Воспитание толерантного человека.

  • 2. Классические концепции воспитания
  • 3. Современные концепции воспитания
  • Системно-функциональная модель педагогической деятельности (по н. М. Таланчуку)
  • Глава 3. Организация воспитательного процесса в школе
  • 1. Динамика воспитательного процесса
  • 2. Виды воспитательного процесса
  • 3. Воспитательная работа.
  • Глава 4. Воспитательные системы и их развитие
  • 1. Что такое воспитательная система?
  • 2. Развитие воспитательной системы школы
  • 3. Методика созданий воспитательной си­стемы школы
  • Глава 5 закономерности и принципы воспитания
  • 1. Закономерности процесса воспитания школьников
  • 2. Принципы воспитания
  • Глава 6 педагогическое взаимодействие в воспитании
  • 1. Сущность и структура взаимодействия
  • 2. Типы взаимодействия
  • Типы взаимодействия
  • 3. Развитие взаимодействия педагогов и учащихся
  • 4. Условия, влияющие на взаимодействие педагогов и детей
  • Глава 7 самовоспитание как процесс и результат воспитания
  • 1. Сущность процесса самовоспитания
  • Системно-функциональная модель самовоспитания личности
  • 2. Стимулирование самовоспитания как пе­дагогическая задача
  • 3. Диагностика готовности детей к самовос­питанию
  • Глава 8 содержание воспитания
  • 1. Многоаспектность содержания воспита­ния школьников
  • 2. Развитие сущностных сфер человека
  • 3. Формирование готовности школьников к социальным отношениям
  • Системно-ролевая модель формирования личности (по н. М. Таланчуку)
  • 4. Формирование базовой культуры лич­ности
  • Глава 9 воспитание патриотизма и культуры межнационального общения
  • 1. Патриотическое воспитание молодёжи
  • 2. Воспитание культуры межнационально­го общении
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости
  • 4. Методика воспитания толерантности и культуры межнационального общения
  • Глава 10 методы и приемы воспитания
  • 1. Что такое метод воспитания?
  • 2. Классификации методов воспитания
  • Классификация методов воспитания
  • 3. Приемы воспитания
  • 4. Выбор методов и приемов воспитания
  • Глава 11 коллектив как объект и субъект воспитания
  • 1. Понятие коллектива
  • 2. Реализация воспитательных функций коллектива
  • 3. Развитие детского самоуправления
  • 4. Сотрудничество педагогов и учащихся как фактор развития детского самоуправ­ления
  • Глава 12 формы воспитания
  • 1. Понятие «форма воспитательной работы»
  • 2. Классификация форм воспитательном роботы
  • 3. Проблема выбора форм
  • 4. Диалоговые формы воспитания
  • Сравнительные характеристики обычных разговоров учителя и учеников и дискуссии
  • 5. Формы коллективной творческой дея­тельности
  • 6. Игра в воспитательном процессе
  • 7. Изучение эффективности и анализ фор­мы воспитательной работы
  • Глава 13 функции и направления деятельности классного руководителя
  • 1. Вариативность классного руководства
  • 2. Функции классного руководителя
  • 3. Направлений деятельности классного ру­ководителя
  • 4. Взаимодействие классного руководите» и семьи ученика
  • 5. Классный руководитель и педагогический коллектив
  • 6. Классный воспитательный час
  • 7. Анализ и планирование работы клас­сного руководителя
  • Раздел плана работы классного руководителя
  • I. Коллективный анализ и целеполагание воспитатель­ной работы с привлечением родителей, учащихся, учите­лей класса.
  • III. Составление предварительного варианта плана ра­боты классного руководителя с учетом воспитательных и организационно-педагогических задач.
  • IV. Коллективное планирование работы в ученическом и родительском коллективах с привлечением учителей, организованное классным руководителем.
  • V. Составление плана классного руководителя, конкре­тизация его предварительного варианта, внесение коррек­тивов с учетом материалов коллективного планирования.
  • 1. Воспитательный процесс в сельской школе
  • 2. Организация воспитательной работы
  • 3. Особенности организации воспитательного процесса в учреждениях дополнитель­ного образования детей
  • 4. Воспитание в детских объединениях и организациях
  • Глава 15 взаимодействие школы и семьи в воспитании детей
  • 1. Воспитательные функции семьи
  • 2. Педагогические основы взаимодействия школы и семьи
  • 3. Содержание и формы совместной дея­тельности школы и семьи
  • 4. Формы взаимодействия педагогов и родителей
  • 3. Воспитание толерантности и веротерпи­мости

    Основным принципом в общении между людьми должны стать терпимость, причем терпимость не пассивная, а ак­тивная, когда люди настойчиво ищут не то, что их разъеди­няет, а то, что объединяет.

    Людям свойственны разные воззрения и интересы (соци­альные, экономические, национальные, вероисповедные). В этой связи терпимость (толерантность) становится осно­вой цивилизованных отношений между людьми. Особенно она важна сегодня в России, когда мы переживаем период радикальных трансформаций, переоценки ценностей, воз­никновения полярных по своим убеждениям партий, рас­слоения общества.

    Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, об­щества в целом. Она полностью соответствует тем гумани­тарным задачам, которые ставит перед нами новый век в новом тысячелетии.

    Мы знаем, что различных людей следует воспринимать такими, какие они есть - со своими обычаями, традиция­ми, стереотипами поведения. Людям следует помогать, ибо помощь слабому - это наш долг, причем в первую оче­редь - перед своей совестью.

    Однако в реальной жизни, в обыденном мнении часто со­здается негативное отношение к тем или иным группам лю­дей, проявляется агрессивность.

    Толерантность означает уважение, принятие и правиль­ное понимание богатого многообразия наших форм само­выражения и способов проявления человеческой индиви­дуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии.

    Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Оно представляет установку на определенный тип отношений, который проявляется в личностных действиях человека.

    Толерантность - реализуемая готовность к осознан­ным личностным действиям, направленным на достиже­ние гуманистических отношений между людьми и группа­ми людей, имеющими различное мировоззрение, разные ценностные ориентации, стереотипы поведения.

    Толерантность - интегрированное качество. Если оно сформировано, то и проявляется во всех жизненных ситуа­циях и по отношению ко всем людям. В то же время опыт показывает, что человек может быть толерантным в от­ношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относится к людям другой веры или националь­ности. В этой связи, на наш взгляд, можно говорить о меж­личностной, социальной, национальной толерантности и ве­ротерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к конкретной группе, обществу; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере.

    Проявление толерантности, которое равнозначно уваже­нию прав человека, не означает терпимого отношения к со­циальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же пра­во за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению,

    речи, поведению и ценностям, но обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также оз­начает, что взгляды одного человека не могут быть навяза­ны другим.

    Толерантность является структурным компонентом лич­ности и затрагивает все сущностные сферы человека.

    Актуальность воспитания толерантности обусловлена теми процессами, которые тревожат как мировую обще­ственность, так и российское общество. Прежде всего это рост различного рода экстремизма, агрессивности, расши­рение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Эти со­циальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойственен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных со­циальных проблем.

    Сегодня решение задачи воспитания толерантности дол­жно пронизывать деятельность всех социальных институтов и в первую очередь тех, кто оказывает непосредственное воз­действие на формирование личности ребенка. Педагоги ча­сто сталкиваются с неблагоприятным воздействием сте­реотипного мышления членов семьи, антисоциальных норм неформальных объединений, «героической» агрессивности, пропагандируемой средствами массовой информации.

    Школа имеет большие возможности для воспитания у детей толерантности. Они могут быть реализованы в процессе как учебной, так и внеучебной деятельности. Именно в школьном сообществе у ребенка могут быть сформированы гумани­стические ценности и реальная готовность к толерантному поведению.

    Основой толерантности является признание права на от­личие. Оно проявляется в принятии другого человека таким, каков он есть, уважении другой точки зрения, сдержанности к тому, что не разделяешь; в понимании и принятии тради­ций, ценностей и культуры представителей другой нацио­нальности и веры.

    В то же время терпимость вовсе не означает безразличия к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Если невозможно сразу и однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

    В рамках педагогического влияния на межнациональное общение необходимо говорить о воспитании межнациональ­ной толерантности, потому что она проявляется в отноше­ниях между представителями разных национальностей и предполагает способность видеть и строить межнациональ­ные отношения с учетом соблюдения интересов и прав вза­имодействующих сторон.

    В словаре «национальная толерантность» трактуется как «специфическая черта национального характера, духа на­родов, неотъемлемый элемент структуры менталитета, ори­ентирующий на терпимость, отсутствие или ослабление реакции на какой-либо фактор в межнациональных отно­шениях». Таким образом, межнациональная толерантность - это свойство личности, которое проявляется в терпимости к представителям другой национальности (этнической груп­пы) с учетом ее менталитета, культуры, своеобразия само­выражения.

    Межнациональная толерантность тесно связана с веро­терпимостью, которую также необходимо воспитывать у мо­лодого поколения. Сегодня часто бесцеремонно в духовную жизнь российских граждан вторгаются различные, в том числе и зарубежные, религиозные организации. Согласно ст. 14 Конституции РФ наше государство - светское, ни­какая религия не может устанавливаться в качестве госу­дарственной или обязательной. В другой статье (28-й) гово­рится, что «каждому гарантируется свобода совести веро­исповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедо­вать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».

    Таким образом, ст. 14 запрещает обязательность и го­сударственный характер религии, ст. 28 разрешает ее сво­бодно выбирать и распространять независимо от места жи­тельства или должности человека. Следовательно, это может делать и учитель школы. Тем более что в ст. 29 Конституции говорится о праве свободно искать, получать, производить и распространять информацию любым законным способом, о запрете цензуры. В то же время существует запрет на про­паганду религиозной нетерпимости или религиозного пре­восходства.

    Однако следует заметить, что не все религиозные объеди­нения заслуживают толерантного отношения, особенно когда речь идет о религиозных культах экстремистской направ­ленности. Некоторые из них, имеющие скандальную славу на Западе, зарегистрированы в нашей стране и пополняют свои ряды за счет российской молодежи. Деятельность этих орга­низаций должна рассматриваться с позиции их негативного влияния на семью, детей, молодежь. Здесь воспитывается человек, отвергающий родную семью, традиции, свой народ. Действительно, подобные обстоятельства усложняют де­ятельность педагогов по воспитанию веротерпимости у де­тей, однако очень многое зависит от каждого учителя, от его личной позиции в решении этой проблемы, от профес­сионализма в подходе к данному вопросу в учебной и вне-учебной работе.

    Как в этой связи относиться к преподаванию религии в школе? Вероятно, целесообразно детям давать знания о различных религиях, что позволит обеспечить свободный осознанный выбор религии или отказ от всех ее разно­видностей. Ознакомившись со всем культурным достояни­ем, ученик способен выработать в себе доброжелательное отношение к любому другому религиозному или мировоз­зренческому подходу.

    Можно предложить в плане воспитания у школьников ве­ротерпимости специальный курс по истории религий народов России, предусмотрев прежде всего изучение религии свое­го народа, затем ознакомление подростков с верованиями других этносов, проживающих в России. При этом важно, чтобы чужая вера освещалась как мировоззрение, составля­ющее основу национальной культуры, когда определяются, особенно на ранних этапах развития общества, ценностные ориентации, образ жизни и ментальность народа.

    Воспитание толерантности и веротерпимости является важнейшим элементом и условием формирования культу­ры межнационального общения.

    Введение

    Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена экономическими и политическими процессами в жизни страны.

    Нередко на почве этнокультурных различий в отношениях между людьми проявляются отчужденность, непонимание, агрессия. Формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Существенное значение, имеет воспитание толерантности с детства, и потому нам представляется необходимым разрабатывать соответствующие программы и методики, ориентированные на дошкольный возраст, для дошкольных образовательных учреждений.

    Может возникнуть вопрос: стоит ли вообще заниматься формированием толерантности у столь маленьких детей, так ли это необходимо и возможно, может, стоит подождать, когда дети подрастут? Опираясь на исследования в области детской возрастной психологии на этот вопрос можно ответить положительно.

    Толерантность не формируется сама по себе, уважение к другим народам нужно воспитывать с детства, с дошкольного возраста.

    Формирование толерантности у детей старшего дошкольного возраста в условиях работы дошкольного образовательного учреждения сегодня, в условиях отсутствия наработанных программ и методик, представляет собой процесс сложный, требующий больших эмоциональных затрат от педагогического коллектива, и в основном опирается на руководителей и воспитателей-энтузиастов. Разработка и внедрение таких программ - актуальная и важная задача нашей педагогики.

    Цель курсовой работы: «Рассмотреть условия формирования толерантности дошкольников и профилактика агрессивного поведения в ДОУ».

    Задачи курсовой работы:

    Изучить научно - методическую и специальную литературу о принципах формирования толерантности дошкольников;

    Изучить особенности форм и методов воспитания толерантного отношения в ДОУ;

    Разработать план конспект занятия в целях профилактики агрессивного поведения дошкольников;

    Сделать вывод по проделанной работе.

    Объект исследования: методика работы с родителями в рамках ДОУ.

    Предмет исследования: Формы работы дошкольных учреждений с родителями.

    Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области теории и методики воспитательной работы.

    Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

    Формирование толерантности у дошкольников в условиях современной системы образования

    Цели воспитания толерантности

    толерантность агрессивный воспитание учащийся

    Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Ведь терпение необходимо и в труде, и в общении. Терпение предполагает способность воздержаться от чего-либо ради сознательно принятой цели и мобилизовать все силы для её достижения. Без толерантности невозможно бесконфликтное взаимодействие людей, а значит и стран, государств, невозможен мир на земле и совершенствование условий жизни всего человечества. Воспитание терпения у детей является непременным условием формирования их воли и характера.

    Своё отношение к иному человеку начинает формироваться у ребёнка примерно с 4-х лет, основываясь на элементарных проявлениях общечеловеческих чувств и непредубеждённых знаниях. Проявления отношений осмеяние, передразнивание, опасения и т.д., в основе которых лежат следующие факторы:

    Детская непосредственность;

    Ограниченный жизненный опыт;

    Детская бестактность и т.д.

    Таким образом, проблему толерантности, можно отнести к воспитательной и начинать работу в этом направлении необходимо с дошкольного возраста, поскольку именно тогда закладываются ценностные основы мировоззрения.

    Цель воспитания толерантности - воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

    Достижение данной цели возможно при решении конкретных задач, которые объединены в два взаимосвязанных блока:

    1. Воспитание у дошкольников миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать.

    2. Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования.

    Сегодня основным связывающим звеном социализации ребёнка является его семья. Именно в семье ребёнок получает представление о мире и способах взаимодействия с ним. Современная семья существенно отличается от семьи предыдущих лет -- прежде всего своим культурным статусом и своей национальной неоднородностью. Для того, чтобы наладить взаимодействия с такими семьями и детьми, педагогам дошкольных учреждений требуется больше знаний о культуре того или иного народа, особая бережность в обращении с иноязычным ребёнком, большая тщательность в выборе средств и методов воспитания, чтобы не задеть национальные, религиозные чувства, учесть политические особенности представителей других культур.

    Одной из самых «больных» проблем в современном мире является проблема толерантности, с которой сталкиваются многие страны, выбравшие демократический путь развития. Во всём мире растёт число молодёжных группировок с националистическими взглядами, молодёжь не всегда могут правильно сориентироваться в оценке действий тех или иных сообществ, агрессивно навязывающих свои идеологические стандарты.

    Большую роль в погашении политической напряжённости и сглаживании отношений в обществе играет то, какие ценности будут привиты подрастающему поколению, какую идеологию будут транслировать им семья и средства массовой информации, каким методам отстаивания своих прав обучат детей взрослые. И именно в дошкольных учреждениях должно начинаться воспитание гражданственности и патриотизма. Именно дошкольное детство является начальным периодом для развития в ребёнке качеств, необходимых для его социализации в современном мире.

    Казахстан всегда был многонациональной страной, в которой переплелись множество культур, традиций, религий.

    Сегодня, как никогда для актуальной проблемы национальной безопасности и развитие цивилизованных форм решения этих конфликтов.

    Возрастает появление инокультурных браков -- союз молодых пар разных по этническим и социальным взглядам. Вероятность распада такой семьи существенно повышается при переезде на другое место жительство (в другую страну), особенно если один из супругов не имеет полноценной социальной или профессиональной деятельности, либо не знает языка этой страны.

    Особое место в данных обстоятельствах занимает проблема образования ребёнка и его адаптация в новой среде, выбора круга общения. Особенно трудно формируется толерантность к «другому», когда речь идёт о национальных и религиозных различиях. Не секрет, что биологический инстинкт неприятия и агрессии срабатывает по отношению к чему-то незнакомому, непонятному, «чужому»: не такой как я, значит, - «плохой», «неприемлемый». И шагом в процессе формирования сознания должно быть психологическое преобразование «чужого» - в «другого». Залогом такого преобразования и должно стать приближение к национальному миру других народов в разных его проявлениях.

    Чему же можно научить ребёнка в современной ситуации:

    Умение понимать и сохранять себя как уникальную личность и представителя определённой культуры;

    Умение уважать другого как уникальную личность и как представителя Другой культуры;

    Умение предотвращать, а при необходимости и решать возникающие конфликты.

    В образовательном учреждении, в отличии от семьи, намного легче формируется коммуникативное поле ребёнка: он знакомится с разными типами культур, учится выстраивать взаимодействие с представителями разных наций и осваивает роль представителя своей культуры. Специфика влияния образовательного учреждения состоит в обретении ребёнка «чувства МЫ».

    Знакомство детей с культурой и религией других народов можно осуществлять через посещение Этнографического музея, чтение произведений, игры, показ слайдов, видеороликов, иллюстраций, рассказы педагога о национальных и религиозных обрядах и традициях и многое другое.

    Главное, чтобы ребёнок понял, что все люди одинаковые, независимо от цвета кожи, веры и знания или незнания того или иного языка.

    Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания. Путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному уважению лежит в трех проекциях: 1. апеллировать к симпатическому пониманию, (Г.Г. Шпет), 2. Формирование эмпатии – М.М. Бахтин, путь к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет ведет в свою очередь к со-действию.

    Если человек толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен.

    Воспитание толерантности – это процесс воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям. Формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности. В этой связи, в воспитании толерантности выделяется два понятия: Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его. Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

    Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. оспитание как процесс взаимодействия, а не воздействия сопряжен с толерантностью - с терпением и терпимостью, но не всего, что угодно, а лишь того, что дает пищу для размышления и развития. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого. Однажды в Германии мне довелось общаться и жить в доме человека, который проявил огромную доброту, бескорыстие, но когда я неверно воспользовалась водой в душе, очень тактично и тонко поправил ошибку. Эта ситуация запомнилась, но оставила в недоумении. Дождавшись удобного момента, я задала вопрос о том, почему ему приходится экономить воду, будучи столь богатым человеком? Он ответил очень ясно и убежденно, что запасы пресной воды на планете ограничены и если каждый из нас не будет заниматься самоограничением, это скажется на качестве жизни других людей. «Ведь кому-то может не хватить, если я что-то использую чрезмерно». Думаю, что он преподал хороший урок. Во всяком случае, хочу сказать, что размышляя над этим, я все больше начинала понимать, что значит стимулировать процесс осознания, дав образец собственного поведения. Признаться честно, по возвращении из Франкфурта я долго следила за собой, боясь бросить бумажку в неположенном месте, оставить непогашенным свет, вовремя отремонтировать кран, чтобы вода не расходовалась впустую, и т.д. Постепенно кое-что стало получаться автоматически. Сформировалась установка.



    Воспитание толерантности через образцы нравственных поступков

    Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. О том, что обществу необходимы образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки, пишет Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем… Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением» .

    Сам термин «толерантность» как дозволение, уступка сначала только в вопросе религиозной свободы, как допущение иного появляется в Европе уже во второй половине XVI века, хотя этому предшествовал значительный по времени этап вызревания и осознания феномена толерантности.

    Моделью толерантных отношений в современном понимании, по мнению французского исследователя М. Конша, является такое сообщество, в котором господствуют интеллектуальная свобода и абсолютная терпимость к любому мнению. Толерантность - «...это взаимная свобода, которую люди используют, чтобы верить и говорить то, что им кажется истиной, таким образом, что выражение каждым своих верований и мнений не несет никакого насилия, но, напротив, совместно с сущностью мира». Оно включает уважение человеческого достоинства, которое не допускает рассмотрения человека в качестве средства. Толерантность Р.В. Брислайн рассматривает как качество личности, которое противопоставляется стереотипности и авторитаризму. Оно считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Излишне упрощая явления окружающего мира, люди, не обладающие толерантностью, проявляют категоричность, оказываются неспособными к изменениям.

    В связи с этим выделяются два аспекта толерантности:

    Внешняя толерантность (к другим) - убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учетом разных факторов;

    Внутренняя толерантность (как гибкость, как отношение к неопределенности, риску, стрессу) - способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия. Основная цель воспитания толерантности: 1.содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей; 2.способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

    Личность формируется под влиянием осознания себя полноценным человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

    Одним из способов достижения толерантных отношений друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.

    Подходы к воспитанию толерантности: Личностно-ориентированный: признание права каждой личности на свободу, самоопределение, индивидуальность и самовыражение; признание и выполнение своих обязанностей перед собой и другими; опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера; индивидуальный подход Деятельностный: опора на активность, сознательность и самостоятельность; ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого человека; обеспечение субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов; построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение. Обучение правам человека и воспитание толерантности – процесс взаимосвязанный, т.к. толерантность (терпимость) - это особая ценность прав человека, она утверждает уважение к чужому мнению, к различным формам самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантность вытекает из факта уважения прав других людей. Она вырастает из убеждения, что все свободны иметь собственное мнение, веру, свободны от предрассудков, каждый вправе критиковать мысли и действия других людей и власти, а также внимательно прислушиваться к критике. Она неразрывна с признанием за каждым права на творчество, на культурную самобытность, свободный выбор нравственности, с правом иметь индивидуальный облик, вести собственный образ жизни. Обучение правам человека выполняет важные образовательные и воспитательные функции: философско-культурологическая, которая направлена на преодоление узконационального мышления, предрассудков и стереотипов по отношению к другим народам и их культурам; образовательно-правовая, смысл которой в повышении правовой культуры учащихся путем расширения знаний не только национальных, но и международных правовых норм, элементов правоотношений и правовых институтов, формирование умения творчески использовать эти знания для решения социально-правовых проблем. воспитательно-формирующая, ориентированная на глубокое восприятие и осмысление прав человека, представлений, оценок, требований, личностного отношения и преобразования их в устойчивые убеждения и прочные навыки сознательного гуманного поведения; психолого-развивающая, которая в процессе усвоения прав человека пробуждает и совершенствует интерес к себе, к своему внутреннему миру, к познанию своего «я», системе потребностей, интересов, установок, что составляет психологическую основу самовоспитания и самосовершенствования; коррекционная, которая направлена на диагностику отклоняющегося поведения (агрессивность, насилие, нетерпимость, жестокость) и его коррекцию психолого-педагогическими средствами.

    Литература:

    1.Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности //

    Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

    2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

    4.Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000. С.7.

    5. Толерантный человек: как его воспитать? // Народное образование, №6, 2001. - с. 152-156.

    «Теория и методика воспитания толерантности в начальном, среднем и профессиональном образовании и образовательной области технологии»


    Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития (этику и стратегию ненасилия, идею терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам, идею диалога и взаимопонимания, поиска взаимоприемлемых компромиссов и т.п.).

    «Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира», – так говорится в Декларации принципов толерантности, принятой генеральной Конференцией ЮНЕСКО в 1995 году.
    Толерантность – это миролюбие, терпимость к этническим, религиозным, политическим, конфессиональным, межличностным разногласиям, признание возможности равноправного существования «другого»

    Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство, а активная жизненная позиция на основе признания иного.

    2003 год был объявлен ЮНЕСКО годом толерантности. Это объяснимо, ибо события, происходящие в мире, часто носят характер межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

    Президентом России В.В. Путиным разработана программа «Воспитание молодого поколения в духе толерантности». Программа направлена на формирование толерантного сознания и профилактики национального экстремизма, в том числе, антисемитизма в гражданском обществе.

    Таким образом, проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

    Действительно, образовательная деятельность является главным средством развития толерантности в обществе, как отмечается в «Декларации принципов толерантности UNESCO, 1995». Основой, фундаментом толерантности в самом широком понимании является индивидуальный уровень, так как эта индивидуальная добродетель содержит в себе все прочие аспекты бытия толерантности (цивилизационная, этническая, социальная формы).

    На мой взгляд, формирование таких качеств, как признание человеком другого, принятие, понимание облегчило бы решение проблемы воспитания толерантности.

    Признание - это способность видеть в другом именно другого, как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения.

    Принятие - это положительное отношение к таким отличиям. Понимание - это умение видеть другого из нутрии, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и его.

    Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

    На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

    Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 - 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

    На мой взгляд, воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом и с учителем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам.

    Ориентация педагога на постижение смыслов поведения и поступков детей означает, что в воспитательной деятельности на первый план выходят задачи понимания ребенка.

    Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд, должно осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".

    Мероприятия, в которых принимают участие родители, служат хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи, объединивших свои усилия в учебном процессе, направленном на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию.

    Путь к толерантности – это серьезный эмоциональный, интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на основе изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.

    В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в свою очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к толерантности, пониманию, а путь к толерантному взаимодействию, пониманию взаимному. Здесь можно апеллировать к симпатическому пониманию, которое исповедовал Г.Г. Шпет, сочувственному (эмпатическому) – М.М. Бахтин, к пониманию через со-мышление – В.Ф. Гумбольдт, что ведет к со-действию.

    Если педагог толерантен, он уверен, открыт, недирективен, доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставникаю.

    Можно выделит две группы методов понимания:
    1. Методы интерпретации. При интерпретации педагогом поведения ребенка исходной позицией является признание ребенка, уважение его «самости», индивидуальности, понимание того, что его поведение имеет для него самого субъективный, аутентичный смысл.
    2. Методы, помогающие педагогу постичь внутренний мир ребенка в его своеобразии и целостности, проникнуть в глубину его переживаний, опираясь на чувства исследователя и интуицию. Данный подход связан с процессом развертывания человеческого отношения одного человека к другому, что предполагает толерантное, со-участное отношение, эмпатийное, а значит, на основе диалога.

    Воспитание толерантности - воспитание терпимости к иному образу жизни, мнению, поведению, ценностям.

    Представленная ниже система классных часов и коллективно-творческих дел, воспитывающих терпимость по отношению к людям, позволит ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами.

    Программа "Воспитание культуры толерантности у детей младшего школьного возраста" предназначена для реализации в 1 - 4 классах и предусматривает следующие направления обучения толерантности:

    1. Знакомство детей с принципом уважения человеческого достоинства всех без исключения людей.
    2. Понимание того, что каждый человек - уникальная личность, и уважение различий между людьми.
    3. Понимание принципа взаимодополняемости как основной черты различий. Ученики должны понять, что их различия могут выступать как дополняющие друг друга элементы, как подарок каждого из них группе в целом.
    4. Понимание принципа взаимозависимости как основы совместных действий. Детей следует приучить к совместному решению проблем и разделению труда при выполнении заданий, чтобы наглядно показать, как выигрывает каждый при решении проблем через сотрудничество.
    5. И как результат - приобщение к культуре мира. Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.

    Основной целью программы является формирование у детей навыков толерантных отношений. Как итог реализации программы ожидаются следующие результаты:

    • ребенок, успешно взаимодействующий в коллективе;
    • ребенок, противостоящий нетолерантным отношениям;
    • социально адаптированный ребенок.

    Можно предложить следующую последовательность мероприятий, направленных на воспитание толерантности:

    1-5 классы: воспитание эмпатии, сочувствия, сопереживания посредством вовлечения учащихся в открытое детское движение «Муравьиное братство»

    7-9 классы: обучение учащихся пониманию друг друга, умению признавать точку зрения другого, умению выходить из конфликтной ситуации, раскрытие интереса к другим народам, нациям посредством музейой педагогики, педагогики поддержки «Островок общения», работы учащихся по сохранению школьных традиций («Министерство школьных традиций», «Триумфальная арка»)

    10-11 классы: формирование активной жизненной позиции, развитие способности жить в мире разных людей и идей, знание прав и свобод и признание права другого человека на такие же права посредством самостоятельной, индивидуальной и групповой работы учащихся («Клуб старшеклассников»).

    Интерактивное обучение - обучение, погруженное в процесс общения, основанное на учебно-воспитательном взаимодействии ученика с другими учащимися и педагогами, педагогами и родителями, учащимися и родителями (в зависимости от того, кто включен в работу).

    Цели методики

    Развитие эмпатических способностей у педагогов, детей и родителей;
    воспитание терпимости к инакомыслию;
    - развитие коммуникативных способностей как основного признака личности, обладающей толерантным сознанием;
    - воспитание у детей среднего школьного возраста неприятия к проявлению жестокости, насилия к природе, людям, ко всему окружающему миру.

    Цель урока-тренинга состоит в том, чтобы создать участникам (учащимся) условия для полноценного общения; смоделировать такие ситуации, в которых:

    Снимается страх перед самостоятельным высказыванием; - развивается готовность принять и оказать помощь в нужной ситуации;

    Развивается навык анализировать свои поступки и происходящие события, осознавать свое отношение к миру;

    Формируется умение ценить свою и чужую работу;

    Закрепляется чувство радости от совместного труда и творчества.

    Занятия строятся таким образом, что каждый участник "проживает" различные ситуации, определяет свои способности к лидерству, к поддержке, к творчеству, к признанию заслуг другого, к убеждению, к умению отстаивать свою позицию, а также понимать и принимать другого и т.д. Так, каждый узнает себя как партнера по общению, открывает в себе самые разнообразные стороны личности: те, которые помогают установить контакт и те, которые мешают этому.

    Занятия строятся в игровой форме. К такому виду работы оказываются готовы участники и руководитель, которые более свободно чувствуют себя в условно-импровизационной ситуации, где общение строится по предложенным блокам: информационному, интерактивному, перцептивному. В каждой предложенной ситуации как обязательные элементы присутствуют все стороны общения. Блочная структура тренинга - информация-взаимодействие-восприятие - позволяет последовательно выработать у каждого участника умение находить свое место в групповом решении, при необходимости брать на себя лидирующую роль, адекватно оценивать ситуацию, оказывать помощь и поддержку остальным членам группы.

    Перцептивная сторона общения построена на формировании образа другого человека. Это достигается умением понять через внешние действия человека его внутренний мир, его психологические особенности, которые так причудливо отражаются в поведении. Игры на восприятие и взаимопонимание помогают не только узнать что-то новое о людях, окружающих нас, но и понять их позицию, открыть для себя некоторые причины их поведения.

    В задачи игр этого блока входит: развивать уважение и самоуважение, преодолевать внутреннее беспокойство, учиться поддерживать друг друга, уметь доверять и доверяться, преуспевать без соперничества, верить, что все это необходимо и в школе.

    Обучение через общение основано на умении принять чужую точку зрения и поддержке; атмосфере, способствующей честности и открытости; на поощрении и руководстве; на полном согласии и доверии учеников. Учитель и ученик - часть одной команды, они работают над достижением общей цели.

    В старших классах можно предложить следующую методику воспитания толерантности:

    1. Слово педагога о толерантности

    o Игра "Ассоциации" (терпение; терпимость).

    o Обсуждение ассоциативных понятий: сходство и различия - определение понятий "Терпение, терпимость, толерантность".

    2. Способы воспитания терпимости (толерантности); развитие восприимчивости ко всему новому, необычному.

    o Воспитание способности видеть Другого

    o Игра "Смотрящий и видящий" .

    o Обсуждение поведенческих характеристик, этических умений "видеть Другого". Тест "Изменить себя или другого".

    o Причины конфликтности людей (нетерпимости). Упражнение "Эгоцентрик". Упражнение "Дружеский шарж".

    o Способность "не видеть", "не замечать".

    o Игра "Почта комплиментов".

    o Рефлексия.

    3. Воспитание способности "слышать Другого".

    o Упражнение "психология восприятия информации".

    o Упражнение "Поза и интонация".

    o Упражнение "Заговори, чтобы я увидел".

    o Рефлексия.

    4. Воспитание способности "принимать Другого".

    o Игра-эксперимент "Ракурс. Аспект. Позиция".

    o Упражнение "А не странен ли кто?". "Что такое патагенное мышление?"

    o Упражнение "Аттракция".

    o Рефлексия.

    5. Тренинг. Техника повышения социо-культурной толерантности и эмпатии.

    Планируемые результаты

    Снижение агрессивности и конфликтности в классных коллективах.
    - Уменьшение проявлений межличностных, этнических, религиозных, политических и т.п. разногласий.
    - Достижение гармонии между «Я» каждого ученика и «МЫ» , под которым подразумеваем школьное братство, причастность ко всем россиянам, людям.

    Диагностика толерантности проводится путем психолого-педагогического мониторинга школьной тревожности, дезадаптивности, повышенной агрессии (Айзенка, Веймера и др.)

    Предложения, сформулированные нами по воспитанию толерантности, вполне применимы в воспитательном процессе и, на наш взгляд, соответствуют теоретическим закономерностям воспитания толерантности.

    Воспитание в духе толерантности следует рассматривать в качестве безотлагательного императива; в связи с этим необходимо поощрять методы систематического и рационального обучения толерантности, вскрывающие культурные, социальные, экономические, политические и религиозные источники нетерпимости, лежащие в основе насилия и отчуждения. Политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями.

    Воспитание в духе терпимости должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

    Список использованной литературы

    1. Асмолов А. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. 2001., №24, с.61-63.

    2. Семина Л.И. Учимся диалогу. Толерантность: объединения и усилия. // Семья и школа. 2001. №№11-12, с. 36-40.

    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование. 2001 № 9, 2002 № 1.

    1. Родионов В.П., Ступицкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. Тренинг социальных навыков. Ярославль, Академия развития, 2001.
    2. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру. М., 2001.
    3. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, № 9; 2002, № 9.
    4. Об организации работы по реализации федеральной целевой программы "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001 - 2008гг) ". Приказ Министерства образования 01.10.01 № 3250. // Вестник образования 2001, № 20.

    Слайд 2

    Единственная настоящая роскошь -

    это роскошь человеческого общения

    Антуан де Сент Экзюпери

    В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственные ценности, воспитание открытости к добру и умения противостоять злу. Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то можно услышать: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно,: страшно потерять сознание на улице, опасно идти вечером домой, открывать дверь незнакомцу и лететь на самолете. Но еще тяжелее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.

    В последние двадцать лет актуальной является надежда на толерантный мир, то есть мир без насилия и жестокости; мир, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность. Однако возможно ли в современных условиях говорить о толерантности? Особенно, например, по отношению к террористам, убийцам неповинных людей. Ответ один: сегодня, может быть, более, чем когда либо, мир невозможен без толерантности. А что делаем мы для того, чтобы нетерпимости в нашей жизни стало меньше, а уважения больше?

    Сейчас очень много различных программ для педагогов под эгидой «Толерантность» Эти программы направлены на создание среди учащихся атмосферы взаимопонимания,доверия. В школах,воспитание толерантного поведения - один из самых важных моментов. Толерантность нужно воспитывать.

    А что же такое толерантность?

    Слайд 3

    Толерантность – понятие достаточно новое, это:
    - ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
    - терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.

    В стенах нашей школы слово толерантность звучит не часто, но работа ведётся постоянно. Все педагоги школы постоянно постоянно ведут работу по воспитанию в детях способности быть открытыми,относиться друг к другу с пониманием. Мы учим их решать конфликты, споры мирным путём,находя компромиссы. Работу по воспитанию толерантности внедряем в урочную и внеурочную деятельность. Это и классные часы, и психологические тренинги и различные внеклассные мероприятия. Культуре толерантности невозможно научиться в одиночку, поэтому внеклассная деятельность дает возможность учащимся в неформальной обстановке находить компромисс, на практике регулировать и разрешать конфликты в классе, социально саморазвиваться и самообогащать свой толерантный опыт. Все это ведет к гармонизации отношений между детьми, учителем, родителями, так как подготовка к внеклассному мероприятию требует совместных усилий всех участников. Участие детей в коллективном творческом деле по подготовке внеклассного мероприятия позволяет школьникам получать межличностный опыт толерантного общения.

    Задача школы растить не только образованного и культурного человека, но и человека счастливого. А в полной мере таким может быть только тот, кто живет в МИРЕ С СОБОЙ И ДРУГИМИ . Толерантности можно научить. Как этикету, по принципу убеждения что хорошо, а что плохо. Ее можно развивать и укреплять. А можно ВОСПИТАТЬ .

    Слайд 4

    Чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров окружающих их взрослых. Необходимо самим относиться к детям толерантно

    Во-первых , не обижать их;

    Во-вторых , выслушивать их мнение и считаться с ними;

    В-третьих , уметь прощать обиды и просить прощения у

    ребенка;

    В-четвертых , уметь договариваться без ссор и

    разрушительных конфликтов;

    В-пятых , нельзя унижать достоинство ребенка;

    В-шестых , не стоит заставлять ребенка с помощью силы

    делать то, что хочется вам.

    Слайд 5

    «Если человек любит себя, мир, людей, если он внутренне свободен и наполнен энергией, знает, для чего он живет, – он сам решит все свои проблемы. Помочь человеку воспитать свою душу можно». Лихачев Д.С.

    Слайд 6

      Воспитание толерантной личности - процесс сложный, осуществляется всей социальной действительностью, окружающей ребёнка: обществом, под воздействием отношений в семье, сложившихся взглядов и отношений её членов к другим людям и обществу в целом, под влиянием общения со сверстниками и окружающими людьми.

    • Слайд 7

    Я хочу предложить вашему вниманию систему воспитания толерантности:

    Я - МЫ – КЛАСС – ШКОЛА – СЕЛО – СТРАНА – МИР.

    А школа посередине, как мостик, соединяющий мир детства и МИР большой.

    Что вкладывается в понятие «формирование толерантности»:

    · Я-концепция

    · Воспитание нравственное

    · Воспитание эстетическое

    ·Воспитание патриотическое

    Формы осуществления:

    · Уроки толерантности.

    ·Игротренинги

    · Развивающие занятия- (логопед, психолог)

    ·недели доброты и вежливости

    ·Уроки истории (краеведение)

    ·Работа Детской Общественной Организации

    ·Творческие объединения

    · Участие в творческих конкурсах различного уровня

    · Участие в военно-патриотических месячниках

    · Участие в социальных акциях

    · Профилактика детской зависимости

    · …

    И в конце можно поставить многоточие, потому что формы могут быть самыми разнообразными, главное все-таки содержание. Ведь даже самый обычный урок может быть толерантным и наоборот, если это эвристический урок (А как ты думаешь? А как ты считаешь? Давайте подумаем вместе)…

    И так же как любовь к Отчизне начинается с любви к малой родине, с любви к семье, так и воспитание толерантности должно начинаться с воспитания собственного «Я»

    Совершенствование мира надо начинать с себя. Кто я? Какой Я? Зачем Я? Почему Я?

    ·Я – мальчик или девочка

    ·Я – ученик

    · Я – сын или дочь

    · Я – человек

    · Я – гражданин

    · Я – житель планеты Земля

    Если говорить о младшем возрасте, то это, конечно же, воспитание искусством.

    Я умею петь. Я умею танцевать. Я умею рисовать. Я умею сочинять. Я умею декламировать. А главное, я умею слушать. И ВСЕ ЭТО КРАСКА В ОБЩЕМ ОРКЕСТРЕ! И во всем ощущается собственная ценность, а отсюда – эмоциональное здоровье.

    Интеграция общего и дополнительного образования помогает создать целостное образовательное пространство, где ребенок не дробит мир на составные, где он может соприкоснуться со всеми видами искусств сразу. Музыка, движение, поэзия, изобразительное искусство присутствуют рядом с маленькими учениками на уроках математики, чтения, развития речи. Они логично и естественно вплетаются в ткань любого урока. Не последнюю роль в воспитание толерантности играет изучение этикета. Этот момент в образовательных программах несколько недооценивается, но в нашей школе я считаю ведётся большая работа по привитию элементарных норм поведения.

    Ведь ЭТИКЕТ – это и есть древний символ толерантности.

    Слайд 8

    Золотое правило, сформулированное еще в 5 в. до.н.э. «Поступай с другими так, как бы ты хотел чтобы поступали с тобой….» Этикет придуман для того, что бы избегать конфликты –« люди договорились». Речь идет не о светском, а об общегражданском этикете. Он всегда целесообразен. Живи и дай жить другим.

    Коммуникативная толерантность, правила поведения, правила хорошего тона, конструктивный диалог в конфликтных ситуациях: все эти составляющие толерантного поведении и общения находят свое отражение во внеклассных видах деятельности.

    Необходимость воспитания культуры толерантности возникает с самых первых дней обучения. Учитывая возрастные особенности школьника, имеет смысл в течение учебного года проводить коллективные дела, которые помогут каждому ребенку наиболее полно раскрыться, рассказать одноклассникам о своих интересах и увлечениях и, с другой стороны, узнать что-то новое о ребятах, знакомых с ним уже не первый год, может быть, найти новых друзей.

    Проблему толерантности можно отнести к воспитательной проблеме. Проблема культуры общения - одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что дети все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, но дети не всегда ведут себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» - те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

    Для школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 10 - 15 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного воспитания детей в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. В школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны - критически относиться к своим собственным взглядам. ( в нашей школе это большая проблема - т.к. связь с родителями практически только в телеф. режиме)

    Слайд 9

    Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Наилучший способ изучения взаимоотношений родителей и детей – это проведение семейных конкурсов, организация совместной деятельности родителей и детей.

    Семья в формировании толерантности у учащихся имеет большое значение.

    Я считаю, что воспитание культуры толерантности должно осуществляться по формуле: «родители + дети + учитель». Ведь эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. В нашем случае получается замкнутый круг: мы разрабатываем систему классных часов, бесед,занятий,коллективно-творческих дел, которые воспитывают терпимость по отношению к людям,доброту, уважение к старшим, позволили бы нашим ученикам успешно адаптироваться не только к жизни в школе, но и за ее пределами, но единицы наших детей дома живут в нормальном социальном окружении.

    В классе проводятся регулярные беседы о поведении, о дружбе.

    На уроках чтения читаем тексты о дружбе и взаимовыручке, проводим игры на подавление агрессии, обидчивости.

    Слайд 10

    Хочется закончить своё выступление словами Д.С. Лихачева: « Толерантность - это прежде всего общение.

    Учиться жить среди людей, уметь общаться, так же важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, жить в согласии с другими людьми, необходимо учиться общению.»

    Слайд 11

    Понравилась статья? Поделитесь ей
    Наверх