Уход за младенцем в 2 месяца. Всего два месяца на свете: что должен уметь ребенок

Что должен уметь ребенок в 2 месяца? Этот вопрос важен, потому что наблюдение за развитием малыша в этом возрасте поможет маме оценить состояние здоровья крохи, вовремя разглядеть какие-то отклонения от нормы. При каких условиях оценка навыков и рефлексов будет правильной? Как проводить исследование навыков в домашних условиях?

Стоит ли упоминать, что объективную оценку моторного, неврологического психоэмоционального развития грудничка может дать только педиатр или узкий специалист. Но мама тоже может кое-чему научиться. Ведь кроха растет у нее на глазах. И никто лучше нее не видит тех изменений, которые происходят с ребенком. Два месяца - это период плавного перехода к новым двигательным навыкам, закрепления старых, а также затухания некоторых рефлексов.

При каких условиях проводить наблюдения

Чтобы объективно оценить навыки ребенка в 2 месяца (и в любом возрасте), необходимо придерживаться нескольких правил.

Что нового в моторном развитии малыша 2 месяцев

Что должен уметь малыш в 2 месяца? Какие у него успехи в крупной моторике? Какие рефлексы исчезают, а какие сохраняются?

  • Поднимание и удерживание головы в положении на животе. Это серьезное достижение в двухмесячном возрасте. Голова находится по срединной линии, малыш может ее удерживать до 10 секунд, затем опускает. Также можно наблюдать, что голова покачивается и удерживается с трудом, но это в пределах нормы. Угол подъема составляет примерно 45°. В положении на животе кроха упирается на локти, грудная клетка приподнимается, также малыш может вытягивать руки вперед в этой позиции. Голова двухмесячного грудничка уже не поворачивается в одну сторону, как это было в период новорожденности и на протяжении 1 месяца жизни.
  • Опора ног. На первом и втором месяце жизни проводится оценка реакции опоры ног. Нужно удерживать малыша (спиной к себе) в вертикальном положении так, чтобы его ноги касались твердой опоры. При касании ноги ребенка начинают выпрямляться в коленях, также выравнивается его туловище, голова приподнимается, а грудная клетка слегка подается вперед.
  • Что происходит с шаговым рефлексом? В положении при опоре ног возникает еще один рефлекс - шаговый, когда малыш машинально, свободно и неосознанно начинает переставлять ноги. По нормам физиологического развития к концу 2 месяца этот рефлекс медленно затухает.
  • Ладони. По сравнению с первым месяцем жизни ладони у двухмесячного грудничка более расслаблены, пальчики не прижимаются плотно к ладони. Чаще можно видеть полуоткрытое состояние, а во время сна ладошки раскрываются еще больше. Гипертонус в мышцах ладоней еще может сохраняться, для детей этого возраста - это физиологическая норма.

«Комплексом оживления» называется эмоционально-двигательная реакция малыша в 2 месяца при виде близкого человека. Сначала малыш замирает и концентрирует свой взгляд на лице мамы или папы, затем улыбается, оживляется, активно двигая руками и ногами, а в заключение свой восторг выражает звуками - гуканьем, гулением, вскрикиванием. Одни специалисты считают «комплекс оживления» осмысленным эмоциональным включением, другие называют его неосмысленным рефлексом.

Контакт с внешним миром

Окружающий мир становится для крохи все более интересным. У грудничка формируются с людьми, предметами и пространством свои взаимоотношения. Что должен уметь ребенок в два месяца?

  • Развитие координации «глаза-руки». Все чаще грудничок натыкается на собственные руки, и все больше этот объект становится ему интересным. Сосание кулачков превращается в любимое занятие, а сосательный рефлекс не утрачивает своей силы. Любой предмет, который появляется перед глазами, становится объектом внимания. В 2 месяца дети умеют держать игрушку в ладони, но лишь короткое время. Осознанно брать игрушку в руки малыши пока не способны.
  • Следит за движущимися объектами. Эта реакция наблюдается у месячного грудничка, но ко второму месяцу она становится еще более выраженной. Если кроху уложить на спину и показать яркую игрушку (примерно на расстоянии 30 см), он зафиксирует на ней свой взгляд. Если игрушку перемещать, грудничок будет за ней наблюдать. Ребенок может не только водить глазами, но и поворачивать голову.
  • Реакция на звуковые раздражители. Малыш лежит в положении на спине. Нужно позвонить колокольчиком (позвенеть погремушкой) со стороны правого уха и посмотреть на реакцию крохи. Если он замер, сконцентрировал свой взгляд, значит, звук привлек его внимание. То же самое нужно проделать и со стороны левого уха. Если кроха реагирует на звон плачем, недовольной гримасой, можно попробовать сделать то же, но колокольчик разместить дальше от уха. Для слухового развития в этом возрасте уже активно используются погремушки.
  • «Сигнальная система». На втором месяце жизни настроение и поведение малыша мама может угадывать по сигналам, которые посылает кроха. Это могут быть гримасы неудовольствия, кряхтение, выгибание тела, активные движения ногами, звуки или замирание, и, конечно, плач. Палитра плача может быть разнообразной. По-разному ребенок может показывать, что ему холодно, мокро, голодно и одиноко.
  • Зрение. Усовершенствуется с каждой неделей. Малыш пока не способен различать все цвета спектра, это произойдет позже - к 5 месяцам. Но цвета становятся все контрастнее, а контуры четче. На расстоянии 50 см малыш может хорошо различать предметы.
  • Зрительный контакт с лицом близкого человека. Если наклониться над крохой, то можно увидеть, как он концентрирует взгляд на вашем лице. Если начать медленно двигаться в поле зрения крохи, он будет следить за движением.
  • Улыбка. К концу 2 месяца улыбка становится все более осознанной. Малыш демонстрирует хорошее настроение и удовольствие, но самую большую радость у него вызывает взаимодействие с близким человеком.

Оценку навыков и рефлексов можно проводить несколько раз, с небольшими перерывами. Но если кроха устал, то нужно прекратить исследования. Каких-либо половых особенностей в формировании навыков не наблюдается. У мальчика и девочки может быть разница в прибавке веса и роста, но это никак не отражается на общем развитии ребенка.

Особенности речевого развития

Казалось бы, о чем можно «поговорить» с грудничком в 2 месяца? Да обо всем на свете, и лучше о хорошем! Важно, чтобы уже в этом возрасте у близких людей был вербальный контакт с малышом. Это необходимо для речевого и психоэмоционального развития грудного ребенка.

  • Новые гортанные звуки. На первом месяце кроха освоил гласные «э», «а», согласные «х», «г». В 2 месяца малыш умеет произносить эти звуки с гортанной артикуляцией, соединять их в слоги: «э-хэ», «э-гэ», «э -рргэ» и т.п. Также появляются звуки: «у», «ы», «м», «к».
  • Как увеличить частоту произносимых звуков? Приступы разговорчивости обычно наступают, когда кроха сытый и довольный жизнью. Звуковые комбинации могут длиться несколько секунд. Чтобы спровоцировать малыша на диалог, нужно с ним радостно и эмоционально заговорить. Хотя бывают груднички, которые начинают произносить звуки, если с ними молчать.

Постепенно одинокие звуки и слоги переходят на новые этапы доречевого развития, которые называются гуканьем и гулением. В артикуляции появляются певучие звуки, которые возникают спонтанно.

Что может ребенок в 2 месяца? Главные достижения этого возраста - умение держать голову в положении на животе, развитие зрительных и слуховых реакций, координации «глаза-руки», освоение новых звуков, эмоциональное включение и первая осознанная улыбка.

Распечатать

Самое интересное в конце второго месяца не то, что ребенок набирает от 60 до 1000 граммов, и вырастает на 3 см. Такие процессы происходят незаметно, но первая улыбка, которая становится его постоянным спутником – это настоящее чудо. Улыбка означает, что период новорожденности перешел на новый этап – развития, началось познание мира, приспособление к более высокому уровню. Малыш во сне улыбался и раньше, но на четвертой-пятой неделе его улыбка становится осмысленной и означает понимание, общение, диалог. А может быть и что-то большее, чего, мы, взрослые, знать уже не можем.

Так или иначе, на втором году жизни малыш предлагает миру 4 типа улыбок – от дружеской «Я хочу вам понравиться», до «Ура! Я справился с этой задачей!». Девочки и мальчики улыбаются по-разному, девочки уже с младенческой поры начинают кокетничать, поворачиваться в профиль. Еще одна реакция –это интерес ребенка к миру, типа «Что такое?». Он рассматривает предметы, а особенно лица, с пристальным вниманием, и никто из близких не сомневается, что малыш обладает интеллектом, а возможности его умственного развития просто огромны.

Развитие ребенка в 2 месяца

Нервная система малыша с первых минут рождения пребывает в состоянии развития. Врожденные рефлексы постепенно заменяются приобретенными, вырабатывается координация. Малыш может двигаться с места и даже упасть, поэтому не оставляйте его одного на краю кровати. Он с удовольствием изучает свои движения, разжимает кулачки и вытягивает ножки. В 2 месяца тонус должен уйти, ручки и ножки стать расслабленными. Он удерживает головку — почаще переворачивайте его на животик, так мышцы шеи развиваются лучше. Также равномерно переворачивайте его на бока, чтобы одинаково развивались мышцы.

По этой же причине полезно переставлять кроватку к противоположной стене, чтобы он смотрел в обе стороны.
В это время ребенок следит за движущимися предметами, интересуется мобилем, яркими пятнами и вообще видит дальше. Рассматривая предметы, он может еще косить глазками, так как лицевые мышцы почти неразвиты. Со временем это должно пройти. В это время дети отличают только черные и белые цвета, прислушиваются к голосам, звукам погремушки и сам издает звуки, почти поет.Эмоциональная окраска плача разная — когда он голоден или мокрый, звуки отличаются. Плач может внезапно прекратиться – он сам себя успокаивает сосанием пальчика или соски.Ночью сон продолжается 6 часов.

Кроме этого:
— он все тащит в рот;
— прикасается к предметам, которые ему нравятся;
— любит находиться на руках;
— улыбаясь, активно двигает ручками и ножками;
— плача сморщивает лоб и также делает активные движения.

Уход за ребенком в 2 месяца

Больше всего в это время придется уделять коликам в животике и вздутиям. При этом его крик пронзительный, он перебирает ножками и крутится. Во время кормления нужно следить, чтобы малыш не заглатывал воздух, держать его в положении под углом 45 градусов, чтобы воздух оставался вверху, а затем, переведя малыша в вертикальное положение, прижать животиком к своей груди. Снимает приступы коликов и укропная вода, поглаживание по кругу в области желудка и кишечника, теплый платок (проглаженный утюгом).

Перед кормлением малыш должен немного полежать на животе. Уход за кожей заключается в контроле над раздражениями и опрелостями, так как малыш мочится в день более 6 -8 раз. На голове может возникать чешуйчатая корочка, «гнейс». Ее удаляют тампоном с детским маслом. Купание проводится почти каждый день. На втором месяце на коже ребенка может возникнуть красная сыпь, если вы придерживаетесь правил гигиены, он проходит сама собой.

Питание ребенка в 2 месяца

В период 2 месяца основное питания малыша по-прежнему остается грудное молоко. Самый предпочтительный график – кормить ребенка по требованию. Не менее 6 раз в день. Ориентировочно определять количество молока можно по формуле — умножить вес на 1/6. Таким же образом рассчитывается объем кормления при искусственном кормлении. К концу месяца прибавка в весе составит еще 800 граммов, он подрастет на 2,5 см. По поведению малыша будет видно, насыщается ли он грудным молоком.

Если его голодный плач слышен чаще, чем через 2 часа — поступающего молока может быть недостаточно. Иногда перевозбужденные малыши отвлекаются от еды, не сосредотачиваясь на ней – посоветуйтесь с врачом, как лучше успокоить ребенка во время кормления. Сама мама должна быть сосредоточена на ребенке, независимо от того, грудью кормит, или из бутылочки. В одно кормление малыш съедает 130-150 граммов пищи, в сутки получается около 800-900 мл молока. Между кормлениями постепенно увеличивается интервал, и к концу 2 месяца уже достигает 3,5 часов, с большим перерывом ночью.

Режим дня ребенка в 2 месяца

Дневной сон двухмесячного малыша проходит 3-4 раза, в общем на него приходится 8, 5 часов, а в день всего получается 16-18 часов. Режим дня для разных детей может отличаться – это зависит от индивидуальных биоритмов. Кто-то больше спит днем, кто-то раньше встает утром – но в принципе, эти различия незначительны.

Чтобы прививать малышу правильный режим дня, старайтесь купать его и гулять с ним в одно и то же время, не задерживать кормление. Первое кормление обычно проводится в 6 утра, последнее — в 23-30. Ночью ребенок спит, некоторые дети даже не просыпаются. Какими по продолжительности могут быть фазы сна и бодрствования, перерывы между едой определяется по обстоятельствам, в зависимости от темперамента и характера малыша.

Занятия с ребенком в 2 месяца

В это время промежутки между кормлениями увеличатся, и вы сможете больше уделять внимания развитию ребенка. Сначала это будет 5-10 минут. А потом еще больше – 10-15 минут. Малыш любит разглядывать контрастные предметы – наденьте ему цветные яркие носочки. Надевайте поочередно на ручки манжеты – сначала на одну, затем другую, потом на обе. Малыш начнет понимать, как оставлять их в поле зрения. Также можете перемещать игрушки перед глазами ребенка, чтобы он мог отслеживать движение. Это помогает развитию зрительных способностей. Особенно полезны пищалки, привлекающие внимание не только цветом, но и звуком. Интерес вызовет и такая игрушка — тарелка с рожицей, на разных сторонах тарелки – рожицы с разными выражениями лица.

Переворачивая медленно перед глазами игрушку, вы увидите, как реагирует ребенок на разные рожицы. Также нужно развивать восприятие звуков с помощью погремушек. Пойте малышу песенки и разговаривайте с ним. Обязательно используйте движения головой вверх-вниз для развития соответствующих мышц. Так ребенок смотрит на предметы под разными углами. Поднимайте и опускайте его, кружите и при этом называйте движения. Входя в комнату – зовите малыша, так он научится ждать вас. И, конечно же, доставшееся нам в наследство бабушкино и мамино «сорока-белобока», перебирая пальчики, понравится и вашему малышу. Это полезно для развития речевых навыков. Беседуйте с малышом, он прислушивается на ваше «агу, агу», и отвечает чем-то вроде «агкх» и «эгх».

Игры и игрушки для детей в 2 месяца

Яркие разноцветные погремушки все больше захватывают внимание малыша. Однако не стоит показывать ему все сразу – это утомительно. Водите из стороны в сторону погремушки, издающие мелодичные звуки — малыш будет поворачивать головку. Вкладывайте и вынимайте колечки или разноцветные шарики в ручку. Подвешивая игрушки над кроваткой, делайте это повыше, чтобы малыш тянулся к ним, но не доставал. Меняйте игрушки время от времени, чтобы они не надоедали, затем возвращайте снова.

Предметы должны быть яркой формы, интересного цвета, легко двигаться. Кроме погремушек можно использовать массу предметов — например, можно смастерить игрушки из подвешенных консервных банок, или обклеенного со всех сторон пакета. Подвесьте их над кроваткой так, чтобы ребенок мог дотянуться и ударять руками по ним. Используйте разные картинки и рисунки, часто их меняйте. Чередуйте игрушки, показывайте их через некоторое время.

Медицинское наблюдение в 2 месяца

В 2 месяца нужно внимательно следить за повышенной возбудимостью, учащением мочеиспускания, облысением затылочка. Все это может свидетельствовать о недостатке витамина Д, Д-дефицитного рахита. Если подобные симптомы проявляются явно – нужна консультация врача, который назначит увеличение дозы витамина и изменение питания. Нервная система также может реагировать, особенно у тех деток, которые в утробе матери перенесли гипоксию — кислородное голодание. Выражается это плаксивостью, дрожанием ручек, подбородка, мышечном тонусе. Опирается малыш не на всю стопу, а на пальчики.

Лучше проконсультироваться у детского невропатолога, а затем идти к окулисту и ортопеду. Иногда причина проста — обычные привычки родителей, которые возвращаются к своему обычному ритму жизни с гостями, телевизором и так далее. Когда в доме малыш, лучше оставить мелодичную музыку, отказаться от постоянного телевизора и шумных гостей. Для бодрствования в 2 месяца уже одеваются ползунки. Не стоит кутать малыша при температуре около 22 °С. Шерстяные носочки одеваются только на прогулке, чтобы ребенок не простужался. Для закаливания можно оставлять малыша в комнате с голыми коленочками на 15-20 минут.

Малыш уже умеет просить о помощи при помощи плача, и не всегда взрослые могут понять, что ему не хватает. Хотя его могут раздражать громкие звуки, яркий свет, энергичные прикосновения, голод, и так далее. Язык младенческого плача понимать нелегко. Внимательно наблюдая за ребенком, мама понимает, когда ку него мокрые пеленки, или он устал.

Как успокоить малыша? Ответа на этот вопрос не знает никто. Но если дать малышу грудь, водичку или приложить его ладошку к своему телу, он успокаивается. Замечено, что деток успокаивает запах маминого тела, стук сердца и прикосновение к ее коже. Уберите в комнате избыточное освещение, покачайте малыша на руках или в коляске.

Старайтесь сопровождать свою речь богатой мимикой: поднимайте брови, раскрывайте глаза или прищуривайте их, двигайте губами. Ребенок быстро приобщается к языку жестов, эти движения очень полезны для него, хотя для взрослых могут показаться неестественными. Регулярное общение с малышом способствует его быстрейшему развитию.

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев
Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.

Медленно, но верно ваш новорожденный растет. Вы не успели и глазом моргнуть, а уже наступил второй месяц жизни ребенка. Время летит очень быстро. Вчера он был еще совсем крохой, а скоро уже начнет ходить, потом делать уроки и даже поступит в институт. Но это будет не скоро – сейчас ваш ребенок остро нуждается в вас.

За этот месяц младенец очень вырос – он прибавил в весе почти килограмм и стал длиннее на 3-4 сантиметра. Казалось бы, эта цифра совсем невелика, однако для младенца – это существенный рост. Сейчас у новорожденного невероятно быстрые темпы роста, идет стремительно развитие. Ему нужно много сил и энергии. Любая проблема, что возникнет на этом этапе, может стать серьезной. Поэтому внимательно следите за своим чадом все время.

Сейчас у новорожденного всего 2 источника энергии:

  • питание.

Позволяйте ребенку спать до 20 часов в сутки на протяжении этого месяца. Не забывайте будить новорожденного, чтобы он чаще бодрствовал. Сейчас ему нужна и активность. Старайтесь, чтобы младенец в течение дня не спал больше 2 часов подряд – кормите его, играйте, делайте массаж, гуляйте. Он должен вести относительно активный образ жизни и распорядок дня должен быть очень насыщенный. Любая подвижная зарядка и гимнастика – очень полезны для гармоничного роста и развития ребенка.

Органы чувств

Рост и развитие ребенка продолжаются. Что касается органов зрения, то и здесь заметны важные достижения. Новорожденный в два месяца уже может фокусировать взгляд на предмете, если расстояние до него не больше метра. Хотя фиксировать яркие вещи проще, он может справиться с чем угодно.

Более того, ребенку уже несложно наблюдать за предметами: если вы будете медленно их носить по комнате, малыш будет с любопытством следить за тем, что происходит. Так же внимательно он будет смотреть на вас, если вы будете, например, прибираться в квартире или делать зарядку.

Несмотря на столь ранний возраст, младенец уже узнает своих родителей и легко может выделить маму и папу из толпы друзей или родственников. Он узнает их не только интуитивно или по запаху, но и по внешнему виду. Изучать лицо матери – это одно из самых любимых занятий новорожденного на 2 месяце жизни. Если, конечно, не считать сон, которым ребенок занимается с не меньшей радостью.

Кроме вашего лица, малыш уже помнит и ваш голос. Вообще все звуки для него теперь разные. Он способен отличать обычные звуки от речи, полезные от бесполезных. Например, если вы что-то уроните в соседней комнате, малыш должен обернуться в сторону источника шума. Если издать этот звук еще раз, он обернется снова. Однако, после 3-4 раза, младенец причислит этот звук к бесполезным и не будет больше реагировать на этот шум.

Психологическое развитие

Постепенно ребенок начинает размышлять. День ото дня развиваются все его части тела, в том числе мозг. 2 месяц жизни – это время, когда новорожденный уже способен составлять простейшие логические цепочки. Например, мама несет его к воде – будем мыться. Мама одевается – идем на улицу. Если заплакать, мама подойдет. И тому подобное. Можно даже заметить реакцию на такие мысли. Например, если ребенок любит гулять, его обрадует, что вы его одеваете потеплее и одеваетесь сами. Ведь это означает, что скоро вы пойдете на прогулку. Если ребенку скучно, он заплачет – мама возьмет его на ручки. В таких мелочах уже можно разобрать характер новорожденного, его привычки и предпочтения.

Развитие новорожденного движется достаточно быстро, ему уже интересно, что происходит вокруг. Кроватка давно изучена за последние два месяца, ручки и ножки тоже. Сейчас младенец будет очень внимательно рассматривать все, что попадется в его руки. Каждый предмет будет подвергаться тщательному анализу и обязательно пробоваться на вкус, будет изучаться внешний вид, запах, форму, ощущение. Малыш его погладит, погрызет, понюхает, повертит в ручках и совершит еще множество других действия. Внимательно будет изучаться мама – лицо, нос, уши, руки, одежда. Поэтому постарайтесь не носить ничего с мелкими деталями, которые можно легко оторвать. Серьги – тоже не лучший вариант для мамы новорожденного. Не давайте крохе в руки мелкие предметы или сложные вещи, которые можно разобрать на несколько составляющих.

Будьте также внимательны к любым проявлениям болезни. Даже безобидный кашель может быть опасен для жизни крохи. Младенец еще не умеет откашливаться. Причину кашля у ребенка возрастом 2 месяца может определить только врач. В любом случае, если у ребенка проявляется кашель, следуйте рекомендациям:

  • Температура в помещении должна быть не ниже 25 градусов,
  • Воздух должен быть увлажнен,
  • Проветривайте помещение, где слышен кашель ребенка.

2 месяц жизни – это время, когда все умиляются очаровательной улыбке новорожденного. И правда, он постоянно улыбается. Кстати, психологи заметили, что мальчики и девочки делают это по-разному, это даже можно наблюдать по видео. Мальчики сначала открывают рот, словно удивлены чему-то, и лишь потом расплываются в улыбке. Девочки же наоборот, сначала поднимают уголки губ, а после этого приоткрывают рот. По крайней мере, так говорит статистика. Попробуйте проверить: последите за улыбкой своего чада. Это время не будет потрачено впустую.

Кстати, ребенок умеет выражать не только радость. Например, многие дети в 2 месяца улыбаются незнакомым, словно стараются им понравиться. Иногда они улыбаются людям, которых уже видели – узнают. Они улыбаются, если им что-то нравится.

А еще малыш в 2 месяца научился плакать. Но не так, как раньше. Теперь причины не только физиологические. Если кроха плачет, это не значит, что он сходил в туалет или хочет кушать. Возможно, ему просто скучно. Или он устал и хочет спать. Или он расстроен, что не может достать до игрушки. Или ему одиноко, потому что в течение дня, к нему редко подходила мама, а кроха хочет на ручки. Причин может быть очень много.

Разговоры

Во второй месяц жизни у новорожденного закладывается развитие речевого аппарата. Кроха уже должен уметь подражать речи взрослых.

Все начинается с обычных гласных. «А» и «о» – самые распространенные, также бывают «е», «и», «у». Причем это не бессмысленные звуки. Малыш произносит их с обращением к кому-то, довольный собой. Зачастую они что-то значат, хотя мысли пока и довольно примитивны. Например, малыш может сказать «а» с хмурым выражением на лице, потому что не может дотянуться до своей игрушки.

Затем к гласным присоединяются согласные. Получается слог из 2 букв – «ба», «ме» и тому подобное. Открывая для себя новую согласную, малыш безмерно радуется и долго потом повторяет этот слог. Чуть позже, примерно через месяц, к слогу прибавится еще одна гласная, создавая общеизвестное «агу» и прочие. А на данном этапе жизни и такая речь очень радует родителей.

Игры

Развитие новорожденного может проходить само, но будет лучше, если вы ему поможете. Здесь ваш лучший друг – это игры. Играя с крохой, можно было научить его за последние два месяца чему угодно, развеселить, развлечь и порадоваться самой.

Для начала обязательно внимательно выбирайте игрушки для ребенка. Лучше, чтобы это было что-то яркое, но не режущее глаз. Проверьте, есть ли у игрушки лицензия, выясните материал – не вреден ли он ребенку. Если это мягкая игрушка, убедитесь, что у малыша нет аллергии на наполнитель. Это должен быть довольно крупный и прочный предмет, чтобы от него нельзя было отломать или откусить кусок.

Выучите несколько простых игр вроде Сороки-белобоки и её подобных. Играя в них на протяжении этого месяца, вы поможете развиться моторике малыша, поможете мальчикам расправиться. Веселые стишки, сопровождаемые действиями, порадуют ребенка.

Во 2 месяц жизни ребенку уже можно начинать делать массаж. Но помните: никаких серьезных втираний и тому подобного. Массаж должен состоять из нежных и мягких поглаживаний. Делать массаж лучше после вечернего купания, используя при этом специальное детское масло для массажа.

Также можете начать гимнастику – простые упражнения, легкие потягивания. Неплохо будет проводить гимнастику в воде. Посмотрите специальное видео. Там найдется множество рекомендаций о том, как и когда лучше заниматься гимнастикой, как плавно включить ее в привычный распорядок дня младенца и принести ребенку максимум пользы и удовольствия.

Полезные предметы

На данном этапе жизни у вас могут появляться и другие дела кроме постоянного присмотра за малышом. Например, встречи с друзьями и подругами, хождение по магазинам, возможно, уже работа. Хотя второй месяц – это слишком рано, многие родители без страха оставляют детей с родственниками или няней, если хотят провести время вдвоем. Для упрощения жизни матери придумано много полезных вещей. Вы можете подробно изучить их на сайте любого магазина для детей и их родителей.

Рюкзачок

Многие отцы и матери используют рюкзачки для малышей на протяжении этого месяца. Это такое удобное приспособление, в которое можно посадить новорожденного. Так он будет постоянно рядом, вы сможете его контролировать, делая при этом несколько дел одновременно. Есть несколько плюсов использования этого предмета:

  • Ребенку нравится такая ненавязчивая зарядка;
  • Так младенец может изучать мир со всех ракурсов;
  • Близость к родительскому телу, его тепло успокаивают кроху.

Однако кроме плюсов есть и несколько минусов:

  • Перегрев – в жаркую погоду находиться постоянно в рюкзаке довольно душно. Если вы планируете носить так малютку весь второй месяц, то кроха может перегреться;
  • У малыша нет стимула к движению – он и так раскачивается, ничего не делая.
  • Ребенок легко может заснуть в рюкзаке. В результате он будет спать слишком много.
  • Есть некоторый риск повредить организм новорожденного. Когда идет только 2 месяц, косточки малютки еще очень слабы. Это может быть опасно для жизни новорожденного.

И помните, не носите своих детей в таких рюкзаках, если планируете быстро передвигаться. Например, бегать с ребенком в рюкзаке – это не самая лучшая идея.


Еще одно полезное приспособление – молокоотсос. Оно помогает отсасывать молоко матери из груди, что понятно по названию. Оно хорошо подходит как для этого месяца, так и для последующих.

Бывают ситуации, когда мамы отлучаются на три и более часов. Если в этот период не будет происходит акта сосания, тогда лактация может замереть. В случае, если подобные перерывы в кормлении происходят довольно часто – молокообразование прекратится совсем, в независимости от желания матери.

Если нужно избежать застаивания, необходимо удалять молоко каждые 2 или 4 часа. Можно кормить ребенка, а можно сцеживать его в бутылочку. Для упрощения этой процедуры и создан молокоотсос.

При достижении второго месяца жизни, кроха еще очень незащищен и нуждается в материнском молоке. Оно для новорожденного – не только источник питательных элементов. Молоко поддерживает иммунную систему крохи и позволяет слаженно работать всем внутренним органам.

Ведь, двухмесячный возраст слишком маленький для введения прикорма. Овощные и фруктовые соки еще не могут усваиваться желудочно-кишечным трактом младенца.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх