Семь эффективных способов привлечь внимание ребенка. Развиваем внимание у трёхлетнего ребёнка правильно

Кто бы ни занимался с аутичным ребенком (педагог, родитель, терапевт), он понимает, как важно привлечь и удержать внимание ребенка. Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к концу занятия. Инструкции АВА могут включать конкретные требования в быстром темпе, и, если ребенок не сосредоточен на обучении, оценить его успехи может быть трудно.

Даже вне сессии по АВА-терапии привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом может быть непростой задачей. Когда я наблюдаю, как специалисты не из области АВА взаимодействуют с ребятами с аутизмом, то чаще всего они начинают «забрасывать» ребенка инструкциями. Они могут предъявлять требования ребенку, который поглощен просмотром DVD, сидит к ним спиной и вокализирует. Я не виню ребенка за то, что в подобной ситуации он не выполняет их требований. Как может ребенок выполнить просьбу «Иди ужинать», когда он, в лучшем случае, услышал «.. нать»?

То, что большинство взрослых считают признаками внимания (поддержание контакта глазами, немедленная реакция), для ребенка с аутизмом — трудное поведение. Самостимуляции могут затруднять внимание, равно как и проблемы со слуховым восприятием. Например, если я в детском игровом центре с клиентом, и я пытаюсь дать ему инструкцию, то мне придется конкурировать с шумом других детей, которые орут и хохочут, с шумом кондиционера и звуковыми эффектами от ближайшего автомата с видеоигрой. Моему клиенту будет трудно отфильтровать весь этот шум, чтобы сосредоточиться на том, что я говорю.

Проблемы с социализацией также мешают ребенку с аутизмом уделять внимание во время занятия. Прямой взгляд мне в глаза может быть очень неприятен для ребенка, и если я потребую от него «смотреть мне в глаза», то полученный дискомфорт помешает ему сосредоточиться на том, что я говорю. В других ситуациях физическая близость ко мне может быть ему неприятна, и это может затруднить понимание моих слов. Когда мы пытаемся привлечь и удержать внимание ребенка с аутизмом, мы должны учесть все эти факторы.

Мне кажется, что это уже всем известно, но на всякий случай напомню: если человек с аутизмом не смотрит вам в глаза, то это еще не значит, что он вас не слушает. Я знаю, что многие учителя уверены, что если ребенок смотрит в пол, когда они с ним говорят, то это признак неуважения. Однако ребенок с аутизмом может отводить от вас взгляд именно потому, что он пытается сосредоточиться на вашей речи.

Вот несколько идей по привлечению внимания:

Чего лучше избегать

Не окликайте ребенка по имени. Лучше вообще не называть имени ребенка, когда вы пытаетесь привлечь его внимание во время занятия. В противном случае вы можете в буквальном смысле повторять его сотни раз за два часа. В итоге, вы просто учите ребенка, что его имя всегда означает какие-то требования. Представьте, что во время работы ваш начальник только и делает, что выкрикивает ваше имя, и каждый раз это заканчивается тем, что у вас прибавляется дел. Как быстро вы начнете вздрагивать и чувствовать раздражение каждый раз, когда начальник произносит ваше имя? Довольно быстро. Так что очень важно не объединять имя ребенка с работой («Эйдан, покажи чашку», «Эйдан, дай желтый», «Эйдан, сколько тебе лет»).

Не прикасайтесь к лицу ребенка и не поворачивайте его голову. Помимо того, что это никак не связано с настоящим вниманием (ребенок может повернуть лицо в вашу сторону, но все равно не смотреть на вас), эти действия очень неприятны для ребенка. Представьте, что вы заскучали, пока я рассказываю вам о своем отпуске, и я хватаю вас за подбородок, чтобы вернуть ваше внимание. Вам это понравится? Сомневаюсь. Ребенок мог вообще позабыть о вашем присутствии и погрузиться в самостимуляции, так что внезапное прикосновение к лицу или подбородку может сильно его перепугать.

Не говорите «Посмотри на меня!» Поймите, что фраза «Посмотри на меня» не является просьбой о внимании. Также, пожалуйста , не кричите ребенку «Смотри на меня!» Это не способ привлечения внимания. Говорите нормальным тоном, не повышайте голос, используйте ярко выраженную мимику и скажите что-то вроде «Посмотри сюда» (одновременно показывая на учебный материал).

Не используйте однообразные напоминания и подсказки. Раньше я использовала визуальные подсказки, чтобы вернуть внимание ребенка за столом, особенно с очень маленькими детьми. Тем не менее, такие подсказки бывает сложно обобщить или уменьшить. Я говорю о знаках типа «Руки на коленках, ноги на полу, рот закрыт, готов учиться». Я предлагаю не полагаться на подсказки и напоминания вроде этих, потому что они не учат ребенка концентрировать внимание, они учат его зависеть от ваших подсказок.

Что можно попробовать

Используйте поведенческий импульс. Говоря кратко, поведенческий импульс означает, что вы позволяете человеку быть успешным, и только потом предъявляете более сложное задание или требование. Так что если вы проводите сессию АВА, и ребенок не уделяет внимания, то дайте ему несколько простых заданий, которые он уже полностью освоил. Таким образом, у ребенка будет поведенческий цикл — просто (поощрение) + просто (поощрение) — прежде чем вы перейдете к более трудным задачам, и ребенок будет более внимателен во время них.

Ведите себя весело и эмоционально. Лучший способ привлечь внимание, конечно, зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка. Однако со многими клиентами в прошлом я дурачилась на полную катушку, и мы начинали сессию с обратного отсчета, рукопожатий и ногопожатий, гонок вокруг стола и так далее. Для детей постарше и более высокофункциональных можно предложить сделать выбор («Сначала делаем «Куда подходит» или «Играем в цифры»?»). Таким образом ребенок будет участвовать в структуре сессии, а вы получите его внимание.

Поймайте мотивацию. Если вы правильно определили, что мотивирует ребенка, то это обязательно приведет к повышению внимания. Если мне очень нужны пять долларов, и тут вы идете ко мне с пятью долларами в руках, то я, скорее всего, уделю большое внимание тому, что вы мне говорите. А вы разве нет? Всегда начинайте работу с проведения систематической оценки предпочтений, чтобы узнать, что именно мотивирует ребенка.

Внимание — это сложный навык, и не надо считать по умолчанию, что он у ребенка есть. Возможно, ребенок просто не знает, как и на чем сосредоточиться во время занятия. В этом случае, вы можете использовать АВА для обучения этому навыку. Вот несколько примеров программ, которые могут улучить внимание во время занятий: имитация, рецептивная речь, реагирование на имя, слежение за предметом (ребенок следует взглядом за предметом).

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на .

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 Приморского района Санкт-Петербурга

ДОКЛАД

Тема: «Способы привлечения и удержания

внимания дошкольников».

Подготовила:

Воспитатель

Бормотова Татьяна Валерьевна.

Санкт-Петербург

2016

Способы привлечения и удержания внимания дошкольников

Представьте, что вы сидите перед телевизором и держите в руках пульт управления. Вы включаете один канал, и, не найдя ничего интересного, переключаете дальше… Реклама. Неинтересно. Переключаете дальше. Фильм, который вы уже смотрели… Дальше. И так, пока не закончатся все каналы. А потом… по второму кругу. И не замечаете, как проходит час.

Удержать внимание людей, тем более маленьких детей, во время взаимодействия с ними непросто. Не случайно приведен этот пример с телевизором. Переключая каналы на нем, мы удерживаем свое внимание очень долго. Чтобы удержать внимание детей, мы тоже можем переключать каналы, только каналы восприятия (слуховой, зрительный, тактильный). «Послушайте, а теперь посмотрите, а теперь потрогайте, можно даже понюхать, смотря, о чем речь. А теперь снова послушайте». При смене канала восприятия внимание на какое-то время снова концентрируется на объекте. Важно не переступить грань предела человеческого непроизвольного внимания. У детей 3-4 лет примерно 3-4 мин, к моменту поступления в школу – 10-12 мин, у взрослого – 20 минут. Это первый способ привлечь и удержать внимание.

Второй способ заключается в следующем. Как известно, человек забывает примерно 90% того, что он слышит, 60 % того, что видит, и лишь 10 % того, что делает. Представьте, что ваш друг рассказал о том, как он делал ремонт дома, ваш член семьи, например, муж, делал ремонт дома и вы это видели, и, наконец, вы сами делали ремонт. Что вам запомнится лучше? Степень запоминаемости сюжета зависит от степени вовлеченности в него. Отсюда следует, что в работе с детьми необходимо использовать практические методы, использовать разнообразный раздаточный материал, чтобы каждый ребенок мог повзаимодействовать с ним.

Третий способ привлечения и удержания внимания – это использование метода «вовлечение», который содержит в себе следующие приемы:

Задать вопрос, который должен быть легким, подразумевающим односложный ответ, чтобы не ввести детей в затруднение,

Допустить намеренно ошибку,

Попросить поднять руку тем, кто…(например, любит кататься на санках, зависит от темы занятия). При этом педагог может сам поднять руку в качестве примера.

Можно спросить, все ли видно с доски, может, сделать свет ярче, или наоборот, приглушить.

Таким образом, дети вовлекаются в принятие решения, а это им, как правило, льстит.

Четвертый способ привлечь внимание можно использовать, когда есть какой-либо раздаточный материал, например, обыкновенный лист бумаги для рисования. Вы предлагаете следующее: «Возьмите лист бумаги и поднимите над головой. Так, вижу. А у тебя нет? Вот, возьми. Или Передайте, пожалуйста, товарищу. А теперь положите его горизонтально. Так, начнем». А дальше можно говорить то, что к листу бумаги не имеет отношения, например, объяснить последовательность рисования какого-либо предмета. И никто ничего не замечает, как у хорошего фокусника.

Пятый способ привлечения внимания заключается в следующем: как известно, дети в дошкольном возрасте очень любят помогать. Как ни удивительно, к нам больше всего привязываются люди, которых мы просим о помощи. Здесь, главное, правильно произнести фразу. Не «Сделайте, пожалуйста!», а «Помогите мне, пожалуйста!» (расставить стулья, раздать листочки и т. д.). Особенно этот прием эффективен в работе с гиперактивными детьми. В этом случае, неважно, что помогает один человек, коллектив часто ощущает себя единым организмом и воспринимает это, как мы помогли.

Помогают привлечь и активизировать внимание дошкольников и следующие приемы:

Присутствие сказочного персонажа (как иллюстрации, так и переодетого взрослого);

Обыгрывание проблемной ситуации;

Опора на личный опыт детей;

- «Коробка с сюрпризом» - в начале совместной деятельности появляется коробка с сюрпризом, детям сообщается, что самые внимательные получат подарок в конце занятия. Метод очень эффективен, но использовать его надо не чаще одного раза в месяц, иначе интерес пропадает.

Шестым способом для привлечения и удержания внимания являются контрастные раздражители : интонации, паузы, темп речи, жесты, движения педагога.

Какие бы приемы ни использовал педагог в своей работе, самым важным остается то, насколько он чувствует психологическое состояние коллектива, каждого отдельного ребенка и может вовремя применить тот или иной способ активизации внимания.


Привлекать внимание детей легко, когда знаешь как. Это может быть сложно в первый раз (поверьте, я знаю!), но следуйте советам ниже и вы скоро обнаружите, что увлекать детей и удерживать их внимание совершенно несложно.

Если у вас нет много опыта с детьми, попытаться заставить их заниматься той или иной деятельностью может казаться вам невыполнимой задачей. Но на самом деле вы вполне можете удерживать их внимание в течение более пяти секунд, так что вы можете научить их чему-то. Это нормальные страхи, но лучшее, что вы можете сделать – это расслабиться – если вы испытываете удовольствие – дети развлекаются!

Вот мой первый совет – расслабиться и быть самим собой если вы хотите привлечь внимание детей. И есть еще много советов для привлечения детей…

Работая снова и снова с детьми, можно обнаружить, как важно удерживать их интерес. Не важно, к какой культуре или возрастной группе относятся дети – все принципы по удержанию внимания практически одинаковы. Подключив к своей деятельности то, чем дети любят заниматься, вы легко сможете направить их развитие в нужное русло и научиться удерживать внимание детей.

Разрабатывая принципы удержания детского внимания, важно так же знать, чего ребенок не любит. Можно даже составить такой список и стараться ничего из него не применять. Ниже для вас, дорогие родители, предоставлены советы увлечения детей младшего возраста и наведен примерный список тех самых «нельзя» для родителей. Читайте и учитесь удерживать детское внимание!

Дети просто хотят веселиться!

Это может показаться очевидным – но именно веселье делает любую работу, любое занятие увлекательным и интересным для всей семьи.

Вот как сделать занятие увлекательным и интересным для детей младшего возраста:

1.Поделитесь своим энтузиазмом . Мы, взрослые, живем в циничном мире, где мы забыли, как играть, а дети пребывают в состоянии вечного удивления. Так что не бойтесь показаться дураком или клоуном. Ведите игру: вытяните лицо, показывайте разные движения и гримасы. Пускай дети копируют ваши действия. Покажите всем своим видом, что вы действительно хотите проводить с ними время и вам самому интересно.

2. Создайте игру сами. Существует очень мало видов деятельности, которые не могут быть превращены в игру, когда вы пытаетесь привлечь внимание детей. Игра просто означает, что вы пытаетесь увидеть, насколько хорошо вы можете сделать что-то, или вы ставите перед собой задачу достичь поставленной цели, или вы показываете, что вы уже умеете, – и затем, видите, что вы можете сделать что-то еще сложнее. Дружеское соревнование без реальных неудачников быстро вовлекает детей. Простая фраза вроде: “давай посмотрим, как быстро мы можем это сделать …” скоро дает всестороннее внимание детей.

3. Дайте детям активную роль . Никто не любит лекции, а дети меньше всего. Лучший способ узнать это на собственном опыте. Но зато дети очень хорошо умеют использовать возможность узнать что-то новое и интересное. Используйте это! Даже если вы рассказываете историю, вы можете вовлечь их, заставляя их действовать в некоторых частях, или дать возможность предсказать события.

4. Дайте возможность обрести реальный опыт . Ваше взаимодействие с детьми – это шанс вытащить их от виртуального мира компьютеров к реальной жизни чувственного опыта. Дети любят то, к чему могут коснуться, и ощутить на вкус и запах. История о животных, не может заменить реальной встречи с живыми животными. Лекция о жизненном цикле растения не несет никакого сравнения с возможностью вскопать почву и посадить семена – потом перепроверять, как они растут. Не говоря уже о приготовлении еды и смаковании блюда в конце!

5. Используйте цвета . Красочные визуальные эффекты имеют важное значение для привлечения внимания детей, особенно младшего возраста. Вспомните историю книги, которую вы любили, когда вы были ребенком – бьюсь об заклад, в ней были красивые красочные картинки, поэтому рассказ дал вам замечательный красочный образ в вашем уме. Клоуны знают, что они делают со своими костюмами – внимание детей обращается на цвет. Поэтому используйте красочные плакаты, книжки или карточки, чтобы привлечь детей и держать их внимание.

6. Рассказы всегда интересны . Все любят сказки, и дети больше всего. Хорошо сказанная история всегда будет привлекать внимание детей. Лучшими преподавателями являются те, которые узнали, как сделать из какой-либо информации сказку. Новейшие нейро-маркетинговые исследования продемонстрировали, что наш мозг сказку помнит лучше, чем любую другую форму обмена информацией. Придумывать истории – лучший способ научить чему угодно!

7. Будьте понятным и последовательным . Дети могут расслабиться и заниматься лучше, если будут знать, чего ожидать от вас. Они должны знать заранее правила, чтобы их придерживаться. Последовательность является ключевым фактором. Дети ненавидят “несправедливость”. Правила есть правила – и это может даже быть весело, когда вы настраиваете систему вознаграждений за каждое достижение. Дети на самом деле очень хотят заниматься рутиной, где они знают, что когда будет, например, суббота – это день мороженого или в пятницу после обеда – свободное время. Структурированная рутина дает им безопасное пространство, в котором легко играть и развиваться.

Список «НЕ» для удержания детского внимания

  • Не повышать голос, не кричать никогда. Потеря самообладания с детьми заставит их быстро отдалиться от вас и может повредить вашим отношениям с ними.
  • Веселитесь вместе , но не забывайте, что вы отвечаете за все.
  • Используйте игры и структурированную информацию , чтобы проиллюстрировать свою точку зрения, не просто стойте и читайте детям лекции с потока слов.
  • И зменить высоту и тембр вашего голоса, когда вы говорите, подчеркивая важные слова в предложении. Не говорить бессмысленно и монотонно!
  • Делайте вызов детям в играх и для решения повседневных ситуаций, но не устанавливайте им задачи, выходящие за рамки способностей.
  • Не используйте в играх оскорбления для «лузеров». Это вызывает у детей низкую . Лучшая конкуренция не друг против друга, а кто быстрее, шустрее и т.д.

Что еще добавить к этому списку, решайте сами, но не забывайте – внимание детей в ваших руках. Вы для них главный авторитет!

Для вас у нас есть книга о том, как выявить и воспитать сильные стороны ребенка “8 качеств гения”

Получить консультацию >>

Однажды пятилетний Дима, вернувшись из детского сада, обнаружил дома настоящего фокстерьера. «Я нашла его на улице, он, видимо, потерялся и теперь будет жить у нас», -сказала мама.

Но Дима, пока все вокруг хлопотали вокруг «нового приобретения», не выглядел счастливым и предложил… отпустить собаку обратно на улицу. Взрослые решили, что он просто испугался.

Веселый и жизнерадостный пес быстро стал всеобщим любимцем. Но вскоре родители заметили, что при каждом удобном случае Дима старается побольнее дернуть фокстерьера за хвост. Хорошо еще, что собака все сносила, будто понимала, что перед ней маленький ребенок! Вместо того чтобы радоваться появлению лохматой «живой игрушки», малыш воспринял собаку как соперника, который отнимает у него часть родительской любви…

Четырехлетний Максим был покладистым и послушным ребенком. Но стоило родителям пригласить в дом гостей, и мальчика будто подменяли. Услышав звонок в дверь, он навешивал на себя все оружие из имеющегося игрушечного «арсенала», начинал целиться в гостей и кричать: «Ба-бах!» Родители старались обратить все в шутку, пытались удалить «воина» из комнаты или отвлечь игрушками — бесполезно. «Пальба» длилась весь вечер, мальчик практически не давал маме и папе возможности пообщаться с друзьями и родными. Он ни с кем не хотел делиться родительским вниманием

В обоих случаях дети испытывали сильную ревность. При этом внешние обстоятельства, которые вызвали ее к жизни, реакции детей, их поведение были совершенно различными. А вот внутренние причины — практически одинаковы. Ведь корни возникновения ревности лежат очень глубоко.

Желание любым способом привлечь внимание к себе говорит о том, что у ребенка серьезные внутренние проблемы. Возможно, он испытывает дефицит общения и не уверен в себе: «Вдруг папа и мама увлекутся гостями (или собакой) настолько, что забудут обо мне? Надо напомнить о том, что я существую!» Если, несмотря на ваши просьбы и даже наказания, ребенок вновь и вновь совершает одни и те же проступки (например, кричит, не давая взрослым беседовать по телефону, упорно рисует на обоях), это может говорить именно о такой модели поведения. С «демонстративным» ребенком нужно много разговаривать, укрепляя его уверенность в себе, повышая самооценку.

Зачастую малышам не хватает физического контакта с родителями, особенно в том случае, если их редко целуют и обнимают, стесняясь таким образом проявлять свою любовь. В итоге ребенок чувствует себя заброшенным и начинает добиваться внимания любыми способами. Каким бы не было наказание, малыш в глубине души будет рад, что достиг своей цели — родители наконец вспомнили о нем! И физические наказания, и долгий, серьезный разговор «по душам» только закрепят выводы ребенка : «плохие» поступки — отличный повод для того, чтобы родители уделили ему время.

Что же делать в такой ситуации? Не забрасывать же все дела и закрывать двери дома наглухо, чтобы в итоге воспитать маленького эгоиста?

Прежде всего стоит установить в семье определенное расписание. Очень хорошо, если вы отведете конкретные часы для занятий с ребенком. Тогда малыш будет твердо знать, что, например, в субботу днем он непременно рисует с мамой, утром в воскресенье идет с родителями в кафе, а вечером мастерит поделки с папой. Это даст крохе ощущение незыблемости окружающего мира («Да, сейчас папа занят, но я знаю, что он меня любит. Сегодня вечером мы будем доделывать вместе кормушку для птиц»).

Помните, демонстративный ребенок считает, что лучше быть наказанным, чем остаться без внимания.

Поэтому, если уж вы его наказываете, используйте для этого один и тот же способ. Пусть кроха знает, что за плохое поведение его «всего лишь» поставят в угол или лишат сладкого, а сам поступок не вызовет особого интереса.

И наоборот, всякий раз, когда малыш делает что-то хорошо, не скупитесь на похвалы («Какой замечательный рисунок ты сделал! Как ты помог папе!»). Хвалите кроху громким голосом, глядя ему в глаза и улыбаясь.

Не забывайте хвалить и просто за хорошее поведение («Маша молодец, она сегодня совсем не капризничала!»).

Если ребенка все-таки приходится ругать, делайте это ровным и тихим голосом. Со временем он запомнит, что самая сильная эмоциональная реакция со стороны родителей связана именно с его хорошими поступками. А для того чтобы дать выход желанию демонстрировать себя другим, лучше всего
подойдет театральный кружо?
?. Тогда оно будет направлено в нужное русло, да и гостям в самом деле будет что показать!

Воскресная история

А вот еще один случай. В понедельник утром бесследно исчезают папины ключи от машины и мамина записная книжка. Пока родители осуществляли отчаянные поиски по всей квартире, шестилетний Славик спокойно играл в углу. Наконец пропавшие вещи обнаружились в его игрушечном домике, причем записная книжка была изорвана в клочья. Рассерженный папа уехал на работу, предварительно надавав сынишке шлепков, а мама села с малышом в детской и начала долгий и серьезный разговор:
«Почему ты так поступил?»

Чтобы разобраться в сложившейся ситуации, надо постараться узнать, что же предшествовало ей? Оказывается, Славик с нетерпением ожидал воскресенья, чтобы, как было обещано, съездить с родителями за город. Но машина сломалась, и папа провел весь день за починкой. Мама в это время болтала с подругами по телефону. Славик решил, что, раз на него не обращают внимания, он сам восстановит гармонию и справедливость в семье. Тогда папа не сможет уходить в гараж, а мама звонить, и у обоих появится время с ним поиграть.

Перед нами пример деструктивной, то есть разрушающей, ревности. Чаще всего она возникает, если родители придерживаются суровых принципов воспитания и применяют физические наказания. Деструктивное чувство направлено на уничтожение самой причины ревности. При этом ребенок может быть очень агрессивным — например, испортить вещь, что вызвала его зависть, побить другого малыша, которого похвалили в его присутствии. Часто такие дети проявляют и аутоагрессию: в случае недовольства какой-либо ситуацией начинают бить себя, царапать, обкусывать губы.

Иногда приводят в полное замешательство взрослых, обращаясь к ним с просьбами вроде: «Мама, ударь меня, я плохой!» Если аутоагрессия проявляется неосознанно, малыш внезапно заболевает, причем болезнь будет иметь психологическую подоплеку. Обижаться на ребенка с деструктивным поведением бесполезно. Он всего лишь пытается своими методами исправить ситуацию и дать выход чувствам, названия которых еще не знает и не может высказать. Но они мучают его. Что же предпринять?

Пусть у ребенка будет возможность выплеснуть эмоции. Выделите, к примеру, специальную «подушку для битья», которую малыш сможет лупить, когда захочет.

Расскажите крохе историю об «одном знакомом мальчике», страдавшем в подобной ситуации, а потом понявшем, что переживал напрасно. Используйте и наши истории. При этом акцент стоит сделать на той стороне ситуации, которая выгодна для самого ребенка : «…тогда мальчик понял, что иметь дома собаку здорово. Ведь она может защищать его, как настоящий друг, с ней так весело играть в мяч. У всех знакомых ребятишек собаки игрушечные, а у Димы — самая настоящая, и она его любит».

Дайте ребенку краски и бумагу и предложите нарисовать историю, которая его мучает. Выплеснув свои эмоции в рисунках, малыш почувствует облегчение.

Любовь без границ

Ревность почти неизбежный признак эмоционального неблагополучия , но причина ее не вовне, а внутри человека. Поэтому мудрым будет решение не идти на поводу у ребенка , а попробовать изменить его отношение к ситуации. Например, малыш недоволен, что папа уходит чинить машину. Что ж, возьмите его с собой в гараж и дайте мелкие поручения. Кроха сердится на то, что мама не играет с ним, а готовит обед? Значит, стоит привлечь его к приготовлению еды. Обижается, что родители часто гладят и хвалят кошку?

Дайте ему поручение наливать воду в кошачью миску, подчеркивая, как это важно, как вы ему доверяете и как благодарна ему будет кошка. Не оправдывайтесь перед ребенком («Прости, я сейчас очень занята»), не занимайте униженную позицию. Лучше спокойно объясните ситуацию, иначе малыш решит, что вы и в самом деле виноваты. А главное — как можно чаще и искреннее напоминайте ему о своей любви. Повторяйте, что будете любить его при любых обстоятельствах. Это лучшая профилактика ревности.

Это важно!

Некоторые особенности в поведении малыша должны стать тревожным сигналом.
Ребенка беспокоит все, что способно отвлечь от него внимание родителей.
Он плохо переносит разлуку, пусть и недолгую.
Не выносит критику даже в деликатной форме.
Не прощает сам себе ошибок и неудач.
Отказывается от игры, если не уверен в успехе.

«Методы и приемы под- держания дисциплины в группе детского сада»

Швецова И.П.

5 проблемных ситуаций, связанных с организацией дисциплины в группе детского сада. Например:

  • дети не хотят убирать игрушки;
  • ребенок кричит и бегает по группе;
  • дети играют, когда нужно начинать занятие, и т. д.

Затем выберите из данного списка самую трудную, на ваш взгляд, проблему, которую вы бы хотели разрешить.

Вам необходимо заполнить таблицу с учетом заявленной проблемы и вписать ее в первую колонку таблицы. Далее вы за- полняете следующие колонки таблицы, тем самым осуществляя анализ проблемной ситуации».

Анализ проводится по следующим показателям: физиологи- ческие и психологические особенности проблемы; в чем нужда- ется ребенок (его желания, потребности); как взрослые прово- цируют нарушение дисциплины; что вы можете рекомендовать для разрешения данной проблемы, связанной с дисциплиной, в группе детского сада. По окончании выполнения упражнения педагоги зачитывают свои рекомендации по разрешению конкретной проблемы, свя- занной с организацией дисциплины. Остальные могут дополнять и высказывать свои мнения. Ведущий обращает внимание педа- гогов на возможность осуществления предложенных рекомен- даций в практической деятельности. 3. Практический инструментарий. Рекомендации для воспитателей «Живем по правилам». Для поддержания порядка в группе предлагается вводить правила поведения, которые формулируют сами дети. Эти пра- вила «идут» от реальной жизни, от конкретных событий, ситу- аций в группе.

При таком подходе внимание детей обращается на то, как лучше поступить в конкретном случае. Когда дошкольники осознают необходимость придерживаться тех или иных норм, тогда и появляются собственно «правила» жизни в группе. Они касаются разных ее аспектов:

коммуникативные - регулируют взаимоотношения между детьми: если поссорился, надо помириться; помочь, если у друга что-то не получается;

организационные - нужно убрать за собой после игры; по лестнице надо идти друг за другом;

. коммуникативно-организационные - «я здесь играю, не убирайте» - ребенок кладет на это место значок-ладошку со своим именем.

Эти правила изображают графически (картинкой) и для краткости выражаются одним словом: «Помирись», «Помоги» «Поиграл - убери» и т. п.

Существуют определенные требования к правилу:

Правило должно быть четким, разумным, соответствовать уровню развития ребенка (группы).

При формулировании правил следует избегать части-цы «не».

Правило эффективно, если оно небольшое по объему и если сам воспитатель придерживается этого правила.

Не должно быть много правил одновременно (не боль- ше 3-5).

Правила вырабатываются взрослыми совместно с детьми.

Правила не должны вступать в противоречие с важней-шими потребностями ребенка: в движении, познании, упражне- нии. Запрещать подобные действия - все равно, что пытаться перегородить полноводную реку. Лучше направить ее течение в удобное и безопасное русло. Например, исследовать лужи мож- но только в высоких сапогах.

Человеку нужно: чтобы его любили, понимали, признавали, уважали; чтобы он был кому-то нужен и близок; чтобы у него

был успех; чтобы он мог себя реализовать, развивать свои спо- собности, самосовершенствоваться, уважать себя.

Правила должны быть согласованы взрослыми между собой.

Тон, в котором сообщаются требование или запрет, дол-жен быть скорее дружественно-разъяснительным, чем повели-тельным. Тот, кто резок, допускает грубость, не считается с дет- ским самолюбием, вряд ли сможет создать у ребенка стремление следовать указаниям по внутреннему побуждению. Дети сопро- тивляются воздействию такого воспитателя, даже если он прав, ибо он просто невротичен для них.

Предъявлять требование к ребенку тогда, когда у него хо-рошее настроение. Если он уравновешен, то лучше поймет ваше слово. Если взволнован - ему не до вас, ведь он весь во власти чувств, и чтобы понять, что от него хотят, ему следует успоко- иться. Лучше подготовить ребенка к восприятию распоряжения.

Можно быть как угодно неуклонным в своих требованиях, но нельзя не считаться с ситуацией, а также с физическим и ду- шевным состоянием ребенка.

Технология ведения и соблюдения правил:

правила вводятся постепенно, поэтапно;

предпочтительно их введение в начале учебного года;

правила вводятся в специально отведенное для этого время;

правила должны быть четкими, с объяснением, почему нужно делать именно так;

правила демонстрируются воспитателем или ребенком (проигрывание);

правила периодически повторяются;

Для иллюстраций правил используются плакаты с изо- бражением соответствующих ситуаций, которые составляются вместе с детьми;

если правила выполняются, плакаты убираются.

Зачем нужны правила?

Детям не только нужен порядок и правила, они хотят и ждут их! Подобное многим взрослым может показаться неожидан- ным. Но это делает их жизнь понятной и предсказуемой, создает чувство безопасности.

Дети порой готовы поддерживать порядок больше, чем взрос- лые. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка, так как они:

Помогают ребенку осознанно дисциплинировать самого себя, готовиться к жизни в обществе;

помогают воспитателю экономить время, предвидеть и пре- дотвратить ту или иную ситуацию в группе, предсказать поведе- ние детей, обеспечивают безопасность ребенка;

регулярно и гибко применяемые правила способствуют формированию здорового, комфортного климата.

Что делать, если правила нарушаются?

Дать детям дополнительный шанс выполнить правило.

Похвалить тех, кто выполнил правило.

Оценивать поведение, а не личность.

Стараться не наказывать, дать детям возможность оце-нить последствия своего поведения.

Проверять, не препятствует ли окружающая среда вы- полнению правил.

Проверять, не были ли вызваны нарушения самим педа- гогом: может быть, поведение воспитателя было непоследова- тельным или слишком гибким, нерешительным? Может быть, он не нашел с детьми общего языка или же в группе мало воз-можностей для смены разных видов деятельности?

Советы педагогам:

1 . Формулируйте требования конкретно.
Например:

- В помещении группы ходи медленно.

- Поиграл - убери на место.

- Каждый имеет правило высказаться, но в свою очередь. Так легче запомнить правило и понять его суть.

2. Любой запрет может быть выражен в позитивной форме.
Например:

- Не бегай! (Ходи медленно.)

- Не дерись! (Ребята, давайте жить дружно.)

- Не разрушай постройки! (Береги постройки.)

Обычно запрет притягивает и отвечает на вопрос: «Чего нельзя?», но не дает ответа на вопрос: «А что можно?»

3.Предлагайте детям альтернативные способы поведения, которые будут соответствовать правилам.

Например:

- Нельзя кричать в группе, но можно:

а) говорить спокойно;

б) кричать на открытой площадке, на футбольном матче
и т. д.

- Нельзя бегать, но можно:

а) ходить в помещении группы медленно;

б) бегать на открытой площадке;

в) бегать на занятиях по физкультуре;

г) бегать в специально отведенном месте.

4. Обсудите с детьми возможные последствия нарушения правила.

Например:

- В помещении группы ходи медленно!

Кукла бегает и разрушает постройки других кукол (ссора). -- Кукла бегает и падает (травма).

5. Создавайте проблемные ситуации.

Например:

Воспитатель предлагает ребятам вспомнить свое любимое блюдо, затем по хлопку все должны вслух произнести его на-звание. Ответом будет разноголосый хор. Тогда воспитатель спрашивает у сидящих на достаточном удалении друг от друга детей, поняли ли они, какое блюдо любят их товарищи.

Эта ситуация обсуждается, и вырабатывается вышеназван- ное правило. В силу возрастных особенностей детям для следо-вания правилу недостаточно только его произнесения. Они нуж- даются во внешних атрибутах, наглядных средствах, напоми- нающих о необходимости соблюдать правило.

Например: если в группе мало игрушек и из-за этого мо-гут возникнуть конфликты, лучше ввести очередность, наглядно проиллюстрировав ее «листами ожиданий»:

  1. Сережа - 10 минут.
  2. Дима - 10 минут и т. д.

А время интересно отслеживать по песочным или механиче- ским часам!

Но вот правило выработано, согласовано и подкреплено внешними средствами (изображено). Теперь необходимо по- стоянно обращаться к нему, пресекать нарушения, поощрять детей, его выполняющих.

Важно напоминать ребятам о правилах заранее, непосредст- венно перед той ситуацией, к которой они будут относиться. Например: «Пожалуйста, когда войдете в группу, идите спо-койно».

Сначала правило будет нарушаться очень часто, но посте-пенно дети привыкнут. Тогда напоминать о нем можно будет по-другому: «Вспомните правило!» Малыши проговаривают его вслух, а затем выполняют, контролируя себя и своих товарищей.

Очень важно продумать способы оценки и самооценки детьми поведения своих сверстников.

Способы и критерии оценки и самооценки должны быть просты и понятны. Например, у нас есть «светофор» (три цвет-ных круга из плотной бумаги). На нем ребята отмечают факты соблюдения или нарушения правила - прикрепляют прищепку-брелок, бирку к кругу соответствующего цвета (красный цвет - нарушал правило все время, желтый - иногда, зеленый - всегда соблюдал правило).

Бывают случаи, когда малыш не хочет помещать свою при-щепку на желтый или красный цвет. Не стоит настаивать. Мож- но поговорить с ним наедине и договориться, что в следующий раз он не будет нарушать правило, а сегодня его прищепка «спрячется».

Правило, которое уже отработано на светофоре (то есть все дети его выполняют), мы переносим в книгу, которую назвали «Наши законы». Можно в группах сделать каталог «Этого нельзя!» для того, чтобы дети учились запретам в игре (через игру), а не содрогались от окриков воспитателей. В этом ката- логе могут быть перечислены ситуации, например, когда че-го-то нельзя делать, когда нападает ярость, или внесены пра-вила, как нужно приветствовать новичков в группе и др.

Больше отдавать предпочтения играм, ритуалам, традициям, Например, в конце дня, когда на «итоговом круге» дети обсуж-дают события текущего дня, им предлагается оценить, как они выполняли правила все это время.

Воспитатель может задать вопросы, обращаясь то к одному, то к другому ребенку.

- А как тебе удалось выполнить все правила?

- Ты затратил много усилий?

- Как ты думаешь, почему у тебя сегодняшний день был не очень удачным?

- Что нужно для того, чтобы исправить положение?

Нежелательно, чтобы самооценку ребенка исправлял воспи- татель. Пусть это сделают сами дети. Или игровой персонаж, следящий за правильной работой «светофора». А в старшем воз- расте это может быть «инспектор правил» (один из видов де- журства, который ребенок выбрал утром). «Инспектор правил» может исправить чью-либо оценку, назвав ситуации, когда пра- вило было нарушено.

Одно и то же правило может действовать в группе на протя-жении недели-двух, иногда месяца и больше. Это зависит от ме-ры волевых усилий, необходимых для его выполнения.

Например: правило «Если звучит песенка, мы ждем всех на утренний сбор» не требует больших волевых усилий, оно ин- тересно и желанно, доставляет радость детям. А правило «Поиг- рал —. убери на место» оказалось менее доступным. Если есть необходимость, то можно снова вернуться к ранее вводимому правилу. Теперь правило может звучать так: «Каждой вещи-свое место».

Итак, «светофор» работает в группах младшего возраста. Де- ти с удовольствием сочиняют правила и следят за их соблюде- нием. А в подготовительной группе детей еще и знакомятся с Декларацией прав человека.

Обучение происходит легче, когда в процессе преобладает поощрение за положительные действия или высказывания, а на- казания применяются в крайних случаях и только непосредст- венно после нарушений.

Дисциплинарные воздействия перестают быть эффективны-ми, если ругать ребенка постоянно независимо оттого, что и как он сделал. У него возникает чувство, что взрослому ничем нель- зя угодить.

Физические наказания должны быть исключены. Чрезмерно строгие, унижающие и жестокие наказания не дают положи-тельного эффекта, поскольку провоцируют со стороны ребенка противодействие, чувство отчуждения и агрессивное поведение. Дети охотнее реагируют на доводы взрослых, если они взаимно испытывают привязанность и доверяют друг другу. Исследова- ния показали, что дети менее агрессивны у родителей и воспи- тателей, оказывающих им эмоциональную поддержку.

Можно предложить следующие способы взаимодействия воспитателя с детьми с целью формирования социально прием-лемых форм поведения и усвоения моральных норм общества:

  • Чаще обсуждайте последствия действий ребенка или взрос- лого для чувств другого человека. Подчеркивайте сходство ме- жду разными людьми.
  • Предлагайте детям игры и ситуации, в которых необходи-мо сотрудничество и взаимопомощь (моделируйте их совмест-ную деятельность, предлагайте игрушки и игры, в которые луч- ше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объясняйте им, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу. Поощряйте их в проявлении этих качеств. Обращайте внимание на детей, кото-рые сотрудничают, делятся игрушками и помогают друг другу, приводите их в пример.
  • Подчеркивайте моменты, в которые дошкольники выска- зываются в пользу кооперации и взаимопомощи. Исключите но- тации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести

себя таким образом. Расскажите детям ситуации из вашей жиз-ни, в которых содействие и помощь других людей помогли ре- шить сложную проблему. Попросите их рассказать о таких слу- чаях из жизни их самих или их близких. Прочитайте несколько сказок, в которых такое поведение спасало людей или живот- ных. Поощряйте стремление детей договориться при возника-ющих проблемах и конфликтах, высказать свои мысли и чувст- ва, вместо того чтобы разрешать проблемы силой.

  • Вовлекайте детей в обсуждение межличностных конфлик- тов, возникших на моральной почве. Поощряйте их попытки найти альтернативный выход из этой ситуации и продумать его последствия. Привлекайте внимание других детей к случаям нравственного поведения ребенка.
  • Находите индивидуальные для каждого ребенка формы поощрения такого поведения. Последовательно игнорируйте случаи отрицательного поведения, в этот момент обратите вни- мание на ребенка, который ведет себя хорошо.
  • Подкрепляйте свое внимание разрешением поиграть с ка- кой-нибудь особенно желательной для ребенка игрушкой или дайте ему возможность больше времени заниматься тем, чем он хочет. Другие дети захотят последовать его примеру.
  • Четко объясняйте детям последовательность их действий в режимные моменты. Подчеркивайте необходимость соблюде-ния очереди, правил поведения за столом и т. п. Однако не стоит без конца повторять одни и те же требования, запреты и наказа-ния. Ясно формулируйте правила поведения. Объясняйте, поче- му следует поступать так, а не иначе, обсуждайте последствия неверного поведения как для самого ребенка, так и для окру- жающих.
  • Поощряйте различные формы сюжетно-ролевой игры. Обеспечивайте группу детей игровым материалом, чтобы они могли вместе конструировать, строить и т. п. Поощряйте совме- стную игру детей, предоставляя в их распоряжение дополни- тельный игровой материал или пространство в группе.
  • Помните, что улыбка или доброе слово также является по- ощрением для ребенка. Вовлекайте менее популярных или изо-лированных детей в совместную деятельность вначале под ва- шим руководством. Однако не стоит насильно заставлять других детей принимать их в игру.
  • Используйте как словесные, так и иные формы проявления внимания к ребенку. Например, наблюдение за его игрой, улыб- ку, кивание, покачивание головой, контакт взглядом, мимику, совместные с ребенком действия при выполнении неприятного задания, совместную деятельность (конструирование, рисова-ние, лепку, раскрашивание и т. п.), выслушивание, смех над шутками ребенка и т. д. Внешние проявления внимания и привя- занности индивидуальны для каждого воспитателя. Главное, чтобы они были разнообразны.
  • Воспитывайте в детях уважение к традициям и культуре как своего народа, так и других. Организуйте прогулки за пре-делы группы и территории дошкольного учреждения, посеще- ние музеев, детских театров, где дети могут познакомиться с образцами мировой культуры. Дайте детям представление о литературе, живописи, музыке разных народов.

В любом случае педагогические методы и приемы не долж- ны ущемлять достоинство ребенка, угрожать его безопасности и препятствовать формированию образа себя.

Детское поведение, черты характера - показатели педагоги- ческих усилий. Ребенок делает то, что с него спрашивают. И кто же, как не взрослые, обязан направлять ребенка, учить его «вла- ствовать собой» (в меру детских возможностей).

Самая высокая требовательность воспринимается им как акт справедливости, если она сочетается с чуткостью, деликат- ностью и терпением в обращении. Требовательность должна быть разумной, обоснованной, последовательной, направля- ющей, справедливой. Такая требовательность помогает нравст- венному становлению.

Требовательность к ребенку надо понимать не как насилие над его личностью, а как доверие и уважение. Именно прин-цип- требовать, уважая - должен быть в основе отношений взрослого и ребенка.

От взрослого требуется взгляд на происходящее не со сторо- ны, а глазами самого ребенка. В этом случае говорят о децен трации - поставить себя на место другого, взглянуть на происхо-дящее его глазами, сопережить ему и учесть его точку зрения.

Требования, посредством которых добиваются от ребенка определенных форм поведения, несут на себе отпечаток лично- стных качеств взрослого.

Готовность ребенка следовать указаниям старших с чувст- вом ответственности возникает как естественное следствие их контакта.

Счастливость человека зависит от психологического кли- мата, той среды, в которой он растет, живет, работает, от эмо- ционального багажа, накопленного в детстве. А эти климат и багаж зависят от стиля общения, и, прежде всего, - взрос-лого с ребенком.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх