Законы пенсионной реформы. Законы пенсионной реформы Закон о пенсии с

Подробности Создано 18.12.2014 15:05

С 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и вводится новое правовое регулирование в отношении формирования пенсионных прав застрахованных лиц и установления страховых пенсий.

Независимо от изменения норм пенсионного законодательства установление пенсии включает в себя три этапа. Сначала определяется право на пенсию (достижение необходимого возраста, наличие требуемого стажа, а также иных законодательно установленных условий), затем определяется размер пенсии и в заключение срок, на который она устанавливается.

С 1 января 2015 года основные изменения в части определения права на пенсию коснулись норм, связанных с назначением страховой пенсии по старости.

В соответствии с новым законом для приобретения права на пенсию старости помимо достижения обще установленного пенсионного возраста (женщины – 55 лет, мужчины – 60 лет) необходимо не менее 15 лет страхового стажа (в действующем законе требуется 5 лет) и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В случае несоблюдения указанных условий граждане могут приобрести право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении женщины – 60 лет, мужчины – 65 лет.

Новая пенсионная формула вводится с 1 января 2015г., а пенсионные права, сформированные до этой даты, будут преобразованы.

В целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров предусматриваются переходные положения:

Повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году (повышение будет производится ежегодно на один год);

Повышение минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году (повышение будет производиться ежегодно на 2,4)

Статьей 15 Закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ закреплены основные положения, касающиеся расчета размера страховой пенсии.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые вводятся понятия «индивидуальный пенсионный коэффициент» и «стоимость пенсионного коэффициента».

Индивидуальный пенсионный коэффициент – это параметр, которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина, начиная с 01.01.2015г.

С 1 января 2015г. размер страховой пенсии будет определяться исходя из индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) и исчисляется путем умножения ИПК на стоимость одного пенсионного коэффициента (СПК).

Стоимость пенсионного коэффициента ежегодно будет увеличиваться с 1 февраля и с 1 апреля. С 1 января 2015г. СПК составит 64 руб. 10коп.

Данным законом предусмотрено ограничение индивидуального пенсионного коэффициента, определяемое за каждый календарный год, максимальной величиной:

Не свыше 10 - для застрахованных лиц, у которых не формируются пенсионные накопления;

Не свыше 6,25 - для ЗЛ, у которых формируются пенсионные накопления.

При этом, с учетом переходных положений в период с 2015 по 2020г. максимальное учитываемое значение ИПК за соответствующих календарный год определено статьей 35 ФЗ «О страховых пенсиях». С 2015г. Постоянно будет увеличиваться с 7,39 до 10 ИПК.

В новых правилах расчета трудовой пенсии засчитываются в стаж такие значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, уход за инвалидами и 80 летними гражданами. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые коэффициенты.

"1. Установить, что граждане Российской Федерации, замещавшие должности в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и в Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - должностные лица), при наличии на день увольнения из аппарата Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и из Секретариата Парламентского Собрания Союза Беларуси и России (далее - аппараты органов Союза) стажа государственной службы не менее предусмотренного приложением к Федеральному закону от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" имеют право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - ежемесячная доплата к пенсии), при увольнении из аппаратов органов Союза в случае:";


С 1 января 2015 года действует новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета пенсии в системе обязательного пенсионного страхования - так называемая «новая пенсионная формула». Для расчета пенсии по новым правилам вводится понятие «индивидуальной пенсионный коэффициент» (пенсионный балл), которым оценивается каждый год трудовой деятельности гражданина.

Право на страховую пенсию по старости на общих основаниях имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии у них страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Однако эта норма в полной мере начнет действовать с 2025 года, а в 2017 году достаточно было иметь 11,4 баллов и 8 лет страхового стажа.

В соответствии с ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015 г., размер страховой пенсии по старости определяется по формуле:

СПст=ИПК хСПК , где

СПст - размер страховой пенсии по старости:

ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент:

СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого

назначается страховая пенсия по старости.

При этом стоимость одного пенсионного коэффициента каждый год с 1 февраля увеличивается не менее чем индекс роста потребительских цен за прошедший год, а с 1 апреля устанавливается новая стоимость индивидуального пенсионного коэффициента, которая зависит от объема поступления страховых взносов и трансфертов из федерального бюджета в бюджет ПФР. На 1 апреля 2017 стоимость одного пенсионного балла

78,58 руб.

Индивидуальный пенсионный коэффициент также может быть увеличен, если пенсионер продолжает трудовую деятельность после установления пенсии.

Получить сведения о величине индивидуально пенсионного коэффициента (ИПК) и его составляющих: величины ИПК с 2015 года и величины ИПКн сс 2015 года и др., можно нескольким способами:

Заказать справку о состоянии индивидуального лицевого счета на сайте ПФР в личном кабинете гражданина;

Запросить сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в ПФР (включая историю) на едином портале государственных услуг по адресу: https://www/gosuslugi.ru:

Обратиться в территориальный орган ПФР по месту жительства.

Для тех граждан, которые являлись получателями страховой пенсии на 31.12.2014 год, пенсионные права были преобразованы в баллы следующим образом:

Размер трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного размера трудовой пенсии) делится на стоимость одного пенсионного коэффициента, установленного на 01.01.2015 год (64,1 рублей).

НАПРИМЕР: (12 000- 3 910,34):64,1= 126,204, где

12 000рублей - размер трудовой пенсии на 31.12.2014,

3 910,34 рублей - фиксированный размер трудовой пенсии на 31.12.2014,

126,204 рублей - количество индивидуальных пенсионных коэффициентов.

И тем гражданам, кто является получателем пенсии. И тем, кому интересно спрогнозировать будущую пенсию, полученную сумму пенсионных баллов необходимо умножить на стоимость одного балла (по состоянию на 01.04.2017 года стоимость одного балла составляет 78,58). И, таким образом получить размер страховой пенсии (будущей страховой пенсии)

(126,04 х78,58=9 917,11 руб.)

К полученному размеру страховой пенсии необходимо прибавить фиксированную выплату, в результате будет получен общий размер выплачиваемой пенсии. Фиксированная выплата устанавливается в твердых размерах и составляет на сегодняшний день 4805,11 рублей (размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) (9 917,11+4805,11= 14 722,22 руб.)

С 1 января 2015 года в России, в связи с вступлением в силу Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», введен новый порядок формирования пенсионных прав граждан и расчета размеров пенсии в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные права по новой пенсионной формуле в полном объеме будут формироваться у граждан, которые в 2015 году вступят в трудовую жизнь.

У будущих пенсионеров, имеющих страховой стаж до 2015г., все сформированные пенсионные права фиксируются, сохраняются и гарантированно будут исполняться. В 2014 году произведена их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты - нового инструмента учета пенсионных прав гражданина.

Граждане, которым трудовая пенсия уже назначена (будет назначена до 1 января 2015 года), пересчитаны по новой формуле. Если при перерасчете размер пенсии не достигнет размера пенсии, получаемой пенсионером на 1 января 2015 года, то пенсионеру будет выплачиваться пенсия в прежнем размере, т.е. размер получаемой пенсии не снизится. В соответствии с новым законом изменился размер фиксированной выплаты в составе страховой пенсии, с 01.01.2015 размер фиксированной выплаты страховой пенсии по старости на общих основаниях составил 3935 рублей, а с 01.04.2014 этот размер составлял 3910,34.

В соответствии с новым законом для приобретения права на пенсию старости помимо достижения общеустановленного пенсионного возраста (женщины - 55 лет, мужчины - 60 лет) необходимо не менее 15 лет страхового стажа (в действующем законе требуется 5 лет) и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. В случае несоблюдения указанных условий граждане могут приобрести право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» по достижении женщины - 60 лет, мужчины - 65 лет.
Следует отметить, что в целях адаптации к условиям нового порядка формирования пенсионных прав и расчета размера пенсии будущих пенсионеров предусматриваются переходные положения:
- повышение минимально требуемого стажа для получения права на пенсию с 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году (повышение будет производится ежегодно на один год, а именно: в 2015 г. - 6 лет; в 2016- 7 лет и т. д.);
- повышение минимально требуемого количества индивидуальных пенсионных коэффициентов с 6,6 в 2015 году до 30 к 2025 году.

При расчете страховой пенсии по новым правилам впервые введено понятия «индивидуальный пенсионный коэффициент» и «стоимость пенсионного коэффициента».

Индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, оценивающий индивидуальный вклад в страховую пенсионную систему, определяется как сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов работника за период его участия в солидарной пенсионной системе (то есть за те годы, в которых производились отчисления за работника в пенсионную систему).

Параметр стоимости пенсионного коэффициента (в совокупности с другими параметрами) должен позволять регулировать уровень пенсий с учетом следующих условий:
- обеспечение приемлемого уровня пенсий в реальном выражении;
- обеспечение приемлемого уровня пенсий по отношению к заработной плате (при соблюдении соответствующих условий по стажу, отчислениям в солидарную пенсионную систему, возрасту начала получен6ия пенсии);
- обеспечение сбалансированности солидарной пенсионной системы.

В соответствии с федеральным законом «О страховых пенсиях» стоимость пенсионного коэффициента ежегодно определяет Правительство Российской Федерации.

Стоимость пенсионного коэффициента рассчитывается как отношение планируемого в рамках бюджета ПФР объема планируемых средств на выплату страховых пенсий с учетом поступлений от страховых взносов на страховую пенсию плюс трансферты федерального бюджета на компенсацию выпадающих доходов в ПФР от снижения тарифов для отдельных категорий страхователей к сумме индивидуальных пенсионных коэффициентов по всем пенсионерам (являющимся получателями пенсий, назначенных до 01.01.2015 г. и являющимся получателями пенсий с 01.01.2015 г.).

По состоянию на 01.01.2015 г. стоимость пенсионного коэффициента установлена в размере - 64 руб. 10 коп.

Стоимость пенсионного коэффициента каждый год будет расти, исходя из уровня роста цен в нашей стране, т.е. инфляции, и роста доходов Пенсионного фонда в расчете на одного пенсионера. Предусматривается, что корректировка страховой пенсии и фиксированной выплаты по уровню инфляции будет производиться ежегодно с 1 февраля, а далее с 1 апреля - в связи с изменением стоимости пенсионного коэффициента.

Как указано выше, индивидуальный пенсионный коэффициент определяется исходя из суммы годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов.

Годовой пенсионный коэффициент - это параметр, которым будет оцениваться каждый год трудовой деятельности гражданина.

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент равен отношению суммы, уплаченных работодателем (работодателями) страховых взносов на формирование страховой части пенсии по выбранному гражданином тарифу 10% или 16%, к сумме страховых взносов с максимальной взносооблагаемой по закону заработной платы, уплачиваемых работодателем по тарифу 16%, умноженной на 10:

* Если гражданин откажется от формирования пенсионных накоплений в системе обязательного пенсионного страхования, то работодатель будет уплачивать за него страховые взносы на формирование его страховой части пенсии по тарифу 16%.
Если гражданин выберет тариф 6% на формирование накопительной части пенсии, то на формирование его страховой части пенсии будут направляться страховые взносы по тарифу 10%.
** Предельный годовой заработок (фонд оплаты туда), с которого работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, ежегодно устанавливается федеральным законом (в 2014 г. максимальный годовой заработок, с которого уплачиваются страховые взносы составляет 624 тыс. руб.).
*** Тариф, по которому работодатели уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования - 22% от фонда оплаты труда работника. 6% тарифа страховых взносов с систему обязательного пенсионного страхования идет на финансирование фиксированной выплаты, а 16% является индивидуальным тарифом, уплаченные взносы по которому, по выбору гражданина, могут или полностью направляться на формирования пенсионных прав в страховой части пенсии, или 6% может направляться на формирование пенсионных накоплений гражданина, а 10% - на формирование пенсионных прав в страховой части пенсии.

С 2021 года при ежегодном повышении уровня взносооблагаемой зарплаты до 2,3 от среднероссийской зарплаты максимальное значение годового ПК достигнет 10. В 2015 году этот показатель составит 7,39. Максимальный годовой коэффициент начисляется гражданину, если его зарплата, с которой уплачиваются страховые взносы, не ниже максимальной зарплаты, с которой работодатели по закону уплачивают страховые взносы в систему обязательного пенсионного страхования, и гражданин отказался от формирования пенсионных накоплений.

В новых правилах расчета пенсии так же засчитываются в стаж такие социально значимые периоды жизни человека, как срочная служба в армии, уход за ребенком, ребенком-инвалидом, инвалидом 1 группы, гражданином старше 80 лет. За эти, так называемые «нестраховые периоды», присваиваются особые годовые коэффициенты (баллы), если в эти периоды гражданин не работал. Коэффициент за полный календарный год указанных периодов составляет 1,8.

Периоды ухода за детьми (до 1,5 лет за каждым ребенком, но не более 6-и лет в общей сложности) также засчитываются в стаж, и за периоды ухода за каждым ребенком начисляются следующие коэффициенты:
- 1,8 за год ухода за первым ребенком,
- 3,6 за год ухода за вторым ребенком,
- 5,4 за год ухода за третьим или четвертым ребенком.

При расчете страховой пенсии определяется значение индивидуального пенсионного коэффициента путем суммирования всех годовых пенсионных коэффициентов, в том числе особых коэффициентов за социально значимые периоды. Далее полученный индивидуальный пенсионный коэффициент умножается на коэффициент за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста ((или возникновения права на пенсию (досрочно)) и стоимость годового пенсионного коэффициента.

К полученному значению прибавляется фиксированная выплата, увеличенная на размер премиального коэффициента за обращение за назначением пенсии в более поздние сроки после достижения пенсионного возраста или возникновения права на пенсию (досрочно).

Таким образом расчет страховой пенсии по старости будет производиться по следующей формуле:
СП = (ФВ х КПВ) + (ИПК х КПВ х СПК) где:
СП - страховая пенсия в году назначения пенсии; ФВ - фиксированная выплата (с 01.01.2015 г. - 3935 руб. в месяц); ИПК - индивидуальный пенсионный коэффициент, равный сумме всех годовых пенсионных коэффициентов гражданина; СПК - стоимость одного пенсионного коэффициента в году назначения пенсии (по состоянию на 01.01.2015 г. - 64 руб. 10 коп.) КПВ - премиальные коэффициенты за выход на пенсию позже общеустановленного пенсионного возраста (имеет разные значения для ФВ и СП).

По новым правилам выходить на пенсию позже будет выгодно. За каждый год более позднего обращения за пенсией страховая пенсия будет увеличиваться на соответствующие премиальные коэффициенты.

Пенсионное реформирование 2015 года является своего рода следующим шагом в развитии пенсионной системы и законодательства, которое ее регулирует. Однако сейчас как перед аналитиками, так и перед простыми гражданами все острее встает вопрос: а не был ли этот шаг шагом назад? В правильную ли сторону пошла пенсионная система? Разумеется, четкого, а главное правильного ответа на этот вопрос нет.

Для того, чтобы понять суть этой реформы, необходимо проанализировать законодательство, регламентировавшее пенсионную систему до 2015 года, а затем оценить, каким образом оно было изменено действующими новыми законами.

Законодательство до реформирования пенсионной системы

До введения новых законов (именно ее мы будем рассматривать как самую распространенную в Российской Федерации) рассчитывалась и назначалась согласно Федеральному закону от 17.12.2001 N 173-ФЗ . Исходя из этого документа данный можно определить, как ежемесячную денежную выплату, назначаемую застрахованным лицам, которые утратили трудоспособность в связи с , либо если они являлись таких лиц (кормильцев) и перестали получать средства к существованию в связи с их смертью.

При рассмотрении пенсионной системы до 2015 года следует учитывать тот факт, что являлась единой выплатой, состоящей из страховой и накопительной частей .

Закон N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

Как уже было сказано выше, основным документом до 2015 являлся Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» . Все, что касается выплат и условий, по которым происходило назначение , содержалось именно в нем. Для лучшего понимания изменений, которые принесла реформа пенсионной системы 2015 года, стоит обозначить основные моменты, которые отражены в данном документе.

Виды трудовых пенсий:

  • - данный вид пенсионных выплат назначается лицам, которым была установлена инвалидность ;
  • - выплачивается нетрудоспособным иждивенцам застрахованных лиц в случае их смерти;
  • - назначается мужчинам и женщинам 60 и 55 лет соответственно при наличии у них страхового стажа не менее 5 лет.

Также стоит отметить такое понятие, как - период, в течение которого в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) поступали .

Немаловажным фактором являлась в том числе индексация размеров трудовой пенсии, возможность досрочного выхода на нее отдельным категориям граждан, а также реализация перерасчета размеров выплат в случае, если у граждан появились обстоятельства для этого.

До 2015 года основными составляющими формул для расчета трудовых пенсий являлись такие величины как: базовый размер, сумма пенсионных накоплений, ожидаемый период выплат и коэффициент (страховой стаж в месяцах/180 месяцев).

Новая пенсионная реформа 2015 года в России

С 2013 по конец 2014 года Государственной Думой разрабатывались законопроекты, которые должны были в третий раз (за последние 25 лет) реформировать систему, касающуюся трудовых пенсий.

Основным изменением, которое принесла , явилось упразднение трудовой пенсии как таковой: теперь вместо двух ее составляющих частей появилось две самостоятельных пенсии, исчисление и назначение которых регламентируются двумя разными законами - это и .

Кроме того, новое законодательство изменило формулу, по которой рассчитывается страховая пенсия - теперь в ней присутствует индивидуальный пенсионный коэффициент (пенсионный балл или ИПК), а также его стоимость. Именно эти величины являются определяющими с 2015 года при исчислении страхового пенсионного обеспечения.

Изменения в пенсионном законодательстве

В первую очередь, стоит посмотреть на реальные шаги, которые руководство страны уже сделало в этой сфере :

  • повышение пенсионного возраста для госслужащих;
  • заморозка пенсионных накоплений;
  • изменение правил .

Однозначного ответа на вопрос «каким путем будет развиваться пенсионная система?» , конечно, нет. Однако видно, что Минфином и Минтруда лоббируются законопроекты (которые, по мнению экспертов, могут претвориться в жизнь уже в 2017 году), фактически, сводящие на нет те преимущества, которые можно было найти в реформе 2015 года:

  • прекращение выплат пенсии и ;
  • в который раз планируется изменить порядок формирования накопительной пенсии - теперь капитал для нее должен будет формироваться из условно-добровольных взносов.

Заключение

К реформе 2015 года можно относиться по-разному: кто-то увидит в ней плюсы, кто-то будет ратовать на усложнение . Однако единственное, что граждане могут сделать в данной ситуации - стать более подкованными в пенсионной сфере: читать литературу, следить за новостями, наконец, не стесняться обращаться за консультациями к сотрудникам пенсионных отделений.

Со 100% уверенностью сказать, явилось ли реформирования пенсионной системы шагом в нужном направлении, пока что не может никто - даже среди людей, вносивших эти законы на рассмотрение в палаты парламента, до сих пор не утихают споры, так ли она нужна была обществу и стране.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх