Творить по законам красоты. Л

1. Эстетика – учение о красоте и об искусстве . Это простейшее определение. Красота существовала всегда, восприятие ее человеческим сознанием обозначается как «прекрасное». Искусство также зародилось очень давно (наскальные рисунки, ритуальные танцы), поэтому можно сказать, что предмет эстетики существует столько, сколько существует человеческое общество. Однако термин «эстетика» в научный оборот ввел немецкий философ Александр ГотлибБаумгартен 1750 г

2. Эстетика – наука о прекрасном в жизни и в искусстве. Данное определение подчеркивает, что прекрасное существует в жизни, поэтому можно говорить об эстетике труда, эстетике быта, эстетике мышления, эстетике общения.

3. Эстетика – это философия прекрасного и философия искусства. Эта формулировка подчеркивает философский характер эстетического знания. Создателями эстетических концепций являются те же авторы, которые вошли в историю философских учений, ибо вопрос о красоте – не какой-то частный вопрос. Ответ на вопрос о прекрасном зависит от ответа на фундаментальные философские вопросы: что есть человек, каково его место в этом мире, какими способностями он обладает. Способность понимать прекрасное составляет специфику человеческого бытия, ибо воспринимать красоту и творить прекрасное может только человек. И наоборот: настоящим человеком является тот, кто может видеть и творить по законам красоты. Эстетика занимается философским обоснованием прекрасного и философской интерпретацией искусства.

4. Баумгартен образовал термин «эстетика» от греческого слова «эстезис» (ощущение, чувственное восприятие) и определил эстетику как науку о чувственном познании, о «правилах чувственности вообще». Чувства, о которых писал немецкий мыслитель, отличаются от простых ощущений, это душевные переживания, развиваемые с помощью изящных искусств. Философия XVIII века подразделяла способности человека на разум, волю и чувства, и в соответствии с этим выделяла три главные философские науки: логику, этику и эстетику. Необходимость выделить прекрасное в особую сферу появилась тогда, когда в общественной практике наука потеснила искусство. Эстетика стала напоминанием о полноте жизни, о необходимости не только рационального, но и эстетического отношения к миру.

5. Эстетика – философское учение об эстетическом отношении к действительности и об искусстве как высшей форме эстетической деятельности. Это современное синтетическое определение показывает, что эстетическое отношение находится в ряду других видов отношения человека к миру. Кроме того, оно не сводится к прекрасному, эстетическое отношение выражается в таких категориях как возвышенное, трагическое, комическое, низменное и даже безобразное. Прекрасное остается эстетическим идеалом, однако не все в жизни и в искусстве идеально.

Сущность эстетического отношения к действительности становится понятной в сравнении с познавательным и нравственным отношением к миру.Познавательное отношение характеризуется такими параметрами как: повторяемость и универсальность его результатов, доказательность знания. Объект познавательного отношения предстает безлично, и познающий субъект тоже абстрагируется от своих личностных свойств. В противовес этому эстетическое отношение предельно личностное, в нем субъективность не только не мешает, но позволяет выявить закономерности прекрасного. Эстетическое отношение дает чувственное постижение закономерностей мира.Нравственное отношение к действительности отличается нормативностью (оно строится в соответствии с правилами), ригористичностью (правила морали не выбираются участниками, а предписываются им), наличием санкций за неисполнение норм. В отличие от этого эстетическое отношение свободно, гармонично и является способом самовыражения личности.

Эстетические учения в античности (IV-V вв. до н.э.)С эстетической точки зрения древний грек относился к миру как пластическому телу, скульптуре, поэтому предметом эстетики стала видимая форма, гармония и мера которой соответствовали гармонии мироздания. В результате вся философия была как бы эстетикой, древнегреческие философы считали, что сущность мира открывается в «созерцании» как высшей форме духовной деятельности.Поскольку древние греки мылили мир как космос, который в противовес хаосу предполагает порядок, постольку ранняя греческая эстетика была космологической, т.е. красота, гармония, пропорция, мера, в первую очередь были свойствами мироздания.

Эстетика пифагорейцев Основная категория философии Пифагора – число, число – это первоначало бытия, основа космической меры. То же числовое начало пифагорейцы обнаружили и в музыке, а поэтому весь космос мыслился ими как музыкально-числовая гармония. Космические сферы, настроенные на определенный тон, порождают «музыку небесных сфер».Пифагорейцы выявили связь музыки и математики, в частности, они установили соотношение между длиной струны и тоном звука и пришли к заключению, что правильные математические сочетания таких струн дают и гармонические созвучия.В эстетике Пифагора музыка оказалась также связанной с религией. Предполагалось, что правильная музыка очищает душу для религиозного экстаза. Более того, музыка – нечто большее, чем искусство, она входит в состав религиозного переживания.

Учение пифагорейцев содержало также мысли о нравственном значении музыки: как хорошая (космически гармоничная) музыка воспитывает душу, так плохая портит ее. Религиозное значение музыки не позволяло относиться к ней, как к удовольствию, но делало музыкальные занятия высокой формой духовной практики.Применением пифагорейской эстетики в художественной практике стало творчество Поликлета, создавшего скульптуру «Канон», и одноименный трактат о математических пропорциях человеческого тела. С его точки зрения искусство подражает не природе, а норме. Подобно строению космоса, оно должно быть гармоничным, соразмерным, пропорциональнымПериод средней классики в философии Древней Греции характеризуется переходом от космологизма к антропологизму в эстетике.

Эстетика софистов Софисты провозгласили, что «человек есть мера всех вещей», в том числе и эстетического отношения. Источником красоты является не мир, а человек с его способностью воспринимать нечто как красивое. Как считал Горгий, «прекрасно то, что приятно для взора и слуха». Таков субъективистский (красота – дело субъективное), релятивистский (красота – вещь относительная), гедонистический (красота – это то, что нравится) подход к пониманию красоты.Искусство для софистов суть иллюзия, создание «возвышающего обмана». В противовес пифагорейцам, софисты считали, что образы искусства создает человек, они не являются отражением реальности.

Эстетика Сократа Сократ разделял тезис антропологизма о том, что идею прекрасного следует соотносить с человеком, а не с космосом. Красота вещей действительно относительна (прекрасная обезьяна несопоставима с прекрасным человеком, а тем более прекрасным богом), поэтому следует найти прекрасное само по себе, общее определение красоты.Согласно Сократу общий принцип красоты – целесообразность. Поскольку мир устроен разумно и гармонично (мир – это космос), всякая вещь в нем предназначена для какой-то цели, что и делает ее прекрасной. Так прекрасны те глаза, которые лучше видят, то копье, которое лучше летит и колет. Целесообразность, при этом, не означает полезности (это делало бы позицию Сократа прагматической), целесообразность – это причастность вещи к благу. Благо же для Сократа – абсолютная величина, обусловленная устройством мироздания, благо – это и истина, и добро, и красота. Сократ выдвинул идеал калокагáтии (от греч. calos – красота, agathos – хороший), т.е. совпадения добра и красоты в человеке. Злой нрав проявляется в дисгармоничной внешности, а внутренняя доброта проявляется во внешней привлекательности.Поскольку прекрасное само по себе мыслится Сократом как идеальное совершенство, задачей искусства является подражание этому первообразу, а не природе. Художник отбирает лучшие, совершенные черты в окружающих его предметах и объединяет в идеальный образ. Вычленить первообраз и запечатлеть его – главная цель искусства.

Эстетика Платона Следуя за своим учителем, Сократом, Платон полагал, что задача эстетики – постичь прекрасное как таковое. Рассматривая прекрасные вещи (прекрасную девушку, прекрасную лошадь, прекрасную вазу), Платон делает вывод о том, что прекрасное не содержится в них. Прекрасное – это идея, она абсолютна и существует в «царстве идей».Приблизиться к пониманию идеи прекрасного можно, пройдя ряд ступеней:рассмотрение прекрасных тел;любование прекрасными душами (Платон справедливо показывает, что красота – не только чувственное, но и духовное явление);увлечение красотой наук (любование прекрасными мыслями, способность видеть прекрасные абстракции);созерцание идеального мира красоты, собственно идеи прекрасного.Подлинное постижение прекрасного возможно благодаря разуму, интеллектуальному созерцанию, это некое сверхчувственное переживание, т.е. эстетика Платона – рационалистическая эстетика. Стремление человека к прекрасному Платон объясняет с помощью учения об Эросе. Эрос, сын бога богатства Пóроса и нищенки Пéнии, груб и неопрятен, но имеет возвышенные стремления. Подобно нему, и человек, будучи земным существом, вожделеет красоты. Платоническая любовь (эрос) – это и есть любовь к идее прекрасного; платоническая любовь к человеку позволяет видеть в конкретном лице отблеск абсолютной красоты.В свете идеалистической эстетики Платона (эстетики, которая полагает, что красота – это идеальная сущность) искусство не имеет большой ценности. Оно подражает вещам, в то время как сами вещи суть подражание идеям, получается, что искусст-во – это «подражание подражанию». Исключение составляет поэзия, ибо рапсод в момент творчества охвачен экстазом, позволяющим ему наполниться божественным вдохновением и приобщиться к вечной красоте. В своем идеальном государстве Платон хотел отменить все искусства, однако оставил те, которые имеют воспитательное значение, воспитывают гражданский дух. В свою очередь наслаждаться таким «правильным искусством» способны только совершенные граждане.

Эстетика Аристотеля Если для Платона прекрасное – это идея, то для Аристотеля прекрасное – это идея, представленная в вещи. Идея вещи – это ее форма, когда материя оформляется, получается прекрасный объект (так мрамор, восприняв идею художника, становится статуей).Исходя из этого, Аристотель трактует искусство как деятельность, через искусство возникают те вещи, форма которых находится в душе. Согласно Аристотелю сущность искусства составляет мимéзис (подражание), искусство подражает действительности, имеет миметическую природу. Однако это не слепое копирование, а творческое выявление типического, общего, идеального при обязательном воплощении его в материале.На основании теории мимезиса Аристотель разделил искусства на подражательные и дополняющие природу. К последним относятся архитектура и музыка, их философ ценил не очень высоко. Наибольшую ценность представляют те искусства, которые отражают действительность. Они, в свою очередь разделяются на искусства движения (временные) и искусства покоя (пространственные). Виды искусства можно различать и по средствам подражания (цвет, движение, звук). Высоко расценивая поэзию, Аристотель выделял в ней эпос, лирику и драму, а драматические произведения делил на трагедию и комедию.Целью трагедии является кáтарсис, очищение души через сопереживание героям; прохождение через кризис способствует возвышению души. Учение о катарсической природе драматического искусства было широко признано в эстетике.В отличие от Платона, признававшего за искусством только воспитательную роль, Аристотель рассматривал и гедонистическую функцию искусства, рассматривал его как средство получения удовольствия.

Трактат Псевдо-Лонгина «О возвышенном» Трактат «О возвышенном» был написан в III в. н.э., однако долгое время приписывался римскому ритору Лонгину, жившему в I в. н.э. Трактат замечателен выделением возвышенного в самостоятельную эстетическую категорию. Человека всегда восхищали грандиозные объекты, возвышенные в прямом и в переносном смысле: высокие горы, извержения вулканов, великие реки, свет планет. Аналогично и в искусстве, наряду с прекрасным, спокойным и гармоничным, существует возвышенное, задача которого не убеждать доводами, а привести в состояние восторга. Кроме того, возвышенное в искусстве – это «отзвук величия души», восторг вызывают не только внешние объекты, но и душевные движения.

Эстетика Византии (IV-XV вв.) Византийская империя была христианским государством, культура которого оказала большое влияние на формирование культуры восточных славян. Эстетика Византии носит религиозный характер, т.е. в первую очередь рассматривается красота божественного, а искусство мыслится как способ постижения божественного. Абсолютная красота божественного мира является образцом, причиной и целью земной красоты. В трактатах Псевдо-Дионисия Ареопагита, например, рассматривается три уровня красоты: абсолютная божественная красота;красота небесных существ;красота предметов материального мира.Главной модификацией прекрасного в византийской эстетике почитался свет: божественный свет, лучи которого пронизывают все бытие, делают мир прекрасным. Основой этого учения стало евангельское предание о Фаворском свете, физическом и духовном, озарившем лицо Иисуса в момент преображения на горе Фавор. «Свет умный» нужен и человеку для узрения мысленных вещей и слияния со светом божества.Другая модификация прекрасного – цвет. Византийская эстетика выработала живописный канон, предполагавший символическое значение цвета: пурпурный цвет символизирует божественное; голубой и синий – трансцендентное, небесное; белый – святость; красный – жизнь, огонь, спасение и кровь Христову; золотой – свет.Особенностью византийской эстетики является ее символический характер. Поскольку Бога нельзя постичь человеческим разумом, можно приблизиться к нему через образ, символ. У того же Дионисия Ареопагита весь земной мир – это система символов, через которую просвечивает божество. Символ не изображает духовную реальность, а указывает на нее, позволяет созерцать сверхчувственные объекты. В борьбе иконоборцев и иконопочитателей победили последние, с тех пор сложилась теория иконы как образа-символа, ведущего к первообразу, Богу. Был составлен иконописный канон, предполагавший, что богомаз (художник) должен писать не внешнее, а сокровенное; не личное видение, а всеобщее духовное содержание.Христианский богослов Иоанн Дамаскин выделил три главных аспекта иконопочитания:дидактический (икона – это книга для неграмотных);психологический (икона вдохновляет религиозные чувства);догматический (икона выступает документальным свидетельством о трансцендентной реальности, источником благодати).Религиозная эстетика Византии имела много общего с проникнутой христианством эстетикой европейского средневековья.

Эстетика европейского средневековья В эстетике европейского средневековья господствовал религиозный подход к эстетическим проблемам. Бог суть высшая красота, а земная красота – лишь отблеск божественной. Поскольку Бог, сотворивший этот мир, является высшим художником, художественная деятельность людей не имеет самостоятельного значения. Светские зрелища как лишенные религиозного смысла отвергаются. Образы же религиозного искусства ценны тем, что выступают посредниками между миром и Богом.Главным эстетическим достижением искусства средневековья стало формирование двух больших стилей: романского и готического. Поскольку все виды искусства концентрировались вокруг богослужения, то проявились эти стили в архитектуре и убранстве соборов.Романский стиль был господствующим в VI-XII вв. Сам термин был введен в эпоху Возрождения, мыслителям которого это искусство казалось подобием «римского» стиля (Roma – Рим). Романский стиль отличают массивные формы, мощные стены, подавляющие величием объемы зданий. Храм в этом случае предстает не столько обиталищем Бога, сколько вместилищем прихожан. Скульптура и рельефы вписаны в пространство храма и демонстрируют преобладание духа над телесностью.Готический стиль (XII-XIV вв.) сформировался тогда, когда изменились функции собора. Он стал не только культовым зданием, но и центром светской жизни, символом богатства города, мощи его власти. Термин «готический» был опять-таки придуман идеологами Возрождениями, ибо в сравнении с романским, «классическим» стилем, он представлялся «варварским» (готы – одно из варварских племен). Готика характеризуется устремленностью здания ввысь, что достигалось за счет особой конструкции архитектуры. Здание держалось благодаря системе подпорок: опорных арок внутри и контрфорсов снаружи. В результате нагрузка на стены уменьшалась, их можно было строить очень высокими. Готическая архитектура богато декорирована: резные башенки, балконы, витражи, розетки, скульптура внутри и снаружи здания делали храм изысканным произведением искусства.

Эстетика эпохи Возрождения Термин Renissance (Возрождение) принадлежит Джорджо Вазари, автору «Жизнеописания знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.). Вазари считал античность идеальным образцом искусства и полагал необходимым возродить ее образцы. Как и в античности, главной темой в искусстве становится не Бог, а человек, эстетика приобретает антропоцентрический характер. Даже для постижения божественной красоты лучше всего подходят человеческие чувства, в особенности зрение. Таким образом, Бог стал ближе к миру, сформировался интерес не к трансцендентной («запредельной»), а к природной красоте.Результатом стал расцвет визуальных искусств, в особенности живописи, в которой возник жанр пейзажа (в средневековом, да и в античном искусстве природа не была предметом изображения, но лишь условной средой, в которую помещались персонажи). Леонардо да Винчи считал живопись царицей всех наук.Такое сближение искусства и науки предполагало, что искусство способно дать истинное знание о сущности вещей, оно выделяет эту сущность, делает ее явной. Чтобы искусство давало знание, в основе изображения должны лежать математические закономерности. В частности, Альбрехт Дюрер разрабатывал учение о числовых пропорциях человеческого тела, ту же цель преследовал Леонардо своим чертежом человека, вписанного в круг и в квадрат. В своих построениях они ориентировались на правило «золотого сечения». Художники Возрождения открыли секрет построения прямой перспективы, т.е. изображения объема на плоскости. Итак, творцы эпохи Возрождения стремились выработать четкие, почти научные правила для художника, «поверить алгеброй гармонию». При этом они избегали слепого копирования действительности, их художественный метод – идеализация, изображение реального таким, как оно должно быть. Следует подражать природе, но только прекрасному в ней. В сущности, такой подход весьма близок идее Аристотеля о том, что искусство, подражая природе, должно запечатлевать идеальную форму в материале.Эстетика Возрождения уделила значительное внимание категории трагического, в то время как средневековая мысль тяготела к анализу категории возвышенного. Философы Возрождения ощущали противоречие античных и христианских оснований своей культуры, а также неустойчивость положения человека, опирающегося только на себя, свои способности и разум.

Эстетика классицизма. Это направление сложилось в XVII веке под влиянием рационалистической традиции в философии Нового времени, согласно которой мир устроен логично, соразмерно разуму, а потому постижим с помощью разума. В частности, Р.Декарт полагал, что художественное творчество должно подчиняться разуму, произведение должно иметь ясную внутреннюю структуру; задача художника – убеждать силой мысли, а не воздействовать на чувства.Теоретиком французского классицизма стал Никола Буало, написавший трактат «Поэтическое искусство». В нем эстетическим идеалом было провозглашено античное искусство, рекомендовалось следовать сюжетам греческой мифологии, ибо в них отражена жизнь в ее идеальном облике. Термин «классицизм» означает «образцовый стиль», который приписывался античной культуре. Стиль произведения должен быть высоким и изящным, простым и строгим. В соответствии с рационалистической установкой Буало полагал, что в искусстве фантазия и чувства должны быть подчинены разуму.Характер героя в классических произведениях рассматривался как неизменный и лишенный индивидуальных черт. Каждый персонаж должен быть целостным воплощением каких-то качеств, быть законченным злодеем, либо примером добродетели. Еще одним признаком классического стиля стал принцип единства места, времени и действия, который особо строго прослеживался в драматическом искусстве. Большой вклад в создание пьес в духе классицизма внесли Пьер Корнель, Расин, Жан Батист Мольер.Целью искусства классицизма считалось воспитание, формирование правильного (сообразного разуму) отношения к действительности, которое заключается в том, что разум и моральный закон должны обуздать страсти индивида и направить его к исполнению универсальных законов жизни. Следует заметить, что искусство того времени существовало по преимуществу как придворное искусство, классицизм своим расцветом во многом обязан правлению французского короля Людовика XIV и его любовью к украшению своего двора.

Барокко – еще одно художественное направление XVII века, широко распространенное в Италии и в России (поскольку в ней работали многие итальянские архитекторы). Название происходит от понятия «жемчужина неправильной формы», таким образом, подразумевается, что барокко – это нечто вычурное. Термин был придуман эстетами XVIII века в насмешку над стилем XVI–XVII веков, барокко считалось упадком красоты и хорошего вкуса. Поэтому иногда полагают, что в каждой культуре есть свое барокко, упадок, тяготение к странным формам в ущерб содержанию (к нему относили архитектуру Римской империи III-IV вв.; позднюю, «пламенеющую» готику; знаменитую Сикстинскую капеллу).Барокко – очевидная антитеза классицизму: цель искусства – создавать чудесное и поражающее, необычное и фантастическое. Искусство противно науке, оно зиждется не на разуме, а на вдохновении, игре воображения. Из всех интеллектуальных способностей ближе всего к искусству стоит остроумие, т.е. не гармоничный и логичный разум, а изощренный, соединяющий несоединимое.К художественным приемам барокко относится метафора, иносказание, эмблема; этот стиль позволяет изображать гротескное и даже безобразное, смешивает различные приемы изобразительности. Барокко выдвинуло идею синтеза искусств, главным достижением которого стало возникновение оперы. Прекрасной демонстрацией синтеза искусств стало творчество Джованни Лоренцо Бернини, построившего и оформившего многие здания в Ватикане. Теоретики барокко выдвинули идею о том, что архитектура – это застывшая музыка, а художники практиковали создание архитектурных иллюзий живописными средствами. В целом искусство барокко отличается пышность и декоративностью, замысловатостью форм и страстностью выражения. По своим социальным функциям оно оказалось средством прославления католической церкви и королевской абсолютной власти. Если достижения классицизма связаны в основном с литературой и театром, то барокко нашло наибольшее выражение в архитектуре и скульптуре.

Эстетика французского Просвещения. XVIII век – век Просвещения, время деятельности Дидро и других энциклопедистов, период идейной подготовки Великой французской буржуазной революции. В эту эпоху были поставлены многие проблемы, ставшие обязательной составляющей эстетического знания и, в частности, проблема вкуса.Вольтер, анализируя культурное наследие человечества, обнаружил, что искусство изменяется в соответствии с историческими событиями, искусство подражает социальной действительности (а не природе, как полагали многие). А поскольку жизнь трагична, то трагедия – наиболее нравоучительный жанр литературы, вызывающий сострадание и подъем нравственных чувств. Однако при всем почтении к греческому искусству Вольтер не разделял идею катарсиса. В статье «Вкус», написанной для «Энциклопедии», Вольтер называет вкусом «способность распознавать пищу», а также «чувство красоты и погрешности во всех искусствах». Тем самым он выявляет специфику эстетической оценки: ее мгновенный и чувственный характер, когда в переживании человек получает удовольствие от порядка, симметрии и гармонии в мире.Дидро полагал, что природа вкуса состоит в объединении трех компонентов: чувственного восприятия, рациональной идеи и эмоции переживания. Таким образом, Дидро отходит от грубого рационализма, стараясь построить более гармоническую концепцию эстетического восприятия. Во французской эстетике была поставлена проблема множественности вкусов («на вкус и на цвет товарища нет»), которая решалась за счет того, что испорченному аристократическому вкусу надо противопоставить вкус «просвещенный», основанный на знании. Просветители были уверены в существовании неизменных критериев хорошего вкуса, который между тем нуждается в воспитании, ибо возникает в результате опыта распознавания истинного и доброго.

Эстетика немецкого Просвещения и романтизм. Заслугой немецких мыслителей XVIII века является создание эстетики как самостоятельной философской дисциплины. Исходя из просветительской концепции человека как существа с тремя способностями (разум, воля, чувства), Баумгартен назвал эстетикой науку о чувственном познании.

Значительный вклад в эстетику внесло литературно-художественное движение «Буря и натиск», к которому в молодые годы примыкал Ф.Шиллер. Основная тенденция молодых немецких интеллектуалов состояла в разрыве с классицизмом. В отличие от последнего, провозгласившего эстетическим идеалом неизменное совершенство, они провозгласили исторический подход к искусству. Произведение должно быть не абстрактно совершенным, а соответствующим «духу времени», впервые возникла мысль о «прогрессивном», а не «правильном» искусстве. Культура должна быть проникнута национальным духом, а не стремлением к «классическим» образцам. Данное художественное течение проявило интерес к народному немецкому искусству, а также к средневековому наследию, наложившему отпечаток на немецкий характер.Движение «Бури и натиска» стало предпосылкой формирования мощного художественного направления – романтизма, сложившегося в кружке «йенских» романтиков, в творчестве Новалиса, Тика и др. Теоретики романтизма полагали, что искусство – плод творческой активности художника, а не подражание чему бы то ни было, поэтому главным предметом изображения становятся чувства художника. В этом творчестве личность безгранично свободна, может выдвигать любые идеалы, создавать любые образы. При этом романтическое мировосприятие фиксирует неразрешимое противоречие между высокими идеалами и низменной действительностью. Субъективное возвышение художника над пошлой действительностью стало стилистическим приемом «романтической иронии». С высот эстетического идеала романтики критиковали мещанскую мораль своего времени. Высшей реальностью для романтиков стало искусство, именно в искусстве душа живет полной жизнью, создавая «прекрасную видимость», искусство дает отдушину сокровенным чаяниям человека.В XIX веке романтизм вылился в расцвет искусств в Германии, а затем и во Франции. Примером может послужить творчество таких композиторов как Шопен, Лист, Берлиоз, Шуберт, романы Дюма и Гофмана, полотна Делакруа.

Татьяна Галянская

По законам Красоты и Гармонии

"Остановись в изумлении перед красотой,

и в твоем сердце расцветет красота"

Василий Сухомлинский

17 ноября 2017 года в музее истории народного образования города Миасса Челябинской области в МАОУ «МСОШ №20» открылась выставка фоторабот и флористики миасской художницы Валентины Михайловны Бобылевой.

Выставка проходит под девизом «Земля - наш общий дом» и посвящена Году экологии в России и Дню рождения города Миасса. А называется она «Красота Земли родной». И действительно, сама Красота вошла в пространство нашего музея с этой прекрасной экспозицией, с каждой ее работой, заговорила о сокровенном со зрителями.

Продолжили тему красоты родной земли и школьники. Песней открыл выставку школьный ансамбль «Незабудки» под руководством Ю.В. Клявлиной.

Затем перед учащимися 4-в класса выступили гости. Надежда Пястолова исполнила несколько собственных песен, в них говорилось о любви, о вере и надежде, о мудрости. Одна из песен была посвящена нашему городу, вдохновившего автора на такие, полные поэзии строки:

«Звезды над Миассом тихо шепчут сказки.

Затаилось время в глубине озер.

Отзвучав, уходит в вечность день вчерашний.

Утро над Миассом - для мечты простор».

Красота родного города, немеркнущая и под звездами ночи, и в утренние часы, приоткрылась новыми гранями. Песня обращалась к самому удивительному в нас - к чувству красоты. Она напомнила всем о хрупкости и незащищенности прекрасного.

Одна из жемчужин нашего края - озеро Тургояк. Фотопейзажи Тургояка Валентины Бобылевой помогли зрителям открыть для себя озеро в неповторимых красках и образах. А педагог школы Т.В. Галянская показала первый номер газеты, выпущенной в 2001 году Общественным Благотворительным фондом «Озеро Тургояк», с которым она сотрудничала в те годы. Газета посвящалась защите уникального озера, памятника природы и мощного источника физических и духовных сил. В ней поднимались вопросы экологии в самом широком смысле этого слова: экологии природы, экологии среды и экологии души. Один из номеров газеты «Тургояк» был подарен музею.

«Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе», - так говорил Василий Сухомлинский, также учивший своих воспитанников чувствовать красоту родного края. Этот замечательный педагог хорошо понимал, что без чувства красоты, без осознания того, что не только восхищаться красотой мы должны, но и защищать ее, не вырастить настоящего человека.

В этом же ключе своими мыслями о значении творчества, о воспитании прекрасным поделилась Валентина Михайловна Бобылева, автор не менее прекрасных работ. Своей жизнью и творчеством она утверждает законы Красоты:

Создающий красоту, сам наполняется ею;

Любовь к красоте творит чудеса;

Красота для души - как вода для цветка;

Красота зажигает сердца;

Человек, научившийся радоваться красоте природы, становится счастливее и добрее.

Замечательными стихами о природе Елены Понкратовой украсили праздничную встречу учащиеся 5-б класса. Они сами прочувствовали и передавали поэтическим языком правила жизни, похожие на завет:

«Научи других смеяться,

Не сдаваться и мечтать,

Красотою восхищаться,

Счастье людям раздавать».

В конце творческой встречи Валентина Бобылева провела для всех присутствующих мастер-класс. Свою главную задачу Валентина Михайловна видит в том, чтобы передать детям импульс возвышенного отношения к природе, заинтересовать созданием творческих работ из природного материала. Эти минуты, когда благодаря мастерству художницы на глазах творится чудо рождение красоты, а затем и у ее учеников, а это были дети, в гармоничные узоры стали складываться нежные цветочные лепестки, есть самое ценное таинство творчества человеческого духа.

В сосредоточении, в тишине собственного сердца создаются неповторимые образы красоты, подаренные природой. В этом действе заключено огромное воспитательное значение. Творчество, часы кропотливого труда и горения, пролетающие в поиске прекрасных сочетаний и форм, художественных образов, выражения собственных нестандартных мыслей, способно со временем преобразить человека. Именно пламя возгорающихся в нем энергий и огромное напряжение изменяют, обновляют и облагораживают творца. И главное - творческий человек, создатель красоты, и сам начинает жить по законам красоты и гармонии.

Кто не испытал радости творчества, тот не знает истинного счастья!

* * *

Перед выходом из музея все присутствующие еще раз полюбовались прекрасными фотопейзажами: закатами на озере Тургояк, горами и другими видами природы нашего края, флористическими работами и поделились своими впечатлениями.

С.ЗОРИН,
директор Оптического театра МЦР,
Москва

Крылья человеческого духа растит мировая культура. Стратегия развития человека, возможно, им и не осознаваемая, таится в глубинах «внутреннего человека», отличающегося от человека «внешнего» безусловной духовностью. Рождение Богочеловека внутри земного человека – закон мировой эволюции, изначальная заданность. Но эту цель, эту заданность человек, пробиваясь сквозь преграды и соблазны материального плана, должен еще осознать. Бог сотворил наш мир буквально из... ничего. Божественные замыслы – идеи (эйдосы по Платону), воплощаясь на материальном плане, одновременно с объектами мира творили и сам материальный план, то есть наш проявленный мир. Человек же творит объекты второй природы из материи, что качественно отличается от творчества Абсолюта. Но есть и в том, и в другом творчестве и нечто общее, ибо и человек тоже сначала рождает образ будущего произведения (в уме, в душе, в сердце?) и потом буквально сражается с материалом, преодолевая его сопротивление, чтобы замысел свой воплотить (оплотнить). И вот из, казалось бы, испорченной глыбы мрамора гений Микеланджело «освобождает» заключенного в ней Давида, а гений архитектора из кучи ничем не примечательных одинаковых камней строит собор, в удивительной тишине которого, пронизанной токами благодати, поселяется Дух Божий. Настоящая тайна творчества. Но глубоко трогает зрителя лишь то искусство, в котором художнику удается показать нам «тайные сокровища сердца своего» (Дюрер). Апофеозом эстетического чувства Художника является экстаз, расширяющий сознание и обручающий его с вечностью. А что есть Красота, как не проекция идеального из вечности на сотворенное во времени. Если творение приближается к своему эйдосу – это и порождает в нас ощущение Красоты. Абсолютная Красота – это абсолютное совпадение замысла и воплощения, эйдоса и вещи. Если бы это стало возможным в масштабах всего проявленного мира, то в то же мгновение мир прошел бы через горнило Преображения, и мы все встретились бы в вечности. Творить на Земле Красоту – значит приближать свою душу к спасению, а мир – к Преображению. Александр Скрябин прямо ставил задачу Преображения всего человечества с помощью мощнейшего воздействия своей грандиозной «Мистерии», в которую он мечтал включить все виды искусств в гармоничном синтезе. Недаром современники знали его не только как композитора, но и как профессионального философа.

Настоящий художник – всегда философ, но философ-практик, которому под силу донести свои сокровенные мечты до зрителя так точно и трепетно, чтобы и тот смог пережить его открытие и потрясение. Искусство воспитывает, искусство изгоняет серость будней, осветляя с помощью сопереживания и катарсиса наши души, согревая сердца, что приводит к просветлению всего материального плана.

Человек разговаривает с Богом на языке искусства. Если мы вдумаемся, то поймем, что Бог нигде и ни в чем не манифестировал себя с такой силой и убедительностью, как в творческой деятельности Человека. Разве все храмы всех народов, всех времен и всех религий не есть ли сплав человеческого умения и таланта, помноженного на жажду добраться до Истока всех истоков? Все храмы являют собою материализованные замыслы (и, вполне возможно, не только земных творцов). В храмах мы видим высший и органичный синтез достижений человечества в архитектуре, скульптуре и живописи. А в храмовом действе мы видим синтез и всех остальных видов искусства. В древнем мире эти искусства не были оторваны друг от друга, а представляли собой единое и неразрывное целое (как например мусика и хорея в древней Греции). Человек учится у природы, восторгаясь немыслимым богатством ее форм. Сколько подсказок дает природа тому, кто умеет видеть! Смотри и учись. Вот гениальный неведомый художник изобразил на срезах полудрагоценных камней целые миры. Вот невидимый скульптор – ветер – создал из скал грандиозные «скульптуры». Миллиарды самых причудливых форм увидит пытливый художник в окружающей природе, в микро- и в макромире. Учись и трудись, жалея только об одном, что не хватит тебе и сотен лет, чтобы претворить все замыслы в жизнь. А научившись у природы, не впадай в гордыню и не пробуй соперничать с ней. Да это и не удалось бы никакому сверхгениальному художнику, ибо превзойти Природу-Художника не в человеческих силах. А вот пополнить божественную эйдосферу идеи Художника-человека вполне могут. От творчества человека к творчеству Богочеловека. От подражания и копирования природы до подлинного со-творчества с Богом. От со-творчества до со-творения. И уже не картины или скульптуры, а целые новые миры будет создавать Богочеловек, если сейчас не предаст Бога в себе.

Мы часто слышим или читаем слова Спасителя: «Вы не можете служить Богу и Маммоне», но не всегда осознаем глубинный смысл этого высказывания. Человек, будучи микрокосмом, содержит в себе все. Тело роднит нас с биосферой, с животными, а духом мы изначально – дети божьи, так как при сотворении человека Бог вдохнул в нас душу живую, то есть часть Своей Души. Идя на поводу у нашего животного начала, у Зверя, мы служим Маммоне. Придет время, когда человек победит себя, свое низшее «я», и тем самым даст, наконец, проявиться в полной мере своей изначальной природе. Сознательно укрощая в себе Зверя и пробуждая Божественное начало, мы выбираем свой собственный путь, творим огромную работу по самосозиданию, опирающуюся на самодисциплину духа.

Мир грезит преображением, хотя и боится его, как и всего нового. Мир отрицает конечность, небытие, и жаждет спасения, как жаждет жизни все живое. Но каждый человек на своем жизненном пути делает такое огромное количество ошибок, что немудрено, что у некоторых просто руки опускаются. А тут еще догматы церковные твердят настойчиво, что если ты грешник, то самое место тебе только в аду. Истина же состоит в том, чтобы осознать совершенные ошибки, раскаяться глубоко и искренне, потому что это нужно не социуму, не церкви, а нашей бессмертной душе для ее возрождения и для ее восхождения. И это возможно на любом этапе нашего жизненного пути. А дальше упорно нужно подниматься вверх «по узкой каменистой тропинке», что несравненно труднее, чем катиться под откос вниз.

Поиск выхода из тупика в современных условиях существования планетарной цивилизации прежде всего лежит в сфере искусства; именно в искусстве (в отличие от философии и науки) лучше всего осознан и многократно подтвержден факт действительного преобразования (преображения) мира Красотой. Техногенная цивилизация с ее наукой обезобразили лик планеты. Пора, наконец, это осознать и очнуться от наваждения. Мы своими руками, если будем бесконечно любить Землю и поступать ответственно, можем до неузнаваемости изменить мир, созидая в нем все по законам Красоты и Гармонии. Такое Преображение мира будет истинным спасением рода человеческого, подошедшего в настоящее время к краю пропасти небытия . Академик Н. Моисеев перед самым уходом из жизни в 2000 году успел издать книгу-предостережение «Быть или не быть... человечеству» . В ней он строго научным языком показал, что мы, люди, сделали все, что только могли, чтобы уничтожить лучший из миров, дивную биосферу планеты Земля, и что времени у нас для адекватных действий, чтобы человечеству все же быть , осталось крайне мало (от нескольких десятилетий, в лучшем случае, до нескольких лет). Другой ученый, И.Н.Яницкий, выпустил книгу «Физика и религия» с подзаголовком «Рекомендации по уменьшению уровня потерь в масштабах цивилизации» . В этой книге он, в частности, говорит: «Знание первопричин опасности необходимо в связи с реальным Апокалипсисом – временем преобразований, точкой смены знаков бытия, куда человечество уже вошло. Обратного пути нет...».

Много сейчас говорится об экологии. Но само это понятие довольно расплывчатое. Смысл же во все наши вопли и вялые призывы вкладывается такой: «Давайте более бережно относиться к окружающей природе, не уничтожать ее с такой скоростью, чтобы не только нам, но и детям нашим было что черпать из кладовой природы». А внукам? А правнукам? А всем другим живым существам? А самой Земле? Позиция наша ничем не отличается от позиции всепожирающей гусеницы, но где же тогда homo sapiens – человек разумный? Мы искусственно задержались на стадии «гусеницы», не желая ничего слышать о неизбежности трансформации (то есть преображения). Отсюда и все беды наши, ибо «экологическая катастрофа свершается в сфере духа» (Н.Моисеев). Нельзя видеть в живой планете, подарившей нам жизнь, только склад материалов и продуктов. Без экологии духа, без воспитания человека, мыслящего широко, космически и предельно ответственно, мы не сможем избежать печального прогноза, данного теми учеными современности, у которых есть совесть и понимание, что обманывать людей безнравственно и преступно. Не зная подлинных размеров беды, нависшей над нами и нами же сотворенной (а именно это и скрывается сейчас от широкой общественности), мы не сможем вовремя среагировать и принять единственно правильное спасительное решение. «Если не мы и не сейчас, то уже никто и никогда!» – так сегодня выглядит ответ на вопрос «Быть или не быть». Из-за нашего вмешательства в жизнь биосферы, продиктованного потребительским зудом и полной безответственностью, в мире уже накапливаются лавинообразные процессы, которые, начавшись, будут иметь страшные последствия для людей. Предыдущие цивилизации, погибшие до нашей, также не обращали внимания на предупреждения тех, кто понимал, что происходило на самом деле.

Преображение Красотой и спасение мира реально. Нужны только преданные служители Красоты. Нам есть с кого брать пример. Я слышал 19 ноября 1974 года на открытии выставки в Третьяковской галерее, как один Художник, С.Н.Рерих, говорил о другом Художнике – своем отце Н.К.Рерихе: «В нем были соединены многие и многие достижения многих людей. Но поверх всего он был замечательный Человек. Его проникновенная человечность является для меня самым ярким качеством и остается ведущим воспоминанием». Мы говорим о преображающей силе искусства, о мощи Красоты, но не является ли наиболее высокой Красотой красота человеческого сердца, красота участия и сострадания, выраженная в Христовой заповеди: «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Вот почему ведущим воспоминанием седовласого сына, прожившего большую жизнь, была прежде всего человечность отца, а не его многочисленные и несомненные таланты. Да и сам Н.К.Рерих своим творчеством утверждал победу человеческого духа над хаосом, энтропией физического мира и реально показывал красоту миров метафизических, существующих здесь же, рядом, – сумей только увидеть и осознать. «Молимся звуками и образами красоты», – говорили Учителя, направлявшие великую созидательную работу Рерихов. И всегда для чутких сердец будет важен призыв Учителей: «В жизни пей источник звуков и цвета – мозг крепнет». Счастлив, кто следует их советам.

Синтез рассыпанных в веках жемчужин духотворчества поэтов, музыкантов, философов, ученых, святых подвижников ведет не просто к преодолению хаоса, а к его трансформации, к одухотворению того мира, в котором дышит и живет человечество. Люди искусства давно сделали свой выбор, всеми доступными средствами приближая преображение человека и, тем самым, преображение мира. Свобода воли и выбора – исток всякого творчества, и в первую очередь – творчества Жизни. Творцы искусства совершают работу, подобную творческим силам Универсума: из материи, из звука, света, формы и движения рождаются узоры жизни, соединяются Земля и Небо. Биосфера Земли с ее 30 миллионами видов флоры и фауны – настоящее и непревзойденное творение божественного искусства, мастерская Бога. Человек творит «вторую природу», рукотворную. Из этого творчества выросла мировая культура. Сфера искусства – не только развивающая, но и преображающая, трансформирующая. Трансформация человека может осуществиться только по законам красоты. Именно сейчас, на рубеже тысячелетий, собирается трепетный и хрупкий «кокон красоты», в котором вызревает «человек Огненный», как называет его учение Живой Этики. «Гусеница» должна превратиться в «бабочку». Тот, кто выйдет из этого «кокона», – сотрудник божественных сил мира, Богочеловек, которому предстоит трудиться в обители Беспредельности. Отринув лохмотья старого мира, сжигая коллективную тяжелую карму, человечество должно вырастить «крылья надежды» (Е.И.Рерих), облекаясь в ту светоносную материю, о которой мечтали Блаватская, Скрябин, Рерихи, Чюрленис, Волошин, Цветаева, Белый, Черноволенко, – ту одухотворенную материю, о которой все больше пишут, закладывая «магнит» нового миропонимания, современные ученые и философы (Е.Акимов, А.Бандура, Т.Григорьева, Ю.Долгин, Н.Моисеев, В.Плыкин, Л.Шапошникова, С.Хоружий и многие другие).

Преображение на Земле уже совершалось. Возможность перехода из мира тленного в небесный и нетленный мир показал нам Иисус Христос. Но и через две тысячи лет после Его прихода мы все так же находимся в плену иллюзий. Приходится констатировать, что дела планетарного человечества далеки от устремленности к Красоте. Истерзанная, замученная планета противостоит шестимиллиардному человечеству, агрессивно и бездумно «преображающему» ее лик сегодня. С истинным преображением это не имеет ничего общего, и «племя» разрушителей только прибывает. Уместно вспомнить слова Н.К.Рериха: «Есть вдохновители (созидатели. – С.З.) и тушители (разрушители. – С.З.). И как жаль, что на каждого вдохновителя не менее десяти тушителей найдется». Сегодня эта цифра увеличилась на порядки за счет почти поголовного без-думия и без-ответственности. Технологии манипулирования человеком с помощью СМИ вместо преображения ведут к деградации. Эти технологии грозят и искусству, его свободному развитию, грозят и самому бытию человека. Паутина Интернета опутывает земной шар с потрясающей скоростью, и по волокнам этой паутины стремительно несутся потоки нулей и единичек , ибо разодранная в клочья (то есть до элементарных нулей и единичек) информация удобнее для ее хранения и манипуляций с ней. Так аналоговую информацию заменили цифровой. Но мы еще не знаем всей разрушительности перехода от континуальности к раздробленности... К паутине Интернета безвольно прилепились миллионы «путешественников» по лабиринтам виртуального мира. Налицо зависимость, которая нередко бывает посильнее наркотической. Тотальная виртуальность «освобождает» человека от мыслей и труда по самопреображению и, вместо того, чтобы привести к духовному, приводит к квазиматериальному.

Многие люди и раньше ощущали, что дух человеческий заперт в невидимую, но прочную клетку из вековых догм и так называемых «традиций». Теперь эта клетка обретает в паутине Интернета пусть и призрачную, но все же видимость. Живые же существа, оказавшись взаперти, отказываются от самой жизни, настолько бессмысленным становится существование без Свободы (вспомним хотя бы описанный у Конрада Лоренца страшный пример убийства одного голубя другим, когда дружную супружескую пару голубей закрывали на месяц в тесной клетке при полном достатке еды и воды). Вот почему нам так важно понять, в чем таится стесняющая свободное дыхание клетка для человечества. Понять, чтобы осознать и разрушить все клетки тысячелетнего плена. И в этом для нас все возрастающую роль будет играть искусство, помогающее выявить в самом человеке то основное, что будет способствовать его истинному преображению.

Вырываясь из глобальной, опутавшей всю планету системы тьмы, всем сердцем устремляясь к миру Света, человек и его новое искусство закономерно будет выстраивать стратегию светоносности , способную стать и принципом нового искусства, и принципом бытия «человека духовного». Светоносное человеческое существо вберет в себя все истинное из предыдущих этапов становления – человека религиозного, человека социального, человека разумного, не уничтожая, а сущностно преобразуя все эти векторы развития. «Какая битва гремит вокруг ежечасно, Свет с тьмою и тайно, и явно сражается».

Автор доклада более 30 лет исследует воздействие Звука и Света на зрительскую аудиторию (последние 11 лет – в Оптическом театре Международного Центра Рерихов). Накоплен многогранный и интересный опыт по созданию нового светодинамического инструментария и композиций из света и звука, что позволяет оценить характер и силу влияния новых аудио-визуальных континуальных средств на человека. Опыт подобного рода может войти составляющей и в стратегический поворот от системы тьмы к системе света . Он заключается в последовательном осуществлении этапов саморазвития , самосозидания , формирующихся в глубинах человеческой души под воздействием средств искусства. Личный опыт прозрения мастеров, воплощенный в формах мирового искусства, переплавленный в тигле восприятия зрителя, ведет к пробуждению животворящего творческого начала, к развитию метафизической способности человеческого разума воспринимать невидимую и неслышимую свето-звуковую симфонию Тонкого мира и, в конечном счете, к восстановлению гармонии и целостности бытия мира и человека. «Красотою дышим, красотою молимся, красотою побеждаем» . Красота созданного Богом мира спасает наши души. Красота спасет мир только тогда, когда мы сами спасем Красоту во всех ее проявлениях.

До сих пор шла речь о функциях искусства, которые «дублировали» художественными средствами то, что по-своему делают другие сферы человеческой деятельности (наука, философия, мораль, футурология, педагогика, СМИ, гипноз). Сейчас речь пойдет о совершенно специфических, присущих только искусству функциях – эстетической и гедонистической.

Еще в древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в.) выделял четыре цели искусства: 1) вызывать восхищение богов; 2) создавать образы окружающего мира и человека; 3) доставлять высокое удовольствие с помощью эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса; 4) служить источником наслаждения, радости, счастья и красоты. Индийский ученый В. Бахадур считает: цель искусства – вдохновлять, очищать и облагораживать человека, делать его прекрасным.

Эстетическая функция – ничем не заменимая специфическая способность искусства. Эта функция проявляется в трех планах.

1) Искусство формирует художественные вкусы, способности и потребности человека. Перед художественно цивилизованным сознанием мир предстает как эстетически значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность, вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). Искусство дарит людям ощущение эстетического богатства мира.

2) Искусство ценностно ориентирует человека в мире (строит ценностное сознание, учит видеть жизнь сквозь призму образности). Без ценностных ориентации человеку еще хуже, чем без зрения: нет возможности понять, как относиться к чему-либо, нельзя выстроить иерархию явлений окружающего мира и определить приоритеты деятельности.

3) Искусство пробуждает творческий дух личности, желание и умение творить по законам красоты. Искусство пробуждает в человеке художника. Речь идет вовсе не о пробуждении пристрастия к художественной самодеятельности, а о деятельности человека, сообразованной с внутренней мерой каждого предмета, то есть об освоении мира по законам красоты. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру, автомобиль), человек заботится и о пользе, и об удобстве, и о красоте. По законам красоты создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного. Эйнштейн отмечал значение искусства для духовной жизни, да и для процесса научного творчества: «Мне лично ощущение высшего счастья дают произведения искусства. В них я черпаю такое духовное блаженство, как ни в какой другой области... Если вы спросите, кто вызывает сейчас во мне наибольший интерес, то я отвечу: Достоевский!.. Достоевский дает мне больше, чем любой научный мыслитель, больше, чем Гаусс!». Пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты, – эта цель искусства будет возрастать с развитием общества.

Эстетическая функция искусства (первая сущностная функция) обеспечивает социализацию личности, формирует ее творческую активность. Эстетическая функция искусства пронизывает все другие функции искусства и приводит их в соответствие с природой художественного творчества.

Об истинной эстетике вещей и окружающего мира мы чаще всего узнаём сами. Этому не учат в школе. Понимание эстетики - одна из отличительных черт интеллигентного человека. Внутренний эстет - та сторона личности, которую каждому предстоит воспитать в себе самостоятельно. И это путь, который вы либо избираете для себя однажды, либо обходите стороной.

Кто такой эстет

Мы не так часто употребляем это слово, а когда употребляем, приблизительно представляем его истинное значение. Эстет - человек, который различает прекрасное и безобразное, видит красивое в жизни, искусстве, окружающем мире, живёт и творит по законам красоты.

Эстеты образованны и утончённы. Они не позволят себе неподобающее поведение и не станут терпеть такого поведения. Их умение чувствовать красоту проявляется во всём: манерах, речи, одежде, интерьере квартиры, в том, чем они питаются.

Это не сверхлюди и не существа с другой планеты. Несмотря на то, что эстет - тонко чувствующий человек, воспринимающий красоту на чисто интуитивном уровне, развить чувство прекрасного в себе может каждый.

Вовсе не обязательно работать в библиотеке или музее, писать критические статьи, быть литератором или . Вам не нужен какой-то дар, чтобы увидеть в обычных вещах больше, чем видят другие. Внутренний эстет живёт в каждом.

Как воспитать в себе эстета

1. Слушайте классику

Начните с простого. Слушайте хотя бы по одной композиции в день. Никто не говорит, что нужно отказаться от своих музыкальных предпочтений. Для начала разнообразьте свои плейлисты творениями Бетховена, Вивальди, Шопена. Когда вы на слух станете отличать Рахманинова от Моцарта, вам захочется большего.

2. Читайте классическую прозу

Начните с русской классики. Воспользуйтесь , советами братьев Стругацких или списком 200 лучших книг по версии BBC. Поверьте, классики научат вас видеть красоту и докажут, что вы напрасно не взялись за них раньше.

3. Читайте поэзию

Перечитайте Пушкина, которого не в состоянии были понять в школьные годы. Переосмыслите Есенина, Маяковского, Блока, вникните в творчество Бродского, который и сейчас часто отсутствует в школьной программе.

Поэты видели красивое и безобразное. Они станут лучшими проводниками в мир эстетики. Не ограничивайтесь отечественной поэзией. Познакомьтесь с творчеством Шекспира, Фроста, Одена. Пользуйтесь переводами или попробуйте читать в оригинале.

Это то, чего нам в повседневной жизни не хватает больше всего. Вместо того чтобы знакомиться с чем-то великим, мы завалили себя фотографиями смешных котиков и довольно плоским юмором.

Читайте тематические журналы, посещайте сайты и выставки, посвящённые живописи. Разберитесь, какое направление живописи нравится вам больше всего, и копайте глубже. Вы просто не представляете, насколько сильно это повлияет на ваше видение мира.

5. Откажитесь от нецензурной лексики

Нецензурная лексика - то, что загрязняет не только речь, но и мысли. Отказавшись от неё, вы повысите свой уровень культуры и освободите речь для более полезных и красивых слов.

6. Сходите в театр

Купите билеты за месяц или два и в назначенный день и час сходите на спектакль. Это будет большое событие, особенно если вы откладывали эту вылазку в течение года.

7. Разнообразьте свою культурную жизнь

Походы в кино, рестораны и кафе - это здорово. И кино само по себе - отдельный вид искусства. Но под культурной жизнью нужно понимать немного другие вещи. Выбирайтесь в музеи, галереи, на выставки и презентации. Это окажется куда интереснее и полезнее, чем выходные, проведённые дома под одеялом.

8. Переосмыслите то, что вас окружает

Часто бывает нелегко посмотреть объективно на то, что происходит в жизни. Но раз вы приняли решение воспитать в себе эстета, сделать это необходимо.

Взгляните свежим взглядом на то, во что вы одеваетесь, что носите с собой, чем пользуетесь в повседневной жизни. Можно сколько угодно слушать классику, читать Моэма утром, а Лермонтова перед сном, но если вас окружают неэстетичные вещи, вам будет трудно измениться в лучшую сторону.

Обновите гардероб, пусть он станет строже и красивее. Преобразите своё , воспользовавшись советами дизайнеров и собственным чутьём. Не бойтесь экспериментировать.

9. Обновите своё меню

Еда тоже должна быть красивой. В здоровой и полезной пище своя эстетика, философия и концепция. Добавьте в меню простые и полезные блюда и поймёте, насколько сильно еда влияет на вашу жизнь.

Воспитать в себе чувство прекрасного непросто. Но это ещё один способ по-новому взглянуть на жизнь, научиться видеть и ощущать то, что недоступно другим.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх