Кто, как и когда изобрел зажигалку. Для всех и обо всем

Изобретатель : Иоганн Вольфган Доберейнер
Страна : Германия
Время изобретения : начало XIX века

Гименофор отделяли от остальной части плодового тела, пропитывали селитрой и сушили. Когда возникала необходимость разжечь, например, костер, от трута отламывали кусочек и в непосредственной близости от него с помощью огнива и кремня высекали искру, которая сухой трут воспламеняла.

Говорят, к изобретению зажигалки приложил руку сам Леонардо да Винчи. Его изобретение не отличалось изяществом и миниатюрностью: судя по сохранившимся чертежам, это был довольно внушительный агрегат, состоящий из цепей, и огнива.

Но само существование такого проекта в столь отдаленные времена уже впечатляет. А вот известный нам, опять таки, по приключенческим и историческим романам, мушкет или с его приспособлением для воспламенения , появившийся в Европе около 1515 года, на самом деле послужил толчком для создания классической зажигалки. В мушкете искра возникала в результате сильного трения специального колеса о кремень.

Первая настоящая зажигалка появилась только в начале XIX века. Изобрел ее немецкий химик Иоганн Вольфган Доберейнер. Но поскольку в качестве горючего он использовал водород, его детище никак нельзя назвать безопасным.

Зажигалки, которые не грозили серьезными увечьями их пользователям, появились лет через пятьдесят после испытания механизма Доберейнера. В них использовался фитиль, смоченный горючим, который поджигался искрами, высекаемыми ударами металлических колесиков по кремню. Первой поспешила запатентовать новое изобретение компания «Cartier». Оригинальный корпус и лимитированный выпуск сделали зажигалки Cartier уникальными во всех отношениях, а спрос на них со стороны сильных, богатых и знаменитых мира сего превысил предложение.

В 1903 году австрийский химик Карл Ауэр фон Вельсбах определил оптимальный состав сплава, из которого до сих пор делают кремни для зажигалок: с церием. После этого усовершенствования зажигалки уменьшились в размерах и стали намного безопаснее. Кстати, долгое время, чтобы добыть огонь с помощью зажигалки, приходилось пользоваться двумя руками, так как ось колесика для высечения пламени располагалась в них вертикально.

Существует еще легенда о том, как зажигалка была приспособлена к прикуриванию одним движением руки. Два английских инженера, Фредерик Чарльз Уайз и Уилли Гринвуд, занимались в начале ХХ века усовершенствованием конструкции зажигалок. Одна из идей привела к созданию нового вида бензиновой зажигалки, у которой ось колесика для высечения пламени расположена горизонтально, а не вертикально, как раньше. Эта тонкость в устройстве давала возможность прикурить папиросу одной рукой.

Легендарность этой инновации в том, что один из изобретателей (история не сохранила точных данных, кто именно из этих двоих) мечтал прикуривать папиросу одной рукой, поскольку потерял другую во время первой мировой войны. Видимо, невозможность самостоятельно прикурить и была одной из причин, которая помогла проявиться изобретательскому таланту инженера. Так ли это было на самом деле – точно не известно.

Однако, запатентовав свое изобретение, Уайз и Гринвуд предложили продавать такие зажигалки фирме Alfred Dunhill. Благо её офис располагался через дорогу от мастерской изобретателей. Сам Альфред Данхилл, будучи главой фирмы, считал, что «даже маленькие идеи могут принести состояние». Он отнесся к предложению очень благосклонно. И по сей день, начиная с 1926 года, в продажу поступают зажигалки Dunhill, являющие собой произведения дизайнерской мысли и таланта. Многие из них стали лучшими мировыми образцами: настольная зажигалка — часы, зажигалка- , зажигалка в виде мяча для гольфа и т.д.

С начала 30-х годов конструкция зажигалок продолжала изменяться, но не принципиально. Вместо двух колесиков для создания пламени стали использовать одно, а механизм зажигания полностью закрыли крышкой, которую в свою очередь соединили с топливным бачком. Таким образом, нажатие на клапан поднимает крышку над фитилем и приводит в движение механизм, высекающий искру из неподвижного кремня.

Позднее в 1947 году в Париже появилась первая газовая зажигалка, где особый клапан заменил фитиль. Если оглянуться назад, можно заметить, что изменение конструкции зажигалки идет по пути упрощения механизма зажигания и использования в производстве более современных материалов и научных достижений.

Так в 70-е годы появились зажигалки с системой электроного пьезо. В работе этой системы используется эффект возникновения электрической разницы потенциалов на концах пьезокристалла при его механическом сжатии. Ток направляется на два электрода, между которыми проскакивает искра. Почти аналогична система зажигания у зажигалок на электронной батарее – искра проскакивает при создании электрического контакта нажатием кнопки.

Дешевые одноразовые зажигалки начала выпускать в 1973 году фирма Марселя Бика. Бик при изучении рынка и зажигалок выявил, что именно эти предметы теряют чаще всего. Вот он и решил производить такие зажигалки, которые было бы не жалко потерять.

В 1986 году фирма Saroma создала первую в мире газовую турбо-зажигалку с противоветровой системой защиты пламени.

В заключение назовем самые известные фирмы-производители, внесшие самый существенный вклад в развитие технологии или дизайна зажигалок.

Zippo – основатель Джордж Блэйсделл. Начал с того, что получил эксклюзивную лицензию на импорт австрийских зажигалок в США. Из первой партии не смог продать ни одной, зато понял, что именно нужно усовершенствовать, чтобы зажигалки продавались и пользовались спросом. В итоге он создал свою модель, поистине легендарную, «ветрозащитную» Zippo.

С тех пор девиз компании – бессрочная гарантия качества в любых погодных условиях. Кстати, именно зажигалку Zippo вместе с ковбоями и лошадьми использовала фирма Philip Morris в своей масштабной рекламной кампании сигарет Marlboro. Некоторые эстеты упрекают фирму в неизменности ее простой «грубоватой» формы, но, собственно, этого и хотел сам Блэйсделл. По зажигалкам Zippo, как по картинам в художественном музее, можно проследить историю всей Америки, – её военные, спортивные и даже научные достижения.

Дизайнеры фирмы мгновенно откликались на любые события и отражали их на гравюрах, росписях по эмали, и просто в надписях на корпусах. Такое разнообразие и вполне доступная цена (даже на образцы давних лет) делает очень привлекательным коллекционирование зажигалок этой фирмы, чем с успехом и занимаются истинные почитатели Zippo. И еще: Zippo делает только бензиновые зажигалки.

Уже упомянутая фирма Alfred Dunhill Itd. – признанный «король» изысканных аксессуаров для любителей табака в Соединенном Королевстве, да и во всем мире. В 1923 году появилась первая зажигалка Alfred Dunhill, которой позже дали название Unique. Первые модели Unique действительно были элегантны, – как правило, они имели позолоченный или посеребренный корпус и были украшены крокодильей или страусиной кожей. К тому моменту, когда Уайз и Гринвуд предложили фирме свое изобретение, компания уже имела достаточно известное имя и в дальнейшем закрепила за собой репутацию одной из самых изощренных в художественном и дизайнерском оформлении своих зажигалок.

Saroma – это японская компания, которая начала свою деятельность в 1940 году, но зажигалки стала производить спустя 8 лет. На сегодняшний день это известная марка и продается она в 73 странах мира. Компания твердо следует принципам сочетания вековых традиций с внедрением новейших технологий в производстве зажигалок. Не мудрено, что Saroma с японской тщательностью и последовательностью, шаг за шагом, расширяла свой ассортимент. Компания выпускает как бензиновые, так и газовые зажигалки, с кремниевой системой зажигания, с пьезо, и даже зажигалки на электронной батарее.

Причем в 1986 году Saroma первая в мире начала выпуск турбо-зажигалок, пламя которых не может погасить никакой ветер. На этом интерес японцев к использованию новейших технологий в производстве зажигалок не иссяк. Последнее достижение компании – это «двойное пламя». Одно сопло зажигалки может производить два вида пламени: не гаснущее на ветру и обычное. Самое интересное, – что механизм сам решает, какое пламя и в каких условиях должно гореть.

Diplomat – швейцарская компания, образованная в 1956 году. Эту компанию отличают высокое качество и безупречная работа механизмов (совсем как швейцарские ). Вместе с тем дизайн зажигалок также безупречен и отличается изысканностью. Компания выпускает очень изящные подарочные наборы, например, зажигалка и ручка, а также другие аксессуары, необходимые каждому мужчине, заботящемуся о своем имидже.

Dupont – известнейшая французская фирма, производящая не только зажигалки, но и полный аксессуарный набор делового человека. Зажигалки изящны, качественны и восхитительны в дизайнерском плане. Как правило, они имеют позолоченный или посеребренный корпус, украшены кожей или гравировкой.

Еще один японский производитель зажигалок Amatti начал свою деятельность в 1972 году и к настоящему моменту занимает видное место практически во всех ценовых сегментах. Кстати, это компания пока единственная, которая предложила для российского рынка специальную марку своей продукции - зажигалки «Ангара».

Swedish Match, с 1917 года производящая спички и достигшая к концу 80-х доли в четверть мирового рынка, включилась в конкуренцию на рынке зажигалок во второй половине 80-х после приобретения английской фирмы Wilkinson Sword. Их торговая марка Cricket очень быстро завоевала популярность в сегменте недорогих зажигалок.

Достаточно широко известны во всем мире такие компании, как Colibri, Saffo, Ronson, Thorens и La Nationale. Следует отдать должное и компаниям, работающим в более демократичном ценовом диапазоне, выпускающим одноразовые газовые зажигалки: Swedish Match (марка Сricket), ВIC, Amatti. Продукция этих компаний направлена на самого массового потребителя, известна во многих странах и пользуется огромной популярностью.

Прообразом современных зажигалок историки называют чертежи механизма, созданные еще легендарным художником, гением и изобретателем Леонардо да Винчи. Конструкция «колесцовогозамка» представляла собой громоздкий механизм с цепями, пружинами и колесами, который заставлял огниво двигаться, высекая из него искры.

Первые зажигалки: осторожно, водород и оружие

Вторым прототипом аксессуара, каким мы привыкли его видеть, стало изобретение немецкого ученого Иоганна Вольфгана Деберейнера, увидевшее свет в 1823 году. Газовое устройство работало на водороде и серной кислоте, было взрывоопасным, но практичным. Попытка ученого приручить огонь стала первой полноценной зажигалкой, которая производилась до 1880 года и имела большой успех.

5%

В 1867 году производство Cartier, взяв за основу механизмы оружейных кремневых замков, создало и запатентовало зажигалку . Но размеры изделия были по-прежнему далеки от теперешних из-за громоздкости огнива на основе минерала кремня и железа.

Модель современного образца

Уменьшить габариты и повысить практичность устройств для добывания огня получилось в 1903 году у ученого из Австрии – Карла Ауэра фон Вельсбаха. Он открыл сплав ферроцерий и предложил делать кресальные камни для зажигалок из обычной стали. Эта технология применяется по сей день: стальное колесико с зазубринами при контакте с кресалом из так называемого «металла Ауэра» дает искру, а она уже поджигает фитиль с бензином или газ, подающийся из клапана.

Цифры и даты

В 1947 г. бренд S.T. DuPont на парижской выставке продемонстрировал первую модель зажигалки современного типа, работающую на газовом топливе.

Инновационные турбо-модели сотрясли рынок в 80-х гг. прошлого века. В 1986 году они стали снабжаться функцией защиты от ветра.

Для любопытных

Если вам интересно, было ли что-то в истории зажигалок до чертежей «колесцового замка» да Винчи, так и оставшихся чертежами – да, было. По-настоящему первой главой в истории этого аксессуара можно считать классическое огниво, известное нам еще из детских сказок. Этот прототип зажигалки – набор, включавший три компонента:

  • кусочек оксида кремния;
  • кресало (полоса из металла с насечками и зазубринами для трения);
  • трут (сушеные листья и грибы, волокна разнотравья, мох).

5% Специально для читателей нашего блога скидка 5% на весь ассортимент магазина по промокоду BLOG

Искра при высечении поджигала импровизированные «дрова» – получался огонь. Как видим, принцип действия очень схож с некоторыми современными изделиями, работающими на газовом горючем.

Что было раньше: яйцо или курица, спички или зажигалка?

А знаете ли вы, что безопасные для жизни и здоровья спички появились позже, чем безопасные зажигалки?

5% Специально для читателей нашего блога скидка 5% на весь ассортимент магазина по промокоду BLOG

Первые попытки создать их делались еще со времен Древнего Китая, да. Но спички современного образца были созданы только в 1855 году химиком из Швеции – Йоханом Лундстремом. Предшествующие прототипы других ученых были химически небезопасны, самовозгорались при хранении и обжигали лицо и руки во время использования. Изобретение Лундстрема дошло до нас, почти не претерпев модификаций.

Сегодня, чтобы добыть огонь, мы чаще всего пользуемся не огнивом и даже не спичками, а зажигалками. А вот нашим предкам жилось совсем не так просто. Чтобы изобрести и создать этот небольшой полезный предмет, потребовались долгие годы напряженного труда многих ученых и инженеров.

ревнегреческий миф о Прометее, похитившем огонь у богов, хорошо иллюстрирует то значение, которое придавали люди спасительному пламени. В доисторические времена наши предки со страхом ждали гроз. Но молнии, воспламенив деревья, давали им возможность согреться и приготовить горячую пищу. Позднее люди научились добывать огонь самостоятельно.

Полезные стружки

Со временем человеческий разум создал приспособление, получившее название «кресало» (от слова «кресать» - «резать»), или огниво. Оно активно использовалось до середины XIX века и даже сейчас имеет ограниченное применение. Комплект этого прадедушки зажигалки состоял из полоски закаленной стали, кремня и трута.

При ударе об острые кромки кремня из металла выкалывается очень мелкая стружка. При этом она моментально нагревается и воспламеняется, соединяясь с кислородом, находящимся в воздухе. Температура горения этой стружки достигает 1000°C. Искры, в свою очередь, поджигают трут, в роли которого может выступать любой волокнистый материал: хлопок, высушенный мох или волокна льна.

Подобный способ был максимально широко распространен до того, как в 1826 году английский фармацевт Джон Уокер изобрел спички с серными головками. Впрочем, кресало, помещенное в герметичную упаковку, можно встретить в снаряжении туристов и сегодня. Оно высоко ценится за свою безотказность - в отличие от хрупких и не всегда надежных спичек. Единственным отличием является то, что сегодня вместо волокнистого трута часто используется магниевая стружка. Огниво было верным спутником человека и оставило свой след даже в геральдике. На гербе Республики можно увидеть четыре огнива, по форме напоминающих букву «С». Это расшифровывается как девиз «Само слога Србина спасава» («Только единство спасет сербов»).

«Вечная горелка»

Джон Уокер был не единственным фармацевтом, который внес свою лепту в историю добывания огня. В 1780 году в баварском городке Хоф, в семье извозчика Дёберейнера родился мальчик, которого назвали Иоганном. К сожалению, бедность родителей не позволила ему получить хорошее образование, поэтому его учителем был приходской священник. А чуть позже - аптекарь, который взял мальчика к себе в ученики. Организовать собственный фармацевтический бизнес Иоганну не удалось, но на заработанные деньги он проучился 3 года в Страсбургском университете. Благодаря несомненному таланту естествоиспытателя уже в 1810 году молодой человек получил профессорскую мантию в Йенском университете.

Как химик, Дёберейнер прославился многими открытиями. Например, разработал технологические процессы крашения тканей, производства крахмала и патоки. Нашел способ превращения этилового спирта в уксусную кислоту и открыл реакцию окисления двуокиси серы путем катализа. Причем оба этих открытия в промышленном производстве применяются и по сей день.

Но основным научным направлением ученого было изучение свойств металлов. В 1823 году профессор сделал сообщение, на основе которого чуть позже создал прибор, получивший название «огниво Дёберейнера», или «вечная горелка». Суть его работы заключается в следующем. В банке цинковая пластинка вступала в реакцию с серной кислотой, в результате чего выделялся водород. При открытии клапана струя водорода устремлялась наружу и, встретив на своем пути губчатую платину, выполняющую роль катализатора, воспламенялась в воздухе. Горение можно было регулировать или прекратить, закрыв кран. Так на свет появилась первая химическая зажигалка, которая была востребована в течение нескольких десятилетий. Конечно, устройство было далеко от совершенства: громоздкое и небезопасное. Соединение кислорода и водорода могло привести к сильному взрыву.

Тем не менее уже в 20-х годах прошлого столетия одна американская фирма рискнула предложить усовершенствованный вариант «огнива Дёберейнера». Принцип действия был таков: при погружении рамочки с шариками платиновой черни на проволочках в отделение с войлоком, пропитанным метанолом, платина вызывала химическую реакцию, нагрев и воспламенение паров метанола. Но это была скорее экзотика для любителей необычного.

Поступь прогресса

К началу XX века основной проблемой для начала массового производства зажигалок было высечение искры. Использовать оксид кремния в этом случае было нерентабельно. Что касается механизма действия, то он был известен еще со времен Леонардо да Винчи, оставившего на чертежах так называемого «колесцового замка» переплетение цепей, колес и пружин.Эта средневековая конструкция была далека от совершенства, но ее идею использовал в 1890 году американский изобретатель Генри Мэйбаум. Искра в предложенной им модели производилась особой пистонной лентой с фульминатами (солями гремучей кислоты). С ее помощью поджигался пропитанный бензином фитиль.

1903 год оказался для зажигалки знаковым. Тогда австрийский химик барон Карл Ауэр фон Вельсбах открыл ферроцериевый сплав, который стал идеальным материалом для изготовления кремня в промышленных масштабах. С того же времени появилась и привычная конструкция зажигалки, мало изменившаяся до сегодняшних дней: два металлических колесика-стартера с насечками, высекающие искру из кремня. Искра, в свою очередь, поджигала пропитанный бензином фитиль.

Пик спроса на зажигалки пришелся на Первую мировую войну. Ведь ими можно было не только разжечь костер, забыв об отсыревших спичках, но и освещать дорогу в темноте. Впрочем, у зажигалки того времени было одно неудобство - ось, на которой крепилось колесико, была расположена вертикально, поэтому для процесса воспламенения необходимо было задействовать обе руки.

Этот досадный промах устранили в середине 1920-х годов два британских инженера Уайз и Гринвуд. Дело в том, что один из них во время Первой мировой потерял руку, поэтому прикуривание папиросы доставляло ему определенный дискомфорт. Так на свет появилась зажигалка с горизонтальным расположением оси. Друзья, запатентовав изобретение, продали его торговцу табачными изделиями Альфреду Данхиллу, чья фирма находилась напротив их лаборатории. И с тех пор началось шествие зажигалки «Данхилл» по всему миру.

В 1930-х годах в конструкцию зажигалки были внесены незначительные изменения. Например, вместо двух стали использовать только одно колесико, а механизм воспламенения закрывался крышкой, соединенной с корпусом, которая в некоторых моделях автоматически откидывалась при нажатии на кнопку-стартер. А поскольку запах бензина многим не нравился, его заменили на газ - сжиженный пропан или бутан.

Если спички существуют очень, давно и трудно сказать, кто и как их изобрел, зажигалки появились сравнительно недавно, лишь в самом начале девятнадцатого века. Своим появлением зажигалки обязаны папиросам, пока их не было, не было и надобности в зажигалках.

Прародительница всех сегодняшних зажигалок «родилась» в Германии, придумал ее химик Иоганн Вольфганг Дёберейнер. Принцип работы этой зажигалки состоял в том, что при взаимодействии серной кислоты и цинка вырабатывался водород, который и зажигался. Стоит отметить, что огонь горел ровно, достаточно удобно, но небезопасно — она могла взорваться в руке и нанести серьезный ущерб здоровью, а то и жизни. Несмотря на это, тираж производства таких зажигалок только увеличивался. В то время курение прочно вошло в моду, а состоятельные слои общества не могли не воспользоваться новомодной вещицей.
В 1903 году в Австрии барон Карл Ауэр фон Вельсбах изобрел, сплав, который стал основой для изготовления «кремней» для этого устройства. Зажигалки стали безопаснее, уменьшились в размерах и приобрели почти современный вид. Принцип работы был такой — трение колесика о кремень высекает искру, которая поджигает фильтр пропитанный бензином.

Конечно же, к такой компактной зажигалке, к которой мы привыкли, пришли не сразу, сначала производились достаточно большие зажигательные системы стоявшие на столе. Курильщику надо было подходить к ним, чтобы воспользоваться, это было не совсем удобно. Позже начали производить зажигательные устройства, которые можно было носить в кармане. По форме они напоминали спички, такие же прямоугольные и с металлическим каркасом (раньше спички хранились именно в таких прямоугольных металлических коробочках). Зажигательные устройства для курильщиков очень быстро приобрели популярность, уже тогда компании Zippo и Ronson занимались его усовершенствованием, преобразованием внешнего вида и удобства, появились «полуавтоматы», «автоматы» и «механические» зажигалки.

В механических зажигалках искра поджигает фитиль при повороте кремневого колесика.
Полуавтомат появился в 1922 году, в этих моделях кремневое колесо вращается, когда снимаешь крышку за счет чего и зажигался фитиль.
Четыре года спустя Луи Аронсон (основатель компании Ronson), изобрел автоматическую зажигалку, которая называлась «Banjo», она зажигалась от одного нажатия кнопки. Эта зажигалка получила огромную популярность.

Все перечисленные зажигалки заполнялись и работали на бензине, а спустя два десятка лет вместо бензина начали использовать сжатый газ. В этом были свои плюсы — размер пламени можно было увеличивать, уменьшать; в отличие от бензина он не имел резкого запаха и отсутствовал фитиль.

Позже компания Ronson произвела на свет и другой вид зажигалки с использованием пьезоэлектричества, на тот момент оно уже давно было изобретено, но для зажигалок его использовала только эта фирма.

Если компания Ronson все время занималась разработкой новых моделей, стараясь усовершенствовать зажигательное устройство для прикуривания сигарет, то компания Zippo основанная Джорджем Блейсделлом в Америке в 1932 году, развивалась, почти не видоизменяя производимую зажигалку. В свое время, основатель этого завода, используя ветронепроницаемую зажигалку производства Австрии, поработав над дизайном, создал свою модель и назвал «Zippo», с тех пор, прошло уже восемьдесят с лишним лет, она все еще очень популярна. Зажигалки этой фирмы пользуются большим спросом и сейчас, это единственная компания, дающая бессрочную гарантию на свою продукцию, в случае обнаружения неполадок завод обязуется бесплатно все исправить. Производится она только в Америке штат Пенсильвания.

В Европе зажигалки подобного класса начала производить компания Dunhill, лишь с 1953 года. Они сразу же начали пользоваться огромным успехом, так как были просты и удобны в использовании и сравнительно недорого стоили.

Есть и другие компании производящие зажигательные устройства Colibri, Philip Laurence, Sarome, S.T. Dupont – и все они достаточно знамениты и уважаемы на этом рынке и тоже имеют свою историю становления и развития, некоторые, помимо зажигалок, производят и стильные аксессуары.

В наше время есть огромное количество разнообразных зажигалок и купить их может позволить себе абсолютно каждый человек. Продаются дешевые одноразовые зажигалки, зажигалки приспособленные к использованию на кухне (принцип работы тот же).

» мы рассказали об истории появления в нашем быту этой полезнейшей вещи, весь функционал которой сводится к безопасному добыванию огня в бытовых условиях. Но то же самое делает и зажигалка, являясь при этом целым устройством. Логично было бы предположить, что зажигалку изобрели гораздо позже спичек. Однако не все так однозначно.

Вопрос о том, что изобрели раньше - зажигалку или спички - оказывается, вовсе не тривиален. И не случайно им задается множество людей. Когда изобрели зажигалку в виде, близком к современному и кто изобрел первую зажигалку? Ежедневно пользуясь ею, люди вряд ли задумываются о том, кому и когда в голову пришла идея «приручить» огонь и буквально носить его в кармане. История этого удобного предмета полна интересных фактов и знаменитых имен. Ведь даже безопасные в использовании спички появились гораздо позднее.

Что объединяет Большие Зондские острова и Дизеля?

Неужели есть что-то общее между жителями островов Ява, Сулавеси, Калимантан и Суматра и немецким инженером? Несомненно!

Аборигены островов с давних времен для добывания огня использовали приспособление, состоящее из деревянного корпуса с отверстием и вставленного внутрь поршня, на конце которого закреплялся трут. При резком нажатии на поршень воздух сжимался и нагревался, разжигая трут. После этого поршень быстро вытаскивали, подносили тлеющий трут к сухой траве или хворосту и раздували огонь.

В середине XVIII века Огюстен Руффо создал подобную поршневую «зажигалку» из стекла и металла. Спустя полвека на это изобретение был получен патент и начато производство в Англии и Германии. Этот же принцип использовал Дизель в своих моторах. Только в данном случае от сжатого воздуха воспламеняется топливо.

Изобретение Леонардо да Винчи?

Казалось бы, какое отношение имеет великий художник к современному «карманному» огню? Но именно одно из изобретений гениального итальянца можно считать прародителем зажигалки. Среди его чертежей обнаружена схема устройства, которое по праву считается прародительницей зажигалки. Это громоздкое устройство состояло из колес, пружин и огнива. Все детали скреплялись между собой цепями. Этот механизм работал, но широкого применения не получил.

Еще одно изобретение гения - замок пистолета, который заводился ключом. В его основе использовался курок с закрепленным кремнием, колесико с зарубками под ним и пружина. Колесико опускалось на курок нажатием на спусковой механизм. При этом происходило трение, от которого высекались искры, и воспламенялся порох. Колесцовый замок стал единственным изобретением Леонардо, которое начали применять при жизни автора.

Так что же изобрели раньше - зажигалку или спички?

Ну, а причем здесь зажигалка? Дело в том, что находчивые оружейники из неисправных пистолетов стали делать своеобразные приспособления для получения огня. В дуло вставлялась щепка и высекаемая искра поджигала ее. Ну а принцип замка, разработанный да Винчи для оружия, до наших дней находит применение при производстве отдельных видов зажигалок.

От водорода и метанола до зажигалки наших дней

Еще в 1823 году Иоганн Вольфган Доберейнер, немецкий химик, создал настольную зажигалку. Она представляла собой цилиндрический сосуд с бутылью без дна внутри, клапаном и форсункой. В основу ее действия была положена горючесть водорода. В качестве катализатора химик использовал платину, раздробленную на мелкие части. Но водород в смеси с кислородом взрывается, так что использование этого прибора было опасно. Несмотря на это, изобретение Доберейнера стало популярным и производилось до 80-х годов XIX века.

Но самое интересное состоит в том, что первая спичка, которая загоралась именно от трения, а не в результате химической реакции, то есть была собственно спичкой в нашем понимании, была изобретена лишь тремя годами позднее!

Водородная зажигалка подтолкнула изобретателей к замене опасного газа метанолом. Пары горючего газа воспламенялись при взаимодействии с платиной. И только в 1903 году химик из Австрии впервые получил сплав, состоящий из железа и церия. Именно открытие Карла Ауэх фон Вельсбаха сделало возможным получить искру от взаимодействия ферроцериевого кремня и металлического колесика.

Но пользоваться такой зажигалкой было не очень удобно. Ведь нужно было в одной руке держать само устройство, а другой - прокручивать колесико, установленное в горизонтальном положении. О том же, кто придумал зажигалку, которую можно использовать одной рукой, точных данных нет. Но существует версия, что ее изобрели инженеры с Туманного Альбиона, Уилли Гринвуд и Фредерик Чарльз Уайз. Подтолкнуло к этому усовершенствованию зажигалки печальное обстоятельство: у одного из них не было руки после участия в Первой мировой войне. Они создали бензиновую зажигалку с вертикально расположенным колесиком, что позволяло прикуривать одной рукой. Инженеры продали свое изобретение Альфреду Данхиллу. Предприниматель начал производить такие зажигалки, и они снискали успех, благодаря своему удобству.

Однако на этом усовершенствование зажигалки не остановилось. Со временем стали использовать только одно колесико, закрыли крышечкой зажигательный механизм, создали газовую зажигалку со специальным клапаном вместо фитиля, изобрели пьезо-зажигалки и даже зажигалки с использованием электронной батареи.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх