Поучения оптинских старцев. Современные аспекты блудной страсти

Все что с вами сейчас происходит, имеет свое название - страсть или «больная любовь». Это чувство не приносит счастья, а только выматывает вас и причиняет невообразимую душевную и сердечную боль.

Ваш разум осознает, что у этой страсти нет продолжения, и вы никогда не будете счастливы с этим мужчиной. Но, побороть в себе это убийственное чувство, вы не в состоянии.

Как избавиться от страсти, которая порабощает всю твою сущность? Как перебороть эту зависимость и обрести счастье?

Самое загадочное творение Бога - женщина. Не только мужчины, но, иногда психологи не в состоянии понять логики наших действий, причин появления наркотической страсти и зависимости к мужчине.

Чаще от любовной зависимости страдают женщины, иногда мужчины. Страсть - это наркотик, который разрушает весь ваш организм, даря всего лишь секунду удовольствия. К сожалению, страсть очень часто принимают за любовь.

Мужчина, который пережил любовную зависимость и страсть, чаще всего разочаровывается в любви и в женщинах. В каждой следующей женщине, которую он встретит, и, которая проявит к нему симпатию, скорее всего, примет за врага и источник боли в будущем.

У женщин происходит все по-другому. Если удается избавиться от страсти к одному мужчине, со временем, она найден новый наркотик.

К сожалению, страсть и любовная зависимость отнимает возможность человека просто любить и быть счастливым. Ему постоянно не хватает тех взрывных эмоций и боли, которые ему приносили прошлые, так сказать, отношения.

Интересно, почему возникает «больная любовь»? Психологи пришли к выводам, что чаще всего в любовную зависимость попадают люди, у которых очень занижена самооценка. Нехватка любви со стороны окружающих также ведет к тому, что человек попадает в зависимость от своего любовного объекта. Этим людям, не хватает любви, прежде всего самим к себе. Они пытаются восполнить пустые нищи, добиваясь внимания другого человека. Естественно, те чувства, которые они испытывают, не являются любовью. Это скорее, эгоизм и ущемленность.

Еще одна причина возникновения наркотической страсти - заблуждение, что предмет обожания является идеальным партнером для будущей жизни. Желание быть любимой еще больше подогревают уверенность, что мужчина идеален во всех смыслах.

Как избавиться от страсти?

Очень часто, чтобы помочь человеку избавиться от любовной зависимости, необходимо профессиональное вмешательство. Ведь причины, из-за которых возникает страсть к объекту обожания, берут свое начало из самого детства.

Чтобы разобраться в причинах, может помочь аутотренинг.

Аутотренинг - это метод, который используется в психотерапии. Благодаря этому методу, человек учиться самовнушению. Помогает успокоить свои нервы, избавиться от стресса.

Чтобы помочь себе избавиться от страсти и любовной зависимости, научитесь любить себя. Прислушайтесь к себе. Если не получается, то каждое утро внушайте себе это - «я люблю себя»! Помните, что вы у себя один. Ведь вы желаете себе счастья, зачем самолично обрекать себя на страдания и мучения.

Читайте книги, слушаете музыку, загружайте себя работой, встречайтесь с друзьями. Прекрасный способ забыться - приобрести путевку на курорт или в то место, побывать в котором вы мечтали с самого детства.

Как победить страсть влечения к женщинам? Подскажите, нужна свобода, как ее получить?
Максим Р. (Магнитогорск)

«Иногда смотрю на женщин, к которым испытывал страсть, и начинаю сомневаться в своей адекватности!» — слова одного мужчины. Наверное, эти слова способны вызвать не только улыбку, но и некое сожеление — потому как сожалеть есть действительно о чём. Например о том, что мы все часто сталкиваемся в своей жизни с вещами, которые пытаемся контролировать. А те в свою очередь, возникая — контролируют нас.

Страсть…разве так это и плохо? Как она оживляет нас, как много сил придаёт. Она способна сделать нас лучше и терпимее…А зная, что автором этого потрясающего чувства является Сам Творец, мы точно должны быть уверены в том, что всё в полном порядке! Однако… всё имеет своё предназначение на Земле. И чувства, данные нам Богом — не исключение.

Мы созданы по Его образу и подобию. Значит и Сам Бог имеет страсть. Но никто из нас, конечно, в репутации Бога не усомнится:). Наш Бог совершенен. И мы все, разумеется, хотим быть подобными Ему. Страсть, данная нам Им, должна быть контролируема и правильно используема. Ваша проблема, Максим, видимо, именно в том, что СТРАСТЬ ВАС КОНРОЛИРУЕТ И ИСПОЛЬЗУЕТ. И в этом ваша несвобода. А любая несвобода — мучение для человека. Зависимости у всех разные. Практически нет абсолютно «свободных» людей. У каждого своя борьба! Первый шаг вы уже сделали — признали свою зависимость от страсти. Это важный шаг.

Вы должны понять, что у вашего влечения есть законное направление: когда вы испытываете страсть по отношению к вашей жене. Если же вы не женаты, то стоит начать контролировать ход ваших мыслей. Не позволяйте себе непотребным образам занимать ваше воображение.

В Евангелии от Матфея 5:8 сказано так: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». Иметь чистое сердце — значит иметь чистоту в помыслах, что естественно отражается и в чистоте поведения.

В той же главе Святого Евангелия Иисус говорит: Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя (именно глаза являются источником поступления информации), вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя (рука - является органом, который приводит к действию), отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. (Матф.5:27-30)

Я специально подчеркнул в трёх стихах предложения, которые указывают нам на то, что говорит Иисус, а так же по отношению к чему Он это говорит.

Многие христиане по сей день оправдывают некоторые вещи, включая самоудовлетворение, лишь тем, что об этом, якобы, ничего не сказано в Писании. Таким могу сказать одно: в таком случае изучайте Писание.

С уважением к читателям «Живой веры», пастор Армен Каграманян
Общероссийская газета «Живая вера» (№7 2011г.)

То, что в романах писатели красиво называют роковой страстью, другие специалисты считают душевной болезнью, которая требует незамедлительной помощи.

Страсть – чувство, не имеющее, как ни странно, ничего общего с чувством любви. Первая – способна разрушить личность человека, в то время как вторая может наполнить ее новым смыслом и содержанием. Как же отличить опасное состояние от нормальной здоровой влюбленности? И можно ли самостоятельно с ним бороться?

Вот некоторые формы проявления этого разрушающего чувства и варианты выхода из зависимого состояния.

Симптом первый: шоры на глазах

Страсть подобна узкому лучу света, который выхватывает из темноты образ любимого. Человеку, одержимому страстью, кажется, что никого умнее, красивее и обаятельнее избранника не существует. Даже пороки кумира кажутся достоинствами. Рядом с возлюбленным вы ощущаете душевный подъем, а в его отсутствие – впадаете в депрессию. Чем не настоящая зависимость? Но и с ней можно справиться.

Вам нужно «расфокусировать» взгляд, устремленный только на Него. Придется заново учиться смотреть на мир, чтобы окружающее снова начало существовать для вас. И здесь могут помочь люди, которым вы доверяете: «заброшенные» друзья, случайные знакомые во время поездки, рекомендованный кем-то психолог.

Симптом второй: утрата себя

Одержимой страстью женщине хорошо лишь тогда, когда избранник обращает на нее внимание. Чтобы завоевать расположение любимого, в ход идут интриги, козни, предательство. Ну а если все усилия напрасны, остается одно – мстить.

Чтобы «выздороветь», нужно в первую очередь отдалиться от мужчины, к которому питаете страсть. Попробуйте следующее: найдите в себе пять ценных качеств, которыми не обладает объект вашей страсти, и мысленно наделите его ими. Затем проанализируйте свои ощущения. Найдите в нем пять качеств, которыми вы сами не прочь обладать, и «примерьте» их на себя. Вам удобно или дискомфортно? Повторяйте упражнение почаще, и покой восстановится.

Симптом третий: точка отсчета

Момент «роковой» встречи с возлюбленным становится для вас началом новой эры. Жизнь «до него» – прозябание, лишенное всякого смысла. День же сегодняшний целиком и полностью зависит от благорасположения избранника. Однако подобная ситуация очень опасна. Оценивать ситуацию через призму «здесь и сейчас» очень хорошо, но невозможно жить только настоящим моментом, без прошлого и планов на будущее. Это опять–таки чревато разрушением личности.

Вам необходимо, как в известном фильме, «вспомнить все». Начните не спеша, с самых ярких и драгоценных переживаний, понемногу воскрешая в памяти детали. Постарайтесь запланировать что-то реальное на ближайшее будущее. Вспомните, например, о своих милых, но благополучно заброшенных увлечениях, хобби, привычках.

Симптом четвертый: страх потери

Вы постоянно живете с мыслью о том, что любимый может в один прекрасный момент испариться, уйти к другой, предать вас. Этот страх не дает вам спокойно спать и невероятно мешает вашим отношениям. Ведь ощущая вашу нервозность и постоянную готовность к удару, партнер тоже начинает испытывать сильнейшее беспокойство. Даже прекрасно расположенный к вам мужчина, побыв месяц – другой в подобном состоянии, задумается о поисках другой, более спокойной партнерши.

Итак, вам надо научиться справляться со своей тревогой. Вы можете рассказать любимому о своих опасениях, вместе обсудить их и, возможно, тогда они развеются. Если вы не способны на подобную открытость, попытайтесь «разложить» свои страхи по полочкам. Грамотный самоанализ может пошатнуть силу действия многих разрушительных эмоций, а присутствие в подобном «разборе полетов» профессионального психолога, и вовсе свести их на нет.

В этой статье Вы найдёте наставления старца Паисия о страсти. Как избавиться от страстей, похоти и блуда? Ответы – в диалогах со святогорским старцем!

Паисий Святогорец

Как бороться со страстями?

– Когда человек подвизается много лет и не чувствует никакого прогресса, что это означает?

– Если мы не видим преуспеяния в подвиге – значит у нас нет трезвения или Бог не попускает нам идти дальше, дабы мы не возгордились и не повредили себе.

– Геронда, мне кажется, что я с каждым днём станов­люсь всё хуже и хуже, что же со мной будет?

– В духовной жизни есть три этапа. На первом этапе Бог даёт человеку конфеты и шоколад, потому что видит слабость души и её потребность в утешении. На втором -понемногу отнимает Свою благодать в воспитательных целях, чтобы человек осознал, что без Божией помощи он не может сделать даже самого малого. Так в челове­ке рождается смирение и он чувствует необходимость во всём прибегать к Богу. Третий этап – это постоянное ровное хорошее духовное состояние. Ты находишься между вторым и третьим этапами: немного проходишь вперёд, потом забываешь свою немощь, Христос отни­мает благодать, ты остаёшься ни с чем, снова начинаешь ощущать свою немощь и приходишь в себя. Если бы ты мне сказала, что чем дальше продвигаешься, тем лучше становишься, то это бы меня напугало – значит в тебе сидит гордость. Но теперь, когда ты говоришь, что сама себе кажешься всё хуже и хуже, то я радуюсь, потому что вижу, что у тебя всё хорошо. Не бойся: чем дальше чело­век продвигается вперёд, тем отчётливее видит свои не­достатки и несовершенство, а это – прогресс.

– Геронда, может так быть, что Бог меня не слышит, когда я прошу Его избавить меня от страсти?

– Что наш Бог – Ваал? (См.3Цар.18, 26) Бог слышит нас и помогает нам. Может, ты не чувствуешь Его помощи? Но тогда виноват в этом не Бог, а ты сама, потому что своей гордостью про­гоняешь Его помощь.

Если нет опасности, что Его помощь станет поводом к превозношению, то невозможно, чтобы Бог не помог. Благой Бог хочет, чтобы мы избавились от страстей, но если в нас есть гордость или предрасположенность к гордости, то Он не будет помогать, чтобы мы не подумали, что победили их своей силой.

Поэтому, когда мы от всего сердца просим Бога по­мочь нам избавиться от какой-либо страсти и не полу­чаем помощи, тогда сразу должны понять, что за нашей страстью стоит другая, большая страсть – гордость. По­скольку мы не видим гордости, то Бог попускает оста­ваться той страсти, которую видим, например объядению, пустословию, гневу и т. д., для нашего смирения. Когда мы из-за частых падений возненавидим свои страсти, познаем свою немощь и смиримся, тогда полу­чим помощь от Бога и начнём ступенька за ступенькой подниматься вверх по духовной лестнице.

Страсти искореняются легко, пока они “молоды”

– Геронда, вижу, что у меня много страстей.

– Да, страстей в тебе много, но и возраст у тебя моло­дой, и мужество есть, чтобы потрудиться и очистить свой сад от колючек и насадить лилии, гиацинты, розы, а по­том смотреть на всё это и радоваться. Пока ты молодая, страсти у тебя, словно молодые побеги, искореняются легко. И бурьян, и колючка пока не выросли, легко вы­дёргиваются из земли, но когда наберут силу и огрубеют, то вырываются с трудом. И крапива, когда пускает пер­вые листочки, мягкая на ощупь, как и базилик. Можно её спокойно взять в руки, потому что её побеги ещё мо­лодые. Поэтому постарайся искоренить в себе страсти, пока ты молода, если оставить их расти дальше, то потом душу поработят различные похоти, и уже будет трудно от них избавиться.

Люди, которые в молодости не искореняют свои страс­ти, в старости очень страдают, потому что их страсти стареют вместе с ними и переходят в трудноизлечимую привычку. С возрастом человек начинает любить свои страсти, становится более снисходительным к себе, воля ослабевает, и бороться со страстями становится труднее. В молодости человек энергичен и, если он направит эту энергию на искоренение страстей, преуспеет.

Как избавиться от страстей

– Геронда, почему я постоянно страдаю от объедения?

– Потому что здесь у тебя слабое место. Диавол напа­дает на заставу, что послабее, другие – хорошо защищен­ные – он не трогает. “Если мне удастся захватить эту заставу, – говорит он, – то потом одну за одной за­хвачу и другие”. Поэтому слабое место нужно хорошо укреплять.

– Видя свои страсти, я совершенно теряюсь.

– Не теряйся и не робей. Смело одну за другой по­беждай свои страсти, начиная с самой главной. Полезно вначале особо не рассуждать, а брать и истреблять самые грубые, наиболее заметные. И когда начнут засыхать тол­стые корни главных страстей, то вместе с ними станут засыхать и более тонкие корешки. Следовательно, иско­реняя большую страсть, вместе с ней ты искореняешь и другие, поменьше

– Почему, геронда, хотя я постоянно решаю начать серьёзную борьбу со страстями, но так ничего и не делаю?

– Зачем ты берёшься за всё сразу? Страсти, как и доб­родетели, составляют единую цепь. Одна страсть следует за другой, и одна добродетель соединена с другой добро­детелью, как вагоны в составе. Если ты станешь какое-то время бороться с одной страстью и взращивать в душе противоположную этой страсти добродетель, то в конце концов преуспеешь. И вместе с побеждённой страстью избавишься и от других страстей, и в тебе разовьются про­тивоположные им добродетели. Скажем, ты завидуешь. Если ты будешь бороться против зависти, возделывать в себе любовь, доброту, то, победив зависть, одновременно освободишься от гнева, осуждения, злобы, печали.

– Геронда, а страсти или дурные привычки лучше от­секать сразу или избавляться от них постепенно?

– Лучше, если можешь, отсечь их сразу – иначе они бу­дут расти. Здесь ждать не надо. Когда человек переходит ручей, особенно зимой, то старается перебежать на дру­гой берег как можно быстрее, чтобы не замёрзнуть. Если перебежит быстро, то замёрзнуть не успеет. Кони, когда их привязывают, одним резким движением обрывают узду, так и при искушении – обрывать узду надо резко.

– Геронда, авва Исаак Сирин говорит “Бесстрастие не в том состоит, чтобы не ощущать страстей, но в том, что­бы не принимать их в себя”. Может бесстрастный чело­век смущаться страстями?

– Может, но что бы диавол ему не подбрасывал, всё это сгорает в божественном огне, который в подвижнике воспламенился. Диавол не прекращает искушать челове­ка, но, если человек не принимает вражеских внушений, тогда сердце его очищается и в нём поселяется Христос. Его сердце превращается в пещь, в “купину неопальную” (См. Исх. 3, 2-3), и что бы потом ни попало в сердце – всё сгорает.

Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями

– Геронда, может ли только одна благодарность Богу подвигнуть нас на борьбу со страстями?

– Одной благодарности к Богу недостаточно, необхо­димо ещё благое произволение, признание собственной греховности и усердный подвиг.

– Память смертная помогает внутреннему деланию?

– Да, очень помогает. Если мы имеем смертную память с надеждой на Бога, то познаем суетность этого мира и получим духовную помощь. Поэтому нужно приводить на ум Суд Божий и не забывать, что нам предстоит дать ответ в своих нераскаянных грехах. “Что я делаю? По­чему живу так нерадиво? Если я сейчас умру, то что со мной будет? Разве я заключил договор со смертью? Ведь умирают и большие и малые”. Если я буду думать о том, что Бог вскоре может меня призвать к Себе, то грешить не буду.

Чтобы страсти умерли, мы должны думать о смерти, о будущем Суде и показать усердие ко Христу, Который много пострадал, чтобы нас искупить. Борьба со страс­тями – это постоянное сладкое мученичество за соблю­дение заповедей ради любви Христовой. Лучше геройски погибнуть, чем быть побеждённым страстями и оскор­бить Христа

– Геронда, мне тяжело бороться.

– Занозу и то больно из пальца вытаскивать, а выдер­гивать из себя страсть намного больнее! Знай ещё, что когда человек старается отсечь какую-нибудь страсть, то искушение ставит на пути его препятствия, и человек страдает, как страдает бесноватый, когда его отчиты­вают, потому что в этот момент идёт борьба с Диаволом. Но потом бесноватый освобождается.

Очищение себя не происходит автоматически, без труда, нажатием кнопки. Страсти отсекаются не сразу, как ствол дерева не перепиливается одним движением Пилой работают долго, пока не пропилят весь ствол на­сквозь. Но и на этом работа не заканчивается. Чтобы бревно стало мебелью, сколько нужно труда! Сначала нужно бревно распилить на доски, затем их будет долго обрабатывать мастер, делая из них нужную мебель.

– А если я не понимаю, что этот труд необходим?

– Тогда останешься пнём и тебя бросят в огонь.

Нужно сажать, чтобы Бог возрастил

– Геронда, каждый день я говорю: “С завтрашнего дня начну молиться и исправляться”, но всё остаётся по-прежнему.

– Поставляй впереди Бога, говори так: “Силой Божией я буду стараться исправиться”, тогда Бог по­может. То, что ты хочешь исправиться, означает, что принимаешь помощь. Просишь у Бога помощи – и Он призирает на тебя. Делаешь то немногое, что можешь сделать, и так идёшь вперёд. Кто из людей, видя, как маленький ребёнок своими ручками старается сдви­нуть с места большой камень, не подбежит к нему, чтобы помочь? Так и Бог, видя твоё небольшое усилие, поможет тебе победить.

Некоторые, хотя сами не прилагают никаких усилий к исправлению, говорят. “Христе мой, во мне есть такие-то страсти. Ты можешь меня от них избавить. Избавь меня от них!” Как тут Бог сможет помочь? Чтобы Бог помог, нужно, чтобы сам человек постарался. Есть некоторые вещи, которые должен сделать сам человек, чтобы потом Бог послал Свою помощь. Не бывает так, чтобы человек получил помощь, если он сам не желает себе помочь.

Иногда мы пытаемся стяжать благодать и дары Бо­жий каким-то магическим способом Думаем, что без борьбы приобретём какую-нибудь добродетель и даже станем святыми. Но, чтобы Бог что-то дал, мы должны поусердствовать. Как Бог нам может что-то дать без на­шего труда? В тропаре как: сказано? “Пустыни бесплодное возделал еси” (Из тропаря преподобному, ин тропарь, глас 8-й). Бог даёт дождь, размягчает землю, но мы должны “обрабатывать” своё поле. Земля готова, но нужно пустить лемех по полю и его засеять. И тогда что посеем – то и пожнем Если не пахать, то как сеять? А если не посеем, то что будем жать?

Поэтому не надо спрашивать, что Бог может сделать, но надо себя спрашивать, что я могу сделать. В банке у Христа проценты очень высокие. Но если у нас нет счёта в этом банке, то как нам получить оттуда деньги?

Печатается по изданию: Старец Паисий Святогорец.
Страсти и добродетели. М., Святая гора”, 2008

Паисий Святогорец - Как избавиться от страстей

Святые отцы много писали о том, как зарождаются и живут в душе человека разрушительные чувства и греховные желания. Но как увидеть в себе действие страстей и с чего начать с ними бороться? Рассказывает протоиерей Георгий БРЕЕВ, духовник московского духовенства, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском.

Внимай себе

Увидеть в себе действие страстей может только тот, кто начинает трезвиться разумом. Первый принцип — внимать тому, что осуществляется в душе, выражается в мыслях, движениях сердечных, в чувствах, а это не столь просто. Такое пристальное отношение помогает провести маленькое исследование в самом себе. Откуда, что, почему берется. Не хочу чего-то, а делаю. Стремлюсь к одному, а мотивы какие-то противоположные возникают. Об этом прекрасно сказал в своем послании апостол Павел — горе мне, бедный я человек: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю все снова и снова» (Рим. 7: 19). Во мне действует грех, говорит апостол Павел дальше. И когда человек это действие увидит — не просто почитает, узнает из книг, а именно увидит в себе, — тогда он будет способен каяться.

Я помню, что, когда в молодости читал аскетику, я стал смотреть внутрь себя внимательно и понял, что во мне действуют какие-то настроения, побуждения, от которых мне бы хотелось избавиться. А если человек обнаружит это действие в себе, то он способен каяться. Иначе, если он этого не видит, не знает, то в чем каяться? Только во внешних проявлениях? Но они существенно человека не меняют. А ведь только благодаря познанию того, что наша душа поражена действием страстей, начинается настоящая духовная жизнь. И она совсем не простая. Вся жизнь христианина проходит в духовной брани. Между разумом нашим, нашей душой и теми помыслами, которые непрестанно воздействуют на человека. Так же как если перенестись в область физики, можно сказать, что на нас действуют космические энергии — солнечные лучи, магнитное поле. Часто средства массовой информации говорят, что сегодня магнитные бури, принимайте лекарства, может повыситься давление. И те, кто подвержен их влиянию, принимают меры предосторожности. Так же и в духовном мире — прилоги, помыслы, брань находят на душу человеческую. Человек часто бывает застигнут этим состоянием врасплох и сам не понимает, откуда это и что с ним происходит. Только когда он начнет читать Священное Писание, внимать слову Евангелия, читать святоотеческую литературу, тогда у него возникнет полная картина. Оказывается, что ветхая природа человека, адамова природа, о которой воздыхал апостол Павел, она действительно нам свойственна и является полем действия страстей, которое каждый человек в себе несет.

Цепь пленения

Страсть не врожденное понятие — не бывает у младенцев дурных склонностей. Они прививаются со временем. Вырастают на естественной почве, если человек совершает поступки, которые противоположны совести, нравственным нормам поведения. Если он не внимает этому, тогда вырабатывается привычка. Начинается тяга к дурному — к курению, к рюмке, еще к чему-нибудь. Вот пожалуйста, казалось бы, ничего тут такого особенно неприличного нет. Ну что я, взрослые пьют, и я немного, а потом незаметно, если никто не следит, не одергивает, не воспитывает, может появиться болезнь, когда человек уже зависим. Здесь приходит склонность к пороку, к проявлению какой-то немощи. Если будем внимательны, если человек преодолеет прилог, искушающий его, осознает сам или ему подскажут, он согласится и скажет: «Я лучше воздержусь». Тогда в нем не разовьется порочная страсть.

В духовной жизни каждого человека вначале идет прилог. Он может идти от падшей природы, от излишеств в пище, от невнимательной жизни. Прилог может идти и от демонов. Потому что демоны овладевают человеком путем насаждения в его душу страстей. И если человек преодолеет на начальном уровне их прилог — умом, волею, покаянием, — то слава Богу. А если не преодолеет, за прилогом последует пленение души, согласие сердца, и потом, по определению аскетики, в нем рождается страсть. Святые отцы говорят, что страсть — это начало демонического влияния, которое попадает в человеческую душу и разрушает ее. Когда человек обнаруживает в себе действие страстей, молясь, постясь, воздерживаясь, прибегая к покаянию, читая Священное Писание, он понимает, что не свободен. У одного гордыня непомерная, у другого — блудные наваждения.

В клетке со львами

Один святой отец говорил, что борьба со страстью подобна битве со львами. Что будет, если нас бросить в клетку со львами? Да они нас сразу разорвут. Поэтому нельзя относиться к этой борьбе слишком легковесно — вот, мол, я сейчас пойду, попощусь, помолюсь, и страсть во мне перестанет действовать. Да, она может ослабнуть, если ты искренне принесешь покаяние, если ты действительно по-настоящему принесешь Богу пост, смиришься, вооружишься терпением, постоянной молитвой. Но сказать, что ты стал полностью свободен от страсти, нельзя, потому что придет время, когда действие страстей в тебе может снова заявить о себе. Они в тебе остаются, хотя и приглушены. Действие страстей сравнивают с сорняками, с тернием. Хозяин посеял злаки и вдруг, как сказано в евангельской притче о сеятеле, рядом с такой же силой и даже с большей начинают расти сорняки. В этой притче показано, что доброе семя растет в нас рядом с семенем страстей. И часто бывает, что семя порока заглушает доброе. Что делать? Во многих притчах Господь объяснял, что поле своего сердца нужно постоянно обрабатывать, так чтобы влияние терния страстей не заглушало добрых насаждений, добрых плодов, которые ты должен в жизни принести. Поэтому святые отцы рекомендуют не браться сразу, с наскока. Не думайте, что борьба со страстями — это просто. Нет, эта брань, может быть, дело всей жизни. Почему? Потому что свобода от страстей — это уже бесстрастие. А бесстрастие есть у кого? У святых. Только подвигом веры, подвигом любви к Богу, исполнением заповедей Божиих можно победить страсти и стать святым. А мы еще стоим на этом пути. В какую-то меру мы, чуть-чуть увидев свои страсти в покаянии, можем пресекать их действие, но корни остаются глубоко. Мы не должны расслабляться и думать, что уже освятились, очистились, избавились от них. Нет, всегда нужно трезвиться, бодрствовать и малейшее движение, помысел дурной — пресекать. Это то, чему нужно в первую очередь учиться в духовной брани: пришел помысел, ага, я осудил другого, но нет, я тебя не приму, ты семя не мое, ты чуждое семя, и я не хочу, чтобы ты имело место в моей душе. Пришел гнев — ему нужно тут же противостать, взмолиться: «Господи, помоги мне, избавь меня от этого порочного намерения, потому что оно разрушающе действует на мою душу!» Господь говорит: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8). Вот трезвение, бодрствование, пост, молитва, покаяние и помогают человеку преодолеть порочное состояние и очистить те страсти, которые в них действуют от неразумной жизни.

Восемь страстей и восемь добродетелей

В нашей аскетике описаны восемь основных страстей: объядение, любодеяние, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость, из которых потом вырастают другие грехи. Каждой страсти есть противоположная добродетель. Сребролюбию — милосердие, гордости — смирение и самоукорение, обжорству — воздержание и пост, лености — молитва. В учении аскетики говорится не только о страстях, но раскрываются и добродетели, при помощи которых человек может противостоять действию страсти, и она будет ослабевать.

Для начала рекомендуется выбрать какую-то основную свою страсть и, вступая на борьбу с ней, просить Бога, умолять, чтобы Он помог в этой брани, избавил бы от нее. Например, человек осуждал всех подряд, но понял, как это пагубно, как это ему вредит, и стал внимательнее следить за собой. Или, допустим, он сквернословил, но потом понял слова апостола Павла, что пусто благочестие человека, если он не обуздывает своего языка, и положил начало этой брани, сказал себе: «Я буду разумно произносить слова, а пустых буду избегать» — так он начинает борьбу. Потом с Божией помощью, преуспев, он сможет перейти и к исправлению помыслов, а исправляя помыслы, начинает врачевать саму страсть.

Как понять, какая страсть главная? Есть разные мнения. Некоторые святые отцы считают, что все начинается с лености и праздности. От них рождается уныние, от уныния может прийти отчаяние, а потом от отчаяния человек и жизни не рад, готов с собой покончить. Это перспектива, которая идет от земли к небу или от простого к более высокому. Другие святые считают, что начало всех грехов — гордость. Потому что от гордости начинается зависть, обособление себя, эгоцентризм, самолюбие, самооправдание, самовозношение. Священное Писание прямо говорит, что от зависти дьявола в мир вошел грех. Дьявол позавидовал человеку, Адаму и Еве, всеял гордый помысел, что они будут как Боги, им действительно этого захотелось, и началось их отпадение от Бога. Этот путь развития страсти явно указан Священным Писанием. Но как бы мы ни подошли к этому, мы видим, что страсти начинают развиваться в человеческой душе и проявлять свое пагубное влияние, когда человек или от нерадения, или от неверия начинает расслабляться, унывать, наступает духовная леность, гордость ума. Гордый теряет благодать, а без благодати Божией тут же страсти входят в человеческую душу. От гордости человек может дойти до скотского состояния, когда говорит, что он лучше всех, что ему все позволено, или, увидев свои страсти, говорит, что с ними и бороться нечего, «я такой, какой есть, у меня характер такой».

Часто люди, которые говорят «у меня такой характер», на самом деле просто не хотят работать над собой. Потому что исправить себя — это самое трудное дело. Даже Петр I говорил: «Стрельцов смирил, сестру свою Софию отправил в монастырь, шведов победил, а себя победить не могу». Так же и мы иногда говорим. Я такой, я такая, у меня характер. В аскетической литературе есть рассуждения о том, что благодать, действуя в человеке, сохраняет за каждой личностью характерные ей природные качества. Были такие даже поговорки: суров — иди на Соловки, там подвизайся, а если ты по характеру упрям — иди на Валаам… Один решительный, другой горячий, третий тихий, четвертый милосердный, смиренный духом. Святые отцы утверждали, что благодать не меняет природу, она дает человеку избыток Божественной силы, но его качества могут оставаться прежними. Только нужно внимательно следить, чтобы за этими природными данными не скрывалось нерадение, леность, безразличие к духовной жизни. Если твой характер ведет к дурному, тогда отсекай это дурное от своего характера. Меняй свой дурной характер.

Жизнь по средствам

Борьба со страстями должна быть очень разумной. Человек должен осознать, что борется с силой, которая во многом превосходит его. Легко допустить в себя действие демонических страстей, но исцелить себя самому невозможно. Когда увидишь все это, руки опускаются. Как я могу с этим справиться? Действительно, если человек без рассуждения отнесется к этому, а опыта духовного еще нет, и вера, может, еще слаба, решимости, может, мало, воли к исправлению, — тогда получится плохо. Есть в Евангелии такое слово Спасителя: если ты собираешься строить дом, посмотри, есть ли у тебя на него средства, а то фундамент сделаешь, а на сам дом не хватит. Так же если твоей стране грозят войной и ты сразу пойдешь сражаться, можешь попасть впросак. Нет, ты сначала сходи, посмотри, узнай, какое там войско, в каком оно снаряжении, какие средства вооружения у него есть, какое количество воинов, потом взвесь, сможешь ли противостоять? Вот так и в духовной борьбе. Часто в ревности и горячности человек начинает призывать: «Давайте сейчас будем поститься, молиться, все страсти разом победим». Особенно это свойственно неофитам: пост — значит сухоядение, и вот они начинают проповедовать Великим постом, что масло не надо, варить тоже не надо! Это только показывает, что человек еще совсем не опытный, он не понимает, что духовная жизнь организуется не на один день, не на два, не на пост, а на всю жизнь. Возьмется по горячности, может и других увлечь за собой, но потом все это, как правило, рассыпается.

Постижение духовного мира возможно только с большим терпением, с вниманием, постоянством, углубленностью — тогда только открывается эта область, в которой ты можешь по крайней мере определиться, увидеть, познать и со смирением, с терпением, уповая на благодать Божию, постепенно начинать борьбу со страстью. Если человек не смиренный и не имеет дара рассуждения, знания Священного Писания, правил аскетики, он не справится.

Так как же правильно начать эту борьбу со страстями? Молясь, веруя, исповедуя свои грехи, веди простой и воздержанный образ жизни, соответствующий уровню твоей духовности. Не впадай в самочиние, в крайности, проси Бога о помощи, и Он не оставит тебя в этой борьбе наедине со львами!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх