Праздники и обряды народов мира: религиозные и народные. Самые важные православные праздники

В мире очень много религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды, сопровождающиеся грандиозными празднествами.



Праздник Ашура символизирует у шиитских мусульман мучения внука пророка Мухаммеда Имама Хусейна, которого убили в битве в Карбале, Ирак, в 680 н.э. Это национальный праздник в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Ливан… На фото: афганские шииты занимаются самобичеванием с цепями и лезвиями во время Ашуры 27 декабря 2009 года. (UPI/Hossein Fatemi)


Страстная пятница символизирует распятие Иисуса Христа и его смерть. На фото: христиане поднимают распятие с Сальвадором Завалой (в центре) в роли Иисуса Христа во время ритуала «путь креста» в Чикаго 2 апреля 2010 года. На ежегодный ритуал в Страстную пятницу съезжаются тысячи человек, чтобы пройти дистанцию в 2,4 км в центре американо-мексиканского сообщества Пилсен в Чикаго. (UPI/Brian Kersey)


Ваисакхи – праздник сикхов, символизирующий основание ордена Хальса в Анандпур Сахибе в 1699 году десятым сикхом Гуру, Гуру Гобинд Сингх. Выпадая на середину апреля по григорианскому календарю, Ваисакхи знаменует начало сезона урожая. На фото: одна из многих движущихся платформ на параде в честь Ваисакхи 14 апреля 2007 года. (UPI Photo/Heinz Ruckemann)


Фестиваль Кумбх-Мела – проходит каждые три года в четырех разных городах Индии (таким образом, в каждом городе раз в 12 лет). Длится фестиваль 42 дня и привлекает миллионы людей. Люди верят, что, искупавшись в священных водах реки Ганг, они смоют свои грехи. На фото: индийские верующие купаются в реке Ганг на фестивале Кумбх-Мела в Харидваре 14 апреля 2010 года.


Каждый мусульманин (если он физически способен сделать это) должен совершить в своей жизни паломничество Хадж хотя бы один раз. Ежегодное паломничество Хадж представляет собой крупнейшее ежегодное паломничество в мире – в нем участвуют до двух миллионов мусульман. На фото: саудовский офицер Гассан смотрит на мусульман, которые молятся в месте рождения пророка Мухаммеда в Великой мечети в Мекке 4 декабря 2008 года. (UPI Photo/Mohammad Kheirkhah)


Пурим – праздник в честь освобождения еврейского народа от гнета Персидской империи. На Пурим принято публично читать книгу Эстер, дарить еду и напитки и давать милостыню бедным. На фото: маленькие ультраортодоксы в костюмах празднуют Пурим в районе Меа Шеарим в Иерусалиме 5 марта 2007 года. (UPI Photo/Debbie Hilll)


Холи – весенний фестиваль индусов и сикхов, который празднуют в таких странах как Индия, Непал, Шри-Ланка. Индийцы бросают в друг друга цветным порошком у храма Банке Бихари в Матхуре 10 марта 2009 года. (UPI Photo/Mohammad Kheirkhah)


Индийский мальчик в краске после празднования Фестиваля Красок в Нью-Дели 11 марта 2009 года. (UPI Photo/Mohammad Kheirkhah)


Крещение – христианский праздник, знаменующий переход Господа в человеческую форму в теле Иисуса Христа. На фото: православные христиане окунаются в воду из реки Иордан 18 января 2010 года. Сотни православных христиан собрались на религиозный праздник недалеко от города Иерихон, где, по преданию, Иоанн Богослов крестил Иисуса Христа. (UPI/Debbie Hill)


Древний ритуал Капарот всегда исполняется перед еврейским днем искупления грехов Йом Киппур. На фото: ультраортодоксальный еврей проносит цыпленка над головой ребенка с молитвами в Иерусалиме 7 октября 2008 года. (UPI Photo/Debbie Hill)


Ураза Байрам символизирует окончание Рамадана. На фото: старший лидер движения Хамас Исмаил Хание обращается к аудитории на массовой молитве в Газе 30 сентября 2008 года. (UPI Photo/Ismael Mohamad)


Иранские женщины в традиционных костюмах собрались вокруг костра на религиозной церемонии Садех к западу от столицы Тегеран 30 января 2010 года. Садех означает на персидском «сотня», что имеет отношение к ста дням и ночам, оставшимся до начала нового персидского года, который празднуется в первый день весны. (UPI/Maryam Rahmanian)


Рождество. Палестинский мальчик зажигает свечку в Церкви рождества Девы Марии, где, по преданию, родился Иисус Христос, в Вифлееме 20 декабря 2009 года. (UPI/Debbie Hill)


Вербное воскресенье – христианский праздник, всегда выпадающий на воскресенье перед Пасхой. Верующие празднуют вхождение Иисуса в Иерусалим. На фото: христиане несут пальмовые и оливковые ветки на процессии в честь Вербного воскресенья в Иерусалиме 28 марта 2010 года. (UPI/Debbie Hill)


Рош Хашана считается кануном еврейского Нового года и выпадает на седьмой месяц иудейского календаря. На фото: ультраортодоксы молятся у Западной стены в старом городе Иерусалима 22 сентября 2006 года. (UPI Photo/Debbie Hill)


Пасха – христианский праздник, символизирующий воскрешение Иисуса Христа. На фото: русский православный батюшка освещает пасхальные куличи и яйца в Петропавловской церкви в Москве 3 апреля 2010 года. (UPI Photo/Alex Natin)


Всемирный день молодежи – событие католической церкви, направленное на молодежь и организованное Папой Иоанном Павлом II в 1986 году. На фото: Папа Иоанн Павел II машет толпе из автомобиля на площади в Торонто 25 июля 2002 года. На событии присутствовали до 300 000 паломников. (cc/cc/Christine Chew UPI)

Эти праздники разделяются на две категории:

Неподвижные (непереходящие) праздники : они всегда приходятся на строго определенное число месяца, вне зависимости от дня недели, ежегодно меняющегося. К ним относятся девять двунадесятых церковных праздников:

Двунадесятые неподвижные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября
†Воздвижение Креста Господня (40 дн.от Преображения) 27 сентября
Введение во храм Пресвятой Богородицы 4 декабря
†Рождество Христово 7 января
19 января
†Сретение Господне (40 дн. от Р.Х.) 15 февраля
Благовещение Пресвятой Богородицы (за 9 мес. до Р.Х.) 7 апреля
†Преображение Господне 19 августа
Успение Пресвятой Богородицы 28 августа

Подвижные (переходящие) праздники . Подвижная часть церковного календаря перемещается вместе с изменяющейся год от года датой празднования . Все «подвижные» праздники отсчитываются от Пасхи и перемещаются в пространстве «светского» календаря вместе с ней.

Двунадесятые переходящие праздники:

Двунадесятые праздники имеют по одному дню предпразднства, за исключением Рождества Христова, которое имеет 5 дней предпразднства и Богоявления, имеющего 4 предпразднственных дня.

Число дней попразднства бывает неодинаковым - от 1 до 8 дней, смотря по большей или меньшей близости одних праздников к другим или к дням поста.
Некоторые из Господских праздников, кроме того, предваряются и заключаются особыми субботами и неделями (воскресными днями).

Службы двунадесятых праздников неподвижного круга находятся в месячных. Службы двунадесятых праздников подвижного круга находятся в - Постной и Цветной.

В России до 1925 года двунадесятые праздники были одновременно церковными и гражданскими.

Великие недвунадесятые праздники:

У праздников Рождества и Усекновения главы Иоанна Предтечи, Обрезания Господня, Покрова Пресвятой Богородицы, Святых первоверховных апостолов Петра и Павла предпразднства, попразднства и отдания нет.

  • епископ Александр Милеант
  • Ю. Рубан
  • Праздники Рождественского цикла Ю. Рубан
  • Двунадесятые праздники прот. Александр Мень
  • Тропари двунадесятых праздников

Праздники христианские

Праздники христианские - определенные дни церковного календаря, отмечаемые богослужениями, носящими индивидуальный литургический характер. Это фиксировано в названиях праздников и «покаянных времен», датах и порядке их совершения, а также в содержании текстов, исполняемых во время богослужения. Их цель и смысл - воспоминание, прославление и богословское истолкование ключевых этапов истории Спасения, которая воплощена главным образом в событиях земной жизни Иисуса Христа (Спасителя), и Девы Марии - реальной соучастницы этого богочеловеческого процесса. Отсюда - исключительное место в календаре посвященных Им праздников.

Праздники распределены внутри двух накладывающихся друг на друга годовых циклов - (минейного) и (триодного, или пасхально-пятидесятничного). Торжества и памятные события первого цикла строго фиксированы только по числам месяца (для дат юлианского календаря по отношению к современному гражданскому необходима поправка: n - 13 дней, - для XX-XXI вв.). Праздники второго фиксированы только по дням недели, будучи жестко соотнесены с Пасхой, являющейся точкой отсчета для всего подвижного годового цикла. Дата же последней перемещается в пределах 35 дней («пасхальные пределы»): от 4 апреля (22 марта по ст. ст.) - до 8 мая (25 апреля ст. ст.).

Важнейшие праздники современного православного календаря именуются «двунадесятыми», или «дванадесятыми» (от слав. дванадесять - «двенадцать») (см. ). , как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации.

Вторую ступеньку в праздничной иерархической лестнице занимают праздники, именующиеся в литургическом словоупотреблении «великими». К ним принадлежат: Покров Пресвятой Богородицы (1/14 октября), Обрезание Господне и память св. Василия Великого (1/14 января), Рождество Иоанна Крестителя (24 июня/7 июля), память первоверховных апп. Петра и Павла (29 июня/12 июля), Усекновение главы Иоанна Крестителя (29 августа/11 сентября), а также, согласно некоторым старым календарям, - преставление (кончина) ап. Иоанна Богослова (26 сентября/9 октября), память свят. Николая, архиепископа Мир Ликийских (6/19 декабря) и перенесение его мощей из Мир в итальянский г. Бари (9/22 мая).

Все другие многочисленные праздники посвящены бесплотным силам (общий праздник - Собор архистратига Михаила, 8/21 ноября), святым ветхозаветным и христианским, воспоминанию знаменательных событий Священной библейской и христианской истории, явлению чудотворных икон, открытию мощей.
Постоянная канонизация новых святых означает непрерывное пополнение христианского календаря.

В церковном Уставе (Типиконе) предусматривается градация всех праздников на пять разрядов по степени торжественности совершения их богослужений, что и фиксируется особыми знаками (шестой разряд не имеет знака). Престольный праздник любого храма (имя которого он носит) приравнивается для него в богослужебном аспекте к двунадесятым праздникам. Такая же степень торжественности может быть присуща «местночтимым» праздникам, даже имеющим на общецерковном уровне скромный литургический статус.

Общие для всех христиан праздники - прежде всего Пасха и Рождество Христово (последнего, в качестве особого календарного торжества, не имеет Армянская и другие монофизитские церкви). Важнейшие годовые праздники в основном совпадают у православных и католиков (потому что основываются на одних и тех же событиях священной истории), но различаются датами, часто названиями и смысловыми нюансами, а также характером совершения.
Равно чтутся многие святые единой Церкви: восточные - на Западе, западные - на Востоке (Василий Великий - Амвросий Медиоланский, и др.). Но святые одной Церкви, жившие после разделения Церквей (1054г.), могут почитаться в другой Церкви преимущественно на местном уровне, с разрешения церковных властей. Официальный католический календарь, например, включает имена свв. Кирилла Туровского (11 мая), Антония Печерского (24 июля), равноапостольных Ольги и Владимира (27 и 28 июля), Бориса и Глеба (5 августа), Сергия Радонежского (8 октября); чествуется также Владимирская икона Божией Матери (7 сентября).
Протестанты, отвергая почитание Богоматери, святых, мощей и икон, не имеют в своих календарях и соответствующих им праздников.

Изучением праздников в контексте общего процесса формирования церковного календаря занимается (букв. «праздниковедение») - вспомогательная историческая дисциплина, один из разделов академической литургики.

Богослужебные тексты содержатся в Служебной, в 12-ти томах (для неподвижных праздников), Постной и Цветной (для подвижных), Минее Праздничной, а также в многочисленных изданиях служб отдельным праздникам, часто содержащих исторические справки, комментарии, нотацию и иные приложения.

«Как праздновать праздник? Мы празднуем событие (вникнуть в величие события, цель его, плод его для верующих) или лице, как, например: Господа, Божию Матерь, Ангелов и Святых (вникнуть в отношение того лица к Богу и человечеству, в благодетельное влияние его на Церковь Божию, вообще). Надобно вникнуть в историю события или лица, приближаться к событию или лицу, иначе праздник будет несовершенный, небогоугодный. Праздники должны иметь влияние на нашу жизнь, должны оживлять, возгревать нашу веру (сердца) в будущие блага и питать благочестивые, добрые нравы.»

Историей своего происхождения многие праздники и обряды народов мира неразрывно связаны с религией, культурой и духовным наследием той или иной народности.

Народы мира

На протяжении всего существования человечества эти уникальные историко-культурные ценности рождались, совершенствовались и исчезали, однако подавляющее их большинство все же сумело дойти до наших дней практически в своем первозданном виде.

Обряды славян: история их происхождения

Говоря о том культурном наследии, которое сумело пройти сквозь века, дойдя до сегодняшнего времени, следует привести в пример известные обряды и традиции славянских народов.

Наиболее древние из этих обрядов и обычаев в своем происхождении напрямую связаны с язычеством, когда-то являвшимся частью самых первых общечеловеческих представлений о человеке и мире, и позже – ставшим основой для всех существующих на планете религий.

Календарные праздники и обряды у славян

Связь с праздниками

Официально существовавший дохристианский пантеон славянских богов, утвержденный еще князем Владимиром, включал в себя мужские и женские божества, с именем которых были связаны самые первые древнеславянские обряды. Так, среди наиболее старинных обрядов следует упомянуть непременное славянское празднование в честь женского божества Макошь («мать хорошего урожая, изобилия»), проходившее в конце октября-начале ноября.

С этих праздничных посиделок начинался сезон любопытных и очень красивых зимних обрядов. Устраивая гуляния в честь Макоши, славянские народы старались умилостивить божество жертвоприношениями и всяческими дарами, чтобы на следующий год оно благоволило плодородию и получению щедрого урожая.

Вообще, праздничные обряды и календарные праздники у славянских народов были призваны отображать, в первую очередь, хозяйственные интересы крестьян, что объясняет совпадение дат праздничных гуляний с теми или иными сельскохозяйственными сезонами. Кроме этого, подавляющее число общеславянских праздников было тесно связано с прочно укоренившимся культом предков, что сохранилось и к нашему времени.

По настоящий день (особенно, у восточнославянских народностей) сохранилась традиция посещать кладбища и могилы предков на Радоницу, Троицкую и Дмитриевскую субботы. Отсюда же, кстати, берут свое начало обычаи поминовения усопших хмельными напитками, оставления на местах их захоронений пищи и устроения трапезы на могиле.

Еще относительно недавно языческие поминальные обычаи прослеживались во многих христианских праздниках – к примеру, в Святки или Чистый четверг. Так, на Святки было принято поминать предков дома, а в Великий Четверг – устраивать костры и топить бани (чтобы души усопших могли погреться и очиститься).

Любопытный факт: очень многие русские народные праздники и обряды восходят одновременно и к упомянутому культу предков, и к идее плодородия. Усопшие родственники в человеческом сознании ассоциировались с землей, и именно от благосклонности предков, по представлениям тех давних времен, зависел щедрый урожай. К примеру, всем известный праздничный обряд – Масленица – также неразрывно связан с темой плодородия и с поминовением предков, в честь которых устраивались кулачные бои и многие другие ритуальные состязания. Характерно, что основное блюдо на Масленицу (блины) относится к поминальным кушаниям.

Известные религиозные праздники и обряды

Из истории

Дошедшие до наших дней религиозные праздники и обряды народов мира начали складываться уже в древности, когда всеобъемлющее язычество стало понемногу отступать на задний план.

В каждом ныне известном вероисповедании существуют свои специфические обряды, которые могут быть ежедневными, еженедельными, ежегодными либо эпизодическими – которые человек осуществляет всего лишь раз в жизни (как правило, такие обряды связаны с рядом ключевых этапов жизненного цикла: рождением, браком или смертью).

Основные обряды в христианстве

Христианская церковь также выделяет столь важные события в жизни верующего человека, как рождение и связанное с ним таинство Крещения, вступление в брак и сопутствующий ему обряд Венчания, и смерть, сопровождаемая обрядом Отпевания.

Самым торжественным и главным праздником в христианстве является светлый праздник Пасхи или Христова Воскресения. Этим событием завершается строгий Великий пост. В свою очередь, Рождеству Христову – еще одному основному христианскому празднику – предшествует строгий Рождественский пост, продолжающийся в течение сорока дней.

Основные обряды в исламе

Одной из важных обязанностей мусульман является ежедневная молитва, именуемая Намаз. На протяжении дня мусульманин обязан молиться 5 раз в день – независимо от того, где его застанет время.

Общепринятыми в мусульманстве считаются важные праздники Курбан-Байрам (праздник жертвоприношения), Ураза-Байрам (праздник разговения), Мирадж (ночь вознесения пророка Мухааммеда на небеса), Мавлид (день рождения пророка). Все праздничные события отмечаются в соответствии с мусульманским календарем.

Основные обряды в буддизме

В буддизме особое значение придается обрядам, связанным с кончиной человека. Буддистский обряд погребения – это необычайно сложная в своей организации и многоэтапная процедура, сопровождающаяся чтением молитв, обязательным освящением места погребения, отпеванием усопшего.

Одним из важнейших праздников в буддизме считается Весак – пышная праздничная церемония, устраиваемая в честь рождения, просветления и уходом из земного мира (в паринирвану) Гаутамы Будды.

Другим значимым праздником является буддийский Новый год, более известный, как Цаган Сар. Это торжественное событие в буддизме может отмечаться по-разному, в зависимости от школы и направления, но для всех, исповедующих буддизм, данный праздник символизирует обновление, новый, важный и серьезный этап в жизни, который превращается в целый ритуал.

Основные обряды в иудаизме

Обряды в иудаизме

Говоря о том, какими бывают народные обряды праздники в зависимости от той или иной религии, нельзя не сказать и об иудаизме. Важнейшим еженедельным обрядом у евреев-иудаистов является день, посвященный богу – а именно, суббота (или шаббат). В этот день должна выполняться одна из 10 библейских заповедей, предусматривающая запрет на работу в седьмой день недели. Ритуал проведения субботы у верующих евреев известен с древности, и для большинства иудеев он является важнейшей частью привычного жизненного уклада, компонентом материальной и духовной культуры. Для субботы существует даже свое специальное приветствие:

«Шаббат шалом».

Одним из самых красивых праздничных обрядов в иудаизме является Хупа – обряд бракосочетания, получивший свое название по одноименному навесу, под которым совершается сама церемония. Этот обряд сопровождается пением песен, танцами и осуществлением старинных ритуалов, призванных защитить молодую семью в ее дальнейшей жизни.

Важнейшим праздником у верующих евреев-иудаистов является Песах (по-гречески и по-русски — Пасха), спустя 50 дней после которого наступает другой праздник Шавуот, организуемый в честь памяти дарования Богом Моисею Десяти библейских заповедей.

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО КУРСУ

«Основы религиозных культур и светской этики»

(модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Класс: 4

урока: 24

Тема: «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Цель: Систематизация и обобщение знаний о праздниках в религиях мира .

Задачи:

Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира

Расширить представление о праздниках в религиях мира

Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мира

Виды деятельности: беседа, групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: мультимедийная презентация, иллюстративный материал.

Ход урока:

    Организационный этап:

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книга, ручка и тетрадка.

Повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь, пожелайте соседу удачи.

У нас сегодня на уроке присутствуют гости, давайте их поприветствуем. Присаживайтесь.

    Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся:

У: Ребята, вспомните, пожалуйста, тему нашего прошлого урока? О чем мы говорили?

Д: Мы изучали тему «Праздники в религиях Мира», рассмотрели, какие праздники являются главными в каждой религии.

У: Россия – многонациональное государство, где проживают люди, принадлежащие к разным религиозным культурам. У представителей этих культур свои , обряды, праздники, которым они следуют и которые соблюдают.

У: Какова цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы с вами закрепим полученные знания и оправимся в мир разнообразных и удивительных праздников .

Ребята любите ли вы праздники?

Какие самые любимые?

Какие ассоциации возникают при слове праздник?

(радость, веселье, подарки, угощенья, отдых)

Что такое праздник?

ПРАЗДНИК - нерабочий день, день радости, установленный в честь какого-либо события. (словарь Ожегова).

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний:

У: Проверка д. з. Ребята, давайте в виде блиц – турнира вспомним известные нам мировые праздники и религию, к которой они принадлежат. Я называю праздник, а вы очень кратко, в устной форме объясняете его суть. За каждый правильный , отвечающий ставит себе балл. По результатом будет объявлен самый эрудированный ученик в области религиозных праздников.

Пейсах (праздник освобождения еврейского народа )

Рождество (родился Иисус Христос)

Суккот (праздник чистой радости во славу Создателя)

Ураза-Байрам (праздник окончания поста)

Пасха (Светлое Христово Воскресенье)

Ханука (еврейский праздник свечей)

Троица (праздник прославляющий Бога-отца, Сына и Святого Духа)

Сагаалган (Новый год в буддизме.)

Вознесение (после Воскресенья своего в течение 40 дней Иисус Христос является ученикам. На 40 день от Пасхи он вознесся и сел по правую руку от Бога.)

Шавоут (праздник дарования еврейскому народу Торы)

Подведение итогов, детьми.

Угадайте праздник по картинке

Следующее задание такого характера, учащимся на слайдах демонстрируются картинки праздников (Курбан - байрам, Дончод, Мавлид ). Им нужно угадать какой праздник представлен и назвать его главные особенности.

Вывод по 2 выполненным заданиям. (В каждом празднике есть свои особенности)

    Первичное закрепление:

Работа в группах.

Ребята сейчас вы поработаете в группах (можно повторить правила работы в группе).

Я хочу вам предложить выполнить несколько ответственных заданий.

Дезинформация. Найди фактическую ошибку в тексте.

Для вас на слайдах будут демонстрироваться текст, который может содержать фактическую ошибку. Необходимо в течение 6 мин найти ее и ответ аргументировать

После появления Благодатного Огня я всеми горящими свечами себе бороду жег, все волосы мои горели, а на теле появились ожоги 3 степени. (Благодатный огонь не обжигает).

Всевышний решил испытать веру Ибрахима - повелел принести в жертву Себе единственного сына. Ибрахим выполнил волю Всевышнего. Занес руку для принесения сына в жертву и убил его. (Всевышнему не нужно кровопролитие и человеческие жертвы, он хотел убедиться в готовности пожертвовать)

В дни Шавуот запрещен любая работа и не положено зажигать огонь. Поэтому евреи весь праздник голодают, живут без огня и электричества. (Нет. Заранее зажигают горелку и оставляют ее на все дни праздников, в дни праздника принято употреблять в пищу молочные продукты, воздержаться от мяса).

Вывод : Ребята после выполнения сегодняшних заданий, я бы хотела вам зачитать следующие строки.

Для человека национальность -

и не заслуга,

и не вина.

Если в стране

утверждают иначе,

значит,

несчастна эта страна.

(Слова Роберта Рождественского)

О чем данные строки, о чем автор хотел ими сказать??

Как это может быть связано с темой нашего урока??

5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

У: Сегодня мы на уроке назвали суть каждого из праздников, особенности, ритуалы, обряды. И пришли к выводу, что мы должны быть веротерпимыми, уважать, понимать, ценить традиции других религиозных культур .

Сопоставление: Сагаалган (буддийский Новый год) __________ Новый год (Православие)

Песах (Иудаизм)___________ Пасха (Православие)

Дончод (Д. р Будды, и уход из земного мира)___Рождество Христово (Правосл).

Выступление родителей, «… Праздник в нашей семье».

Ребята сегодня на уроке у нас присутствует старшее поколение, это ваши родители. Мы с удовольствием сейчас послушаем, как празднуются праздники в ваших семьях. Какие обряды соблюдаете, как готовитесь к предстоящим праздникам.

В какой праздник на праздничном столе вы увидите и угоститесь?

крашеными яйцами и куличом (Пасха)

горькими травами, мацой, 4 бокалами вина (Пейсах)

жертвенным барашком (Курбан –Байрам)

белыми продуктами, бурсаки (Сагаалган)

    Рефлексия

Наш урок подходит к концу. Давайте сейчас каждый для себя определит с какой целью он прошел . Давайте вернемся к теме и цели нашего урока, и сделаем вывод.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Расскажи членам семьи и друзьям о понравившемся религиозном празднике.

Найти пословицы и поговорки о праздниках!

Самоанализ урока

Сегодняшний урок 24 в системе уроков по орксэ (модуль – Основы православной культуры) , тема « Календари религий мира. Праздники в религиях мира ». Его цель – систематизировать и обобщить знания детей о праздниках в религиях мира . Для достижения цели, ставились задачи:

1)Закрепить знания обучающихся о многообразии праздников в религиях мира;

2)Расширить представление о праздниках в религиях мира;

3)Воспитать взаимоуважение и бережное отношение к традициям народов мир;

Урок был также призван способствовать развитию у учащихся уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, воспитывать ценностное отношение к жизни,родителям, духовному, к межличностным отношениям.

Это по типу был урок открытия новых знаний, он включал в себя этапы:

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия

При проведении урока я ориентировалась на принципы обучения

На принцип проблемности (использовала задания проблемного характера),

Вариативности (у учащихся была возможность выбора способа предъявления результатов)

Чтобы решить цель урока, я подобрала материал из библейских историй, призванный заинтересовать учащихся, проблемные вопросы, творческие задания.

Материал урока оказался интересным для учащихся.

На всех этапах урока я использовала активные методы обучения, потому что это методы при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. На первом этапе я использовала метод постановки проблемной задачи. На втором - поисковый метод и метод анализа конкретной ситуации.

В ходе урока была организована групповая работа, а на этапе закрепления -индивидуальная работа.

Задания в группах были ориентированы на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками во время группового обсуждения учащихся, овладение навыками смыслового чтения, осознанное построение речевых высказываний.

Руководство учителя при выполнении заданий было инструктирующим, потому что учащиеся уже хорошо умеют работать в группах и самостоятельно.

Учащиеся имели возможность выбора домашнего задания.

Мне удалось уложиться по времени. Распределение времени на этапах урока было сделано правильно.

Мне было легко вести урок, ученики активно включались в работу. На уроке мной была использована презентация по основным этапам урока, индивидуальный печатный материал и карточки с заданиями.

Домашнее задание не вызовет затруднения у большинства учеников, потому что мы часто выполняем задания подобного рода.

В мире огромное количество религиозных праздников. У каждой религии свои ритуалы, традиции и обряды, сопровождающиеся грандиозными празднествами.

Страстная пятница символизирует распятие Иисуса Христа и его смерть. На фото: христиане поднимают распятие с Сальвадором Завалой (в центре) в роли Иисуса Христа во время ритуала «путь креста» в Чикаго 2 апреля 2010 года. На ежегодный ритуал в Страстную пятницу съезжаются тысячи человек, чтобы пройти дистанцию в 2,4 км в центре американо-мексиканского сообщества Пилсен в Чикаго.


Ваисакхи – праздник сикхов, символизирующий основание ордена Хальса в Анандпур Сахибе в 1699 году десятым сикхом Гуру, Гуру Гобинд Сингх. Выпадая на середину апреля по григорианскому календарю, Ваисакхи знаменует начало сезона урожая. На фото: одна из многих движущихся платформ на параде в честь Ваисакхи 14 апреля 2007 года.


Фестиваль Кумбх-Мела – проходит каждые три года в четырех разных городах Индии (таким образом, в каждом городе раз в 12 лет). Длится фестиваль 42 дня и привлекает миллионы людей. Люди верят, что, искупавшись в священных водах реки Ганг, они смоют свои грехи. На фото: индийские верующие купаются в реке Ганг на фестивале Кумбх-Мела в Харидваре 14 апреля 2010 года.


Каждый мусульманин (если он физически способен сделать это) должен совершить в своей жизни паломничество Хадж хотя бы один раз. Ежегодное паломничество Хадж представляет собой крупнейшее ежегодное паломничество в мире – в нем участвуют до двух миллионов мусульман.Религиозные туры организуются со всех континентов. На фото: саудовский офицер Гассан смотрит на мусульман, которые молятся в месте рождения пророка Мухаммеда в Великой мечети в Мекке 4 декабря 2008 года.


Пурим – праздник в честь освобождения еврейского народа от гнета Персидской империи. На Пурим принято публично читать книгу Эстер, дарить еду и напитки и давать милостыню бедным. На фото: маленькие ультраортодоксы в костюмах празднуют Пурим в районе Меа Шеарим в Иерусалиме 5 марта 2007 года.


Холи – весенний фестиваль индусов и сикхов, который празднуют в таких странах как Индия, Непал, Шри-Ланка. Индийцы бросают в друг друга цветным порошком у храма Банке Бихари в Матхуре 10 марта 2009 года.


Крещение – христианский праздник, знаменующий переход Господа в человеческую форму в теле Иисуса Христа. На фото: православные христиане окунаются в воду из реки Иордан 18 января 2010 года. Сотни православных христиан собрались на религиозный праздник недалеко от города Иерихон, где, по преданию, Иоанн Богослов крестил Иисуса Христа.


Древний ритуал Капарот всегда исполняется перед еврейским днем искупления грехов Йом Киппур. На фото: ультраортодоксальный еврей проносит цыпленка над головой ребенка с молитвами в Иерусалиме 7 октября 2008 года.


Праздник Ашура символизирует у шиитских мусульман мучения внука пророка Мухаммеда Имама Хусейна, которого убили в битве в Карбале, Ирак, в 680 н.э. Это национальный праздник в таких странах, как Иран, Ирак, Афганистан, Ливан… На фото: афганские шииты занимаются самобичеванием с цепями и лезвиями во время Ашуры 27 декабря 2009 года.


Иранские женщины в традиционных костюмах собрались вокруг костра на религиозной церемонии Садех к западу от столицы Тегеран 30 января 2010 года. Садех означает на персидском «сотня», что имеет отношение к ста дням и ночам, оставшимся до начала нового персидского года, который празднуется в первый день весны.


Рождество. Палестинский мальчик зажигает свечку в Церкви рождества Девы Марии, где, по преданию, родился Иисус Христос, в Вифлееме 20 декабря 2009 года.


Вербное воскресенье – христианский праздник, всегда выпадающий на воскресенье перед Пасхой. Верующие празднуют вхождение Иисуса в Иерусалим. На фото: христиане несут пальмовые и оливковые ветки на процессии в честь Вербного воскресенья в Иерусалиме 28 марта 2010 года.


Рош Хашана считается кануном еврейского Нового года и выпадает на седьмой месяц иудейского календаря. На фото: ультраортодоксы молятся у Западной стены в старом городе Иерусалима 22 сентября 2006 года.


Пасха – христианский праздник, символизирующий воскрешение Иисуса Христа. На фото: русский православный батюшка освещает пасхальные куличи и яйца в Петропавловской церкви в Москве 3 апреля 2010 года.


Всемирный день молодежи – событие католической церкви, направленное на молодежь и организованное Папой Иоанном Павлом II в 1986 году. На фото: Папа Иоанн Павел II машет толпе из автомобиля на площади в Торонто 25 июля 2002 года. На событии присутствовали до 300 000 паломников.


Ураза Байрам символизирует окончание Рамадана. На фото: старший лидер движения Хамас Исмаил Хание обращается к аудитории на массовой молитве в Газе 30 сентября 2008 года.

Так же смотрите:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх