Кровная месть: как обычай существует в наши дни. Что такое кровная месть на Северном Кавказе? Как такое возможно в XXI веке

Обычай кровной мести представляет собой принцип судопроизводства, который заключается в том, что совершивший убийство (или один из членов его семьи) обязательно наказывается смертью в качестве возмездия. Традиция «око за око» является частью правовой системы, в которой государство не способно обеспечить правопорядок, поэтому семья жертвы считает своим долгом отплатить убийце за нанесенную боль и восстановить, таким образом, честь своего рода.

Обычай кровной мести часто практикуется:

  • на Кавказе;
  • в странах Ближнего Востока;
  • в Албании, Черногории;
  • в Южной Италии, Сардинии, Корсике - носит название «вендетта».

По кавказским обычаям, кровная месть срока давность не имеет, и может быть осуществлена даже после смерти убийцы и его родственников, через 50 или даже 100 лет, поэтому конфликтные ситуации предпочитают решать сразу, не перекладывая ответственность за случившееся на будущие поколения.


Кто прибегал к этому методу в древности?

В древности к такому кардинальному «урегулированию» прибегали вайнахи (чеченцы, ингуши), осетины, кабардинцы и дагестанцы. С приходом Советской власти отдельные народы старались искоренять данную традицию, но в ингушском и чеченском обществе обычай живет в наши дни.

Вступление в силу

Кровная месть вступает в силу с момента, когда о ней было объявлено. В дом к совершившему тяжкое преступление, направляется старейшина села и сообщает о решении, принятом семьей убиенного. После чего есть два варианта развития события – убийца и его семья может удариться в бега, тогда их будут называть «луровелла» (тот, кто скрывается от кровной мести) или будет договариваться о процессе примирения.


Совет

Если подозреваемый считает себя невиновным, он может дать клятву на Коране в присутствии старейшины, который перед Аллахом отвечает за правдивость его подопечного.

Если выяснится, что человек, давший обет, виновен, прощение аннулируется. Обязанность мщения – прерогатива кровных родственников, если месть свершится другом, это будет считаться новым преступлением, которое потребует дальнейшего рассмотрения. Смерть от кровной мести переносится женой и родными убийцы легче, чем уход из жизни по другим причинам.


Как расценивается кровная месть в законодательстве Российской Федерации?

УК РФ рассматривает мотив кровной мести как обстоятельство, отягчающее вину подсудимого, и предусматривает наказание в виде пожизненного заключения либо лишение свободы сроком на 8 – 20 лет.


Кровная месть в Италии была распространена до начала 20 века, в некоторых областях сохраняется и сегодня. Отдельные эпизоды были зафиксированы на Балканах и в современной Черногории, где принято мстить не только за лишение жизни, но и за преступления, совершаемые против чести семьи. Обидчиком выступает не только сам убийца, а и все его родственники-мужчины, и механизм кровной вражды может быть запущен на долгие годы. Женщины активно участвовали в акте возмездия, убив обидчика самостоятельно или воспитывая своих детей в духе отмщения.


Ритуал кровной мести

В Италии традиция обычно сопровождалась целыми ритуалами, но с одним условием: кровная месть не должна была быть мучительной, а уже после смерти с телом жертвы могли поступить по-варварски, что служило актом запугивания и восстановления справедливости. Отомстить могли не только прямым родственникам, но и всем, кто считался частью клана или семьи.


Кровная месть

За что объявляли кровную месть

Объявить кровную месть могли за излишнюю болтливость, прелюбодеяние, присвоение чужих денег, проведенные, втайне от боссов, сделки с наркотиками. Для каждого случая действовали свои законы «омерты», которые первый раз были официально найдены в 2007 году у одного из мафиози. Журналисты назвали правила вендетты «10 заповедей Коза Ностры» и это было первое за все время существования мафии документальное подтверждение обычая кровной мести.


Вывод:

Обычай кровной мести чреват негативными последствиями – зачастую убийство за тяжкое преступление сопровождается более жестокими деяниями, что может вылиться в затяжные кровавые конфликты. Вопреки мнению, мщение не отражено в Библии и даже в Коране и шариате традиция не находит подтверждения. В нашей стране кровная месть считается фактором, отягощающим совершение преступления, и подлежит осуждению на всей территории страны.


Кровная месть

Обычай кровной мести, существует у кавказских народов с незапамятных времен и до сих пор почти не изменился. Обычай кровной мести, как, кстати, и похоронный обряд, сохранил в себе дух древних времен, когда кавказские народы жили вне государства. Кровная месть выполняла роль государственного института, который регулировал взаимоотношения между жителями общины, предотвращал преступления и наказывал преступников.
Отомстить "кровью за кровь" не является на Кавказе анахронизмом. Обычай уходит далеко корнями в глубину веков, когда кавказцы жили под сводом неписаных законов под общим названием "адат". В древности закон кровной мести был основополагающим у вайнахских народов (чеченцев и ингушей), осетин, кабардинцев, дагестанцев. Когда эти народности вошли в состав Российской империи, они были вынуждены подстраиваться под те правила, которые диктовало им государство. В отличие от других кавказских народов в чеченском и ингушском обществах адат кровной мести не сумели вытеснить ни Российская империя, ни советский режим, ни репрессии. Возможно, потому что присоединение этих народов к России было насильственным, и оттого сохранение древних обычаев воспринималось как сохранение народа, который надеялся когда-нибудь обрести независимость.
На Кавказе кровная месть не имеет срока давности. Она может быть осуществлена через 50 или 100 лет, даже если виновник смерти и его близкие родственники умерли. Поэтому у кавказских народов считается, что лучше решить все вопросы, связанные с кровной местью, как можно быстрее, чтобы потомкам жилось спокойно. Когда кровник умирает естественной смертью, не дождавшись ни мести, ни прощения, под удар попадают его ближайшие родственники — брат, сын, внук, а если таковых нет, то другие родственники-мужчины.
Обряд кровной мести, описанный в адате, начинался, естественно, с мотива. Поводом для этого могли стать убийство, ранение человека, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага. После чего начиналась "процедура" кровничества. Если в ссоре убивают человека и виновник известен, то назначается разбирательство. Если устанавливалось, что повод к ссоре был не в пользу убийцы, то к его родственникам отправляется человек, чаще всего это старейшина села или дальний родственник жертвы, который сообщает о решение объявить кровную месть. Близкие родственники убитого обычно при этом не присутствуют. Кровная месть вступает в силу с момента ее объявления. Если убийца живет в одном селе с родственниками жертвы, то он, как правило, вместе с семьей уезжает в другое место, зачастую довольно далеко. О таком человеке говорят: «Луровелла», или «скрывающийся от кровной мести».
Это правило, как и любое другое в адате кровной мести, глубоко продумано древними. Во-первых, отъезд семьи убийцы продиктован требованиями безопасности, чтобы родные убийцы не попали под горячую руку разгневанных родственников погибшего. Во-вторых, процесс примирения имеет больше шансов на успех, если кровник и его родственники не будут, что называется, попадаться на глаза пострадавшей стороне. . Бывали случаи, когда дома с пожитками продавали за бесценок, и целые семьи, опасаясь возмездия за поступок родственника, вынуждены были покинуть не только село, город, но и республику. Часто представители виновной стороны, не дожидаясь гонцов от своих кровников, сразу отправляют к ним посредника с заявлением о желании начать процесс примирения. И это считается хорошим тоном.
Поначалу мстили только самому виновнику преступления. Простить своего кровника в те далекие времена считалось не менее уважительным, чем отомстить. Только сейчас мало кто прощает. История знает один прецедент прекращения кровной мести "волевым решением" - такой вердикт вынесли старейшины чеченских тейпов после депортации 1944 года, когда, по мнению многих, под угрозой оказалось само существование вайнахского народа.
В XIX-м веке, при имаме Шамиле закон кровной мести был скорректирован. С тех пор потерпевшая сторона могла сама выбирать, кого ей убить "в ответ". В этот список, как правило, входили ближайшие родственники убийцы и только по отцовской линии. Практиковались даже такие схемы, как убийство брата. Например, если убийство совершал человек, не очень уважаемый в селе, то убить могли его брата, которого все знали и уважали. Таким образом, родственникам убийцы пострадавшие наносили как можно более глубокую рану. Месть по крови была долгом и делом чести всех членов рода пострадавшего. Бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих тейпов.
В отличие от уголовного права, кровная месть не имеет срока давности. Несколько лет назад в Чечне была снята месть, которую объявили еще в 1926 году! Правнуки тех, кто враждовал около семидесяти лет, помирились в начале ХХI-го века при посредничестве нейтральных тейпов. Вообще же примирение может происходить не раньше, чем через год после преступления, и все это время убийца должен находиться в изгнании, скрываться от мщения.
Процесс примирения или снятия кровной мести между враждующими сторонами проходит следующим образом. После достижения принципиального согласия о примирении в назначенный час, обычно на большом майдане (часто это бывает в поле за селом) встречаются представители одной и другой конфликтующих сторон, одетые в темные одежды и обязательно с покрытыми головами, направляются на околицу села, где намечена встреча. Никто из них не должен поднимать головы и смотреть в глаза представителям потерпевшей стороны.
После небольшого ритуального приветствия и молитв начинается сам обряд. Он крайне короток: ближайший родственник убитого при народе должен обрить голову и бороду своего "кровника". После этого тот считается прощенным. Считается, что если человек не поддался соблазну перерезать своему врагу горло во время бритья, то, значит, он осознанно простил его. После этого могут назначаться гуляния, обильные угощения, обязательные кавказские танцы.
В случае, когда подозреваемый в убийстве чеченец считает себя невиновным, а у пострадавшей стороны нет неопровержимых доказательств его причастности к преступлению, то снять подозрения можно, поклявшись на Коране. Клятва — это тоже целая церемония, в которой со стороны человека, ее приносящего, участвуют десятки людей. Бывает, что дают ложную клятву «кхера дуй». Считается, что клятвопреступление гораздо страшнее самого убийства, и часто бывает так, что родственники убитого, зная, что перед ними стоит настоящий убийца и клянется на Коране, все-таки принимают его клятву, полагая, что он наказал себя сам и гораздо страшнее, чем это могли сделать кровники. Кхера дуй — один из самых тяжких грехов ислама. Именно потому в обычае принесения клятвы прописана необходимость присутствия на такой клятве многочисленных представителей рода подозреваемого. Если с подозреваемым придет мало родственников, его клятву не примут, сказав ему: «Пойди и приведи стариков, которые разделят с тобой твою клятву».
Если же клятва принята, а потом при каких-то обстоятельствах выясняется, что клятву дал все-таки убийца, что он соврал всем, что он обманул и своих старейшин, которые клялись с ним вместе, то прощение аннулируется. От убийцы в таком случае могут отказаться его родственники, которых он подставил.
В кровной мести есть такое понятие, как «куйг бехки», что в переводе означает «виновная рука». Это очень важная деталь древнего адата, которую, увы, не всегда соблюдают. Суть понятия такова: преследоваться кровниками может только человек, от руки которого кто-то погиб.
Обязанность мщения также ложится на ближайших родственников убитого. Если месть осуществит друг, это будет считаться не кровной местью, а убийством, за которое мститель получит новых кровников. Впрочем, случается и так, что убийцу убивают его собственные родственники, а не родственники его жертвы.

кровный месть обычай

Наиболее яркой нормой обычного права на Северном Кавказе в прошлые века являлась повсеместно распространенная кровная месть. Поводом для кровной мести были убийство, ранение, похищение девушки, захват земли, оскорбление гостя, чести, домашнего очага, почитавшегося у горцев, и т.д. Будучи обычаем родового строя, кровная месть сохранилась у некоторых народов до сих пор - в частности, у дагестанцев и вайнахов. В Дагестане, по сведениям А.В. Комарова, адаты в конце XIX - начале XX вв. позволяли убить своего кровного врага, нападающего грабителя, пойманного на месте преступления вора, похитителя женщины.

Кровомщение допускалось между лицами одного сословия, за убийство раба виновный платил только штраф. Право и обязанность преследовать убийцу или примириться с ним, как правило, принадлежали ближайшему родственнику убитого. Примирение могло совершиться не раньше, чем через год после преступления, и вес это время убийца должен был находиться в изгнании и скрываться от мщения. Кровная месть была долгом и делом чести для всех членов рода пострадавшего, бывали случаи, когда она прекращалась - в случае непримирения - лишь после полного уничтожения одного из враждующих родов.

В дореволюционной литературе приводится парадоксальный пример, когда в соответствии с адатами в одном из дагестанских селений кровомщение между двумя родами - тохумами длилось более 200 лет, а началось оно в ссоре за курицу.

Кровная месть - это не романтическая экзотика. Это нормы выработанного веками саморегулирующего обычного права, основанного на мудрости народа и дающего возможность достойного примирения даже кровных врагов. Вряд ли мы преувеличим, если скажем, что эффективность обычного права горцев была для них, несомненно выше современных часто изменяемых государственных законов.

Путешествовавший по Северному Кавказу в 1781-1783 гг. квартирмейстер на русской службе Штедер писал о кровной мести у осетин: «Кровавая месть и самовольные действия были обязательны среди семей; позор и презрение продолжались до тех пор, пока эта обязанность не была выполнена. Мщение, грабеж и убийство считались добродетелью, вследствие чего погибать считалось славным».

Обычай кровомщения универсален для обществ, находящихся на стадии родового строя или сохранения его остаточных явлений, о чем писал крупный этнограф-кавказовед М.О. Косвен: «Забота о самосохранении заставляет весь род вставать на защиту, хотя бы обиженным был лишь один из членов рода. Месть становится долгом, делом чести, священной обязанностью». Существование этого обычая на Кавказе, хотя и в видоизмененных формах, говорит об архаичности и стойкости традиционной общественной жизни у некоторых горских народов Северного Кавказа.

Сказанное объективно подтверждается у чеченцев наших дней бытованием явления, тем же М.О. Косвеном квалифицированного как «война - грабеж»: погоня за чужим добром, жажда обогащения. Формой ее воплощения является набег на ближних и дальних соседей, для чего из воинственных мужчин создастся дружина во главе с военным вождем (у чеченцев «бячча»). Факты подобных грабительских набегов, особенно на Ставрополье, хорошо известны. По Косвену это явление характерно для строя военной демократии, т.е. для периода постепенного упадка родового строя.

Ярким материальным выражением некоторых черт родового строя и опасностей, с ним связанных, в том числе кровной мести, могут быть высокие боевые башни в горных ущельях Балкарии, Осетии, Чечено-Ингушетии, Дагестана. Видная издалека башня на скале - характерная черта горного пейзажа, и это было подмечено М.Ю. Лермонтовым:

В глубокой теснине Даръяла, Где роется Терек во мгле, Старинная башня стояла, Чернея на черной скале.

В случае опасности в башне укрывались, деревянную лестницу с первого этажа поднимали, и башня делалась неприступной. Встречаются в горах и каменные замки, например, Вовнушки в Ингушетии и Цамад в Осетии, в горных теснинах вырабатывается своя специфическая и рациональная народная архитектура. Следует заметить, что адыги своей каменной архитектуры не выработали, единственным исключением может быть башня XVI-VII вв. Адиюх на берегу р. Б. Зеленчук в Карачаево-Черкесии (хотя черкесское ее происхождение не доказано). Экологические и социальные условия, в которых на предкавказской равнине пребывали черкесы и кабардинцы, были иными.

В каких республиках Северного Кавказа древнему обычаю верны по сей день и почему так трудно убедить людей от него отказаться.

Кровная месть – один из самых известных кавказских обычаев, который на протяжении веков выступал главным сдерживающим фактором в обществе. Но избавиться от него окончательно не удаётся и сегодня. Почему, разбирался «АиФ-СК».

Увидеть дочь и умереть

Фатима потеряла своего отца в девять лет. Она, как и все в её селе, знает, кто убийца, но призвать к ответу не может. Таков обычай.

«Мой дедушка застрелил своего односельчанина. Семья погибшего объявила нам кровную месть. Но охотиться они начали не за дедушкой, а приняли решение убить его самого уважаемого и преуспевающего близкого родственника. Выбор пал на отца. Он много лет находился в бегах, хотя никакого отношения к убийству не имел. Свою младшую дочь смог увидеть только однажды, в день своей смерти. Отца подкараулили и расстреляли. После этого кровная вражда между нашими фамилиями прекратилась», - рассказала Фатима.

Известный историк Нурдин Кодзоев, возглавляющий отдел ингушской истории ИнгНИИ имени Ахриева , утверждает, что такие случаи – скорее нарушение древнего адата (обычая) ингушей - а именно в Ингушетии по сравнению с другими республиками Кавказа он на сегодняшний день распространен больше всего. Исконный обычай кровной вражды, по его словам, предусматривал только принцип «око за око».

«У адата были свои условия, - рассказывает он. - Кровная месть могла быть объявлена только непосредственному убийце. Но нарушения встречались часто: родственники погибшего, действительно, в отместку старались убить самого выдающегося представителя фамилии».

По словам Кодзоева, обычай кровной мести такой же древний, как история ингушского народа. Но как это ни странно звучит, ввели адат как раз для того, чтобы предотвратить насилие.

«Адат заставлял людей серьёзнее относиться к чужим жизням, осознавать неминуемость возмездия. И это был весьма эффективный сдерживающий фактор. Практика показывает, что люди его боятся больше, чем Уголовного кодекса», - говорит историк.

Сейчас влияние древнего обычая на общество ослабевает. В последнее время люди намного чаще прощают обидчиков, руководствуясь религиозными соображениями – в исламе умение прощать является одним из наивысших достоинств, присущих мусульманину. С пережитком прошлого активно борются примирительные комиссии. Но окончательно искоренить его пока не удаётся.

72 года на ножах

В Ингушетии примирением « кровников» занимаются общественно-религиозные объединения и отдельные авторитетные старейшины. Крупнейшая организация, работающая в этом направлении, - примирительная комиссия при главе Ингушетии. Её в 1995 году создал своим указом первый президент республики Руслан Аушев. Члены комиссии сегодня работают во всех районах. Возглавляет её Сейт-Хусен Акилов.

По данным секретаря примирительной комиссии Микаила Аушева, в республике сейчас остаётся неразрешенным 91 факт кровной вражды на почве убийства. Буквально несколько дней назад с участием членов комиссии примирились две крупные ингушские фамилии, которые состояли во вражде в течение 72 лет. Всего с начала года комиссии удалось урегулировать семь случаев кровной мести, а за последние 5 лет – более 100.

Отдельная история - случаи кровной вражды из-за ДТП. Если человек погибает в дорожной аварии по вине другого водителя, то последнему так же объявляется кровная месть. Примирители занимаются и такими ситуациями. На их счету более 40 подобных эпизодов, в которых удалось остановить кровопролитие.

Простить и забыть

Председатель примирительной комиссии при главе Ингушетии по городу Малгобеку и Малгобекскому району Алихан Муцольгов более 20 лет занимается примирением. Признаётся – работа тяжёлая.

«Мы по многу раз посещаем кровников. Разъясняем с точки зрения ислама пагубность этой вражды, призываем и даже упрашиваем простить и забыть. Но люди не всегда готовы сразу это сделать. Обычно семья прощает кровника через 10-15 лет. Случается, конечно, и раньше, но бывает, и десятилетия проходят во вражде. С большей готовностью люди прощают виновников ДТП со смертельным исходом, а вот если смерть наступила из-за огнестрельного ранения или поножовщины – это простить гораздо сложнее, требуют больше времени», - говорит Муцольгов.

Абдул-Хамид Доскиев возглавляет другую примирительную комиссию – при муфтияте республики. Заниматься проблемой он начал всего 4 месяца назад и за это время успел принять участие в разбирательстве по трём случаям кровной мести. Все они были связаны с убийствами. И все три семьи пока оказались не готовы простить тех, кто отнял у них родных.

Хизир Цолоев – один из самых известных имамов республики, он возглавляет Центральную соборную мечеть Назрани. Там также работает примирительная комиссия. В своих проповедях имам часто призывает людей к терпению и милосердию, стремясь предупредить кровную месть. Он уверен, что большинство людей могут услышать доводы разума.

«Сегодняшние случаи кровной вражды – это, в основном, последствия ДТП. У нас практически война идёт на дорогах – люди часто гибнут в авариях. Чаще всего в таких ситуациях удаётся добиться прощения и предотвратить кровную месть. Если только водитель не был пьян или не вёл себя по-хамски. Эти обстоятельства могут затянуть примирение, - поясняет имам. - С ростом религиозного самосознания люди больше склонны прощать».

Тяжелые преступления, такие как убийство, ранение, насилие над женщиной, оскорбление святынь (например, могил предков, очажной цепи), приводили к кровной мести. Кровная месть передавалась из поколения в поколение.

Одной из важнейших норм общественного поведения, нравственности горцев считались проявление уважения к человеку, личности, недопустимость посягательства на чужую жизнь. Убийство человека рассматривалось как тяжкое преступление перед семьей и обществом, и ответ на него был один - кровная месть. Последняя была узаконена, предписана адатом, и отступление от обычая вызывало общественное осуждение.

Во многих дагестанских селениях имелись родственные группы, семьи, родоначальниками которых были убийцы. Лишенные возможности вернуться в родное селение, они оставались на чужбине. Обычай кровной мести в условиях отсутствия сильной власти с твердыми законами был средством, регламентирующим поведение человека, сдерживающим его от совершения убийства, мерой защиты человеческой жизни.

Постепенно кровная месть стала заменяться примирением с родственниками жертвы и платой «за кровь». Кроме того, кровная месть прекращалась, если из пострадавшего рода брали ребенка на воспитание (ата- лычество). Преследуемый мог избежать смерти, если успевал прикоснуться губами к груди женщины из рода преследователей. С этого момента он как бы становился молочным сыном этой женщины.

Обычаи избегания. Поведение замужней женщины имело свои особенности: она должна была избегать диалогов с мужчинами семьи, даже не показываться на глаза родным мужа. Со свекром она обычно не могла разговаривать несколько лет, а у некоторых народов и до конца жизни. Нельзя было показываться на глаза родне с обнаженными руками и ногами, без головного убора.

Супругам не полагалось называть друг друга по имени, находиться днем в одном помещении вдвоем, появляться вместе в общественных местах, проявлять заботу друг о друге, тем более публично демонстрировать свои чувства.

Отец не должен был в присутствии родственников и посторонних брать на руки и ласкать ребенка, вообще обращать на него внимание. Не показывался отец с ребенком в общественных местах, не называл его но имени, а обращался к нему так: «ребенок той, что у нас в доме», «дети нашего дома».

Но при этом строгом избегании дети и родители были по-настоящему близки; возможно, это объясняется тем, что дети много времени проводили с отцом или матерью во время работы, что родители терпеливо обучали своих сыновей и дочерей труду, отцы помогали мальчикам овладеть мужскими доблестями, а девочек приучали к женским делам и обязанностям.

Любовь и нежность связывала супругов, несмотря на все внешние правила поведения, которые следовало знать и не нарушать.

Обряды, связанные с рождением ребенка. Рождение ребенка являлось радостным и желанным событием в большой семье горца. К этому событию тщательно готовились, будущая мать была окружена всеобщим вниманием.

Первое пеленание у чеченцев отмечалось как праздничное событие: приходили гости с подарками, малыша помещали в люльку, подаренную бабушкой, свекровь укладывала младенца с пожеланием, чтобы люлька никогда не пустовала. Для гостей резали барана и устраивали угощение.

Чтобы оградить ребенка от злого духа, у многих народов в люльку клали уголек и ножницы.

Один из обрядов, связанный с новорожденным, - обряд первого бритья головы. Он проводился по истечении 40 дней после рождения.

Проведение обрядов укрепляло и поддерживало семейные взаимоотношения, а в дальнейшем ребенок, став взрослым, переносил эти традиции и в свою семью.

Ребенок с рождения усваивал родные звуки материнского языка, успокаивающие и убаюкивающие его. Мать называла его ласково зеницей ока, крупинкой сердца, олененком, полевым цветочком. Колыбельные песни для мальчиков и девочек были разными. Девочкам мать пела о стройной красивой девушке, скромной, уважительной и трудолюбивой, А мальчику желала силы, мужества, отваги и ума. Так уже в младенчестве ребенку внушались представления о достоинствах человека. Малышей развлекали потешками о котенке, теленке, петушке. «На твоей ладошке - садик, в середине его пруд. Палец большой - это гусь молодой; указательный - гуся поймал; средний гуся ощипал. Этот палец суп варил, самый меньший печь топил. Полетел гусь в рот, а оттуда - в живот».

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх