Философский камень, что это? Философский камень – существует ли он.

От Средневековья вплоть до конца XVII века так называемый философский камень был заветной целью алхимиков - ученых, создавших базу знаний для современной химии.

Что такое «философский камень»?

Согласно легенде, философский камень был субстанцией, способной превращать простые металлы, такие как медь, цинк, олово и железо, в драгоценные - золото и серебро. Кроме того, с помощью философского камня можно было добиться эликсира вечной молодости, способного излечить от любой болезни, вернуть потерянную юность и даже даровать бессмертие своему счастливому обладателю.

Алхимики только в самом становлении своей «науки» считали философский камень именно камнем, дальнейшие поиски характеризовали его и как порошок, и как эликсир. В период Высокого Возрождения принято было называть философский камень «первоматерией» (materia prima). Именно в этот период алхимия сильно смешалась с философией.

В своих непрестанных поисках этого всемогущего «камня» алхимики изучали всевозможные природные и химические элементы, проводили опыты и синтезировали новые вещества и сплавы, создавая прочную основу для возникновения химии, фармакологии и металлургии.

Чем же увенчались поиски?

Многие из европейских гениев стремились найти этот уникальный элемент, среди них были Роджер Бойл - прародитель химии, Иоганн Конрад Диппель, ставший прототипом Виктора Франкенштейна в романе Мэри Шелли, и даже сам Исаак Ньютон, чье тайное увлечение алхимией сегодня широко известно.

Однако задолго до Ньютона французский писарь, нотариус, меценат и алхимик Николя Фламель якобы раскрыл секрет философского камня. В его книжную лавку попала древняя иудейская книга с каббалистическими таинствами, для перевода которой Фламель отправился в Испанию, после чего поползли слухи о создании алхимиком магического элемента. Невероятно долгая жизнь Фламеля и его супруги и внезапно обретенное богатство только способствовало распространению этих слухов.

Николя Фламель хорошо известен поклонникам романов о Гарри Поттере. В первой книге серии Джоан Роулинг упоминает Фламеля и его успешную находку - книга вышла в печать под названием «Гарри Поттер и философский камень».

Но лидером в этом списке вечного поиска можно смело назвать философский камень! Ничто другое не пытались найти с таким маниакальным упорством. Ради его поисков даже возникла отдельная наука - алхимия, и поколения алхимиков посвящали всю свою жизнь единственной цели - попытке найти философский камень. Годами они сидели в лабораториях, склонясь над колбами и ретортами, в надежде однажды увидеть на дне сосуда маленький кроваво-красный камень. Чем же он так манил их? О! Причин было много...

История эта началась давным-давно, как принято говорить в сказках. А философский камень - это сказка. Красивая и жестокая. Сказка, сгубившая жизней больше, чем иные войны. Но обо всём по порядку.

Принято считать, что человеком, впервые поведавшем миру о философском камне, был египтянин Гермес Трисмегист (Hermes Trismegistus) - "Гермес Триждывеличайший". Мы, увы, не знаем, жил ли такой человек на самом деле. Вероятнее всего, Гермес Трисмегист - легендарная фигура, в преданиях его называли сыном египетских богов Осириса и Исиды, и даже отождествляли с древнеегипетским богом-чародеем Тотом.

Гермеса Трисмегиста также называют первым алхимиком, получившим философский камень. Рецепт изготовления философского камня был записан в его книгах, а также на т. н. "Изумрудной скрижали Гермеса" - табличке из его гробницы, на которой было высечено тринадцать наставлений потомкам. Большая часть книг Гермеса Трисмегиста погибла при пожаре в Александрийской библиотеке, а немногие оставшиеся, по легенде, были зарыты в тайном месте в пустыне. До нас дошли только сильно искаженные переводы.

Таким образом, рецепт философского камня теряется в веках. Новый интерес к алхимии и философскому камню возникает уже в середине 10-го века в средневековой Европе, и то угасая, то вспыхивая вновь, тянется вплоть до наших дней.

Теперь же пару слов о самом предмете поисков. Философский камень - начало всех начал, мифическое вещество, способное дать своему обладателю бессмертие, вечную молодость, мудрость и знания . Но не эти его свойства, в первую очередь, привлекали алхимиков, нет. Главное, что делало этот камень таким желанным - это его легендарная способность превращать любой металл в золото!

Современная химия не отвергает возможности превращения одного химического элемента в другой, но всё же считает, что средневековые алхимики не могли получать золота из меди. Тем не менее, история помнит не одну легенду, в которой говорится о подобном превращении. Часть из них, разумеется, не имеет под собой никакого основания, но есть и такие, перед которыми рациональная наука пасует.

Так, например, Раймонд Луллий (Raimondus Lullius) из Испании получил от английского короля Эдуарда (14 век), заказ на выплавку 60000 фунтов золота. Для чего ему было предоставлены ртуть, олово и свинец. И, надо сказать, Луллий получил золото! Оно было высокой пробы, и из него было отчеканено большое количество ноблей. Разумеется, проще отнести данный факт к мифам, нежели поверить в него, однако нобли той особой чеканки до сих пор хранятся в английских музеях. А если верить историческим документам, на протяжении долгого времени эти монеты использовались при заключении крупных сделок, что свидетельствовало об их большом количестве. Но! В это время Англии, в принципе, негде было достать так много золота, причём такого великолепного качества! А основные расчеты, например, с Ганзой, велись оловом. Остается предположить, что в документы вкралась ошибка, и количество золота было куда меньшим.

Другой факт: император Рудольф II (1552-1612) оставил после смерти большое количество золота и серебра в слитках, приблизительно 8,5 и 6 тонн соответственно. Историки так и не смогли понять, где император мог взять столько драгоценных металлов, если весь национальный запас был меньше. Впоследствии было доказано, что это золото отличается от золота, использовавшегося в то время для чеканки монет - оно оказалось более высокой пробы и почти не содержало примесей, что кажется почти невероятным, учитывая технические возможности того времени.

Но подобные истории в меньшинстве. Большинство средневековых алхимиков были шарлатанами. Ведь для того, чтобы сказать, что, мол, чудо свершилось, философский камень не нужен - достаточно получить сплав нужного цвета!

К каким только ухищрениям не прибегали обманщики. Например, брали кусочек железа. На глазах у изумлённой публики расплавляли его, при этом производя непонятные пассы руками и размахивая волшебной палочкой. И, о чудо! - когда металл затвердевал, часть его превращалась в золото! А разгадка была проста волшебная палочка! Да! Она действительно была волшебной, в каком-то смысле. Обычно она изготовлялась из дерева и была на четверть полой. Внутрь помещали кусочки золота и залепляли воском. Когда же алхимик подносил её к расплавленному металлу, воск тоже плавился, и золото выпадало. Здесь всё зависело лишь от ловкости рук, а прежде чем кто-то мог рассмотреть палочку поближе, её нижняя часть сгорала, не оставляя никаких улик. Сплавы же меди и олова обладали характерным цветом и блеском, и неискушённый мог вполне принять их за золото.

Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был именно сам философский камень! И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает - абсолютная свобода. Вот один из рецептов, по которому пытались изготовить философский камень средневековые алхимики (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка - тот самый эликсир жизни):

"Чтобы сделать эликсир мудрецов, называемый философским камнем, возьми, сын мой, философскую ртуть и накаливай, пока она не превратится в зелёного льва. После этого прокаливай сильнее, и она превратится в красного льва.

Нагрей этого красного льва в песчаной бане с кислым виноградным спиртом, выпари полученное, и ртуть превратится в камедеобразное вещество, которое можно резать ножом.

Положи его в обмазанную глиной реторту и медленно дистиллируй. Собери отдельно жидкости различного состава, которые при этом появятся.

Киммерийские тени покроют реторту своим тёмным покровом, и ты найдёшь внутри неё истинного дракона, ибо он пожирает свой хвост. Возьми этого чёрного дракона, разотри на камне и коснись его раскалённым углём. Он загорится и, тот час приняв великолепный лимонный цвет, вновь воспроизведёт зелёного льва.

Заставь его пожрать свой хвост и вновь дистиллируй полученное.

Наконец, сын мой, заботливо очисти его и увидишь появление жгучей воды и человеческой крови."

Нетрудно, правда? И главное очень поэтично. А вообще, записывать процесс изготовления камня подобным образом придумал сам Гермес. И если в этом тексте еще можно понять, что за драконы и львы имеются в виду, то в более ранних текстах понять что-либо достаточно проблематично. Так что каждый алхимик истолковывал рецепты по-своему, из-за чего существует множество различных версий приготовления сего вещества.

Интересно, что в середине 20-ого века один голландский учёный решил воспроизвести процесс изготовления философского камня, используя похожий рецепт и вещества, которые были доступны средневековым изыскателям. И действительно, в конце всех манипуляций получил очень красивые кристаллы ярко-рубинового цвета. Как выяснилось это был чистейший хлораурат серебра AgAuCl4! Возможно, именно его алхимики и считали философским камнем, так как благодаря высокому процентному содержанию золота (44 %) при плавлении кристаллы могли придавать какой-либо поверхности золотую окраску.

Философский Камень и принципы алхимии
Какова же была теоретическая база алхимических опытов? В основе всей алхимической системы лежали две теории: теория строения металлов и теория порождения металлов. Металлы, по мнению алхимиков, состояли из различных веществ, и в каждом из них обязательно содержались сера и ртуть. Сочетаясь в различных пропорциях, эти вещества образовывали золото, серебро, медь и т.д. Предполагалось, что в золоте доля ртути велика, а доля серы – мала; в меди же, например, оба эти ингредиента содержались примерно в равных количествах. Олово представляло собой несовершенную смесь из малого количества "загрязненной" ртути и значительной доли серы, и так далее.
Все эти умозаключения изложил в VIII веке арабский алхимик Гебер. Он же заявил, что, согласно древним адептам, путем известных операций можно изменять состав металлов и тем самым преображать один металл в другой. Эта теория порождения металлов формулировалась в средневековых алхимических трактатах довольно четко. Процесс, происходящий в алхимическом сосуде, уподоблялся процессу порождения животных и растений. Так, чтобы произвести на свет тот или иной металл, необходимо было приобрести его семя.

Такого понятия, как неорганическое вещество, для адепта алхимии не существовало: с его точки зрения, каждое вещество было живым. Жизнь веществ находилась под тайным влиянием звезд – безмолвных мастеров, неторопливо ведущих металлы к совершенству. Несовершенное вещество мало-помалу преображается и в конце концов становится золотом. Отдельные герметисты, которым удалось постичь символ змеи, кусающей свой хвост, утверждали, что природа работает безостановочно и что идеальная субстанция претерпевает новые трансформации, возвращаясь к состоянию неблагородного металла. Цикл изменений вечно повторяется.

Однако все это были лишь гипотезы, и для подтверждения их необходимо было провести успешную трансмутацию. Начиная с XII века алхимики стали утверждать, что для трансмутации необходим некий агент-реактив. Этот агент называли по-разному: философским камнем, философской пудрой, великим эликсиром, квинтэссенцией и т.д. Соприкасаясь с жидкими металлами, философский камень должен был превращать их в золото. Описания этой чудотворной субстанции у разных авторов различны. Парацельс характеризует ее как твердую и темно-красную; Беригард Пизанский говорит, что она окрашена в маковый цвет; Раймунд Луллий уподобляет ее окраску цвету карбункула; Гельвеций уверяет, что держал ее в руках и что она была ярко-желтого цвета. Все эти противоречия примиряет арабский алхимик Халид (вернее, автор, писавший под таким псевдонимом): "Этот камень объединяет в себе все цвета. Он белый, красный, желтый, небесно-голубой и зеленый". Так было достигнуто соглашение между всеми философами.

История магии и оккультизма

Философским камнем, а также камнем мудрости, алхимики Средневековья назвали вещество, обладающее способностью трансформировать металлы неблагородные в благороднейший из металлов - золото. Ученые мужи на протяжении столетий были одержимы идеей создания этого божественного эликсира, который смог бы исцелять от болезней и даровать людям бессмертие.

Как возникла идея философского камня

В начале развития алхимии как науки ее последователи предполагали, что чудодейственная субстанция, обладающая способностью превращать олово и медь в золото - это камень (отсюда и название). Однако со временем мнение поменялось, и средневековые ученые начали работать над созданием порошка либо жидкого эликсира.

Эмблема философского камня

Алхимики свято верили, что магическое вещество можно создать, добавляя и смешивая компоненты, встречающиеся в природе, преимущественно использовались сера и ртуть.

Ненапрасный труд алхимиков

Благодаря постоянным усилиям алхимиков, направленным на создание философского камня, родилась современная наука химия.


Алхимик в поисках философского камня (Джозеф Райт, 1771 год)

В постоянных попытках получить долгожданный результат в виде чудодейственного эликсира, в процессе трудных поисков, ученые Средневековья сделали массу важных открытий:

Получили азотную, серную и уксусную кислоту;

Создали спирт;

Получили новые соли;

Составили первую в мире систему химических элементов;

Алхимики открыли новые вещества - сурьму и мышьяк;

Ученым стали известны цинк и висмут, а также неметаллы сера и углерод.

Знаменитые алхимики

Великие умы неустанно трудились над созданием философского камня. Вот лишь некоторые известные прогрессивные ученые-алхимики, внесшие свой вклад в развитие науки:

  1. Альберт Великий - изучал минералы, увлекался философией, ставил опыты по неорганической химии, значительно опережавшие свое время. Автор знаменитого трактата «Об алхимии». Ученый верил, что философский камень можно получить, если использовать правильные компоненты.
  2. Арнольдо де Вилланова - блестящий ум того времени, проводивший смелые лекции в Парижском университете. Современники верили, что ученому удалось открыть философский камень.
  3. Раймонд Луллий - его называют величайшим алхимиком всех времен. Утверждал, что сумел произвести трансмутацию неблагородных металлов в вожделенное золото.
  4. Парацельс - знаменитый алхимик и врач, создавший новые лекарства, изучавший магию. Много лет жизни потратил на поиск философского камня, которым хотел лечить людей.
  5. Николя Фламель - сказочно разбогатевший простой ремесленник, утверждавший, что разгадал тайну философского камня.

Николя Фламель

Факты об алхимии

Алхимия много сделала для развития науки, однако постепенно превратилась в тормоз на пути научных исследований и постепенно пришла в упадок. И все же остались люди, которые посвящают время этому старому учению, а некоторые даже пытаются приготовить в домашних условиях философский камень.

Прежде чем попытаться это сделать, разберемся в теории создания такого материала. Древние алхимики предполагали, что известные металлы попросту произрастают в земле, постепенно созревая. В представлении средневековых ученых, активное участие в этом процессе принимала сера. При этом «дозревшим» металлом считалось золото, а «недозревшим» - железо.

Как получить философский камень

Алхимики верили, что в золоте присутствует «здоровая» сера красного цвета, а в серебре - белая сера. При соприкосновении испорченной красной серы с серебром получалась медь, а черная сера могла «зачать» свинец. Таким образом, виды серы влияли на получаемый в результате вариант металла.

Чтобы помочь металлу достичь нужной кондиции, проводилась тщательная обработка элемента. В результате таких экспериментов алхимикам удавалось делать новые научные открытия. Иногда их признавали колдунами и преследовали. В те смутные времена ученых даже сжигали на кострах.

Обычных людей интересует вопрос, возможно ли создать философский камень. Ни один металл не превращается в другой металл из-за воздействия на него серой. Можно много времени посвящать науке и проводить химические опыты, однако ответ будет один - «нет». При этом можно провести оригинальные эксперименты дома и почувствовать себя настоящим алхимиком.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх