Детский перфекционизм: как избавить ребенка от безупречности? Детский перфекционизм: лекарство от безупречности.

Перфекционионистами называют людей, стремящихся к достижению совершенства. Это требование совершенства может предъявляться к самому себе, к другим людям или окружающему миру в целом. Там, где другой человек при выполнении какой-то работы давно бы остановился, перфекционист будет продолжать кропотливо поправлять мало кому заметные детали. Для него не существует фразы: «И так сойдет!», он приемлет только два состояния: сделано отлично или не сделано вовсе. Ему важно всегда соответствовать самым высоким стандартам, установленным им самим или обществом.

На первый взгляд, ничего плохого нет в том, что человек стремится получить наилучший результат. Это заставляет его расти над собой, добиваться большего. Но только в том случае, если речь идет, во-первых, о результате — наилучшем из возможных, реализуемом в текущих условиях, а не об идеальном. А, во-вторых, если мы говорим о действительно важном результате — о таком, ради которого гигантские вложения времени и сил оправданы. Сравните: одно дело отшлифовать резюме, которое поможет получить работу мечты, и совсем другое — бесконечно редактировать еженедельные отчеты, подаваемые начальству. Но даже в случае с резюме всем усилиям есть разумный предел, в противном случае конкурс на вакансию мечты просто успеет закончиться, пока соискатель найдет идеальный вариант самопрезентации. Увы, перфекционист такой предел не всегда чувствует.

Что же происходит, когда такой человек становится родителем? Конечно, в этой важной для себя роли он тоже начинает стремиться к совершенству. Формы родительского перфекционизма могут быть разными. В одном случае, это повышенные требования к себе в качестве мамы или папы. В другом — устанавливается высокая планка для ребенка, который должен быть почти идеальным, чтобы родители были им довольны. В третьем случае — это ожидание (или требование), что мир будет создавать для их уникального чада уникальные условия. Ну а поскольку совершенный человек должен быть совершенным во всем, то нередко и все формы перфекционизма встречаются одновременно.

Давайте обсудим несколько примеров того, как родительские поиски совершенства могут сказываться на ребенке.

Задушить любовью

Часто родитель, стремящийся быть идеальным, преувеличивает значение собственной роли в жизни ребенка. И даже сложно сказать, что тут причина, а что — следствие: то ли перфекционизм возникает из-за гипертрофированной любви, то ли наоборот. Но, так или иначе, результат неутешителен. Мать (куда реже отец) всецело посвящает себя ребенку, вместо того, чтобы заниматься собственной жизнью и отношениями с супругом. Она изо всех сил помогает отпрыску, контролирует каждый его шаг. В итоге ребенок до собственной старости сохраняет зависимость от родителей, чувство вины по отношению к ним, и не может построить собственную счастливую жизнь. Об этой страшной и довольно распространенной проблеме написано немало книг, поэтому не буду в нее углубляться, а подробнее остановлюсь на других, более простых ситуациях.

Всё по науке

Молодые родители, не имея опыта заботы о новорожденном, естественно обращаются за информацией к врачам, литературе, бабушкам - дедушкам, «старшим товарищам» и прочим носителям ценных знаний. Все это правильно до той поры, пока следование тем или иным рекомендациям не становится слепым, не учитывающим особенностей конкретного маленького человечка и текущей ситуации.

Излишняя ответственность в следовании правилам может привести молодую маму в тупик и заставить сильно понервничать. К примеру, некому сходить за продуктами в магазин (муж уехал в командировку или отсутствует в принципе). А на улице мороз. Оставлять ребенка дома одного? Нельзя. Гулять при температуре ниже 20° градусов тоже нельзя. И вообще ходить по магазинам с младенцем во время эпидемии гриппа опасно. Похоже, единственное решение — самой умереть с голода... Мне кажется, с объективной невозможностью следовать тем или иным разумным рекомендациям сталкивается практически каждая семья, даже самая благополучная. Так что чем легче мама будет подстраивать казалось бы неоспоримые правила под собственную жизнь, тем меньше у нее будет поводов для беспокойства и тем здоровее и спокойнее в конечном счете будет малыш.

Другая сторона проблемы в том, что родители, слишком увлеченные уходом за младенцем «по науке», перестают прислушиваться к нему, замечать его реакции. В каком-то смысле нарушается уникальная связь мать - дитя, в которой определяющей должна быть интуиция и любовь. Правила ухода и советы педиатров меняются не только каждое поколение, но, порой, и каждые два - три года. От наших мам требовали кормить нас по часам и туго пеленать. Сейчас это кажется диким, и, пожалуй, повезло тем, чья мама тридцать лет назад была достаточно «пофигисткой», чтобы приложить орущего младенца к груди вне зависимости от времени суток. А можем ли мы быть уверены, что все современные подходы верны, если даже в текущий момент по некоторым вопросам у трех врачей или психологов четыре мнения?

Таким образом, перфекционизм обычно делает ставку не на гибкость, а на правильность и последовательность. Родителям же, готовым отказаться от достижения совершенства, проще приспособиться к особым потребностям своего младенчика и конкретной ситуации.

Обманутые ожидания

Еще будучи беременной, мама-перфекционистка готовится сдать свой главный в жизни экзамен на очередную «пятерку». Она представляет, как легко ей удастся справиться с родами. Она видит в мечтах свою идиллическую семейную жизнь после рождения малыша: розовощекий ребенок, обезумевший от счастья муж, и она-красавица, успевающая печь пироги и заниматься ранним развитием наследника. Безусловно, позитивные образы помогают сформировать сходную реальность. Но все мы знаем, что жизнь все же отличается от красивой картинки в глянцевом журнале. Это значит, что ожидая хорошего, мы все же должны ставить себе реалистичные цели, иначе столкновение с действительностью может оказаться очень болезненным.

К примеру, я помню, каким ужасом для меня стала первая после роддома ночь дома, в которую мой, до этого спокойный младенец, почти не спал. Мне было страшно, а заодно стыдно перед мужем, что я ничем не могу успокоить ребенка. Я боялась — он кричал сильнее. А что было, когда в месяц у малыша потекли сопли! Казалось, мир рушится: я же делала все правильно, как он мог заболеть? С моим ребенком такого просто не могло случиться! А ведь на самом деле все это были сущие пустяки, о которых теперь и вспоминать смешно.

Скольких переживаний можно избежать, если принять как данность, что всякая семья сталкивается с определенными проблемами. Если вы посмотрите вокруг, то вряд ли найдете человека, который вырос, ни разу не поболев; супругов, не переживших ссор из-за подходов к воспитанию; братьев и сестер, никогда не испытывавших ревность друг к другу. Похоже, все это обычные вещи, а вовсе не конец света, как может показаться перфекционисту.

Увы, порой в жизнь молодой семьи врываются проблемы, серьезнее среднестатистических. Но и здесь лучшим выходом будет готовность принять ситуацию. Принять, чтобы начать с ней справляться. Ступор перфекциониста, повторяющего, что с ним и его ребенком такого не могло случиться, — явно не лучший помощник.

Загнанная лошадь

В продолжение темы про обманутые ожидания стоит сказать про еще одну опасность, подкарауливающую родителей-перфекционистов. Предположим, молодая мама видит, что реальность отличается от ее идеальных представлений. Но не принимает это как данность, а продолжает из последних сил биться, чтобы таки достичь намечтанного образа супер-мамы.

Ну и что, что устала? Без обеда из трех блюд нельзя. Надо нравиться мужу, но ничем его не обременять: он ведь и так устает на работе. Что говорите: пеленки не гладить? Да как можно — обязательно и с двух сторон. Ежедневная влажная уборка — в доме должен быть идеальный порядок. В десять утра у нас пальчиковая гимнастика, в двенадцать — массаж. Две прогулки в день — это святое. Что значит, покорми пюре из баночки? А что за химию в эту баночку напихали? Нет, уж, я сама приготовлю и сок отожму и т.д.

Количество дел нарастает как снежный ком. Женщина забывает о том, что у нее есть свои потребности, и, в конце концов, загоняет себя до такой степени, что рано или поздно психологически сорвется или заболеет, и уж тогда будет страдать вся семья. Правда, заодно выяснится, что многие дела можно было делать не так часто или не делать вовсе.

Лучше не делать, чем делать плохо

А иногда все происходит строго наоборот. Парадоксально, но перфекционисты чаще других склонны вообще отказываться от деятельности. А все потому, что убеждены, что всякое дело надо делать очень хорошо. Если не можешь, то лучше и вовсе не браться. В итоге они упускают кучу интересных возможностей, которыми менее требовательные граждане пользуются и получают неплохие результаты.

Мать-перфекционистка может рассуждать примерно так. У меня нет ни слуха, ни голоса, поэтому я не стану петь малышу песен. И рисовать я не умею, так что пусть с ребенком рисуют специалисты. Конечно, неплохо бы начать его закаливать, но у меня нет времени на все эти измерения температуры воды с ежедневным понижением на полградуса. А обливать просто прохладной на ощупь водичкой — ну что вы, это не серьезно. Вот помню смешные стишки и считалки на английском, но рассказывать ребенку не стану — вдруг схватит мое плохое произношение. И вообще, если не сможешь быть идеальной матерью, то стоит ли рожать?

Семейная гордость

По мере взросления в фокус родительских требований попадает уже сам малыш. Ведь очевидно, что у совершенных родителей должны быть идеальные дети. И пока ребенок дает повод, чтобы в этом утвердиться, с точки зрения мамы, все идет хорошо. Она радостно сообщает подружкам по детской площадке, что ее младенчик одним из первых начал садиться, вставать, говорить. Возникают диалоги в духе: «Сколько слов уже говорит ваш Ванечка? Как, всего пять? А мой Миша уже десять!»

Но понятно, что ничего хорошего такие родительские амбиции растущему человечку не несут. А если бы он был тем Ванечкой, который пока говорит только пять слов и не ходит? Что, мама бы его меньше любила? Или любила, но чувствовала себя менее счастливой? Ведь только кажется, что малыш пока не понимает, оправдывает или нет родительские ожидания. На самом деле, безусловное принятие родителями всех особенностей ребенка — его первейшая потребность. И не важно, насколько эти особенности пригодны для того, чтобы ими хвастаться. Жаль, что перфекционисты об этом порой забывают.

Кто не первый, тот уже не второй

Постепенно ребенок перфекциониста усваивает родительское отношение к жизни. Он понимает, что чтобы его любили, он должен стремиться к совершенству. У каждого складывается свой комплект «хорошести», в зависимости от родительских установок. В одной семье, чтобы заслужить поощрение, нужно быть чистюлей — всегда ходить на горшок и не заляпывать грязью комбинезон на прогулке, в другой — демонстрировать чудеса интеллекта, в третьей — хорошо кушать и во всем помогать маме и папе.

И вот уже не только родитель мучается от своего перфекционизма, но и ребенок. Тревога быть не лучшим становится его постоянным спутником. К тому же она регулярно подкрепляется новыми родительскими ожиданиями, которые только растут. К начальной школе мы имеем дело с состоявшемся во всех отношениях маленьким перфекционистом.

Что делать?

Осознание проблемы — отличное начало на пути к ее решению. Зная за собой наклонности перфекциониста, задумайтесь, как вам это помогает и как мешает в жизни. Сохраняя сильные стороны этой своей особенности, человек может попытаться скорректировать слабые. К примеру, запретить себе заниматься самобичеванием, если что-то вышло не достаточно хорошо. Взять себе за правило в этих случаях делать краткие выводы и идти дальше. Если от каких-то важных поступков вас отделяет только страх неудачи, значит, пора взять себе за правило девиз: «Если страшно, значит, тем более надо!» И впредь не искать причины, чтобы не действовать, а только возможности, чтобы достичь желаемого.

Искорените в себе привычку критиковать окружающих, и увидите, насколько легче станет ваша собственная жизнь. Психологи предлагают такое упражнение: выбрать человека, которого вы чаще всего критикуете в лицо или за глаза, и запретить себе даже мысленно осуждать его поведение в течение 30 дней. Сорвались раньше — начинайте сначала. Удивительно, но отказавшись от критики, мы начинаем куда лучше относиться к себе и наши реальные возможности существенно возрастают.

Стоит помнить, что принимая себя - несовершенного, давая себе право на ошибки, мы оказываем неоценимую услугу нашим детям — дарим им опыт безусловной любви и избавляем от многих тревог. А, порой, кажется, что это наш ребенок послан нам для того, чтобы мы научились радоваться жизни во всех ее несовершенствах. Может быть, замечали, что нередко быстрым и супер-пунктуальным мамам достаются дети-копуши, а аккуратисткам — отъявленные неряхи? И, наверное, лучше урока никто перфекционисту не преподнесет.

2 3 598 0

Ваш ребенок стремится быть идеальным? Переделывает раз за разом проделанную работу? Многие думают, что это хорошо. Но так ли это? Психологи считают, что погоня за безупречностью опасна для детской психики.

Что такое перфекционизм у ребенка, чем он может обернуться в будущем и как себя вести с такими детьми – все ответы в статье.

Причины развития детского перфекционизма

Перфекционистами не рождаются. Всему виной поведение родителей, которые желают реализоваться через малыша.

  • Постоянная критика и отсутствие похвалы. Сделал плохо – отругают, сделал хорошо – никакой реакции.
  • Возлагание больших требований и надежд, не учитывая желаний малыша. При таких обстоятельствах подавляется еще и личность ребенка.
  • Отсутствие должного внимания ребенку, который хорошим поведением привлекает родительскую любовь.
  • Сравнение с другими детьми. Как обидно ребенку слышать, что соседская Даша твоей маме больше нравится, чем ты.
  • Если родители , то у них не может быть другого мышления. Ведь они всю жизнь живут только так, и хотят, чтобы сын или дочка тоже были идеальнымы.
  • тоже сказывается. Те детки, которые все принимают близко к сердцу и тревожны, чаще стремятся к идеальности.

Признаки мании безупречности

Не стоит путать исполнительность малыша и перфекционизм. Чем же отличаются дети-перфекционисты?

  1. Медлительны и работу выполняют часами;
  2. Часто переделывают, если выполненное их не устраивает;
  3. Плохо воспринимают критику и боятся услышать замечание в свой адрес;
  4. Боятся делать что-то новое из-за большого риска ошибки;
  5. Требуют положительной оценки от родителей;
  6. Придираются к мелочам;
  7. Ставят перед собой трудновыполнимые цели;
  8. Бросают все на полпути, если что-то пошло не так;
  9. Не хотят слышать плохую оценку;
  10. Чаще всего такие .

Замечали симптомы из предложенного списка? Если да, то читайте ниже – хорошо это или плохо.

Хорошо это или плохо

Как же лучше? Вечно стремится к идеалу или иметь беззаботное детство? У перфекционизма есть две стороны медали.

С одной стороны – хорошо. Такие дети не просто выполняют задание, а стремятся разобраться со всеми нюансами, больше тренируются и много учатся. Но с другой стороны, у малыша исчезает радость детства.

Мало того, что от постоянных перегрузок и стремления быть лучшим, страдает психика, так еще и ухудшается здоровье.

Дети-перфекционисты со временем становятся требовательными к родителям и окружающим, из-за чего у них мало друзей.

К чему может привести детская погоня за идеалом

Разочарование

Все из-за того, что идеала не существует. Такая погоня никогда не приводит к чему-то хорошему. Если ребенок маленький так расстраивается из-за неудач, то чем старше он становится, тем тяжелее будет их воспринимать.

Ненужная трата времени

Перфекционист тратит много времени на то, что можно было сделать за 10 минут. Постоянно переделывая задание, в будущем ребенок и закомплексованным. Такие люди часто опаздывают и не успевают вовремя сдавать работу.

Завышенные требования к окружающим

Постоянная критика и недовольство от собственного ребенка трудно воспринимаются родителями. Позже, когда ваша дочь или сын подрастет, им будет трудно найти вторую половинку. Потому что ужиться с перфекционистами ох, как непросто.

Низкая самооценка

Перфекционист закрывается от окружающих, самокритичен и не уверен в себе. Такие дети скромно себя ведут и бояться повеселиться от души. Стать настоящим ребенком для них очень трудно.

Будущее перфекционистов

В будущем у детей-идеалистов будут такие же дети, что стремятся постоянно в безупречности.

Психическое здоровье

Недовольство жизнью будет съедать изнутри. В итоге дети имеют психические расстройства, стресс и депрессии.

Как предупредить или остановить проблему

Только родители могут помочь остановить развитие перфекционизма малыша. Присматривайтесь к ребенку, и чем быстрее вы выявите основные признаки идеальности, тем проще будет справиться с проблемой. Советы специалистов:

Что нужно сделать

Как это сделать

Меняемся сами Причина перфекционизма ребенка чаще всего кроется в родителях. Поэтому измените свою тактику воспитания.
Любовь Проявляйте любовь независимо от того, получил он пятерку или тройку за контрольную работу. Ребенок должен почувствовать, что какой бы он не был, он нужен семье, и мама с папой его любят.
Проводите время вместе Даже при плотном графике работы найдите время на ребенка. Даже если это будет просмотр мультфильма вместе или игра в шахматы 20 минут. Но это ваше совместное время.
Доверие Пусть малыш не боится наказания от вас. Откройтесь своему ребенку. Пусть он знает, что может прийти и рассказать о своих проблемах и неудачах, и за это его не отшлепают и не накажут.
Не сравнивайте Не проводите параллели между ребенком и его одноклассником.
Критикуйте аккуратно Не начинайте моментально реагировать криком за ошибку, а лучше сядьте и обсудите как бы вы, например, исправили ситуацию.
Разрешайте ошибаться Не делайте трагедию из неудач, а лучше объясните какой опыт из него можно вынести. Ошибки делать не страшно.
Не отбирайте детство Детство одно. Оно ассоциируется с радостью, мыльными пузырями, играми, сладостями, а не постоянными спортивными секциями, потому что того хочет папа. Не загружайте ребенка занятиями. Если хотите, чтобы ваш сын вырос футболистом, поинтересуйтесь сначала у него, нравится ли ему футбол.
Общение с друзьями Чем больше ребенок будет проводить время со сверстниками, тем быстрее он поймет, что можно беззаботно играть и не думать о неудаче. Таким образом у него появятся друзья и он поймет, что не обязательно быть идеальным.
Не вешайте домашние обязанности на ребенка Полезно, чтобы ребенок умел помочь вам подмести, вытереть пыль или полить вазоны в детской комнате. Но если все вещи аккуратно разложены по местам, а на кровати ни единой складочки, то ребенку грозит перфекционизм.
Похвала Если ребенок получил хорошую оценку, обязательно похвалите. Если получил плохую – не кричите, а разберитесь, в чем проблема, и подскажите как нужно все исправить.

Статья предназначена для родителей, которые не желают вырастить из своего ребенка невротичного человека, способного лишь впадать в депрессивные или раздраженные состояния, когда не получает желаемого.

Перфекционист - человек, стремящийся, любящий и требующий только идеального. Все остальное считается неправильным, плохим и ненужным.

А сколько идеальных людей вы знаете? Когда-нибудь сталкивались с идеально организованной работой? Видели идеальные любовные пары?

Поскольку идеал - это нечто недостижимое в условиях реальной жизни, родителям следует задуматься над методами воспитания, чтобы не взрастить в своих детях перфекционизм.

Часто родители сами являются перфекционистами, что взращивают в собственных детях через желание их сделать самыми-самыми.

Поскольку взрослые хотят выглядеть в глазах окружающих самыми лучшими папами и мамами, то достигают они этого за счет идеальности собственных детей.

Их дети должны учиться только на отлично, читать стишки лучше всех, бегать быстрее, быть лучшими абсолютно во всем. Если по каким-то причинам педагоги этого не замечают либо ущемляют возможности учеников проявить все свои таланты, тогда родители отправляются к ним, чтобы выяснить причины такого поведения.

Родители наряду с перфекционизмом развивают в своих детях неврозы и депрессию.

Мамы и папы внушают мысль о том, что малыши должны быть лучшими всегда, везде и во всем. Другие дети могут учиться плохо или чего-то не уметь делать, но они должны преуспевать во всем. Именно на данном этапе воспитания родители передают мысль о том, что дети не имеют прав на ошибки. А поскольку человек априори не может не ошибаться в условиях реальной жизни, достигать совершенства, которого может и не быть, то у детей развиваются нервные расстройства и депрессия.

Родители требуют совершенства от своих детей, соответственно, их требования с каждым годом будут все больше и жестче.

Поскольку идеал - это нечто размытое, порой эфемерное и недостижимое, ребенку просто не суждено получить похвалу и одобрение от родителей. Папа и мама всегда будут им недовольны, указывая на его недостатки, которые в нем имеются. А заслуги и промежуточные успехи не будут заслуживать их внимания.

Следует отметить, что в данном случае идеальный образ формируют сами родители и заставляют ребенка ему соответствовать. Не сам ребенок определяет, каким ему быть, а взрослые формируют идеал, который часто является недостижимым при помощи возможностей и способностей малыша. Все это часто подкрепляется подобными фразами: «Если хочешь, чтобы тебя любили, ты должен быть лучшим во всем! Ты имеешь право радоваться, когда достигнешь успеха/совершенства. А пока трудись».

Подобные меры воспитания приводят к привыканию к жестоким условиям жизни, когда ребенок постоянно должен стремиться к совершенству, никогда не радоваться достигнутым успехам, спрашивать у общества, что в нем еще необходимо исправить.

Именно у перфекциониста наблюдается низкая самооценка, поскольку он никогда не считает себя совершенным, уникальным, идеальным, несмотря на все имеющиеся недостатки. Отсутствие способности радоваться тому, что уже имеешь, и стремление нравиться абсолютно всем людям занижает самооценку, вызывает депрессивное состояние и потерянность во всем многообразии жизни.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА1

С. В. Воликова

Московский научно-исследовательский институт психиатрии

Основные итоги исследования перфекционизма у взрослых

В течение последних десятилетий наблюдается рост интереса к феномену перфекционизма. В большой обзорной статье R.C.O’Connor отмечается, что с конца 80-х годов XX века количество публикаций, посвященных перфекционизму, выросло на триста процентов.

Существуют две модели перфекционизма: одномерная и многомерная. Одномерная рассматривала перфекционизм только как стремление устанавливать неадекватно высокие стандарты . Современные исследователи сходятся во мнении, что перфекционизм - это многомерный конструкт . За рубежом наиболее известными являются британская R.Frost и канадская P.Hewitt, G.Flett модели перфекционизма. В британской модели выделены шесть параметров перфекционизма: высокие личные стандарты, озабоченность ошибками, сомнения в действиях, высокие родительские ожидания, стремление к порядку и организованности. В канадской модели выделяют три параметра перфекционизма: «я-адресованный» перфекционизм, «социально-предписываемый» перфекционизм и перфекционизм, адресованный другим. В британской и канадской моделях разработаны опросники перфекционизма, которые носят одинаковые названия Multidimensional Perfectionism Scale (британский опросник сокращенно называется MPS-F, а канадский - MPS-Н). Параметры перфекционизма, выделяемые в каждой из моделей, полностью отражены в опросниках.

В нашей стране первые систематические исследования перфекционизма были начаты в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития РФ в 1990 годах. Наиболее признанной является модель перфекционизма, предложенная

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Психологические факторы и методы диагностики эмоциональной дезадаптации у студентов и школьников»), проект №08-06-00767а.

Н.Г.Гаранян . Согласно этой модели перфекционизм включает в себя: восприятие других людей как делегирующих высокие ожидания (при постоянном сравнении себя с другими), завышенные притязания и требования к себе, завышенные стандарты деятельности при ориентации на полюс «самых успешных», селектирование информации о собственных неудачах и ошибках, поляризованное мышление (все или ничего). На основе этой концепции создан и апробирован оригинальный Опросник перфекционизма . Представленные модели и опросники ориентированы на изучение перфекционизма у взрослых. В исследовании Н.Г.Г аранян разведены здоровый и патологический перфекционизм . А.Б.Холмогоровой и Н.Г.Гаранян была введена типология патологического перфекционизма: нар-цистический и обсессивно-компульсивный. Первый определяется как «доминирование мотивации достижения совершенства и получения одобрения и восхищения, в ущерб всем другим мотивам, превращение достижения и признания в главный смысл жизни». При обсессивно-компульсивном перфекционизме «идеализированный образ Я не вытесняет в такой степени все другие мотивы и содержательные интересы», наряду с потребностью в совершенстве, сохраняется заинтересованность не только в результате, но и в самой деятельности .

Рост интереса к перфекционизму не случаен. Как показывают исследования, перфекционизм тесно связан с депрессивными и тревожными расстройствами . Эта связь подтверждается как корреляционным, так и регрессионным анализами. Кроме этого, в некоторых исследованиях было показано, что перфекционизм утяжеляет течение данных расстройств, может способствовать их хрони-фикации . Человеку с патологическим перфекционизмом, ориентированному на то, чтобы во всем быть совершенным, предъявляющему к себе и к другим непомерно высокие требования, очень трудно признать себя несовершенным, страдающим, трудно довериться и принять помощь от специалиста (психиатра или психотерапевта), который тоже может казаться пациенту несовершенным.

Выявлены связи перфекционизма с расстройствами пищевого поведения . Согласно указанным исследованиям девушки с высоким уровнем перфекционизма, ориентированного на себя, демонстрировали экстремальные формы пищевого поведения вплоть до полного отказа от приема пищи. В другом исследовании выявлена связь социально ориентированного перфекционизма с измененными представлениями о теле. Стремление казаться успешным, соответствовать неадекватным стандартам и представлениям о совершенном внешнем виде тесно связано с анорексией и булимией. А.Б.Холмогоровой было введено понятие физического перфекционизма как особого типа перфекционизма, проявляющегося в стремлении к телесному совершенству. В исследовании

А.Б.Холмогоровой и А.Дадеко выявлена связь физического перфекционизма с показателями шкалы общего перфекционизма, а также с депрессивной, тревожной симптоматикой и симптомами расстройств пищевого поведения.

Исследователи выявляют связь перфекционизма и проблем в браке. Например, А.НаЬке, Р.Нешй, G.Flett показали, что существует связь между перфекционизмом и проблемами в браке, прежде всего в сексуальной сфере. Согласно их исследованию, это больше характерно для женщин, чем для мужчин.

Значительное количество исследований посвящено изучению связи перфекционизма и суицидальных мыслей и поведения. В статье Я.С.О’Соппог проанализированы около тридцати современных исследований (с начала девяностых годов), в которых убедительно доказана связь перфекционизма с самокритицизмом, чувством безнадежности и суицидальными мыслями и поведением. В отечественных исследованиях студенческой популяции также выявлены связи уровня депрессии, перфекционизма, суицидальных тенденций .

Исследования родительского перфекционизма

Открытым остается вопрос о том, какова природа перфекционизма. Роль семьи в формировании дисфункциональных личностных установок доказана. Поэтому, вполне естественно, ученые поставили задачу исследования родительского перфекционизма, нарушений детско-родительских отношений, дисфункциональных установок и правил семьи в целом, справедливо полагая, что родительское влияние оказывает самое существенное влияние на развитие перфекционизма и на эмоциональную сферу ребенка.

На основании лонгитюдных исследований Б.В1ай делает вывод о том, что родительское отвержение и мощный авторитарный контроль в детстве могут служить предиктором высокого уровня са-мокритицизма в подростковом возрасте и депрессивного расстройства в позднем подростковом или

раннем юношеском возрасте. Высокий уровень са-мокритицизма в подростковом возрасте, в свою очередь, может служить предиктором низкого образовательного уровня, низкого социо-экономического статуса, высокого уровня дезадаптации, депрессии, неудовлетворенности работой, семьей, другими близкими отношениями во взрослом возрасте. Высокий уровень перфекционизма у потомка связан с высоким уровнем критики и требований со стороны родителей. При этом такие родители оказывают своим детям существенно меньше поддержки, выражают меньше любви и заботы . R.Frost и его коллеги обнаружили, что уровень перфекционизма у дочерей значимо коррелирует с уровнем перфекционизма и строгости у матерей. Для отцов такая закономерность выявлена не была. Материнский перфекционизм был надежно связан с выраженной психопатологической симптоматикой у дочерей. G.Parker подтвердил особую значимость материнского перфекционизма для развития перфекционистских ценностей у потомков обоего пола.

Первые отечественные исследования связи родительского перфекционизма с эмоциональным неблагополучием потомков были проведены в лаборатории клинической психологии и психотерапии Московского НИИ психиатрии Минздравсоцраз-вития России. Проводятся комплексные исследования связи перфекционизма с семейным и интерперсональным контекстом на основе многофакторной модели расстройств аффективного спектра.

При обследовании родителей молодых пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами было обнаружено, что перфекционистские установки у родителей пациентов с аффективными расстройствами более выражены, чем у родителей здоровых испытуемых. Так, для родителей депрессивных пациентов характерна ориентация на самые высокие стандарты в деятельности, постоянное сравнение полученных результатов с результатами самых успешных в этой деятельности людей. Они больше сосредоточены на неудачах и ошибках, склонны оценивать произошедшее с позиции «все или ничего» (если не получил высокий результат, то вообще не справился).

Был проведен корреляционный анализ, показавший, что перфекционистские установки родителей связаны с перфекционистскими нормами и ценностями всей семьи, родительский перфекционизм связан с уровнем родительской критики, индуцированием тревоги в семье, сверхвключенностью родителей в дела детей, а также с уровнем родительской тревоги. Родители-перфекционисты предъявляют завышенные требования не только к себе, но и к детям. Если ребенок не справляется с завышенными требованиями, а так бывает довольно часто, это вызывает критику и нарекания со стороны родителей, неудачи могут преувеличиваться, уровень тревоги в семье расти. Родители начинают активно включать-

ся в дела ребенка с целью контроля и достижения поставленных перфекционистских целей. Ребенок интериоризует ценности родителей и испытывает особую тревогу, так как любая неудача может вызвать родительское отвержение и усиленную критику с их стороны.

Также исследования установили негативное влияние перфекционизма на снижение уровня социальной поддержки . Серия множественных регрессионных анализов показала, что семейные дисфункции оказывают влияние на развитие перфекционизма .

Обследование родителей и детей школьного возраста выявило связь параметров родительского перфекционизма и низкой самооценки, а также ощущения несостоятельности, неэффективности у их детей .

Многие авторы убеждены, что родители детей-перфекционистов оказывают на них сильное давление, внушают им идею избегания неудач. Когда ребенок ошибается, неуспешен, родители всячески выражают недовольство, отвергают ребенка до тех пор, пока он не исправится, не добьется успеха, не сделает что-то очень хорошо. Ребенок делает вывод, что он хороший, его не отвергнут только тогда, когда добьется успеха. Таким образом, ребенок становится перфекционистом, так как только так, по его мнению, можно заслужить любовь, принятие и восхищение. Таким образом, как предполагает S.Blatt , родительский перфекционизм может быть одним из главных механизмов межпоколенной передачи перфекционизма и депрессии в семье.

Исследования детского перфекционизма

Анализ литературы показывает, что основная масса исследований перфекционизма проведена на взрослой выборке. Исследований, посвященных перфекционизму у детей, очень мало. Эти исследования важны, так как необходимо изучить источники перфекционизма, определить, какие факторы вносят основной вклад в формирование перфекционистских установок у детей, понять, каковы особенности перфекционизма у детей, как изменяются перфекционистские установки с взрослением ребенка и т.д.

Некоторые исследователи отмечают, что изучение детского перфекционизма активизировалось с появлением детско-подростковой шкалы перфекционизма - The Child and Adolescent Perfectionism Scale (CAPS) . Эта шкала состоит из 22 вопросов, которые распределяются по двум показателям: «я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм. Под «я-адресованным» перфекционизмом авторы понимают неадекватно высокие требования, которые ребенок или подросток предъявляет себе. Ребенок с выраженным «я-адресованным» перфекционизмом считает, что он должен оправдывать свои самые высокие стандарты, должен быть

совершенным во всем. Ребенок с высоким уровнем «социально-предписываемого» перфекционизма считает, что социум, другие люди, например, родители, многого ждут от него, ждут, что он будет совершенным, и ребенок уверен, что должен оправдать эти ожидания, должен соответствовать им. Таким образом, «социально-предписываемый» перфекционизм - это представления человека о том, что другие предписывают ему быть совершенным во всем. G.Flett, P.Hewitt стандартизировали Детско-подростковую шкалу перфекционизма (CAPS), доказали ее надежность. С ее помощью проводятся исследования специфики детского перфекционизма и связанных с перфекционизмом нарушений в личностной сфере. В нашей стране данная шкала не переведена и не апробирована.

При исследовании детского перфекционизма получены результаты, сходные с исследованиями взрослых. Выявлена связь «я-адресованного» перфекционизма у детей и подростков с депрессией и тревогой . «Социально-предписанный перфекционизм» также связан с депрессивной, тревожной симптоматикой, с более высоким уровнем стресса, проявлениями гнева . Авторы сделали вывод, что если у ребенка преобладают установки «социально-предписанного» перфекционизма, у него выявляется больше проблем (стрессы, депрессивная симптоматика, гневливость), чем у ребенка с преобладающим «я-адресованным» перфекционизмом. Обнаружена связь «социально-предписываемого» перфекционизма с переживанием стыда, а «я-адресованного» перфекционизма с переживаниями стыда и вины . Перфекционизм у детей связан не только с депрессивной симптоматикой (что подтверждается различными исследованиями), но и с самокритикой, закрытостью в общении с другими людьми . Л.В.Ким показала, что одним из мощных депрессогенных факторов является «прессинг успеха» в семье. Другими постоянными следствиями «прессинга успеха» автор называет постоянное чувство страха, тревоги, ожидание провала и неудачи. Такая ориентация на успех, страх провала, конкурентность способствуют развитию депрессивных расстройств. Таким образом, по мнению авторов, дети с высоким уровнем перфекционизма чаще страдают депрессивной и тревожной симптоматикой, самокритикой, чувством вины, стыда, испытывают больше стрессов. Наиболее тяжело все это переживают дети с выраженным «социально-предписываемым» перфекционизмом.

В исследованиях детского перфекционизма, так же, как и у взрослых, были получены положительные корреляционные связи показателей перфекционизма и суицидальных мыслей и намерений. Об этом говорят исследования P.Stephens ,

B.Hankin , P.Hewitt и соавт. , D.Fehon и со-авт. и др. В основном, эта связь выявляется при

обследовании подростков - пациентов психиатрических клиник. Практически все указанные исследования (в которых использовалась шкала CAPS) выявляют более сильную связь суицидальных мыслей и поведения с «социально-предписываемым» перфекционизмом. P.Hewitt и соавт. показали важную роль таких факторов, как самокритицизм, безнадежность и несостоятельность в формировании суицидальных тенденций у подростков. Ощущение безнадежности и несостоятельности связано с перфекционизмом. Подростки с высоким уровнем перфекционизма практически обречены на постоянное ощущение собственной несостоятельности, так как невозможно постоянно соответствовать неадекватно высоким стандартам и требованиям, которые они предписывают себе, или считают, что другие предписывают им. Переживания неуспеха могут порождать идеи о собственной несостоятельности, чувство безнадежности, безвыходности в каких-либо ситуациях. Если у подростка не сформированы конструктивные стратегии совладания с такими переживаниями, то повышается риск проявления суицидальных намерений или действий. Как отмечают исследователи, растет число детей и подростков, совершающих суицидальные попытки, а также тех, кто видит в суициде выход из трудных ситуаций. Многие из таких подростков имеют выраженные перфекционистские установки. Поэтому профилактическая работа по коррекции дисфункциональных перфекционистских установок может также прямо или косвенно приводить к снижению суицидального риска среди детей и подростков.

K.Rice и K.Preusser , рассматривая вопрос о структуре детского перфекционизма, о том, что может влиять на развитие перфекционизма, выделили четыре фактора (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении), которые не только связаны с перфекционизмом в детском возрасте, но и могут влиять на развитие перфекционизма у подростков и взрослых. В данном исследовании принимали участие дети, подростки (64 ученика) и студенты колледжа (714 студентов). Родители не принимали участия в данном опросе. Однако авторы, на основе ответов детей, а также на основе анализа доступной литературы, сделали вывод, что на отношение ребенка к ошибкам, а также его самооценку влияют отношения с родителями, а также родительская позиция. В данном исследовании валиди-зирован опросник AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) для тестирования детского перфекционизма.

Отечественных исследований детского перфекционизма очень мало. Они, в основном, носят неклинический характер. Например, работа И.И.Грачевой , посвященная изучению идеалов у подростков с различным уровнем перфекционизма. В этом исследовании принимали участие подрост-

ки - ученики старших классов. И.И.Грачева предложила использовать для выявления перфекционизма у подростков шкалу MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) и адаптировала ее на подростковой выборке. Напомним, что изначально данная шкала была разработана для исследования перфекционизма у взрослых. Остается открытым вопрос, может ли эта шкала использоваться для выявления особенностей перфекционизма у детей более младшего возраста, например, младших школьников.

Тема детского перфекционизма активно обсуждается в русском сегменте интернета. Существуют ссылки на родительские форумы, где обсуждается «комплекс отличника» у детей и родителей, интернет-пользователи делятся своими переживаниями, описывают, как в жизни им мешает их собственный перфекционизм. Имеются пояснительные популярные статьи специалистов-психологов на тему негативного влияния высокого уровня родительских требований, постоянной ориентировки на успех. Эти материалы являются, в основном, переводами иностранных пособий для родителей.

Анализ представленных выше публикаций показывает, что существуют различные мнения относительно структуры детского перфекционизма. Существуют спорные моменты как в структуре, предложенной P.Hewitt и G.Flett («я-адресованный» и «социально-предписываемый» перфекционизм), так и в структуре, предложенной K.Rice и K.Preusser (чувствительность к ошибкам, зависимость самооценки от других, компульсивность и потребность в восхищении). В первой модели представление о перфекционизме очень упрощается, хотя доказано, что перфекционизм - это сложный и многомерный конструкт. Вторая модель больше рассматривает особенности личности, которые могут способствовать формированию перфекционизма, чем непосредственно параметры перфекционизма.

На основе анализа литературы и опыта работы с детьми и подростками при участии профессора А.Б.Холмогоровой нами был составлен Опросник детского перфекционизма. Начата работа по вали-дизации данного опросника. Предлагается следующая структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание). Это, на наш взгляд, более точно раскрывает параметры, а также специфику детского перфекционизма. Эта структура охватывает мотивационный, поведенческий и когнитивный компоненты перфекционизма.

Подводя общие итоги, можно сказать, что исследований детского перфекционизма значительно меньше, чем исследований перфекционизма у взрослых. Остается мало изученным вопрос о

структуре и особенностях детского перфекционизма. Существует мало надежных опросников, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. В публикациях встречаются ссылки на использование детско-подростковой шкалы перфекционизма CAPS (The Child and Adolescent Perfectionism Scale) и опросника AMPS (The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale) . Ни один из указанных опросников не апробирован на отечественной выборке.

Показано, что перфекционизм связан с депрессивными и тревожными расстройствами, с тяжелыми переживаниями стыда, вины, самокритики, несостоятельности и безысходности у детей, подростков. Перфекционизм также связан с суицидальными тенденциями у детей и подростков. Можно предположить, что если специалисты будут заниматься профилактикой или коррекцией перфекционистских установок, то это может способствовать снижению расстройств аффективной сферы и предупреждению суицидов среди детей и подростков.

Неясен вопрос о механизме формирования перфекционистских установок у детей и подростков. Поэтому необходимо с системной точки зрения изу-

чать особенности детско-родительских отношений, дисфункциональные правила и установки семьи не только с помощью обследования детей и подростков, но и привлекая их родителей.

Также необходимо отметить явный дефицит отечественных исследований детского перфекционизма. На отечественной выборке апробирован только один опросник MPS-Н (Multidimensional Perfectionism Scale) P.Hewitt и G.Flett. Он использовался для исследования перфекционизма у подростков. Нами была предпринята попытка создания Опросника детского перфекционизма, а также проведены первые процедуры валидизации данного опросника. На основе факторного анализа выделена структура детского перфекционизма: высокие стандарты деятельности; родительский перфекционизм (восприятие ребенком завышенных требований родителей); негативное отношение к ошибке, неуспеху; успех как основной мотив деятельности; физический перфекционизм; перегруженность (сверхделание).

Таким образом, исследования детского перфекционизма представляются очень важными и перспективными.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воликова С.В. Системно-психологические характеристики родительских семей пациентов с депрессивными и тревожными расстройствами: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2006. 25 с.

2. Воликова С.В., Холмогорова А.Б., Галкина А.М. Родительский перфекционизм - фактор развития эмоциональных нарушений у детей, обучающихся по усложненным программам // Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 23-32.

3. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МГУ, 2010. 42 с.

4. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и психические расстройства (обзор зарубежных эмпирических исследований) // Терапия психических расстройств. 2006. № 1. С. 23-31.

5. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 18-48.

6. Гаранян Н.Г., Юдеева Т.Ю. Диагностика перфекционизма при расстройствах аффективного спектра: Методическое пособие. М.: МНИИ психиатрии, 2008. 19 с.

7. Грачева И.И. Уровень перфекционизма и содержание идеалов личности: Автореф. дисс. . канд. психол. наук. М.: ИП РАН, 2006. 24 с.

8. Ким Л.В. Кросс-культуральное исследование депрессии среди подростков - этнических корейцев - жителей Узбекистана и Республики Корея: Автореф. дисс. . канд. мед. наук. М.: МНИИ психиатрии Мз РФ, 1997. 24 с.

9. Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра: Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МНИИ психиатрии МЗ РФ, 2006. 54 с.

10. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейные источники негативной когнитивной схемы при эмоциональных расстройствах (на примере тревожных, депрессивных и соматоформных расстройств) // Московский психотерапевтический журнал. 2001. № 4. С. 49-61.

11. Холмогорова А.Б., Воликова С.В. Семейный контекст расстройств аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2004. Т. 14, № 2. С. 11-20.

12. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Нарциссизм, перфекционизм и депрессия // Московский психотерапевтический журнал. 2004. № 1. С. 18-35.

13. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Горшкова Д.А., Мельник А.М. Суицидальное поведение в студенческой популяции // Культурноисторическая психология. 2009. № 3. С. 101-110.

14. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Евдокимова Я.Г., Москова М.В. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у сту-

дентов // Вопросы психологии. 2009. № 3. C. 16-26.

15. Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре. [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электронный научный журнал. 2010. N 3. URL: http://www. medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_3_4/nomer/nomer13.php

16. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тревожных расстройств: Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. М.: МНИИП, 2007. 23 с.

17. Barrow J., Moore C. Group interventions with perfectionistic thinking // Personnel Guidance J. 1983. Vol. 61. P. 612-615.

18. Blatt S. The destructiveness of perfectionism // Am. Psychol. 1995. Vol. 50, N 12. P. 1003-1020.

19. Burns D. The perfectionist’s script for self-defeat // Psychol. Today. 1980. N 11. P. 34-52.

20. Choy G., Mclnerney V. Perfectionism, self-concept and self-evaluative emotions in Australian primary school students // Int. J. Psychol. 2001. Vol. 35. P. 18-26.

21. De Rossa T. Personality, help-seeking attitudes, and depression in adolescent. Canada, Toronto, 2000. 156 p.

22. Dunkley D., Blankstein K., Masheb R., Grilo C. Personal standarts and evaluative concerns dimensions of “clinical” perfectionism: A reply to Shafran et al. (2002, 2003) and Hewitt et al. (2003) // Behav. Res. Ther. 2006. Vol. 44. P. 63-84.

23. Fehon D., Grilo C., Martino S. A comparison of dependent and self-critically depressed hospitalized adolescents // J. Youth Adolescence. 2000. Vol. 29. P. 93-105.

24. Flett G., Hewitt P. The Child-Adolescent Perfectionism Scale: development and association with measures of adjustment // Frost R. Perfectionism: Meaning, measurement and relation to psychopathology. Symposium conducted at the meeting of the Association for the Advancement of Behaviour Therapy. San Francisco, 1990.

25. Frost R., Marten P., Lahart C., Rosenblate R. The dimensions of perfectionism // Cogn. Ther. Res. 1990. Vol. 14. P. 449-468.

26. Habke A., Hewitt P., Flett G. Perfectionism and sexual satisfaction in intimate relationships // J. Psychopathol. Behav. Assessments. 1999. Vol. 21. P. 307-322.

27. Hankin B., Roberts J., Gotlib I. Elevated self-standards and emotional distress during adolescence: Emotional specificity and gender differences // Cogn. Ther. Res. 1997. Vol. 21, N 6. P. 663-679.

28. Hewitt P., Caelian C., Flett G. et al. Perfectionism in children: Associations with depression, anxiety, and anger // Person. Individ. Differ. 2002. Vol. 32. P. 1049-1061.

29. Hewitt P., Flett G. Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment and association with psychopathology // J. Person. Soc. Psychol. 1991. Vol. 60. P. 456-470.

30. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism traits and perfectionistic self-presentation in eating disorders: attitudes, characteristics and symptoms // Int. J. Eating Dis. 1995. Vol. 18, N 4. P. 317-326.

31. Hewitt P., Flett G., Ediger E. Perfectionism and depression: Longitudinal assessment of a specific vulnerability // J. Abnorm. Psychol. 1996. Vol. 105. P. 276-280.

32. Hewitt P., Newton J., Flett G., Callander L. Perfectionism and suicide ideation in adolescent psychiatric patients // J. Abnorm. Psychol. 1997. Vol. 25, N 2. P. 95-101.

33. McVey G., Pepler D., Davis R. et al. Risk and protective factors associated with disordered eating during early adolescence // J. Early Adolescence. 2002. Vol. 22, N 1. P. 75-95.

34. O’Connor R.C. The relations between perfectionism and suicidality: A systematic review // Suicide Life-Threatening Behav. 2007. Vol. 37, N 6. P. 698-714.

35. Parker G. Parental rearing style: examening for links with personality vulnerability factors for depression // Soc. Psychiatry - Psychiatry Epidemiol. 1993. Vol. 28. P. 97-100.

36. Rice K., Preusser K. The Adaptive/Maladaptive Perfectionism Scale (Statistical data included) // Measurement Evaluation Counseling Development. 2002. Vol. 35, N 1. P. 35-48.

37. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. “Clinical Perfectionism” is not “multidimensional perfectionism”: A reply to Hewitt, Flett, Besser, Sherry and McGee // Behav. Res. Ther. 2003. Vol. 41. P. 1217-1220.

38. Shafran R., Cooper Z., Fairburn C. Clinical perfectionism: a cognitive behavioural analysis // Behav. Res. Ther. 2002. Vol. 40. P. 773-791.

39. Stephens B. Cheap thrills and humble pie: The adolescence of female suicide attempters // Suicide Life-Threatening Behav. 1987. Vol. 34. P. 314-334.

СОВРЕМЕННЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕТСКОГО ПЕРФЕКЦИОНИЗМА

С. В. Воликова

В статье приводятся основные современные зарубежные модели перфекционизма у взрослых - канадская модель (P.Hewitt и G.Flett, 1991) и британская модель (R.Frost, 1990), а также отечественная модель (Н.Г.Гаранян, 2010), кроме того, перечислены основные направления исследования перфекционизма у взрослых. Показано, что исследований детского перфекционизма значительно меньше. Отмечается дефицит инструментов, тестирующих перфекционизм у детей и подростков. Приведены исследования, показавшие связь перфекционизма с нарушениями в эмоциональной сфере у детей и подростков, а

также с суицидальным поведением. Имеют место немногочисленные исследования, показавшие негативную роль родительского перфекционизма, критики, давления и отвержения в развитии детского перфекционизма, а также эмоциональных нарушений. Отмечается дефицит отечественных исследований детского и подросткового перфекционизма и сообщается о начале разработки оригинального отечественного Опросника детского перфекционизма.

Ключевые слова: перфекционизм, дети, подростки, эмоциональные нарушения, суицидальное поведение, родители.

CONTEMPORARY INVESTIGATIONS OF CHILD PERFECTIONISM

The article reviews contemporary models of perfectionism in adults, like Canadian (P.Hewitt, G.Flett, 199l), British (R.Frost, 1990) and Russian (N.G. Garanyan 2010) ones as well as the main directions of research in this field. The subject of child perfectionism is less popular among researchers. One of key problems is lack of instruments to measure perfectionism in children and adolescents. The author refers to investigations that show an association between perfectionism and emotional problems in children and adolescents, and also with suicidal behavior. There are in-

dividual investigations that suggest the negative role of parental perfectionism, excessive criticism, pressure and rejection in the development of children’s perfectionism and emotional problems. The author emphasizes lack of investigations on child and adolescent perfectionism in Russia and reports about starting developing an original Russian questionnaire for measuring child perfectionism.

Key words: perfectionism, children, adolescents, emotional problems, suicidal behavior, parents.

Воликова Светлана Васильевна - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «Московский научно-исследовательский институт психиатрии» Минздравсоцразвития России; e-mail: [email protected]

Иногда самооценка ребенка слишком сильно зависит от перфекционизма – навязчивого стремления достичь совершенства, под которым понимаются хорошие оценки или похвала от значимых людей. Зависимость от ожиданий и мнений (реальных или предполагаемых) окружающих людей делает таких детей собственными худшими критиками. Что такое детский перфекционизм и как излечить ребенка от безупречности?

Что такое перфекционизм?

Представьте ребенка, у которого чисто убранная комната, лучшая домашняя работа в классе. Он всегда первым выполняет задание и стремится сделать его лучше всех. Согласитесь, не самые плохие черты характера. Олимпийские чемпионы, известные музыканты и писатели достигли небывалых вершин в своих сферах деятельность благодаря упорному труду и желанию быть первыми.

Однако для некоторых детей это желание может стать навязчивой борьбой за безупречность. В психологии под перфекционизмом понимают стремление человека достигать наилучшего результата. Ребенок-перфекционист задает себе слишком высокие стандарты и становится излишне самокритичным, если эти идеалы не достигнуты. Подобный максимализм может привести к боязни нового, тревоге, депрессии, низкой самооценке и преувеличенной реакции на ошибки. Все это мешает ребенку нормально развиваться и получать удовольствие от общения и занятия спортом.

Особенности ребенка-перфекциониста


Опасность подобного самосовершенствования заключается в том, что у ребенка может пропасть радость от открытий и изобретений или желание учиться. Ведь его постоянно преследует страх не достичь идеала.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Дети-перфекционисты:

  • избегают пробовать что-то новое из-за страха потерпеть неудачу;
  • акцентируются на ошибках, а не на хорошо выполненной работе;
  • ставят нереальные цели, а потом осуждают себя, когда не достигают их;
  • принимают критику в штыки, не могут посмеяться над собой;
  • обращают внимание на конечную цель, а не на процесс обучения;
  • впадают в уныние, если кто-нибудь оценивает их работу не на «отлично»;
  • не доводят до конца работу, если считают ее несовершенной.

Причины детской безупречности

Истоки перфекционизма, как и многих других детских проблем, часто стоит искать в семье. Каждый родитель возлагает на своего отпрыска большие надежды, так как хочет видеть его успешным. Уже в раннем возрасте ребенок понимает, что материнскую любовь еще нужно заслужить. Чем? Хорошим поведением.

С поступлением в школу успехами считаются только хорошие оценки, желательно «пятерки». Любая неудача вызывает порицание: почему «хорошо», а не «отлично»? Ребенок понимает, что только став медалистом, отличником или чемпионом, он заслужит родительское одобрение.

Кроме того, характер и темперамент ребенка также играют важную роль. Дети, которые очень чувствительны и тревожны, с большей вероятностью могут стать перфекционистами.

Как помочь ребенку

Если стремление к совершенству становится привычкой и вредит развитию ребенка, нужно ему помочь. От детского перфекционизма есть эффективные «лекарства», только их нужно давать детям постоянно, а не от случая к случаю. На первом этапе вам придется нелегко, так как нужно будет ломать свою прежнюю воспитательную тактику.

  1. Обращайте внимание ребенка на важность изучение новой информации, а не на оценку. Если он получил «отлично», скажите: «Ты очень хорошо поработал и узнал много нового», а не «Здорово, еще одна пятерка».
  2. Попросите ребенка рассказывать о своих неудачах. Объясните, что каждую ошибку можно исправить, а также почерпнуть из нее что-то новое. Каждая неудача дает шанс сделать работу в следующий раз лучше. Но не переусердствуйте, иначе можно вырастить халтурщика.
  3. Давайте ребенку задания, которые помогут реализовать его таланты, отточить мастерство и повысить уверенность в себе. Не жалейте слов одобрения и подтверждения сильных сторон ребенка, его достижений и умений.
  4. Конструктивная критика и варианты решений могут помочь ребенку увидеть, что пошло не так и как выполнить эту работу в следующий раз.
  5. Избегайте сравнение ребенка с его сверстниками. Это заставляет ребенка нервничать и усугубляет ситуацию.
  6. Снизьте на время учебную нагрузку. Слишком много секций и кружков перегружает нервную систему.
  7. Избавьте ребенка от недостижимых идеалов. Расскажите, что у каждого человека есть сильные и слабые стороны.
  8. Поощряйте общение со сверстниками. Так он станет более терпимым по отношению к окружающим, заведет новых друзей и поймет, что не обязательно всегда быть лучше всех.
  9. Прочитайте замечательные терапевтические истории из книги Дорис Бретт «Жила-была девочка, похожая на тебя…» В сказках рассказывается о девочке, которая все делала идеально и хотела стать еще лучше.

Если ваш ребенок убежден, что несовершенный результат работы неприемлем, предъявляет самому себе и другим людям завышенные требования, то вам предстоит нелегкий путь по борьбе с перфекционизмом. Необходимо твердо понимать и объяснять детям, что получение новых знаний, развитие воображения, умение рисковать и радоваться открытиям – это гораздо важнее, чем высокие оценки.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх