Почему на новый год принято наряжать елку. Почему на Новый год наряжают елку

Первыми начали наряжать рождественскую елку в Германии. По легенде за появление этой традиции мы должны быть благодарны Мартину Лютеру, выдающемуся немецкому реформатору. Накануне рождества в 1513 году он, как гласит предание, возвращался домой и любовался усыпанным звездами небом. Складывалось впечатление, что они искрятся и на ветвях деревьев. Добравшись до дома, Мартин Лютер решил воспроизвести увиденное, поэтому поставил небольшую елку на стол, нарядил ее свечами и звездой, которую поместил на верхушку в качестве напоминания о Вифлеемской звезде, указавшей по Библии путь к месту рождения Иисуса.

Широко известно, что в Центральной Европе XVI столетия существовала традиция наряжать небольшое буковое деревце грушами, сливами и яблоками, которые предварительно варились в меду, а также лесными орехами. В канун Рождества украшенный таким образом бук устанавливали в центре праздничного стола.

Примерно через столетие в Швейцарии и Германии на рождественских застольях уже появились не только лиственные деревья, но и хвойные. Главное требование, которое к ним предъявлялось, касалось величины. Дерево должно было быть миниатюрным. Сначала небольшие елочки, украшенные яблоками и конфетами, было принято подвешивать к потолку, и только со временем появилась традиция устанавливать в гостиной большое дерево.

С XVIII по XIX столетия традиция наряжать рождественскую елку вышла за пределы Германии и прижилась в Англии, Дании, Голландии, Чехии и Австрии. Благодаря развитию эмиграции выходцы из Германии научили украшать елки и американцев. Сначала для этого использовались фрукты, свечи и разнообразные сладости, но со временем появился обычай наряжать рождественские деревья игрушками из картона, ваты и воска, а впоследствии и из стекла.

В Россию новогодние елки пришли благодаря Петру Первому. Он, будучи еще совсем молодым человеком, бывал в гостях у своих друзей в Германии, где и увидел странное наряженное конфетами и яблоками дерево, и получил от этого зрелища очень приятные впечатления. После того, как Петр взошел на престол, забавные елки на манер увиденных в Европе, появились и в России. На центральных улицах и у домов знатных людей устанавливали украшения из хвойных деревьев и их веток.

Со временем, когда Петра Первого не стало, о новомодном обычае все забыли. Елка стала популярным рождественским атрибутом только век спустя. В 1817 году при российском дворе появилась принцесса Шарлотта, которая стала женой князя Николая Павловича. По ее инициативе в России появилась традиция украшать букетами из веток ели новогодний стол. В 1819 году в Аничковом дворце появилась первая праздничная елка, которую под влиянием супруги установил Николай Павлович, а 1852 стал годом демонстрации первой наряженной елки публично. Она появилась в помещении Екатерининского (впоследствии Московского) вокзала в Санкт-Петербурге. После этого произошел всплеск популярности рождественских елок. Богатые россияне стали выписывать дорогие европейские украшения и проводить праздничные утренники для детей.

Рождественская открытка, 19 век

Новогоднее дерево отлично отобразило христианские постулаты. Фрукты, сладости и игрушки, которыми она украшалась, были символом принесенных новорожденному Иисусу даров. Свечи служили напоминанием о том, как освещалось место пребывания Святого семейства. Кроме того, на верхушке ели красовалась звезда, которая выполняла роль символа Вифлеемской звезды, появившейся на небе в момент рождения Христа и указавшей волхвам дорогу к нему. Все это способствовало превращению елки в рождественский символ.

Первая мировая война – период отказа от украшения елки, как от вражеской традиции, пришедшей из враждебной Германии. Николай II ввел запрет на нее, который был отменен после октябрьской революции. Общественная новогодняя елка советского времени впервые была установлена 31 декабря 1917 года на территории Михайловского артиллерийского училища в Петербурге.

Очередной запрет на использование наряженной елки в качестве праздничного символа пришелся на 1926 год, когда эта традиция была названа Центральным Комитетом компартии антисоветской. Проводилась активная антирелигиозная работа, в рамках которой было, в частности, запрещено праздновать Рождество. Поэтому об использовании каких-либо рождественских атрибутов не могло быть и речи.

Однако к 1935 году праздничная елка снова переживает возрождение. 28 декабря в газете «Правда» появилась заметка об организации установки новогодней елки для детей. Это предложение исходило от Постышева, второго секретаря Центрального Комитета компартии, и получило поддержку Сталина.

В преддверии 1938 года в Доме союзов была установлена 15-метровая новогодняя елка, украшенная 10 тысячами игрушек, которая стала центральным элементом детского праздничного утренника. С тех пор такие мероприятия стали традиционными и главной елкой страны считалась именно елка в Доме союзов. С 1976 года это звание перешло к елке, установленной в Кремле. Будучи изначально символом Рождества, наряженная елка постепенно превратилась в новогодний атрибут. Традиция украшения елки фруктами и сладостями также постепенно трансформировалась. Елочные игрушки стали отражением эпохи. На них изображались пионеры, трубящие в горны, и портреты членов Политбюро, а во время ВОВ появились игрушки с оружием, десантниками и собаками-санитарами. Позже на смену картинкам военной тематики пришли снежинки с изображенными на них серпом и молотом, самолетами и автомобилями. В хрущевские времена на елках появились кукурузные початки, трактора и хоккеисты, а еще через некоторое время – сказочные персонажи и все, что связано с космосом.


Открытка времен СССР с новогодней елкой | depositphotos — nadi555

Сегодня существует множество разнообразных стилей украшения елки. Традиционный вариант – наряжать новогоднее дерево при помощи цветных стеклянных игрушек, мишуры и электрических гирлянд. В прошлом веке наметился переход от натуральных елок к искусственным, которые иногда очень реалистично имитируют живые деревья. Некоторые из них стилизованы и не предполагают использование дополнительных украшений. Существует также мода на определенные цветовые решения елочного декора. Дерево может быть синим, красным, золотым, серебряным или любого другого цвета. В моде лаконичность и минимализм. Неизменно используются для украшения новогодней елки гирлянды с огнями, однако, это зачастую уже не электрические лампочки, а светодиоды.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Ель - мировое древо, символ бессмертия и вечной жизни, возрождения, неувядания, здоровья, долголетия, верности, цельности, честности, терпения. И в то же время - символ смерти, общения с загробным миром. Древние люди считали, что в деревьях обитают духи, которых нужно умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев. На ней ежегодно, в конце декабря (когда начинался солнечный год) люди развешивали разные подарки для духов. Древние германцы украшали ель лентами, амулетами, яблоками, яйцами; у подножия зажигали свечи – так задабривали лесных духов и молили богов даровать счастливый год.

Предание говорит, что первые украшенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связано с монахом святым Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. Падая, этот дуб повалил на своем пути все деревья, кроме ели. Бонифаций истолковал это как чудо и воскликнул: "Да будет это дерево деревом Христа».

С приходом Реформации, протестанты начали "Евангелизацию" народных обычаев. Впервые наряжать елку на Рождество начали в Германии в XVI в. В Сочельник ёлку устанавливали в церкви на хоры и украшали яблоками. При разыгрывании сценок об Адаме и Еве она символизировала Райское дерево и напоминала об искусительном плоде. Со временем добавились и другие украшения, каждое из которых имело смысл. Лепешки из пресного теста символизировали причастие, фрукты - искупление, яблоки - плодородие, яйца - благополучие и гармонию, орехи - непостижимость Божественного Промысла. Верхушку елки украшали восьмиконечной звездой в память о звезде Вифлеемской, которая указала путь волхвам, шедшим поклониться новорожденному Спасителю. Колокольчики на елке напоминали о тех, что подвешивали пастухи своим овцам. Свечи и фонарики были символами звезд и костров, освещавших путь пастухов в ту Святую ночь. Постепенно верующие заменили в своих домах еловые ветви на целые деревья, украшенные вышеописанным способом. Мартин Лютер писал: "как вечный Бог воплотился в образе маленького младенца, так и вечно зеленая ель приходит к нам в дом, дабы возвестить радость Рождества Христова".

Со временем, традиция украшать елку к Рождеству распространилась по всей Западной Европе.

В России Петр I в 1699 году издал указ, которым повелел вести летоисчисление не от Сотворения мира, а от Рождества Христова, а Новый год праздновать по-европейски - 1 января (в день Обрезания Господня, 8-й после Рождества). Царским указом всем жителям Москвы было велено отмечать встречу Нового года: зажигать в новогоднюю ночь костры, пускать фейерверки, поздравлять друг друга, украшать дома ветвями хвойных деревьев (сосен, елей, можжевельника).

После смерти Петра I новогодние елки ставить перестали. Новогодние празднества и традиция ставить ёлки возродились при Екатерине II. А украшать ёлки стали лишь в середине ХIХ века. Считается, что первую рождественскую ёлку в Петербурге устроили проживавшие там немцы. Этот обычай горожанам так понравился, что они стали устанавливать ёлки в своих домах. Из столицы империи эта традиция начала распространяться по всей стране.

Несмотря на все возрастающую популярность елки в России, отношение к ней с самого начала не отличалось полным единодушием. Приверженцы русской старины видели в елке очередное западное новшество, посягающее на национальную самобытность. Уже в конце XIX века в России стали раздаваться голоса в защиту природы и прежде всего лесов. Серьезным противником ёлки как иноземного (западного, неправославного) и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала Православная Церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.

Среди крестьян обычай наряжать ёлку приживался с трудом – это объясняется тем, что ель у древних славян была символом смерти (под ёлками хоронили, еловыми лапами устилали последний путь, еловыми гирляндами и ветками украшали могилы). Крестьяне ездили в лес только за ёлками для своих господ или же для того, чтобы нарубить их на продажу в городе.

Тем не менее, к началу XX века ёлка становится в России обычным явлением. После 1917 года несколько лет елки сохранялись: вспомним картины «Елка в Сокольниках», «Елка в Горках». Но с 1925 года началась плановая борьба с религией и с православными праздниками, результатом которой стала окончательная отмена Рождества в 1929 году. День Рождества превратился в обычный рабочий день. Вместе с Рождеством отменялась и ёлка, уже прочно сросшаяся с ним. Ёлка, против которой когда-то выступала Православная Церковь, теперь стала называться "поповским" обычаем. И тогда елка «ушла в подполье»: ее тайно продолжали ставить к Рождеству, плотно занавесив окна.

Ситуация изменилась после того, как И. В. Сталиным были произнесены слова: «Жить надо лучше, жить надо веселее». В конце 1935 года ёлка была не столько возрождена, сколько превращена в новый праздник, получивший простую и чёткую формулировку: "Новогодняя ёлка - праздник радостного и счастливого детства в нашей стране". Устройство новогодних ёлок для детей сотрудников учреждений и промышленных предприятий становится обязательным. Связь ёлки с Рождеством была предана забвению. Рождественское дерево превратилось в атрибут государственного праздника Нового года, одного из трёх (наряду с Октябрём и Первомаем) главных советских праздников. Восьмиконечную Вифлеемскую звезду на верхушке "рождественского дерева" теперь заменила пятиконечная - такая же, как на кремлёвских башнях.

В 1991 году в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днём. Сегодня и Рождество, и Новый год являются государственными праздниками. Дети и взрослые по-прежнему заранее готовятся к ним, ждут подарков, счастливых встреч и исполнения желаний, собираясь семейным и дружеским кругом за праздничным столом, под душистой новогодней елкой. И всё-таки для большинства населения бывшей советской страны самым любимым праздником до сих пор остается Новый Год. Он отодвинул на второй план Рождество, которое является более важным праздником только для верующих.

Интересно, что Православная Церковь забыла о своем некогда неприязненном отношении к ёлке. Теперь зелёные деревца стоят не только в домах верующих, но и в храмах во время рождественского богослужения. А в Воскресной школе мы водим вокруг ёлки хороводы и поем песни.

Таким образом, традиция украшать ёлку на Новый год и Рождество имеет древние языческие корни и пришла к нам от протестантов относительно недавно.

Христиане жили без елок 15 веков, и в Священном Писании ничего не сказано о рождественских елках (как, в прочем, и о пасхальных куличах, сырных пасхах, крашеных яйцах и т.п.). Но есть традиции, которые укоренились в среде христиан, и их соблюдают все. Вся суть – в нашем отношении к этим праздничным традициям. Если ёлка и подарки под нею – в центре нашего внимания, а Христос забыт и мы ничего не делаем для Него в этот день, тогда, пожалуй, и сама ёлка становится символом язычества. Но если ёлка для нас – символ вечной жизни, свечки на ней говорят нам о том, что в мир пришел Свет – Христос, и подарки для деток под елкой напоминают о том, что Бог подарил нам Сына Своего, тогда все на своем месте.

Дореволюционная детская литература полна рассказами о детской радости от встречи с Рождественской елкой. Об этом пишет К.Лукашевич ("Мое милое детство"), М.Толмачева ("Как жила Тася"), монахиня Варвара ("Рождество Христово - Детство золотое"), А.Федоров-Давыдов ("Вместо Рождественской елки") и многие другие. Всем известно и

МБОУ «Поводимовская средняя общеобразовательная школа»

Дубёнского муниципального района

Республики Мордовия

Исследовательская работа

Почему на Новый год

украшают ёлку.

Выполнила: ученица 3 класса

Иванова Екатерина

Руководитель: воспитатель ГПД

Чичайкина Татьяна Михайловна

2014 – 2015 учебный год

    Введение

    Теоретическая часть.

3. Первая ёлка в России.

    Практическая часть.

    Заключение.

    Литература.

I . Введение .

Цель проекта:

    Узнать, почему украшают ёлку на Новый год.

Объект исследования: ёлка.

Предмет исследования: украшение новогодней ёлки.

Гипотеза: если бы не украшали новогоднюю ёлку, то праздник был бы неинтересным.

Перед собой я поставила задачи:

    Рассмотреть историю украшения Н овогодней ёлки.

    Узнать, что украшают на Новый год в других странах?

    Изучить технологию выполнения Новогодней елки своими рук ами.

    Обобщить результаты и сделать выводы.

II . Теоретическая часть.

1. Почему украшают ёлку на новый год.

В своём классе я провела анкетирование, и оказалось, что мало кто знает, почему украшают ёлку на Новый год.

Все мы любим красивый и сказочный обычай наряжать на новогодние праздники елку. Эта всемирная традиция имеет очень богатую историю, и без нее вряд ли можно представить празднование главных зимних праздников. Почему же мы наряжаем именно ель? И как появился этот обычай?

Наши древние предки верили, что в деревьях обитают духи растительности и плодородия, от которых зависит урожай хлебов и фруктов, овощей. Но могущественные духи были не только добрыми, но и злыми, и нужно было их умилостивить подарками. Именно поэтому и украшали деревья. К тому же, вечнозеленая ёлка издревле символизировала саму жизнь .

Она символизирует вечность, красоту, бессмертие, а ее шишки были ол ицетворением здоровья и вечного огня.

Первыми, кто начал украшать именно ель, были немцы, потому что они считали это дерево священным и верили, что в нем живет «дух лесов», защ ищающий справедливость. Каждый отдельный «подарок» имел свой смысл, например подношение яблок, являлось символом плодородия, яиц - символом благополучия.

Постепенно данный обычай начал проникать во Фра нцию и Англию.

В это же время елка стала рождественским деревом и в России. Правда, указ Петра I в канун 1700 г., закрепляющий перенос Нового года на 1 января, тоже гласил: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых».

И люди стали украшать свои дома ветками хвойных деревьев на новогодние праздники, по европейскому образцу.

2. Рождественский венок – популярное украшение.

В мире одно из самых популярных украшений - рождественский венок, символизирующий жизнь, которая не имеет ни конца, ни начала. Несмотря на то, что этот обычай пришел к нам из католических стран, мы переняли эту традицию с удовольствием. Венок делают из еловых веток, которые скручивают в жгут и украшают маленькими игрушками, крошечными подарочными упаковками, палочками корицы, засушенными цветами. В середине круга можно установить зажженные свечи или взять и с помощью проволоки привесить венок снаружи на входную дверь.

Сначала для украшения использовались конфеты, фрукты, только в середине 19 века на елках стали появляться гирлянды, фонарики, игрушки. В начале двадцатого века украшенная елка стала главным атрибутом новогодних праздников в России.

Постепенно красивый обычай стал распространяться за пределы Германии. Взял герцог Орлеанский в жёны немку – и рождественское дерево оказалось во Франции. Приглянулась английскому королю Георгу III немецкая принцесса – в 1760 году ёлочка впервые пришла на берега туманного Альбиона. Вслед за венценосцами ёлку полюбили богатые люди из Праги, Цюриха, Вены, Гааги, Нью-Йорка. Сначала её украшали шишками, орехами, конфетами. Позже появились украшения из папье-маше. А затем всё те же немцы придумали удивительные шары из прозрачного стекла, расписанные фосфором и светившиеся в темноте.

Сегодня родиной обычая наряжать рождественское дерево называют Германию. Там ещё в средние века в День поминовения прародителей Адама и Евы (24 декабря) в домах ставили украшенную яблоками ёлку, олицетворявшую райское дерево познания.

3. Первая ёлка в России.

В России первую ёлку устроили именно немцы, постоянно жившие в Санкт-Петербурге. Это произошло в 40-е годы XIX века. Новая забава была с восторгом принята высшим светом столицы, перекинулась в Москву и пошла по всей стране. Обычай вошёл в моду. Постепенно наладилась торговля срубленными деревьями. А уже в конце 1840-х годов люди стали заказывать искусственные ёлки, что считалось особым шиком. Рост промышленного производства поспособствовал тому, что в считанные годы разнообразные украшения и свечи, изготовленные фабричным способом, стали доступны практически всем слоям населения.

4. Рождественская ёлка- обычное явление.

К концу столетия рождественская ёлка стала обычным явлением. Постепенно уютный семейный праздник превратился в раут с участием детей из других семейств: малыши ходили вокруг наряженного деревца, играли. Отыскивали под ним подарки. Со временем стали организовывать общественные елки, как для детей, так и для взрослых – в дворянских и офицерских собраниях, институтах благородных девиц, в школах.

Вот такой нелегкий путь пришлось преодолеть «пышной новогодней крас авице». Сегодня мы уже не можем представить Новый год без нее, ведь именно под елочкой Дед Мороз оставляет подарки, и именно она, своими яркими огнями и фонариками, создает эту незабываемую атмосферу новогодних праздников.

5. Что наряжают на Новый год в других странах.

А ещё я решила узнать что наряжают на Новый год в других странах? Ведь хвойные деревья растут не везде . Что же, давайте попутешествуем.

На Кубе новогодним деревом является пальма, а некоторые украшают араукарию, – местное хвойное дерево, которое растет в горшках, еще ее называют комнатной елью.

В Никарагуа, символом Нового года служит кофейное дерево, увешенное красными плодами.

В Австралии и Новой Зеландии в это время лето. Новогодним деревом является метросидерос, который усыпан алыми цветами. Его также украшают фигурками мишек коала и кенгуру в костюмах Санта Клауса.

В Индии на Рождество наряжают манговое или банановое дерево. Для украшения домов используют листья манго и пуансеттии (молочай красивейший, «рождественская звезда»). На стены и края плоских крыш помещают глиняные масляные лампы.

В Японии все чаще начали украшать елку, а также у них очень популярна икебана, которая состоит из сосны, листьев бамбука, розовых бутонов, цветов сливы и японского абрикоса. Такая композиция символизирует пожелания вечной молодости и долголетия.

В Китае новогодний стол украшают срезанными нарциссами. Дома украшают мандариновым деревом в горшке. На улице наряжают «огненные» деревья, на которых вешают очень много лампочек и ярких украшений.

Во Вьетнаме символом Нового года являются веточки полураспустившегося персикового дерева – хао-дао. Их дарят друг другу, поздравляя с Новым годом. А еще украшают бамбук, который ставят посредине комнаты, цепляют на него глиняных рыбок и колокольчики.

В Судане талисманом Нового года и символом счастья является зеленый, не вызревший орех.

На Бали – уж для нас совсем необычное новогоднее дерево. Высокие колонны из стеблей риса, раскрашенные в разные цвета. Африка богата баобабами. И африканцы украшают их на праздник Нового года всевозможными яркими ленточками, лоскутами тканей, украшениями.

В Мексике любят пальму. На Новый год, мексиканцы украшают ее, и раскладывают вокруг нее подарки.

В Гане сооружают на Новый год домики из пальмовых листьев, и украшают их разноцветными лампочками.

В Бразилии в канун Нового года украшают деревья, кустарники, пальмы разнообразными лампочками и серебряными шарами. Кроме того, в этой стране очень популярны искусственные елки, сделанные из синтетических материалов, бумаги, стружек.

В Никарагуа - кофейное дерево. Во Вьетнаме – персиковое дерево.

III . Практическая часть.

Узнав так много о новогодней ёлке, я решила сделать ёлку собственными руками и украсить её. Для этого я взяла ватман, салфетки белого и зеленого цвета, ножницы, клей и стип лер.

    Сначала я сделала конус из ватмана.

    Потом взяла салфетки, сложила их два раза , в середине скрепила стиплером.



    Обрезала края, сделав из салфетки кр ужок.



    Сделала надрезы по всему кр угу.



    Потом я его ра спушила и приклеила к конусу.




    Когда я все закончила я её украсила игрушками. И вот что у меня получ илось.

В настоящее время ель из леса можно заменить искусственной ёлкой.

Я считаю, что она также украсит наш праздник и поможет сохранить тысячи зелёных красавиц в лесах.

    Заключение.

Для себя я сд елала следующие выводы:

Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Откуда пошла традиция украшать ель, разбиралась Валентина Новикова.

Может кому-то это показаться странным, но, пожалуй, нет другого дерева, вызывающего столько споров, как… елка. Да, да эта праздничная радость всех маленьких и не очень ребятишек, вокруг которой они водят хороводы под известный детский шлягер «В лесу родилась елочка», частенько вызывает споры взрослых, особенно в новогодние и рождественские дни. Откуда такое внимание к этой представительнице хвойного мира?

"Подпорченная репутация"

В течение многих веков отношение к дереву менялось, порой достаточно радикально. Одни народы считали ель символом смерти, другие, наоборот, учитывая ее вечнозеленую крону, – символом жизни. То ее ветвями украшали дома и помещения, а то погребальные костры. Одно время елка, как один из символов религиозной пропаганды, находилась даже под запретом. А чуть позже передумали и решили сделать ее бессменным атрибутом детских советских новогодних праздников, чем существенно «подпортили» елке репутацию. В результате многие подзабыли о ее первоначальном предназначении и о том, что в дореволюционной России эта зеленая красавица наряжалась к Рождеству. Правда, в настоящее время все чаще и чаще ведутся разговоры о том, что такой обычай, пришедший к нам из лютеранской Германии, чужд исконным православным традициям и даже имеет языческие корни. Сегодня все повсеместно наряжают елку, кто на Новый год, кто к Рождеству. Ее можно увидеть как в детских учреждениях, так и в храмах.

Колючая елочка и маленький глупый ослик

Но имеется ли на самом деле хоть какая-то взаимосвязь между Рождеством Христовым и обычаем ставить елку? Сейчас трудно судить об этом наверняка. Существующие различные легенды и истории кажутся слишком фантастичными, чтобы в них можно было хоть немного поверить. Одно из таких сказаний повествует нам о том, что когда родился Христос, то не только волхвы и пастухи пришли воздать поклонение чудесному Богомладенцу, но и представители животного и растительного мира. Оказалось, что среди животных и растений все, как и среди людей. Кто-то, расталкивая других, торопился стать первым, чтобы увидеть Новорожденного, кто-то пытался чрезмерно проявить свою почтительность, считая себя лучше других. В результате лишь колючую елочку и маленького глупого ослика, которые больше всех желали увидеть Христа, зрелые деревья и твари к Нему не допустили. И те смиренно, считая себя недостойными, стояли позади всех. Но именно на них и обратил свое внимание маленький Иисус. Так елочка стала символом Рождества, а о дальнейшей судьбе ослика легенда умалчивает. Но, зная определенные евангельские повествования, связанные с Входом Господним в Иерусалим, нетрудно догадаться, почему именно на этом трудолюбивом простом животном Спаситель въехал в город, где Его ожидала крестная смерть.

Можно по-разному относиться к таким наивным и неправдоподобным историям, однако они содержат в себе определенный поучительный смысл, задуматься над которым стоит не только детям, но и взрослым. Можно улыбнуться по-доброму, а можно, как один знакомый молодой православный папа, сказать со всей серьезностью: «Нечего детям забивать головы такими несусветными выдумками и глупостями, тем более что в стране, где родился Христос, и елки-то не растут».

Но такой наш чересчур взрослый и строгий подход к подобным легендам свидетельствует скорее о чрезмерной рациональности нашей веры и отсутствии той детской непосредственности, чистоты и простодушия, о которых говорил Христос Своим ученикам (Мф. 18: 3). Может быть, именно поэтому мы разучились воспринимать Рождество как единственное и неповторимое чудо, а к празднованию относимся как к еще одному поводу собраться для застолья и отдохнуть от работы. Лично у меня эта история про елочку и ослика вызывает определенные евангельские ассоциации, и невольно вспоминаются слова из Послания апостола Павла к коринфянам о том, что «немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное; и незнатное мира и уничиженное и ничего не значащее избрал Бог, чтобы упразднить значащее…» (1 Кор. 1:27–28). Соединяя такие незамысловатые рассказы с евангельским повествованием, можно донести ребенку суть событий, произошедших много веков назад и изменивших ход всей человеческой истории, а также дать ему представление о таких христианских добродетелях, как скромность и смирение.

Германские племена и елка

Некоторые исследователи связывают обычай ставить в домах ель или сосну с именем святого Бонифация, просветителя германских племен, принесшего им в VIII веке весть о Христе. Проповедуя язычникам, которые, между прочим, поклонялись еще и деревьям, полагая, что в них живут духи, св. Бонифаций, чтобы доказать бессилие языческих богов, срубил самое главное из них – дуб, посвященный богу грома Тору. Падая, могучее дерево повалило на своем пути все остальные деревья, кроме маленькой, едва заметной елочки. Она и стала деревом Младенца Христа.

Трудно сказать, имеет ли под собой какие-то основания еще одна история с рождественской елкой, в которой фигурирует имя основателя Реформации Мартина Лютера. Но среди немцев ходит легенда, что в одну из рождественских ночей, проходя по лесу, Лютер увидел в небе звезду, которая внезапно опустилась на макушку одной из елей и затем погасла. Лютер срубил эту ель и принес домой. Так это было или нет, но именно с XVI века немцы начали повсеместно ставить в своих жилищах елки вместо пирамидок, под которые они раньше клали подарки. Первоначально елки ставили или же подвешивали к потолку без убранств. Потом, до появления игрушек, стали украшать яблоками, орехами и цветами.

Чудо из чудес

Как видим, действительно традиция наряжать елку на Рождество не совсем православная. Но это вовсе не означает, что она была насильно навязана православному народу лишь вследствие чрезмерного увлечения царя Петра I всем иностранным. Ведь именно при нем в России стали появляться первые елочки. Хотя вначале этот обычай не очень прижился, но к концу XIX – началу XX веков стал повсеместным. Кстати, тогда же, в 1903 году, появилась и всем известная детская новогодняя песенка «В лесу родилась елочка», которую многие по незнанию считают творческим продуктом советского периода. Автор этого шлягера не одного поколения – скромная детская поэтесса Раиса Кудашева (1878–1964). Признание и известность к ней пришли почти в самом конце ее жизни, потому что она долгие годы скрывала свое имя под различными псевдонимами. А веселую и незатейливую мелодию к песенке про елочку написал агроном и биолог по профессии, кандидат естественных наук, Л. К. Бекман в 1905 году. В настоящее время возрождается традиция наряжать елку именно к Рождеству. Это радостное занятие не только создает праздничное настроение детям и взрослым, но предоставляет еще одну возможность вспомнить удивительные события и прикоснуться к чуду из чудес, которое открывает нам глубокую онтологическую тайну воплощения Сына Божия.

Все мы смотрели про "Ёлки" и, наверное, многие из вас задаются вопросом почему елки, ведь речи об этом прекрасном дереве в принципе не идет. Поясню одно, что елки стали символом в России и по всему миру. А почему именно елка расскажу далее.

Так, почему именно ёлка? Обычай наряжать ёлку был ввезен в Россию с Европы. Это произошло еще в 18 веке, первая елка как и многое другое (картошка, флот) была украшена в России еще при Петре I. Так получилось, что люди с давних времен верили, что душа умершего человека переселяется в дерево. Души могут быть как добрые, так и злые. Именно поэтому принято украшать ёлку на Новый Год, чтобы задобрить духа.

Так, все таки почему же ёлка? Ель остается зеленой на протяжение всего года. Наши предки верили, что деревья, которые круглый год остаются зелеными это любимчики Бога Солнца. Бог Солнца считался главным Богом во многих культурах. Поэтому выбор остановился на них.

Как было сказано ранее, первым решил ввести обычай Петр I, но обычай не прижился почти на 100 лет. Только в 1852 году в России появилась первая публичная ёлка. В СССР поначалу эти деревья считались буржуазным атрибутом и были под запретом (трудно поверить!). Но в 1935 году запрет был снят, а с 1949 года 1 января было объявлено выходным днем.

Кстати, сначала елки украшали разными фруктами и прочем: яблоками, орехами, печеньем. Такие украшение впервые появились в Германии. После этого они намного изменились. В годы войны игрушки делали из ваты и прочих подручных материалов. Но потом их стали производит как целый новый рынок. Первый стеклянный елочный шарик был изготовлен в Тюрингии (Саксония) в 16 веке. Там же впервые было налажено и серийное производство елочных игрушек. Сейчас их можно встретить на любой вкус и цвет. Писк моды среди елочных игрушек сегодня – небьющиеся шары из стеклопластика. Их ассортимент с каждым годом расширяется. Предлагаются шары зеркальные, матовые, «мраморные» и «заснеженные» – самых разных цветов. Необычные украшения – зеркальные мозаики и прозрачные фигурки: ангелочки, зонтики, туфельки

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх