Шубы на рыбьем меху и другие поделки из рыбьей кожи. Мех у рыб? Бывает ли «рыбий мех» на самом деле

Фразеологизмы используются в литературной и разговорной речи. Они обогащают ее, делают образной, подчеркивают культурный уровень собеседника. Значение многих фраз хорошо известны, как в случае со словосочетанием «на рыбьем меху». Но при этом история их возникновения часто остается невыясненной. И даже литературоведы иногда затрудняются объяснить их этимологию.

Что означает фразеологизм

Фразеологизм представляет собой устойчивое словосочетание, в котором слова по отдельности имеют одно значение, а при совместном использовании обозначают совсем другое понятие. Что значит тот или иной фразеологизм обычно хорошо понимают носители языка, причем часто чисто интуитивно.

Иностранцу же иной раз трудно понять, что конкретно имеет в виду собеседник, произнося фразы типа «на рыбьем меху». Она действительно может поставить в тупик: неужели в России даже рыбы настолько необычны, что у них есть какой-то загадочный рыбий мех? И означает ли это, что можно приобрести шикарную шубу или одежду с такой необычной подкладкой?

Естественно, что никакого рыбьего меха на самом деле не существует. Именно в этом суть и значение данной фразы. Можно сказать, что это ироничное понятие и крылатое выражение одновременно. Данное словосочетание может употребляться в разных контекстах.

И означает одно из двух понятий:

  1. Одежда без подкладки, тонкая, не утепленная, не предназначенная для холодных зим, в общем, та, в которой легко замерзнуть.
  2. В переносном смысле фраза употребляется, если нужно обозначить что-то, чего не существует вообще. Употребить это выражение – значит указать на отсутствующий предмет.

Стоит отметить, что в переносном смысле данный фразеологизм используется довольно редко, чаще он указывает на характеристику предмета гардероба.

История появления

История выражения «на рыбьем меху» не совсем ясна. Многие литературоведы и лингвисты затрудняются точно ответить на вопрос о ее происхождении. Существует общепринятая версия, что фразеологизм был заимствован из русской поговорки: «У бедняков шубы на рыбьем меху».

Есть еще один вариант этой поговорки – когда указывается конкретный сорт рыбы – стерлядь: «У бедняков шуба на стерляжьем меху». Почему речь идет именно о стерляди, достоверно неизвестно. Возможно, что это как-то связано с доступностью и дешевизной стерляди в те времена.

Исторически возникновение поговорки, из которой было взято выражение о рыбьем мехе, можно объяснить следующим образом. В Волжской Булгарии существовала технология изготовления непромокаемой одежды именно из кожи рыб, обитающих в реках Поволжья. Древнейшие традиции сохранились и в настоящее время: коренные жители Дальнего востока, нанайцы, издавна занимающие территории близ Амура, умеют изготавливать такую одежду. Она используется как защита от влаги, а не от холода, ведь кожа крупных рыб априори обладает отличными водоотталкивающими свойствами.

Возможно, что известный фразеологизм историей своего происхождения обязан такой одежде, способной защитить от влаги, но абсолютно бесполезной во время холодов.

Правила употребления

В современном разговорном и литературном языках данный фразеологизм практически не используется. Даже в ироничном, переносном смысле ее заменил более современный аналог. Использование искусственных материалов при пошиве верхней одежды привели к появлению современных вариаций на тему не существующих меховых и кожаных изделий.

Прост. Шутл.-ирон. Не предохраняющий от холода, не согревающий (о верхней одежде). ФСРЯ, 247.

  • - Долги, что тля в меху. См....
  • - См. ТОЛК -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Пск. Многое испытать в жизни. СПП 2001, 74...
  • - Прост. Шутл.-ирон. Не предохраняющий от холода, не согревающий. ФСРЯ, 247...

    Большой словарь русских поговорок

  • - холодный, подбитый ветерком, ветром подбитый, не греющий, подбитый ветром,...

    Словарь синонимов

"На рыбьем меху" в книгах

САГА О РЫБЬЕМ ЖИРЕ

Из книги Таежный бродяга автора Дёмин Михаил

САГА О РЫБЬЕМ ЖИРЕ Я прожил в Якутии всю зиму - и чем я только ни занимался! Служил в Верхоянске, в конторе по заготовке пушнины. Но скоро ушел, не вынес здешнего климата. Немного пошатался с охотниками в горах. Потом спустился в тундру и там, неподалеку от села Казачьего,

ШУБА НА МЕХУ. Маргарита Алигер

Из книги Ты помнишь, товарищ… Воспоминания о Михаиле Светлове автора Либединская Лидия

ШУБА НА МЕХУ. Маргарита Алигер Года через три-четыре после окончания войны Гослитиздат выпустил в свет однотомник Михаила Светлова. После долгого безденежья должно было наступить некоторое, хотя бы временное, материальное благополучие. Когда подошло время получать

Место притягательное Доха на меху

Из книги 4 шага к богатству, или Храните деньги в мягких тапочках автора Коровина Елена Анатольевна

Место притягательное Доха на меху Купец Пафнутьев славился на всю Тверь как самый наихлебосольнейший хозяин. По двести человек на обеды созывал. Мечтал московским купцам нос утереть – по стоимости баснословных пиров всех переплюнуть. В одном лишь не преуспевал – в

Доха на меху (невероятный случай с тверским купцом Пафнутьевым)

Из книги Великие тайны золота, денег и драгоценностей. 100 историй о секретах мира богатства автора Коровина Елена Анатольевна

Доха на меху (невероятный случай с тверским купцом Пафнутьевым) Купец Пафнутьев славился на всю Тверь как самый наихлебосольнейший хозяин. По двести человек на обеды созывал. Мечтал московским купцам нос утереть - по стоимости баснословных обедов переплюнуть. В одном не

МЫШЕЛОВКА НА МЕХУ

автора Паркинсон Сирил Норткот

МЫШЕЛОВКА НА МЕХУ Пер. - А. Графов, И. Гюббенет

МЫШЕЛОВКА НА МЕХУ

Из книги Законы Паркинсона [Как преуспеть в работе, развлечениях, и семейной жизни имея самые скромные способности] автора Паркинсон Сирил Норткот

МЫШЕЛОВКА НА МЕХУ Три мыши разглядывали конструкцию из стальной проволоки на прямоугольной деревянной подставке. Из глубины этого странного сооружения исходил манящий запах сыра. Пол был устлан дорогим с виду мехом, да и стальной навес, судя по всему, был обшит этим же

312 0

Разг. Шутл. Плохая, совсем не согревающая, не предохраняющая от холода (верхняя одежда). Шубёнка на мне, извините, паршивая, на рыбьем меху (Чехов. Мороз). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008


Значения в других словарях

На руку!

НА́ РУКУ! Устар. Спец. Военная команда, означающая: наперевес (винтовку, штык). - На руку! - раздался резкий крик впереди. В воздухе извилисто качнулись штыки, упали и вытянулись навстречу знамени (М. Горький. Мать). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрель, АСТ А. И. Фёдоров 2008 ...

На русскую руку

Устар. По-русски; так, как принято у русских: щедро, широко. Я рассудил, что если уже гоняться за светскими увеселениями, выгоднее для меня ехать обратно в Москву, где этого рода увеселения на русскую руку: шумны, роскошны и, сверх того, полны поэзиею: присутствием моей красавицы! (Д. Давыдов. Воспоминания о Кульневе в Финляндии). Фразеологический словарь русского литературного языка. - М.: Астрел...

На рыло

Грубо-прост. Каждому, на каждого. Граф Разумовский задумал справить бал… А крестьян из Горемык отправил на речку Сож за раками. Чтобы дело исправно сделали, дал мужикам задаток - по пять копеек на рыло (Н. Семёнова. Веселухинские затинки). - Закуски много не надо. - Много-немного-с, а по пирожку на рыло-с надо сунуть. Где, может, и по два (М. Юдалевич. Пятый год). Фразеологический словарь русского...

Н акануне моего приезда сын Зои Александровны Пластиной выловил в Амуре с десяток крупных щук. В ином месте о таком рыбацком счастье вспоминали бы годами. А здесь, в низовьях Амура, в ульчском селе Булава, только что закончился ход кеты, и страсти не успели еще улечься вокруг этого важного для сельчан события. Так что поимка щук прошла совершенно незаметно — как самое заурядное дело. Единственным, кто радовался щукам, словно сам выловил их, оказался я. Причины на то были у меня самые веские.

Впрочем, самих рыбин я, приехав в Булаву, уже не застал: в семье Пластиных едоков хватает. Остался лишь хранимый — из-за малоприятного запаха — в сенях сверток ссохшихся щучьих кож. По подсчетам Зои Александровны, как раз столько, чтобы, прибавив их к полутора десяткам уже имевшихся сазаньих шкурок, справить к холодам шубу.

Русская поговорка о «шубе на рыбьем меху» — здесь, у народов Приамурья, была бы непонятна. Ведь с давних времен рыбья кожа служит у коренных жителей материалом для одежды. Познакомиться поближе с этим этнографическим чудом я намеревался давно и вот, оказавшись в Хабаровске, собрался уже ехать в одно из лежащих ниже по Амуру нанайских сел — Сикачи-Алян или Синду. Там, как сообщает автор альбома «Приамурские узоры» искусствовед Клавдия Белобородова, еще сохранилось уходящее ремесло.
— Опоздали, — огорошила меня Клавдия Павловна, — зря поедете.
— Но вы же сами писали...
— Писала пятнадцать лет назад!

Тут меняется все очень быстро. Никто уже с таким сложным материалом давно не работает. Не то что рыбьей кожи, самого исконного материала ровдуги — оленьей замши ручной выделки — не увидите. Узоры покажут мастерицы, но из дерматина. С ним наше краевое объединение народных промыслов теперь работает. На рыбьей коже далеко не уедешь.
— Неужели нигде не осталось ни одной мастерицы?
— Попробуйте съездить в ульчское село Булаву, там, может, кого и найдете, — посоветовала Клавдия Павловна.

Семьсот километров вниз по Амуру к позолоченной осенью сопке, под которой приютилось село, целые сутки на «Метеоре» — в надежде найти последних хранителей древнего искусства...
— Нет, ни одного халата в селе не осталось, — разочаровала меня Очу Лукьяновна Росугбу, старушка с добрым морщинистым лицом.

Я познакомился с ней на улице, возле бревенчатой, как у всех здесь, на русский манер избы. Традиционные фанзы остались лишь в памяти старшего поколения.
— В прошлом году последний халат во Владивосток увезли: в кино снимать.
— А может, кто-нибудь еще один сделает?
— Почему не может? Пластина может. Она одна и осталась, кто кожу-то рыбью делает. У нее и выделанная есть, только на халат едва ли хватит.
— А еще выделать можно?
— Почему нельзя?

Мелькнула надежда. И я отправился к Зое Александровне; от нее-то и узнал про щук, пойманных так кстати. Мастерицу не пришлось долго уговаривать; кожа и инструмент под рукой, а чего еще надо? Вскоре, собрав все необходимое и вручив мне тяжелый тупой топор и метровую чурку с прорезью посередине, Пластина вышла из избы. За ней тащил чурку я. Идти пришлось всего два десятка шагов — выйдя за калитку, Зоя Александровна кинула подстилку на жухлую осеннюю траву и села лицом к земляной проплешине, усыпанной высохшей и побелевшей рыбьей чешуей. Вытянула из свертка одну из заскорузлых кож, поудобнее устроила ее на колене и принялась ножом со скошенным лезвием соскребать грязно-серую чешую, высвобождая чистую белизну кожи. Дело шло споро, и, дочистив одну заготовку, Зоя Александровна приступила к следующей.
— Сперва рыбу вычистить надо и повесить часа на три-четыре повялиться — кожа после легко сойдет. Сымешь ее костяным ножом, а потом снова сушить надо несколько дней, только подальше от огня — пока совсем не высохнет. Тогда только чешую снимать можно.

Растет горка счищенной чешуи. Подошла и Очу Росугбу со своим ножом. Наконец все десять шкурок сияют белизной. Мастерица смочила штуки две-три из них в бульоне из рыбьих голов, скрутила в жгут, снова расправила, потом опять смяла и положила влажный комок в прорезь принесенной мной чурки. Затем взяла топор и принялась бить тупым лезвием по комку рыбьих кож. Левой рукой она поворачивала его в прорези станка, не дававшей коже распрямиться. Когда описанную операцию прошли все шкурки, Зоя Александровна тяжело распрямила спину и с трудом поднялась — годы дают о себе знать.

На следующий день кожу раскроили — специальными «женскими» ножами с дугообразными лезвиями. Их отполированными костяными рукоятками разглаживали кожу как утюжками. Мастерицы принялись сшивать крой нитками из той же рыбьей кожи. Делают их так: кожу режут острым ножом на узкие полоски, вытягивают и скручивают. Над огнем они быстро затвердевают и приобретают прочность жил.

Только теперь, трогая пальцами нежную, словно перчаточная замша, щучью кожу, прошитую прочными швами, я понимаю, как раньше шили из нее паруса для лодок, обтягивали этим крепким на разрыв материалом шалаши, вставляли в окна вместо стекол, шили обувь, рукавицы, охотничьи фартуки, сумочки для рукоделья. Ульчи, как и другие народы Приамурья, отлично знали свойства кожи каждого вида рыб, которых они столь искусно ловили с легких и быстрых берестяных лодок-оморочек. Для обуви и рукавиц предпочитали кожу ленка, кеты, муксуна, для рабочей одежды — сома, для праздничных халатов — белую и хорошо поддающуюся окраске сазанью кожу.

«Рано утром, когда запоет первая птица, они поднимались с теплого кана (Кан — идущий по полу плоский дымоход, нагревавшийся при топке очага. На канах китайцы, корейцы и другие народы Дальнего Востока спали. — Прим, ред.) и шли ловить рыбу — сазана, калугу, амура, ленка...» — рассказывают в селе Булава старинную ульчскую легенду «Две сестры-красавицы». Само село это тоже старинное, а название его связывают уже с другой легендой — о жившем некогда в этих краях великом шамане из рода Ольчи. Многих вылечил он от болезней, немало бед отвел от людей, и они подарили ему тончайшей резьбы деревянный посох, обтянутый змеиной кожей, по-местному «булау». А уже в конце прошлого века название рыбацкого стойбища зазвучало на русский лад: «Булава».

К вечеру халат был сшит, но вида, признаться, особого не имел, казался грубоватым. Впрочем, основная работа еще предстояла: отделка халата занимает во много раз больше времени, чем сам пошив. Простые халаты из рыбьей кожи носили обычно самые бедные люди, остальные надевали их на рыбалку и другие работы. В богато орнаментированных, дорогих рыбьих халатах щеголяли по праздникам. Они ценились даже выше, чем одежды, сшитые из шелка, который привозили китайские торговцы. Лучший халат назывался «ар-ми». Именно такой халат и собирались сделать по моей просьбе ульч-ские мастерицы.

В отделке халата главную работу взяла на себя Очу Росугбу. Ее изделия неизменно украшают музейные экспозиции и выставки, их снимают для книг и альбомов по народному искусству. Из уже потрепанной, но еще сохранившей красоту сумки из рыбьей кожи — кажется, нет такой вещи, которую нельзя было бы сделать из этого замечательного материала! — она достала узорно вырезанные сине-голубые трафареты, понятно, из рыбьей же кожи. Еще летом она натерла их лепестками лазорника, и краска впиталась намертво.
— Надо дать настояться лепесткам несколько дней, пока сок не выделят, им и красить. Ты вон это записать не забудь.

Я записываю.
Красивые трафареты крепят к коже-основе рыбьим же клеем — клейкой густой жидкостью, капающей над костром с намотанного на палку куска кожи.

Узоры-трафареты заслуживают отдельного разговора. История их — увлекательнейшее исследование, полное догадок и гипотез.
Орнамент — строго симметричные композиции, ибо материал для аппликаций мастерица прорезает сложенным в несколько слоев и получает множество как бы зеркальных вариантов. В этих овалах и сложных завитках можно усмотреть некие загадочные личины: тигриную морду, маску шамана или дракона, столь обычного для дальневосточного искусства. Высеченные на камнях петроглифы, которые нашел академик А. П. Окладников близ нанайского села Сикачи-Алян, поразительным образом схожи с этими личинами. Это свидетельствует о глубокой древности узоров. Академик был убежден, что самостоятельный и оригинальный центр древнего искусства существовал здесь уже пять тысячелетий назад. Скорее всего эти узоры играли какую-то важную роль в духовной жизни далеких предков народов Приамурья. Какую? Пока мы этого не знаем.

Еще больше таинственности придает узорам то, что сходные маски-личины, с огромными глазами, изукрашенные спиралевидными узорами, встречаются на многих островах Тихого океана в искусстве айнов, нивхов, новозеландских маори. Где начало пути этих масок-личин, где его конец? Чей почитаемый всеми великий образ донесли до нас амурские скалы и узоры на ульчских халатах? Может, это лик самого Солнечного Змея, образ, подсказанный великим Амуром, извивающимся четыре с лишним тысячи километров по землям многих народов?

Вопросы, на которые пока не могут дать ответа ученые, не прояснят и народные мастерицы. Просто рука, ведомая опытом и традицией многих поколений, уверенным движением прорежет острым ножом слоеный пирог из кожи или ткани, и сложенные попарно завитки вдруг глянут в упор из дали веков, как два пронзительных ока.

В расположении узоров есть закономерность — иногда выраженная достаточно четко и ясно, иногда с трудом угадываемая. Композиция на спине халата должна отражать — это свойственно декоративному искусству многих народов мира — мифологическую систему мироздания, идею мирового древа, пронизывающего три мира: нижний — подземный и подводный, который связан с памятью о предках, средний, то есть мир живых, и верхний — небесный. Эти ярусы и населены рыбами, цветущими растениями и птицами.

Прожил бы я в Булаве не одну, наверное, неделю, дожидаясь окончания отделки халата, тем более что попал в самый разгар сбора ягод, которым заняты все женщины, когда б не одно счастливое обстоятельство. В здешних местах принято элементы украшения, требующие кропотливого труда, заготавливать загодя. Выдалось время свободное, вот и садится хозяйка вырезать и красить узоры впрок. Изготовление красивых халатов всегда было делом престижа: после смерти мастерицы ее родные открывали сундуки умершей и показывали соседям, сколько халатов сшила она за свою жизнь. Их должно было быть никак не меньше десяти-пятнадцати, иначе женщину сочли бы недостаточно трудолюбивой.

Поэтому вскоре на рабочий стол в доме Росугбу стали ложиться принесенные ее подругами "украшения: сине-голубые завитки — на спину халата; непременные красно-черные вышитые матерчатые полосы, которые надо пустить по подолу, по краю левой полы, вороту, обшлагу рукавов; на редкость красивый, широкий тканый пояс с отороченными мехом концами, на которых плотной гладью вышиты замысловатые картуши. Добавьте к этому подвески разноцветного окатанного стекла, бахрому из крохотных фигурок старинного медного литья, споротую с износившегося халата, — и вы получите некоторое представление о красоте получившегося «арми». Не пропускающий ветер, он защитит от зимних стуж.

Я прощался с ульчскими мастерицами у самой кромки воды. Амур неторопливо, с величавым достоинством нес свои воды навстречу океану. Недалеко от берега тяжело плеснулась, сверкнув на солнце чешуей, серебристая рыбина.

Наверное, это посылал мне свой привет Солнечный Змей.

Село Булава, Хабаровский край

Экскурсия на завод, где производят шкуры из жопы дракона изделия из рыбьей кожи от bergbewohner

-Ну, а хлеб теперь из рыбьей чешуи. © Высоцкий

Фирма Шади специализируется на обработке рыбьей кожи и производстве изделий из нее. Изделия, как увидим дальше, очень разные, тут, как говорится, на что фантазии хватит. Работает фирма по полному циклу производства, от начала до конца все делает сама.

В здании меня встретила очень приветливая и вежливая сотрудница фирмы, она с радостью показала все и отвела куда только можно было.

1. Вот цех где уже происходит производство самих изделий из кожи. Обратите внимание на картины на стенах, они написаны исключительно рыбьей кожей.

4. В этом же цехе стоит стойка с разной готовой рыбьей кожей. Кожа представлена четырьмя видами рыб: Сазан, Семга, Осетр и Пинагор. Важно отметить, что технологию обработки кожи рыб Пинагор и Осетр, разработали в этой фирме, первыми в мире. Кожа хоть и тонкая, но по заявлению работников прочнее любой другой и является природным гортексом.

5. Вот кожа осетра. Любезная девушка, на мое удивление сказала, что гарантия на то что краска не сойдет - 100 лет(!) (xsi: видимо, проверенное годом работы производство, позволяет давать такую гарантию. с другой стороны, если 100 лет не продержится — далеко не все смогут прийти и пожаловаться на это)

7. А вот кожа того самого Пинагора.

8. Дальше мне была показана продукция, но я к сожалению попал в момент, когда склады кожи были почти пусты и я не увидел многой продукции, например не увидел обуви.
Но и того что увидел достаточно. Вот штаны. Они конечно для любителя)

9. На этом фото, две очень модные девушки, в рыбьей коже. (xsi: видно, первые красавицы на заводе, победительницы всех конкурсов «Мисс завод Зажопинска в Ингушетии 2012″. Кстати, девушки тоже, небось, из рыбьей кожи?)

10. Кошельки

11. Ремень

12. А вот дамская шляпка. Думаю дама в такой шляпе была бы в центре внимания на английском параде шляп на скачках.

13. Так же ассортимент был представлен материалами для декоративной отделки помещений.

14. Вовнушки видел в золоте и серебре, а вот в рыбьей коже еще не видел.

15. Еще один атрибут для модниц.

20. Обратил внимание на кучу сертификатов, свидетельств и прочих …ов и …тв

21. Дальше, меня повели в так называемый мокрый цех, где происходит обработка рыбного сырья. Но объект был секретным, первая в мире технология обработки кожи осетра и пинагора это тебе не это. Тут я довольствовался лишь несколькими фотками.
Барабан, туда закидывается сырая кожа, специальный раствор и все это по всей видимости крутится некоторое время))

22. Таким методом кожу красят. После покраски ее лакируют, нанося специальную пленку. Сказали, что краска натуральная.

23. Кстати производство почти безотходное, даже чешую пускают на производство как декорирующий элемент.

24. Дальше меня повели в столярный цех. Он полностью работает под производство кожаных изделий. Например бывают шкатулки, но к сожалению к моему приходу их уже продали. Именно этот цех произвел на меня наибольшее впечатление, т.к. он был оборудован всем, что только может себе захотеть столяр. Оборудование ясное дело дорогое.

25. Вот 3D фрезерный станок. Хотите свой объемный портрет из дерева, не проблема, этот станок сделает все.

26. Вот пример работы станка.

27. А это просто фантастика. Это лазерный гравер. С помощью него можно гравировать почти все что угодно. Специально для меня открыли крышку и продемонстрировали работу.

28. А вот пример работы гравера.
Т.к. в цехе пилят дерево и вытяжки стоят не везде, пыли в цехе не мало. И внимание задача: Определите глядя на клавиатуру логин и пароль к одноклассникам оператора ЧПУ станка)))

29. К моему удивлению, мне сказали что у фирмы нет магазина в Ингушетии, а весь товар идет в Москву и на экспорт в Европу. А жители Ингушетии могут купить только придя на сам завод. Я думаю владельцы магазинов могут повысить свою прибыль продавая их продукцию, потому что пока, на рынке Ингушетии она уникальна, подавляющее большинство людей не знают о существовании завода и ее продукции и на рынке она не представлена.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх