Национальная традиционная одежда чукчей. Обычаи и традиции эскимосов

07.05.2018 Сергей Соловьев 2632 просмотров


Эскимосский чум. Фото: Константин Лемешев/ТАСС

Российские эскимосы проживают в Чукотском автономном округе Магаданской области. В России проживает менее двух тысяч эскимосов.

Происхождение эскимосов доподлинно неизвестно. Некоторые исследователи считают их наследниками древней культуры, которая была распространена ещё в первом тысячелетии до нашей эры по берегам Берингова моря.

Считается, что слово «эскимос» произошло от «эскиманцик», то есть «сыроед», «жующий сырое мясо, рыбу». Многие сотни лет тому назад эскимосы стали селиться на обширных территориях - от Чукотки до Гренландии. В настоящее время их численность невелика - по всему миру примерно 170 тыс. человек. Этот народ имеет свой язык - эскимосский, он относится к эско-алеутской семье.

Историческая связь эскимосов с другими народами Чукотки и Аляски очевидна - особенно она заметна с алеутами. Также большое влияние на формирование эскимосской культуры оказало соседство с другим народом Севера - чукчами.


Эскимосы традиционно занимаются охотой на пушного зверя, моржей и серых китов, сдавая государству мясо и мех. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Эскимосы издавна занимались китобойным промыслом. Кстати, именно они изобрели поворотный гарпун (унг`ак`), костяной наконечник которого отделяется от древка копья. Очень длительное время киты являлись основным источником пищи для этих людей. Однако постепенно поголовье морских млекопитающих заметно снизилась, поэтому эскимосы были вынуждены «переключиться» на добычу тюленей и моржей, хотя про охоту на китов они, конечно же, не забыли. Мясо эскимосы употребляли в пищу как в мороженом, так и засоленном виде, его также вялили и варили. Гарпун длительное время оставался основным оружием этой народности Севера. Именно с ним мужчины-эскимосы отправлялись на морскую охоту: на каяках или на так называемых байдарах - легких, быстроходных и устойчивых на воде лодках, каркас которых обтягивался моржовыми шкурами. Некоторые из этих лодок могли вместить человек двадцать пять или около четырёх тонн груза. Другие каяки, наоборот, сооружались на одного или двух человек. Как правило, добыча делилась между охотниками и их многочисленными родственниками поровну.

По суше эскимосы передвигались на собачьих упряжках - так называемых дугокопыльных нартах, в которые собаки запрягались «веером». В XIX веке эскимосы немного изменили технику передвижения - стали использовать также и короткие бескопыльные сани, в которых полозья изготавливались из моржовых клыков. Чтобы удобнее было ходить по снегу, эскимосы придумали специальные лыжи-«ракетки», которые представляли собой небольшую раму с закреплёнными концами и поперечными распорками, переплетёнными кожаными ремешками. Снизу они подбивались костяными пластинами.


Коренной житель Чукотки. Фото: Константин Лемешев/ТАСС


Охотились эскимосы и на суше - в основном отстреливали северного оленя и горного барана. Основным оружием (до появления огнестрельного) являлся лук со стрелами. Довольно долго эскимосов не интересовала добыча пушного зверя. В основном его били для того, чтобы сшить одежду для себя. Однако в XIX веке спрос на пушнину увеличился, поэтому «жующие сырое мясо», у которых к тому времени появилось огнестрельное оружие, начали активно отстреливать и этих животных, а их шкурки выменивать на различные товары, которые привозились с Большой Земли. Со временем эскимосы превратились в непревзойдённых охотников, слава об их меткости распространилась далеко за пределами тех мест, где они проживали. Приёмы добычи песца и лисицы у эскимосов очень похожи на те, которые применяют чукчи - также отменные охотники.

Ещё в XVIII веке эскимосы «подсмотрели» у чукчей технологию строительства каркасных яранг. Прежде они жили в полуземлянках с углублённым в землю полом, который выстилался китовыми костями. Каркас этих жилищ покрывался оленьими шкурами, затем его обкладывали дёрном, камнями, а сверху снова укладывались шкуры. Летом эскимосы сооружали лёгкие постройки четырёхугольной формы с односкатными крышами на деревянных каркасах, которые обтягивали моржовыми шкурами. На самом излёте XIX века у эскимосов появились лёгкие дощатые дома с двускатными крышами и окнами.
Считается, что именно эскимосы первыми стали строить снежные хижины - иглу, куполообразные постройки диаметром два-четыре метра и высотой примерно два метра из уплотнённых снежных или ледяных блоков. Свет в эти сооружения попадал либо непосредственно через снежные блоки стен, либо через небольшие отверстия, которые закрывались высушенными тюленьими кишками.

У чукчей эскимосы переняли и стиль одежды. В конце концов, они перестали шить одежду из птичьих перьев и стали изготавливать более качественные и тёплые вещи из шкур оленей. Традиционная эскимосская обувь - унты со вставной подошвой и косым голенищем, а также меховые чулки и нерпичьи торбаса (камгык). Эскимосская непромокаемая обувь делалась из тюленьих шкур. Меховые шапки и рукавицы эскимосы в повседневной жизни не носили, их надевали лишь во время длительных переездов или кочёвок. Праздничные одеяния украшались вышивкой или меховой мозаикой.


Эскимосы выступают перед участниками советско-американской экспедиции "Берингов мост" на острове Малый Диомид (США). 1989 г. Фото: Валентин Кузьмин/ТАСС


Современные эскимосы по-прежнему чтут старые традиции, в глубине души веря в духов, родство человека с животными и предметами, которые его окружают. А общаться с этим миром людям помогают шаманы. Когда-то в каждом селении проживал свой шаман, но теперь людей, способных проникать в миры духов стало поменьше. Ныне живущие шаманы пользуются огромным уважением: им приносят дары, их просят о помощи и благополучии, они являются главными фигурами чуть ли не на всех праздничных мероприятиях.
Одним из самых почитаемых у эскимосов животных всегда была касатка, её считали покровительницей морских охотников. Согласно поверьям эскимосов, касатка могла превращаться в волка, помогая охотникам и в тундре.

Другое животное, к которому с особым уважением относились и относятся эскимосы, - морж. Примерно в середине лета наступал период штормов, и охота на море временно прекращалась. В это время эскимосы устраивали праздник в честь моржа: тушу животного вытаскивали из ледника, шаман начинал неистово бить в бубен, созывая всех жителей посёлка. Кульминация праздника - совместное застолье, где основным блюдом было мясо моржа. Часть туши шаман отдавал духам воды, призывая их присоединиться к трапезе. Остальное доставалось людям. Череп моржа торжественно водружался на жертвенное место: предполагалось, что это дань главной покровительнице эскимосов - касатке.

Многие промысловые праздники сохранились у эскимосов до сих пор - осенью, например, отмечаются "проводы кита", весной - "встреча кита". Фольклор эскимосов достаточно разнообразен: всё устное творчество делится на два вида - унипак и унипамсюк. Первое - это непосредственно «весть», «новость», то есть рассказ о недавних событиях, второе - героические предания и рассказы о событиях далёкого прошлого, сказки и мифы.

Любят эскимосы и петь, причём их песнопения также делятся на два вида - общественные песни-гимны и «песни для души», которые исполняются индивидуально, но непременно в сопровождении бубна, который считается семейной реликвией и передаётся из поколения в поколение - до тех пор, пока полностью не выйдет из строя.

Современные эскимосы расселены в северных частях нескольких континентов. Численность этой северной этнической общности составляет около ста пятнадцати тысяч человек. Большая часть из них живет в Гренландии, на Аляске и Канадском севере. В чукотском автономном округе живет полторы тысячи эскимосов.

Эскимосы разговаривают на множестве диалектов двух языковых групп (инупик и юпик), принадлежащих к эскимосско-алеутской семье. Окончательное этническое формирование эскимосов закончилось к концу второго тысячелетия до н.э. Предки современных эскимосов пришли на Чукотку, Гренландию и арктическое побережье Америки в первом тысячелетии нашей эры.

Обитали эскимосы в суровых арктических условиях на протяжении тысячелетий. Они создали культуру, которая максимально приспособилась к жестокому отношению со стороны природы. Результатом тысячелетней борьбы стало изобретение иглу (снежных жилищ в форме купола), жировых ламп, лодок-каяков, гарпунов с поворотными наконечниками. Интересно, что эскимосы не имели родо-племенных отношений (во всяком случае, в 19 веке, когда ими заинтересовались исследователи). В верованиях сохранился шаманизм.


Эскимосы Сибири называют себя югыт, что означает «настоящие люди» и разговаривают на диалектах языка юпик и русском языке. Родство велось по линии отца и невеста забиралась в дом семьи мужа. Меновая торговля привела к появлению имущественного неравенства и появлению крупных торговцев, становившихся «хозяевами земли».

Религиозные представления эскимосов

Религия современных эскимосов – христианство. Но верования предков глубоко укоренились в сознание эскимосов. Поэтому верования носят смешанный характер и отдать перевес какой-то одной мировоззренческой позиции сложно. Космологические представления тоже достаточно интересны. Традиционные верования не являются религией в обычном понимании.

Важно!!!

Сущее не управляется никем – ни Богом, ни божествами, и никаких наказаний за содеянное никто не несет. Тысячелетия жизни в условиях суровой природы научили этот народ не верить, но бояться.

В мифологии эскимосов есть живые существа (в основном недобрые), которые отвечают за те или иные явления или группу живых существ (белых медведей, морскую фауну и др.). Верования эскимосов говорят, что все вокруг имеет душу (или дыхание) – анирниит. С этим связано ритуальное выбрасывание части туши убитого животного для его восстановления.


Но эскимосы видят духов не только в животных. В дожде оны видят плач умерших, населяющий верхний мир, а северное сияние - это небесная игра покинувших этот мир детей. Сходные группы существ (растения или животные, обитающие в море) относились к одного класса духам и их можно было призывать посредством хозяина этих групп. Приход к эскимосам христианства анирниит стали ассоциировать с душой и другой терминологией христианства.

Злые духи

Их называют Туурнгаит. Они существуют отдельно от физических тел, очень злобные и являются причиной всех неудач. Бороться с ними могут только шаманы с помощью ритуальных действий. Считается, что шаманы могут их поработить для борьбы со свободными туурнгаит.


Шаманы

Ангакуит – так их называют эскимосы. Выполняют функции лекарей и духовных наставников. В помощь брали себе духа, посредством которого врачевали, советовали, как поступать в житейских ситуациях, призывали или отгоняли духов, заклинали, толковали знаки, призывали погоду и т.п. Во время ритуальных действий пользовались бубнами, особыми песнями и ритмичными движениями.

Как обучались шаманы?

Никакого специального обучения у шаманов не было. Они уже должны рождаться с соответствующими задатками и наклонностями. И нужно только выждать, чтобы они проявились.

Мир духов включал добрых и злых, насылающих болезни и другие несчастья. Добрые духи ассоциировались с различными животными. Для защиты от злых духов эскимосы имели при себе амулеты. Посредником между духами и людьми выступал шаман.


Ритуалы и праздники

Покровителем охотников в море была касатка. Ее изображение охотники всегда носили при себе. Частым персонажем народных преданий был ворон. Все праздники и ритуалы касались промыслов. Праздники Голов (посвящался моржовому промыслу), праздник, посвященный китовой охоте (проводился вначале и конце сезонов охоты) и т.д.

Погребальный обряд

Покойников облачали в новые одежды и стягивали ремнями, набрасывая поверх оленьи шкуры. Умерший не должен был запоминать последней дороги, чтобы исключить его возвращение к живым. А выносили его из жилища в проделываемый для этого ход, который потом заделывали. Перед ритуалом проходила трапеза. Покойного после этого выносили в тундру, где оставляли вместе с разрезанной одеждой и сломанными вещами, обкладывая камнями.


Промысел

Добыча морского зверя – был основным промыслом эскимосов, который обеспечивал их едой, шкурами для постройки жилья и шитья одежды, костями для изготовления орудий труда и остовов для жилищ, жир использовался в качестве топлива. Промысел вели с помощью гарпунов с отделяющимися наконечниками поплавками, на тюленей охотились сетями из китового уса. Передвигались по воде на байдарах и каяках.


Жилье, кухня и одежда

Жилище с каркасом из камней и китовой кости дважды обкладывали шкурами оленей. Вверху оставалось вытяжное отверстие. Зимой выстраивался подземный коридор для выхода.

Одежду шили глухую с утеплением из перьев птиц или меха оленей. На ноги обували меховые унты. Практиковалась татуировка на лице. Шитьем одежды и приготовлением пищи занимались женщины.

Пищевой рацион состоял из мяса морских животных, моллюсков, кореньев, морской капусты. Выменивалось мясо оленей, которое очень ценилось. Домашняя утварь была скудной. Изготовлялась из дерева и кожи морских животных.


Вывод:

Суровые условия существования наложили свой отпечаток на способ жизни, верования и представление эскимосов об окружающем мире. Основной промысел – морская охота, дававшая все необходимое для жизни. Непосредственная жизнь в природе вела к естественному страху перед природными явлениями, одухотворению и поклонению им.


Древние жилища эскимосов Чукотки. bogomolov_image wrote in June 20th, 2015

Dr. Константин Богомолов ,
имидж-дизайнер и аналитик моды,
руководитель Международного учебного центра «Bogomolov’ Image School»

Название этого этнического стиля происходит от французского «esquimau», что в буквальном переводе означает «эскимосский». Но в действительности этот модный термин является довольно условным, так как под ним подразумеваются мотивы национальной одежды не только эскимосов Гренландии, Канады, Аляски и Чукотки, но и других народов, населяющих северные территории, в частности, Скандинавию, Карелию, Сибирь и Дальний Восток. Этот стиль нередко называют также арктическим или северным (arctic style, nordic style).

История стиля

Интерес моды к северным мотивам впервые возникает в конце 1930-х годов. Это было связано с популяризацией горнолыжных курортов, на которых по понятным причинам были совершенно неуместны элегантные городские наряды. Но публика желала и на заснеженных склонах выглядеть стильно. Высокая мода отреагировала на возникший запрос и предложила своим клиентам соответствующий гардероб, основанный на функциональной спортивной одежде и приправленный северной экзотикой.

Характерные примеры этой курортной моды можно увидеть в знаменитом голливудской мюзикле «Серенада солнечной долины» 1941 года. Герои фильма демонстрируют нам стильные куртки аляски, меховые тулупы, дубленки с меховой отделкой и лыжные свитеры со скандинавскими орнаментами.

Но в 30-40-е годы эти вещи пока не являлись модным трендом в прямом значении этого понятия. Ведь их популярность была ограничена лишь рамками горнолыжных курортов, а разгуливать в них на городских улицах еще не было принято.
Лишь к 70-м годам, когда коммерческая мода активно обратилась к этническим мотивам разных стран и народов, стиль eskimo превратился в устойчивую фэшн-тенденцию. Северные мотивы заняли свое достойное место в нашем зимнем гардеробе и с тех пор уже не покидают его.

Приметы стиля

Наше самое знаменитое приобретение у северных народов – это, пожалуй, куртка аляска или парка (alaska jacket, parka jacket). Это куртка длиной до колена с меховым капюшоном, набитая синтетическим волокном. Слово «парка» заимствовано из ненецкого языка, оно означает «шкура животного». Парка была создана в 50-е годы в Америке для военных летчиков, в основу ее дизайна была положена традиционная одежда эскимосов Арктики. На протяжении нескольких десятилетий парка являлась чисто функциональной одеждой рыболовов, охотников и фермеров, но в 80-е годы благодаря рэперам и брейкерам она вошла в молодежную моду.

Анорак – ветронепроницаемая куртка с капюшоном и большим карманом-кенгуру на животе, она не имеет застежки и надевается через голову. Ее название происходит от гренландского слова anoraq , которым называют одежду эскимосов из кожи северного оленя или тюленя.

Эскимосский капюшон (eskimo hood) – идеальный головной убор для защиты от холода. Он изготавливается из той же шкуры, что и парка, и пришит к ней. Для большего комфорта и красоты оторочен мехом песца, росомахи или собаки. У эскимосских женщин капюшон имеет дополнительную функцию – под ним они прячут детей, которых носят на спине.

Шапка-ушанка (ushanka hat) – принято считать, что она происходит от национальной одежды коренных жителей северной Сибири. В XIX веке стала столь популярна в России, что приобрела статус национального русского головного убора. Но подобный дизайн шапки присутствует также в традиционном гардеробе других северных народов, в частности, скандинавов. А в Америке такую шапку обычно называют alaskan hat .

Унты – меховые сапоги, являющиеся неотъемлемой частью национального костюма арктических эскимосов. В переводе с эвенкийского языка слово «унта» означает «обувь». В английском языке используют названия mukluks, eskimo boots или inuit boots («инуиты» – это самоназвание эскимосов, в переводе с их языка – «люди»). Традиционные унты изготавливаются из собачьего или оленьего меха и украшаются кусочками песцовых или заячьих шкурок.

С популярностью унтов активно соперничают их дальние родственники угги (uggs или ugg boots) – сапоги из овчины. Строго говоря, угги присоединились к северному стилю «незаконно», так как на самом деле они являются пришельцами с юга – из Австралии и Новой Зеландии, где появились в гардеробе фермеров приблизительно в XIX веке. Но современные обувные модельеры очень часто микшируют в своем дизайне унты с уггами, тем самым смешивая крайний север с дальним югом.

Лыжный свитер (ski sweater) – бесспорный хит в семействе северного стиля. Он существует под множеством разных названий: лопапейса или исландский свитер (lopapeysa or icelandic sweater), люсекофта или норвежский свитер (lusekofte or norwegian sweater), скандинавский свитер (scandinavian sweater) или попросту северный свитер (nordic sweater).

Главная примета северного свитера – это характерные геометрические орнаменты, в частности восьмиугольные звезды, а также стилизованные изображения оленей, снежинок и северного сияния. Во всем разнообразии вариантов дизайна такого свитера наиболее классической является версия с полукруглым орнаментированным «ярмом» (yoke), охватывающем плечевой пояс – этот элемент был позаимствован скандинавами из национального костюма гренландских женщин, который был украшен бисерным воротником-наплечником такой формы.

Бум производства таких свитеров в странах Скандинавии приходится на послевоенные 50-е годы, и они сразу превращаются в предмет национальной скандинавской одежды. В Европе и Америке скандинавский свитер пришелся по душе любителям лыжного спорта и стал неотъемлемой частью зимней спортивной униформы, получив название ski sweater. А к концу 60-х годов он проник и в гардеробы столичных модниц.

Среди актуальных сегодня заимствований у народов севера очень популярны также стилизованные орнаменты и декор . Например, орнаментальные изображения пасущихся оленей, выныривающих моржей и плывущих рыб, а также геометрические узоры, напоминающие скандинавские и гренландские руны. Украшения из рогов северного оленя и моржовых клыков, инкрустации из кожи, бисерные плетения и вышивки, отделки из кусочков меха и цветных лент.

Современные интерпретации

Несмотря на устойчивую популярность перечисленных базовых элементов стиля eskimo , современные дизайнеры не ограничиваются лишь их повторением – они придумывают все новые и новые фэшн-интерпретации северных мотивов, смело смешивая Гренландию с Чукоткой и Скандинавию с Сибирью. Наиболее яркие и креативные примеры можно найти в коллекциях Chanel и Dolce & Gabbana 2010-го, Oscar de la Renta 2011-го, Moncler 2013-го, Alexander McQueen 2014-го года.

Также заслуживают внимания стильные фантазии на северную тему голливудского модельера Мишель Клэптон, которые она воплотила в костюмах «одичалых за Стеной» в знаменитом сериале «Игра престолов» 2011-2014 годов.

Предлагаю посмотреть небольшую подборку фотографий национальной одежды некоторых малочисленных народностей Якутии.

P.S. В настоящее время численность населения Якутии составляет 955,6 тыс. человек, из которых около половины представлена коренными жителями. Это якуты (более 430 тыс. чел), а также малочисленные народы - эвенки (чуть более 21 тыс. чел.), эвены (почти 15 тыс. чел), долганы (около 2 тыс. чел.), юкагиры (1,3 тыс. чел), чукчи (0,66 тыс. чел.) и другие.

Для северян олень - не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный "поставщик" материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю - из ровдуги (выделанной оленьей кожи). Сейчас традиционную одежду в основном носят либо во время праздников, либо комбинируют с современной одеждой.

Еще следует указать на то, что сегодняшняя национальная одежда северных народов сильно отличается от традиционной. Это связано не только с появлением в обиходе новых материалов, но и с усилением межэтнических контактов, в результате которого произошел взаимообмен деталями одежды. Например, эвены-оленеводы сейчас предпочитают либо глухую верхнюю одежду (как у чукчей или коряков), либо меховые куртки с карманами и отложными воротниками (как у якутов).

По данным Евдокии Боковой - эвенской поэтессы, мелодиста и собирателя эвенского фольклора, "не так давно мужская и женская одежда эвенов была одинакова и разница заключалась в основном в количестве и характере украшений". Мужские передники украшались скромно, женские же, украшались ровдужной бахромой, меховыми кисточками, металлическими подвесками и т.д.

Носитель эвенской культуры, уроженец Аллаиховского улуса Максим Дуткин.

Для украшения одежды и предметов быта народы Севера давно используют бисер. Есть данные, что в дореволюционной России за небольшое количество бусинок отдавали целого оленя. Искусство шитья бисером у коренных народов Севера передается из поколения в поколение. Бисерным орнаментом в сочетании с сукном, кожей, мехом северные мастерицы украшают одежду, унты, головные уборы и даже оленей и оленьи нарты.

Самые мелкие и будничные предметы одежды и домашнего обихода поражают богатством и сложностью орнаментальной бисерной вышивки.

Орнаменты показывали социальные и половозрастные различия, а некоторые декоративные элементы служили чем-то вроде календарей. Было в украшениях и ритуальное значение - считалось, что звон металлических подвесок отпугивает злых духов и защищает владельца.

"...неумолкаемый звон побрякушек сопровождает каждое движение ламутской девушки..."
Олсуфьев А.В. Общий очерк Анадырской округи, её экономического состояния
и быта населения. - СПб.: Типография императорской АН, 1896. - С. 135.

Как и у всех народов, каждый орнамент имеет свое значение. Одним из самых известных узоров является "шахматный". Он означает оленьи тропы. В основе узоров используют также изображения рогов снежного барана или оленя, следы различных зверей и т.д.

Долганская делегация на слете оленеводов (Якутск, 2013)

Долганская народность сложилась в XIX - начале XX вв. из переселившихся с рек Лена и Оленёк эвенков, якутов, местных эвенков, отдельных семей энцев и так называемых затундренных крестьян. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, издававшийся в конце XIX - начале XX веков, отмечает, что «некоторая часть якутов перешла в Енисейскую губернию, в Туруханский край, где они успели совершенно объякутить долган - небольшое тунгусское племя, точно так же, как и русских, заброшенных в дальние углы Якутского края». В. В. Ушницкий в своей работе «Тунгусские роды Якутии XVII в.: вопросы происхождения и этнической принадлежности» пишет:

"Есть две точки зрения по вопросу о происхождении долган. Первая заключается в том, что долганы — самостоятельный по происхождению этнос, со своей самостоятельной культурой и языком, а вторая — в том, что долганы являются одной из групп северных якутов-оленеводов. Заслуживает внимания историческая фигура Дыгынчи — князца долганов. Он же на Яне упоминается как князец «юкагиров». Видимо, долганы бежали на Яну к юкагирам. Его образ вошёл в фольклор северных якутов-оленеводов под именем Даринчи, его сын Юнгкээбил уже жил и действовал на Оленьке".

Красочные русские платки с советских времен здесь пользуются большой популярностью и очень даже гармонично смотрятся на фоне северных орнаментов.

Чукчи Якутии демонстрируют свои наряды.

Для окраски выделанной кожи применяют различные природные красители. Например, настой ольховой коры или труху.

Эвенкийка Дуткина Вера Александровна. Родом она из Томской области и приехала в Якутию еще в 70-х годах. Вера Александровна рассказала, что передник, который она показывает, принадлежал еще её бабушке.

При слове «эскимос» воображение рисует чум среди снежных просторов и человечков, с ног до головы закутанных в оленьи шкуры. У некоторых этот термин ассоциируется с мороженым на палочке. Немногие знают, что эскимосы представляют собой древний народ, живший в северных краях еще до нашей эры. Они имеют самобытную культуру, традиции, передающиеся из поколения в поколение. Некоторые обычаи этих северных людей настолько отличаются от наших, что могут даже вызвать шок.

Нация

Эскимосы представляют собой коренную народность, проживающую на крайнем севере. Они занимают территорию Гренландии, их поселения есть в Канаде (Нунавут), на Аляске, Чукотском полуострове. Ученые относят этот народ к группе монголоидов арктического типа. Также они называются термином «инуиты» (от английского слова inuit), что являет собой политкорректное наименование нации. Вместе с другими коренными народностями Камчатки они образуют континентальную арктическую расу. Происхождение слова «эскимос» восходит к индейскому названию эскиманциг , то есть, «человек, питающийся сырой рыбой». Это наименование, придуманное аборигенами Америки, в ходу и по сей день. Группы коренных народов, проживающих на Чукотке, дальневосточных островах, в разных районах Аляски, называют себя «юпик», что переводится как «человек настоящий». Разговаривают все представители этой нации на эскалеутских языках, которые представляют собой совокупность родственных диалектов.

Численность

В совокупности все представители этого северного народа, живущие на разных континентах, составляют всего 170 000 человек. Их большая часть находится в Гренландии (около 56 000) и на Аляске (48 000). Остальные расселяются на Чукотке, островах Святого Лаврентия, Врангеля, в канадском Нунавуте. Часть племен живет на севере Европы (в Дании и других странах). На российской территории проживают примерно 1500 человек.

Внешность

Представители этого народа выглядят как типичные монголоиды. Для них характерны следующие черты:

  • смуглая кожа;
  • узкий разрез глаз;
  • широкий нос;
  • черные волосы;
  • лицо круглой формы.

Женщины, как и мужчины, обладают коренастым телосложением. Это невысокая раса, европейцы гораздо выше среднестатистического эскимоса. Девушки носят длинные волосы, которые заплетают в косу.

История

Для обозначения древних предков современных эскимосов антропологи предложили термин «палеоэскимосы», который является условным. Ученые выделяют среди них культуры Саккак, Дорсет. Параллельно с ними развивались культура Индепенденс, подразделяемая на I и II (по временным промежуткам). Самой старой из них признана Саккак, существовавшая примерно с 2500 по 800 гг. до нашей эры. В ее времена существовала Индепенденс I. Считается, что у современных чукчей и людей саккак одни доисторические предки. Древняя стоянка палеоэскимосов была найдена на острове Врангеля в 70-х годах прошлого века. Там был обнаружен гарпун, который по оценкам археологов пролежал в земле больше 3300 лет.

Более поздней является Дорсетская культура. Люди, принадлежавшие к ней, населяли северные области Канады еще в первом тысячелетии до нашей эры. Охотники этих древних племен пользовались копьями, острогами для добывания животных. На месте остатков жилищ найдены каменные лампы, которые работали на тюленьем жире. Представители Дорсет умели вырезать фигурки из тюленьих бивней, разукрашивать их узорами. Рядом с Дорсет существовали племена, относящиеся к Индепенденс II. Из их смешения в 8 веке нашей эры образовались народности, называемые «туле» - прародители современных эскимосов. Для того, чтобы сделать такие выводы, ученые взяли образцы ДНК останков древних людей, живших на северных территориях. Представители Туле в девятом веке заняли канадские территории, вытеснив с них более отсталые племена. В 13 веке они переселились в Гренландию.

Жизнь

Эскимосы образуют сообщества, в которые входят жители одного поселения (зимовья). Они состоят из множества семей, в которых все занимаются определенными обязанностями. В семью могут входить не только муж с женой и их дети, но и ближайшие родственники. В одном жилище часто проживает сразу несколько семей. Женатые пары спят со своими детьми в центре дома. Одинокие члены общины занимают места с краю. По большей части браки моногамны, у каждого мужчины имеется одна жена. Однако никто не запрещает ему взять в жены двух девушек или развестись. Но это бывает редко, так как уклад жизни народа направлен на сохранение благосостояния семьи и общества в целом.


Образ жизни эскимосов предполагает тесное сотрудничество, что требует от каждого члена общества высокой сознательности. Они вместе охотятся, пользуются предметами, принадлежащими всему селению. Жители постоянно общаются друг с другом, между ними существуют негласные законы. Постулаты выражаются в следующих правилах:

  1. Посторонние люди не имеют права строить дом внутри поселения без согласия всех его жителей.
  2. Каждый поселенец берет себе определенную небольшую часть добычи. При этом в первую очередь мясо и рыбу получают члены семьи удачливого охотника. Благодаря этому никто из жителей деревни не голодает.
  3. Каждый человек может жить и заниматься охотой вне общины, если захочет.
  4. Если кто-то находит какие-либо предметы или вещи и их хозяин не обнаруживается, нашедший забирает их себе.
  5. Когда никому из охотников долго не везет на промысле, самые богатые семьи приглашают других пообедать с ними.

У эскимосов не существует никаких организаций самоуправления. Все проблемы обсуждаются внутри общества и сразу же решаются. Скандалы и ссоры по какому бы то ни было случаю запрещаются. Такое правило продиктовано необходимостью мирного соседства на маленькой территории. Языки этих народов не имеют ругательных слов. При таком образе жизни преступления среди населения практически отсутствуют. Если же происходит убийство (что бывает крайне редко), это требует ответных мер по закону кровной мести. Человека, совершившего это деяние, должен лишить жизни родственник убитого. Когда отмщение исполнено, родственников ставят в известность.

Женщины

Девушки в эскимосских семьях принимают подчиненное положение. Для того, чтобы выйти замуж, необходимо разрешение обоих родителей. Когда в семье есть мальчики (братья), они тоже должны дать свое согласие. Если родители не захотят отпускать от себя дочь, она останется жить с ними. Мужчина может забрать девушку себе в жены силой, если на это согласны ее родители (но не она). Брачные церемонии отсутствуют. Девушка просто приходит в новый дом, взяв с собой одежду, швейные принадлежности, нож.
Жена не имеет голоса в семье, она должна слушаться мужа и свекровь. Мужчина может ударить жену за какую-либо провинность. Но их детей никогда не наказывают. В том случае, когда муж решает завести еще одну жену, первая все равно остается главной. Как правило, вторая девушка нужна для продолжения рода, если первая жена не может иметь детей по каким-либо причинам.


Мужчины

Мужская половина населения в основном занимается добычей пищи. Это их главная обязанность. Каждый мужчина в работоспособном возрасте должен охотиться и заниматься рыболовством до тех пор, пока его не покинут силы. Он обязан приучать к этому сыновей с самого детства. Мужчины часто охотятся организованно, поэтому между ними должны быть дружелюбные отношения. В связи с этим споров из-за добычи не бывает. Если два охотника одновременно загарпунили тюленя или дичь, мясо делят пополам. На китов охотятся совместно, и они изначально считаются общей добычей.

Когда охотники берут друг у друга какие-то вещи (гарпуны, стрелы, ружья), то при их потере компенсация не выплачивается. Если один человек поставил ловушки на зверя или рыбу, а потом забросил следить за ними, другие охотники могут брать добычу себе. Она достается тому, кто первый нашел их, починил, стал ухаживать за ними. Такие правила обусловлены заботой о сохранении своего рода.

Жилище

По меркам цивилизованного человека дома у эскимосов очень необычные. У них два вида жилищ: летние и зимние. Летние имеют вид чума или шатра. Конструкция очень простая. Несколько длинных шестов скрепляют вверху, а их концы упираются в землю, образовывая окружность. Затем их покрывают оленьими шкурами, сшитыми между собой в большие полотнища. С одной стороны шкуры отодвигают, образовывая проход.


Зимние дома имеют разное устройство, в зависимости от региона проживания племен. В Гренландии это традиционные снежные постройки, называемые «иглу». Эскимосы, живущие на Чукотке, строят дома из досок, земли, костей. В таких странах, как Дания, жилище делают из камней и дерева. Вход в них очень узкий и располагается низко. Длинный коридор приводит в большую комнату, в которой и живут несколько семей.

Гренландские эскимосы строят иглу из снега. Сначала из снежной массы лепят прямоугольные блоки примерно до полуметра в длину. Размечают круг желаемого диаметра и укладывают по окружности снежные параллелепипеды. К центру блоки немного наклоняют, чтобы образовывался конус. На вершине их скругляют, формируя купол. Самый верх иглу не закрывают, оставляя отверстие для выхода дыма. В самом центре дома располагается очаг.

Круглое помещение делится на части, каждую из которых занимает одна семья. Там нет никакой мебели, только лежанка для сна. Рядом стоит лампа. В среднем диаметр дома составляет 3-4 метра. В нем проживают 10-12 человек. Иногда делают иглу диаметром 15-20 метров для 8-10 семей. Между жилищами прокладывают тоннели для того, чтобы переходить из одного в другое, не попадая на мороз.

Одежда и предметы быта

У женщин и у мужчин примерно одинаковая одежда. Это длинные куртки из оленьих шкур с капюшоном, отороченным мехом песца или соболя. Они украшаются национальными орнаментами, хвостами, вставками из меха контрастной расцветки. На ногах они носят унты - толстые сапоги из оленьих или собачьих шкур мехом наружу. Руки защищены от мороза теплыми рукавицами.


Предметов быта у эскимосов очень мало. Они не накапливают имущество. Это оседлые племена, которые живут некоторое время на одном месте, а затем снимаются и переезжают на другое. Шатры они перевозят на санях вместе с утварью. Запасаются эти люди только пищей. При этом самые богатые семьи не заготавливают провиант более, чем на год. Шатры, сани, лодки, собачьи упряжки, посуда считаются общим имуществом всех семей, которые проживают в одном жилище. К личным вещам можно отнести:

  1. Одежду.
  2. Инструменты.
  3. Принадлежности для шитья.
  4. Оружие.
  5. Рыболовное оснащение.

Эскимосы могут обмениваться с другими племенами некоторыми вещами. В основном это шкуры животных, бивни и клыки тюленей, китовый ус.

Занятия

Двумя основными видами деятельности этого северного народа является охота и рыболовство. Также они занимаются морским промыслом - ловлей моржей и тюленей. Племена, живущие в Канаде и на Камчатке, охотятся на оленей, песцов, дичь. С приходом цивилизации в Гренландию и образованием там городов многие эскимосы стали наемными рабочими. Они устраиваются на рыболовные суда и занимаются тем же самым делом, получая зарплату. Те люди, которые занимаются собственным промыслом, имеют следующие приспособления:

  • деревянные лодки, обитые тюленьими шкурами - каяки;
  • непромокаемая куртка каякера;
  • гарпуны, копья;
  • сани, собачьи упряжки;
  • ловушки, капканы.

Охотники делают специальные защитные костюмы для охоты на диких зверей, которые можно сравнить с бронежилетами или рыцарскими доспехами. Тонкие пластинки из моржовых бивней соединяют друг с другом кожаными шнурками. Броня распределяется на теле таким образом, чтобы защищать жизненно важные органы. Она легкая и не стесняет движений.

Тюлени имеют очень важное значение для эскимосов, так как их мясо составляет большую часть меню. На некоторые виды этих животных охотятся круглый год. На льду расставляют специальные ловушки, оповещающие о приближении тюленя. Когда он показывается из воды, его забивают гарпунами. Перед смертью животному дают попить воды, чтобы задобрить водного духа, хозяйку морских зверей Седну. На моржей и китов охотятся группами, так как это очень большие животные. Мяса гренландского кита хватает для снабжения питанием всей деревни в течение года. Поэтому поймать его - большая удача.

Еда

В основном эскимосы питаются мясом животных, на которых они охотятся. По большей части это:

  • тюлени
  • моржи
  • нерпы
  • олени
  • белые медведи

Эскимосский стиль питания даже называют мясной диетой, из-за преобладания в нем этого продукта. Остальной рацион составляет морская и пресноводная рыба и иногда дичь. Заниматься земледелием у людей нет возможности, так как их окружает вечная мерзлота. Иногда женщины собирают коренья, ягоды, если вблизи зимовья встречаются растения. Также в пищу употребляют морские водоросли. Люди этой национальности придерживаются мнения, что именно мясной рацион дает им силы, делает здоровыми, помогает накапливать энергию в условиях постоянного холода.


Животные жиры и белки, находящиеся в мясе, заменяют эскимосам все витамины и минералы, которые основная масса людей берет из всего многообразия натуральных продуктов. В ходе медицинских исследований выяснилось, что мясная диета провоцирует сердечно-сосудистые заболевания, тромбоз вен, инсульты. Смертность от апоплексии у этого народа в два раза выше, чем у белого населения. Эскимосы употребляют в пищу все съедобные части тела рыб и животных, поэтому у них восполняется недостаток витаминов. Ретинол и кальциферол присутствуют в печени рыб и млекопитающих, а аскорбиновая кислота есть в морских водорослях, тюленьей коже и мозге.

Особенностью питания является то, что продукты употребляются сырыми. При этом специи не используют. После разделки животного от него отрезают куски и кладут на металлические или картонные пластины. Мозги, внутренности, жир едят вместе с мясом. Если люди давно не ели, то к столу приглашается все поселение. Понятия «обед» или «ужин» не существует, так как пищу принимают тогда, когда ощущается голод, а не в определенное время. Женская половина населения и дети кушают после мужчин, так как охотникам требуется много сил, чтобы заниматься промыслом.

Кроме употребления внутренностей животных, эскимосы также пьют их кровь. Они считают это крайне полезным для здоровья. Польза объясняется тем, что питательные вещества, содержащиеся в крови животного, насыщают кровь человека недостающими элементами. Это придает силу, выносливость, помогает переносить аномальные холода.
Популярные блюда эскимосской кухни:

  1. Акутак. Кушанье представляет собой тюлений или моржовый жир, смешанный с ягодами и рыбным филе. Иногда туда добавляют коренья, съедобные листья растений.
  2. Анллек. Считается деликатесным блюдом. Делается оно так: когда удается найти запасы мышей-полевок, собирающих в норках семена и зернышки, их забирают, а взамен кладут немного другой еды. Зернышки едят в сыром виде или смешивают с мясом и жиром.
  3. Игунак. Это туша убитого животного (оленя, тюленя, моржа и т.д.), закопанная в землю и пролежавшая там какое-то время. Внутри ее происходит ферментация, а также частичное разложение. В мясе содержится трупный яд, поэтому есть такие блюда европейцам нельзя. Эскимосы имеют к нему иммунитет, благодаря тому, что пища присутствует в рационе многих поколений.
  4. Мактак. Это шкура кита с жировой прослойкой, предварительно вымороженная.


Блюдо Акутак

Религия

Появление белых людей сильно повлияло на жизнь серверных народов. Это коснулось и религиозных верований. Поэтому некоторые племена сейчас исповедуют христианство, но это следствие вмешательства цивилизации. Основной религией эскимосских племен является анимизм. Это вера в духов, которые могут помочь или навредить человеку, поэтому им нужно поклоняться, приносить дары. Природа считается одушевленной, а всем животным приписывается существование души.

Всем миром правит создатель, в подчинении которого находятся различные божества. Например, богиня морских владений и животных - Седна. Также она управляет царством мертвых. В каждом поселении есть свой шаман. Это человек, обладающий даром проникать в мир духов. Он осуществляет посредничество между людьми и богами. Шаман проводит ритуалы с целью задобрить духов, рассказывает смертным о планах богов. Также они являются народными лекарями. В трудных ситуациях у них спрашивают совета, просят разрешить спор.

Религия обязывает людей относится к животным с уважением. Убивать их можно только для еды и никогда ради праздного развлечения. Среди эскимосов ходит легенда, что они договорились с Седной о том, что будут уничтожать моржей и тюленей только для пропитания с целью выживания рода. Богиня повелела морским животным жертвовать собой для того, чтобы они после смерти становились частью человеческого организма и тем самым продолжали людской род. Для этого она дала им способность создавать потомство.


Традиции

Некоторые особенности жизни эскимосов не совсем понятны белым людям. Обмен женами на время является обычной практикой у представителей этой национальности. Бывают ситуации, когда женщина должна сопровождать мужа в поездке, готовить ему еду, ухаживать за ним, но по состоянию здоровья или другим причинам ей будет трудно это делать. Тогда мужчина одалживает жену у другого поселенца. После выполнения запланированного дела женщина возвращается к своему прежнему мужу.

Эскимосы не целуют своих близких и любимых. Вместо этого они трутся носами. Европейцы считают, что это происходит из-за негативных погодных условий. Есть опасность обморожение губ, так как увлажненные участки тела сразу покрываются льдом. Часто нижняя часть лица полностью закрыта, так как от теплого дыхания под носом появляются сосульки. А у мужчин борода может полностью обледенеть.

Эскимосы не имеют возможности помыться из-за экстремального холода. Они намазывают тело тюленьим или медвежьим жиром, а лицо натирают рыбьим. Это помогает противостоять морозу, уменьшает возможность обморожения кожи. Представители племен, проживающие в Европе и Америке моются раз в году, в летнее время.

Сейчас турфирмы организуют экскурсии в эскимосские деревни для желающих познакомиться с бытом и обычаями этого народа. Можно даже снять ледяной дом и переночевать в нем. Для любителей острых ощущений устраивают купания в ванной с подогревом, которая устанавливается в середине снежного дома.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх