Студенческая семья как объект социологических исследований. Особенности студенческой семьи

Лобова Екатерина

Составной частью молодежной группы является студенческая молодежь. Студенчество - это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. .Для выполнения данной деятельности по реализации будущих профессиональных ролей студентам необходим более успешный жизненный старт. Наличие проблем материальных, жилищных, социальных, психологических серьезно влияет на получение образования и реализацию своего личностного потенциала. Проблемы студентов ССУЗов в основном схожи с проблемами молодёжи в целом. Учитывая курс, который государство взяло на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. К студенчеству относится очень большая группа населения. Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей. В данное время проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.

Скачать:

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

Лобова Екатерина Павловна, студентка;

Потапова Галина Николаевна, руководитель;

ГОУ СПО Кстовский нефтяной техникум, г. Кстово

1. ВВЕДЕНИЕ

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ СЕМЬИ

2.2. Разнородность молодежи

2.4. Студенческая семья

2.6. Семья и учеба

2.7. Затруднения в разрешении проблем

2.8. Социологические исследования

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

4. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ВВЕДЕНИЕ

Молодежь – это специфическая, социально-демографическая группа с характерными для нее возрастными, социально-психологическими особенностями и социальными ценностями, которые обуславливают уровень социально-экономического, культурного развития и особенности социализации в Российском обществе. Необходимость изучения молодежи как отдельной социальной группы, а в особенности студенческой молодежи, обусловлена наличием специфических проблем в ходе интеграции и социализации студентов в обществе. В зависимости от того, какие ценности будут преобладать в данной группе, какие проблемы будут преобладать и насколько эффективно они будут разрешаться как самими молодыми людьми, так и учреждениями социальной сферы – это и будет важнейшим фактором в дальнейшем развитии общества.

Составной частью молодежной группы является студенческая молодежь. Студенчество - это мобильная социальная группа, основной целью существования которой является организованная по определенной программе подготовка к выполнению высоких профессиональных и социальных ролей в материальном и духовном производстве. .Для выполнения данной деятельности по реализации будущих профессиональных ролей студентам необходим более успешный жизненный старт. Наличие проблем материальных, жилищных, социальных, психологических серьезно влияет на получение образования и реализацию своего личностного потенциала. Проблемы студентов ССУЗов в основном схожи с проблемами молодёжи в целом. Учитывая курс, который государство взяло на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет интерес. К студенчеству относится очень большая группа населения. Российское государство и общество в полной мере осознали свою ответственность перед семьей. В данное время проводится в жизнь внятная семейная и демографическая политика, прикладываются большие усилия по исправлению критической ситуации, сложившейся в стране.

2. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТУДЕНЧЕСКИХ СЕМЕЙ

2.1.Семья способна спасти Россию

Безусловно, именно семья способна спасти Россию. Невозможно переоценить влияние семьи на развитие и становление человеческой личности. Глубокий кризис современного российского общества и кризис семьи тесно взаимосвязаны и имеют общие корни. Общество покоится на духовно-нравственных основах человеческой души, которые закладываются и формируются в семье. Российская молодежь как наиболее мобильная часть общества стремится в полной мере реализовать свой потенциал, полнее интегрироваться в новые экономические и социальные реалии. Сегодня исследователи студенческой семьи отмечают, что семейные студенты и учатся не хуже других студентов и воспитывают детей не хуже опытных родителей. Можно с уверенностью утверждать, что прочность семьи базируется на взаимной любви, общности интересов, способности к сопереживанию, заботливом и уважительном отношении друг к другу.

В наше время нет и не может быть национального или какого-либо другого, например, социального барьера для заключения брака. Поэтому, выбирая себе спутника жизни, юноша или девушка стремится найти в нем черты характера, импонирующие ему или ей.

Идеальный вариант мы имеем в студенческой среде. Молодые люди, поступив в учебное заведение, объединены общностью взглядов, интересов, общей целью. Они практически постоянно находятся вместе: на занятиях, в общежитии, совместно проводят досуг и т.д. Поэтому понятна и причина их выбора себе в мужья или жены именно однокурсника (однокурсницу).

Как правило, вступление в брак для студенческой молодежи не является опрометчивым решением. Понятна тревога родителей за судьбу своих детей. Но боязнь того, что, создав семью, студенты обязательно оставят учебу, не должна пугать родителей. В.А. Каблуков пишет, что, наблюдая за приезжающими на встречу через пять-десять лет выпускниками, можно заметить, что наиболее удачные браки у тех, кто создал семью в студенческие годы.

2.2. Разнородность молодежи

Ведя разговор о молодежи, нужно помнить о ее большой разнородности. Эта возрастная категория включает и «золотую» часть, и добросовестных студентов, и работников в разных сферах экономики, и молодых людей, познавших всю изнанку жизни и не имеющих положительного опыта социализации, а порой и просто не умеющих читать и писать. Для полноты картины следует добавить алкоголизацию и наркотизацию значительной доли молодежи, а также весьма свободные нравы и лудоманию (игровую зависимость) и компьютерную зависимость - новые социальные болезни. Указанные негативные явления часто свойственны как состоятельным и успешным, так и неблагополучным представителям поколения. Добавив эгоцентризм и желание самореализации, обычно свойственные молодым, непросто будет таким людям создать успешные семьи, в которых столь нуждается современная Россия. Мы знаем, что сегодня на федеральных телеканалах почти не увидишь позитивных примеров о крепкой семье. Наоборот, чаще на экране - сюжеты об издевательствах над своими и приемными детьми, над женщинами. Косвенным образом это заставляет задуматься как органы власти, так и саму молодежь об ответственности за детей и сохранение семейных ценностей. Совершенно очевидно, что в СМИ должно больше уделяться вниманию здоровой семье.

Детство и юность современной молодежи приходятся на сложный период, когда многие родители борются лишь за физическое выживание своих семей, а дети чувствуют себя обузой. Это ощущение и недостаток заботы, внимания, семейного тепла, они взяли во взрослую жизнь. Не совсем правильно связывать современный кризис семьи только с периодом реформ.

Российское общество захлестнули волны насилия и порнографии. Огромный вред и непоправимый урон наносится эмоциональному здоровью населения. От этого зла невозможно скрыться. Даже общероссийские телевизионные каналы порой демонстрируют недопустимые сюжеты, а популярные молодежные радиостанции выливают ушаты пошлости, пропагандируя низменные инстинкты. Именно на таком информационном фоне вынуждена строить свои семьи современная молодежь. Особый отряд молодежи составляет студенчество. Это – элита молодежи, которая задает образец поведения в молодежной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье. Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко. В современной России именно в молодежной возрастной группе наиболее сильно выражены глубинные перемены и противоречия между традиционными ценностями и современными ориентациями в системе брачно-семейных отношений, в сфере репродуктивных установок и поведения, в оценке роли и ценности семьи как социального института и для человека, и для общества, и для государства. К позитивным тенденциям можно отнести определенную демократизацию в системе семейных отношений, расширение многообразия форм демографического поведения, модернизацию сфер жизнедеятельности семей, внутрисемейную занятость.В этих условиях очень важно четко и корректно с научной точки зрения определить - в чем суть проблемы социальной работы с молодой семьей. Надо определиться с понятием молодой семьи в современной России, понять какие процессы происходят в семье, и что происходит с семьей в целом.

2.3. Вступление в брак - дело серьезное

В идеале, перед таким важным жизненным шагом необходимо все как следует обдумать. В жизни чаще получается спонтанно и непродуманно. В наше время нет определенного возраста для вступления в брак. Такое знаменательное событие происходит и в 15 и 50 лет. Ранние браки определили как браки людей, не достигших 18 лет.

Подготовка к браку и семейной жизни всегда была одной из главных задач юношеского возраста. Ранние браки в разные времена вызывали негативное отношение со стороны взрослых. Времена меняются, отношение людей на счет ранних браков разделяются на две половины: положительное и негативное.

В этой связи важно пропагандировать ценности брака, семьи, рождения и воспитания детей. Повысить уровень «брачности», рождаемости, интерес к семейным ценностям среди молодёжи, значит получить заметный эффект в социально-демографическом развитии страны. Ведущим фактором создания современной молодой семьи участники социологического опроса нашего учебного заведения считают любовь. Три четверти отмечают, что семья создается под влиянием этого чувства. При подготовке к научно-практической конференции по теме «Счастье рождается в СЕМЬЕ!» студенты Кстовского нефтяного техникума поднимали ряд актуальных вопросов, связанных с образованием студенческих семей, ранними браками, социальными проблемами молодых семей. Доминирующим фактором, приносящим удовлетворение в семейной жизни, выступает радость взаимопонимания, далее следует возможность обретения счастья благодаря наличию детей. Но значимость этого фактора снизилась, равно как и важность бытового комфорта. При этом усилилась значимость возможности оставаться в семье самим собой, что означает повышение роли личностных ценностей. Можно определенно констатировать тенденцию укрепления стабильности молодой семьи, ее готовности к преодолению трудностей во всех сферах социальной жизни. Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего – первичной социализации. Рождение детей, жилье, образование - это важно. Но это все конкретно-исторические детали и частности, которые в конкретно-исторической ситуации могут меняться, в зависимости от региона и страны. Жилищная, правовая, юридическая помощь нужна ежедневно и постоянно. При этом социальным работникам необходимо понимать, что в работе с каждой конкретной семьей важно не просто материально помочь, но важно научить саму молодую семью присвоить ценность «семья», понять, что они в ответе за свою жизнь и жизнь своих детей.

2.4. Студенческая семья

Студенчеству в скором времени предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности? Часто между такими понятиями, как «студент», «семьянин» и «родитель» можно поставить знак равенства. Студенческие семьи отличаются от обычных молодых семей тем, что таким супругам приходится выполнять большее количество социальных ролей и совмещать больше обязательств.

Студенческая семья - достаточно слож ный и еще малоизученный объект исследований. Под сту денческой семьей понимается такая, в ко торой оба супруга - студенты дневного отделения. Проблема студенческой семьи является, безусловно, актуальной в наше время в нашей стране. Учитывая курс, который государство отводит на решение демографических проблем, повышение рождаемости, здоровья населения, исследование студенческой семьи представляет огромный интерес. Кроме того, очевидно, что к студенчеству относится очень большая группа населения в свете чего, исследование ее проблем также представляет интерес, поскольку в их решении заинтересованы очень многие .

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Было доказано, что преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

Студенческая семья в силу близости идей но-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и админис тративно-правовых факторов, затрудняю т реализацию положительных устано вок на успешное функционирование се мьи в студенческие годы. Цель данной работы - изучить студенческую семью, определить ее проблемы.

Важным аспектом рассматриваемой проблемы явля ется тот фактор, что изменилось отношение к студенческим семьям со стороны родителей, общественных организаций и адми нистраций учебных заведений. Оно стало более терпимым. Отношение к браку и семейной жизни из менилось и у самих студентов.

2.5. Специфика студенческого брака

Специфика студенческого брака заключается в осо бенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие студенческого брака.

В студенческом браке ожи дание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социаль ный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака. У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это находит подтверждение в ответах студентов о жизненных целях. Получить престижное рабочее место хотели бы 95% семейных и 86,5% несемейных студентов, получить хорошую зарплату сразу после окончания учебного заведения хотели бы 90,4 % семейных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. У семейных студентов отме чается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в ра боте, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, спо собствует развитию интеллектуальных и социальных пот ребностей. Однако эти аргументы, которые могут быть выдвинуты и в качестве исследовательских гипотез, нуж даются в дополнительных подтверждениях, и в любом конкретном случае вопрос, заключать брак в годы учебы или не заключать, оказывается далеко не праздным.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно - психологичес кого и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важ ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел лектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в мень шей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной уче бы и участия в общественной работе.

Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж ных черт личности. Обычно под профессиональной направ ленностью подразумевают положительное отношение, ин терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня тие направленности также включают потребности, эмо ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж дения. В процессе учебы под влиянием различных фак торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб ного заведения, качество преподавания, материально-тех ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

2.6. Семья и учеба .

Все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу связывают с будущими бла гами. В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя зано с уровнем подготовленности к браку.

Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело веческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры се мейных студенческих пар..В нашем учебном заведении таковым примером может служить студенческая семья Игнатьевых.

Успешное совмещение учеб ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос таточный уровень образовательной подготовки для по лучения профессии, положительные установки и необ ходимые умения для семейной жизни. Исходным положением при изучении студенческих семей являлось предположение, что эти семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. А именно прогрессивное развитие семьи характеризуется возрастающей ролью нравственно-психологической стороны семейной жизни. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей. Студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Но не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем.Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком. Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

2.7. Специфические проблемы студенческих семей

Можно выделить несколько специфических проблем, характерных для большинства студенческих семей: низкий денежный доход; трудности совмещения учебы и семейных обязательств; трудности, связанные с рождение и воспитанием детей: некому присматривать за ребенком во время учебы; небольшие возможности для приработка. Молодежь отлично понимает то, с какими трудностями доведется встретиться студенческой паре. При суровых взаимоотношениях между юными и мыслях о женитьбе сразу появляется целый ряд вопросов: "Где жить студенческой семье? На что ей жить? Что делать, когда родится ребенок?" и многие другие. Сейчас создание собственного очага под силу только детям состоятельных родителей, потому фактически каждая вторая студенческая семья более пятидесяти процентов семейных средств получает из родительского кошелька. В числе ближайших жизненных планов у студенческих семей важное место занимает рождение ребенка. С появлением ребенка семья вступает в новый, более ответственный этап развития. Определенная часть молодоженов откладывают рождение первенца из-за материальных затруднений (далеко не все из них получают материальную помощь от родителей, многим семейным студентам приходится подрабатывать в “свободное время”, другим - переходить на заочное отделение, или вообще на какое-то время (а иногда на совсем) откладывают учебу). Часто откладывание рождения ребенка мотивируется трудностями в решении жилищного вопроса. У семейных студентов, которые уже имеют детей, одним из главных вопросов является “Где и с кем оставить ребенка во время занятий?”Другой, основной проблемой является нехватка свободного времени. Отмечается, что с появлением ребенка супруги меньше времени уделяют друг другу, у большинства семей нет времени для частых встреч и общения с друзьями. Для решения всех этих вопросов необходимо организовывать консультации по проблемам брака, семьи, рождения и воспитания малышей. Среди студенческой молодежи следует принципиально распространять ценности брака, семьи, детей. Также, в числе проблем, выделенных студентами - родителями, является то, что многие из них мало информированы о пособиях, предоставляемых государством семьям, имеющим детей.

2.8. Затруднения в разрешении проблем

Затруднения в разрешении обозначенных выше проблем, могут привести к конфликтам в семье, ухудшению здоровья студенческих семей, уменьшению рождаемости, увеличению числа матерей - одиночек, возрастанием отказа от детей, к утрате семьей своих основных функций. Для устранения таких последствий в современном обществе нужна разработанная и налаженная система мер социальной поддержки студенческим семьям, оказание помощи им как со стороны государства, так и со стороны администрации учебного заведения, общественных организаций. Немаловажную роль при этом должны играть сами студенческие семьи. Заинтересованность и инициативность в решении проблем, желание и умение обустраивать свой быт в значительной степени будет способствовать успешному функционированию семьи студента. Нельзя забывать, что жизнь в семье, наряду с радостью и счастьем, несет заботы и трудности, необходимость жертвовать своими интересами ради интересов семьи. Семейная жизнь в современной российской действительности стала многим, с одной стороны, приносить радость и удовлетворение, а с другой - вызывать напряженную обстановку, в которой проявляются моменты взаимного непонимания и отчуждения. Это вызвано тем обстоятельством, что в свое время молодые люди, ныне образовавшие молодую семью, не получили от семьи и общества достаточных знаний и умений по созданию собственной семьи, умению решать семейные конфликты на почве компромиссов во имя семьи как высшей ценности для человека и общества.

2.9. Социологические исследования

Фонд "Общественное мнение" в своем социологическом опросе поинтересовался у граждан в возрастной категории от 18 до 35 лет: "Какие из перечисленных слов означают для вас наиболее важные понятия? " Результаты опроса: семья - для 51%, безопасность - 45, мир- 44, достаток - 43, закон – 28, права человека – 26, стабильность - 25, справедливость - 24, свобода - 21, труд - 20; достоинство, порядок, защита - по 16%, успех - 14, совесть - 12, духовность - 11, собственность - 8; демократия, держава - по 7, патриотизм - 5, воля - 4; религия, терпимость - по 3, сила - 2%. Молодежь очень конкретна и не "дружит" с абстрактными понятиями. Она хочет "строить" семью (!) в мире и безопасности, обеспечивать ей достаток на основе достойно оплачиваемого свободного труда в условиях стабильности и справедливости.

В рамках Кстовского нефтяного техникума среди студентов вторых-четвертых курсов проводился социологический опрос по приведенной ниже анкете, анкетам другого образца, опрос, тестирование и другие формы исследования.

Анкета

Когда, на Ваш взгляд, лучше всего начинать семейную жизнь? (отметить один ответ).

  1. Не задумывались.
  2. Когда будет желание создать семью.
  3. Когда есть отдельное жилье.
  4. После завершения учебы.
  5. Когда есть работа и постоянный доход.

На чью помощь Вы собираетесь рассчитывать при создании семьи?
(в порядке приоритета)

  1. Рассчитываю только на себя.
  2. Помощь родителей.
  3. Помощь государства.
  4. Поддержка на работе.
  5. Помощь друзей.
  6. Другое.

Семья – это……………………………………………………………………………

Одобряете ли Вы ранние браки?

  1. Нет.

На первый вопрос студенты-юноши и студенты - девушки ответили без значительной разницы. На первое место выдвигается позиция, что семейную жизнь лучше всего начинать, когда есть работа и постоянный доход. Из 51человека опрошенных - 17 девушек и 14 юношей выбрали эту позицию. Далее отмечается желание создать семью, отдельное жилье.

По вопросу о ранних браках мнения полярно разделились: одобряют ранние браки 52% девушек и 26% юношей; не одобряют - 48% девушек и 74% юношей. Результаты общего мнения: 60% опрошенных студентов одобряют ранние браки; 40% - нет.

На вопрос: «Возможны ли конфликты в студенческой семье?» участники социологического исследования нашего техникума отвечали по-разному. Главная причина семейных несчастий, как писал Л.Н. Толстой, заключается в том, что люди воспитаны на мысли о счастье и ждут его от брака. Но даже порой после нескольких месяцев супружеской жизни горячие чувства уходят в небытие, а остаются только серые, нескончаемо однообразные, с массой самых обыденных и прозаических дел, будни.

По данным специалистов в большинстве студенческих семей конфликты бывают нечасто и имеют конструктивный характер, что отмечают 85% супругов-студентов. Особенностью отношений в студенческой семье является обеспокоенность обоих супругов (68% мужей и 76% жен) появлением конфликтов, независимо от их характера и частоты. Еще одной характерной чертой студенческого брака является разнообразное содержание конфликтов. Они связаны как с основными сторонами жизнедеятельности семьи, так и самым широким спектром проблем, решаемых супругами в период адаптации. Это свидетельствует об активности адаптационных процессов. Если в зрелой семье сфера конфликтов ограничена и причины ссор достаточно однообразны, то в молодой семье поводом для столкновений становится буквально все.

От чего же зависит частота и характер конфликтов? Какие субъективные и объективные характеристики студенческой семьи их определяют? Способ организации семейной жизни оказывает влияние не только на частоту и содержание, но и на характер конфликтов. От того, на каких началах организована жизнь в семье, зависит и способ принятия решений. Наибольшую удовлетворенность способом принятия решений, например, высказали супруги из семей демократического типа. Это объясняется тем, что в этих семьях не только совместно принимаются решения, но и поровну делится ответственность за их реализацию. Чем больше супруги удовлетворены принятым решением, тем больше шансов, что в этой семье будет преобладать конструктивный конфликт.

Определяющее влияние на частоту, характер и другие характеристики конфликтов оказывает и степень удовлетворенности жены-студентки распределением работы по дому и обязанностей по уходу за ребенком.

На конфликт в студенческой семье существенным образом влияет также неудовлетворенность супругов проведением досуга, который имеет ценность в молодежной среде. Создание семьи предполагает возникновение новых обязанностей, а значит, уменьшение свободного времени. Содержание досуга также становится другим.

На конфликты влияет и степень единства взглядов, установок супругов на то, как она должна быть организована. Следует также отметить, что, как правило, жены-студентки считают взаимную любовь в браке обязательной. Мужья-студенты не отличаются таким единодушием. Одной из актуальных проблем современной молодежи является создание семьи. Семья - величайшее создание человечества. В ней в единое целое объединены прямо противоположные элементы, мужчина и женщина, старшие и младшие. Только в ней заложены основные нравственные ценности, в ней сокрыты резервы человеческого счастья.

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Студенческая семья - явление достаточно распространенное в последние годы. Объясняется это либо возросшей самостоятельностью и самодостаточностью студентов, либо, наоборот, безответственностью. В наше время весьма немногие действительно готовы к супружеской жизни. Однако некоторые создают семьи, уединяются, начинают новую жизнь. Чаще всего студенты, не оформляя юридически своих отношений, живут в гражданском браке, что является неплохой проверкой на совместимость.

Перед любой парой, вступившей в интимные отношения, встает главная задача: как поддерживать связь и при этом не потерять индивидуальность? Каждый из нас мечтает о любви, интимности, близости, ощущении принадлежности и вечном соединении с тем, кого мы любим и кто любит нас. При этом каждый в равной степени стремится завоевать независимость, самостоятельно распоряжаться собственной жизнью. В этом заключается один из фундаментальных парадоксов человеческого существования. Наше колебание между автономией и привязанностью похоже на покачивание шеста канатоходца. Поэтому чем яснее с самого начала супружества личные границы, тем легче и свободнее строятся отношения.

Для супружеских пар самое трудное не создание самих границ, а определение, где именно и как их проводить. Если члены семьи не ограничатся определенными рамками, то они постоянно будут вынуждены тратить часть своих сил и внимания на охрану собственной территории, на создание "дистанции безопасности", что затруднит близость.

Каждой супружеской паре необходимо провести границы в самых различных сферах совместной жизни. Прежде всего, возникают и разрешаются наиболее простые спорные вопросы о финансах и домашних обязанностях. Труднее решаются вопросы раздела территории, времени. Одной из проблем и причин конфликтов, которая часто встречается в молодых семьях, является " размытость " межличностных территориальных границ. Особенно высокой степенью размытости границ между подсистемами "дети", "родители" и "прародители" отличаются алкогольные семьи.

Другим заблуждением, в которое впадают многие супружеские пары, является превращение границ в настоящие крепости.

Достичь договоренности о границах в семье сложно. Многие супруги абстрактно готовы их обсуждать, но не так - то легко что-либо изменить.

Семейная проблема, связанная со временем, часто формулируется как жалоба на то, что один партнер не уделяет другому достаточного внимания. В этих случаях задачей супругов является достижение договоренности о разграничении времени, которое они будут проводить вместе и о личном свободном времени.

В счастливых семьях всегда находится время друг для друга и это получается само собой. Счастливые супруги имеют хотя бы одно общее любимое дело и признают, что ценят близость, любовь и внимание.

Таким образом, любая студенческая семья имеет множество различных проблем, которые она зачастую не может решить в одиночку.

Любая молодая студенческая семья нуждается в защите государства,студенческого профкома и родителей. Им необходима поддержка и усиление внимания к семейным проблемам, новые формы нравственного воспитания; ознакомление студенческих семей с их правами и обязанностями; развитие новых форм студенческого досуга.

Перед началом работы со студенческими семьями необходимо выявить круг их проблем.

Сегодня нельзя говорить о существующей системе социальной поддержки молодых семей, хотя демографическая ситуация в Российской Федерации является кризисной. Неверно, что государственная семейная политика не учитывает интересы такой активной части населения как студенческие семьи. Можно привести примеры региональной социальной политики, направленной на социальную поддержку молодой семьи, но эти случаи единичны и не носят системный характер. До этого момента феномен молодой семьи, как объект организации социальной помощи, остается малоизученным.

Молодые студенты действительно способны построить семью даже в столь юном возрасте. Если человек уверен, что он способен справиться со всеми трудностями, то почему бы и не попробовать? Многие студенческие семьи по - настоящему счастливы. А счастье в семейной жизни – самое главное, вне зависимости от возраста супругов.

Важным государственным делом становится внесение изменений и дополнений в имеющиеся федеральные законы, которые бы позволяли законодательно защитить молодежь, помочь ей найти свое достойное место в изменяющемся обществе. В целом жизненные ориентации данного поколения еще не устоялись. В зависимости от развития ситуации в России его менталитет может трансформироваться в различных направлениях.

Таким образом, следует отметить, что:

1. Студенческая семья - особый вид молодой семьи.

2. Студенческая семья характеризуется большей стабильность, чем любая другая молодая семья, т.к. супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу;

3. Студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей. Единственный источник доходов - стипендия (иногда, плюс какой-либо заработок).

4. Студенческая семья сталкивается с такими же материально-бытовыми проблемами, как и любая молодая семья. Особая позиция- жилищный вопрос. Не все учебные заведения дают возможность получить место в семейном общежитии.

Заметим, что у нас нет другой страны и другой молодежи. Обществу и государству, всем нам, осознающим сложность задач, предстоит приложить усилия для возрождения традиционной многодетной высоконравственной семьи, которая и спасет Россию.

Список литературы:

  1. Акишкина Н Студенческая семья//Студенческая правда
  2. Варламова С.Н., Носкова А.В., Седова Н.Н. Брачный договор в России: от прошлого к будущему// Социологические исследования - 2008.- №1.- С. 50-56.
  3. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. - СПб.: Питер, 1998 Калмыкова Е. С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопросы психологии. 1983. №2. С. 47-53.
  4. Косова, О. Ю. "Фактические браки" и семейное право.//Правоведение. -1999. - № 3. - С. 105 –
  5. Лукъянович Д. Гражданский брак //Надежда -2008- №4
  6. Савинов Л.И. Семьеведение: Учебное пособие. - Саранск: Издательство Мордовского университета, 2000.
  7. Свадъбина Т.В. Семья и российское общество в поиске обновления. Нижний Новгород, 2000.

Студенческая семья

Особый отряд молодежи составляет студенчество. Это - элита молодежи, которая задает образец поведения в молодежной среде. Поэтому крайне важно, чтобы именно в данной социальной группе формировалось правильное отношение к семье.

Сегодня студенческая семья характеризуется большей стабильностью, чем любая другая молодая семья. Это обусловлено тем, что супруги объединены общими интересами и взглядами, их действия направлены на учебу. Но в то же время студенческая семья характеризуется большей зависимостью от родителей, поскольку не имеет серьезных источников доходов. Как любая молодая семья, она сталкивается с материально-бытовыми проблемами и, в первую очередь, с жилищным вопросом. Хорошо, когда молодые начинают совместную жизнь в отдельной квартире, но такое встречается крайне редко.

Студенческая молодёжь не отказывается от брака в общепринятом понимании этого понятия, но отказывается своевременно и официально регистрировать свой брак. А это ведёт к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности, а также влияет на репродуктивное поведение. Проблема состоит в том, чтобы социально адаптировать не только отдельных людей, но целые семьи и даже группы семей, для того чтобы семья стала выполнять свои социальные функции и прежде всего - первичной социализации.

Студенческая семья - достаточно сложный и еще малоизученный объект исследований. Под студенческой семьей понимается такая, в которой оба супруга - студенты дневного отделения.

Студенческая семья создается в результате активного поиска молодыми людьми близкого, дорогого человека, необходимого для счастливой, полноценной жизни. Характер будущего супружества в значительной мере определяется мотивом, причинами, которые обусловили заключение брачного союза.

Преобладающим мотивом заключения брака у студенческой молодежи являются любовь и близкие к ней духовные, этические и эстетические ценности и ожидания.

Студенческая семья в силу близости идейно-нравственных характеристик супругов обладает потенциальной способностью к успешному функционированию. Ряд преходящих социально-экономических, педагогических и административно-правовых факторов, затрудняют реализацию положительных установок на успешное функционирование семьи в студенческие годы.

Специфика студенческого брака заключается в особенностях деятельности супругов - учебе, временности их социального положения. Окончание учебы, распре деление на работу, в перспективе любимая работа - это составляющие студенческого брака.

В студенческом браке ожидание радостной долгожданной перспективы окончания учебного заведения имеет двойной эффект. Изменится социальный статус у обоих супругов. Сходство перспективных целей обусловливает главный момент специфики студенческого брака.У семейных студентов можно выявить типичный для этой категории студенчества набор жизненных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, некоторые отличия от тех же показателей у несемейных студентов. При этом семейное положение побуждает их более ответственно относиться к учебе, к овладению профессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям.

У семейных студентов отмечается более серьезное отношение к учебе и избранной профессии, они особенно ценят самостоятельность в работе, больше ориентированы на достижение успехов в профессиональном труде. Семейное положение благотворно влияет и на ценностные ориентации студента, способствует развитию интеллектуальных и социальных потребностей.

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества.Существенную материальную помощь оказывают и родители студентов. Потребность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студентов от основного вида их деятельности - учебы. Материальные трудности, которые испытывает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Большинство молодых людей в начале своей семейной жизни сталкиваются с проблемами, о которых они, возможно, раньше и слышали, но не думали, что им придется их решать. В частности, такой маленький бюджет, каким располагает студенческая семья, требует особой тщательности ведения хозяйства. И здесь необходимы хотя бы элементарные знания и умения.

Сегодня в обществе идут серьезные экономические преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологического и медико-биологического порядка. Семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им снимать целый ряд жизненно важных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интеллектуальном общении с избранником, психологическом комфорте и др. Семейные студенты в меньшей степени испытывают половозрастной дискомфорт. Это позволяет им более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть. Семья не является главным препятствием для успешной учебы и участия в общественной работе.

При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, связано с уровнем подготовленности к браку.

Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы человеческой жизни. Правомочность их сосуществования не оспорима. Они имеют нравственную и правовую основу в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат позитивные примеры семейных студенческих пар.

Успешное совмещение учебной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и другому, кто организован и целеустремлен, кто имеет достаточный уровень образовательной подготовки для получения профессии, положительные установки и необходимые умения для семейной жизни.

Студенческие семьи представляют оптимальную модель семьи современного типа. Студенчество в силу своего социального положения призвано умножать нравственный и духовный потенциал общества. Состояние нравственности семьи и получение высшего образования супругами имеет несколько точек пересечения: во-первых, образование само является жизненной ценностью, во-вторых, образование способствует усвоению этических знаний, что сказывается на внутрисемейных отношениях, в-третьих, образование влияет на формирование нравственных качеств и жизненных целей.

Студенческая семья заметно отличается от других категорий семей уровнем успешности и стабильности. Но не все студенческие семьи одинаковы. Часть из них оказываются несостоятельными в будущем. Стабильность означает устойчивость, прочность. Успешность - нужный или желательный исход дела. Устойчивость, стабильность семьи определяется наличием конкретных целей существования и функционирования и степенью сплоченности семейной группы. Успешность брака - это субъективно-объективная оценка брачно-семейных отношений, отражающая степень удовлетворенности супругов браком и соответствие выполняемых семейных функций общественным интересам. Другими словами, критерием успешности является не только выполнение надлежащим образом семейных функций, но и удовлетворенность супругов браком.Студенческие семьи создаются и развиваются по общим законам. Им присущи типичные черты обычной молодой российской семьи. Поэтому многие проблемы студенческой семьи рассматриваются сквозь призму общих черт современной семьи.

Студенчество является основным источником воспроизводства интеллектуального потенциала страны? В скором времени ему предстоит взять на свои плечи дело развития науки и техники, культуры и искусства, нести ответственность за судьбу Родины. От качества приобретенных знаний, социальной позиции, морального облика современного студента в большой степени зависит прогресс общества. (Социальную зрелость студенчества характеризует его отношение к учебе - главному труду студентов). Приметой времени и своеобразной характеристикой студенческой среды в то же время можно считать тенденцию роста студенческих браков. Оправдано ли это совмещение и личном и социальном плане? Ведь официальное одобрение и неофициальная точка зрения не всегда совпадают. Противники студенческого брака в качестве решающих аргументов указывают на социальную незрелость молодежи, отсутствие материальной базы и собственного жилья, несовместимость учебы в вузе и выполнения семейных функций. Так ли это в действительности?

Государство, как известно, предпринимает реальные шаги по улучшению условий учебы и быта студенчества (повышается стипендия, строятся общежития, улучшается студенческий быт и т. п.).

Существенную "материальную помощь оказывают и родители студентов. Однако материальным положением неудовлетворенны 80 % опрошенных семейных студентов. По­требность в пополнении бюджета семьи и связанные с этим работы значительно отвлекают семейных студен­тов от основного вида их деятельности учебы. Таким образом, материальные трудности, которые испыты­вает значительное число семейных студентов, отнюдь не способствуют успешному овладению знаниями. Однако мы хорошо знаем, что почти любая молодая семья сегодня нуждается в материальной помощи, и студенческая семья не является исключением.

Сторонники студенческого брака приводят свои аргу­менты. Сегодня в обществе идут серьезные экономичес­кие преобразования, нарастают темпы социальной, эмоциональной и нравственной раскрепощенности молодежи, сексуальная зрелость ее становится более ранней. Все это порождает ряд проблем нравственно-психологичес­кого и медико-биологического порядка. В связи с этим семья представляет для студентов уникальную микросреду в том смысле, что позволяет им постоян­но удовлетворять (снимать) целый ряд жизненно важ­ных возрастных потребностей: в любви, отдыхе, интел­лектуальном Общении с избранником, психологическом комфорте и др. В силу этого семейные студенты в мень­шей степени испытывают половозрастной дискомфорт и это позволяет им, в свою очередь, более рационально распределять свое суточное время, отдавая учебе его значительную часть.

В ходе исследования сделан вывод, что семья не является главным препятствием для успешной уче­бы и участия в общественной работе. Есть другие фак­торы, которые затрудняют учебу в вузе. Основные из них мы проанализируем. Для студенчества учеба - пер­вична. Но умение и стремление учиться, а главное - желание овладеть конкретной профессией, как правило, не возникают сами по себе (спонтанно) по факту за­числения абитуриентов в высшее учебное заведение. Толь­ко благое желание овладеть профессией не является надежной гарантией формирования склонности и про­фессиональных качеств. Редкий абитуриент полностью представляет себе, что составляет сущность его буду­щей профессии, каких знаний, умений, навыков и спо­собностей она требует, какая система подготовки приведет к овладению специальностью и формированию нуж­ных черт личности. И поэтому школьники, поступающие в вуз по формальным мотивам, обрекают себя в известной мере на ошибку выбора, что впоследствии сказывается на их учебе и профессиональной подготовке. Из 3186 обследованных нами студентов осознанно поступили в вуз лишь 35,8 % (готовились в кружках и студиях, учи­лись в заочных школах при вузе, регулярно участво­вали в олимпиадах, окончили спецшколу по будущей специальности). Большинство же (64,2 %) поступили в вуз без учета личных возможностей и специфики бу­дущей профессии, лишь из желания получить высшее образование, или престижности вуза и специальности, или невысокого конкурса, или за компанию с друзьями.

Понятно, что для становления студента как специалис­та нужны соответствующие предпосылки, основными инди­каторами которых могут быть профессиональная нап­равленность и соответствующая довузовская подготов­ка молодежи. Обычно под профессиональной направ­ленностью подразумевают положительное отношение, ин­терес к профессии, склонность заниматься ею. В поня­тие направленности также включают потребности, эмо­ции, установки, интересы и склонности, идеалы и убеж­дения. Если довузовская подготовка отвечает требова­ниям системы высшего образования, то учеба в вузе для студента создает непосредственную возможность реа­лизации потребности в высшем образовании. Если нет, то возникает необходимость в дополнительных усилиях студента по развитию и совершенствованию знаний, спо­собностей, навыков, отвечающих требованиям избран­ной профессии. Успех освоения профессии будет зави­сеть от того, насколько у студента разовьется потреб­ность в освоении профессии. И в этом смысле не все студенты, попавшие в вуз случайно, безнадежно утра­чены для общества как квалифицированные специалис­ты. В процессе учебы под влиянием различных фак­торов у них может проявиться интерес к получаемой профессии. Для такой категории студентов особое зна­чение имеет психолого-педагогическая атмосфера учеб­ного заведения, качество преподавания, материально-тех­ническая база, техника и методика учебного процесса и практических занятий.

Однако приходится констатировать, что сегодня со­держанием обучения удовлетворены лишь 29 % студентов из всех опрошенных в ходе исследования

Серьезные претензии студенты предъявляют и к пре­подавателям учебных заведений. Многие из опрошен­ных отмечали некомпетентность, неграмотность некото­рых преподавателем, их профессиональное несоответст­вие. Эти обстоятельства снижают интерес к учебе, пре­вращают учение в формальный процесс и тем самым в определенной степени дискредитируют вузовское об­разование. Студентами отмечается неадекватная оценка их знаний, грубость, бесцеремон­ность и некорректность некоторых преподавателей по отношению к студентам, покровительственное отноше­ние к тем, кто имеет влиятельных родственников. В та­ких условиях очень сложно хорошо учиться и достичь необходимого качества профессиональной подготовки. Студенты, в том числе и семейные, полагают, что по­высить качество успеваемости и изменить отношение студентов к учебе как объективной необходимости, ра­зумеется, можно. Для этого следует повысить качество преподавания, создать социальные гарантии при рас­пределении на работу в зависимости от качества по­лученных знаний, нравственных и физических затрат. Необходимо обеспечить учебный процесс современной тех­никой, хорошими учебниками и научной литературой.

Примечательно, что все студенты (как семейные, так и несемейные) учебу в вузе связывают с будущими бла­гами. В этом есть резон. Хорошо подготовленный спе­циалист вправе рассчитывать на соответствующее воз­награждение со стороны общества.

У семейных студентов мы предполагали выявить ти­пичный для этой категории студенчества набор жизнен­ных ценностей и характеристик успеваемости, имеющих, как нам казалось, некоторые отличия от тех же пока­зателей у несемейных студентов. При этом мы исходи­ли из того, что семейное положение побуждает их бо­лее ответственно относиться к учебе, к овладению про­фессией, к более конкретным и реальным жизненным ориентациям. Это нашло подтверждение в ответах сту­дентов о жизненных целях. Получить хорошую зарплату сразу после окончания вуза хотели бы 90,4 % семей­ных и лишь 22 % несемейных студентов, комфортабельную квартиру 82,8 % и 3,8 % студентов соответственно. Пред­положение, что семейная жизнь отрицательно сказыва­ется на успеваемости, не подтвердилось. Существенных расхождений в уровнях успеваемости семейных и несе­мейных студентов обнаружить не удалось. Было полу­чено следующее распределение ответов на вопросы об успеваемости у семейных студентов (в % к числу оп­рошенных):

В целом семейные студенты учатся неплохо. Это в равной степени относится как к женам, так и к мужьям. /Была зафиксирована и такая особенность: семейная жизнь, несмотря на сложности быта и материальные затруднения, для значительной части студентов (41,1 % мужчин и 34,6 % женщин) явилась фактором, стимули­рующим учебу. Они стали учиться лучше уже после того, как вступили в брак. Семья и учеба оказались для них приемлемыми и совместимыми. При общении студенты-супруги, как правило, часто обсуждают свою учебу, оказывают друг другу посильную помощь при подготовке к занятиям, во время сессий. Однако суще­ствует некоторая зависимость между результативностью учебы и семейными факторами. Один из них - нали­чие детей. Так, 18,5 % женатых студентов и 31,2 % за­мужних студенток отмечают, что семейные дела, слож­ности, связанные с уходом за ребенком (если им за­ниматься добросовестно), отнимают много сил, време­ни и мешают хорошо учиться. У студентов, имеющих детей, более высокий процент неуспевающих как сре­ди женщин, так и среди мужчин. Как правило, в от­сев по неуспеваемости попадают чаще всего те студент­ки, которые имеют детей и плохо налаженный быт.

Совмещение учебной и семейной деятельности зависит в значительной мере и от типа организации семейной жизни, что, в свою очередь, свя­зано с уровнем подготовленности к браку.

Интересны данные о совмещении супругами учебной и семейной деятельности в различных типах семей. Од­нако последняя заметно мешает учебе женщин из се­мей анархического типа, где есть ребенок. Как прави­ло, эти женщины оказываются в неблагоприятных ус­ловиях. Брак для них создает ситуацию, в которой «се­мейная жизнь мешает учебе, а учеба - семье». Более половины из них учатся на «удовлетворительно». Сре­ди мужчин «страдающими» от семьи чаще всего так­же являются «анархисты». Неорганизованность семей­ной жизни, разобщенность супругов сказываются и на результатах учебы. В условиях психологического дис­комфорта очень сложно достичь необходимого качест­ва профессиональной подготовки. Самые благоприятные результаты от совмещения учебной и семейной деятель­ности наблюдаются в семьях демократического типа (на­помним, что их 81,5 %): почти половина мужей и жен стали «учиться лучше после того, как вступили в брак, учеба тоже не мешает семье». 65,8 % мужчин и 63,5 % женщин из этих семей учатся без «троек».

На качество учебы существенное влияние оказывает участие студентов в научно-исследовательской работе. В условиях научно-технического прогресса и социаль­ных преобразовании становление специалиста прочно свя­зывается с формированием у студента качеств иссле­дователя, творчески мыслящего работника, способного самостоятельно ориентироваться в огромном потоке на­учной и социальной информации, оперативно осваивать новые перспективные направления и сферы деятельнос­ти. Для развития этих качеств в вузах республики соз­дана и функционирует система НИР. Все студенты (осо­бенно дневного отделения) имеют реальную возможность участвовать в научно-исследовательской работе кафедр, лабораторий, научных кружков. НИР - своеобразный инструмент, повышающий авторитет и престиж студен­та, а для семейного студента она может стать и оп­ределенным материальным подспорьем (в случае, если вуз ведет хоздоговорные научные работы и работа сту­дентов оплачивается). Более того, материальная заинте­ресованность может стать решающим фактором в вов­лечении более широкого круга студентов в научно-ис­следовательскую работу. У большинства тех, кто зани­мается НИР, зафиксированы высокие показатели в уче­бе (78,8 % учатся на «отлично» и «хорошо»), многие пользуются заслуженным уважением и авторитетом сре­ди своих товарищей (46,4 %).

Конечно, хорошо учиться и заниматься научно-иссле­довательской работой, иметь семью под силу далеко не каждому студенту. Очевидно, поэтому научно-исследо­вательской работой занимаются сегодня лишь немно­гие семейные студенты (11,8 % женщин и 24,1 % муж­чин). Наряду с объективными существуют и субъек­тивные причины неучастия в НИР (лень, нежелание и неумение серьезно учиться, отсутствие интереса к нау­ке вообще), в силу которых большинство студентов, независимо от их семейного положения, остаются вне сферы научно-исследовательской работы вуза.

В жизни студенчества традиционной является обще­ственная работа. Студенту она позволяет развить ор­ганизаторские способности, дает навыки межличностно­го общения и поведения в условиях коллектива. В ра­боте общественных организаций (комитетов комсомола, студенческих профкомов) идет процесс переоценки цен­ностей, намечается отход от традиционных форм работы. Республиканские исследования проблем студенческой мо­лодежи показали, что 53,7 % предпочитают работать в стройотрядах, 30,3 % участвовать в тематических культ­походах и экскурсиях, 28,9 % - в дискуссионных полити­ческих клубах и клубах по интересам. Наблюдается не­который рост активности и заинтересованности студен­тов в решении студенческих проблем. Они принимают в их решении деятельное участие: выступают на ком­сомольских и групповых собраниях по проблемам уче­бно-воспитательной работы (20,6 %), принимают участие в организации свободного времени студентов, их тру­да и быта в общежитиях, наведении порядка в жилых и учебных помещениях, в работе студенческих столо­вых и буфетов (28,3 %), участвуют в выборах руково­дителей факультета и преподавателей (11,9.%.)....

Занятость студенчества общественной работой значи­тельна. У семейных студентов она даже несколько вы­ше, чем у несемейных (60% и 55,3% соответственно). Мотивы участия в общественной работе у семейных сту­дентов различны. Чувствуют в ней потребность лишь 15 % семейных, остальные же участвуют по необходи­мости, в силу своего социального положения или вы­нужденно, в связи с давлением общественных органи­заций и администрации. Студенты отмечают, что семейные заботы и малень­кий ребенок являются причиной неучастия в обществен­ной работе в два-три раза реже, чем отсутствие жела­ния и интересных дел. Конечно, для замужних студен­ток семья и ребенок становятся основными причинами временного отхода от общественной работы. Но на от­сутствие интересных дел как на причину неучастия в общественной жизни указывают и студентки, не имею­щие детей. Таким образом, не семья является глав­ной виновницей общественной пассивности студентов, а закостенелость старых форм, невостребованность обще­ством сил и энергии молодого поколения.

Новые формы в той или иной сфере деятельности должны строиться на основе равноправных отношений между ее участниками, интереса общества к запросам молодежи, естественной инициативы и коллективной за­интересованности студенчества в преобразовании наше­го общества.

Воспроизвести социально активного и творчески мыс­лящего специалиста за пять лет в вузе очень трудно. Было бы легкомысленно неудачи подготовки специалистов в вузе ставить в вину студенческой семье как не­коему искусственному препятствию. Семья и учеба, как и семья и работа, не исключающие сферы чело­веческой жизни. Правомочность их сосуществования не­оспорима. Они имеют нравственную и правовую осно­ву в личностном и социальном плане. Подтверждением этому служат многочисленные позитивные примеры се­мейных студенческих пар. Успешность сочетания семей­ных и учебных обязанностей в определенной мере за­висит от организации учебного процесса, от степени вни­мания к студентам со стороны профкомов, ректоратов, деканатов. Сегодня же почти треть состоящих в бра­ке студентов отметили неудовлетворенность отношением к своей семье со стороны общественных организаций и администрации вузов. На вопрос, поставленный в на­чале раздела, совместимы ли учеба и семья, можно от­ветить следующим образом: успешное совмещение учеб­ной и семейной деятельности вполне возможно для тех, кто достаточно ответственно подходит к тому и дру­гому, кто организован и целеустремлен, кто имеет дос­таточный уровень образовательной подготовки для по­лучения профессии, положительные установки и необ­ходимые умения для семейной жизни.

Назначается с месяца рождения ребенка, если обращение за ним последовало не позднее 6 месяцев с месяца его рождения. При обращении за пособием по истечении указанного срока оно назначается и выплачивается за все прошедшее время, но не более чем за 6 месяцев до месяца, в котором подано заявление. На детей одиноких матерей (одиноких отцов) размер пособия составляет 1500 руб. , а на детей в остальных семьях — 750 руб.

3. Ежемесячная компенсационная выплата на содержание детей лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся по очной форме в государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, состоящим в браке с такими же лицами, до окончания обучения

Льготы многодетным семьям при поступлении в ВУЗ

Однако перечисленные льготы не распространяются на абитуриентов, являющихся членами многодетных семей. Получить право на одну из этих льгот эти лица могут только при условии, что они относятся к следующим категориям: инвалиды, сироты, победители олимпиад и другие. При отсутствии таких обстоятельств члены многодетных семей не могут претендовать на льготное зачисление в вуз.

Многие из вузов, в которых предусмотрена возможность перехода с платной основы обучения на бюджетную форму в связи с успешной учебой, могут предоставить приоритетное право на такой перевод детям из многодетных семей. Подобные льготы многодетным при поступлении в вуз не отмечены в законодательстве, но могут быть закреплены на уровне учебных заведений в локальных нормативных актах.

Льготы для студентов очной формы обучения в 2018 году

Региональные власти разрабатывают собственные программы поддержки обучающихся. К примеру, в г. Москва учащимся ВУЗов выдаётся социальная карта студента. Она даёт право на льготный проезд в общественном транспорте, на поездах, электричках и самолётах. С её помощью можно рассчитываться в магазинах, получая дополнительные скидки, а также брать кредиты на выгодных условиях

Например, специально для студентов администрация города или управление городским транспортом может ввести специальный маршрут к учебным корпусам от студенческих общежитий. Проездом на общественном транспорте, которые двигается по этому маршруту, может воспользоваться любой гражданин. Однако данный маршрут был введен для удобства студентов.

Студенческие льготы очной формы обучения в 2018 году

Учащиеся, старающиеся подрабатывать, неизбежно вынуждены тратить меньше времени на учебу, очень часто они даже пропускают занятия, как итог – падает успеваемость. Последнее не только приводит к ухудшению качества получаемого ими образования, но и очень часто лишает таких учащихся стипендии, что вынуждает их еще больше работать, что еще более усугубляет их проблемы с обучением.

Работающие студенты обладают правом три раза в год уходить в отпуск для сдачи сессии и подготовки к ней. Отпуск предоставляется по требованию ВУЗа, который присылает справку-вызов по месту работы. Также студенту на последнем курсе предоставляется отпуск для написания дипломной работы.

Льготы студентам

VII. Существуют некоторые льготы в системе медицинского страхования. Если студент не удовлетворён качеством медицинского обслуживания в студенческих поликлиниках, он может воспользоваться добровольным медицинским страхованием и узнать, какие страховые компании предоставляют льготы по приобретению медицинского полиса. Обычно скидка составляет около 10%.

Годы идут, а стипендия студента по-прежнему невысока. Но несмотря на коренные изменения в нашей стране, поддержка студенчества, система льгот не только сохраняется, но и преумножается. После распада Советского Союза постепенно были введены новые законы, регулирующие социальную поддержку граждан, получающих профессиональное образование.

Современная студенческая семья: проблемы, тенденции, перспективы (материал ТУСУР)

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет и выплачивается в размере 2 МРОТ, независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход.

Все о льготах для студентов на территории России

В некоторых случаях студенту могут выплатить материальную помощь – решение об этом принимается уже непосредственно руководством учебного заведения.

  • Студентам, живущим в общежитиях предоставляются свои льготы. С 2013 года было отменено установленное ранее ограничение по стоимости проживания в общежитиях – не более 5% от стипендии.

    Поступившие и обучающиеся студенты могут претендовать на социальную стипендию – ее размер больше обычной, а решение о выплате принимается специальной комиссией. При наличии документов и отсутствии задолженностей по экзаменационной сессии студенту-сироте начнется выплата этой стипендии.

    Социальная защита молодой семьи

    У будущих матерей должна быть дозированная учебная нагрузка, полноценный сон. Социальный работник должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до, и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий.

    Материальную поддержку Государство оказывает в виде льгот. По Федеральному закону «о государственных пособиях гражданам имеющих детей» Емельянова Н. Время рожать.// Студенческий меридиан. — 2002. — №3. — 66 с. он устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющих детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.

    Ежемесячное пособие на ребенка в студенческой семье

    • заявление о назначении ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье;
    • документ, удостоверяющий личность родителя и/или личность представителя родителя и документ, подтверждающий полномочия представителя родителя;
    • документы о доходах;
    • свидетельства о рождении ребенка (детей);
    • документ (информация) с места жительства ребенка (детей) о совместном его (их) проживании с родителем;
    • документ и/или информация органа, осуществляющего социальную поддержку населения по месту жительства другого родителя о неполучении им ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье или ежемесячного пособия на ребенка в соответствии с Законом Самарской области от 16.07.2004 №122-ГД «О государственной поддержке граждан, имеющих детей»;
    • справка из образовательного учреждения об учебе родителей или единственного родителя по очной форме обучения.

    С 1 января 2014 года вступает в силу постановление Губернатора Самарской области от 27.09.2013 №243 «О ежемесячном пособии на ребенка в студенческой семье» и приказ министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области от 03.10.2013 №537 «Об утверждении порядка предоставления ежемесячного пособия на ребенка в студенческой семье».

    Какие льготы положены молодым семьям от государства

    • субсидии в размере 35% от стоимости квартиры, которую покупает (простыми словами, молодая семья получает от государства помощь на покупку жилой недвижимости);
    • воспользоваться программой ипотечного кредитования “Молодая семья”, которая позволяет оформлять кредиты на жилье по сниженным процентным ставкам;
    • использовать социальную ипотеку, если семья признана остро нуждающейся в улучшении жилищных условий.
    • заявление на получение льгот;
    • подлинники паспортов;
    • свидетельство о рождении ребенка;
    • свидетельство о составе семьи (подлинник и копию);
    • документы из отдела социальной защиты населения, которые подтверждают необходимость в улучшении жилищных условий;
    • справку о наличии постоянного источника дохода по форме 2-НДФЛ.
  • Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх