Конструирование в подготовительной группе детского сада. Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе

Конспект НОД по конструированию (с использованием конструктора) с детьми подготовительной группы дошкольного возраста.

Тема: «Сказочный дом».

Цель: Вызвать интерес у детей к созданию построек из строительного материала.

Задачи:

Образовательные.

Закрепление воспитанниками знания о строительных деталях, цвете.

- Обобщать представление у детей выполнять задание по образцу.

Развивающие.

Развивать внимание в процессе построек.

Развивать логическое мышление.

Способствовать развитию связной речи в ходе работы.

Развивать координацию движений.

Воспитательные.

Содействовать трудовому воспитанию.

Воспитывать самостоятельность через конструктивную деятельность детей дошкольного возраста.

Материалы и оборудование: строительный материал, картины сказочных домиков, Карлсон, письмо, игрушки для обыгрывания построек.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций в альбомах: «Ах, эти разные дома» ,Загадывание загадок о домах их частях.

Ход НОД.

I . Вводно - мотивационная часть

(Дети сидят на стульчиках.)

Воспитатель:

Ребята, сегодня в нашу группу почтальон принёс письмо (Показывает конверт) . Давайте прочитаем его.

«Дорогие, ребята, я приглашаю вас в картинную галерею на выставку. Буду вас ждать. Карлсон»

Ребята, как вы думаете, можно нам принять приглашение? (Ответы детей ). Замечательно, только сначала давайте вспомним, как нужно вести себя в общественных местах, а именно в галерее (В галерее нельзя громко разговаривать; нельзя бегать и прыгать; нельзя трогать руками картины; внимательно слушать экскурсовода) .
II . Практическая часть.

Воспитатель: А сейчас отправляемся в путь (Переход, в то место, где расположена выставка). Ребята, посмотрите, какие красивые картины приготовил для нас Карлсон. Кто мне скажет, что изображено на них? (На картинах изображены сказочные дома ). А как вы думаете, кто в таких домах может жить? (Сказочные герои). Что необычного у этого домика? (домик Бабы Яги). (Этот домик стоит на курьих ножках ). Далее дети рассматривают домик Снеговика, ледяной домик Лисы, Лубяной домик Зайца и т. д.

Воспитатель: Ребята, что общего у всех этих домиков? (Все домики имеют стены, крышу, окна, двери ). Ребята, посмотрите, какие здесь ещё домики есть. Какие детали использовали при строительстве этих домов? (При строительстве этих домов использовали кирпичики, кубики, бруски ).

Воспитатель: А кто знает, как эти детали называются? (Ответы детей ). А где же сам Карлсон, а то нас пригласил, а сам не встречает.

(Слышится жужжание, появляется Карлсон)

Карлсон: Здравствуйте, ребята, я очень рад, что вы пришли ко мне. (Говорит печально)

Эти картины прислал мне Чебурашка. На них изображены дома его друзей. А я мужчина в расцвете сил, мне сорок лет, но я до сих пор живу на крыше, и у меня нет своего дома. И у моих друзей тоже нет своих домов, а они хотят научиться их строить. Я не знаю, кто сможет нам помочь?

Воспитатель: Карлсон, мы сможем помочь тебе и твоим друзьям. Приглашай своих друзей. Ребята, поможем Карлсону? А теперь я приглашаю вас в творческую мастерскую. (Дети рассаживаются за столы).

Перед строительством дома, я предлагаю вам размять наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Дом

Я хочу построить дом,

Руки сложить домиком, и поднять над головой

Чтоб окошко было в нём

Пальчики обеих рук соединить в кружочек

Чтоб у дома дверь была,

Ладошки рук соединяем вместе вертикально

Рядом чтоб сосна росла.

Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики

Чтоб вокруг забор стоял,

Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой

Пёс ворота охранял,

Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены».

Солнце было, дождик шёл,

Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения

И тюльпан в саду расцвёл!

Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - «бутончик тюльпана»

III . Заключительная часть. - Ребята, я предлагаю вам выбрать тот строительный материал из которого вы будете строить дома друзьям Карлсона, и самому Карлсону. (Самостоятельная деятельность детей).

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным

осуществлением деятельности по направлению познавательно -

речевого развития воспитанников

№ 19 «Лучик»

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе

"Замок для Кубарика" (из цикла "Исторические сказки")

Подготовила и провела

Воспитатель: Куракина Т.Ю.

г. Саров

Конспект занятия по конструированию в подготовительной группе "Замок для Кубарика" (из цикла "Исторические сказки")

Программное содержание:

Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке;

Учить преобразовывать образец в соответствии с условиями;

Активизировать поисковую деятельность детей;

Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу.

Активизация словаря:

сторожевая башня,

смотровая площадка,

замковая архитектура,

романский стиль.

Ход занятия

Педагог предлагает детям послушать историю про знакомого мальчика, который однажды приехал в гости к своим родственникам в другой город:

Отправился мой знакомый искать “Детский парк”. Сначала он шел по прямой дороге, потом перешел улицу и свернул за угол. Увидев перекресток, он повернул налево и поднялся по ступенькам близлежащего дома. Затем спустился под гору и оказался на соседней улице, которая привела его в тупик. Одним словом, мой приятель заблудился и потерялся. Как вы думаете, почему? (ответы детей). Правильно, потому что у него не было определенного плана следования.

Чтобы не попасть в капкан,
Чтобы в темноте не заблудиться,
Чтобы никогда с пути не сбиться,
Чтобы в нужном месте очутиться,
Нужен очень четкий план!
А в нужном месте…
Нам с кем- то встреча обеспечена,
В плане все отмечено
Точно, безупречно, пунктиром.

С кем встреча обеспечена, мы узнаем, определив по планам (раздаются планы: у каждого ребенка свой персональный маршрут, но все собираются в одной точке).

Дети ищут и находят Кубарика (персонаж, который всегда “живет” в кабинете конструирования).

Кубарик :

“Здравствуйте, ребята!
Я ваш друг!
Научу вас видеть все вокруг.
У меня есть куб, цилиндр, шарик,
А зовут меня Кубарик!”

Педагог : “Как же так, мы видим только то, что перед нами, а Кубарик утверждает, что можно видеть все вокруг? Можно ли видеть все? (можно представить; можно догадаться; можно вообразить, пофантазировать. А если видел раньше, то- вспомнить.) Действительно, можно “видеть” со всех сторон. Но вот наши гости (игрушки) запутались и не могут найти, кто какую картину нарисовал. (Дети соотносят рисунки с изображением лошадки – вид прямо, вид сзади, вид слева, вид справа, - с положением игрушки и определяют где чей.)”

Кубарик : “Я же говорил, что можно “видеть” предметы со всех сторон. Я вас хочу попросить построить замок. Но не со всех сторон, а только фасад”.

Педагог: “Дети, что за сооружение – замок?” (Это укрепленное, мощное жилище рыцаря. Строилось на возвышенности, окружалось валами, рвами, стенами.)

Педагог : “Посмотрите на этот замок. Из каких частей он состоит? (центральной, боковых, фундамента)”

Что по величине больше? Какого размера центральная часть? Боковые? Из каких деталей построен фундамент? Из каких стены, перекрытия, украшения?

Кубарик : “Я попрошу построить замок по моим условиям:

для богатырей;

для отдыха;

для защиты от противников;

для нескольких семей с несколькими входами.

Педагог : “Сегодня Контролера будем выбирать по считалке”.

Ребенок :

“На златом крыльце сидели куб, квадрат, параллелепипед,
Конус, призма и цилиндр,
Кто из круга первым выйдет,
Водит только он один”.

Дети располагаются за столами.

Педагог : “Предлагаю вам несколько минут подумать о том, какой замок вы будете строить”.

Затем дети при помощи шаблонов чертят фасад своего замка.

Педагог : “До кого дотронусь волшебной указкой, тот обязательно сможет придумать свой собственный и неповторимый замок”.

Начертив, дети приступают к работе. По окончании строительства дается следующее задание – начертить схему “вид сбоку” и “вид сверху”. Контроллер обходит и исправляет красным карандашом неточности.

Педагог : “Предлагаю создать из всех замков архитектурный ансамбль”.

Занятие по конструированию в старшей группе. Мосты

Цель:

Дать детям представление о мостах, их назначении, строений; упражнять в строительстве мостов; закреплять умение анализировать образцы построек, иллюстраций; умение самостоятельно подбирать необходимые детали по величине, форме, цвету, комбинировать их.

Задача:

Учить договариваться и делать дело сообща.

Материал:

Строительные наборы, машинки, фигурки из под киндер-яиц.

Ход работы:

Соединить два стола и разложить на них «реку» (полоска голубой ленты замкнутую кольцом). В центре кольца «реки» парк - отдыха. За «рекой» находятся жители-куклы.

Воспитатель:- Как попасть куклам в парк?

Дети - Нужно построить мост.

Воспитатель:- Правильно. Кто скажет, а у нас в городе есть мосты?

Дети: Да, по улице Красной.

Воспитатель: - Вы заметили, что мост разделён на две части, одна для пешеходов, а другая для транспорта.

Воспитатель:- А другие мосты бывают?

Дети: Да.

Воспитатель:- Мосты бывают отдельные для пешехода- это пешеходный.

Бывают для транспорта - это автомобильный.

Бывают для поездов - это железнодорожный.

Воспитатель:- Маша, для пешехода как называется мост?

Ребёнок. Маша: Для пешехода мост называется пешеходный.

Воспитатель:- Илья, как называется мост для транспорта?

Ребёнок. Илья: Мост для транспорта называется - автомобильным.

Воспитатель:- Олег, как называется мост для поездов?

Ребёнок. Олег: Мост для поездов называется – железнодорожным.

Воспитатель:- Я предлагаю посмотреть фотографии разных мостов.

(Просмотр слайдов на ДВД) .

Воспитатель:- Мы с вами узнали, какие бывают мосты. А сейчас предлагаю стать строителями и построить мост через нашу речку.

(Подходят к столу с «речкой» и парком) .

Воспитатель: - Мосты разные, но у всех есть основание в виде столбов и перекрытие, есть у некоторых перила, украшение.

Сейчас я покажу, как построить автомобильный мост.

Воспитатель: - Какой строительный материал возьмём для основания?

Дети: Бруски, арки, кирпичики.

Воспитатель: - Я возьму два коротких бруска. Положу их параллельно друг другу (показывает, как нужно) Что теперь мне взять?

Дети: Перекрытие.

Воспитатель: - Я возьму для перекрытия четыре длинных бруска. Ложем их поперёк нашего основания и плотно приложим их друг к другу. (подсказывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как же нашим машинам въехать на мост?

Давайте возьмём и положим две широкие пластины в начале и в конце моста. (показывает, как нужно) .

Воспитатель: - Как вы думаете, наши машины смогут безопасно проехать по мосту?

(воспитатель прокатывает игрушечную машину по мосту. И машина останавливается около края моста. Машина может упасть с моста)

Дети: Нет.

Воспитатель: - Для безопасности дорожного движения нам нужно построить ограждения. Мы берём два длинных бруска. И ложем слева и справа от проезжей части моста (показывает)

Воспитатель: - Это мы построили автомобильный мост. А теперь предлагаю построить пешеходный мост.

Воспитатель: - Что возьмём для основания моста?

Дети: Мы возьмём две маленьких арки.

Воспитатель: - Две арки поставим параллельно друг другу.

Что мы возьмём для перекрытия?

Дети: Мы возьмём два коротких бруска и положим их на арки, плотно друг другу.

Воспитатель: - А как же пешеходам подняться на мост?

Дети: Возьмём две узкие пластины и положим в начале и в конце.

Воспитатель: - А как вы думаете, перила нужны?

Дети: Да. Мы возьмём шесть кирпичиков и поставим по бокам.

Воспитатель: - Вот получился у нас мост пешеходный и автомобильный.

А сейчас предлагаю разбиться на пары, договориться и построить свои мосты.

(Дети договариваются и парами расходятся к набору конструктора. Строят мосты.)

Анализ: Обратить внимание на значение моста (автомобильный или пешеходный)

На ширину (узкий или широкий). На детали, из которых

построены (перекрытие ограждение) .

Конспект НОД по художественному конструированию. Подготовительная группа

по теме «Подводный мир»


Описание материала: предлагаю вам сценарий непосредственной образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы по теме «Подводный мир». Данный материал будет полезен воспитателям подготовительной группы. Это сценарий НОД по художественному конструированию, направлен на расширение знаний о подводном мире, его обитателях, его многообразии, на развитие художественно-эстетического восприятия.
Интеграция образовательных областей : «Познание», «Коммуникация».
Задачи:
Систематизировать представления и знания детей о подводном мире, многообразии растений и обитателей подводного мира.
Образовательные:
выделять и характеризовать существенные признаки объектов, составляющие понятие «подводный мир»;
использовать готовую пространственную модель (условно передающую место и время будущей композиции) при практическом моделировании коллективной пейзажной композиции, выделять в ней главные ориентиры;
планировать последовательность работы и распределять ее объем между детьми всей группы);
учить дополнять композицию дополнительными деталями (ракушками, декоративными камнями);
упражнять детей по-разному действовать с бумагой разной плотности (мять, рвать, приклеивать);
учить вырезать ножницами по контуру фигуры морских обитателей.
Воспитательные:
воспитывать у детей навыки коллективной работы, умение согласовывать свои замыслы и распределять работу.
Развивающие:
развивать умение «видеть» в обрывках или комках смятой бумаги конкретные объекты действительности;
развивать умение достраивать и преобразовывать «фоновую» картинку (готовую пространственную модель);
развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать детали задуманной композиции на плоскости;
развивать умение применять полученные ранее знания навыки;
развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарь: подводный мир, морские обитатели, водоросли, кораллы, морские звезды и т.д.
Раздаточный и демонстрационный материал:
различные картины и фотоиллюстрации, на которых изображен подводный мир;
пространственная модель на листе плотного картона, условно передающая «фон» композиции;
цветная бумага, салфетки разных цветов, клей, ножницы;
Дополнительный материал (сечка, ракушки, декоративные камушки).

Ход НОД

Воспитатель. На телевидении сегодня идет много телепередач о животных, но есть телепередача, которой уже больше 30 лет. Называется она «В мире животных». Когда я была маленькой девочкой, ходила в детский сад, а потом в школу, я очень любила смотреть эту передачу. Начиналась она с красивой музыки (включаю фонограмму музыкальной заставки к передаче «В мире животных»)
- Я помню, что особенно мне нравились сюжеты о чудесах подводного мира. Сегодня я приготовила для вас иллюстрации с изображением подводного мира. Посмотрите, может быть, вы узнаете каких-то обитателей моря? Дети узнают на фотографиях акулу и кита, морскую звезду и осьминога, ярких рыбок-клоунов. Растительность моря можно обобщенно назвать «водоросли», особенно обращаю внимание детей на кораллы.
Воспитатель. Я хочу показать вам, как можно красиво сделать морское дно. Для этого нижнюю часть листа нужно аккуратно намазать клеем. Можно нанести клей не по прямой линии, а волнообразно. Затем быстро, пока клей не высох, насыпаем сверху сечку так, чтобы он закрывал клей, слегка прижимаем салфеткой. Можно среди песка разместить мелкие ракушки. Теперь дайте клею подсохнуть. За это время вы сможете обсудить сюжет своей композиции.
Воспитатель. Сначала обсудите, каких обитателей подводного мира вы бы хотели изобразить на своей композиции. Выслушайте каждого за своим рабочим столом. Потом обсудите, какой будет общая композиция: какое изображение вы поместите в центре? Может это будет золотая рыбка с пышным хвостом, или рыбка – клоун, или морская звезда. Я думаю, вы помните, что яркие, красочные изображения можно получить в виде мозаики, выполненной методом обрывания. Но чтобы справиться с этой работой, понадобится участие всех.

А где на вашем листе бумаги лучше разместить других обитателей подводного мира? Какие детали сюжета вы будете делать обрыванием, а какие вырезать?
Дети работают самостоятельно. Обсуждают, поиск вариантов изобразительных средств, для создания выразительности образа.
Дети по своей инициативе переключаются с работы за столами на конструирование объектов на заранее заготовленном фоне.

Рефлексия:
Предлагаю детям рассмотреть композицию, оценить ее аккуратность и красоту, понравилась ли им картина, и чем. Обращаю внимание, как важно доводить начатое ими дело до конца, уметь работать дружно, согласованно. Побуждаю детей принимать активное участие в обсуждении.
Примечание: это коллективно-подгрупповая работа, такая форма организации детей наиболее приемлема для старшего дошкольного возраста.


Светлана Эрдни - Араева
Конспект открытого занятие по конструированию в подготовительной группе. Тема: «Улица»

Программное содержание : Учить детей сооружать различные по величине и форме постройки, планировать основные этапы конструирования .

Материал для занятия : Наборы мелкого строительного материала. Схемы построек, мелкие игрушки, машинки.

Предварительная работа :

1. Слово воспитателя. Педагог предлагает прослушать сказку.

– Дети, я хочу вам рассказать сказку про кирпичного волшебника.

На стройку привезли кирпич и выгрузили рядом с фундаментом. Кирпичи недовольно зашуршали. – Никакого к нам уважения! – с обидой думали они. – Нет бы, сложить нас аккуратно, а то свалили в бесформенную кирпичную гору и даже многим побили бока. А ведь мы – строительный материал, из которого собираются возводить здание!

Вдруг кирпичи увидели, как к ним направляется высокий, крепкий человек в строительном комбинезоне. Он взглянул на небрежно сгруженный стройматериал и покачал головой :

– Да, кирпичики, сложили вас плохо, – сказал мастер, – но не переживайте : недолго вам лежать бесформенной горой, скоро вы будите ровной, крепкой стеной дома.

– Наверно, он – волшебник, – с надеждой подумали кирпичи. – Превратить груду кирпича в новый дом – такое под силу только чародею!

2. Беседа с детьми.

Дети, скажите, кто же подошел к стройматериалу? Кто может превратить груду кирпича в новый дом?

А чтобы построить дом, какие профессии потребуются? С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор.)

Кто такой архитектор? (Верно, это человек, который задумывает и разрабатывает проект дома, улицы .)

Давайте и мы с вами спроектируем улицу . Какие здания могут быть на нашей улице ? Как вы считаете, какие здания необходимо построить около жилых зданий? Почему мы построим театр, школу, мост? И т. п.

Ход занятия:

1. «Хороводная игра» (Дети стоят на ковре) .

Тук да тук - раздается всюду стук (стучим кулачком о кулачок)

Строим дом, дом большой (показываем крышу дома ладонями над головой)

И с крылечком и трубой, (складываем ладошки вместе)

Из трубы идет дымок, (движениями губ показываем дым)

На двери висит замок, (руки в замок) Кто его открыть бы мог ?

Постучали, покрутили, (соответственно словам выполняем движения руками)

Потянули и открыли .

Отворяем ворота,

Проходите все сюда. (разводим ладони рук в стороны)

Воспитатель : Вот какой замечательный домик мы с вами построили.

Воспитатель : У всех такие разные дома. Посмотрим какие они бывают? Давайте подойдём к окну и посмотрим!

Воспитатель : Какие дома вы видите? (Ответы детей)

Воспитатель : Ребята, мы с вами живём в небольшом красивом городе с маленькими улочками и с широкими улицами , а как называется наш город? (Ответы детей) .

Воспитатель : А вы знаете достопримечательности нашего города? Назовите их. (Ответы детей)

Воспитатель : Молодцы, ребята! Давайте посмотрим картинки с достопримечательностями нашего города.

(Воспитатель с детьми проходят к картинкам. Дети садятся на стулья.)

2. Проводится беседа об улице города .

Воспитатель : Какие здания вы видите на картине? (жилые дома, кинотеатр, хурул, церковь. Есть высокие, многоэтажные дома с колоннами.

Воспитатель : На какие строительные детали похожи крыши, стены, всех этих зданий? (крыши похожи на треугольник – призма, стены на кирпичики и т. д.)

Воспитатель демонстрирует все строительные детали призму, цилиндр, куб, брус, пластину, конус, кирпич, колонну, арку.

Воспитатель : Как расположены здания и сооружения? (между зданиями есть проходы, чтобы могли пройти люди, проехать машины) .

Воспитатель : Какие должны быть здания на улице , чтобы жителям там комфортно жилось? (магазин, аптека, почта, дома, детский сад) .

Воспитатель : Кто проектирует и строит дома? (архитектор проектирует дома, а строители их строят) .

Воспитатель : Какие должны быть архитектурные сооружения? (красивые, прочные, устойчивые) .

Воспитатель : Ребята, меня вчера пригласили в мэрию к главному архитектору. Все архитекторы нашего города спроектировали новую улицу и попросили нас построить его и посмотреть красиво ли получится. Давайте мы сегодня станем строителями и построим улицу города , красивые здания по чертежу из деталей строительного материала. А когда всё закончим мы сфотографируем улицу и я отнесу фотографии архитекторам, чтобы они смогли увидеть здания, которые они спроектировали.

(Воспитатель показывает схемы чертежи построек.)

Воспитатель : Подойдите к столу и выберите чертёж. Строить здания вы будете вдвоём. Объединитесь в пары. Внимательно рассмотрите их, что лежит в основании постройки, сколько и каких строительных деталей вам будет необходимо для строительства.

(Дети выбирают чертёж, находят себе пару и подходят к столам.)

Воспитатель : Перед работой немного отдохнём.

3. Физкультминутка :

Все умеем мы трудиться,

Отдыхать умеем тоже

Топаем ногами,

Хлопаем руками,

Подтянулись на носочках

Руки за спину положим

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Воспитатель : А теперь подберите строительный материал к этому чертежу и начинайте постройку.

4. Строительство улицы .

Дети приступают к строительству. Звучит песня “Всем на свете нужен дом” из м/ф “Три поросенка ”.

В ходе строительства воспитатель оказывает помощь, советует, наблюдает за деятельностью детей, их взаимодействие в совместном строительстве, как договариваются, распределяют функции.

Затем дети анализируют свои постройки. Дополняют макетами деревьев.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть законченные постройки.

Воспитатель :

Построили улицу города ?

Нравятся вам постройки?

Сколько зданий у вас построено?

Какие здания построили?

Сколько этажей и перекрытий в жилом доме?

Совпадают постройки с чертежами?

Правильно ли подобраны детали строительного материала?

Все конструкции устойчивые , симметричные?

Сейчас я сфотографирую улицу , которая у нас получилась и отнесу архитекторам.

(Поощряет детей за дружную, слаженную работу) .

В конце занятия воспитатель предлагает пригласить игрушечный народ на открытие новой улицы . Дети берут мелкие игрушки и машинки, разворачивают игру в “городе” (обыгрывание построек) .

Самоанализ занятия по конструированию в подготовительной группе по теме : «Улица »

Программное содержание :

Учить детей сооружать различные по величине и форме постройки, планировать основные этапы конструирования .

Цели и задачи данного занятия были поставлены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.

В данной деятельности были интегрированы такие области как :

Коммуникация;

Здоровье;

Для решения поставленных задач мною были использованы следующие методы и приёмы.

Для активизации настроя и поднятия интереса у детей мною было использовано «Хороводная игра» , использование фотоаппарата и просьба главного архитектора г. Элисты помочь им в постройке новой улицы .

Также мною для снятия усталости у детей были использованы здоровье сберегающие технологии – физминутка.

Для смены деятельности детей я использовала все зоны группы .

В конце занятия дети обыграли новую улицу

Я считаю, что с поставленными целями и задачами я справилась. Выбранные мною методы и приёмы были эффективны.

Дети с поставленными задачами справились, были активны, приходили друг к другу на помощь, хорошо справились с постройкой улицы .

Публикации по теме:

Ход занятия. - Ребята, вы пока еще дошколята, по улицам ходите за руку с мамой и папой. Но совсем скоро вы пойдете в школу и, возможно,.

Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшю» Тема: Конспект открытого интегрированного комплексного занятия по конструированию в средней группе «Спасем Степашку и Хрюшюу» Воспитатель:.

Конспект открытого интегрированного занятия по конструированию из бумаги техникой оригами в подготовительной группе Путешествие в осенний лес. Интеграция образовательных областей: Социально-коммуникативное развитие – общение и взаимодействие (диалог).

Конспект открытого подгруппового занятия по развитию речи в подготовительной группе компенсирующего вида. Тема: «Посуда». Подготовила:.

Конспект открытого занятия по конструированию из бумаги техникой оригами в старшей группе. «Петушок с высокой спицы…» Программное содержание: учить детей изготовлять сказочного петушка (фигурку) техникой оригами. Закрепить с детьми отгибание концов вверх.

Конспект открытого занятия по конструированию из строительного материала в средней группе «Путешествие в космос» МА ДОУ №123 г. Мурманска «Белоснежка» Воспитатель Костусик Марина Александровна. Цель: развитие конструктивных способностей детей. Задачи:.

Цель:развитие пространственного мышления. Задачи: - знакомство с японским искусством оригами; - создание из бумаги сложной фигуры; - развитие.

Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию (ОБЖ) в подготовительной группе

Конспект НОД конструирование

в подготовительной к школе группе

«Домики для сказочных друзей»

Составила воспитатель:

Китаева Наталья Владимировна

МБ ДОУ «ДС №1»

Трёхгорный,

апрель 2016г.

Программное содержание:

Развивать умение последовательно анализировать конструкцию сооружения, выделять ее структурные части, форму, размеры, расположение деталей, устанавливать связь между функцией детали и ее свойствами в постройке.

Учить преобразовывать образец в соответствии с условиями.

Активизировать поисковую деятельность детей.

Развивать образное мышление, воображение, творчество, инициативу, связную речь.

Способствовать возникновению в играх дружеских, партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам.

Ход занятия

В: Ребята, как вы думаете, какое сегодня занятие?

Д: конструирование

В: Что мы делаем на конструировании?

Д: строим, думаем, рассуждаем.

В: Вот и я сейчас вам хочу предложить, подумать, порассуждать и построить.

Прежде чем мы начнем, давайте вспомним, какие вы знаете строительные детали. На карточках спрятаны строительные детали. Задание: «Нужно найти какая строительная деталь здесь спряталась, и обосновать свой выбор». Работаем в паре. (Раздаю карточки на которых изображена строительная деталь – вид спереди, сверху, сбоку, а в пустое окошечко детям нужно подобрать соответствующую строительную деталь и доказать свой выбор, почему именно ее они выбрали ).

Игра-задание " Подбери строительную деталь "

Цель: Развитие зрительного восприятия, логического мышления.

В: Отлично, все справились! Ребята, вы любите путешествовать? Я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие по сказкам. Я загадаю вам загадки, а с ответом нужно будет назвать жилище этого героя. Слушайте внимательно! (Дети называют ответы, а воспитатель показывает картинку с правильным ответом. При затруднении задаю наводящий вопрос: - В каком жилище или доме жили эти сказочные герои ?)

1. Сколько лет - никто не знает,
В ступе и с метлой летает,
Нос - крючком, горбом спина,
С нечистью лесной дружна.
Дом её - на курьих ножках,
Ну, и вредная немножко... (
Баба-Яга, а живёт она …в избушке на курьих ножках)

2. Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки?
(Три медведя, а живут они... в избушке)

3. А теперь про чей-то дом

Разговор мы заведём…

В нём богатая хозяйка

Припеваючи жила,

Но беда пришла нежданно:

Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом», а жила она...в двухэтажном доме)

4. Что за домик на опушке

Дал приют Ежу, Лягушке,

Мышке, Зайцу, Петуху?

Дом с трубою наверху,

Из трубы идёт дымок.

Этот домик - ... (Теремок)

В: Замечательно! С этим заданием вы легко справились! Ребята, скажите мне, пожалуйста:

Зачем нужны дома? (… чтобы в них жить….)

Где живем мы с вами, современные люди? (В современных домах)

Если дом построен из дерева, он какой? (Деревянный.)

Если дом построен из панелей? (Панельный.)

Если построен из кирпича? (Кирпичный.)

Из камня? (Каменный.)

Сколько этажей может быть в деревянном доме? (Один, два этажа.)

Дом, в котором один этаж, какой? (Одноэтажный.)

Два этажа? (Двухэтажный деревянный дом.)

Сколько этажей может быть в кирпичном и панельном домах? (Много.)

Как называется дом, в котором много этажей? (Многоэтажный.)

В каких домах живут сказочные герои? (В сказочных)

А они одинаковые или разные? (разные)

В: Действительно, все дома разные по своей архитектуре. Каждый дом отличается от другого какой-нибудь интересной деталью или украшением. Запомните это!!!

В: Следующее задание: Игра "Чудесный мешочек ". На ощупь вы должны отгадать, что спрятано в нашем чудесном мешочке.

В: Молодцы! Отгадали, как одним словом можно назвать этих персонажей из сказок - ……….. (сказочные герои).

В: Не зря, я вам загадывала эти загадки! До меня дошла весть, что наши сказочные герои остались без домов... Как быть? Можем ли мы им помочь?

Ответы детей: предлагают ……. построить из конструктора.

В: Прежде чем мы приступим к работе, вам нужно разделиться на команды! "На 1-й, 2-й, 3-й, 4-й рассчитайсь!" (Деление группы на четыре команды)

В: Первые номера подойдут к столу №1. Вы будете строить домик для Бабы-Яги, вторые – к №2. Вы строите дом для трех медведей, третьи – к №3 подойдут и будут строить дом для кошки, а четвёртые – к №4, вы строите теремок. Вас за столом по сколько человек? (По 4 или 3) Каждый из вас будет строить домик для сказочного героя, который находится на столе. И каждый домик должен отличаться от соседнего какой-нибудь интересной деталью, украшением или еще, а в народе говорят «изюминкой», про которую вы нам потом расскажете. Хорошо? Приступайте! (Дети строят домики из различного конструктора)

В: Посмотрите, какой красивый город мы построили для сказочных друзей.

Все дома получились разные, непохожие друг на друга. А чем они отличаются вы нам сейчас, и расскажете у кого какая интересная деталь или «изюминка». раткий рассказ о постройке)

В: Действительно! Молодцы, ребята! Все дома у вас получились разные и герои сами решат, в каком доме им будет жить комфортнее! Спасибо вам за участие, вы все замечательно справились с таким сложным заданием, а сейчас вас ждёт Татьяна Анатольевна на музыкальном занятии!

В подготовительной группе детского сада перед педагогом ставится формирование в ребёнке личности школьника. К Концу дошкольного возраста дети должны обладать высоким уровнем познавательного и личностного развития.

Осуществлению этой задачи во многом способствует правильная организация ручного труда воспитанников. В возрасте 6–7 лет у детей продолжает развиваться образное мышление и восприятие, навыки обобщения и рассуждения. Память развивается и становится произвольной: ребёнок сознательно сосредотачивает внимание и восприятия на объекте, направляя их волевыми усилиями, произвольное внимание может достигать 30 минут.

Основной формой познавательной деятельности остаётся игра. Игровые действия усложняются, выполняя их, дошкольники постигают взаимодействие людей в различных жизненных ситуациях. Более продуманным становится пространство для сюжетно-ролевых игр. Одно из направлений, которое используется воспитателем - конструирование из бумаги.

Конструирование из бумаги в подготовительной группе детского сада

В этой группе образы из окружающей действительности, которые дети передают в изобразительной деятельности, тщательнее продумываются, усложняются. Для изображения используются образы из художественных произведений, с которыми знакомы дошкольники («Чебурашка», «Снегурочка», «Мойдодыр» и др.). В своих работах воспитанники стараются передать детальный облик предмета или персонажа. Становятся видны различия в поделках мальчиков и девочек.

На занятиях по конструированию из различных материалов (в т. ч. из бумаги и картона) дети возраста 6–7 способны создать поделку, следуя устным инструкциям воспитателя и воспроизводя по памяти освоенные ранее приёмы. Конструирование моделей разных уровней сложности осуществляется дошкольниками и по замыслу. Задания «Мастерим по замыслу» развивают конструкторские и творческие способности, активизируют мышление на продумывание конструктивного решения модели; воспитанники учатся самостоятельно управлять своей деятельностью и организовывать работу.

Для углубления пространственных представлений детей 6–7 лет необходимо включение в программу по изобразительной деятельности занятий по конструированию из бумаги. Владея базовыми приёмами работы с бумагой, воспитанники могут освоить сложные формы складывания листа бумаги и придумать собственные. Воспитателю следует поощрять внесение дополнений в созданные ранее образы и желание украсить их различными материалами, - это способствует творческому развитию ребят.

Виды конструирования

  1. Объёмное конструирование . Создание трёхмерных моделей доставляет детям большее удовольствие, чем конструирование на плоскости. Объёмные поделки позволяют тщательнее предать особенности предметов окружающего мира. К работе с бумагой привлекаются природный и бросовый материалы.
  2. Конструирование из полосок , в т. ч. плетение. Дети закрепляют приёмы конструирования из бумажных полосок: «колечко», «листочек», «гармошка». Замечательно развивает мелкую моторику плетение косичек и квадратов из бумажных полосок. Плетёные элементы используются в составе бумажной конструкции.
  3. Оригами - японское искусство складывания из листа бумаги различных моделей. Эта техника бумажного конструирования особо используется в подготовительной группе детского сада, поскольку имеет ряд неоспоримых достоинств:
    - активное развитие мелкой моторики;
    - через стимулирование сенсорных окончаний на кончиках пальцев, усиливаются процессы в речевом и мыслительном центрах головного мозга;
    - развитие памяти;
    - развитие конструктивного мышления и воображения;
    - согласование работы глаз и рук.
    Занятия по оригами должны выполнять задачи, которые формируют у ребёнка личностные качества будущего школьника, помогают развитию связной речи и готовят руку к письму.
  4. Кусудама - это древнейшее японское искусство складывания фигурок из бумаги. Из бумажных модулей создаётся шарообразная модель. Элементы кусудамы сшиваются между собой или склеиваются (для дошкольников подходит второй вариант работы). Изготовить кусудамы можно с практической целью - украшение актового зала, холла и игровой комнаты кусудамами (подвешиваются к потолку).

Материалы для конструирования

Для ребят подготовительной группы нет ограничения в используемых материалах на занятиях по конструированию. К возрасту 6–7 они хорошо вырезают геометрические фигуры и различные детали из бумаги и картона. Простой материал (писчая бумага, обычный картон) используется для создания отдельных элементов конструкции или поделки целиком, но в таком случае подлежит окрашиванию или обклеиванию по замыслу. Чтобы активировать воображение и побудить к самостоятельной разработке замысла создания модели, каждому воспитаннику должны быть доступны к изучению и выбору для работы всевозможные виды бумаги, варианты бросового материала, вспомогательные элементы для завершения замысла или украшения поделки (в основном природный материал и фурнитура).

Рекомендуется установить в помещении, где проводятся занятия по конструированию, установить стеллаж для хранения необходимого оборудования и материалов. Воспитанником старшей и подготовительной групп должно быть разрешено изучать хранящиеся в шкафу предметы и материалы в присутствии воспитателя в помещении, выбирать нужное для воплощения замысла.

Из оборудования в стеллаже должны находиться (наборы по количеству человек в группе):

  • ножницы простые и фигурные;
  • клей;
  • краски, карандаши, фломастеры (нужны для завершения замысла);
  • кисточки;
  • линейки и карандаши;
  • готовые выкройки;
  • технокарты.

Бумажные материалы для конструирования должны храниться на полках стеллажа в подписанных папках или коробках - ребёнок легко сможет найти понадобившийся ему во время работы лист бумаги, не отвлекая вопросами одногруппников.

Материалы, которые могут храниться в стеллаже для конструирования:

  • Наборы писчей, цветной (глянцевой, матовой и бархатной) бумаги и картона.
  • Специальная бумага с тиснением или отрезки обоев.
  • Гофрированная бумага и тишью.
  • Рулоны и/или обрезки обёрточной или упаковочной бумаги.
  • Бумажные салфетки и скатерти с узором.
  • Страницы из журналов, газеты, старые открытки, календари настенные и карманные.
  • Всевозможная картонная тара: спичечные коробки, коробки из-под парфюмерии или кондитерских изделий, бумажные пакеты из-под молочных продуктов и сока.
  • Одноразовые бумажные стаканчики, тарелки, формочки для выпечки.
  • Бросовый материал: картонные втулки от рулонов бумажных полотенец, пищевой плёнки или туалетной бумаги, картонные катушки для ниток, фантики от конфет, обёртки шоколадок и др.

Фотогалерея: примеры использования различных бумажных материалов в процессе конструирования

В работе использованы различные картонные коробки, цветная бумага и цветная гофрированная бумага Пример использования в конструировании картонных коробок Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги Пример использования в конструировании втулки из-под рулона фольги В основе поделок - части картонных втулок Пример использования в конструировании журнальных страниц Пример использования в конструировании страниц журнала Пример использования в конструировании бумаги тишью. Очень приятный в работе, лёгкие и красивый материал. Дорогостоящий Пример использования в конструировании бумаги тишью Пример использования в конструировании гофрированной бумаги Пример использования в конструировании спичечных коробков Пример конструирования постройки из картонных коробок и втулок Пример использования в конструировании пакета из-под сока

Сочетание конструирования с другими техниками изобразительного творчества

Ребята 6–7 лет умеют продумывать замысел создания поделки при помощи конструирования, привлекая в творческом процессе другие техники изобразительного творчества. Воспитанники используют разнообразные приёмы для завершения замысла и украшения поделки. На занятиях в подготовительной группе происходит синтез конструирования из бумаги с такими техниками ИЗО, как:

  • Раскрашивание. Конструкции из простого картона, картонных коробок, втулок, белых бумажных стаканчиков и тарелок следует покрывать краской. Поделка из нераскрашенного картонного материала имеет незавершённый вид, представляется условным, а не художественным изображением предмета. Для раскрашивания картонных поделок в саду обычно используется гуашь. Но для окрашивания небольших по размеру работ можно использовать художественные акриловые краски. Особенности акриловых красок:
    - не просвечивают фон (можно закрасить надписи или рисунки на использованной картонной таре);
    - быстро сохнут;
    - бывают с различными эффектами (глянцевые, матовые, перламутровые, с эффектом «металлик»);
    - дорогостоящий материал, возможно, стоит иметь набор акриловых красок для раскрашивания элементов проектных или конкурсных работ.
  • Рисование - одно из любимых занятий детей, которое даёт большой простор для творческой активности. На занятии по конструированию с младших групп ребята часто придают поделке завершённый вид путём дорисовывания различных элементов на поверхности модели (лицо, детали одежды, окна-двери на постройках и т. д.) или рисования фона на основе заготовки (трава у дома, облака и солнце в небе, ветви деревьев и т. д.). В подготовительной группе рисование сочетается с конструированием в процессе реализации проектной деятельности. Поделки из бумаги на темы «Правила дорожного движения», «Московский Кремль», «Человек в космосе» предполагают детальную прорисовку на поверхности объекта и создание продуманного фона или рисунка на основе поделки.
  • Аппликация . Этот вид работы по-прежнему используется воспитанниками в качестве способа закрепления сконструированных предметов на большой основе и для создания узора на поверхности самой модели.
  • Лепка и пластилинография . Пластилиновые детали используются для украшения модели и завершения композиции. Элементы пластилинографии («рисования» пластилином на плоской основе) применяются на этапе заготовки фона.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения конструированию из бумаги является развитие мотивации к работе с бумажными материалами. Наиболее действенный способ привлечения внимания к процессу конструирования и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия и, возможно, в конце, когда завершена работа по изготовлению бумажной модели. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Использование наглядного материала: стенды с тематическими плакатами, картинками, раздаточный материал.
  • Использование текстов народных и педагогических сказок.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование ИКТ (показ презентации).
  • Музыкальное сопровождение.
  • Создание сюрпризных моментов, проблемных ситуаций, проведение игр.

Примеры использования мотивирующего материала на занятиях

Тема занятия Мотивирующее начало
«Зимующие птицы» Для этого занятия используется обширный мотивирующий материал:
- проведение сюрпризного момента (в помещение влетает Сорока - младший воспитатель в костюме птицы - и сообщает ребятам, что в лесу произошли непонятные перемены: одни птицы улетели, другие остались. Сорока просит ребят помочь ей разобраться, что же случилось в лесу).
- создание игровой ситуации (воспитатель переносит детей в лес - подводит к заранее подготовленному уголку в комнате с макетами деревьев).
- задания с карточками: дети называют животных и птиц, группируют карточки в две стопки.
- загадки:
Озорной мальчишка в сером армячишке,
По двору шныряет, крошки собирает. (Воробей)
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь)
Окраской - сероватая, повадкой - вороватая,
Каркунья хрипловатая. (Ворона)
- проведение беседы о зимовке птиц (почему одни улетают, как другие находят пропитание и переживают холода).
- создание второго сюрпризного момента (старичок Лесовичок прислал ребятам конверт, в нём находятся схемы, по которым можно сконструировать бумажные фигурки зимующих птиц).
- использование аудиоматериала (в качестве фонового сопровождения звучит запись звуков природы - пение и щебет лесных птиц).
«Слон» - загадка:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя - маленький хвост.
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он
Ну, конечно, это… (Слон).
- использование ватмана с изображением (воспитанники изучают картинку с изображением места обитания слона - море, песок, пальмы, солнце), чтение воспитателем стихотворения:
Ходит слоник невесёлый,
Ждёт напрасно новосёлов.
Окажи ему услугу -
Сделай для слонёнка друга!
(Вот и задание - сделать для слонёнка друзей при помощи техники оригами и прикрепить их на ватман.)
- беседа о прочитанных ранее детьми произведениях, где повествуется о слонах (рассказы Б. Житкова «Слоны», «Как слон купался», стихотворение В. Котаева «Слон», рассказ Р. Киплинга «Слонёнок»).
- рассказывание или чтение воспитателем педагогической сказки о мальчике, который очень любил складывать фигурки из бумаги. ООднажды ему приснилась сказочная страна из бумаги, царь которой был очень грустен - у них не было животных. Мальчик решил проблему бумажного царства при помощи конструирования. И царь прислал ему панно, на котором изображено, как замечательно живётся в стране, где есть птицы, рыбы и звери, только лисичек жителям чудесного царства всё равно не хватает.
- создание игровой ситуации: воспитанники изучают панно с изображением природных объектов, к которому приклеены фигурки животных в технике оригами. Воспитатель предлагает ребятам попробовать свои силы и помочь правителю бумажной страны - сделать для него лисичек из цветной бумаги и прикрепить их на панно.

Подготовка конспекта занятия

Временной план занятия

Длительность занятия составляет не более 30 минут.

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало занятия - 5–6 минут.
  3. Обозначение цели и задач занятия, устный инструктаж воспитанников по следованию схемам или проговаривание с ребятами плана действий по конструированию предмета 5–6 минут.
  4. Самостоятельная работа воспитанников 8–12 минут.
  5. Демонстрация работ, обсуждение сложностей во время процесса конструирования (если возникали) 3–4 минуты.
  6. Подведение итогов занятия 1–2 минуты.

Рассмотрим варианты постановки целей и задач на занятии по конструированию в подготовительной группе в зависимости от используемых воспитанниками приёмов в процессе изготовления поделки на примере конкретных занятий:

Тема Цель Задачи Техника конструирования
«Петушок» Научить делать объёмную игрушку из полосок бумаги. - развитие образного мышления;
- воспитание бережного отношения к природе и животным;
- воспитание усидчивости и аккуратности.
- вырезание шаблона из листа, сложенного пополам;
- склеивание полосок петелькой;
- подбор полосок по цвету и размеру исходя из замысла.
«Гоночные машины» Научить созданию оригинальной поделки на основе картонной втулки из-под туалетной бумаги. - совершенствование навыков работы с различными материалами;
- обучение созданию продуманной композиции;
- научить придавать выразительность поделке;
- воспитание бережного отношения к природе (использование бросового материала для творческих работ).
- наклеивание на цилиндрический предмет материала способом оборачивания;
- наклеивание деталей по замыслу (колёса);
- вырезание (кабина);
- придание поделке завершённости (раскрашивание).

Конспект занятия на тему «Избушки для зверушек»

Цель Конструирование домиков из спичек и цветной бумаги на плоскости по заданной схеме.
Задачи Развитие пространственного мышления.
Формирование представления о строении деревянного дома.
Закрепление умения складывать бумагу по схеме.
Формирование умения оценивать свои действия.
Материал Цветной картон и бумага, спички, клей и ножницы.
Предварительная работа Чтение сказки «Три поросёнка», просмотр иллюстраций с изображением домов, складывание домиков из счётных палочек и цветной бумаги.
Ход занятия Воспитатель зачитывает начало сказки про трёх поросят и проводит беседу с воспитанниками: помнят ли они, что случилось с героями после, рассуждения о лени. Детям предлагается построить домики из имеющихся в группе материалов.
Изучение схемы конструирования домика: воспитанники пробуют самостоятельно расшифровать схематичные указания, воспитатель направляет ход мыслей, при необходимости поправляет, подсказывает.
Тематическая физкультминутка:
Туки-туки молотком, (Стучат кулачками один по другому.)
Строю, строю новый дом. (Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются - дом.)
Будет он большой, как ель, (Соединить пальчики обеих рук и показать окно; развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом.)
Будут окна, будет дверь. (Большие пальцы вверх - дверь.)
Всех в него я поселю: (Ладошки вместе, большие пальцы вверх, как ушки.)
Мышку, зайчика, лису. (Указательный и средний пальцы показывают ушки - заяц. Ладонь на ребро, большой палец вверх, указательный согнут - лиса.)
Воспитанникам предлагается самостоятельно подобрать необходимые материалы и приступить к конструированию.
При необходимости, если дети устали, можно провести подвижную игру «Птички»:
Птички в гнёздышке сидят и на улицу глядят.
Погулять они хотят и тихонько все летят.
Детки бегут на носочках, делая махи руками, словно птички. Сначала обегают маленький круг, вокруг своего стола, затем большой круг и рассаживаются за свои рабочие места.
В конце занятия, дети раскладывают свои поделки на просушку, рассматривают домики и выбирают наиболее ровные и аккуратные.
Воспитатель хвалит детей за старание и активность в проделанной работе.
Все поделки детей оформляются на выставку для родителей.

Программа кружка по оригами

Занятия кружка по оригами проводятся два раза в неделю, длительность занятия 25 минут. Желательно обучение оригами в подгруппах не более чем из 10 человек.

С основными понятиями техники оригами воспитанники могли знакомиться во втором полугодии средней и в старшей группах. В таком случае программу кружка следует составить таким образом, чтобы ведущей формой занятий, направленных на повторение ранее изученных навыков складывания, была коллективная деятельность: создание тематической аппликации с использованием фигурок-оригами, создание предметов для последующей игровой или творческой деятельности (например, для постановки кукольного спектакля, который ребята покажут воспитанником ясельной и младших групп).

Если перед детьми ставятся посильные и соответствующие их способностям задачи, то к окончанию обучения в кружке по оригами они достигнут результатов, достойных будущего первоклассника. На занятиях кружка дети приобщаются к международным культурным ценностям посредством знакомство с древним искусством оригами (в т. ч. с отдельной техникой создания кусудамы). Дети учатся использовать при комментировании действий и толковании схем термины из области геометрии: точка, угол, острый угол, прямой угол, линия, вершины, стороны. Во время складывания фигурки из листа бумаги активизируются рецепторы на кончиках пальцев, в мозг поступают импульсы от нервных окончаних, стимулируется работа зрительного, мыслительного и речевого центров коры.

Тематика занятий по оригами разннобразна и часто связана с жизнью сада, проведения мероприятий или проектной деятельностью. Дети могут создавать украшения для праздников в группе или фигурки для создания композиции ко Дню Победы (складывание пилотки из листа бумаги), Дню космонавтики (ракета) и т. д.
Для кружковой деятельности рекомендовано проведение краткосрочных проектов с привлечением родителей. Совместная творческая деятельность сближает, способствует формированию доверительных отношений между ребёнком и взрослым.

Таким образом, можно сказать, что основная задача кружка по оригами - формирование всесторонне развитой личности у дошкольника. А для воспитанников подготовительной группы занятия в кружке станут хорошей основой для обучения конструирование и моделирования в начальной школе.

Занятия можно разделить на несколько этапов:

  • Демонстрация образца оригами воспитателем. Ребята рассматривают и анализируют модель: состоит она из одного листа бумаги или из нескольких; какая базовая форма оригами лежит в основе поделки; какие приёмы работы с листом бумаги были проделаны.
  • Изучение технокарты - схемы складывания оригами. В зависимости от уровня способностей воспитанников схему комментирует или воспитатель, или желающие из ребят (воспитатель может задавать направляющие вопросы).
  • Одновременное складывание фигурок. Рекомендуется разбивать воспитанников по парам, чтобы в случае возникновения трудностей у одной из ребят другой мог наглядно продемонстрировать для него необходимые действия и сопроводить их устным объяснением. Следует помнить, что в подготовительной группе прямой показ действий воспитателем проводится в крайне сложных моментах конструирования.
  • Оказание индивидуальной помощи. Проводится воспитателем в тех случаях, если ребёнок стесняется попросить помощи у одногруппников (новенький в коллективе, необщительный, возможно, ребёнок, для которого русский язык не является родным).

Роль воспитателя на занятии состоит в своевременном направлении мыслительной активности воспитанников в нужное русло. Воспитатель поощряет стремление детей к самостоятельности продумывания действий и композиции, побуждает к фантазированию. Оригами - сложная техника, требует большой сосредоточенности и усидчивости, но дети на занятиях являются творцами! Как можно меньше запретов должно быть в кружке по оригами: ребёнок имеет доступ к всевозможным бумажным материалам, если он справился с заданием раньше всех, пусть поищет интересную технокарту, которая может заинтересовать остальных на следующем занятии, дети могут обсуждать варианты коллективных работ, что бы им хотелось совместно сделать.

Картотека тем кружка по оригами

Тема занятия Программное содержание, цели
«Кошечка» Закрепление навыка складывания, повторение базовых форм. Обучение складыванию отдельных частей модели из квадратов. Обучение базовой формы оригами «косынка». Воспитание аккуратности в работе, внимания.
«Подарки малышам» Обучение складыванию модели птиц, корабликов. Воспитание желания заботиться о младших. Упражнение в свободном выборе цвета.
«Двухтрубный корабль» Освоение навыка складывания базовой формы оригами «блинчик». Обучение использованию поделок в игровой деятельности.
«Шляпка» Закрепление навыка складывания поделки из квадрата бумаги. Приучение к точным движениям пальцев при следовании устным инструкциям. Стимулирование создания игровых ситуаций.
«Снегири» Оттачивание приёмов складывания листа в различных направлениях, загибания углов. Обучение выполнения складки. Воспитание бережного отношения к природе и птицам.
«Самолёт для папы» Обучение конструированию бумажной фигурки из двух деталей. Развитие умения следовать инструкциям педагога.
«Птичка» Оттачивание навыка складывания базовой формы оригами «воздушный змей». Развитие навыка самостоятельного толкования схемы оригами. Развитие коммуникативных способностей воспитанников.
«Ветка рябины» Закрепление умения мастерить поделки из базовой формы «стрела». Воспитание аккуратности. Развитие умения следования инструкциям педагога.
«Рыжая лисичка» Закрепление умения складывать квадрат в различных направлениях. Умение чётко следовать устным инструкциям. Развитие навыков декорирования готового оригами.

Фотогалерея: схемы выполнения и примеры работ в технике оригами

Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Технокарта Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Конструирование в технике оригами Пример групповой работы Пример групповой работы Детали аппликации выполнены в технике оригами Кораблик выполнен в технике оригами

Конспект НОД для детей на тему «Поляна с цветами и бабочками»: коллективная работа в технике оригами

Цель совершенствовать творческие способности детей посредством оригами.
Задачи - знакомство детей с фазами развития бабочки, особенностями её жизнедеятельности;
- активизация познавательной деятельности;
- оттачивание умения создавать из базовой формы «двойной треугольник», дополняя образ необходимыми деталями;
- закрепление навыка складывания базовых форм «конверт» и «воздушный змей»;
- развитие глазомера;
- развивать навыки коллективной творческой деятельности;
- воспитание бережного отношения к природе.
Материалы весенняя поляна нарисованная на ватмане;
колокольчик;
иллюстрации с фазами развития бабочки;
бабочка;
пооперационные карты;
музыка «Вальс цветов» П.И. Чайковского;
бумага разного цвета;
ножницы;
клей;
фото бабочек.
Предварительная работа беседа на тему: «На нашей улице весна»
рассматривание фотоиллюстраций весенней природы.
чтение рассказа Г. Скребицкого «На лесной полянке. Весна».
заучивание стихов о весне.
Ход занятия Создание игровой ситуации: при помощи волшебного колокольчика воспитатель «переносит» детей на весеннюю поляну, где они вспоминаю, каких насекомых знают, перечисляют их отличительные особенности.
Воспитатель рассказывает детям сказку о том, как гусеница превратилась в бабочку.
Физминутка «Бабочка»
Утром бабочка проснулась.
Потянулась, улыбнулась.
Раз - росой она умылась.
Два - изящно покружилась.
Три - нагнулась и присела.
На четыре - улетела.
А на пять - на место села.
(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)
Воспитатель предлагает для бабочки, в которую превратилась гусеница из сказки сделать поляну из бумажных цветов и поселить на ней бабочек-оригами. Следуют устный инструктаж по созданию поделки.
Пальчиковая гимнастика.
Гусеница, гусеница,
(ладонь одной руки «ползёт», как гусеница, по внутренней стороне другой)
Бабочкина дочка,
(ладонь «ползёт» обратно к плечу по внешней стороне руки)
По травинкам ползает
(то же самое по другой руке вертикально)
Кушает листочки:
Ам!
Ам!
Ам!
Ам!
(одна ладонь скользит по другой ладони вверх и «кусает» пальцы другой ладони на каждое ам
Поела, спать захотела
(одна рука сжимается в кулачок, другая её накрывает)
Проснулась (расправить ладони)
Бабочкой обернулась
(перекрестить руки в районе запястий)
Полетела, полетела, полетела!
(махать перекрещенными ладонями как крыльями)
Самостоятельное выполнение воспитанниками задания по конструированию.
Демонстрация и анализ работ, подведение итогов.

Видео: открытое занятие по оригами «Яхта»

Для развития интереса к конструированию из бумаги у воспитанников необходимо подбирать необычные темы для занятий, использовать игровую форму обучения, подбирать для конструирования предметы, которые будут пригодны для самостоятельной игры воспитанников. У детей зарождаются конструкторские навыки, они увлечённо продумывают образ модели и способы её создания, и большое удовольствие им доставляет выбор материалов для воплощения своих идей - следите, чтобы у воспитанников была возможность этого выбора.

Фотогалерея: шаблоны для конструирования

Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблоны для конструирования Шаблоны для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Шаблон для конструирования Схема конструирования предметов из бумажных полосок (техника плетения) Схема конструирования предметов из бумажных конусов Схема конструирования предметов из бумажных цилиндров Схема конструирования предметов из бумажных призм

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх