Федеральный закон "о защите животных от жестокого обращения" крайне необходим российскому обществу для спасения не только животных, но и людей. Бездомные животные в современной России: проблема ждет своего решения

«Не живи в городе, где не слышно лая собак», - сказано в Талмуде. Оставляя за рамками внимания истинный смысл и многогранность древней иудейской мыслеформы, большинство читателей, независимо от уровня развития образного мышления, воспринимают содержание этих слов в буквальном смысле, тем самым открывая в себе новую, особую грань в отношении к четвероногим друзьям. Острее всего она проявляется в отношении к бездомным животным. И от нас зависит, станет ли эта грань чертой безучастного равновесия или несокрушимой стеной между любовью и ненавистью, милосердием и жестокостью, заботой и равнодушием.

Проблема бездомных животных – результат нашей безответственности

Бездомные животные – проблема не сегодняшнего дня. Собаки и кошки, свободно обитающие на улицах городов, всегда были привычной частью городской экосистемы. Большинство из них – брошенные или потерявшиеся – некогда любимые домашние питомцы и их потомки. Еще одним источником пополнения бездомных животных эксперты называют бесконтрольную деятельность доморощенных заводчиков. Но за всеми этими причинами скрывается то главное, о чем все мы стыдливо умалчиваем – безответственное отношение к домашним животным. И тех, кто бездумно приручил, и тех, кто равнодушно прошел мимо.

За последние 25-30 лет ситуация с бездомными животными еще более обострилась. В крупных городах их количество удвоилось и, по разным оценкам, составляет от нескольких до десятков тысяч особей. Неконтролируемый рост численности бездомных собак все чаще проявляется в их стайном поведении и повышении агрессии к людям. Отсюда многочисленные нападения на прохожих и детей, причинение им тяжелых травм и увечий. Еще одной проблемой является риск заражения тяжелыми инфекционными заболеваниями.

В последние годы проблема бездомных животных в России стала предметом пристального внимания, как общественности, так и органов власти всех уровней. Единственным решением этой проблемы представляется сокращение численности «бродяжек». Однако, наряду с цивилизованными способами регулирования популяции (стерилизация, чипирование собак , создание приютов для собак и питомников , содействие в поиске новых хозяев), на большей части муниципальных образований по-прежнему практикуются методы отстрела или другие формы жестокого умерщвления.

Такой подход не может соответствовать современным представлениям о гуманности и милосердии и вызывает справедливое возмущение не только активистов зоозащитников, но и всех неравнодушных граждан.

В мировом сообществе все большее развитие получает концепция, что гуманное обращение с животными – один из ключевых показателей цивилизованности общества. Поэтому впервые на международном уровне базовые принципы защиты домашних животных были сформулированы в Европейской конвенции, принятой в 1987 году. Документ признает наличие у человека нравственного долга перед животными, запрещает причинение им страданий и боли, обязывает охранять здоровье животных и заботиться об их благополучии.

Следует сказать, что разработчики Конвенции ставили перед собой две цели – как защиту животных, так и охрану здоровья и жизни людей. Признавая, что рост количества бездомных животных может нести угрозу здоровью и безопасности человека, в документе допускаются меры по сокращению их популяции с соблюдением принципа гуманности. Отлов и усыпление бездомных животных могут быть допущены лишь в случае их неизбежности и с причинением минимальных физических и моральных страданий. В качестве регулирующих мер рекомендуется обязательная регистрация, чипирование и стерилизация домашних животных, а также налогообложение их владельцев. В документе указывается на обязанность государства способствовать расширению сети приютов для содержания бездомных собак и кошек.

Конвенция, безусловно, носит декларативный характер, но ее положения содержат достаточно высокие стандарты и цивилизованные принципы гуманного отношения к животным. По состоянию на 18 сентября 2013 года соглашение подписали и ратифицировали 23 европейских государства, в том числе и Украина. Почему Россия воздержалась от присоединения к Конвенции – вопрос, который пока остается без ответа. Вероятно, у России действительно свой собственный, исключительный путь развития и свои представления о гуманном и ответственном обращении с животными.

Но не это важно. Отказ или присоединение к Конвенции не все решает. Куда важнее, будет ли национальное законодательство приведено в соответствие с принципами Конвенции и сможет ли государство, будь то Россия или Украина, обеспечить выполнение своих собственных законов. И самое главное – станет ли усыпление действительно исключительной мерой, а не массовым истреблением бездомных животных.

Зоозащита – зона бесправия

Решение проблемы бездомных животных затрудняется неполнотой и несовершенством законодательной базы. В России отсутствует единое федеральное законодательство в области регулирования численности бездомных животных, а методы различных субъектов федерации могут кардинально отличаться.

Вся правовая база России о гуманном отношении к животным представлена единственной в Гражданском кодексе РФ ст. 137, в соответствии с которой не допускается «жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности», и ст. 245 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей уголовную ответственность за «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье…». Все остальное – акты местечкового уровня в виде «Правил содержания собак и кошек» давно уже морально устарели и потеряли весь свой смысл. Вот, пожалуй, и все. По состоянию на день публикации в России нет ни единого действующего федерального закона, который хотя бы прокомментировал понятие «бездомные животные».

Почему законопроекты о гуманном отношении к животным так и не становятся законами России?

Настоящим прорывом стал проект ФЗ РФ «О защите животных от жестокого обращения», разработанный еще в 1990-х годах. Его главная цель обозначена в преамбуле – «укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними». Проект был заслушан в 3-х чтениях и одобрен Советом Федерации, но в 2008 году снят с рассмотрения в связи с тем, что закон "не имеет собственного предмета правового регулирования".

Какие же законопроекты, по мнению депутатов, имеют "предмет правового регулирования"?

В феврале 2011 года в Государственной Думе РФ появился новый проект ФЗ РФ «Об ответственном обращении с животными». В законе прописаны основные принципы правового регулирования и требования при обращении с животными. Много внимания уделено проблеме безнадзорных животных и организации приютов. В проекте установлены единые нормы содержания и правила выгула собак, предусмотрено введение дифференцированного налога. Несмотря на критику зоозашитниками (вопросы стерилизации, коррупционная составляющая), настоящий закон имеет право на жизнь. Однако и он до сих пор не принят.

Чтобы восполнить пробел в законодательстве, депутаты Госдумы в дополнение к законопроекту «Об ответственном обращении с животными» подали на рассмотрение «черный список» собак с перечнем потенциально опасных пород. Злополучный список - тема отдельной дискуссии, но попытка его протащить в законе, уже сама по себе не вселяет оптимизма.

11 марта 2013 года в Госдуму поступила новая инициатива – дополнить КоАП РФ статьей об установлении административной ответственности за нарушение правил содержания домашних животных. Теперь за вред, причиненный животным, владелец вынужден будет заплатить штраф в размере 1 тыс. рублей, а если владелец – должностное лицо – 3 тыс. рублей.

И, наконец, 16 января 2014 года депутаты на федеральном уровне решили запретить отстрел бездомных животных и повсеместно организовать регулирование их численности путем стерилизации.

Но это все законопроекты, которые по существу являются социальным регрессом и никак не отвечают ни решению проблем бездомных животных, ни задаче укрепления морально-нравственного здоровья россиян.

А пока наиболее конструктивной и результативной остается деятельность волонтеров и организаторов приютов для бездомных животных. Но и они, так же как и их воспитанники, нуждаются в обеспечении законом. Чтобы никакой Швондер... Чтобы это был окончательный Закон! Фактический! Настоящий! Броня! (почти по М. Булгакову). Необходим Федеральный закон – Закон самой высокой юридической пробы, отражающий гуманные принципы государственной политики в сфере защиты животных!

Как заставить человека полюбить бездомную собаку? Может просто беречь и защищать ее, как мы умеем защищать свою землю, жизнь своих близких и свою собаку у порога дома. Чтобы жить в городе, где слышен лай собак!

Для использования данного материала вы должны обратиться в

https://www.сайт/2017-11-21/pochemu_zakon_o_zachite_zhivotnyh_ne_mogut_prinyat_uzhe_7_let

«Сейчас животные даже не признаются живыми существами»

Почему закон «О защите животных» не могут принять уже семь лет

Группа противников приютов БАНО "ЭКО" "ВКонтакте"

В интернете обсуждают очередные случаи издевательства над животными. В Ростове-на-Дону зоозащитники обнаружили трупы нескольких сотен кошек и собак. В муниципальный приют они поступили еще живыми. Прокуратура сейчас проверяет информацию о том, что деньги, которые приют получил в рамках муниципального тендера, сотрудники обналичивали через подставные фирмы, а животных просто усыпляли. Когда трупов накапливалось много, их свозили на ближайший мясокомбинат.

Социальные сети пестрят объявлениями о помощи животным. Вот срочно ищут передержку хотя бы на пару дней рыжему коту, которого бросили прежние хозяева на даче, когда закончился летний сезон. Или вот ищет хозяев пушистая серая кошка. Ее владелица умерла, а наследники выставили на улицу с ненужными им вещами. А вот пытаются пристроить кругломордого британского кота. Он здоров и молод, но его все равно привезли в ветклинику с требованием усыпить. Надоел.

В аэропорту Шереметьево на полу лежат две россиянки «дворянского происхождения» — Даша и Лиза. Эти две собаки уже прошли ветконтроль и скоро в специальных перевозках поедут на посадку в самолет. Они вытянули счастливый билет: для них нашли владельца в Германии, который оплатил им и прививки, и перелет, и в аэропорту немецкого Мюнхена их уже через несколько часов встретят волонтеры, которые увезут их в новый дом. В Германии законы по обращению с животными строгие, и, если новый владелец решит снова выкинуть их на улицу, его ждет уголовное дело. Все домашние животные регистрируются и чипируются, поэтому, если животное сбегает, у него есть хороший шанс рано или поздно быть пойманным, после чего чип и информация о хозяине считываются и потеряшку отдают обратно.

В России все иначе. Животные, по действующему законодательству, даже не признаются живыми существами, это — просто вид имущества. И пока их бытие регулируется в рамках Гражданского кодекса. Например, если действовать строго по законодательству, то, найдя животное, надо сперва полгода искать его хозяев, по аналогии с найденным имуществом, и только после этого вы получаете на него права. Конечно, фактически эту норму никто не соблюдает.

сайт разбирался, почему действующего законодательства недостаточно, живодеры не несут никакого наказания и из-за чего нужный законопроект застрял в Госдуме под сукном с 2011 года.

Почему нужны поправки в законодательство

В Уголовном кодексе есть статья 245 «Жестокое обращение с животными». Согласно этой статье, «жестокое обращение с животными, повлекшее их гибель или увечье, если это деяние совершено из хулиганских побуждений, или из корыстных побуждений, или с применением садистских методов, или в присутствии малолетних» наказывается штрафом до 80 тысяч рублей, обязательными работами на срок до 360 часов или ограничением свободы на срок до одного года. Если хулиганские побуждения и иные признаки доказать не удалось, то осудить человека по этой статье сложно: одного факта жестокого обращения недостаточно. Так, к примеру, в августе этого года в Хабаровске был вынесен приговор банде молодых садистов — двум девушкам и одному молодому мужчине, которые забирали из приютов собак и кошек, якобы чтобы пристроить, а потом мучили и убивали их, записывая все на видео для размещения в соцсетях. Все садисты получили реальные сроки лишения свободы, однако лишь потому, что, кроме издевательства над животным, их также обвинили в разбое и оскорблении чувств верующих.

Еще одно громкое дело — против владельцев московского приюта БАНО «ЭКО». Год назад волонтеры обнаружили в приюте трупы более 300 собак и кошек. По району распространялся трупный запах. Приют осаждали несколько дней, так как волонтеров и журналистов не пускали на территорию и даже поливали пеной из огнетушителя. Когда зоозащитники прорвались, они увидели, что животные похожи на скелеты: им не давали ни воды, ни еды, они фактически мумифицировались при жизни. Знакомая автора текста вытащила оттуда четырех кошек и нашла им временный дом. К сожалению, помощь пришла поздно. Коты не выдержали обезвоживания и вскоре погибли.

Уголовное дело по БАНО «ЭКО» за жестокое обращение с животными не могут возбудить уже год, хотя ситуация находится на контроле Генпрокуратуры.

Группа протестующих против приютов БАНО «ЭКО»Facebook

«По уголовному делу было принято решение о прекращении уголовного преследования в связи с актом об амнистии, — пояснил сайт официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной. — Решение признано прокуратурой незаконным и отменено. Уголовное дело направлено в следственный орган для организации дополнительного расследования. По четырем материалам доследственной проверки приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела, три из которых признаны прокуратурой незаконными и отменены, материалы направлены в правоохранительные органы для организации дополнительной проверки. Одно решение признано прокуратурой законным и обоснованным».

БАНО «ЭКО» — влиятельная организация, получившая несколько лет назад контракты на организацию приютов в пяти округах Москвы общей стоимостью более 100 млн рублей. Впрочем, в других муниципальных приютах часто ситуация не лучше.

Caters News Agency Ltd

Волонтер Наталья рассказывает, что приютам необходимо постоянно поддерживать численность животных для отчета перед комиссиями. Животные в приютах от плохого обращения умирают.

«Когда приезжает комиссия, животных просто берут в одном приюте, грузят в грузовик и везут в другой приют. После того, как комиссия уезжает, их перебрасывают на новую точку. Зимой многие не выдерживают дороги: ни еды, ни воды им не дают. Мы боимся, что нас просто перестанут пускать в эти приюты, поэтому просто умоляем дать собакам в дорогу хоть ведро воды и корм. Когда они приезжают на новое место, начинают есть снег. Мы стараемся забирать их из этого ада, но речь идет о тысячах собак и кошек, мы просто не справляемся. В приюты везем гуманитарную помощь, корм, наполнитель, воду, но требуем, чтобы все раздавали при нас», — рассказывает Наталья.

Сейчас организация программ по регулированию численности бездомных животных отдана на откуп регионам. Например, в Москве от практики усыпления бездомных животных отказались, предполагается пожизненное содержание в приютах. А вот в Московской области к усыплению прибегают, если животному после отлова не нашли новых хозяев в течение шести месяцев. В Нижнем Новгороде с 2013 года запустили новую программу, по которой животное ловят, стерилизуют, лечат, а потом, если оно не агрессивное, выпускают обратно в среду обитания. Одновременно запущена социальная реклама, которая призывает людей брать животных из приютов, а не покупать за деньги породистых. Согласно информации «ООО Зоозащита-НН», за три года в Нижнем Новгороде численность бездомных животных снизилась с 7 тысяч в 2014 году до 4,7 тысячи в 2016 году.

Вопросы обращения с домашними животными и внедрения новых программ по организации приютов должны были быть отрегулированы в новом законе «О защите животных», который прошел первое чтение еще в 2011 году, однако он не принят до сих пор.

Второе чтение этого закона предполагалось провести в конце ноября 2017 года, однако, вероятно, этого сделано не будет.

При этом, согласно опросу, проведенному в конце 2016 года ВЦИОМ совместно с брендом кормов Purina, у 60% россиян дома есть собаки или кошки, 42% владельцев получили животное в подарок, а 39% подобрали на улице. То есть российское общество настроено по отношению к животным вполне дружелюбно.

Денис Середа — директор ветеринарной клиники «Центр» и муниципальный депутат Тверского района — говорит, что в целом в последние годы люди стали заметно ответственнее относиться к своим домашним питомцам.

«В последние годы стало намного больше владельцев, которые просят чипировать животное. Во-первых, если животное выезжает с хозяином из страны, то во многие страны без чипа его просто не пустят. Во-вторых, это возможность, если кошка или собака потерялись, найти их. В нашей клинике было три случая, когда к нам приводили найденных животных, мы считывали чип и возвращали владельцу. Один раз владелец оказался клиентом нашей клиники», — говорит Середа. По его словам, к сожалению, приходят и те, кому животное надоело, и требуют усыпить, но клиника считает это нарушением врачебной этики и отказывает.

«Живые существа, способные испытывать эмоции и страдания»

В распоряжении сайт оказалась одна из последних версий законопроекта об ответственном обращении с животными. Эта версия готовилась ко второму чтению и датирована серединой июля 2017 года.

В законопроекте говорится, что он не относится к охоте и рыболовству, а также к животным, занятым в сельском хозяйстве.

Вводятся понятия «владелец животного» (ими признаются и хозяева приютов, и те, кто берет животных на передержку), а также «доброволец» — тот, кто безвозмездно помогает, в том числе приютам. Волонтерская деятельность должна вестись в соответствии с законодательством Российской Федерации, отмечается в законопроекте.

Животные будут признаны живыми существами, а не имуществом, также будет четко прописано понятие «жестокое обращение с животным»: «обращение с животным, которое привело или может привести к гибели, увечью или иному повреждению здоровья животного (включая истязание животного, в том числе голодом, жаждой, побоями, иными действиями), нарушение требований к содержанию животных».

К животным, согласно законопроекту, надо будет относиться как к «живым существам, способным испытывать эмоции и страдания».

Регулирование деятельности приютов и установку норм содержания животных предлагается отдать на уровень федеральной власти. А вот непосредственной организацией приютов по-прежнему будут заниматься регионы. Отдельные полномочия в области обращения с животными могут быть переданы на уровень местного самоуправления.

Wassilios Aswestopoulos/ZUMAPRESS.com

Проект закона устанавливает и требования по отношению к владельцу животного. Он должен обеспечивать питомцу надлежащий уход, оказание своевременной ветеринарной помощи, принимать меры по предотвращению появления нежелательного потомства и быть готовым предъявить животное органам надзора для проверки.

«В случае отказа от права собственности на животное или невозможности его дальнейшего содержания владелец животного обязан передать его новому владельцу или в приют для животных, которые могут обеспечить условия содержания такого животного», — гласит законопроект (то есть нельзя будет принести здоровое животное в клинику для усыпления с формулировкой «надоело»).

В законопроекте вводится статья «Защита животных от жестокого обращения». Таковым предлагается считать: проведение на животных без применения обезболивающих ветеринарных препаратов ветеринарных и иных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль; отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных или отчуждения иным законным образом; торговля животными в местах, не отведенных специально для этих целей; организация и проведение боев животных; организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных; кормление хищных животных другими живыми животными в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, установленных правительством Российской Федерации в требованиях по содержанию и использованию животных в культурно-зрелищных целях.

В случае принятия законопроекта, органы Госветконтроля могут получить полномочия по изъятию животных у владельцев, если те не могут обеспечить им надлежащий уход, и животное страдает. Также изъятию подлежат дикие животные, за которыми не обеспечен надлежащий уход.

40 кошек в квартире — нельзя, в котокафе — можно

Проект закона предлагает запретить пропаганду жестокого обращения с животными, а также призывы к жестокому обращению с братьями нашими меньшими.

Среди требований к содержанию домашних животных предлагается принять следующий пункт: «предельное количество домашних животных в местах их содержания определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов». При выгуле питомцев владельцев предлагается обязать убирать за ними экскременты.

Отдельная часть закона посвящена использованию зверей в цирках, дельфинариях, культурных мероприятиях. Зоозащитники лоббировали полный запрет дельфинариев, но это сделать не вышло, говорит собеседник издания, работавший над текущей редакций законопроекта.

Законопроект предусматривает запрет контактных зоопарков, а вот так называемые котокафе не пострадают. Котокафе в последние годы активно развиваются в крупных городах. Это — специальные заведения, куда берут бездомных, но стерилизованых и вылеченных кошек, при этом имеющих навыки социализации. В котокафе, как правило, люди платят за каждый час пребывания и могут рисовать, играть в настольные игры, пить чай и общаться с кошками. Любое животное можно потом забрать к себе домой (после согласования с куратором и подписания договора ответственного содержания). Позитивное отличие котокафе от приюта в том, что с понравившимся котом можно прийти и пообщаться неоднократно до принятия решения, это снижает риск несовпадения характеров и неудачного пристройства. Год назад депутаты Мосгордумы узнали о существовании котокафе, спутали их с контактными зоопарками и хотели запретить, но их коллегам, которые больше разбирались в вопросе, а также возмутившейся общественности удалось убедить их этого не делать.

«В случае организации мероприятий, которые предусматривают физический контакт зрителей (посетителей) с животными, такие мероприятия осуществляются при условии наличия в местах их проведения недоступных для людей зоны с укрытиями, куда животным должен быть обеспечен постоянный беспрепятственный доступ», — говорится в проекте закона.

А вот зоопарки, дельфинарии и зоосады станут полностью лицензируемыми с 1 июня 2020 года. Передвижные зоопарки будут запрещены.

Выпускать нельзя умерщвлять

Проект закона предполагает разделить приюты для животных на типы: государственные, муниципальные и частные. Владельцы приютов, пока животное находится у них, несут ту же ответственность и выполняют те же требования, что и владельцы животных. Первые десять дней животное, поступившее в приют, должно находиться в карантине. Животные должны маркироваться. Законопроект не предусматривает усыпления бездомных животных.

«Животных, содержащихся в приютах для животных, умерщвлять запрещено, за исключением случаев необходимости прекращения непереносимых физических страданий нежизнеспособных животных при наличии достоверно установленных специалистом в области ветеринарии тяжелого неизлечимого заболевания животного или неизлечимых последствий острой травмы, несовместимых с жизнью животного, и такая процедура должна производиться специалистом в области ветеринарии гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть», — гласит одна из поправок к законопроекту.

Так как усыпление здорового животного исключено, на выбор приюту предлагается три варианта: выпустить животное в естественную среду обитания, содержать до естественной смерти или искать новых владельцев. Сведения о животных, находящихся в приюте, будут размещаться в интернете. Передавать животных из приютов в лаборатории для опытов не допускается. Также владельцев приютов обяжут обеспечивать в них доступ волонтерам.

Dmitry Golubovich/Global Look Press

Зоозащитница Елена Иванова говорит, что при разработке законодательства по теме бездомных животных надо учитывать три причины их появления на улицах. Это либо потомство уже бездомных животных, либо выброшенные домашние животные, либо животные от «черных заводчиков» — людей, занимающихся бесконтрольным разведением породистых животных исключительно с целью получения прибыли.

Выпускать ли бездомных животных обратно на улицу после стерилизации, вакцинации и лечения в приюте — еще один острый вопрос, который тормозит движение законопроекта. Тут позиция зоозащитников радикально расходится с позицией пострадавших от нападения бездомных животных, в первую очередь, собак. Законопроектом предлагается выпускать животных, которые не демонстрируют агрессивного поведения, а агрессивных содержать в приютах пожизненно. Пострадавшие же от бездомных животных как правило ратуют за усыпление или пожизненное содержание.

Не попала в законопроект и идея зоозащитников обязать коммунальных работников оставлять открытым одно отверстие в доме (как правило, воздухоотвод), ведущее в подвальное помещение. Это важно для кошек, которые в зимнее время находят там пристанище. В Москве в последний год набирает обороты скандал, так как сотрудники ГБУ «Жилищник» начали наглухо заколачивать подвалы. Часто животные остаются запертыми там и погибают от голода и жажды. Сердобольные граждане, услышав крики животных, запертых в подвале, нередко отдирают решетки своими силами и выпускают несчастных.

В распоряжении сайт имеется переписка зоозащитников с Минстроем — это ведомство могло бы выпустить постановление и обязать оставить хотя бы один незакрытый воздухоотвод в подвал каждого дома. Минстрой предложил отдать это на откуп жильцам домов (большинство собственников должно решить, что воздухоотвод остается), но системно решать проблему отказался. В текущую редакцию законопроекта поправка не попала.

Наконец, законопроектом вводится понятие общественного контроля за ответственным обращением с животными. Этой функцией предлагается наделить профильные НКО, а волонтеры могут стать добровольными общественными инспекторами. Сообщения представителей общественного контроля о случаях ненадлежащего обращения с животными подлежат обязательному рассмотрению органами исполнительной власти, говорится в проекте закона.

Принципы регистрации домашних животных в законопроекте не прописаны — они войдут в поправки к закону «О ветеринарии». «К платной регистрации домашних животных российское общество не готово», — говорит один из соавторов законопроекта.

Также пока не обоснованы опасения зоозащитников о том, что будет поставлен запрет на пристройство бездомных животных за границу. Такого пункта в законе нет.

Почему закон не могут принять

Редакция законопроекта, находящаяся в распоряжении сайт, выдержана во вполне «зоозащитном» ключе, а слабые места акта можно было бы закрыть отдельными поправками — ведь депутаты принимают много более сырых инициатив. Однако оказалось, что законопроект затрагивает многочисленные финансовые интересы разных групп. Поэтому нынешней осенью он, возможно, принят не будет.

Законопроекту не повезло и в аппаратном плане. В 2011 году рабочую группу по доработке проекта закона ко второму чтению возглавлял депутат Госдумы от ЛДПР Максим Шингаркин, бывший в шестом созыве Госдумы заместителем председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии. В 2015 году Шингаркин перешел в комитет по обороне, и ведение законопроекта передали коммунисту Олегу Лебедеву. Параллельно консультации шли в администрации президента и в Общественной палате. После выборов в новый созыв Госдумы 2016 года комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии возглавила журналист Ольга Тимофеева. А куратором закона стал депутат Владимир Панов. Скоро, по информации сайт, у нормативного акта снова может смениться куратор, им может стать депутат Госдумы Владимир Бурматов. Каждый раз депутату приходится почти с ноля входить в курс дела. Что не добавляет продуктивности процессу.

Один из приютов БАНО "ЭКО"Группа противников БАНО "ЭКО" "ВКонтакте"

С законопроектом оказалось связанно серьезное столкновение интересов в среде зоозащитников. Например, существует фонд «Большие сердца» (сейчас — Фонд «Забытые животные»), его руководитель Анастасия Комагина входит в рабочую группу Минсельхоза. Фонд выступает противником программы ОСВВ (Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Выпуск). Этот фонд допускает усыпление отловленных бездомных животных, чем входит в конфликт с другими зоозащитниками, требующими от такой практики отказаться. Фонд регулярно обвиняют в лоббировании интересов производителей препаратов для эвтаназии, потому что, если запретить эвтаназию животных по немедицинским показаниям, российский рынок таких препаратов серьезно сократится. Фонд «Забытые животные» («Большие сердца») это отрицает.

Согласно публикациям в блоге Анастасии Комагиной, этот фонд выступает категорически против принятия законопроекта в нынешнем виде, считая, что он нуждается в серьезной доработке.

В своем блоге Комагина пишет, что в проекте закона не прописана ответственность для нерадивых хозяев, выбрасывающих животных на улицу, не запрещается попрошайничество с животными, нет мер по контролю за разведением породистых животных, не прописана обязанность властей создавать приюты. Также Комагина действительно критикует тотальный запрет усыпления бездомных животных.

«Единственным предлагаемым способом решения проблемы бездомных собак объявлен метод „Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат“ — неэффективный метод, не используемый ни в одной развитой стране мира, который уже неоднократно с треском провалился и в России. На деле бюджетные средства на стерилизацию уличных собак рекой текли в карманы бесчестных предпринимателей и их покровителей во власти, в то время как на фоне недовольства граждан расцвело „догхантерство“, влекущее массовое жестокое уничтожение животных жителями городов или самими же местными муниципальными хозяйствами, дабы оправдать расход бюджетных денег. Нынешний вариант закона предусматривает немедленный запрет любого гуманного усыпления животных, которые в силу каких-то причин не могут быть переданы владельцам и не могут содержаться в приютах (больных, агрессивных и т. д.). Но печальный опыт показывает, что запрет контролируемого гуманного усыпления влечет за собой массовый расцвет бесконечного подпольного негуманного уничтожения „ненужных животных“ в переполненных приютах и на улицах городов, голод, инфекции и потравы», — пишет в блоге Комагина.

Комагина в публикации признает, что несколько лет назад ее фонд хотел наладить в России собственное производство препарата «Золетил», использующегося для наркоза (в том числе при усыплении животных), однако это сделать не получилось.

Входила в рабочую группу и руководитель приюта БАНО «ЭКО» Вера Петросьян. Один из членов рабочей группы говорил, что она пыталась продвинуть в законопроект поправку, запрещающую волонтерам доступ в приюты без разрешения владельца приюта. Сейчас Петросьян в рабочей группе нет.

Еще одни противники принятия законопроекта в нынешнем виде — это Московское общество защиты животных. Общество называет нынешний проект закона «живодерским», потому что он решает, в основном, вопросы содержания домашних животных, не затрагивая диких, сельскохозяйственых и других, в нем не прописаны правила регистрации домашних животных. Также Общество говорит, что по законопроекту не были проведены парламентские слушания, а заседания рабочих групп не были публичными. Московское общество защиты животных требует отстранить от работы над законопроектом Панова и лоббирует иной вариант законопроекта, ранее предложенный Советом Федерации, который как раз предлагает одним документом урегулировать вопросы содержания и отношения ко всем видам животных.

Пункты, затрагивающие диких животных, требуют доработки и вызывают много дискуссий, рассказывает один из авторов поправок. Например, зарегистрированы случаи содержания маленьких бегемотов, лис, енотов и даже жирафов. Люди держат дома не только кошек и собак, но и, к примеру, змей, варанов, пауков. Что с ними делать? Изымать и размещать в зоопарках или оставлять владельцам? Поручить правительству разработать правила содержания каждого вида дикого животного (включая жирафа и бегемота) в домашних условиях? Пока в законопроекте предлагается составить список животных, запрещенных к домашнему содержанию, но на перечисленные вопросы ответа нет.

Также предлагается запретить натравливание животных (за исключением служебных животных) на других зверей. Натравливание собак охотничьих пород и ловчих птиц на других животных и птиц при осуществлении мероприятий по их подготовке (дрессировке) для охоты не допускается способами, предусматривающими физический контакт между животными, а также способами, которые могут привести к жестокому обращению с животными. Речь идет о, так называемых, притравочных станциях. Эта поправка вызвала одну из наиболее серьезных дискуссий между Госдумой, правительством и администрацией президента. Охота — это одно из любимых развлечений чиновников и депутатов, однако разные охотники придерживаются разных мнений относительно притравочных станций.

Притравочные станции — это специальные места, где содержат и диких, и домашних животных: кроликов, лис, волков, кошек и собак, на которых натравливают охотничьих собак, приучая к добыче зверя.

Собеседник Znak.сom в Госдуме говорит, что полный запрет притравочных станций поддерживает спикер Госдумы Вячеслав Володин, сам увлекающийся охотой, но считающий их существование недопустимым. А вот в правительстве работают охотники, которые являются сторонниками использования притравочных станций. В итоге, возможно, этот пункт из окончательной редакции закона исчезнет.

Kremlin Pool/Global Look Press

Не дремлют и производители кормов для животных, которые пытались пролоббировать свои интересы в части кормления животных в приютах именно полнорационным сухим кормом, рассказал сайт один из депутатов Госдумы.

Сейчас у здания Госдумы голодают активисты, требующие скорейшего принятия закона. Депутаты к акции относятся спокойно: голодовками у Госдумы на Охотном ряду никого не удивишь. Шансов на принятие законопроекта этой осенью действительно немного.

Пока придумано промежуточное решение: депутат от «Справедливой России» Олег Шеин недавно внес законопроект об ужесточении статьи УК 245 «Жестокое обращение с животными», предложив увеличить по ней наказание до 3 лет лишения свободы, а, если преступление совершила группа лиц, а его видеозапись была размещена в интернете или СМИ — то до 5 лет лишения свободы. Одним из соавторов поправки стал единоросс Владимир Бурматов, что повышает шансы на ее принятие.

Олег Шеин говорит, что поправка делает групповое жестокое обращение с животными преступлением не небольшой, а средней тяжести, что исключает уклонение от ответственности под предлогом раскаяния.

Владимир Бурматов сказал сайт, что над законопроектом идет серьезная работа, происходит взаимодействие депутатов, правительства, зоозащитников и других представителей общественности.

«У правительства есть свое видение, к примеру, по теме притравочных станций. Они хотят вынести эту тему в отдельный закон „Об охоте“. Сам закон очень сложный, потому то регулирует ту сферу взаимоотношений, которая ранее никак не регулировалась. Это — новая сфера, поэтому естественно, что процесс идет не быстро», — отмечает Бурматов.

Зоозащитница Елена Иванова напоминает, что тема животных так или иначе касается всех россиян. «Кто-то держит животных дома, кто-то сталкивается с ними на улице. Эта тема затрагивает все общество», — говорит Иванова. Она выступает за скорейшее принятие закона.

Собеседник сайт в Госдуме допустил вероятность, что законопроект в осеннюю сессию принят не будет, так как до нового года осталось считанное количество пленарных заседаний, а у депутатов накопилось много законопроектов высокой степени приоритетности, связанных с новым финансовым годом.

«Есть проблема в том, что зоозащитное сообщество неоднородно, — добавил источник. — Есть умеренные люди, которые понимают, что надо делать какие-то шаги. Есть радикальные правозащитники, которые требуют, чтобы сразу были отрегулированы все сферы контакта человека и животных, в той же сельскохозяйственной сфере, в сфере лабораторной. Но эти сферы можно будет регулировать в дальнейшем, после принятия рамочного закона. Кроме того, написать на бумаге все нормы невозможно, это — лишь свод общих правил, первый подход к регулированию этой сферы. Далее в это закон можно будет вносить изменения. К сожалению, кроме зоозащитников есть и коммерчески заинтересованные группы, которые ими могут манипулировать и говорить, что есть альтернативные тексты. В итоге блокируется движение всего законопроекта, так как люди с самыми благими намерениями начинают считать, что есть хороший закон, который не принимают, и плохой, который хотят принять», — добавил источник.

Здравствуйте, друзья! Не так давно, возвращаясь в родной город из поездки, я увидел на вокзале стаю бездомных собак. Реакция людей, проходящих мимо, была разной. Одни жалели, что безвозвратный отлов остался в прошлом, а другие утверждали, что четвероногие никому не навредят. Как бы там ни было, в одном соглашались все: вопрос со стаями на улицах надо решать, но без жестокости. Давайте же разберем, что говорит закон о защите животных в России и какие другие нормативные акты действуют в сфере.

Жестокое обращение с животными в России: что говорит закон и какую защиту он гарантирует

Жестокое обращение с животным подразумевает следующее:

  • человек намеренно причиняет ему боль и страдания ;
  • он предпринимает действия, которые приводят к гибели или увечьям .

На практике признаками жестокого обращения считают следующее:

  • отсутствие питания , заведомо некачественное кормление;
  • постоянный перекорм , вредящий здоровью животного;
  • ненадлежащее содержание ;
  • ограничение ухода самки за потомством или чрезмерно раннее его прекращение;
  • причинение боли , если это не связано с медицинскими процедурами или обработками;
  • изменение внешности животного хирургическим путем, если подобная необходимость не вызвана аномалиями или несчастными случаями.

Конечно, защита живых существ от ненужных страданий необходима. Но в связи с перечисленным возникает вопрос: является ли эвтаназия без медицинских показаний жестоким обращением? Пока что закон считает животных имуществом владельца, следовательно, тот вправе распоряжаться им по усмотрению.

Закон о защите животных в России запрещает бои

Собственник может уничтожить свое имущество: сжечь книгу, порвать одежду. Мало кто возмутится, если владелец домашней курицы употребит ее в пищу. Но с животными-компаньонами вопрос сложнее, поскольку люди относятся к ним иначе. Важно помнить, что, несмотря на моральную сторону вопроса, закон не запрещает эвтаназию, если она не производится жестоким способом. Юридически собственник имеет право на подобный шаг, поскольку закон не препятствует уничтожению имущества.

Какие законы России защищают животных от жестокого обращения

В РФ область защиты животных регулируется следующим:

  • Уголовным кодексом (ст. 245);
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ;
  • Гражданским кодексом;
  • Кодексом об административных нарушениях;
  • ФЗ № 52.

Существует и проект об ответственном обращении с домашними питомцами, но он находится на доработке.

Есть ли в России закон о защите животных

Закон о жестоком обращении с животными, в быту его называют ст. 245, был принят не сразу. Первые попытки его продвинуть предпринимались в начале 2000-х. Но текст документа нуждался в доработках, поскольку содержал внутренние противоречия. Например, в одной статье запрещались бои животных, а в другой перечислялись породы собак, выведенные специально для участия в боях. Следующие попытки нововведений не увенчались успехом, и лишь резонансное дело о живодерках из Хабаровска поспособствовало решению вопроса.

В результате в 2017 был принят закон, который предусматривает более серьезную ответственность за жестокость по отношению к животным. Но для того, чтобы действия классифицировались как негуманное отношение, они должны совершаться с одним из следующих умыслов:

  • хулиганским , когда жестокость в обращении связана с желанием демонстративно попрать нормы морали (зачастую преступники снимают процесс на видео и делятся им в Интернете);
  • корыстным , если нарушение закона производится с целью наживы (собственники собак устраивают бои; недобросовестные зоозащитники не обеспечивают надлежащее питание и содержание, используя средства пожертвования нецелевым образом);
  • садистским , когда страдания живого существа приносят преступнику моральное удовлетворение.

Если действия не попадают под перечисленные категории, доказать злой умысел сложно.

Наказание за жестокое обращение с животными: что говорит закон в России

За издевательство над животными, как принадлежащими определенному человеку, так и бездомными, предусмотрено наказание. В зависимости от тяжести преступления можно ожидать следующих последствий:

  1. В деле есть отягощающие обстоятельства или обвиняемый уже не первый раз совершает нарушение? Закон предписывает лишение свободы на срок до 3 лет.
  2. Предусмотрены и штрафы в размере дохода обвиняемого за 6 мес . Есть вариант и с фиксированной суммой - до 80 000 руб .
  3. В некоторых случаях возможно лишение свободы на срок до 5 лет . Строго наказывать будут за садистское обращение с животным, если оно осуществляется по предварительному сговору или на глазах у несовершеннолетнего лица.

Отдельно вводится термин «использование служебного положения». Если преступник - полицейский или другое должностное лицо, то после доказательства вины он заплатит штраф суммой до 2 000 000 руб. Также его ждет лишение права занимать определенные должности в течение 3 лет.

Закон о защите животных: особенности рассматриваемых преступлений

Хотя формально за издевательство над животными предусмотрена статья в законе, на практике процесс далек от совершенства. Ведь у подобных преступлений есть специфика: жертва не может подать заявление или пожаловаться. Доказать вину конкретного человека также проблематично, если нет фото или видео-доказательств.


Проблема бездомных животных в России не решается

Самое же неприятное то, что на владельцах собак до сих пор минимум ответственности. Нередко животное даже не регистрируется, поэтому после нападения на человека владелец может его просто выгнать. Обязательное чипирование или стерилизация питомцев, не представляющих племенной ценности, также не введены.

Негуманное отношение к животным должно наказываться, но закон до сих пор не дал четких определений этого понятия.

Отдельно стоит обратить внимание на работу правоохранительных органов. Конечно, последние корректировки закона внесли конкретику в сферу защиты домашних питомцев. Но со стороны полиции, прокуратуры и других инстанций изменений нет: как и раньше, сотрудники не хотят заниматься подобными делами. Они пускают их на самотек, как и административные правонарушения или преступления с незначительным ущербом.

Чаще всего после обращения в полицию по поводу гибели животного вы услышите, что прямых доказательств вины конкретного человека не найти. Но и при краже преступников редко ловят за руку, что не мешает расследованию дел. Особенно осложняется ситуация, когда речь идет о бездомной собаке или кошке. Ведь собственник пострадавшего животного имеет право жаловаться на пассивность полиции. Когда же речь идет о безнадзорной собаке, то лица, которое понесло бы материальный ущерб, нет. Следовательно, нет и потерпевшего, что дает сотрудникам полиции возможность не рассматривать дело.

Максимальный срок за жестокое обращение с животными по закону

Согласно федеральному закону, принятому Госдумой России, максимальный срок по статье составляет 5 лет. Он предусмотрен в случае, когда преступление записывалось на камеру и впоследствии транслировалось в сети. Оговаривается и массовый характер убийства животных: например, человек неоднократно уничтожал беспризорные стаи и выкладывал снимки результата в Интернет.

Вместе с ужесточением мер в отношении догхантеров Госдума не приняла законов, позволяющих эффективно контролировать численность бродячих собак.

Если в деле есть отягчающие обстоятельства, возможны и следующие виды наказания:

  • штраф в сумме 100 000-300 000 руб. или в размере 1-2-летнего дохода подсудимого ;
  • исправительные работы на срок до 2 лет либо принудительные - до 5 лет .

Отдельно оговаривается ситуация, когда преступник незаконно отлавливает, покупает, перевозит диких животных, занесенных в Красную книгу РФ. В подобных случаях штраф достигнет 2 000 000 руб. или будет равняться доходу обвиняемого за 5 лет.

Несмотря на нововведения, сфера защиты животных требует серьезных доработок. Проблема в том, что законодательство говорит о недопустимости отношения, противоречащего принципам гуманности. Но документа, который дал бы определение жестоких или гуманных действий, не существует.

Из-за размытости формулировок людям, ненадлежащим образом обращающимся с питомцами, удается уйти от наказания. С другой стороны, обвинения в «нечеловеческом» отношении могут исходить от экзальтированной части граждан.

Последние изменения в законе о жестоком обращении с животными: как осуществляется защита на практике

На бумаге прогресс в области защиты домашних питомцев достигнут, но юристы раскритиковали закон. По сути дела не доходят до наказаний, поскольку в МВД нет рекомендаций по расследованию преступлений. Вдобавок необходимо доказать наличие хулиганских или корыстных мотивов, без чего нарушитель останется на свободе.

Не решается и проблема с защитой беспризорных собак: отсутствие инструментов для регулирования их численности становится причиной жестокого обращения или убийств. Сейчас точную цифру назвать невозможно, но зоозащитники говорят, что число безнадзорных псов в мегаполисах достигает десятков тысяч. Их стараются определять в приюты, но и эта мера остается спорной, ведь условия в подобных заведениях оказываются мучительными для животных. Примером стала громкая история об ужасных условиях содержания собак и кошек в «зооприюте» Подмосковья.

Если же обеспечивать безвозвратный отлов с пребыванием в приютах, это означает, что за содержание собак или кошек придется платить десятилетиями. Ни бюджеты регионов, ни граждане к подобным расходам не готовы, поэтому законодательное регулирование сферы необходимо.

Узнать подробности об изменениях в законах о защите животных вы сможете из видео:

Законопроекты, касающиеся защиты животных: что находится в разработке

Несовершенство в сфере защиты домашних питомцев может быть устранено с помощью законопроекта об ответственном обращении с животными. Он находится в стадии разработки с 2010 г., поэтому и в 2019 г. ситуация вряд ли кардинально изменится. Но, если документ примут, животное будет рассматриваться не как собственность, а как существо, испытывающее эмоции и страдания. С учетом этой особенности будут определяться правила выгула, содержания и эвтаназии.

В тексте законопроекта оговаривается и необходимость регистрировать и чипировать домашних питомцев. Что касается ограничения численности популяции, результата предлагается достичь комплексом мер:

  • отловом;
  • вакцинацией;
  • стерилизацией;
  • возвратом на улицы города.

Законопроект подразумевает и запрет на деятельность притравочных станций и передвижных дельфинариев. Что касается контактных зоопарков, они не смогут продолжить работу в торговых центрах. После нововведений зверям в клетках нужно будет обеспечить надлежащие условия содержания и избавить от постоянных стрессов.

Зоозащитники уверяют, что промедления в принятии законопроекта связаны с тем, что он противоречит интересам охотничьего бизнеса. Но сложности обусловлены и материальной стороной вопроса: регистрация, постановка на учет и чипирование требуют расходов. Население не готово ни к «налогу на собак», ни к разовым сборам, поэтому изменений в обозримом будущем можно не ждать.

О защите бездомных животных: что говорит закон

В РФ нет единого федерального закона, который определял бы методы регулирования численности безнадзорных собак и кошек. По этой причине в различных субъектах способы отличаются: в некоторых регионах речь идет о стерилизации, в других - об отстрелах.


Численность бездомных животных в России составляет десятки тысяч

Роль играет и позиция граждан: в 2017 г. Константин Загик, проживающий в Ростове-на-Дону, добился отмены практики, по которой собак выпускали обратно на улицы городов. Но законодательство не определило дальнейшую участь животных. В теории речь может идти о пожизненном содержании в приютах, что связано с материальными расходами. Решение вопроса отложено до принятия закона об ответственном обращении, а пока очевидна необходимость вмешательства на уровне государства.

Заключение

Принятый закон о защите животных ужесточает наказания за жестокое обращение, но не решает существующих проблем. Ситуацию может исправить документ, находящийся в стадии разработки. Но главная сложность в разнице между решениями «на бумаге» и практическим воплощением, не интересующим чиновников. Каким образом и когда решатся проблемы, покажет время.

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе.

Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека. Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.

Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.

Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения.

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона.

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.

2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными.

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения.

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения.

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.

2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ.

Статья 9. Общие требования к обращению с животными.

1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.

2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.

3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями, причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

Статья 10. Обращение с животными при использовании их в научных экспериментах, в биологическом тестировании, в учебном процессе.

1. Использование животных в научном эксперименте, в биологическом тестировании, в учебном процессе допускается только в том случае, если отсутствует возможность замены их другими (альтернативными) методами и объектами.

2. Перечень альтернативных методов и объектов для использования вместо экспериментальных животных определяется заинтересованными ведомствами и утверждается в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

3. Работа с экспериментальными животными может проводиться в организациях, имеющих специальное разрешение (лицензию) на проведение работы с животными.

4. Процедуры на экспериментальных животных, независимо от их целей и вида животного, при которых возможно нанесение животным травм или болевых раздражений, проводятся в условиях обезболивания.

5. Запрещается использование:
- девокализации животных (лишение возможности издавать звуки);
- травмирующих методов и приемов при взятии животных из клеток.

6. Запрещается проведение на животных демонстраций в учебных целях, если демонстрируемые явления могут быть показаны на неживых объектах, в том числе демонстрация рефлекторной деятельности организма.

7. Запрещается принуждение студентов выполнять процедуры, приводящие к смерти или к травмам животных, если это противоречит моральным или религиозным принципам студентов. В подобных случаях такие формы практической работы должны быть заменены другим заданием.

8. Эксперименты на животных, связанные с хирургическими и иными повреждающими воздействиями, не могут проводиться при участии или в присутствии учащихся школьного возраста.

9. Животные, использованные в экспериментах, демонстрациях должны быть обеспечены квалифицированным уходом. Нежизнеспособное экспериментальное животное умерщвляется методами эвтаназии до наступления у животного страданий. Методом эвтаназии для экспериментальных животных является передозировка анестетиков.

10. Уборка трупа животного может производиться только после того, как смерть будет констатирована лицом, ответственным за работу с животным.

Статья 11. Обращение с животными при использовании их в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений.

1. Использование животных в зрелищных мероприятиях, в спорте, при организации развлечений с целью извлечения прибыли допускается при наличии специального разрешения (лицензии) на такого рода деятельность.

2. Демонстрация животных на выставках, в зоопарках допускается при условии соблюдения зоогигиенических, ветеринарно-санитарных и иных норм и правил, установленных для содержания животных.

3. Обращение с животными при проведении спортивных, зрелищных мероприятий, телевизионных и кинофотосъемок должно исключать причинение животным травм, боли, увечий, их гибель.

4. При обучении животных (дрессировке) не допускается:
- нанесение животным побоев, запугивание, удаление клыков и когтей;
- принуждение животного к выполнению действий, травмирующих его.

5. Собственник (владелец) животных, использование которых в цирковых и других зрелищных и спортивных мероприятиях перестало быть возможным, обязан обеспечить указанным животным условия содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 12. Обращение с животными в сельском хозяйстве, звероводстве, в рыбном хозяйстве, при получении продукции животного происхождения.

1. Общие требования по порядку содержания и использования сельскохозяйственных, пушных и иных продуктивных животных в соответствии с требованиями настоящего закона устанавливаются в порядке,определяемом Правительством Российской Федерации.

2. В технологии получения от животных продукции (дойка, стрижка, откорм и т.д.) не допускаются применение болезненных и травмирующих приемов.

3. При разведении животных с применением биотехнологических и генноинженерных методов не допускается изменение природы и внешнего вида животных, если такое изменение может привести к страданиям животного.

4. Не допускается переработка или использование не умерщвленных животных для приготовления пищи.

Статья 13. Обращение с дикими животными.

1. При выдаче лицензий на охоту, отлов и иные формы добычи диких животных должен учитываться способ добычи животных и его соответствие требованиям настоящего закона.

2. Технические средства, применяемые при охоте на диких животных, должны обеспечивать быструю гибель животного, исключающую его страдания.

3. При охоте или отлове запрещается использование транспортных и иных технических средств, применение которых приводит к массовой гибели животных.

4. Запрещается охота, отлов и иные формы добычи диких животных:
- имеющих детенышей, не способных к самостоятельному существованию;
- беременных самок млекопитающих;
- детенышей, не способных к самостоятельному существованию, в том числе морских млекопитающих;
- при переправе наземных животных через водоемы.

5. Запрещается проведение охоты в форме зрелищных мероприятий, построенных вокруг преследования, умерщвления, предсмертной агонии животного, использование при этом других животных для умерщвления животного.

6. Запрещается использование животных с причинением им страданий в качестве живой приманки при натаске, охоте, отлове и иных формах добычи диких животных.

Статья 14. Обращение с животными, не содержащимися человеком, но обитающими в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека; с безнадзорными, брошенными без попечения, бродячими и одичавшими домашними животными.

1. Регулирование численности животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека, проводится методами биостерилизации или биологическими методами, а при невозможности их использования - методами эвтаназии.

2. Отлов безнадзорных (потерявшихся, брошенных, оставленных без попечения и бродячих) животных производится в целях:
- возвращения владельцам;
- их переустройства;
- регулирования их численности методом биостерилизации.

3. Запрещается применять методы отлова, технические приспособления и препараты, травмирующие животных или опасные для их жизни и здоровья.

4. При возникновении или угрозе возникновения эпизоотий и в иных опасных ситуациях действия, необходимые для сокращения численности представляющих опасность животных, регулируются в особом порядке, устанавливаемом специально уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Оказание ветеринарной помощи животным.

1. Собственник (владелец) животного обязан обеспечить оказание ветеринарной помощи животному.

2. Ветеринарные процедуры на животных, которые могут причинить им страдания, должны проводиться в условиях обезболивания.

3. Ветеринарное обслуживание должно включать услуги населению по эвтаназии животных или новорожденного приплода животных.

Статья 16. Умерщвление животных.

1. Умерщвление животных допускается:
а) для получения хозяйственно полезной продукции;
б) для прекращения страданий животного, если они не могут быть прекращены иным способом;
в) при необходимости умерщвления новорожденного приплода животных;
г) при регулировании численности диких животных и животных, не содержащихся человеком, но обитающих в условиях, полностью или частично создаваемых деятельностью человека;
д) при необходимости умерщвления отдельных животных, больных бешенством или иным особо опасным заболеванием, или являющихся носителями особо опасного заболевания;
е) при необходимой обороне от нападающего животного, если жизнь или здоровье людей находятся в опасности.

2. При умерщвлении животного должны соблюдаться следующие требования:
а) умерщвление проводится методами, исключающими предсмертные страдания животного;
б) запрещаются негуманные методы умерщвления животных, приводящие к гибели от удушья, электротока, болезненных инъекций, отравления ядами, курареподобных препаратов, перегрева и иные болезненные методы;
в) запрещается разделка неумерщвленного животного;
г) умерщвление страдающих животных проводится незамедлительно, если их страдания нельзя прекратить без умерщвления.

Статья 17. Содержание животных.

1. Условия содержания животного должны соответствовать его биологическим особенностям.

2. Условия содержания животного должны удовлетворять его естественные потребности в пище, воде, сне, движениях, контактах с человеком или себе подобными, в естественной активности и иные потребности.

3. Число животных, содержащихся в жилых помещениях, ограничивается возможностью обеспечения им условий содержания в соответствии с требованиями настоящего закона.

Статья 18. Транспортировка животных.

1. При транспортировке животных должны удовлетворяться их потребности в пище и воде, а также должна быть обеспечена защита от вредных для них внешних воздействий.

2. Транспортное средство, предназначенное для перевозки животных, должно быть специально оборудовано, чтобы исключить травмирование или гибель животного.

3. При погрузке и выгрузке животных должны использоваться устройства и приемы, предотвращающие травмирование или гибель животных.

4. Транспортировка животных разных видов производится раздельно, за исключением видов, естественно контактирующих друг с другом или являющихся нейтральными друг к другу.

Статья 19. Особенности права собственности и других вещных прав на животных.

1. Полномочия собственников животных и иных лиц, содержащих животных, ограничены необходимостью соблюдения норм и требований настоящего закона, нормативных и правовых актов Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации.

Собственник (владелец) животного при использовании своих прав обязан учитывать требования к обращению с животными, исключающие жестокость.

2. Право собственности и другие вещные права на животное в случае жестокого обращения с ним могут быть прекращены в административном порядке путем его возмездного изъятия или конфискации.

3. Сделки, совершенные лицом моложе 16 лет по приобретению или передаче прав на животных, могут быть признаны ничтожными, если таковые сделки совершены без согласия родителей указанного лица или лиц их замещающих.

4. Виды предпринимательской деятельности, связанной с использованием животных, подлежащие лицензированию, определяются Правительством Российской Федерации.

5. Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица животным подлежит возмещению в полном объеме собственником(владельцем) животного.

Статья 20. Условия сделок, предметом которых являются животные.

1. Продажа животных с предварительным выставлением предлагаемых к продаже животных для показа покупателям допускается при соблюдении требований об обращении с животными настоящего закона.

2. Вручение животных в качестве призов и подарков допускается после предварительного согласования с будущим собственником.

1. Запрещается пропаганда жестокого обращения с животными, призывы к жестокому обращению с животными.

2. Запрещается использование в развлекательных или коммерческих целях материалов, демонстрирующих жестокое обращение с животными.

Статья 22. Ответственность за жестокое обращение с животными.

Виновные в жестоком обращении с животными либо в пропаганде жестокого обращения с животными несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА V. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ О ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ.

Статья 23. Действие в Российской Федерации международных договоров.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила в части защиты животных от жестокого обращения, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

ГЛАВА VI. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

Статья 24. Введение в действие настоящего Федерального закона.

1. Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.

2. Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим законом иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации Б. ЕЛЬЦИН

Россия до сих пор не имеет Федерального закона "О защите животных от жестокого обращения" (), аналогичного законам, принятым во всех цивилизованных странах мира.

Жестокость по отношению к животным и, как следствие, к людям, приобретает угрожающие для существования общества масштабы, потому что остаётся абсолютно безнаказанной в связи с пробелом в законодательстве.

Хронология:

Федеральный закон РФ "О защите животных от жестокого обращения" прошёл все чтения в Госдуме и получил одобрение Совета Федерации в 1999 г.

После сложения полномочий президента Ельцина, В.В.Путин, в числе своих первых действий на посту и.о. президента РФ, 3 января 2000 г. наложил вето на Закон с формулировкой "закон не имеет собственного предмета правого регулирования".

В 2004 г. - в новый срок президента Путина - 106 народных артисов России направили президенту о необходимости принятия Закона. Из администрации президента пришла форменная отписка.
Госдума планировала снять Закон с рассмотрения окончательно, но, в связи с протестом защитников прав животных, Закон был оставлен на редактирование.
21 марта 2008 по инициативе председателя Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальи Комаровой . Мотивы и причины:
1. якобы "закон не имеет собственного предмета правого регулирования, так как значительная часть содержащихся в нем норм, касающихся вопросов, отнесенных в соответствии со статьями 71 и 72 Конституции РФ к ведению РФ или совместному ведению РФ и субъектов РФ, уже закреплена федеральными законами "О животном мире", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Гражданским кодексом РФ, Уголовным кодексом РФ, Законом РФ "О ветеринарии" и другими нормативно-правовыми актами". Комитет согласился с позицией президента восьмилетней давности и повторил в своем заключении приведенные в письме президента возражения." Однако,
2. якобы "Животные не являются ни субъектами права, ни участниками общественных отношений, в связи с чем на них не может распространяться действие Закона."
3. якобы "В письме президента указывается на то, что в законе содержится ряд внутренних противоречий." Внутренние противоречия возникли в ходе внесения изменений в закон, когда изменения вносились бессвязно с общим содержанием закона.
4. За 8 лет работы согласительной комиссии по переработке Закона, по регламенту представляющей силы Госдумы, Совета Федерации и администрации президента, представители последней ни разу не явились на заседание, из чего председателем Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Натальей Комаровой был сделан вывод, что Закон настолько не устраивает президента, что тот ни разу не прислал своих представителей в рабочую группу.

5. 2 июля 2010 текст Федерального закона "О защите животных от жестокого обращения" был передан Премьер-министру Путину В.В. и Владимир Владимирович высказался в его поддержку. В 2011 текст был передан также Президенту РФ Медведеву Д.А., также обещавшего содействие его продвижению. Однако, текст закона, который появился в Рабочей группе Госдумы и перетерпел сотни правок, не соответствует тексту, переданному Президенту и Премьер-министру, мало того, закон поменял не только название, став ФЗ "Об ответственном обращении с животными" вместо "О защите животных от жестокого обращения", но и саму суть Закона, которая стала прямо противоположной цели - защите животных от жестокости.

____________________________________________________

Настоящий федеральный закон направлен на укрепление нравственности и гуманности общества, предотвращение страданий и гибели животных от жестокого обращения с ними.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия, применяемые в настоящем законе

Животные - любые животные, обладающие нервной системой и оказывающиеся в сфере деятельности или воздействия человека.
Жестокое обращение с животными - действия, повлекшие гибель или страдания (увечье, травму, лишение животного мест естественного обитания и так далее) животного.
Жестокое умерщвление животных - умерщвление животных без применения методов, устраняющих ощущение животными боли или страха.
Эвтаназия - гуманные методы умерщвления животного, исключающие его предсмертные страдания.

Статья 2. Правовое регулирование зашиты животных от жестокого обращения

Правовое регулирование защиты животных от жестокого обращения осуществляется настоящим федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Область применения настоящего федерального закона

1. Настоящий федеральный закон распространяет свое действие на следующую деятельность человека:
- животноводство, включая племенное животноводство, рыбоводство, пушное звероводство;
- обращение с животными на территориях государственных природных заповедников и на иных особо охраняемых природных территориях;
- охоту, охотничье хозяйство, рыболовство;
- содержание домашних животных, животных-компаньонов и племенная работа с ними;
- служебное собаководство;
- использование животных как транспортного средства или тягловой силы;
- использование животных в цирках, в зоопарках, на выставках и в других зрелищных мероприятиях;
- использование животных в спорте, в сфере отдыха и развлечения людей;
- использование животных в научно-исследовательских и учебных целях, в тестировании;
- использование животных в производстве, в том числе в производстве биологических препаратов;
- иную деятельность, где осуществляется воздействие на животных.
2. Настоящий федеральный закон распространяется на обращение с животными вне зависимости от права собственности на них и иных вещных прав на животных.

Статья 4. Основные принципы обращения с животными

Обращение с животными основывается на следующих положениях и принципах:
- жестокое обращение с животными несовместимо с принципами нравственности и гуманности, причиняет моральный вред человеку;
- обеспечение условий жизни животного должно отвечать его биологическим, видовым и индивидуальным особенностям;
- человек обязан ограждать животных от страданий и гибели;
- право собственности и иные вещные права на животных в случае жестокого обращения с ними могут быть прекращены в соответствии с законом.

ГЛАВА II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 5. Полномочия Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- установление основ федеральной политики в части защиты животных от жестокого обращения;
- утверждение федеральных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов о защите животных от жестокого обращения;
- определение в соответствии с законодательством Российской Федерации порядка лицензирования деятельности, связанной с обращением с животными при их содержании, разведении и использовании;
- заключение и выполнение международных договоров Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения;
- разработка федеральных образовательных стандартов, направленных на воспитание нравственности и гуманности при обращении с животными;
- осуществление государственного регулирования, контроля и надзора в части защиты животных от жестокого обращения.

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения

К полномочиям субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения относятся:
- участие в определении государственной политики по защите животных от жестокого обращения;
- участие в разработке и реализации федеральных и региональных целевых программ, включающих мероприятия по защите животных от жестокого обращения;
- принятие законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по защите животных от жестокого обращения.

Статья 7. Полномочия органов местного самоуправления по защите животных от жестокого обращения

Органы местного самоуправления осуществляют свою деятельность в части защиты животных от жестокого обращения в пределах полномочий, предоставленных им законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

ГЛАВА III. ПРАВА ГРАЖДАН И ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПО ЗАЩИТЕ ЖИВОТНЫХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ

Статья 8. Права граждан и общественных объединений по защите животных от жестокого обращения

1. Граждане, общественные объединения и другие некоммерческие организации имеют право осуществлять общественный контроль за соблюдением требований настоящего закона, соответствующих нормативных актов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, включая посещение в установленном порядке мест содержания и использования животных.
2. Граждане и общественные объединения имеют право в установленном порядке давать предложения и принимать участие в выработке решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам защиты животных от жестокого обращения.

ГЛАВА IV. ТРЕБОВАНИЯ К ОБРАЩЕНИЮ С ЖИВОТНЫМИ, ИСКЛЮЧАЮЩИЕ ЖЕСТОКОСТЬ

Статья 9. Общие требования к обращению с животными

1. При обращении с животными не допускается:
- использование инвентаря и иных приспособлений, травмирующих животных;
- принуждение животного к выполнению неестественных для него действий, приводящих к травмам; нанесение побоев, травм для побуждения животного к выполнению требований;
- использование животных в условиях чрезмерных физиологических нагрузок.
2. При проведении болезненных процедур обязательно применение обезболивающих препаратов.
3. Не допускается:
- разведение животных с выявленными генетическими изменениями причиняющими им страдания;
- разведение животных с наследственно закрепленной повышенной агрессивностью;
- натравливание (понуждение к нападению) одних животных на других.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх