Периоды жизни новорожденного. Период новорожденности: особенности и характеристика

В нашей статье мы поговорим о том, как проходит период новорожденности. Данное время требует особого ухода и обращения с малышом. Развитие ребенка в этот период играет важную роль. Кроме того, родители должны знать некоторые интересные и важные факты о новорожденных. Ведь недавно появившийся на свет человек ведет себя не так, как взрослый. Но он значительно отличается и от ребенка, который перешагнул черту новорожденности.

Так на что обратить внимание в первое время? Чем характеризуется развитие малыша? С какой важной информацией должен ознакомиться каждый родитель? Ответы на все эти вопросы будут обнаружены далее. В действительности, все предложенные вниманию факты и советы пригодятся каждой новоиспеченной матери.

Продолжительность

Первое, что предстоит выяснить, - это сколько длится период новорожденности. Вопрос довольно трудный. Ведь медики до сих пор не могут точно сказать, до какого момента малыш считается таковым.

Принято полагать, что изучаемый период - это первые недели жизни ребенка. Если точнее, то продолжается он около 30 дней. Именно такого мнения придерживаются многие педиатры и акушеры. Но некоторые считают, что ребенок является новорожденным до тех пор, пока его мать имеет статус родильницы.

Соответственно, период новорожденности - это первый месяц жизни малыша. Важно понимать, что в это время он приспосабливается к жизни, и ему нужен особый уход. Кроме того, некоторые явления новорожденности могут напугать новоиспеченных родителей. Чем именно? О чем необходимо знать каждому родителю?

Краткая характеристика

Теперь немного подробнее о том, что предстоит перенести недавно появившемуся на свет малышу. Развитие ребенка в период новорожденности связано с его приспосабливанием к самостоятельной жизни. То есть за пределами материнского тела.

Начинается это в момент прекращения циркуляции крови в пуповине. Иначе говоря, после того как ребенок родится, пуповину перережут, закроется овальное предсердие и малыш начнет дышать самостоятельно. Нередко новорожденного хлопают по попке, чтобы он впервые закричал. Это и есть первое приспосабливание к самостоятельной внеутробной жизни.

В организме постоянно происходят те или иные изменения. Например, период новорожденности всегда сопровождается заживлением пупочной ранки, а также набором веса. В первые дни жизни малыш обычно скидывает несколько граммов, но после некоторого времени вес восстанавливается.

Важно понимать, что у новорожденных еще не полностью сформировались некоторые системы органов. Например, кожа малышей крайне чувствительная, нежная. Кроме того, у ребенка снижен иммунитет, и он может легко заболеть.

Стул

Чем еще выделяется новорожденность? Характеристика периода обычно подчеркивает образование особого стула у недавно родившихся детей. Как правило, в первые дни после родов ребенок ходит в туалет темной каловой массой. Обычно она имеет черный оттенок. Это нормальное явление, которое не должно пугать маму.

Дело в том, что в период новорожденности у детей устанавливается так называемый "грудной стул". Изначально он черный, со временем каловая масса меняет окраску. В идеале она должна быть желтого цвета. Стул новорожденного жидкий.

Черные каловые массы, как правило, сохраняются во время новорожденности ребенка. Поэтому не нужно пугаться, что они не стали желтыми после выписки из роддома - это произойдет постепенно. Что касается привычного нам стула, то он появится приблизительно к году, когда ребенок начнет есть не только грудное молоко, но и взрослую пищу.

Частота стула у ребенка разная. В первое время после родов малыш ходит в туалет крайне часто. Это тоже нормальное явление. ЖКТ новорожденного формируется на протяжении года. Именно к этому моменту частота стула более-менее устанавливается. Поэтому в роддоме и в первые дни дома придется использовать много пеленок или подгузников. Они должны меняться после каждого опорожнения.

Одежда

Как уже было сказано, период новорожденности характеризуется сниженным иммунитетом у ребенка и повышенной чувствительностью кожи. Раньше для надежной защиты всегда использовались пеленки. Малыша крепко пеленали. Так он был в безопасности, у него не было возможности поцарапать себя собственными ногтями.

Тем не менее с развитием общества на смену пеленкам пришла детская одежда. Сегодня новорожденных одевают в боди, распашонки или ползунки. В некоторых роддомах разрешается приучать ребенка к одежде с первых дней. Это не совсем удобно, учитывая частоту смены подгузников/пеленок.

На прогулку новорожденных необходимо одевать как можно теплее, но без излишеств. Как правило, малышу надевают комбинезон, шапочку, царапки. После этого грудничка помещают в теплый конверт. Последний атрибут, как правило, еще долго присутствует в качестве элемента защиты кожи ребенка. Главное, чтобы малышу не было холодно. Переохлаждение может вызвать болезнь.

Желтуха

Нередко в роддоме у ребенка возникает желтоватый оттенок кожи. Это явление пугает неопытных мам. Нормально ли, что кожа здорового ребенка меняет свой цвет?

Не совсем. Дело в том, что это явный признак желтухи периода новорожденности. Она появляется у большинства недавно родившихся малышей. Врачи подчеркивают, что это явление связано с уязвимостью крохи.

Пугаться ли желтушки новорожденных? Нет. Это не общепринятая желтуха, которая несет в себе опасность. Детская желтушка лечится без особого труда. Обычно детей помещают под специальную ультрафиолетовую лампу на несколько часов. В зависимости от степени желтизны кожи малыша меняется и количество подобных процедур.

Основные проблемы

Проблемы периода новорожденности встречаются разные. В основном они отмечаются у неопытных мам. Ведь дети, появившиеся на свет, сами знают, как им развиваться. А вот новоиспеченные родители не в курсе ухода за ребенком.

Чаще всего проблемами изучаемого периода являются следующие особенности:

  • установление режима дня грудничка;
  • кормление новорожденного;
  • ежедневный уход;
  • смена подгузников/пеленок;
  • детские инфекции.

Ни для кого не секрет, что маленькие дети легко приспосабливаются к тем или иным условиям. Поэтому установление режима дня в первый месяц жизни играет важную роль. Родители могут сами "продиктовать" график жизни крохи. Главное, не нарушать его после установления.

О кормлении

Главное, что нужно для новорожденного ребенка, - налаженное грудное кормление. У роженицы появляется молоко в первые дни после родов. До этого момента грудничок питается молозивом. Его, как правило, достаточно. В некоторых роддомах предлагают докармливание смесью. В идеале лучше не пользоваться данной возможностью - у мамы должно "прийти" молоко для дальнейшего кормления ребенка.

Некоторые предпочитают приучать малышей с первых дней к соскам и бутылочкам. Подобное решение не всегда хорошо сказывается на ребенке - он может разучиться правильно захватывать грудь во время сосания, что приведет к коликам из-за попавшего в желудок воздуха.

Грудное молоко - лучшая пища для грудничка. Оно хорошо усваивается. Кроме того, ребенок укрепляет иммунитет при помощи материнского молока. Если мать заболела, грудничку передаются антитела, защищающие его от инфекций.

Уход за глазами

Многие интересуются, как видят новорожденные. Дело в том, что картинка перед глазами ребенка расплывается. В первое время после родов малыш видит все нечетко. Люди вокруг крохи - это лишь темные пятна, которые со временем начинают приобретать четкие очертания.

Органы зрения у малышей крайне чувствительные, как и кожа. Поэтому они требуют ежедневного ухода. О чем идет речь?

Необходимо каждое утро промывать глаза грудничку. Делается это при помощи кипяченой воды и ватного диска. Он смачивается, после чего совершается протирание в направлении от наружного угла глаза к внутреннему. Иногда для подобной процедуры используется раствор фурацилина.

Зрение детей важно оберегать с первых дней. Нельзя позволять смотреть ему на яркий свет и солнце, аккуратно работать со вспышкой, пытаясь сфотографировать малыша. Резкие изменения света тоже необходимо исключить.

Купание и подмывание

Уход за новорожденным требует особого внимания родителей. Среди ежедневных процедур должно числиться подмывание и купание. Первые подобные процессы проводятся еще в роддоме.

Подмывают детей под проточной водой. Делается это после каждого испражнения. В ванне или тазике подмывать детей не рекомендуется. Связано это с тем, что детские мочеполовые пути в таком случае могут быть поражены инфекцией.

Девочек правильно подмывают рукой в направлении спереди назад. Делается это под теплой струей воды. Сушить кожу необходимо на пеленальном столике. Остатки воды промакивают чистой пеленкой или специальным детским полотенцем. Складочки протираются ватными тампонами, смоченными в растительном масле/детском креме.

Купание - это процесс, который обязателен для всех людей. Рекомендуется купать малышей утром и перед сном, вечером. В ванночку разрешается набирать кипяченую воду, не слишком горячую. Проверять температуру можно локтем. В первое время разрешается добавлять немного марганцовки в целях дезинфицирования. Купание в период новорожденности не должно быть слишком долгим. Достаточно 10-15 минут.

Ушки и носик

Органы зрения являются не единственными важными для человека. Что нужно для новорожденного ребенка? Важно еженедельно проводить уход за его ушами и носом.

Отмечается, что нос крохи в первое время очень восприимчив к запахам. Он легко поражается сигаретным дымом. Кроме того, засорение носа тоже нельзя исключить. Поэтому его придется чистить. Как именно?

Придется сделать жгутик из ваты, смочить его вазелином или растительным маслом, ввести вращательным движением в носик (не больше чем на 1 сантиметр). Для каждой ноздри придется использовать разные жгуты. Воздух в комнате рекомендуется увлажнять и очищать.

А вот уход за ушками ребенка не требует особых действий. Это наиболее простое занятие. Чистка детских ушек в первые годы жизни - это только уход за ушной раковиной. В слуховые пути нельзя вводить сторонние предметы вроде ватных палочек. Ими нужно счищать серу только с ушных раковин. Рекомендуется использование ватных палочек со специальными ограничителями - они не позволяют проникнуть глубоко в ушки ребенка.

Ногти

Ранний период новорожденности является временем, когда малыш активно развивается. Многие дети рождаются с длинными ногтями. Кроме того, они активно растут в первое время после рождения. Ногти острые и жесткие, малыш может легко поцарапаться. Уход за новорожденным - это еще и обеспечение его безопасности.

Отросшие ноготочки необходимо обрезать. В противном случае они будут загибаться, ломаться и снова отрастать. Но очень коротко стричь ногти новорожденному нельзя - это причинит ему боль. Кроме того, во время процедуры необходимо аккуратно надавить на подушечку пальцев, чтобы не задеть кожу.

Лучше всего стричь ногти малышу в период сна. Тогда ребенок расслаблен, и можно без проблем воплотить задумку в жизнь.

Пупочная ранка

Особенности периода новорожденности и ухода за малышом почти полностью изучены. Каждый родитель должен понимать, что в первое время после выписки из роддома придется обрабатывать пупочную ранку. Она должна зажить.

Как правило, дети выписываются со специальным зажимом у пупка. Снимать его не нужно. Зажим сам отпадет через несколько дней. А вот обрабатывать детский пупок придется ежедневно. Особенно в первый месяц, пока образовавшаяся после обрезания пуповины ранка не зажила.

Обычно обработка сводится к тому, что на пупок нужно капнуть перекисью водорода, а когда жидкость перестанет шипеть, удалить ее при помощи ватного диска. Дальше пупок смазывается зеленкой. Подобный туалет должен войти в привычку у новоиспеченных родителей.

Особенности

Из сказанного можно сделать вывод, что ранний период новорожденности - это первая неделя жизни малыша. Все остальное время (3 недели) является обычным периодом новорожденности. Подобный отрезок имеет огромное количество особенностей и нюансов. В это время приходится приспосабливаться к жизни с крохой. Уход за ним будет играть важную роль для формирования привычек, распорядка дня, кормления и здоровья в целом.

Выделяют следующие особенности периода новорожденности:

  • незрелость органов;
  • отсутствие зрелости нервной системы;
  • изменения морфологического, биохимического и функционального типа;
  • сильная подверженность воздействию внешних факторов;
  • сниженный иммунитет;
  • практически все время малыш спит;
  • развиваются условные рефлексы.

Мы говорили о том, как видят новорожденные, но даже несмотря на расплывчатое зрение в первые дни, малыш сможет отличить маму от чужого человека. Это нормальное явление.

Вся любовь, ласка и забота о новорожденном проявляется в удовлетворении его базовых потребностей. И связано это с тем, что подобное поведение помогает уязвимому человеку выжить.

Итоги

Отныне понятно, как происходит развитие ребенка в период новорожденности. На самом деле все не так трудно и страшно, как кажется. Малыши уязвимы, но при правильном уходе за ними можно помочь обрести им здоровье и сильный иммунитет.

Все перечисленные правила и советы действительно помогают родителям. О правильном уходе в период новорожденности должны сообщить маме при выписке. Самое важное, что нужно для крохи в это время, внимание и забота от мамы!

(Слайд 6: новорожденный на весах) Доношенным ребенок считается, если он рождается в 38-42 недели беременности, весит не менее 2,5 кг и его рост не меньше 45 см. Вес мозга новорожденного ребенка весит в 4-5 раз меньше мозга взрослого человека (Слайд 7: признаки доношенности)

Признаками доношенности ребенка являются: розовый цвет кожных покровов, волосяной покров располагается только на голове и плечиках, ногтевое ложе полностью заполнено ногтем, хорошо развитые безусловные рефлексы, т.к. ребенок рождается с определенной готовностью нервной системы приспосабливать организм к внешним условиям. В первые дни у ребенка можно отметить группу функциональных рефлексов, необходимых для выживания.

(Слайд 8: врожденные рефлексы)

* защитный - если новорожденного положить на живот, то он рефлекторно поворачивает голову в сторону;

* зрачковый - при резком увеличение света зрачок сужается;

* мигательный - при мерцании света или дуновении воздуха малыш прищуривается или закрывает глаза;

* сосательный - при раздражении полости рта ребенок начинает сосать;

* поисковый - при прикосновении к щеке малыш поворачивает голову в сторону раздражителя и с открытым ртом ищет грудь.

(Слайд 9: медсестра заворачивает новорожденного). Именно эти жизненно важные врожденные реакции ребенка помогают ему приспособиться к новым условиям существования. Если какие-либо из этих врожденных реакций отсутствуют, то врач может заподозрить отклонения в работе нервной системы, что в свою очередь может привести к отклонению в психическом развитии

Слух к моменту рождения хорошо развит, но малыш не дифференцирует звуки и первые две недели может не слышать из-за того, что ушная раковина наполнена околоплодной жидкостью. Зрение отстает от слуха: примерно месяц ребенок видит предметы в перевернутом виде и черно-белом свете.

(Слайд 10: любой предмет черно-белого изображения вниз головой)

Хорошо развит вкус (может дифференцировать горькое, сладкое, кислое, солёное уже к моменту рождения). Обоняние и осязание также хорошо развиты к моменту рождения.

(Слайд 11: новорожденный на руках завернутый в пеленках) С момента рождения начинается легочное дыхание, устанавливается внеутробное кровообращение, зародышевые пути циркуляции крови подвергаются обратному развитию, начинает функционировать кишечник и другие системы организма. Терморегуляция организма еще отсутствует. Единственное, что может ребенок, - это принять внутриутробную позу, т.е. поджать ножки и прижать к себе ручки, и этим уменьшить площадь теплообмена.

Таким образом, в этот период все основные функции организма ребенка находятся в состоянии неустойчивого равновесия.

Психологические особенности новорожденного. Кризис новорожденности.

Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, т.к. у него нет ни одной формы поведения, все складывается при жизни и в этом ему должны в первую очередь помочь окружающие его взрослые – мама и папа. Именно наличие небольшого количества врожденных рефлексов обеспечивает огромный потенциал в приобретении ребенком разнообразных новых форм поведения.

(Слайд 12: психологические особенности) В момент родов, пишет Л.С, Выготский, ребенок физически отделяется от матери, но биологического отделения от нее в этот момент не происходит. Потому что в основных жизненных функциях ребенок остается еще долго не самостоятельным существом. Жизнедеятельность и само существование ребенка в тот период дают основание Л.С. Выготскому говорить о периоде новорожденности как особом возрастном этапе, «обладающем всеми отличительными чертами критического возраста».

Самую главную особенность данного возрастного периода Л.С. Выготский видит в своеобразии социальной ситуации развития. Эта ситуация, создается благодаря тому, что, отделяясь от матери физически, ребенок не отделяется от нее биологически. А поэтому существование ребенка в период новорожденности можно рассматривать как промежуточное состояние между внутриутробным и внеутробным развитием.

С самого момента рождения возникает ситуация объективно необходимых отношений между ребенком и взрослым. Все условия жизни ребенка сразу же социально опосредованы. Однако социальная ситуация должна установиться. Единство матери и ребенка должно появиться. То единство, которое существует с самого начала рождения, идет со стороны матери, а со стороны ребенка, ее пока еще нет.

(Слайд 13: спящий ребенок) Ребенок 80% времени суток спит. Сон носит полифункциональный характер, потому что не смещен на ночное время суток. Ребенок спит полубодрствуя. 20% времени ребенок бодрствует, но само бодрствование пока носит полудремный характер. Процесс правильного чередования сна и бодрствования формируется под влиянием условий воспитания – со временем период бодрствования начинает совпадать с моментами кормления это формирование первых условных рефлексов.

Движения новорожденного еще нельзя назвать движения в собственном смысле слова. Это скорее физиологическое расправление двигательных органов. Новорожденный во многом еще подкорковое существо, да и сама подкорка пока еще не организована. Все находится в состоянии негармоничном; поведения в собственном смысле слова пока еще нет.

(Слайд 14: характеристики психической жизни)

Период внутриутробного развития.

1) Фаза эмбрионального развития (эмбрион).

2) Фаза плацентарного развития (плод).

Эмбриогенез начинается с 3-й недели после оплодотворения (первые 2 недели - бластогенез) и оканчивается 3-м месяцем внутриутробной жизни.

В этот период происходит основная закладка важнейших органов. Любое повреждение в этот период вызывает либо гибель эмбриона (выкидыш), либо врождённое уродство (порок развития органов или частей тела). Наиболее чувствителен эмбрион к вирусам: краснухи, гриппа, гепатита, полиомиелита, цитомегалии.

Лекарственные эмбриопатии: сульфаниламиды, антибиотики (особенно группа тетрациклина), гормоны (кортикостероиды, инсулин), цитостатики, витамины, хинин.

Диабетические энцефалопатии: 12% - атрофии кишечника, пороки сердца, пороки разви­тия конечностей, черепа, анэнцефалия.

Фетопатии - нарушение тонкой структуры и дифференцировки тканей у сформировавшегося плода. Часто возникают при Rh-несовместимости, диабете, инфицировании плода (ветрянка, герпес, вирусный гепатит, врождённый сифилис, токсоплазмоз). При этом возникают следующие заболевания плода: энцефаломиелиты, миозиты, некрозы, врождённые гепатиты с исходом в цирроз, врождённые пневмонии. Фиброэластоз, муковисцидоз, кальциноз, врождённый адреногенитальный синдром, ДЦП, гипертрофия мускулатуры пилоруса - все это ведёт к мертворождённой, недоношенности, выкидышам и болезням новорождённых.

Период новорождённости.

Период длится от момента рождения до 1месяца. С первым вдохом у ребёнка начинается:

1) лёгочное дыхание (расправляются лёгкие);

2) изменение условий кровообращения (малый круг кровообращения);

3) функционирование почек, пищеварительного тракта;

4) самостоятельная терморегуляция.

Характеристика новорождённого ребёнка

Пропорции тела новорождённого ребёнка значительно отличаются от взрослого. Голова составляет 1/4 длины тела (у взрослого 1/8). Преобладает мозговая часть черепа над лицевой. Открыт большой родничок между лобной и теменными костями. Ноги короткие, туловище относительно длинное. Грудная клетка - короткая, бочкообразная, малоподвижная. Середина тела находится над пупком (у взрослого на высоте вертела бедренной кости).

Нервная система.К моменту рождения самым развитым у ребёнка оказывается спинной мозг, о чём свидетельствуют простейшие рефлекторные движения.

Что касается головного мозга, то его относительная масса достаточно велика: 1/8 от общего веса тела. В первый год жизни происходит формирование нервных клеток внутри каждого слоя коры обоих полушарий. Кора больших полушарий не работает (палидарный период). Движения новорождённого хаотичные, случайные, непроизвольные. Легко вызываются безусловные рефлексы сосательный, глотательный, поисковый, хоботковый.

Новорождённый ребёнок очень мало бодрствует, в основном он спит (20-22 часа в сутки).

Одним из основных органов чувств является зрение. У новорождённого ребёнка под действием яркого света суживается зрачок; реагируя на прикосновения, он мигает или жмурится. Но мигательные движения глаз ещё очень слабы и редки. У некоторых новорождённых наблюдается косоглазие, которое обычно проходит через 3-4 недели.

Новорождённый ребёнок слышит только громкие звуки. Но постепенно его слух обостряется, и он начинает слышать тихие звуки.

Вкусовые рецепторы у новорождённых детей развиты хорошо. С самого начала он отказывается от кислого или горького, предпочитая сладкое.

Обоняние у младенцев развито слабее, чем вкус, но, тем не менее, уже с первых месяцев жизни они реагируют на запахи.

Чувство осязания имеется уже у новорождённого, наиболее ярко оно проявляется при прикосновении к его ладоням, подошвам стоп и лицу.

Особенно сильно у детей первого года жизни выражена болевая и кожная чувствительность на изменения температуры.

Кожа - нежная, легко ранимая, богата кровеносными сосудами, несколько отёчная. У здорового ребёнка кожа мягкая, эластичная, упругая, розоватого цвета.

Многочисленные сальные железы имеются уже у новорождённого, но полного своего развития они достигают только к 4-5 месяцам. Потовые железы развиты плохо и на протяжении 3-4 месяцев вообще не функционируют.

Слизистая оболочка носового прохода и полости рта очень богата кровеносными сосудами и легко ранима. Набухшая слизистая при простудных заболеваниях препятствует нормальному дыханию.

У новорождённого подкожная жировая прослойка развита слабо, но в течение первых шести месяцев она начинает быстро увеличиваться сначала на лице, конечностях, потом на туловище и в последнюю очередь на животе.

Защитная функция кожи значительно снижена, так как роговой слой кожи развит слабо и легко слущивается, на коже легко образуются трещины и ссадины, которые могут стать причиной возникновения инфекции и кожных заболеваний.

Поскольку кожа ребёнка богата кровеносными сосудами, а её роговой слой очень тонкий, она обладает повышенной способностью к впитыванию. Это особенно важно учитывать при применении различных кремов и мазей. Дыхательная функция кожи у ребёнка развита гораздо сильнее, чем у взрослого: она интенсивнее выделяет углекислый газ и воду. Теплорегулирующая функция, наоборот, развита слабее, поэтому ребёнок, чаще чем взрослый, подвергается переохлаждению и перегреванию.

Мышечная система - развита слабо. У новорождённого мышечная масса составляет 1/4 от общего веса, тогда как у взрослого она значительно больше - около 40%. Мышечные волокна очень тонкие, сокращения мышц слабые. В первый год жизни развитие мышц идёт главным образом за счёт утолщения мышечных волокон сначала шеи и туловища, а затем конечностей. Степень развития мускулатуры у маленьких детей можно определить ощупыванием. Мышечный тонус тоже очень слабый. Характерен гипертонус мышц сгибателей конечностей, за счёт этого новорождённый находится в определённой позе: руки прижаты к туловищу, согнуты в локтях, кисти сжаты в кулачки, большой палец над остальными; ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах, несколько разведены.

Скелет новорождённого в основном состоит из хрящевой ткани (позвоночник, запястья и др.), а костная ткань, имеющая волокнистое строение, низкое содержание соли и большое количество кровеносных сосудов, напоминает хрящевую. При слишком тугом пеленании или неправильном положении кости младенца быстро приобретают неправильную форму.

Голова новорождённого имеет правильную форму, на ней при ощупывании легко определяются расхождения между отдельными костями черепа. На голове новорождённого ребёнка прощупываются два родничка, затянутые перепонкой: большой и малый. Большой родничок находится в месте схождения теменных и лобной костей и имеет ромбовидную форму. Малый родничок расположен в месте схождения теменных и затылочной костей и имеет форму треугольника. Малый родничок зарастает к 3 месяцам, а большой - к 12-15.

Позвоночник новорождённого почти прямой. У новорождённого грудная клетка имеет коническую или цилиндрическую форму с приподнятыми рёбрами, как бы на высоте вдоха. Рёбра расположены почти под прямым углом к позвоночнику, поэтому подвижность грудной клетки у младенца ограничена. Форма таза у новорождённых мальчиков и девочек практически одинаковая.

Органы дыхания маленького ребёнка очень отличаются от органов дыхания взрослого человека. Мы уже говорили о том, что слизистая оболочка носоглотки и ротовой полости богата кровеносными и лимфатическими сосудами, что создает благоприятные условия для развития набухания и разного рода воспалений. Ребёнок первого года жизни не умеет дышать ртом, поэтому при насморке он задыхается во время сосания.

Полости носа новорождённого недоразвиты, носовые ходы узки, но с ростом лицевых костей длина и ширина носовых ходов увеличивается.

Евстахиева труба, соединяющая носоглотку и барабанную полость уха, у маленьких детей короткая и широкая, она расположена более горизонтально, чем у взрослого.

Инфекция легко переносится из носоглотки в полость среднего уха, поэтому у детей инфекционные заболевания верхних дыхательных путей часто сопровождаются воспалением среднего уха.

Относительная длина гортани невелика, форма воронкообразная, и только с возрастом она становится цилиндрической. Просвет гортани узкий, хрящи мягкие, слизистая очень нежная и пронизана множеством кровеносных сосудов. Голосовая щель между голосовыми связками узкая и короткая. Поэтому даже незначительные воспаления в гортани ведут к её сужению, проявляющемуся в удушье или затруднённом дыхании. Менее эластичные, чем у взрослого, трахея и бронхи имеют узкий просвет. Слизистая оболочка при воспалениях легко набухает, вызывая его сужение.

Лёгкие грудного ребёнка развиты слабо, их эластическая ткань хорошо наполняется кровью, но недостаточно - воздухом. Из-за плохой вентиляции у маленьких детей часто наблюдается спадание лёгочной ткани в нижнезадних отделах лёгких.

Обмен веществ у ребёнка происходит гораздо быстрее, чем у взрослого, поэтому он больше, чем взрослый, нуждается в кислороде. Повышенная потребность в кислороде компенсируется у ребёнка более частым дыханием.

С момента рождения у ребёнка устанавливается правильное и равномерное дыхание: 40-60 дыханий в минуту.

Органы выделения (почки, мочеточники и мочевой пузырь) у ребёнка начинают функционировать сразу с момента рождения и работают намного интенсивнее, чем у взрослого.

Почки, выводящие из организма воду и продукты обмена, особенно быстро растут на первом году жизни ребёнка. Расположены они ниже, чем у взрослого, и имеют более высокий относительный вес. К моменту рождения они дольчатые, но на втором году жизни эта дольчатость исчезает. Корковый слой и извитые канальцы почек развиты слабо.

Мышечная ткань широких и извилистых мочеточников слабо развита и выстлана эластическими волокнами.

Мочевой пузырь у ребёнка находится выше, чем у взрослых. Его передняя стенка расположена в непосредственной близости от брюшной стенки, но постепенно мочевой пузырь перемещается в полость малого таза. Слизистая мочевого пузыря хорошо развита, но мышечные и эластические волокна развиты недостаточно. Объём мочевого пузыря у новорождённого составляет около 50 мл, к 3 месяцам он увеличивается до 100 мл, к году - до 200 мл.

Из-за слабого развития центральной нервной системы в первые 6 месяцев жизни у ребёнка 20-25 раз в сутки происходит непроизвольное мочеиспускание. Но по мере роста ребёнка число мочеиспусканий сокращается - к году их становится всего 15-16. Количество выделяемой мочи у детей гораздо больше, чем у взрослых.

Это объясняется ускоренным обменом веществ, происходящим в их организме. При усиленном потоотделении количество мочи уменьшается. Если же ребёнок мёрзнет, мочеиспускание учащается.

Правильное развитие желёз внутренней секреции очень важно для нормального роста и развития организма ребёнка. Сразу после рождения на развитие ребёнка оказывают влияние в основном гормоны вилочковой железы, с 3-4 месяцев - гормон щитовидной железы, а ещё через небольшой промежуток времени - гормоны передней доли гипофиза. Функционирование желёз внутренней секреции тесно связано с работой центральной нервной системы. Нарушение деятельности хотя бы одного звена этой цепи может привести к серьёзным нарушениям физического и психического развития ребёнка. Так, отсутствие щитовидной железы или сбои в её работе, вызывают задержку в формировании скелета, нарушение роста зубов, отставание в психическом развитии.

Относительный вес сердца у ребёнка почти в 1,5 раза больше, чем у взрослого. К 8-12 месяцам масса сердца удваивается. Расположено сердце выше, так как в первый год жизни ребёнок, как правило, находится в горизонтальном положении, и диафрагма у него находится выше.

Кровеносные сосуды у новорождённого шире, чем у взрослого. Их просвет постепенно увеличивается, но медленнее, чем объём сердца. Процесс кровообращения у детей происходит интенсивнее, чем у взрослых.

Пульс у ребёнка учащённый: 120-140 ударов в минуту. На один цикл «вдох-выдох» приходится 3-4 сердечных удара. Но через полгода пульс становится реже - 100-130 ударов. Подсчитывать количество сердечных ударов у ребёнка лучше во время сна, когда он находится в спокойном состоянии, нажав пальцем на лучевую артерию.

Кровяное давление у детей первого года жизни низкое. С возрастом оно повышается, но у разных детей по-разному, в зависимости от веса, темперамента и т.д.

У новорождённого в крови содержится большое количество эритроцитов и лейкоцитов, гемоглобин повышен. Но постепенно в течение года их число снижается до нормы. Поскольку кроветворная система младенцев очень чувствительна к разного рода внешним и внутренним вредным воздействиям, дети первого года жизни чаще, чем дети более старшего возраста, подвержены заболеванию анемией.

К моменту рождения ребёнка развитие лимфатических узлов практически завершено, но их клеточная и тканевая структуры развиты недостаточно. Защитная функция лимфоузлов становится ярко выраженной в конце первого года жизни. У ребёнка хорошо прощупываются шейные, паховые, а иногда подмышечные и затылочные лимфатические узлы.

Период новорождённости - это период приспособления организма ребёнка к новым условиям существования. В этот период проявляются ряд пограничных с патологией состояний: физиологическая желтуха, физиологическая убыль веса, транзиторная гипертермия, физиологическая эритема и т.д.

В период новорождённости могут быть выявлены пороки внутриутробного развития (уродства, пороки сердца), а также последствия родовой травмы: внутричерепная травма, перелом ключицы, родовой паралич верхних конечностей, повреждение спинного мозга.

Заболевания , встречающиеся в период новорождённости :

· Инфицирования пупочной ранки: омфалит.

· Заболевания кожи: пиодермии, пузырчатка, флегмона новорождённых, гнойный мастит, сепсис, желтуха, пневмопатии (ателектазы лёгких, аспирационные пневмонии).

· Врождённые деформации ОДА:

1) врождённый вывих бедра

2) врождённая косолапость

3) кривошея.

· Хромосомные болезни:

1) болезнь Дауна

2) синдром Шерешевского-Тернера.

· Генные болезни:

1) фенилкетонурия.

Грудной возраст

От 1месяца до 1 года.

Характеризуется интенсивным увеличением веса и роста. Вес утраивается. Рост увеличивается на 25 см. Никогда больше ребёнок так не растёт. Но самое главное, на первом году жизни происходит становление его двигательного и нервно-психического развития. От рефлекторных движений новорождённого, лишённых контроля коры, до важнейшего итога общего двигательного развития - самостоятельной ходьбы. Важность этого периода невозможно переоценить. Мы не рождаемся людьми, мы ими становимся. К моменту рождения ребёнка его нервная система, по сравнению с другими органами и системами наименее развита и зрелая. Животное рождается более зрелым и быстрее приспосабливается к жизни. Чем ниже ступень раз­вития животного, тем оно с рождения более приспособлено к жизни.

Влиять можно только на те системы, которые находятся в процессе развития, когда же мозг сформировался, догнать то, что упущено ранее, невозможно. Пример: брошенные дети, «маугли».

В этом огромный смысл именно для человека. Нервная система созревает медленно, здесь необходимо влияние человека.

В основе поведения каждого человека лежат условные и безусловные (врождённые) рефлексы. Новорождённый обладает только безусловными рефлексами (сосательным, оборонительным и др.), а условные начинают формироваться с конца первого месяца жизни по мере развития спинного мозга и подкорковых отделов мозга.

В выработке положительных или отрицательных условных рефлексов у маленьких детей важное место занимают и органы чувств: зрения, слуха, обоняния, осязания и вкуса. Как известно, они представляют собой периферические отделы анализаторов, передающих в центральную нервную систему раздражения из внешней среды.

Со второго месяца ребёнок в состоянии удерживать взгляд на ярких предметах и наблюдать за их движением. С пяти месяцев у него появляться способность рассматривать предметы обоими глазами на близком расстоянии. В шесть месяцев ребёнок начинает различать цвета.

С третьего месяца ребёнок поворачивает голову, ища глазами источник звука.

Начиная с пятого месяца жизни, в формировании естественного поведения ребёнка участвуют все анализаторы.

В первый год происходит самый интенсивный рост костей черепа: к 2-3 месяцам швы уже затягиваются. Но окончательное сращение костей черепа происходит к 3-4 годам.

Как только ребёнок начинает держать голову, у него образуется шейная кривизна выпуклостью вперёд - лордоз.

В 6-7 месяцев, когда ребёнок начинает сидеть, появляется изгиб грудного отдела позвоночника выпуклостью назад - кифоз, а когда ребёнок начинает ходить (9 - 12 месяцев), у него образуется поясничный изгиб выпуклостью вперёд.

Когда ребёнок начинает ходить, форма грудной клетки у него меняется: в месте соединения хряща ребра с костной тканью образуется угол, опущенный книзу. На вдохе нижние концы рёбер приподнимаются кверху, рёбра из косого положения переходят в более горизонтальное, при этом грудина приподнимается вперёд и кверху.

Лобная и гайморовы пазухи в основном развиваются к 2 годам, но окончательное их формирование происходит гораздо позже.

Особенно быстро увеличение объёма лёгких происходит в первые три месяца жизни. Постепенно меняется их структура: соединительнотканные прослойки заменяются эластической тканью, увеличивается количество альвеол.

Подвижность грудной клетки у детей первого года жизни ограничена, поэтому сначала лёгкие растут в сторону мягкой диафрагмы, обуславливая диафрагмальный тип дыхания. После того как дети начинают ходить, дыхание у них становится грудным или грудобрюшным.

К 6 месяцам дыхание становиться более редким (35-40), а к году оно составляет 30-35 дыханий в минуту.

В раннем возрасте частые простудные заболевания, особенно пневмония, могут вызвать у детей серьёзные осложнения.

Для правильного развития ребёнка и приобретения им стойкого иммунитета к различным заболеваниям с ним необходимо заниматься гимнастическими и дыхательными упражнениями, а также проводить регулярные сеансы гигиенического массажа.

Дефицит тактильных, зрительных, слуховых раздражителей приводит к задержке нервно-психических функций ребёнка (лишить слуховых и зрительных раздражителей - будет глух и слеп). У новорождённого вес головного мозга относительно велик – 1/8 веса тела, а у взрослого 1/40 веса. В течение первых 6 месяцев вес мозга увеличивается на 85% (важно, чтобы не закрылся родничок). После 7 лет мозг вообще не растёт.

У новорождённого борозды и извилины выражены слабо. Серое вещество мозга пока плохо дифференцировано от белого. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённых столько же, сколько у взрослого, но они ещё незрелые и созревают не одинаково.

Заболевания периода:

I. Желудочно-кишечный тракт:

1) диспепсия (простая, токсическая);

2) хроническое расстройство питания (гипотрофия).

II. Заболевание органов дыхания:

1) пневмония, ОРЗ;

2) острый ларингит (круп).

III. Диатезы:

1) экссудативно-катаральный;

2) лимфатико-гипопластический;

3) нервно-артрический.

IV. Рахит. (Спазмофилия).

V. Инфекционные заболевания:

2)ветряная оспа;

3)дифтерия.

VI. Заболевания нервной системы:

1) энцефалопатии;

3) акушерские параличи.

VII. Заболевания О.Д.С.:

1) кривошея,

2) косолапость,

3) дисплазия тазобедренного сустава.

Пред дошкольный период

От 1 года до 4 лет.

Характеризуется дальнейшим ростом и развитием ребёнка (но энергия роста меньше). Происходит совершенствование центральной нервной системы. Познание окружающей среды. Развиваются двигательные навыки (учится бегать, прыгать). Формируется речь. Вообще, возраст 2-4 года является первым критическим периодом для развития психики. В этот период очень важна педагогическая коррекция. Ребёнку надо много читать, рассказывать, объяснять, иначе будет наблюдаться задержка нервно-психического развития.

В этот период дети очень любознательны, задают много вопросов и задача взрослого - не подавить любознательность. Это возраст "почемучек". На все вопросы необходим ответ, нельзя отмахиваться: "Отстань!". Ребёнок набирает знания.

Заболевания периода:

I. Болезни пищеварительного аппарата.

II. О.Р.З. инфекции: корь, ветряная оспа, скарлатина, пневмония, обструктивные бронхиты, круп.

III. Отравления лекарствами.

IV. Заболевания нервной системы: Д.Ц.П.

V. Заболевания опорно-двигательной системы: косолапость, дисплазия, кривошея.

VI. Инородные тела в носу, ухе, лёгких, желудке и кишечнике.

Дошкольный период

От 4 до 7 лет.

1. Продолжается совершенствование функций организма и нервно-психической деятельности.

2. Укрепляется мускулатура, костный скелет.

3. Начинается смена молочных зубов.

Особо выделяется возраст 6-8 лет - это второй критический период и очень важный. Это самый способный возраст к обучению (языки, музыка, некоторые виды спорта). В этот период необходимо вызвать интерес к учёбе, иногда заставить, выработать усидчивость и ответственность к учёбе, приучать помогать дома и т.д. Если этот момент будет упущен, ребёнок не будет приучен к труду, самообслуживанию, дисциплине, то дальнейшее воспитание также будет затруднено. Это самый важный возраст для обучения и воспитания.

Заболевания периода:

I. Инфекции: ветрянка, инфекционный гепатит, скарлатина, краснуха (т.к. увеличивается контакт с окружающей средой и детьми).

II. Травматизм (отсутствие опыта, недостаток контроля со стороны взрослых).

III. Заболевания нервной системы (энурез).

Младший школьный период

Период отрочества, от 7 до 12 лет.

1. Происходит дальнейшее развитие мышечной системы, аппарата движений (но это период замедленного роста).

2. Заканчивается смена молочных зубов.

3. Дальнейшее формирование характера и интеллектуальное развитие.

Заболевания периода:

I. Травматизм (25-45% составляют травмы черепа).

II. Заболевания сердца (ревматизм, хорея).

III. Заболевания нервной системы (неврозы, энурез).

IV. Сколиозы, остеохондропатии.

Старший школьный период

Пубертатный или период полового созревания, от 12 до 18 лет.

1. Завершается физическое и психическое развитие ребёнка.

2. Бурно развивается эндокринная система. Изменяется внешний облик ребёнка. Появляются вторичные половые признаки (усиливается функция половых желёз, щитовидной железы, гипофиза).

3. Это период второго вытягивания в длину, особенно заметно вытягиваются ноги. Отмечается рост лицевого черепа. Появляется угловатость. Теряется грация.

4. Эмоциональная жизнь отличается неустойчивостью, частыми сменами настроения и установок. Выражено своё «я».

С детьми этого возраста всегда много проблем.

Заболевания периода:

I. Эндокринные нарушения (эндокринопатии).

II. Вегетососудистые дистонии. Неврозы.

III. Сколиозы, остеохондропатии.

ПЕРИОД НОВОРОЖДЕННОСТИ (0-1 МЕС.)

Многие исследователи не выделяют данный период как самостоятельный и включают его как составную часть в период младенчества. Часть исследователей вслед за Л. С. Выготским рассматривают его как критический период. Но так как данный период обладает многими специфическими характеристиками и особенностями, мы вслед за Е. Ф. Рыбалко будем его рассматривать как самостоятельный период возрастного развития человека. В этот период продолжает реализовываться наследственная программа, развитие носит преимущественно естественный характер. Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.

Основная черта периода новорожденное™ - это переходность от внутриутробного к внеутробному развитию и адаптация к новым условиям жизни, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.

Основное новообразование - возникновение индивидуальной психической жизни ребенка, жизнь становится индивидуальным существованием, отдельным от материнского организма.

К моменту рождения есть целый комплекс безусловных рефлексов: атавистических (которые исчезают к 3-6 мес.) и обеспечивающих жизнедеятельность ребенка (сосательный, глотательный, дыхательный), а также группа защитных рефлексов. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. По характеру проявления безусловно-рефлекторной деятельности судят о соматическом состоянии новорожденного, а также о психическом развитии ребенка. В этот период можно уже сформировать условные рефлексы, сроки становления которых могут зависеть от следующих факторов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.

В период новорожденное™ продолжается развитие сенсорики. У ребенка можно получить реакцию с любого анализатора в первые 6 ч после рождения. Но лучше функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, вестибулярные, обонятельные, вкусовые; слуховой и зрительный - в менее совершенном виде. Новорожденный обладает богатыми сенсорными возможностями, которые выражаются в различении и предпочтении определенных зрительных и слуховых воздействий. Важные события в психической жизни ребенка - возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Исследование сенсорных способностей ребенка показало, что в период новорожденное™ он видит на ограниченном расстоянии, различает основные цвета (лучше - к 3-й нед.); обладает дифференциальной слуховой чувствительностью, при этом кожная чувствительность зависит от зоны воздействия; очень хорошо развиты обонятельная, вкусовая (различает все виды вкуса) и вестибулярная чувствительность.

На 1-м мес. жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта. На 2-м мес. наблюдается переход к положительным эмоциям. Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденное™ под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й нед. жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

К концу 1-го мес. и началу 2-го в целом завершается переход к новым условиям жизни, отмечается появление эмоционально-положительной реакции ребенка на общение с взрослым, так называемый «комплекс оживления».

Комплекс оживления - это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке и двигательной активности.

При рассмотрении периода новорожденности как кризисного периода акцент обычно делается на линии дифференциации, отделении ребенка и появлении реципрокносги (взаимности) действий взрослого и реакций ребенка, что как раз выражается в появлении комплекса оживления .

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Перечислите основные характеристики периода новорожденности.
  • 2. Какие факторы влияют на сроки становления условно-рефлекторной деятельности?
  • 3. В чем выражается готовность сенсорики к моменту рождения?
  • 4. С чем связано завершение кризиса новорожденности?
  • 5. Охарактеризуйте психическое развитие в период новорожденности.
  • 1. Бауэр , Т. Психическое развитие младенца / Т. Бауэр. - М.: Прогресс, 1985.
  • 2. Мещерякова , С. Ю. Особенности «комплекса оживления» у младенцев при воздействии предметов и общения с взрослым / С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. - 1975. - № 5. - С. 81-89.
  • 3. Мухамедрахимов, Р. Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодействие / Р. Ж. Мухамедрахимов. - СПб.: Речь, 2003.
  • 4. Поливанова у К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000.
  • 5. Смирнова, Е. О. Детская психология / Е. О. Смирнова. - СПб.: Питер, 2011.
  • Поливанова К. II. Психология возрастных кризисов.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх