Рене лалик и его изумительные украшения.

Рене Лалик - художник, ювелирный гений конца ХIХ - начала ХХ веков. Его ювелирные украшения невероятно красивы. Они словно из зачарованных сказочных стран.

Рене Лалик (Rene Lalique) родился в 1860 году во Франции. С ранних лет проявлял талант к рисованию. После художественной школы, Рене поступает учеником к ювелиру Луи Ококу. Затем, для дальнейшего обучения, Рене едет в Лондонский колледж искусств.

Вернувшись домой, Лалик поступает на работу в ювелирную мастерскую одного из дальних родственников.

Его эскизы ювелирных изделий просто удивительны.

В 1884 году украшения Лалика выставляются на выставке прикладного искусства в Лувре.

Есть легенда, что однажды Рене Лалик пришел в «Бушерон», известнейший ювелирный дом, и принес эскиз украшения с двумя летящими ласточками. Директор дома скривился и объявил, что такое украшение будет «слишком экстравагантным» для его клиенток. Но Лалик не отступился и воплотил украшение в материале. В его следующий визит директор без разговоров выложил за украшение требуемую сумму.

Директора остальных домов проделывали тот же путь – от первоначальных сомнений в том, что «плебейские» бабочки и колосья из перламутра и полудрагоценных камней, или еще того хуже – хрусталя, понравятся дамам высшего света – до готовности покупать все, что Лалик предложит их домам за любые деньги. Когда Лалику надоело ходить на поклон к владельцам «Картье», «Бушерона» и других общепризнанных ювелирных домов, он открыл собственный магазин. На той же улице, что и эти дома. И произошло то, чего боялись директора, считавшие, что украшения Лалик отпугнут клиентуру. Да, они-таки отпугнули – от бриллиантов. Часть клиентов этих домов действительно перекочевали к Рене Лалику, предпочтя хрусталь, бабочек, перламутр и цветы холодному блеску бриллиантов и рубинов.

Украшения Лалика были абсолютно новаторскими – впервые мастер стал использовать рога, панцири, перламутр, хрусталь, жемчуг, эмаль – соединяя их иногда с драгоценными или полудрагоценными камнями так, что получались стильные, ажурные и оригинальные украшения. Мастер виртуозно обрабатывал любой материал – от слоновой кости до эмали или металла.

Есть легенда, что Рене Лалик с детства рисовал украшения, сочетавшие природные элементы, он мог представить себе любое растение, любое животное – и понять, как их воплотить в неживом камне или металле. Но загадкой из загадок для него были облака, вечно меняющие форму, цвет, отличающиеся прозрачностью или темной матовостью. И Лалик придумал, что воплотить облака в камне может только хрусталь. С тех пор хрусталь – самый любимый поделочный камень ювелира.

Лалик вдохнул новую жизнь в ювелирное искусство, смело используя придуманные новшества, новые сочетания материалов. Фактически он считается одним из первых дизайнеров украшений, а не просто ювелиром.

Лалик высоко ценил природу и черпал в ней немало вдохновения, поэтому значительное место в его творчестве занимают природные мотивы – птицы, животные, насекомые и растения, и все это в чудесной стилистике арт-нуво.

«Все, к чему он прикасался, становилось другим, непохожим на земное», говорит о Лалике его внучка, Николь Марич-Авиланд.

Он создавал драгоценности для Сары Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Его произведения пользовались спросом у модных парижанок и жительниц других столиц мира.

Рене Жюль Лалик, ювелир и художник по стеклу, по праву считается одним из лидеров стиля арт-нуво.

Властелин стекла, волшебник, дамский угодник, хулиган и беспредельщик от мира - каких только эпитетов не удостаивался Рене Лалик и при жизни, и спустя многие годы после кончины... Его имя - это синоним удивительного миропонимания, отраженного в игре красок и света, это синоним безоговорочного вкуса, стремления к новым открытиям, экспериментов, бесстрашия перед нарушением общепринятых, всем понятных, но порою невероятно скучных правил и норм.

Молодой художник

Париж, конец XIX века. Рене работает простым подмастерье в ювелирной мастерской. Учится, старается, рисует смелые эскизы и уже тогда нисколько не сомневается, что ему уготована великая Судьба.

Эскизы украшений Рене Лалика в те времена охотно скупали Бушерон и Картье. По рисункам молодого художника производились украшения и выпускались с клеймом известных уже в то время ювелиров. Было в эскизах Лалика что-то такое, от чего захватывало дух: и порывы ветра, и бронзовое сияние стрекозьих крыльев, и глубина океана. Рене всегда тонко чувствовал Женщину, видел в ней прекрасное, знал, во что она может влюбиться, лишь раз взглянув...

Первая мастерская

Конечно, продажа эскизов не приносила Рене большого дохода. Но дело было вовсе не в деньгах - ему просто хотелось творить. И творить не на бумаге, нет! Ему хотелось отливать металл, дуть стекло, шлифовать и гранить, ловить прекрасные мгновенья и обрекать их на вечность, как капля смолы в незапамятные времена поймала зазевавшуюся мошку, застыла и превратилась в янтарь.

Лалик открыл первую мастерскую в центре мировой модной столицы. И о нем заговорили, его просто начали воспевать. Ему поклонялись светские красавицы, аристократки, дочери самых родовитых домов Старого Света. В той же мере он завоевал сердца субреток, артисток, львиц полусвета.

Любая женщина, надевая украшение от Лалика, чувствовала себя причастной к волшебству. Жуки, - всё, то, от чего когда-то теряли сознание, теперь превратилось в объект вожделения. И снова до обморока.

Лалик воспевал в своих работах всё прекрасное. Даже насекомые и рептилии, вышедшие из-под его резца, поражали утонченностью, грацией, гармоничными пропорциями.

Разрушая стереотипы

Ювелир Рене Лалик пренебрегал общепринятыми нормами. Если для расставления акцентов в работе из платины и алмазов ему требовался кусок латуни или стеклышко - значит, он именно его и брал. Обрамлять в благородный металл Легко! Сочетать прекрасные ограненные аметисты с оловом? Пожалуйста, если вам так хочется. И пока ювелирная элита таращила на наглеца возмущенные взгляды, барышни всей Европы плакали от восторга.

Классическая огранка драгоценных камней, ровные линии, стройная композиция, прекрасные Всё это, разумеется, здорово, это проживет века и когда-нибудь будет стоить миллионов. Но этим занимаются тысячи мастеров. А кто из них сумел бы воспеть в камне и металле грациозную хрупкость осиного жала? Рене Лалик видел красоту сердцем. Для него всегда в равной степени прекрасны были и розы, и шипы, и сорняки вокруг розового куста, и копошащиеся в листве гусеницы.

Какой силищей обладает волшебник, заставивший светских дам променять бриллианты на стекло! Именно таким всегда и был маэстро Лалик.

Нарисованные облака

Красной нитью через все творчество Рене Лалика проходит стекло и горный хрусталь. Еще будучи ребенком, он переносил на бумагу всё, что хоть в какой-то степени зацепило его острый ум или чувственное сердце. Не по-детски реалистичные работы поражали современников. По словам самого мастера, ему не поддавались только облака. Он смотрел на них, понимал их природу, восхищался ими... А потом в его руки попало стекло. С тех пор желание удовлетворилось. Оказалось, что из хрусталя и стекла можно творить облака.

Страсть к стеклу настолько захлестнула пылкую душу маэстро, что он заявил во всеуслышание, что больше не будет работать с драгоценными камнями, любовью к которым он и так никогда не отличался. Модницы рыдали и заламывали руки. Но мастер успокоил их, пообещав устроить что-то вроде прощального бала - презентовать целую коллекцию ювелирных изделий, в которой будет всё: от эмалей до бриллиантов.

На его прощальной выставке в 1912 году посетители не могли сдержать слез. Но разве может допустить волшебник, чтобы кто-то рыдал навзрыд? Он успокоил поклонниц новостью о том, что совсем скоро выйдет в свет его новое творение - коллекция флаконов для духов. Лучшие парфюмеры Европы встали в очередь в тот же день.

Маскоты

Говорят, что самый искренний вариант лести - Лалика начали копировать. Кто-то пытался слепо повторять его работы, кто-то вдохновлялся его гением и творил что-то совершенно новое и своё. Казалось бы, это предел, это пик славы. Но не тут-то было. Не таким человеком был Рене Лалик, работы которого в то время уже приобрели мировую известность. Вдоволь наигравшись парфюмерной посудой, маэстро купил небольшое стеклодувное производство и поставил дело на поток. Вы думаете, в тот момент в его жизни появились слова "штамповка" и "серийное производство"? Как бы не так! Под брэндом "Лалик" до сих пор производятся и даже сейчас они делаются вручную! То есть каждый из них по-своему уникален.

Лалика захлестнула новая идея - он начал делать украшения для... автомобилей. Они получили имя Mascottes. Знаменитая модель "Ситроена" Citroen 5CV вдохновила мастера на создание фигурки из пяти лошадок. С помощью специальной подсветки они меняли цвет во время езды. Всего было создано 30 таких фигурок, и сегодня они стоят в прямом смысле на вес золота.

Архитектурные эксперименты

Жизнь не стоит на месте. Пылкая натура требовала продолжения. Архитектура - следующее, на что обратил внимание Лалик Рене. Фото его работ поражают размахом и полетом безудержной фантазии. Вчерашний ювелир творил с размахом, так, словно всю жизнь только интерьерами и занимался.

Самые знаменитые его работы в этой отрасли: отделка элитного поезда Orient Express и оформление залов на судне "Нормандия".

Достойный наследник

Империя Лалика продолжает жить. Рене Лалик скончался в 1945 году. Его место занял сын - достойный сын своего великого отца. Не менее талантливый и энергичный, Марк Лалик сохранил и приумножил отцовское наследие. Кроме врожденной одаренности, ему передалась и любовь к хрусталю. В его руках он оживал и наполнялся светом. А технический склад ума позволил Марку сочетать искусство и последние достижения научного прогресса. Его работа "Голова Коня" - символ искусства 50-х.

Внучка великого деда

Мари-Клод Лалик, сменившая на посту своего отца Марка, осталась верна стилю и чувству прекрасного, унаследованному от деда. Она не только создает украшения, выпускает духи, но и запустила линию эксклюзивных аксессуаров. Много лет парфюмерная посуда поставлялась только для дома "Нина Риччи", и всемирно известные духи L"air du temps по праву считаются совместным творением этих брэндов. Мари-Клод запустила собственную линию парфюмерии - Lalique de Lalique. Вскоре появилась еще одна - Nilang de Lalique.

Еще одно ее творение - Bestiaire, хрустальный сказочный зоопарк. Великий Рене Лалик мог бы гордиться внучкой.

Lalique сегодня

В настоящее время империя продолжает процветать. Лучшие аукционы мира гоняются за шедеврами, вышедшими из-под резца мастера столетие назад, устанавливая на них цены, как на предметы высокого искусства, коими, без сомнений, и является всё, к чему прикасался Рене Лалик.

Биография его вдохновляет писателей и сценаристов. И, конечно, дает силы мечтателям и творцам, ищущим свои пути в жизни и в искусстве.

Известный московский декоратор Ирина Алексина поделилась своими впечатлениями о посещении виллы Рене Лалик и одноименного музея с интерьерным Журналом Casa Ricca.

Эстетическая вселенная Рене Лалика настолько необъятна и экстраординарна, насколько и талантлива. Его имя в мировом ювелирном искусстве фактически отождествляется со стилем ар-нуво, а его работы являются эталонными образцами.

Лалик был уникальным и фантастически успешным ювелирным художником и, безусловно, легендарным мастером стекольных дел. Имя этого человека в истории мирового ювелирного искусства находится в одном ряду с именами таких всемирно известных мастеров как К. Фаберже, Ф. Бушерон, Л.-Ф. Картье, Л. Тиффани. Сара Бернар выступала в драгоценных украшениях, созданных для неё Лаликом, вызывая неизменное восхищение публики. У Рене Лалика заказывала украшения русская императрица Александра Фёдоровна и многие другие представители русской и европейской аристократии.

Рене Лалик (1860 – 1945).

Эскиз к первым украшениям, созданным в духе античности и японизма.

Изысканность и утончённость его стиля, новизна используемых материалов раскрывает философию Лалика – «Лучше искать красоту, чем выставлять напоказ роскошь».

Будучи революционером ювелирного искусства, мастер сочетал неканонические ювелирные материалы: драгоценные камни, золото, платину с эмалью, стеклом, рогами животных и так далее. При этом он был необычайно успешным бизнесменом, создавая и осваивая новые ниши массового производства предметов роскоши. Начиная с 1896 года, Лалик персонифицирует свои изделия изящной гравировкой “Lalique”, которая наносится и по сей день на продукцию фабрики вручную.

В 1905 году художник после заключения контракта с «Коти» начинает разрабатывать дизайн парфюмерных флаконов.

После смерти жены Лалик фактически полностью переключается на стекло. Здесь ему так же, как и в ювелирных украшениях суждено стать выдающимся дизайнером. Полностью посвятив себя стеклу, Лалик создаёт изумительной красоты вещи: скульптуры, часы, шкатулки, флаконы, аксессуары для автомобилей, занимается оформлением общественных и жилых помещений, декорированием ресторанов, интерьеров самых современных и фешенебельный транспортных средств таких, как знаменитый поезд «Восточный экспресс», лайнер «Нормандия » и, конечно, мастер создаёт свои знаменитые вазы, лампы, мебель. Успех был сенсационным. Лалик просто фонтанировал идеями, удивляя публику и экспертов.

Лайнер «Нормандия», поезд «Лазурный берег - Пульман экспресс»

Он постоянно учился, экспериментировал, постигал новое и создавал своё. Его знаменитый рецепт опалесцентного стекла является «секретом фирмы» и сегодня. Мастерски исполненные изделия завораживают, магически притягивая взгляд. Лучшие музеи мира и самые взыскательные клиенты были счастливы иметь в своих коллекциях его работы, отражающие феноменальное преображение материала. Это было воплощение роскоши нового типа – художественной.

Прижизненное признание мастера в профессиональной сфере было грандиозным: широкая известность после Всемирной выставки в Париже , объявление Лалика лучшим ювелиром Франции, награждение орденом Почетного легиона – являются примерами общественного успеха.

У Лалика существовало концептуальное правило, отражающееся в любых его работах – это правило 3-х F – «Femme, Faune, Flora» - «Женщина, фауна, флора» . Замечательно, что новые коллекции современного дома Lalique демонстрируют преемственность этих принципов эстетики.

В начале 1920 годов Лалик поселился в Эльзаском регионе в Винген-Сюр-Модер, где хрустальное и стекольное производство имеют вековые традиции. Там расположены его завод и знаменитая вилла, которая сейчас отреставрирована и преобразована в фешенебельный отель с 6 номерами , декорированными элегантной мебелью и аксессуарами, производимыми компанией Lalique, продолжающей успешно развивать традиции великого мастера.

Вилла Лалик в Вингене

И когда мне выпала счастливая возможность посетить музей и виллу Лалика в Вингене, то я с удовольствием там побывала. Чудесным солнечным сентябрьским днём казалось, что сама природа вокруг дышит спокойствием и безмятежностью, такое же ощущение умиротворения и покоя в сочетании с самым изысканным комфортом создавал интерьер виллы. Дизайнеры дома Lalique Леди Тина Грин и Пьетро Мингарелли бережно провели реконструкцию фасада фахверкого дома в эльзаском стиле с черепичной крышей, сохранив очарование этой загородной виллы.

Атмосферу аутентичности создают аксессуары и графические работы, эскизы Лалика, образ завершают семейные фотографии.


Интерьер сьюта на вилле Lalique

Дизайнеры Lalique Maison , вдохновленные эстетикой мэтра, создали мебель, в которой отражаются традиции эстетики Лалика. Они сделали это так эффектно и органично, что интерьер получился элегантным и совсем не старомодным, а, наоборот, выглядит цело и свежо. Орнаменты, придуманные Лаликом, перешли на лампы, текстиль, мебель.

Музей Lalique

Двери музея открылись совсем недавно - в 2011 году в Вингене, где в 1921 году Рене основал свой завод. Музей был спроектирован бюро французского архитектора Жана-Мишеля Вильмотта . В экспозиции представлены вещи из коллекций внучки Лалика Мари-Клод и нового хозяина предприятия швейцарского бизнесмена Сильвио Денца .

Музей Lalique

Экспозиция музея разделена по разделам: ювелирное искусство, парфюмерия, выставки, жилые и общественные интерьеры. В ней, например, воссозданы интерьеры поезда «Лазурный берег - Пульман экспресс» и представлено множество фотографий.

Также демонстрируются фильмы о творческом пути Рене Лалика и о современном производственном процессе. Виден весь процесс эволюции изделия – от создания эскиза, макета и формы до отлива, шлифовки, декорирования, приёмки и нанесения логотипа. Каждое изделие проделывает этот многодневный путь – от расплавленной хрустальной массы, изящно называемой мёдом, до завершенного, сверкающего произведения искусства.

LALIQUE René, Broche Fée, vers 1897-98. LALIQUE René, Pendentif Guêpes et prunus, vers 1904.

LALIQUE Marc, Motif Deux Poissons, 1953

Обновление коллекций происходит каждый сезон, и последняя коллекция демонстрирует это утверждение. Так для коллекции Chrystal Architecture работает целый ряд известных архитекторов, например, ныне покойная Заха Хадид создала изумительные по своей пластике вазы.

Вазы Lalique, дизайн Заха Хадид

Сегодня компания динамично развивается, удивляя спектром новых коллабораций: сотрудничество с российским брендом Beluga привело к созданию уникального декантера.

Запущен благотворительный проект с Элтоном Джоном , появилась серия художественных панно с Демьяном Хёрстом , хрусталем Lalique была украшена специальная модель рояля Steinway .

Если вы любите утонченную роскошь, отправляйтесь в путешествие в Винген, отдохните на вилле Lalique и окунитесь в настоящее искусство, посетив одноименный музей.

Текст: Ирина Алексина (декоратор)

Фотоматериалы: lalique.com

Кто он? Гений современности, человек с недюжинным талантом, мастер своего дела, мэтр, гуру, новатор или…? Пожалуй, невозможно найти слово в противовес, потому что все вышесказанное описывает одного единственного в своем роде человека – Рене Лалика, виртуозного ювелира и укротителя стекольных материй.

Рене родился в маленьком городке Ай (провинция Шампань), где провел детство в непосредственной близости с природой, что во многом повлияло на стиль его творчества. Детские зарисовки окружающего мира, повторяющиеся на протяжении многих лет в бесчисленных набросках, стали основой его необычных творений. Талант Рене проявлялся с раннего детства, однако только упорный труд, пытливый ум и неиссякаемая фантазия явили миру настоящие сокровища.

Будучи еще неизвестным, но подающим большие надежды, Лалик приносил свои эскизы известным мастерам, таким как Картье и Бушерон, которые охотно скупали их за бесценок. Однако его талант не мог долго находиться в тени, и уже совсем скоро Рене открыл свою мастерскую, где стал новатором в методах ювелирного искусства. Пренебрегая золотом и бриллиантами, он экспериментировал с янтарем, эмалью, сплавами металлов, любимыми полудрагоценными камнями, а также рогом и черепашьим панцирем. Его украшения быстро стали предметом желаемого, знаком изящества и избранности. Среди его клиентов была даже императрица Александра Федоровна и неподражаемая Сара Бернар. Именно для нее он создал знаменитые «ошейники» из перламутра, драгоценностей, керамики или металла. Она заказывала ему колье, браслеты, брошки и гребни для каждого отдельного спектакля.

Успех Лалика, подобно фейерверку, озарил Париж, однако ювелир не остановился на достигнутом и продолжил творческие поиски, полностью отдав своё внимание художественному стеклу. Он завоевал признание и своими флаконами для духов, навсегда изменив лицо индустрии парфюмерии. По счастливой случайности Рене открыл магазин ювелирных изделий в Париже, который соседствовал с салоном знаменитого французского парфюмера Франсуа Коти. Именно это соседство перевернуло представление парижан о том, как должен выглядеть флакон для духов. Лалик уже тогда начал свои эксперименты со стеклом и совсем скоро явил миру свой первый шедевр. Он называл духи «летучим пленником» и изготовил для него достойную оправу.
А позже, 107 лет спустя, этот шедевр – десятисантиметровый флакон в форме слезы с изображением сирен и бронзовой крышкой, был продан в Токио по рекордной цене – 28 750 йен или 370 000 долларов.

Лалик обожал стекло и относился к нему, как к драгоценности. Он постоянно творил шедевры в своей мастерской – вазы, осветительные приборы, люстры, графины, бра, предметы сервировки, посуду, фонтаны, а позже даже начал заниматься оформлением гостиниц церквей и ресторанов.

А самое удивительное, о чем мало кто знает, что в конце 1920-х начале -1930-х гг. Рене Лалик проявил себя, как дизайнер фигур-символов для автомобильных радиаторных решёток. Среди его клиентов был Анри Ситроен, а также концерны Bentley, Rolls-Royce и Cadillac.

На открытии ретроспективной выставки Рене Лалика в Музее декоративных искусств в Париже в 1933 году Анри Клузо, подводя итоги целого периода, конца ХIХ – начала ХХ века, именующегося во Франции «ар нуво», назвал его «эпохой Лалика».

Хочу рассказать о великом мастере своей эпохи. Рене́ Лали́к — великий французский ювелир и мэтр художественного стекла, яркий представитель самого романтичного стиля в мировой художественной культуре - модерна. Творчество Лолика уникально тем, что в своем творчестве он, помимо традиционного золота, экспериментировал с янтарем, сплавами металлов, эмалью, любимыми полудрагоценными камнями, рогом и черепашьим панцирем, достаточно дешевыми материалами. И, к тому же, он не так активно использовал бриллианты, в связи с чем не сразу был принят пресыщенной публикой. Рене любил материал за его художественную ценность, а не за стоимость. При создании своих шедевров мастера вдохновляла природа, Рене был потрясающим рисовальщиком. С 1890 года его любимой клиенткой становится Сара Бернар. У него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна.

Одна из самых известных работ Лалика - брошь «Женщина-стрекоза», принадлежала Саре. В этой работе Лалик изобразил женщину, как хищницу-соблазнительницу с золотыми когтями и крыльями.


Его называли изобретателем образа современных драгоценностей, с характером и уникальным стилем.

Рене Лалик много экспериментировал со стеклом. До нашего времени дошли многие его скульптуры, вазы, посуда, флаконы для духов, лампы и даже мебель. Необычное цветное стекло и стекло с нанесённой на него патиной — характерная особенность произведений Лалика. Рецепт его знаменитого опалесцентного стекла до сих пор является «секретом фирмы».

Свой талант Лалик приложил и к созданию хрустальных флаконов для парфюмерной компании Coty и других (Nina Ricci и сегодня пользуется хрустальными флаконами Lalique). Сегодня у бренда Lalique есть собственные ароматы, как например: Lalique De Lalique, Lalique Pour Homme, Amethyst.

После смерти Рене Лалика его фирму возглавил сын — Марк Лалик, который переориентировал семейное производство на хрусталь, а затем внучка, Мари-Клод.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх