Способность к творческой продуктивной деятельности. Консультация «развитие художественно-творческих способностей в продуктивной деятельности детей дошкольного возраста

Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно-продуктивную деятельность»

(Из опыта работы кружка «Ловкие пальчики»)

Когда к нам из первой младшей группы приходят дети, то многие еще не могут внятно говорить, слабо развиты ручки. И мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики, ведь речь находится в прямой зависимости от тренированности пальцев. В.А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».

Многие специалисты, педагоги утверждают, что развитие интеллектуальных, мыслительных и творческих процессов необходимо начинать с развития движения рук, пальцев кистей рук. Я как педагог со стажем, конечно же, поддерживаю тех, кто обращает внимание на развитие моторики рук с самого раннего возраста. Чтобы развивался ребенок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, лепить, клеить, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

2 слайд

И для развития пальчиков мы стараемся создавать все условия. Внесены в развивающую среду различные виды мозаик, конструкторов, пазлы разных размеров, обводки, раскраски, трафареты, проводим пальчиковые игры. Наши дети очень охотно играли в эти игры. Потом я заметила, что, повзрослев, они всё меньше пользуются этими играми, ведь такие есть и дома. Передо мной встала проблема: каким же интересным видом деятельности увлечь наших детей?

Привлекательными для моего внимания оказались нетрадиционные виды творческой деятельности. Но у меня возникли сомнения, заинтересуются ли дети этими видами деятельности, хватит ли у них усидчивости, терпения, ведь это творчество требует к себе кропотливого отношения и необычайного усердия.

3 слайд

Я сама – человек увлеченный изготовлением поделок в нетрадиционной технике исполнения. Меня привлекает все необычное, выполненное руками, и не устаю постигать новые приемы в изготовлении поделок. Мне захотелось свои знания, умения передать детям.

И вот уже на протяжении 5 лет я занимаюсь с детьми художественно-продуктивной деятельностью, которую реализую через дополнительное образование «Ловкие пальчики» - основной идеей которой является деятельность для развития пальцев рук с использованием нетрадиционных техник аппликации:

«Салфеточная мозаика» - создание изображения из цветных шариков;

«Обрывная мозаика» - заполнение изображения мелкими обрывками цветной бумаги.

А также работа с бумагой (оригами), вышивание, рисование нитью.

4 слайд

Цель моей работы: развитие творческих способностей через нетрадиционные продуктивные виды деятельности.

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи:

Развивать эстетическое восприятие и воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность;

Формировать эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания;

Создать условия для детского творчества;

Обучить детей разнообразным способам практических действий с бумагой, тканью, нитками, бумажными салфетками;

Развивать мелкую моторику рук, координации движений;

Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставят перед системой образования основную цель - воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию - т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей.

И вот что говорили о творчестве великие люди:

«Творчество – особый вид деятельности, оно в самом деле несет удовлетворение». С. Моэм.

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».

«Творчество не приходит к детям по какому-то наитию, творчеству надо учить». В.А.Сухомлинский

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

5 слайд

Предметно-продуктивная деятельность - это вид художественной деятельности, в процессе которой ребёнок (на уровне своих возможностей) создаёт красивый, выразительный реальный привлекательный продукт (игрушка, сувенир, подарок) и украшает, благоустраивает окружающую среду. Данный вид деятельности позволяют удовлетворять основные потребности ребёнка: желание практически действовать с предметами, получить осмысленный результат.

6 слайд

Основное значение продуктивных видов труда состоит в том, что в процессе деятельности у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются. Этому способствует отличная мышечная нагрузка на пальчики. У детей развивается захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью они также умеют самостоятельно осуществлять движения во всех его качествах: силе, длительности, направленности. Обучение детей традиционным и нетрадиционным техникам способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное - развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

7 Слайд «Вышивка»

Л.С. Выготский писал: «Творческая деятельность возникает не сразу, а очень медленно и постепенно, развивается из более простых форм в более сложные. Каждому периоду детства соответствует своя форма творчества ».

Следующим, чем были увлечены мои дети – это вышивка.

Вместе с детьми рассматривали иллюстрации, картинки, познакомились с разными видами и способами вышивания. Вышивкой занимались индивидуально не только девочки, но и мальчики. Сначала дети овладели швом «вперед иголка», а затем «тамбурным швом». Результаты работы порадовали всех. Из детских работ устраивали выставки, которыми украшали группу. Родители не ожидали, что дети могут выполнить такую трудоёмкую работу. Увидев результат труда своих детей, они оценили их по достоинству.

8 слайд Принципы

Есть известное педагогическое правило: хочешь, чтобы ребенок чему-то научился, обеспечь ему первый успех. Если ребенок почувствует успех, то будет стараться еще больше, как гласит пословица "Верная указка - не кулак, а ласка". Поэтому в моей кружковой работе был соблюден принцип от простейшего к сложному. Благодаря этому дети находились в ситуации успеха, уверенности в своих силах. С охотой и желанием приступали к выполнению новых работ.

В основу продуктивной деятельности положены следующие принципы:

принцип эмоциональной увлечённости;

принцип вариативности;

принцип «если не похвалишь ты, то кто?»;

принцип личностного общения;

принцип «я тоже хочу это делать».

9 Слайд «Перспективы»

Для совершенствования работы я наметила следующие перспективы:

Продолжить работу кружка «Ловкие пальчики»;

Продолжить знакомить детей с другими нетрадиционными техниками продуктивной деятельности (техника пейт-арт, выжигание)

Продолжить работу над развитием мелкой моторики;

Следить за новыми разработками, пособиями, литературой в области развития детского творчества;

Осуществлять взаимодействие с семьей.

В заключении хотелось бы отметить, что творческая работа с детьми принесла и мне положительные эмоции, когда я увидела результаты своей работы с детьми. Выполнение работ в нетрадиционной технике – это не только увлекательный способ проведения досуга, но и средство решения многих педагогических задач. Эти виды творчества влияют на общее интеллектуальное развитие, речь детей, благотворно воздействуют на развитие внимания и памяти. Они дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, любознательность, благоприятно влияют на эмоциональный настрой детей во время изготовления поделок. А сколько искренней радости и восторга приносит детям выполненная ими работа! Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия, труд способствует развитию личности ребёнка, воспитанию его характера. Такая совместная работа с детьми влияет на формирование самостоятельности, уверенности в себя, способствует формированию добрых чувств к близким, ведь подарок можно сделать своими руками.

Воспитание у старших дошкольников творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления через продуктивную деятельность.

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии.

Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию – то есть качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе.

Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие, – усиление внимания к эстетическому воспитанию и формирование художественно-творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях. Одно из главных условий – развивать творчество детей различными путями, в том числе и в продуктивной деятельности.

Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, конструированию, аппликации способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.

Продуктивная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале – это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумаги, карандашей, красок, глины и т.д.), познание связи действий с полученным результатом. В дальнейшем ребенок продолжает приобретать знания об окружающих предметах, о материалах и оборудовании, однако его интерес к материалу будет обусловлен стремлением передать в изобразительной форме свои мысли, впечатления от окружающего мира. В процессе продуктивной деятельности уточняются и углубляются зрительные представления детей об окружающих предметах.

Продуктивная деятельность также тесно связана с решением задач нравственного воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к окружающей действительности, и воспитание у детей наблюдательности, активности, самостоятельности, умения выслушивать и выполнять задание, доводить начатую работу до конца.

Окружающая жизнь дает детям впечатления, которые потом отражаются в их рисунках. В процессе изображения закрепляется отношение к изображаемому, так как ребенок переживает те чувства, которые испытывал при восприятии этого явления.

В создании поделок с помощью нетрадиционных техник доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиться положительного результата.

Большое значение для рисования имеет зрение. Для того чтобы нарисовать предмет, недостаточно только увидеть его и узнать. Изображение предмета требует четкого представления о его цвете, форме, конструкции, которое рисующий может получить в результате предварительно целенаправленных наблюдений. В этой работе особенно важна роль зрительного аппарата. В процессе продуктивной деятельности активно формируется зрительная память ребенка. Как известно, развитая память служит необходимым условием успешного познания действительности, поскольку благодаря процессам памяти происходит запоминание, узнавание, воспроизведение познаваемых предметов и явлений, закрепление прошлого опыта. Изобразительное творчество немыслимо без оперирования образами памяти и представлений ребенка, полученными непосредственно в процессе рисования. Конечной целью для дошкольника является такое знание предмета, которое давало бы возможность владеть умением совершенно свободно, изображать его по представлению. Во время занятий вырабатывается правильная учебная посадка, так как продуктивная деятельность почти всегда связана со статичным положением и определенной позой. Занятия рисованием в значительной мере способствуют и подготовке к дальнейшей учебной деятельности, в частности к овладению письмом, математикой, трудовыми навыками.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, чем сложнее движение, необходимое для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие руки с общественным трудом в духовную жизнь ребенка.

Исследования последних лет показывают, что из года в год растёт количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии. Всем известно, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Обучение рисованию, аппликации, конструирование способствует развитию творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса. А самое главное – развиваются разнообразные действия рук: координация обеих рук, координация движения руки и глаза, зрительный контроль, которые так необходимы детям в начальной школе.

МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г.Владивосток» Образовательная область:

художественно-эстетическое развитие.

Презентацию подготовила

Бабич М.Н.


«Рука – это инструмент всех инструментов» - сказал Аристотель.


Продуктивные виды деятельности дошкольника

это виды деятельности, в которых ребенок, моделируя предметы окружающего мира, приходит к созданию реального продукта (рисунка, конструкции, объемного изображения) как материального воплощения представлений о предмете, явлении, ситуации. К продуктивным видам деятельности относятся изобразительная и конструктивная деятельность.


К продуктивной деятельности относятся:

рисование

аппликация


Цель: способствовать становлению личности ребенка через развитие способностей к художественно-эстетической деятельности.

Задачи:

  • Учить отражать в продуктивных видах деятельности впечатления от окружающей жизни;
  • Обучать техническим приемам и способам в разных видах изобразительной деятельности и ручного труда;
  • Развивать воображение и умение использовать новые способы работы в творческой ситуации;
  • Воспитывать интерес к освоению новых изобразительных техник и средств;
  • Воспитывать уверенность, инициативность в освоении новых художественных способов и материалов и работы с ними;
  • Воспитывать эстетическое восприятие, умение радоваться красоте;

  • Развивать умение составлять композицию, самостоятельность в выборе цветового решения;
  • Воспитывать художественный вкус;
  • Овладение навыками социального поведения, развития социальной активности в продуктивной деятельности;
  • Развивать мелкую моторику рук;
  • Воспитывать самостоятельность, настойчивость, целеустремлённость.

воображение

познавательному

развитию

мышление

Продуктивные виды деятельности

восприятие

(художественно-эстетическое развитие)

способствуют

активность

социально-коммуникативному развитию

самостоятельность

инициатива

целеустремленность

речевому развитию

комментирование своих действий

сравнение, объяснения

рассказ, ответы на вопросы

поднимает общий жизненный тонус

физическому развитию

создаёт бодрое, жизнерадостное настроение

развивает общую и мелкую моторику рук


  • Формирование игровой мотивации (интерес к действиям, желание заниматься);
  • Наглядные методы (рассматривание, наблюдение, слайды, презентации, картины, схемы, видеофильмы, экскурсии и т.д.);
  • Словесные методы (рассказ, художественное слово, беседа, объяснение, пояснение, напоминание, поощрение);
  • Практические методы (метод упражнений, метод лабораторных работ, метод практических работ, метод игры, метод моделирования, элементарный метод);
  • Репродуктивный метод (прием повтора; работа в тетрадях с графическими заданиями; выполнение формообразующих движений рукой).

  • Графитный карандаш
  • Цветные карандаши
  • Пастельный мел
  • Фломастеры
  • Акриловые краски
  • Цветные восковые мелки
  • Акварельные краски
  • Гуашь
  • Уголь

Изобразительные техники рисования

  • Набрызг
  • Ватные палочки
  • Печатание листьями
  • Рельефный рисунок
  • По-мокрому
  • Двухслойное изображение
  • Кляксография
  • Состаривание бумаги
  • Ладошками и пальчиками
  • По сырой бумаге
  • Трафарет
  • Раздувание
  • По мятой бумаге
  • Тычком
  • Печать
  • Мыльными пузырями
  • Граттаж
  • Восковые мелки + акварель
  • Ниткография
  • Монотипия
  • Смешение красок на листе
  • Воскография
  • Штрихом



  • пластилин
  • глина
  • солёное тесто
  • пластика

  • Отпечатывание
  • Модульная
  • Процарапывание
  • На каркасе
  • Из колец
  • Живопись
  • Скульптурная
  • Конструктивная
  • Пластилинография
  • Тестопластика



Материалы для аппликации (природный и бросовый материал)

  • бумага
  • ткань
  • нитки
  • пуговицы
  • опилки
  • тополиный пух
  • солома
  • журнальные вырезки
  • «обточки» карандашей
  • природный материал
  • макаронные изделия
  • крупы
  • ленты
  • нитки
  • бисер
  • фольга

  • Объемная
  • Обрывная
  • Квилинг
  • Мозаика
  • Лентами
  • Оригами
  • Торцевание
  • Модульное оригами



Вывод:

Продуктивная деятельность в детском саду отвечает потребностям и интересам дошкольников и обладает широкими возможностями для познавательного, социально-коммуникативного, речевого, художественно-эстетического, физического развития.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктивных видах деятельности и развиваясь в общении с окружающими он получает позитивный эффект от результата и процесса деятельности.


Список литературы:

1. Занков Л.В. Обучение и развитие. Избранные психологические труды. – М., 1990. – 204с.

2. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. Обучение детей в детском саду и в школе. – М.: Столетие, 1998. – 258с.

3. Лыкова И.А.. Лепим, Фантазируем, играем. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 112с. (Серия «Вместе с детьми».)

4. Куцакова Л.В. / Занятия по конструированию из строительного материала. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.-64 с.

5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. -- 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

6. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989. – 368с.


С п а с и б о

Замятина Валентина Васильевна,

воспитатель МБДОУ ДС №72"Акварель ",

Старооскольского городского округа

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Для многих из нас не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать предложенный образец. В лучшем случае меняется цвет или оттенок. Дети не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, а креативность воспринимается чуть ли не как ошибка изображения. В общем дети не стремятся проявлять творчество.

Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) - уникальность его результата. Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию. Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности. Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства.

«Творчество – это качество, которое ты вносишь в деятельность, которой занимаешься.» Ошо (Багван Шри Раджниша) - просветлённый Мастер из Индии.

Цель: развивать у детей творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов.

Задачи: Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов); Развивать образное мышление (можно выделить наглядно - действенное, наглядно-образное, логическое мышления); Развивать воображение, без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов; Прививать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности - важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания; Развивать мелкую моторику рук; Воспитывать самостоятельность.

Продуктивные виды деятельности:

Рисование – создание изображения на какой-либо поверхности с помощью графических средств.

Лепка – придание форм пластическому материалу (пластилину, глине и др.) с помощью рук и других инструментов – стеков и др.

Аппликация – вырезывание и наклеивание различных фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани или прочих материалов на материал – основу (фон).

Конструирование - приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, для получения определенного, заранее задуманного реального продукта.

Традиционное рисование с использованием: красок (гуашь, акварель, тушь, акриловых и др.) карандашей (графитных, восковых, на водной основе и др.), фломастеров, мелков, пастели и т.д.

Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами.

Нетрадиционное монотипия

На гладкой поверхности - стекле, пластмассовой доске, пленке, толстой глянцевой бумаге - делается рисунок масляной или гуашевой краской. Конечно, материал, на который наносится краска, не должен пропускать воду. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении. Всегда только один.
Граттаж -э то способ выделения рисунка путем процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью.

Мятой бумагой или полиэтиленовым кульком, набрызг, по сырому, сыпучим материалом, пальчиком, ладошкой, кляксография (с ниточкой, трубочкой), картофельными штампами, жёсткой клеевой кистью, восковыми мелками или свечой + акварелью, тычкование, точечные рисунки, рисование яичной скорлупой.

Рисование солью. Предварительно на бумаге надо сделать наброски, смочить его водой с помощью кисти, посыпать солью, подождать пока она в себя вберёт воду, лишнюю соль ссыпать. Когда всё подсохнет, нарисовать недостающие элементы и раскрасить.
Солью хорошо рисовать стрекоз, дым, снег, бабочек, птичек, медуз.

Рисование мыльными пузырями. Для этого нужны шампунь, гуашь, вода, лист бумаги и трубочка для коктейля. В гуашь добавляется шампунь, немного воды, размешиваем и дуем в трубочку до тех пор, пока не образуется пена. Затем к пене приложить лист бумаги, дорисовать детали.

Цветные ниточки. Взять нитки длинной 25 – 30 см, окрасить их в разные цвета, выложить, как захочется на одной стороне сложенного пополам листа, концы ниток вывести наружу, сложить пополам, приложить их друг к другу, разгладить, не убирая ладони, выдернуть нитки одну за другой. В такой технике можно выполнять морозные узоры на окне, страна цветных снов, вологодские кружева.

Рисование пластилином наносим на плотную бумагу или картон контур рисунка и «раскрашиваем» мягким пластилином.

Рисование пеной для бритья. Оторвите длинный лист фольги и нанесите на него несколько "кучек" пены для бритья. Позвольте ребенку выбрать цвета красок и смешайте их с пеной. Краски готовы, теперь можно рисовать с помощью кистей или пальцев.

Рисунок с рельефом в краску добавляется мука, наносится на лист. Зубочисткой, вилкой или спичкой прочерчиваем узоры вдоль и поперек.

Рисование зубной пастой наметить карандашом лёгкие контуры рисунка, медленно выдавливая пасту, пройтись по всем контурам.

Лепка - изобразительная деятельность, в ходе которой дети производят отображение предметов окружающей действительности, делают элементарную скульптуру, используя при этом глину или пластилин.

Также в ходе работы с глиной или пластилином ребенок обретает эстетическое наслаждение, наблюдая ее пластичность, объемность форм, вырисовывающиеся в процессе лепки.

Процесс создания детьми даже самых элементарных скульптур всегда имеет творческий характер.

Из солёного теста, цветного теста.

Куски окрашенного теста можно смешивать, как и краски, и добиваться нужного оттенка. Для этого нужно просто взять 2 куска теста и мять их вместе до тех пор, пока тесто не станет однородным: синий + белый = голубой,белый + красный = розовый, синий + розовый = фиолетовый, голубой + желтый = зеленый, желтый + красный = оранжевый, зеленый + красный = коричневый, зеленый + синий = изумрудный.

Сушка, обжиг и раскраска: чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить или обжечь в духовке.

Аппликация бывает плоскостная или объёмная. Бывает из бумаги, из круп и семян: потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры.

Из засушенных растений, соломы, тополиного пуха, опилок

Коллаж: детям предлагают сделать вырезки из журналов. В последствии они приклеиваются на общую основу для получения общей картины.

Обрывная, накладная, модульная, симметричная, ленточная, силуэтная. Из макаронных изделий: детям предлагают макаронные изделия различной формы, клей ПВА, картон или плотную бумагу для основы. Макаронные изделия можно покрасить гуашью.

Из природного материала: шишки, кора деревьев, жёлуди, веточки, семечки подсолнечника, арбуза, хурмы, дыни, листья, засушенные плоды и т.д.

Из бросового и подручного материалов: пуговицы, проволока, одноразовая посуда, пробки, зубочистки, всевозможные коробки, тюбики, флаконы, крышки, контейнеры, бутылки, CD диски, контейнеры киндер-сюрпризов, трубочки от коктейлей, ячейки от яиц, от конфет и т.д.

Из картона и бумаги, оригами.

Ребенку предоставляются практически неограниченные возможности для самовыражения и творчества в продуктах деятельности (рисунок, поделки), он тренируется в общении с окружающими, получает позитивный аффект от результата и процесса деятельности.

Как говорил В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности

Нищик Н.Ю., воспитатель, МБДОУ «Детский сад №56»

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А.Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорит В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции), адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Занимаясь с детьми художественным творчеством в специально организованной деятельности, учитывала принцип интеграции образовательной области «художественное творчество» с другими образовательными областями. В процессе деятельности заметила неподдельный интерес у детей к творчеству. Поэтому решила заниматься дополнительно в режимные моменты, индивидуально.

Реализуя поставленную цель и задачи, в своей работе использовала следующие приемы, методы и формы работы:


  • создание проблемных ситуаций;

  • игры;

  • задания для самостоятельных наблюдений;

  • рисование по замыслу;

  • художественный досуг;

  • традиционные и нетрадиционные техники рисования, в которые вошли эксперименты с различными видами материала;
Убедилась, что использование нетрадиционных техник и экспериментирование открывает большие возможности выражения собственных детских фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.


  • Такая техника, как сминание и скатывание бумаги, пришлась детям по душе с первого занятия, ведь мять бумагу очень просто и полезно – развивает моторику рук и пальцев. И какого было их удивление, когда простой лист бумаги превращался в «Корзину с цветами», «Яблоневое дерево», «Змейки», «Зайцы» и т.д. Полученные образы дети обыгрывали, объединив одним сюжетом.

  • А какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками. Дети быстро достигли результата и получились «Веселые зонтики». Пятнышки на зонтиках яркие и дети с удовольствием, со своими зонтиками гуляли по группе.

  • Техника рисования методом тычка совсем проста. Для этого достаточно взять, например, ватный тампон, опустить в краску и точным движением делать тычки по альбомному листу. Вот и «Снеговик» получился четким, пушистым, как настоящий.

  • Большой интерес дети проявили к отпечаткам ладошек. Ведь они не только видели краску, но и чувствовали ее. С помощью такого рисования на листе бумаги поплыла «Утка». Четыре пальца и ладонь помогли нарисовать туловище, а отставленный большой палец – шею.

  • Техника «батик»
И вот ближе, к концу первого полугодия, видя, как дети заинтересовались нетрадиционными видами художественной деятельности, стала использовать более сложные приемы:

  • Рисование камешками: выбранные детьми камешки, окунаем в небольшие баночки с разноцветной гуашью, достаем ложкой, кладем на лист бумаги, который лежит в коробке, и слегка наклоняем, катаем по бумаге. И получаются красивые, разноцветные рисунки. Используя такую технику рисования, убедилась, что эту работу лучше выполнять легко возбудимым детям. Они становятся спокойнее, внимательнее, осторожнее.

  • Техника набрызга, на первый взгляд, кажется простой. Суть в том, чтобы разбрызгивать капли по листу с помощью зубной щетки. Детям легко даются эти занятия, они опять же позволяют развивать моторику пальцев, соблюдать аккуратность.

  • Рисование свечой – знакомить со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет «Узор на стекле» выполняется свечой. Дети сначала не понимали, почему рисунок не виден. Но, когда поверх рисунка нанесли гуашь, я увидела в глазах детей восторг, интерес к изображению.
Комплексно-тематическое планирование, по которому осуществляется вся работа детского сада, единая методическая тема работы нашего учреждения, посещение театральных представлений детей старшей группы и готовые работы нашей группы, натолкнули на мысль использовать эти работы как атрибуты и декорации для театрализованных постановок в детском саду:

  • был оформлен зал для «Осеннего бала» (листья, шапочки овощей, грибы);

  • к театрализованным постановкам «Теремок», «Курочка ряба» - грибы, елочка, дерево;

  • к музыкально-театрализованной постановке «Муха - цокотуха» - бубен, шумовые инструменты.

  • к музыкально-театрализованной постановке «Золушка на новый лад» - шумовые инструменты, дерево, костер, сказочные часы.
Зарядившись творчеством своих детей, родители тоже стали принимать участие во всех творческих экспериментах.

  • Организованы выставки совместных работ родителей и воспитателей

  • Участие родителей в совместных конкурсных мероприятиях

  • Родители помощники в оформлении зала к театрализованным постановкам
Такая работа позволяет говорить нам об устойчивом интересе детей к творческой деятельности. Мы с детьми с удовольствием участвуем в различных городских конкурсах: «Мой подарок маме», «Самая красивая снежинка», «Новогодняя игрушка», во всероссийском конкурсе «Новогоднего рисунка».
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх