Педагогические принципы воспитания и особенности их реализации. Закономерности и принципы воспитания

Являясь подсистемой в общей системе формирования личности, воспитание само должно быть системно, обладать всеми присущими педагогическим системам элементами, где все должно быть взаимосвязано, взаимообусловлено, согласовано. Воспитание становится подлинно педагогическим, превращается в педагогическую систему, в процесс, в вид педагогической деятельности, когда осознается его цель, организуется и проводится подчиненная цели система педагогической работы, характерная особым, воспитывающим содержанием, формами, условиями, методами, приемами, средствами.

Воспитание, как и другие виды педагогической деятельности, закономерно. Эти закономерности специфичны, ибо специфичны цели, задачи воспитания, содержание, формы, методы, как и сама воспитанность. Принципы воспитания основаны на понимании их и опыте воспитания людей. Они отвечают на три педагогических вопроса: чему воспитывать? как организовать? какими методами достигнуть? Отсюда и три группы принципов: содержательные, организационные и методические . Они тесно взаимосвязаны, перекрывают друг друга и реализуются в едином комплексе.

Принцип воспитательной целеустремленности обязывает всю работу формирующего себя человека и работу с ним строить с установкой на повышение уровня воспитанности, на достижение воспитательного эффекта, но с мыслью в сознании: «Не навреди!» (люди портятся легче, чем исправляются; невоспитанность легче предупредить, чем преодолеть). Без стремления руководствоваться этим принципом, без ясных целей и подчиненности их достижению содержания воспитательных усилий воспитательные возможности могут превратиться в «унесенные ветром». Важно стремиться в воспитании к полному достижению его целей, принимать все меры к этому.

Принцип цивилизованности и созидательности предписывает при любой воспитательной работе, при любой конкретизации ответа на вопрос «чему воспитывать?» помнить, что главное - это возвышение, а не подавление человека, содействие в его подъеме на уровень ценностей и достижений человеческой цивилизации, культуры, интеллекта, а не отдельной корпоративной группки, не временным, а долговременным жизненным интересам в самореализации и самоутверждении. Главное - помочь стать достойной общего уважения личностью и индивидуальностью, гражданином мира, сыном своей Родины и народа России, продолжателем вековых традиций, созидателем, активным творцом. Место и роль воспитания в том, чтобы пробудить, развить, усилить стремление каждого человека к этому, сделать это стержнем, стратегической линией в своей жизни не на словах, а на деле, не когда-то потом, а в любом возрасте, здесь и сейчас.

Принцип связи с жизнью и деятельностью подчеркивает необходимость конкретизации целей и задач воспитания человека с учетом далекой перспективы и имеющихся условий, этапа жизни, стоящих перед ним в данное время задач, осуществляемой деятельности. Так, содержание воспитания школьников, студентов и специалистов-практиков, имея долговременное общее, включает и различия. То же можно сказать и о содержании воспитания учителей, инженеров, врачей, военных, юристов и т.д.

Принцип содержательной преемственности и непрерывности воспитания , опираясь на закономерную непрерывность происходящих в человеке по ходу жизни изменений, указывает на необходимость конкретизировать задачи воспитания с учетом возраста, проводившейся до этого работы, реального уровня воспитанности. Необходимо упорно продолжать линию на достижение долговременной цели воспитания, опираться на достигнутое.

Преемственность должна быть и при переходе человека из одной системы воспитания в другую. Например, система воспитания в вузе должна продолжать ту, которая существует в школе, но поднимать планку воспитанности до высот, нужных взрослому человеку и специалисту для самостоятельной жизни и профессиональной деятельности.

Организационные принципы воспитания позволяют добиться слаженности и порядка в воспитательной работе.

Принцип подчиненности воспитания интересам целостного формирования личности и его взаимосвязь с образованием, обучением и развитием личности. Он соответствует целостности личности и условиям успешности воздействий на нее. Нельзя усовершенствовать отдельные качества, не влияя на другие. Нельзя добиться цели, совершенствуя даже 10-15 качеств, но по очереди. Нельзя добиться успеха, когда на одних мероприятиях пытаются только воспитывать, на других - только учить. Нельзя сначала учить, а потом воспитывать, и наоборот. Нельзя одним людям заниматься воспитанием, другим - обучением, третьим - образованием, четвертым - развитием. Процесс воспитания по всем основаниям должен быть целостным.

Принцип единства воспитания и самовоспитания, педагогического руководства с инициативой и самостоятельностью личности. Дороги, которые мы сами выбираем, делают нас такими, какие мы есть. Никто не может заставить человека быть воспитанным. Даже сто воспитателей не в состоянии добиться того, на что способен сам человек, если захочет. Можно заставить человека поднять руки, повернуться направо, сесть, но никто не может заставить его быть убежденным в чем-то, считать нечто правильным и ценным, страстно желать чего-то и отдавать себя целиком достижению цели. Воспитание без самовоспитания, без открытости человека воспитательным воздействиям, без его свободного выбора двигаться вместе с педагогом к единой воспитательной цели неэффективно и даже вредно.

Организация самовоспитания людей в разных учреждениях, организациях, семье - наиболее демократичная форма педагогической работы, приобретающая особую важность в условиях современных тенденций и подходов к свободному развитию личности. Без нее воспитательный процесс похож на попытку двигаться без двигателя. Самовоспитание людей студенческого и последующих возрастов - наиболее подходящий для них способ личностного роста, самореализации и самоутверждения.

Принцип единства воспитывающей среды, коллектива и деятельности ориентирует на всесторонний учет воспитывающих реальностей жизни при организации системы воспитания и в процессе воспитания, а также максимально возможное исключение неблагоприятных влияний.

О среде, связанной с положением в семье, вне стен образовательного учреждения или трудового коллектива, уже сказано выше. Если в ней есть что-то неблагоприятное, надо сделать все возможное, чтобы изменить к лучшему, усилить целенаправленные воспитательные воздействия, сменить среду, максимально активизировать самовоспитание.

Особую роль педагог отводит первичному коллективу, членом которого является личность и среда которого образует непосредственное окружение. Деятельность - мощный фактор, оказывающий многогранное психологическое и педагогическое, в том числе и воспитательное, влияние на человека. Параметры осуществляемой деятельности - ее цели, задачи, организация, условия, средства, методы, результаты - формируют у него связанные с ними взгляды, убеждения, личные ценности, планы, желания, интересы, отношения и другие элементы воспитанности.

Методические принципы воспитания построены на основе выявленных в богатом опыте и специальных исследованиях закономерных зависимостях между методами воспитательных воздействий и результатами.

Принцип терпеливой настойчивости, оптимизма и доброжелательности в воспитании отражает сложность отыскания эффективных путей и методов достижения желательных педагогических следствий, необходимость настойчивых и терпеливых поисков, без срывов при неудачах и с верой в успех. Неверие в возможности воспитания - случай не редкий. Оно обострилось в обстановке общего снижения нравственности и культуры российского общества, авторитета власти, безнаказанности многих людей, преступивших закон.

Воспитание всегда было наисложнейшим делом. Нельзя не признать, что ныне оно действительно столкнулось с большими трудностями, но так было не раз в истории человечества, и нужные средства и пути всегда находились. Работа воспитателя с верой в успех приближает и увеличивает его. Оптимизм воспитателя передается всем, с кем он работает. Чем больше оптимизма, тем меньше раздражения, придирок, упреков, обвинений, наказаний, тем больше хорошего настроения, бодрости, доброжелательности.

Принцип авторитета воспитателя и педагогического сотрудничества. В воспитании огромное значение имеет личность того, кто воспитывает, его взаимоотношения с человеком, на которого он воздействует. Опыт свидетельствует, что при всем разнообразии стилей, педагогических систем, методов и методик, приводящих к успеху, общим условием успеха выступает авторитет воспитателя и атмосфера отношений, которая именуется педагогическим сотрудничеством. Авторитет воспитателя - это особое отношение к нему воспитываемых, характерное добровольным признанием ими его достоинств, превосходства в знаниях, мастерстве и опыте, его порядочности, честности, справедливости. Воспитывать успешно может лишь тот, к кому тянутся, а не тот, от которого бегают.

Педагогическое сотрудничество - это такое построение совместной работы, которой присуще обоюдное стремление воспитателя и воспитывающихся к достижению единой цели, получению интересующего обоих результата, взаимопонимание, уважение друг друга, получение удовольствия от совместной работы.

Принцип воспитывающей деятельности констатирует факт устойчивых зависимостей между всеми элементами деятельности и соответствующими воспитательными влияниями их на человека. Деятельность может быть игровой, учебной, общественной, трудовой, управленческой, исследовательской и т.д. Воспитывающее влияние усиливается с увеличением интереса, увлеченности человека ею, работой с самоотдачей. Высокоэффективный, творческий, увлекающий человека труд - не обуза, а жизнь человека, нашедшего себя в этом труде.

Формальное, равнодушное, малоответственное, безынициативное отношение вредно не только для дела, но и для воспитания самого человека.

Принцип гибкого комплексирования методов и такта в воспитании. В педагогике нет плохих или хороших методов. Каждый хорош к месту и ко времени, а также в гибком и обоснованном сочетании с другими, в комплексе.

Нужны чувство меры, психолого-педагогический такт в применении разных методов и воздействий. Следует руководствоваться, например, такими правилами:

Не подавлять активность воспитывающихся своей чрезмерной активностью,

Быть требовательным, но справедливым и уважительным,

Проявлять настойчивость, неотступность, твердость, решительность в воздействиях, но без подавления воли, самостоятельности, без самодурства и унижения личности,

Быть простым, естественным, доступным, но без наигранности, фамильярности,

Доверять, но не попустительствовать,

Быть щедрым на похвалу, но без захваливания,

Быть внимательным, чутким, заботливым, но не бахвалиться, не напоминать все время об этом,

Применять юмор, шутку, иронию, но без пошлости, оскорблений и др.

1. Понятия о принципах воспитания и образования.

2. Великие педагоги о важности принципов в структуре обучения.

3. Характеристика принципов воспитания и образования в современной педагогической науке.

4. Правила обучения и их соотношения с принципами.

Термин «принцип» понимается как основа, руководящая идея, определяющая основное направление деятельности или построение какого-либо механизма и его действия.

Современная отечественная педагогическая наука дает систему принципов воспитания и обучения, которая составляет единство, отражает сущностные особенности учебно-воспитательного процесса и служит руководством в практике образовательной деятельности.

При всей близости процессов обучения и воспитания, следует определить принципы каждого из этих процессов, стремясь осмыслить их специфику, не забывая о некоторой условности разделения.

Принципы воспитания – общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы. Это именно те основания воспитательного процесса, которые определяют главное его направление и всю его систему: содержание, методы, организацию и даже те отношения, которое складывается между его участниками.

К принципам воспитания относят:

1) принцип связи воспитания с жизнью;

2) принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса;

3) принцип педагогического руководства и самостоятельной деятельности,

4) принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему;

5) принцип опоры на положительное в личности воспитанника;



6) принцип воспитания в коллективе и через коллектив;

7) принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Педагогическая наука утверждает, что все принципы воспитания тесно связаны между собой, отражают целостное представление о том, каким должно быть воспитание и как его нужно организовать. В этом заключается научное значение принципов и их роль в практике.

Принципы обучения – Это руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебного процесса. Они носят характер самых общих указаний, правил, норм, регулирующих процесс обучения. Принципы обучения – это знание сущности, содержания, структуры учебного процесса, его законов и закономерностей, выраженное в виде рекомендаций к организации практической образовательной деятельности.

В современной дидактике (теории обучения) рассматривается система принципов, которую составляют как классические давно известные, так и появляющиеся в ходе развития науки и практики, а именно:

1) принцип развивающего и воспитывающего обучения;

2) принцип научности обучения;

3) принцип связи обучения с практикой;

4) принцип систематичности и последовательности;

5) принцип доступности;

6) принцип наглядности;

7) принцип самостоятельности и активности учащихся в учебной деятельности;

8) принцип прочности и действенности результатов обучения.

О важности принципов в структуре обучения писали такие великие педагоги как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др.

Так, Я.А. Коменский (1592-1670) сформировал такие принципы как принцип природосообразности (опоры на возрастные особенности и закономерности развития человека), принцип наглядности в обучении («золотое» правило дидактики), принцип доступности и др. принципы классно-урочной системы обучения.

И.Г. Песталоцци (1746-1827) выдвинул требование индивидуализации воспитания, первым предпринял попытку объединить обучение и производительный труд в целях воспитания.

И.Ф. Гербарт (1776-1841) придавал большое значение умственному развитию детей; полагал, что обучение – основное средство воспитания и ввел в педагогику принцип воспитывающего обучения.

А. Дистервег (1790-1866) не только подчеркивал важность «духовной самостоятельности» учащихся в процессе обучения, но и придавал большое значение ее целенаправленному развитию. Он полагал, что самостоятельность детей в процессе обучения является одним из важнейших средств формирования их умственных способностей.

К.Д. Ушинский (1824-1870) привел в систему основные принципы обучения и дал им теоретическое обоснование. В поле его зрения были следующие принципы: научности, посильности и последовательности, наглядности, сознательности, активности и прочности усвоения знаний.

А.С. Макаренко (1888-1934) считал важнейшими принципами воспитания принцип единства уважения и требовательности и принцип воспитания личности в коллективе и через коллектив.

В.А. Сухомлинский (1918-1970) формировал также принципы трудового воспитания, как: единство передового воспитания и общего развития, развитие индивидуальности человека в труде, творческий характер труда, преемственность содержание трудовой деятельности, посильность труда, единства труда и многообразной духовной жизни и т.п.

Все эти идеи великих педагогов применимы и к сегодняшнему дню.

Современная отечественная педагогическая наука дает следующую характеристику принципов воспитания и образования.

Принцип связи воспитания с жизнью означает, что воспитание должно строиться в соответствии с требованиями общества, перспективой его развития, отвечать его потребностям.

Принцип комплексности, целостности, единства всех компонентов воспитательного процесса означает организацию многостороннего педагогического влияния на личность через систему целей, содержания, средств воспитания, учет всех факторов и сторон воспитательного процесса.

Принцип педагогического руководства самостоятельной деятельностью, активностью учащихся опирается на главный закон развития личности: человек развивается в активной самостоятельной деятельности. Поэтому воспитание состоит в организации разных видов деятельности, в которых педагог должен стимулировать активность воспитанников, их творческую свободу, сохраняя, однако, руководящие позиции.

Принцип гуманизма, уважения к личности воспитанника в сочетании с требовательностью к нему регламентирует отношения педагогов и воспитанников и предполагает, что эти отношения строятся на доверии, взаимном уважении, авторитете педагога, сотрудничестве, доброжелательности. Этот принцип требует от педагога создавать благоприятный психологический климат в группе, положительный эмоциональный фон. Одновременно педагог должен помнить о приоритете воспитательных, образовательных задач, проявлять высокую требовательность к воспитанникам для достижения нужных результатов.

Принцип опоры на положительные качества в личности воспитанника связан с предыдущим и требует от педагога веры в положительный результат воспитания, в стремление ученика быть лучше, стимулирования и развития этого стремления.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистические отношения и деятельность.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся . Педагоги должны знать типовые возрастные и индивидуальные различия учащихся, изучать их доступными способами и в соответствии с ними выбирать определенные средства и методы работы с конкретными воспитанниками.

Согласно принципу развивающего и воспитывающего обучения оно должно не только давать знания, но и формировать личность в целом.

Принцип научности требует, чтобы содержание обучения знакомило учащихся с объективными научными фактами, теориями, законами, отражало бы современное сочетание наук.

Принцип связи обучения с практикой требует, чтобы процесс обучения стимулировал учеников использовать знания времени практических задач, анализировать и преобразовывать окружающую действительность, применяя знания в жизни, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе, требует логического построения, как содержания, так и процесса обучения.

Принцип доступности требует учета особенностей развития учащихся, анализа материала и точки зрения их возможностей и такой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок.

Принцип наглядности означает, что эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и переработке учебного материала.

Принцип сознательности и активности учащихся в обучении – один из главных принципов современной дидактической системы, согласно которой обучение эффективно тогда, когда ученики проявляют познавательную активность, являются субъектами деятельности.

Принцип прочности требует, чтобы знания закреплялись в памяти учеников, стали бы частью их сознания, основой привычек и поведения.

Принципы обучения и воспитания образуют систему, целостное единство, взаимосвязь. Реализация одного принципа связана с реализацией других: активность и систематичность с прочностью, доступность и т.д. Все они вместе отражают основные особенности учебно-воспитательного процесса, как его понимает современная педагогика, дают педагогу совокупность указаний по его организации.

Принципы педагогического процесса конкретизируются в ряде правил, рекомендаций.

В педагогической интерпретации правило – это основанное на общих принципах описание педагогической деятельности в определенных условиях для достижения цели. Чаще всего под правилами понимают те руководящие положения, которые раскрывают отдельные стороны применения того или иного педагогического принципа. Правила являются как бы переходным звеном от теории к практике. В правилах обычно предусматривается типичный способ действия педагогов в типичных ситуациях обучения.

Правила вытекают из принципов обучения. Принципы реализуются через правила обучения, которые есть средство реализации принципов. Правило не только автоматически следуют из принципов, но являются обобщением практического опыта многих поколений учителей. Практический опыт обучения более всего закрепляется именно в правилах.

Обычно правила имеют форму советов, напоминаний педагогу о том, что нужно делать для возможно полного выполнения требований принципа. Например, некоторые правила принципа прочности звучат следующим образом:

Прочное усвоение происходит, если ученик проявляет интеллектуальную, познавательную активность;

Для прочного усвоения надо правильно организовать количество и периодичность упражнений и повторения материала, учесть индивидуальные различия учащихся;

Прочность знаний обеспечивается, когда материал структурируется, выделяется главное, устанавливаются логические связи;

Прочность знаний обеспечивается систематическим контролем результатов обучения, проверкой и оценкой.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Какой смысл дидактических принципов?

2. Как соотносятся в обучении закономерности и принципы?

3. Что значит принцип «общественная направленность воспитания»?

4. В чем сущность принципа «связи воспитания с жизнью и трудом»?

5. Почему Я.А. Коменский назвал принцип наглядности «золотым» правилом дидактики?

Тема 3. Методы и средства педагогического
воздействия на личность

1. Понятие о педагогических методах.

2. Классификация методов педагогического воздействия на личность.

3. Средства педагогического воздействия на личность.

Современная педагогика располагает богатым арсеналом методов и средств педагогического воздействия на личность.

Под методом воспитания в отечественной педагогике понимают способы взаимосвязанной деятельности воспитателей и воспитуемых, которая направлена на решения задач воспитания. Методы воспитания применяются с целью развития мотивационно-потребностной сферы и сознания воспитанников, выработки привычек поведения, его корректировки и совершенствования.

Метод обучения – это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования. Методы обучения организуют учебно-познавательную деятельность обучаемых по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом.

Знание сущности методов педагогического воздействия повышает эффективность их использования на практике. Познанию методов способствует их классификация (деление на группы по какому-либо признаку). В педагогике нет единой классификации методов педагогического воздействия. Были предложены различные основания (признаки) для классификации методов обучения и воспитания.

В основу одной из последних классификаций методов воспитания положена концепция деятельности, согласно которой выделены три группы методов по их месту в процессе воспитания (Ю.К. Бабанский):

1) методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, убеждений, идеалов);

2) методы организации деятельности, опыта поведения;

3) методы стимулирования деятельности и поведения.

Выделение первой группы основано на принципе единства сознания и деятельности. Сознание как совокупность представлений о мире определяет поведение и одновременно формируется в нем. Вторая группа методов выделена на основе тезиса о формировании личности в деятельности. Третья группа отражает потребностно-мотивационный компонент деятельности: одобрение или порицание поступка формирует поведение.

Методы формирования сознания (методы убеждения) главным образом обращены к сознанию личности. Их функции:

Формирование знаний о морали, труде, общении и пр. в сознании воспитанников;

Формирование представлений, понятий, отношений, ценностей, взглядов;

Обобщение, анализ собственного опыта воспитанников;

Трансформация общественных ценностей, норм, установок в индивидуальные.

Основной инструмент, источник методов формирования сознания – слово, сообщение и обсуждение информации. Это не только слово воспитателя, но и суждения воспитанников. Слово авторитетного педагога бывает сильным методом воздействия на умы и чувства воспитанников, но это требует высокой культуры и профессионального мастерства. К этой группе методов относятся: беседа, лекция, рассказ, объяснение, диспут, пример, внушение.

Лекция, рассказ, объяснение – это монологические формы. В каждой из этих форм требуется информативность, доступность и эмоциональность, убедительность. Темы лекций: социальная жизнь, нравственные, эстетические проблемы, вопросы общения, самовоспитания, конфликты и пр.

Диалог, беседа и диспут – такие методы, где имеет место интеллектуальная и эмоциональная активность самих воспитанников. Воспитательная беседа состоит, как правило, из краткого вступления педагога и постановки вопросов для обсуждения, преимущественно проблемного характера. Для проведения диспута требуется сформулировать название, вопросы для обсуждения, выбрать ведущего (если это не педагог), ознакомить участников с правилами. Результатом обсуждения должно быть не обязательное согласие всех, а получение и осмысление информации, самостоятельное размышление и выбор.

Пример – рассказ, показ, обсуждение, анализ образца, литературного или жизненного факта, личности. Его функции – иллюстрация, конкретизация общих проблем, активизация собственной душевной работы воспитанников. Его действия основано на свойстве личности к подражанию, характер которого зависит от возраста.

Внушение (суггестия) – это воздействие на личность с помощью эмоциональных, иррациональных приемов при сниженной критичности личности, при известном доверии к внушающему. В воспитании внушение выражается в создании эмоционального фона для совместных переживаний с помощью музыки, поэзии и т.п. Используются так же элементы психологического тренинга для создания эмоционального состояния, способствующего изменению сознания.

В отечественной педагогике методы организации деятельности и формирования поведения являются ведущими в воспитании. Эта группа методов включает в себя приучение, педагогическое требование, упражнение, общественное мнение, воспитывающие ситуации.

Педагогическое требование понимается как предъявление к выполнению определенных норм поведения, правил, законов, традиций, принятых в обществе и в его группах. Требование может выражаться как совокупность норм общественного поведения, как реальная задача, как конкретное указание о выполнении какого-либо действия. По форме требования бывают прямые и косвенные. Прямые требования, имеют вид приказания, указания, инструкции, отличаются решительным тоном, особенно на начальном этапе воспитания. Косвенные требования представляются в виде просьбы, совета, намека, они апеллируют к переживаниям, мотивам, интересам воспитанников. В развитом коллективе предпочтительны косвенные требования.

Общественное мнение – это выражение группового требования. Оно используется в развитых коллективах при оценке поступков. Педагог должен формировать здоровое общественное мнение, стимулируя выступления воспитанников с оценкой их деятельности.

Приучение и упражнение способствует формированию устойчивых способов поведения, привычек. Приучение – это организация регулярного выполнения воспитанниками действий с целью их превращения в привычные формы поведения. Упражнение многократное повторение и совершенствование способов действий как устойчивой основы поведения. Упражнение упирается на приучение, тесно с ним связано и реализуется через приучение, выполнение роли в общей деятельности. Приучение и упражнение эффективны, если опираются на положительные мотивы деятельности и в свою очередь формируют их.

Воспитывающие ситуации – это обстоятельства затруднения, выбора, толчка к действию, они могут быть специально организованы педагогом. Их функция создать условия для сознательной активной деятельности, в которой проверяются сложившиеся и формируются новые нормы поведения, ценности. Это может быть ситуация конфликта в группе, выбора правильного решения и пр.

Сущность действия методов стимулирования поведения и деятельности состоит в побуждении к социально одобряемому поведению. Побудителем выступает поощрение (одобрение) и наказание (осуждение) поступка.

Психологической основой этих методов является переживание, самооценки воспитанника, осмысления поступка, вызванное оценкой педагога и/или товарищей. Человеку в группе свойственно ориентирование на признание, одобрение, поддержку своего поведения. На этом основана коррекция поведения воспитанников с помощью его оценки.

Поощрение – это выражение положительной оценки, одобрения, признания качеств, поступков, поведения воспитанника или группы. Оно вызывает чувство удовлетворения, уверенности в своих силах, положительную самооценку, стимулирует ученика к улучшению его поведения. Формы поощрения: похвала, благодарность, награждение. Методика поощрения рекомендует одобрять не только результат, но и мотив и способ деятельности, приучать ценить сам факт одобрения, а не его материальный вес.

Наказание – это выражение отрицательной оценки, осуждения действий и поступков, противоречащих нормам поведения. Педагогически грамотное применение наказания вызывает чувство стыда, неудовлетворенность, корректирует поведение ученика, дает ему возможность понять свою ошибку. Метод наказания требует обдуманных действий, анализа причин поступка и выбора такой формы, которая не унижает достоинство личности. Формы наказания разнообразны: замечание, предупреждение, беседа, вызов на педсовет, перевод в другой класс, школу, исключение из школы. Частным случаем наказания является метод естественных последствий: насорил – убери, нагрубил – извинись.

В качестве метода стимулирования может использоваться соревнование – метод основанный на тяге к игре, состязанию.

В целом методы этой группы рассматриваются как вспомогательные, в особенности наказание: надо так строить воспитание, чтобы была минимальная необходимость в репрессивных действиях.

Метод воспитания, будучи гибким и тонким инструментом прикосновения к личности не может быть ни хорош, ни плох. В основу воспитательного процесса кладутся не сами методы, а их система. Методы воспитания, при помощи которых достигаются ожидаемые результаты, оставаясь принципиально одинаковыми, бесконечно варьируются в зависимости от множества обстоятельств и условий протекания педагогического процесса. Выбор оптимальных методов воспитания подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание, принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

В педагогике несколько классификаций методов обучения, имеющих разные основания. Наиболее известна классификация методов обучения по источникам передачи и характеру восприятия учебного материала учащимися, согласно которой словесные, наглядные и практические методы обучения (С.И. Перовский, Е.Я. Голанд).

К словесным методам обучения относятся

- лекция (систематическое изложение материала);

- рассказ (сообщение знаний в виде повествования);

- беседа (подачи информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы);

- дискуссия (обсуждение проблемы в виде высказыванийучащихся, руководимые учителем.

К наглядным методам относятся:

- иллюстрация (показ и организация познавательной деятельности на основе экспонируемого объекта);

- демонстрация (показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерить их, обнаруживать их существенные свойства).

К практическим методам относятся следующие методы:

- упражнение (многократное выполнение учебных действий с целью отработки умений и навыков);

- лабораторная работа (проведение опытов, расчетов, экспериментов, позволяющих изучить процессы);

- практическая работа (выполнение заданий по обработке материалов, изготовления предметов, продуктов и пр.).

Эта «традиционная классификация» получила всестороннюю и обоснованную критику в работах М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера, которые, в свою очередь, предложили в соответствии с характером познавательной деятельности учащихся выделить такие методы как:

- объяснительно-иллюстративный (учитель сообщает знания, а ученик воспринимает, осознает, запоминает);

- репродуктивный (учитель организует формирование умений на основе знания, а ученик воспроизводит, повторяет, отрабатывает умения);

- проблемное изложение (учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, а ученик усваивает логику решения);

- частично-поисковый или эвристический (включает учеников в решение проблемы, поставленной учителем, на отдельных этапах);

- исследовательский (ученики под руководством учителя решают проблемы, организуют эксперимент и используют другие средства учебного поиска).

Некоторые дидакты (М.М. Левина, М.И. Махмутов, Т.И. Шамова и др.) предлагают бинарный подход к классификации методов обучения (методов преподавания и методов учения). Поскольку обучение двусторонний процесс, слагающийся из деятельности педагога и деятельности учащихся, то каждый из этих видов деятельности имеет свои цели, содержание и методы, которые взаимосвязаны: методам учителя соответствуют методы ученика, т.е. методы имеют бинарный характер.

Большинство дидактов, однако, описывают метод как систему единых действий учителя и ученика, направленных на решение определенных дидактических задач и целей. По дидактической цели выделяют:

Методы формирования новых знаний;

Методы закрепления знаний;

Методы контроля.

В последние годы наиболее плодотворным и перспективным оказался управленческий подход к разработке и классификации методов обучения. Наиболее характерной в этом плане является классификация методов по их месту в структуре обучения , предложенная Ю.К. Бабанским:

- методы организации и осуществления учебной деятельности (включая методы по названным выше классификациям);

- методы стимулирования и мотивации учения (например, дидактические игры);

- методы контроля и самоконтроля за учебной деятельностью (в том числе устного, письменного, лабораторно-практического контроля и самоконтроля).

В процессе реализации того или иного метода используются различные педагогические средства. Различают средства воспитания и средства обучения.

Средства воспитания – это относительные независимые источники формирования личности. К ним относятся конкретные мероприятия и формы воспитательной работы (вечера, собрания), виды деятельности (труд, игра, учение), предметы, вещи (игрушки, ЭВМ), произведения и явления духовной и материальной культуры (искусство, общественная жизнь), природа, учебные и учебно-воспитательные учреждения, общества и объединения, учреждения культуры и искусства, средства массовой информации, религиозные организации и т.п.

Под средствами воспитания понимаются способы организованного и неорганизованного воздействия, при помощи которых одни люди – воспитатели – воздействуют на других людей – воспитанников – с целью вырабатывать у них определенные психологические качества и формы поведения.

Средства воспитания классифицируют по различным основаниям.

1. По характеру воздействия на человека выделяют прямые и косвенные средства.

Прямые включают в себя непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, осуществляемый в прямом общении друг с другом.

Косвенные содержат воздействия, реализуемые с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом (чтение книг, ссылка на мнение авторитетного человека и др.);

2. По включенности сознания воспитателя и воспитуемого средства делятся на осознанные и неосознанные. В случае использования осознанных средств воспитательного воздействия воспитатель осознанно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает ее и принимает ее. При использовании неосознанных средств воздействия принятие воспитательных влияний воспитуемым происходит без сознательного контроля с его стороны, а так же без преднамеренного воздействия со стороны воспитывающего лица.

3. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства можно разделить на эмоциональные, когнитивные и поведенческие.

Когнитивные средства нацелены на систему знаний человека, на ее преобразование;

Эмоциональные – призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояния, облегчающие или затрудняющие принятие им воспитательных влияний;

Поведенческие – направлены на поступки человека.

Источники получения знаний и формирования умений называются средствами обучения. К ним относятся наглядные пособия, учебники, дидактические материалы, технические средства (ТСО), оборудование, станки, учебные кабинеты, лаборатории, ЭВМ, ТВ и другие средства массовой коммуникации. В качестве средств обучения могут выступать реальные объекты, производство, сооружения. Основные функции средств обучения – это информационная, дидактическая, контрастная. Выделяют две группы средств (по нарастанию возможности заменить действия учителя и автоматизировать действия ученика):

- простые средства :словесные (учебники и другие тексты), простые визуальные средства (реальные предметы, модели, картины и пр.);

- сложные средства : механические визуальные приборы (диаскоп, микроскоп, кодоскоп и пр.), аудиальные (проигрыватель, магнитофон, радио), адиовидуальный (звуковой фильм, ТV, видио), средства, автоматизирующие процесс обучения (лингвистические кабинеты, компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети).

Выбор средств обучения зависит от целей, содержания, методов и условий учебного процесса.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Что нужно, чтобы выбрать оптимальные методы воспитания?

2. Как соотносятся между собой различные методы воспитания?

3. Перечислите и охарактеризуйте методы стимулирования и особенности их применения в современных условиях.

4. Нужны ли в наше время в школах и вузах общественные и политические организации типа комсомола, пионерии, скаутов и т.п.?

Педагогическая наука устанавливает закономерности воспитания и на их основе формулирует принципы.

Закономерности воспитания – устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса воспитания.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека, которые отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности, определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

И.П. Подласый формулирует следующие основные требования , которые должны предъявляться к принципам воспитания:

Обязательность . Принципы воспитания это не совет, не рекомендация; они требуют обязательного и полного воплощения в практику. Грубое и систематическое нарушение принципов, игнорирование их требований не просто снижают эффективность воспитательного процесса, но и подрывают его основы. Воспитатель, нарушающий требования принципов, устраняется от руководства этим процессом, а за грубое и умышленное нарушение некоторых из них (например, принципов гуманизма, уважения к личности) может быть привлечен даже к судебному преследованию.

Комплексность . Принципы воспитания предполагают их одновременное, а не поочередное, изолированное применение на всех этапах воспитательного процесса; используются не в цепочке, а фронтально и все сразу.

Равнозначность . Принципы воспитания как общие фундаментальные положения равнозначны, среди них нет главных и второстепенных или таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить на завтра. Одинаковое внимание ко всем принципам предотвращает возможные нарушения воспитательного процесса.

В современной отечественной педагогике проблема принципов воспитания не имеет однозначного решения. Большое число принципов воспитания объясняется различным пониманием педагогами сущности воспитания, соотношения воспитания и обучения, а также идеологическими соображениями. Кроме того, принципы, на которые опирается воспитательный процесс, составляют систему. Существует и существовало много систем воспитания. И естественно, характер, отдельные требования принципов, а иногда и сами принципы не могут оставаться в них неизменными.



В настоящее время существует множество классификаций принципов воспитания. Если одни принципы в различных авторских классификациях повторяются, то есть, являются инвариантными, то другие – отличаются уникальностью и свойственны только для конкретной системы принципов. Приведем ряд классификаций принципов воспитания, которые присутствуют в педагогической литературе.

Классификация принципов воспитания В.А. Сластенина. В.А. Сластениным предложена самая развернутая классификация принципов воспитания, включающая в себя так называемые метапринципы (основополагающие принципы, основанные на выявленных закономерностях в воспитательном процессе) и частные принципы , которыми воспитатель руководствуются в повседневной педагогической деятельности.

Метапринципы воспитания

1. Принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Этот принцип В.А. Сластенин определяет как ведущий принцип в системе гуманистических метапринципов воспитания, так как он основывается на закономерности – чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему, обеспечивая внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Таким воспитание становится в том случае, если оно ориентировано на «зону ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому). Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

2. Принцип природосообразности воспитания . В основе этого принципа лежит закономерность, связанная с центрацией воспитания на развитие личности. Современная трактовка данного принципа исходит из того, что воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека, формировать у него ответственность за эволюцию ноосферы и самого себя. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека и индивидуальной помощи ему.

3. Принцип культуросообразности воспитания . Данный принцип основывается на следующей закономерности воспитания – развитие личности в гармонии с общечеловеческой культурой зависит от ценностных оснований воспитания. Современная трактовка принципа культуросообразности предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Цели, содержание, методы воспитания культуросообразны в том случае, если учитывают исторически сложившиеся в конкретном социуме традиции и стиль социализации.

4. Принцип деятельностного подхода . Культура реализует свою функцию развития личности только в том случае, если она активизирует, побуждает ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой и профессиональной культурой. Деятельность личности как раз и является тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития.

5. Принцип личностного подхода . Процесс общего, социально-нравственного и профессионального развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом воспитания. Данная закономерность обусловливает единство в реализации деятельностного и личностного подходов. Основанный на этой закономерности принцип требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Личностный подход предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей. Это связано с их готовностью воспринимать каждого человека как заведомо интересного, признавать за ним право на непохожесть на других. Подход же к человеку как к средству – это или непризнание, или осуждение, или стремление изменить его индивидуальность.

6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия . Этот принцип требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в процесс педагогического взаимодействия личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, соответствующих им действий и поступков).

7. Принцип полисубъектного (диалогического) подхода . Данный принцип обусловлен тем, что только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия возможно гармоничное развитие личности.

8. Принцип индивидуально-творческого подхода основывается на следующей закономерности – саморазвитие личности зависит от степени индивидуализации и творческой направленности воспитательного процесса. Он предполагает непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Это дает возможность учащемуся испытать радость от осознания собственного роста и развития, от достижения собственных целей. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

9. Принцип профессионально-этической взаимоответственности . Он обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества неизбежно предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует такого уровня внутренне детерминированной активности личности, при котором и педагоги, и учащиеся не идут на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, могут творить сами эти обстоятельства, вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

Частные принципы воспитания

1. Принцип обучения и воспитания детей в коллективе . Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. Только в коллективе и с его помощью воспитываются и развиваются чувство ответственности, коллективизма, товарищеская взаимопомощь и другие ценные качества. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки, навыки руководства и подчинения. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

2. Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой . Необходимость связи педагогического процесса с производственной практикой обусловлена тем, что практика является источником познавательной деятельности, единственным объективно правильным критерием истины и областью приложения результатов познания и других видов деятельности. Изучение теории должно опираться на имеющийся у воспитанников опыт.

3. Принцип соединения обучения и воспитания с трудом на общую пользу . Этот принцип, тесно связан с предыдущим. Труд создает материальную основу для развития задатков и способностей, для формирования мировоззрения и морального облика личности. Участие в коллективном труде обеспечивает накопление опыта общественного поведения и формирование социально ценных личностно-деловых качеств. Однако как подчеркивал А.С. Макаренко, труд сам по себе, не сопровождаемый напряжением, общественной и коллективной заботой, является маловлиятельным фактором в деле воспитания новых мотиваций поведения. Воспитывают социальное и интеллектуальное содержание труда, его включенность в систему общественно значимых отношений, организация и нравственная направленность.

4. Принцип эстетизации детской жизни . Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

5. Принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников . Педагогическое управление призвано поддерживать полезные начинания детей, учить их выполнению тех или иных видов работ, давать советы, поощрять инициативу и творчество. От него зависят развитие детской самостоятельности и самовоспитание детей. На определенном возрастном этапе воспитанник в полной мере начинает проявлять себя как субъект деятельности, в том числе по совершенствованию себя как личности. Необходимым условием развития инициативы и самостоятельности школьников является развитие самоуправления.

6. Принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему . Требовательность является своеобразной мерой уважения к личности ребенка. Эти две стороны взаимосвязаны как сущность и явление. Их единство полно и емко выразил А.С. Макаренко: «как можно больше требований к человеку, но вместе с тем и как можно больше уважения к нему». Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности. Педагогический гуманизм выражается в том, что принципиальная твердая требовательность обращена одинаково ко всем учащимся. Это, однако, не противоречит тому, что в практической работе педагоги-мастера делают требовательность гибкой, индивидуализированной.

7. Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности . Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Если ученик овладевает новыми формами поведения и деятельности, добивается ощутимого успеха в работе над собой, переживает радость, внутреннее удовлетворение, в нем укрепляется уверенность в своих силах, стремление к дальнейшему росту. Эти положительные эмоциональные переживания усиливаются, если успехи в развитии и поведении школьника замечают и отмечают учителя, товарищи, коллектив сверстников. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А.С. Макаренко: «к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться».

8. Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности . Ничто так не вредит воспитанию, как случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, разнобой и несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью.

9. Принцип увлечения перспективами, создания ситуаций ожидания завтрашней радости . Осознание ребенком своего успеха в каком-то одном деле и ожидание перспектив его развития является мощным источником нравственного достоинства, моральной стойкости в преодолении трудностей и в других делах. Ту сферу деятельности, в которой воспитанник наиболее ярко проявляет себя, надо умело использовать для его духовного подъема. Задача педагога – помочь каждому школьнику наметить личные близкие, средние и далекие перспективы личностного роста и соотнести их с перспективами развития коллектива, общества.

10. Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий . Педагогика, по утверждению А.С. Макаренко, есть педагогика не прямого, а параллельного действия. Сущность и проявления прямого педагогического воздействия очевидны, в то время как параллельное действие наглядно не представлено. Сущность же его в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу или коллектив в целом, педагог искусно превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом воспитателя интересует как будто бы только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для прикосновения к каждой отдельной личности. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот.

Классификация принципов воспитания П.И. Пидкасистого.

1. Принцип ориентация на ценностные отношения – постоянство профессионального внимания педагога на формирующиеся отношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте. Условием реализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педагога.

2. Принцип субъектности – педагог максимально содействует развитию способности ребенка осознавать свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмысленный выбор жизненных решений. Принцип субъектности исключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает совместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе... будет Другим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?».

3. Принцип согласованности социальных норм, правил жизни и автономности неповторимой личности каждого ребенка . Этот принцип гласит – принятие ребенка как данность, признание за ребенком права на существование его таким, каков он есть, уважение его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, способностей, уважения к его личности. Границы принятия данности существуют: они отражены в двух «Нельзя» «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не развивать себя» – эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания, считает П.И. Пидкасистый, придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философическую, диалогическую и этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из названных принципов современного воспитания в оторванности от других невозможна.

Классификация принципов воспитания И.П. Подласого.

1. Общественная направленность воспитания . Воспитание ориентировано на поддержку и упрочение государственного строя, его институтов, органов власти, формирование гражданских и социальных качеств на основе принятых и действующих в государстве идеологии, конституции, законов. Однако стоит помнить, что школа призвана удовлетворять образовательные запросы государства в той же мере, как общества и личности. Нарушение этого взаимодействия приводит к застою школы.

2. Связь воспитания с жизнью, трудом . Школа жизни – лучшая школа воспитания. Поэтому принцип связи воспитания с жизнью стал одним из основополагающих в подавляющем большинстве воспитательных систем. Он требует от воспитателей активной деятельности в двух главных направлениях: широкого и оперативного ознакомления воспитанников с общественной и трудовой жизнью людей, происходящими в ней переменами; привлечения воспитанников к реальным жизненным отношениям, различным видам общественно полезной деятельности.

3. Опора на положительное в воспитании . Требования этого принципа просты: педагог обязан выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и сочетания. Основа этого принципа – известное философское положение о «противоречивости» человеческой природы. В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) могут легко уживаться и мирно сосуществовать с отрицательными (неумение держать слово, лживость, лень и т.п.). Сплошь «отрицательных», как и стопроцентно «положительных» людей, не бывает. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, – это и есть задача воспитания.

4. Единство воспитательных воздействий . Этот принцип называют также принципом координации усилий школы, семьи и общественности. Он требует, чтобы все лица, организации, общественные институты, причастные к воспитанию, действовали сообща, предъявляли воспитанникам согласованные требования, помогали друг другу, дополняя и усиливая педагогическое воздействие. Если такое единство и координация усилий не достигаются, то участники воспитательного процесса уподобляются крыловским персонажам – Раку, Лебедю и Щуке, которые тянули воз в разные стороны. Воспитанник при этом испытывает огромные нервные перегрузки, так как не знает, кому верить, за кем идти, не может определить и выбрать среди авторитетных для него влияний правильные. Освободить его от этой перегрузки, сложить действие всех сил, увеличивая тем самым влияние на личность, и требует принцип единства воспитательных воздействий.

Кроме того, И.П. Подласый отмечает, что «в систему нередко включают также принципы гуманизации , личностный (индивидуальный) подход , национальный характер воспитания и другие положения. Следует заметить, что гуманизация воспитания, личностно ориентированный подход рассматриваются большинством педагогов как общие условия эффективного современного воспитания. А на принцип национального воспитания в таком многонациональном государстве, как Россия, существуют противоречивые взгляды».

Вопросы для самопроверки

1. Что такое «внешние противоречия воспитания»? Объясните в чем, на Ваш взгляд, проявляются противоречия между:

– семьей и школой;

– словом и делом;

– требованием педагога и нежеланием ребенка;

– требованием педагога и несформированностью у ребенка выполнять требование;

– требованием педагога и отсутствием у ребенка необходимым навыков для самовоспитания.

2. Какие из внешних противоречий воспитания Вы считаете наиболее сложно разрешаемыми?

3. Что такое «внутренние противоречия воспитания»? Приведите пример противоречия между целями, которые ставит перед собой личность, и способами их достижения.

4. Как определяется цель воспитания в педагогике?

5. Какие факторы влияют на формирование общих целей воспитания? Охарактеризуйте каждый из них.

6. Каким образом выделяется индивидуальная цель воспитания?

7. Каковы основные задачи воспитания?

8. Что такое «функция воспитания»? В чем заключается содержание следующих функций воспитания: культурно-созидательной, гуманистической и функции социализации и социальной адаптации?

9. В чем отличие между понятиями закономерности и принципы воспитания?

10. Какие требования предъявляются к принципам воспитания?

11. Почему, на Ваш взгляд, в педагогики существует так много классификаций принципов воспитания?

12. Назовите основные метапринципы и частные принципы воспитания, которые предлагает В.А. Сластенин.

13. Охарактеризуйте содержание следующих принципов воспитания:

– принцип непрерывного общего и профессионального развития личности;

– принцип природосообразности воспитания;

– принцип культуросообразности воспитания;

– принцип персонализации педагогического взаимодействия;

– принцип профессионально-этической взаимоответственности;

– принцип обучения и воспитания детей в коллективе;

– принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников;

– принцип уважения к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

– принцип опоры на положительное в человеке.

14. Каковы принципиальные отличия классификации принципов воспитания В.А. Сластенина от классификаций И.П. Подласого и П.И. Пидкасистого?

Основная:

1. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. М.: Педагогическое общество России, 1998.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: учеб. пособие для вузов. М.: ВЛАДОС-пресс, 2004.

3. Седова Л.Н., Толстолуцких Н.П. Теория и методика воспитания: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2006.

4. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2002.

Дополнительная:

1. Макаренко А.С. Педагогическая поэма. М.: Педагогика, 1981.

2. Педагогика: Учебник / Л.П. Крившенко, М.Е. Вайндорф-Сысоева и др.; Под ред. Л.П. Крившенко. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

3. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002.

4. Психология. Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М. Политиздат, 1990.

5. Сидоров С.В. Теоретическая педагогика. Электронное учебно-методическое пособие для бакалавров [электронный ресурс] // URL: http://si-sv.com/Posobiya/teor-pedag/Tema_5.htm.

Воспитание есть одна из основных педагогических категорий. Она тесно взаимосвязана с другими педагогическими категориями и имеет достаточно сложную структуру. Процесс воспитания основан на принципах, которые необходимо знать любому педагогу. Принципы воспитания – это определенная система требований к процессу воспитания, их много и каждый педагог вправе пользоваться лишь некоторыми из них. На выборе педагога, на том, каких принципов воспитания он будет придерживаться, основан научно-педагогический процесс.

Как правило, принципы воспитания вначале формулируются в виде педагогической теории или концепции, и проверяются на адекватность в ходе проведения педагогического эксперимента или непосредственно на практике. В связи с тем, что с течением времени в обществе происходят самые различные изменения, педагогической науке постоянно требуется обновление принципов воспитания .

История вопроса

В советский период главными были принципы воспитания, связанные с теорией построения коммунизма, создания коммунистического общества. Суть их главным образом состояла в сочетании руководства педагогов и самостоятельной деятельности учащихся, а также в сочетании уважения и требовательности к личности. Этой эпохе свойственен строгий, подчас тоталитарный, контроль старшего поколения над формированием младшего.

Настоящее время представляет собой эпоху развития гуманистической педагогики . Предпосылки для ее развития существовали в России с самых древних времен и вплоть до 19 века, а потом и в начале 20 века. Это были теории и научные работы отечественных и зарубежных педагогов. Важную роль в становлении гуманистической педагогики в России сыграли концепция педоцентризма Дж. Дьюи, В. Лая и М. Монтессори , Вальфдорская педагогика , автором которой является Р. Штайнер , и некоторые другие.

Наибольшую поддержку гуманистическая педагогика получила через гуманистическую психологию К. Роджерса , которая была основана на безусловной любви к ребенку, принятии его таким, какой он есть, психолого-педагогической поддержке и прочем. Кроме того, на окончательное обращение отечественного воспитания к гуманистической педагогике повлияли развитие демократии и изданные ООН «Конвенция о правах ребенка» и «Декларация о правах человека» .

Основные принципы гуманистического воспитания

Принципы воспитания

Рассмотрим самые основные принципы гуманистического воспитания . В различной научно-педагогической литературе могут встречаться их различные вариации. Во-первых, по концепции гуманистической педагогики , воспитание должно быть направлено на развитие творческой индивидуальности и личности. Объектом воспитания является человек и его способности. От педагога требуется не просто изложить ученикам материал, но и поработать с каждым из них индивидуально, опираясь на особенности каждого из них. Во-вторых, процесс воспитания должен проходить в соответствии с особенностями окружающей культуры и позволять воспитуемым усвоить эти культурные особенности, поскольку человек сможет адаптироваться в социуме лишь при условии знания его культурных ценностей.

В-третьих, главным фактором успешного воспитания является активная развивающая самостоятельная деятельность детей. В интересах педагога побудить воспитанника к самостоятельной деятельности. Если ученик сам будет стремиться к получению знаний, то педагогический процесс будет идти намного легче и интереснее. Четвертый принцип воспитания – это связанность воспитания с трудом, обществом и личным опытом воспитанника. Этот принцип связан с адаптацией воспитанников к взрослой жизни, расширением их опыта и научением их использовать свои теоретические знания на практике. Пятый принцип воспитания состоит в обязательном пребывании в коллективе в процессе воспитания, участии в его деятельности и участии самого коллектива в формировании личности каждого из воспитуемых. Этот принцип также направлен на адаптацию воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, коллектив – это очень мощное педагогическое средство.

Шестой принцип воспитания подразумевает выделение только положительных сторон воспитанника и построение воспитательного процесса исходя из них. Акцентируя внимание на положительных качествах ученика, педагог побуждает его развивать их и подавлять отрицательные качества. Однако этот принцип отнюдь не состоит лишь в восхвалении. Он должен сочетать в себе одновременно уважение к личности учащегося и требовательность к ней. И последний принцип заключается в сочетании активной самостоятельной деятельности учащихся с руководством педагога. Конечно же, педагог должен направлять деятельность своих воспитанников. Но при этом ни в коем случае не подавлять их инициативу, потому что подавление активности неминуемо остановит развитие личностей учащихся.

Обобщая все вышесказанное в единую мысль, получим следующую картину: воспитание обязательно должно стремиться к развитию личности воспитанников основываясь на их индивидуальных и возрастных особенностях в процессе освоения культуры. Концепция воспитания, которой руководствуется педагог при построении педагогического процесса, кроме ряда вышеуказанных факторов определяется также и волей самого педагога или педагогического сообщества.

Принципы воспитания – основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека. Они отражают идеологию общества, уровень его экономического развития и, в связи с этим, его требования к воспроизводству конкретного типа личности. Поэтому принципы воспитания определяют: его стратегию и цели, содержание, методы, стиль взаимодействия субъектов воспитания.

Общие принципы воспитания : принцип гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, принцип незавершимости.

Принципы социального воспитания : принцип вариативности, коллективности, центрации на развитии личности, диалогичности.

Дадим краткую характеристику каждому из общих принципов воспитания.

Принцип гуманистической направленности предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития; стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений.

Данный принцип существенно влияет на все аспекты социализации и обеспечивает: успешное освоение позитивных норм и ценностей; эффективную самореализацию воспитанника как субъекта социализации; баланс между адаптированностью в обществе и обособлением в нем; развитие рефлексии и саморегуляции; формирование чувства собственного достоинства; ответственности и пр.

Принцип природосообразности предполагает, что воспитание должно быть основано: на безусловном приоритете общих законов развития природы; научном понимании взаимосвязи естественных и социальных процессов; на учете пола и возраста. Целями же воспитания должны стать формирование ответственности за самого себя, за состояние и дальнейшую эволюцию биосферы. Для этого культивируются определенные этические установки по отношению к биосфере, планете, а также обращается внимание на формирование природоохранного и ресурсосберегающего мышления и поведения.

Принцип культуросообразности в современной трактовке предполагает, что воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с общечеловеческими ценностями и нормами национальных культур и особенностями, присущими населению тех или иных регионов. Воспитание по принципу культуросообразности имеет целью приобщение человека к различным пластам культуры его собственного этноса и мира в целом, выработку разнообразных способов адаптации к изменениям, которые происходят в нем самом и в окружающем мире, и умений находить способы минимизации отрицательных последствий инноваций. Проблемой реализации этого принципа является несовпадение, а иногда и существенное расхождение общечеловеческих ценностей культуры и ценностей конкретных этносов. Поэтому условием эффективности воспитания по принципу культуросообразности является нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур.

Принцип незавершимости воспитания вытекает из мобильного характера социализации, которая свидетельствует о незавершимости развития личности на каждом возрастном этапе. Каждый возрастной этап развития человека является самостоятельной индивидуальной и социальной ценностью (а не только и не столько этапом подготовки к дальнейшей жизни). В каждом человеке есть что-то незавершенное, ибо, находясь в диалогических взаимоотношениях с миром и с самим собой, он всегда сохраняет потенциальную возможность изменения и самоизменения. Соответственно, воспитание необходимо строить так, чтобы на каждом возрастном этапе каждый человек имел возможность заново познать себя и других, реализовать свои возможности.

Теперь рассмотрим более подробно принципы социального воспитания.

Принцип вариативности социального воспитания определяется многообразием и мобильностью интересов личности и общества.

Для реализации этого принципа создаются многообразные типы и виды воспитательных организаций, цели и программы деятельности которых, основываясь на общечеловеческих ценностях, учитывают этнические особенности и местные условия. Так создаются новые возможности для реализации личностного, возрастного, дифференцированного и индивидуального подходов.

Принцип коллективности предполагает, что социальное воспитание осуществляется в коллективах (малых группах) различного типа: это дает человеку опыт адаптации и обособления в обществе. Процессы адаптации и обособления предполагают накопление опыта жизни в обществе, а также создание оптимальных условий для позитивного направления процессов самопознания, самоопределения, самореализации и самоутверждения.

Принцип диалогичности выражается в тенденции рассматривать воспитание как субъект-субъектный процесс. Данный принцип предполагает, что духовно-ценностная ориентация человека и его развитие осуществляются в процессе взаимодействия воспитателей и воспитуемых. Содержанием этого процесса является обмен ценностями (интеллектуальными, эмоциональными, моральными, экспрессивными, социальными и др.), а также совместное продуцирование ценностей в быту и жизнедеятельности воспитательных организаций. Диалогичность воспитания предполагает сохранение иерархии, которая обусловлена различиями в возрасте, жизненном опыте, социальных ролях, но требует соблюдения правил коммуникативной культуры.

Принципы воспитания имеют следующие особенности. Во-первых, они обязательны и требуют полного и обязательного воплощения на практике. Во-вторых, принципы воспитания предполагают комплексное, т.е. одновременное, а не поочередное и изолированное их применение на всех этапах воспитательного процесса. В-третьих, все принципы воспитания равнозначны.

Рассмотрим взгляды некоторых ученых-педагогов на принципы воспитания.

Так, В.Г. Крысько выделяет такие принципы, как индивидуальный и дифференцированный подход в воспитании; воспитание в группе и через коллектив; воспитание в процессе деятельности; сочетание высокой требовательности к воспитанникам с уважением их личного достоинства и заботой о них; опора на положительное в личности и группе; единство согласованности, преемственности в воспитании.

В.С. Селиванов к принципам воспитания относит целенаправленность, научность, доступность, индивидуальность, связь с жизнью, систематичность, активность, прочность, наглядность.

П.И. Пидкасистый к принципам воспитания относит ориентацию на ценности и ценностные отношения, принцип субъектности и принцип целостности.

В целом к принципам организации педагогического процесса относятся: принцип гуманистической направленности; принцип связи с жизнью и производственной практикой; соединение обучения и воспитания с трудом на общую пользу; принцип научности; ориентированность педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения; принцип обучения и воспитания детей в коллективе; преемственности, последовательности и систематичности; наглядности; эстетизации всей детской жизни, прежде всего обучения и воспитания.

В педагогической науке, кроме того, выделяют принципы управления деятельностью воспитанников : принцип сочетания педагогического управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников; сознательности и активности учащихся в целостном педагогическом процессе; уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему; опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности; согласованности требований школы, семьи, общественности; сочетания прямых и параллельных педагогических действий; доступности и посильности; учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников при организации их деятельности; принципы прочности и действенности результатов образования, воспитания и развития.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх