Способы валяния одежды из шерсти. Что такое фелтинг

Дорогие друзья! В этой обзорной статье я хочу рассказать вам о том, что такое валяние из шерсти, откуда оно к нам пришло, какие бывают способы валяния, и, какие материалы и инструменты вам понадобятся в работе, если вы захотите заняться этим видом творчества.

Валяние шерсти (фильцевание, фелтинг) - это особый способ работы с непряденной шерстью, в результате которой можно сделать практически все, что угодно: от предметов интерьера (пледы, ковры) до и аксессуаров (палантины, шарфы, шляпки, сумки, ).

У натуральной шерсти есть уникальная способность сваливаться, т.е. образовывать войлок. Ни один материал к этому не способен. Это происходит из-за наличия верхнего чешуйчатого слоя у шерстяных волокон, которые под воздействием воды и пара как бы сцепляются друг с другом. Хотя, шерсть дикой овцы не валяется по причине отсутствия у нее подобного слоя.

История валяния

Овечья шерсть — уникальный материал для валяния

Техника валяния из шерсти - самая древняя. И связана она с легендой о Великом потопе. В Ноев ковчег Бог согнал всех животных. Среди них были и овцы, которые содержались в небольшом загоне, куски их шерсти падали на пол, прямо под копыта животных. Когда плавание Ноя подошло к концу и овцы были выпущены на волю, поверхность пола оказалась покрытой первым валяным ковром.

Но легенда - то ли правда, то ли быль, а факты говорят о том, что первыми людьми, научившимися использовать войлок повсеместно, были кочевники. Из шерсти они делали одежду, ковры, подушки, скотоводческое снаряжение, мешки, подстилки для животных. Со временем оседлые народы переняли это мастерство у кочевников.

Славяне с древности изготавливали полувойлоки - тканные, подвалянные материалы (сукно), которое было достаточно популярным, войлоки для хозяйственных нужд и валяные шапки. Валяние на Руси своими корнями уходит в период Золотой Орды. Татары-кочевники щеголяли зимой в пимах (войлочных сапогах), которые и стали прообразом наших столь горячо любимых русских валенок.

Способы валяния из шерсти

Метод сухого валяния

Существует два основных способа валяния из войлока:

1. Сухое валяние

2. Мокрое валяние

А мокрое, в свою очередь, можно разделить еще на три составные части:

а). Классическое валяние.

б). Валяние с помощью стиральной машины

в). Нанофелтинг (англ. nunofelting ).

1. Сухое валяние - это техника ручного валяния с помощью игл с насечками для подцепления и спутывания волокон. Шерсть уплотняется, и получаются объемные изделия (украшения, игрушки).

Метод мокрого валяния из шерсти

2. Мокрое валяние - способ обработки шерсти вручную с помощью специально приготовленного мыльного раствора методом трения и усадки. В такой технике обычно получаются изделия плоской формы (шарфики, тапочки, сумки, одежда).

3. Валяние в стиральной машине - механизированная техника с использованием барабана машины в качестве формы для обвалки. Подобный процесс менее трудоемкий, а войлок получается очень плотным.

Нунофелтинг

4. Нанофелтинг - валяние на тонких тканых материалах, таких как шелк или шифон. Выложенную в несколько слоев на ткань шерсть обильно смачивают мыльным раствором, трут и в итоге получается полотно с шерстяным эффектом. Изделие получается прочным и имеет оригинальный внешний вид с некими декторативными элементами.

Материалы для валяния

Как для сухого, так и для мокрого валяния применяются различные расходные материалы. Основной - это, конечно же - шерсть мереноса, или гребенная лента различной толщины и мягкости.

Для сухого валяния необходимы специальные иголочки с различными засечками для спутывания волокон друг с другом (грубые (основные), тонкие (для заключительной обработки изделия) и обратные (для вытаскивания волосков из поделки)). Подробнее об иглах для валяния и их назначении читайте в нашей статье

Для набивки изделий, изготовленных методом сухого валяния, используют синтепон, шарики полиэстера, сливер или вату. Для декорирования подойдут шелк и органза. Если вы делаете игрушки могут понадобиться: проволока (для каркаса, чтобы ручки и ножки были подвижными, а не статичными), супер-клей, различные мелкие элементы: глазики, носики, бисеринки, бусинки и др.

Виброшлифовальная машинка для валяния

Для мокрого валяния используют специальные растворы, большинство мастеров обходятся простым мыльным раствором, или разводят водой клей ПВА. Для более сложных работ (сумки, тапочки, шляпы) нужны: воздушно-пузырьковая пленка (вместо нее иногда используют наждачную бумагу) и виброшлифовальная машинка. С ее помощью можно свалять полотно любого размера, за счет вибраций волокна шерсти быстрее свойлачиваются и получается равномерное полотно. Эту же машинку можно использовать и для валяния на ткани из натурального волокна (см. нанофелтинг).

На первый взгляд валяние из шерсти для начинающих может показаться довольно сложным процессом, но это не так — достаточно иметь терпение, немного сноровки и выбрать правильную технику.

Техники валяния из шерсти

Существуют 2 основные техники валяния из шерсти, процесс по созданию изделий у которых в корне отличается. Именно поэтому трудно сказать, валяние в каком стиле легче освоить начинающим — тут каждый выбирает то, что ему по душе.

Мокрое валяние

Именно мокрое валяние из шерсти дало название технике создания теплых изделий.

Клочок шерстяного материала нужно намочить простым мыльным раствором и начать скатывать изделие в руках, придавая ему нужную форму. Поскольку шерсть при сваливании уменьшается в размерах, для работы нужно в 2-3 раза больше материала, чем размер будущего изделия.

Есть 2 способа катания: в первом выполняется катание мокрого комочка в руках, при котором получаются объемные поделки. Во втором шерсть раскладывают равномерно тонким слоем по бамбуковому коврику, смачивают раствором, покрывают пленкой. Полученную заготовку нужно свернуть в рулон средней плотности и долго катать, постепенно усиливая нажим рук.

Последний способ используется чаще — он позволяет сделать красивую яркую материю с эффектом мраморного перехода цветов, иногда это также похоже на технику пэчворк . Тем не менее, мокрое валяние для начинающих дается лучше, если работать с объемными фигурками.

В этом стиле принято создавать картины, одежду, сумки, шарфы и накидки, аксессуары, украшения.

Сухое валяние

Сухое валяние выполняется совсем по-другому. Подготовьте комочек шерсти и немного покатайте его между ладонями, придав нужную форму. Возьмите специальную иголку с зазубринками и начните часто-часто тыкать ею в комок — это спутывает шерстяные волокна внутри шарика, скрепляя их и уплотняя.

Понять, что деталь уже готова, можно, слегка нажав на нее — заготовка нужной плотности вернется в ту форму, которую вы ей придали до сдавливания. Дальше волокна будут уже не путаться, а рваться.

Сухое валяние из шерсти применяют для создания объемных фигурок животных, сказочных персонажей, людей — их можно использовать в качестве обычных статуэток или игрушек.

Валяние из шерсти для начинающих всегда кажется очень долгим и трудоемким занятием. Однако результат каждого занятия радует и заставляет рукодельников продолжать создавать удивительные шерстяные работы.

Шерсть для валяния

Даже для начинающих не секрет, что основным материалом техника валяния выбрала шерсть. Она бывает разной фактуры, плотности и цвета, и каждая разновидность используется для определенных целей.

Топс

Шерсть топс, или гребневая лента, отличается наивысшим качеством — ее активно используют как в мокрой, так и в сухой технике. Материал хорошо расчесан, волокна мягкие и лежат в одном направлении. Его еще называют пряденая шерсть.

В сыром виде заготовка похожа на шерстяную ленту, от которой можно отрывать клочки.

Шерстяная вата

Еще одна разновидность шерсти называется кардочес благодаря большим щеткам (кардам), которыми ее вычесывают. В отличие от топса, в кардочесе волокна разнонаправлены, а сам материал больше похож на вату.

Такая шерсть стоит дешевле гребневой ленты и потому подходит для работы начинающих рукодельников. Правильно выполненные изделия из шерстяной ваты на вид ничем не отличаются от топса.

Сливер

Так называют расчесанную, очищенную, но не окрашенную шерсть, которую используют в качестве основы — если делать всю игрушку из топса или кардочеса, уйдет слишком много дорогого материала.

Кроме того, эта разновидность специально создана для того, чтобы служить набивкой — она плотнее и потому лучше держит форму.

Инструменты для работы

Специальные приспособления нужны, в основном, для сухого валяния. Мокрое валяние из шерсти предполагает больше работу пальцев и ладоней, чем особых принадлежностей.

Иглы

Сухое валяние из шерсти, как правило, выполняется с помощью специальных игл в виде буквы Г с зазубринками на острие — они спутывают волоски шерсти, уплотняя материал и формируя из него определенную вещь.

Для начинающих очень важно запомнить классификацию иголок по номеру:

  • № 36 — самая грубая, используется на начальном этапе обработки материала;
  • № 38 — более тонкая, основное валяние выполняется именно этим номером;
  • № 40 — самая тонкая иголка, которой обрабатывают мелкие детали, элементы декора.

Кроме того, существует игла с зазубринками, направленными в обратную сторону, — она не сваливает, а вытягивает волокна, и подходит для придания игрушечным животным пушистости.

Фильцевальная машинка

Автоматическая альтернатива игле — может содержать до 12 и более иголок в насадке! Подразумевается, что прибор позволяет ускорить время обработки изделия в несколько раз. Такое устройство особенно полезно при работе над плоскими вещами.

Однако перед его покупкой нужно приноровиться к работе с иглами и хорошо потренироваться — особенно это касается начинающих.

Подложка

Иными словами — коврик, на котором вы работаете. Его наличие важно по нескольким причинам:

  • из-за твердой поверхности под работой иголка может легко сломаться или погнуться;
  • держать на весу изделие тоже неудобно — можно случайно проколоть палец.

Специальную подложку покупать не обязательно — вместо нее используйте поролоновые мочалки, густые жесткие щеточки, войлочные коврики или пенопластовые брусочки.

Совет для начинающих: войлок считается лучшим материалом! Он не распушает ворсинки, как щетки, не оставляет кусочки поролона в работе и не издает противных звуков при пронизывании, как пенопласт.

Мастер-класс: ежик своими руками

Ниже размещен мастер-класс по сухому валянию для начинающих — вы сможете сделать симпатичную брошку в виде ежа из культового мультфильма «Ежик в тумане».

Вам понадобятся: кардочес черного, темно-серого, светло-серого, белого и красного цветов, иглы всех номеров по толщине, застежка для броши, клей «Момент», мыло и горячая вода.

При создании некоторых мелких деталей использовалось мокрое валяние из шерсти.

  • Положите маленький комочек черной шерсти на подложку и проваляйте по всей длине иглой № 38.

  • Детальку сверните в рулончик, снова положите на подложку и проваляйте.

  • Одна сторона лапки должна остаться распушенной, ее не трогайте.

  • Полностью намочите заготовку в теплой воде. Хорошо намыльте пальцы и начните аккуратно тереть лапку со всех сторон.

  • Теперь положите «колбаску» на ладошку и покатайте ее, прикрыв сверху другой ладонью.

Прополосните заготовку в чистой воде и отправьте сушиться. Подобным образом сделайте все 4 лапки: подлиннее — ножки, чуть короче — ручки.

  • Подготовьте комок черной шерсти длиной примерно в 10 сантиметров, высотой и толщиной в 3 сантиметра. Разложите его в виде плоского овала на подложке. Вы можете выбрать и другие параметры, но помните, что материал уменьшится примерно на треть в работе.

  • Начните валять изделие иглой № 36, двигаясь по всей площади овала. Втыкайте иголку по центру под прямым углом, все уменьшая его к краям.

  • Когда комок превратится в плотный пухлый овальчик, оберните его темной-серой шерстью так, чтобы черный цвет не проступал сквозь нее.

  • На этом этапе работы используйте иголку № 38. Втыкайте ее не так глубоко — черный слой уже достаточно плотный, вам нужно выполнить валяние серой шерсти.

  • Когда туловище будет готово, займитесь носом. Уложите на подложку небольшой треугольник темно-серой шерсти и обработайте его иглой № 38.

  • Заготовку сверните в рулончик и снова пройдитесь иглой, оставляя пушистым более широкий край.

  • Теперь проработайте основание треугольника — в итоге получится плотный со всех сторон конус. Приваляйте маленький черный кусочек к острию конуса — это носик.

  • Приложите заготовку носа к туловищу и приваляйте, проработав иглой со всех сторон у основания.

  • Если форма носа или туловища вас не устраивает, всегда можно подкорректировать ее, приваляв в нужном месте подходящий по цвету клочок.

  • Возьмите плоский маленький клочок светло-серого цвета, расправьте и приваляйте под носом, обозначив ротовую область.

  • Теперь выполните шлифовку изделия — втыкайте иглу неглубоко и как можно чаще. Каждый прокол должен быть максимально близко к предыдущему.

  • Из малюсенького черного клочка скатайте овал и закрепите на месте глаза.

  • Вокруг черного овала уложите белый цвет и закрепите белок вокруг зрачка.

  • Подобным образом сделайте ротик.

  • Скатайте маленький шарик белого цвета, проваляйте его иглой № 38. Этой же иголкой закрепите его на ежике. Сверху приваляйте маленькие белые «лепесточки» - получился дорожный узелок.

  • Сверху узелка закрепите лапки-ручки.

  • Ножки нужно крепить, приваливая свободную сторону к «спинке» броши. С обратной стороны ежика сделайте углубление для застежки — часто пройдитесь иглой № 36 в нужном месте.

  • Уложите в углубление застежку, сверху накройте заранее свалянным прямоугольником темно-серой шерсти и закрепите иглой № 38.

  • Используйте валяние, чтобы украсить узелок маленькими красными горошинками — также это можно сделать с помощью плетения бисером .

  • По всей поверхности брошки пройдитесь иглой с обратными ворсинками. Втыкайте ее не очень глубоко, но часто, чтобы получить пушистость — колючки ежика. Мордочку и узелок оставьте гладкими.

Запомните, что даже у профессионалов валяние из шерсти одного изделия занимает от нескольких часов до нескольких дней, несмотря на то, что работа продвигается легко. В этом деле главное — уметь ждать и наблюдать, как из простого клочка шерсти вырисовывается замечательная зверушка!

Еще один простой урок для начинающих вы можете узнать из видео — здесь показано, как выполнить валяние цветка из шерсти.

Валяние (фелтинг, фильцевание, фильц) – это шерстяное мастерство, особый вид современного рукоделия , в основе которого лежит свойство натуральной шерсти сваливаться.

Надо сказать, что это свойство шерсти человек обнаружил еще 8000 лет назад. Тогда из войлока - полотнища из свалянной шерсти - делали ковры, чехлы, матрасы, подушки, головные уборы , плащи, укрывали юрты.

Сейчас из шерсти делают необыкновенно красивые предметы одежды, забавные объемные грушки, панно, различные декоративные элементы, аксессуары, которые помогут вам подчеркнуть свой образ и украсить дом.

Каким же бывает валяние?

Есть два основных вида – сухое и мокрое . При сухом валянии шерсть многократно прокалывается специальной иглой с зазубринками. В момент прокалывания ворсинки шерсти сцепляются между собой, образуя однородный материал.

В мокром валянии используют мыльный раствор, который как бы раскрывает чешуйки на волокнах шерсти, а потом механическими движениями им помогают сцепиться друг с другом.

Для создания объемных изделий, таких как: авторские куклы, игрушки, фигурки используют сухое валяние. Также этот способ подходит для нанесения рисунка на уже свалянное «по-мокрому» изделие, на фетр и тд.

Мокрое валяние подходит для изготовления плоских изделий - панно, одежды, обуви, сумок, различных аксессуаров.

Одна из разновидностей мокрого валяния и очень сейчас популярная техника - нунофелтинг (нанофелтинг, нановойлок). Название происходит от японского слова «нуно» - ткань. Это техника сваливания шерсти и разных тканей. В основном используют натуральные ткани определенной фактуры: достаточно тонкой либо рыхлой, чтобы волокна шерсти могли проникнуть в ткань в процессе сваливания (шелк, лен, хлопок, крепдешин, шифон).

Что нужно чтобы сделать красоту?

Если вы решили освоить валяние и сотворить что-то для себя или близких, то первое, что вам понадобиться это конечно же шерсть.

А дальше нужно определиться с идеей изделия и техникой. Для сухого валяния нужна основа и игла. Основа для сухого валяния – это, чаще всего, поролоновая губка высотой не менее 3 см. Также вы можете приобрести специальную щетку-основу для сухого валяния.

Иглы различаются по номерам (от 19 самой толстой до 43 ультратонкой) и формам (треугольник, звезда, корона). Очень важное значение имеет количество и расположение зазубринок на игле. Например, на игле «звезда закрученная» зазубринки расположены на крученом стержне по всему диаметру иглы, а не одна над другой, как, например, в треугольных иглах. На каждой грани иглы таких зазубрин по четыре, т. е. всего 16, а не 8, как у обычной «звездочки». Таким образом, каждый зубец максимально задействован в процессе валяния.

Для работы с более крупными изделиями или для ускорения процесса сваливания можно использовать ручку (держатель) для игл, в которой можно закрепить 4-7 игл.

Для мокрого валяния, кроме шерсти, нужно будет мыло. Мастера используют самое разное: и детское, и хозяйственное, и жидкое. Многие пользуются средствами для мытья посуды. Чтобы понять, что подходит вам и вашим рукам нужно конечно попробовать самому.

Еще понадобится коврик для валяния. Можно использовать рифленый резиновый коврик, тогда рельеф будет дополнительно воздействовать на волокна шерсти и процесс пойдет быстрее. Многие мастерицы используют бамбуковые коврики. А самый доступный и недорогой вариант - воздушно-пузырчатая пленка. Шерсть раскладывают на пузырчатую пленку и накрывают сеткой. Сетка может быть трикотажной из магазина тканей, атнимоскитной из хозяйственного, главное – она не должна быть слишком жесткой. Сетка помогает немного зафиксировать разложенную слоями шерсть, а если на изделии вы выложили узор - предохраняет его от расползания. А дальше нужно все это дело хорошо намочить теплой водой и через сетку натереть мылом (либо намочить уже готовым мыльным раствором).

И теперь начинаем собственно валять - растираем в разные стороны, но пока особо не усердствуем, делаем «легкий массаж».

На первом этапе мастера используют виброшлифовальную машинку. Движущаяся платформа совершает вибрирующие движения и частично заменяет процесс первоначального ручного сваливания. Использование виброшлифовальной машинки существенно ускоряет процесс.

В завершении при мокром валянии можно использовать волокна банана, сои, шелка, рами, бамбука, молочного протеина для декорирования изделия.

В следующей статье подробнее остановимся на основных материалах для валяния: шерсти, иглах и волокнах.

А научится самостоятельно валять потрясающие вещи Вы можете в нашей Хобби Школе - hobbyschool.

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

Фелтинг – это работа с натуральной непряденой шерстью. Валяние позволяет создавать эксклюзивные поделки – сувениры, украшения, игрушки… Существует сухой и мокрый способ валяния. Сухой способ – используется для создания объёмных вещей, а мокрый – для плоских.

Для сухого фелтинга используют непрядёную шерсть и специальные иглы. Процесс работы осуществляется таким способом: отрывают кусочек шерсти, придают нужную форму, затем спутывают волокна шерсти протыканием иглы в большом количестве. Начинающим мастерам для удобства необходим поролон.

Техника мокрого валяния

Для мокрого фелтинга используют непрядёную шерсть и мыльный раствор. Процесс работы осуществляется таким способом: отрывают кусочки шерсти, выкладывают нужную форму на плоской поверхности и через сетку мочат тёплым мыльным раствором. Волокна шерсти сваливаются (склеиваются) между собой и получается тканевое изделие.

Современные рукодельницы научились совмещать сухое и мокрое валяние. Благодаря этому методу можно создать оригинальные поделки, упростить работу и сэкономить время.

Вам понадобится: непряденая шерсть бежевого либо серого (основного цвета), оранжевого или голубого (для перчаток) и коричневого либо белого цвета (для валенок), чёрные бусинки, иглы для валяния, простой карандаш, иголка и толстая нитка, ножницы, по желанию — тонкие иглы для вязания и пряжа оранжевого либо голубого цвета для шарфа.

Мастер-класс


Овечка в технике сухого фелтинга готова! Рекомендую к просмотру данное видео!

Вам понадобится: шерстяная пряжа светлых тонов, непряденая шерсть, жидкое мыло, нить для бус, игла для валяния (38 звёздочка), тёплая вода, махровое полотенце, цыганская игла.

Мастер-класс


Бусы в технике смешанного фелтинга готовы! Рекомендую к просмотру данное видео!

Вам понадобится: поролон, ножницы, непрядёная шерсть бежевого, красного, коричневого, белого и зелёного цвета, иглы для валяния, щётка с жестким ворсом.

Мастер-класс


Домик в технике сухого валяния готов! Рекомендую к просмотру данное видео!

Цветок в технике мокрого валяния

Вам понадобится: непряденая шерсть для валяния гребенная лента меринос фиолетового, белого, зелёного, салатового и жёлтого цвета, плёнка с пупырышками, горячая вода, мыло, средняя игла для валяния, бамбуковый коврик, губка, москитная сетка или органза, ножницы, лист бумаги, циркуль.

Мастер-класс

  1. Нарисуйте на листе круг диаметром 18 см.
  2. Застелите рабочую поверхность сверху листа с кругом клеёнкой с пупырышками.

  3. Отделите клочки фиолетовой шерсти плавными движениями и выложите их по кругу в 5 слоёв внахлёст друг на друга.
  4. Выложите прядки белой шерсти и переверните заготовку.
  5. Выложите прядки зелёной шерсти, сбрызните горячей (не кипятком) водой и накройте сеткой, чтобы шерсть хорошо пропиталась водой.

  6. Скрутите жгутики жёлтой шерсти для тычинок.
  7. Сформируйте листик из зелёной и салатовой шерсти.
  8. Сформируйте стебель из зелёной и салатовой шерсти, сбрызните горячей (не кипятком) водой, оставив сухой 4 см кончик.

  9. Намыльте руки и скатайте стебель на бамбуковом коврике, не затрагивая сухой кончик.
  10. Скатайте в жгутики тычинки мыльными руками на бамбуковом коврике.
  11. Положите заготовку листика под сетку рядом с цветком и сбрызните горячей водой.
  12. Проваляйте цветок и листик (сгладьте шерсть в хаотичном направлении) мыльными мокрыми руками с двух сторон.

  13. Прорежьте маленькую дырку в центре цветка и вставьте тычинки.
  14. Приложите сухой частью стебель к центру цветка и приваляйте мыльной водой.
  15. Привалите листик к стебельку и проткните иголочкой места соединения стебелька с листиком и стебелька с цветком и тычинками.

  16. Продолжите валяние цветка мокрыми мыльными руками на бамбуковом коврике в разных направлениях, создавая нужную форму.
  17. Прополощите цветок в холодной воде, когда размер цветка уменьшится.
  18. Сделайте 6 надрезов по краям цветка, формируя лепестки.

  19. Сваляйте места срезов, намочив заготовку и потерев мылом.
  20. Прополощите в тёплой воде, выжмите, расправьте и высушите.
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх