Дети дождя. о том, как правильно воспитывать ребёнка с аутизмом, рассказывает директор сенненского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации елена василёнок

Аутизм - это заболевание нервной системы. Он проявляется обычно у детей в возрасте до трех лет. Признаками его могут служить задержка в развитии и отсутствие желания у ребенка общаться с окружающими людьми.

Проявления аутизма не всегда можно сразу заметить. Для того чтобы ее определить, надо просто внимательно наблюдать за ребенком. Причинами такого нервного отклонения может быть отношение родителей к своему чаду, а также его взаимодействие с окружающей средой.

Впервые об этом медицинском явлении заговорили психологи из Швейцарии, а лишь спустя годы российские медики. Тогда же были исследованы множество малышей, страдающим этим заболеванием. Это помогло выделить основные симптомы распознавания болезни.

Кто такие дети-аутисты?

Например, каждому взрослому человеку очень приятно общаться с ребенком. Наблюдение за малышом, который постоянно как-то реагирует на то, что его окружает, вызывает всеобщее одобрение и доброжелательную улыбку. Дети же очень часто специально совершают или повторяют какие-то поступки, чтобы привлечь к себе внимание родителей. И такое развитие малыша считается нормальным, без всяких отклонений от нормы. Но иногда приходится замечать детей, которые живут какой-то своей отдельной жизнью. У них свой мир, в который они мало кого пускают. Поэтому они очень замкнуты и скрыты. Им не интересно все новое, отсюда и проблемы с общением.

У детского аутизма есть названий. Одно из них – синдром Аспергера или Ретта. Но какое бы название оно не носило, известно, что это психическое заболевание, у которого есть свои специфические признаки.

Многочисленные исследования показали, что аутизм у детей начинает развиваться с 15 месяцев и до трех лет он уже будет полностью сформирован. И если родители видят отклонения в развитии у своего малыша, то они должны обратить внимание на основные симптомы этой болезни. Например, малыш не разговаривает, не хочет общаться с родителями и с другими людьми, не желает смотреть в глаза, монотонная речь, все это признаки аутизма. Такие больные дети очень сильно бояться перемен. Некоторые даже страдают от бессонницы.

Как воспитывать ребенка-аутиста?

Аутизм может быть и в мягкой, так и в острой форме. Большинство детей, страдающих такими отклонениями, умственно отсталые.

Но все эти малыши, конечно же, нуждаются в заботе и внимании взрослых, прежде всего, родителей. Да, будет нелегко, но ради самого маленького и такого родного человечка надо постараться. Постоянно вы должны показывать ему, что он член вашей семьи, но делать это нужно так, чтобы он не чувствовал себя некомфортно от того, что так много внимания ему уделяется. Лучше будет, если ваш малыш сам поможет вам составить его расписание дня. Обязательно нужно поощрять ребенка, когда он хорошо выполнил какое-то задание. Все дело в том, что малыши больные аутизмом не помнят того, что было вчера, поэтому хвалить его нужно сразу же.

Родители всегда внимательно должны следить за поведением ребенка, чтобы его нарушение не вошло у него в привычку. Малыш всегда чувствует отношение к себе, поэтому старайтесь его во всем поддерживать, чтобы он еще больше не замкнулся в себе. Никогда нельзя показывать больному ребенку, что вы недовольны чем-то.

Не забывайте, что каждое новое событие или изменение в жизни такого малыша должно быть пройдено вместе с близким взрослым человеком. Это в какой-то степени и повысит самооценку такого ребенка.

Для того чтобы ребенок не чувствовал себя изгоем в школе, отдайте его в специальную школу, где ему будет комфортно и где будет оказываться необходимая ему психологическая помощь.

Поймите, что вы должны каждый день доказывать ему, что он частичка этого мира, который его любит. И может быть, тогда свершится настоящее чудо и дитя вернется к нормальной жизни.

Девочек с аутизмом намного меньше, чем мальчиков. Примерно в 5 раз. Сейчас моей Алуаше 7 лет. Аутизм у нее развивался по регрессирующему типу. То есть сначала все было нормально: она рано начала говорить, смеялась, общалась, любила внимание. В 1 год и 3 месяца уже рассказывала стишки, "Гуси-гуси, га-га-га" был ее любимым. Спокойный, идеальный ребенок, с ней не было никаких хлопот. Но постепенно она начала терять словарный запас. К 2-2,5 годам Алуа почти перестала говорить, в ее речи осталось около 10 слов.

Врачи говорили, что у нас все нормально, и не сразу смогли поставить нам диагноз. Только после ПМПК (психо-медико-педагогической комиссии) нам сказали, что у ребенка есть аутистичные черты. Проблема с постановкой диагноза детям-аутистам существует на всем пространстве СНГ, критерии болезни четко не обозначены.

С 3 до 5 лет мы занимались с ней, как могли, а потом узнали о методике ABA – Applied Behaviour Analysis (Прикладной анализ поведения). Во всем мире она считается самым эффективным научно доказанным способом борьбы с аутизмом. Эта методика не рассматривает диагноз ученика, будь то аутист, ребенок с синдромом Дауна и т.д. С помощью специальных тестов она выявляет дефицит навыков – социальных, речевых, навыков самообслуживания, способностей к имитации, и в ходе занятий ребенок эти навыки приобретает. В Америке эта методика успешно применяется более 50 лет, и там она бесплатная. У нас посещение специального центра на полдня без питания стоит 70000 тенге в месяц.

За 2 года занятий по этой программе у нас произошел большой прогресс. Алуа тогда и сейчас – будто два разных человека. По развитию речи и социальным навыкам она соответствует 4-летнему возрасту. Она до сих пор не умеет общаться с другими детьми, но уже проявляет к ним интерес. Если в 5 лет она даже не могла сказать "дай воды", то сейчас она говорит, может попросить что-то. Это очень сложный навык для аутиста. Она рассказывает то, что видит, делится своими желаниями, может сказать: "Мама, я хочу погладить кошку". Научилась читать, сейчас мы работаем над пониманием текста. Ребенку с аутизмом очень сложно понять написанный или рассказанный текст.

Алуа ходит в танцевальную студию для обычных детей. Конечно, девочки замечают, что моя дочь не такая, как они, но у нее очень хорошо развиты навыки имитации, и она может повторять движения. А еще Алуа хорошо плавает и отлично рисует. Если раньше мне все время надо было ее чем-то занимать, то сейчас она ходит в школу, в ресурсный класс – это инклюзивное образование для детей с аутизмом, здесь они занимаются рисованием, чтением, письмом.

По образованию я врач и пыталась разобраться в причинах возникновения аутизма. Доказанных причин нет, но я думаю, что это генетика. Многие родители во всем винят прививки. Но ведь и многие непривитые дети страдают аутизмом, и нередко бывает, когда в одной семье растут 2-3 ребенка с таким диагнозом. У Алуа есть старший брат и младшая сестренка, они обычные дети. Поначалу сын пытался наладить контакт с сестрой, но она никак не реагировала, и ему стало неинтересно. Я обижалась на него, а потом поняла, в чем дело. Младшая дочь всегда тянулась к Алуаше, бегала за ней, та отталкивала ее, она буквально летала от нее по дому. Но постепенно они стали общаться, и сейчас не могут друг без друга.

Камилла и Дастан, 5 лет

Когда сыну был 1 год и 8 месяцев мы заметили, что он ведет себя странно: мог биться головой об стену, не смотрел в глаза, начинал плакать, когда мы брали его на руки, часами сидел и крутил колесики машинки. Я думала, что это неврология, о таком диагнозе, как аутизм, я тогда даже не слышала. Мы обращались к невропатологам, психологам, изучали информацию в интернете – так я узнала про аутизм.

Этот диагноз в Казахстане ставят детям только с 3 лет. Когда мы попали к специалистам на ПМПК, Дастан был младше, диагноз нам не поставили, но мы все равно начали заниматься. Ходили к психологу, не пропустили ни одного урока. Сначала я просто сажала его лицом к себе, прижимала к груди и пела колыбельные песенки по 20-30 минут. Благодаря такой терапии у него появилось внимание ко мне и к окружающему.

Заметный прогресс произошел, когда мы начали заниматься по программе ABA. Мы, мамы детей-аутистов, и фонд "Ашык алем" пригласили из США известного поведенческого аналитика Марину Азимову. Ведь главное в борьбе с аутизмом – это корректировка поведения. Марина составила индивидуальную программу занятий для каждого ребенка, контролировала нас дистанционно, а каждые полгода приезжала в Казахстан. За год занятий по этой программе Дастан научился вести себя, он стал говорить, может сам одеваться, ходить в туалет. Он знает буквы на русском и английском, читает по слогам, различает фигуры, складывает цифры, хорошо рисует. За все это огромное спасибо Марине и методике ABA.

Конечно, меня волнует, как у моего сына сложится дальнейшая жизнь. Ведь даже при самом лучшем лечении у таких людей сохраняются аутистичные черты, они отстают в общении с людьми. Но меня успокаивают – говорят, что они очень хорошие, добросовестные работники. Многие гениальные люди были аутистами. Значит, и у наших детей есть будущее, просто с ними надо заниматься, направлять их. Мы с Дастаном занимаемся музыкальной терапией, ездили на дельфинотерапию в Россию и в Украину. Им хорошо помогает иппотерапия, творчество, плавание. Потом ребенок выберет то, что ему по душе и найдет себя.

С такими детьми надо работать, нельзя отстранять их от общества, показывать на них пальцем. Нельзя смеяться над ними, надо помогать. Это безобидные дети, с открытой светлой душой, очень честные и искренние. Я знаю взрослых людей с аутизмом, парней и девушек, у них нет негатива к людям, они добрые и непосредственные. Сейчас наша с Дастаном цель заключается в том, чтобы он вовремя пошел в 1-й класс обычной общеобразовательной школы. И я верю, что у нас все получится.

Алия и Амир, 11 лет

Амиру 11 лет, он ходит в 3-й ЗПР-класс обычной школы. Там дети обучаются по общеобразовательной программе, но интенсивность меньше. На занятия он ходит вместе с тьютором – наставником, который помогает таким детям учиться, корректирует их внимание, поведение. Дело в том, что у аутистов есть определенные проблемы с поведением: в классе они могут вставать, ходить, громко смеяться, хлопать в ладоши, бурно реагировать на что-либо. В 1 классе я ходила с ним в школу сама, а потом нам удалось запустить в Астане такой проект. Сейчас по нему занимаются 7 детей.

Мы начали заниматься поздно, в 5,5 лет. Нам долго не ставили диагноз. В 3-4 года я стала замечать, что с сыном что-то не так. Он не говорил, знал всего несколько слов, его поведение было несносным: он кричал, лежал на полу, баловался, а мы старались ему во всем потакать, лишь бы он не кричал. У него был определенный ритуал: когда мы гуляли в парке, то должны были идти по определенному маршруту и никак иначе. Если я шла по-другому, у Амира начиналась истерика.

Врачи и психологи успокаивали меня тем, что все дети разные, некоторые могут не говорить до 5 лет, и это норма. Его капризы и несносное поведение я списывала на ревность: когда сыну было 2 года, у него родился младший брат. Амир ходил в обычный детский сад, мог самостоятельно одеваться и раздеваться, но не разговаривал, не умел общаться с детьми, не откликался на имя и не смотрел в глаза. Сейчас я знаю, что все это – признаки аутизма, а тогда не понимала. Я забила тревогу, когда Амиру было 4 года, а его младшему брату 2. Младший опережал в развитии старшего.

Диагноз нам поставили на республиканской комиссии в Алматы. Это было словно гром среди ясного неба, я даже не знала, что такое аутизм. Я вышла из кабинета, и наша жизнь поменялась. Мы уехали в Москву, прожили там несколько лет, занимались в специальном центре по системе Владимира Матвиевского. У Амира выровнялось поведение, он стал помогать по дому, сейчас он все умеет делать. Я для себя поняла: такому ребенку нужно уделять много времени, заниматься с ним день и ночь, не существует универсальной таблетки.

Нашу систему образования нельзя приспособить к аутистам. Учителя не знают, как вести себя с такими детьми. Если на обычного ребенка повысить голос, то он, скорее всего, притихнет и перестанет хулиганить, а на аутистов кричать нельзя, они просто не в состоянии переварить эту бурю эмоций – станут воспринимать это как норму или будут вести себя неадекватно. В школе их оценивают так же, как обычных детей, но если недавно мой сын не знал букв, а уже читает – ведь это какой прогресс! А ему ставят тройки, и это обидно. Надо менять стандарт оценки знаний, учитывать собственный прогресс ребенка, затраченные им усилия. И это касается не только аутистов, но и деток с нарушениями слуха, зрения и т.д. В России к этому уже пришли несколько лет назад, пора и нам.

По статистике из 100 детей-инвалидов Астаны в школу ходят только 20, остальные сидят дома. Они находятся на так называемом домашнем обучении, когда один раз в неделю к ним приходит преподаватель, который даже не знает, как вести себя с особенным ребенком. Да и самим родителям таких детей нужна профессиональная помощь, консультации. И получается, что вроде бы все учатся, за школами закреплены, а фактически это обучение – для галочки. Большинство детей-инвалидов заперты дома, а ведь они больше всего нуждаются в общении.

Я воспринимаю все это как вызов. Это моя данность, возможность что-то изменить. Конечно, были и слезы, и бесконечные поиски причин, но сейчас это уже неважно. Мы создали в Астане клуб родителей особенных деток, где делимся информацией, консультируем. Не надо никого винить, искать причины, таскать ребенка на многочисленные обследования. Многие родители начинают бегать по врачам, чтобы опровергнуть поставленный диагноз. Но если вы уже обратились к врачу, значит, заметили какие-то отклонения, они есть и отрицать это бессмысленно. Лучше потратить это драгоценное время на занятия с ребенком, корректировку его поведения.

Фото: Евгения Колокольникова и из личных архивов героев

Ребенок, страдающий аутизмом, – это ребенок с особыми потребностями, и к его воспитанию нельзя подходить, как к воспитанию обычного малыша. У детей с аутизмом проблемы не только с взаимодействием с окружающим миром, но и с собственными родителями. Как же подойти к воспитанию малыша с аутизмом?

Диагноз и программа воспитания ребенка

Если ребенку поставлен диагноз "ранний детский аутизм", который может быть поставлен только детским психоневрологом после тщательного обследования, необходимо немедленно приниматься за воспитание и обучение ребенка, так как от этого зависит вся его дальнейшая социализация и возможность нормально функционировать в обществе. Если такой диагноз уже поставлен малышу, родителям должны определиться с программой дальнейшего обучения и развития малыша. Для особых детей существует много программ, направленных на их обучение, и детский психолог поможет подобрать наиболее подходящую программу именно для этого малыша, помимо этого детский психолог разработает индивидуальный план для коррекции поведения ребенка с аутизмом.

Главное – создать условия

Самое главное, родители должны создать дома условия, чтобы ребенку с аутизмом было комфортно и он мог чувствовать себя защищенным. Необходимо оградить ребенка от встреч с людьми, если он противится контактам, постараться изолировать его от шума и резких звуков. Тем не менее такого ребенка нельзя выпускать из вида, так как при очередном приступе ярости он может нанести себе увечья, выбежав на проезжую часть улицы либо упав с высоты, или играя с острыми предметами.


Необходимо также как можно больше общаться с ребенком даже тогда, когда кажется, что он совершенно не реагирует на вас, пребывая в своем мире. К тому же, постоянно наблюдая за ребенком, вы быстрее научитесь понимать его жесты и действия. Старайтесь вслух проговаривать все, что вы делаете, объясняя свои действия. Помните, что ребенку с аутизмом значительно сложнее жить в этом мире, поэтому вы сами должны научиться понимать его и терпеливо продолжать общаться с ребенком.

Ваше тесное общение и постоянные беседы с малышом, а также объяснение всего, что происходит, способствует развитию эмоционально-чувственных качеств ребенка. Со временем, благодаря вашему постоянному вниманию, он научится общаться с близкими людьми, а также поймет, как можно выражать свои чувства и эмоции при помощи слов.

Игры для детей-аутистов

Следует предлагать малышу поиграть в игры, которые не требуют от него использовать речь. Такие дети охотно играют в лото, складывают головоломки, пазлы, выкладывают мозаику, занимаются аппликацией. С помощью совместной деятельности можно немного приблизить тот момент, когда ребенок научиться общению и взаимодействию.

Если ребенок проявил интерес к какой-либо игрушке или предмету, назовите предмет, дайте ребенку его потрогать и подержать в руках, чтобы у него были задействованы все анализаторы: слух, зрение, осязание. После многократного повторения ребенок привыкнет к предмету и обратит на него внимание.

Вкладывайте смысл в действия ребенка

Чтобы ребенок мог понять, что он видит перед собой, всегда рассказывайте ребенку что он видит перед собой. Если ребенок начинает разглядывать себя в зеркале, осторожно подключите свое объяснение изображения, чтобы у него понемногу развивалась речь.

Если ребенок без цели и смысла перекладывает и трогает предметы, необходимо постараться вложить смысл в его действия, чтобы его сознание потихоньку проникалось словесными обозначениями, а слова приобретали смысл и форму.

Проговаривайте все действия ребенка, а также свои, но не следует требовать ответов.

Постепенно, не спеша, приучайте малыша к общим занятиям, помогая избавляться от страхов.

Занятия с педагогом


Чтобы развитие ребенка с аутизмом проходило как можно более эффективно, необходимо, помимо домашних занятий, проводить занятия с педагогом. Коррекционные занятия по специально разработанной педагогом программе по развитию ребенка, страдающего аутизмом, рассчитаны на продолжительное время. Постоянно занимаясь с ребенком, можно добиться постоянного прогресса в развитии его психоэмоциональной сферы. Даже если вы сами это не в состоянии заметить, останавливаться нельзя, так как ребенок вернется к первоначальному уровню, а педагог поможет вам скорректировать занятия и научит подмечать происходящие с малышом положительные сдвиги.

Только любовь и терпение помогут ребенку адаптироваться в этом мире, чтобы иметь возможность сосуществовать с ним и со временем добиться успехов как в личной, так и в профессиональной сфере.

Пять советов родителям:

Научитесь быть адвокатом вашего ребенка. Повышайте свою информированность. Получайте максимум пользы от всех служб, которые существуют в вашем сообществе. Встречайтесь со всеми специалистами и врачами, которые могут дать полезные рекомендации.

Не пытайтесь подавлять свои чувства. Говорите о них. Вы можете чувствовать злость или противоречивые эмоции. Этого вполне можно ожидать. Это совершенно нормально, если ваши чувства противоречат друг другу. Постарайтесь направить свою злость на расстройство, а не на ваших близких. Если вы ссоритесь с супругом из-за вопроса, связанного с вашим ребенком, вспомните, что это болезненная для вас обоих тема, старайтесь не злиться друг на друга.

Постарайтесь сохранять образ жизни взрослого человека. Не позволяйте аутизму поглощать каждую секунду вашей жизни. Проводите время со своими типичными детьми, со своим супругом, воздерживайтесь от постоянных разговоров только про аутизм. Поддержка нужна всем членам вашей семьи, постарайтесь искать маленькие радости и быть счастливыми в любых обстоятельствах.

Цените каждую маленькую победу вашего ребенка. Любите вашего ребенка и гордитесь каждым его достижением, даже совсем маленьким. Сосредоточьтесь на том, что он может делать, не надо постоянно сравнивать его с типично развивающимися детьми. Любите его за то, кто он есть, а не за то, каким он должен быть.

Активно участвуйте в сообществе аутизма. Никогда не преуменьшайте силу «сообщества». Может быть, вы и капитан своей команды, но вы все равно не сможете справиться со всем сами. Постарайтесь найти друзей среди других родителей детей с аутизмом. Когда вы познакомитесь с другими родителями, вы приобретете поддержку со стороны людей, которые прекрасно понимают ваши повседневные проблемы. Участие в движении в защиту прав детей с аутизмом очень продуктивно и благотворно. Вы будете вести активный образ жизни, создавая лучшее будущее для вашего ребенка.

Пять советов для братьев и сестер

Помните, что вы не одиноки! У каждой семьи есть те или иные жизненные трудности… и да, аутизм связан с разными трудностями… но если вы присмотритесь повнимательнее, то поймете, что не бывает семьи без своих проблем.

Гордитесь своим братом или сестрой . Научитесь говорить об аутизме открыто и рассказывать другим людям, что это за расстройство, без смущения. Если вам будет комфортно говорить на эту тему, то и другие люди не будут испытывать дискомфорта. Если вы будете стыдиться брата или сестру, то ваши друзья почувствуют это и будут вести себя неловко. Как и все остальные братья и сестры в мире, иногда вы будете обожать брата или сестру, а иногда просто возненавидите. Нормально испытывать к ним разные чувства. Порою разобраться в своих чувствах проще с помощью психолога-консультанта, который поможет вам понять, что вы чувствуете. И это будет ваш личный психолог, который будет помогать только вам! Любите своего брата или сестру таким(ой), какой(ая) он(а) есть.

Нормально, если иногда вам будет очень грустно из-за того, как аутизм влияет на вашего брата или сестру. Однако если вы будете грустить или злиться долгое время, то это никому не поможет. Ваша злость не может изменить ситуацию, вы просто станете несчастным. Помните, что ваши мама и папа тоже могут испытывать подобные чувства.

Проводите время с мамой и папой наедине. Иногда нужно делать что-то вместе с ними без вашего брата или сестры, чтобы укрепить ваши семейные связи. И это нормально, если вам нужно побыть одному. Когда в семье у кого-то аутизм, это может потребовать много времени и привлекать много внимания. Вам тоже нужно чувствовать свою важность. Помните, что даже если бы у вашего брата или сестры не было аутизма, вам все равно было бы нужно время побыть наедине с мамой и папой.

Найдите какое-нибудь занятие, которым вы можете заниматься вместе с вашим братом или сестрой. Вы обязательно обнаружите, что общение с братом или сестрой очень обогащает вас внутренне, даже если вы просто соберете вместе головоломку-пазл. Неважно, какие нарушения могут быть у него или у нее, иногда простое нахождение рядом с другим человеком позволяет вам ощутить близость. Брат или сестра будет ждать этих совместных занятий с нетерпением и будет приветствовать вас особой улыбкой.

Пять советов для дедушек и бабушек, а также других родственников

Поддержка родных и близких незаменима. Каждому члену семьи есть, что предложить. Спросите родителей, чем вы можете помочь их семье. Они оценят ваши усилия помочь. Возможно, вы можете посидеть с ребенком, чтобы родители могли провести время вместе, или вы можете помочь с деньгами на частную школу или лечение. Организуйте сбор средств в пользу ребенка. Семье важно знать, что вы готовы поддерживать их и сохранять с ними близкие отношения.

Обратитесь за поддержкой сами . Если вам трудно принять тот факт, что у родного вам человека аутизм, то вам самим нужна поддержка. Ваша семья может быть не в состоянии обеспечить вас подобной поддержкой, так что придется поискать ее на стороне. Таким образом, вы сможете стать сильнее, чтобы поддержать близких и помочь им в решении многих проблем, которые им предстоит решить.

Будьте открыты и честны в отношении расстройства. Чем больше вы об этом говорите, тем лучше вы себя почувствуете. Ваши друзья и семья станут вашей системой поддержки, но только при условии, что вы будете делиться с ними своими мыслями. Поначалу вам может быть сложно говорить о том, что вас беспокоит, но со временем вам станет проще. В конечном итоге ваш опыт в отношении аутизма научит вас и вашу семью очень важным жизненным урокам.

Не осуждайте. Думайте о чувствах семьи и поддерживайте их. Уважайте их решения в отношении своего ребенка с аутизмом. Они пытаются разобраться в различных методах и подходах, скорее всего, они много думают над каждым решением. Постарайтесь не сравнивать детей (с типичными детьми этого тоже лучше избегать). Дети с аутизмом очень разные, но можно добиться того, чтобы каждый ребенок реализовал максимум своего потенциала.

Изучайте информацию об аутизме. Это расстройство встречается в семьях с любым социальным и экономическим статусом. Существуют очень многообещающие исследования, множество возможностей для будущего. Делитесь надеждой с семьей и одновременно занимайтесь самообразованием, чтобы как можно лучше справляться с этим расстройством.

Находите время для каждого ребенка. У вас может быть особенный опыт общения, как с типичными детьми, так и с ребенком с аутизмом. Да, они могут быть разными, но обоим детям важно, чтобы вы проводили с ними время. Дети с аутизмом просто расцветают, когда поддерживается строгий распорядок, так что подумайте о совместных занятиях, которые хорошо структурированы, даже если это просто пятнадцатиминутная прогулка в парке.

Если вы будете ходить в один и тот же парк каждую неделю, то со временем этот опыт будет проходить все лучше и лучше… потребуется лишь время и терпение. Если вы не можете придумать, чем заняться вместе с ребенком, обратитесь за идеями к родителям. Они по достоинству оценят усилия с вашей стороны. Бывают такие случаи, что ребенок полностью выходит из аутизма, хотя при этом остается слишком ранимым.

Детский аутизм - не приговор. Не отчаивайтесь! Ведь даже среди знаменитых людей тоже были аутисты. Это и Вуди Аллен, и Винсент Ван Гог, и Вирджиния Вульф, и даже Леонардо да Винчи. Кто знает, может и ваш ребенок пополнит этот список общепризнанных мировых гениев.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх