Развитие детей от месяца до года. Развитие ребенка по месяцам: нормы

На первой неделе жизни новорожденный теряет до 8% от массы тела при рождении, затем его вес начинает расти. Примерно на 7-й день отпадает пуповинный остаток. До 3-й недели малыш воспринимает только громкие звуки, так как уши закрыты эмбриональной жидкостью. До конца месяца его кожа постепенно светлеет и приобретает естественный цвет. Мышцы у грудничка находятся в тонусе, именуемом педиатрами физиологическим, поэтому ручки и ножки все время согнуты, а ладошки – зажаты в кулачки. Ребенок может видеть предметы на расстоянии до 30 см, поворачивает голову на свет. В этот период чаще всего бывают колики и срыгивания. Ребенка нужно выкладывать на животик, при этом он приподымает головку и удерживает по несколько секунд. В первый месяц жизни является обязательным еженедельное посещение грудничка педиатром. Чтобы сообщить родителям о своих потребностях, малыш плачет, и успокаивается, когда его возьмут на ручки. За раз съедает 80-120 мл грудного молока или его заменителя — смеси. Частота кормлений – приблизительно каждые 2 часа. Средняя прибавка в весе – 1 кг, в росте – 2 см.

  • 2 месяц

Малыш уже издает различимые звуки, мурлычет, агукает. Тональность его голоса меняется. При виде родителей улыбается, начинает различать голоса, прислушивается к разговорам. В этот период он впервые улыбается, хоть и бессознательно. Чтобы малыш уверенно держал голову, нужно чаще выкладывать его на животик. Это же упражнение укрепит мышцы брюшного пресса и поможет избавиться от колик. Держит погремушку в ручке, трясет ею, внимательно наблюдает за игрушками. Поворачивается на бочок и спит на нем. Лежа на спине, выпрямляет ручки и ножки. Тянет в рот ручки, при этом обильно выделяется слюна. Во время плача появляются слезы. Самое время для развития зрительных навыков присоединить на кроватку мобиль. Для здоровья ребенка очень важны ежедневные прогулки на свежем воздухе, а также следует уделить внимание выработке режима сна и бодрствования. За второй месяц жизни ребенок набирает около 800 г и вытягивается на пару сантиметров.

  • 3 месяц

Малыш уже способен осязать окружающую обстановку, видит все больше предметов. Ему нравится, когда его носят столбиком, чтобы больше рассматривать окружающую обстановку. Изучает ладошки, пальчики. Поворачивает голову в разные стороны в поисках источника звука, четко различает лица окружающих. Начинает различать запахи. С этого месяца родителям нужно пристальней следить за малышом, ведь он начинает переворачиваться со спинки на животик. Еще одно достижение – он уже уверенно держит головку, находясь в вертикальном положении на руках или лежа на животе. Сейчас малышу понравится яркий развивающий коврик, укачивающий центр. Если положить перед ним разноцветную игрушку, он попытается дотянуться до нее и самостоятельно схватить. Тянет в рот погремушки. Средняя прибавка в весе – 800 г, в росте – 2 см.

  • 4 месяц

Период колик постепенно проходит, теперь малыш может спать немного дольше и просыпаться на кормления реже. Лежа на животике, он пытается подняться, опираясь на ручки. Он узнает среди других людей маму, улыбается ей, разговаривает. Прислушивается к музыке. Особый интерес вызывает его отражение в зеркале. Дольше может акцентировать внимание на предметах или каком-то процессе. Переворачивается со спинки набок и на живот. Пытается переворачиваться на спинку. Тянется к игрушкам, берет игрушку двумя ручками. Отталкивается ножками и ручками от опоры. Лежа на спинке, приподымает голову и прижимает подбородок к груди. Если его подтянуть за ручки, пытается присесть. Берет игрушку и трясет ее одной рукой, радостно реагирует на ту музыку, которая ему нравится. Активно пытается участвовать в разговоре, лепечет отдельные слоги с разной силой. Прибавка в весе – 700-800 г, в росте – 1-2 см.

  • 5 месяц

Малыш умеет легко переворачиваться на бочок, с живота на спинку и наоборот. Лежа на спине, приподымает голову, чтобы больше видеть. Упирается ножками в кровать и пытается встать на «мостик». Лежа на животе, вытягивает прямо ручки и ножки, держит одной ручкой игрушку. Все больше окружающих предметов вызывают у малыша интерес, особенно цветных. Перекладывает игрушки из одной ручки в другую. Наблюдает за падающей на пол игрушкой. Теперь он не только берет их в ручки и бросает, но и пытается тянуть в рот. Это может свидетельствовать о скором появления зубов. Малыш значительно реже плачет, больше улыбается и смеется; он интересный и веселый. Появление чужого человека может вызвать отрицательную реакцию и даже плач. Переводит взгляд с одного присутствующего собеседника на другого. За месяц ребенок в среднем прибавляет в весе 700 г и 1-2 см.

  • 6 месяц

Малыш научился уверенно сидеть без поддержки, хотя сам еще не садится. Некоторые детки все же совершают попытки сесть самостоятельно. Лежа на животике, опирается на вытянутые ручки и приподымается. При поддержке опирается на ножки и пытается стоять. Делает попытки приподняться на четвереньки. Дотягивается до отдаленных предметов. Выбирает понравившуюся игрушку из нескольких, предложенных на выбор. Рассматривает ручки, пальчики. В это время пора вводить первый прикорм. Чаще всего его начинают с приготовленных на пару овощей. Качество стула меняется, кормления грудью становятся все реже. Вырабатываются вкусовые предпочтения. Пьет из чашки-непроливайки. Поворачивается, когда его называют по имени. Начинает произносить слоги «ма», «ба», «да». Днем спит 2-3 раза. В этот период начинают прорезываться зубы. Это может сопровождаться болью, повышением температуры, повышением слюноотделения, беспокойством. Прибавка в весе – 650 г, в росте – 1-2 см.

  • 7 месяц

Малыш любит большую часть времени проводить, лежа на животике. Начинает ползать, самостоятельно принимает сидячее положение и удерживает равновесие. Некоторые детки в этом возрасте уже уверенно садятся. Малыш тянет к маме ручки, просит, чтоб его взяли на руки. Он обращается к окружающим, зовет их. Ребенок уже не засыпает после еды, он проводит больше времени за играми. Сидит с прямой спинкой, во время кормления крутится в разные стороны, пытается увильнуть. Много лепечет, старается имитировать звуки, издаваемые взрослыми. Берет погремушку и стучит ею по поверхности. Держит бутылочку. Можно предложить ему пить из чашки и пробовать держать ложку. В это время прорезываются два нижних зубика. Это может доставлять дискомфорт при кормлении грудью. Он уже не так быстро набирает вес, так как изменился характер пищи и он стал больше двигаться. Прибавка в весе – 600 г, в росте – 1-2 см.

  • 8 месяц

Малыш совершенствует свои умения садиться, поворачиваться. Лежа на животике, свободно вертит головой. Его интересуют все окружающие предметы, он легко преодолевает препятствия. Много лепечет новых слогов, пытается просить те или иные предметы. Отталкивает ручками мяч. Захватывает мелкие предметы при помощи двух пальцев. Ему нравится бросать игрушки на пол, чтобы вы их подымали. Ребенок пытается вставать у опоры, стоять по несколько минут, держась за поручни кроватки. Танцует, повторяет смех взрослых. Не любит оставаться один, переживает, когда мама уходит. Сейчас для малыша важно чтобы с ним разговаривали, озвучивали действия. Он уже понимает запреты. Пьет из «взрослой» чашки. С заметным удовольствием кушает кашки, мясо, печень, молочные продукты, фрукты, овощи, печенье. За этот месяц малыш прибавил в весе 500-600 г и вырос на 2 см.

  • 9 месяц

Малыш уже может играть некоторое время самостоятельно, складывать игрушки в кучку. Сидя на полу, поворачивает в стороны корпус. Он пробует залезть на стул или диван, стоит несколько минут у стены или держась за мебель. Его положение еще неустойчиво и он смешно падает на попу. Если его придерживать за ручки, кроха будет ходить в течение нескольких минут. Также он уверенно топает у опоры. Выдвигает нижние ящики мебели, достает из них все предметы. Стучит предметом по предмету. Очень быстро ползает, быстро передвигается в ходунках, пританцовывает. У малыша теперь появляются любимые игрушки, которые он везде берет с собой. Начинает играть кубиками и сортерами. Его голос имеет более четкий эмоциональный окрас и различные интонации. Самостоятельно тянет в рот еду. Малыш набирает за месяц 500 г и подрастает на 1-1,5 см.

  • 10 месяц

Ребенок опирается на ручки в сидячем положении, ползает на животике. Перекладывает мелкие предметы с места на место. Старается стоять без поддержки рук. Некоторые крохи на этом этапе жизни делают первые шаги. Реагирует на запреты, выражает обиду. Удивляется, услышав незнакомые звуки. Пытается копировать выражение лица и мимику взрослых. Пытается произнести слова «мама», «дай» и другие. Проявляет любовь к родителям, обнимает ручками, пытается поцеловать. Малыш старается привлечь к себе внимание взрослых, чему несказанно радуется. Он четко осознает настроение взрослых, распознает их радость или неодобрение. Поэтому важно правильно реагировать на его поступки, чтобы малыш понимал, что хорошо, а что – плохо. Самостоятельно пережевывает пищу. Прибавка в весе составляет 450 г, рост увеличивается на 1,5 см.

  • 11 месяц

Малыш уже уверенно топает, держась за мамину ручку и у опоры. Может сделать самостоятельно несколько шагов. Пританцовывает в такт музыке. Может щипать и кусаться. Выполняет движения по просьбе, бросает мячик в указанном направлении. Ребенок исследует квартиру, находит новые незнакомые предметы, стучит ими о другие предметы с особой силой. Поэтому родителям следует позаботиться о безопасном нахождении малыша в комнате, убрать опасные вещи из зоны досягаемости. Играет в ладушки, «ку-ку». Машет ручкой при прощании, показывает жестами «дай» и «ну-ну». Повторяет некоторые слова с соответствующей интонацией: «мама», «баба», «папа», «дай». Показывает, где у игрушки находятся глазки. Он понимает отдельные, часто повторяемые фразы. Кушает печенье, яблоко, хлеб. По истечению 11-го месяца ребенок набирает в весе 400 г, в росте – 1-1,5 см.

  • 12 месяц

Спустя 12 месяцев малыш уже многое умеет и понимает: самостоятельно ходит, строит пирамиды из кубиков, много лепечет, повторяет отдельные слоги или даже слова за взрослыми. Он знает свое имя и его сокращенную форму, реагирует на него с радостью. В большинстве случаев в этом возрасте малыш не только очень быстро ползает, но и достаточно уверенно ходит. Достает предметы из коробки, запоминает их месторасположение. Ребенок просит кушать, имитирует это соответствующими звуками. Хлопает в ладоши, просится на ручки. Показывает ручкой, в каком направлении хочет идти. Смеется при виде животных. Повторяет звуки некоторых животных, машин. Рассматривает картинки в книжках. Радуется, когда его хвалят. Днем спит один раз. Пьет и ест самостоятельно. Постепенно переходит на взрослую пищу, тянет из маминой тарелки. К концу первого года ребенок должен утроить тот вес, с которым он родился, а за последний месяц набрать 300 г и подрасти еще на 1 см.

На чтение 8 мин. Просмотров 863 Опубликовано 27.07.2018

Появление в семье малыша – момент важный и крайне ответственный. И не имеет значения, первенец это или второй, третий ребенок. Каждый подготовленный родитель знает, насколько насыщенным является первый год жизни малыша, и как важно отслеживать развитие ребенка по месяцам, чтобы не упустить важные моменты или отклонения. В помощь новоиспеченным родителям предлагаем емкую, но легкую для восприятия статью, чтобы всегда оставаться в курсе событий и эффективно помогать малышу расти и развивать.

В сантиметрах и килограммах: таблица норм физического роста ребенка первого года жизни

Измерять, слушать, смотреть малыша после рождения – это обыденные действия, которые очень быстро входят в привычку молодых родителей.

Сколько грамм набрали, на сколько сантиметров подросли, как соотносятся окружности головы и груди – все это старательно сверяют с показателями таблицы развития ребенка по месяцам до года (так называемая «таблица норм физического развития»).

Но эти данные можно использовать лишь для приблизительной ориентации в «нормальности» физического роста малыша, учитывая при этом:

  • показатели роста и веса ребенка при рождении;
  • особенности индивидуального развития и наследственность малыша;
  • пол ребенка;
  • состояние и самочувствие малыша;
  • в таблицах представлены усредненные или крайние показатели норм;
  • статистика ВОЗ и педиатрических наблюдений может иметь расхождения.

Тем не менее, расти до года малыш должен, приблизительно, так:

Рост, см Вес, кг ВОЗРАСТ (мес) Окружность головы, см Окружность груди, см
47-52 2,5-4 рождение 32-36 31-38
49-53 3-4,5 1 33-37 32-39
51-57 3-5 2 35-38 33-40
55-60 4,5-6,5 3 37-40 34-42
57-63 5-7 4 38-41 36-44
59-66 6-8 5 39-42 38-46
61-68 6-8 6 40-43 39-47
63-69 6,5-9 7 41-44 40-49
65-71 7-9,5 8 42-45 41-50
66-72 7-10 9 42-46 42-51
67-74 7-10 10 43-47 43-52
69-75 7,5-10,5 11 43-47 43-53
70-76 8-11 12 44-50 44-54

В таблице приведены крайние усредненные, низкие и высокие показатели по росту и развитию мальчиков и девочек, поэтому не стоит волноваться, если где-то на 1-2 сантиметра или полкилограмма показатели малыша «выпадают».

Организм найдет свой темп и скорость развития, комфортные для ребенка.

О явных проблемах и возможных отклонениях в развитие и питании (при их наличии) сообщит и проконсультирует квалифицированный детский врач на плановом приеме

Умею, могу и учусь: всестороннее развитие по месяцам до года

Когда ребенок хорошо кушает и растет, сантиметры и весы откладываются в сторонку, и родители начинают интересоваться возможностями, навыками и новыми умениями малыша. Что он уже умеет и что должен уметь; как воспринимает окружающий мир и как должен на него реагировать; что у него получается хорошо, а где требуется помощь и поддержка родителей или специалистов.

Календарь развития по месяцам до года

Новорожденный:

  • малыш дышит, видит, слышит, издает звуки;
  • движения рук и ног хаотичны;
  • пальцы рук сжаты в кулачки;
  • руки и ноги полностью не выпрямляются;
  • присутствуют врожденные рефлексы: мигательный, поисковый, сосательный, глотательный, хоботковый, ладонно-ротовой, подошвенный, защитный, хватательный, обхватывания, шаговый, ползанья, нырятельный;
  • большую часть времени малыш спит.

В 1 месяц:

  • ребенок в положении лежа начинает поднимать голову и шею;
  • реагирует на звуки и свет;
  • присматривается к очертаниям предметов и лицам;
  • может следить за движением яркого предмета;
  • начинает улыбаться;
  • реагирует на разные интонации в голосе родителей.

В 2 месяца:

  • ребенок пытается удерживать голову вертикально около минуты;
  • приподнимает голову и грудь, лежа на животике;
  • активно реагирует на звуки, свет, привлечение внимания;
  • движения рук и ног становятся менее хаотичными;
  • ярко проявляется «комплекс оживления»;
  • малыш может удерживать и рассматривать игрушку в руке;
  • развивается трехмерное восприятие предметов;
  • ребенок пытается сам поворачиваться на бок.

В 3 месяца:


  • хорошо держит голову до 2 минут;
  • лежа на животе, пытается приподняться на локтях;
  • становится более подвижным и вертлявым, пробует переворачиваться;
  • проявляет активный интерес к игрушкам, пытается их схватить;
  • тянет ручки и одеяло в рот;
  • хватательный рефлекс переходит в осознанное хватание;
  • малыш начинает гулить и смеяться;
  • привлекает внимание доступными способами (крик, плач, смех, перебирание ножек).

В 4 месяца:

  • малыш пытается поднимать голову лежа на спине;
  • делает попытки подтянуться и сесть;
  • упирается ножками, когда его держат вертикально под мышки;
  • переворачивается на бок;
  • делает попытки повернуться со спины на живот;
  • поднимается и упирается на ладошки, лежа на животе;
  • удерживает внимание на интересующем предмете несколько минут;
  • играет погремушками, ударяет по ним, пытается словить;
  • узнает лица близких;
  • различает и узнает голоса;
  • реагирует на свое имя;
  • часто и долго может гулить.

В 5 месяцев:

  • пытается переворачиваться с живота на спину;
  • начинает сидеть с поддержкой, полулежа;
  • предпринимает попытки ползти по-пластунски;
  • увлеченно рассматривает и ощупывает различные предметы;
  • играется со своими пальчиками и ножками;
  • появляется «пищевой интерес» к взрослой еде;
  • может пить с ложечки;
  • узнает своих близких и остерегается чужих;
  • могут начать лезть зубки;
  • появляется «цветное» зрение;
  • у малыша может получиться произнести первые простые слоги.

В 6 месяцев:


  • ребенок тянется ручками к маме, просится на руки;
  • крутится, переворачивается;
  • лежа на животе пытается ползти/ подтягиваться вперед или отталкиваться назад;
  • сидит и достаточно твердо стоит с поддержкой;
  • делает попытки встать на четвереньки;
  • «играет» своим голосом, лепечет то тихо, то громко;
  • перекладывает игрушки из руки в руку;
  • знает и использует основные особенности игрушек (стучит, пищит и т.д.);
  • можно начинать вводить первый прикорм, давать пробовать новую еду.

В 7 месяцев:

  • ребенок уверенно сидит сам;
  • наклоняется и тянется за игрушками в положении сидя;
  • ползает;
  • делает попытки встать у опоры;
  • узнает знакомые вещи по названию (смотрит на них, когда его просят найти);
  • интересуется своим отображением и телом;
  • бросает и подбирает игрушки;
  • «знакомится» с причинно-следственными связами (бросить-упало);
  • сам может держать поильник, когда пьет из него;
  • хорошо кушает с ложки.

В 8 месяцев:

  • малыш может сам сесть и подняться на ноги у опоры;
  • пытается делать первые шаги с поддержкой;
  • хлопает в ладоши;
  • машет «пока»;
  • расширяется мимический репертуар реакций;
  • может длительное время играть с любимой игрушкой;
  • знает, как достать или попросить желаемую вещь;
  • может сам держать и есть сухарик/ бублик и т.д.;
  • формируются устойчивые связи (кушать – идти на кухню и т.д.);
  • лепечет на своем языке.

В 9 месяцев:


  • ребенок уже ходит у опоры или за руки;
  • делает попытки ходить самостоятельно;
  • интересуется маленькими предметами, развивает мелкую моторику;
  • играет преимущественно сидя;
  • может выполнять простые просьбы (принести, дать);
  • появляются устойчивые сочетания слогов, первые слова со смыслом;
  • понимает запреты;
  • использует знания из долговременной памяти;
  • стремится к активному общению;
  • подражает действиям взрослых (например, подносит телефон к уху).

В 10 месяцев:

  • приседает, поднимается на ноги, наклоняется;
  • пытается ходить за одну руку;
  • учится переступать преграды;
  • любит открывать/закрывать шкафчики, складывать/ разбрасывать игрушки;
  • произносит простые односложные слова;
  • разбирает игрушки, складывает пирамидку;
  • формируется привязанность к часто встречающимся людям;
  • стремиться к другим детям;
  • хочет пробовать есть сам, играется с едой;
  • указывает на предмет, который называют.

В 11 месяцев:

  • совершенствуются двигательные навыки;
  • ребенок выполняет двусложные просьбы (иди, принеси);
  • эмоционально выражает свое отношение, принятие/непринятие;
  • может найти или показать называемый предмет;
  • нравится что-либо рвать, растягивать, доставать;
  • хорошо ориентируется и передвигается в пространстве;
  • стремится к совместной игре;
  • учится делиться, просить;
  • может сам руководить процессом кормления (берет сам чашку, показывает на ложку);
  • пытается стягивать с себя вещи;
  • танцует.

В год:

  • ребенок ходит сам;
  • приходит, когда его зовут по имени;
  • в словарном запасе есть около десятка простых слов;
  • умело преодолевает преграды на пути;
  • выполняет сложные поручения;
  • начинается момент «отделения» от взрослого;
  • с интересом наблюдает и «комментирует» происходящее вокруг;
  • появляются элементы сюжетных игр (возит машинку, укладывает куклу);
  • активно подражает действиям взрослых и сверстников.

Как развиваются мальчики и девочки?

Развитие по месяцам до года мальчика и девочки могут незначительно отличаться, как в силу индивидуальных, так и физиологических особенностей. Например, девочек не советуют торопиться высаживать самостоятельно раньше полугода, чтобы не было в будущем проблем с внутренними женскими органами. А мальчики нередко бывают молчаливы, не хотят долго говорить первые слова. Здесь каждому родителю следует четко понять и грамотно разобраться в сути и значении всевозможных нормативных таблиц и графиков развития детей до года, чтобы не торопить, но и не затягивать естественные события.

Наш уже умеет, а ваш?

Кроме вполне естественных переживаний родителей в отношении соответствия развития своего малыша «общепринятым» нормам, немало беспокойства вызывают опыт и результаты малышей других родителей. Особенно впечатлительными бывают мамы. Развитие по месяцам до года девочки или мальчика становится для них обязательным планом к выполнению. Ведь результатами можно похвастаться мамочкам на площадке: малыш начал сидеть раньше положенного, или уже кушает новые продукты с 4 месяцев.

Но не бывает абсолютно одинаково развивающихся малышей, даже у одних родителей, даже если это близнецы.

Каждый ребенок уникален, у каждого свои особенности организма, темпы и скорость развития и приобретения навыков и умений. Развитие ребенка – это не дрессировка животного. Тут нельзя просто взять и научить. Детский организм должен быть подготовлен к каждому новому достижению.

Заключение

Родители могут лишь немного помогать малышу:

  • любить его;
  • обеспечивать для него необходимые условия питания и ухода;
  • общаться, играться и упражняться с малышом;
  • посещать детского врача и прислушиваться к его рекомендациям;
  • гулять и заниматься;
  • быть спокойными и счастливыми родителями здорового малыша.

Не гонитесь за успехами других детей. Всему свое время.

Ребенок от рождения до года, очень сильно зависит от мамы. Ему необходима мамина забота, тепло и улыбки.

В спокойной, доброжелательной обстановке ребенок хорошо растет и развивается, радуя тем самым своих родителей.

Чтобы малыш хорошо развивался и узнавал много нового, ему нужно помогать. Такой помощью может быть простое общение и физический контакт с мамой. А так же массаж, гимнастика, прогулки, развивающие игры и позитивный настрой.

В первый год ребенок проходит интенсивную фазу физического и умственного развития. И родители не всегда понимают, отстает ли их ребенок или опережает других детей. Для этих целей, ниже представлен календарь развития ребенка до года по месяцам.

Только имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и некоторые навыки он может осваивать немного раньше или позже положенных норм. А некоторые шаги в развитии может пропустить, без вреда для себя.

2 месяца

2 месяца

  • Издает звуки, например «Аааа», «Ауу», «Агг», «Агу».
  • На короткое время поднимает голову лежа на животе.
  • Лучше сосредотачивает взгляд на предмете.
  • Ищет источник звука глазами и поворачивает в его сторону голову.
  • Заметно оживляется когда с ним общаются взрослые.

3 месяца

3 месяца

  • Гулит и смеется при общении со взрослыми. Легко определяет источник звука.
  • Привлекает к себе внимание.
  • Из положения лежа на спине, поворачивается на бок.
  • Длительное время удерживает голову из положения «на животе» и «столбик» и даже поворачивает ее.
  • Перебирает ножками из положения «стоя» и отталкивается от опоры, когда родители держат его подмышки.
  • Пытается хватать предложенную игрушку и ему это удается.

4 месяца

4 месяца

  • Переворачивается со спины на живот и обратно.
  • Любит находиться в мамином обществе.
  • В ответ на улыбку, улыбается и смеется
  • В хорошем настроении визжит от восторга.
  • Появляются первые слоги.
  • Держит, трясет и пытается затащить в рот игрушку
  • Уверенно держит голову лежа на животе, поднимаясь при этом на локти.
  • Лежа на спине приподнимает верхнюю часть туловища с головой.
  • В вертикальном положении держит голову уверенно. При этом, может вертеть ей в разные стороны.
  • Может передвигаться по кроватки по пластунски.

5 месяцев

5 месяцев

  • Пытается сесть, когда его немного тянешь за ручки.
  • Сосет свои пальцы рук и ног.
  • Уверенней управляется с игрушкой и тянет ее в рот.
  • Хватает предметы находящиеся в его доступности.
  • Отстаивает свою игрушку, если кто-то пытается забрать.
  • Наклоняется в сторону упавшего предмета.
  • Любит находиться у мамы на руках.
  • Присматривается к незнакомым людям и месту.

6 месяцев

6 месяцев

  • Передвигается в пространстве на животе
  • Доползает до игрушки находящейся не далеко, и хватает ее вытянутой рукой.
  • Садиться и сидит некоторое время самостоятельно
  • Любит стоять и ходить с опорой, подмышками
  • Успокаивается при кормлении грудью.
  • Внимательно слушает речь других людей.
  • Откликается на имя.
  • Издает много разных звуков.
  • Настроение ребенка может часто меняться.
  • Начинает получать прикорм.

7 месяцев

7 месяцев

  • Более уверенно садится сам. И с удовольствием находится в таком положении.
  • Стоит на четвереньках, раскачивается взад-перед и даже немного ползает.
  • Любит ходить держась за руки взрослого.
  • Запас звуков и слогов расширяется.
  • Любит купаться.

8 месяцев

8 месяцев

  • Хорошо зазвита моторика рук. Перекладывает предметы из рук в руки, из емкость в емкость.
  • Уверенно ползает на четвереньках. При этом может держать игрушку в одной руке.
  • Любит играть сидя.
  • Встает держась за опору.
  • Очень привязан к родителям.

9 месяцев

9 месяцев

  • Активно ползает, сидит и передвигается стоя держась за опору.
  • Говорит «ма-ма» и «ба-ба» со смыслом.
  • Листает страницы в книжке.
  • Интересуется всем вокруг. До всего хочет дотянуться и потрогать.
  • Повторяет действия.
  • Выполняет простые поручения.

С девяти месяцев некоторые начинают ходить. Но бывает, первые шаги ребенок совершает и гораздо позже . Также дети уже залазят на невысокие кресла и диваны и спускаются обратно, этот процесс доставляет им особое удовольствие. Развитие речи в этом возрасте наиболее активно, малыш соединяет слоги, неосознанно конечно, но очень уверенно, кричит «МА-МА-МА», «БА-БА-БА» и другие. Узнать больше о

С тех пор, как жизнь большой семьей сменилась отдельным проживанием вновь созданной семьи, у молодых мам появилась неуверенность и ощущение беспомощности после родов в правильности и своевременности развития новорожденного.

Не имея богатого опыта «няньканья» с маленькими детьми, женщину повергает в ступор буквально все, что связано с особенностями физиологического и психического развития своего малыша, особенно на первом году жизни ребенка.

Предлагаем вам краткий обзор про развитие ребенка до года. Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по неделям.

Неделя первая, знакомимся

Органы чувств новорожденного. Долгожданное возвращение домой. Теперь малыш может в спокойной обстановке познакомиться с мамой, с новой стороны увидеть, услышать, обонять и осязать окружающий его мир, уже заочно знакомый ему по глухо доносящимся звукам извне во время внутриутробной жизни.

Зрение у только родившегося ребенка расплывчатое, он может различать лишь крупные предметы, расположенные вблизи, что является своеобразной защитой перед внезапно нахлынувшим многообразием красок и форм. Слух, обоняние и осязание у новорожденного достаточно развиты, эти органы чувств получили развитие еще при жизни внутри мамы.

Грудное вскармливание

В первую неделю после рождения очень важно наладить грудное вскармливание. Свыкнитесь с тем, что первое время после рождения ребенок в моменты бодрствования будет почти все время у вас на руках и постоянно требовать грудь.

Дело даже не столько в голоде, сколько в потребности ощущения разорванного с мамой единства. Прикладывание к груди в недельном возрасте, пожалуй, единственный и самый действенный способ успокоения плачущего ребенка.

Первое купание

Первое купание после рождения — самая пугающая молодых мама и пап процедура. Постарайтесь ее провести правильно и спокойно, чтобы не испортить все с первого раза и не вызвать неприязнь малыша к воде.

Физиологические особенности новорожденного, наиболее часто вызывающие беспокойство:

  • Срыгивания. Многие мамы переживают, что малыш часто и много срыгивает и не наедается. Срыгивания — нормальное явление для младенца до 6 месяцев.
  • Происходят они из-за несформированности пищевого тракта, незрелости нервной системы и неверной организации процесса грудного вскармливания, при котором заглатывается воздух.

    Для недельного малыша нормой является срыгивание после каждого кормления объемом не более 2-х столовых ложек и один раз в день «фонтаном». Проверить количество срыгиваемого молока можно, вылив на пеленку 2 столовые ложки воды и сравнив образовавшиеся от воды и молока пятна.

  • Потеря веса. В первые дни после рождения малышам на грудном вскармливании свойственна потеря веса. Это нормальное и временное явление. Вес они нагонят, когда полностью наладится кормление грудью.
  • Желтуха. Вы можете отметить, что спустя 2-3 суток после родов оттенок кожи новорожденного приобрел желтый цвет. Явление также нормальное, представляет собой адаптивный процесс, в результате которого в крови образуется избыток билирубина, окрашивающего кожу в желтый цвет. Если желтуха не носит патологический характер, то проходит самостоятельно за 7-14 дней.
  • Косоглазие. Иногда может показаться, что глазки новорожденного косят. Это происходит из-за слабости мышц глазного яблока и неспособности сфокусировать взгляд. Помогите малышу научиться пользоваться глазами — повесьте над кроваткой по центру крупную, яркую игрушку, и глазки станут двигаться синхронно через несколько дней или недель. В очень редких случаях косоглазие может затянуться до полугода, что еще не является поводом для беспокойства.
  • Вздрагивания во сне. Ваш малыш резко вздрагивает во сне? Вовсе не обязательно, что у него проблемы с нервной системой. Запеленайте на время сна его потуже, чтобы создать похожие условия существования во время беременности и крохе станет спокойней. Такие вздрагивания проходят в среднем к 3-4 месяцам после рождения ребенка.
  • Шелушение кожи. После родов у младенца не очень приглядный вид из-за специальной смазки, которая покрывает его тело для облегчения процесса родов и первоначальной защиты кожи от контакта с воздухом. Снимать ее первые 2-3 дня не надо. Потом она впитывается и кожа ребенка адаптируется к новым условиям, следствием чего становится шелушение.

По какой причине новорожденный может не какать несколько дней

Не используйте моющие средства, при сухости кожи смажьте ее, лучше любым растительным маслом, предварительно стерилизованным на водяной бане. При прогулках обеспечьте изолированность малыша от порывов ветра и прямых солнечных лучей. При соблюдении этих рекомендаций шелушение вскоре пройдет.

Неделя вторая, осваиваемся

Прошла неделя. Для новорожденного — огромный срок, включающий в себя массу новых впечатлений, знакомства со своим телом и окружающим его миром. Заживает пупочная ранка. Кроха полностью приспосабливается к новому способу получения пищи. Количество кишечных испражнений нормализуется и составляет 3-4 раза в сутки.

Начинается прибавка в весе. Малыш все больше интересуется тем, что происходит вокруг и начинает прислушиваться к окружающим звукам и более внимательно разглядывать предметы. Рассмотреть все детали он может с расстояния 20-25 см. В это время начинает развиваться мимика — ваш любимец может даже порадовать вас первой улыбкой.

Сейчас омрачить ваше счастье могут начавшиеся кишечные колики, сопровождающиеся долгим плачем и поджиманием, сучением ножек. Можете приступить к борьбе с ними, но единого мнения врачей как о причине их возникновения, так и способах облегчения состояния не существует. Совет один: запасайтесь терпением, рано или поздно они прекратятся.

Неделя третья, маленькие победы

Третья неделя знаменуется первыми достижениями в жизни вашего малыша. Лежа на животике, он пытается приподнять голову и осмотреть окружающие предметы. Удается ему это пока ненадолго. Движения крохи становятся все более упорядоченными, он делает попытки дотянуться до подвешенных над ним игрушек.

Когда вы обращаетесь к нему, то малыш затихает, смотрит в лицо говорящего, реагирует на интонацию голоса и в ответ может гулить и улыбаться. В этот период кроху сложнее успокоить, для снятия напряжения переполненной новыми впечатлениями нервной системы, он может продолжительно плакать. Для некоторых малышей нормой становится 20-ти минутный плач перед засыпанием. Интонация плача становится все более требовательной.

Неделя четвертая, подводим итоги

Подходит к концу первый месяц жизни. Малыш из новорожденности переходит в стадию младенчества. Совершенствуется вестибулярный аппарат ребенка — он ощущает положение своего тела в пространстве, что позволит ему вскоре переворачиваться и захватывать предметы.

Мышцы-сгибатели все еще сильнее мышц-разгибателей и конечности находятся в полусогнутом положении.

Мышечный гипертонус является нормальным физиологическим состоянием для детей младше месяца.

По прошествии месяца после рождения ребенка вам необходимо пройти медицинский осмотр, на котором врачи оценят физиологическое развитие и соответствие его возрастным нормам.

Что должен уметь делать ребенок к завершению четвертой недели жизни:

  • фокусировать взгляд на рассматриваемом предмете, поворачивать голову в сторону исходящего звука;
  • узнавать родителей и оживляться при их появлении в поле зрения;
  • пытаться непродолжительно удерживать голову в положении лежа на животе.

Рост и вес

Приводим средние показатели, разработанные Всемирной организацией здравоохранения. В скобках будем указывать критические значения, свидетельствующие о необходимости проведения медицинского обследования. Все, что укладывается в этот диапазон, является вариантом нормы.

Второй месяц

Период характеризуется установлением подобия режима сна и бодрствования. Спит кроха по прежнему много, но теперь маме известно, когда и сколько примерно времени ему требуется на отдых. Сейчас он может крепко ухватиться за все, что попадает ему под ручки.

Что должен уметь делать малыш:

  • фокусировать взгляд не только на движущихся, но и на неподвижных предметах;
  • переворачиваться с бочка на спинку;
  • непродолжительно удерживать головку из положения лежа на животике, пытаться приподниматься на ручках, выгибая спину, поворачивать голову на звук;
  • демонстрировать рефлекс опоры: чувствовать опору под ножками и отталкиваться от нее;
  • демонстрировать «комплекс оживления» при появлении взрослых: улыбаться, шевелить ручками и ножками, выгибаться, «гулить», издавая протяжные гласные звуки.

Когда необходим докорм ребенка смесью при грудном вскармливании

Третий месяц

Если развитие идет в соответствии со средними темпами, то ребенок в трехмесячном возрасте научился переворачиваться со спинки на животик и приподниматься с животика на ручках, удерживаясь в таком положении до нескольких минут.

Не волнуйтесь, если у вашего малыша не получается, он нагонит упущенное к 4-5 месяцам.

За счет увеличения подкожно-жировых отложений младенец приобретает округлые формы, на ручках и ножках появляются припухлости со складочками. Ребенок все тянет в рот и пробует на вкус. В три месяца вам нужно пройти второй по счету медицинский осмотр.

Умения и навыки:

  • комплекс оживления получает дальнейшее развитие, ребенок пытается разговаривать с помощью «агуканья» и очень рад видеть маму или папу;
  • переворот со спины на живот;
  • упор на руки с поднятием корпуса лежа на животе и удерживание в таком положении.

Четвертый месяц

У большинства деток к этому возрасту заканчиваются проблемы с кишечными коликами, и мамы могут вздохнуть спокойно, но не надолго — вскоре могут полезть первые зубки. Кому-то суждено и не дождаться долгожданной передышки.

Умения и навыки:

  • удерживание с легкостью небольших предметов;
  • лепет, гуление, произнесение слогов «ба», «ма», «па» и других;
  • реакция на свое имя;
  • уверенное удерживание головки при вертикальном положении на руках у взрослого;
  • захват, подтягивание к себе и проба на вкус заинтересовавших предметов;
  • первые попытки приседания.

Пятый месяц

Двигательная активность малыша настолько повысилась, что самое лучшее место для него сейчас — это пол, где он может с удовольствием проделывать всяческие трюки. Кроватка к этому времени ему успела уже наскучить. Теперь за непоседой нужен зоркий присмотр. У большинства начинают резаться зубки, что сопровождается зудом, беспокойством и обильным слюнотечением.

Что должен уметь делать ребенок:

  • переворачиваться со спинки на живот и обратно, подтягиваться на руках, делать первые попытки ползать и садиться;
  • играть с игрушками самостоятельно по 5-10 минут;
  • «разговаривать» слогами, отдаленно напоминающими человеческую речь.

Шестой месяц

Ребенок пытается ползать, и у многих это неплохо получается. Попытки сесть оборачиваются триумфом, но позвоночник еще не обладает прочностью, и долго сидеть карапуз не может. Он активно познает мир, проявляя капризность из-за беспокоящих его зубов. В шесть месяцев вам нужно пройти очередной медицинский осмотр.

Навыки и умения:

  • непродолжительное сидение в подушках, детском стульчике, коляске;
  • ползание;
  • смех, бормотания, и даже нечто похожее на пение;
  • прыжки на руках взрослого при поддержке за ручки, которые становятся любимым занятием карапуза.

Седьмой месяц

Ребенок к этому сроку научился понимать смысл многих слов, на заинтересовавшие предметы тычет пальчиком. Он понимает, что фокус с исчезнувшими вещами — всего лишь фокус, и их можно отыскать.

Многие карапузы начинают испытывать страх при расставании с мамой, что является высоким показателем развития психики.

Навыки и умения:

  • ребенок встает с помощью опоры и передвигается стоя;
  • уверенно ползает, но бывает и так, что период ползания малыш пропускает, и сразу начинает передвигаться, держась за опору.

По какой причине ребенок плачет после или во время кормления

Восьмой месяц

Ваша кроха учится добиваться своего, проявляя настойчивость и измеряя рамки дозволенного. Он уже хорошо понимает слово нельзя, которое весьма огорчает маленького человека. Проявляются черты характера. У ребенка уже могут появиться 4-6 зубов, но четких сроков прорезывания нет, у всех детей процесс проходит индивидуально. Еще больше возрастает уровень недоверия к незнакомым людям.

Что умеет делать ребенок:

  • самостоятельно садиться;
  • кидаться игрушками и перекладывать их из одной руки в другую;
  • делать первые шаги, держась за руки взрослого.

Девятый месяц

Ребенок растет на глазах. Некогда беспомощный, теперь он старается все делать самостоятельно, несмотря на то, что это плохо получается. Хорошо получается у крохи сидеть, вставать и ходить с помощью опоры. Развиваются речевые навыки, некоторые детки уже произносят первые слова.

Ребенок может объясняться, пользуясь мимикой, жестами, слогами и словами. Хорошо копирует интонацию взрослых.

В 9 месяцев для оценки развития малыша необходимо пройти медицинский осмотр.

Что умеет ребенок:

  • держит ложку в руках и пытается самостоятельно кушать, пьет из кружки или поильника;
  • по просьбе взрослого берет предметы, которые ему называют;
  • самостоятельно садится, сидит, ползает и ходит с опорой;
  • трансформирует лепет в слова.

Десятый месяц

Получают дальнейшее развитие навыки и умения, полученные на 9 месяце жизни.

Доброго времени суток! Сегодня у нас очень интересная тема – и мальчик не особо отличаются по развитию в этот период, но есть небольшие нюансы, о которых я вам подробно и расскажу.

Разница между девочками и мальчиками в визуальном плане следующая:

  • у девочек больше жировых запасов при рождении;
  • у мальчиков чаще всего отмечают больший рост и вес;
  • мальчишки растут и набирают вес быстрее девчонок;
  • окружность головы обычно у мальчиков чуть больше.

Вообще все дети развиваются по-разному, но есть определенные нормы, которым должны соответствовать младенцы. Именно поэтому, в первый год жизни, следует водить ребенка каждый месяц в поликлинику. Там подробно рассказать врачу, чему научился ваш малыш за прошедшие 4 недели.

Регулярные осмотры помогут вовремя распознать любую патологию или задержку в развитии. Если начать лечение незамедлительно, то у вас будут все шансы полноценно вылечить ребенка.

Существуют специальные точные таблицы, где указано соответствие роста, веса и остальных навыков к возрасту. На их данные мы и будем опираться.

Развитие малышки по месяцам

Давайте подробнее рассмотрим, что должна уметь малышка:

1 месяц:

  • прибавка в весе должна быть от 500 грамм и более (считать нужно от минимального веса.);
  • рост увеличивается на 2-3 см;
  • ребенок спит 70% времени;
  • практически не реагирует на звуки;
  • маленький грудничок хорошо знает запах и голос мамы;
  • во время выкладывания на животик старается на несколько секунд удерживать головку.

2 месяца

  • увеличение массы тела от 750 грамм;
  • рост + 3 см;
  • малышка бодрствует примерно четверть часа;
  • если с ребенком часто общаться, она может начать гулить;
  • задерживает взгляд на предметах на некоторое время;
  • тащит все в рот (чаще пальцы);
  • умеет проявлять радость и улыбаться.

3 месяца

  • масса в среднем увеличивается на 750 грамм;
  • рост +3 см;
  • малышка спит около 14-15 часов в сутки;
  • удерживает головку с поднятом состоянии пол минуты;
  • видит разницу между разнообразными звуками;
  • проявляет много активности;
  • хорошо отличает всех родных людей от друга;
  • ей нравится, когда с ней рядом кто — нибудь, если вы попробуете отойти от малышки, можете вызвать у нее недовольство и крик.

4 месяца

  • прибавка массы 700 грамм;
  • в росте +2,5;
  • пытается копировать эмоции взрослых;
  • любит, когда с ней проводят время и берут на ручки;
  • развитый ребенок в это время хорошо держит головку и даже умеет ее поворачивать;
  • продолжает тянуть в рот все подряд (следует тщательно следить за ребенком);
  • отлично распознает предмет на расстоянии до 4 метров.

5 месяцев

  • масса + 700 грамм;
  • рост + 2,5 см;
  • малышка уже научилась переворачиваться, поэтому за ней нужно более пристально следить, чтобы не упала;
  • может дотянуться до нужного предмета;
  • обследует пальцы ножек ртом;
  • умеет перекладывать предметы из одной руки в другую;
  • копирует движения взрослых, например, если показать ей, как делать ладушки, она без проблем сможет похлопать в ладоши;
  • может показать свое недовольство, в виде плача;
  • умеет громко хохотать и пищать;
  • ребенку понравится, если родители будут читать ей или петь.

6 месяцев

  • таблица роста и веса показывает нам такие же показатели прибавки в весе, как и в 5 месяцев, т.е. 700 грамм;
  • малышка уже умеет самостоятельно сидеть и пытается ползать;
  • ребенка можно начать приучать пить из чашки и кушать ложечкой в этом возрасте (естественно с помощью взрослых);
  • проявляет недоверие к малознакомым людям.

7 месяцев

  • прибавка в массе 550 грамм;
  • вес + 2 см;
  • малышка может подолгу лежать, гулить и играться;
  • уверенно сидит и ползает, а также, придерживаясь за что-либо, умеет вставать;
  • знает предназначения предметов;
  • продолжает изучать предметы через рот;
  • понимает запреты;
  • знает свои части тела и может их показать.

8 месяцев

  • вес + 550 грамм
  • рост + 2 см
  • знакома с множеством предметов, знает для чего они предназначены;
  • передвигается, при помощи опоры;
  • садится и встает;
  • может распознавать и выполнять простые просьбы родителей;
  • умеет складывать пирамидку и открывать ящики, изучая их содержимое;
  • может показать на фото родственников.

9 месяцев

  • прибавка в весе колеблется от 100 до 600 грамм;
  • рост + 2 см;
  • малышка использует в игре сразу несколько предметов;
  • может подолгу засиживаться и играть;
  • ее интересует абсолютно все, юная леди проверяет содержимое коробок и баночек (родителям следует быть предельно осторожными и не оставлять в доступных местах опасные предметы и всякую мелочь, которую ребенок может проглотить, выпить или засунуть в носовой проход);
  • разговаривает на своем языке, некоторые слова могут понимать близкие люди;

10 месяцев

  • вес + 350 грамм;
  • рост + 1 см
  • малышка очень подвижна, копирует родственников, часто смеется и болтает;
  • самое время познакомить ребенка с детской площадкой, ведь она уже может начать контактировать с детками;
  • продолжает изучать предметы и их предназначение.

11 месяцев

  • прибавка массы тела 350 грамм;
  • в этом месяце девочки в среднем прибавляют + 1 см;
  • отлично понимает речь родителей и их просьбы;
  • может начать называть животных, например, собаку «ав-ав» или «ака»;
  • хорошо и подолгу болтает о чем-то своем;
  • машет рукой при приветствии, или прощании;
  • уверенно кивает головой, в знак согласия, или наоборот;
  • отлично справляется с уходом за своей любимой игрушкой;
  • умеет пить из кружки.


12 месяцев

  • вес + 350 грамм;
  • рост + 1 см;
  • ребенок может ходить самостоятельно (если этого не случилось ровно в год, не расстраивайтесь, ваше чадо обязательно пойдет чуть позже);
  • ребенок сосредотачивается на движениях, активно ходит и бегает (может даже первое время часто падать, придерживайте малышку за ручку).

Отклонения от нормы

Дорогие родители, если вы сомневаетесь в том, нормально ли ваше чадо набирает вес и растет, вы может обратиться к педиатру. Врач предоставит вам точную таблицу на 2018 год, в которой будут четко указаны возрастные нормы. Если что-то беспокоит малыша, никогда не ждите, лучше перестрахуйтесь и сходите к врачу на осмотр.

Вот список симптомов, при которых лучше обратиться за советом к квалифицированному специалисту:

  1. Малыш часто срыгивает, не читайте пожалуйста в интернете, что это норма. Лучше скажите об этом врачу и лишний раз посетите невролога, на всякий случай.
  2. Ребенок не может удерживать головку в 3-х месячном возрасте.
  3. Повышение температуры также следует незамедлительной врачебной консультации. Помните, температура поднимается в том случае, когда в организме есть какой-либо воспалительный процесс, или малыш подхватил вирусную инфекцию.
  4. Понос и Рвота. Эти неприятные симптомы грозят ребенку обезвоживанием.
  5. Сыпь. Даже при появлении небольших высыпаний лучше обратиться к врачу.
  6. Повышенная капризность. Дети, конечно, часто плачут, но, если плач очень частый, скорее всего малыша что-то беспокоит.
  7. Вялость.
  8. Дрожание подбородка.
  9. Судороги.

С появлением малыша в семье каждой маме интересно и важно его развитие, советую купить специальный альбом, чтобы вклеивать в него фото и записывать изменения, которые произошли с крохой за прошедший месяц.

Фото на планшетах и флэшках — вещь хорошая, но альбом с записями и отпечатанными фото не будет лишним, поверьте моему опыту.

На этом я с вами прощаюсь, уважаемые читатели, желаю вам удачи и терпения в воспитании ваших девчонок. Следите за обновлениями блога.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх