Как называется когда змеи собираются. Славянские осенние праздники: Сдвижение, Рожаницы, Семаргл, Световид и Овсень

В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках , которые сопровождались шутками и байками.

По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.

А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.

"Русский народный календарь" издательство "Метафора" 2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".

Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".

Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.

Краткая энциклопедия славянской мифологии


Клубок змей на дереве:


27.09.2017 14:13

27 сентября по новому стилю считается днем, к которому прикреплен древний праздник - Воздвиженье. Ранее этот день отмечался 14 сентября (по старому стилю), этот же день отмечается и сейчас католической церковью. А Армянской Апостольской Церковью Воздвиженье (Воздвижение) празднуется в период между 11 и 17 сентября.

Религия

Как становится понятно, Воздвиженье - это христианский праздник. Эта дата почитается церковью как праздник Воздвижения Креста Господня. Крест и Гроб Господний были найдены в 4 веке путем раскопок в Иерусалиме, на оккупированной территории Палестины. Далее он был увезен в Персию, из которой через 14 лет был возвращен обратно.

С чудесами, связанными с Крестом, связывается много легенд. Согласно одной, Крест Господа исцелил больную женщину, другой - воскресил покойного из мертвых.

Сейчас в праздник Воздвижения принято устанавливать крест в церквях, в это время проводятся церковные службы, а верующие приходят молиться.

Воздвижение - порог природы

Однако не только с религией связывают праздник Воздвижения. Согласно славянским традициям, 27 сентября - это праздник природы, граница между летом и осенью. И в это время происходит не только перемена сезонов, но и разные чудеса.

Считается, что в это время солнце играет всеми цветами радуги. А птицы именно в это время собираются покидать родные края, готовясь к перелету. Ранее люди считали, что на зиму птицы улетают в другой мир.

Наши предки-славяне верили, что в период Воздвиженья птицы выбирают себе вожаков. А те, что остаются среди людей, делают это не просто так - это происходит ради забавы людского народа или в качестве наказания.

С давних времен славяне говорили, что во время Воздвиженья земля двигается. Змеи, птицы, животные - все приходит в движение, начинается суета и осенние хлопоты.

Воздвижение и змеи

Наибольшее количество легенд, связанных с праздником Воздвижения 27 сентября, посвящено именно змеям. Наши славянские предки замечали, что именно в это время лес полон змей, которые ползут к месту зимовья. Говорят, что в этом время эти существа появляются отовсюду, сбиваются в кучки, сплетаются в клубки и прячутся в норы, уходят под землю на зимовку.

Соответственно, и по сей день говорят, что 27 сентября в лес ходить категорически запрещено, не стоит также в принципе гулять по лесу в период после праздника Воздвижения и до самой весны. Ранее рассказывали, что после этого времени нельзя и купаться, поскольку змеи иногда уходят в спячку под воду.

Запрет ходить в лес в день Воздвижения отчасти обоснован. Ведь ходить в лес, когда там наблюдается высокая активность змей, действительно небезопасно. Когда змеи сползаются к своим норам, то встретить гадюку в лесу совершенно не трудно. А с учетом того, что змеи «сдвигаются», собираются вместе, можно попасть в ловушку - оказаться на поляне, которая окружена ядовитыми змеями.


Однако наши предки, которые так любили волшебство, рассказывали о запрете ходить в лес в период Воздвижения не только по причине объективной опасности гадюк. Именно про змей они слагали целые легенды.

Люди верили, что змеи уходят на зимовье не просто в норы, а под землю. Будто бы змеи подползают в лесу к особым местам, где камни волшебным образом расступаются и впускают их внутрь, а после смыкаются обратно. Если же на этом месте окажется любопытный человек, который захочет узнать, куда они ползут, то он рискует оказаться под землей вместе с ними. После того, как попадешь к змеям на Воздвиженье 27 сентября, земля сомкнется, и тогда - будешь обречен зимовать среди змеиного царства. Причем царство - это не просто скопление гадюк. Славяне верили, что под землей среди змеиных клубков лежит большой и старый змей - Змеиный Король.

Впрочем, любопытные всегда находились. Люди рассказывали друг другу легенды, будто бы на Воздвиженье можно раздобыть рога короля змей, а также увидеть, какими именно волшебными силами расступается и смыкается земля перед гадами. А еще можно увидеть подземное змеиное логово, которое усыпано золотом и серебром - богатство! Рассказывали также, что под землей змеи, сплетающиеся в клубки, устраивали свадьбы.

Конечно, людям всегда хотелось хоть одним глазком взглянуть на волшебство и соприкоснуться с этим опасным, но волнующим миром. Но ходить в лес на Воздвижение все-таки не стоит. Наверное, стоит послушать предков, ведь неизвестно, что хуже - оказаться покусанным гадюками или остаться на всю зиму в царстве Змеиного Короля…

Славянские традиции на Воздвиженье

Как и другие праздники, день Воздвижения 27 сентября и дни после него проходили в своих забавах и традиционных занятиях.

Со дня Воздвиженья среди славян было принято начинать заниматься заготовкой капусты, и работа эта поручалась девушкам. А уж если девушки соберутся гурьбой вечерком - так можно представить, какое начинается веселье! Поэтому дни, начинавшиеся в праздник, посвященные капусте, назывались «капустниками», во время которых не только работали, но и устраивали посиделки, болтали и смеялись. Кстати говоря, слово «капустник» существует до сих пор, и иногда организуют мероприятия с таким названием - в школах, детских саадак или на выступления КВН.

И, конечно, в это время устраивались всевозможные гадания, которые были посвящены хозяйству: природе, грядущей погоде, урожаю и плодородию.



Таким образом, праздник под названием Воздвижение, который отмечается 27 сентября, - это день религии, день природы и погодных изменений. И день волшебства - порой жуткого, но всегда - захватывающего.

С праздником Воздвижения, друзья! Празднуйте, гадайте и забавляйтесь! И не ходите в лес - от греха подальше, не подглядывайте за змеями, дабы не повстречаться с реальной опасностью или змеиным колдовством…

Ваша Анастасия Черкасова,

Вы интересовались волшебными славянскими легендами про змей? Тогда вам наверняка понравится статья

Полное название праздника, который верующие в 2017 году будут отмечать 27 сентября, называется Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день христиане вспоминают о вечной борьбой добра и зла, о движении, которое и является самой жизнью всего, что есть на земле.

В праздник Воздвижения Креста Господня вспоминаются два главных события: обретение в 326 году в Иерусалиме Креста и его возвращение из персидского плена в VII веке греческим императором Ираклием. Эти события объединяло то, что оба раза Крест воздвигали (поднимали) перед народом, обращая его при этом ко всем сторонам света, чтобы все желающие могли ему поклониться и разделить друг с другом радость обретения святыни.

В старину этот день называли «Ставровый». Верующие собирались и шли крестным ходом вокруг сел и городов, для того, чтобы защитить их от бед, врагов и болезней. Жители деревень, желая получить богатый урожай на будущий год, обходили крестным ходом поля. Кстати, именно на праздник Воздвижения с полей забирали последний сноп. Это был своего рода знак о завершении сбора урожая и о начале подготовки к зиме.

На праздник Воздвижения запрещалось ходить в лес, чтобы не мешать лесным жителям готовиться к наступлению зим. Существовало поверье, что в этот день особой агрессией отличаются змеи, сползающиеся на зимовку в одну нору. А еще в этот день, те, кто отправлялся в лес, могли ненароком потревожить всякую нечисть, которая также прощалась друг с другом и отправлялась спать. Нарушителям их покоя лешие и кикиморы могли навредить, закрутить в лесу, наслать проклятие и порчу.

Чего нельзя делать Воздвижение

Помимо того, что на праздник Воздвижения нельзя было ходить в лес, чтобы не тревожить его обитателей, в этот день не начинали никаких важных дел, потому что считали, что тем самым отдыхающей природе, подарившей людям блага и богатый урожай, наносится оскорбление. По другим поверьям, все, что вы начинали делать в этот день, было просто бесполезным и не приносило никого результата.

А еще в этот день было принято соблюдать один из самых строгих постов, а потому под запретом находилось употребление мяса и рыбы и всех разновидностей молочной продукции.

В Воздвиженье обязательно отмечали именины Овинника – хранителя овина, места, где сельские жители хранили пшеницу. В этот день в овине нельзя было работать и топить печи. На полу расстилали праздничные полотенца и раскладывали угощения для домового.

Также в этот день готовили всевозможные блюда из исконно русского продукта – капусты. Пирогами с капустой и самолепными варениками угощались не только домочадцы – часть приготовленных блюд относили к церкви, где раздавали нищим.

Приметы на праздник Воздвижение

- На Воздвижение кто в лес пойдет, тот может не вернутся.

- В этот день змеи в норы прячутся.

- На Воздвижение Леший гуляет - кто в лес пойдет, тот дорогу назад не найдет.

- На Воздвижение медведь в берлогу, змея в нору, а птицы на юг.

- У доброй хозяйки в Воздвижение и пирог с капустой.

- Кто на Воздвижение постится, тому семь грехов простится.

- В Воздвижение с поля последняя копна движется.

- С Воздвижения осень к зиме сдвигается.

- В Воздвижение птицы лето за моря уносят.

- Кто на Воздвижение пост не держит - на того семь грехов воздвигнутся.

- Кто увидит последний птичий отлет, может загадывать желание и оно обязательно сбудется.

-Осень в это время передает свои права зиме: если дует северный ветер, то лето в следующем году будет теплым; западный же ветер предвещает плохую погоду в летние месяцы.

В начале этой недели православные владимирцы отметили Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня – таково полное название праздника, который обычно коротко называют Воздвижением. Но и люди, от веры далекие, о нем слышали: из года в год в эту пору среди охотников, грибников, рыболовов, туристов и дачников постоянно идут разговоры о неком «сдвижении змей» в среднерусских лесах.

В пригородных элек­тричках в последние годы часто слышатся жалобы, что змеи-де со­всем одолели, уже сами приползают на участки. А дачники из Москвы и этому рады: «Какое экологически чистое место -даже змеи есть!». Что же представляет собой гадюка – наша единственная ядовитая змея?

Каинов знак

Вся путаница в наших немногочисленных зме­ях, а их всего-то три вида – уж, медянка и гадюка – произошла, думается, от изменчивой окраски последней. Она бывает сероватой, почти бурой или красно-бурой с темной зигзагообразной полосой вдоль спины, нередки сплошь черные экземпляры. А вот голу­боватые и почти зеленые встречаются у нас очень
редко.

Черноватый рисунок на спине немецкий на­туралист К.Линк назвал «каиновой печатью», его конфигурация тоже не постоянна у разных га­дюк – то зигзагообразная или волнистая полоска, то ромбики или ряды точек, поперечные по­лосы и другие сочетания. На голове заметен иксообразный темный ри­сунок, а через глаз, как прицел, проходит темная полоса. Брюхо почти всегда темнее спины или сплошь черное.

Размеры змеи неболь­шие, старые особи могут достигать до 80 см дли­ны. В отличие от других змей центра России ту­ловище гадюки кургузое, хвост короткий, голова треугольная, почти ко­пьевидная, ясно отгра­ничивается пережимом от коротенькой шеи.

Место встречи изменить нельзя

Во Владимирской об­ласти, которая заселена гадюками довольно неравномерно, подходя­щими местами являются леса – ельники и сосняки с моховым покровом, дубравы, ольшаники, пойменные луга, болота, зарастающие гари и вы­рубки.

Гадюку можно обна­ружить на обочинах дорог, на просеках высо­ковольтных линий, у мелиоративных каналов и даже в огородах. Днем легче всего ее встре­тить на прогреваемых солнцем местах, причем выползает греться она в течение дня на это место несколько раз. По­валенное сухое дерево, большой пень с южной экспозицией – прекрас­ные солярии для при­нятия солнечных ванн гадюкой.

Людям важно знать: человека гадюка кусает, будучи внезапно потревоженной или если он не позволяет ей скрыть­ся. Первая она никогда не нападает! В любом случае предупреждает довольно громким ши­пением. При этом ха­рактерно изгибает перед­нюю часть тела. Одним рывком она может вы­бросить немногим более трети длины туловища. Прыгать «как пружина» гадюка не в состоянии, равно как и «катиться колесом, ухватив себя зубами за хвост».

Как часто мы устрем­ляемся к кочке с ку­старничками черники и сизым ягодам, забыв, что кочка, может, не­сколько лет уже служит прибежищем гадюке! В сумерках, собирая ветви для костра, тоже можем случайно прижать змею рукой. Часто гадюки кусают, когда на них наступают ногой в лег­кой обуви. Но за многие десятилетия в нашей стране известно всего несколько случаев ги­бели людей, укушенных гадюкой. При своевре­менном же и правильном лечении укушенные вы­здоравливают через 7-14 дней, хотя слабость чув­ствуется еще в течение 2-3 месяцев.

Если все-таки укусила

Главное правило по­сле укуса – сразу же, не позднее 15 секунд (!), начать выдавливать яд, нажимая на края ранки. К сожалению, много времени тратится на ру­гань, слезы, призывы «убить эту мерзость» и т.д. У гадюки мало яда, но он сильно токси­чен (примерно в 20 раз сильнее, чем яд гюрзы), поэтому он достаточно быстро всасывается, и действовать нужно без промедления.

Естественно, от змеи надо отойти, чтобы не получить еще «пор­цию». В первые секун­ды капелька яда сидит в тканях как в капсуле, а ранки от зубов еще полностью не закрылись. Достаточно одного нажа­тия, и до 80 % яда можно выдавить, он появится в виде ярко-красной капли, и его можно просто стереть рукой. Продол­жать выдавливать можно в течение не более 20 минут, после чего на ранку можно наложить водочный компресс на 1-2 часа. Никакой водки вовнутрь, как учит «народная мудрость», рекомендуется только обильное питье. На всю укушенную конечность нужно наложить эла­стичный бинт и немед­ленно доставить постра­давшего в больницу.

Осенние собрания гадюк

Гадюки в некоторых местах своего распро­странения образуют так называемые «змеиные очаги», и в подобных «гадючниках» при пешей прогулке их можно на­считать довольно много. Размещение змеиных очагов обычно опреде­ляется подходящими для зимовки условиями. Осе­нью гадюки, стремясь к местам своих зимовок, могут проползать рас­стояния от 2 до 5 км и переплывать озера и реки. Иногда змеи зиму­ют поодиночке, однако в подходящих местах находили скопления до 300 змей.

Зимними квартирами гадюкам служат норы грызунов и кротов, ходы сгнивших корней дере­вьев, пустоты торфя­ников, стога сена. На зимовку змеи оконча­тельно уходят в сентябре-октябре. Зимуют они в почве ниже слоя промерзания, спускаясь на глубину от 40 см до 2 метров. Температура в местах зимовок не падает ниже 2-4 о С, что позво­ляет этой змее безбедно зимовать даже за Поляр­ным кругом. Поэтому мы чаще и встречаем осенью гадюк, находящихся в поиске подобных под­ходящих мест.

Около Владимира та­кой змеиный очаг был известен в окрестностях пос. Мостострой, неред­ки были гадюки в районе Долгой Лужи (экземпляр, хранящийся в музее при­роды, происходит как раз оттуда). Этим жарким летом гадюки встречались в близком пригороде, одна из них укусила собаку в районе озера Семязино, несколько лет назад мужчина получил укус недалеко от моста через Клязьму. Периодически видят гадюк и в районе парка «Дружба».

Трудная жизнь неприятных созданий

Все приспособления и природные хитрости иногда очень условны. Несмотря на ядовитость гадюки, у нее много врагов. Поедают гадю­ку различные млекопи­тающие, например, еж, который к яду ее мало восприимчив. Причем защищающаяся гадюка наталкивается лишь на иглистый панцирь зверь­ка, и, улучив момент, еж просто перегрызает змее позвоночник, а потом съедает ее.

Не брезгуют гадюкой лисицы, барсуки, горно­стаи, енотовидные соба­ки. Но шутки с ней все же опасны. В Камешковском районе мне при­шлось увидеть мертвую молодую енотовидную собаку, около которой лежала перекушенная пополам гадюка: видимо, змея изловчилась и все-же успела ужалить зверя в нос. Поедают гадюку и птицы: серая ворона, журавли, луни, сойки и очень редкий у нас змееяд, получивший свое название за склонность питаться змеями (хотя и ест он не только их).

Но главный враг га­дюки человек. Он не только разрушает места ее обитания, но и про­сто уничтожает гадюку, оправдывая избиение или стрельбу по змее ее ядовитостью. Конечно, вблизи детских лагерей и дачных участков убийство змеи сложно осуж­дать, но надо помнить, что гадюка – важный член природных био­ценозов, а яд ее исполь­зуют для изготовления различных медицинских препаратов. В этом году сильные лесные пожары подорва­ли и уничтожили многие места ее обитания. А сколько змей погибло в огне, мы никогда так и не узнаем. Много гибнет гадюк и на автодоро­гах, прорезающих лес­ные массивы. Так что до своего предельного возраста, который у га­дюк составляет всего 15 лет, доживают единицы. И надо помнить: убивая гадюку, мы нарушаем мудрое, сбалансирован­ное тысячелетнее течение лесной жизни. Так что, если любишь природу и заботишься об экологии, лучше этого не делать.

Денис ДУДЕНКОВ, научный сотрудник отдела природы ВСМЗ.

Народный календарь и Месяцеслов на 2015 год. Именины, праздники сегодня. Обычно змеи выбирают такие места, в которых не может промерзнуть грунт и которым не страшны вешние воды. На зимовки гадюки прячутся и по одной, и целыми группами.

Как известно, после смерти Спасителя, распятого на Голгофе, иудеи зарыли на месте казни не только крест, с которого был снят Иисус Христос, но и кресты, на которых были распяты разбойники. В 614 г. Иерусалимом овладел персидский царь Хосров, и Крест Господень вместе с другими христианскими святынями был низвергнут и похищен.

Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье- хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась». Крепко мое слово, как железо!» Между прочим, число семь - величина не простая - магическая. А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести.

27 сентября - Воздвиженье

Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года, а на следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На Руси верили, что в этот день, как и на Пасху, солнце, радуясь знаменательному событию, «здвигается», т.е. играет, переливается всеми цветами радуги.

воздвиженье — Самое интересное в блогах

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии.

В лесах средней полосы довольно часто можно встретить небольшую пестро окрашенную змею — гадюку обыкновенную. А вообще поведение змей при встрече с человеком зависит во многом от степени разогрева. В прохладную, пасмурную или дождливую погоду, когда гадюки охлаждены, движения их вялые, медленные, неуверенные. Другое дело в сухую и жаркую погоду. Однако даже активная змея, заметив человека, обычно старается уползти в ближайшее убежище.

Быстро сжимаясь в комок и тут же расправляясь во всю длину, словно подскакивая над землей, она старается приблизиться к человеку. Кроме того, змея эта является естественным регулятором численности грызунов: лесных и полевых мышей — переносчиков и хранителей опасной болезни — туляремии.

Но если все-таки змея укусит, необходимо уметь оказать первую помощь пострадавшему. Здесь в первую очередь советуем не спешить накладывать жгут на место укуса. Это может привести к омертвлению ткани, а распространение яда не задержит.

Если есть сыворотка против яда змеи гюрзы, необходимо немедленно ввести ее пострадавшему, руководствуясь инструкцией, приложенной к сыворотке. И еще один совет. При укусе гадюки не следует паниковать. Во второй декаде у змей начинается пора спаривания.

Знак зодиака, праздники, народные приметы, традиции, события, православный календарь, именинники, родились и умерли в этот день

Прогреваться змеи выходят рано утром до высыхания росы и вечером перед заходом солнца. В пасмурные дни и перед дождем гадюки долго нежатся на открытых местах. ИЮЛЬ. Змеи по-прежнему на местах летнего обитания. На лугах во время сенокоса они часто используют в качестве временных укрытий валки и копны сена, поэтому если вы решите отдохнуть в таких местах, будьте осторожны.

АВГУСТ. По мере поспевания малины, черники и гонобобеля часть змей перемещается в ягодники. С наступлением морозов змеи на поверхности земли не появляются. Праздники бывают непереходящие (в один календарный день каждый год) и переходящие празднества (в разные дни по годам) подробнее… Название сухы(и)й – мало осадков, сухо в лесу. Высыхает заготовленная заранее древесина.

В марте день с ночью равняется. В марте начинается сокодвижение в берёзах и клёнах. В Древней Руси март считался первым месяцем года и сопровождался разными обрядами и играми. В марте отмечалось окончание зимы и сжигалось соломенное чучело. Весну встречали, звали дважды в год: в день Евдокеи-весновки (14 марта) и на Сороки, в дни весеннего равноденствия, припевая: «Весна-красна!

В нашей стране принят закон, запрещающий бесцельное истребление ядовитых змей, в том числе и гадюки обыкновенной. Такая окраска позволяет змее сливаться с рисунком солнечных бликов и теней. Ни человек, ни животное не замечают гадюку, лежащую неподвижно, и приближаются к ней на слишком близкое расстояние.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх