бумагу. Малыш хватает тонкие страницы журнала или телефонной книги и быстрым движением, поворачивая руку в запястье, разрывает листы. Примерно к этому времени у малыша может появиться еще один интерес – ему захочется заниматься строительством, и для этой цели он использует кубики. Положив один кубик на другой, кроха, конечно же, потом толкнет и свалит свое «сооружение». Однако вскоре вы заметите, что высота «башни» увеличивается – малышу уже хочется положить на второй кубик третий, а за ним и четвертый.

Вижу, слушаю, ощущаю…

Взрослый человек знает, что вещи, на которые мы смотрим издалека, не становятся меньше. Находясь в другом конце комнаты, мы с легкостью определим на глаз чашку такого же размера, что стоит перед нами. Эта способность учитывать расстояние при определении размеров предмета называется постоянством величин. Некоторые психологи считают, что у детей данная способность постепенно развивается, но все-таки нужно, чтобы у малыша была определенная тренировка в восприятии предмета.

В поведении 10-11-месячного ребенка есть признаки, свидетельствующие о появлении понятия о постоянстве величин. Большая собака, увиденная впервые, пугает малыша, даже если находится на другом конце комнаты, а вот с маленькой собачкой, которая оказалась совсем близко, карапузу хочется поиграть.

Малыш уже имеет понятие о том, как должны выглядеть те или иные вещи, и демонстрирует это различными способами. Подайте ребенку чашку вверх дном, и он немедленно перевернет ее. На этом возрастном этапе продолжает совершенствоваться звуковое восприятие ребенка. Услышав что-то за спиной, малыш немедленно поворачивается и смотрит на то место, где должен быть источник звука. Кроха может исключительно по голосу различать членов семьи и по легким изменениям тона понимает настроение близких – гнев, желание подразнить, спокойствие, радость.

В предыдущем месяце ребенка все еще привлекало опустошение коробочек и баночек. Теперь же он начинает интересоваться и их наполнением. Любознательный кроха засовывает пальчики в нос и в рот, надевает кольца на стержень пирамидки, прячет маленьких куколок в игрушечную мебель. Ребенка очень занимает проблема: что к чему подходит. Он будет усердно трудиться, пытаясь засунуть куклу-матрешку в меньшую по размеру фигурку, издавая при этом недовольные звуки.

Ваше чадо может привлечь и еще одно занятие – забрасывание предметов в коробку. Когда ребенок был поменьше, он уже бросал в нее игрушки, но это были случайные движения. Прошло несколько месяцев, и малыш научился целенаправленно забрасывать предмет в коробку, теперь он будет экспериментировать, бросая предметы. Карапуз может подержать связку ключей над кастрюлькой, а потом разжать пальцы, чтобы проверить, как ключи звякнут на дне посудины.

Занятие с ребенком 11 месяцев

Поговорите с ребенком через картонную трубку стараясь изменить голос. Вас удивит, с каким вниманием сын или дочка будет вас слушать, потом подурачьтесь, произнеся в трубку звуки типа «ба-ба-ба» или «ма-ма-ма»! Дайте трубку малышу. Возможно, ему захочется повторить эти звуки. Спрячьте под подушку часы или маленький радиоприемник. Ребенок станет искать часы, прислушиваясь, где тикает. Такой опыт будет совершенствовать умение крохи слушать.

Возьмите коробку из-под крупы и превратите ее в детский барабан. В качестве палочки дайте малышу деревянную ложку и покажите, как ею бить по коробке. Горсточка бельевых прищепок и пластмассовая бутылка позволят ребенку тренироваться в наполнении и опустошении емкости. Сначала карапузу потребуется ваша помощь, особенно если нужно вытряхнуть прищепки. Когда малыш наиграется с бутылкой, можно дать ему пустую коробку из-под крупы или банку из-под кофе – они заметно добавят веселья.

Положите маленькую игрушку в коробочку. Пусть ребенок постарается достать игрушку – этот опыт поможет ему лучше понять, что такое «внутри», а что такое «снаружи». Обвяжите тесемкой или шнурком игрушки, с которыми ваше чадо любит играть, сидя на своем высоком стульчике, а другой конец тесемки привяжите к ручке стула или к столику. Ребенку понравится поднимать игрушку, дергая за тесемочку.

Физическое развитие ребенка 11 месяцев

Если ваш малыш только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого младенец учится держать равновесие и вовремя останавливаться. Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.

Во время прогулки можно найти массу предметов для занятий с детьми. Покажите ребенку, как собрать в кучу камешки, прутики или листья. Это не только будет способствовать улучшению двигательной активности вашего сынишки или дочурки, но и стимулировать развитие осязания.

Если малыш научился взбираться по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. Лучше показать ребенку безопасный способ спуска с лестницы, чем рассчитывать на то, что кроха никогда не окажется на ней.

В этом возрасте еще ярче проявляются индивидуальные двигательные различия малышей.

Физическое развитие

Как вырастет ваш ребенок за этот период в количественных показателях роста и веса? Сейчас активно формируется так называемый молочный прикус, помогающий малышу познакомиться с новыми видами пищи.

Показатели ребенка от 11 до 12 месяцев

График роста и

И график веса

Рост

73.60-74.90 см

9.805-10.470 кг

Окружность головы

Обхват грудной клетки

Движения рук ребенка становятся более умелыми и ловкими

Малыш берет вытянутыми указательным и большим пальчиками мелкие крошечки (пинцетный захват). Умеет рвать бумагу: хватает листы, поворачивая руку в запястье, и разрывает их. Если вы покажете малышу, как это нужно делать, он попытается поставить кубик на кубик, но сразу же разрушит получившуюся конструкцию.

Для того, чтобы достать интересующий предмет, кроха может использовать разные движения. Придерживается за мебель или прутья манежа, подтягивается наверх, чтобы встать. Опускается на четвереньки и ползет для того, чтобы обогнуть препятствие. Карабкается на стул, чтобы протянуть руку и достать желаемое. Хороший мышечный тонус позволяет малышу сохранять равновесие не только сидя, но и стоя, опираясь на опору.


Ребенок открывает для себя интереснейшую игру - придерживаясь одной рукой за прутья манежа, он может свободной рукой держать игрушку, стучать о край манежа и бросать игрушку на пол.

Бросание игрушки знакомит малыша с весом предметов. Кроме того, он учится рассматривать предметы в другом ракурсе.

Пока одни малыши продолжают учиться ползать, другие начинают ходить

Приблизительно 50% малышей обычно начинают ходить к году. Однако могут быть совершенно нормальные, не заслуживающие тревоги родителей, отступления от этого срока. Как правило, дети осваивают навык хождения в период с девяти до шестнадцати месяцев.

Успехи в приобретении этого навыка связаны с тремя факторами: мускульной силой, равновесием и темпераментом. Последний более всего влияет на то, в каком возрасте малыш начнет ходить.

Малыши со спокойным темпераментом часто не торопятся и действуют более осмотрительно. Так как на начальном этапе передвижение ползком оказывается более быстрым способом, чем ходьба, они совершенствуются в нем и носятся по полу, как метеоры.

Детей, начинающих ходить поздно, вероятно, в большей мере занимает возможность рассматривать и изучать разные предметы, а не осваивать новые двигательные навыки. Такие малыши в своем темпе проходят этот этап развития, взвешивая каждый свой шаг. При этом, когда они начинают ходить, то сразу держатся довольно уверенно.

Дети со взрывным темпераментом начинают, наоборот, ходить рано. Обычно это очень импульсивные, подвижные дети, преодолевающие каждую веху развития настолько стремительно, что родители не успевают сфотографировать достижение. Хотя иногда непросто предположить, кто начнет ходить рано. Вероятнее всего, это будет малыш с повышенными запросами, который стремится поскорее сползти с колен родителей или вывернуться из детского креслица.

Кроме темперамента, серьезно влияет и тип телосложения маленького человечка. Худенькие дети, как правило, осваивают ходьбу раньше. Малыши, начавшие рано ходить, обычно отличаются резвым характером и больше подвержены риску несчастных случаев, чем их более осмотрительные сверстники.

Мамы и папы, принимающие стиль сближения и часто носящие детей на руках, иногда спрашивают: «Не станет ли в этом случае ребенок позже ходить?» Нет. Исследования многих ученых доказывают, что малыши, при воспитании которых предполагается тесная привязанность родителей к чаду, зачастую осваивают двигательные навыки даже более быстрыми темпами.

Не следует переоценивать значение того, в какой месяц карапуз зашагает. Так как возраст, в котором малыш начинает ходить, не имеет ничего общего с развитием его умственных или физических способностей. То, когда и как ребенок начнет ходить, характеризует уникальность его собственной личности.

Развивайтесь вместе с вашим ребёнком!

Получайте регулярные письма о развитии вашего ребёнка и полезными советами.

От 11 до 12 месяцев

  • от рождения до 1 месяца
  • от 1 до 2 месяцев
  • от 2 до 3 месяцев
  • от 3 до 4 месяцев
  • от 4 до 5 месяцев
  • от 5 до 6 месяцев
  • от 6 до 7 месяцев
  • от 7 до 8 месяцев
  • от 8 до 9 месяцев
  • от 9 до 10 месяцев
  • от 10 до 11 месяцев
  • от 11 до 12 месяцев
  • от 1 года до 1 года и 3 месяцев
  • от 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев
  • от 1 года и 6 месяцев до 1 года и 9 месяцев
  • от 1 года и 9 месяцев до 2 лет
  • от 2 лет до 2 лет и 3 месяцев
  • от 2 лет и 3 месяцев до 2 лет и 6 месяцев
  • от 2 лет и 6 месяцев до 2 лет и 9 месяцев
  • от 2 лет и 9 месяцев до 3 лет
  • от 3 до 4 лет
  • от 4 до 7 лет
  • от 5 до 7 лет
  • от 6 до 7 лет
  • 7 лет и старше

Подписаться

Психическое развитие

Активно развивается понимание речи. Малыш начинает реагировать на свое имя - поворачивается и смотрит, если его позвали. Он хорошо понимает, когда его хвалят или «бранят», повторяет действия, над которыми смеялись или за которые его хвалили. Он понимает и выполняет простые просьбы мамы: «Дай маме кусочек яблока», «Иди ко мне». Малыш узнает интонации и смысловые жесты, которыми взрослые сопровождают такие просьбы, и сам подражает жестам взрослых - «дай-дай-дай» , «пока-пока» .

Кроха начинает понимать значение простых предлогов - «из», «в», «за». Вы замечаете, что теперь он уже не пытается схватить игрушку через стенку прозрачной банки, а засовывает руку в отверстие и вытаскивает вожделенный предмет. Малыш может отвинтить и снять крышку пластиковой бутылочки, если вы покажете ему, как это сделать. Положите в бутылочку кусочки яблока и печенья, чтобы подкрепить исследовательский интерес малыша.

Малышам нравится играть в разные игры с родителями. Дети обожают шумные, подвижные игры, в которые с ними играют отцы. Папы раскачивают и подбрасывают малышей вверх, кружат и опускают головой вниз, а они смеются и требуют повторения.

В этом возрасте все дети сильно привязаны к родителям, и особенно к маме. Они тревожатся и капризничают, когда долго не видят их.


Родители ассоциируются у ребенка с чувством безопасности и комфорта . Некоторые малыши требуют присутствия обоих родителей во время купания, кормления и укладывания спать. Родители хотели бы меньше зависеть от настроения ребенка, поэтому начинают приучать малышей к самостоятельности - учат есть ложкой, пить из чашки, засыпать в одиночестве.

Но многие сталкиваются с тем, что ребенок противится нововведениям - откладывает ложку и ждет, чтобы его покормили, не хочет лежать в кроватке и кричит, когда родители выходят из комнаты. Приучайте малыша постепенно. Спойте колыбельную песенку и покачайте кроху на руках, чтобы он успокоился и уснул. Когда малыш начнет засыпать, выйдите из комнаты.

Лепет малыша усиливается, наедине с собой он произносит целые «монологи», состоящие из цепочек различных слогов. Ребенок начинает использовать лепет для общения, пытается активно копировать звуки, которые слышит, если его к этому побуждают. Он подражает движениям и жестам родителей, по просьбе взрослых может показать, где у него носик, глазки, ротик, ушки и т. п.

В этом возрасте малыши нуждаются в разнообразных впечатлениях . Обязательно находите возможность отправиться с ребенком на экскурсию или в гости. Усадив малыша в коляску или рюкзачок-кенгуру, можно съездить в зоопарк, магазин или просто в гости к бабушке с дедушкой или к друзьям. Замечательно, если там будут другие дети. Малыши в этом возрасте начинают наблюдать друг за другом.

Груднички до года развиваются очень быстро и с каждым месяцем у малыша прибавляются новые навыки, как в физическом, так и в психическом развитии. Малыш требует к себе все больше внимания , следует как можно больше постараться, что бы не упустить самые важные моменты развития.

Здоровый ребенок в 11-ти месячном возрасте уже достаточно крупный. Приблизительный вес варьируется от 9500 грамм до 10200 грамм, рост малыша около 75 см., к этому возрасту немного снижается набор веса и темпы роста ребенка.

Однако, это усредненный вариант норм физического развития младенцев в возрасте 11-ти месяцев, но ведь мальчики, безусловно, отличаются в развитии от девочек.

Таблица основных показателей физического развития мальчиков и девочек в 11 месяцев:

Вне зависимости от половой принадлежности в 11 месяцев ребенок должен уметь:

  • самостоятельно, без чьей либо помощи стоять, ходить, держась за что-нибудь (руку взрослых или стену, игрушку, спинку дивана).
  • из положения стоя, садится на пол.
  • уверенно сидеть и ползать достаточно продолжительное время.
  • самостоятельно держать ложку с едой и отправлять ее в рот.
  • пытаясь взять интересующий предмет, малыш должен уметь соразмерно раскрывать ручки.
  • показывать пальцем на интересующий предмет.
  • следить за движущимся объектом глазами.

Психоэмоциональное развитие

  • малыш начинает первые слова со смыслом: «мама, баба, дай, ам-ам».
  • появляются первые признаки ролевых игр: девочки качают куклу, мальчики: катают по полу машинку.

Режим дня

Ночной сон у грудничков длится 9 – 10 часов , днем спят два раза по 1.5 -2 часа.

  • 8:00 – подъем, умывание, чистка зубов,
  • 8:30 – первый завтрак. Для грудного вскармливания – материнское молоко, для искусственного вскармливания – молочная смесь.
  • 9:00 – игровые занятия с малышом. В возрасте 11-ти месяцев можно поиграть с малышом в разные игрушки. Куклы, мишки, машинки, мячики прекрасно подойдут для этого. Можно складывать кубики, собирать пирамидку, покатать друг другу мячик. Детские книжки с большими картинками, особенно про животных, ребенок уже превосходно понимает и будет с удовольствием слушать рассказы и рассматривать рисунки.
  • 10:00 – второй завтрак. Овощное или фруктовое пюре, чай, сок.
  • 10:30
  • 12:00 – обед. Овощной суп – пюре, мясо, творог.
  • 12:30 – 14:00 – первый дневной сон.
  • 14:30 – полдник. Для грудного вскармливания – материнское молоко, для искусственного вскармливания – печенье, замоченное в молоке или банан.
  • 15:00 – игровые занятия.
  • 17:00 – второй полдник. Овощное пюре + мясо. Сок или чай.
  • 17:30 – 19:00 – второй дневной сон.
  • 19:30 – первый ужин. Овощной суп + фруктовое пюре.
  • 20:00 – прогулка на свежем воздухе.
  • 20: 30 – приготовления ко сну. Купание, спокойные игры.
  • 21:30 – ужин. Для грудного вскармливания – молочная каша + материнское молоко, для искусственного вскармливания – молочная каша + смесь.

Меню ребенка в 11 месяцев

Питание ребенка в этом возрасте становится все более разнообразным. Предлагаем Вашему вниманию некоторые рецепты, которые непременно понравятся грудничку.

  • Овощной суп-пюре. Картофель, морковь, брокколи отварить и протереть на блендере, в суп- пюре добавить отдельно сваренный рис (малыш в этом возрасте должен уметь пережевывать мелкие и не твердые продукты самостоятельно).
  • Суп с фрикадельками. Сформировать маленькие фрикадельки варить в кипящей воде, сюда же добавить картофель, капусту, морковь, петрушку. Перед подачей суп помять вилкой.
  • Домашний творог для малышей. 400 грамм детского молока довести до кипения, а затем добавить 200 грамм 12% сметаны, перемешать и выключить. Всю массу слить через марлю. Получившийся нежнейший творожок можно смешать с бананом – получится превосходный десерт.
  • Рыбное пюре. Филе рыбы отварить в чуть подсоленной воде, остудить, смолоть в блендере. В полученную смесь добавить чайную ложку растительного масла и немного молока. Всю массу довести до кипения. Подавать можно как отдельное блюдо, так и вместе с отварными овощами.

Играем с малышом

Игры с ребенком в 11 месяцев должны быть направлены на всестороннее развитие малыша. Сейчас важно развивать внимательность, координацию, моторику.

Игра на развитие речи «Зверюшки»

Необходимо показывать ребенку картинку с определенным животным одновременно имитируя его звук. Например, котик «мяу», корова «му-му», собака «гав».

Игра для развития координацию движений «Веселый паровозик»

Берется несколько различных по размеру коробок и выкладывается в виде паровоза от большего к меньшему. Хорошо, если коробки будут открываться, тогда их можно складывать друг в друга по очереди, либо строить из них пирамидку. Необходимо показывать ребенку все действия несколько раз , затем дать возможность проделать это самому.

Игра на развитие моторики «Прищепка»

Необходимо несколько разноцветных прищепок и плотный лист картона, на который в дальнейшем вешаются и снимаются прищепки.

Проблемы с врожденным развитием и отклонением от нормы у детей такого возраста заметить довольно сложно, но присмотревшись можно выявить самые основные.

Глухота, неправильное формирование ручек или ножек, нервная возбудимость. На ежемесячных осмотрах терапевт, хирург, невропатолог должны выявить все имеющиеся недостатки и подробно рассказать вам, как правильно развивать ребенка в 11 месяцев.

Безопасность ребенка

Занимаясь и играя с грудничком, следует не забывать о его безопасности . Никогда не оставляйте малыша одного на кровати или диване – это очень травмоопасно даже если малыш уже научился слезать с высоких поверхностей самостоятельно.

Обязательно следует убрать из поля доступа острые предметы , все розетки должны быть укомплектованы заглушками, а острые края мебели – пластиковыми закругленными уголками. Не стоит забывать о горячих и опасных приборах, таких как утюг или газовая духовка, а так же об опасный химических средствах, которые малыш наверняка захочет попробовать.

Оказав первую медицинскую помощь какой бы легкой на первый взгляд ни была бы ситуация необходимо проконсультироваться с лечащим врачом .

Узнайте больше о развитии ребенка в 11 месяцев из видео:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх