Веселые небылицы для детей. Рисуем всей семьей ДООнк0910

Жили-были
Жили-были
Дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.
А хохлаткою они
Звали жеребёнка,
А ещё была у них
курица Бурёнка.
А ещё у них была
Собачонка Мурка,
А ещё -
два козла:
Сивка да Бурка!
Ю.Чёрных

Мельник
Дождик греет,
Солнце льётся.
Мельник мелет
Воду в колодце.

Прачка на печке
Стирает корыто.
Бабушка в речке
Поджарила сито.
«Два весёлых карапуза,
на печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки
Ели брюкву от души».
Ох, случилася беда:
Загорелася вода.
На то счастье,
На тот раз
Мимо шёл
Хромой Тарас -
Живо воду затушил
И тем славу заслужил.
Как её он заливал,
Он про то нам не сказал.
Только слышно стороной:
Затушил он бородой!
На помощь! В большой водопад
Упал молодой леопад!
Ах, нет! Молодой леопард
Свалился в большой водопард.
Что делать - опять невпопад.
Держись, дорогой леопад!
Верней, дорогой леопард!
Опять не выходит впопард.
И. Токмакова
13.03.2007 17:09:32, Юмико

Я не зря себя хвалю,
Всем и всюду говорю,
Что любое предложенье.
Прямо сразу повторю.
Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла кактус на окне.
Ехал кактус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.
Знаю я, что говорю,
Говорил, что повторю,
Вот и вышло без ошибок,
А чего хвалиться зря?
Э. Успенский
Теплая весна сейчас,
Виноград созрел у нас.
Конь рогатый на лугу
Летом прыгает в снегу.
Поздней осенью медведь
Любит в речке посидеть.
А зимой среди ветвей
«Га-га-га!» - пел соловей.
Быстро дайте мне ответ -
Это правда или нет?
К. Чуковский
Где живут моржи? Во ржи!
А мышата где? В воде!

Что жуют коты? Цветы!
А голодный бык? Шашлык!

Что поела моль? Фасоль!
А улитка что? Пальто!

Как поет жираф? Тяф, тяф!
А барбоска как? Никак!

Ну, ребята, как делишки?
- Хорошо! - кричат мальчишки.
- Есть ли новости у вас?
- Есть! - и начали рассказ...
- Ходил я в цирк не так давно.
- А я на речке был.
- Как было весело, смешно!
- Разделся и поплыл.
- Нахохотался я до слез.
- И вдруг пошел ко дну.
- Там пес кота в коляске вез.
- Закричал: «Тону!»
- Там клоун был без головы.
- А тут ребята шли.
- Играли в мяч морские львы.
- Они меня спасли.
- Погодите-ка, друзья,
Ничего не понял я...
Повторите все, до точки,
Только - чур! - поодиночке...
Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собачки
Лают ворота,
Крыши испугались,
Сели на ворон.
Лошадь подгоняла
Мужика кнутом.
Лошадь ела кашу,
А мужик овес,
Лошадь села в сани,
А мужик повез.
Путаница наборщика Здесь наборщик перепутал строчки. Помогите разобраться
СТАРШИЕ БРАТЬЯ

Мы вчера своих сестер
Положили на забор,
Потрясли, потом побили,
Будет в доме меньше пыли.

НАШ КОВЕР

Мы сегодня наш ковер
Повели гулять во двор,
На качелях покачали
И мороженого дали.

Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огурбузы росли,
Помидьши росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.
С ним пудель пошёл, перепрыгнув забор.
Иван, как бревно, провалился в болото,
А пудель в реке утонул, как топор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель вприпрыжку пошёл, как топор.
Иван провалился бревном на болото,
А пудель в реке перепрыгнул забор.

Иван Топорышкин пошёл на охоту,
С ним пудель в реке провалился в забор.
Иван, как бревно, перепрыгнул болото,
А пудель вприпрыжку попал на топор.
Даниил Хармс - это мое любимое!

Шёл я как-то...

Шёл я как-то
На рассвете
Поздно, поздно
Вечером.
Лысый пень
Сидел в берете,
Прикрываясь веером.
Три лягушки
На берёзе
Вили гнёздышко
Ужу.
И пугал медведя
Дятел:
- В гости
Кошку приглашу!
Г.Новицкая

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки

ХОХОТАЛЬНАЯ ПУТАНИЦА

С мармеладом в бороде
К своему папаше
Плыл медведь в сковороде
По кудрявой каше!

Над землёй арбуз летит,
Он чирикает, свистит:
- Я- горчица, я - лимон!
Я закрылся на ремонт!

Раз в галошу села Лошадь
И сказала: "Я галошадь!"
На гитаре, на гармошке
Буду делать иго-гошки!»

Ям-тирьям-тирьям, в коляске
Две усатых Свистопляски
Босиком, бегом-бегом
Ловят ветер сапогом!

Вот и кончились метели,
Табуретки прилетели,
На ветвях поют слоны,-
Здравствуй, первый день весны!

Шла оглобля на танцульки
В новой шляпе из кастрюльки.
Кавалер её был веник,
Он из шляпы съел вареник.

Кот напился валерьянки,
Хулиганить стал по пьянке,
И за то, что лез к мышам,
Получил он по ушам.

По реке бежит буфет,
В нём лежит Большой Секрет,
Он снимается в кино,
Всем понравится оно!
Ю.Мориц
В чудной стране Ирина Токмакова

В одной стране,
В чуднОй стране,
Где не бывать тебе и мне,
Ботинок чёрным язычком
С утра лакает молочко
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поёт,
Концерты вечером даёт,
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чуднОй стране...
Ты почему не веришь мне?
*******************************************
Все копировать нога устала
:)

Семья Разиных. Веселый Новый год

Пришла зима
Прилетели птицы.
Ярко светит солнце.
Настал Новый год
Мы нарядили пальму апельсинами и мандаринами.
У нас был веселый и хороший Новый год.
Дима: небылицу сочинил папа, а я нарисовал сюжет.

Семья Удовика. Круглая зимняя небылица

Мы надули шары для зимней детворы!
Катается на стуле Шорк и на столе Кижё!
Как весело и хорошо а зимой еще свежо!
Маша: я сначала нарисовала картинку мне ее помогал рисовать старший брат, а мама и папа помогли придумать небылицу, а моя учительница помогла переделать ее в стихи.

Семья Красавиных. Новогодняя небылица

Однажды в студеную зимнюю пору
Снеговик к нам приходил.
Позвонил по домофону - познакомится хотел.
Я тогда учил уроки
И не мог пойти к нему.
Лучше сочиню вам небылицу, а потом ее спою.

Семья Матвеевых. Зимние забавы

Небылицы небылицы
переходят все границы.
Ну и что же?
Ну и что же?
Быль и небыль так похожи!
Нынче за окном морозы.
Во дворе цветут мимозы -
прилетали в гости птицы
И за-за дальней заграницы.
Нам поведала жар-птица,
Что зимой у них творится.
С неба снег идет зеленый,
Там живет король мудреный.
Завтра он издал приказ:
Веселись за часом час.
Нарядились зайцы в лыжи,
На санях гоняли мыши.
Только злые кенгуру
Не хотят играть в игру.
Бегемоты фигуристы
Там их было где-то 300
Плавно двигались по льду,
Всех сбивали на ходу.
Про такую заграницу
Нам поведала жар-птица
В жаркий зимний день
Вот так происходит кавардак!
Владислав: эту небылицу сочиняли всей семьей. Правда, начало небылицы мама нашла в книжке, а потом как начали сочинять. Я слово скажу, мама другое, а папа договаривает. А тетя помогала мне с картинкой. В классе я прочитал небылицу ребятам. Им очень понравилось!

Команда ID-z109 "КАПЕЛЬКИ"

СЕМЬЯ ЕФИМОВЫХ: Настя и мама Оксана Викторовна

ОСА И ДЕД МОРОЗ.

Мой Любимый Дед Мороз
Отморозил маме нос!
Я на мамином носу
Вдруг увидела осу.
Побарахтавшись немножко,
Юрк она и раз в окошко.
Полетела в лес она,
Вся белёхонька бела.
Вдруг случайно Дед Мороз
Подарил ей много роз.
Посреди зимы трескучей
Летит оса с охапкою колючей.

Рисовала в основном мама, Настёна всё раскрашивала и рисовала несколько ёлок и сугробов. Небылицу сочиняли вместе: мама и Настя.

СЕМЬЯ СМЕКАЛОВЫХ: Андрей, мама Анна Ивановна, бабушка Ирина Евгеньевна

Рисунок семьи Смекаловых "Очень добрый Дед Мороз"

ОЧЕНЬ ДОБРЫЙ ДЕД МОРОЗ!

Дед мороз на метле летает
И людей добрых пугает,
У детей всё отбирает,
А плохих детей он уважает.
На метле как на вертолёте!
Вы его узнаёте?
Сходил дедушка на базар
И посох на метлу поменял.
Может он, к примеру, с ёлки…
Смести метлою все иголки.
Ах, какой хороший,
Добрый Дедушка Мороз!

На новогодних каникулах мы были заняты очень интересным занятием – сочиняли небылицу. Оказалось, это не так уж и просто.Рисовали тоже все вместе: ёлку, детей и солнце – Андрей, Деда Мороза и зайцев – мама, ворону – бабушка.

Рисунок семьи Мишиных "Прогулка в лесу"

СЕМЬЯ МИШИНЫХ: Вадим и мама Надежда Ивановна

ПРОГУЛКА В ЛЕСУ.

Однажды зимним солнечным днём, когда всё небо заволокло тучами, мы с мамой пошли в лес на прогулку. Красота зимой в лесу! Ели, сосны, кактусы покрыты снегом. С ветки на ветку прыгают снегири, на все голоса заливаются соловьи. На самой макушке кактуса я увидел воронье гнездо. Оттуда доносились шум и гам. Мне захотелось посмотреть, что там происходит. Я замахал руками. Махал всё быстрее и быстрее. И полетел. Оказалось, что в гнезде вороны отмечают Новый год. Я немного с ними остался, потому что мама внизу замёрзла. И мы отправились домой.

Вадим сочинял небылицу, рисовал тоже в основном он, мама помогла нарисовать кактус и ворону.

Рисунок семьи Лагузиных "Тюльпаны"

СЕМЬЯ ЛАГУЗИНЫХ: Настя, брат Александр, сёстры Настя и Юля.

ТЮЛЬПАНЫ.

Зимой растут красивые тюльпаны,
Когда снег лежит кругом.
Деревья одеты во все красивые наряды,
На их листочках снег лежит.
Журавли летят по небу
И первые ласточки падают на моё окно.

Небылицу сочиняла Настя и её старший брат Александр, рисовала Настя с помощью двоюродных сестёр Насти и Юли. Они помогали изучить графический редактор Photoshop.

СЕМЬЯ МИКРЮКОВЫХ: Артём, мама Ирина Николаевна, сестра Лера, племянница Ангелина.

Рисунок семьи Микрюковых "Сладкая сказка"

СЛАДКАЯ СКАЗКА.

Как-то жил я в сказке сладкой.
Я иду по шоколаду,
Вместо дерева – батон,
Ветки там из мармелада,
Из конфеток снег идёт,
Из печенья дом стоит.
Крыша вафельная лежит,
И фонтан там лимонадный,
А сугробы там – зефир.
Баба снежная стоит,
Не из снега – эскимо,
Мне понравилось так жить!

Мама рисовала снегурочку, Артём – фонтан, сестра Лера – домик, а маленькая племянница Ангелина – дерево. Небылицу сочиняли всей семьёй. Было очень весело!

Команда ID z101 КЛУБ ВОЛШЕБНИКОВ

Корова летит за водой

Работа Волшебника Жени, который утверждает, что видел подобное в деревне на зимних каникулах...

Как Я на рыбалку ходил

А Серёжа нам показал, как он с папой на рыбалку ходил, только непонятно, кто кого поймал?

Летающий снеговик

Кто знает, может и такое бывает

Что снеговик по небу летает?

Он взмахнет крылом

И полетит потом!

Работа семьи Родькиных.

Охота

Охота мышей на кота очень и очень нелегка!

Работа Сулимова Миши.

Команда ID-z 124 Искатели приключений

Семья Меджидовых изобразила Бабу-Ягу, заботливо вывязывающую носок для своей летающей избушки-на курьих ножках.

Семья Дмитриевых изобразила девочку старательно катающуюся на лыжах по льду среди лета. Родители подали идею, Ирина отвечала за воплощение идеи "в жизнь".

Семья Юртановых назвала свою работу "Лыжная прогулка". Время действия - ночь, когда на небе всего лишь три солнца светят. Место действия - свежевспаханная земля. Идея и работа - Илья, техническое обеспечение - мама Екатерина Васильевна.

Команда IDzКомета

Семья Козловых

В создании небылицы принимали участие: мама, папа и я.

Лесная небылица

После августа пришёл январь. Сняли мы коньки, запрягли орлами сани и полетели в лес за ягодами. Видим, на опушке пастух мух пасёт, а зимний медведь гризли на сосне гнездо вьёт. Только вошли в лес, а там лошадь в тапочках на берёзе яблоки ест. Хор белочек под балалайку частушки поёт. Завели мы лодочный мотор и полетели над деревьями. Видим, на дубе кабан кору долбит, а дятел в тазик жёлуди собирает. Набрали мы 100 корзин снега, перезапрягли сани черепахами и полетели домой.

Семья Альтбух

Небылица на странице

С мамой, с папой мы спешили,

Небылицу сочинили.

Небылица, небылица,

Получилась на странице.

На деревьях чудеса,

Пошутили небеса.

Заяц в норку влезть не смог,

Очень выручил сапог.

Мышкам в норке стало тесно,

В дом заехали совместно.

Семья Чухаревых

Я и папа придумали небылицу. Мама помогла нарисовать, а сестра раскрашивать.

Странный лес

Как то раз в зимнем лесу вышли зайцы поохотиться на волков. Идут с ружьями по лесу и смотрят: ёжик в решете воду носит. Идут зайцы дальше. А посреди леса медведи в шахматы играют. Мыши вытащили из-под сосны удава, и давай скакать через него, как через скакалку. Хорошо у нас в зимнем лесу, весело!

Семья Бурлаковых

В создании небылицы принимали участие: мама, бабушка, дедушка и я – Бурлаков Алексей.

Зимой в лесу

Наступила зима. Мы сняли шубы и шапки, взяли лыжи и пошли в лес за грибами. Снег засыпало пышным лесом. Все деревья с листьев опали, стоят голые. Только на рябине ещё висят жёлуди. Мы едем на лыжах по лесу. Кругом тишина. В глубине леса слышен стук кукушки. Вот следы на снегу. Это прыгал кабан. С берёзы упала шишка. Её бросила белка. А вот зайцев не видно. Они спят в берлоге. Слева от тропинки мы видим полянку. Она вся синяя от красных ягод. Красота!

Семья Муктасиповых

Компьютерный рисунок: Дамир и папа:

Текст небылицы: Дамир и мама.

Спящий зайка

Не ложатся спать зимой

Ёжик и барсук.

В дереве трухлявом не спит зимою жук.

Не спит медведь в берлоге,

Не спит в норе сурок.

Только зайка беленький

Лег зимой поспать.

Он укрылся листьями

И залёг в нору.

И не бегает по лесу, не грызёт кору.

Семья Белоглазовых

Художественное оформление: мама Лена и я – Рита.

Текст небылицы сочинили мы с тётей.

На горке

Весело с пингвином с горки я качусь,

А за нами сани едут на обезьяне.

Слева, справа зайцы подбегают к нам.

И давай подпрыгивать,

Глазками подмигивать, лапками стучать.

Снеговик с поклоном с горки нас встречал.

И с пингвином весело танец танцевал

Небылицу сочиняли: Пучкова Анастасия, старшая сестра - Пучкова Екатерина (12 лет),

редактировала мама – Марина Геннадьевна.

Нескучная зима

Пришла Нескучная Зима, всё перевернулось.

Дом катался на коньках, солнце спряталась во льдах,

Яблоня созрела, снежинка полетела.

Маки вырастут в снегу, пора гулять снеговику.

А он растит в ведре цветок, в руке держа сочок.

С крыши лестница идёт, прямо к радуге ведёт!

Здорово по радуге на санках прокатиться,

Бабочку поймать, в сугробик провалиться.

Дед Жара на прорубь собирался

Конфетой удочку ловить, снежный загар получить!

Вот она какая – Нескучная Зима!

Семья Харчевниковых

Идейный вдохновитель: Миша;

Сочинители: Миша, мама Настя, папа Олег, брат Дима, бабушки, дедушки, крёстные, и друзья семьи;

Художники: Миша, папа Олег и брат Дима.

Зимняя небылица

Наступила уж зима, навалились чудеса.

Тут ребята в Новый год в лес пришли за ёлкой.

Увидали они там - кабан стоит с метёлкой.

Это что за чудеса: нет снега, есть трава,

И весёлая метель вызывает лишь капель!

А забавные ерши притащили клюшки

И играют на траве не в хоккей, а в плюшки.

Взяв красивые цветочки, белочки плетут веночки,

Волки бегают от зайцев, тихо прячутся в кусточке.

А ушастый царь зверей со своей зайчихой

Дрессирует рыжих лис на полянке лихо.

Тут весёлые мартышки в руки взяли по ледышке,

Побросав при этом книжки прямо в океан.

Даже белые медведи скачут по лесу зимой,

Хорошенько чтоб прогреться, запасаются жирком.

Развалившись на поляне, мишка шепчется с гусём

Обговаривая лихо, где и как, и что почём?

Чудо-бабочка ползёт, а змея летает,

Глупый филин сам себе норку вырывает.

А снежинки – что за чудо, сыплются в большое блюдо,

Чтобы звери в Новый год сели разом в теплоход.

Вот такая небылица приключилась зимой,

Будем петь и веселиться нашей дружною семьёй!

Семья Михайловых

В создании рисунка принимали участие: Аня Михайлова, мама Ира, тётя Наташа, дедушка Витя, бабушка Люда, папа Сергей.

Сюжет небылицы: Аня и папа;

Стихотворное содержание: Аня и тётя;

Художественное оформление: Аня и дедушка;

Идея сюжета: Аня и бабушка;

Компьютерный дизайн: Аня и папа.

Австралийский Новый Год

Однажды в студёную зимнюю пору

Резвился у ёлки один кенгуру.

Сама б я дивилась такому вот вздору,

Но, верьте мне, с детства совсем я не вру.

В снегу извалявшись, наш австралиец

Вдруг сумку на пузе своём распахнул.

И, словно бывалый спортсмен-олимпиец,

Прыжком через ёлку перемахнул.

Гирлянды достал, мишуру и игрушки,

Украсил на славу красавицу-ель,

Он угостил меня сладкой ватрушкой,

Сказал: «Потанцуем, мадемуазель?»

Мы с ним кружились весь день до упада.

В танцах я профи, чего там скрывать!

Потом пили чай, съели пуд шоколада.

Но стало темнеть, пора было спать.

Он посадил меня к себе на спину,

Мы мчались средь заснеженных полей,

Я ела сладкие, как сахар, мандарины.

И вскоре были у избушки мы моей.

Мой кенгуру протянул к небу лапку,

Пристально всматривался в темноту,

Сгрёб кусок небосклона в охапку,

Сдул с лапы пыль и протянул мне звезду!

Семья Барабановых

Рисунок: мама Наташа, папа Вадим и я – Лев Барабанов;

Стихотворное сочинение: сестра Софья, мама Наташа, папа Вадим и я.

Небылица про Тигра

Жил-был Тигр за морями,

Новый год встречал с друзьями.

«Очень жарко», – он вздохнул,

И тихонечко заснул.

Вдруг очнулся – пальм и нет,

А вокруг лишь белый свет.

Вместо пальмы ель стоит

И огнями вся горит!

Все вокруг белым-бело,

Снега много намело!

Тут детишки прибежали,

Дружно хором прокричали:

«С Новым Годом, тигр, друг,

Не останешься ль ты вдруг?

Будешь год нас защищать

И друзьям всем помогать!»

Тигр подумал: «Что б и нет?

Важно чтобы был обед.

Остальное ерунда!

Помогу я вам друзья!»

Может каждому присниться

Вот такая небылица.

Но скажу я вам друзья,

Новый Год настал не зря!

Тигр ловок и умен

Много дел придумал он.

С ним понравится тогда

Нам «нескучная зима»!

Семья Петшик

В создании небылицы принимали участие мама Оля, папа Серёжа и я – Алёна Петшик.

Зимние забавы

Однажды в студёную летнюю пору

На санках пошли мы на пляж загорать.

Мы взяли Полину – братишку малого,

Ему исполняется 75.

Пошла с нами Ваня, сестрёнка моя.

Совсем уже взрослая, ей целых два.

И папа Серёжа под лошадью ехал,

А мама верхом на скакалке была.

А я в это время взяла сковородку

И в теннис играла, бросая лимонку.

А тут нам навстречу дед Инна идёт,

И на голове у неё ёлка растёт.

Перчатки на ноги она нацепила,

Делает вид, что в гору ползёт.

Вот это жара! С нас пот в три ручья!

Так отдыхаем зимой мы всегда!

Рисунок нарисовали мы с мамой.

Новый год в лесу

На деревьях лисы спят,

А зайчата бьют волчат.

Медведи водят хоровод -

Скоро будет Новый Год!

А на ёлке сели в ряд ёжик и бобрёнок,

В хатке лось, в норе совёнок.

Белка зерно в нору прячет,

А хомяк по веткам скачет.

Есть сноровка у свиней:

Петь про ёлку веселей.

Встали рыбки в хоровод

А зверюшки влезли в брод.

Вот была у всех потеха

Есть бананы и орехи.

Прямо с ёлки собирать

И делиться и играть.

В самый жаркий Новый Год

На салазках и в сугроб!

Макарова Маргарита

Летний Новый год

Однажды летом мы встретили Новый год. На волшебной полянке росла голубая ёлка. Мы нарядили её сосульками из холодильника. Но было так жарко, что мы съели все сосульки. Мама собрала корзину клюквы, и мы пошли домой варить клюквенный кисель.

ВНИМАНИЕ!

Уважаемые участники олимпиады, в связи с переполнением страницы размещайте свои отчеты (рисунки, небылицы и др.) на странице

Небылицы

Основные понятия: определение, особенности бытования, терминология, особенности (образная система, антропоморфизм, композиция, рифмовка), методика рассказывания, формы, жанровые модели.

Бытование жанра . Небылицы, или небывальщины, представляют особый жанр фольклора, встречающийся у всех народов как самостоятельное художественное произведение или как часть сказки, былички, былины, скоморошины.

Жанр одинаково распространен как во взрослом, так и в детском репертуаре. Отличие заключается в форме. В произведениях, исполняемых для детей или детьми, «небылица принимает форму песенки, рифмованной приговорки (считалки), молчанки, дразнилки, пестушки и т. д.».

Детей привлекают произведения, где развивались бы совершенно невероятные события; происходила перестановка объекта действия или признаков, характеризующих различные предметы; функции и свойства одного предмета приписывались другому. «Нарушение правильной координации вещей вызывает в детях смех, и чем больше это нарушение, тем ощущение смешного сильнее», – отмечала О.И. Капица.

Определение. Обычно небылицами исследователи считают «произведения различной жанровой принадлежности, изображающие действительность с преднамеренным нарушением хронологической последовательности событий, причинно-следственных связей и т. д. и создающие полную несообразностей художественную картину мира».

Вероятно, название «небылицы» дали сами исполнители:

Позвольте, братцы, небылицу с пеги,

Небылицу, да небывальщину.

Старину спою, небывалую, да не слыханную.

Важным их свойством является алогизм. Предметный мир, домашние животные, птицы – все в небылицах показано с «абсурдной» стороны.

Второе свойство обусловлено приписыванием одному предмету свойств другого. Оно было отмечено, в частности, К.И. Чуковским, назвавшим подобные произведения «перевертышами» по аналогии с английскими «Topsy-turvy Rhymes» – «стишки навыворот, стишки перевертыши». Название «перевертыши» отчасти совпадает с немецким названием «Verkehre Welt» – «перевернутый мир».

Изучение , Одной из первых в отечественном литературоведении песенки-перевертыши рассмотрела О.И. Капица, ее выводы впоследствии подтвердили английские ученые И. Оупи и П. Оупи в книге «Фольклор и язык школьников», вышедщей в Кембридже в 1959 году. Примерно в то же время В.П. Аникин закрепил двойное название подобной формы.

Вместе с тем некоторые исследователи проводят различие между ними Е.М. Левина полагает, что необходимо разграничивать небылицы и перевертыши. Различие между Ними наблюдается в своеобразии характера действия: в небылице главным принципом становится антропоморфизм (совершение зверями работы людей, приобретение ими человеческих прозвищ и качеств).

В перевертыше имеет место обратная координация, звери выполняют ту же работу, но делают ее необычным образом – косят сено молотками, кафтан зашивают метлой. Неординарностью отличаются и временные характеристики: в небылицах бедствия птиц и насекомых изображаются как мировая катастрофа, в перевертышах герои перемещаются по морю на решете, путают времена года и сезоны.

Всякое отступление от нормы помогало ребенку искать и находить свои ориентиры в пространстве. Таковыми становились ассоциативные связи. Перевернутый мир позволял по-иному посмотреть на обыденные вещи, определить их, оттенить и подчеркнуть отдельные качества.

М.Н. Мельников уточняет, что анализ текстов, опубликованных В.И. Далем, позволяет утверждать, что небылицы создавались взрослыми и для взрослых. Поэтому нельзя относить их к творчеству детей, скорее речь идет о своеобразных переложениях или приспосабливании детской аудиторией отдельных форм.

Не случайно перевертыши активно использовала народная педагогика, активизируя познавательную деятельность ребенка и формируя у него умение видеть комическое:

Кошка на лукошке

Ширинку шьет,

Кот на полатях

Указывает:

Не так, кошка

Не так, плошка,

Не так черепец,

Наш Иван молодец.

Особенности . Небылицы отличаются игровым характером перевертышей, Чуковский считал их умственной игрой: «Ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями». Научившись складывать бывальщины, ребенок начинает превращать их в собственные истории – «жажда играть в перевертыши присуща чуть ли не каждому ребенку на определенном этапе его умственной жизни».

Круг образов детской небылицы предопределялся условиями крестьянского быта, в них присутствовали знакомые крестьянскому ребенку с детства животные, птицы, насекомые. Только они одевались как люди: «коза в сарафане», «курочка в сапожках», «утка в юбке». Животные выполняли те же обязанности: «курочка избу метет, вымела избушку, положила голичек под порожичек», «кот на печи сухари толчет, кошка ширинку шьет».

Перемещение животных в несвойственную им обстановку, где они были вынуждены действовать несвойственным образом, приводило к созданию комического эффекта. Случалось, что одним животным приписывались свойства других: «по поднебесью медведь летит, ушками, лапками помахивает, серым хвостиком поправливает», «собачка бычка родила», «поросеночек яичко снес».

Основным приемом становится антропоморфизм: животные, насекомые, птицы переодевались в человеческую одежду и наделялись людскими качествами, свойствами и пороками. Они выполняли одинаковые с людьми действия. Люди также работали и действовали в несоответствующей обстановке: «мужики на улице заезки (заколы для рыбной ловли) бьют, они рыб ловят». Животные использовались необычным образом: «Фома едет на курице, Тимошка – на кошке»; «мужик комарами пахал, дубинкою погонял».

По сравнению с сказками антропоморфизм небылиц имеет свои особенности. Сходство проявлялось в очеловечивании животных, однако в сказке животное выступает как носитель определенных качеств: лиса отличалась лукавым нравом, оказывалась изворотливой, способной к воровству; медведь, напротив, всегда неповоротлив и недогадлив.

В небылицах характеристика меняется. Приведем некоторые небыличные песенки, в первой из них представлены переодетые животные, а во второй – ряженые животные пляшут:

Ульяна, Ульяна,

Садись-ка ты в сани,

Поедем-ка с нами

В нову деревню.

В новой деревне

Во старом селеньи

Много дива увидишь:

Курочка в сережках,

Козел в новых портках,

Коза в сарафане,

А бык в кожане,

Утка в юбке,

Селезень в жерельях,

Корова в рогоже -

Нет ее дороже!

У нашего Данилы

Разыгралася скотина,

И коровы и быки

Разинули кадыки,

Утки в дудки,

Тараканы в барабаны;

Коза в синем сарафане,

Во льняных штанах,

В шерстяных чулках,

Вол и пляшет,

Ногой машет,

Журавли пошли плясать,

Долги ноги выставлять,

Бух, бух, бух.

Семья коз выполняет крестьянскую работу:

Козел муку мелет,

Коза подсыпает,

А маленьки козляточки

В амбарах гуляют.

По форме небылица представляет собой краткую сюжетную зарисовку, бытовую картинку с конкретным содержанием без зачина и концовки. Приведем пример небылички, где действующими лицами являются насекомые: тараканы, комар, вошь, блоха:

Таракан дрова рубил,

Комар по воду ходил,

В грязи ноги завязил.

Блоха поднимала -

Живот надорвала.

Вошка баню топила,

Гнидка щелок варила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала,

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Сюжетная законченность описания, насыщенность конкретными деталями, наглядные несообразности обуславливают смысловую емкость, точную и зрелищную передачу действий

Композиционно перевертыш состоит из картин-действий, расположенных цепочкой и слабо соединенных друг с другом. В нем происходит перестановка объекта действия или признаков, характеризующих разные предметы. Иногда эта словесная забава «принимает характер игры в обмолвку»:

Где это видано,

Где это слыхано,

Чтоб курочка бычка родила,

Поросенок яичко снес,

Безрукий-то клеть обокрал,

Нагому за пазуху наклал,

Безногий вприпрыжку побежал

Концовка в небылицах отсутствует или не влияет на основное содержание, воспринимаясь как законченное резюме:

Гнида щелок щелочила,

Вошка париться ходила,

Со угару-то упала,

На лохань ребром попала.

Слава богу околела,

Всему миру надоела.

Некоторые исследователи полагают, что зачин, напротив, играет важную семантическую роль: «в нем сразу подчеркивается, что речь идет о чепухе, небыли, в которую не верят».

Повествование в небылице ведется от первого или третьего

У нашего Данилы

Разыгралася скотина.

Жил я у матушки

В сосновой избушке.

Спал на подушке,

На перинушке.

Характер рифмовки в небылице разнообразен. Наиболее распространены смежные рифмы:

А хозяин на печи обувается,

А медведь на дороге повивается,

А свинья под мостом овес толкет,

А лягушка на дворе песенки поет.

Пример перекрестной рифмы в сочетании с внутренней:

Козел муку сеет,

Коза подсевает,

А барашки крутоторожки

В дудочку играют,

А сороки-белобоки

Ножками топ-топ,

А совища из углища

Глазами-то хлоп-хлоп.

Часто встречаются внутренние рифмы в сочетании с парными

Скок-поскок,

Молодой дроздок.

Перевертыши различаются по жанровой модели; иногда это коротенькая прибаутка:

Эх, сапоги у меня на вате,

А поддевка на скрипах.

Да я на пегой на телеге

На сосновой лошади.

Но может быть и целая песенка:

Лыко мужиком подпоясано.

Ехала деревня середь мужика,

Глядь из-под собаки лают ворота;

Ворота-то пестры, собака-то нова.

Мужик схватил собаку

И давай бить палку.

Собака амбар-то поджала

Да в хвост и убежала.

Изба пришла в мужика

Там квашня бабу месит.

Встречаются перевертыши в форме нарратива:

Я встал поутру, обулся на босу ногу, топор надел, трое лыж за пояс подоткнул, дубинкою подпоясался, кушаком подпирался. Шел я не путем не дорогою; подле лыков горы драл; пошел я в чисто поле, увидал: под дубом корова бабу доит. Я говорю: «Тетенька, маминька, дай мне полтора молока пресного кувшина». Она не дала. Я вышел на улицу: тут лайка собачит (вм. собака лает) на меня; мне чем обороняться? Я увидал: на санях дорога, выхватил из оглобель сани, хлысть лайку и пошел домой.

В данном случае сюжет разворачивается как необычная история, которая приключилась с самим рассказчиком. Е.М. Левина полагает, что даже в том случае, когда присутствуют «мотивы прозаической небылицы, повторы ритмически их организуют».

…Да не курица на ступы соягниласе,

Корова на лыжах прокатиласе,

Да свинья в ели-то ведь гнездо свила.

Да гнездо свила да детей вывела.

Малых деточек да поросяточек.

Поросяточка всё по сучьям вися,

По сучьям вися и полететь хотя.

Обоухая свинья

На дубу гнездо свила,

Поросила поросят

Ровным счетом шестьдесят.

Распустила поросят

Все по маленьким сучкам.

Поросята визжат,

Полететь яны хоцяць.

О.И. Капица отметила, что к небылицам примыкают так называемые «большие песни». В большинстве из них действующими лицами являются животные, которые действуют подобно людям. Наиболее распространенными она считает следующие: «Козел», «Сватовство совы», «Война грибов», «Чечотка», «Смерть и похороны комара», «Поедем-ко, женушка, домик наживать», «Жил я у попа».

Подобные песни П.В. Шейн называет сатирическими и скоморошными. «Почти все они, – замечает он, – отличаются явным сатирическим характером, смысл и цель которого с течением времени сгладились, вследствие чего они в значительной степени потеряли совершенно интерес для людей старших поколений. Но, благодаря обилию аллитераций, тавтологий и рифмы, а равно легкости для запоминания их несложных музыкальных мотивов, они, так сказать, сами напросились своими неоцененными услугами матерям, нянькам, пестуньям, для которых они являлись самыми желанными, самым удобным и подходящим средством занимать и забавлять приятным образом своих и чужих малюток. Эти малютки, выросши и возросши до отроческих лет, сами с удовольствием начинают употреблять эти самые песенки и прибаутки».

Отсутствие точной терминологии привело к тому, что в первом собрании «Русских народных песен» П. Шейн поместил эти песни в детский отдел, а в «Великоруссе» перенес их в группу юмористических песен для взрослых.

Среди больших песен в первую очередь укажем на распространенную у русских, белоруссов и украинцев песню о «козле». О.И. Капица приводит более 10 вариантов песни. В ней рассказывается о том, что любимый бабушкин козлик отправился в лес погулять, а там его растерзали волки. Профессор В.Н. Перетц указывает на прототип этой песенки, находящийся в сборнике польских песен Гинтовта и Рудницкого, относящемся к 1713 г.

Приводим начало наиболее распространенного варианта этой песенки:

Жил-был у бабушки серенький козлик,

Бабушка козлика очень любила.

Вздумалось козлику в лес погуляти,

Напали на козлика серые волки,

Остались от козлика рожки да ножки.

После каждой строки повторяется припев «Вот как, вот как» и два последних слова. Постепенно простой по структуре текст развивается в наполненную разными событиями песню, где козел встречается с волками и погибает.

В начале бабушкин козел похваляется:

Семь волков убить

Бабе шубу сшить.

Козел оказывается трусом и при встрече с заинькой и лисанькой спрашивает:

Ты не смерть ли моя,

Ты не съешь ли меня?

На это ему животные отвечают

Я не смерть твоя,

Я не съем тебя.

Уж я заинька,

Уж я беленькой.

Затем козел встречает семь волков, которые нападают на него. Бабушка находит только его останки и устраивает поминки по своему любимцу. О.И. Капица приводит и вариант с благополучным концом, в котором козел расправляется с волками и возвращается домой невредимым:

Ах ты, бабушка,

Ты, Варварушка,

Отворяй-ко ворота,

Принимай-ко козла.

Песня попала в детскую книгу и широко использовалась для педагогических целей. О.И. Капица полагала, что она дает материал для подвижных детских игр с пением для маленьких, поскольку «из всех больших песен она по форме и содержанию особенно близка детям, чем и объясняется ее популярность». С.Я. Маршак обработал песню в пьесу для детского театра и для театра Петрушки. Очевидно, О.И, Капица имеет в виду пьесу С. Маршака «Сказка про козла».

Не менее распространена по количеству вариантов песня «Сватовство и свадьба совы», в которой действуют птицы. В ней отчетливо прослеживается сатирическая направленность. Характеристики птиц, которых предлагают снегирю в жены, отличаются изобразительностью. Все, они наделяются человеческими качествами:

Взял бы я галку – косолапая она.

Взял бы я ворону – черномазая она.

Взял бы я ласточку – вертлявая она.

Взял бы я кукушку – тоскливая она и т. д.

Одновременно жених пытается выяснить и деловые качества своей невесты:

Умеешь ли ты, совонька, прясть, ткать?

Умеешь ли пашеньку пахать?

В сборниках детских сказок помещается песня «Война грибов»:

Заводилася война

Среди белого дня.

Уж как начато палить,

Только дым пошел валить.

Как сказали на войну

Всему нашему селу,

Пораздумал белый гриб -

Всем грибам полковник,

Под дубочком сидючи,

На грибочки глядючи.

Он обращается к разным грибам, но все отказываются идти на войну: рыжики говорят:

Мы богаты мужики,

Не повинны во полки

Опенки отвечают:

У нас ноги очень тонки

Нейдем мы на войну и т. д.

Соглашаются, наконец, грузди:

Мы – ребятушки дружны

Подавайте сабли, ружья,

Мы – заступники селу,

Мы идем на войну.

Детские песни представляют собой пародию на исторические песни, сложенные в конце XVIII века под влиянием восстания Пугачева. В тексте песни высмеивались те, кто отказывался идти сражаться.

Песни «Будем-ка, женушка, домик наживать» и «Жил я у попа» построены на ряде звукоподражаний и названий, характеризующих животных. В первой песне перечисляются животные, купленные для хозяйства, во второй – животные, подаренные паном работнику за его службу. Вот как характеризуются животные:

А телица – хвастувица,

Мой баран матер-пестер,

Козинька бела-руса,

Свинушка пестра-ряба,

Моя утка – попловутка,

Моя гуска – водоплюска и т. д.

Приведем пример звукоподражания:

Козынька – меке-кеке,

Барашек – бя-бя, бя-бя,

Свинушка – рюхи, рюхи,

Индюшка – шулды-булды,

Гусынька – га-га-гага и т. д.

Взаимодействие небылиц с литературными формами . М.Н. Мельников и Е.М. Левина показывают появление перевертышей на основе книжной традиции: «Плыл по морю чемодан», «Шла изба по мостику…», «Дело было в январе, первого апреля».

Встречаются пародии на современные популярные песни:

У леса на опушке

Жила зима в избушке.

Она людей варила…

В подобных текстах присутствуют мотивы устрашения, органично вошедшие в структуру жанра. Данное обстоятельство сближает песни-пародии с «страшными историями» и показывает, что жанр не утратил популярности в современной детской среде.

Небылицы - это стихотворное или прозаическое повествование со сказочным или фантастическим сюжетом о событиях или действиях, которых не может быть на самом деле. Такие произведения относятся к разновидности сказочного жанра устного народного творчества.

В них нарочно подчеркивается искажение действительности. Небылицы обожают читать дети, но они должны понимать, что это - шутка или вымысел, тогда такие чтения способствуют развитию фантазии, наблюдательности, смекалки. Самые известные небылицы:

  • стихотворение Корнея Чуковского "Путаница"
  • "Приключения барона Мюнхгаузена" книга Эриха Распе

Что такое небылица?
Это значит: Волк и Львица
Привезли своих ребят
На машине в детский сад.
А потом – умчались в горы
На работу в Детский город,
Где в «Салоне Доброты»
Дарят Белочкам цветы.

Волк работал пастухом
На «Дошкольной ферме».
Ездил с огненным кнутом
На корове вредной.
Пас детишек-непосед
На конфетном поле.
Им рассказывал секрет,
Как учиться в школе.
А ребята-сорванцы
В поле рвали огурцы,
Угощали пастуха
И смеялись: «Ха-ха-ха!»

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

Дело было в январе
Первого апреля.
Жарко было во дворе
Мы окоченели.
По железному мосту
Сделанном из досок,
Шел высокий человек
Низенького роста.
Был кудрявый без волос,
Тоненький как бочка.
Не было детей у него
Только сын да дочка

Между небом и землёй
Поросёнок рылся
И нечаяно хвостом
К небу прицепился.

Заяц гонится за львом
И рычит ужасно.
Крот под елкой строит дом
Из рябины красной.

Была репа важная,
Дивилась старуха каждая:
Одним днём
Не обойдёшь кругом.
Всей деревней ели
Целую неделю.
Одну корку наложили,
Так телегу обломили!

По синю морю корабль бежит,
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за верёвку ведёт,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы верёвку сорвать.

Встаю я под вечер,
А утром ложусь.
Гогочет петух,
Кукарекает гусь.
Я платье для куклы
Стираю метлой
И в печке дрова
Зажигаю пилой.
Вливаю три супа
В кастрюлю с яйцом.
Песенка с крышкой,
Кастрюля с концом.

Говорят: ты жив, здоров?
- Нет, лежу в больнице.
- Говорят: ты сыт по горло?
- Нет, я сильно есть хочу,
Хоть корову проглочу!

По реке плывет корова,
Обогнала пароход.
На рогах стоит ворона
И соломинкой гребет.

Едет на лисе
Курица верхом,
Бежит кочан капустный
С зайцем кувырком.
Ловит щука в море
Сетью рыбака,
Плавает корова
В крынке молока.
Зернышко пшеницы
Воробья клюет,
А червяк ворону
В коробочке несет.

Из-за тучи, из тумана
Мужик скачет на баране.
А за ним на комариках
Дети скачут в валенках,
А жена на блошке
Скачет по дорожке

Как у вас поживают?
- На босу ногу топор надевают,
Сапогом траву косят,
В решете воду носят.
Наши сани едут сами.
А лошади наши - с усами,
Бегают в подполье за мышами.

Лошадка травку ела, ела,
И ей травка надоела.
В магазин пришла Лошадка
И купила шоколадку.

Чудо, чудо, чудеса:
На пеньке стоит лиса,
Палочкою машет,
Два медведя пляшут.
Вот какие чудеса –
Два медведя пляшут.
Зайцы взялись за бока,
Заплясали трепака,
Прилетели утки,
Заиграли в дудки.
Вот какие чудеса –
Заиграли в дудки.
И берёзки в пляс пошли,
Хороводы повели.
Солнце засияло,
Всем теплее стало.
Вот какие чудеса –
Всем теплее стало!

Небылицы придуманные детьми на других страницах сайта "Учат в школе"

Небылица – это, по сути, игра. Игра без правил со словом, с мыслью, которая, тем не менее, разрешает ребенку нащупать границы и проверить правила этого мира. Если вам хочется (либо надобно) сочинить небылицу , можете применять всякие приемы искажения реальности, доведения ее до вздора и лишения смысла. А также придавайте новейший, непредвиденный толк мыслям и вещам. Двигаться в этом направлении вам помогут небылицы С.Маршака, Б.Заходера, К.Чуковского и Э.Успенского.

Инструкция

1. Посмотрите на окаймляющий мир и выберите какое-либо событие в качестве темы. Это может быть случай, ежедневное ритуальное действие, наскучивший распорядок либо метод выполнения чего-либо, приевшийся недочет, порок в обществе либо личном качестве человека. В пример дозволено привести рассеянность, описанную у С.Маршака.

2. Выберите основного героя (вестимого сказочного персонажа, звериное, несуществующее звериное) либо оставьте себя в этой роли. Скажем, Иван Топорышкин, крокодил с головой петуха и т.п.

3. Модифицируйте принятое за основу событие либо явление. Для этого вы можете применять приемы нарочитого искажения реальности, полных перевертышей, доведения до вздора, нарушения смысловой сочетаемости слов. Даже орфографические «нарушения» пунктуации изменяют толк до глупости, как в небылице «Где поставить запятую?» К.Чуковского. Придумывайте непредвиденные и бессмысленные сочетания слов, несвойственные колляции (зайцы разлетелись комариками), используйте знаменитые и устоявшиеся фразы (кудыкина гора, прошлогодний снег, пятый угол).

4. Рифмуйте небылицы. Под темп и рифму в голову легче приходит «небывальщина», глупость, сходная по звучанию, но бредовая по смыслу. А это как раз то, что надобно. Но придумывать небылицы дозволено и в прозе.

5. Развивайте сюжет небылицы. Это могут быть перевоплощения основного героя, непредвиденное исполнение его желаний, перемещение во времени либо сказках. Как, скажем, герои «Путаницы» получили вероятность делать, что хотят. А в мультике «Падал прошлогодний снег», снятом кинорежиссером А.Татарским, «что хочешь, то и случается».

6. Сделайте окончание небылицы, какой-то итог из придуманной обстановки, может быть наставление, как в басне. Скажем, Г.Сапгир в небылице «Крокодил и петух» завершил тем, как весь остался доволен выигрышным получением, а К.Чуковский в «Путанице» донес мысль, что попытка быть тем, кем ты не являешься, классным не закончится.

Дети дюже любят слушать невообразимые истории, наполненные приключениями и чудесами. Но в данный момент ребенок оказывается пассивным слушателем. Не отличнее ли объединить славное с пригодным и подмогнуть ему сочинить сказку самому?

Инструкция

1. Сочинение сказок – это результативный педагогический прием. В этом творческом процессе у ребенка активизируется и пополняется словарный резерв, он усваивает грамматическое строение родной речи, а рассказывая сказку, он развивает и устную речь.

2. Начать сочинение сказки дозволено, занимаясь параллельно другими делами. Если ваш малыш 3-4 лет, то всецело сочинить фантастический рассказ он не сумеет. Следственно тут класснее применить прием «заверши сказку». Вы рассказываете ребенку дюже примитивную сказку с линейной сюжетной линией. Дойдя до самого увлекательного момента, вы останавливаетесь и спрашиваете: «Как ты думаешь, чем все закончилось?» Если малыш в затруднении, задавайте ему наводящие вопросы. На все предложения ребенка реагируйте чувствительно. Если в сказке кто-то напугался, изобразите испуг, если поразился, то изумление. Так вы поможете ему соотносить эмоции с речью. Сочинение концовки к сказке поможет ребенку сформировать знание заканчивать мысль, осмыслять и понимать услышанное. Со временем он сумеет выдумывать концовку сам, не прибегая к вашей помощи в виде наводящих вопросов.

3. 2-й прием сочинения – это составление сказки по серии картинок. Для этого предпочтительней применять логопедические тетради. Регулярно обновляйте сюжетный ряд, дабы ребенку не наскучило выдумывать сказку. Имейте в виду, что создание сюжетов по картинкам вызывает крупнейшую трудность в школе. Цель сходственных упражнений – сформировать знание подбирать глаголы действия, изложения, составлять колляции предметов и персонажей. Помимо того, вам необходимо подмогнуть ребенку выстраивать логическую цепочку при составлении сказки, а помогут вам и ему в этом картинки. Рассматривая их, следует обращать внимание на мелкие детали, сосредоточивая внимание ребенка. Только помните, что небольшой ребенок стремительно устает, когда доводится длинно держать внимание, следственно начинайте с примитивных сюжетов из 2-3 картинок.

4. Если вы организуете детский праздник, скажем, День варенья своего сына либо дочки, то устройте коллективное создание сказочного сюжета. Пускай дети сами предлагают тему, персонажей сказки, а ваша задача – выстраивать сюжет. В этом веселом интересном процессе ребенок опосредованно учится строить сказку, а значит и свою речь на основании логики, соблюдая определенные этапы: завязка, становление и кульминация.

Видео по теме

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх