Темперамент ребёнка: типы и характеристика. Как подойти к процессу воспитания с учетом темперамента ребенка

Это пухленький, круглолицый малыш, у которого приятные щечки, покатый лоб. Все его тело имеет приятные изгибы и округлости. Мимика не слишком выразительна, брови, нос малоподвижны. Ребенок-флегматик - это кроха с широко распахнутыми глазами и приоткрытым ртом.

Его можно назвать умиротворенным и спокойным, первые месяцы он живет исходя из собственных потребностей - своевременного приема пищи и продолжительного, . Он рано ложится спать, редко просыпается ночью, и любит поваляться с утра в постели.

Флегматик обожает находиться на руках у мамы, но вряд ли будет спорить с тем, чтобы немного полежать в кроватке, предаваясь своим мыслям. Малыш не скандалит зря и заявляет плачем лишь о боли, грязном , голоде или желании обняться с мамой.

Такого малыша можно надолго увлечь одной погремушкой, его интересует не только внешний вид, но и внутреннее содержание. Некоторые родители считают флегматика довольно равнодушным, на самом же деле у него очень тонкая натура, которая требует нежного обращения.

Это вдумчивый, романтик, поэт, безмятежность которого помогает ему сохранять спокойствие даже в самой сложной ситуации и в то же время не дает ему возможности быстро принимать серьезные, ответственные решения. Он хочет наслаждаться окружающей красотой, а не бороться или протестовать.

Вы вряд ли увидите флегматика активно грызущим печенье или бублик, ему по душе мягкие, вязкие каши или пюре, которые не нужно слишком активно пережевывать. Ребенок с удовольствием набивает полный рот едой и подолгу жует ее. Днем вы можете обнаружить во рту малыша кусочек банана, который давали на завтрак. Дети-флегматики любят сладости, и если вы предложите им выпить вкусный компот, они не остановятся, пока на дне бутылочки не останется ни капли.

Важно понимать, что малыша-флегматика нельзя пытаться растормошить, сделать активнее и шустрее. Попытки родителей поторопить ребенка с таким типом темперамента только дезориентируют его, лишают жизненно важных опор. Малыш не понимает чего от него хотят и начинает сомневаться в себе и своих способностях, чувствует себя неудачником, который не нравится маме или папе.

Не нужно ждать от ребенка сильной потребности к общению, безусловно, его очень радует и ваше присутствие и совместные игры и . Но инициировать контакт чаще придется именно родителям. Это очень важный и нужный момент для развития крохи, ребенок довольно робок, застенчив и ненавязчив. Он старается быть незаметным, чтобы лишний раз не потревожить родителей. Но родители, их теплота и внимание нужны ему как воздух.

Улыбайтесь, ласково обращайтесь к малышу, берите его на руки, показывайте игрушки и все, что вас окружает. Интеллектуально ребенок очень восприимчив к новой информации, которая исходит от взрослого. Он быстро схватывает ее, но ему нужно время, для того, чтобы ее воспроизвести или передать во вне.

В Мамином Магазине можно выбрать и купить:

Старайтесь выделять для кормления, игр, прогулок с малышом столько минут или часов, которые не требовали от вас желания поторопить его. В более старшем возрасте, «сборы» такого крохи в садик или школу могут растягиваться «на годы», к этому нужно быть морально готовыми. Не одергивайте ребенка-флегматика, этим вы не ускорите, а еще больше замедлите любой процесс. Малыш с большим трудом переключается от одного дела к другому, поскольку всегда очень сконцентрирован на том, в чем принимает участие, а торопливость и раздражительность взрослых надолго выбивают его из колеи.

И помните, чем больше вы общаетесь, тем живее становится малыш-флегматик, поэтому самое главное правило - старайтесь по-настоящему его увлечь.

Основные характеристики ребенка флегматика

  • «Львиное» спокойствие при любых ситуациях.
  • Медлительность в принятии решений, действиях и движениях.
  • Не любит подвижные занятия, требующие активности.
  • Железное терпение, не склонен выходить из себя.
  • Концентрация или сосредоточение требуют повышенных усилий и времени.
  • Редко обижается, спокойно воспринимает критику.
  • Упрямый, проявляет признаки протестного поведения, но делает это спокойно без истерик под девизом «просто не хочу».
  • Очень работоспособен, но при этом безынициативен. Хороший исполнитель.
  • Стрессоустойчив, выдерживает сильное напряжение и эмоциональные перегрузки.
  • Ровный в отношениях, предсказуемый, контактный с ним можно договориться.

Как воспитывать ребенка флегматика

Если в семье растет маленький флегматик, родителям, в первую очередь, предстоит работа над собой. Самая главная задача мамы, папы и всех, кто будет ухаживать за крохой, запастись терпением, терпением и еще раз терпением.

  • Не торопите ребенка. Никогда. Будьте терпеливы и спокойны.
  • Научите малыша одеваться, естественно, что он будет делать это в своем собственно темпе.
  • Объясните ребенку, как и куда складывать вещи и игрушки, как поддерживать общий порядок. Если он не усвоит этого с самого раннего детства, уборка в детской превратится в бесконечный процесс.
  • Всегда помните, что малышу нужны особые условия, когда он войдет в «ресурсное состояние», позволяющее ему выполнять необходимые действия с охотой, тогда дела пойдут гораздо быстрее, а сам ребенок станет более собранным.
  • Не забывайте, что флегматику нужна похвала, поэтому поощряйте быстроту в его действиях.
  • Когда ребенок сосредоточен на чем-то, не отвлекайте его без надобности. Уважайте его личное пространство и время, которое он уделяет самому себе.
  • Если вы хотите, чтобы малыш оживился, старайтесь чаще ходить в гости и познакомьте его с бойкими, активными детьми. Ребенок может перенять общий ритм детских игр, развеселиться, стать шумным и непоседливым. Но, подобная дружба требует вашего наблюдения, поскольку более робкие детки часто становятся предметом насмешек или издевок со стороны более раскрепощенных детей.
  • Флегматику на пользу пойдут занятия, которые совпадают с его жизненным ритмом, например: шахматы, рисование, лепка, работа с бусинами или бисером. В тоже время малышу нужно движение, но не резкое и порывистое, а более плавное, размеренное, скажем, гимнастика или йога для самых маленьких.
  • Ребенку нужно давать поручения, это мобилизует его, заставляет думать, как выполнить задание без лишней потери энергии.
  • И пожалуй, самое важное, научитесь относиться к своему малышу с тем глубинным, искренним и уважительным спокойствием, с которым ваш малыш воспринимает окружающий мир.

Темперамент и увлечения ребенка

При выборе занятий для ребенка необходимо учитывать его темперамент, это обеспечит ребенку успешность в выбранной деятельности и позволит чувствовать себя комфортно.

Темперамент - очень устойчивая характеристика, он дается человеку при рождении и лишь незначительно меняется в процессе его жизни и деятельности. Он придает своеобразие поведению ребенка и проявляется в устойчивости эмоциональных состояний, в привычной скорости движений. Но нельзя ссылаться на темперамент, если ребенок нарушает правила поведения, проявляет агрессию в отношении окружающих его людей, животных, предметов, не слушает взрослых и т. д. Только воспитание делает его вежливым или грубым, дружелюбным или драчуном, послушным или капризным.

Гиппократ выделял 4 вида темперамента — сангвинический, флегматический, холерический и меланхолический. Однако в чистом виде они встречаются редко, каждый человек лишь тяготеет к какому-то из них. В течение жизни под влиянием социального воздействия, воспитания, образа жизни, здоровья проявления темперамента могут сглаживаться. У детей признаки темперамента более отчетливы, их легко увидеть, если понаблюдать некоторое время за поведением ребенка.

Поговорим подробно о каждом виде темперамента. Расскажем о занятиях, которые являются для детей комфортными с учетом темперамента.

Сангвиник

Это живой, любознательный, подвижный, жизнерадостный ребенок. Он эмоционально устойчив, не обидчив, легко переживает неудачи. Он умеет быстро налаживать контакты, любит коллективные мероприятия.

Правильное воспитание сформирует в ребенке активное отношение к обучению, целеустремленность.

Такому ребенку подойдут подвижные, активные занятия. Можно выбрать спорт, танцы. Занятия могут быть как индивидуальные, так и в группе, в команде. Возможно, в силу своей активности ребенок будет интересоваться многими видами деятельности, он захочет заниматься сразу в нескольких кружках, студиях. Позвольте ему это, разрешите переходить из одной секции в другую. Чем больше умений он освоит, тем больше задатков получат стимулы для развития. Более глубокое погружение в выбранную деятельность может произойти в последующие годы — в подростковом, юношеском возрасте.

Флегматик

Это спокойный и неторопливый малыш. Он основательно продумывает свои действия, проявляет упорство в достижении цели. Ему трудно быстро ориентироваться в ситуации, он не любит перемен, предпочитает стабильность, надолго запоминает усвоенные знания, навыки. Его настроение устойчиво, он редко выходит из себя, с удовольствием общается с окружающими его взрослыми и сверстниками.

Воспитание может сформировать у ребенка-флегматика такие качества как усидчивость, настойчивость. Ему подойдут занятия, требующие кропотливости и терпения. Если у ребенка хороший музыкальный слух, можно предложить ему занятия музыкой. Если он имеет интерес к рисованию, лепке, аппликации — займитесь с ним художественным творчеством.

Такому ребенку может не понравиться деятельность, требующая скорости, мгновенной реакции, быстрой адаптации. Поэтому из всех видов спортивных занятий выбирайте спокойные. Это плавание, бальные и спортивные танцы. Там навык формируется путем многократного повторения и индивидуальной работы с тренером.

Командные игры — футбол, гандбол, баскетбол, контактные виды спорта — бокс, фехтование не принесут флегматику удовлетворения, поскольку они требуют быстроты реакции, умения понимать партнера и соперника и мгновенно принимать решение.

Холерик

Ребенок-холерик отличается неуравновешенностью, возбудимостью, быстротой действий, движений. Он быстро загорается и также быстро остывает. Особенно дискомфортной для него будет деятельность кропотливая, однообразная, длительная по времени. В общении со сверстниками стремится быть лидером, часто является источником конфликтов.

При верном воспитании у ребенка-холерика формируются очень важные качества: активность, инициативность, увлеченность, организаторские и коммуникативные способности.

Для ребенка с холерическим темпераментом подойдут интенсивные, но не очень продолжительные занятия, где есть возможность общения со сверстниками или конкуренция с соперником. Страстная, склонная к риску натура будет чувствовать себя в своей тарелке на футбольном поле, волейбольной или баскетбольной площадке, на велосипедной дорожке. Ребенок- холерик будет «зажигать» и на танцполе, в музыкальном коллективе — там, где требуется мощный и кратковременный выброс энергии.

Занятия, требующие кропотливости, тщательности, например рисование, лепка, вышивание, бисероплетение, могут быстро надоесть такому ребенку. Тяжелым испытанием для ребенка-холерика будет одиночество, отсутствие общения со сверстниками.

Меланхолик

У детей с меланхолическим типом темперамента деятельность протекает замедленно, при этом они быстро утомляются. Если ребенка подгонять, действия еще больше замедляются. Медленно, но надолго ребенок погружается в то или иное эмоциональное переживание. Плохое настроение не будет мимолетным, возникшая печаль удивляет взрослых своей глубиной, силой, длительностью. Ребенок тревожится в незнакомой обстановке, стесняется незнакомых людей, избегает многочисленных контактов со сверстниками.

В процессе воспитания у детей-меланхоликов формируются мягкость, отзывчивость, душевность.

Для такого ребенка подойдут спокойные виды деятельности в комфортных условиях. Дети-меланхолики с удовольствием читают книги, смотрят познавательные передачи, фильмы, любят наблюдать окружающую их природу, исследовать ее.

Их глубокие чувства и переживания могут раскрыться в художественном, литературном творчестве.

Чтобы определить темперамент ребенка, воспользуйтесь вопросами, которые представлены в разделе «Диагностика способностей и интересов». Они помогут увидеть в поведении ребенка признаки типа темперамента.

Подведем итоги

Темперамент — это врожденное качество, не пытайтесь с ним бороться. Попытайтесь понять его и учесть при выборе занятий для ребенка.

Не бывает «плохих» темпераментов. Грубость, агрессивность, эгоизм, низкий уровень культуры — это результат плохого воспитания.

Выбирайте занятия согласно склонностям ребенка, его поведению. Учитывайте силу и скорость реакций ребенка, устойчивость и смену эмоций, активность и утомляемость, потребность в общении.

Родители должны не только расширять кругозор малыша, но и развивать его способности, расширяя представления о различных видах деятельности. Важно предложить ребенку те занятия, которые подходят ему по темпераменту, по возможностям. Такие занятия сформируют у него интересы, склонности, помогут преодолеть неуверенность и страх.

Как ни странно, спокойные и уравновешенные дети-флегматики обладают самым сложным характером. Всё потому, что они очень упрямы, их просто невозможно переубедить. Воспитание таких добродушных и слегка нерасторопных созданий требует от родителей терпения, уважения и сознательного творческого подхода.

Типичный флегматик

Медлительный, усидчивый и, казалось бы, совершенно невозмутимый ребёнок. Такой малыш эмоционально сдержан, даже серьезные проблемы они воспринимают внешне спокойно. Действительно, психика флегматика устойчива к любым внешним раздражителям. Но с другой стороны, нужно всегда помнить, что его чувства так же глубоки, как и у любого другого ребёнка - просто он их не выставляет напоказ.

Флегматик последователен и обстоятелен в своих занятиях. Не любит беготню, шум и пустую болтовню. Отличается хорошим аппетитом, при чём в еде не привередлив. Любит поспать, в том числе и днём - в то время как для сангвиника или холерика послеобеденный «тихий час» сплошное мучение. Зато просыпается флегматик тяжело, и ещё долго отходит от сновидений. Из таких детей вырастают взрослые, про которых говорят, что они «совы».

Маленькому флегматику не нужно: достаточно несколько любимых, которыми он постоянно играет, при этом не мешая взрослым заниматься своими делами. А наигравшись, он сам охотно соберёт свои игрушки, а также аккуратно сложит одежду и прочее имущество - ведь он души не чает в порядке и чистоте. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Играя с детьми, предпочитает знакомые и нешумные развлечения. Долго запоминает правила игры, но зато потом редко ошибается. Не стремится к лидерству и не любит принимать решения, легко отдавая это право другим. Редко обижается, но уж если поссорится, то может навсегда порвать отношения с обидчиком.

Флегматик стремится создать упорядоченную систему организации всей своей жизни и взаимоотношений с окружающими людьми и миром. Стремление флегматика соблюдать традиции, экономность и расчёт, стратегия и умение вовремя промолчать часто приводят его к успеху. Но колебания и долгие раздумья там, где необходима быстрая и четкая реакция, могут сводить его достижения к нулю.

Можно ли его дисциплинировать?

Не удивляйтесь, если окажется, что ребёнок-флегматик не хочет идти в детский сад. Во-первых, адаптироваться к чему-то новому для него чрезвычайно сложно. А во-вторых, там нужно уметь быстро выполнять требования и задания воспитателей, с чем у малыша поначалу могут возникнуть трудности.

В силу того, что флегматику сложно быстро переключать своё внимание, он не всегда успевает следить за ходом мыслей преподавателя в школе. Однако любая информация, воспринятая и понятая им, будет сопровождать такого ученика на протяжении всей жизни. Иными словами, если уж что-то влетело в одно ухо, то в другое не вылетит…

Никогда не акцентируйте внимание ребёнка на том, что он что-то делает медленнее или хуже других - это может серьёзно подорвать его самооценку. Подгонять его тоже не стоит - лучше научите его рассчитывать время так, чтобы его было очень много на то или иное действие. Если ваше терпение приходит к концу, всё равно ничего не делайте за ребёнка, просто подождите. Он все равно сделает то, что вы просите - просто значительно позже, чем бы вам хотелось.

Чем его занять и увлечь?

Очень трудно маленьким флегматикам прививать нужные привычки, а ещё труднее (практически из разряда невозможного) - переучивать, поэтому несколько раз подумайте, прежде чем говорить или делать что-то в присутствии такого ребёнка! Устойчивые навыки и привычки идут потом с обладателями подобного темперамента на протяжении всей жизни.

Чтобы держать мышление в тонусе, флегматику необходимо какое-то творческое занятие по вкусу: это может быть рисование, музыка, шахматы и так далее. Почаще хвалите и поощряйте малыша, радуйтесь его успехам вместе с ним.

А чтобы ребёнок не был физически вялим и медлительным, приучайте его заниматься гимнастикой, помогите развивать ловкость и подвижность. Так что чем раньше в детской комнате появится турник, шведская стенка и канат, тем лучше. Чтобы взбодриться, подойдут и подвижные игры.

Обязательно (!) развивайте трудолюбие и целеустремлённость у своего малыша. Он способен на многое - однако проблема в том, что он сам к этому не стремится. Подтолкните его к мысли, что нужно выбрать жизненную цель и планомерно двигаться к ней, прилагать определенные усилия. Иначе малыш вырастет пассивным, инертным и ленивым.

На чём делать акцент в общении?

Флегматики становятся хорошими и верными друзьями, но вот найти этих самых друзей для них большая проблема. Поэтому с раннего детства учите ребёнка общаться, чтобы он умел проявить инициативу и познакомиться с кем-то или легко включался в игру на детской площадке.

Постарайтесь сдружить его с детьми более активными. Но при этом нужно следить, чтобы они не подавляли малейшую его инициативу. Дружба таких детей может продлиться годами, так как они будут замечательно дополнять друг друга и сглаживать крайности в своих характерах.

Крайне важно научить ребёнка понимать чувства и эмоции других людей. Если вовремя не показать флегматику, что существуют люди с другими взглядами на жизнь, он будет добиваться, чтобы окружающие методично соблюдали все те правила, которые установил для себя он сам. Если из-за этого сверстники отвернутся от него, он не особо расстроится: просто повертит пальцем у виска и займётся своими делами в блаженной изоляции от сумасшедшего мира.

Чтобы избежать такого сценария, разбирайте с ребёнком мотивы поступков его сверстников, родных или любимых героев. Старайтесь, чтобы в процессе обсуждения больше говорил он, а не вы. Не навязывайте своё мнение. Если нужно, наводящими вопросами помогите ему сформировать свое мнение. Важно также уметь сформулировать и отстаивать его, иначе ребёнок пойдёт по пути наименьшего сопротивления и просто начнёт соглашаться с точкой зрения окружающих.

Характер ребенка индивидуален. Даже дети, воспитанные в одной семье, могут вести себя совершенно по-разному: один ребенок может быть чрезмерно подвижным, веселым, неугомонным, а второй — спокойным, сдержанным. Поведение ребенка напрямую связано с его темпераментом.

Темперамент характеризует динамические особенности личности: скорость, интенсивность, ритм, темп, психические процессы и эмоциональные состояния. Таким образом, именно темперамент влияет на силу и слабость детских реакций, на отношение ребенка к тем или иным жизненным событиям, на степень проявления эмоций в различных обстоятельствах. К сожалению, темперамент представляет собой устойчивое образование и изменить, переделать его кардинальным образом невозможно. Маленький ребенок не может в полной мере владеть своим темпераментом, но со временем, подрастая, он учится управлять им.

Типы темпераментов у детей: особенности флегматиков, сангвиников, меланхоликов, холериков

Очень редко можно найти ребенка, у которого будет проявляться исключительно один тип темперамента. Чаще всего в малыше сочетаются несколько типов темперамента, но лидирующую позицию занимает тот тип, черты которого наиболее ярко выражены.

Таблица №1. Характеристики детей с разными темпераментами

Тип темперамента Какие качества присущи детям с этим темпераментом?
Флегматик Упрямый, но при этом невозмутимо спокойный. Среди детей ребенка-флегматика выдает именно его спокойствие. Он все старается делать обстоятельно, медленно, но верно устраняя одно препятствие за другим.

Принятые решения флегматиком изменить невозможно, он готов отстаивать их с завидным упрямством.

Ребенок-флегматик – преданный и верный друг, хотя именно хорошего друга ему найти довольно трудно.

Также он предан своим родным и близким.

Миролюбивый флегматик всегда старается уйти от явной и открытой борьбы, не рискует.

Флегматика отличает выразительная, но неторопливая речь без подключения к речевому процессу мимики и жестов.

Засыпает быстро, но просыпается с неохотой, капризничает после пробуждения.

Для медлительного флегматика потребуется длительное время, чтобы освоить новую информацию, но знания надолго остаются у него в памяти. Его можно многому научить, затратив на это немало времени, но невозможно потом переучить.

Малыш-флегматик не любит перемен, огромных усилий стоит ему привыкание к любой перемене в жизни и адаптация к новому коллективу.

Сангвиник Жизнерадостный, веселый, но при этом рассудительный и покладистый ребенок. Его любопытство способно преодолеть любые границы, поэтому перемены ему просто необходимы.

С таким ребенком легко договориться, он легко относится к неудачам и не боится очередных трудностей. Сангвиник, общительный по природе, превосходно чувствует себя в любом детском коллективе, привыкает к любой обстановке.

Ребенок-сангвиник чрезвычайно любознателен, тем более, что изучение нового материала не составляет никаких трудностей. Бросает одно дело, берется за другое, может браться и за несколько дел сразу.

Ребенок, обладающий, сангвиническим характером, шумный, подвижный, импульсивный и очень активный. Он неконфликтный, с ним невозможно поссориться.

Но полностью комфортно ребенку-сангвинику будет тогда, когда он завоюет симпатию всех без исключения.

Меланхолик Застенчивый, робкий, боязливый, нерешительный ребенок, склонный к эмоциональной неустойчивости, спровоцировать которую может любая мелочь.

Такие дети не общительны, плохо входят в детский коллектив, стремятся быть незамеченными.

Поражения, неудачи для них – огромный стресс, а наказание – трагедия. Они обижаются из-за всего, волнуются из-за мелочей, которым они придают огромную роль.

Возникают трудности в обучении, постоянная усталость, неумение сосредоточиться на главном.

У детей меланхоликов часто отмечаются проблемы со сном, а также при смене деятельности.

Холерик Непоседливый, чрезмерно активный, шаловливый, несдержанный, непослушный ребенок.

У ребенка холерика быстрая, сбивчивая, отрывистая речь, наблюдается проглатывание не только отдельных слов, но и словосочетаний. Отличается экспрессией и эмоциональностью.

Быстро запоминает информацию, практически сразу забывает ее. Такие дети невнимательные, они не могут усидеть на месте, им не хватает собранности.

Претендует на лидерство, легко адаптируется в коллективе, но из-за своего вспыльчивого характера часто возникают конфликтные ситуации с другими детьми.

Ребенок-холерик часто нуждается в «зрителях», его капризы и обиды могут проявляться только в присутствии других людей.

У детей-холериков мгновенно меняется настроение.

Наказание вырабатывает в таких детях жестокость, агрессивность, желание дать отпор.

Какой темперамент у ребенка? Тесты

Одним из самых известных тестов на определение темперамента у детей является опросник Айзенка. Отвечать на нижеприведенные вопросы нужно быстро, так как важной является именно первая реакция на поставленный вопрос.

Тест Айзенка

  1. Нравится ли тебе нахождение в веселой и шумной компании?
  2. Тебе часто нужна помощь сверстников?
  3. Быстро ли ты отвечаешь на поставленный вопрос?
  4. Можешь ли рассердиться и быть раздражительным?
  5. Твое настроение меняется часто?
  6. Ты иногда предпочитаешь одиночество встрече с друзьями?
  7. Тревожат ли тебя перед сном различные мысли, мешающие уснуть?
  8. Делаешь ли ты все, что тебе говорят, сразу и без нареканий?
  9. Ты являешься сторонником подшучиваний над другими ребятами?
  10. Бывает ли тебе грустно без причины?
  11. Можешь ли назвать себя веселым человеком?
  12. Ты нарушал школьные правила?
  13. Случается ли, что тебя раздражает все вокруг?
  14. Нравится ли тебе выполнять работу, где все нужно делать быстро?
  15. Вызывают ли у тебя переживания плохие события, которые могли произойти, но не произошли?
  16. Выдавал ли ты секреты, которые обещал сохранить?
  17. Можешь ли поднять настроение в компании, если ребятам вдруг стало скучно?
  18. Бывает так, что твое сердце сильно бьется, если ты на данный момент не испытываешь волнения?
  19. При желании познакомиться, ты всегда можешь первым начать разговор?
  20. Случалось ли тебе врать?
  21. Тебя легко расстроить, если тебя ругают?
  22. Нравится ли тебе постоянно шутить и веселить своих друзей?
  23. Ты иногда устаешь без особой на то причины?
  24. Всегда ли выполняешь то, что говорят старшие?
  25. В целом ты всегда доволен?
  26. Ты более обидчивый, чем другие?
  27. Всегда ли тебе нравится играть с другими детьми?
  28. Бывает, что дома тебя просят помочь, а ты отказываешься по какой-либо причине?
  29. У тебя бывают головокружения?
  30. Твои действия могут привести других в неловкое положение?
  31. Возникает ли у тебя чувство, что все надоело?
  32. Ты иногда хвастаешься перед другими?
  33. Бывает, что находясь в компании, ты чаще всего молчишь?
  34. Ты можешь волноваться так, что не можешь спокойно сидеть?
  35. Ты быстр в принятии решения?
  36. Ты можешь позволить себе шуметь, когда в классе нет учителя?
  37. Снятся ли тебе страшные сны?
  38. Ты можешь не сдерживать свое веселье в окружении друзей?
  39. Тебя легко огорчить?
  40. Говорил ли ты плохо о ком-нибудь?
  41. Можешь ли ты иногда назвать себя беззаботным человеком?
  42. Ты будешь долго расстраиваться, если окажешься в глупом положении?
  43. Тебе нравятся весёлые игры?
  44. Ты всё ешь, что тебе накладывают?
  45. Трудно ли тебе отказать, если тебя о чём-нибудь просят?
  46. Тебе нравится часто ходить в гости?
  47. Случались у тебя моменты, когда ты не хотел больше жить?
  48. Грубил ли ты когда-нибудь родителям?
  49. По твоему мнению, тебе считают весёлым человеком?
  50. Имеешь ли ты привычку часто отвлекаться во время выполнения домашних заданий?
  51. Ты часто отказываешься от участия в общем веселье?
  52. Трудно ли тебе уснуть из-за разных мыслей?
  53. Всегда ли ты уверен, что можешь выполнить дело, за которое принялся?
  54. Ты часто чувствуешь себя одиноким?
  55. Ты стесняешь сам подойти к незнакомым людям и заговорить с ними?
  56. Ты часто спохватываешься, когда уже поздно что-либо исправлять?
  57. Кричишь ли ты в ответ, если твои сверстники начинают кричать на тебя?
  58. Бывает, что ты можешь веселиться или грустить без особой причины?
  59. Кажется ли тебе, что компания товарищей не приносит настоящего удовольствия?
  60. Ты часто волнуешься, когда делаешь что-то не думая?

Ключи к опроснику

Экстраверсии-интроверсии определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57;
  • ответов «нет» на вопросы: 6, 33, 51, 55, 59

Эмоциональная стабильность определяют по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.

Шкала лжи определяется по сумме:

  • ответов «да» на вопросы: 8, 24, 44;
  • ответов «нет» на вопросы: 4, 12, 16, 20, 28, 32, 36, 40, 48.

Обратите внимание, если результат по шкале лжи 4 и более баллов, значит, ребенок отвечал недостоверно, поэтому и результаты теста будут недостоверными. Если количество баллов менее 4, то можно продолжать далее интерпретировать результаты.

Оценка результатов

Полученные результаты нужно сопоставить с ключом. Если ответ соответствует ключу, то за него выставляется один балл, если не соответствует, то ноль. Полученные баллы складываются и отмечаются на специальной шкале (круг Айзенка) и по ней определяется тип темперамента.


Как воспитывать флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов: советы родителям в таблице

Таблица №2. Особенности воспитания флегматиков, сангвиников, холериков, меланхоликов ?

Темперамент ребенка Советы родителям по воспитанию детей с разным типом темперамента
Флегматик 1. Не нужно ни в чем торопить ребенка-флегматика. У него есть свой темп и его нужно придерживаться. Но при этом его нужно научить рассчитывать свое время, чтобы хватало для выполнения всех заданий.

2. Когда малыш выполняет задание, не нужно давить на него, иначе он станет еще более медлительным.

3. Одобряйте все его начинания, он нуждается в этом.

4. Малоподвижного флегматика нужно заинтересовать веселыми и подвижными играми. Расшевелить его можно, обучая в игровой форме ловкости, смелости, точности.

5. Особое внимание стоит обратить на переключение с одного на другой вид деятельности, так ребенку-флегматику трудно перейти с одного занятия на другое. Для того чтобы научить его изменять деятельность, ему нужно давать различные поручения, которые он сможет выполнить.

6. Развивайте любознательность малыша путем посещения выставок, музеев, познавательных центров, .

7. Поощряйте любое проявление инициативы.

8. Не запрещайте ребенку выражать свои эмоции.

9. Помогайте ребенку включиться в коллективную деятельность. В этом помогут различные кружки, секции, школы раннего развития.

Сангвиник 1. Контролируйте все поступки и действия ребенка, он может пообещать, но не выполнить обещанного.

2. Формируйте у него устойчивые привязанности и интересы.

3. Приучайте доводить начатое дело до конца.

4. После выполнения задания обязательно проверяйте ребенка, чтобы не допустить быстрого и небрежного его выполнения.

5. Хвалить ребенка нужно только, если он это действительно заслужил, так как сангвиники имеют склонность к зазнайству.

6. Общение должно быть легким, жизнерадостным, позитивным.

Меланхолик 1. Нужно учитывать ранимость психики ребенка меланхолика. Старайтесь не повышать голос. Если вы не довольны, то объясните ему причину недовольства спокойным голосом.

2. Ребенок-меланхолик нуждается в ласке и доброте, с ним нужно быть мягким.

3. Похвала не бывает чрезмерной для меланхолика, ему она необходима.

4. Радуйтесь вместе с ребенком даже самым незначительным его успехам.

5. Нельзя делать ребенку замечания при посторонних, иначе у него могут сформироваться комплексы.

6. Ребенок-меланхолик любит тактильные ощущения, для него такой контакт очень важен.

7. Так как такой ребенок быстро утомляется, не стоит перегружать его, давая различные задания. Когда ребенок учит уроки, ему необходим перерыв между их выполнением.

8. Не стоит давать ребенку непосильные задачи. Его нужно нацеливать на выполнение посильных заданий и помогать ему. Если малыш справился с заданной работой, то его обязательно нужно похвалить.

9. Будьте терпеливы к ребенку, старайтесь развивать в нем активность и смелость, стимулируйте его инициативность.

10. Не запугивайте своего ребенка, ему противопоказаны стрессы, также негативно на него влияют тревожные и жестокие мультфильмы и фильмы, передачи.

11. Не высмеивайте страхи ребенка, а помогайте ему их преодолеть через , песочную терапию и др. способами.

Холерик 1. Так как ребенок очень активный, его энергию нужно направлять в нужное русло.

2. Старайтесь исключить все, что перевозбуждает и перенапрягает нервную систему ребенка.

3. Необходимо взять под контроль бурные реакции ребенка. В этом помогут чтение, спокойные игры, интересное хобби.

4. Нужно развивать усидчивость у малыша. Этому способствуют занятия рисованием.

5. Следите, чтобы ребенок доводил начатое дело до конца. Даже в маленьких делах. Например, поиграл – пусть уберет за собой игрушки.

6. С холериком обращение должно быть мягким, нельзя срываться на крик. Объяснения должны быть строгими, но спокойными. Применение физической силы -неприемлемо.

7. Уговоры на холериков не действуют. Более действенным будет тактичное требование.

8. Пытайтесь учить ребенка владеть собой, не проявлять агрессию, уметь сдерживать свои негативные эмоции.

9. Обязательно нужно обучать ребенка вежливости и тактичности.


Как определить темперамент у детей до года: классификация Пенелопы Лич с советами для родителей в таблице

Таблица №3. Классификация темпераментов у детей до 1 года

Тип темперамента младенца Особенности поведения Советы родителям по уходу и воспитанию грудничка
«Несчастные» младенцы Усталый и раздраженный малыш не может никак уснуть. Кормление даже грудью не доставляет ему удовольствия, он не хочет общаться с родителями. Частые ночные пробуждения, медленный рост и прибавка в весе. Разделяйте чувства малыша, попытайтесь заставить его реагировать на вас.

Показывайте малышу свою любовь.

Старайтесь держать малыша в теплом помещении, так ему будет спокойнее.

Следите, чтобы он получал достаточное количество питания, но не принуждайте, если он отказывается от еды.

Лучше пеленать такого малыша, возможно, что ему так будет уютнее и спокойнее.

Чаще берите младенца и прижимайте к груди, он будет чувствовать себя более счастливым и довольным, перестанет кричать.

Не вводите ничего нового в образ жизни малыша, пока период «несчастного» младенца не завершится.

Нервные дети Такие дети даже при слабом звуке вздрагивают, начинают бледнеть, кричать от испуга. Они боятся всего на свете. Когда такой малыш чувствует голод, он отчаянно кричит. Напрягается и дергается даже при переносе в коляску или кроватку. Все манипуляции, которые вы проводите с малышом, нужно делать спокойно, аккуратно, неспеша.

Не беспокойте малыша, если ему не нравится купание, в первое время содержите в чистоте «верх» и «низ», но не опускайте полностью в ванну.

Будьте ласковыми, когда ухаживаете за малышом, чтобы малыш почувствовал вашу доброту и доброту близких людей и не боялся.

Младенцы — «сони» Такой малыш ничего не требует от своих родителей, даже грудь, чтобы поесть, берет с неохотой. Он не обращает внимания на окружающую обстановку. Он редко бывает как доволен, так и недоволен. Обязательно разбудите малыша, если наступает время кормления, иначе, если кормить по требованию, он может не набирать нужный вес.

В первые дни жизни такие малыши могут спать подряд 12 часов, их нужно будить.

Говорите с малышом, носите его на руках, показывайте игрушки, старайтесь постепенно приучать его к бодрствованию, а не только ко сну.

Младенцы — «бодрячки» Такие дети мало спят, проявляют раньше, чем другие младенцы, интерес к окружающим его предметам. Могут развиваться быстрее, так как вместо сна чему-то учатся, разглядывая предметы, изучая окружающий мир. Проводите как можно больше времени с ребенком, носите его на руках, разглядывайте интересные предметы и игрушки, даже читайте книжки и слушайте музыку.

Подвешивайте яркие и интересные игрушки над его кроваткой и постоянно меняйте их, чтобы он видел новые предметы. Можно использовать игрушки с движущимся механизмом, чтобы малыш изучил и предмет в движении.

Относитесь к ребенку так, будто он старше своего возраста, придумывайте для него различные новые занятия, если он покажет, что вполне к ним готов.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх