Федеральный закон 400 статья 30. Последняя редакция закона «О страховых пенсиях

2. В страховой стаж не включаются периоды, учтенные при установлении пенсии в соответствии с законодательством иностранного государства.

5. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами из числа космонавтов, получающими пенсию за выслугу лет или пенсию по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в страховой стаж не включаются периоды работы (службы) и (или) иной деятельности, предшествующие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды работы (службы) и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Федеральным законом, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

6. При исчислении страхового стажа периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, определяемых Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы продолжительность страхового стажа в соответствующем календарном году составила полный год.

7. Лицам, выполнявшим в соответствующем календарном году работу по договорам авторского заказа, а также авторам произведений, получавшим в соответствующем календарном году выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, если общая сумма уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений, полученных по указанным договорам, в течение данного календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в страховой стаж засчитывается период, равный полному календарному году (с 1 января по 31 декабря), в котором уплачены страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам. В случае, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года за указанных лиц составляет менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, в страховой стаж засчитывается период (в месяцах) продолжительностью, исчисленной пропорционально уплаченным страховым взносам, но не менее одного календарного месяца (30 дней). Период, засчитываемый в страховой стаж в связи с уплатой страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с выплат и иных вознаграждений по данным договорам, при наличии в соответствующем календарном году периодов работы и (или) иной деятельности, иных периодов учитывается таким образом, чтобы страховой стаж за соответствующий календарный год не превышал одного года (12 месяцев).

8. При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

9. При исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.


Судебная практика по статье 13 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ

    Решение № 2-5087/2018 2-5087/2018~М-4827/2018 М-4827/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-5087/2018

    Ленинский районный суд г. Новосибирска (Новосибирская область) - Гражданские и административные

    Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 г. № 1-369-18, при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств - участников Соглашения от 13 . 03.1992 г., учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории и бывшего ССР за время не только до ДД.ММ.ГГГГ но также после этой даты на территории...

    Решение № 2-794/2018 2-794/2018~М-742/2018 М-742/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-794/2018

    ...одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. В силу ч. 1 ст. 13 Закона № 400-ФЗ исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени периодов, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового...
  • Решение № 2-512/2018 2-512/2018~М-453/2018 М-453/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-512/2018

    Кавалеровский районный суд (Приморский край) - Гражданские и административные

    Российской Федерации" предусматривался аналогичный порядок назначения досрочной трудовой пенсии лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) ...

    Решение № 2-2437/2018 2-2437/2018~М-2466/2018 М-2466/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-2437/2018

    Норильский городской суд (Красноярский край) - Гражданские и административные

    КГБУЗ «Таймырская межрайонная больница» о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии. Требования мотивированы тем, что 13 . 03.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии на основании п. 20 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-...

    Решение № 2-5318/2018 2-5318/2018~М-4538/2018 М-4538/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-5318/2018

    Октябрьский районный суд г. Мурманска (Мурманская область) - Гражданские и административные

    Также суд учитывает, что в период работы истца в войсковой части № на неё, как на работника распространялось трудовое законодательство – КЗоТ РСФСР. Согласно трудовой книжке (запись 13 ) Алиева Т.Э. ДД.ММ.ГГГГ уволена из войсковой части № по сокращению штатов статья 33 пункт 1 КЗоТ РСФСР. "Кодекс законов о труде Российской Федерации" (утв. ВС...

    Решение № 2-1188/2018 2-1188/2018~М-1115/2018 М-1115/2018 от 30 октября 2018 г. по делу № 2-1188/2018

    Центральный районный суд г. Прокопьевска (Кемеровская область) - Гражданские и административные

    По указанному основанию носит заявительный характер (производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято соответствующее заявление). В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», отдельные периоды трудовой деятельности истца, совпадающие с иными периодами (а именно уход за детьми ДД.ММ....

Законом 400-ФЗ «О страховых пенсиях» («пенсионный кодекс») предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет — для мужчин, 55 лет — для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ «О страховых пенсиях» назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии — обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

— при назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

— при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

— стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Федеральный закон 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

В соответствии со статьей 36 Новый закон О Страховых пенсиях вступает в силу с 1 января 2015 года , за исключением частей 14 и 15 статьи 17, вступающих в силу с 1 января 2016 г.

Законом 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ("пенсионный кодекс") предусматриваются следующие виды страховых пенсий: страховая пенсия по старости, страховая пенсия по инвалидности, страховая пенсия по случаю потери кормильца.

Условиями возникновения права на страховую пенсию по старости являются: достижение возраста 60 лет - для мужчин, 55 лет - для женщин; наличие страхового стажа не менее 15 лет (минимальный стаж уплаты страховых взносов); наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30.

Страховая пенсия по инвалидности согласно закона 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается гражданам, признанным в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Страховая пенсия по инвалидности устанавливается независимо от причины инвалидности, продолжительности страхового стажа застрахованного лица, продолжения инвалидом трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности, а также от того, наступила ли инвалидность в период работы, до поступления на работу или после прекращения работы.

Право на страховую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении (за исключением лиц, совершивших уголовно наказуемое деяние, повлекшее за собой смерть кормильца и установленное в судебном порядке).

К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата, рассчитываемая по аналогии с фиксированным базовым размером страховой части трудовой пенсии в соответствии с действующим законодательством. Фиксированная выплата к страховой пенсии - обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии, устанавливаемое к страховой пенсии в фиксированном размере.

При установлении фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию (в случае отказа от получения назначенной страховой пенсии по старости) применяется коэффициент повышения размера фиксированной выплаты.

Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения размера фиксированной выплаты к страховой пенсии) подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.

Согласно закона размер страховой пенсии зависит от: суммы индивидуальных пенсионных коэффициентов за каждый год страхового стажа, при этом индивидуальный пенсионный коэффициент за соответствующий год страхового стажа рассчитывается исходя из соотношения фактически начисленных за год за работника страховых взносов на страховую пенсию и их нормативного размера (произведение максимального тарифа отчислений на страховую пенсию и предельной заработной платы, облагаемой страховыми взносами);

параметра (коэффициента) повышения страховой пенсии по старости и по случаю потери кормильца при ее назначении позднее установленного возраста. Указанный параметр (коэффициент) применяется:

При назначении страховой пенсии по старости позднее возникновения права на указанную пенсию с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

При назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца в связи со смертью кормильца, который не обращался за страховой пенсией по старости после возникновения права на указанную пенсию, с учетом периодов неполучения страховой пенсии по старости, имевших место не ранее чем с 1 января 2015 г., или при его отказе от получения установленной страховой пенсии по старости и последующем ее назначении;

Стоимости одного пенсионного коэффициента в соответствующем году, расчет и размер которых будут включаться в состав документов и материалов, представляемых одновременно с проектом бюджета Пенсионного фонда РФ на очередной финансовый год и на плановый период в соответствии с бюджетным законодательством РФ, и которая ежегодно до 1 апреля будет устанавливаться Правительством РФ.

Законом предусмотрено, что размеры трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по инвалидности), установленных до вступления в силу настоящего федерального закона по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пересчитываются в соответствии с настоящим федеральным законом.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет 6 лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

С 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется на день, с которого возникает право на страховую пенсию по старости.

Федеральный закон 400-ФЗ "О страховых пенсиях" вступает в силу с 1 января 2015 года. С указанной даты федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим федеральным законом в части, не противоречащей настоящему федеральному закону.

Действующий

Важным является то, что размеры страховых пенсий лицам, которым по состоянию на 1 января 2015 г. установлены трудовые пенсии, в том числе доля страховой части трудовой пенсии, уточняются в порядке, установленном . В ст. 35 законодателем определен механизм перехода от назначения и выплаты трудовых пенсий, выплачиваемых до 1 января 2015 г., к страховым. Индивидуальный пенсионный коэффициент, в который переводятся пенсионные права, сформированные до вступления Закона в силу, рассчитывается путем деления расчетного размера страховой части трудовой пенсии на стоимость одного конвертационного пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г.

С 1 января 2015 г. "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утрачивает силу, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с комментируемым в части, не противоречащей комментируемому Закону. Другими словами, отдельные положения ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" продолжают применяться, но как вспомогательные для целей исчисления размеров пенсий.

Закон нацелен на защиту прав граждан РФ на страховую пенсию, которая предоставляется на основе обязательного пенсионного страхования. Обязательное пенсионное страхование в России существует как одна из разновидностей обязательного социального страхования, наряду с системой обязательного медицинского страхования и социального страхования от несчастных случаев. Понятие "обязательного пенсионного страхования" раскрывается в ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и подразумевает систему мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Обязательное пенсионное страхование изначально создавалось для страхования работающих граждан от возможного изменения их материального, социального положения, в том числе по независящим от них обстоятельствам. Оно направлено на защиту граждан престарелого возраста, а также инвалидов, лиц, потерявших кормильца, лиц в беспомощном состоянии.

Обязательное пенсионное страхование закладывает основу для пенсионного обеспечения. До 1 января 2015 г. большинство пенсионеров России получали трудовые пенсии, и точно так же с даты вступления в силу комментируемого Закона большей части пенсионеров будут устанавливаться и выплачиваться страховые пенсии (наряду с накопительными, о которых см. "О накопительной пенсии").

1. Пенсионная система Российской Федерации состоит из государственного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного страхования, добровольного (дополнительного) пенсионного обеспечения (страхования). До 1 января 2014 г. также в нее входило профессиональное пенсионное страхование, которое перестало быть актуальным (подробнее см. Правительства РФ от 20 мая 1998 г. N 463, которым одобрена федеральная пенсионной реформы, определившая основные принципы и направления развития новой пенсионной модели).

Законодательство РФ о страховых пенсиях является частью законодательства о пенсионной системе (т.е. пенсионного законодательства) и одновременно - частью законодательства о государственном пенсионном обеспечении.

Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

В комментируемой статьи названы отдельные федеральные законы, которые составляют основу законодательства о страховых пенсиях. Надо сказать, что само понятие законодательства является объемным и включает в себя нормативные акты разной юридической силы, в том числе и подзаконные акты (о них речь пойдет ниже).

Предметом регулирования "Об основах обязательного социального страхования" являются отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Названный закон рассматривает обязательное социальное страхование как часть государственной системы социальной защиты населения, и одновременно - как систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца и некоторых других событий. В контексте этого закона выплата социальных пенсий является одной из составляющих комплекса мер, принимаемых государством в рамках функционирования системы обязательного социального страхования.

В ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" пенсия по старости, пенсия по инвалидности и пенсия по случаю потери кормильца названы видами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.

Законом регулируются права и обязанности застрахованных лиц, страховщиков, страхователей, особенности управления системой обязательного социального страхования, основы функционирования финансовой системы обязательного страхования. Так, согласно денежные средства обязательного социального страхования учитываются на счетах, открытых территориальным органам Федерального казначейства в подразделениях Центрального банка РФ для учета операций со средствами бюджетов Пенсионного фонда РФ. Добавим, что денежные средства, учтенные на упомянутых счетах, направляются в том числе и на выплату страховых пенсий.

Обязательное страховое обеспечение понимается в законе как "исполнение страховщиком своих обязательств перед застрахованным лицом при наступлении страхового случая посредством выплаты страховой пенсии", а также иных пенсий и выплат.

Субъектами обязательного пенсионного страхования названы страхователи, страховщик и застрахованные лица, в числе страховых рисков и страховых случаев названы достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца. В "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" урегулированы отдельные вопросы уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей в органах страховщика, права, обязанности и ответственность страховщика, страхователей, застрахованных лиц.

В комментируемого Закона содержится ссылка на "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в части, касающейся установления порядка финансового обеспечения выплаты страховых пенсий. В данном случае следует руководствоваться положениями главы IV, посвященной финансовой системе обязательного пенсионного страхования, в том числе вопросам формирования и расходования средств бюджета Пенсионного фонда РФ. В ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" отмечается, что индивидуальный пенсионный коэффициент застрахованного лица, сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов застрахованных лиц и стоимость одного пенсионного коэффициента определяются в соответствии со комментируемого Закона. Таким образом, в обоих рассматриваемых законах содержатся взаимные ссылки, что объясняется тем, что сферы их регулирования тесно соприкасаются друг с другом.

Каждому лицу, проживающему на территории РФ и достигшему определенного возраста или утратившему возможность обеспечивать себя лично, в связи с приобретением инвалидности либо утратой кормилица, Конституцией РФ гарантирована социальная защита посредством назначения пенсии.

При этом учитывая, что с каждым годом процент трудоспособного населения уменьшается, а количество пенсионеров растет, Пенсионный фонд РФ испытывает острый дефицит в средствах, предназначенных для выплат пенсий, что собственно и привело к необходимости реформирования пенсионной системы.

Основные положения

Многие слышали о том, что за рубежом новоиспеченные пенсионеры могут себе позволить не только вполне комфортное проживание, но и кругосветные путешествия благодаря пенсионным накоплениям, собранным на протяжении трудовой деятельности. В то время как большинство граждан РФ, имеющих трудовой стаж от 35 и более лет, при выходе на пенсию наоборот испытывают острую необходимость в материальных средствах в связи с тем, что уровень сегодняшней пенсии покрывает лишь повседневные затраты.

Именно поэтому многие даже после достижения пенсионного возраста и оформления пособии продолжают работать, таким образом увеличивая собственный доход. При этом в связи со сложившейся обстановкой Пенсионный фонд испытывает значительный дефицит финансовых средств в связи с тем, что процент отчислений страховых взносов значительно ниже в сравнении с общим перечислением средств, предназначенных для выплаты пенсий.

Решение возникшей проблемы нехватки средств, а также возможности увеличения пенсий в течение какого-то времени предлагалось купировать за счет увеличения пенсионного возраста, но в связи с бурным протестом рядовых граждан Правительство РФ решило пойти по другому пути, результатом которого и стало принятие нового федерального закона о страховых пенсиях №400, введенного в действие 28.12.2013 года .

Так в частности, в соответствии с новым пенсионным законодательством пенсия получила двухуровневую систему , подразумевающую страховую часть пособия и накопительную в порядке ФЗ №424. При этом страховая пенсия также была разделена на две части, состоящую из базовой части , которую любой пенсионер получит в любом случае и страховой , рассчитываемой в соответствии с имеющимся стажем, переведенным в и их , ежегодно повышаемой на соответствующий коэффициент в связи с инфляцией.

Также еще одним из новшеств пенсионной системы стало условие о добровольном отказе от оформления пенсии при достижении пенсионного возраста с целью увеличения размера пособия в дальнейшем, к примеру, через пару лет. Таким образом, внедренные вышеописанных новшеств позволило увеличить размер пенсий и предупредить образование дефицита финансовых средств в Пенсионном фонде РФ.

Определение понятий

Каждому пенсионеру нормами ФЗ №400 гарантирована ежемесячная выплата страховой пенсии, которая в соответствии со ст.3 представляет собой материальную компенсацию за потерю трудоспособности в связи с достижением преклонного возраста либо ограничением физических возможностей, не говоря уже об утрате источников существования в связи с безвременным уходом кормильца.

То есть, по сути, нормами ФЗ №400, а именно ст.6 предусмотрены следующие виды пенсионных пособий :

При этом гражданам при наступлении вышеописанных обстоятельств, страховая пенсия назначается не автоматически, а только при соблюдении ряда условий , оговоренных в ст.8-10 ФЗ №400 и к которым относятся:

  • Пособие по возрасту:
    • обязательное наличие трудового стажа не менее пятнадцати лет;
    • достижение установленного законом возраста, а именно 65 и 60 лет;
    • ИПК не менее 30 баллов.
  • Пособие по выслуге:
    • достижение 55 и 50 лет в отношении лиц мужского и женского пола;
    • наличие вредного стажа не менее 12,6 и 10 лет либо северного стажа – 15 лет;
    • наличие общего стажа занятости 25 и 20 лет;
  • По инвалидности:
    • установление ограничения физических возможностей;
    • наличие стажа даже в минимальном размере.
  • При потере кормильца:
    • нетрудоспособность в связи с юным возрастом либо ограничением физических возможностей, не говоря уже о невозможности трудиться в связи с уходом за ;
    • утрата основного источника материальной помощи, которую оказывал умерший родственник;
    • наличия трудового стажа у погибшего.

Начиная с 2019 года эти правила применяются с учетом переходных положений. В период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года право на пенсию по возрасту имеют граждане у которых:

  • обязательное наличие трудового стажа не менее 10 лет;
  • достижение установленного законом возраста, а именно 60,5 и 55,5 лет (мужчины и женщины);
  • ИПК не менее 16,2 баллов.

Порядок расчета страхового стажа

Одним из основных условий назначения пособия в порядке ФЗ №400 претенденту на пенсионное обеспечение является наличие трудового стажа, который при оформлении пенсии требуется подтвердить.

Так в соответствии со ст.11-12 ФЗ №400 к учету принимаются следующие периоды трудовой деятельности :

При этом порядок подтверждения и расчета совокупного трудового стажа осуществляется в порядке норм, закрепленных в Постановлении Правительства РФ № 1015. В частности, основным документом, подтверждающим занятость, является трудовая книжка, а при ее отсутствии либо частичной утрате данных трудовые договора, справки с предыдущих мест работы и лицевые счета о начислении оплаты труда, не говоря уже о справках, об уплате страховых взносов.

При этом если оговоренные документы невозможно представить в виду их безвозвратного уничтожения в связи со стихийными бедствиями, понадобится два свидетеля из бывших сослуживцев и справка из органов местного самоуправления о том, что то же наводнение или землетрясение имело место быть.

После подтверждения всех периодов трудовой деятельности порядок расчета осуществляется в порядке раздела 8 Постановления №1015, где в частности сказано, что стаж исчисляется в календарных месяцах с усредненным показателем в 30 дней, которые суммируются до 12 месяцев и переводятся в полные года. При этом к учету принимаются только периоды, фактически отраженные в документах с момента принятия на работу и вплоть до увольнения, начиная с первой записи о трудоустройстве вплоть по день обращения в Пенсионный фонд за установлением пособия.

Определение размера выплат

Страховая пенсия, по сути, состоит из двух частей, а именно фиксированной или базовой, которая рассчитывается на основании норм ст.16-17 ФЗ №400? и трудовой, устанавливаемой в соответствии с нормами ст.15 ФЗ №400.

В частности, минимальный размер фиксированной части пенсии в 2019 году составляет 5334 рубля 19 копеек и выплачивается всем пенсионерам, за исключением лиц, претендующих на пенсию по утрате кормильца, учитывая, что данной категории в соответствии со ст.16 ФЗ №400 базовая часть перечисляется в размере 50% от указанной суммы. При этом фиксированная выплата может быть и увеличена в случае, если на содержании пенсионера находятся иждивенцы на 30% либо при наличии северного стажа еще на 50%.

Трудовая часть пенсии исчисляется уже на основании имеющегося стажа переведенного в пенсионные баллы или так называемые ИПК, которые рассчитываются исходя из количества лет и совокупности перечисленных взносов. При этом минимальное количество баллов в 2019 году составляет 16,2, к которым, в большинстве случаев, добавляются баллы за в количестве 1,8 за каждого малыша. После установления количества ИПК, каждый из них умножается на установленную законом стоимость баллов, которая ежегодно индексируется.

Сроки осуществления выплат

В соответствии со ст.22 ФЗ №400 пенсия претенденту на пособие назначается с момента регистрации заявления и документов , которые после приема сотрудниками ПФ РФ изучаются в течение 10 дней на предмет достоверности. При этом, если гражданин не предоставил какие-либо данные либо требуется подтверждение определенных сведений, ему дается еще три месяца на дополнение.

Также ч.5 ст.22 ФЗ №400 в качестве дополнительной льготы предусмотрено и досрочное назначение пособия , то есть не с момента обращения, а ранее в случае, если гражданин, претендующий на пенсионное обеспечение по старости, обратился в ПФ в течение 30 дней с момента увольнения в связи с достижением пенсионного возраста, а в случае назначения пенсии по инвалидности на протяжении года с момента получения удостоверения об ограниченных физических возможностях.

При этом после оформления пенсии посредством предоставления полного пакета документов, пособие пенсионеру назначается ежемесячно и за текущий месяц в порядке норм ст.26 ФЗ №400 независимо от того, какого числа были представлены необходимые данные. А вот доставка назначенного пособия осуществляется уже в соответствии со ст.21 ФЗ №400, которой пенсионеру дано право выбора способа получения пенсии, которая может передаваться посредством почтовых услуг либо зачислением на банковскую карту или счет гражданина.

Досрочное начисление

Учитывая, что некоторые граждане РФ трудятся в особых условиях, подразумевающих влияние либо климатические особенности, отклоняющиеся от нормы, для данной категории тружеников предусмотрен особый порядок пенсионного обеспечения ранее достижения общего пенсионного возраста на пять лет, то есть в 55 и 50 лет для лиц мужского и женского пола.

Так в частности, досрочная пенсия устанавливается в порядке ст.30-32 ФЗ №400 в следующих случаях:

Последние изменения и дополнения в 2019 году

Внесенные в Федеральный Закон ФЗ№400 «О страховых пенсиях» изменения касаются отдельных положений данного нормативно-правового акта, а также некоторых формулировок . Российским гражданам, интересующимся вопросом назначения страховых пенсионных выплат, следует учитывать такие важные нюансы :

  1. Мужчины могут выйти на заслуженный отдых по достижении 60,5 лет, а для женской аудитории эта граница увеличена до 55,5 лет.
  2. Для оформления страховой пенсии необходим трудовой стаж минимум 10 лет.
  3. у претендента на получение ежемесячный выплат должен быть пенсионный коэффициент минимум 16,2 баллов.
  4. Страховые пенсии могут оформлять люди с ограниченными возможностями, способные документально подтвердить 1, 2 или 3 группу инвалидности.
  5. Претендовать на получение страховой пенсии по потере кормильца могут нетрудоспособные родственники покойного пенсионера: внуки, сестры, тети, братья, супруги, родители. Стоит отметить, что для оформления таких выплат граждане должны документально подтвердить факт смерти кормильца. Если он числится пропавшим без вести, то этот статус также должен быть подтвержден официальным документом, выданным правоохранительными органами.

Про основные положения данного закона О страховых пенсиях смотрите в следующем видеоматериале:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх