Правила воспитания подростка. Воспитание подростков

Переходный возраст ребенка – самый сложный этап в жизни родителей. У подростка играют гормоны, что сопровождается частыми перепадами настроения. Некоторые эксперты полагают, что этот период можно назвать опасным. Ребенок, особенно мальчик, рискует попасть в дурную компанию и совершить множество непоправимых ошибок.

Также стоит внимательно относиться к странностям в поведении, так как подростки находятся во всевозможных группах риска. Особенно, это касается юношей. Так, как же воспитать подростка-мальчика таким образом, чтобы он не чувствовал давления со стороны родителей?

Детский психолог Элис Вальтор советует придерживаться современных взглядов на воспитание, стараться в первую очередь поставить себя на место ребенка. Вспомнить, что тринадцать было каждому, и какие чувства обуревали именно в этом возрасте. Не быть сторонним наблюдателем, а прочувствовать на себе все настроения и переживания подростка. Если задача выполнена достаточно хорошо, то можно приступать к нескольким этапам психологического воздействия.

Необходимо зарекомендовать себя в глазах ребенка как верного друга и помощника. Друг не осуждает, не ругает, он, в первую очередь, оказывает поддержку и помощь. А значит, не стоит спешить наказывать ребенка за запах табака или двойку в дневнике. Единожды напугав, есть все шансы навсегда закрыть дверь к сердцу подростка. Он никогда не будет рассказывать ничего тому, кто осудил его поступок, и тем более, применил физическое или психическое наказание. Надо говорить. Если есть подозрение, что мальчик курит, необходимо рассказать ему о том, как девушкам не нравится запах табака, или что экономия на сигаретах может помочь ему купить какую-то необходимую и желанную вещь. Надо объяснить, что это расстраивает, потому что не хотелось бы подвергать его здоровье какому – то риску. Тем более, наорав на ребенка за проступок, родитель, скорее всего, рискует стать врагом, а подросток будет повторять проступок назло, ведомый своим ущемлённым максимализмом.

Дети в подростковом возрасте мало бывают дома, с родителями. И первая причина этому - скука. Ведь, скорее всего, старшие проводят время за просмотром телепередач или тащат ребенка на дачу, где ему приходиться весь день слоняться по территории дома и плевать в “потолок”. Необходимо найти какие-то общие интересы, изучить мир ребенка, попросить его рассказать о своих вкусах, но ни в коем случае не осуждать его предпочтения. Например, если не нравится тяжелая музыка, не заявлять подростку: “Это какая-то ерунда. Послушай лучше классику”. После такого есть все шансы прослыть отсталым стариком, так и не узнав, как воспитывать трудного подростка.

Мальчик превращается в мужчину, когда на его плечах лежит какая-то ответственность, поэтому необходимо давать подростку несложные поручения, такие как, например, помочь отцу в гараже. Пока отец чинит машину, мальчик может с ним пообщаться, а заодно и подавать инструменты, запоминая их названия и практическое применение.

Главное, быть уверенным в себе родителем, точно знающим, как правильно воспитывать подростка.

Когда мальчик доверяет своим родителям и находится с ними на одной волне, то хорошее родительское воздействие никогда не проходит мимо. Мало быть просто родителями, надо быть еще и родственными душами. Тогда воспитание становится настоящим удовольствием и бережет нервы всей семье.

Раз и навсегда стоит забыть о каверзных вопросах на интимную тематику. Если мальчик захочет, он сам заведет эту тему, в другом случае следует просто положить на стол ребенка специальную литературу, которую он сам, без посторонних глаз, изучит. Подростки - существа нежные, и не терпят грубого обращения.

В неполной семье, особенно, где есть только мать, воспитывать парня гораздо сложнее, потому что он не имеет перед глазами правильного примера. В этом случае начинаются самые опасные проблемы. За образец для подражания берутся сверстники, причем, зачастую, самые отпетые хулиганы, которые ничему хорошему не научат. Необходимо следить, с кем общается подросток, и какие изменения несет за собой это общение. Мать должна проводить с сыном доверительные беседы на тему разных реально существующих персонажей, например, таких как Черчилль или Джеки Чан, рассказывать, как много они добились благодаря упорному труду и сильному характеру. Для примеров лучше использовать деятелей, интересных для подростков сфер жизни. Это не изменит подростка за день, но, вероятнее всего, заставит подумать и, в конце концов, принять верное решение.

Объяснять необходимо пользу не только труда, но и образования, которое является фундаментом счастливой и успешной жизни любого мужчины. Это лучше делать в непринужденной манере, никаких поучений, нудных и длинных. Тут можно воспользоваться теми же примерами. За основу можно взять биографию музыкального деятеля, рэп или рок – группы. Подойдет Честер Беннингтон или репер Domino, у обоих есть высшее образование, и оно только помогает делать им успешную музыкальную карьеру. Основные теги в разговоре с подростком – крутой, успешный, знаменитый.

Необходимо давать мальчику “свежий воздух”, поставить условие, что он обязательно должен заниматься в какой-нибудь секции, но плюс заключается в том, что, в какой и где, он может выбрать абсолютно самостоятельно, без стороннего вмешательства взрослого, опираясь исключительно на свой вкус.

Тем самым родитель намекает подростку, что он считает его взрослым, а значит, что ему можно доверять. Дети всегда отвечают доверием на доверие. Это очень важно. И всегда следует это помнить. Насилие всегда порождает насилие. И тяжелые комплексы. Не следует физически наказывать.

Если с подростком установились доверительные отношения, достаточно будет несколько часов молчания с целью демонстрации своего недовольства. Дети – цветы жизни, а при правильном уходе всегда есть шанс вырастить что-то действительно уникальное, то, что принесет радость и пользу всему миру.

В современном мире понятие «подросток» вызывает ассоциацию сложности, трудности общения, непонятности. Взрослым людям сложно понять, что, находясь в юности, переходя от детства к взрослости (период жизни 13-15 лет), подросток ощущает себя уже выросшим, по сути оставаясь дитём. Оставаться в этот сложный для ребёнка период его доверенным лицом – большая удача, хоть и невероятно сложно. Для этого необходимо знать о тех особенностях, которые появляются на этом этапе жизни и формируют его личность. Основным действием ближайшего окружения (родители и друзья более старшего поколения) являются помощь и содействие, иными словами быть с ним внимательным и общаться «на его языке». В это время молодой человек находится в трудном для себя жизненном периоде. У него проходит формирование своих взглядов и своего мнения по любому вопросу и понятию.

Подростки замыкаются в себе

С подростком окружающим людям трудно потому, что ему невыносимо тяжело с самим собой. Он ни в чём не уверен. Он ищет свою цель в жизни, ориентируясь только на своё мнение.

Этапы взросления


В этот временной отрезок своей жизни молодой человек начинает по-новому осознавать и мотивировать собственное поведение. Осмысленно руководить им.

Психологи зачастую заостряют внимание родителей детей, находящихся в подростковом периоде взросления, на этом условном переходном фрагменте (от 14 до 16 лет) в связи с происходящими изменениями у них, как физиологическими, так и психическими.

Потому, как именно этот период, именуемый этапом личностно-профессионального самоопределения, у взрослеющего подростка - юноши или девушки - является наиболее сложным в жизни.


Эмоциональная сфера подростков и мотивации

В это время у ребёнка происходит формирование своей индивидуальной личностной позиции по всем вопросам и ситуациям. Она часто не согласуется со взглядами и мнением на такую же ситуацию у взрослых людей, в том числе и родителей, что приводит к конфликту, следствием которого может стать потеря взаимопонимания и контактных отношений между ними.

Проявления психологических новообразований у подростков 14 – 16 лет

Для того чтобы менее болезненно для семьи преодолеть этот наиболее сложный промежуток жизни, необходимо понимать психологические новообразования, возникающие в среднем подростковом возрасте.

В зависимости от развития (созревания) личности ребёнка, новообразования у подростков могут проявляться с 13 лет и длится до 15.

Таких новообразований несколько.


Проблемы в общении со сверстниками у подростков резко возрастают

Переключение своего постоянного общения с учителей и родителей на друзей – одноклассников и сверстников, немного старшего возраста, но являющихся для конкретного подростка авторитетом. В это время у него формируются навыки по социальному взаимодействию, то есть он учится подчиняться чужому мнению, но в это же время отстаивая свои права. Следствием чего становится проявление двух противоречий – принадлежность к группе сверстников и желание обособленности, то есть наличия своего индивидуального личного пространства.


Нежелание слушать родителей и учителей

Изменения когнитивной сферы подростка. Рамки развития 13 -15 лет

Под термином «когнитивная сфера» понимается объединение всех познавательных процессов человека. Таких, как – внимание и память, интеллект и развитие логического и словесно-образного мышления. Особым образом происходит присоединение и развития творческих способностей.

Проявление фантомного чувства взрослости

Оставаясь ещё по своей сути ребёнком, подросток (чаще его возраст 13-5 лет) чувствует и решает, что он уже вырос. У него возникает и проявляется всё с большей частотой желание стать независимым от родительской семьи. У него происходит зарождение первой мысли о будущей профессии. Он стремится стать «нужным», то есть полезным для общества и семьи. И, конечно, возникновение пристального интереса к противоположному полу.


Фантомная взрослость у подростков проявляется запрещенными действиями

Возможное возникновение школьной дезадаптации

Причиной её становятся неоднозначные, как правило, сложные, отношения с педагогами или одноклассниками.

Навыки формирования общения и собственной индивидуальной личностной позиции у подростка

С наступлением острого подросткового периода, особенно среднего этапа, в жизни человека 14 -16 лет, происходит переориентация с внутрисемейной коммуникации между родительской семьёй и ребёнком на внешнюю – друзей, сверстников – одноклассников и более старших подростков, которые являются авторитетами.

Чаще всего, в 14 лет, индивид сам выбирает себе ориентир – идеал, который становится жизненным примером и доверенным лицом для него. Такое общение является основным в этом возрасте, так как это главный информационный канал. Кроме того - это специфический вид эмоционального контакта, развивающий у подростка чувство солидарности, самоуважение, эмоциональное благополучие и межличностные отношения.


Под влиянием кумира подростки могут сильно изменяться

В следствии такого контакта, для того чтобы быть похожим на своего кумира, 14-ний подросток может изменить внешний вид и стиль общения с привычно окружающими его людьми.

Происходит изменение вкусов, проявляется интерес к энергетическим и алкогольным напиткам и курению, так как именно эти качества ассоциируются у него со взрослостью.

Изменения когнитивной сферы подростка

В период подростничества, особенно на среднем его этапе, происходит совершенствование интеллектуальных процессов и мышления, что является основой формирования личности.

Реализуется деятельностный подход во взрослении молодого человека, под влиянием комплексного школьного обучения, частью которого и является развитие элементов когнитивной сферы личности, то есть функций психики подростка.


Подростковая рассеянность приводит к проблемам в учебе

Такой процесс, как восприятие, в этом возрасте, приобретает избирательный характер, с возможностью аналитико-критических умозаключений.

  1. Внимание, в этот период, приобретает возможность чёткого переключения и распределения. Улучшаются и развиваются и его параметры: увеличивается объём и укрепляется устойчивость. Оно становится произвольным и контролируемым самим подростком. Это указывает на возникновение и проявление избирательности внимания.
  2. Развивается также и память. Она претерпевает те же изменения, что и внимание – приобретается полностью осмысленный характер по запоминанию и осмыслению.
  3. Параллельно с вышеперечисленными функциями психики подростка в средний период взросления 14 -16 лет, развивается самостоятельное мышление. Что позволяет ребёнку переходить и оперировать индивидуальными умозаключениями.

Психологическая защита выражается в нарушениях поведения

Фантомное чувство взрослости

Профессионалы-психологи отмечают, что на фоне развивающейся когнитивной сферы личности, у подростка возникает желание «быть как взрослый». То есть у него появляется потребность нести за определённую часть (зону) самостоятельно выполненной работы ответственность.

В это же время просыпается интерес к лицам противоположного пола. Возникают первые платонические отношения между мальчиком и девочкой, чаще всего их возраст составляет 13 – 15 лет. Появляется первое чувство влюблённости. Возникает желание сделать приятное понравившемуся человеку проявлять постоянную о нём заботу.


В этом возрасте подростки переживают первую любовь

Родители должны учесть, что чрезмерное вмешательство в такое чувство и в эти отношения могут привести к ухудшению взаимопонимания между ними и их ребёнком. Как следствие вызвать у него отчуждение и замкнутость. Родителям рекомендуется не препятствовать развитиям этих отношений, но и не поощрять их.

В этот же период приходит желания по самостоятельному заработку первых денег. Мотивацией выступает желание стать независимым в финансовом плане, чтобы лишний раз не выпрашивать средства на свои личные нужды у родителей и не давать им отчёт куда и как они были потрачены. Также сюда можно отнести мотивацию к общественно-полезной деятельности, в следствии поощрение со стороны авторитета и подростков-сверстников.


В подростковом возрасте многие стараются заработать свои первые деньги

Возникновение школьной дезадаптации

Семья, где есть подросток 14-16 лет, достаточно часто сталкивается с таким проявлением, как школьная дезадаптация, то есть, невозможность чувствовать себя комфортно в коллективе сверстников.

Причиной возникновения такой ситуации в жизни ребёнка могут стать нарушение отношений (конфликт) с преподавателями, одноклассниками или старшими школьниками, в результате нежелания подростка подчинятся их требованиям и заданиям.


Школьная дезадаптация - основные признаки

Внешне школьная дезадаптация выражается в сопротивлении и, даже, полном отказе посещения занятий. Ребёнок перестаёт выполнять домашние задания. Происходит полнейшее нарушение в его учебной деятельности. Он старается реже общаться с семьёй, пытаясь самостоятельно решить возникшую проблему, чем только её и усугубляет.

Родителям следует обратить внимание на проблему своего чада (13 – 16 лет), через вышеописанные сигналы и постараться в кратчайшие сроки оказать ему помощь, предварительно посоветовавшись с психологом, не показывая ему ребёнка.

Ещё можно привлечь к проблеме и школьного психолога, попросив его о наблюдении за поведением и реакциями подростка. По итогам своих наблюдений, специалист может предложить программу помощи в данном конкретном случае.

Родителям подростков необходимо понять и принять, что в этот период личность подростка претерпевает изменения, идет борьба межу детством и взрослением, осознанием себя как личности. Именно в это время подросткам очень нужна помощь заботливых и любящих родителей, которые помогут им войти во взрослую жизнь.

Ключевой вопрос, который задает себе ребенок в этом возрасте – «Кто я?». называют этот период формированием «Я – концепции», которая будет сопровождать ребенка на протяжении всей жизни.

Физическое развитие ребенка

В подростковом возрасте продолжается формирование скелета, нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем.

В этот период необходимо обратить особое внимание на предупреждение разного рода искривлений в связи с развитием костной системы организма: она становится более прочной, чем в младшем возрасте, но еще не заканчивается окостенение позвоночника, грудной клетки, таза и конечностей. Особенно вредна неправильная поза при сидении подростка за столом: затрудняется легочная вентиляция, уменьшается снабжение мозга кислородом, фиксируется искривление позвоночника.

Следует учесть, что если в этом возрасте не будет обращено специальное внимание на развитие ловкости, пластичности и красоты движений, то в последующий период обычно труднее овладевать ими, а неловкость и угловатость движений, присущая подростку, может сохраниться на всю жизнь.

Нервная система подростка еще находится в стадии формирования, и является относительно несовершенной. Поэтому в этот период так важно охранять подростка от резких переутомлений, регулировать нагрузку на его неокрепшую нервную систему.

Кроме того, во время полового созревания начинается выработка в организме подростков половых гормонов, которая ведет к значительным перепадам настроения.

Интеллектуальное развитие

Подросток в 14–16 лет – это уже практически сформировавшаяся интеллектуально личность, имеющая собственное мнение по разным вопросам. Подростки вполне способны вести рассуждения, высказывать свои мысли, аргументировать их. Всё больше времени в их жизни начинают занимать серьёзные дела, все меньше времени отводится на отдых и развлечения. Активно начинает развиваться логическая память. Из-за появления в школе новых учебных предметов значительно увеличивается количество информации, которую должен запомнить подросток.

Психологическое развитие

Наряду с психическими изменениями, обусловленными исключительно гормональным воздействием, у подростков наблюдаются и глубоко психологические, личностные изменения, которые происходят неравномерно: в подростке одновременно присутствуют как детские черты и стереотипы поведения, так и взрослые. Подросток отвергает детские стереотипы поведения, но еще не имеет взрослых клише. Так как потребность в признании собственной взрослости в подростковом возрасте максимальна, а социальная ситуация, по большому счету, не изменяется, то это может вызвать многочисленные конфликты с родителями и учителями.

В этот период психологи рекомендуют больше разговаривать со своим ребенком, помня о том, что перед вами уже не ребенок, а взрослый человек, который ищет свой путь. В разговоре с ним не используйте категоричные формы, не показывайте его интеллектуальную незрелость, не будьте излишне навязчивы.

8 правил поведения с подростком 14–16 лет

1. Не навязывайте свою точку зрения

В старшем подростковом возрасте у ребенка формируется свой вкус в одежде, в музыке, в кинематографе и других проявлениях искусства. Естественно, предпочтения ребенка могут не совпадать с предпочтениями родителей.

Это не повод пытаться разубедить подростка и отрицать его выбор. Лучше всего прислушаться и попробовать разобраться в интересах взрослеющего человека. Это только добавит доверия в ваши с ним отношения.

2. Будьте готовы принять отказ от некоторых семейных мероприятий

Подростковый дух – это дух отрицания. Гормоны подстегивают подростка идти наперекор всему. И если еще три года назад ребенок любил семейные выезды с младшей сестрой, то теперь он может от них отказаться.

Его больше не пугает перспектива остаться одному дома. При этом, отказавшись в начале от участия в празднике или еще каком-либо семейном мероприятии, подросток может быстро передумать. Это чаще случается, если родители воспринимают отказ спокойно и не пытаются уговорить ребенка.

Прислушивайтесь и пробуйте разобраться в интересах взрослеющего человека

3. Дайте подростку личное пространство

Подростку очень важно знать, что у него есть свое пространство. Место, где он может положить личные вещи, книги, которые никто не передвинет и не переставит.

Научитесь стучаться, заходя в комнату к подростку. Даже если раньше вы никогда этого не делали. Сохранение взрослеющего ребенка поможет избежать конфликтных ситуаций.

4. Подавайте хороший пример

Вредные привычки родителей моментально находят отражение в детях. Если мама или папа позволяют себе употреблять спиртное или курить при подростке, он считает что может себе позволить то же. Авторитет родителя, который подвержен зависимости, подрывается.

Это же можно сказать и о нравственных качествах. Если родители врут родственникам и коллегам, совершают неблаговидные поступки, то подросток станет либо вести себя так же, либо окончательно отстранится от родителей.

5. Помогите сформировать собственное мировоззрение

Родителям стоит поощрять индивидуальное мышление подростка. Если ребенок встает на чью-то сторону в конфликте сверстников, попробуйте построить с ним диалог. «А ты правда думаешь, что твой друг прав?», «А как бы ты поступил?».

В любых вопросах просите его выразить свое мнение, чтобы он почувствовал себя полноправным членом семьи, от которого зависит выбор места для отпуска или празднования юбилея.

Открытое порицание людей, в кругу которых вращается подросток, повлечет за собой либо протест с его стороны, либо факт общения с «неугодными» друзьями будет скрыт от родителей. Единственно верное решение – позволить ребенку самому убедиться в отрицательных качествах тех или иных сверстников. И, если это случится, поддержите подростка, возможно, рассказать о похожем примере из своей жизни.

7. Позвольте подростку отвечать за свои ошибки

Даже те родители, которые предоставляют ребенку достаточно свободы, склонны брать на себя ответственность за его неблаговидные или неправильные поступки. Вместо этого стоит позволить подростку самому разобраться с проблемами. Если он случайно сломал телефон друга – он должен заработать на ремонт. Если получил плохую оценку в четверти – должен сам договориться с преподавателем о том, чтобы ее исправить.

Если ребенок случайно сломал телефон друга – он должен сам заработать на ремонт

Подросток не управляет своим настроением. Вместо него это делают гормоны. Обижаться или ругаться с ним бесполезно и не педагогично. Кроме того, это может в будущем повлиять на его межличностные отношения.

Поэтому лучше всего объяснять ребенку, чем вызваны его эмоции и научить его выражать гнев спокойно, с помощью . И сдерживаться самому. В конце концов, переходный возраст имеет свойство заканчиваться.

Елена Кононова


Вы думали менять подгузники и не спать ночами под непрекращающийся плач младенца для родителя самое трудное? Как вы ошибались! По сравнению с воспитанием подростка проблемы младенчества – просто развлекательная прогулка в парке. Воспитывая младенца, нужно лишь строго соблюдать набор определенных правил. Воспитывая подростка, необходимо постоянно приспосабливать свои родительские принципы и методы к физическим, интеллектуальным и эмоциональным изменениям, происходящим в ребенке. Методы вашего воспитания на этом этапе должны кардинально меняться.

Будьте родителем, а не приятелем

Забудьте о том, чтобы стать подружкой вашей дочери или сыну- . Это совсем не то, в чем нуждается подросток. Настоящая дружба придет потом, лет через десять. Конечно, нужно сохранять душевную близость, но вовсе не приятельство помогает этому. Конечно, можно сказать подростку: «Ты можешь рассказать мне всё, я тебя не осужу». Но что вы будете делать, если подросток расскажет вам что-то действительное опасное для него и вам придется его осудить? Да, разговаривать с подростком необходимо на любые темы, но не обещайте, что вы поддержите его в любых начинаниях.

Будьте тверды в своих принципах, ценностях и нормах поведения. И ожидайте сопротивления. Реальность такова, что подростковый возраст – время опасных экспериментов. Винить в этом нужно биологию. Та часть мозга, что отвечает за принятие решений, у подростка еще только формируется. А вот часть мозга, способствующая импульсивности, наоборот, переживает всплеск активности. Проще говоря, подростку трудно принимать правильные решения и руководствоваться здравым смыслом. Ну что ж, задача родителя помочь ему в этом – проделать часть работы за него. Подросток должен понять: вы его мама, не подружка, и при всей открытости отношений если мама чему-то говорит «нет», то это значит твердое «нет».

Поспевайте за прогрессом

YouTube, Blue-Tooth, ди-джеи, эмо… Неужели вы не можете потратить время на что-то более интересное, правильно? Нет, неправильно. Если ваши дети этим интересуются (а они этим интересуются), значит, должны интересоваться и вы. Только не для того, чтобы тайком читать их сообщения, а для того, чтобы не терять с ними эмоциональной связи, да и просто связи в техническом смысле слова. Поддержите эту связь, отправляя время от времени на телефон вашего ребенка коротенькие забавные и открытки. Это поможет вам ненавязчиво оставаться в контакте. А на сайтах типа «Одноклассников» запросите у чада авторизацию(добавьтесь в «друзья»). Это даст вам понятие о том, чем интересуется ваш ребенок, какие сведения и фотографии он выкладывает в общедоступную сеть.

Смиритесь с тем, что ваш вкус устарел

Когда 13-летний сын Елены Андрей захотел сделать себе пирсинг брови, она была в ужасе. Но потом она постаралась увидеть это так, как есть – это лишь органичная часть того, что называется «быть подростком». И она не только разрешила сыну сделать пирсинг, она сделала его и себе. Правильно ли она поступила? Кто знает... Скорее всего, правильно. Подросток экспериментирует с новыми прическами, одеждой, музыкой, друзьями, чтобы найти свое место в этом мире и понять, кто он такой. Его внешний образ отражает его внутреннее состояние поиска себя. Важно по мере возможности не мешать ему в этом, если в остальных случаях его поведение приемлемо: он получает хорошие оценки, не имеет проблем с законом, соблюдает нормы морали. Стисните зубы и поддержите его в экспериментах. Правда, если девочка-подросток начинает носить слишком откровенные провокационные наряды, то родителям стоит вмешаться, поскольку это может быть для нее опасно.

Используйте различия в ваших вкусах как поле для диалога. Вместо того, чтобы морщиться, заслышав музыку, которую слушает ваш ребенок, лучше скажите: «О, это что-то новенькое!» (без сарказма в голосе). Попросите его объяснить, что ему нравится в такой музыке. Если вы сохраните способность оставаться спокойной при виде всех этих пугающих экспериментов, то заслужите своего ребенка, ему не будет нужды прятаться от вас в темных подворотнях, а значит, вы все еще можете контролировать его поведение.

Наращивайте толстую кожу

Когда вашему малышу было 5 лет, то, скорее всего, он целовал и обнимал вас при малейшем поводе. Сейчас, в 15 лет, он становится совсем другим ребенком, которому, кажется, нет до вас никакого дела, а уж заставить его поцеловать вас и вовсе нереально. И это относится не только к мальчикам, но и к подавляющему числу девочек тоже. Хотя это и удручает, постарайтесь не принимать это на свой счет. Это скоро пройдет.

А пока имейте в виду, что вы в этом ни в коем случае не виноваты, это выбор самого подростка. В его возрасте само ваше существование заставляет его искать больше независимости. Как бы вам ни было грустно это слышать, но мнение его друзей сейчас для него важнее, чем ваше. Чтобы поддерживать свой социальный статус, он для видимости должен отречься от вас (хотя в глубине души все еще очень и очень в вас нуждается). Поэтому ваша главная миссия сейчас – принимать на себя все его подростковые перепады настроения, страхи и . Это чем-то похоже на его дошкольные годы: малыш, может, и вырос, и у него больше словарный запас, но он проходит тот же этап вхождения в большой мир. Поэтому терпите подростковые капризы так же, как терпели раньше малышовые. Дайте ребенку понять, что всегда готовы его принять и утешить – но соблюдайте дистанцию.

Не шпионьте

В подавляющем большинстве случаев лучше держаться подальше от личных вещей подростка. Даже если вы и найдете при «обыске» что-нибудь запретное или неприемлемое для вас, то подросток заострит свое внимание не на том, что плохого вы нашли, а каким способом вы это нашли. И запретный плод в этом случае станет еще слаще. Если вы обеспокоены поведением своего ребенка или подозреваете, что у него могут храниться какие-то опасные вещи или записи, то всегда лучше спросить об этом прямо. Ваш ребенок может отрицать все опасения, которые вы высказываете, но он все равно поймет, что вы о нем заботитесь и что вы обеспокоены его поведением. После такого разговора подождите некоторое время, чтобы посмотреть, не изменится ли поведение ребенка или не придет ли ребенок с повинной или за советом к вам сам. Но если вас продолжает беспокоить поведение ребенка долгое время или тревожные симптомы усугубляются, то, возможно, стоит просмотреть личные вещи подростка. Да, это подорвет его доверие к вам на какое-то время, но его безопасность в данном случае важнее.

Не считайте, что он или она «никогда этого не сделает»

Большинство родителей, глядя на своих детей, видят совершенных ангелов. Вот только реальность не имеет ничего общего с нашим восприятием. Неважно, насколько хорошо воспитаны ваши дети или каких жизненных ценностей придерживается ваша семья, шансы, что ваш подросток делает что-то, что вы не одобрите, очень велики. Это подтверждает и статистика: три четверти подростков к 11-му классу уже пробовали , еще примерно столько же пробовали курить, один из пяти подростков признается, что когда-либо позировал в обнаженном виде. И это еще «цветочки» по сравнению с сексом и наркотиками. Но попробуйте опросить родителей, и эти цифры станут микроскопическими, ведь мало кто из родителей согласится, что их ребенок входит в эту статистику. Родители, заявляющие «Только не мой ребенок!», видят только то, что хотят видеть, а не то, что должны.

Поэтому перестаньте изображать страуса, прячущего голову в песок, и обсудите с подростком все возможные неприятные аспекты, которые могут быть частью его жизни. Не бойтесь, что обсуждение запретных вещей как-то подтолкнет подростка попробовать их. Наоборот, чем откровенней вы обсуждаете с ребенком различные аспекты, тем теснее эмоциональная связь между вами, а это, как считают психологи, лучшая гарантия безопасности подростка, предохраняющая его от рискованного поведения.

Часто родители не замечают как ребенок становится подростком и постепенно уходит из под контроля и полной власти родителей. Ошибки воспитания , могут ярко проявиться в подростковом возрасте.
Вопрос психологу: Как воспитывать дочь-подростка в 14 лет , как воспитывать подростка и наладить с ним отношения?

Воспитание дочери-подростка 14 лет

Добрый вечер. Меня зовут Ольга. Мой вопрос будет к Вам по поводу моей 14-ти летней дочери. Опишу свою проблему.

Дочь я воспитываю сама. В школе учится хорошо. Проблем с ней не возникало никогда по поводу ее поведения. Перемен в ней тоже не замечала в связи с переходным возрастом. Внешне она остается таким же ребенком.


Недавно у нее появился парень старше нее на 2 года. Время вечернее стала проводить у него. Встречаются они 2 месяца. Я разговаривала с ней о половом воспитании , объясняла, что ее старшему парню это нужно и он будет ее к этому склонять. На что она отмахивалась и говорила, что он ей обещает ее не трогать. А если это случится, то есть презервативы.

Я, конечно, к такому готова не была, что моя дочь уже подросток. Повторюсь, ее поведение оставалось таким же. Никаких перемен с ней не происходило. Но сегодня я прочитала в одной из соц.сетей ее переписку с подружкой и у меня волосы стали дыбом.

В первую очередь, что моя дочь уже не девственница, во вторых, мат через каждое второе слово, на дне рождения она и еще 5 девочек принимали алкоголь в огромных количествах (а она отпрашивалась к подружке на ночевку, а они сняли квартиру посуточно) слава богу без мальчиков там было все. То, что я прочитывала о себе — ни грамма уважения, постоянно, оказывается, врет.

Они между собой только говорят, что мы застряли в каменном веке и сейчас они такие и это нормально. И со всего этого теперь у меня вытекает вопрос — мне рассказать ей что я обо всем знаю? Но я на столько шокирована, что не знаю как правильно в данной ситуации вести беседу и она может сказать, что я не имела права читать ее переписку и это может повлиять на климат в семье.

Будьте добры, подскажите правильное решение. Может ее на консультацию к детскому психологу отвести? Жду любые Ваши рекомендации. Заранее Вас благодарю!

Воспитание дочери подростка 14-ти лет

Смотрите статьи Методы воспитания детей
  • Подростковый онанизм — мифы и реальность

Консультация семейного психолога

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх