Вербное воскресенье – это один из наиболее значимых православных праздников. Вербное воскресенье: что это за праздник и почему он так называется

Вербное воскресенье в России выпало на 1 апреля. Перед тем, как испечь кулич и покрасить яйца, православные приносят в свои дома веточки вербы. Этот символ заменяет пальмовые ветви, которых в нашем климате, увы, не найти - символ входа Господа в Иерусалим. Как правильно провести Вербное воскресенье, нам рассказал настоятель Елоховского собора, отец Александр Агейкин.

— Вербное воскресенье - это воспоминание о входе Господнем в Иерусалим. Основной смысл праздника - это попытки осмыслить происходящее: иногда мы встречаем Бога всем сердцем, а потом от него отворачиваемся. Те же люди, которые встречали Иисуса на входе в город, срезали ветви пальм и стелили ему под ноги свои одежды, как царю, – они же через три дня кричали «Распни, распни!»

Вот и наша жизнь - такая же. Вроде бы все - христиане по крещению, но часто поступаем совсем не по-христиански. Поэтому этот праздник - повод всем нам задуматься о своей жизни.

Веточки вербы, которые мы приносим в свои дома, должны напоминать - как раз о том, что нужно постоянно помнить о Боге. Сами по себе они, конечно, не имеют никакого мистического значения. но то, что ты приносишь из храма, становится в какой-то степени святыней - отсюда и появляется благоговение. Но не нужно наделять эти ветви никакими особыми свойствами. Иначе получается уже магия, не имеющая отношения к христианству.

– Вербные веточки продаются на улицах, в переходах еще с начала прошлой недели. Есть ли разница: принести ветвь в дом накануне праздника или заранее?

— Люди должны прийти с вербой в храм, на службу - как на встречу со Христом. Есть особая молитва на освящение вербы, именно благодаря ей простая веточка становится святыней, напоминающей о нашем отношении к Богу. Если просто купить вербу на улице и поставить дома, она не будет иметь никакого отношения к празднику, кроме символического. Получается как будто выполнение плана: «Нужно поставить веточку». Но это не правильно. Это то же самое, что пойти купаться в проруби в Крещение, но не бывать при этом в храме.

– Когда вербу надо освятить?

— В субботу, за вечерним богослужением - на всенощном бдении, причем в определенный момент. Но мы понимаем, что не у всех есть возможность прийти в субботу, священники идут на встречу и разрешают в течение воскресного дня всем приходящим тоже освятить веточки.

– Потом вербные веточки можно хранить дома сколько угодно?

— Обычно их хранят в течение года - до тех пор, пока не поставят вместо них свежие. Их ставят рядом с иконами. Когда вербы собираются менять, старые надо сжечь: следует относиться к ним с благоговением, а не просто как к мусору. Это святыня, которая была в храме. Тут примерно тот же принцип, что и со святой водой в Крещение. Все это вещи, которые сопровождают нас в течение богослужебного года - от Пасхи до Пасхи.

Вербное воскресенье 2017: все, что нужно знать о празднике

Bepбнoe вocкpeceньe выпaдaeт в 2017 году нa 9 апреля. Оно всегда отмечается ровно за неделю до праздника Светлой Пасхи.

Это день, когда Сын Божий вошел в Иерусалим, поэтому другое его название - «Вход Господень в Иерусалим». Произошло это событие после того, как Иисус воскресил Лазаря.

Традиции

Главный атрибут праздника — вербовые освященные веточки, которые должны простоять целый год как символ принятия Христа и Его великой жертвы.

Накануне, в субботу вечером, православные христиане с ивовыми или вербовыми веточками идут в храмы и церкви на Всенощное бдение. Сразу после прочтения 50-го псалма Евангелия, священнослужители окропляют ветви вербы святой водой. После этого прихожане с зажженными свечами стоят до конца праздничной службы в честь Входа Иисуса Христа в Иерусалим.

На следующий день люди вновь идут в церкви и повторно освящают вербовые ветви. Также в этот день в церковь могут прийти с веточками и те, кто не смог попасть на субботнюю вечернюю службу.

В Вербное воскресенье проходит Литургия Иоанна Златоуста. Это тихий праздник, который лучше провести в кругу семьи. В этот период все еще идет Великий пост, а впереди христиан ждет самая строгая неделя поста – Страстная седмица.

Пост и запреты

В этот день можно полакомиться вкусными блюдами, а малышей порадовать сладостями. Но не стоит забывать, что праздник приходится на период Великого поста, то есть молочные и мясные продукты не стоит ставить на праздничный стол. В этот день можно есть рыбу и выпить немного красного вина.

В Вербное воскресенье нельзя работать, ругаться и обижаться. Считается, что ветки вербы, которые собрались нести в храм на освящение, нужно срезать лишь с молодых деревьев, на которых еще нет засохших веток и повреждений. При этом нельзя брать ветки с деревьев, у которых есть дупла, а также с тех, что растут рядом с кладбищем. Не рекомендуется брать ветки с деревьев, которые склоняются над водой: старину люди верили, что по ночам на таких ветвях могли отдыхать водяные и русалки.

Обряды и заговоры

Веткам вербы наши предки издавна приписывали целительные и магические свойства. Освященная верба считалась оберегом для всей семьи: ее веткой прикасались к близким людям, желая им здоровья и счастья.

В Вербное Воскресенье знахари делали из вербы различные отвары и порошки от самых разных болезней на весь последующий год. В те времена именно так и лечились от многих болезней.

Есть такой обряд, когда после церковной службы придя домой люди, бьют друг друга вербными ветками и приговаривают: «Не я бью, верба бьет. Будь здоров как вода и богат как земля» или «Верба хлест — бей до слез. Будь здоров как верба» и др. Смысл обряда в том, чтобы пожелать близкому человеку здоровья и благополучия. Многие люди верят, что после подобных обрядов к человеку придет здоровье, сила и благополучие.

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || ).push({});

В Вербное воскресенье принято похлопывать маленьких деток пучками вербы, которые были освящены в храме, чтобы те не болели в течение года и росли здоровыми. Вербными ветками украшают стоящие в доме иконы. Этот обряд должен принести счастье, благополучие и здоровье каждому обитателю дома.

Также считается, что целебными свойствами обладает и вода, в которой стояли ветки освященной вербы. В такой воде купали больных детей, уверенные, что болезнь после этого отступит. Мужчины в этот день носили почки вербы в качестве талисмана для придания физической силы, а девушки – для помощи в зачатии ребенка.

Если же в этот день будет теплая и ясная погода, то вся деревня готовилась собирать хороший урожай фруктов. Если же «на Вербной мороз – яровые хлеба хороши будут».

В Вербное воскресенье девушки делали приворот на вербу. Для этого рано утром находили молодую вербочку, ломали на ней небольшую веточку и говорили приворотные слова: «До тех пор, пока верба за иконой лежать будет, до тех пор меня муж не разлюбит, не забудет. Аминь». Эту веточку вербы хранили в доме за иконами.

Приметы и суеверия

Согласно древним преданиям, в этот день никто не выгонял скот на улицу: люди верили, что его обязательно испортят злые духи. Девушки в Вербное воскресенье обязательно расчесывали волосы, приговаривая: «Вода, иди в землю вместе с головной болью». А затем клали расческу в воду и поливали этой водой вербу.

Также девушки, которые хотели выйти замуж за конкретного парня, весь день, с утра и до самого вечера, думали именно об этом парне.

А чтобы увеличить свой достаток, наши предки сажали цветок или же пересаживали комнатные растения. Считалось, что такие растения и приносят богатство в дом. Если же цветок завянет, то никакой прибыли не будет, а наоборот, вскоре ждут большие финансовые потери. Поэтому за таким цветком тщательно ухаживали.

С Вербной неделей, особенно с последними ее днями связано много примет на погоду и будущий урожай. В старину верили, что какой ветер дует в Вербное воскресение, такой будет и все лето.

Вербное воскресенье традиционно празднуют за неделю до Пасхи. В 2018 году этот день выпадает на 1 апреля. Так, этот праздник считается одним из самых почитаемых в церкви.

Стоит отметить, что он посвящен дню, когда Иисус въехал в Иерусалим. Люди радостно встречали его песнями и цветами, а также стелили под ноги осла ветви пальмы, которая символизирует чистоту и непогрешимость. Поскольку пальма в наших широтах не растет, в православной традиции ее заменили вербой, расцветающей первой после прихода весны.

Считается, что в Вербное воскресенье нужно несильно бить друг друга ветвями вербы, желая здоровья и благополучия в семье. При этом после использования вербу ни в коем случае нельзя топтать ногами — это большой грех. Выбрасывать ее тоже нельзя, а следует осторожно собрать в одном месте и сжечь. Кроме того, рекомендуется в этот день заняться пересадкой комнатных растений — они будут хорошо расти и привлекать в дом богатство.

В Вербное воскресенье желательно находиться в кругу близких и родных, однако стоит воздержаться от активных развлечений, злоупотребления алкоголя и развлекательных мероприятий, поскольку продолжается Великий пост.

Еда на столе должна быть скромной, без запрещенных продуктов. Исключение составляют рыба, растительное масло и немного красного вина.

Также в этот день запрещается работать. Верующие люди в Вербное воскресенье идут в церковь на службу и обязательно ставят зажженную свечу, символизирующую смерть и воскресение Христа.

Анимационные картинки-поздравления с Вербным воскресеньем 2018 - отличные бесплатные мини-подарочки, которыми вы можете порадовать родных и близких в эот светлый праздник.

Вербное воскресенье в 2018 году отмечается 1 апреля. В этот день принято освещать в церквях ветки вербы и поздравлять друг друга с праздником - Входом Господним в Иерусалим. Его отмечают в последнее воскресенье перед неделей Пасхи, на шестую неделю Великого Поста.

Название праздника «Вербное Воскресенье» связано с одним из символов этого дня - вербой. Именно поэтому веточки с пушистыми «котиками» - вербными почками изображены на многих открытках к празднику.

GIF анимации, открытки и картинки с поздравлениями с праздником Вербного Воскресенья несут в себе все символы этого праздника - ветки вербы, купола церквей, надписи с поздравлением, иконы. Такие красочные поздравления обязательно порадуют ваших адресатов и подарят им отличное, праздничное настроение.

Вербное воскресенье 2018 - картинки, анимации


Колокольный звон вещает,прихожан всех собирает,Вербное Воскресенье чудным праздником быть обещает!Вербу все осветят люди,на видное место поставят её,она все беды отвратит,добавит в души всех тепло!

С Вербным воскресеньем поздравляю - картинки, стихи

Всех благ я от души желаю! Пусть мысли чище станут и светлей, А люди искренней,добрей! Пусть череда счастливых лет Составит светлых дней букет! Пусть счастье, словно мотылек, С цветка порхает на цветок! Пусть каждый промелькнувший миг Осветит солнца яркий блик, А каждый пробежавший час Пусть станет праздником для Вас!

Пусть воскресенье вербное принесет мир и лад в Ваш дом.

Вербное воскресенье

Вход Господень в Иерусалим. Русская икона .
Тип христианский, церковный
Официально Неделя ваий
(по церковному уставу)
также Вербное воскресение
Значение воспоминание торжественного входа Иисуса Христа в Иерусалим на ослёнке
Отмечается православными, католиками и многими протестантами
Дата 6-е воскресенье Великого поста , за неделю до Пасхи
В 2008 году 20 апреля (в православии)
16 марта (в католицизме)
В 2009 году 12 апреля (в православии)
5 апреля (в католицизме)
Празднование богослужение
Традиции освящение ветвей деревьев, в России - верб

в православии:
послабление в посте на рыбу;

Связан с Страстной седмицей и Пасхой

Вход Госпо́день в Иерусали́м , Неде́ля ва́ий , Ве́рбное воскресе́нье , Па́льмовое воскресе́нье (лат. Dominica in Palmis de passione Domini ) - христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), предшествующее Неделе Пасхи , то есть шестую Неделю Великого Поста .

Празднуемое событие

  • Евангелие от Матфея (21:1-7) повествует, что апостолы, по указанию Иисуса берут в Вифании ослёнка и ослицу (по слову Иисуса, хозяева не препятствуют им).
  • Иисус въезжает верхом на осле в Иерусалим, где его встречал народ, полагая на дорогу одежду и пальмовые ветви с восклицаниями: «осанна ! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев! » (Ин. 12:12).
  • В Иерусалимском Храме Иисус опрокидывает столы меновщиков и продавцов скота , говоря «написано, - дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников » (Мф. 21:13), чем вызывает недовольство служителей, однако те не смеют взять его, опасаясь народа.
  • После этого к Иисусу подходят слепые и хромые и он исцеляет их (Мф. 21:14).
  • Иисус покидает Иерусалим и проводит ночь в Вифании.

Значение

Праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа , а с другой - прообраз входа Сына Человеческого в Рай .

Православие

Во время всенощного бдения под праздник Входа Господня в Иерусалим молящиеся как бы встречают невидимо грядущего Господа и приветствуют Его, как Победителя ада и смерти, держа в руках ветви вербы, цветы и зажжённые свечи. На утрене (второй части бдения) читается особая молитва на благословение «ваий» (т.е. пальмовых ветвей, в славянских странах заменяемых ветками вербы). Обыкновенно после этого вербы, которые молящиеся держат в руках, окропляются святой водой.

У православных христиан есть обычай хранить освящённые вербы в течение всего года, украшать ими иконы в доме. В некоторых местностях существует благочестивый обычай класть освящённые вербы в руки умерших в знак того, что они по вере во Христа победят смерть, воскреснут и встретят Спасителя с освящёнными ветвями.

Католицизм

Перед началом службы традиционно проводится шествие вокруг храма или в самом храме. Участники хода держат в руках ветви (в южных странах - пальмовые, в северных - вербные или другие) и зажжённые свечи. Во время шествия поются праздничные антифоны и гимн Христу-Царю. Процессия символически представляет собой людей, вышедших навстречу Спасителю во время Входа Господня в Иерусалим.

Чинопоследование мессы этого дня включает в себя чтение Страстей Господних , которые читаются кроме этого дня только в Великую Пятницу . Освящённые на богослужении ветви хранятся в домах верующих до следующего Великого поста . Существует традиция получать пепел для службы Пепельной среды сожжением этих ветвей.

Народные традиции в России

В. Г. Шварц «Шествие на осляти Алексея Михайловича» 1865.

В допетровское время в праздник Входа Господня в Иерусалим совершалось так называемое «шествие на осляти » - обряд, заимствованный из византийской традиции. После праздничной службы во Входоиерусалимском приделе Покровского собора (храма Василия Блаженного) с Красной площади на Соборную площадь Московского Кремля проходила специальная процессия, изображавшая само событие отмечаемого праздника. Патриарх следовал в ней, сидя верхом на лошади (наряженной ослом), которую вел под уздцы идущий пешком царь. В ряде русских городов вплоть до 1678 г. также совершалось шествие на осляти с участием вместо патриарха и царя, соответственно, местного архиерея и воеводы. В 1697 г. обряд был упразднен.

Общераспространённым в народе был обычай слегка ударять друг друга вербой. После заутрени, к которой малых детей не водили, возвратившиеся из церкви домой родители никогда не упускали случая поднять с постели детишек лёгкими ударами вербы, приговаривая: «Верба хлыст, бей до слез. Не я бью, верба бьёт. Будь здоров как верба».

Простой народ освящённым вербам придает особую очистительную силу, верует в спасение домашнего скота от порчи, болезней, сглаза, хищного зверя, от злых людей и злых духов. Об этом свидетельствуют различного рода «вербные» обряды, сохраняющиеся до сих пор в некоторых местностях России, Украины и Беларуси. Например, в Костромской области сохраняется народный обычай выпекать баранки к Вербному Воскресенью, освящать их в церкви и принося домой, скармливать их домашнему скоту, чтобы предохранить от болезней, а в Юрьев (Егорьев) день крестьяне обмакивают хранившуюся в продолжение всего года вербу в святую воду и затем окропляют собранный во дворе домашний скот; с вербой в руках в первый раз провожают скот на пастбище.

Вербе и её серёжкам приписывалась целебная сила. Съедали по девять вербных серёжек, считая это лекарством от лихорадки. Советовали есть почки освящённой вербы бесплодным женщинам, а также как предохранительное средство от других болезней. Клали вербу в воду, в которой купали больных детей. Запекали серёжки в хлеб, а в некоторых селениях пекли печенье в форме вербных почек.

Многие верили, что освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Всякий трус, желающий избавиться от своего недостатка, должен по приходе из церкви в Вербное воскресенье вбить в стену своего дома колышек освящённой вербы - средство это, если и не превратит труса в героя, то во всяком случае должно прогнать природную робость.

Но вот сажать вербу считалось плохой приметой. Говорили: «Кто вербу сажает, сам на себя заступ готовит» (то есть умрёт, когда из вербы можно будет вытесать лопату).

Особой приметой вербной недели считались вербные базары. Особенно они были любимы детьми, так как на них был представлен богатейший выбор детских игрушек, книг, сластей. Там же покупали связанную пучками вербу. К пучку привязывали украшение - бумажного ангелочка. Он так и назывался «вербный херувим».

С вербой связано много поговорок и примет: «На канун Вербного воскресенья Св. Лазарь за вербой лазил», «Скотину выгоняют в поле в первый раз (на Юрья) вербой с Вербного воскресенья», «Если вербная неделя ведряная, с утренниками, то яри хороши будут», «На вербной мороз - яровые хлеба хороши будут», «Верба распутицу ведёт, гонит с реки последний лёд», «Не верба бьёт, а старый грех».

В Вербное воскресенье облегчается пост, разрешается есть рыбу и растительное масло. Во времена, давно забытые, варили и ели в этот день вербную кашу с вербными серёжками (почками).

Гимнография

В русской православной традиции

Тропарь , глас 1-й

О́бщее воскресе́ние / прежде Твоея страсти уверяя / из мертвых воздвигл еси Лазаря, Христе Боже. / Темже и мы, яко о́троцы победы зна́мения нося́ще, / Тебе Победителю смерти вопие́м: / оса́нна в вышних, / благословен Гряды́й во имя Господне.

Величание:"

Величаем Тя, / Живодавче Христе, / Осанна в вышних / и мы Тебе вопием / Благословен Грядый во Имя Господне.

Ин тропарь, глас 4-й:

Спогребшеся Тебе крещением, Христе Боже наш,/ безсмертныя жизни сподобихомся воскресением Твоим,/ и воспевающе зовем:/ осанна в вышних,\ благословен Грядый во Имя Господне.

Кондак , глас 6-й:

На престоле на небеси,/ на жребяти на земли носимый, Христе Боже,/ Ангелов хваление и детей воспевание/ приял еси зовущих Ти:\ благословен еси, грядый Адама воззвати.

В католицизме латинского обряда

Входное песнопение :
  • Поднимите, врата, верхи ваши и поднимитесь, двери вечные и войдёт Царь славы!
  • Кто сей Царь славы? Господь сил, Он Царь славы.
  • Осанна в вышних! Благословен Ты, Грядущий по великому милосердию Твоему.
Коллекта :

Всемогущий, вечный Боже, чтобы дать людям пример смирения, по воле твоей наш Спаситель принял плоть и взошёл на крест. Дай нам постичь смысл Его страданий и удостоится участия в Его Воскресении. Просим Тебя через Господа нашего Иисуса Христа, Твоего Сына, Который с Тобою живёт и царствует в единстве Святого Духа, Бог, во веки веков.

Ссылки

  • (статья в Православной энциклопедии)
  • Неделя ваий. Вход Господень в Иерусалим Православное чинопоследование богослужений

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Вербное воскресенье" в других словарях:

    Вход Господень в Иерусалим, неделя ваий Словарь русских синонимов. вербное воскресенье сущ., кол во синонимов: 3 вход господень в иерусалим (2) … Словарь синонимов

    ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, смотри в статье Вход Господень в Иерусалим … Современная энциклопедия

В первый день апреля 2018 года мы будем отмечать светлый весенний праздник, который знают практически все – Вербное воскресенье. А ровно через неделю, как и обычно, предстоит отметить Пасху.

Обе даты отмечаются уже почти 2000 лет. Интересно, что до сих пор многие люди задаются вопросом, что нужно делать в Вербное воскресенье и накануне этого дня. Попробуем подробно осветить этот вопрос.

Смысл праздника: прошлое и современность

Вербное воскресенье, как и Пасха – это одни из самых любимых весенних праздников практически всех людей. Далеко не каждый человек ходит в церковь в эти дни, однако вербочки со свежими почками можно увидеть практически в каждом доме.

А исторические события, связанные с Вербным воскресеньем, мы все знаем. Спаситель ровно за неделю до того, как воскреснуть, въезжает на ослике в священный город еврейского народа – Иерусалим. Восторженная толпа встречающих, которые поверили в него как в Мессию, устилают путь великолепными, пышными пальмовыми ветвями.

В древние времена люди обращали внимание на символы и знаки, пожалуй, больше, чем сегодня. Вот и въезд Христа в Иерусалим был воспринят не иначе как добрый символ: ведь он управлял не лошадью, а ослом. Получается, что Иисус въехал как Спаситель, но не как завоеватель.

Сегодня все верующие вспоминают эти интересные события с большим почтением. Для понимания основного смысла праздника даже необязательно владеть всеми тонкостями богословия. Очевидно, что Христос покорил сердца людей миром, а не войной. Вот и вошел он в город как победитель. Но люди, встречавшие Спасителя, не были его пленниками. Они разделили радость встречи с тем, в кого искренне поверили.

Поэтому Вербное воскресенье как праздник не утратил своей актуальности, да и нет оснований сомневаться, что люди не будут отмечать его и через 100 лет. Приятный весенний день, свежие вербы (ведь в наших краях пальмы, конечно, не растут) – все это зримый символ возрождения природы после длительной зимы. А главное – это основа наших добрых надежд на свершение всех благих планов.

Что нужно сделать перед праздником

Мало кто знает, что день перед праздником тоже почитается в христианстве. Он называется Лазаревой субботой, поскольку по преданию, накануне въезда в Иерусалим Спаситель воскресил из мертвых знакомого своих друзей – Лазаря. Это событие и само по себе является интересным символом. Да и сам факт воскрешения позволил людям еще раз убедиться в том, что Христос – это и есть обещанный Мессия от Бога.

Поэтому и накануне Вербного воскресенья лучше приготовиться к празднику. Как правило, стараются заранее приготовить вкусный стол (но, конечно, без чревоугодия), а еще – прибрать все вокруг. По возможности все эти работы выполняют в пятницу, поскольку в субботу лучше побыть с семьей и вспомнить о Боге, быть может, сделать какие-то добрые, бескорыстные дела.

Что делают в сам праздник Вербное воскресенье

Конечно, основной символ Вербного воскресенья – это свежие ветви ивы (вербы). Интересно, что это дерево первым набирает почки в наших широтах. Вы наверняка замечали, что когда бы ни выпало празднование Пасхи, а вербы все равно поспевают, ведь у природы нет плохой погоды.

На Руси существовала добрая традиция ходить за вербами всей семьей. Накануне праздника домочадцы, соседи, целые деревни выходили в рощи, на побережья водоемов и срывали свежие ветви ивы с распускающимися почками. Вербами украшали дом, иконы, светлые углы в каждой комнате. И конечно, их дарили всем родным и близким.

Что нужно делать в церкви

Первым делом в этот день нужно отправиться за вербами и осветить ветви в церкви. Будет здорово купить их заранее, а с утра сразу пойти на праздничное служение. В принципе тут даже не играет особой роли, насколько часто человек ходит в церковь, крещен ли он. Никаких запретов нет – главное все делать искренне, от души, а не для формального соблюдения обычая.

К тому же именно в церкви можно почувствовать довольно необычную, особую праздничную атмосферу. Это особенно важно сделать людям, которые пока одиноки или переживают нелегкие времена. Порой ведь надо сделать маленький шаг, и перемены к лучшему могут произойти как будто сами собой.

Конечно, верующие знают, что делают в церкви на Вербное воскресенье. Пойти на богослужение необходимо с самого утра. Если человек придерживается строго поста, он просто обязан быть в собрании верующих. Ну а все остальные могут просто уделить немного внимания и насладиться атмосферой праздника.

Что делают дома

И вот самый главный вопрос – что делают в Вербное воскресенье дома. Конечно, первым делом нужно искренне поздравить всех домашних, близких, гостей и соседей с этим праздником. Кстати говоря, на Руси с незапамятных времен существует интересный обычай: освященными ветвями вербы легонько ударяют близкого человека и желают ему здоровья. А тем, кто планирует какое-то важное мероприятие, можно скушать три почки и искренне поверить в то, что ситуация сложится хорошо.

Из верб можно сделать маленькие букетики и поставить их пучками в воду – это самое главное, что нужно сделать в Вербное воскресенье у себя дома. Если в доме есть икона, то несколько веток надо обязательно разместить рядом со святым ликом. Так мы усиливаем полезное действие вербы и к тому же подзаряжаем домашнюю обстановку, настраиваясь на все самое доброе.

В такой прекрасный день лучше постараться уделить побольше времени своей семье. Почему бы не испечь вкусную домашнюю сдобу? Ведь, пожалуй, не найти запаха уютнее, чем тот, который идет от горячих булочек. Кстати говоря, на Руси пекли мучные шарики (как колобки) и прятали в некоторые из них почки вербы. Дети могут оценить это веселье и сегодня - попробуйте сыграть с ними в эту интересную игру.

Для тех, кто соблюдает пост, в такой день разрешается небольшое послабление: можно употреблять рыбные блюда, а еще – немного хорошего красного вина (например, церковного кагора). Конечно, не стоит устраивать пышные застолья и тем более злоупотреблять спиртным. Ведь смысл праздника – в приятном семейном общении, воспоминаниях о Спасителе, который уже совсем скоро, ровно через 7 дней, воскреснет. Ну а это, как говорится, уже другая история.

Вход Господень в Иерусалим (Неделя ваий, Вербное воскресение ) - праздник, который совершается в шестое воскресенье и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим. Праздник этот переходящий, то есть дата его каждый год меняется и зависит от . С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица - последняя и самая важная часть Великого поста.

Вербное воскресенье в 2018 году 1 апреля

Вербное воскресение. Событие праздника

Торжественному входу Господа в Иерусалим предшествовало чудо воскрешения Лазаря из Вифании. Трогательный рассказ об этом событии мы находим в Евангелии от Иоанна. Когда Лазарь заболел, его сестры Марфа и Мария тотчас же послали сказать об этом Спасителю. Лазарь вскоре умер и был похоронен, и только спустя четыре дня Господь пришел в Вифанию. «Господи, если бы ты был здесь, не умер бы брат мой!», - сказала Марфа. Спаситель ответил, что Лазарь воскреснет, и пошел к пещере, где тот был похоронен. Когда отвалили камень, Господь помолился, и затем громким голосом воззвал: «Лазарь, иди вон!» И опутанный погребальными пеленами Лазарь вышел из гроба, в котором пролежал четыре дня.

Господь и раньше воскрешал умерших, вскоре после смерти. Но это чудо особенно потрясло всех присутствовавших, ведь от умершего уже исходил запах тления, он был погребен и несколько дней пролежал во гробе. Многие, видевшие и слышавшие об этом событии, уверовали во Христа.

Когда на следующий день Спаситель вошел в Иерусалим, где перед праздником ветхозаветной Пасхи собралось множество паломников, Его встречали как победителя. Книжники и первосвященники, искавшие малейшего повода, чтобы убить Исуса Христа, хотели умертвить и воскрешенного. Лазарь скрылся и впоследствии был первым епископом Кипра. Он прожил еще 30 лет.

Вход Господа в Иерусалим, его торжественную встречу описывают все четыре Евангелиста. Ученики по повелению Господа привели к нему ослицу и молодого осла, на которого постелили свои одежды, и Он сел поверх них. Множество народа, узнавшего о великом чуде, встречали Спасителя: постилали на дорогу свою одежду, другие клали срезанные ветви. Сопутствующие и встречающие громко восклицали:

Осанна Сыну Давыдову! Благословен Грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!

Ослица и молодой осел, еще не ходивший под седлом, символизировали ветхозаветный Израиль и язычников, которые также уверовали во Христа. Евангелисты обращают внимание, что Исус Христос, как Сын Давыдов, въезжает в Иерусалим на молодом осле, как и Давыд после победы над Голиафом.

Народ встречал Христа как победителя и триумфатора, но Господь шел в Иерусалим не для земной власти, не для того, чтобы освободить евреев от власти захватчиков-римлян. Он шел на страдания и крестную смерть. С Вербного воскресенья начинается Страстная седмица. Пройдет всего несколько дней, и вновь соберется множество народа. Но на сей раз толпа будет кричать: «Распни, распни Его!»

Вербное воскресение. История праздника

Праздник Входа Господня в Иерусалим известен с первых веков христианства. Уже в III веке его упоминает в своем поучении святитель Мефодий Патарский. Святые отцы Амвросий Медиоланский и Епифаний Кипрский, жившие в IV веке, в своих проповедях говорят о том, что праздник совершается торжественно, множество верующих идут в этот день торжественным крестным ходом с ветвями в руках. Поэтому праздник получил и другое название - Недели ваий или цветоносной. На Руси как раз в это время распускаются пушистые сережки. Отсюда и народное название праздника - Вербное воскресенье . В этот день разрешается пища с рыбой. Накануне, в Лазареву субботу, принято вкушать икру.

Вход Господень в Иерусалим. Праздничное богослужение

В стихерах празднику прежде всего указывается на смирение Спасителя, скромно шествующего на бессловесном жеребенке, и содержится призыв к верующим встречать Грядущего ликующим пением: «Благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних ». Тексты православной службы не просто описывают события, происходившие в Иерусалиме две тысячи лет назад, но и показывают нам их значение, в частности, исполнение ветхозаветных пророчеств. В первой паремии (Быт. XLIX, 1-2, 8-12) содержится пророчество патриарха Иакова сыну Иуды о том, что из его рода будут происходить цари до тех пор, пока не явится Примиритель (т.е. Господь Исус Христос); во второй паремии (Софонии III, 14-19) пророчествуется о торжестве Сиона и ликовании Израиля, потому что среди них находится Господь, Царь Израилев. В третьей паремии (Захарии IX, 9-15) предсказы­вается о торжественном входе Исуса Христа в Иерусалим на молодом осле:

Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий; Он кроток и восседает на подъяремной и осленке молодом.

В каноне изображается радость истинного Израиля, удостоенного быть свидетелем Царского входа Господня в Иерусалим, и злоба книжников и фарисеев и первосвященников иудейских, с какою они смотрели на торжество Сына Давыдова. Все живущее призывается прославить Господа, идущего на вольные и спасительные страдания.

————————

Библиотека Русской веры

Вечернее богослужение имеет особенность, отличающую этот праздник от прочих: после Евангелия священник читает молитву над вербой, в которой вспоминается голубь, принесший Ною ветвь маслины, и дети, которые с ветвями встречали Христа со словами: «Оса́нна в вы́шних! Благослове́н гряды́и во́ имя Госпо́дне ». Приложившись к Евангелию, молящиеся получают от священника несколько ветвей освященной вербы и всю оставшуюся службу держат их в руках вместе с горящими свечами. Вернувшись домой, верующие помещают вербу рядом с иконами. Прошлогодние «букетики» не принято выбрасывать, их сжигают или опускают в реку.

В Апостоле (Фил. IV, 4,-9) верующие призы­ваются к кротости, миролюбию, молитвенному настроению и верности учению Христову. В Евангелии повествуется о входе Господнем в Иерусалим (Иоанна XII, 1-18) и о вечери в Вифании.

Тропарь праздника объясняет нам духовный смысл торжественного входа Господа в Иерусалим:

Џ бщее воскRсeніе прeжде своеS стрaсти ўвэрsz, и3з8 мeртвыхъ во€дви1глъ є3си2 лaзарz хrтE б9е. тёмъ же и3 мы2 ћкw џтроцы, побёдныz џбразы носsще, тебЁ победи1телю смeрти вопіє1мъ, nсaнна в8 вhшнихъ блгcвeнъ грzдhи во2 и3мz гDне.

Русский текст

Всеобщее воскресение прежде Твоих страданий удостоверяя, из мертвых Ты воздвигл Лазаря, Христе Боже. Потому и мы, как дети, нося символы победы, говорим Тебе - Победителю смерти: осанна в вышних! Благословен идущий во имя Господне!

Кондак празднику. Церковно-славянский текст:

Н а пrт0лэ нa нб7си, на жребsти на земли2 носи1мь хrте б9е, t ѓнGлъ хвалeніе, и3 t дэтє1й воспэвaніе пріимaше, зовyщихъ ти, бlгословeнъ є3си2 пришeдыи ґдaма во€дви1гнути.

Русский текст

Христе Боже, носимый на престоле, а на земле на осленке, Ты, принял воспевание от детей и хвалу от Ангелов взывающих: «Благословен Господь, Идущий вызвать (из ада) Адама».

«Шествие на осляти»

В XVI–XVII вв. на Руси в Москве, Великом Новгороде и других больших городах существовал обычай совершать крестный ход в день праздника особенным образом. В Москве торжественный крестный ход направлялся из Успенского собора Кремля к собору Покрова на Рву (храму Василия Блаженного), один из приделов которого был освящен во имя входа Господня в Иерусалим. Патриарх ехал на молодом осле, которого вел под узцы царь. Чаще всего «осел» был символическим - конь светлой масти.

На Руси этот обычай возник не самостоятельно, а был заимствован у греков. В Константинопольской церкви «шествие на осляти » было известно еще в IX–X вв. Самое раннее русское свидетельство такого обычая имеется в расходных книгах Софийского собора Великого Новгорода за 1548 год. Новгородский наместник водил осла, на котором сидел архиепископ. Процессия шла из Софийского собора до Входоиерусалимского храма и назад. Известно, что такая церемония проводилась в XVII веке также в Ростове Великом, Рязани, Казани, Астрахани и Тобольске. В конце XVII века обычай был упразднен.

Вербное воскресение в народных традициях

К Вербному воскресенью были приурочены некоторые народные обряды и обычаи. Крестьяне во время утрени молились с освященной вербой и, придя домой, глотали вербные почки для того, чтобы предохранить себя от болезни и прогнать всякую хворь. В этот же день женщины пекли из теста орехи и давали их для здоровья всем домочадцам, не исключая и животных. Освященную вербу берегли до первого выгона скота (23 апреля), причем всякая благочестивая хозяйка выгоняла со двора скот непременно вербой, а самую вербу затем или «пускали на воду», или втыкали под крышу дома. Это делали с той целью, чтобы скотина не только сохранилась в целости, но чтобы и домой возвращалась исправно, а не блуждала бы в лесу по нескольку дней.

Русский историк и этнограф второй половины XIX века М. Забылин в книге «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» так описывает традиции Вербной недели.

«Вербная неделя , или неделя Ваий, у нас оживляется чисто праздником начала весны; верба или ветла, не давшая еще листьев, цветет и тем как бы заявляет, что наша северная природа скоро наградит нас и все живущее на земле новыми благами. Самый праздник Воскрешение Лазаря служит символом возобновления, оживления могущественной природы. На Вербной неделе в столицах учреждены детские базары, где торгуют преимущественно детскими игрушками, вербами, цветами и сластями, как бы в ознаменование того, что маленькие дети встретили весну своей жизни и должны радоваться в этой жизни, а смотря на игрушку, изучать на ней суть своего будущего, так как каждая игрушка есть наглядная грамота, наглядное учение, развивающая дальнейшее понимание в ребенке, сближающее его с= жизнью и развивающее его мыслительность через наглядность, сравнение действия и образов. В Лазареву субботу все допускают употребление в пищу икры, постных блинов и разного кухонного печения.

В Вербное воскресенье, возвратясь из церкви с освященными прутьями вербы, деревенские бабы хлещут ими своих ребят, приговаривая: «Верба хлест, бей до слез! » В Нерехте крестьянки пекут барашки в Вербное воскресенье, и когда придут из церкви, то этими барашками кормят скотину, а вербу втыкают в сельнике у св. икон и берегут ее круглый год до Георгиева дня. Это обыкновение сохраняется во многих губерниях. Известно, что у нас первый весенний выгон скота начинается с Георгиева дня. Крестьяне в этот день берут годовалую вербу, мочат в святой воде, окропляют ею скот на дворе и потом этою вербою хлещут скотину, приговаривая: «Господь, благослови и здоровьем награди! » А иногда просто: «Благослови тебя, Господи, и будь здорова »… и с вербою в руках доводят до места пастбища. Освященная верба уважается высоко и обыкновенно сохраняется у русского благочестивого народа за образами в течение целого года. В некоторых губерниях вербу, освященную в Вербное Воскресенье, употребляют как симпатическое средство и кладут в пойло больным коровам или телятам».

Вход Господень в Иерусалим. Иконы

Изображения едущего на осляти Спасителя известны уже в раннехристианском искусстве. Практически все образы Входа Господня в Иерусалим имеют общую композиционную схему, однако значительно разнятся в деталях. Христос, благословляющий правой рукой, восседает на осле, Его сопровождают два беседующих меж собой апостола. Один из них по устойчивому иконографическому типу определяется как Петр, тогда как второй апостол, довольно юный, может быть Фомой, Филиппом или Иоанном. В нижней части композиций изображаются дети, радующиеся пришествию Спасителя. Непременным элементом иконографии праздника является изображение Елеонской горы.

Значительное изменение в иконографии Входа Господня в Иерусалим происходит в XIV - начале XV века. Теперь Спаситель чаще всего представлен в сложном ракурсе - оборачивается назад, к апостолам. Рассматриваемая поза Христа присутствует на иконах из праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля, Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря, иконах-таблетках из Новгорода и многих других.

В псковских образах XVI века Спаситель представлен сидящим ногами вперед, а левое плечо повернуто на зрителя так, что Он въезжает в Иерусалим почти что спиною вперед.

Храмы в честь Входа Господня в Иерусалим

Во многих старинных городах храмы в честь Входа Господня в Иерусалим были построены в XIV–XV вв. До нашего времени сохранились в основном в перестроенном виде. Так, храм в Великом Новгороде, построенный в 1336 году владыкой Василием, был разобран «за ветхостью» в 1759 году. Тогда же началась постройка нового собора по проекту архитектора Растрелли. Здание сохранилось до наших дней, в нем располагается лекторий.

Часто храм был не самостоятельным, а считался приделом главного городского собора, даже если стоял отдельно. Возможно, это связано с чином «шествия на осляти»? Со временем появления и распространения этого обычая на Руси совпадает и постройка храмов в честь Входа Господня в Иерусалим или приделов в Москве (западный придел храма Василия Блаженного), Рязани, Кашине, Казани, Суздале и других городах.

Настоятелем собора Юрьевца Поволжского (ныне Ивановская область) был протопоп . Правда, служил там недолго, всего восемь недель. Новый протопоп был настолько строг с паствой, пытаясь исправить людей, привыкших к распутной жизни, что избили его чуть не до смерти! Воевода выставил охрану вокруг дома и не позволил довершить расправу. Мятеж не унимался, и протопоп Аввакум вынужден был бежать в Кострому, а затем в Москву, где служил впоследствии в Казанском соборе на Красной площади. А собор в честь Входа Господня в Иерусалим в Юрьевце был в XVIII веке перестроен и сохранился до нашего времени.

Старообрядческих храмов, освященных в честь этого праздника, не имеется.

@rotaru__omeljulia

Праздник Вербное воскресенье входит в число самых важных церковных дат. Это двунадесятый праздник, который совершается в шестое воскресенье Великого поста и установлен в воспоминание торжественного входа Господня в Иерусалим.

В 2019 году его отмечают 21 апреля, за неделю до празднования Пасхи, которая приходится на 28 апреля.

Вербное воскресенье любимо и почитается всеми верующими. Праздник имеет интересную историю и сопровождается различными традициями и обрядами - как церковными, так и народными.

Значение вербного воскресенья

Для православных христиан этот праздник, согласно Святому Писанию, означает Вход Господень в Иерусалим, где люди его встречали как будущего Царя и Спасителя.

В знак приветствия они устилали путь Иисуса пальмовыми ветками, которые в изобилии растут в южных странах - Израиле, Италии, Испании.

В России в это время года еще нет зеленеющих деревьев, поэтому появилась традиция заменять пальмовые листья ветками вербы, которая первая в году пробуждается от зимнего сна и ближе к Пасхе раскрывает свои пушистые почки.

Поэтому в русской традиции и по церковным канонам Вербное воскресенье означает победу Христа над смертью и адом, а верба - самое живучее дерево - является символом этого праздника.

История праздника

Накануне въезда в Иерусалим Христос узнал о том, что 4 дня назад умер его друг Лазарь. Господь поспешил к пещере в Вифании, где погребли усопшего. Сестра покойного Марфа посетовала, что Иисуса не было рядом в этот момент.

Но для Бога нет ничего невозможного. Он попросил открыть пещеру, вознес молитву и повелел покойнику воскреснуть. Через минуту Лазарь, живой и невредимый, вышел из склепа.

Весть об этом разнеслась по окрестностям, и народ стал встречать Иисуса как Спасителя.

Праздник церковь ввела в IV в., на Руси он появился в X в. в Великом Новгороде и стал называться Вербным воскресеньем.

Народные традиции, обычаи и приметы

Главная народная традиция в Вербное воскресенье - легонько стегать своих близких, родственников и особенно детей ветками освященной вербы. Делать это нужно с добрыми мыслями и пожеланиями здоровья. Считается, что таким образом на целый год вперед отгоняются все болезни и недомогания.

До сих пор существует традиция, когда почки свяченой вербы используются в качестве средства от бесплодия. Народная примета гласит, что если женщина, у которой долго нет детей, съест несколько почек вербы, которая освящена в церкви и запьет их святой водой с молитвой к Господу, то это поможет ей забеременеть. Поверье существует несколько столетий.

В некоторых источниках народной мудрости рекомендуется изготавливать из свяченой вербы амулеты. Юношам такие талисманы дают смелость, отвагу, физическое здоровье, а для девушек они нужны, чтобы быстро и удачно выйти замуж и родить большое здоровое потомство.

Считается, что если перед дальней дорогой или каким-нибудь важным делом съесть несколько почек, то человека на его пути и в деле будет ждать только успех.

Некоторые народные приметы советуют в этот день заниматься уходом за комнатными растениями. Можно их пересаживать, подрезать и начинать культивировать новые цветы. Считается, что, если посадить в этот день денежное дерево, оно обязательно принесет в дом благополучие и достаток.

По погоде, стоящей в этот день, определяют, какой будет урожай. Прогнозы основаны на многолетних наблюдениях за климатом. Так, если в это воскресенье идет дождь или снег в северных областях, то можно ожидать богатого урожая. Напротив, если нет осадков, то и лето тоже будет засушливым и бесплодным.

Церковные традиции

По церковным канонам вход Господень в Иерусалим - не только праздник, связанный с освящением вербы, но и воспоминание о том, что начинается страстная седмица, в конце которой Иисус Христос будет распят на кресте. В это время глубоко верующие православные христиане должны соблюдать строгий пост, усиленно молиться, поэтому запрещены различные увеселительные мероприятия и пышные банкеты.

В этот день нужно обязательно, отложив все дела, прийти в храм всей семьей. Но не только для того, чтобы освятить вербу, а и с целью послушать службу и проповедь, помолиться, а лучше исповедаться во всех грехах и причаститься Святых Христовых тайн.

В этот день в храме проводится особенная служба, во время которой не просто описываются события, происходившие в Иерусалиме 2000 лет назад, но и показывается их значение, в частности исполнение ветхозаветных пророчеств об Иисусе Христе как о Спасителе человечества.

Для постящихся это воскресенье является долгожданным днем, т. к. разрешены блюда с рыбой. Также можно добавлять в еду растительное масло и выпить немного красного сухого вина. Поэтому священники советуют устроить семейный обед, перед которым совместно с детьми сотворить молитвы к Господу и Пресвятой Богородице.

Что нельзя делать в этот день

Большим грехом в этот день считаются различные гадания, волхвование, предсказания судьбы. Церковь отрицательно относится к подобным действиям, считая, что они спровоцированы дьяволом и идут вразрез с христианскими верованиями.

Неуместны в этот день различные увеселительные мероприятия, употребление крепкого алкоголя, народные гулянья. Лучше остаток дня после посещения храма провести в молитвах, духовных размышлениях и мысленной подготовке к предстоящей Страстной седмице.

Почему именно ветки вербы связаны с этим праздником

Верба - это дерево, которое первое просыпается после зимней спячки. В то время как на других деревьях еще нет зеленой листвы, она уже распускает свои первые почки. Поэтому в церковной русской традиции было решено использовать вместо пальмовых листьев, которые растут в южных странах, ветки вербы как символ победы жизни над смертью. Освященные букеты с пушистыми почками в течение года хранят у домашних икон, а через год меняют на новые.

Когда нужно освятить вербу

В храмах святят вербу во время праздничной литургии, верующие в этот момент стоят с горящими свечами и букетиками в руках. В некоторых церквях прихожане могут получить из рук батюшки уже освященные прутики, но в большинстве случаев их нужно принести с собой, нарезав накануне. По некоторым поверьям, собирать вербу лучше самостоятельно по берегам рек, а не покупать ее у случайных лиц. Не нужно нести в церковь объемистый букет - достаточно нескольких веток.

Сколько хранить в доме

Чаще всего вербу, освященную в церкви, хранят весь год возле икон. На следующий год принято менять ее на свежий пучок. Старый ни в коем случае нельзя просто выбрасывать. Им обметают все углы, пороги, окна, благодарят за службу, а потом его необходимо сжечь, а пепел бросить в природный водоем с проточной водой, в крайнем случае спустить в канализацию.

В деревнях до сих пор старую свяченую вербу скармливают домашним животным для улучшения плодовитости и как защиту от болезней.

Однако, если нет возможности освежить букет, можно его не утилизировать, поскольку он, как и святая вода, не теряет своих свойств длительное время.

Поздравления с Вербным воскресеньем

Поздравляя кого-то из близких или знакомых с этим праздником, нужно слегка постучать ему по телу веточкой вербы со словами: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни, и таким же богатым, как земля». Главное - нужно делать это с искренним желанием благополучия.

Можно от души поздравить близких такими словами: «Поздравляю вас с Вербным воскресеньем! От всего сердца желаю здоровья всем членам вашей семьи, мира вашему дому и светлой весны! Пусть все несчастья и горести обойдут вас стороной, и только радость и добро найдут к вам дорогу!»

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх