Конспект НОД по лепке «Дымковская игрушка». Подготовительная группа
Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
-обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.
-развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.
-воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».
Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по росписи козлика «Роспись дымковского козлика!
Тема: «Роспись дымковского козлика».
Цель : закрепить знание детей о дымковской игрушке, ее характерных особенностях, формирование эстетических чувств и развитие художественно-творческих способностей ребенка через приобщение к народному декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
Обучающие : учить детей расписывать узорами игрушку-фигуру по народным (дымковским) мотивам; обучать детей использовать разные элементы росписи, такие как круг, линии прямые и волнистые, колец, горошин и овалов, учить подбирать цветовую гамму.
Развивающие : развивать знание о цвете, о теплых тонах; развивать умение детей рисовать концом кисти и плашмя. Развивать чувство симметрии, ритма.
Воспитывающие : воспитывать у детей вкус, чувство цвета, умение рассказывать о своей работе и о работах своих товарищей, воспитывать аккуратность в работе. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Предварительная работа: подобрать материал для рассказа о дымковской игрушке, просмотр иллюстрации, карточек. Мини-выставка «Дымковские игрушки».
Материал: дымковские игрушки для рассматривания, контуры дымковских козликов (на каждого ребенка), образцы элементов росписи на магнитной доске, палитра, подставку под кисть, салфетка, стаканчик с водой, кисти, гуашь разного цвета.
Ход деятельности
Дети становятся в круг на ковре.
Воспитатель: (предлагает детям взяться за руки и повторять слова.)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Слышат стук в дверь.
Воспитатель: Кто это к нам пришел?
Дети: Это почтальон (он передает посылку).
Воспитатель: От кого же она? От дымковских мастеров (читает на посылке)
Воспитатель: Кто такие дымковские мастера?
Дети: Это люди, которые изготавливают дымковские игрушки.
Воспитатель: Предлагаю вам посмотреть, что лежит в посылке. Письмо, (читает). «Здравствуйте дети, пишут вам народные умельцы из села Дымково. Мы с давних времен в нашем селе делаем красивые и веселые глиняные игрушки, затем расписываем их яркими красками. Село наше получило название «Дымково» потому, что из каждого дома, где мастер обжигал в печи игрушки высоко в небо поднимался дым. Мы бы и дальше продолжали свое любимое дело и радовали людей нашими игрушками, если бы не случилось несчастье: злая волшебница Безцветица украла все наши краски, и мы остались без работы. Теперь нечем стало расписывать дымковских козликов. И мы очень вас просим нам помочь. Все, что смогли спасти от злой волшебницы, прислали вам и просим завершить работу и расколдовать козликов от заклятья волшебника».
Воспитатель: Дети, где же спрятались эти заколдованные козлики. Посмотрите, а вот и один из них (показ). Очень грустный наш козлик, наверное, потому что он весь белый и ничего в нем нет необычного. Но у нас в группе уже живет настоящий дымковский козлик, обратите внимания на него. Он такой красивый, веселый, яркий.
Воспитатель: Какими элементами художник украсил козлика?
Дети: Круги (маленькие и большие), овалы, линии.
Воспитатель: Верно, кругами, овалами, точками, линиями. Посмотрите, как красиво составлен узор.
Воспитатель: Предлагаю вам помочь нашему заколдованному козлику, нанесем на него узор. В письме мастера нам подсказывают, что надо брать самые яркие краски, чтобы они лучше были видны, наносить их нужно на белый фон козлика.
Воспитатель: Попробуем вместе расколдовать козлика, а помогут нам в этом яркие краски (воспитатель и дети показывают на магнитной доске несколько узоров на козлике). Какой он стал нарядный, теперь нам осталось расписать его друзей и отослать обратно мастерам, для того чтобы злая волшебница Безцветица больше не приходила в их деревню и не мешала работе народных умельцев.
Воспитатель: Поможем им?
Дети: Да
Практическая часть:
Воспитатель: (предлагает сесть удобно и можно начинать работу) под сопровождения русской хороводной в исполнении оркестра Андреева дети приступают к работе.
Во время самостоятельной работы воспитатель держит в поле зрения всех детей, при необходимости помогает при затруднениях в создании композиции, следит за посадкой, за техникой исполнения работ.
Через 10 минут самостоятельной работы – физкультминутка.
Мы старались рисовать (руки в стороны)
Трудно было не устать (наклоны туловища в стороны)
Мы немножко отдохнём (присесть, руки вперёд)
Рисовать опять начнём (встать, опустить руки)
Самоанализ работ:
Подводя итог, воспитатель предлагает козликов прикрепить на доску, рассмотреть их и ответить на вопросы:
- Какая работа вам больше всего понравилась?
- Почему?
- Как вы думаете вам удалось справиться с поставленной задачей?
- Мы можем отправлять ваших козликов мастерам в Дымково?
Воспитатель: Молодцы ребята, большое вам спасибо, я думаю, что ваши работы обязательно понравятся мастерам, сегодня мы их аккуратно запечатаем в посылку, ну а завтра я схожу на почту, и отправлю этих расписных козликов в «Дымково».
До свидание!
Цель: Учить рассматривать дымковские игрушки, узнавать знакомые образы, выделять средства выразительности.
Формировать навыки лепки дымковской игрушки, умение передавать характерные особенности (туловище, ноги, хвост, грива, рога и т.д.), выполнять декорацию элементов, использовать стеки для выразительности, различные техники и приемы лепки (приглаживание, вытягивание, защип).
Образовательная область: художественное творчество.
Интеграция образовательных областей:
Социализация: формировать эмоциональный отклик на произведение народного искусства - дымковской игрушки.
Чтение х/л, музыка: воспитывать детей на традиционных традициях, показывая народное изобразительное искусство неразделимо от народной музыки и устного народного творчества.
Материал: дымковские игрушки, иллюстрации игрушек, слайды-презентация «Дымковская игрушка», СDпроигрыватель с записями русских народных мелодий, пластилин для моделирования, цветной пластилин, дощечки, стеки, салфетки, карточки-схемы, самовар, баранки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций дымковской игрушки.
Ход занятия:
1. Звучит ярмарочная музыка, дети входят в группу. Воспитатель побуждает детей отметить характер музыки (задорная, веселая, звонкая и т.д.) и отмечает, что именно под такую музыку собирался в старину народ на ярмарочные гуляния и приглашает на выставку дымковской игрушки. Воспитатель рассказывает, где игрушки можно встретить в наше время и предлагает познакомиться поближе с промыслом дымковской игрушки, чтобы дети тоже попробовали себя в этом рукоделии и почувствовали себя настоящими мастерами народного промысла.
2. Дети занимают места на стульчиках для просмотра слайдов и прослушивания рассказа воспитателя. Воспитатель рассказывает о родине и происхождении дымковской игрушки, о традициях и мастерах народного промысла.
Просмотр слайдов игрушек с загадками к ним:
«Стоит на стройных ножках-
Вся краса в рожках» (олень)
«Бегут по дорожке борода и рожки» (козлик)
«Что за конь! Только тронь-
С всадником вместе ускачет верст за двести»
Просмотр слайдов с показом последовательности лепки. Проговорить технику последовательности лепки.
3. Пальчиковая гимнастика «На руке у нас 5 пальцев».
4. Выбор понравившейся игрушки. Лепка по схемам индивидуального выбора (оленя, козлика, лошадки, коровы, барашка).
5. Итог. С какими игрушками познакомились?
Как вы считаете, похожа ли ваша игрушка на образец дымковской игрушки на выставке?
Какими получились ваши игрушки?
Воспитатель: После усердной работы вечерком любили мастера попить чай с бубликами. Приглашает на чаепитие детей. Благодарит за работу.
Организация выставки дымковских игрушек детей в группе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
СЛОБОДА ДЫМКОВО
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Стоит на стройных ножках Вся краса в рожках.
козлик Бегут по дорожке Борода и рожки.
лошадка Что за конь! Только тронь- С всадником вместе Ускачет верст за двести..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки, с особенностями дымковского орнамента. .Развивать художественный вкус, творческое воображение. .Выделять характерные особенности роспис...
Образовательная область «Художественное творчество»
Цель: формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
Задачи:
Расширять знания детей об особенностях дымковского промысла, мастеров народов России, развивать познавательный интерес, художественное творчество, фантазию
продолжать знакомство с дымковским промыслом (игрушками), росписью, её колоритом, особенностями
развитие продуктивной деятельности (лепка) детей
продолжать знакомить с особенностями декоративной лепки
формировать интерес и эстетическое отношение к предметам народного декоративно прикладного искусства
закреплять умение лепить животного по типу дымковских игрушек(туловище и ноги- из целого куска), передавая их характерные особенности
развивать умения украшать узорами предметы декоративного искусства, украшать их налепами
развивать умение сглаживать неровности слепленного изображения
воспитывать любовь и уважение к творчеству народных мастеров
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Под русскую народную музыку входит Коробейник с лотком, на котором стоят дымковские игрушки.
Коробейник:
Ели спят у большака в инее седом,
Спят деревья, спит река, скованная льдом.
Мягко падает снежок, вьется голубой дымок.
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое «Дымково» назвали!
Там любили песни, пляски, и в селе рождались чудо – сказки,
Вечера зимою длинны, и лепили там из глины
Все игрушки не простые, а волшебно – расписные.
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не всилах взор.
И пошла о «дымке» слава, заслужив на это право,
Говорят о ней по всюду, удивительное чудо!
Воспитатель: Здравствуй, Коробейник! С чем к нам пожаловал?
Коробейник: Был я на ярмарке в русском селе Дымково.
Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки стоит большое село.
Слобода Дымково под Вяткой. Домов в селе было много. Жили в том селе весёлые и озорные люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки. Много их наделают за долгую зиму. А когда поднимется в небе золотое весеннее солнышко, убежит снег с полей, весёлые люди выносили свои весёлые игрушки и ну свистеть – зиму прогонять, весну славить. Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях. А по имени этого села и игрушки стали называть дымковскими. Село это славится на весь мир, своей игрушкой знаменитою.
Вон сколько у меня их. И лошадки, и барашки, и козлики, и павлины, и уточки, и петушки и многие другие. А из чего лепили игрушки, знаете?
Дети отвечают.
Коробейник: Правильно, из глины лепили. Налепят, высушат и в печь, чтобы они так закалились, стали крепкими и воды не боялись.
Воспитатель: Мы знаем, что название село получило от того, что когда мастера высушивали свои глиняные поделки в печи, над крышами из труб вился дымок.
Коробейник: Правильно, так и назвали село – Дымково. Потом игрушки белили белилами и они становились, как снег белые. Затем их начинали расписывать. Как вы думаете, эти игрушки лепили и расписывали радостные или грустные мастера? Как они передали нам своё настроение?
Дети отвечают.
Возьмите каждый по игрушке.
Воспитатель: Держите их осторожно, рассмотрите внимательно. Какие узоры использовали мастера для их росписи?
Давайте расскажем по очереди, используя план.
Какая у тебя игрушка?
Какого она цвета?
Какой узор изображен на ней?
Каким цветом нарисованы круги, полоски?
Какое настроение подарила тебе игрушка?
Коробейник: Как интересно, вы рассказывали! На ярмарке я был, а там шум, да веселье. Вот и я хочу поиграть с вами в русскую народную игру.
У дядюшки Трифона было семеро детей,
Семеро сыновей.
Они не пили, не ели, друг на друга смотрели.
Разом делали, как я!
После этих слов водящий делает какое – нибудь движение, а все дети повторяют это движение. Водящий выбирает того, кто по его мнению, лучше всех повторил движение и задает вопрос: « что ты делал?» Если выбранный дает правильный ответ, то становится водящим.
Коробейник: Ребята, а вы хотите попробовать сделать дымковскую игрушку?
Воспитатель: Давайте тогда примемся за работу. Делу - время, а потехе – час. Как на Руси водится – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. Вылепим дымковскую игрушку – олень. Как можно его слепить, какие приемы для этого будим использовать?
Дети отвечают.
Воспитатель: Ноги и туловище лепим из одного куска, ноги разрезаем при помощи стеки, формируем их, голову и шею оленя слепить тоже из целого куска пластилина, затем шея плавно переходит в туловище, примазывается. Обращаем внимание на соразмерность всех частей туловища оленя. Не забываем про рога, у оленя они ветвистые. Что бы игрушка получилась весёлая, нарядная, украшаем её лепниной, дымковским узором. Подбираем цвет пластилина для узора. Ребята, как нужно работать с пластилином, что бы рабочее место и одежда были в порядке? Что нужно сделать после работы с пластилином?
Дети отвечают.
Воспитатель: А сейчас сделаем разминку перед работой.
Пальчики
Вот этот самый толстый пальчик у меня, сгибаем и разгибаем большой палец.
Этот самый ловкий пальчик у меня, сгибаем и разгибаем указательный палец.
И, когда танцует пальчик, с ним танцуют Сжимаем и разжимаем кулачки.
все друзья.
Вот этот самый длинный пальчик у меня, сгибаем и разгибаем средний палец.
Вместе с ним танцуют все мои друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
А вот этот пальчик лодырь у меня, сгибаем и разгибаем безымянный палец.
Но, когда танцует пальчик, с ним танцуют
все мои друзья Сжимаем и разжимаем кулачки.
А этот пальчик – мальчик лучший у меня, сгибаем и разгибаем мизинец.
Вместе с ним танцуют все его друзья. Сжимаем и разжимаем кулачки.
Все мои пять пальцев - дружная семья, Сжимаем и разжимаем кулачки по очереди.
И, когда они танцуют, танцую с ними я! Хлопки в ритме текста.
Коробейник: Вот и размяли пальчики, приготовились к работе. А, что бы было легко работать, мы послушаем русскую народную мелодию.
Воспитатель во время работы старается помочь детям советами, кто затрудняется прибегает к показу.
Воспитатель: Посмотри, Коробейник, какие игрушки у нас получились. Понравились они тебе?
Коробейник: Интересный у вас получился дымковский олень. Давайте поставим его на лоток и посмотрим вместе, что у нас вышло. Дети встают вокруг стола.
Воспитатель: Ну, как вы думаете, получилось у нас сделать, красиво и ярко, как у дымковских мастеров? А какая игрушка получилась самая яркая? Какая игрушка больше всего нравится? А где узор получился интересный?
Дети высказывают своё мнение.
Коробейник:
Чем знаменито Дымково?
Игрушкою своей.
В ней нету цвета дымного,
А есть любовь людей.
В ней что-то есть от радуги,
От капелек росы.
В ней что-то есть от радости,
Гремящей, как басы.
(В.Фофанов)
«Каков мастер, такова и работа» - так говорили на Руси. Весёлые, добрые мастера делали эти игрушки. Получились они яркие, нарядные, не похожие друг на друга. Хоть сейчас их все на ярмарку. Возьму я их с собой покажу их другим детям, а вы получайте сладкие конфетки. Спасибо, вам за работу.
Воспитатель: Приходи еще к нам в гости. Мы рады будем видеть тебя.
Оформляется выставка работ.
Конспект НОД. Комплексное занятие по лепке (по выбору) «Дымковская игрушка» Подготовительная группа
Автор : Литвинова Лариса Владимировна.Назначение: занятие расчитанно на детей подготовительной группы.Занятие итоговое по теме:"Дымковские игрушки"поэтому решили сделать его итегрированым.
Цель : Воспитывать у детей уважение и интерес к народным промыслам
Задачи:
o Закреплять представления о процессе создания игрушек
o Учить создавать образ, используя полученные навыки и приемы лепки.
o Помочь детям замечать и выделять основные средства выразительности дымковской игрушки: яркость, нарядность цвета, декоративность, разнообразие элементов росписи.
o Формировать умение работать с пластилином.
o Воспитывать аккуратность, развивать творческую инициативу.
Материал к занятию
Иллюстрации «Народная игрушка», дымковские игрушки, пластилин, стеки, доски, салфетки, технологические карты по лепке.
Техническое обеспечение
Музыкальный центр.
Ход занятия
Звучит пересвист вятских игрушек Дети входят в зал.
1-й ребенок
Ели спят у большака
В инее седом
Спит деревня, спит река,
Скованная льдом.
Мягко падает снежок,
Вьётся голубой дымок,
Дым идет из труб столбом
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали, и село большое-
Дымково назвали
2-й ребенок
В Дымкове за Вяткою рекой
Драгоценный продолжая труд
Мастерицы славные живут.
Красная за окнами калина
Пароходный движется дымок
На столе ещё сырая глина,
Грубый неоформленный комок
3-й ребенок
За своей работою старушка
На скамейке низенькой сидит
Глиняную вятскую игрушку
Лепит… нет, не лепит, а творит
Хороша игрушка расписная
Вся поет, бесхитростно светла
И видна в ней радость молодая
Ставшая искусством ремесла.
4-й ребенок
В любой порядочной избушке
Есть место дымковской игрушке
Какие чудные зверюшки-
Лошадки, курочки, индюшки
У барыни на коромысле
ведерки синие повисли
А у другой румяной пышки
Под боком милые детишки
5-й ребенок
Петушок, петушок
Золотой гребешок
Ты подай голосок
Через тёмный лесок,
Через лес, через реку
Прокричи- «Ку- ка- ре- ку»
Воспитатель
Скажите ребята что же это за игрушки такие-– дымковские?
Выходят девочки в костюмах Дымковских барынь и исполняют
«Игрушкины частушки» П. Синявского
Наши руки крендельком,
Щеки, словно яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские.
Дымковские барыни
всех на свете краше,
а гусары-баловни
кавалеры наши!
Мы игрушки знатные,
Складные да ладные.
Мы повсюду славимся.
Мы и вам понравимся
Воспитатель
Понравились вам веселые барыни? А где мы можем познакомиться с другими дымковскими игрушками?
Ответы детей
Воспитатель
Я приглашаю вас на выставку народной игрушки. Здесь представлены игрушки, изготовленные руками народных умельцев.
(дети рассматривают и называют знакомые игрушки)
Воспитатель
А сможете ли вы узнать какая игрушка является дымковской? Давайте проверим….
Д/и «Выбери коня» (из предложенных изображений – филимоновской, каргопольской, городецкой, дымковской игрушек – выбрать дымковскую и обосновать выбор)
Воспитатель
Молодцы! С заданием вы справились. Сейчас я предлагаю вам стать на некоторое время мастерами и приглашаю в мастерскую.
Воспитатель
Проверьте, все ли готово к работе? (дети отвечают) Обратите внимание!
(на плакатах – образцы и приемы лепки).
Выбирайте, что хотите слепить.
Воспитатель
Сейчас вы приступаете к работе. Старайтесь, чтобы ваши работы были красивыми, аккуратными. У хорошего мастера на рабочем месте всегда чистота и порядок. Я надеюсь, что изготовленные вашими руками игрушки смогут вас порадовать
Дети приступают к работе, воспитатель следит за работой, советует, показывает приемы работы на куске пластилина
Физкультминутка
Я прошу подняться вас – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вверх, вперед смотри – это три.
Руки разведем пошире на четыре.
С силой пальцы сжать, разжать – это пять.
Всем ребятам тихо сесть – это шесть!
Дети заканчивают работу.
Итог занятия
Воспитатель .
Посмотрим, как наши мастера справились с работой.
- Все ли игрушки ладные?
- Чья работа больше все нравится? Почему?
- Какая игрушка самая аккуратная?
- А кто придумал и слепил что-то своё?
1
Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение
Детский сад обще-развивающего вида №49 Комитета по образованию
Администрации городского округа город Камышин
Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная
деятельность.
Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Воспитатель старшей группы № 6:
Романюк Олеся Дмитриевна
Камышин, 2015
2
Конспект занятия в старшей группе. Продуктивная деятельность.
Тема: «Лепка барашка по мотивам дымковских игрушек».
Цели:
Обогащать и расширять художественный опыт детей.
Формировать умение работать с пластилином.
Систематизировать
и закреплять знания детей о народном декоративно-
прикладном искусстве.
Развивать творческие способности.
Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.
Активизировать в речи детей прилагательные.
Материал:
Дымковские
игрушки,
«барашек»
-
образец,
бумажные
фигуры:
круги,
кольца,
точки,
полоски
и
т.д.;
таблицы
с
изображением
элементов
дымковской
росписи;
альбом
для
детского
творчества
И.
А.
Лыковой
«Дымковская
игрушка»,
схема
с
показом
способа
лепки;
Для
каждого
ребенка: пластилин, стека, вода, салфетки.
Программное содержание:
Продолжать приобщать детей к исконно русскому промыслу-изготовлению
игрушек; закрепить знание характерных особенностей дымковской росписи.
Закрепить представления о процессе создания игрушек. Развивать желание
лепить
игрушку
своими
руками. Закрепить
умение
соблюдать
пропорциональное соотношение частей, равномерно и красиво устанавливать
фигурку на подставке.
3
Учить выделять элементы росписи, ее колорит, мотивы и композицию узора
на изделиях; развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к быту и
обычаям
России;
учить
видеть
выразительность
формы
игрушки,
учить
лепить барана скульптурным способом из цилиндра приемом надрезания с
двух сторон и оттягивания пластилина от общего куска; учить декоративно
оформлять
вылепленных
«барашеков»
дымковской
игрушки:
кругами,
пятнами, точками, прямыми и волнистыми линиями.
Предварительная работа:
Беседа
о
дымковских
игрушках,
рассматривание
элементов
росписи;
бумажных
фигур:
кругов,
колец,
точек,
полосок
и
т.д.;
таблиц
с
изображением
элементов
дымковской
росписи;
альбома
для
детского
творчества И. А. Лыковой «Дымковская игрушка», схема с показом способа
лепки; Рисование дымковских узоров, роспись бумажных силуэтов. Чтение
стихотворений,
загадок
о
народных
промыслах.
Разучивание
наизусть
потешек о дымковских игрушках.
Ход занятия:
С высокого берега реки Вятка, на котором издавна стоял город Вятка
(сейчас
он
называется
Киров,
видно
село
Дымково.
А
почему
оно
так
называется? В старину – и зимой, когда топились печи, и летом, когда туман,
село
это
–
будто
легкой
дымкой
окутано.
Здесь
в
далекую
старину
и
зародилась игрушка, которую так и назвали – «дымковская»…
Вначале были только свистульки. Всю зиму дымковские мастерицы лепили
их для ярмарки. Из небольшого глиняного шарика с отверстиями свистулька
превращалась то в уточку, то в петушка, то в конька. И вот на лотках и
прилавках
многолюдной
весенней
ярмарки
торгуют
веселым
товаром.
Охотно разбирают его взрослые и дети.
4
И в наше время в Вятке, которая теперь называется город Киров, находятся
мастерские
знаменитой
дымковской
игрушки.
И
делают
там
не
только
свистульки. Если мы зайдем в эти мастерские, сразу же увидим груды и
мешки глины, ящики с красками, коробки с яйцами. Все это нужно для
создания чуда. Сказочные коники, индюки, похожие на жар-птиц, бараны в
штанишках, барыни и кавалеры, карусели и др.
Вылепленные фигурки несколько дней просушивают, потом обжигают в
специальных печах. После обжига их белят мелом, разведенном на молоке,
затем начинают расписывать нарядными узорами: кружочками, прямыми и
волнистыми
полосками,
клеточками,
пятнышками,
точками.
Краски
малиновые, красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие – пестро и весело,
как в хороводе!
Сегодня мы с вами будем лепить дымковскую игрушку
– барашка, как
настоящие мастера. Послушайте рассказ К. Д. Ушинского «Лошадка»: «Конь
храпит, ушами прядет, глазами поводит, удила грызет, шею, словно лебедь,
гнет, копытом землю роет. Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж
ушей-челка, на ногах-щетка; шерсть серебром отливает. Во рту удила, на
спине седло, стремена золотые, подковки стальные. Садись и пошел! За
тридевять земель, в тридесятое царство! Конь бежит, земля дрожит, изо рта
пена, из ноздрей пар валит».
Воспитатель предлагает детям еще раз рассмотреть дымковскую игрушку-
барана - и определить, каким способом ее лучше слепить. Уточняет ответы
детей и советует попробовать слепить лошадку так, как это делают народные
умельцы.
Сначала нужно создать исходную форму-цилиндр (раскатываем прямыми
движениями
ладоней).
Один
конец
валика
(цилиндра)
на
треть
длины
надрезаем стекой, оттягивая образовавшиеся части и делаем из одной части
шею
с
головой,
а
из
другой-ноги.
Шею
поднимаем
вверх,
немного
5
изгибаем, чтобы получилась голова. Ноги делаем из другой части: надрезаем
стекой на две равные части, каждую из которых оттягиваем и закругляем.
Другой
конец
валика
(цилиндра) слегка
вытягиваем,
чтобы
задние ноги
получились такой же длины, как передние. На основе такой же формы можно
создать
любую
фигурку:
лошадку,
барана, козлика,
корову,
оленя и пр.
Для барана сделаем крутые рожки и челку-веночек.
Дети начинают работать, глядя на схему способа лепки барана по мотивам
народной
пластики.
Воспитатель
показывает
основные способы лепки
и
побуждает детей к самостоятельному творчеству. По ходу занятия помогает
детям советами, индивидуальным показам, наводящими вопросами.
А теперь немного отдохнем.
Отдых наш – физкультминутка,
Я прошу подняться вас – это «раз»,
Повернулась голова - это «два»,
6
Руки вбок, вперед смотри это «три».
На «четыре» – поскакать.
Две руки к плечам прижать - это «пять».
Всем ребятам тихо сесть - это «шесть».
Воспитатель
предлагает
детям
долепить
фигурку
так,
чтобы
получился
красивый баран: «Дети, давайте оформим вылепленную фигурку, чтобы она
стала
красивым
баранам.
Рассматриваем
со
всех
сторон
и
сглаживаем.
Слепим
для
барана
крутые
рожки
и
челку-веночек.
Можно
усложнить
детали, копытца и мордочку фигурки слепить из черного пластилина;
Все вылепленные поделки рассмотреть,
выделить наиболее
удавшиеся и
объединить в коллективную композицию «Веселая карусель».