Вальпургиева ночь - праздник нечистой силы. Вальпургиева ночь – праздник с интересной историей

Вальпургиева ночь — наиболее значительный из языческих праздников, посвященный плодородию, отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая (в славянской традиции, Живин день). Издревле это время обретения сил и осуществления желаний; считается очень подходящим временем для проведения всевозможных чисток, а также обрядов на красоту и обретения любви. Считается, что сны, снящиеся в Вальпургиеву ночь — вещие...

Название Вальпургиевой ночи связано с именем святой Вальпурги, Уимбурнской монахини, приехавшей из Англии в Германию в 748 году с целью основания монастыря. Многими делами заработав себе доброе имя, скончалась почитаемой как святая. Спустя более столетие, при восстановлении храма, её могила была осквернена рабочими, и ночью грозная тень аббатисы явилась епископу, напугав его до полусмерти. Вскоре — а именно 1 мая — останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о ее личности.

Язычники 1 мая с особой торжественностью праздновали первый весенний праздник; в Живин день женщины совершают обрядовую пляску с мётлами вокруг костра, символически очищая место от нечисти. Все прыгают через огонь, устраняя наваждения после долгой зимы. Весь наступающий день первого травня посвящают отдыху. В Живин день к вечеру разводят обрядовые костры по берегам рек и затем купаются, очищаясь холодной водой. Празднество это дало корни сплетням о шабашах. Распускали их люди, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, и, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни той инквизиции), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, т.е. песнями и плясками, встретить 1 мая. Обстановка (костры, дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.
Сплетясь воедино языческие и христианские мотивы, явили на свет удивительную квинтэссенцию -главный праздник нечисти под именем праведницы.

А вот знаменитая гора Брокен в Гарце. Самая элитная нечисть тусуется там. Ну после Лысой горы в Киеве конечно:)


Первомай — день, который те из нас, кто еще застал пионерию искренне считали днем исключительно трудящихся… А теперь даже точно не скажу как ИМЕННО его называют в наших замечательных новогосударствах, но точно известно , что на конец апреля — начало мая с незапамятных времен приходится БЕЛЬТЕЙН — кельтский праздник начала лета

Белтейн имеет свои символы. Так, если символами Дня Весеннего Равноденствия являлись молодые побеги и ростки, для Белтейна обязательные символы - цветы . В этот период все цветет, деревья покрыты молодой зеленью - природа открывает себя во всей красе. Поэтому Белтейн традиционно отмечался в лесу - под сенью зеленых деревьев…. (http://zagadochnoe-ostavi.blogspot.com/2011/05/blog-post.html)


*

А 30 апреля — канун БЕЛЬТЕЙНА приходится как раз на ВАЛЬПУРГИЕВУ НОЧЬ…

Считается, что в канун 1 мая (как и в канун 1 ноября ) открываются границы между мирами , и нечистая сила всех мастей собирается на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры…..

Особенную известность получила немецкая Вальпургиснахт - . Каждый год в ночь на 1 мая на вершины Броккен (и Блоксберг) в горах Харц (от Hart — «лесистые горы», там растут пихты) слетались тысячи европейских ведьм….

**********************************************

Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах инквизиции в Средние века.

Правильным местом для празднования Вальпургиевой ночи является естественно Лысая гора — то есть холм с голой верхушкой. Классическая Лысая гора — это конечно гора Броккен в Германии… В немецком колдовском учении Вaльпургиева ночь — наиболее значительный из языческих праздников , посвященный плодородию , и один из главных шабашей , отмечаемых ведьмами. Вальпургиева ночь представляет собой то же самое, что и Бельтей , или Майский Канун, и отмечается ночью 30 апреля в ознаменование расцветающей весны .

Johannes Praetorius: Blockes-Berges Verrichtung 1668 с http://ru.wikipedia.org

В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии . Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах и плясках с демонами и дьяволом…

*

.. Самые известные места крупных шабашей в Европе — это гора Броккен в Германии и Лысая гора под Киевом .(Это место является культовым для всех славянских ведьм). Кстати — Киевская Лысая (Замковая) гора до сих пор сохранила свой первозданный вид — то есть на ней полностью отсутствуют какие бы-то ни было приметы цивилизации , включая осветительные фонари. ….

"Наша" , (а точнее киевская) Лысая Гора с сайта http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.travel/wedma.lysayagora.htm

Говорят, что в других местах (где нет «лысых гор») шабаш обычно устраивается на поляне на берегу водоема, где разводится громадный костер … Кроме этого обязательная принадлежность места шабашей — черная каменная плита-алтарь.

На всякий случай — следует помнить что участь случайных очевидцев Вальпургиевой ночи обычно плачевна

*********************************

Прп. Вальпурга. Скульптура из мон-ря прп. Вальпурги в Айхштате. Германия. XI в. (?) с сайта http://www.pravenc.ru/text/154029.html

А святая Вальпурга - реальная историческая фигура — знатная британка, жившая аж в VIII веке нашей эры… Она считается покровительницей моряков — потому что однажды в шторм, обратившись Господу, «усмирила» море… Впоследствии Вальбурга стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата св. руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальбурга 25 февраля 777 г….

Прошло больше 100 лет…. Новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. В процессе рабочие осквернили могилу аббатисы, и тут-то и произошло то, что за святыми не числилось — ночью ее грозная тень явилась епископу, напугав его до полусмерти.

1 мая — останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло , помогавшее от многих болезней. Вальбургу канонизировали, причислив к лику святых.В римском списке святых ее день — 1 мая .

Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о её личности и…. После этого и сплелись воедино языческие и христианские мотивы и праздник нечисти получил имя Святой…

Потому что если приглядеться к древним фрескам во множестве церквей имени Вальпурги…

Корона у ног святой указывает на ее королевское происхождение, это понятно. Посох — знак того, что Вальбурга была основательницей монастыря….

Но есть и другие символы. Часто Вальбурга бывает изображена на фоне старых лип и холмов . Липы — священные деревья языческой богини плодородия Фригги. Горы , (особенно одинокие) — обиталища Хольды, а также форпосты мира мертвых ….

Также рядом с Вальбургой часто изображали собаку . В жизнеописании святой никаких упоминаний о собаках нет . Зато у немецких и скандинавских языческих богинь (Фригги, нидерландская Нехаленниа) — это самый распространенный «помощник» . У Гете Мефистофель впервые является Фаусту в облике черного пуделя … Кроме того, образ собаки связан с плодородием и здоровьем . Чтобы был хорошим урожай, древние германцы «кормили» таинственную ветряную собаку, виндхаунда.

А еще треугольное зеркало в руках монахини на некоторых фресках… Есть легенда, что в конце апреля в лесах крестьяне видели убегающую от охотников девушку с зеркалом в руке, которое показывало будущее.
Охотники — зима , убегающая девушка — весна… . П рямая связь с языческими легендами , и никакого отношения к христианским святым….

Так в очередной раз языческие и христианские узоры сплелись в одно полотно….

(http://www.wedma.fantasy-online.ru/wedma.prazdniki/wedma.valpurgis.htm)

А еще Вальпурга (англ. Walpurga) — это небольшой тёмный астероид главного пояса, открытый 3 апреля 1886 года австрийским астрономом Иоганном Пализой в Венской обсерватории. Назван (разумеется) в честь той самой Святой Вальпурги …(Википедия )

***********************************************

Из широко разрекламированных данных на эту тему бытует следующее «Вальпургиева ночь, или, в славянской традиции, Живин — день является ежегодным праздником ведьм.

Ведьмы собираются в эту ночь вокруг своего повелителя, сатаны, на высокой, недоступной горе Брокен (на картинке она самая), где они и справляют свой «шабаш».

На самом деле Вальпургиева ночь, отмечаемая в ночь с 30 апреля на 1 мая — это древний языческий праздник плодородия, а страшилки про ведьм притянуты к нему «за уши».

Откуда же пошла традиция праздника и как его отмечали?
В языческой традиции, было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей. Помимо зимнего и летнего солнцестояний известны еще три:

День встречи зимы с весной — Имбаэлк, или День Сурка — в скандинавской традиции, в России отмечается как Сретенье. Ему удалось избежать дурной славы.
Самайн, Хеллуин (31 ноября), или День всех святых в христианской традиции обозначал окончание лета и начало кельтского нового года, но так же как и вальпургиева ночь оброс кучей страшилок.
Вальпургиева ночь, или Бельтэйн (30 апреля) окончание зимы, например для кельтов знаменовала наступление летнего периода времени - «большого солнца». Считалось, что в оба эти праздника настежь открыты врата в другой мир, страну эльфов и т.п., возможно именно поэтому ими нас и пугают.
Как же его отмечали и как его отмечать нам с вами?
Вальпургиева ночь, или Живин день считается очень подходящим временем для проведения всевозможных чисток, а также обрядов на красоту и обретения любви. Считается, что сны, снящиеся в Вальпургиеву ночь — вещие.

Вальпургиева ночь, Бельтан или, или Живин день- это время обретения сил и осуществления желаний.

Вальпургиева ночь — это языческий праздник, посвященный богам, дающим земле самое главное — плодородие. В этот день наши предки задабривали богов и просили у них добрый урожай и здоровое потомство.

Жива богиня плодородия и рождения — подательница Жизненной Силы Рода, делающей все живое собственно живым. Кроме этого, известно, что слово «жизнь» раньше звучало как «живот» и означало: тело, существование и имущество.

При христианстве культ богини Живы был заменен культом Параскевы Пятницы, которая по функциям своим и атрибутам сильно смахивает на еще одну языческую богиню — богиню судьбы Макошь, или на скандинавских богинь судьбы Норн.

Любопытно, что и у мусульман с 30 апреля по 1 мая праздник — Лейлят-аль-Кадр — ночь вершения судеб. Согласитесь забавное совпадение снова судьба. В этот день мусульмане на восходе солнца загадывают светлое желание на воздух, обращаясь к Высшим Силам, и нам с Вами никто не мешает это сделать.

Мужская сила
Белтайн, как и все праздники в честь начала лета, в любой традиции посвящены солнцу и плодородию, а значит - и мужской силе. Об этом напоминает, например, дошедший до наших времен фаллический символ - майский шест. Традицию плясать 1 мая вокруг шеста, украшенного цветами и лентами, сохранили жители Британии и Ирландии. Нам с Вами, живущих в постоянном стрессе больших городов, экономических кризисов и прочих явлений нашего времени эта традиция как нельзя кстати. Включите телевизор, и процентов 30 всей рекламы будет на тему «борьбы с импотенцией», «эректильной дисфункцией» и прочими проявлениями мужского бессилия.
Увы, это действительно большая проблема нашего времени и чем кушать таблетки, может стоит на майских шашлычках, воткнуть в землю палку с флагом «Зенита», или еще как-то обозначить «майский шест» и поплясать вокруг него?. Заметьте, что раньше этот праздник не был привязан к четкой дате, а привязывался к окончанию цветения боярышника, что для нас с вами означает, что поплясать можно не только в ночь на первое мая. А в любой первомайский выходной, когда вы соберетесь за город.

Костры Белтайна
Еще одним символом Вальпургиевой ночи были костры, между которыми пробегали сами, прогоняли скот, дабы избавить от зимних хворей. Нам с Вами тоже будет на пользу между двумя костерочками пройтись, да и организовать это совсем не сложно, многие как раз в эти дни жгут зимний мусор на своих дачных участках, или выезжают в лес на шашлыки.

Плодородное начало дел
Нельзя обойти вниманием и сексуальную сторону этого празднества. Да, в языческой традиции праздники плодородия обязательно сопровождались ритуальными совокуплениями, под разными соусами и масками.

По легенде, возродившийся Бог достигает поры зрелости, и в эту пору они с Богиней предаются чувственной любви, которая должна положить начало новой жизни. В эту пору тело получает новый заряд энергии, мы чувствуем, как бродят наши жизненные соки, все пять наших чувств обострены. Что-то очень плодородное и естественное есть в этом и если вы не пропустите эту ночь и займетесь сексом со своим любимым человеком, вреда не будет, а польза для ваших отношений и ваших общих дел может оказаться огромной.

Отвадить неприятности
Так же в этот день сыпали перед порогом дома песок, или траву, чтобы никакая нечисть не могла войти в дом пока не пересчитает все травинки, или песчинки. Заметьте, что это так же весьма полезное дело. Например, у автора статьи имеется домик в деревне, к которому прилагаются природы и погоды, охота и рыбалка, чистенькая симпатичная жилая деревенька и два алкаша на всю деревню, от которых нет покою. Что мешает насыпать песочку и ворот, чтобы войти не могли, или от комаров, чтобы залетали пока не пересчитают? Или в офисе замучили «продавцы счастья», или еще что-то, или кто-то — в ваших руках оградить себя от нежелательных визитов.

Утренняя роса — весь год краса
Из сказок и народных поверий известна чудодейственная сила утренней росы возвращающей молодость и красоту и обладающей многими волшебными свойствами. Что она волшебная известно, но! Собирать ее и умываться ею нужно далеко не каждый день — утро 1 мая один из таких дней.

Вечером выставьте на улицу чашу для сбора росы, если забудете сделать это с вечера, можно будет утром собрать росу руками прямо с травы. На восходе солнца умойтесь утренней росой, говоря слова заклинания:

«Благословенная роса, Помоги лицу моему не стареть,
Смой морщины со лба, Кожу мою разгладь,
Сотри морщинки у глаз, Дай мне красоту и чистоту.
Услышь мои слова, исполни мое желание,
От Белтана до Белтана продли мое заклинание.»

Заклинание действует в течение года, до следующего Белтана, он же Вальпургиева ночь.

Денежный ритуал Вальпургиевой ночи и Белтайна:
Вам понадобится: 1 золотая свеча, 6 зеленых свечей, 9 белых свечей, масло сосны, соль (можно четверговую использовать).

Приготовьте все заранее. Смажьте все свечи маслом сосны. Поставьте золотую свечу в центре стола, вокруг нее по кругу зеленые свечи, а зеленые окружите белыми. В первую минуту после полуночи насыпьте круг из соли вокруг белых свечей и зажгите сначала золотую свечу, потом по часовой стрелке зеленые свечи, затем по часовой же стрелке зажгите белые свечи. Обойдите стол (алтарь) трижды, трижды напевая:

Трижды Юпитер вокруг солнца обойдет, деньги мне принесет.

Посидите спокойно несколько минут и представьте себе свои денежно - кредитные потребности. Затем свечи можно погасить в порядке обратном зажиганию.

Вальпургиева ночь отмечается во многих странах Западной Европы в ночь с 30 апреля на 1 мая. Рассказываем, что это за праздник, его историю и традиции.

Что такое Вальпургиева ночь?

Это праздник, который корнями уходит в языческие времена. Наши предки считали, что в ночь на 1 мая все души умерших выходят к людям, а ведьмы садятся верхом на мётлы и слетаются на шабаш, чтобы провести время в плясках и веселье.

В эту ночь отмечается праздник весны, восходящий к дохристианским традициям.

Откуда произошел праздник?

Поверья о том, что нечистая сила в эту ночь выходит к людям, были распространены только у германоязычных народов (немцы, австрийцы, народы Скандинавии). В горных районах Шотландии, у гэлов-хайлендеров 1 мая отмечался как древний кельтский скотоводческий праздник Бельтана, связанный с культом солнца.

В народном календаре 1 мая — большой народный праздник весны, который отмечался (и отмечается) очень ярко и весело во всех странах Европы.

В деревнях в Вальпургиеву ночь проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры, на которых иногда сжигали соломенное чучело ведьмы, и совершали обход дома с факелами, звонили в церковные колокола.

Откуда пошло название?

Несмотря на то, что этот праздник отмечали за долго до христианства, его отмечают и сейчас. Правда, получил он новое название и содержание. В 748 году из Англии на территорию современной Германии приехала христианская монахиня Вальпургия. Женщина вскоре снискала славу целительницы. Через 100 лет после её смерти при восстановлении основанного ею монастыря рабочие осквернили могилу монахини. И если верить приданию, ночью её грозная тень явилась епископу. После этого останки монахини было решено перевезти.

Мощи целительницы возложили в брешь одной из скал. Вскоре от туда начало вытекать целебное масло, которое помогало от многих болезней. После этого Католической церковью было принято решение о канонизации Вальпургии и причислении её к лику святых. Останки монахини были развезены по разным городам Германии, а день поминовения святой стали отмечать 1 мая.

Со временем произошло своеобразное смешение двух праздников. Люди в один и тот же день стали отмечать окончательный приход весны и поминать святую Вальпургию.

Как отмечают Вальпургиева ночь?

Согласно традициям в этот праздник люди разводят огромные костры. Огонь по их мнению очищает от злых духов зимы.

Весь день на площадях городов проходят концерты, хороводы и игры. Вальпургиева ночь сопровождается взрывами петард и фейерверками.

Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.

Воистину, никогда не перестаешь удивляться тому, как со временем изменяется восприятие и понятие многих понятий и ценностей. Как, например, языческое становится православным, и наоборот. И всегда интересно отслеживать, как на протяжении веков протекает жизнь людей под влиянием поверий и верований.

Возьмем, к примеру, Германию. Всем известен такой праздник, как Вальпургиева ночь. Но многие ли знают его исторические корни? Название праздника напрямую связано с днем празднования памяти Святой Вальпургии 1 мая.

Кто такая Вальпургия? Она была уимбурнской монахиней. Вальпургия - женщина знатного происхождения, была дочерью Ричарда, короля Западной Саксонии. В 748 году она приехала из Англии в Германию, чтобы основать монастырь. Хайденхайм стал местом последнего ее пристанища. Вальпургия умерла 25 февраля 777 года.

Спустя 100 лет, восстанавливая монастырь и церковь, работниками была осквернена могила монахини. И говорят, что ее разгневанная тень явилась епископу в ту же ночь.

Останки святой монахини были перевезены в Айштадт 1 мая и возложены в пустую нишу в скале. Вскоре из скалы на месте захоронения останков Вальпургии стало сочиться целебное масло, которое спасало людей от многих болезней. После этого Вальпургия была канонизирована и причислена к лику святых. Останки святой Вальпургии отправили в разные города Германии. А дни, когда это произошло, считаются святыми: 25 февраля, 12 октября, 24 сентября. Но основным является День Святой Вальпургии - 1 мая.

Весть о появлении разгневанной тени монахини стала

почвой для сплетен о ее личности. И из глубин народных верований всплыли языческие представления о духах. И так главный праздник нечистой силы получил имя Святой монахини.

В Германии есть гора Броккен с вершиной Хексентанцплац, название которой дословно переводится как «место пляски ведьм». Вот, в средневековье в Германии и Скандинавии считалось, что Вальпургиева ночь является праздником всей нечистой силы. Существовало поверье, что в эту ночь ведьмы на метлах прилетали на Лысую гору и устраивали там оргии с плясками с демонами и сатаной. Считалось, что нечистая сила при помощи ведьм старалась задержать приход весны на землю, насылала мор и порчу на людей и скот. Чтобы спастись от нечистой силы, люди жгли костры, сжигая чучела ведьм, звонили во все церковные колокола. Обходили с зажженными священным огнем факелами жилища и, крепко заперев двери и окна, проводили всю ночь в молитвах.

Древние мудрецы считали, что в Вальпургиеву ночь травы наполняются особой чудодейственной силой. Поэтому многие травники-лекари отправлялись в эту ночь собирать травы.

Праздник Вальпургиевой ночи сохранился и до наших дней, тесно переплетенный с древними языческими поверьями. Вся Центральная и Северная Европа отмечает празднование прихода весны в ночь на 1 мая. Но в силу древних традиций отпугивания нечистой силы, и чтобы помешать ведьмам устроить шабаш, в Вальпургиеву ночь жгут костры. Это в Германии. А в Скандинавии костры жгут не только, чтобы отпугнуть нечисть, но и чтобы уничтожить накопившийся за зиму мусор. И угощаются при этом традиционным блюдом - маринованным лососем. А вот в Чехии перед наступлением Вальпургиевой ночи, чтобы не пустить в дом ведьм и всякую нечисть, порог жилища густо посыпали песком или мелкими травинками. Нечистая сила не могла войти в дом, пока не сосчитает все травинки или песчинки. А там и ночь заканчивалась! Во многих странах считается, что нечистая сила терпеть не может шум. Поэтому во многих европейский странах мальчики-подростки с наступлением темноты начинают шуметь: громко выкрикивать разные изречения, бить в барабаны, дудеть в дудки или взрывать петарды до наступления рассвета.

Праздничная программа Дня Святой Вальпургии практически не изменилась на протяжении веков: песни, танцы, выступают студенческие хоры, играют в старинные игры. Для Скандинавии и Германии день кануна Вальпургиевой ночи является днем проведения молодежных музыкальных фестивалей и праздников. И, конечно, всеобщее веселье плавно вытекает за рамки дозволенного - начинаются беспорядки. Поэтому почти традиционно Ночь Святой Вальпургии заканчивается полицейскими вмешательствами!

Каждая ведьма является на празднество вместе с своим любовником-чертом. Сам владыка демонских сил - Сатана, в обра­зе козла с чёрным человеческим лицом, важно и торжественно восседает на высо­ком стуле или на большом каменном столе посредине собрания. Все присутствую­щие на сходке заявляют перед ним свою покорность коленопреклонением и цело­ванием. Сатана с особенной благосклонностью обращается к одной ведьме, которая в кругу чародеек играет первенствующую роль и в которой нетрудно узнать их ко­ролеву (hexenkönigin). Слетаясь из разных стран и областей, нечистые духи и ведь­мы докладывают, что сделали они злого, и сговариваются на новые козни; когда са­тана недоволен чьими проделками, он наказует виновных ударами. Затем, при све­те факелов, возжженных от пламени, которое горит между рогами большого козла, приступают к пиршеству: с жадностью пожирают лошадиное мясо и другие яства, без хлеба и соли, а приготовленные напитки пьют из коровьих копыт и лошадиных черепов. По окончании трапезы начинается бешеная пляска, под звуки необыкно­венной музыки. Музыкант сидит на дереве; вместо волынки или скрипки он де­ржит лошадиную голову, а дудкою или смычком ему служит то простая палка, то кошачий хвост. Ведьмы, схватываясь с бесами за руки, с диким весельем и бес­стыдными жестами прыгают, вертятся и водят хороводы. На следующее утро на местах их плясок бывают видны на траве круги, как бы протоптанные коровьими и козьими ногами.

- Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу

Поверье это, отражённое также Гёте в трагедии «Фауст », сложилось около конца VIII века , вероятно, таким же образом, как возникла и распространилась вера в колдуний и ведьм вообще: так как 1-е мая с особой торжественностью праздновалось язычниками , то старые женщины и вообще все те, кто не мог сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства , несмотря на строгое запрещение, продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, то есть песнями и плясками, встретить 1-е мая. Обстановка (костры , дикая местность), а может быть, и преднамеренно распускаемые этими тайными язычниками слухи (чтобы избавиться от лишних свидетелей), способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах. Джон Колер упоминает эти празднования в 1603 г., далее в том же 17-м веке, но уже во второй половине встречается упоминание у Иоганна Преториуса .

Согласно поверьям, такие же сборища ведьм бывают на Рождест­венские ночи , накануне великого поста (нем. fastnacht ), на Светлой неделе , на вешний Юрьев день (у восточных славян), 1 мая (у немцев), и на Иванову ночь .

Традиции у европейских народов

У итальянцев в последний вечер апреля или 1 мая компании деревенских юношей ходят от дома к дому. Они носят зеленую ветвь (итал. majo, maggio ), украшенную цветными лентами и свежими цветами, поют песню, в которой возвещают о приходе весны, и просят подношений. Кое-где в один из майских вечеров парни кладут зелёеную ветвь у входа в дом своей милой. Это является формой предложения. Если девушка согласна выйти за него замуж, она берет эту ветвь в дом. В противном случае выбрасывает ее на дорогу. В Сицилии все от мала до велика 1 мая идут на луга. Там они собирают цветы (желтые ромашки) и делают из них букеты, венки и гирлянды. Затем направляются к часовням, где высказывают свои заветные желания. Сицилицы считают, что эти ромашки должны принести счастье и здоровье.

У словаков и чехов в ночь перед первым маем юноши ставят деревца - «май» (словацк. maj ). Это высокое хвойное дерево (пихта или ель), очищенная от коры с оставленной наверху кроной. Верхушку дерева украшают разноцветными лентами, платками, калачиками. Ниже кроны подвешивают широкий венок из весенних цветов. В каждом селе ставится несколько таких деревцев, самое высокое из них - на главной деревенской площади. Кроме того, каждый юноша ставит деревце (обычно березку) перед домом своей девушки. Под маем на главной площади устраивалась первая молодёжная «музы́ка» на открытом воздухе. Парни с небольшим деревцем ходили по домам с колядками и приглашали девушек на танцы. За это приглашение девушки должны были одаривать юношей .

У лужичан к первому мая приурочен обычай установления майского деревом и поверья, связанные и с верой в ведьм. Накануне 1 мая юноши рубили в лесу высокую сосну или ель, приносили ночью в село, очищали ствол, оставляя зелёной верхушку и затем украшали венком, цветными лентами, деревянным крестом и до восхода водружали на центральной площади. Утром под этим деревом устраивался праздник с танцами. Лужичане верили, что под 1 мая ведьмы слетаются на свой шабаш и в это время они особенно опасны. Для защиты применялись разные меры: рисовали кресты на дверях, клали метлу на пороге, вешали зеленые ветки, били камнями по металлу, окуривали хлев; старались не оставлять вне дома молоко и домашнюю утварь. Был обычай «жечь ведьм» (khodojty palić ): парни с горящими метлами в руках бежали в поле, бросали метлы в воздух.

У хорватов и словенцев в некоторых местностях накануне 1 мая устраивались ритуальные шествия детей и молодежи. Празднично одетые группы детей и девушек обходили дома с добрыми пожеланиями и получали за это подарки.

Изображения в культуре

В литературе

  • «Сон в Вальпургиеву ночь» в «Фаусте» В. Гёте .
  • Сцены в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова .
  • Роман «Вальпургиева ночь» Густава Майринка .
  • События рассказа Г. Ф. Лавкрафта «Сны в ведьмином доме » происходят незадолго до Вальпургиевой ночи и связаны с ней непосредственно.
  • Покушения на Мерлина, героя Хроник Амбера (Пятикнижие Мерлина), систематически происходят перед Вальпургиевой ночью.
  • В книге

Словосочетание «Вальпургиева ночь» всегда навевало на меня какие-то мистические мысли, хотя его смысла я не знал. Разузнав об этом «празднике», я удостоверился в своих ожиданиях, но происхождение сего изречения меня несколько удивило.


Вальпургиева ночь отмечается ночью с 30 апреля на 1 мая. Это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию (персонажи плодородия часто ассоциировались у людей со смертью, взять хотя бы пример греческой Персефоны-жены Аида, бога подземного царства мёртвых, по совместительству богини плодородия и весны.) Это праздник, который почтить вниманием обязана каждая уважающая себя ведьма. Так что, к кому относится, седлайте метёлки.

Первые официальные упоминания о Вальпургиевой ночи появились в протоколах незабвенной инквизиции в Средние века. Нынешнее название древнему торжеству дали немцы – в честь святой, естественно, Вальпургии (она же Вальбурга, Вальтпурде, Вальпургис, Вабур, Фальбур, Буга, Годурж (помните: «…он же Гога, он же Жора, он же…).

Святая Вальпургия – реальная историческая фигура. Эта знатная британка родилась в Девоншире около 710 г. Она была дочерью Ричарда, одного из королей Западной Саксонии, и Винны, сестры св. Бонифация, апостола Германии. Оба ее брата, Виллибальд и Винибальд, тоже были канонизированы. Во семейка!

Отправившись в паломничество на Святую землю вместе с сыновьями, папенька Ричард поручил свою 11-летнюю дочь заботам аббатисы Уинборнского монастыря, известного своими строгими порядками. И в итоге девочка безвылазно провела там не один год, вплоть до того, что встретила свой 37-й по счёту «День Варенья» там.

Но были плюсы в жизни жительницы Туманного Альбиона, среди которых числилось изучение иностранных языков. Вальпургия их настолько хорошо изучила, что описала на латыни путешествие своего брата в Палестину, не говоря уже о повествовании жизни другого брата на родном английском. Поэтому часто св. Вальпургию называют первой писательницей Англии и Германии. Вот с чего всё начиналось, прежде чем дойти до Роулинг с Гарри Поттером.

В 748-м дядя Вальпургии, Бонифаций (а льва помните из мультика?), решает создать в Германии систему монастырей. По его просьбе аббатиса Уинборна присылает миссионерок, в том числе Вальпургию, дождавшуюся свободы.

Корабль, по преданию, отплыл от Британии в ясную погоду. Но скоро начался ужасный шторм. Монахиня бросилась на колени прямо на палубе – и море тут же успокоилось. Моряки рассказали на берегу об этом чуде, и в Германии Вальпургию встречали с благоговением. С тех пор святая считается покровительницей моряков (помогает также при водобоязни и в шторм).

Впоследствии Вальпургия стала аббатисой монастыря в Хайденхайме, городке в Баварии неподалеку от Айштадта, а после смерти брата руководила даже мужским монастырем. Ее добродетели и многочисленные чудеса принесли ей славу. Умерла Вальпургия 25 февраля 777 г. Всё бы ничего и почитали бы Вальпургию как «обычную» святую, но…

Прошло больше 100 лет, чудеса монахини стали подзабываться. Новый епископ Айштадта решает восстановить монастырь и церковь. Рабочие осквернили могилу аббатисы, и тут-то и произошло то, что за святыми не числилось - ночью ее грозная тень явилась епископу, напугав его до полусмерти.

Вскоре - а именно 1 мая - останки монахини перевезли в Айштадт, возложив в пустоту одной из скал. И из скалы начало вытекать целебное масло, помогавшее от многих болезней. Вальпургию канонизировали, причислив к лику святых. Позже ее останки развезли по разным городам и весям Германии, а дни, когда это случилось, посвятили ей (25 февраля, 12 октября, 24 сентября). Но главный день св. Вальпургии – первое мая.

Появление тени покойной британки дало почву для разных пересудов о её личности. После этого сплелись воедино языческие и христианские мотивы, и имя праведницы получил главный праздник нечисти.

В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, среди которых наибольших успехом пользовалась «лысая» гора Броккен, где собиралась вся «элита» и справляла свой «праздничек» в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Они пытались помешать благополучному течению весны, насылали порчу на людей и скот и т.п.

В селениях накануне Вальпургиевой ночи проводилась магическая церемония изгнания ведьм: разжигались костры (на которых иногда сжигали чучела ведьмы), люди обходили дома с факелами, звонили церковные колокола и т.п. Считалось, что травы в Вальпургиеву ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы выходили в этот день на сборы.

Поверья эти можно обнаружить в 1-й части «Фауста» Гёте. Сложились они около конца VIII века, вероятно, таким же образом, как возникала и распространилась вера в колдуний и ведьм: 1 мая с особой торжественностью праздновался язычниками первый весенний праздник и празднество это дало корни сплетням о шабашах. Распускали их люди, которые не могли сразу отказаться от языческих обрядов в пользу христианства, и, несмотря на строгое запрещение (под страхом смертной казни той инквизиции), продолжали собираться в недоступных местах, чтобы подобающими образом, т.е. песнями и плясками, встретить 1 мая, в будущем - День солидарности трудящихся. Обстановка (костры, дикая местность) способствовали распространению в народе рассказов о ведьмах, собирающихся в эту ночь в различных недоступных местах.

Сейчас в ночь с 30 апреля на 1 мая отмечают Вальпургиеву ночь по всей Центральной и Северной Европе – это праздник встречи весны, когда зажигаются огромные костры, чтобы отвадить ведьм, слетающихся в эту ночь на шабаш. Программа праздника не меняется уже более 100 лет: старинные игры, вроде наших горелок, выступления студенческих хоров и традиционные костры в канун Вальпургиевой ночи. Вот так канонизированная святая стала воплощением тьмы.

Несколько слов о том, какие мероприятия предпринимаются людьми в ночь на 1 мая в разных европейских странах.

В Скандинавии жгут костры, чтобы привлечь весну, отпугнуть духов и избавиться от накопившегося за зиму мусора, и едят гравлакс – свежего лосося, маринованного в соли, сахаре и укропе.

Во многих европейских странах с заходом солнца мальчишки начинают кричать и взрывать петарды. Потому что лучшее средство от духов – шум.

В Чехии в канун Вальпургиевой ночи насыпают на порог песок или траву, чтобы ведьмы не могли войти в дом, пока не пересчитают все песчинки или травинки.

В Баварии шутники мажут дверные ручки зубной пастой, переносят двери в другое место и вытаскивают из ботинок шнурки. Вальпургиева ночь у них – совсем как наш канун Ивана Купала.

Илья Мирошниченко

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх