Правила поведения детей за столом.

Занятие-практикум

Тема. Этикет в школьной столовой

Главная задача занятии: Познакомить с правилами культур­ ного поведения в школьной столовой; сформировать первичные умения этического поведения за столом.

Примерное содержаниезанятия:_

I . Вступительное слово.

Давайте-ка попробуем перенестись в каменный век. Закройте все глаза и представьте, что мы попали в гости к древним лю­ дям. Они поймали мамонта и зажарили на костре. Теперь они разделили добычу между собой и начали есть, но что это они сидят на земле, едят руками, жир течет по рукам и на одежду, рот вытирают рукавом, чавкают и сопят.

Ой, ребята, быстрее открывайте глаза. Вам было приятно? Да, впечатление не очень хорошее. Но это было в каменном веке. У нас сейчас есть и вилки, и ложки, и салфетки. По что порой мы видим, некоторые люди ведут себя так за столом, словно напоминают древних людей. Почему?

Письменный опрос: "Твое мнение " (Подчеркни ответ, допиши сам).

Дети напоминают за столом древних людей, потому что:

1.Не знают правил поведения.

2.3нают, но не хотят их выполнять, потому что от них взрос­ лые этого не требуют.

3.Взрослые не подают примера красивого поведения.

4. Другое...

Разъяснение правил, культурного поведения за столом,

а) Правила посадки за столом.

Давайте представим, что мы сидим за обеденным столом в школьной столовой. Вспомним правила красивой посадки: первое - спинка прямая; второе - руки касаются края стола;

третье - локти прижаты к себе, чтобы не толкать соседей; четвертое - (правило для девочек) - прежде чем опуститься на стул, надо осторожно разгладить руками юбку.

Тренинг: посадка за столом в соответствии с правилами эти­ кета.

б) Правила сервировки стола.

Ну, а теперь, когда они по правилам этикета разместились за столом, подумаем о сервировке. Что это такое?

Сервировка - это удобное и красивое расположение посуды и еды на столе.

Чтобы научиться этому, надо нам решить вот такую этиче­ скую задачку:

Дано: две тарелки: одна глубокая, вторая мелкая; стакан, вилка, ложка, хлебница.

Требуется: расположить все так, чтобы было, во-первых, удобно, во-вторых, красиво.

(Дети "сервируют" стол на листочках бумаги, один ученик - на доске или столе, используя настоящую или детскую посуду).

Правильное решение:

Перед собой ставится глубокая тарелка (для первого блюда), сзади нее (или чуть вправо) - мелкая (для второго блюда), спра­ ва от большой тарелки - ложка, рядом - вилка, Причем ложка и

вилка кладутся вниз выпуклой стороной, "словно они хотят есть, стакан - чуть справа от мелкой тарелки, хлебница- посе­ редине стола.

(Контроль усвоения)

Скажите, что едят вилкой? (котлеты, салаты, рис, макароны, картофель), Что едят ложкой? (суп, борщ, каши, творог).Что едят с помощью ножа и вилки? (птицу, отбивные котлеты, от­ варное мясо). А сколько обычно подают блюд к обеду? (три блюда; - первое - жидкое, второе - мясо или рыба с гарнирами, третье - напиток).

в) Правила приема пищи.

Ребята, в наш класс пришло необычное письмо. В нем - со­ веты едокам. Давайте послушаем, правильны ли они? И попро­ буем составить свои правила правильного приема пищи.

1. Хлеб надо брать вилкой.

Правильно: Хлеб надо брать руками и столько, сколько съешь, лучше сразу отложить необходимые кусочки.

2. Если сосед попросит передать кусочек хлеба, то бери его
своей рукой.

Правильно: Нужно подать всю тарелку с хлебом.

3. Из общего блюда хватай кусочек получше, а соседу оставь
похуже.

Правильно: Это не вежливо, из общего блюда берите то, что смотрит на вас, т.е. лежит рядом.

4. Если тебе нужно достать приглянувшийся кусочек пирож­ного, то тянись через весь стол.

Правильно: Это некрасиво, нужно тихонько попросить сосе­ да передать.

5. Косточки от рыбы, мяса нужно прямо из рта вытаскивать
рукой.

Правильно: Самый лучший выход - аккуратно губами выло­ жить на поднесенную ко рту ложку или вилку, а затем положить их на край своей тарелки.

6. Соль из солонки можно брать руками.

Правильно: Лучше на кончике ножа или специальной лож­ кой.

7. Можно есть с ножа.

Правильно: Ножом только режут, есть с ножа - некрасиво, да и легко порезать язык, губы.

8. Косточки от компота можно выплевывать прямо на стол.
Правильно: Поднести ложку ко рту и положи косточку на

блюдо.

9. Когда пьешь чай, то оставь ложку в чашке.

Правильно: Размешивать нужно не слишком резко, по воз­ можности нешумно. Размешав сахар, надо вынуть ложку и по­ ложить на блюдо.

10. После еды нужно облизывать ложку.

Правильно; Грязные ложки и вилки лучше всего положить на тарелку. Ручками вправо - это знак окончания еды.

П. Наедаться всегда надо впрок, чтобы не остаться голод­ ным.

Правильно: Есть надо сдержанно и знать меру, ведь известна старая мудрость; "Лучше недоесть, чем переесть".

12. Полотняную салфетку прикрепить к груди.

Правильно: Правильнее положить на колени, чтобы не за­ пачкать одежду, бумажными салфетками вытирают губы и ру­ ки.

г) Правша общения за столом.

Послушайте, вот какая история произошла с одной девочкой.

    Ольга Васильевна, - спросила как-то ученица Катя, - как
    наклонять глубокую тарелку, когда суп подходит к концу? К
    себе или от себя?

    Если хочешь облить скатерть, наклоняй от себя, а если пла­ тье, наклоняй к себе.

    Но я ничего не хочу обливать!

    Тогда оставь тарелку в покое: в ней всего полторы ложки
    супа!

Так что же хотела сказать учительница?

Правильно, мы с вами установили еше одно правило:_ "Если осталось немного супа, то не стоит наклонять тарелку ни к себе, ни от себя, чтобы не пролить ни на скатерть, ни себе на платье "

А вот еще одна история.

Дети пришли в столовую. На столе уже стоят тарелки с ман­ ной кашей. Все берутся за ложки.

Фу! - вдруг громко говорит Слава, - Какая противная каша. - Сами ешьте эту гадость, я не буду. Учительница сказала: "Мне очень стыдно за тебя, Слава." Почему учительница так сказала? (Правила этикета запрещают за общим столом плохо говорить о еде, чтобы не портить аппетит хозяйке и другим).

Ответьте на вопросы: Что делать:

    Если за столом тебе хочется чихнуть?
    (Прикрыть лицо носовым платком или салфеткой).

    Если тебе надо высморкаться за столом?

(Сделать это как можно тише, с помощью носового платка, не привлекая к себе внимание, или выйти).

3. Если тебе надо выйти по нужде из-за стола?
(Нужно сказать тихо учительнице: "Мне надо выйти").

А теперь давайте сдадим экзамен о премудростях поведения за столом.

Тест: "Проверь себя"

Культурный ли ты едок.

да

нет

Сидя за столом ты;

1 1. Ешь беззвучно, не спеша

2. Сидишь прямо

3. Чавкаешь и сопишь

4 Шмыгаешь носом

5. Жуешь с открытым ртом

6. Моешь руки перед едой

7. Откусываешь сразу большой кусок

8. Разговариваешь с полным ртом

9. Благодаришь за еду

10. Болтаешь ногами

11. . Вслух говоришь о непонравив-

ш ейся еде

1 12. Поласкаешь рот после еды

1 13. Раскладываешь столовые прибо-

р ы удобно и красиво.

Обработка результатов:

\. Если ты ответил «да» на вопросы: 1, 2, 6, 9, 12, 13 и «нет» на вопросы: 3, 4. 5, 7, 8, 10, 11 - значит ты культурно ведешь себя за столом.

2.Если ответ «да» на вопросы 3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, а на во­ просы 1, 2, 6, 9, 12, 13 «нет» - твое поведение за столом можно охарактеризовать как некультурное, недопустимое.

З.При других комбинациях ответов твое поведение можно охарактеризовать как требующее коррекции.

Рефлексия: Мне показалась важным то....
Я понял, что

Вот и начался новый учебный год, предстоят хлопоты и заботы. Первоклашки привыкают к совершенно новой для них жизни и это иногда достаточно сложно. Им приходится узнавать все новые правила и одни из них – правила этикета для школьников за столом.

Изучение этикета

Хорошие манеры необходимо прививать с детства, тогда ребенку и в школе будет намного проще правильно себя вести.
Еще до школы ребенок должен усвоить минимум правил этикета за столом:

  • не баловаться во время еды;
  • кушать аккуратно, не набивая рот;
  • рот вытирать салфеткой, а не рукавом;
  • не класть локти на стол.

Способы обучения этикету

Существует множество способов для обучения ребенка этикету как в школе, так и в дошкольном возрасте. Многие из них родители могут легко использовать.

Помните: Ребенку должно быть интересно обучение, иначе вы потеряете его внимание и пользы от занятия не будет.

Книга источник знаний

В книжном магазине можно приобрести книгу по этикету для детей, но выбирать ее надо правильно:

  • лучше взять не слишком большую книжку;
  • иллюстрации способствуют лучшему усвоению информацию в ней;
  • книга только по одному виду этикета проще в изучении;
  • простой и понятный текс залог того, что ребенок книгу одобрит.

Мультфильмы

Мультфильмы важная составляющая жизни ребенка. Так почему бы этим не воспользоваться? Поучительные мультики можно просматривать вместе. Таким образом вы не только можете проговорить важные моменты, но и просто провести время с малышом.

Беседа с детьми

Беседа – это целенаправленное общение, метод воспитания детей дошкольного или школьного возраста, но не раньше.

Правила беседы:

  • должна быть короткой;
  • содержательной;
  • наличие иллюстраций (карточки, рисунки и т.п.).

Обычно такие беседы проводят педагоги в школе или садике.

Стихи и игры

В игровой форме ребенку можно объяснить практически все. И правила этикета за столом вполне можно обыграть. Сценарии игр есть в интернете, книгах или можно придумать самостоятельно.
С помощью ритмичных стишков проще выучить правила и то, как они применяются в жизни.

Кроме того изучение стихов тренирует память и речь ребенка, а также способствует расширению словарного запас.

Правила поведения в школьной столовой

На переменах в столовую сбегаются все ученики школы и конечно же скапливается много народу. Необходимо успеть поесть, но так же важно не забывать соблюдать общие правила этикета:

  • не бежать вперед класса;
  • не торопиться сесть за стол;
  • не толкаться;
  • обязательно мыть руки;
  • соблюдать очередь;
  • ходить по столовой между столами аккуратно;
  • после трапезы убрать посуду за собой.

За столом

Обед будет более приятным если за столом соблюдать не сложные правила этикета:

  • очень аккуратно пользуйтесь столовыми приборами;
  • не ставьте локти на стол;
  • не тянитесь за тем, что вам нужно через весь стол, лучше попросите соседа это вам передать;
  • хлеб берите руками;
  • жевать нужно с закрытым ртом;
  • сначала прожуйте и проглотите, а потом только начинайте разговор;
  • не играйте за столом;
  • не разговаривайте с другим человеком через соседа.

Праздничный стол

Жизнь школьников, связанная с этикетом за столом не ограничивается только обедом в столовой. Осенний бал, чаепитие, новый год, поход в гости проверяют ребенка на умение вести себя за столом. И тогда школьнику уже необходимо соблюдать общие .

Важно: Соблюдать правила поведения за столом нужно даже тогда, когда ешь один. Это поможет их лучше усвоить.

Во избежание ошибок следует: научиться использовать по назначению столовые приборы; если сомневаешься в том как пользоваться тем или иным прибором, то посмотри, как это делают другие.

Часто ли родители задумываются над тем, как их чадо ведет себя за столом? В семьях нередко можно увидеть такую картину: малыш отказывается от еды, капризничает, пачкает одежду, или громко смеется, разговаривает с полным ртом, требует, чтобы его покормили. Такое поведение вызывает неодобрение окружающих, однако родители больше обеспокоены отказом малыша от еды, чем его неправильным поведением. Чаще всего они оправдывают отсутствие манер у ребенка тем, что он еще слишком мал. Вот подрастет, тогда и научится этикету. Между тем, правила поведения за столом доступны даже самым маленьким ребятишкам. Родители могут легко обучить им своего ребенка, и тогда не придется краснеть за него, где бы они не оказались: в гостях, кафе, дома. Главное, надо помнить, что навыки формируются и закрепляются в поведении только при их постоянном повторении. Поэтому этикет должен присутствовать в жизни ребенка постоянно.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 - 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Застольные правила дошколятам!

Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

  1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади ("Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи").
  2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
  3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
  4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
  5. Хлеб бери только рукой ("Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок").
  6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое - вилкой ("Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу").
  7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой.
  8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
  9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку ("За едою не тянись, а к соседу обратись").
  10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
  11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
  12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.

Как легко и быстро научить этикету детей?

Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные. Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом.

Сюжетные игры

Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

"Накормим куклу"

Популярные сюжетные игры по типу "Накормим игрушку" нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: "Давай устроим нашим куклам праздничный обед", "Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей". По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка - слева от тарелки, нож - справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят "гости", ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

"Путешествие"

Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и "поезд" отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить "Эйфелевую башню" из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

"Магазин посуды"

Взрослый вместе с ребенком обустраивает "магазин", в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: "Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей", "Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда".

Дидактические игры

Обучающие (дидактические) игры могут быть словесными, настольно-печатными, предметными. Они прекрасно подходят для того чтобы закрепить правила поведения за столом. Сейчас в продаже есть много дидактических игр на разные темя, но можно и самим подобрать дидактический материал, чтобы поиграть с крохой дома.

"Назови правильно овощ"

Действие разыгрывается с помощью мяча. Игрок ловит мяч, который ему бросает ведущий. Ведущий называет блюдо, состоящее из овощей. Ребенок должен правильно назвать овощ, который входит в состав блюда. Например, борщ - (капуста, морковка, картошка, петрушка, лук); салат - (помидор, огурец, лук, перец). По такому же типу в игре можно использовать название других блюд. Игра полезна тем, что помогает вспомнить блюда, которые дошколята видят на столе во время еды. Когда все ингредиенты блюда названы, ведущий просит сказать, какими столовыми приборами блюдо едят: суп, кашу - ложкой, котлету - ножом и вилкой, салат - вилкой.

"Медведи обедают" (по мотивам сказки "Три медведя")

В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка - игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут. Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

"Скатерть - самобранка"

Для игры нужно подготовить большие картинки, изображающие стол, и маленькие карточки с нарисованными столовыми приборами и посудой. В игре принимают участие старшие дети, которые хорошо знакомы с сервировкой стола в разные периоды питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Ведущий предлагает из стопки картинок вытаскивать маленькую карточку и помещать ее на тот "стол", где требуется изображенный предмет: для обеда - глубокая и мелкая тарелки, ложка, вилка, нож, салфетка, чашка, хлебница; для полдника - стаканчик или чашечка с блюдцем и маленькая ложка, салфетка и т. д.

"Четвертый лишний"

Игра хорошо знакома дошколятам, так как часто используется в обучающих целях при ознакомлении с математическими представлениями, окружающим миром. Взрослый готовит рисунки с изображением четырех предметов: трех - посуды и одного - другой группы, например, тарелка, вилка, ложка, стул; чайник, кубик, ложка, стакан и т. д. Целью такой игры является закрепление знаний о столовых приборах и посуде. В продаже широко представлены такие игры для маленьких деток. Играть в них можно по вечерам, на даче, во время прогулки, так как карточки не занимают много места.

"Что чем едят"

Еще одна подобная игра, которая тоже помогает организовать досуг ребенка и в то же время закрепить застольный этикет. Нужно подготовить карточки с изображением блюда и столовых приборов или приобрести игровой материал в магазине. Материал можно варьировать, например, в первом варианте - подобрать карточки с изображением продуктов, которые едят руками, блюд, для которых нужны только вилки; вилки и ножи; во втором - взрослый готовит игровой ряд заведомо делая ошибки.

Стихи и загадки про этикет

Хорошо помогают закрепить знания дошколят об этикете чтение детских книжек, заучивание веселых стишков, загадки и потешки. Их можно читать во время прогулки, подготовки к обеду, по вечерам. Интересны будут детям книжки В. Дмитриевой "1000 уроков этикета", А. Усачева "15 правил этикета", Г. Шалаевой " ". Лучше, если короткие стишки взрослый будет читать наизусть.

Для малышей

Перед едой
Руки вымоем... (водой).

Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом... (едим).

Что мы скажем бабушке
За вкусные оладушки? (Спасибо)

Руки вымой, не ленись
Лишь потом за стол (садись).

На колени, детка,
Положи (салфетку).

Для второго, помни тоже,
Вилку надо взять и (ножик).

Суп, конечно же прольешь,
Если из тарелки пьешь.
Наклони ее немножко,
Доедай свой супчик (ложкой).

Для старших дошколят

Стихи Юрия Чичева

Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».

Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь - еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

Не хватай еду руками -
Будет очень стыдно маме.
Этикет добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть -
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед -
Поблагодари в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся -
Это не качели.

Что же нам сказать на это?
Кто не знает этикета
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.

  1. Не ограничивайтесь только назидательными словами о пользе этикета. Приучайте малыша проявлять свои хорошие манеры и знания постоянно, в повседневной жизни. Например, можно привлечь кроху к сервировке стола для обеда (поставить хлебницу, тарелки, разложить ложки). Вспомните, как малыш правильно вел себя в гостях, . Обсуждайте примеры из жизни детей, как положительные, так и отрицательные. Можно запечатлеть на камеру красиво сервированный стол, правильно сидящего за столом ребенка, чтобы потом вместе рассмотреть фотографии или видео и обсудить их.
  2. Чаще используйте просмотр детских фильмов, мультиков со сценами этикета. Спросите, у кого из героев хорошие манеры, а кто показал себя невоспитанным. Можно посмеяться над неуклюжестью персонажей, зарисовать и исправить на рисунке ошибки.

  3. Не надо забывать, что пример для родителей будет самым лучшим уроком для малышей. Ведь в детстве чадо всегда подражает своим любимым маме и папе. Поэтому манеры родителей отразятся в поведении малышей.
  4. Воспитанность, в обществе, хорошие манеры, знание этикета обязательно помогут дошколятам стать успешными в дальнейшей жизни.

Даже самый маленький представитель нашего общества знает, что за столом себя «следует вести» в определенной манере. То, что можно, а что нельзя делать во время еды – закладывается родителями в раннем детстве. Правила поведения за столом для детей начинаются с игры «во взрослых», постепенно переносятся в режимные моменты приемы пищи, становятся нормой поведения.

Столовый этикет – это не только культурная окраска процесса приема пищи. Соблюдая правила поведения за столом, решаются основные жизненные задачи:

  1. Улучшается пищеварение;
  2. Процесс приема становится легче;
  3. Соблюдаются правила гигиены;
  4. Предотвращение несчастных случаев за столом.

История и культура питания

Правила поведения за столом появились, наверное, раньше самого стола. Придумали их вовсе не коммунисты в своей уникальной организации школ и детских садов. Первые упоминания о столовом этикете появились в древнем мире. Упоминания об этом есть в текстах древних Шумеров. В них говорится о том, что человек должен быть высокоморальным и соблюдать этические нормы – это то, что даровано человеку богами и отличает людей от животных. Несоблюдение правил поведения, по мнению древних шумеров — приводит к негативу в его жизни.

Прием пищи – процесс наиважнейший. Его всегда окружали всяческие ритуалы и правила, строго регламентирующие кто, когда, где, что ест. Первые правила были нераздельно связаны с семейной иерархией, организацией быта, способом приготовления пищи, да и с самой пищей. Нарушать правила во время еды считалось чем-то непростительным, постыдным и осуждалось (а, порой, каралось) во все времена, у любой культуры. Менялась жизнь, быт человека – с ним вместе менялись правила. Семейные обряды потеснились и уступили место культуре и эстетике питания. Правила поведения за столом все чаще основываются на светской этике , нежели на религиозных и национальных традициях.

Зачем нам нужны правила за столом

Соблюдение правил и этикет за столом не являются прерогативой определенной социальной группы людей. Оно не имеет ничего общего с уровнем достатка или социальным статусом семьи. « Мы из простых, из рабочих. Зачем нам все эти скатерти, салфетки, вилочки и ножики? Зачем это все моему ребенку? » — педагогам детского сада порой приходится слышать что-то подобное. Важно понимать, что культура питания и поведения – не капризы, не желание «выпендриться» перед окружающими. Дело в том, что соблюдение определенных правил этикета за столом имеет смысл и несет конкретную пользу для детей. Рассмотрим некоторые из них:

  1. Мытье рук перед едой защищает организм от попадания болезнетворных бактерий вместе с едой;
  2. Сервировка стола с использованием чистой скатерти и одноразовых салфеток защищает продукты от соприкосновения с покрытием обеденного стола;
  3. Требование «не вертеться» и не разговаривать во время приема пищи – профилактика серьезных инцидентов за столом (ребенок может подавиться);
  4. Просьба «не торопиться», сидеть прямо и тщательно пережевывать пищу есть ни что иное, как помощь желудку переварить съеденное быстро и легко;
  5. Салфетка, постеленная на колено (или на груди) защитит одежду от загрязнения.
Возрастная группа Задачи по формированию культуры питания и поведения за столом (гигиенических навыков)
1 младшая группа
(2-3 года)
1. Закреплять умение мыть руки, лицо, вытирать полотенцем
2. Тщательно пережевывать пищу
3. Держать ложку в правой руке (исключение для левшей)
4. Пользоваться салфеткой
5. Благодарить после окончания еды (говорить «спасибо»)
6. Знать короткие стишки и потешки о еде
2 младшая группа
(3-4 года)
1. Гигиенические навыки (самостоятельно мыть лицо с мылом, вытираться полотенцем)
2. Умение не крошить хлеб
3. Пользоваться столовыми приборами
4. Пережевывать пищу с закрытым ртом
5. Не разговаривать во время пережевывания пищи
6. Вести себя спокойно, благодарить после окончания приема пищи
Средняя группа
(4-5 лет)
1. Брать пищу понемногу, хорошо пережевывать
2. Познакомиться со столовыми приборами (нож, вилка)
3. Есть бесшумно, пользоваться салфеткой
4. Формировать положительное отношение к правилам и культуре еды
5. Понимание того, что окружающие одобряют «правильное» поведение за столом, и осуждают проявление неряшливости и плохого поведения
Старшая группа
(5-6 лет)
1. Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож, ложка)
2. Есть бесшумно
3. Сохранять правильную осанку во время еды
4. После еды задвигать стул, благодарить взрослых
5. Помогать в сервировке стола
Подготовительная группа
6-7 лет)
1. Закреплять все ранее полученные навыки, умения
2. Сидеть в правильной позиции, сохраняя осанку, не класть локти на стол
3. Правильно пользоваться вилкой и ножом
4. Использование салфетки во время и после еды
5. Участвовать в сервировке стола, уборка посуды после еды
6. Благодарить взрослых

Важно помнить, что культуру поведения за столом дети не берут из книжек или памяток, но перенимают от родителей. Вы хотите, чтобы ваш ребенок имел представление о правильном питании, его организации? Значит, обратите внимание, как организуется стол в вашей семье ? Застелите стол скатертью, не нужно ждать особых случаев. Используйте красивые приборы, будьте любезны друг с другом за столом. Почаще собирайтесь все вместе — это очень укрепляет семью, создается атмосфера доверия. Пусть эти мелочи станут нормой в вашем доме. Добавьте свои, особые семейные ритуалы, которые ваши уже взрослые дети гордостью принесут в свои будущие семьи, как фамильную ценность, удерживающую всех вас вместе.

Правила поведения в школьных столовых

Основные правила поведения в школьной столовой, которые должен знать каждый школьник:

    • Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
    • Проходить в школьную столовую следует не спеша и не толкаясь.
    • Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
    • За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
    • Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
    • Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
    • После еды необходимо убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.

Правила поведения за столом

Общие правила поведения или этикет за столом - это тот минимум, который должен знать всякий культурный человек.

    • Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой промежуток времени опереться на стол локтем.
    • В процессе принятия пищи не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не приветствуется дутье на горячую еду и напитки, "чавканье", прихлёбывание.
    • Неэтично доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предлагают соседу по столу.
    • Сидя за столом, хлеб ножом не режут, а отламывают маленькие кусочки, также нельзя макать хлеб в соус.
    • Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но при этом очистив его от посторонних загрязнений.
    • Зеленый салат не принято резать ножом; если листья слишком велики, то разрезают их вилкой или аккуратно наматывают на нее листья.
    • Птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом необязательно очищать все косточки, на них должно остаться немного мяса.
    • Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.
    • Спагетти едят с помощью вилки и ложки. Ложку держат в левой руке. Край ложки опускают в тарелку, на вилку наматывают спагетти в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезают эту порцию от остального.
    • Рубленые котлеты или тефтели ножом не режут, а едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, причем вилку в этом случае вполне допустимо держать в правой руке.
    • Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.
    • Сушки и сухари можно обмакнуть в чай или молоко, только находясь в семейном кругу.
    • После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно друг другу, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при приеме следующего блюда, то их кладут на стол.

В школьной столовой:

    • Не пробираются к прилавку, расталкивая всех локтями
    • Едят беззвучно. Не чавкают, не причмокивают, не дуют на горячее, не стучат ложкой по тарелке.
    • Пальцы не облизывают, а вытирают салфеткой.
    • Не кладут локти на стол, а сидят так, чтобы не мешать соседу.
    • Не откусывают большие куски и не набивают рот так, что оттуда падают крошки.
    • Не разговаривают с полным ртом.
    • Не пользуйтесь ложкой, там, где можно воспользоваться вилкой.
    • Не режут ножом сырники, котлету, рыбу, яичницу, заливное - то есть то, что легко разломить вилкой.
    • Не выплевывают косточки от компота прямо на блюдце, сначала подносят ко рту ложку, выплевывают сначала на нее, а потом перекладывают ее на блюдце.
    • Никогда не отзываются плохо о том блюде, которое подали.
    • Никогда не подбирают ничего куском хлеба с тарелки, и ничего не пьют из блюдца.
    • Окончив обед, никогда не облизывают приборы!
    • Не ставят тарелку на тарелку соседа, без разрешения второго.
    • Вынимают из чашки с чая ложку. После того как размешают сахар, положить ложку на блюдце
    • Никогда не сидят боком к столу или положив, нога на ногу.

Дежурный по столовой обязан:

    1. Помыть руки перед дежурством;
    2. Придерживаться соответствующего внешнего вида: чистая опрятная одежда, девушкам - косынки, фартуки, юношам – фартуки;
    3. Помогать обслуживающему персоналу накрывать столы, поддерживать чистоту во время дежурства;
    4. Находиться в столовой во время перемен;
    5. Следить за порядком и дисциплиной учащихся во время приема пищи;
    6. Убирать столы после приёма пищи учеников;
    7. О серьезных нарушениях информировать дежурного учителя.

Скачать Правила поведения в столовой

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх