Фелтинг: что это такое и как создавать яркие украшения.

Техника валяния натуральной шерсти называется фелтингом. Шерсть приятна на ощупь, пластична, дает безграничные возможности для реализации задуманного. Валяние из шерсти представляет технику, при которой волокна, спутываясь, уплотняясь, превращаются в войлок. Из войлока изготавливается одежда, обувь, сумки аксессуары, игрушки и многое другое.

История возникновения валяния

История фелтинга уходит во времена кочевых народов. Еще тогда люди знали о свойствах шерсти. Создавая из нее войлок люди, научились делать ковры, обувь. Войлок был незаменимым материалом в строительстве временных домов. Немного позже научились прясть шерсть, вязать из нее элементы гардероба, быта.

Фелтинг, как вид рукоделия, появился лишь в шестнадцатом веке. В то время мастерские из войлока вручную создавали атрибуты для комфортной жизни. В девятнадцатом веке появилась первая машина для валяния шерсти. Машина сдавливала, прокатывала материал, прокалывание иголками спутывало шерсть, создавая волокно. Современная машинка для фелтинга почти не отличается. Она оснащена пробивными иглами, процесс занимает меньше времени.

Какие виды фелтинга существуют?

Существует два вида фелтинга: сухое и мокрое валяние.

Сухое валяние (фильцевание). Материал подвергается многократному протыканию специальными иглами на губке или плотной щетке. Благодаря фильцеванию получаются объемные изделия. Игрушки, украшения, цветы. Фото изделия сухого валяния

Мокрое валяние. Материал смачивается мыльным раствором, затем выкладывается на ровную, жесткую поверхность. Путем трения осуществляется процесс валяния. Техника позволяет создавать плоские изделия. Яркий пример — валенки, популярная, теплая обувь в России.

Нунофелинг – разновидность мокрого фелтинга, в процессе которого происходит приваливание шерсти к ткани, образуя новые фактуры и материалы. Помимо этого техника позволяет набить узор, картинки на ткань. Этот метод используется при создании одежды, картин, панно.

Инструменты рукоделия

Для мокрого или сухого валяния используются разные инструменты и материалы. При сухом валянии необходимы иглы для фелтинга с засечками разного размера. Используют большую поролоновую губку, щетку.

В качестве материала применяется кардочес — натуральная, чистая шерсть.

Кардочес напоминает мягкую вату. В магазинах для творчества можно купить материал разного цвета, наборы игл, иглодержатели и т.д. Влажное валяние требует наличия мыльного раствора.

Фелтинг невольно вызывает желание научится творить изделия из шерсти необычной красоты. Игрушечные звери, насекомые, куклы выглядят как живые. Посмотреть работы можно на выставках, презентациях по фелтингу.

Научиться мастерству, можно посещая курсы, смотря видеомастер-классы.

Видео мастер-класс сухое валяние «Барашек»

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В XVI веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В XIX веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти: сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна сцепляются между собой, образуя плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного или специального раствора. Сначала выкладывается изделие из шерсти, смачивается раствором и при помощи трения производят процесс валяния. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол, а также нанесения рисунков и узоров на войлок, фетр и предварительно свалянные поделки. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходятся обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органза , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100 % шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме для стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовлении одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и тёмная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.

Ангора или мохер : шерсть ангорской козы , с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Напишите отзыв о статье "Валяние"

Литература

  • Nicky Epstein. Nicky Epstein"s Fabulous Felted Bags: 15 Bags to Knit And Felt. - Unicorn, 2006. - ISBN 189-3-0631-51 .
  • Ники Эпстайн. Объемное вязание. Создаем дизайнерские вещи = Knitting Never Felt Best. - М .: Эксмо, 2009. - С. 184. - ISBN 978-5-699-37731-2 .

Ссылки

Отрывок, характеризующий Валяние

Пьер знал очень хорошо, что такое иероглиф, но не смел говорить. Он молча слушал ритора, по всему чувствуя, что тотчас начнутся испытанья.
– Ежели вы тверды, то я должен приступить к введению вас, – говорил ритор, ближе подходя к Пьеру. – В знак щедрости прошу вас отдать мне все драгоценные вещи.
– Но я с собою ничего не имею, – сказал Пьер, полагавший, что от него требуют выдачи всего, что он имеет.
– То, что на вас есть: часы, деньги, кольца…
Пьер поспешно достал кошелек, часы, и долго не мог снять с жирного пальца обручальное кольцо. Когда это было сделано, масон сказал:
– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.

С давних времен известно такое рукоделие как валяние различных вещей из натуральной шерсти, а с недавних пор люди спрашивают про фелтинг, подробно узнают, что это такое. А это тоже самое. С помощью валяния (фелтинга) создают и одеяла, и теплую обувь, в т.ч. валенки, и аксессуары (сумки), и украшения, и декоративные элементы, и даже игрушки. Этот вид рукоделия и творческим является, и полезным, т.к. изделия, выполненные в технике валяния, легко можно использовать, так сказать, на практике, т.е. в быту. Мечтающим научится этому виду рукоделия не надо иметь специального образования, только желание и немного времени, чтобы почитать или посмотреть фото и видео материалы на тему фелтинга. Материал и инструменты, которые обязательно нужны при валянии - цветная шерсть разной толщины и мягкости и разного размера треугольные или четырехугольные иглы с засечками, созданные специально для сухой техники валяния.

Различают два вида валяния - мокрое и сухое.

Мокрый способ для создания изделия в технике фелтинг

При мокром способе валяния используются специальные растворы или многие мастерицы просто используют мыльный раствор. Выкладывается форма изделия из шерсти и смачивается раствором, а потом посредством трения происходит процесс валяния.

Мастер-класс по мокрому фелтингу для начинающих, на примере тапочек с причудливым носком:

Сперва нужно подготовить все материалы и инструменты: 200 гр. неокрашенной мериносовой шерсти серого цвета, шаблон, на котором нарисована форма тапочка по размеру ноги с прибавкой (примерно 5-6 см в длину и 4-5 см в ширину) для усадки шерсти в процессе сцепления и переплетения между собой волокн, мыло (можно хозяйственное), сетка, резиновый коврик с пупырышками (некоторые используют пленку с воздушными пузырьками для упаковки), бамбуковый коврик, колодка (если нет, можно деревянную скалку), вода.

Для декорирования: кожа для подметки, игла, нитки для вязания, спицы, шерсть яркого контрастного цвета и игла для фелтинга.

На шаблоне раскладывается шерсть в два слоя, вдоль и поперек, особенно необходимо уделить внимание носку тапочка.

Шерсть на шаблоне накрывается сеткой, поливается водой и поверх сетки намыливается, далее разглаживается руками, надо делать все аккуратно, чтобы не сдвинуть шерсть с шаблона, заглаживая по бокам.



Слои шерсти немного схватываются друг с другом, но чтобы сетка также не прилипла к материалу, ее дальше лучше убрать. А излишки воды необходимо сгонять с шерсти, регулярно переворачивая основу.


Для того чтобы истончить слой шерсти на кончиках и сгибах, надо немного вытянуть.

Все вытянутые излишки натягиваются на оборотную сторону и сгибы сглаживаются.

Внимание нужно обратить на носок тапочка, т.к. могут образоваться неровности и дыры из-за неаккуратного натяжения и сглаживания.

По всем сгибам тщательно затирается шерсть.



Снова выкладывается 2 слоя шерсти, и вся процедура повторяется по порядку, этот процесс продолжается, пока не закончится вся шерсть, обращая внимание на равномерность слоя. Когда все слои выложены, начинается хорошее притирание, затем разрезается в том месте, где будет входить в тапочек нога, и шаблон аккуратно вытаскивается. Дальше начинается притирка внутри для формирования будущей формы пятки и носка тапочка. А затем начинается валяние этой формы, скручивая в бамбуковый коврик в разных направлениях. Полезнее для кожи рук запастись хозяйственными перчатками.


Такой процесс нужно повторить по 50 раз, а когда началось уваливание шерсти, нажим нужно увеличить и еще по 100 раз пройтись в каждом направлении. Периодически этот полуфабрикат нужно прогревать под горячей водой с мылом. Размер заготовки уменьшится, и далее следует надеть на колодку и обрезать края, которые лучше замылить для достижения гладкости.



В конце валяния изделие стирается в стиральной машинке и отжимается на больших оборотах, сушится, предварительно надев на колодки.

Декорирование зависит от фантазии мастерицы.

Возможно также на тапочках, сделанных с помощью мокрой техники, сотворить иголками рисунок или узор, используя сухую технику.

Сухой тип фелтинга и что это такое

Фелтинг сухого типа используется в большинстве случаев для создания небольших объемных вещей (игрушек, кукол, фигурок, женских украшений или аппликаций). Процесс сухого валяния (фильцевание) происходит с помощью специально придуманных для фелтинга игл с зазубринами, ими шерсть многократно протыкивается в основу до состояния сваливая. Происходит это так: зазубринки на игле, помогают спутываться друг с другом кусочки шерсти во время протыкания до получения плотного однородного состояния слоя.

Нужно также отметить, что шерсть в процессе фильцевания уменьшается почти в три раза, поэтому для изготовления какого либо изделия лучше приготовить объем материала гораздо большего размера.

А вот какой бывает материал:

  • Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для создания игрушек и изделий в этническом стиле.
  • Сливер: расчесанная шерсть овец, не имеющая остевых волосков. Используется как основа для валяния, на нее накладываются все последующие слои шерсти других цветов.
  • Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для набивки сшитых игрушек, для изготовления фетра, или как подложка при изготовлении ковриков.
  • Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется как поверхностная для создания светлого фона, ее можно красить в домашних условиях.
  • Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и других изделий без использования шерсти-основы.
  • Полутонкая овечья шерсть: Используется для декорирования изделий.
  • Ангора или мохер: шерсть козы ангорской породы, с шелковистым блеском. Используется для декора и отделки изделий.

Опытные валяльщицы могут изготовить и игрушки, и шарфы, и даже пиджаки, не говоря уже о цветах из шерсти в виде брошки для украшения одежды, но для начинающих мастериц правильнее начать, например, с валяния ромашки, используя данный мастер-класс по фелтингу, который как раз подойдет для начинающих. Эта работа достаточно несложная.

1) Необходимо подготовить все инструменты, которые понадобятся в работе; иглы можно брать от № 32 до 40, губку для предотвращения травм и повреждения поверхности. Шерсть из нескрученных нитей для ромашки нужна белого, желтого и зеленого цвета.

2) Работу практичнее будет выполнять на поролоновой губке. Сперва надо отщипнуть несколько прядей белой шерсти для изготовления лепестков и сформировать заготовки, которые должны быть в три раза больше готовых лепестков. Далее нужно положить перед собой заготовленный пучок и методично втыкать в него иглу, тем самым спутывая волокна. Для ускорения работы можно скрепить несколько игл друг с другом.


3) Проработать надо и середину заготовки, и края. Когда изделие крепко сваляется, следует перевернуть лепесток и обработать его с другой стороны. Чтобы выровнять края, нужно взять заготовку и аккуратно на весу пройтись иглами по периметру. Сделать понадобится несколько похожих лепестков (примерно 12-16 шт.).

История валяния

Люди обнаружили способность шерсти сваливаться около 8000 лет назад. Для валяния использовали найденные остатки шерсти животных. После одомашнивания мелкого рогатого скота стало возможным использовать состриженную шерсть животных.

В 16 веке появились первые мастерские по изготовлению войлока.

В 19 веке изобрели валяльные прессы и валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные волокна.

Сегодня для домашнего валяния созданы специальные иглопробивные машины.

Виды валяния

Различают два вида валяния шерсти - сухое и мокрое. При сухом валянии шерсть многократно протыкается специальной иглой до состояния сваливания. Во время этого процесса волокна шерсти рвутся и сцепляются между собой, образую плотный и однородный материал. Мокрое валяние осуществляется при помощи мыльного раствора. Раствор распределяется по шерсти и при помощи трения создается однородное полотно. Сухое валяние применяется для создания объемных изделий - игрушек, бижутерии , фигурок, авторских кукол. Мокрое валяние подходит для изготовления панно, одежды, полотен, одним словом, плоских изделий.

Материалы для валяния

Для сухого и мокрого валяния применяются разные расходные материалы. Для сухого валяния необходимы специальные иглы с засечками. При втыкании такой иглы в шерсть, кусочки волокон зацепляются за засечки и спутываются друг с другом. Для мокрого валяния существуют специальные растворы, но большинство мастеров обходяться обычным или жидким мылом .

Расходные материалы - шерсть мериноса , так называемая гребенная лента. Это основной вид шерсти, используемый для валяния. Шерсть мериноса различается по толщине и мягкости.

Для изготовления изделий из шерсти может так же применяться сливер, синтепон , вата , другая шерсть для набивки. Для декорирования изделий мастера используется шёлк , органзу , различные декоративные нити и волокно .

При сухом валянии игрушек могут понадобиться ещё различные материалы для изготовления игрушек: глазки, носики. Они продаются в специализированных магазинах материалов для авторской куклы.

Также существует метод валяния первоначально связанных изделий. Для вязания, как правило, выбирается 100% шерсть мериноса, не сильно скрученная. Вначале процесса вяжется изделие и затем для того, чтобы изделие свалялось, его стирают в стиральной машине один или два, реже три цикла. Для сохранения формы вязанного изделия целесообразно фиксировать его на форме до стирки.

В последнее время получил распространение - нанофелтинг (англ. nunofelting ). Нанофелтинг - это одна из разновидностей мокрого валяния шерсти на шёлке. Таким образом получается новый вид ткани, который впоследствии используется при изготовление одежды, шарфов и других декоративных украшений.

Разновидности шерсти

Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в этническом стиле.

Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Используется как основа для валяния, с последующим наложением шерсти других цветов.

Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как подложка при изготовлении ковриков, а также для набивки шитых игрушек.

Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется для как поверсхостная, для создания светлого фона и для домашнего крашения.

Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда . Используется для валяния игрушек и др. изделий без использования шерсти-основы.

Полутонкая овечья шерсть: Используется для декора и отделки изделий.


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Фелтинг" в других словарях:

    фелтинг - Технический прием сродни валянию. Позволяет из шерсти создавать рисунок на ткани, а также панно, игрушки, аксессуары, одежду … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

    Кукла, выполненная в технике фильцевания Валяние шерсти (фелтинг: от англ. felt войлок, фильцевание, фильц, набивани … Википедия

Felt (англ.) – [сущ.] войлок, фетр; [глаг.] валять шерсть, сбивать войлок

Думаю, для начала не помешать узнать ответ на самый главный вопрос — почему же сваливается шерсть. Все дело в ее строении! Помните, не так давно по телевизору крутили рекламу шампуня, делающего волосы гладкими и шелковистыми? Тогда крупным планом показывали стремный секущийся волос. Так вот, овечья шерсть в нормальном состоянии выглядит примерно так же =)

Сравнение человеческого волоса и овечьей шерсти. Много различий?

Из-за такого «расслоения» человеческие волосы могут даже образовывать колтуны, «сваливаться». Но что для наших волос не хорошо, для валяния – благо. Именно такое строение овечьей шерсти позволяет создавать чудесные игрушки, одежду, валенки, ковры и многое другое.

Естественно, для валяния подходит не только овечья шерсть. Можно использовать шерсть альпаки, верблюда, ламы и яка, а также кашемир, анагору и мохер.


А кому овечку? =)

Валяние (фелтинг, фильцевание) – процесс создания различных изделий из непряденой шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон различными способами.

Есть много различных видов валяния — сухое, мокрое, нуно-войлок, валяние вязанных вещей. Ниже я рассмотрю основные техники

Основные техники сухого валяния для начинающих

В первую очередь познакомимся с техникой сухого валяния шерсти. Хоть она и появилась гораздо позже мокрого валяния, но в настоящее время завоевывает все большую популярность. При помощи обычной иглы можно создавать воистину уникальные творения! Вот, взгляните на работы известных мастеров

Хочу предупредить, что этот вид творчества не подойдет детям до 10 лет и любителям творить за просмотром телевизора (хотя я так и делаю). Если слишком отвлекаться, можно проткнуть палец насквозь — иглы очень острые, да и насечки хорошо рвут кожу.

Вкратце опишу процесс:

Раскладку шерсти пропитывают горячим мыльным раствором, затем гладят и трут в различных направлениях, постепенно усиливая нажим. Для облегчения работы на начальных этапах часто используют виброшлифовальную машинку. Получают полотно – войлок.

Совет. Делая выкройки желаемого изделия, учитывайте, что при мокром валянии шерсть сядет процентов на 30-40

Техника мокрого валяния

Это пошаговое описание техники мокрого валяния поможет начинающим проникнуться (и, надеюсь, замотивирует попробовать и насладиться) процессом =)

Понадобится:

  • непряденая шерсть,
  • пузырчатая пленка,
  • бамбуковая салфетка,
  • мыло,
  • теплая вода.
  1. Отделяем от шерстяной ленты одинаковые клочки шерсти длиной сантиметров 8. Выкладываем их на пузырчатую пленку в одном направлении, немного перекрывая друг друга. Подобным образом выкладываем 3-4 слоя, волокна шерсти в каждом из которых перпендикулярны предыдущему.

  2. Последним слоем можно нанести рисунок из обрывков шерстяной нити, клочков шерсти и т.п.

  3. Готовим мыльный раствор. Для этого в теплой воде растворяем мыло (есть специальное мыло для мокрого валяния, бережно относящееся к коже рук, но можно использовать и детское, жидкое мыло или даже средство для мытья посуды) — какое есть под рукой. Смачиваем нашу заготовку и накрываем сеткой или пузырчатой пленкой.


    Мягкими круговыми движениями гладим шерсть во всех направлениях. Постепенно усиливаем нажим. Этот этап можно закончить, когда отдельные волокна перестанут отделяться от нашего полотна.
  4. Укладываем заготовку вместе с пленкой на бамбуковую салфетку и сворачиваем в тугой рулон. Заворачиваем эту конструкцию в полотенце — это поможет удалить излишки воды. Катаем туда-сюда раз сто. Затем разворачиваем, поворачиваем полотно на 90 градусов и снова делаем рулончик.

  5. При уваливании полотно будет уменьшаться процентов на 25-30.Готовое полотно промойте в теплой воде и оставьте сушиться. Не отдымайте — лишь слегка сожмите, чтобы убрать часть воды.

Таким образом изготавливают ковры, картины, одежду, сумки, украшения и аксессуары.
Наглядно о мокром валянии:

Валяние в стиральной машинке

К одной из техник мокрого валяния из шерсти можно отнести валяние в стиральной машинке. Оно почти не требует физических усилий и может осуществляться двумя способами:

  1. При помощи формы для обвалки
    Объемные формы покрывают шерстью, фиксируют капроном и отправляют в стиральную машинку.

Симпатичный пасхальный подарок — шерстяные яйца, валяные в стиральной машинке
  • Валяние вязаных изделий
    В настоящее время в продаже можно встретить специальную пряжу для валяния. Крючком или спицами вы вяжете изделие, процентов на 30 (чтобы знать точную усадку валяют пробный образец и по нему рассчитывают сжатие по ширине и длине) больше требуемого и либо отправляете в стиральную машинку, либо валяете вручную. Очень интересно выглядит, не правда ли? Да и проще мокрого валяния, как по мне так.
Валяние для самых ленивых. Связал и в стиральную машинку;)

На этом все!

Итак, мы рассмотрели основные техники валяния из шерсти – интереснейшего творческого процесса. Если вы начинающий валяльщик и какие-то моменты вам не понятны — не стесняйтесь задавать вопросы!

Не бойтесь экспериментировать!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх