Как определить, есть ли глисты у детей: признаки и симптомы. Как определить, что норма, а что нет в поведении ребенка

Оказывается, каждый из нас несет в себе в среднем 10–12 дефектных генов. И ничего – мы живы и здоровы. Но стоит встретиться двум любящим сердцам, у которых по воле злого рока поломки есть в одних и тех же генах, и результат печален: рождается больной ребенок.

Забота государства

По словам руководителя отдела клинической генетики МНИИ педиатрии и детской хирургии Росздрава доктора медицинских наук Петра Новикова, все новорожденные у нас в стране уже почти 20 лет проходят анализ на два наследственных заболевания: фенилкетонурию и врожденный гипотиреоз. В роддоме на пятый день жизни у каждого младенца берут капельку крови, высушивают на фильтровальной бумаге и отправляют в генетическую консультацию. Там, во-первых, определяют, нет ли у малыша повреждения в тех генах, которые отвечают за переработку фенилаланина – одной из аминокислот. Эта аминокислота присутствует во всех белковых продуктах. Если такие повреждения есть, младенца надо как можно скорее, недель с трех, переводить на специальную лечебную диету. Он будет получать продукты, которые содержат белок, освобожденный от вредной для больного аминокислоты. В России есть завод, выпускающий такие продукты, с питанием трудностей не будет. А при несоблюдении диеты ребенок обречен на умственную отсталость.

На специальной диете больные фенилкетонурией находятся примерно до 10–12 лет, иногда до 18. Дети нормально развиваются, ходят в обычные школы, в общем, с генетическим заболеванием удается справиться не впрямую, изменяя ген, а, если так можно сказать, обходным путем.

Второй анализ капелька крови новорожденного проходит на врожденный гипотиреоз. Анализ показывает, вырабатывает щитовидная железа гормон тироксин или нет. Если нет, ребенку придется вводить его искусственно, принимать в течение всей жизни. При небольшом повреждении щитовидной железы, принимая маленькие дозы этого гормона, человек будет чувствовать себя вполне здоровым.

Ежегодно в России выявляют примерно 150 детей, не переносящих фенилаланин, и 450–460, не вырабатывающих гормон тироксин. И всем им удается помочь.

И уже несколько лет в рамках национального проекта «Здоровье» всех новорожденных проверяют еще на три наследственных заболевания: адреногенитальный синдром, галактоземию и муковисцидоз.

Кому на консультацию?

Всеобщая диагностика новорожденных – это тот случай, когда государство заботится о нас. Но ведь мы и сами можем заранее побеспокоиться о здоровье своих будущих детей. Есть ситуации, когда супругам, перед тем как они решили завести ребенка, стоит посетить генетиков. Когда это необходимо сделать?

Если у вас в роду встречались наследственные болезни: например, гемофилия, сахарный диабет, хорея Гетингтона (судорожное заболевание с тяжелым поражением нервной системы), миопатия Дюшена (тяжелейшее поражение мышечной системы). Врачи-генетики определят, являетесь ли вы носителем дефектного гена, вызывающего такую болезнь, и можете ли передать ее ребенку. 

Если вы состоите в родственном браке: замужем за своим троюродным братом, например. У вас общие прадеды и прапрадеды, и вы можете быть носителями одних и тех же дефектных генов.

Если у кого-либо из ваших родственников была задержка умственного или физического развития, не связанная с внешним воздействием – травмой, например. Тогда, может, это была генетическая патология?

Если вы решили обзавестись потомством в зрелом возрасте. В стареющих клетках хромосомы не всегда расходятся при образовании зародыша так, как они должны расходиться. И наличие всего одной лишней хромосомы приводит к тому, что ребенок рождается с болезнью Дауна, например. «Даунята», конечно, милые существа, добрые, покладистые, верные, но умственно неполноценные, и развить их интеллект нет возможности, они никогда не смогут жить без опеки других людей.

А по последним данным ученых, и вашей несовершеннолетней дочке, если она объявила, что скоро сделает вас бабушкой, надо обязательно пройти дородовую генетическую консультацию. Раньше считалось, что «даунята» часто рождаются только у пожилых родителей. Теперь же наука знает, что они часто рождаются и у матерей 15–16 лет!

К посещению медико-генетической консультации надо подготовиться: взять в поликлинике выписку из медицинской карты, подробно расспросить о семейных болезнях родственников...

Заранее проверим плод

Дородовые обследования – еще один путь предупредить рождение неизлечимо больного ребенка. Это направление диагностики наследственных заболеваний сейчас очень быстро развивается. Несколько лет назад Министерство здравоохранения издало приказ, по которому плод каждой беременной женщины надо трижды обследовать на генетические дефекты: провести ультразвуковое исследование и исследование белково-сывороточных факторов – белка альфа-фетопротеина и хорионического гормона человека. Эти обследования позволяют выявить примерно 70% врожденных патологий! И болезнь Дауна, и болезнь Эдвардса – тоже хромосомное заболевание, предопределяющее умственную отсталость, и пороки развития нервной трубки, и пороки развития сердца, головного мозга, аномалии конечностей...

Если у плода есть дефекты развития, врачи вам скажут, жизнеспособным родится ребенок или нет, насколько серьезна его патология и как она отразится на здоровье. А поскольку исследования делаются на 14–16 неделях беременности, есть время принять решение – будет женщина ее прерывать или нет. Генетики только ставят родителей в известность: здоров их плод или имеет дефекты развития, а позволить ему родиться или нет – решают супруги.

Врачи знают, что иногда по религиозным соображениям женщины отказываются от прерывания беременности и продолжают вынашивать неполноценного ребенка. Но 4,5–5 тысяч беременностей ежегодно в России прерывается именно потому, что у плода были обнаружены врожденные пороки развития или хромосомные заболевания. Столько тысяч семей генетики каждый год спасают от трагедии рождения неизлечимо больного ребенка.

Бояться не надо

Одна из причин, почему женщины неохотно проходят обследования во время беременности и даже стараются их избежать, – они боятся. Боятся, что обследования повредят развитию плода, что здорового ребенка в поисках аномалий и в самом деле сделают больным.

Не надо бояться! К ультразвуковым исследованиям, которые сейчас очень широко используются во всех областях медицины, мы уже привыкли, поняли, что они безвредны. Анализ крови тоже ничего страшного из себя не представляет, в конце концов женщинам за месяцы беременности приходится столько раз сдавать кровь, что любая к этой процедуре привыкнет.

Взятие околоплодной жидкости или биопсия оболочки плода? Да, десятилетия назад, когда эти методы только разрабатывались, угроза прерывания беременности от некорректно проведенных манипуляций была довольно значительной. Но сейчас, когда методики отработаны, все делается под контролем УЗИ, бояться, что жидкость заберут не оттуда, не туда попадут иголкой – наивно. Угроза прерывания беременности в результате дородовых обследований составляет от 1 до 1,5 %. Угроза, а не гибель плода! И связано это не с тем, что техника несовершенна, а с тем, что сейчас многие беременные женщины страдают различными заболеваниями: гинекологическими, аллергическими, патологиями почек... и эти сопутствующие заболевания осложняют исследования. А сами обследования не вредят плоду и не отражаются на его развитии.

Кстати

Наука знает около 5 тысяч наследственных болезней. Конечно, ни в одной стране мира, даже самой богатой, нет возможности проверять всех новорожденных на все эти заболевания. Да в этом, наверное, и нет смысла. В США младенцев обследуют не больше чем на 7–8 наследственных болезней. Только на те, которые чаще всего встречаются в их регионе. По этому же признаку были выбраны заболевания и у нас.

Маленькие дети — наиболее уязвимая категория для глистов : дети исследуют мир, пробуя его на вкус. Это касается и куличиков из песочницы, пирогов из грязи, разных ягод и фруктов, поднятых прямо из-под дерева и прочих многочисленных нарушений личной гигиены, которых взрослые не делают. При этом симптомы заражения глистами проявляют себя не сразу и чаще всего похожи на симптомы других заболеваний.

Самостоятельно определить наличие глистов у ребенка можно только при энтеробиозе: поражение этими глистами вызывает нестерпимый зуд вокруг анального отверстия, поэтому при таком симптоме стоит заглянуть в горшок. Если в кале вы обнаружили маленьких белых подвижных червячков – знайте, это острицы и вашего малыша нужно лечить.

Определить, есть ли у ребенка другие глисты можно, ориентируясь на следующие признаки:

  • Нарушения со стороны желудочно-кишечного тракта: расстройства стула. Если малыш уже может говорить, то жалуется на боли в животе, локализованные обычно вокруг пупка. Гельминтозы могут сопровождаться вздутием живота, метеоризмом, тошнотой, рвотой, обильным слюноотделением.
  • Нарушения со стороны центральной нервной системы: нервозность и чрезмерная капризность, чуткий и неглубокий сон, сквозь который малыш может стонать или хныкать. У грудных детей интоксикация при массированном гельминтозе вызывает задержку в развитии.
  • Аллергические реакции широкого спектра: от крапивницы до дерматита.
  • Ослабление иммунитета, снижение веса, истощение, болезненный вид, темные круги под глазами. В общем анализе крови фиксируется повышение эозинофилов и снижение гемоглобина.
  • Симптомы бронхита, пневмонии, кашля с мокротой, отдышки.

Согласно доктору Комаровскому, определить, что у ребенка глисты достаточно просто: показательным симптомом является значительное снижение веса при нормальном аппетите, а также симптомы анемии .

Какие глисты чаще всего встречаются у детей

Чаще всего регистрируют несколько видов гельминтозов, по их симптомам можно узнать, что у ребенка глисты:

При совпадении нескольких признаков наличия глистов стоит обратиться к врачу, который точно знает, какие симптомы сопровождают глистные инвазии у человека, и стоит ли вам паниковать.
В обязательном порядке врач назначит обследование и вашему малышу придется сдать:

При подтверждении диагноза, назначают курс лечения, который поможет вывести глистов из организма и восстановить иммунитет. Для детей рекомендуют противогельминтные препараты в виде суспензий: Пирантел, Пиперазин, Немозол и другие.

Как понять, что у малыша глисты

Как узнать, есть ли у ребенка глисты? Родителям нужно быть внимательнее. Все вышеописанные симптомы могут возникать и при других заболеваниях. Поэтому, если ваш малыш научился ползать или пошел в детский сад, или регулярно играет с другими детьми нельзя исключать глистную инвазию. Любое заметное снижение веса или изменение состояния ребенка – повод задуматься . Иногда симптомы не явные, в таком случае узнать, что у ребенка глисты, можно только сдав анализ кала на яйца глистов.

В любом случае, при тревожащих симптомах вы обратитесь к врачу. Попросите, чтобы малыша обследовали на гельминты. Обследования на гельминты в зарекомендовавшей лаборатории – способ не давать ребенку противогельминтное средство в профилактических целях.

Старайтесь привить ребенку навыки личной гигиены с самого маленького возраста, так легче будет в дальнейшем избежать глистной инвазии.

Все дети любят рисовать, но есть некоторые, которые разлюбили краски. Почему это происходит? Иногда родители, видя, что чадо увлеклось рисованием, уходят по своим делам, иногда, наоборот, берут инициативу в свои руки, исправляя погрешности рисунка… А ведь красками малыш передает свои эмоции, поэтому ему нужен внимательный и сочувствующий наблюдатель рядом. Краски сами по себе очень похожи на эмоции: их цвет, оттенки, жидкая консистенция соответствуют состоянию чувств. Как и эмоции, краски могут перетекать друг в друга, смешиваться, образовывая новые оттенки, застывать и вновь растекаться при контакте с водой. Краски позволяют легко передать интенсивность и глубину цвета, и состояние души посредством мазков четких или размытых, хаотичных или упорядоченных. Рисуя красками вместе с ребенком, вы обретаете возможность образно увидеть его внутренний мир, эмоционально сблизиться с ним и даже избавиться от стресса или напряжения.

Интерпретация детского рисунка

Работа маленькой художницы выполнена акварелью, и, по словам ее мамы, кисти и краски – одни из любимых инструментов девочки. Детский рисунок сразу обращает на себя внимание своей наполненностью, явной целостностью в художественном плане. Видно, что малышка «дружит» с красками и умело с ними обращается. Такие предпочтения и способности часто характерны для эмоционального ребенка, обладающего творческими склонностями.

Также работа девочки сразу «выдает» высокий уровень интеллектуального и психического развития: в рисунке достаточно много для четырехлетнего возраста деталей, указывающих на познавательный интерес и знания девочки об окружающем мире (букашка, пчела на цветочной поляне, наличие всех необходимых деталей в изображении человека). Использование в рисунке пяти цветов указывает на сформированную и нормально развитую эмоциональную сферу девочки.

Детский рисунок в целом создает довольно позитивное, жизнерадостное впечатление. Оптимистичная цветовая гамма, радостный сюжет могут быть признаками эмоционального благополучия ребенка. Солнце в рисунке ребенка – это показатель ее психического здоровья, чувства защиты, символ авторитета родителей и взаимоотношений, по большей части с мамой. Делая анализ этого детского рисунка, можно заметить, что фигурка человека изображена девочкой нестандартно: центральное место в рисунке занимают цветы, а девочка смещена влево, что не характерно для ребенка в 4 года c присущим этому возрасту здоровым эгоцентризмом.

Расположение человека слева от центральной оси листа говорит о склонности к самоанализу, нерешительности, робости, пассивности во внешнем мире. Это может характеризовать ребенка «созидателя» и «наблюдателя». Также девочки свидетельствует изображение маленьких укороченных рук и обилие сине-голубого цвета.

Интересной деталью является тот факт, что малышка нарисовала девочку, стоящую в луже в резиновых сапожках. Лужа на рисунке символизирует последствия стресса, тревожной ситуации, а резиновые сапоги – средства защиты от переживаний. В этой же роли могут выступать и большие цветы на первом плане рисунка. Они могут служить показателем потребности дополнительной опоры в значимых людях.

Анализ детского рисунка: вывод

Автор рисунка, скорее всего, ребенок творческий, обладающий богатым внутренним миром. Девочка хорошо развита для своего возраста, имеет достаточную мелкую моторику руки. Вероятно, по характеру она принадлежит к группе «наблюдателей», то есть в общении не спешит первой идти на контакт. Для малышки значима связь с родителями, их защита и поддержка. Возможно, на момент создания рисунка девочка испытывала некоторое внутреннее напряжение, связанное с возникшей ранее проблемной ситуацией, с которой она справлялась не только сама, но и опираясь на близких. Родителям стоит обратить внимание на способ реагирования ребенка на стресс и оказать поддержку при необходимости.

С каждым годом увеличивается число детей, у которых выявлено повышенное артериальное давление. На сегодняшний день выявлено, что от двух до пяти процентов детей страдают гипертонией, чаще всего вызванной избыточным весом. Эта статья поможет вам понять причины и симптомы этого заболевания, а также оценить, чем высокое давление может быть опасно для ребенка. Начните читать с Шага 1.

Шаги

Часть 1

Определите, входит ли ваш ребенок в группу риска

    В чем опасность высокого артериального давления (АД). Наше сердце и сосуды непрерывно, день за днем, подвергаются воздействию давления. С возрастом в них начинают происходить изменения.

    • Однако, если АД слишком высокое, скорость износа сердца и сосудов возрастает. Эти органы, с большой долей вероятности, начинают подвергаться разрушению. Есть и другие органы, которые страдают от высокого давления, чаще всего страдают почки и головной мозг. Высокое артериальное давление обуславливает серьезное заболевание - артериальную гипертензию.
    • С другой стороны, если давление слишком низкое, то интенсивность кровотока не позволяет обеспечивать должного кровообращения, необходимого для нормального функционирования органов.
  1. Вам нужно знать, что ожирение может быть причиной высокого артериального давления. Одной из причин повышения числа детей, страдающих гипертонией, врачи называют увеличение числа детей, имеющих лишний вес. Вот основные факторы, обуславливающие повышение артериального давления у детей, страдающих ожирением:

    • Нарушается выведение соли (натрия) и воды, что приводит к увеличению объема жидкости в организме, в том числе и в кровеносных сосудах. Чем больше объем, тем выше артериальное давление. По этой причине многие люди, страдающие гипертонией, ограничивают потребление соли и принимают медикаменты, помогающие почкам лучше выводить соль (диуретики).
    • Активация определенных гормонов и сигналы от нервов почек приводят к сокращению (сужению) артерий, проводящих кровь. Чем сильнее сужены сосуды, тем выше давление. Со временем у тучных людей сосуды становятся менее эластичными. Поэтому сердцу приходится прилагать больше усилий и создавать с сосудах высокое давление, чтобы обеспечивать циркуляцию крови в организме.
  2. Вы должны знать, что некоторые лекарства вызывают повышение давления у детей. У здоровых детей такое случается довольно редко, однако, такое может произойти.

    • Такая вероятность возрастает, когда ребенок принимает риталин (в России его применение запрещено) или другие препараты, связанные с лечение СДВГ. Хотя такие препараты могут вызывать повышенное давление, обычно это повышение незначительно. Тем не менее, будет разумно, если вы будете контролировать артериальное давление ребенка, чтобы быть уверенным, что эти препараты не создают проблемы.
    • Другие препараты, которые редко назначают детям, тоже могут вызывать повышение АД. Среди них стоит упомянуть такие иммунодепрессанты как преднизолон (и другие гормональные препараты этой группы), такролимус и циклоспорин.
    • Многие другие лекарства, в том числе безрецептурные препараты, а также лекарственные растения и биодобавки, могут способствовать повышению давления, однако в этом случае чаще всего у человека уже есть гипертония, вызванная другими причинами. Если у вас повышено давление, обязательно проинформируйте вашего лечащего врача о том, какие именно лекарства могут вызывать его повышение.
  3. Вы должны знать, что некоторые дети раннего возраста находятся в группе риска по развитию артериальной гипертензии. Гипертония может быть выявлена у детей первого и второго года жизни. Это заболевание может выявлено, если родители знают о том, что ребенок относится к группе риска по гипертензии, или в случае, когда у малыша проявляются признаки заболевания, описанные в секции 3. Вот некоторые условия, которые повышают риск развития гипертонии у ребенка и требуют специального внимания:

    • Ребенок родился недоношенным и получал интенсивное лечение.
    • Ребенок, у которого имеются заболевания легких, связанные с недоношенностью.
    • Новорожденные, мать которых принимала наркотики во время беременности (У ребенка развивается абстинентный синдром).
    • Дети, у которых отмечены шумы в сердце.
    • Дети с диагностированными нарушениями работы почек и мочевыделительной системы.
    • Дети с необычной пигментацией кожи.
    • Дети, родственники которых страдали поликистозом почек
    • Дети, у которых отмечены судорожные припадки неясной этиологии.

    Часть 2

    Проверка артериального давления у ребенка в домашних условиях
    1. Вам нужно научиться измерять АД своего ребенка самостоятельно. Если у вашего ребенка высокое давление, научитесь измерять его в домашних условиях. Если вы научитесь следить за давление ребенка дома, это поможет вам получить более достоверные данные о динамике АД, особенно если ваш ребенок нервничает в кабинете доктора.

      • Так вам будет проще следить за изменениями давления ребенка и реже придется ездить на прием к врачу. Однако главная трудность заключается в том, что если ваш ребенок еще маленький и ему не подходит манжета обычного тонометра, вам будет сложно найти в продаже специальный прибор, рассчитанный на ребенка.
      • Не забывайте, что измерения всегда должны быть точными. Хотя АД может измениться даже за одну минуты, вполне возможно проследить средние значения и тенденции его изменения. Если мы говорим о рисках, связанных с гипертензией, даже разница в 5 мм рт. ст. может быть важной.
    2. Купите прибор для измерения давления, который подходит по размеру вашему ребенку. Если вы купите тонометр, который слишком велик или слишком мал, это даст вам неточные результаты. Для того чтобы подобрать правильный размер, измерьте расстояние от края плеча ребенка до локтевого сгиба. Рассчитайте 3/4 этого расстояния. Вам понадобится тонометр, ширина манжеты которого наиболее близка к полученному числу. Если рассчитанная ширина находится между двумя размерами, выбирайте больший или купите сразу два. В продаже можно найти тонометры с манжетой следующих размеров:

      • 9 centimeter (3.5 in). (9 см.)
      • 12 centimeter (4.7 in). (12 см.)
      • 15 centimeter (5.9 in). (15 см.)
      • 18 centimeter (7.1 in). (18 см.) Такая 18 centimeter (7.1 in) манжета (“большая взрослая”) обычно бывает нужна для детей старшего возраста, имеющих лишний вес. Вместо нее вы можете купить “длинную” 15-сантиметровую (взрослого размера) манжету, обеспечивает лучший обхват руки.
    3. Наденьте манжету на руку ребенка. Наденьте манжету тонометра на верхнюю часто руки, выше локтевого сустава. Если на манжете есть стрелка, проверьте, чтобы манжета была надета так, чтобы стрелка указывала на локтевой сгиб.

    4. Поместите стетоскоп ниже манжеты. Вы можете измерить давление, поместив стетоскоп на руку ниже манжеты, обычно на локтевой сгиб. В этом месте проходит одна из главных артерий, снабжающих кровью ткани предплечья и кисти.

      • Если вы сможете при надавливании ощутить пульсацию артерии, когда легко нажимаете выше локтевого сгиба, это вам поможет. Поместите головку стетоскопа выше места пульсации, аккуратно прижав ее.
    5. Накачайте воздух в манжету. Убедитесь, что спусковой клапан, расположенный возле груши тонометра, полностью закрыт. Когда вы будете нагнетать воздух в манжету, быстро сжимая грушу, на шкале будет отражаться повышение давления.

      • Нагнетайте воздух до тех пор, пока не достигнете показателей, которые выше типичного давления для возраста вашего ребенка. Для очень маленьких детей это 140 мм.рт.ст., для дошкольников и младших школьников - 150-160 мм.рт. ст. и 160-170 - для подростков.
      • Когда давление в манжете падает ниже давления в артерии, кровь начинает проходить по сосуду под манжетой. Первый “удар” будет отчетливо слышен в стетоскопе, и вы запишете показатель систолического АД.
      • По мере снижения давления в манжете звук неожиданно пропадает. Запишите этот показатель как диастолическое АД.
    6. Определите, насколько высокое давление у вашего ребенка. Показатели, при которых давление считается “нормальным”, повышаются по мере взросления ребенка. Поэтому давление, которое считают нормальным для пятнадцатилетнего ребенка, может считаться “высоким” кровяным давлением для пятилетнего. Для оценки давления ребенка удобнее всего воспользоваться величинами 90 и 95 процентилей. Например:

      • Артериальное давление ниже 90 процентилей: примерно 90 из 100 здоровых детей будут иметь показалели АД ниже показателя 90 процентилей.
      • 95 процентилей: 95 из 100 здоровых детей будут иметь показатели АД ниже этого уровня.
      • АД в интервале между 90 и 95 процентилями называется “прегипертензией”. Это показатели, при которых повышен риск, что со временем может развиться артериальная гипертензия.
      • Таким образом, АД выше показателя 95 процентилей будет рассматриваться как гипертензия. Вы сможете найти этот показатель для своего ребенка, используя информацию, предоставленную вашим врачом, однако это может занять значительное время, и вы также должны знать процентили роста для вашего ребенка.

Сегодня многие родители боятся пропустить в поведении ребенка какие-либо отклонения. К сожалению, количество детей с аутизмом, гиперактивностью и другими психическими расстройствами растет, поэтому многие специалисты призывают мам быть более внимательными к тому, как ведет себя ребенок. Но понять, когда именно следует обращаться за консультацией к врачу и за помощью к специалистам, бывает непросто. Иногда родители склонны видеть проблему там, где ее нет, но могут принять за особенность характера или возраста один из симптомов какого-либо психического заболевания. Все это связано с тем, что психика детей очень уязвима, а факторов, влияющих на нее, очень много. Также читайте вот эту статью “ ?”

Предлагаем вашему вниманию перечень нормального поведения ребенка, но которое часто приносит родителям неудобства и заставляет волноваться, а все ли в порядке с ребенком. И перечень тревожных признаков, когда родителям все же стоит обратиться за консультацией к специалистам. Составлен психологом Ириной Катин-Ярцевой

Что нормально, а что нет в поведении ребенка?

Информация для родителей и педагогов

Это нормально:

  1. Ребенок не любит, когда ее/его отрывают от какого-то интересного занятия. Не всегда хочет, чтобы ее/его тискали и целовали.
  2. Вы не всегда понимаете, что говорит ребенок 1,5–2 лет, о чем он просит, а он злится из-за этого и плачет.
  3. Ребенок просит каждый день читать ей (ему) одну и ту же сказку. Смотрит все мультики про любимых героев, не расстается с ними.
  4. Иногда ребенку снятся неприятные сны. Иногда ребенку трудно заснуть, особенно, если он устал днем. Он не хочет идти в кровать, а хочет играть/читать/смотреть мультфильмы.
  5. В возрасте 3–4 года ночью или если ребенок заигрался, он может намочить штанишки, но такое случается очень редко.
  6. Ребенок не очень любит шумные сборища, где много незнакомых детей, стесняется незнакомых взрослых.
  7. Ребенок (дошкольник или школьник) ударил другого ребенка в ответ. Если ребенок злится, то может кричать и топать ногами, разорвать свой рисунок, испортить поделку. Неговорящий малыш до полутора лет стукнул вас и смеется.
  8. Ребенок избирателен в еде. Что-то готов есть всегда, а что-то – узнает в любом виде и наотрез отказывается есть. Не всегда готов пробовать что-то новое.
  9. Около 4–5 лет у ребенка иногда случаются истерики.
  10. Иногда вы тревожитесь за ребенка.
  11. У ребенка есть воображаемые друзья. Иногда он даже сваливает на них свои проделки.
  12. Иногда вы устаете от ребенка, но вам есть кому помочь, и время от времени вы можете передохнуть и заняться чем-то приятным.
  13. Иногда вы злитесь на ребенка. Если случилось что-то из ряда вон выходящее, можете даже накричать на него или отругать, но потом извиняетесь и миритесь.

Пора обратиться за помощью к специалисту:

  1. Ребенок не смотрит в глаза, не стремится к контакту, не говорит «мама», избегает тактильного контакта.
  2. К году не появились лепетные слова (мама), в полтора не произносит слов, в 2 – не говорит простых фраз («дай пить»).
  3. Ребенок не интересуется ничем, кроме любимого мультфильма/книжки. При попытке выключить/отобрать любимый предмет впадает в ярость.
  4. Ребенок часто жалуется на кошмары, просыпается от них ночью, боится идти спать. Не может уснуть, часами лежит в кровати без сна, часто просыпается ночью.
  5. После 3 лет у ребенка частое недержание мочи/кала ночью или днем.
  6. Ребенок боится отойти от матери и играть с другими детьми, не может общаться с воспитателями в детском саду/преподавателями кружков.
  7. Дерется в саду (воспитатели жалуются), бьет близких, кусает других детей или взрослых, мучает животных.
  8. Ребенок старше полутора лет ест только пюре или жидкую пищу. Боится каких-то видов пищи. Боится пробовать еду определенного цвета/консистенции.
  9. Ежедневные истерики. Ребенок падает на пол и яростно бьется головой, с ним невозможно зайти в магазин или в другое общественное место.
  10. Вы сильно и часто тревожитесь за ребенка.
  11. Ребенок неоднократно жаловался, что кто-то, кого вы не видите, заставляет его слышать что-то.
  12. Вы регулярно чувствуете постоянную усталость, забываете, что делали вчера, спите на ходу.
  13. Вы чувствуете, что можете причинить ребенку вред, вы делаете то, за что вам потом стыдно, теряете контроль над собой.

То, что под заголовком «Это нормально» – не всегда хорошо и приятно. Но наша жизнь состоит не только из радостей и хороших вещей. Есть и жизненные трудности, отличие которых от перечисленных в правой колонке в том, что с ними вы вполне можете справиться самостоятельно. Проблемы из второго списка – более серьезные и требуют помощи. Не всегда это значит, что с ребенком что-то не в порядке. Часто оказывается, что помощь нужна именно родителям.

По материалам:

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх