Что сделать дети были внимательны. Как развить внимание у младших школьников

Развитие активного внимания у детей решает большинство задач, стоящих перед маленьким человеком в социуме и семье. Произвольная концентрация с раннего детства позволяет легко усваивать новые знания, устанавливать контакты, вникать в подробности родительской жизни. Внимательный ребенок хорошо учится, легко разрешает бытовые и социальные затруднения, да и просто может добиться гораздо большего. Помощь родителей в процессе формирования такого сверхценного умения огромна, и сегодня мы расскажем о том, как развить внимание у ребенка.

Как развить внимательность у ребенка – когда начинать?

Больше половины мам отмечают «проблему не концентрации», когда детки не могут заниматься каким-то одним делом, и постоянно переключают внимание на посторонние раздражители. Причем данная тенденция в последнее время имеет тенденцию к усугублению, что, возможно, связано с появлением электронных гаджетов. Такие дети начинают сталкиваться с трудностями с первого дня в детском саду, где существующий распорядок предполагает определенный уровень внимательности. Чтобы уменьшить негативные последствия расконцентрации, начинать борьбу с ней нужно как можно раньше, если проблема очевидна сразу – то с самого рождения.

Чтобы понять главную причину такой психической реакции нужно понаблюдать за поведением и проанализировать окружение – может быть в обстановке слишком много пестрых и ярких деталей, шумов и впечатлений. Также не стоит слишком усложнять задачи в первые годы жизни, пусть малыш исполняет максимально простые команды, но до конца, и если на этом этапе не буде затруднений – прогноз благоприятный. Итак, рассмотрим основу для упражнений на детское внимание.

Как научить внимательности ребенка дошкольного возраста?

Чтобы развитие концентрации у маленьких детей было эффективнее, следует придерживаться определенных правил, которые давно сформулированы отечественными педагогами и психологами. Первое – чтобы провести занятие, нужно максимально «разгрузить» визуальную среду от ярких и привлекательных вещей, особенно телевизора и прочих гаджетов. Начав заниматься, нельзя отвлекаться на что-либо другое, поэтому запланировать все нужно заранее и не сочетать с готовкой, уборкой и т.п. домашними хлопотами. Место для работы с детским вниманием должно быть комфортным, а физическое состояние малыша бодрым. Лучше всего работать с концентрацией в первой половине дня, особенно хорошее время в течение двух часов после завтрака.

Если ребенок раскапризничался или просто не в настроении, то лучше не заставлять, то же касается и слишком увлеченной азартной игры. В день занятия малыш должен отоспаться, быть сытым, успеть получить минимум физической нагрузки. Чтобы двигаться быстрее и гармоничнее, нужно выбирать только те упражнения, которые по силам ребенку, дабу не травмировать нежную психику и не отбить охоту к учебе. Если что-то пошло не так, можно пропустить какой-то элемента не зацикливаясь на результате. В конце занятия желательно поощрить малыша какой-нибудь вкусняшкой, но так, чтобы он не видел очевидной связи между успехами и наградой, а скорее подсознательно ее чувствовал.

Упражнения и игры для концентрации внимания

Нужно понимать, что укрепление концентрации происходит в дошкольном возрасте не только и не столько в процессе обучения, но и во время веселых развивающих игр, а также взаимодействии с домочадцами. В младенчестве арсенал развития ограничен, и лучше проконсультироваться с педиатром, а из хороших методов можно отметить показ черно-белых картинок. Их можно распечатать на принтере на работе и прикрепить у кроватки на расстоянии примерно полметра от крохи. СО временем их можно раскрашивать, добавляя цвета красного спектра, ведь именно их младенцы начинают видеть первыми.

Для более старших деток подойдет так называемый «графический диктант» и «запомни и назови». Для этого нужно показывать картинки, а затем убирать из поля зрения, чтобы малыш назвал все предметы. Также полезно изучение букв и постоянное расширение словарно-предметного запаса на каждую из литер. Есть еще одно отличное упражнение, суть которого заключается в зачеркивании в тексте (например, в журнале) одной какой-то буквы. Ребенок обязательно пропустит какую-то часть, нужно попросить его перепроверить, попутно подбадривая и восхищаясь успехами, если такое будут.

Также полезно использовать развивающие игры, которые с легкостью можно приобрести в любом магазине или заказать онлайн. Кубики с буковками, несложные головоломки, конструкторы и пазлы хорошо стимулируют развитие концентрации и подготавливают ребенка к усидчивости, которая понадобится в школе. Также полезно использовать картинки из серии «найди несколько отличий» когда нужно сравнивать два почти одинаковых пейзажа или жизненные ситуации. При этом психологи не рекомендуют привлекать малышей в дошкольном возрасте к решению сканвордов и подобных им задач, поскольку багаж знаний невелик и мыслительные усилия будут зачастую бесплодными, что приводит к разочарованию.

Зато отлично стимулируют развитие внимания детские раскраски и задачки, например, из серии лабиринтов. Ребенок, увлеченно ведущий карандашом по лабиринту к искомой цели, развивается буквально на глазах. Главное чтобы такие занятия были регулярными и вошли в некий понятный малышу ритм, что также является хорошей подготовкой к школьным урокам. Стимулируйте ребенка интересными разговорами, ведь «долгое» внимание понадобится ему, чтобы понимать учителя на уроках.

Как научить ребенка внимательности, собранности и усидчивости?

В школьные годы детские проблемы, если им не уделялось достаточного внимания, резко усугубляются и приводят к подавленному психологическому состоянию. Кроме того, отставание в младших классах автоматически переводит малыша в негласный разряд «аутсайдеров», что негативно скажется не только на процессе учебы, но и в жизни вообще. В современной школьной программе упражнения на внимания присутствуют, так что ребенок, конечно же, не предоставлен сам себе, но на фоне колоссального объема остального учебного материала ему может их не хватать.

Чтобы помочь малышу, необходимо поощрять пространные рассказы о школьных делах, акцентируя внимание именно на учебе, а не на групповых или социальных аспектах. Пусть малыш перескажет самый интересный урок, который был сегодня, и вы также сможете дополнить его полезными фактами. Второй аспект в развитии внимания – самостоятельность и ответственность. Необходимо составить распорядок дня, переложить на детские плечи часть несложных забот по дому, например, поддержание идеального порядка в детской комнате. Причем все это должно происходить в благожелательной атмосфере с минимумом ссор и приказов.


Если проблема расконцентрации имеет тенденцию к усугублению, то возможно график ребенка сильно перегружен. Следует проанализировать это и отсечь все лишнее, например, занятия в кружке , посещение секции плавания и т.п. Также важным аспектом является правильная организация места для учебы и сна – советская мебель с ее допотопными столами и кроватями категорически не годится. Учебу на дому следует перемежать прогулками и играми, чтобы малыш не чувствовал себя «роботом», от которого хотят только результат, и не предлагают ничего взамен.

И, пожалуй, самый главный принцип развития детского внимания заключается в постоянном общении, искреннем контакте, прикосновениях и ласке. Если вы хотите поставить задачу перед ребенком, то постарайтесь прийти в его комнату и посмотреть в глаза, и лишь затем говорить. Родительские усилия по развитию детской концентрации всегда окупаются сторицей, ведь в подростковом возрасте проблем будет меньше, и выражены они будут не так драматично.

Не все дети с рождения наделены хозяйственностью и практическим умом. Очень многие и вовсе не умеют следить за собственными вещами. И если вовремя не обратить на это внимание, то маленькие растеряшки могут превратиться в больших растерях.

Особенно непросто приходится младшим школьникам, только что выпорхнувшим из-под крылышек заботливых мам и бабушек. Дети этого возраста с трудом удерживают в головах информацию, не кажущуюся им интересной, а потому очень часто что-то теряют. Придя на урок, они вдруг не обнаруживают в портфеле пенала, а вернувшись домой, – тетради. Они забывают в школе физкультурную форму, приносят по одному ботинку в мешке для сменной обуви, а ключи от квартиры могут запросто уронить в шахту лифта. Конечно, самим растеряшкам все это доставляет массу проблем, но поделать с собой они ничего не могут.

Рассеянность у ребенка может быть как чертой характера, так и возрастной особенностью, проходящей по мере адаптации к «взрослой» жизни, а может иметь и другие причины, в частности, лежащие в области неврологии. К сожалению, сегодня многие дети страдают нарушением внимания. В этом случае они не только теряют тетрадки, но и имеют определенные трудности в учебе, в восприятии текста и устной информации. Ругать такого ребенка за потерянные вещи практически бесполезно, но помочь ему можно и нужно. Впрочем, как и всем другим маленьким растеряшкам, пока несобранность не стала их «второй натурой».

Что же могут сделать родители, чтобы помочь своим детям стать более внимательными и организованными?

1. Организовать себя

Не секрет, что многие из нас, несмотря на более чем сознательный возраст, так и не научились не разбрасывать вещи и вставать по первому сигналу будильника. Мамы и папы тоже опаздывают на работу, а заодно и в школу с детьми, иногда теряют важные документы и периодически бегают по комнатам, вопрошая, где их очки, часы или перчатки. Дети улавливают и перенимают недостатки и «маленькие слабости» родителей так быстро, что те и глазом не успевают моргнуть. И тогда тщетными становятся любые нотации. Между тем, самый действенный способ ничего не терять – это класть каждую вещь на свое место.

2. Правильно организовать пространство вокруг ребенка

Чтобы у каждой вещи было свое место, во-первых, самих вещей не должно быть слишком много, и, во-вторых, разных полочек, ящичков и коробочек должно быть в достаточном количестве. Сортировка предметов по их предназначению очень облегчает жизнь и экономит время. Так, ребенку будет намного проще найти, к примеру, цветную бумагу, если он знает, что она лежит в определенном ящике с принадлежностями для творчества.

Даже если пространство детской комнаты небольшое, почти всегда можно найти место для дополнительных полочек, мини-комодов и рейлингов. Если проявить фантазию и оформить уголок малыша с душой, это обязательно будет им оценено. И, кто знает, может быть, комфортное и уютное окружающее пространство пробудит в ребенке желание соблюдать порядок?

3. Быть внимательными к ребенку

Очень желательно понять истинную причину рассеянности ребенка, а для этого нужно внимательно за ним наблюдать, много с ним разговаривать. Быть может, малышу просто не хватает навыков, которые помогли бы ему планировать свои действия, или он пока не умеет контролировать свое поведение. А может быть, он теряет и забывает предметы, связанные с неприятными, или даже ненавистными ему занятиями? Вдруг он и думать лишний раз не хочет о физкультуре или уроках фортепиано, а потому забрасывает кроссовки или нотную тетрадь куда подальше?

Если же причина кроется в нарушении внимания, будет лучше обратиться за консультацией к специалисту. При необходимости врач-невролог может назначить и медикаментозное лечение, и лечебную физкультуру в помощь маленькому пациенту.

4. Развивать произвольное внимание ребенка

Произвольное внимание – это внимание, которое усилием воли самого человека направляется на определенный объект. Так, мы демонстрируем типичный пример данного вида внимания, когда заставляем себя прослушать скучную лекцию или прочитать написанный сухим языком текст. Обучение – именно та среда, где без произвольного внимания никак не обойтись, и где оно лучше всего развивается. Внимание малышей также можно развивать, причем очень успешно. Нужно только делать это последовательно и регулярно.

Для развития внимания существует множество упражнений. К примеру, игра «Что исчезло?», во время которой несколько предметов выкладываются в ряд, а один прячется за спину. Количество предметов постепенно увеличивается, а ребенок каждый раз должен отгадать, какого из них недостает. Для той же цели подходят многие настольные игры, а также чтение с последующим обсуждением и пересказом прочитанного.

5. Побуждать ребенка к самостоятельности

Если каждый день собирать первоклашке ранец, то можно существенно повысить собственную самоорганизацию. Собственную, но не ребенка. Ему такая помощь, к сожалению, не принесет пользы. Ведь начало школьной жизни как нельзя лучше подходит для развития самостоятельности, собранности и самодисциплины. Пусть он не сразу научится собирать портфель, готовить одежду на завтра, но приобретет необходимый опыт и привычку соблюдать порядок в вещах. Понятно, что и находить вещи, собранные своими, а не мамиными руками, намного проще.

6. Прививать ребенку ответственность

Универсальное и очень действенное средство от забывчивости и склонности к разбрасыванию вещей – это самостоятельный поиск потерянного. Ребенку это дается не всегда просто, требует от него усилий, иной раз – немалых. Ему можно помогать, но только очень ненавязчиво, в виде подсказок: важно, чтобы потерянные предметы находил он сам. Именно так, постепенно, к малышу приходит осознание того, что вещи теряются из-за невнимательного к ним отношения, приходит и понимание ответственности за свои действия.

Разумеется, невозможно избавиться от таких качеств, как невнимательность и рассеянность, в один момент. Это длительный и, порой, утомительный процесс, требующий от мам и пап растеряшек терпения и настойчивости. Что же, пожелаем этим родителям, чтобы они не теряли веры в свои силы и, конечно же, чувства юмора.

Очень часто причиной плохой успеваемости школьников становится банальная невнимательность. Эта же проблема мешает и детям дошкольного возраста, ведь они не весьма небрежно относятся к выполнению различных заданий, что приводит к значительному отставанию от сверстников.

Чтобы этого избежать, начиная с двух-трехлетнего возраста, необходимо учить ребенка внимательности, усидчивости и собранности. В данной статье мы расскажем вам, как это правильно делать.

Как научить внимательности ребенка дошкольного возраста?

Самых маленьких деток можно учить внимательности и собранности при помощи таких упражнений, как:

  1. «Сколько?» В эту игру можно играть абсолютно в любом месте. Как можно чаще предлагайте малышу посчитать, сколько цветов в помещении, людей в очереди, машин на парковке, и так далее.
  2. «Топ-Хлоп». Заранее объясните крохе правила этой игры – вы произносите названия различных предметов, а он, если услышит слово «дом», хлопает в ладоши, а если название любого животного – топает ногой. Правила можно менять с каждым новым этапом.
  3. «Выбери меня!» Произносите подряд самые разнообразные слова и предложите малышу выбрать те из них, которые относятся к определенной категории, например, посуда, животные, фрукты, овощи и так далее. Пусть кроха повторит за вами то, что посчитает нужным.

Кроме того, для развития внимательности в дошкольном возрасте с детьми можно собирать пазлы, играть в такие игры, как «Найди отличия», «Найди общее», проходить всевозможные лабиринты и так далее.

Как научить ребенка внимательности, собранности и усидчивости?

Чтобы ребенок стал более внимательным, с ним необходимо побольше заниматься. Между тем, маленькие дети очень сильно устают от утомительных занятий и уроков, поэтому всю необходимую информацию следует подавать в шутливой игровой форме. Научить ребенка собранности, усидчивости и внимательности помогут такие игры, как:

  1. «Кто самый внимательный?» Эта игра подходит для группы детей одного возраста. Ребята должны прочитать текст и посчитать, сколько в нем содержится слов с определенной буквой, например, «м». Чуть позже задание можно усложнить – предложить малышам подсчитать количество тех или иных звуков. В конце игры самый внимательный участник должен получить приз.
  2. «Не собьюсь». Ребенок должен называть все числа цифровой последовательности, за исключением тех, которые делятся на 3 или любое другое число. Вместо них следует говорить «не собьюсь».
  3. «Все подряд». На листе бумаги напишите все числа от 1 до 20 вразброс. Предложите своему чаду в быстром темпе показать и назвать числа в правильной последовательности.

Наконец, для ребят постарше отлично подойдут игры в

В современном мире при любых обстоятельствах очень важную роль играет именно внимание. Как не крути, а умение сосредоточиться, сконцентрироваться на определённом предмете, объекте, явлении или событии является очень важным для нас. Почему? Ведь именно так мы получаем необходимую информацию и, кроме этого, именно когда мы внимательны, мы можем извлечь с всего массиваданных то, что будет важным для нас в данный момент или на будущее.

Такие же черты характера мы желаем видеть и воспитать в своем ребенке. Как это сделать? Во-первых, нужно четко разобраться в том, что воспитание внимательности - трудный, долгий процесс и систематический процесс. При этом нужно не забывать, что внимательности лучше всего начинать формировать с двух-трех лет. И, поскольку все дети разные, есть такие, для которых не надо специально уделять время на развитие внимательности, ведь они и так обладают этим качеством.

Поэтому, совет №1 - присмотрите за своим ребенком. Может быть он не невнимательный, а просто устал после прогулки или же каких-либо занятий и для того, чтоб прийти в себя ему нужно несколько минут покоя.

Совет №2 - узнайте причину невнимательности ребенка. Если все же вы замечаете, что вашему ребенку трудно сконцентрироваться, то нужно найти правильный подход к исправлению этой проблемы. Сначала узнайте, что же мешает вашему ребенку сосредоточиться на определенном предмете. Чаще всего, среди перечисленных детьми причин, им мешают сосредоточиться сами родители своими подсказками или же репликами, также «помехами» могут быть младшие братья-сестры или животные и другие посторонние звуки. Сначала попробуйте изолировать эти преграды на пути к внимательности вашего ребенка. Если же и это не помогает, принимайте более эффективные меры. Например, используйте игры и игровые упражнения.

Что можно сделать? Играть с ребенком в шашки и шахматы. Ведь где, как не в этой игре нужна внимательность. Постарайтесь заинтересовать вашего ребенка этой игрой и практически проблем с внимательностьюю у вашего ребенка не будет.

Другим упражнением может служить… чтение. Только вы читаете медленно текст, а ребенок должен считать количество слов, например. Или же сколько раз главного героя называли по имени. Также для уже старших детей есть такая игра с помощью цифр. То есть, они должны посчитать от одного до тридцати, при этом не называть все цифры, которые делятся на три.

Самым лучшим будет и вариант, если вы просто читаете текст, а ребенок будет пересказывать его вам. Но здесь также обращайте внимание на возраст ребенка и его возможности воспроизвести текст. Так как в три года ребенок может пересказать лишь одну-две строки, то в шесть лет это может быть и целый абзац или небольшая история.

Как научить ребенка внимательности фото

Кстати, стоит отметить, что чем взрослее ребенок становиться, тем легче с ним договориться о концентрации внимания на том или ином объекте. Но такой труд нуждается в объяснении, почему внимание на том или ином предмете важные именно для ребенка, и что это в будущем может эму дать. Но ни в коем случае не запугивайте ребенка и, с другой стороны, не обещайте ему за это какой-то подарок вскоре после занятия. Мотивируйте ребенка на будущие блага, а не краткосрочные.

Стоит согласиться, что вопрос невнимательности, нежелания ребенка сосредоточиться на каком-то важном деле, очень беспокоит многих родителей. И нужно отметить, что для беспокойства повод, конечно, есть, как и выход из сложившейся ситуации!

Важно, не упустить время, и начать работать в этом направлении как можно раньше до того момента, когда ваш малыш станет первоклассником. Так уж повелось, что не всегда на жизненном пути растущих и активно развивающихся детей, встречаются исключительно высококвалифицированные специалисты, которые вовремя заметят в ребенке те проблемы, над которыми нужно поработать самим и подсказать родителям как действовать в том или ином случае, в общее благо дитя. И тогда, уже оказавшись за партой в школе, ребенок может столкнуться с массой сложностей на уроке, причина которых кроется в неспособности вникнуть в суть темы. Если своевременно ему не помочь в этом, то ситуация в конечном итоге может повернуться таким образом, что ребенок напрочь потеряет желание ходить в школу, заниматься на уроке, проявлять себя как личность, боясь оказаться непонятым и не принятым педагогом.

Усидчивость или внимательность, что важнее?

На самом деле, эти два качества тесно дружат между собой. Первостепенным стоит выделить внимание, которое проявляется в те моменты, когда ребенок некоторое время способен следить за тем, что кажется ему интересным. Усидчивость же, это результат воспитательной работы, который отличается тем, что ребенок сознательно пытается вникнуть в суть дела, довести его до логического завершения, даже если, оно не представляет для него интереса. Важно, начать прививать своему чаду внимательность, уже с трехмесячного возраста. Замыслы родителей, как правило, осуществляются в игровых ситуациях. Однако делать это необходимо деликатно, понимая, что промежуток концентрации ребенка на чем-то одном, в таком возрасте совсем невелик. И лишь с каждым годом, этот промежуток будет постепенно увеличиваться, однако стоит знать, даже пятилетнему ребенку, свойственно непроизвольное внимание. Это говорит о том, что если объект, который вы настойчиво навязываете ребенку, ему неинтересен, то и добиться того, что он вдруг вызовет у него интерес по вашей просьбе, не удастся. Этот длительный процесс развития способности в ребенке концентрировать внимание избирательно, развивать усидчивость, займет у родителей немало времени, но впоследствии, когда результат будет достигнут, приобретенные качества очень положительно скажутся на успехах ребенка в школе, да и вообще, по жизни.

Исключите во время занятий с ребенком все, что может его отвлекать, тем самым мешая сконцентрироваться;

Подбирая для ребенка задания, всегда учитывайте время, которое понадобится для его выполнения. Как только ему надоест заниматься предложенным вами делом, он тут же прекратит это делать, и никакие уговоры не спасут ситуацию. И что самое главное, не принесут желаемого результата;

Исходите из способностей конкретно вашего ребенка: если он обладает повышенной любознательностью, желанием заниматься с удовольствием, то и занятия с таким ребенком могут быть более продолжительными и усложненными по содержанию. Но если ваш ребенок часто болеет, пассивен, и быстро утомляется, не перегружайте его, и не заставляйте делать то, что ему не по силам;

Ходите с ребенком в театр, например, выбрать можете мероприятие на https://kiev.karabas.com/rusdram-kyiv/ ;

Сопровождайте все то, чем вы занимаетесь интересной, активной речью, покажите ребенку, что для вас это занятие ничуть не менее интересно. Обязательно побуждайте ребенка к диалогу, таким образом, вам будет понятно, интересно ли ребенку то, чем он занимается, и возможно у него возникнут какие-то идеи для будущих занятий. Не скупитесь на похвалу, поощряя ребенка за его труд;

Для того чтобы исключить утомляемость ребенка, разнообразьте задания: не стоит делать акцент лишь только на письме под диктовку либо изучении геометрических фигур, попробуйте весело и задорно чередовать наполнение совместных занятий;

Не нужно подавлять ребенка и пытаться сделать его лучше, ставя ему в пример соседского мальчика, который по вашему мнению, успешнее его. Исходите из возможностей именно вашего чада, и не переставайте заниматься с ним, в комфортном для него режиме.

И конечно, самым важным условием, которое важно соблюдать родителям в любой жизненной ситуации, это не терять терпения в систематической, порой тяжелой работе воспитания ребенка. Не нужно паниковать, это может превратить ваши действия в безграмотные поступки, способные навредить ребенку. Гораздо правильнее будет проконсультироваться со специалистом, если вы не знаете, как поступить в какой-либо ситуации, чем просто перестать действовать, или идти на авось. Ведь не напрасно говорят, что дети - отражение родителей, поэтому пусть это отражение вас лишь радует!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх