Темперамент дошкольника. Советы родителям сангвиника

Екатерина Михайловна Пашкина

Главный врач ЦКБ г.Омска

Время на чтение: 5 минут

А А

Последнее обновление статьи: 02.06.2018

Для того чтобы иметь начальные представления об особенностях детского темперамента, совсем необязательно быть профессиональным психологом. Наблюдая за поведением своего малыша, уже с первых месяцев жизни становится понятно, какие черты будут превалировать в его характере – скромность или требовательность, альтруизм или прижимистость, покладистость или упрямство. А у дошкольников проявления темперамента становятся ещё более явными.

Родители должны разобраться, каков их малыш - тихоня или драчун, «шустрик» или «мямлик»? Какой темперамент у ребенка и как он проявляется? Знать это важно, так как конфликты и обиды зачастую возникают именно из-за особенностей характера ребят.

Вы ежедневно находитесь рядом со своим ребенком, наблюдаете его в играх, в быту, в общении со сверстниками и взрослыми. Как вы думаете, какую «роль» он примеривает на себя? Попробуйте проанализировать поведение малыша, возможно, вы сможете «увидеть» своего ребенка с другой точки зрения. Зная, как определить темперамент ребенка, вам будет легче заниматься его воспитанием.

Определение типа темперамента у вашего ребенка: дошкольник-флегматик

У ребенка-флегматика уравновешенная, сильная, но малоподвижная нервная система. В раннем детстве детей с таким темпераментом называют «удобными» - плачут редко, спят много, постоянного внимания к себе не требуют. У «тихонь»-флегматиков все реакции как бы нечеткие: если плачут, то негромко, так же негромко смеются, скупы на жесты и движения. Они не сразу отвечают на вопросы, не начнут выполнять дело, пока не будет «внешнего влияния». Детей с таким типом темперамента словно надо подталкивать. Им обязательно нужен «период вхождения в деятельность». Зато все, к чему такой малыш привыкает, становится постоянным, поведение флегматиков очень устойчиво.

Некоторые сложности возникают, когда появляется что-то новое: окружение, режим, требования. Например, при поступлении в детский сад малыш-флегматик должен приспособиться, привыкнуть. В новой обстановке представитель такого детского темперамента ощущает себя неуютно, ему нелегко завести знакомство, да и расстаться с родителями даже на день очень трудно. Но после, когда обстановка станет привычной, ребенок спокойно и без принуждения справляется с новыми «правилами», старательно и аккуратно выполняет все, что требуется.

Основное определение дошкольника с таким темпераментом – «кропотливый труженик»

Но обычно он никогда не бывает первым, ему мешают некоторая замедленность, вялость, пониженная активность. Кроме того, «замедленность реакции» флегматика может привести к лени и равнодушию, ведь эмоции малыш расходует словно вполсилы, ему проще посидеть в сторонке с любимой игрушкой.

Зачастую родители совершают ошибку, стремясь подогнать, поторопить малыша - природная медлительность сына или дочки нервирует взрослых, они начинают сердиться и делать замечания. Помогает это мало, скорее всё наоборот - среди детей с разными темпераментами флегматики чаще всего теряются и даже перестают на эти замечания реагировать. Еще хуже, когда взрослые «из добрых побуждений» стремятся сделать за ребенка то, что ему вполне по силам, - умывают, одевают, убирают игрушки и т. д. Мало того, что малыш не научится быть самостоятельным, он еще и разочаруется в собственных силах.

Если у вашего ребенка такой тип темперамента, ему важно показывать результаты его деятельности, но при этом ненавязчиво контролировать на каждом этапе выполнение работы . Замечательно, если родители будут привлекать ребенка к играм с элементами соревнования, к подвижным командным играм, где требуется научиться преодолевать трудности и побеждать, помогать окружающим и быть отзывчивым.

Большое подспорье для дошкольников с таким темпераментом – одобрение и поддержка его начинании и любых проявлений инициативы со стороны педагогов и родителей.

Особенности проявления темперамента у дошкольника-меланхолика

У ребенка-меланхолика чаще всего слабая нервная система, он чувствителен и раним. Из-за слабости нервных процессов быстро наступает утомление, ребенок все время отвлекается, а для восстановления сил ему необходимо больше времени , чем другим детям. С трудом, медленно и долго ребенок овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.

Характер у ребенка с таким темпераментом спокойный, малыша-меланхолика не видно и не слышно, все реакции как бы сглажены, движения неуверенные, разговор выразительный, но тихий.

Ребенок не любит демонстрировать свои умения, редко включается в беседу, малоактивен и всем движениям предпочитает спокойную деятельность где-нибудь в уголке, в одиночку; замкнутость и нерешительность - главные черты меланхолика .

Индивидуальные особенности детей с таким темпераментом заключаются в том, что они сторонятся шумных сверстников, они утомляют меланхоликов. Из-за этого малыши терпеть не могут ни садик, ни школу. Еще больше такие дети устают от новых людей, громких звуков и шума, резких замечаний - подавляется и без того малая активность ребенка.


Основные точки «уязвимости» такого типа детского темперамента - замкнутость, пассивность, утомляемость, легкая ранимость и медлительность.

Если малыш не отвечает на вопросы или отвечает медленно, запинаясь, это вовсе не значит, что он не знает ответа. «Виноваты» низкая самооценка и неуверенность в себе

Родители, не разобравшись в особенностях темперамента дошкольника, могут ухудшить ситуацию, постоянно повторяя малышу, что он «невнимателен», «забывчив» или «непонятлив». Ребенок-меланхолик с трудом переносит неудачи, сильно расстраивается, если что-то не получается, легко обижается, переживает по пустякам. Любое замечание или неприятное событие надолго выбивает его из колеи .

Но не забывайте ещё об одной характеристике этого типа темперамента: хотя дети-меланхолики внешне и не проявляют своих чувств, они у них сильные и глубокие, и отсутствие реакции — вовсе не безразличие! Несомненными плюсами малышей-меланхоликов являются способность к сопереживанию, чуткость, устойчивость привязанностей, привычек и интересов.


С такими детьми хороша тактика «эмоционального поглаживания». Им нужно создавать условия, когда ребенок работает «в паре» - с другим малышом или с взрослым. Приказы и категорические обращения таким деткам противопоказаны, гораздо лучше они воспринимают совместные обсуждения, причем с обязательными акцентами на чем-то положительном.

Учитывая все определения этого типа темперамента, учите ребенка переключаться с внутренних переживаний (в том числе с «ворошения старых обид») на события внешнего мира, привлекайте к активным играм и домашнему труду. Постепенно, без нажима вовлекайте малыша в детские коллективы (садик, спортивные секции, студии творчества) - маленькому «отшельнику» полезно выработать в себе упорство и стойкость в общении со сверстниками. И, конечно, почаще хвалите детей с таким видом темперамента, демонстрируйте их достижения, учите самостоятельности и смелости.

Индивидуальные особенности темперамента у детей-холериков

Основная характеристика темперамента детей-холериков – «двигатель работает, а тормоза отказывают». Так и с ребенком-холериком: особенность его сильной, но неуравновешенной нервной системы в том, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. У таких детишек быстрая, громкая и порывистая речь, мимика и жесты выразительные, бурная реакция на запреты и неудобства.

Любую информацию ребенок дошкольного возраста с таким темпераментом воспринимает на лету, но так же моментально забывает, в новой обстановке осваивается мгновенно, у него тут же появляются друзья - а через пять минут бесстрашный задира уже конфликтует.

Холерик импульсивен, его плач - это рыдание до истерик, его смех - это хохот до слез. Настроение меняется быстро и непредсказуемо. Дошкольник с таким типом темперамента не сдержан в проявлениях эмоций и при недостатке самообладания может вспылить из-за пустяка - ему нужно «все и сразу». Легко увлекается любым делом, но быстро «остывает» и часто бросает на полпути, так как не терпит однообразия и неусидчив.


Ещё одна особенность детей с таким темпераментом – любовь к подвижным играм, в которых холерики стремятся не только проявить себя, но и «покомандовать» (и детьми, и взрослыми). Любые непредвиденные моменты в игре могут вызвать гнев или страх. Среди других детей холерики выделяются шумливостью и склонностью к вспыльчивости, а нередко к драчливости и даже агрессии. Им очень трудно подчиняться правилам, такие малыши нередко конфликтуют из-за игрушек и, бывает, теряют над собой контроль.

С малышом-холериком разговаривать следует ровным тоном, спокойно, но требовательно, без уговоров . А заодно и малышу прививать правила общения без крика и грубостей, настойчиво повторяя, что просьбы должны быть вежливыми, за грубость и проступки нужно извиняться и т. д.

Без толку сдерживать подвижность малыша или препятствовать его активности. А вот обоснованные требования и четкие правила необходимы. Энергию малыша-холерика родители могут направить в «нужное русло»: спортивные секции, интересное увлечение, спокойные игры, а для развития усидчивости и внимания хорошо помогают занятия рисованием, аппликацией, лепкой. Полезно приучать холерика к посильной домашней работе (и следить, чтобы не отлынивал!) . Очень помогает собственный пример - учите малыша быть наблюдательным, сдержанным, помогите понять, что в жизни важно и рассчитывать силы, и обдумывать решения.


Запреты и наказания холерику не помогут , ребенок попросту игнорирует их и сопротивляется, вплоть до ненависти к «воспитателю». Скорее помогает демонстрация «перспектив» бурной деятельности ребенка и положительная оценка. Запаситесь терпением - это главное в воспитании малыша-холерика.

Какие особенности характера у ребенка-дошкольника с типом темперамента сангвиник

Живой, жизнерадостный ребенок-сангвиник обладает подвижной, сильной и уравновешенной нервной системой. Давая характеристику разным темпераментам у детей, особо стоит отметить общительность и активность сангвиников. Как правило, у них всегда бодрое настроение, они деловиты, внимательны и прекрасно усваивают новую информацию.

Сангвиники легко приспосабливаются к любым условиям, быстро заводят друзей, но, если общение становится им неинтересно, так же быстро «замораживают дружбу». Получается, что приятелей у малыша много, а настоящих друзей-то и нет. И задача родителей - постараться воспитать у ребенка такую черту, как постоянство. Тем более что маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится не только к друзьям-товарищам, но и к своим делам, обязанностям. Так широта интересов оборачивается своей «изнанкой»: хватаясь за множество дел сразу, малыш ни одно не может довести до конца.

Дети сангвинического темперамента могут быть и «руководителями», и «руководимыми», они не держат обиды на сердце, быстро забывают неудачи и недолго бывают, расстроенными из-за разных неприятностей. Резкие смены настроения - это не про сангвиников. Основные особенности характера детей с таким темпераментом –жизнерадостность, остроумность и предприимчивость.

На все окружающее такие малыши смотрят с неиссякающим оптимизмом, они послушны, но зачастую не умеют отстаивать свое мнение. Иногда такое поведение приносит им вред - ведь слушают малыши всех подряд, а это может доставить сложности и неприятности.

Так же легко малыши-сангвиники переходят от одного вида деятельности к другому. Вот ребенок катается на качелях, вдруг сорвался и помчался строить замок в песочнице, а через пять минут уже спрятался за скамейкой, чтобы побыть в одиночестве. В таком поведении таится «подводный камень». Малыш быстро устает от «однообразия» и, как только дело ему надоедает, стремится перейти к другому, более привлекательному на данный момент. Например, бросает начатый рисунок «домика», чтобы тут же «нарисовать машинку».


Начатое дело должно быть закончено - это правило постарайтесь помочь усвоить малышу-сангвинику. Для этого перед началом дела сангвинику надо поставить четкую цель, обязательно демонстрировать ребенку результаты его работы.

Обучение упорству и терпению, поддержка и одобрение, подчеркивание «важной роли» малыша в порученном деле-лучшие методы в воспитании ребенка-сангвиника. Вы ведь не хотите, чтобы увлеченность и жизнерадостность превратились в непостоянство и легкомыслие?

И одно важное дополнение. Не бывает «хороших» или «плохих» типов темперамента! И у холериков, и у сангвиников, и у меланхоликов, и у флегматиков есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Мы не можем изменить заложенное природой, но в наших силах помочь выделить сильные черты темперамента и «сгладить» слабые.

Малыш подрастает, его «воспитывают» жизнь и окружающие люди, он учится подражать взрослым, берет пример со сверстников. Кроме того, «чистых», стопроцентных типов тоже нет. Гораздо чаще встречаются смешанные типы, с преобладанием какого-либо темперамента. Вот и обращайте внимание на эти яркие черты, развивайте сильные стороны ребенка , учите свое сокровище проявлять силу воли, наступать и отступать, контролировать природный темперамент и использовать самые лучшие черты тех механизмов, что заложила в нас природа.

Образ сангвиника практически у всех вызывает положительные эмоции. «Общительный, веселый, активный», - говорят о нем. Но у каждого вида темперамента есть свои «подводные камни». Знаете ли вы о них? Есть ли какие-то особенности в воспитании маленького сангвиника? Эти и другие вопросы предлагаю рассмотреть в нашей статье.

Ребенок-сангвиник? Вам повезло!

Впервые в детский сад! Волнуется мама, а малыш уже смело отпустил ее руку и показывает свою машинку шумным мальчишкам. И не обернулся вслед маме. И не заплакал. Он же сангвиник! Переживать некогда, еще столько нужно узнать и успеть. Правда, воспитателю придется быть начеку: спокойно сидеть на стульчике маленький сангвиник не будет.

Его любознательность, активность и отзывчивость покоряют воспитателей, а потом и учителей. Это они, дети-сангвиники, первые тянут руку на вопрос учителя. Это они участвуют во всех школьных мероприятиях. Это они всегда приветливы и улыбчивы, врожденный оптимизм не дает им унывать. Это сангвиников выбирают старостами класса, а позже, во взрослой жизни, назначают на вышестоящие должности.

Обидеть такого малыша трудно, а если и получится, долго дуться он не будет. И сам, если виноват, легко попросит прощения. Только долгого раскаяния не ждите: опять же некогда - нужно наслаждаться жизнью.

Собрались позвать гостей? Ребенок будет только рад, даже если среди них будут незнакомые. Маленький непоседа очарует всех своей непосредственностью.

Нужно приготовиться к урокам? Нет проблем: убиваем сразу несколько зайцев: слушаем аудиокнигу, делаем поделку, пока подсыхает клей или краска, решаем математику. А потом спешим к друзьям, и, спускаясь по лестнице, доучиваем стихотворение.

Отрицательные черты маленьких сангвиников

И этот же школьник-сангвиник вроде и встанет утром пораньше, а все равно опоздает на урок, потому что перед самым выходом замешкается в поисках второй рукавички. А она, рукавичка, окажется в той самой горе книг и тетрадей на письменном столе. Но ребенок совсем не виноват в таком беспорядке: столько всего навалилось, не до уборки ему!

Да, к сожалению, дезорганизованность - характерная черта больших и маленьких сангвиников. Такими они родились и винить их в этом равносильно тому, что ругать за курносый нос или длинные ноги.

Будем спасать и приучать к порядку.

Начнем с малышей. Главная проблема (и не только сангвиников) - уборка игрушек.

* С 1,5 до 5 лет учим своим примером, вместе убираем предметы и проговариваем: «Мы игрушками играли и в коробку убираем!»

* Приучаем к режиму, в котором обязательно выделено время на операцию «ЧИП» (чистота и порядок). Следуем традиции: перед прогулкой или сном складываем все по местам.

* Играем в «Индейца Джо», правила просты: «К нам едет индеец Джо! Те игрушки, которые не успели попрятаться по своим домикам, индеец берет в плен на месяц». Через назначенное время в комнате появляется Джо в лице папы (а чаще мамы) с коробкой, в которую попадают глупенькие машинки и куклы. Месяц им бедным приходится жить на балконе.

* Игру можно продолжить и предложить договор обмена: меняем одну пленную игрушку на три свободных. Так дети освободят комод от ненужных вещей.

* Когда игра в пленных надоест, можно применить гонки «Поймай сбежавшие игрушки», или поиски детективов: собирать вещи по заданному цвету, форме и др.

* Мало сказать ребенку: «Убери книги на столе». Лучше поставить перед фактом: «Нужно срочно убрать книги на столе». А потом и алгоритм действий добавить: куда, что и в какой последовательности складывать.

* У меня есть одни знакомые. Обычная семья с двумя детьми, но у них всегда порядок. И не потому, что они часто убираются. Они просто не наводят беспорядок. У каждой вещи свое определенное место, на которое они почему-то сразу ее помещают.

* Наведение порядка дети воспринимают как наказание и поэтому так не любят все это мероприятие. А вот если б они знали, что в итоге их приласкают и похвалят, может настрой был совсем другой?

* Тут есть и еще одна сторона: психологи напоминают, что дети непослушны тогда, когда ждут нашего внимания. Они, несчастные, готовы и на наш негатив, лишь бы встретить наш взгляд. Поэтому мы будем чаще хвалить своих маленьких сангвиников.

* Приучить к порядку можно закреплением за чадом определенных зон: его комнаты или, если ее нет, стола, полки, шкафа и др.

Беспорядок у сангвиника еще и в голове. Творческий, конечно. Он, как восприимчивая и эмоциональная натура, с увлечением берется за какой-нибудь проект (а то и два), но быстро остывает к нему и ищет уже другое дело. Сформировать привычку концентрироваться на работе и доводить ее до конца желательно до подросткового возраста. В помощь родителям обычный контроль качества и завершения выполняемой работы. Хорошо бы еще и участвовать в увлечениях своего чада, подогревать тем самым его интерес.

Еще одна особенность сангвиников, которая им часто мешает - излишняя эмоциональность . Дело в том, что они сначала говорят, а потом думают. Это их слово-воробей «вылетит - не поймаешь». Это они позже оправдываются: «А я передумал!» Психологи в этой ситуации советуют говорить медленнее (наверное, чтобы успевать подумать) или вообще выдержать паузу перед ответом. Но кто знает, сколько лет понадобится нашим детям, чтобы научиться контролировать свою речь.

Другая слабость ребенка сангвиника - им часто овладевает разочарование в людях, делах. Тогда ему очень нужна поддержка, сочувствие других людей. Правда, благодарности он долго испытывать к своим помощникам не будет. Также относится он и к многочисленным друзьям: забывает о них, встречает новых. Возможно, дает им какие-то обещания и не всегда сдерживает их.

Вот такой образ яркой бабочки получился: яркой, легкой и беззаботной. Только вот и дождь может пойти, и ветер подуть. Остается только подготовить маленьких сангвиников к такой непредсказуемой «погоде».

Веселый и беззаботный малыш-сангвиник наделен особыми чертами. У него довольно широкое личико с четко очерченным подбородком.

Он пытливо смотрит вокруг, впитывает окружающую атмосферу каждой клеточкой своего тела. Сангвиники буквально цепляются за жизнь, они активны и невероятно любопытны, в любом процессе задействуют все органы чувств. Отличительной особенностью сангвиника является то, что он непоколебимый оптимист. Наметив какую-либо цель, малыш настойчиво будет стремиться к ее реализации. Неудачи или преграды, безусловно, расстраивают его, но не сбивают с выбранного пути.

Благодаря повышенной активности в течении дня, малыш быстро умаивается и мгновенно засыпает вечером. Ночью его мозг активно работает, такой ребенок может бубнить что-то во сне, вскакивать, прикрикивать и через несколько минут снова погружаться в объятия Морфея, как ни в чем не бывало. В принципе ночной сон малыша-сангвиника достаточно спокойный, но именно такие шалуны не дают родителям ни малейшего шанса побездельничать в кровати с утра.

Ребенок просыпается рано и сразу требует внимания к себе. Его вряд ли займут , ему нужны родители, с которыми можно общаться и новые впечатления. Днем такой малыш спит недолго, а просыпаясь, не нуждается в том, чтобы полежать, разглядывая потолок, ему сразу куда-то нужно ползти или идти.

Сангвиник - это исследователь, который имеет острый, пытливый ум. Он постоянно стремится на встречу к приключениям, быстро находит решение для сложных задач, пытается продумать варианты, как обойти родительские запреты и получить желаемое.

Будучи совсем крошечным сангвиник не терпит дискомфорта и недовольства. О том, что он у него что-то болит, он голодный, мокрый или грязный, тут же узнает весь дом. , требуя идеальных условий и успокоения. Малыш наблюдает за всем, что происходит вокруг, изучает звуки, движения, «сканирует» поведенческие навыки.

Кормление сангвиника также прерывисто и неспокойно, как и все, до чего прикасается маленький шалун. Можно сказать, что его интересует не еда, а процессы, которые происходят вокруг этого действа. Что мама взяла в руки, что это заблестело, куда она это положила, как открыла, что высыпала - все это занимает ребенка гораздо больше, чем поглощение пищи. Он может съесть целую горсть печенья, умять тарелку ягод или конфет.

Ребенок ест достаточно много, но предпочитает делать это быстро, чтобы встав из-за стола быстро отправиться за пределы кухни и убедиться в том, что он не пропустил ничего важного и интересного. Как только он делает первые попытки к ползанию или , малыш обязательно направится в те уголки своего жилища, которые ранее были недоступны, он соберет все крошки на полу, обязательно потискает собаку, нажмет кнопки на папином компьютере или разбросает мамину обувь. Ему нужно знать все! Это вечный двигатель, свалить с ног которого может только усталость.

За сангвиниками нужен «глаз да глаз», . Многие родители по-настоящему устают из-за тотального контроля и характеризуют свою жизнь с маленьким непоседой словами: «ни минуты покоя».

Сангвиники практически никогда не бывают полными, несмотря на обильное питание. Это происходит по причине их повышенной физической активности, ползать, прыгать, бегать, скакать - вот что нужно малышу такого типа темперамента. Такой ребенок скорее худощав и поджар, не всегда набирает в весе, так как этого хотелось бы родителям.

Сангвиник очень энергичен, его внутренних сил и энергии хватает на нескольких детей, он лидер, главный выдумщик и заводила в играх и бытовых «шкодах». Малыш очень любит жизнь, у него колоссальная потребность в действиях и движении.

Родители сангвиников ошибочно полагают, что таким активным и «непослушным» детям нужны рамки, поэтому предпочитают ограничивать природную непоседливость малыша. Важно понимать, что внутри такого ребенка кипит, «вулканирует» жизненная энергия и если она не будет иметь выхода это чревато будущими проблемами. Ограничения злят и расстраивают ребенка, он выражает признаки беспокойства, вредничает, проявляет протестное поведение. Единственное что получают родители это ребенка который постоянно провоцирует их своими выходками.

Энергию сангвиника нужно направлять, причем обязательно в мирное русло. Это означает что вам нужно не только следовать за ребенком, подкладывая подушки там где он может упасть, а еще и направлять его, ориентировать его интересы. Тут нужно проявлять изобретательность, причем ежеминутно.

У сангвиника не должно быть слишком много игрушек на виду, он не может концентрироваться, поэтому предлагайте что-то новое, но периодически, причем усвоенный материал стоит временно скрыть с детских глаз. Вместе стройте и ломайте, прыгайте и бегайте, складывайте пирамидки и пазлы. Сами делайте это с неподдельным восторгом, чтобы разбудить интерес ребенка. С сангвиниками очень хорошо работает то, как вы преподносите информацию. Ваше восторженное лицо и заговорщический голос «А давай, сегодня прятаться под столом!» (лепить из теста, кувыркаться, тихонько сидеть, как мышки, петь песню тоненьким голосом, строить домик и пр.). В общем, все что только взбредет вам в голову - то, что нужно непоседе.

Если ребенок капризничает, скорее всего ему скучно, либо он чувствует ваши запреты и не разделяет их. Ребенок далеко не всегда может выразить собственные чувства словами, поэтому старайтесь говорить фразы: Я понимаю, как тебе обидно, потому что ты хотел полежать на песке. Мы обязательно сделаем это летом, когда будет тепло». Позволяйте ребенку расстраиваться и выплескивать свои чувства. Правильно говорите слово .

Поэтому переключайте внимание ребенка-сангвиника на какие-то другие интересные занятия, особенно на прогулке - догонять собачку, собирать каштаны, делать букеты из листьев, рисовать мелками, ходить и даже прыгать по лужам. В запасе у должны быть свежие идеи и несколько интересных игровых предметов, не обязательно игрушек (палочки, веревочки, угольки для рисования, мячик и пр.).

Чтобы не мешать сангвинику развиваться и любить жизнь благодаря оптимизму, бьющему через край, нужно помогать малышу концентрироваться и действовать не порывисто, а последовательно. Подпитывайте детскую любознательность, учите малыша не только получать удовольствие от траты собственной энергии, но и правильно ставить цели.

Основные характеристики ребенка сангвиника

  • Очень подвижный, выражает свои чувства и переживания порывистой речью, резкими жестами, движениями.
  • Не системный, может быть несобранным, рассеянным.
  • Быстро увлекается, может потерять ощущение реальности.
  • Несколько легкомысленный и непостоянный.
  • Без труда приспосабливается к новым условиям, быстро находит друзей и компании по интересам.
  • Общительный, но входящую информацию воспринимает поверхностно.
  • Жизнерадостный и доброжелательный.
  • Не обидчивый за счет хорошего чувства юмора и самоиронии, любит шутить, в том числе над собой.
  • Непоколебимый оптимист.
  • С трудом концентрируется, не очень усидчив.
  • Не всегда проявляет настойчивость.
  • Не может сидеть на одном месте, устает от однообразия, утомляется, скучает и в конечном итоге теряет интерес к занятию.
  • Если увлекается, становится очень деятельным и работоспособным.

Воспитание для ребенка сангвиника

Поскольку сангвиник очень активный, легкий и довольно беспечный, ему в отличии от представителей других темпераментов действительно нужен контроль, но дружелюбный и конструктивный.

  • Будьте справедливы, но контролируйте его действия и поступки.
  • Соблюдайте порядок в своих требованиях и сами не делайте того, что запрещено, на глазах у малыша.
  • Проявляйте умеренную строгость и требовательность. При этом сохраняйте в отношениях искреннюю теплоту и заботу. Если вы перейдете к функции тотального контроля, без доверия, ребенок замкнется.
  • Возьмите за правило проверять качество проделанной работы, малыш сангвиник не всегда способен сконцентрироваться, потому допускает нелепые ошибки или делает все на «тяп-ляп». Если задание выполнено небрежно, просите ребенка исправить ошибки и довести начатое до конца. При этом не воспрещается помогать, или выполнять задание вместе с малышом.
  • Ориентируйте ребенка не только на результат, он должен понять, что процесс - тоже важная часть его работы, к которому также нужно приложить усилия и концентрацию.
  • Поскольку малыш шутник и весельчак, он не всегда может выстраивать гармоничные отношения с другими детьми, его поступки могут быть дерзкими, а шутки довольно колкими. Ваша задача заключается в том, чтобы научить ребенка относиться к другим людям с вниманием и уважением.
  • Старайтесь объяснить малышу, что в жизни важны длительные и устойчивые отношения.
  • Сангвиника нужно мотивировать. В идеале, делать это, призывая его оказать кому-то необходимую помощь.
  • Ребенка нужно научить концентрировать внимание, для этого важно сформировать устойчивость детских интересов. Не позволяйте ребенку бросаться от одного занятия к другому, пока он не получит результата. К примеру, если ребенок ходит на плавание, но через две тренировки говорит, что особого рвения к данному виду спорта у него нет, это далеко не всегда так. Возможно малыш просто отвлекся на что-то другое и потерял интерес временно, а потом станет сожалеть о содеянном. Тем не менее, вы должны прислушиваться к ребенку и если ваши наблюдения и ощущения говорят о том, что ребенку действительно нравится что-то другое, не заставляйте, а переориентируйте его. Но частая смена занятий не идет на пользу маленькому сангвинику.
  • Нужно предугадывать желания ребенка и по возможности, прерывать его действие до того момента, как он примет решение сделать это сам.

При покупках в


Информация, размещенная на сайте, предназначается служить дополнением, а не заменой отношениям между пациентом и его врачом.

Характеристика детей разных типов темперамента

В группе детского сада есть, как правило, дети разного темперамента - холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики. Что характерно для каждого типа темперамента детей?

Ребенок-сангвиник обладает сильной, подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там как дома. Они быстро засыпают и просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот.

Люся (2 года 6 месяцев) обычно веселая, подвижная, разговорчивая, оживленная. Подвижность выражается в большом количестве движений, часто нецеленаправленных, не может длительно сосредоточиться на чем-либо одном. Предпочитает подвижные игрыОчень общительна, быстро и свободно устанавливает контакт со всеми, даже с незнако- мыми людьми. Не любит играть одна, тянется к коллективу. Внимание неустойчиво, быстро отвлекается малейшим посторонним раздражителем. Живо интересуется всем, что происходит вокруг. Игры и занятия ее глубоко не захватывают. Настроение меняется быстро. Двигательная активность проявляется в том, что Люся все время находится в движении: то бегает, то прыгает, то лезет под стол на четвереньках, то занимается какой- нибудь игрой, требующей движения, то просто ходит по комнате и дотрагивается до разных вещей. Даже когда рассматривает картинки, и то время от времени наклоняется над книгой, откидывается назад, обводит картинку пальцем, переворачивает страницы и т. д. Речевая активность проявляется в том, что она без умолку говорит, рассказывает что-нибудь, восклицает, спрашивает или «поет», если можно назвать это пением: громким голосом на свой собственный мотив она выкрикивает отдельные слова и фразы, относящиеся к тому, что она в данный момент делает. Например, играя в куклы, она «поет »: «Люся... коляска... посуда... кукла» или: «Люся идет гулять» и т. д. Подвижность Люси выражается также в живой мимике лица. Разговаривая, она то и дело меняет выражение лица: то придает ему хитрое выражение, сощуривая глаза, то ласковое и веселое, то сердится, с нахмуренными бровями, причем эти выражения быстро сменяются одно другим, почти без интервалов. Играя в «обед» и пробуя несуществующие блюда, она то изображает на лице чувство удовольствия от вкусной еды, то вдруг делает гримасу, как от кислого, и восклицает: «Ой, невкусно, как кисло!», то придает своему лицу выражение, как будто она обожглась горячей пищей, и т. д. (из исследований А. Н. Давыдовой, 1954).

Общительность детей-сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Благодаря тому что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую. Иногда это качество играет положительную роль (например, ребенок легко включается в новую деятельность), но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок меняет одну за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка-сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка-сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким » нарушениям порядка (не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушает привычки, для закрепления которых требуется время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Во всех подобных случаях обязательно нужно добиться, чтобы начатое дело было закончено с хорошим результатом, например не разрешать начинать второй рисунок, пока не закончен первый. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены Деятельности - привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.

И конечно, с малых лет нужно учить ребенка внимательно относиться к товарищам, стремиться, чтобы складывались прочные устойчивые отношения, чтобы новые знакомства не вытесняли старых привязанностей. Ребенок возбудимого типа - холерик - имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над процессом торможения. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживания очень сильны, ярко выражены (он не плачет - рыдает, иногда бьется в истерике, он не просто смеется - хохочет до слез). Он очень импульсивен (даже в большей степени, чем это свойственно дошкольнику). Ребенок этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные игры и занятия, в которых можно проявить себя, стремятся выполнять главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми.

Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство протеста. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны), с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры; если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.

Сложность воспитания возбудимого ребенка усугубляется из-за неправильного отношения к нему тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержать его подвижность: «Не бегай», «Еще раз залезешь на забор, не пущу гулять». Не надо запрещать ребенку быть активным, водить его за руку, читать нотации. Гораздо целесообразнее поддержать его любое полезное увлечение, стремиться так организовать жизнь, чтобы активность находила полезное применение. Ребенок-холерик легко возбуждается, его трудно остановить, успокоить, уложить спать. Ни в коем случае нельзя применять «сильные меры» воздействия - окрики, шлепки, угрозы, от этого возбуждение только усиливается. С возбудимым ребенком следует говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детей от природы слабый тормозной процесс. Поэтому важно не корить их за чрезмерное возбуждение, а помочь его обуздать. Как это ни кажется странным, «неутомимый» холерик нуждается в особо щадящем режиме.

Целесообразно ограничить все, что возбуждает нервную систему, особенно во второй половине дня, перед сном. Возбудимым детям полезны все виды занятий, помогающие развитию собранности, сосредоточенности: настольные игры, конструирование, выпиливание, рисование - словом, все то, что требует усидчивости. Очень хорошо, если ребенок имеет постоянные трудовые поручения и выполняет их систематически, это воспитывает умение управлять собой. Ребенку-холерику трудно выполнять правила общения: говорить спокойно, ждать своей очереди, уступать, считаться с чужими желаниями. Этому его следует терпеливо учить, применяя одобрение, замечания, напоминание. С детьми старше 5 лет можно говорить о недопустимости резких вспышек, неблаговидных выходок. Умение управлять собой приходит с возрастом, но только к тем, кто учится этому умению.

Ребенок-флегматик имеет сильную, уравновешенную, но малоподвижную нервную систему. В раннем детстве это спокойный малыш, который редко плачет, много спит, не требует к себе внимания («удобный ребенок»). Все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - «тихони». Малая подвижность нервных процессов сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности. Говорит с паузами, на вопрос отвечает не сразу, за дело не возьмется, дока не подтолкнешь (будет сидеть с полной тарелкой, с чистым листом бумаги). Для флегматика необходим период вхождения в деятельность, внешнее воздействие. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Все, к чему он привык, становится постоянным. Любое новшество воспринимается не сразу.

Этим детям трудно привыкнуть к детскому саду, школе, ведь надо приспособиться к новому режиму, новым требованиям, расстаться с родителями, познакомиться с детьми. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным. Но мешает флегматику вялость, замедленный темп действия, пониженная активность.

Тамара (2 года 8 месяцев) обычно спокойна, сдержанна, малоподвижна. Часто длительное время находится в молчаливом, неподвижном состоянии. Однако нет и признаков вялости и равнодушия. Наоборот, она всем интересуется, живо реагирует на окружающее, но без яркой, внешне проявленной эмоциональности. Вся ее фигурка - плотная и несколько неуклюжая - не способствует ловкости и быстроте движений. Общительна, но с чужими устанавливает контакт медленно. Любит быть в коллективе, но умеет хорошо играть и одна. Может долго заниматься чем-нибудь одним. Глубоко уходит в занятие или игру, не отвлекаясь. Настроение меняется медленно. Для Тамары характерно спокойное состояние. Любит сидеть где-нибудь в сторонке и, не двигаясь, наблюдать за всем происходящим вокруг. Новая обстановка действует на нее затормаживающе. (...) Тамара приходит раньше других детей. Когда мать уходит, спокойно остается одна. Садится за стол с игрушками. Смотрит на них, но ничего не трогает, не берет. Ей дают в руки проволочного жучка. Берет его, держит в руках 10 минут, лишь изредка дотрагивается пальчиком до его пружинных ножек. Оглядывает комнату, смотрит на экспериментатора. Ни одного слова, ни одного жеста. (...)

Дети затеяли беготню по комнате. Тамара отказывается принять участие в их игре. Стоит и смотрит на них. Затем говорит: «Я сяду...» Берет стул, садится и продолжает следить за беготней детей, не заражаясь их весельем. (Прошло 12 мин.) Тамара немногословна. Речь употребляется ею только в нужный момент, направлена на общение (просьбу, объяснение, наставления). Тамара много и хорошо говорит, но только тогда, когда этого требуют обстоятельства.

Живая мимика лица отсутствует. Обычное выражение: застывшая серьезность, даже некоторая «маскообразность». Смена чувств не находит отражения в мимике лица. Жесты Тамары обладают большой выразительностью, но они немногочисленны. Движения тяжеловаты, неповоротливы, скупы (из исследования А. Н. Давыдовой, 1954). Главной ошибкой при воспитании флегматиков является предъявление к ребенку требований без учета его природных особенностей, проявление недовольства нерасторопностью, неловкостью. Окрики, угрозы, подталкивания еще ни одному флегматику не помогли стать быстрым. Наоборот, такой сильный раздражитель, как окрик, оказывает тормозящее действие на ребенка, и вместо того чтобы торопиться, он действует еще медленнее. Бывают случаи, когда ребенок вдруг проявляет нехарактерный для него темп деятельности (быстро убрал игрушки, чтобы успеть в кино), но быстрый темп требует от ребенка большого напряжения, а «запасы» этого напряжения невелики (поэтому завтра уборка игрушек превратится в бесконечное дело).

Другой ошибкой взрослых является стремление отстранить малыша от всего что требует усилий, немедленно приходить ему на помощь. В таком случае малыш никогда не станет подвижным, у него может развиться неуверенность в своих силах, стремление избегать всего, что связано со словом «быстро». Важно набраться терпения и с малых лет учить медлительного ребенка приемам одевания, умывания, ухода за вещами, разным видам домашнего труда. Об ускорении темпа обучения можно подумать только тогда, когда ребенок овладеет правильными приемами, а вначале главное - не торопить. Медлительных детей надо чаще ставить в ситуации, требующие от них находчивости, расторопности, почаще хвалить. Можно призвать на помощь игры-соревнования, а иногда и будильник - учить закончить дело до звонка. Дети с малоподвижной нервной системой предпочитают спокойные игры. Взрослому удобно, что малыш не бегает, не суетится, а для ребенка это вредно - и движения не развиваются, и реакции остаются замедленными, и игровая деятельность не совершенствуется. Для флегматика необходимы виды деятельности, требующие от него активности: занятия гимнастикой, подвижные игры, походы. Чтобы развить умение приспосабливаться к новым условиям, полезно ходить с ребенком в гости, давать поручения, связанные с людьми. Если ребенок приступил к делу, нельзя оставлять его одного, иначе период «раскачки» может растянуться. Ребенку-флегматику трудно не только начать, но и закончить дело. Следует заранее его предупредить о необходимости заканчивать работу, но не прерывать ее резко. Очень хорошо, если флегматик будет дружить с подвижным ребенком, но надо следить, чтобы энергичный товарищ не брал всю инициативу в свои руки: «Командиром нужно быть по очереди». Таким образом можно преодолеть вялость, ровность чувств и леность движений.

Дети со слабой нервной системой - меланхолики, отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Слабость нервных процессов не означает их неполноценности. Просто у этих детей слишком быстрые и сильные реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый как тормозной, так и возбудительный процесс. Все реакции меланхолика сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других, шумные сверстники его утомляют, он их сторонится. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения.

Поскольку нервная система не выдерживает длительных напряжений, дети быстро устают от шума, от новых людей, от замечаний. Всякий нажим еще более усиливает усталость, резкий тон подавляет и без того малую активность меланхолика. Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность, легкая ранимость - основные уязвимые черты меланхолика. Однако дети со слабым типом имеют и ряд очень ценных свойств, таких как чуткость, способность к сопереживанию, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

В воспитании ребенка-меланхолика важнее всего соблюдать принцип постепенности. Прежде всего следует ограничить шум, количество игрушек, даже новые знакомства, ведь малыш не переносит сильных раздражителей. Но в то же время надо приучать ребенка не бояться шума, спокойно, без тревоги относиться к новому человеку, уметь активно действовать с новой игрушкой. Круг знакомств тоже следует расширять постепенно, начав с одного спокойного сверстника. Только после того, как ребенок освоится, научится играть вдвоем, этот круг мож- но расширить. Дети со слабым типом с огромным трудом входят в коллектив, с трудом отрываются от мамы, медленно привыкают к режиму, долго плачут, отказываются от игр, не разговаривают. Первые дни пребывания такого ребенка в саду требуют особого внимания со стороны воспитателя. Дети со слабой нервной системой требуют бережного отношения: на них нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, наказывать - все эти меры вызовут слезы, замкнутость, тревогу и другие нежелательные реакции.

Говорить с такими детьми следует мягко, но уверенно. Дети отличаются внушаемостью, поэтому нельзя подчеркивать их недостатки - это лишь закрепит их неуверенность в своих силах. У ребенка со слабой нервной системой необходимо развивать стремление к активности, общительность, работоспособность, умение преодолевать трудности. Таким образом, уже и из этих кратких характеристик видно, что вряд ли можно говорить о «хороших» или «плохих» темпераментах. Неверно считать, что такие свойства нервной системы, как слабость или инертность, отрицательные, а черты темпераментов, которые складываются на их основе, подлежат скорейшей переделке. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние отрицательных черт может быть перекрыто. Поэтому, когда говорим о правильном подходе родителей и воспитателей к детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансировать действие тех или иных свойств темперамента, а вовсе не искоренять их.

Воспитывая ребенка с возбудимым типом высшей нервной деятельности, необходимо поддерживать и направлять его энергию на полезные дела, исключать из обстановки все, что возбуждает нервную систему, строго соблюдать режим дня, развивать и укреплять процесс торможения путем организации спокойной деятельности и упражнений, добиваться сдержанного поведения, учить управлять собой, считаться с окружающими. При воспитании ребенка-сангвиника нужно формировать у него устойчивые привязанности, интересы, приучать доводить до конца начатое дело, обращать особое внимание на качество деятельности, постоянно контролировать его поступки и действия.

В воспитании малоподвижного ребенка главное - развивать интерес к движениям, формировать трудовые навыки, следить, чтобы сын или дочь всегда были заняты, привлекать их к деятельности в коллективе, учить посредством игр и занятий ускорять темп действий, поощрять любые самые малые проявления быстроты, подвижности, расторопности. Тогда вялость не превратится в леность, ровность чувств - в их бедность и слабость.

Воспитание ребенка-меланхолика требует исключения «тепличных» условий. С одной стороны, следует считаться с очень ранимой нервной системой, быстрой утомляемостью, слабостью нервных процессов, но, с другой стороны, надо и помочь ребенку преодолеть возникающие на базе этих особенностей робость, застенчивость, неуверенность в своих силах, чтобы они не превратились в слабохарактерность. Проявляя к такому ребенку чуткость и доброжелательность, нужно терпеливо развивать у него активность, умение преодолевать робость, трудности, поддерживать положительные эмоции.

Умение распознать по психологическим проявлениям, по поведению, что в ребенке от типа нервной деятельности, а что от возраста, что определено наследственностью, а что приобретено, имеет огромное практическое значение. Учет соотношения возрастных и типологических особенностей дает возможность воспитателю наилучшим образом осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Но для того чтобы добиться успеха в воспитании, необходимо не только выработать определенные комплексы воспитательных воздействий, но и адресовать их тому периоду развития, когда организм оказывается особенно «податливым», когда определенные влияния существенно сказываются на дальнейшем ходе развития, т. е. надо учитывать сенситивные периоды. В. Э. Чудновский (1963) предполагает, что существуют возрастные периоды, более или менее благоприятные для тренировки типологических свойств, причем они не совпадают для различных свойств.

Наиболее благоприятные предпосылки для воспитательных воздействий создаются в раннем и младшем детском возрасте, когда нервная система находится в становлении, когда интенсивно развиваются основные свойства нервных процессов. Наблюдения показали, что уже в раннем возрасте двигательные, эмоциональные, а затем и речевые проявления и весь стиль поведения детей дают возможность более или менее точно судить о формирующихся особенностях черт типа нервной системы, т. е. о ее силе или слабости, подвижности или инертности, уравновешенности или неуравновешенности, интроверсии или экстраверсии, эмоциональности, тревожности и других свойствах.

Неумение учитывать особенности темперамента порой приводит к серьезным ошибкам в воспитании. Это бывает, например, тогда, когда родители и воспитатели принимают особенности темперамента детей за хорошие или дурные черты характера. Поэтому важно владеть способами распознавания темперамента и учета их в воспитательной работе с детьми.

Кто ваш ребенок – холерик, флегматик, сангвиник или меланхолик

в своё время гиппократ разделил людей по темпераменту на четыре типа: «кровь» - тёплое начало - сангвиники, «слизь» – холодное начало - флегматики, «желчь» – влажное начало - холерики и «черная желчь» - сухое начало - меланхолики.

в зависимости от преобладания какого-либо начала складываются и особенности человека, но не предопределяют их. так, у людей с одинаковым темпераментом, могут быть совершенно разные черты характера.

темперамент (с латинского языка) переводится как «надлежащее соотношение частей».

темперамент проявляется в эмоциональности, подвижности, быстроте мышления, темпе речи, мимике, манере общения и поведения.

в реальности чаще всего эти четыре темперамента встречаются в смешанном виде. но всё же, исходя из преобладающего стиля поведения и способа взаимодействия с окружающими, практически любого ребенка можно отнести к определенному темпераментному типу.

темперамент закладывается еще до рождения и начинает проявляться буквально с первых дней жизни ребенка. одни младенцы сутки напролет спят в своих колыбельках, другие наоборот, то и дело беспокоятся, плачут и чего-то требуют. некоторые дети готовы дни напролет виснуть на маминых ручках, в то время как их собратья, научившись ходить, основное время отводят самостоятельному исследованию окружающего мира.

темпераментные свойства изменить нельзя. если ребенок тихий и необщительный, он таким и будет на протяжении всей жизни. единственно, со временем, под влиянием определенных воспитательных и обучающих факторов, обретая жизненный опыт, человек может заставить себя вести по-другому: например, стать более общительным, но только на тот момент, когда ему это надо.

эмоционально стабильные типы темпераментов

сангвиники (том сойер, маугли, тимур (из произведения а.гайдара)) – отличаются склонностью к лидерству, общительностью, доброжелательностью, активностью, энергичностью, сильным характером, имеют высокую работоспособность и самоконтроль.


открыты
отзывчивы
непринужденны
жизнелюбы
малочувствительны
легко адаптируются
быстро переключаются
непостоянны
увлечены
не злопамятны
несобранны
эмоциональны

сангвиники любят узнавать всё новое и легко усваивают информацию. они быстро переключается с одного на другое и способны заниматься сразу несколькими делами. их живая речь изобилует словами в превосходной степени и сопровождается импульсивными жестами.

флегматики (крокодил гена, дядя федор, деда шер) – отличаются спокойствием, уравновешенностью, медлительностью, постоянством, упрямством, немногословностью, безынициативностью.

Миролюбивы
в меру общительны
работоспособны
упорны
исполнительны
осмотрительны
вдумчивы
терпеливы
основательны
ровны
спокойны
малоподвижны

флегматики медленно, но прочно усваивают новые знания. их речь нетороплива, выразительна, но без многочисленных жестов и яркой мимики. такие дети быстро засыпают и с трудом просыпаются. флегматики плохо приспосабливается к незнакомой обстановке.

эмоционально нестабильные типы темпераментов

х олерики (незнайка, карлсон, машенька (из нового мультфильма «маша и медеведь»)) – отличаются повышенной возбудимостью, неутомимостью, инициативностью, решительностью, конфликтностью, общительностью, быстротой реакций.

Подвижны
энергичны
инициативны
выносливы
принципиальны
чувствительны
беспокойны
шаловливы
непоседливы
агрессивны
раздражительны
неуравновешенны
изменчивы
оптимистичны
самостоятельны
любят преодолевать преграды

холерики говорят выразительно и эмоциональны, но отрывисто, быстро и с проглатыванием отдельных слов. движения этих детей стремительны, резки, энергичны. новую информацию усваивают быстро, но также быстро и забывают. такие дети невнимательны, им не хватает рассудительности и умения рассчитывать на свои возможности. засыпают холерики с трудом, под впечатлением событий дня.

меланхолик (ослик иа, шрэк, тётя мотя) отличается повышенной эмоциональной чувствительностью, тревожностью, нерешительностью, ранимостью, застенчивостью, замкнутостью, отзывчивостью, быстрой утомляемостью.

Малообщительны
тревожны
неуверенны
мнительны
сдержанны

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх