Занятие по нетрадиционной технике рисования. Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования «Солнышко Цель занятия по рисованию нетрадиционным способом

Сценарий НОД в средней группе,

образовательная область «Художественное творчество»

(с использованием ИКТ)

тема:

«Украсим платочек».

Цель: расширить представления детей о различных способах изображения цветовых пятен: познакомить со способом изображения узора с помощью картофельных штампов на материале.

Задачи:

Образовательные:

Продолжать осваивать умение видеть геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи чередования форм (цветовых пятен)

Познакомиться с правилами пользования штампами для отображения цветового пятна.

Осуществлять последовательность операций по стихотворному алгоритму

Получить первоначальные представления о свойстве материи впитывать краску

Развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев ведущей руки путем выделения объектов на интерактивной доске двойным нажатием, пальчиковой гимнастики.

Развивать цветовосприятие

Развивать умение видеть целое (представлять свою будущую работу)

Развивать образное мышление: ассоциативность (замещение отображения предмета его моделью – цветовым пятном)

Развитие метрических отношений: выстукивание двухударного ритма подушечкой пальца

Развитие координации руки и глаза

Развитие потребности вступать в речевые контакты с взрослыми, отвечать на вопросы

Воспитательные:

Воспитывать желание делать приятные сюрпризы (подарки), получать от этого радость и удовлетворение

Воспитывать потребность доводить начатое дело до конца, получая продуктивный результат

Воспитывать привычку работать аккуратно, неторопливо, пользоваться влажной салфеткой для рук

Побуждать всегда иметь чистый носовой платок

Предварительная работа: работа в уголке творчества с тычками, трафаретами. Игра с геометрическими фигурами «Выложи узор на квадрате».

Средства: ноутбук, проектор, интерактивная доска, (можно использовать ноутбук), матерчатые белые квадраты, картофельные штампы, гуашь основных цветов (синяя, красная, зеленая, желтая) – по два цвета на рабочем месте, влажные салфетки для рук.

Ход.

Дети входят в группу, становятся в круг.

Воспитатель: Собрались все дети в круг .

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Воспитатель замечает игрушку Чебурашка.

Воспитатель: Чебурашка, чем ты так расстроен? Кто тебя обидел? Расскажи нам, поделились своей бедой».

Чебурашка (мягкая игрушка, оживляемая воспитателем): Здравствуйте, я рад Вас видеть (дети здороваются с Чебурашкой). «Знаете ребята, я сегодня собираюсь к крокодилу Гене в гости, а в гости надо идти с подарком, а я не знаю, что ему подарить, подскажите мне пожалуйста».

Дети рассказывают, что можно подарить: куклу, конфеты, цветы, машины и т.д.

Чебурашка: «А я слышал, что самый лучший подарок – это подарок, сделанный своими руками, но я ничего не умею делать (плачет)».

Воспитатель: «Ты прав Чебурашка, подарок, сделанный своими руками, всегда приятно дарить, и ценится он больше, чем купленный в магазине (воспитатель с детьми подходят к интерактивной доске, на которой появляется слайд – коврик, салфетка и платочек)».

Чебурашка: «Ой, что это такое красивое и нарядное?»

Воспитатель: «А это Чебурашка, платочки, коврики и салфетки, которые можно сделать своими руками».

Чебурашка: «А у меня тоже есть платочек» (показывает белый кусочек материи). Отличная вещь, не правда ли? Без чистого платка я никогда не выхожу из дома. А у вас есть платок? (дети показывают свои платочки). Какие у вас красивые платочки. А у меня – просто кусочек материи. Такой платок неудобно дарить. Может мне его украсить? Чем же мне его украсить?»

Воспитатель: «Сложно так сразу придумать. Да ведь у нас есть волшебный экран. А на волшебном экране можно увидеть волшебную коллекцию картинок».

Чебурашка: «Ты, страничка, открывайся, и копилка, появляйся (нажимает на доску, появляется страничка с картинками). Кто поможет мне выбрать подходящий рисунок?»

Воспитатель: «Дети все хотят быть твоими помощниками. Тогда за дело. А волшебный экран нам поможет. Только давайте вспомним, что нам для волшебных появлений нужно? Нам нужен наш умелый пальчик! (воспитатель показывает указательный пальчик, нажимая на подушечку). Покажите ваш самый умелый пальчик (дети показывают, нажимая на подушечку пальца) . Этим пальчиком надо постучать по картинке два раза – вот так: стучим по коленкам: «Тук-тук, кто там, я тут» – учимся выстукивать двухударный ритм. Постучим по ладошке».

А теперь, Тамила, к доске беги, на картинку пальчиком два раза ты нажми.

Дети по очереди выбегают к доске, нажимают на понравившуюся картинку: появляется платочек, картинки разбегаются то по углам, то по сторонам, то в центре квадрата (педагог кратко поясняет особенности узора). Если используется ноутбук, то дети просто выбирают картинку, а воспитатель открывает.

Чебурашка: «Какие интересные узоры получаются. Какой бы мне выбрать для моего рисунка? Да я и сам, наверное, не хуже придумаю. Сейчас я попробую изобразить свой узор. Чем же мне его нарисовать? (воспитатель подает Чебурашке красивую коробку и предлагает посмотреть, что в ней лежит. Чебурашка открывает коробку и показывает детям краски, пробковые штампы, салфетки для рук, называя каждую вещь). Как же я этими пробковыми обрезками рисовать буду? Может кто-то мне объяснит? (Дети говорят, а воспитатель выполняет за ними действие)».

Воспитатель спрашивает детей, что необычного они заметили? Что происходит с краской на материале? (впитывается, а раньше на бумаге она долго сохла, могла растечься).

Воспитатель предлагает Чебурашке помощь, показывая алгоритм действий, от имени Чебурашки приговаривает стишок:

Штамп я в краску окуну,

А потом к платку прижму:

В уголок – оп!

В уголок – оп!

Снова в краску обмакну,

Снова я к платку прижму

В уголок – оп!

Новый штампик я возьму,

В другую краску обмакну,

К серединке я прижму – оп!

Красота! Какие у меня на платочке ягодки выросли! Вот какой я узор придумал!

Ой, измазал лапки я чуть-чуть – не беда! Тряпочку возьму и быстро их протру! Вот так!

Чебурашка: «А вы, ребятки, хотите пойти со мной в гости к крокодилу Гене, моему другу? (Да! ) Тогда вам тоже нужно приготовить подарок! А давайте ему много красивых платочков подарим! Тогда он у нас будет самым аккуратным и воспитанным на свете». Тогда пора размяться:

А ну-ка поднимайтесь

Плясать принимайтесь!

Физминутка:

Раз – подняли руки вверх

Два – их отпустили

Три – поставили на пояс.

Дружно покружились.

Раз, два, три, четыре, пять

Хватит нам уже плясать

Мы сейчас работать будем

И платочки украшать!

Начинает звучать медленная мелодия.

А теперь глазки закрываем

Свой платочек представляем!

Какого цвета будет у вас узор? Где вы разместите узоры? Представили?

Глазки открываем! А теперь за дело беремся смело!

Каждый из вас может выбрать себе рабочее место. Какая краска вам больше нравиться, туда и подходите! Вспоминайте, как вы хотели расположить узор на платочке. Кто не придумал узор, или забыл, тот может взглянуть на волшебный экран! Волшебный экран – ваш помощник, он вам подскажет идею!

Воспитатель: «Ребятки, давайте вспомним нашу присказку и за дело: штампик я возьму, в краску окуну, к уголку платочка ровненько прижму – оп!»

Дети украшают платочки, в это время на экране - слайд-шоу из вариантов оформления платочка, звучит релаксационная музыка.

По мере выполнения работы дети приносят платочки к Чебурашке.

Чебурашка: «Вот здорово, какие нарядные платочки! Ни одного похожего нет. Все замечательные. Такие платочки не стыдно дарить! А я тоже время не терял, я еще три платочка украсил».

Чебурашка благодарит малышей за помощь и прощается:

А теперь пришла пора

Нам прощаться детвора.

Я подарочки возьму

В гости к Гене я пойду.

Воспитатель отмечает, какие красивые платочки сделали дети, и предлагает подарить их мамам.

Наталья Панаско
Конспекты занятий по рисованию нетрадиционными техниками

МБДОУ –детский сад №9

Конспект занятия по ИЗО в средней группе

Тема : «Белая береза под моим окном…» ()

Цель : формирование положительно-эмоционального отношения к красоте зимней природы.

Задачи : формировать у детей культуру общения с природой и эстетическое отношение к ней; учить детей передавать в рисунке характерные особенности изображения березы с помощью нескольких изобразительных средств (рисование кистью и оттиск поролоном) ; закрепить знания о сезонных изменениях березы, учить изображать эти изменения в рисунке наиболее выразительно; закрепить навыки аккуратности; воспитывать интерес к рисованию .

Методические приемы :

Рассмотреть с детьми картину с изображением березы зимой;

Рассматривание готовой работы;

Показ приемов работы педагогом.

Дидактическое обеспечение :

1. Для педагога : картина с изображением березы летом; готовая работа; кисть, белая и черная гуашь, альбомного листа, салфетки, печатка из поролона, мисочка.

2. Для детей : альбомного листа, кисти на каждого ребенка, мисочки; печатки из поролона на каждого ребенка, влажные салфетки.

Воспитатель : Панаско Н. В.

Ход занятия

Ребята, я вам сейчас прочитаю строки из красивого стихотворения Сергея Есенина :

(чтение стихотворения)

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

О чем это стихотворение? (о березе)

(вывешивается картина березы с зеленой кроной)

Ребята посмотрите на красавицу березку. Какой у нее ствол? (тонкий)

По каким признакам мы можем отличить березку? (по белой коре с черными пятнами)

Ребята, о каком времени года говорилось в этом произведении? (зиме)

Посмотрите, а правильно ли нарисовал художник картину с березкой (нет)

Какую ошибку допустил художник (на картине береза летом, она с зелеными листьями)

Давайте поможем художнику правильно нарисовать картину с березкой . Как мы изобразим березку на нашей картине? (без листьев, под снегом)

Верно, только мы ее будем рисовать необычным способом . Для рисования нам понадобятся гуашь, кисточки и печатки из поролона.

Какого цвета нам понадобится гуашь? (белая и черная)

На середине листа кисточками нарисуем ствол березки (показ : от середины листа по центру сверху вниз ведем линию, затем от начальной точки ведем сверху вниз вторую линию, образуя тонкий ствол березы)

Обмакнем печатку из поролона в белую гуашь и, прикладывая её к листу, рисуем крону березы (показ) . Когда ствол подсохнет, кисточкой нарисуйте черные короткие штришки.

Вот и получилась у нас зимняя березка.

Анализ работ.

МБДОУ – детский сад №9

Конспект занятия по ИЗО в средней группе

Тема : «Дерево под дождем» (рисование нетрадиционной техникой ) .

Цель : формирование положительно-эмоционального отношения к красоте весенней природы.

Задачи :

1. Познакомить детей с новой техникой рисования двойных изображений - монотипии.

2. Учить составлять гармоничную цветовую композицию.

3. Совершенствовать технические рисования акварельными красками

4. Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Методы и приёмы : беседа, воображаемая ситуация, вопросы к детям, хоровые и индивидуальные ответы, показ, наглядный, словесный.

Дидактическое обеспечение :

1. Для педагога : кисть, акварельные краски, баночка с водой.

2. Для детей : альбомного листа, кисти на каждого ребенка, баночки с водой, салфетки, акварельные краски.

Воспитатель : Панаско Н. В.

Ход занятия

(чтение стихотворения)

К нам весна шагает быстрыми шагами,

И сугробы тают под её ногами,

Черные проталины на полях видны,

Видно очень теплые ноги у весны.

Русский народ любит весну и придумал пословицы и поговорки, в которых рассказывается о весенних приметах. А вы знаете весенние приметы?

(Ответы детей) .

«Увидел грача, весну встречай» .

«Весна красна цветами, а осень пирогами» .

«Весенний дождик лишним не бывает» .

А сейчас, ребята, поиграем в игру «Веснянка» , становитесь в круг.

Игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко, (дети идут по кругу) .

Гори, гори, ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей, (дети бегут по кругу) .

Прилетело сто грачей, (дети машут руками, стоя на месте) .

А сугробы тают, тают, (дети приседают на месте) .

А цветочки подрастают, (дети медленно встают) .

Ребята, я вам принесла картины, где художники изобразили деревья весной.

А эту картину я нарисовала для вас сама (показ) . Ой, а что с ней случилось? Она намокла под дождем и краски размылись. Посмотрите, как вы думаете, что я на ней нарисовала ? (ответы дедей)

Я хотела для вас сделать сюрприз, а у меня не получилось. Но я знаю, как можно исправить ошибку, давайте назовем эту картину «Дерево под дождем» . Похоже?

А вы хотите нарисовать такую картину ?

Берем лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначив линию сгиба, раскрываем листы и очень быстро, но аккуратно смачиваем бумагу водой. (Показ)

Берем кисти и быстро рисуем половину дерева на одной половине листа. Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам. Раскрываем лист.

После объяснения педагог предлагает детям приступить к работе и напоминает, что надо все делать быстро, но аккуратно.

Посмотрите, какие необыкновенно красивые картины получились у нас.

Анализ работ.

МБДОУ – детский сад №9

Конспект занятия по ИЗО в средней группе

Тема : «Веточка вербы» (аппликация нетрадиционной техникой ) .

Цель : научить детей делать веточку вербы из ватных палочек; расширять представления детей об изменениях в неживой природе с приходом весны; закреплять и расширять знания детей о вербе; развивать мелкую моторику рук, воспитывать усидчивость и терпение.

Дидактическое обеспечение :

1. Для педагога : готовая работа, верхние части от ватных палочек, листа картона, клей, цветная бумага (коричневого цвета) .

2. Для детей : листа картона, клей на каждого ребенка, верхние части ватных палочек, цветная бумага (коричневого цвета) .

Воспитатель : Панаско Н. В.

Ход занятия

Ребята, какое ваше любимое время года? (Ответы детей) .

Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по-своему. Но есть в природе время, когда всё пробуждается от зимнего сна и живёт ожиданием тепла и солнца. Как вы думаете, когда это бывает? (Это бывает весной)

Действительно, весной. Какое ласковое и нежное слово – весна! Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей. Поэты пишут стихи. Художники, вдохновленные красотой весенней природы – пишут картины. Композиторы - сочиняют прекрасную музыку. Вот послушайте.

(Музыка для детей «Весна. Пение птиц» ) .

Ребята, закройте глаза и представьте, что вы сейчас находитесь в весеннем лесу. Ласково светит солнце, щебечут птицы, чист и прозрачен весенний воздух. Давайте сделаем глубокий медленный вдох через нос. Чувствуете, как ваши легкие наполняются ароматным воздухом весеннего леса? А теперь губки сложите трубочкой и медленно выдохните. Вот теперь можно открыть глаза. Ребята, посмотрите, к нам пришла Весна!

(Звучит музыкальное сопровождение, появляется девочка-Весна) .

Весна. Я – Весна-красна!

Бужу Землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах ращу цветочки.

Прогоняю с речек лёд, светлым делаю восход.

Всюду, в поле и в лесу, людям радость я несу!

Здравствуй, Весна-красна! Как долго мы тебя ждали.

Весна. Ребята, вы слышали, как красиво и весело поют весной птицы? Весной вся природа пробуждается и ликует. Я к вам пришла сегодня не с пустыми руками. А с чем попробуйте отгадать.

У нее цветочки –

Пушистые комочки.

Раньше всех она цветёт,

К нам весну она зовёт.

(Верба)

Весна. Молодцы, отгадали. Посмотрите, какие красивые веточки вербы, я вам принесла.

(Весна раздает детям веточки вербы) .

Верба распускается раньше других деревьев и символизирует пробуждение природы, возрождение, приход весны.

Собирайся народ в хоровод!

Станем кругом ходить да весну веселить.

(Хоровод с ветками вербы)

Весна. Спасибо, дети. Хорошо и весело у вас, но мне пора идти. Ждут меня поля, луга, леса… До свидания.

(До свидания, Весна)

Ребята, давайте внимательно рассмотрим ветки вербы. На ветках есть серёжки. Раньше их называли – барашки.

Какой они формы? (Овальные) .

А что ещё можно сказать о барашках, какие они? (Маленькие, пушистые, мягкие, красивые, светлые) .

Как расположены барашки? (Поочерёдно) .

Какие ветки вербы? (Прямые, ровные, не разветвляются) .

К сожалению, очарование цветущей вербы недолговечно. Скоро она отцветёт и барашки опадут. Как нам можно сохранить её красоту для себя и близких надолго? (Нарисовать , сделать аппликацию, сфотографировать) .

Давайте мы с вами сделаем аппликацию веточек вербы. Но прежде необходимо ваши веточки поставить в вазу, чтобы они не завяли. Садитесь за столы.

Посмотрите на картину. Из чего сделаны наши веточки вербы? (из ватных палочек)

Желаете сделать такие веточки вербы.

Сколько веток? (Три) .

Как мы будем делать ветки? (из бумаги вырезать тонкие полоски)

А теперь посмотрите, как я буду это делать. Для того чтобы сделать барашек, мне понадобится верхняя часть ватной палочки. Её мы приклеиваем к вырезанным и наклеенным веточкам.

Прежде чем приступить к работе, давайте согреем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Солнышко»

Солнышко, солнышко

Погуляй у речки. (Шевелят пальцами обеих рук) .

Солнышко, солнышко

Разбросай колечки. (Быстро сжимают и разжимают кулаки) .

Мы колечки соберём

Золоченые возьмём, (Хватательные движения щепотью) .

Покатаем, поваляем (Трут ладонь о ладонь) .

И назад тебе вернём. (Поднимают руки вверх, раздвинув пальцы) .

А теперь приступайте к работе.

(Вывешивает работы на доску) . Ребята посмотрите, какие замечательные картины у вас получились.

Какая работа вам понравилась больше всего?

Покажи нам, какая работа тебе больше понравилась? Эту работу выполнила … Чем тебе понравилась ее работа? (опрашиваю нескольких детей) .

Все работы хороши и каждая по-своему. А главное, что ваши вербочки не завянут, останутся с нами надолго и будут радовать нас.

Смотрю я на вербу. Так нежно!

Она украшает прилежно.

Наш сад, нашу группу. Вы сами

Их сделали своими руками!

Занятие наше окончено , теперь можете навести порядок на своем рабочем месте.

И в десять лет, и в семь, и в пять

Все дети любят рисовать.

И каждый смело нарисует

Всё, что его интересует.

Всё вызывает интерес:

Далёкий космос, ближний лес,

Цветы, машины, сказки, пляски…

Всё нарисуем: были б краски,

Да лист бумаги на столе,

Да мир в семье и на земле.

В. Берестов

«Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир» .

Ребёнок живёт в огромном реальном мире, в котором многое для него пока ещё недосягаемо в силу его возрастных особенностей. Мы, взрослые, являемся посредниками между окружающим миром – миром природы, людей, вещей, искусства. И нежной, хрупкой, эмоциональной и отзывчивой на всё новое, удивительное, яркое душой ребёнка. Воспитание чувств ребёнка начинается с красоты. Потребность в красоте и доброте появляется у малыша с первых дней его жизни: он тянется к красивой игрушке, замирает, услышав звуки музыки; немного повзрослев, рассматривает яркие иллюстрации в книжке, пытается изобразить на бумаге только ему понятную красоту.

Красота – это первая ступень в воспитании чувств, эмоциональной отзывчивости. Только на эмоциональной основе устанавливаются прочные связи ребёнка с окружающим миром и удивительным миром искусства. Красота и доброта всегда идут рядом. Наша задача – опираясь на представления ребёнка, повысить уровень его восприятия, научить понимать истинную красоту, которая может быть разной: яркой и громкой, тихой и спокойной, скромной и неброской; понятие доброты необходимо наполнить многообразием её жизненных проявлений: учить не только воспринимать прекрасное о доброе и любоваться красотой, но и беречь её, не только откликаться на доброту, но и самим творить добро.

Незаменимым средством духовного формирования является искусство: литература, музыка, народное творчество, живопись. Искусство говорит образным языком, оно наглядно и близко ребёнку дошкольного возраста. Средствами искусства вокруг ребёнка формируется эстетическая среда, которую можно рассматривать как средство формирования нравственно-духовных ценностей личности ребёнка. Именно эстетическая среда способна развить в ребёнке эстетические чувства и научить эмоционально, откликаться на искусство, как явления вызывающее чувства радости, вдохновения, наслаждения и желания созидать. Для ребёнка эстетическая среда – это эстетические отношения, которые он усваивает и выражает в результате приобщения к художественно-духовным ценностям человечества, и материально – художественная среда, которую он осваивает и преобразует в результате своей деятельности.

Чем раньше ребёнок начнёт осваивать эстетические отношения, тем глубже и ценнее будет его эстетический опыт, тем ярче у него будет развито эстетическое восприятие мира. Но формирование эстетических отношений невозможно без восприятия красоты окружающего мира, без формирования навыков и умений отражать эту красоту в предметной действительности. Этому нужно учить шаг за шагом, от простого, к сложному.

Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе изодеятельности совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение), формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.

Современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным.

Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение, равнодушное к живописи, не понимающее музыку, поэзию. Поэтому сегодня эстетическое развитие выходит на первый план, есть необходимость в пересмотре его идей, поиске новых подходов, позволяющих выстраивать процесс эстетического развития в соответствии с интересами ребёнка, его потребностями, способностями.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду. Детское изобразительное творчество нередко поражает своей непосредственностью, буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должна сводиться лишь к невмешательству в процессе самовыражения ребёнка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребёнок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными изобразительными умениями? Безусловно, не следует навязывать ребёнку своё видение мира, свои вкусы. Надо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия. В процессе рисования ребёнок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка.

Принимая во внимание вышеизложенные факты, определим актуальность данной работы.

Актуальность и новизна.

Нетрадиционные техники рисования – важней шее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное самовыражаться.

Изобразительное искусство занимает особое место в развитии творческих способностей личности дошкольника, так как лежащая в её основе предмето-практическая деятельность обладает значительным развивающим потенциалом. Актуализация и развитие творческого потенциала личности предполагает её включённость в творческий процесс, что приводит к появлению психических новообразований (многозначности мышления, произвольности психических процессов рефлексии, самоконтроля), и в итоге личность переходит на более высокую ступень развития.

Дошкольное воспитание 20 века, по существу, сводилось лишь к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний, умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребёнка. «Концепция дошкольного воспитания» (1989) наметила новые подходы к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Гуманизация образования как одна из проблем современной науки предполагает сосредоточения внимания на становлении творческой индивидуальности каждого ребёнка. Для развития воображения, творческого мышления (его гибкости, оригинальности), творческой активности как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

Таким образом, педагогическая практика показывает, что большие возможности для формирования творческих и изобразительных способностей предоставляют занятия с использованием нетрадиционных техник рисования. При этом анализ педагогического опыта показывает, что не все педагоги осознают значимость проблемы развития творческой личности дошкольника, не владеют приёмами использования нетрадиционных техник рисования и поэтому не могут научить детей этим техникам.

Таким образом, возникает противоречие между необходимостью развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на занятиях по рисованию и недостаточной теоретической и методической разработкой проблемы использования нетрадиционных техник рисования.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определило выбор те мы исследования: использование нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем возрасте. Перед данной работой была поставлена цель: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем дошкольном возрасте.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования изобразительного творчества дошкольников;
  2. Изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего дошкольного возраста.
  3. Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изодеятельности.
  4. Разработать и реализовать комплекс занятий для детей младших групп по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования.

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей

Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической деятельности, прежде всего художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Дошкольники по природе своей способны сочувствовать литературному герою, разыграть в сложной ролевой игре различные эмоциональные состояния, а вот понять, что есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором можно только мечтать, но этому можно и научить. Нам, взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит какой – богатой или бедной – будет его духовная жизнь. Следует помнить: если восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то, как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».

Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию можно использовать нетрадиционные способы изображения. Что же они дают детям?

В каждой есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить, как способы создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра.

Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Например, если мы возьмём рисование пальчиком или ладошкой - этот метод рисования помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

А вот техника «Выдувание» - развивает фантазию детей, тренирует лёгкие, благотворно сказывается на развитии плавности речевого дыхания, развивает нестандартное решение, будит воображение.

Техника «Прижми и отпечатай» - привлекает детей процессом печатания, угадывания того, что получится в результате оттиска разнообразных материалов (пробки, поролон, пуговицы, банки с дном разного размера, крышки и т.д.)

Техника «Рисование мозаичными мазками» - пробуждает фантазию, развивает творчество, даёт возможность отойти от традиционных способов изображения, сохраняя при этом реалистичность художественного образа.

Интересная техника «Рисование по сырому листу» - происходит растекание красок на листе, их смешение, в результате чего образуются плавные тонкие переходы цветов и оттенков.

Можно использовать технику «Рисование углём» - уголь позволяет получить линию бархатистого чёрного цвета или чёткие глубоко чёрные линии.

Такой вид рисования как «Смешение красок на листе» - позволяет развить фантазию, творческий подход к изображению, смелость.

Есть ещё интересный нетрадиционный приём «Набрызг» . Это очень непростая техника. Её суть состоит в разбрызгивании капель краски. Данная техника требует усидчивости, терпения.

Очень интересны и такие приёмы как рисование «Тычком» (жёсткая кисть, ватная палочка или рисование от пятна и т.д.) Нетрадиционных техник рисования много, ведь рисовать можно чем угодно, лишь бы было воображение.

Познакомившись с нетрадиционными методиками рисования, я решила использовать их в своей работе, так как опыт работы показывает, что занятий по разработанным Т.С.Комаровой и Т.Г.Казаковой методикам явно недостаточно для выработки у детей необходимых навыков и умений свободного рисования. Ведь не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии. Это влечёт за собой отрицательное эмоциональное отношение ко всему процессу рисования и ведёт к детской неуверенности. Решить данную проблему помогают нетрадиционные способы рисования. Ведь изначально рисовать, а на чём и чем, а уж фантазии у современных детей более чем достаточно.

Я остановила свой выбор на таких нетрадиционных техниках рисования, как пальчиком, ладошкой, тычком (жёсткая кисть или ватная палочка), прижми и отпечатай (поролон, крышки, пробки). Составила перспективное планирование на каждую возрастную группу, это мне позволило учитывать взаимосвязь между различными разделами работы с детьми, обеспечить систематичность и последовательность в работе. Поэтому работу начала от простого к сложному, а методики рисования, которые я использую, являются наиболее доступными для детей младшего возраста. Сейчас детям нашей группы 4-5 лет, но рисовать пробовали уже с 1 младшей группы, после того как закончился процесс адаптации и малыши привыкли к окружающей их обстановке и воспитателям. Пробовала технику рисования пальчиком. Занятия проводила индивидуально – для получения наилучшего результата, затем объединяла по 2-3 ребёнка. Рисование пальчиком вызывало у ребёнка особое удовольствие, когда обмакнув пальчик в краску, он оставлял свой след на листе бумаги. Учились рисовать кончиком пальчика сверху вниз травку для зайчика, божьей коровке рисовали пальчиком пятнышки на крыльях чёрной краской, украшали крылья бабочки.

Рисовали и ладошкой. Нарисовали коллективную работу – весёлое, доброе солнышко. Каждый ребёнок прикладывал к листу бумаги свои ладошки, которые сначала обмакивали в жёлтую краску, а потом прикладывали их по кругу, я направляла детей. Получились весёлые лучики, затем нарисовала личико и солнышко готово. Дети испытали огромное удовольствие от коллективной работы. В основном все наши работы были коллективными. Как таковой цели использовать нетрадиционные методы в обучении детей рисованию не было. Но попробовав и увидев результат наших работ, решила продолжать использовать эти методики рисования и дальше. Я составила перспективный план занятий по нетрадиционному рисованию и начала внедрять его в своей работе. Продумывая каждое занятие, подбирала тот материал, в котором изображение предмета может быть решено особенно выразительно, интересно, красиво, доставит детям эстетическое удовольствие. Конечно, перед тем как рисовать какой-либо предмет или явление, ребёнок должен хорошо представлять, что это и как оно выглядит. Для этого рисование я начинаю с рассказа о явлении или предмета, который нужно изобразить, далее объясняю технику рисования, обязательно провожу физкультминутки, анализирую в конце занятия работы детей.

Во второй младшей и средней группе мы продолжаем рисовать пальчиками, но теперь каждому ребёнку даю готовые шаблоны. Некоторые дети уже рисуют не одним пальчиком, а несколькими. Очень понравилась детям техника рисования ладошкой. Казалось бы, что мы можем нарисовать ладошкой? Да всё, что угодно! Если смазать ладошку краской, то она оставит на бумаге интересный отпечаток, в котором можно увидеть различные удивительные образы. Например, необычный цветок тюльпан можно нарисовать ладошкой. Чем же он необычен? А тем, что бутоны тюльпана рисуются не с помощью кисточки, а при помощи детских ладошек. Для получения этого рисунка потребуется всего две краски, красная и зелёная.

Процесс работы прост: разводим красную краску, делаем отпечатки ладошек на белом листе бумаги. Всё, бутоны тюльпанов готовы, теперь осталось нарисовать зелёный стебель и листики. Нетрадиционный рисунок готов. Несложно, красиво, необычно. Есть дети, которые рисуют левой рукой, так рисовать таким способом им нравится, а вот с кистью работать тяжело, поэтому для таких детей это большой плюс в рисовании. Так с помощью ладошки появляются тюльпаны, воробьи, осьминожки, деревья (см. приложение № 1)

Другой интересный вариант рисования, который я использую – метод тычка. Для этого метода достаточно взять ватную палочку или жёсткую кисть. Что мы делаем? Опускаем ватную палочку или жёсткую кисть в краску(дети эти методом уже владеют очень хорошо) и точными движениями делаем тычки по альбомному листу. Палочки или кисть будут оставлять чёткий отпечаток. Форма отпечатка будет зависеть от того, какой формы был выбран предмет тычка. Если тычок делать целенаправленно, например, по готовому контуру и внутри него, то изображаемый объект получится интересной неоднородной фактуры. Этим методом с помощью ватной палочки рисовали падающий снег, украшали рукавичку, косыночку (см. приложение №2).

В средней группе рисовали пушистую мимозу, используя метод тычка (ватная палочка). Нарисованная ватной палочкой мимоза получилась пушистая и красивая. Краска не растекалась и не размазывалась в отличии, когда дети рисуют кистью (см. приложение №3)

Методом тычка, используя жёсткую кисть, рисовали пушистых зайчат, котят, косолапого мишку. Я рисовала силуэт животного, а дети кистью – тычком, закрашивали шубку, она получалась «пушистая». Работы вышли очень интересные и разные. У кого мишка вышел лохматый, у кого немного пушистый. (см. приложение №4).

Так же использую в своей работе с детьми технику «Прижми и отпечатай». Рисуем пробками, крышками, поролоном. Применение таких помощников в рисовании очень нравится детям. Ведь так быстро можно нарисовать шарик, божью коровку, цыплёнка, - стоит только раскрасить верхнюю часть пробки и отпечатать её на лист. Получившийся ровный круг дополняется воображением ребёнка. Для того. Чтобы нарисовать цыплёнка такой техникой мы берём одну крышку, желательно маленькую, другую немного побольше. Закрашиваем верхнюю часть, отпечатываем, дорисовываем ножки, клювик, глазик. И цыплёнок оживает (см. приложение №5).

Таким методом рисования можно нарисовать и гусеницу. Так же закрашиваем верхнюю часть пробки зелёным цветом. Делаем несколько отпечатков идущих друг за другом, дорисовываем кисточкой глазки, лапки – вот и готова гусеница перебирающая лапками (см. приложение №6)

Я, считаю, что техники рисования пальцами, ладошкой, тычком, пробками, поролоном позволяет сделать работы детей более интересными и красочными. А использование этих методик имеет ряд преимуществ:

  • Способствует развитию у ребёнка мелкой моторики рук и тактильного восприятия
  • Пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости
  • Уточняют свои представления о цвете, форме, и размере предметов и их частей
  • Развивается мышление, речь, воображение
  • Способствует обогащению знаний об окружающем и приобщению к фольклору и литературе, та как темы занятий предусматривают использование загадок, стихов
  • Волшебное возникновение изображения доставляет детям удовольствие. Вызывает положительные эмоции
  • Ребёнок видит результат своей деятельности, учится их анализировать и находить им применение.

Выводы:

Цель данной работы была: разработать методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности в младшем и среднем дошкольном возрасте, среди которых: техника рисования тычком, прижми и отпечатай, рисование ладошкой и т.д.

Решению задач данной работы послужило изучить и теоретически обосновать эффективность использования нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих и изобразительных способностей детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Предложен перспективный план (см. приложение №7) и комплекс занятий для детей средней группы по развитию творческих способностей с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Также описана техника рисования пальчиками и ладошкой . Эта техника даёт возможность детям испытать необыкновенное наслаждение от тактильных ощущений при работе с краской, бумагой и водой. Техника рисования прижми и отпечатай , развивает у детей воображение, ребёнок начинает домысливать, а что же получится в результате? Метод тычком позволяет детям придать изображённому животному лохматость, что дети простой кисточкой не смогут сделать.

В заключение хотелось бы сказать следующее: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно стимулировать и поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь самоценным является не конечный продукт – рисунок, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях, самоидентификация в творческой работе, целенаправленность деятельности. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.

Список литературы:

  1. «Воспитатель» - №5 2009 г.
  2. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2007 г.
  3. «Дошкольное воспитание» - №4 1993 г.
  4. «Дошкольное воспитание» - №2 1996 г.
  5. «Дошкольное воспитание» - № 2 2004 г.
  6. «Дошкольное воспитание» - №8 2005 г.
  7. «Дошкольное воспитание» - №6 2007 г.
  8. «Дошкольное воспитание» - №7 2007 г.
  9. Кихтева Е.Ю. «Рисуют малыши» - М-С 2008 г.
  10. Колдина Д.Н. «Рисование с детьми 4-5 лет» - М-С 2011 г.
  11. Комарова Т.С. «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» - П., 1981 г.
  12. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»
  13. Цквитария Т.А. «Нетрадиционные техники рисования» - ООО «ТЦ Сфера»,2011 г.


Приложение №1



Приложение №2



Приложение №3


Приложение №4


Прложение№5


Приложение№6


Приложение №7

Перспективное планирование:

Нетрадиционные техники рисования во второй младшей группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Бабочка» (рисование пальчиком)

Знакомить с творческим процессом – рисование пальчиком. Закреплять знание цветов (красный, жёлтый). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

«Гусеница» (прижми и отпечатай, пробка)

Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу. Закрепить знание цветов (зелёный, чёрный); развивать чувство ритма, воображение.

«Ёжик» (тычок, кисть)

Учить детей закрашивать по контуру тычком; закреплять представление о цвете (чёрный); учить находить сходство с игрушкой и радоваться полученному результату.

«Рябина» (рисование пальчиком)

Учить детей рисовать кисточкой веточку рябины. Продолжать учить рисовать пальчиком ягоды.

«Цыплёнок» (крышка)

Учить детей рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять название домашних птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату.

«Воробей» (ладошка)

Учить детей рисовать руками путём прикладывания их к листу бумаги; учить рисовать голову печатанием крышки, набирая краску с поддона, а глаз кончиком кисти.

«Украсим рукавичку» (ватная палочка, тычок)

Учить детей самостоятельно подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками, нарисованными ватной палочкой.

«Утёнок» (тычок, кисть)

Закреплять умение рисовать методом тычка, прививать аккуратность при рисовании, закреплять название птиц и их детёнышей, место обитания, учить радоваться полученному результату.

«Друзья для ёжика» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать ладошкой и пальчиком, добиваясь сходства с ежом, закрепить знания детей о повадках ежа.

«Ёлка» (тычок)

Продолжать учить детей методом тычка. Закреплять представление о цветах (зелёный, коричневый) и умение правильно держать кисть.

«Чашка» (ватная палочка)

Продолжать учить самостоятельно, подбирать подходящие цвета, обводить точками нарисованный карандашом контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие точками.

«Снеговик» (рисование пальчиками)

Учить внимательно, рассматривать образец и следовать ему, закреплять умения рисовать пальчиками круг.

«Тюльпан» (ладошка)

Продолжать учить рисовать ладошкой, кончиками пальцев, набирать краску; закреплять представление о цвете (зелёный, красный). Поддерживать интерес к изобразительной деятельности. Учить радоваться полученному результату.

«Воздушные шары» (крышка)

Продолжать учить рисовать крышками, прикладывая их к листу, закрепить знание цветов (красный, жёлтый). Продолжать учить выполнять работу аккуратно.

«Божья коровка» (пробка, ватная палочка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату.

«Мишка косолапый» (тычок, кисть)

Учить рисовать медведя по контуру тычком. Закрепить знание цвета (коричневый, чёрный). Прививать интерес к рисованию.

«Жучок» (крышка)

Продолжать закреплять умение рисовать крышками, прикладывая их к листу, закреплять знание цветов (коричневый, чёрный), радовать полученному результату.

«Знакомство с клюквой» (рисование пальчиком)

Продолжать учить детей рисовать пальчиком, познакомить детей с ягодой клюквой, закрепить умение рисовать предметы округлой формы, воспитывать активность, внимание, учить радоваться полученному результату.


Перспективное планирование

Нетрадиционные методы рисования в средней группе

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

«Ветка вишни» (кисть, рисование пальчиком)

Учить детей рисовать ветку с ягодами используя, рисование кистью и пальчиками, располагать рисунок на всём листе. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения.

«Жёлтый одуванчик» (тычок кистью)

Закреплять умение детей рисовать методом тычка и кончиком кисти.

«Осенние листья» (тычок кистью)

Учить детей делать отпечатки листьями. Учить смешивать красную и жёлтую гуашь для получения оранжевого цвета. Учить различать и называть деревья, узнавать листья.

«Осеннее дерево» (ладошка)

Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить по желанию детей дополнения (листва разного цвета, трава).

«Цыплёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей рисовать предмет, состоящий из двух кругов, простым карандашом. Учить передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти, доводить предмет до нужного образца с помощью кисточки.

«Котёнок» (тычок жёсткой кистью)

Продолжать учить детей передавать особенности изображаемого предмета, используя тычок полусухой, жёсткой кисти. Закреплять умение подбирать нужный цвет, доводить предмет до нужного образа с помощью мягкой кисти.

«Рыбка» (ладошка)

Продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Закреплять умения дополнять изображение с помощью кисточки. Учить анализировать и понимать содержание стихотворения. Развивать воображение, воспитывать любовь к живой природе.

«Осьминог» (ладошка)

Познакомить детей с морем и его обитателями. Воспитывать любовь к живой природе, развивать воображение и интерес к рисованию.

«Салют» (рисование кистью на мокром листе)

Познакомить детей с новой техникой рисования на сыром листе бумаги. Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа.

«Снежная баба» (оттиск скомканной бумагой)

Продолжать учить детей передавать в рисунке особенности изображаемого предмета, используя оттиск скомканной бумаги. Учить доводить предмет до нужного образа с помощью кисточки.

«Укрась медвежонку рубаху» (ватные палочки)

Закрепить умение детей рисовать ватными палочками, пальчиками, кистью. Учить выбирать технику самостоятельно в зависимости от выбранного рисунка.

«Синица» (ладошка, крышка)

Продолжать учить детей рисовать руками, учить рисовать голову печатаньем крышки, набирая краску крышкой, глаза рисовать кончиком кисти, находить сходство с птицей, радоваться полученному результату.

«Ваза с цветами» (ладошка)

Продолжать учить детей рисовать руками прикладывая, их к листу бумаги, учить закрашивать предмет (вазу) не заходя за контур.

«Веточка мимозы» (пальчиками)

Продолжать учить детей рисовать кисточкой веточку мимозы. Продолжать учить рисовать цветы пальчиком. Воспитывать любовь к близким.

«Разноцветные яички» (ватная палочка)

Продолжать учить детей рисовать предметы овальной формы, передавая характерную форму яйца. Продолжать учить методом тычка контур ватной палочкой с гуашью, украшать изделие.

«Дерево» (тычок)

Учить детей рисовать по представлению большое дерево на всём листе бумаги, передавая упрощённое строение ствола и кроны. Закреплять умение рисовать крону разными способами.

«Бабочка» (ватная палочка)

Учить украшать предмет яркими цветами и узорами. Развивать творчество, воображение.

«Путешествие в сказку»

Создать положительный эмоциональный настрой в группе, закрепить навыки рисования нетрадиционной техникой (пальцем или ватной палочкой) развивать мелкую моторику рук.

Мария Сехина
Конспект занятия с использованием нетрадиционного способа рисования «Солнышко»

Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект занятия нетрадиционным

способом рисования

«Солнышко »

Форма работы : групповое занятии

Целевая аудитория : несовершеннолетние

Формы и методы работы : групповое занятие

Цель : воспитывать интерес к работе к нетрадиционным техникам .

Задачи :

1. Развивать мелкую моторику рук.

2. Учить печатать кулачком приемом примакивания под словесное сопровождение.

3. Закреплять знание цветов.

Материал к занятию : альбомный лист любого цвета; набор гуашевых красок, широкая мисочка; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук; корзинка с красками; магнитофон; макет (фасад) избушки; мягкая игрушка «солнышко »

Предварительная работа : чтение потешки «Солнышко , солнышко » , рассматривание иллюстраций с изображением солнышка .

Ожидаемые результаты : научились печатать кулачком приемом примакивания, закрепили все цвета и их оттенки,развивали мелкую моторику рук.

План :

1. Ритуал начала : приветствие

2. Вводная часть : чтение потешки «Солнышко »

3. Основная часть : рисование ,пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игра «Солнышко и дождик »

4. Заключительная часть : рефлексия

Ход занятия:

Ритуал начала :

Ребята давайте встанем в круг, возьмемся за руки, друг другу улыбнемся и своей улыбкой передадим свое тепло и хорошее настроение.

Вводная часть :

Воспитатель читает потешку и обращает внимание, на ставни расписные, они закрыты.

Солнышко , солнышко ,

Выгляни в окошко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Воспитатель : - Ребята, а давайте вы позовёте солнышко ?

Дети : - «Солнышко , нарядись, красное, покажись» .

Открываются ставенки, в окне видно изображение солнца .

Воспитатель : - Нашему солнышку грустно одному , давайте мы нарисуем ему маленьких друзей.

Дети : - Давайте.

Воспитатель :

Солнышко , колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди :

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать.

Воспитатель : (показывает детям волшебную корзинку) и говорит :

Просыпайтесь, краски,

Будем мы трудиться.

Просыпайтесь, краски,

Будем веселиться.

Основная часть :

Дети садятся за столы и приступают к рисованию .

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кулачок (вся кисть в это время сжата) . Рисуют и правой рукой, окрашенной разными цветами.

Два отпечатка кулачка жёлтой краской, наложить один на другой, - это основа для солнышка . Дорисуем ещё лучиков отпечатков всего пальчика – пусть наше солнышко будет лучистым и ярким. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Ребята, посмотрите на свои ладошки, что они вам напоминают?

Воспитатель : - А, давайте поиграем с пальчиками?

Пальчиковая игра :

Пять и пять

Пять и пять пошли гулять,

Вместе весело игра

Повернулись,

Улыбнулись,

В кулачёк вот так свернулись

Вот такие молодцы!

(Руки перед собой, ладошки широко раскрыты. Затем пальцы обеих ладоней сгибаются и разгибаются.

Вращение кистей рук.

Сложенные к большому пальцу пальцы обеих рук «растягиваются в улыбке» , показывая её.

Пальцы рук сжаты несильно в кулачки.

Стучат кулачок о кулачок.)

Воспитатель : - Ваши ручки отдохнули, а теперь пора играть.

Физкультминутка

Ночь в окошко заглянула, наклоняют головку, подкладывают под

Наше солнышко уснуло . щёчку ладошки.

Деткам улыбается. Руки поднимаем вверх, улыбаемся.

Игра : «Солнышко и дождик » .

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, сколько друзей маленьких солнышек появилось у нашего солнышка . И теперь никогда ему не будет скучно.

Звучит песня : «Выглянуло солнышко » – дети танцуют.

Заключительная часть :

Рефлексия :

Смотрит солнышко в окошко ,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопали в ладоши,

Очень рады солнышку .

Публикации по теме:

Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать детей,.

.

Конспект интегрированного занятия по нетрадиционным техникам рисования «Наши друзья - игрушки» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детски сад №1 комбинированного вида» с. Визинга Конспект интегрированного занятия.

НОД в подготовительной группе. Цель: Развитие познавательно-творческой активности детей. Выполнение работы "Сирень в вазе" в новой технике.

Задачи: -учить воспринимать поэтические произведения о природе; -знакомить с нетрадиционной техникой "прижми и отпечатай"(рисование скомканной.

Шевелева Екатерина Викторовна

Воспитатель, МБДОУ д/сад №127 "Березка", г. Иркутск

Шевелева Е.В. Конспект занятия по нетрадиционному рисованию в технике граттаж // Совушка. 2017. N4(10)..07.2019).

Заказ № 44860

Цель: ознакомление с нетрадиционной техникой «граттаж».

Задачи: развивать навыки владения приемами графического изображения предметов. Формировать интерес к художественной деятельности, продолжать развивать воображение, творчество, выстраивать композицию рисунка, мелкую моторику, отражать в рисунке свои впечатления, знания об окружающем мире.

Методы и приемы: игровой, словесный (беседа), наглядный, практический.

Оборудование: аудиозапись шума воды, картинки пресноводных животных, листы плотной бумаги специально загрунтованной для выполнения рисунка в технике граттаж (сначала вся поверхность картона тщательно раскрашивается восковыми мелками разного цвета, затем картон покрывается слоем синей или черной гуаши, после полного высыхания картон готов для выполнения рисунка), зубочистки, пазлы (разрезанные фотографии морских животных и рыб)

Ход занятия:

Дети встают вместе с воспитателем в круг. Перед началом занятия предлагаю всем взяться за руки и улыбнуться друг другу, так мы поднимем настроение и настроимся на продуктивную работу.

Физкультминутка:

Давайте поиграем в игру «Как живешь?»

Как живешь? - Вот так! (кулачки с поднятым вверх пальцем).

Как идешь? - Вот так! (Шагают).

А бежишь?- Вот так! (Подскоки).

Ночью как спишешь? - Вот так! (Кладут голову на ладошки)

А даешь? - Вот так! (Вытягивают руку вперед).

А грозишь? - Вот так! (Грозят указательным пальцем друг другу).

Воспитатель: А теперь я всех приглашаю в путешествие, а вот куда мы отправимся - отгадайте! (включается аудиозапись «Шум воды»)

Что за зеркало лежит - солнце, небо, облака - все любуются туда? (ответы детей)

Действительно, сегодня мы отправимся с вами к озеру. Но на чем же нам спустится на его дно? А может, сядем на подводную лодку? Садитесь и скорее поплыли. Закрываем все глазки ручками. Вот и погрузились мы на самое дно озеро. Давайте вместе посмотрим какие же обитатели здесь есть. Это кто же здесь? (показываются обитатели озера).

Пазлы : - Ребята, а что же туту у нас? Похоже на водоем, а в нем морская почта, смотрите - конверты! Давайте посмотрим, что там внутри? - ой, да тут чьи-то фотографии, но они не целые, а разделенные на части…. Нужно составить из этих кусочков фотографии, тогда мы сможем узнать, чьи они.

Загадки:

Сама она ползет, свой дом на себе везет? (Улитка)

Есть у хрюшки - поросенок,

Есть у кошечки - котенок,

Рыба есть - зовут Ленок,

А у рыбки сын - ….. (малек)

Эта рыба - хищник злой

Всех проглотит с головой

Зубы показав зевнула

И ушла на дно ….. (акула)

По дну реки идет - ползет,

И щипцы с собой несет. (Рак)

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане

Целых восемь рук и ног

Это чудо - …. (осьминог)

Плавает прозрачный зонтик

«Обожгу! - грозит - Не троньте!»

Лапки и неё и пузо

Как зовут её? (медуза)

Физкультминутка:

Что-то мы, ребята, засиделись. Давайте немножко разомнемся.

Волны плещут в океане (поочередно махи левой и правой руками)

Что там чудится в тумане? (поднести ладонь ко лбу. «вглядываясь»)

Это мачты кораблей (прямые руки подняты вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (от локтя качать руками влево, вправо)

Мы по берегу гуляем (шаг на месте)

Мореходов поджидаем,

Ищем ракушки в песке (наклоны, руками достать до пола)

И сжимаем в кулаке (зажатые кулачки поднять)

Чтоб побольше их собрать (приседания)

Надо чаще приседать.

Воспитатель: Веселая игра у нас получилась, а теперь предлагаю все, что мы увидели - нарисовать, но рисовать мы будем необычными предметами, обратите внимание, что лежит у вас на столе. Темный лист бумаги - это наше озеро, а его обитателей мы будем процарапывать обычными зубочистками. Зубочистка - это инструмент, будьте с ним очень осторожны и внимательны. А теперь представьте еще раз, что вы хотите нарисовать и приступайте. Чтобы нашим жителям озера было уютнее - нарисуем водоросли, камушки разной величины, пузырьки воздуха в воде. (Дети самостоятельно рисуют)

Как же много вы нарисовали разных пресноводных жителей: рыбок, улиток, раков! Очень здорово у всех получилось, у каждого свое озеро, особенное! Но нам пора возвращаться, а пока мы поднимаемся в нашей подводной лодке, давайте подведем итоги: где же мы были? Что вам больше всего понравилось? Что больше всего запомнилось?

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх