«Развитие мелкой моторики у дошкольников» в средней группе компенсирующей направленности. Картотека игр для развития мелкой моторики у дошкольников


« Развитие мелкой моторики у детей средней группы в процессе художественного труда»
Известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием определённых импульсов от рук, точнее - от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, логически рассуждает, у него хорошо развиваются память, внимание, связная речь.
Как часто приходится слышать от учителей: «Интеллект первоклассников развит хорошо. Понимают причинно-следственные связи простых явлений, разбираются в азах грамоты и математики, немало знают об окружающем их мире. Вот только рука не развита. Пишут медленно, неуверенно». Родители первоклассников тоже порой приходят в отчаяние: «Чем больше строк пишет сын, тем хуже становится каллиграфия. Строчки не видит, интервалов между буквами не соблюдает, а бесформенные каракули, которые он выводит, даже буквами не назовешь».
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторики большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, ребёнку приходится удерживать в руках непослушный карандаш.
Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром!
Проведённая мною диагностика уровня развития мелкой моторики, позволила сделать вывод, что стало выше качество знаний и умений детей. Сначала прошлого года и на начало нынешнего учебного года количество детей, которые справились с заданием увеличилось на 14%, а количество детей, которые не справились с заданием, уменьшилось на 2%.
Развитый мозг и неразвитая рука – вполне обычное, при современном образе жизни, явление. Но это не должно беспокоить педагогов и родителей: слабую руку дошкольника можно и необходимо развивать!
Я предлагаю игры и упражнения, способствующие развитию мелкой моторики.
Задания выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а в конце - двумя руками вместе. Взрослые должны следить за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными. Каждое задание должно иметь название и выполняться два-три раза в день.
Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции. Не надо вкладывать в еще неумелую и слабую руку ребенка карандаш и мучить его большой для него работой. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Нужно заботиться о том, чтобы деятельность ребенка была успешной и тогда это будет подкреплять его интерес к играм и занятиям.
Умелыми пальцы становятся не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые мною систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость.
Итак, развивая пальцы рук, мы будем развивать речь и мышление ребенка и тогда отпадут проблемы в обучении не только в первом классе, но и в дальнейшем.
Хотелось бы повторить основное правило - работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Ручной труд детей представляет собой самостоятельное изготовление поделок с применением простейших инструментов.
Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.
Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку.
Художественный ручной труд – это труд ребенка с различными материалами, с целью создания полезных и художественно - эстетически значимых предметов и изделий для украшения своего быта, игр, труда и отдыха.
Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием я решаю не только художественные, но и общие воспитательно-образовательные задачи (учу сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, учу помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).
Каждый из видов деятельности своеобразен, обладает своими особыми качествами и поэтому оказывает свое, ничем не заменимое влияние на личность ребенка. Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения.
На сегодняшний день проблема развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста очень актуальна. Я считаю: чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности.
Вот почему инновационной деятельностью моей работы является приобщение детей к разным видам художественной деятельности.
Поэтому целью моей работы стало развитие мелкой моторики детей посредством выполнения поделок из различных материалов.
Перед собой я поставила следующие задачи:
1.Формировать у детей положительную мотивацию предстоящей работы;
2.Развивать цветовое восприятие, композиционные навыки.
3.Воспитывать желание участвовать в художественном ручном труде, делать своими руками игрушки, поделки и украшать ими свой быт, дарить.
Уже во второй младшей группе я проводила кружковую работу «Послушные пальчики», где укреплялись руки малышей. Сначала мы разминали ручки или проводился массаж ладоней ребёнка, а потом приступали к работе. Детям нравилось делать дорожку из гороха для колобка, украшать крупой пасхальные яички, выкладывать на пластилине зернышки (рис, гречка) для петушка, создавать образ пушистой тучки путем отщипывания кусочков бумаги, скатывания её в шарик и прикрепления к фону. Такие упражнения увлекательны для малышей. Они способствуют развитию мелкой моторики, творческой активности, координируют работу глаз и обеих рук. Я учила детей анализировать формы, наблюдать, сравнивать, выделять черты сходства и различия предметов по величине. Все, что ребёнок делал, осознавая, осмысливая, пропускал через свое сознание. Поэтому, выполняя одно и тоже задание, детские работы получались совершенно разные.
Когда работа находилась на начальной стадии, все занятия с воспитанниками проводились в игре. Детям нравились игры: «Чудесный мешочек», « Логические цепочки из фигур», «Составь узор из крупной мозаики». Все это способствовало раннему развитию мелкой моторики пальцев рук.
В средней группе особенности возраста обуславливают необходимость подкрепления художественной деятельности проигрыванием. Ведущей деятельностью становится ролевая игра. Ребята с удовольствием делают атрибуты к сюжетно - ролевым играм: «Магазин», «Семья».
Я думаю, что работа с пластилином способствовала развитию не только мелкой моторики рук, но и фантазии детей. Делая пластилиновые жгутики, скручивая их в круг и овал, у ребят получались вишенки, снеговики, цветочки, цыплята, гусеницы.
В средней группе мы стали делать аппликации из чайной заварки. На первых этапах использовали крупные формы изображаемого предмета, далее – брали формы по - мельче. Также начали пробовать складывать из бумаги (оригами), детям эта работа даётся с трудом. Зато сколько искренней радости, восторга приносят детям поделки, сделанные своими руками! Я сделала вывод, что при создании любой поделки у детей формируются нравственно-волевые качества: усидчивость, терпение, аккуратность, ответственность, активность, целеустремленность, самостоятельность.
Атмосферу детского творчества поддерживают и родители. Все чаще у детей появляется желание заниматься любимым делом в детском саду и дома. Они подолгу, увлеченно могут «творить». Для родителей я провела ряд консультаций по вопросам организации этой деятельности. Работы своих детей родители могли видеть на выставках. Стенды регулярно обновлялись к праздникам. Дети и взрослые видели плоды своей деятельности.
Наша задача - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Я предлагаю игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.
1. «Отгадай на ощупь». Цель игры: развивать тактильные ощущения, учиться отгадывать наполнитель на ощупь. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке. Цель: развивать тактильные ощущения.
3. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами. Цель: укрепление пальцев и всей кисти руки, тактильные ощущения.
4. "Резиночка". Для этого упражнения я использую резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
5. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой. Задача: учиться выполнять специальные движения пальцами.
6. Игра "Разноцветные снежинки" направлена не только на развитие мелкой моторики рук, но и на формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Я показываю, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, я говорю, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Тогда я прошу детей раскрасить снежинки.
Так как снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
7. "Повтори движение". Цель: развитие мышц пальцев рук, мышление, память.
Я, садясь напротив ребенка, делаю пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь я сижу напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
8. Игры с рисованием. Цель: развитие творческих способностей ребёнка. Например, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для меня, а я - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). У нас в группе есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
9. Игры с предметами домашнего обихода. Цель: развитие речи, фантазии, воображения.
В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Я беру яркий поднос, затем тонким равномерным слоем рассыпаю по подносу любую мелкую крупу. Провожу пальчиком ребенка по крупе. Получается яркая контрастная линия. Разрешаю малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем пробуем вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны и т.д.).
Подбираю пуговицы разного цвета и размера. Сначала выкладываю рисунок сама, затем прошу малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без моей помощи, предлагаю ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Насыпаю в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаю горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладу на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:
"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.
10. Игры – шнуровки. Цель: пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу»", «справа", "слева», формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант), способствуют развитию речи и развивают творческие способности.
В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.
Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти пальцев, полезны и детям постарше.
Следует помнить, что от развития тонкой координации движений и ручной умелости зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.
Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?
Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.
Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблемы с речевым развитием. С большой долей вероятности можно сделать вывод, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.
Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.
Проводимые мною наблюдения показали, что наиболее простые приёмы для развития мелкой моторики пальцев рук оказываются наиболее эффективными.
Катать шарики из пластилина. Пока ребёнок не будет до конца выполнять это упражнение, к следующему не переходить.
Рвать на мелкие куски газету, бумагу (чем мельче, тем лучше).
Перебирать крупные деревянные бусы.
Собирать, складывать пирамидки.
Работать со шнуровками.
Застёгивать пуговицы.
Завязывать, развязывать узлы.
Пальчиковые игры типа “Здравствуй, пальчик”, “Кто приехал?” и др.
Таким образом, знакомя детей с разными видами художественного труда, развиваются мелкая моторика мышц пальцев рук детей, интерес к деятельности, формируются учебные навыки, познавательный интерес к окружающему, самостоятельность к познанию нового. Вырастает творческая личность, способная создавать оригинальные ценности, принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях!

Задачи:
формировать представления детей о зоопарке, о представителях зоопарка
активизировать словарь детей
совершенствовать координацию движений
развивать мелкую моторику, согласованность движений пальцев рук
закреплять элементарные математические представления: форма, цвет предмета
развивать интерес к нетрадиционным формам работы с краской — рисование пальчиками
воспитывать доброжелательное отношение к окружающим

Ход занятия
Вводная часть
— Ребята, к нам в группу пришло необычное письмо. Хотите узнать, что в нём написано?
(воспитатель с помощью детей достаёт письмо из конверта и читает)
— Письмо это пришло из Зоопарка. Послушайте, что они пишут.

Ребята!
В зоопарке появилась
озорная обезьянка
и
устроила беспорядок.
Помогите нам. пожалуйста!

— Что же случилось в зоопарке?
— Обезьянка — маленькая проказница. Нам нужно её найти и навести порядок. Вы согласны отправиться в путешествие в зоопарк?

Но прежде чем отправляться туда давайте вспомним, кого же мы можем встретить в зоопарке. И в этом нам поможет «волшебный песок».

Игра с цветным рисом
(дети руками ищут и достают из риса небольшие фигурки животных: обезьяна, жираф, тигр, лев, крокодил, бегемот, носорог, зебра)

— Попробуй левой рукой!
— Покажи всем кого ты нашёл. Кто это?
— Молодцы ребята! Вот сколько разных и интересных животных можно встретить в зоопарке.
— А нам с вами пора отправляться в путь. Вставайте все за мной. Готовы к путешествию?

Подвижная игра «В зоопарк» (под музыку)

Мы шагаем в зоопарк
Побывать там каждый рад
Там медведи и пингвины,
Попугаи и павлины.
Там жирафы и слоны, Обезьяны, тигры, львы.
В зоопарк идём мы дружно,
Нам помочь зверюшкам нужно!

Приехали!
— Посмотрите! На двери висит замок. Чтобы его открыть нам нужно поиграть в игру.

Также интересный материал для развития мелкой моторики рук:

Пальчиковая гимнастика «Замок»

На двери висит замок складывают руки, переплетая пальцы
Кто его открыть бы смог качают «замок» вправо, влево, сгибая кисти
Мы замочком повертели
круговые движения кистями
Мы замочком покрутили круговые движения кистями
Мы замочком постучали
не расцепляя пальцев стучим ладошками
Постучали и открыли! расцепили пальцы, развели ладошки в стороны

— Молодцы! Замок открыт. Проходите в зоопарк (воспитатель приглашает детей к столу, где лежат крышки от бутылок, на которых изображены животные: зебра, жираф, крокодил, бегемот, пингвин, белый медведь, попугай, обезьяна)

Игра «Посади животное в вольер»
— Посмотрите, сколько здесь разных животных. Обезьянка -проказница открыла клетки и выпустила их. Теперь они потерялись и не могут найти свои вольеры. Давайте поможем им! Согласны? (дети берут в руки по одной крышке с изображением животного).

— Посмотрите на этот вольер. Что вы здесь видите? Кто здесь живёт? (перед детьми четыре картинки: лёд-вода-снег; дерево-джунгли; поляна трава; водоём)

— У кого такое животное? Посади его в вольер (дети накручивают на основу крышку с необходимым животным).

— Молодцы ребята! Но кажется обезьянка и тут напроказничала (воспитатель приглашает детей к другому столу, на котором картинки с изображением медведя и слона.

— Медведь любит репку (воспитатель показывает игрушку репку). Репка какая? Какая она по форме? (жёлтая, округлая)

— Слон любит морковку. Морковь какая? Какая она по форме? (оранжевая, длинная)

— Обезьянка перепутала все овощи, нам нужно разобрать их и накормить животных. Для этого мы с вами поиграем в игру «Волшебный мешочек»

Игра «Волшебный мешочек»

— Нужно опустить руку в мешок, взять один овощ и не вынимая руки, на ощупь определить — это морковь или репка.
— А попробуй достать овощ другой (левой) рукой.
— Какой формы овощ у тебя в руке?

Вот мы и накормили животных.

— Посмотрите, кажется здесь кто-то прячется (воспитатель обращает внимание детей на стул накрытый салфеткой)-(дети находят игрушку — обезьянку)
— Да это же наша проказница. Дети давайте расскажем ей о правилах поведения.
— Можно ли убегать из дома?
— А можно ли безобразить и мешать другим?

— Давайте её возьмём с собой и пусть она нам помогает исправлять проказы, а чтобы она нас не боялась, мы её погладим и успокоим. Какая обезьянка на ощупь? (мягкая, пушистая, меховая)

— Послушайте, кажется, там кто-то плачет. Это же маленькие девочки. Они пришли в зоопарк посмотреть животных, а наша проказница разорвала их любимые бусы. Нам нужно им помочь, а обезьянка нам поможет. Вы согласны нарисовать для девочек новые бусы?
(дети садятся за столы)

Рисование пальчиками «Бусы»

— А рисовать мы будем с помощью наших волшебных пальчиков. Сожмите руку в кулачок, а теперь отогните только один указательный пальчик. Он и будет нам помогать.

— На листочках уже нарисована верёвочка, нам нужно добавить бусинки. Для этого мы сначала намочим пальчик в воде, затем наберём краску и приложим палец к верёвочке. так получилась бусинка. Рядом сделаем ещё одну. Если краска кончилась — повторим: вода-краска-рисунок.
(дети выполняют работу самостоятельно, воспитатель помогает, поправляет)

— Какого цвета твои бусы?
(после окончания работы показ — как вымыть и вытереть пальчик салфеткой)

— Вот какие красивые бусы у вас получились. Девочкам больше не плачут и наша проказница тоже довольна. обезьянке очень понравилось делать добрые дела и она решила больше не убегать из дома и возвращается в свой вольер. А нам с вами тоже пора обратно в детский сад. Но сначала посмотрите вокруг и скажите: что вам больше всего понравилось в зоопарке? (выслушиваются ответы всех детей)
— А мне понравилось делать добрые дела, и всем помогать. Посмотрите сколько хороших поступков мы совершили и можем смело отправляться обратно в путь.

Дети под музыку покидают группу!

Название: Конспект занятия по развитию мелкой моторики рук для детей средней группы «Путешествие в зоопарк»
Номинация: Детский сад, Конспекты занятий, НОД, игровые занятия

Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ детский сад №18 «Сказка»
Месторасположение: г. Углич, Ярославская область

1. Актуальность проекта

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»

Проблема развития мелкой моторики детей дошкольного возраста на протяжении многих лет актуальна для теории и практики дошкольного образования.

Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» . А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки, видимой частью полушарий головного мозга. Ручные навыки успешно использовала в работе с детьми итальянский гуманист и педагог, автор ставшей всемирно известной методики Мария Монтессори. Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка - это ещё одна складочка в коре больших полушарий.

Выбор темы проекта не случаен и обусловлен, тем что группу компенсирующей направленности посещают дети, имеющие проблемы в речевом развитии. Детям с общим недоразвитием речи присуще некоторое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижения скорости и ловкости выполнения. Особого внимания требует рассмотрение особенностей мелкой моторики пальцев рук. Наблюдения за тем, как ребенок застегивает и расстегивает пуговицы, завязывает и развязывает ленты, шнурки, позволяет увидеть недостаточную координацию пальцев, кисти рук, при специальных пробах более отчетливо обнаруживается резко выраженная замедленность, застревание на одной позе, пропуск отдельных элементов и другие особенности. Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. И плюс к этому, развивать мелкую моторику.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что дети с речевыми нарушениями имеют в разной степени моторную недостаточность, а так же отклонения в развитии движений пальцев рук, так как они тесно связаны с речевой функцией. Поэтому важность проблемы вызвала необходимость разработать комплекс мероприятия по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук, с участием родителей и детей средней группы компенсирующей направленности.

2. Участники проекта

Дети средней группы компенсирующей направленности, и их родители.

Учитель – логопед: Ферд Надежда Анатольевна

Воспитатели группы: Баранова Юлия Владимировна, Баранникова Татьяна Юрьевна

3. Тип проекта: творчески – игровой

4. Вид проекта: средней продолжительности

5. Сроки реализации: ноябрь 2013 года – май 2014 года

6. Теоретические основы проекта

Особенности развития речи и мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи

Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой координированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания.

В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не проводилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеться и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представляет для них застегивание и расстегивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок.

Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвердыми, кривыми линиями, отдаленно передающими контур предмета.

Недостаточностью моторики в определенной мере обусловлены свойственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят свое отражение и в их речевой деятельности.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребенка.

Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учебе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям.

Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребенка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма.

Таким образом изучение теоретического материала дают возможность сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Нормы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста

От 3 до 4 лет:

  • держит карандаш пальцами
  • собирает и строит из 9 кубиков
  • берёт мелкие предметы (крошки, бисеринки, песчинки) кончиками большого и указательного пальцев
  • повторяет простейшие рисунки (геометрические фигуры) с образца

От 4 до 5 лет:

  • рисует прямые горизонтальные и вертикальные линии
  • раскрашивает простые формы
  • копирует заглавные печатные буквы
  • рисует простой дом (квадрат и крыша) , человека (2–3 части тела)
  • складывает бумагу более чем 1 раз
  • нанизывает бусины средней величины на толстую леску или проволоку; - - - определяет предметы в мешке на ощупь
  • лепит из пластилина, шнурует ботинки.

От 5 до 6 лет

  • копирует сложные рисунки, буквы (при копировании может делать зеркальное отображение, это норма до 8 лет)

От 6 до 7 лет

  • полностью владеет мелкой моторикой
  • может выполнять сложные движения (завязывание шнурков, игра на клавишном или струнном инструменте, заплетание кос, штопка) .

7. Цель и задачи проекта

Цель проекта: совершенствовать систему работы по развитию мелкой моторики как средства развития речи у детей дошкольного возраста.

Задачи проекта:

  1. Изучить теоретические аспекты по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста как средства совершенствование речи. Проанализировать и собрать информацию из различных источников.
  2. Разработать перспективное планирования по проекту.
  3. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики как средства развития речи, установить контакт с ее членами, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.
  4. Заинтересовать родителей, пользоваться информационно-методическими стендами.
  5. Выработать и принять единые требования, предъявляемые к родителям и ребёнку, общего подхода к воспитанию.
  6. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
  7. Пополнить предметно-развивающей среду пособиями, тренажёрами для развития мелкой моторики.
  8. Привлечь родителей к совместной работе по изготовлению сенсорной книжки, как средства развития мелкой моторики и речи у детей средней группы компенсирующей направленности.
  9. Ожидаемые результаты
  • Путем анкетирования выявилось повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития мелкой моторики.
  • Родители активно включены в коррекционно – развивающий процесс по развитию мелкой моторики, как средства совершенствования речи.
  • Родители самостоятельно используют наглядный материал для создания совместной сенсорной книги.

9. Эффективность данных результатов

10. Возможные риски

  • Некачественное использование наглядного материала для создания страниц сенсорной книги.
  • Трудности взаимодействия с родителями.

11. Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система по созданию сенсорной книги для развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам развития ручной моторики и потребности в использовании теоретического материала – могут быть реализованы педагогами, учителями – логопедами и заинтересованными родителями.

12. Описание проекта

Этапы реализация проекта

1 этап - подготовительный (информационно-аналитический) .

Задачи:

  1. Выяснить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития мелкой моторики, как средства совершенствования речи, установить контакт с её членами. (Приложение 1)
  2. Определить педагогами тему, цель и задачи, содержание проекта, прогнозирование результата.
  3. Обсудить с родителями проект, выяснить возможности, средства, необходимые для реализации проекта, определить содержание деятельности всех участников проекта.
  4. Подготовить наглядный материал для работы с детьми и родителями.
  5. Собрать и изучить информацию (поиск информации в Интернет, и других источниках) .

Для решения этих задач начинаем работу с анкетирования. Получив реальную картину, на основе собранных данных, можно проанализировать особенности семьи и семейного воспитания ребенка, выявит уровень компетентности родителей в вопросах речевого развития, выработать тактику своего общения с каждым родителем. Это поможет лучше сориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности.

2 этап - основной (практический) .

Задачи:

  1. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников.
  2. Провести мастер – класс «сенсорная книга» для родителей по изготовлению пособий, тренажёров в домашних условиях по теме проекта. (Приложение 2)
  3. Провести индивидуальные консультации (по необходимости) .
  4. Пополнить информационно-методические стенды теоретическими материалами. (Приложение 3)
  5. Провести круглый стол с родителями, с целью утверждения названия и оформления сенсорной книжки для развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 4)

Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных отношений, осознание родителями роли семьи в обучении и воспитании ребенка.

3 этап - заключительный (контрольно-диагностический) .

Задачи:

  1. Проанализировать эффективность работы педагогов с родителями по вопросам развития мелкой моторики как средства совершенствования речи. (Приложение 5)
  2. Презентация сенсорной книги. (Приложение 6)
  3. Транслировать опыт работы по данной теме для педагогов.
  4. Разместить фотоматериалы проектной деятельности на сайте ДОУ.
  5. Перспективный план реализации проекта

Заключение

В заключении можно сказать следующее: преодолевать неразвитость мелких мышц руки, несогласованность действий руки, специфические особенности двигательной сферы необходимо начинать задолго до поступления в школу.

Упражнения по развитию мелкой моторики приносят тройную пользу ребенку: кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом. Формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте и, в-третьих, доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому в нашем детском саду развитию мелкой моторики уделяется специальное внимание. Обычно острую необходимость в этом испытывают дети подготовительной группы к школе, готовящиеся к освоению сложнейшего навыка – навыка письма. Но в нашем детском саду группы разновозрастные, поэтому игры по развитию мелкой моторики проводятся со всеми детьми от 3 до 6 лет. Ежедневно мы разминаем пальчики: делаем массаж, упражняемся с шнуровками, играем в пальчиковые игры. Необходимо и полезно использовать игры и упражнения для тренировки пальцев в сочетании с речью детей.

Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их выбирается в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук детей. При выполнении многих упражнений все дети вначале испытывают затруднения. Но когда их проводишь регулярно, и используешь разнообразные приемы, то весь комплекс упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

ВСЁ О ПРОЕКТЕ «Веселые пальчики»

«Истоки способностей и дарований

детей – на кончиках их пальцев.

Чем больше уверенности в движениях

детской руки, тем тоньше взаимодействие руки

с орудием труда, сложнее движения,

ярче творческая стихия детского разума.

А чем больше мастерства в детской руке,

тем ребенок умнее… » В. А. Сухомлинский

Кузищина Ольга Константиновна – воспитатель.

Продолжительность проекта:

9 месяцев

Участники проекта:

дети, воспитатели, родители

Возраст детей:

3-5 лет

Интеграция областей:

Социализация,

Познание,

Коммуникация,

Труд,

Чтение художественной литературы,

Безопасность

Актуальность проблемы:

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Цель проекта:

создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Задачи проекта:

совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;

развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки.

Подготовительный этап

Выбор темы, постановка целей и задач;

Написание перспективного плана;

Подбор материала для игр.

Основной этап

Перспективный план по развитию мелкой моторики у дет ей младше-средней группы .

Сентябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Замок».

2.Пальчиковая игра «Спрячь в ладошки».

3.Обучение детей игре «Шнуровка».

4.Конструирование и палочек «Заборчик», «Дорожка».

5.Настольная игра «Мозаика».

Октябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Засолка капусты».

2.Пальчиковая игра «Переложи игрушки».

3.Изображение пальцами различных фигур: «Флажок», «Очки», «Бинокль», «Стол», «Стул», «Замок».

4.Конструирование из палочек «Лесенка», «Квадрат», «Треугольник».

5.Настольная игра «Найди фигуре место».

Ноябрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Пирожки» (с пластилином).

2.Учить детей одевать и раздевать кукол.

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «Шнуровка».

4.Конструирование из мелкого строителя «Домик», «Заборчик».

5. Настольная игра «Собери картинку» (крупные пазлы).

Декабрь

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин», повторение «Пирожки», «Замок».

2.Учить детей выкладывать простые узоры из веревочки (по карточкам образцам).

3.Пальчиковая игра «Художник» (с помощью «волшебной палочки» или пальчиком)

4.Конструирование из палочек «Флажок», «Елочка».

5.Настольная игра «Мозаика» (мелкая и крупная).

Январь

1.Заучивание пальчиковой игры «Ежик», повторение «Апельсин».

2.Научить детей пользоваться ножницами (резать по прямой линии).

3. Пальчиковая игра «Человечек», «Шнуровка».

4.Учить детей выкладывать фигурки животных из геометрических фигур.

5.Настольные игры «Забей шарик в ворота», «Мозаика».

Февраль

1.Закрепление пальчиковых игр «Ежик», «Апельсин», «Пирожки».

2.Учить детей сматывать нитки в клубок «Шаловливый котенок».

3.Пальчиковые игры «Солнышко светит», «По кочкам через болото».

4.Конструирование из палочек «Окно», «Домик», «Флажок».

5.Изготовление подарков к праздникам: «День защитников Отечества» (Парусник в море – аппликация), «Международный женский день 8 марта» (Веточка мимозы -комбинированная аппликация из бумаги и гороха).

Март

1.Заучивание пальчиковой игры «Спокойного сна». Повторение знакомых игр.

2.Учить детей скатывать шарики из кусочка салфетки, для комбинированных работ по ИЗО.

3.Пальчиковые игры «Выгладим платочки для мамы и для дочки».

4.Изготовление подарков для мам к празднику 8 марта (Веточка мимозы из гороха и цветной бумаги (продолжение работы)).

5.Конструирование из палочек предметов мебели: «Стол», Стул», «Кровать», «Телевизор» и т.д.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Как живешь?», повторение «Замок», «Апельсин», «Спокойного сна!».

2.Учить детей инсценировать руками стихи- «Голуби».

3.Продолжать учить детей выкладывать узоры с помощью веревочки.

4.Конструировать из палочек «Ракета» (по образцу и по желанию).

5.Учить детей изображать пальчиками различные фигуры: «Флажок», «Очки», «Стол», «Стул», «Бочка», «Крыша».

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Пальчики в лесу».

2.Продолжать учить детей инсценировать руками стихи: «В гости», «Цветок».

3.Учить детей способу обрывания по нарисованным линиям (Полоски, треугольники, квадраты).

4.Выкладывание из палочек знакомых фигур по желанию.

5.Настольные игры «Мозаика», «Пазл».

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми. Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.

В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.

Литература.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения.

Гаврилова С.Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

Новиковская О.А. .: АСТ; СПб.; Сова 2007.

Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008

Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

Соколова С.В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеобразовательного вида №6» г Бронницы

Педагогический проект по развитию мелкой моторики «Веселые пальчики» в младше-средней группе

Воспитатель: Кузищина О.К.

Наблюдая за деятельностью детей, посещающих 2-ю младшую группу, в непосредственно-образовательной и самостоятельной деятельности и анализируя её, мною было выявлено, что многие дети с трудом пользуются ложкой, неуверенно держат карандаш, непростая задача для многих – скатать «колбаску» из пластилина. Также мною было проведено педагогическое исследование с целью выявления уровня развития мелкой моторики рук детей в группе.

Для проведения исследования были выбраны упражнения, предложенные Ивановой Ю.В. в сборнике: Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008.

По результатам исследования выявлено, что при выполнении предложенных упражнений только 19 % детей не испытывали затруднений и выполнили их правильно. Остальные дети выполняли упражнения либо с небольшими затруднениями, либо испытывали значительные трудности. Это выразилось в неточном выполнении движений, с усиленным зрительным контролем, с напряжением, в недостаточной координации рук. Пальцы рук дети сгибали и разгибали синхронно. Движения пальцев слабо дифференцированы, поэтому, когда ребёнок сгибал один палец, остальные пальцы выполняли аналогичное действие. Наблюдалась неполная амплитуда движений и быстрая утомляемость.

Из результатов исследования следует, что необходимо проведение работы по развитию мелкой моторики рук у детей данной группы.

Цель комплекса: развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей 3-4 лет через использование игр с предметами, пальчиковых игр.

В своей работе я ставлю следующие задачи:

  • улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук;
  • улучшить общую двигательную активность;
  • содействовать нормализации речевой функции;
  • развивать воображение, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
  • создавать эмоционально-комфортную обстановку в общении со сверстниками и взрослыми.

Целевыми ориентирами в работе по развитию мелкой моторики рук могут служить следующие показатели:

У ребёнка наблюдается положительная динамика в развитии крупной и мелкой моторики, он стремится осваивать различные виды движения в процессе игр и упражнений;

Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними – ребенок эмоционально вовлечен в действия с играми и пособиями на развитие мелкой моторики, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

Ребенок владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

В играх на развитие мелкой моторики может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях при проведении игр и упражнений на развитие мелкой моторики; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу регулярной, используя следующие формы работы:

Совместная деятельность воспитателя с детьми;

Индивидуальная работа с детьми;

Свободная самостоятельная деятельность самих детей.

При составлении комплекса игр и игровых упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук у детей 2-й младшей группы я использовала следующие методические пособия: Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: Детство-Пресс, 2014; Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014; Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005; Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014; Янушко Е. А. Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.

В основу образовательной программы нашего ДОУ положена примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Согласно программе, образовательный процесс строится по комплексно-тематическому принципу. Данная модель позволяет построить образовательный процесс вокруг одной центральной темы, максимально используя разнообразные виды детской деятельности, их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

Поэтому я предлагаю пример комплексов игр и упражнений для развития мелкой моторики рук детей 3-4 лет, объединённых определённой темой. В комплекс включены игры и упражнения на сжатие, расслабление и растяжение кистей ребёнка.

В каждый комплекс игр и игровых упражнений входит:

Самомассаж кистей руки пальцев с предметами или без них;

Пальчиковую гимнастику в сопровождении стихов, потешек;

Дидактические игры с использованием различных предметов.

Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически, включая её в разные виды деятельности детей в течение дня. Место планирования зависит от целей, поставленных при разучивании комплексов упражнений для пальчиков.

Комплекс игр и игровых упражнений

Тема: «Я и моя семья»
Цель: формирование умения разгибать по очереди пальцы из кулачка, начиная с большого, на одной или обеих руках; учить подражать движениям взрослого; укрепление и развитие мышц кисти, указательного и большого пальцев; нормализация мышечного тонуса; обогащение представлений о семье
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж пальчиков «Мышиная семья» Воспитатель рассказывает потешку и демонстрирует детям массажные движения, дети повторяют их за воспитателем. Выполняется самомассаж обеих рук поочерёдно.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Пальчиковая гимнастика «Моя семья» Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

А вот этот пальчик – я.

(Поочередное разгибание сжатых в кулак пальцев, начиная с большого)

Вот и вся семья!

(Сжатие в кулак и разжатие всех пальцев одновременно)

Игра проводится сначала на одной руке, затем на другой. При успешном выполнении можно предложить детям поиграть пальчиками двух рук одновременно.

Игра с бумагой: «Выгладим платочки для мамы и для дочки» Перед каждым играющим положен скомканный лист писчей бумаги. Нужно, пользуясь всеми пальцами обеих рук, разгладить его так, чтобы он не топорщился и чтобы ни один его край не остался загнутым. Детям, у которых уже не возникает затруднений при выполнении упражнения, можно предложить сделать тоже самое одной рукой или пользуясь двумя большими пальцами (указательными).
Игра с прищепками «Маленькие помощники» Воспитатель предлагает детям помочь маме (бабушке) развесить на верёвочку разноцветные салфетки, прикрепив их прищепками соответствующих цветов.
Тема: «Осень»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого, в игре с речевым сопровождением по подражанию; формирование умения застёгивать/расстёгивать кнопки на одежде, брать мелкие предметы щепотью; формирование произвольных, координированных движений обеих рук; расширение представлений детей об осени
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж грецким орехом Ребёнок катает грецкий орех между ладонями (по кругу), приговаривая:

Я катаю мой орех,

Чтобы был круглее всех.

О.И. Крупенчук

Пальчиковая гимнастика «Осень» Ветер по лесу летал,

(плавные, волнообразные движения ладонями)

Ветер листики считал:

(загибают по одному пальчику на обеих руках)

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой.

Вот последний лист

Ветер бросил на тропинку.

(Укладывают ладони на коленки)

Н. Нищева

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик» Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

Воспитатель предлагает ребёнку игрушку-тренажёр «Ёжик» с разными застежками (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

Игра с фасолью «Золушка» Воспитатель предлагает рассортировать ребёнку фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.
Тема: «Домашние животные»
Цель: нормализация мышечного тонуса; формирование умения выполнять определенные действия пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; развитие целенаправленность действий; расширение представлений о домашних животных.
Название игры / упражнения Содержание игры / упражнения
Самомассаж шестигранным карандашом Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)

С.В. Ихсанова

Пальчиковая гимнастика «Наши уточки» Наши уточки с утра -

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда -

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными - получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху -

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно -

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра «Шаловливый котёнок» Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок.
Игра «Разрезные картинки» Предложить детям собрать разрезные картинки «Домашние животные» из 6 частей, предложив для образца изображение животного целиком. Для игры дети могут объединяться в пары.
Тема: «Мамин день»
Цель: нормализация мышечного тонуса; упражнение в выполнении определенных действий пальцами с речевым сопровождением; развитие соотносящих движений рук; формирование умения брать мелкие предметы щепотью; развитие целенаправленности действий.
Название игры / упражнения Содержание игры /
Самомассаж крупными бигуди Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Пальчиковая гимнастика «Хозяйка» Кукле кашу я сварю:

(мешаем кашу)

В миску молока налью,

(наливаем молоко)

Положу туда крупу

(насыпать крупу)

И поставлю на плиту.

(поставить на плиту)

Будет каша хороша!

(поднять большой палец вверх)

Кушай, кукла, не спеша.

(пригрозить пальчиком)

Игра «Накорми колобка» Воспитатель предлагает детям невысокие пластиковые баночки с крышками с изображением Колобка (отверстие на месте рта), крупную крупу (фасоль, горох).

Ход игры: воспитатель говорит детям, что наш Колобок проголодался и нужно его покормить. Дети берут из баночки крупу и кладут в отверстие рта. Брать следует по одной горошине, чтобы «Колобок не подавился».

Игра «Собери бусы» Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.

Список литературы.

1. Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы. – М.: ГНОМ и Д, 2008. – 160 с.

2. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования / автор-сост. О.А. Зажигина. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014. – 96с.

3. Исханова С.В. Игротерапия в логопедии: пальчиковые превращения: пособие для родителей и педагогов. – Изд. 2-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 45 с. – (Школа развития).

4. Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно!: Пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб: Издательский дом «Литера», 2005. – 208 с.

5. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2-7 лет / сост. Т.В. Калинина [и др.]. – Изд. 2-е. – Волгоград: Учитель, 2014. – 151 с.

6. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: младшая группа / В.В. Гербова, Н.Ф. Губанова, О.В. Дыбина и др. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 160 с.

7. Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста (1-3 года): Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 56 с.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх