Виды и причины детского травматизма. Меры по предупреждению детского травматизма в ДОУ

Такими причинами могу быть плохая ориентировка детей в окружающей обстановке, недостаточная дисциплинированность детей, когда они на прогулке, также часто дети травмируются, падая с горок, лестниц, деревьев, качелей, оград и в попытках залезть на шведские стенки и другие подобные спортивные снаряжения. Часто травмы возникают у детей, играющих группами, во время столкновения друг с другом. Нередко также возможны различные ушибы из-за ударов о стеклянные двери, батареи и другие предметы.

Есть объективные причины, приводящие к распространенности детского травматизма. Это сильная возбудимость и расторможенность детей, приводящая к желанию полихачить (особенно часто наблюдается у мальчиков) и детская гиперактивность, которая ведет их к риску травм из-за неумения отвечать за последствия своих действий.

Основными факторами детского травматизма в детском саду можно считать, во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми, т.е. слабый контроль со стороны работников учреждения и во-вторых, либо недостаточно проработанная, либо вообще отсутствующая система по предотвращению травматизма.

Как предотвратить травматизм детей в садах

Взрослое окружение ребенка должно стремиться уберечь ребенка от происшествий и вырастить его здоровым и крепким. Основным средством против травматизма является, прежде всего, правильное воспитание, о котором должны позаботиться в первую очередь родители, причем при этом они должны учесть даже мелкие детали. Чем раньше ребенок усвоит то, чему его учат, тем меньше вероятность травматизма. Воспитательный процесс должен продолжаться и в детских учреждениях, посредством созданий благоприятных условий для ребенка и надлежащего ухода за ним.

Полки и шкафы в комнатах, где могут находиться дети, необходимо как можно надежней и прочней закрепить на своих местах. На дверях с частичным остеклением нужно установить деревянные щиты, таким образом, чтобы ребенок не мог пострадать, если он случайно ударится о дверь. Запоры и замки должны располагаться так, чтобы дети не могли получить к ним доступ, а на лестничных пролетах обязательно наличие перил и прочих ограждений.

Не следует украшать лестничные пролеты тяжелыми кашпо, картинами, эстампами и прочими вещами, которые потенциально могут травмировать детей.

В независимости от расположения должны быть тщательно и прочно закреплены любые музыкальные инструменты.

Совершенно необходимо полностью исключить хранение любого рода моющих, дезинфицирующих и прочих такого рода веществ на пищеблоке, в туалетах и комнатах, в которых могут находиться дети. Эти вещества следует хранить в особых местах, недоступных для детей. В аптечке, наличие которой обязательно, не должны храниться лекарства, не предназначенные для детей.

На территории учреждения для детей необходимо поддерживать порядок и чистоту. Само учреждение должно быть огорожено, для исключения возможности доступа диких и бродячих животных. Каждый день, либо до прихода детей, либо после их ухода, территория должна убираться. Зимой все площадки, дорожки и тропинки нужно расчищать от снега, а летом, при чересчур сухой погоде, поливать не менее 2 раз в день.

Осенью и весной на прилегающей территории надо проводить обрезку кустарников и деревьев.

Запрещено использовать любые ядохимикаты при работе с растениями, чтобы исключить возможность отравления детей и работников учреждения.

При озеленении территории нельзя использовать ядовитые растения и растения, имеющие шипы и колючие листья. Подобные растения должны удаляться, при их обнаружении на участке.

При использовании оборудования, как на территории, так и в помещениях учреждения, необходимо убедиться, что оно устойчиво и не может принести вреда детям.

Валентина Никитина
Травматизм и безопасность в детском саду

Многие родители, отдавая ребенка в детский сад , беспокоятся по поводу возможных травм , которые он может там получить. В СМИ регулярно появляются сообщения о случаях травматизма детей в дошкольных образовательных учреждениях (далее - ДОУ, закончившихся увечьем или гибелью, участились случаи дорожно-транспортного травматизма . Задача персонала ДОУ - предупредить травмоопасные ситуации , обеспечить детям полную безопасность во время пребывания их в детском саду . Профилактика детского травматизма в ДОУ : падения Одна из наиболее частых травм , получаемых малышами, - падение. Последствиями падений могут быть ушибы, переломы костей и серьезные травмы головы . Зона повышенной опасности в детском саду - качели . Прыжок с качелей редко заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого соприкосновения с грунтом может случиться перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов. Результатом падения с качелей становятся тяжелые травмы . Каждый ребенок должен знать, что при падении с качелей необходимо плотно прижаться к земле и отползти как можно дальше, чтобы избежать дополнительного удара. К падениям также могут привести : катание на ногах с ледяных горок, на санках; перемещение в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, на площадках, не очищенных от снега и льда и не посыпанных песком; подвижные игры на площадках с невысокими пеньками сломанных деревьев, ямками и выбоинами; катание на лыжах, коньках, самокатах; занятия на шведских стенках без страховки воспитателя. В большинстве случаев падения можно предотвратить, если внимательно следить за воспитанниками, не разрешать им находиться и играть в опасных местах. Необходимо строго соблюдать требования санитарного законодательства к помещениям, оборудованию и детским площадкам , устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах. Профилактика детского травматизма в ДОУ : порезы Разбитое стекло может стать причиной порезов, заражения и потери крови. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу. Дети могут пораниться также льдом, сухими ветками, сучками на кустарниках, металлическими или деревянными предметами, торчащими из земли; получить занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок. Ножи, лезвия и ножницы должны храниться в недоступных для воспитанников местах. Старших детей надо учить осторожному обращению с этими предметами. Можно избежать многих травм , если регулярно объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно. Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать причиной заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках .

Профилактика детского травматизма в ДОУ : удушье от малых предметов Кашель, шумное частое дыхание или невозможность издавать звуки - это признаки проблем с дыханием и, возможно, удушья. Для детей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям в качестве игрушек. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши. За детьми также нужно присматривать во время еды. Малышам не следует давать блюда с маленькими косточками или семечками. Если у ребенка затруднено дыхание, нельзя исключать вероятности попадания мелких предметов в дыхательные пути малыша, даже если никто не видел, как он клал что-нибудь в рот. Профилактика детского травматизма в ДОУ : отравления Ядовитые вещества , отбеливатели, кислоты ни в коем случае нельзя хранить в бутылках для пищевых продуктов - дети могут по ошибке их выпить. Такие вещества следует держать в плотно закрытых маркированных контейнерах, в недоступном для детей месте. Яд опасен не только при заглатывании, но и при вдыхании, попадании на кожу, в глаза или даже на одежду. Отбеливатель, яды для крыс и насекомых, кислоты и щелочные растворы, другие ядовитые вещества могут вызвать тяжелое отравление , поражение мозга, слепоту и смерть. Лекарства ребенку нужно давать только по назначению врача и в дозировке согласно возрасту. Медицинские препараты, предназначенные для старших детей и взрослых, могут оказаться смертельными для малышей. Хранить медикаменты необходимо в местах, недоступных для детей.

Профилактика детского травматизма в ДОУ : поражение электрическим током Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям – обнаженные их участки представляют особую опасность. Дети могут получить серьезные повреждения, воткнув пальцы или какие-либо предметы в электрические розетки. Чтобы предотвратить удар электрическим током, розетки необходимо закрывать. Электрические провода должны быть недоступны детям - обнаженные их участки представляют особую опасность. Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство - стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины.

Профилактика детского травматизма в ДОУ : травматизм на дороге Из всевозможных видов травм каждая двухсотая связана с пребыванием ребенка на улице или в транспорте. Последствия их очень серьезные. Самое опасное транспортное средство – стоящая машина. Как правило, ребенок считает, что если опасности не видно, значит, ее нет. Но, выходя из-за такой машины на проезжую часть, 63 ребенка из 100 попавших в дорожное происшествие оказываются под колесами другой машины. Профилактика детского травматизма в ДОУ : причины травматизма в детском саду Основными причинами детского травматизма в детском саду можно считать , во-первых, отсутствие должного присмотра за детьми и, во-вторых, недостаточно проработанную либо отсутствующую систему профилактики детского травматизма в ДОУ . Рекомендации по созданию такой системы приведены в приложении. Администрация ДОУ обязана создать травмобезопасную среду в детском саду и обеспечить постоянный жесткий контроль охраны жизни и здоровья детей. Работники ДОУ должны сделать все возможное, чтобы предотвратить несчастные случаи с детьми не только в детском саду , но и дома, на улице. Шаблон можно скачать из электронной системы "Образование" Приложение Гособразование СССР Методические рекомендации Профилактика травматизма у детей в дошкольных учреждениях* [* Опубликован в Бюллетене Гособразования СССР, № 5, 6. 1990. В приложении приводятся извлечения из документа. - Примеч. ред. ] II. Классификация травм , их причины и последствия Травмы детей можно классифицировать : по возрастному принципу грудного возраста - 3,5% от 1 до 3 лет - 9,5% от 3 до 7 лет - 22% от 7 до 15 лет - 65% по характеру повреждений сотрясения мозга - 35% переломы - 46% прочие - 19% Из таблицы видно, что 22% детей, получивших повреждения, составляют дети в возрасте от 3 до 7 лет. Только в Москве ежегодно лечебные учреждения регистрируют примерно 136 тыс. травм . Конечно, не все дети получают серьезные травмы . По имеющимся данным, только 10% обращаются за медицинской помощью. Однако у 60% детей после сотрясений мозга наблюдаются остаточные явления в виде нарушения психики, снижения зрения, слуха. У 7% детей, поступающих в стационары, остаются неустранимые увечья и у 7% детей отмечаются эпилептические припадки. Травмоопасные ситуации : профилактика детского травматизма в ДОУ Ситуаций , чреватых получением травм , очень много. Изучение их выявило ряд типичных причин, по которым возникает большинство травм у детей . Прежде всего - в результате плохой ориентировки их в окружающих условиях; вследствие недисциплинированного поведения во время прогулок на участке; при падении с горок, качелей, деревьев, оград, лестниц, шведских стенок и других спортивных сооружений, а также в группах во время игр, при столкновении детей друг с другом, ударах о батареи, стеклянные двери и т. д. Целый ряд травм получают дети в результате несоблюдения правил содержания домашнего хозяйства, а также дворов, недостаточной уборки тротуаров. Существуют объективные причины детского травматизма : ребячья подвижность (склонность к необдуманному риску, неумение предвидеть последствия своих поступков, оценивать ситуацию); расторможенность и высокая возбудимость детей (азарт и лихачество, особенно у мальчиков) . На первый взгляд кажется, что травма ребенка - явление случайное, непредвиденное, а само понятие "травматизм " представляется чем-то хаотичным и неуправляемым. На самом же деле это далеко не так. Несчастный случай не случаен! В травме ребенка чаще всего повинна беспечность или непредусмотрительность взрослых. Анализ большого количества материалов, полученных в результате длительной практической работы с детьми, позволяет выявить определенную закономерность и цикличность данного явления. Из года в год дети получают одни и те же повреждения, попадают в одинаковые опасные ситуации. Предпосылкой этому, как было уже указано, являются психофизиологические особенности детей. Все наиболее типичные, часто встречающиеся травмы у детей можно классифицировать. По видам : падения на ровном месте (поскользнулись, зацепились, ноги заплелись) ; падения с высоты (мебель, балкон, дерево, крыша) ; ранения (ножницы, стекло, игла, гвоздь, нож) ; ожоги (кипяток, огонь, электричество, химические вещества) ; ушибы упавшими сверху предметами (полка, ваза, сосулька) ; обморожения (длительное пребывание на улице в морозную, ветреную погоду) ; укусы (собака, кошка, грызуны, насекомые) ; отравления (ядовитые ягоды и растения, грибы, лекарства, недоброкачественная пища) ; повреждения, вызванные попаданием внутрь организма инородных тел (монеты, пуговицы, мозаика, песок и другие мелкие предметы) ; ушибы от избытка движения (об угол, дверь, столкновения друг с другом) ; занозы (плохо обработанные поверхности деревянных игрушек, предметов; палки, колючие растения).

Травмоопасные ситуации : в процессе подвижных игр (салочки, прятки, жмурки, бег наперегонки, спрыгивания и т. д.) ; в результате детских шалостей , шуток (стрельба из трубочек, подножка, отодвигание стула, толкание, драка, бросание друг в друга различных предметов); при катании на качелях, каруселях; при катании на велосипеде, самокате; при купании в водоемах; во время игр на проезжей части. Основными причинами возникновения повреждений у детей в дошкольных учреждениях являются, прежде всего, неудовлетворительный уход за детьми, недостаточный контроль за ними со стороны взрослых, а также слабая постановка или полное отсутствие системы в работе по профилактике детского травматизма в ДОУ . III. Создание безопасных условий в дошкольном учреждении Воспитатели, медицинские работники, родители, общественность должны быть едины в своем стремлении окружить ребенка заботой и вниманием, вырастить его крепким, здоровым, уберечь от беды. Основная "вакцина" против травматизма - правильное воспитание, оно всецело зависит от воспитателей. В воспитании детей мелочей не бывает. Что усвоено в детстве , впоследствии становится привычкой. Эти общеизвестные истины являются непреложными и в профилактике детского травматизма в ДОУ . Для того чтобы воспитательный процесс был эффективным, давал положительные результаты, необходимо создать в детском учреждении благоприятные санитарно-гигиенические условия и обеспечить заботливый уход за детьми. Шкафы и полки в групповых и приемных комнатах должны быть надежно закреплены. Внутренние двери, имеющие частичное остекление, должны быть защищены деревянными щитами на уровне роста ребенка, а радиаторы отопления - иметь съемные решетки. Запоры на дверях должны располагаться также выше уровня роста ребенка. Лестничные марши должны иметь ограждения. Не рекомендуется располагать в виде украшений на лестничных маршах тяжелые картины, эстампы, кашпо с растениями во избежание несчастных случаев с детьми. Музыкальные инструменты, где бы они ни находились (в групповой комнате, на участке, в физкультурном или музыкальном зале, также должны быть надежно закреплены. Категорически запрещается хранить различные моющие и дезинфицирующие средства в групповых и спальных комнатах, в туалетах и на пищеблоке. Они должны содержаться в специально отведенных для этого местах, не доступных для детей. В групповой аптечке не должно быть медикаментов, не рекомендованных детям. Вся территория дошкольного учреждения должна содержаться в чистоте и порядке, иметь ограждение, чтобы не было доступа бродячим и диким животным. Уборка территории должна проводиться ежедневно до прихода детей или вечером после их ухода. Летом при сухой погоде участок поливается два раза в день. Зимой площадки, дорожки и подходы к зданию должны расчищаться от снега. На участке (весной и осенью) должна осуществляться обрезка деревьев и кустарников. Категорически запрещается использование ядовитых химических веществ для обработки и подкормки деревьев, кустарников, растений цветников и огородов во избежание отравлений детей и персонала дошкольного учреждения. Для озеленения участка не допускается использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючими листьями. Оборудование на участках и в помещениях детского учреждения должно быть надежно и устойчиво закреплено и исключать все возможные случаи травмирования детей . IV. Требования к работникам дошкольного учреждения Администрация дошкольного учреждения должна создать травмо- безопасную среду в дошкольном учреждении и обеспечить постоянный жесткий контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований техники безопасности . Педагогическому персоналу следует быть предельно внимательным к детям, не оставлять их одних! Во время завтрака, обеда, полдника и ужина предупреждать возможные ожоги горячей пищей. Следить, чтобы дети во время приема пищи правильно пользовались ножом и вилкой, другими предметами. Всегда надо помнить, что в работе с детьми первостепенное значение имеют личность педагога, его пример для окружающих, а также характер общения с другими воспитателями. Обслуживающему персоналу запрещается : привлекать детей к получению пищи с пищеблока, к раздаче жидких и других горячих блюд во время дежурства в группе; оставлять в приемных и групповых комнатах, санитарных узлах ведра с горячей водой, дезинфицирующие растворы, химические моющие средства, а также инвентарь, предназначенный для уборки (тряпки, щетки и т. д.) . Медицинский работник должен проводить беседы с родителями, с педагогическим и техническим персоналом о профилактике детского травматизма в ДОУ , чаще напоминать о необходимости хранить спички, лекарства, режущие и прочие опасные предметы в местах, не доступных детям, систематически проверять содержание аптечек. Строго следить за тем, чтобы дети не приносили домой и в детский сад подобранные на улице или полученные от других детей различные опасные предметы. Особого внимания требуют электрифицированные игрушки и игры. Медицинский работник должен вести четкий учет и анализ всех несчастных случаев и травм у детей данного учреждения в специальном журнале. Необходимо доводить до сведения коллектива дошкольного учреждения все случаи повреждения у детей, требуя обсуждения причин и обстоятельств получения травмы для дальнейшего устранения и исключения повторных случаев подобных травм . Рекомендуется ежемесячно сверять свои данные с материалами травмопункта или хирургического кабинета детской поликлиники , амбулатории, фельдшерского пункта. V. Требования к организации и проведению занятий с детьми Чтобы ребенок усвоил правила безопасного поведения и правильного обращения с окружающими его предметами, ему необходимы доступные, элементарные знания о свойствах этих предметов. Очень важно приучить ребенка к осторожности, которая отсутствует у детей дошкольного возраста, сформировать у него определенные установки, которые помогли бы сознательно избежать травмоопасной ситуации . Появление этих качеств обусловливается соответствующей воспитательной работой в детском саду и в семье , постоянным руководством и контролем со стороны воспитателей. В дальнейшем действия детей приобретают все более осмысленный характер. Дети должны своевременно овладевать навыками самообслуживания. Воспитание навыков безопасного поведения у детей должно осуществляться в процессе всей активной деятельности : в играх, посильном труде, разнообразных занятиях, процессе ознакомления с доступными пониманию детей событиями и явлениями общественной жизни, с родной природой. На всех занятиях и особенно на занятиях по ознакомлению с окружающим, в процессе конструирования, работы в уголке природы и на участке дети не только овладевают навыками работы, но и познают правила безопасного обращения с различными предметами, учатся применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Дети должны твердо знать, что играть со спичками, огнем, электрическими приборами, открывать краны газовой плиты строго запрещено. Не рекомендуется применение спичек и в качестве материала для детских поделок . На занятиях по ручному труду уместно ознакомить детей со свойствами различных материалов и инструментов, которые используются для работы с ними. В процессе игр важно приучать ребят к соблюдению элементарных правил поведения - уступить, пропустить, предупредить и т. д. Необходимо, чтобы дети овладели умениями и навыками работы с игровым строительным материалом, а в среднем и старшем дошкольном возрасте - с бумагой и природным материалом (уметь правильно пользоваться ножницами и другими инструментами) . В помещении, на участке детского сада , во время работы в уголке природы детей следует обучать навыкам бережного обращения с животными и растениями, правилам ухода за ними. В уголке природы не должно быть ядовитых растений, с колючими и острыми листьями и плодами. Необходимо знакомить детей с произведениями художественной литературы, отражающими данную тематику. Формы работы с дошкольниками могут быть самыми разнообразными : занятия в группе с использованием наглядного материала, беседы воспитателя, экскурсии, прогулки по городу, в лес, на речку, в поле и т. д. Детям нужна правдивая, убедительная информация, которая захватила бы ребят и заставила самих думать, рассуждать, делать правильные выводы. Восприятие такой информации, как показала практика, будет более полным и глубоким, если она будет подкреплена зрительным образом, рисунком. Ребенок, посмотрев рисунок, сопоставляет изображенное в нем с тем, что видит сам в жизни. Он получает возможность реально оценивать ситуацию, рассуждать, анализировать, учиться наблюдать. При этом сама картинка становится более понятной и доступной, она как бы входит во внутренний мир ребенка, изменяя его поведение и помогая формированию необходимых навыков, воспитанию привычки правильно пользоваться предметами быта. Дети сами дают прекрасный фактический материал для бесед. Их творческие рассказы и рисунки всегда привлекают своеобразием видения мира, верностью восприятия мелких реалистических деталей, на которые взрослые зачастую не обращают внимания. Такие беседы оставляют у детей яркие впечатления, оказывая большое эмоциональное воздействие. На занятиях можно использовать экспозиции детских рисунков , подобрав их по тематике и хорошо оформив. Воспитателю надо так построить беседу, чтобы в ходе ее ребенок открывал для себя что-то новое, интересное, а порой и загадочное. Это интригует ребят, а неожиданные смешные моменты ассоциируются с различными ситуациями из их собственного опыта. Обычно все дети активно участвуют в беседе. Примеры из жизни хорошо убеждают их в реальности представленного сюжета, его достоверности и типичности. Дети рассуждают, спорят, доказывают, делают полезные для себя выводы. После обсуждения каждой травмоопасной ситуации воспитатель побуждает детей высказывать свои предложения о том, как можно избежать этой ситуации, в чем ошибки персонажа сюжета. В конце беседы после рассматривания иллюстративного материала дошкольники подводятся к самостоятельному выводу - как вести себя в аналогичной ситуации, какие принять меры предосторожности. По окончании занятия для закрепления информации спрашивают детей, что им больше всего понравилось из выставки картинок или рисунков. Использование наглядности способствует более прочному усвоению материала и формированию у дошкольников понятия о детском травматизме , об эталонах опасности, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети учатся управлять своим поведением дома, на улице, во дворе, в детском учреждении , в общении с живыми объектами. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях , стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.

На протяжении многих лет медицинским и педагогическим составом нашего детского сада ведется работа по оздоровлению детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата. Опыт работы неоднократно обобщался на семинарах медицинских и педагогических работников дошкольных учреждений города Набережные Челны и представлен в виде системы работы ДОУ по предупреждению детского травматизма. (Видеопрезентация)

Основные черты, характеризующие детский травматизм, – распределение по полу и возрасту, видам травматизма – остаются постоянными на протяжении последних 20-30 лет. В целом у мальчиков травмы возникают в 2 раза чаще, чем у девочек.

В структуре детского травматизма преобладают бытовые травмы (60–68%). Причем у детей до 7 лет они составляют около 80% всех повреждений. При этом 78% травм дети получают во дворах, на улицах и только 22% – в помещениях.

Проранжировав причины детского травматизма, мы выявили следующее:

1) На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным песком;

2) На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3) На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4) на четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП.

Профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и снижение детского травматизма, в нашем детском саду проводятся целенаправленно, исходя из вышеперечисленных причин и обстоятельств возникновения травм. Мы выявили, что каждой возрастной группе присущи свои наиболее типичные причины повреждений и травмогенные ситуации.

Так, различные колющие и режущие предметы (ножницы, спицы, остро отточенные карандаши, иголки, ножи, вилки) при неумелом их использовании причиняют серьезные травмы детям всех возрастов.

Для малышей до 4-летнего возраста наиболее опасны мелкие предметы, которые взрослые оставляют на виду или, что еще хуже, дают их детям поиграть. Яркие бусинки, блестящие монеты, разноцветные пуговицы, кнопки могут причинить большой вред, если ребенок засунет их в рот, нос, уши...

В ясельном возрасте (1–3 года) основные двигательные навыки (ходьбы, лазания) еще находятся в стадии становления, поэтому развитием навыков, а также умением ориентироваться в окружающей обстановке, предвидеть опасность и обусловлены основные воспитательные меры воздействия для профилактики травматизма в этом возрасте.

Изменяется характер повреждений: уменьшается количество ожогов, увеличивается доля ран, ушибов, растяжений. Нередки и электротравмы. Основной причиной несчастных случаев остается недосмотр взрослых. Статус нашего ДОУ предусматривает комплексное лечение детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Исходя из этого, старшей медицинской сестрой физиокабинета проводятся групповые и индивидуальные беседы с воспитанниками о правилах поведения в лечебном блоке во время процедур «Осторожно, электричество!», все розетки находятся на недоступной для детей высоте, прием процедур проводится под постоянным наблюдением взрослого.

Для детей дошкольного возраста (4–6 лет) характерно расширение круга деятельности, активность, самостоятельность, «фрагментированное» внимание. Основное содержание этого возрастного периода – появление начальных форм самосознания. Дети проявляют, с одной стороны, стремление действовать без помощи взрослых, а с другой – активно участвовать в их жизни. Травмы в этом возрасте обусловлены тем, что дети берутся выполнять слишком сложные для них действия, которыми полностью еще не овладели. У дошкольников, в отличие от детей раннего возраста, основным местом происшествия становится двор.

Учащается количество падений, особенно в зимний период, из-за гололеда, ранения острыми предметами (торчащими из под снега ветками, льдом, невидимыми под снегом осколками стекла и других острых предметов), удары твердыми предметами и о твердые предметы, обморожения, травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, языком, травмирование при катании с горок. Увлекаясь, дети теряют над собой контроль. Именно поэтому наиболее часто они получают травмы в игровых ситуациях.

Большое внимание мы уделяем ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и проводим тщательный анализ причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в нашем детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей мы руководствуемся следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы ДОУ по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в ДОУ и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в ДОУ создана система профилактической работы по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В ДОУ ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Особая нагрузка при этом ложится на педагогов ДОУ: ведь в любое время года педагог должен выполнять требования по охране жизни и здоровья детей не только в помещениях детского сада, но и во время прогулок и деятельности дошкольников на территории и за пределами ДОУ, должен разумно организовать деятельность детей в течение всего дня, согласно требованиям СанПиНа к организации режима дня и учебных занятий.

В работе по профилактике детского травматизма наш детский сад придерживается следующей системы:

I. Профилактические мероприятия ДОУ

1. В ДОУ четко выполняются требования безопасности к оснащению территории детского сада:

  • оборудование, расположенное на территории (малые формы, физкультурные пособия и др.) дважды в год в обязательном порядке (при необходимости – чаще) осматриваются на предмет нахождения их в исправном состоянии с обязательным составлением актов проверки. Кроме того, воспитатели и администрация нашего детского сада ежедневно ведут проверку состояния мебели и оборудования групп и прогулочных площадок: они должны быть без острых углов, гвоздей, шероховатостей, выступающих болтов, вся мебель в группах и оборудование на участках должны быть закреплены;
  • игровые горки, лесенки должны быть устойчивы и иметь прочные рейки, перила, соответствовать возрасту детей и санитарным нормам.

2. В весеннее-осенний период проводятся мероприятия по устранению перед началом прогулки стоялых вод после дождя; уборке мусора; приведению декоративной обрезки кустарников; вырубки сухих и низких веток деревьев и молодой поросли;

3. В зимний период проводятся мероприятия по очистке перед началом прогулки от снега и сосулек крыш всех построек, дорожек, детских площадок, ступенек крыльца, наружных лестниц от снега и льда, посыпанию песком.

4. Воспитателями ДОУ в целях профилактики травматизма ведется контроль и страховка во время скатывания детей с горки, лазания, спрыгивания с возвышенностей, катания на лыжах в зимний период, проводится проверка выносного материала (лопаток, лыж, ледянок, вертушек).

5. Медсестрами по массажу проводятся индивидуальные беседы о правилах поведения во время массажа, старшая медицинская сестра принимает участие на занятиях по ознакомлению с окружающим. Инструктор ЛФК и инструктор по ФК организуют физкультурные досуги по ПДД, воспитатели совместно с музыкальным руководителем организуют праздники, развлечения. Все эти мероприятия проводятся только после тщательного осмотра места проведения и используемого оборудования.

6. Инвентарь и игровое оборудование также должны соответствовать требованиям безопасности: детский инвентарь и игровое оборудование должно находиться в исправном состоянии, позволяющим соразмерять двигательную нагрузку в соответствии с сезоном года, возрастом детей и требованиями СанПиН.

II. Мероприятия с персоналом ДОУ по профилактике детского травматизма:

  1. Заведующим ДОУ проводятся инструктажи по охране труда и здоровья детей;
  2. Администрацией ДОУ проводятся целевые инструктажи по охране жизни и здоровья детей во время проведения экскурсий и прогулок за пределами детского сада;
  3. Инструктаж «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»
  4. Составление плана работы ДОУ по предупреждению детского травматизма.
  5. Создание среды в группах «уголок Пешехода»
  6. Проведение тренингов «Что за знак», «Изобрази знак»
  7. Проведение консультаций «Что могут сами дети», «Предупреждение детских страхов в опасной ситуации», «Окажи первую помощь», «Психофизические особенности дошкольников и их поведение на дороге», «Методика организации работы с детьми по воспитанию безопасного поведения на улице и дорогах в разных возрастных группах», «Взаимодействие с семьей по предупреждению травматизма и дорожно-транспортного травматизма дошкольников».
  8. Круглый стол «Безопасность ребенка на дороге»
  9. Составление картотеки художественной литературы, игр по ПДД и основам безопасности жизнедеятельности.
  10. Анкетирование

III. Профилактические мероприятия с дошкольниками

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива ДОУ является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации основной задачи в работе ДОУ - охране жизни и здоровья детей в нашем дошкольном учреждении систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в ДОУ имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения: методическое пособие Т. Г. Хромцова «Воспитание безопасного поведения в быту», учебное пособие В. В. Колбанова «Уроки Айболита. Расти здоровым», Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина «Безопасность», под редакцией Н. М. Климановой «100 игр по правилам пожарной безопасности», учебный план и программа обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах в дошкольном образовательном учреждении (региональный стандарт, решение экспертной комиссии Министерства Образования Республики Татарстан), и другие учебно-методические пособия по обучению детей ПДД.

По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня были разработаны тематические планы.

Работа с дошкольниками проводится с использованием различных форм. Это:

  1. Занятия : ознакомление с окружающим миром, развития речи, творческая деятельность (рисование, лепка, конструирование, ручной труд, аппликация). Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.
  2. Беседы («Осторожно "Дорога"», «Внимание – Переходим улицу» , «Игры во дворе», «Откуда может прийти беда»).
  3. Целевые прогулки
  4. Экскурсии
  5. Встречи с интересными людьми (в т.ч., мед.работниками), включая их рабочее место.
  6. Игры (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные)
  7. Праздники и досуги, развлечения, включая форму КВН
  8. Конкурсы , городские акции .
  9. Просмотр диафильмов, фильмов; прослушивание аудиозаписей

IV. Работа с родителями по профилактике детского травматизма

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

С целью формирования у дошкольников знаний, умений навыков безопасного поведения на улице в ДОУ проводятся следующие формы взаимодействия и общения с родителями:

  • на родительских собраниях воспитатели рассказывают родителям о проводимых в дошкольном учреждении дидактических занятиях по воспитанию и обучению безопасному поведению на улице;
  • ознакомление проводятся через материал, представленный на стендах «уголков безопасности»;
  • через проведение бесед с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия с участием дошкольников в качестве пешеходов и пассажиров;
  • показ выставок детских рисунков, поделок, макетов по тематике дорожной безопасности;
  • дискуссионные встречи за «круглым столом»;
  • встреч с врачом-ортопедом и инспекторами ГИБДД;
  • выпуск памяток для родителей «Обучение детей наблюдательности на улице», «Причины дорожно-транспортного травматизма», «Правила поведения на остановке маршрутного транспорта», «Правила перевозки детей в автомобиле».
  • в ДОУ, в рамках газеты «Ветерок», выпускаются номера отражающие данную тематику («Здоровье детей в наших руках», «Уроки безопасности для родителей» и т.д.).

Оксана Плаксина пишет:

Здравствуйте, пишет Вам мама Димы (2 г. 10 мес.). Мы ходим в Детский сад 349 г. Омска. Данный садик славиться своим пед.составом, но что там происходим внутри — знают только родители, которые в большинстве своем помалкивают. С моим ребенком произошло следующее: 9 сентября я пришла как обычно забирать его домой. Димулька был весь в слезах и жаловался на ручку. Осмотреть руку он не дал, воспитатель сказала, что вроде как его укусил другой мальчик, она точно не видела, т.к. в это время занималась другими детьми.

Она меня еще переспросила, всегда ли Дима так реагирует на боль… Ну на боль, он конечно реагирует, но не настолько, чтоб заливаться слезами и не дать мне посмотреть — ответила я. Мы успокаивались в течение минут 30, я в это время обзвонила своих знакомых медиков, объяснила ситуацию — вызывай скорую и не морочь голову — был дан ответ. Я накинула ему курточку сверху, т.к. рука у ребенка была в полувисячем состоянии и любое движение в ней вызывало боль, и мы пошли потихоньку домой. Дома была вызвана бригада скорой помощи и нас увезли в другой конец города в травпункт.

Диагноз следующий: подвывих головки левого луча. Доктор все вправила и отпустила домой. Справок нам не дали, рекомендаций тоже. Воспитатель все время звонила и интересовалась состоянием Димы. На следующий вечер, когда я пришла за Димой — другой воспитатель объявила, что Дима придавил палец дверью и спросила, почему я не предоставила справку из травпункта. Я конечно сказала, что справку мне не дали, что у них есть медик и почему бы ей самой не позвонить и все узнать, если им так надо. Еще я сказала, что нужно следить за детьми и тогда будет все нормально. Воспитатель возмутилась, ваш Дима очень подвижный мальчик, в садике могут быть всякие случаи и может быть моего ребенка вообще отсадить от других детей, чтоб его никто не трогал.

Потом она намекнула, что еще не известно как получился этот подвывих, может Дима и сам его себе сделал. С нами одевалась мамочка, которая встала на мою защиту и объявила, что она видела что произошло и Дима не сам это сделал, а его дернул за руку другой мальчик. Я ушла вся в слезах. Утром меня пригласили к заведующей, где собрались: обе воспитательницы, заведующая, психолог и методист. Заведующая первым делом сказала, что ей очень не нравиться ситуация и ей очень жаль своих воспитателей. Потом заслушали воспитателя о том, как они проводят с детьми занятия и какие, потом охарактеризовали моего ребенка — оказывается он кидается кубиками,прыгает в раздевалке по лавочкам и любит убегать с игрушкам. Я в свою очередь спросила, а почему мне об этом раньше не говорили. Тут выступила психолог — у детей период адаптации и мы в этот период не все говорим родителям. И только в третью очередь заслушали меня.

В общем мне сказали, что один из недостатков садика — это травматизм и я должна быть готова к этому. Т.к. воспитатель находился в группе, то моя фраза — надо следить за детьми — не уместна. Детей много и уследить за всеми не возможно. А потом мне «напомнили», что я сама просила перевести моего ребенка из ясельной группы (мы отходи целый год в ясли и нас хотели оставить еще на год, т.к. на 1 сентября нам нет 3-х лет). И почему мы не приходили к психологу (а нас и никто не приглашал,хотя выборочно психолог приглашала некоторых мам с детьми еще в яслях к себе).

Напоследок (чтоб я так думаю совсем «замолчала») мне сказали, что через неделю психолог выходит на работу и будет ходить по группам и если мой ребенок не будет справляться с заданиями, то нас снова переведут в ясли на законных основаниях. Я очень хорошо знаю бывшего методиста данного садика (она сейчас на пенсии) — она была просто в шоке от услышанного и ей было стыдно за свой садик и за заведующую.Теперь вот я сижу как на иголках и думаю, что мне делать. Я так понимаю, что если моему ребенку свернут голову — я тоже должна быть к этому готова, т.к. это дети и травматизм — это недостаток детского сада. А если что, то мы снова б удем в яслях. Могу ли я как мама присутствовать при тестировании моего ребенка. я его учу не разговаривать с чужими и если он увидет психолога первый раз (а так и будет, я уверена), то он ей вообще ничего не скажет.

И как мне правильно воздействовать на заведующую. Я счиатю, что в данной ситуации я все-таки права. Я была у заведующей с диктофоном, но как назло у меня не получилось записать разговор и каких-либо фактов нет, крое моих слов. Спасибо заранее.

Отвечает Ирина Гилета, юрист:

Здравствуйте. В соответствии с пунктом 12 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье детей во время образовательного процесса.

Кроме того, если вы посмотрите внутренний документ, в котором указаны обязанности воспитателя детского сада, то увидите там следующие пункты:

  • «Воспитатель обязан осуществлять тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках».
  • «Воспитатель обязан следить за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе».
  • «Воспитатель несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении».

Таким образом, повышенная травматичность в детском саду говорит лишь о качестве оказываемых вам услуг по присмотру за вашим ребенком. И, безусловно, о правоте администрации дошкольного учреждения говорить не приходится.
Имея на руках справку из травмпункта, Вы можете обратиться в органы внутренних дел или прокуратуры для возбуждения в отношении воспитателя соответствующего дела.
Будьте уверены, что воспитатели и заведующая об этом прекрасно знают, именно поэтому они ведут себя подобным образом.

Позволю себе небольшое лирическое отступление…
Я сама мама. И отдала в этом году своего сына в детский сад. И внутренне я готова к повышению коэффициента риска травм и болезней. И конечно все мы знаем, что порой за ребенком очень сложно уследить. Он и на глаза родителей травму получить может. Это дети. Они падают, толкаются, ударяются… НО! Для чего тогда вообще нужен воспитатель, если она не может справиться с группой детей? И тут, как правило, дело не в детях, а в подходе к ним. Просто у нас в стране в воспитатели зачастую идут работать, чтоб своих детей пристроить в садик, а не потому, что хотят с детьми работать и могут это делать. Почему-то считается, что любая женщина может справиться с ватагой детишек. Как показывает практика – это совершенно не так.

Детский травматизм и его профилактика

Детский травматизм и его предупреждение – очень важная и серьезная проблема, особенно в период летних каникул, когда дети больше располагают свободным временем, чаще находятся на улице и остаются без присмотра взрослых.

Несмотря на большое разнообразие травм у детей, причины, вызывающие их, типичны. Прежде всего, это неблагоустроенность внешней среды, халатность, недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребенка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом. Естественно, возникновению травм способствуют и психологические особенности детей: любознательность, большая подвижность, эмоциональность, недостаток жизненного опыта, а отсюда отсутствие чувства опасности.

Причины детского травматизма:

1 На первое место по частоте встречаемости вышли следующие травмы: порезы, уколы разбитым стеклом или льдом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, деревянных лопаток и игрушек, досок, ушибы при катании на велосипедах, самокатах, качелях и каруселях, лыжах, салазках, ледянках; травмирование при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега и льда и не посыпанным спец.составом;

2. На второе место по частоте встречаемости – травмирование во время игр на неочищенных от снега и льда площадках; торчащими из земли металлическими или деревянными предметами, невысокими пеньками сломанных деревьев на площадках для подвижных игр, а так же при наличии ямок и выбоин на участке;

3. На третьем месте – травмы при прикосновении в морозный день к металлическим конструкциям лицом, руками, языком; падение с горок, «шведских стенок» в случае отсутствия страховки воспитателя; травмирование от падающих с крыш сосульках, свисающими глыбами снега в период оттепели;

4. На четвертом месте – травмирование от неприкрепленной мебели в группах; травмирование при ДТП. Нередки и электротравмы.

Падение - распространенная причина ушибов, переломов костей и серьезных травм головы. Их можно предотвратить, если:

Не разрешать детям лазить в опасных местах;

Устанавливать ограждения на ступеньках, окнах и балконах.

В летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки, а особенно качели. Если ребенок упал с качели, он должен прижаться к земле и подальше отползти, чтобы избежать дополнительного удара.

Добровольный прыжок с качели никогда не заканчивается безопасным приземлением на ноги. От резкого касания с грунтом - перелом лодыжек, берцовых костей, вывих голеностопных суставов.

Разбитое стекло может стать причиной порезов, потери крови и заражения. Стеклянные бутылки нужно держать подальше от детей и младенцев. Нужно учить маленьких детей не прикасаться к разбитому стеклу.

Ножи, лезвия и ножницы необходимо держать в недоступных для детей местах. Старших детей надо научить осторожному обращению с этими предметами.

Можно избежать многих травм, если объяснять детям, что бросаться камнями и другими острыми предметами, играть с ножами или ножницами очень опасно.

Острые металлические предметы, ржавые банки могут стать источником заражения ран. Таких предметов не должно быть на детских игровых площадках.

Из всевозможных травм на травму, полученную в ДТП, приходится каждая двухсотая. Но последствия их очень серьезны.

Дети должны знать и соблюдать следующие правила, когда переходят дорогу:

  • остановиться на обочине;
  • посмотреть в обе стороны;
  • перед тем как переходить дорогу, убедиться, что машин или других транспортных средств на дороге нет;
  • переходя дорогу, держаться за руку взрослого или ребенка старшего возраста;
  • идти, но ни в коем случае не бежать;
  • переходить дорогу только в установленных местах на зеленый сигнал светофора;
  • на дорогу надо выходить спокойно, сосредоточенно, уверенно и так, чтобы водитель видел тебя;
  • переходить дорогу надо по перпендикуляру к оси, а не по диагонали;
  • если транспортный поток застал на середине дороги, следует остановиться и не паниковать;
  • маленького ребенка переводить через дорогу надо только за руку;
  • надо научить ребенка не поддаваться "стадному" чувству при переходе улицы группой;
  • детям нельзя играть возле дороги, особенно с мячом;
  • Во избежание несчастных случаев детей нужно учить ходить по тротуарам лицом к автомобильному движению.

В детском саду проводится работа по предупреждению детского травматизма.

Большое внимание уделяется ознакомлению педагогов не только со статистикой травмирования детей, но и к анализу причин травм воспитанников характерных для всех сезонов года (при организации прогулок, труда в природе и т.д.)

Работа по предупреждению несчастных случаев с детьми в детском саду предусматривает решение многих вопросов, среди которых два наиболее важных:

1) Направленное воспитание у детей и окружающих их взрослых умения распознавать травмоопасные ситуации и избегать их;

2) Устранение неблагоприятных условий среды, в которой протекает жизнь ребенка.

Организовать работу по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и обучения в образовательном учреждении на должном уровне не представляется возможным без соответствующей подготовки и отсутствия организационно-распорядительной и нормативной правовой документации. В своей работе по профилактике травматизма у детей детский сад руководствуется следующими нормативными документами: Федеральным законом «Об образовании», инструкцией по охране жизни и здоровья детей, планом работы учреждения по предупреждению травматизма. В целях предупреждения детского травматизма в учреждении и вне детского сада, предупреждения дорожно-транспортного травматизма, с использованием современных педагогических технологий в детском саду ведется профилактическая работа по предупреждению травматизма с участием всех субъектов образовательного процесса (педагоги, дети, родители). Генеральная цель этой работы – создание условий для предупреждения детского травматизма.

В детском саду ведется работа с педагогическим составом, медицинским персоналом, воспитанниками и их родителями по профилактике травматизма детей.

Проводятся профилактические мероприятия с дошкольниками.

Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива учреждения является формирование навыков и умений поведения детей дошкольного возраста в быту через игровую деятельность.

Для реализации данной задачи систематизирована работа по таким направлениям, как предвидеть, научить, уберечь: в детском саду имеется методический комплект по обучению детей правилам безопасного поведения.

По результатам анализа данного методического комплекта, с учетом опыта работы с дошкольниками, а также с учетом интересов сегодняшнего дня разработана программа основ безопасности жизнедеятельности.

Работа с родителями по профилактике детского травматизма.

Работа с родителями – одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в детском саду. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества. Ведь круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Именно предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В этой связи родители должны подумать о безопасности. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания.


Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх