Короткие стишки для детей 3 4 лет. Стихи для заучивания для самых маленьких

Снег кружится за окном,
Принесли мы елку в дом,
Шарики повесили -
Сразу стало весело!

А за елкой Дед Мороз,
Мне мешок конфет принес.
Будем петь и танцевать,
Будем Новый год встречать!

Нарядилась ёлочка
В платье дорогое,
На её иголочках -
Чудо золотое!

Огонёчки яркие
Тут и там висят,
А подарки сладкие
В уголке лежат!

Веселится весь народ.
Это праздник - Новый год!
Будем петь и танцевать,
Будет елочка сиять!

Мы закружим хоровод,
Дружно встретим Новый год!
Чтобы Дедушка Мороз
Нам подарки всем принес!

Новый год! Новый год!
Ждали мы тебя весь год.
Ярко огоньки сверкают,
Нашу елку украшают.

Скоро Дед Мороз придет,
Всем подарки принесет,
Мы ему стишок расскажем,
Вокруг елочки запляшем!

Раз, два, три, четыре,
Вот мы ёлку нарядили.
Будем петь и танцевать,
Будем Новый год встречать.

Дед Мороз такой хороший,
Ничего, что старенький.
Он подарки всем приносит,
И большим, и маленьким!

Я сижу, подарок жду,
Хорошо себя веду...
Дед Мороз, смотри, учти:
Не шалю уже почти.

Дедушка Мороз - красивый,
Очень добрый, очень милый,
Он приходит в каждый дом,
Зажигает елку в нем!

В дом приходит Новый год!
Он подарки нам несет.
Зажигает огоньки,
Дарит снежные деньки.

Ждут под елочкой подарки.
Будет год наш самым сладким.
С Новым годом! До зари
Ярко, елочка, гори!

Елочка, елочка,
Зеленая иголочка,
Ты гирляндами гори
И подарки подари!

Дед Мороз! Дед Мороз!
Ты нам сладости принес?
Ты в секрете не держи,
Что в мешке там, покажи?

Елка яркими огнями
Улыбается нам с вами,
Елка тоже чуда ждет.
Это чудо - Новый год!

Отмечать его мы будем
И, конечно, не забудем
Попросить, чтоб Дед Мороз
Нам подарочки принес.

Ведь послушными мы были,
Мы старались, не шалили.
Так пускай скорей придет
Чудо-праздник, Новый год!

Раз, два, три, четыре, пять,
Будем все мы танцевать.
Ведь сегодня ― Новый год,
Дедушка Мороз придет!

Ярко, елочка, гори!
Пусть сверкают фонари,
Волшебство пускай случится,
Сам волшебник к нам примчится!

За окном снежок идет,
Наступает Новый год.
Песню громкую о том
Мы у елочки поем.

Дед Мороз пришел, ура!
Ждем подарков мы с утра,
Ведь не зря среди зимы
Елку нарядили мы.

Дед Мороз такой смешной!
С белоснежной бородой,
У него краснющий нос,
Он подарки мне принес!

Новый год уже я жду,
Дед Мороза позову.
Стих ему я расскажу,
И подарок получу.

Скачет зайчик вокруг елки,
Наряжает он иголки,
Потому что к нам придет
Очень скоро Новый год!

Новый год! Новый год!
Снег на улице идет,
Вот снежинка прилетела,
Мне на ручку прямо села.

Дедушке Морозу
Стих я расскажу,
Свой наряд красивый
Гордо покажу.

Получу за это
Много я конфет.
Для меня подарка
Лучше в мире нет.

Дедушке Морозу
Я письмо пишу
И подарков много
У него прошу.

Вёл себя прилежно
И послушным был,
Весь мешок заветный
Честно заслужил.

С Новым годом, мама, папа,
С Новым годом, все друзья!
Поздравляю всех сегодня!
Получу конфету я?

Раз - игрушка,
Два - игрушка,
Сверху - звездочка -
Макушка,
Огоньки повесили,
Вот и стало - весело!

Малыши развиваются стремительно, моментально впитывая в себя информацию обо всем, что происходит вокруг. На помощь мамам приходят музыка, сказки и стихи. Все стихотворения сборника подобраны с учетом возрастных особенностей. Их герои – знакомые и привычные игрушки, малыши-животные или такие же дети, как и маленький слушатель. Такими стихами для малышей легко заинтересовать даже самого большого непоседу.

Одна из важных задач стихов для малышей – сделать жизнь интереснее. Ведь гораздо веселее умываться утром, когда мама рассказывает стишок. Да и каша будет вкуснее, и компот слаще. И самая дождливая погода не покажется такой угрюмой, если подобрать правильные слова.

    Мишка косолапый

    Мишка косолапый
    По лесу идет,
    (Бодро шагаем)
    Шишки собирает,
    Песенки поет.
    (Приседаем - собираем шишки)
    Шишка отскочила
    Прямо мишке в лоб.
    (Держимся ручками за лоб)
    Мишка рассердился
    И ногою - топ!
    (Топаем ногой)

    Зайчик серенький

    Зайчик серенький сидит
    (Сидим, как зайчик)
    И ушами шевелит,
    Вот так, вот так!
    (Шевелим ушками-ладошками)
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки погреть,
    Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп.
    (Хлопаем в ладоши)
    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Скок-скок, скок-скок.
    (Прыгам, как зайчик)

    Две веселые овечки

    Две веселые овечки
    Разрезвились возле речки.
    Прыг-скок, прыг-скок!
    (Весело прыгаем)
    Скачут белые овечки
    Рано утром возле речки.
    Прыг-скок, прыг-скок!

    Вверх до неба, вниз до травки.
    (Встаем на ножки, тянемся вверх. Приседаем, руки опускаем вниз)
    А потом кружились
    (Кружимся)
    И в речку свалились.
    (Падаем)

    Идет коза рогатая

    Идет коза рогатая
    (Приставляем к голове "рожки")
    За малыми ребятами.
    Ножками - топ-топ!
    (Топаем ножками)
    Глазками - хлоп-хлоп!
    (Зажмуриваемся и открываем глазки)
    Кто кашку не ест?
    Кто молочка не пьет?
    (Грозим пальчиком)
    Забодаю, забодаю!
    (Бодаемся)

    На полянке два жука
    Танцевали гопака:
    (Танцуем, руки на поясе)
    Правой ножкой топ, топ!
    (Топаем правой ножкой)
    Левой ножкой топ, топ!
    (Топаем левой ножкой)
    Ручки вверх, вверх, вверх!
    Кто поднимет выше всех?
    (Встаем на носочки, тянемся вверх)

    Топ-топ - Учимся ходить!

    Ножки, ножки,
    Бегите по дорожке,
    Нарвите горошку.
    Большие ноги
    Шли по дороге:
    Топ-топ-топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ-топ-топ.
    Маленькие ножки
    Бежали по дорожке:
    Топ-топ-топ-топ-топ,
    Топ-топ-топ-топ-топ.

    Как у Маши два зубочка.
    Не кусайся ими, дочка!
    Не кусайся, кушай,
    Папу с мамой слушай.

    «Топ-топ» - Учимся ходить!

    Наша ложка непослушна:
    Вместо рта попала в ушко!
    Ай-ай-ай, какая ложка!
    Накажу её немножко.

    Во время засыпания

    Глазки спят и щечки спят
    У усталых малышат.
    Спят реснички и ладошки,
    Спят животики и ножки.
    И малюсенькие ушки
    Сладко дремлют на подушке.
    Спят кудряшки, ручки спят,
    Только носики сопят.

    Топотушка

    Топотала, топотала -
    Топотиночки стоптала!
    А ещё потопочу -
    Топотапочки стопчу!
    Не пойду я на попятки,
    Ведь остались топопятки!
    И пойду, пойду опять
    Я на пятках топотать!

    Мальчик - пальчик

    Перебирают по очереди пальчики ребенка, приговаривая:
    - Мальчик - пальчик,
    Где ты был?
    С этим братцем в лес ходил,
    С этим братцем щи варил,
    С этим братцем кашу ел,
    С этим братцем песни пел.

    Два весёлых гуся

    Жили у бабуси
    Два веселых гуся.
    Один серый,
    Другой белый -
    Два веселых гуся.

Заучивание стихов наизусть с детьми дошкольного возраста – это одно из направлений развития ума, нравственности, эстетического восприятия поэзии. Стихи воздействуют на малыша силой образов, упругостью ритма, мелодичностью, увлекают его в страну звуков.

При изучении детьми стихов необходимо добиваться следующих задач:

  • оживлять внимание и интерес ребенка к произведению;
  • вызывать желание запомнить его;
  • помогать в осмыслении сложных моментов;
  • оказывать поддержку в запоминании;
  • учить ребенка выразительной декламации.

Существует несколько методов заучивания стихов по типу восприятия, их описание в таблице.

Название метода Какие средства используются
Визуальный метод Используются наглядные пособия: картинки, детские рисунки, мнемонические таблицы, игрушки.
Слуховой метод Слухо-речевая опора на рифму, многократное повторение стиха, припоминание, интонационная выразительность.
Двигательный метод Сопровождение заучивания движениями, жестами, мимикой, использование пальчиковых игр.
Логический метод Пересказ стишка своими словами, при повторном пересказе включение авторских слов, разъяснение сложных для понимания фразеологических оборотов.

Способы разучивания стихотворений с детьми разного возраста имеют отличительные особенности. Разберем подробную методику.

В среднем ребенок этого возраста способен выучить 2-3 стишка в месяц. Более развитые дети могут выучить больше. Малыши в 2 года быстрей заучивают стишки с большим количеством существительных и глаголов, с конкретными образами и динамичным развитием.

Правила выбора стишков для детей этой возрастной группы следующие:

  • малый объем стиха и короткие строки;
  • простой и четкий ритм;
  • простые и понятные малышу образы;
  • отсутствие описаний и созерцания;
  • яркая динамичность действия.

Прислушиваясь к звучанию стихов, дети должны легко представлять их содержание в виде картинки-образа. Это могут быть стихи про игрушки, детей, животных, понятные по смыслу, простые и доступные для детского восприятия. По величине они не более четверостишия, с веселым, танцующим ритмом, четкими, хорошо запоминающимися рифмами и присутствием игровых действий.

Все эти особенности значительно облегчают малышам процесс запоминания, малый объем стихов не сложен для многократного повторения, обыгрывание действий добавляют интерес, привлекают внимание двухлетнего ребенка.

Всеми этими свойствами обладают народные прибаутки: «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «Кошкин дом», «Гуси-гуси» и многие другие. Они по форме, языку и содержанию соответствуют критериям, предъявляемым к поэзии для малышей этого возраста.

Помимо подбора по психологическим особенностям возраста ребенка, существует еще подбор по типу его эмоциональности. То есть стишок должен соответствовать типу темперамента малыша.

Например, подвижным детям подойдут для заучивания стихи с веселым ритмом, детям спокойного темперамента – неторопливые, плавные четверостишия. А большим скромникам понравится побывать на месте главного героя стиха, услышать, как их собственное имя произносится другими детьми.

Особое внимание надо проявить к ребенку, плохо воспринимающему рифму и слог. В старшем возрасте с этой его особенностью вряд ли будут считаться. Поэтому на раннем этапе развития надо помочь малышу тщательным подбором стишков, которые вызовут у него эмоциональный отклик.

Последовательность разучивания стишков с малышами

Процесс запоминания стихов не прост: воспитатель должен хорошо ориентироваться в том, какими способностями обладает ребенок. Один усваивает все быстро и прочно, другой медленно, а забывает быстро, третьему ребенку необходимо проговорить стишок вслух.

Методика запоминания стихов похожа на обучение пересказу, ребенок точно также учится воспроизвести прослушанный текст. Последовательность заучивания следующая.

  1. Подготовительная беседа с ребенком, настраивающая на восприятие поэтического слова. В ней нужно затронуть эмоционально-образную память малыша: рассмотреть игрушку, рисунок, предмет, созвучный теме стихов.
  2. Далее выразительно продекламировать стих, повторяя его 4-5 раз и разъясняя его смысл в целом и отдельные трудные для понимания места.
  3. Затем детям предлагается повторить четверостишие целиком, причем сначала это делает более способный малыш. Чтобы дети могли выразить свою индивидуальность, необходимо исключить проговаривание стихов хором.
  4. На следующем этапе занятия стишок повторяет ребенок с более слабой памятью. Педагог может подсказывать слова, подбадривать малыша жестами, словами, разрешает договаривать строчку другим детям.
  5. Малышам этого возраста трудно долго сидеть неподвижно на одном месте, поэтому прочтение стиха должно сопровождаться игровым действием. Например, под слова колыбельной ребенок укачивает куклу, под стишок про лошадку имитирует езду верхом, стих «Флажок» можно сопровождать движением с флажками.
  6. Чтобы многократное повторение не наскучило детям, следует использовать игровые моменты. Например, предложить одному ребенку встать за ширму и угадать, кто читает стишок, или попросить малыша помочь выучить потешку незадачливому Петрушке.
  7. В конце занятия лучше вызвать ребенка, выразительно читающего стих. Для поддержания внимания малышей только что выученный стишок предлагается рассказать любимой игрушке: зайчику, мишке, кукле.
  8. Выученные четверостишия можно прочитать на семейном или детском празднике, это станет завершающим этапом в разучивании стихотворения.

Видео -стихи классиков с 2-х лет

Замечено, что дети запоминают стих после 8-10 раз повторения, но на разных занятиях, причем форма повторения должна меняться. Можно читать стишок по ролям, предлагать детям применять его в игре, прочитать на празднике.

Приемы и средства произвольного запоминания стишков

Психологи различают произвольный и непроизвольный способ запоминания. Не произвольное запоминание происходит без усилий воли ребенка, в процессе игры или занятия, направленного на другие цели. Произвольный способ требует определенной умственной работы малыша.

Этому необходимо учить, так как двухлетний ребенок еще не умеет прилагать усилия для запоминания. Для этого применяется прием повторения и припоминания.

1. Повторение. Для разучивания потешки малыша просят обратиться к солнышку со словами: «Солнышко-солнышко, загляни в окошечко!» Сначала потешку произносит взрослый, потом предлагает ребенку ее повторить. Нужно обязательно ободрить малыша словами: «Как быстро ты запомнил стишок!»

2. Припоминание. В следующий раз можно попросить ребенка: «Давай вспомним, как мы солнышко звали?» Если малыш вспомнил, обязательно похвалите его, если затрудняется, подскажите слова.

Видео — как правильно учить стихи. Стихи с движением.

Чтобы развивать у маленьких детей навык повторения и припоминания, необходимо всегда поощрять их усилия. Ведь иногда случается, что дети не хотят повторять и запоминать стихи. Для активизации этих навыков используются следующие средства:

  • стишок должен иметь эмоциональный отклик у детей, нравиться им, его персонажи должны полюбиться, чтобы дети с радостью ждали встречи с ним;
  • эмоциональная эмпатия с воспитателем может побудить детей выполнять его задание, чтобы порадовать его, получить от него одобрение.

Для создания такого атмосферы выразительно читайте стихи, передавая свои истинные чувства, расположите детей к абсолютному доверию, выказывая доброжелательное, справедливое отношение к ним. Дети, особенно застенчивые и робкие, нуждаются в искренней заинтересованности воспитателя в их успешном развитии. Им нужна убежденность, что у них все получится, которую транслирует им взрослый.

В стишке малыша всегда привлекает мелодичность и ритмичность, часто только этот факт заставляет его стараться запомнить полюбившийся стишок. Чтобы малыш смог увидеть связь жизненных явлений и слов стихотворения, нужно указать ему на это.

Начинается теплый дождь, и воспитатель вместе с малышами радостно приговаривает: «Дождик, дождик, кап да кап, ты не капай часто так!»

Подул ветерок и раскачал ветви деревьев, обратите внимание детей на это, прочитав с ними стишок: «Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо». Стишок для лучшего запоминания можно сопроводить движениями рук.

Стихи предпочтительней заучивать в хорошем позитивном настроении. Бывает, что ребенку просто хорошо от доброй внимательности взрослого. Заученный в этот момент стишок становится «якорем» прекрасного настроения и надолго врежется в память малыша.

Заучивание стихов с помощью мнемонических таблиц и пальчиковых игр

Прекрасным подспорьем в заучивании стихов служат мнемонические таблицы. С их помощью дети задействуют для запоминания зрительную память и могут последовательно рассказывать стишок, опираясь на картинки – подсказки.

Еще интереснее, когда картинки рисуются прямо на глазах у детей, содержание стишка оживает. Дети постарше могут и сами принять участие в раскрашивании картинок или создании своих стихотворных образов. Приведем примеры удачных мнемонических таблиц:


Очень эффективным является способ запоминания потешек с помощью пальчиковой гимнастики.

Строчки стихов Сопровождающие жесты и движения
1 Жил зайчишка – длинные ушки.
Заморозил носик зайка на опушке.

Заморозил носик – заморозил хвостик

И поехал зайчик греться к деткам в гости.

Сложить кулачок, отставить ушки – указательный и средний пальчики.
Сжать и разжать пальцы обеих рук, потереть кончик носа.

Сжать и разжать пальчики обеих рук, погладить спинку.

Покрутить воображаемый руль, поклониться друг другу.

2 Свежая водичка Моет Тане личико,
Сашеньке – ладошки,Пальчики – Сережке.
Моющие движения. Погладить щечки.Потереть ладошки.
Помассировать каждый пальчик,

Как бы «снимая» перчатки.

3 Ежик маленький замерз, в клубочек свернулся.Солнышко пригрело – ежик развернулся! Сжать пальчики в кулачок (ежик спрятал иголочки).
Выпрямить пальчики (ежик развернул свои колючки).

Заучивание стишков вносит неоценимый вклад в развитие малыша: расширяет его кругозор, укрепляет память, обогащает словарный запас, формирует речь, учит выразительности, правильному произношению, владению дыханием и правильной расстановке смысловых ударений.

Эти коротенькие стихи и четверостишия очень нравятся детям. Многие из них веселые, что позволяет развивать не только речь вашего ребенка, его память, но даже чувство юмора.

Аист
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Топай правою ногою,
Топай левою ногой,
Снова-правою ногой,
Снова-левою ногой.
После-правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И.Токмакова)

Белка
Сидит белка на тележке
Продает она орешки
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Зайчику усатому.
***
Белка прыгает по веточкам,
Рвет орехи своим деточкам.
Спят в дупле ее бельчатки,
Каждый в своей кроватке.
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)


Божья коровка
Божья коровка,
Полети вверх ловко,
Принеси нам с неба:
Нового хлеба,
Грибам перемену,
Ягодам рост,
Редьке длинный хвост.
(народная потешка)


Боровок
Лежит боровок,
В луже поперек.
Круглая спинка,
Белая щетинка,
Хвост крючком,
Рыльце пятачком.
(народная потешка)
***
Чушке солнца не видать,
Рыльце к небу не поднять.
Чушка солнце ищет в луже,
Там оно ни чуть ни хуже!
(В.Берестов)

Галка
- Галки, вороны,
Все ли вы здоровы?
- Одна галка не здорова.
Себе ножку наколола.
Мы поедем на торжок,
Купим галке сапожок.
(народная потешка)

Дикобраз
с собой иголки носит.
Ни у кого не спросит.
Зачем они все сразу
Нужны дикобразу?
(Э.Мошковская «Зоопарк»)

Дятел
Дятел дом свой конопатил.
Целый день на то потратил:
- Нынче мне не до веселья,
Завтра - все на новоселье!
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)

Еж
Еж колючий торопился
На обед и - заблудился!
Влез на кочку еле-еле:
-Вон он мой домик, возле ели!
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)
***
Дедушка Ежок,
Не ходи на бережок:
Там растаял снежок,
Заливает лужок.
Ты промочишь ножки,
Красные сапожки!
(народная потешка)
***
Трах-трах-тарарах,
Едет мышка на ежах.
Подожди, колючий еж,
Больше ехать невтерпеж,
Очень колешься ты, еж!
(народная потешка)

Енот
Енот… он моет пищу,
Чтоб пища стала чище.
Вымоет как следует,
А потом обедает.
(Э.Мошковская «Зоопарк»)

Журавли
Ой, люли-люли-люли!
Прилетели журавли,
журавли-то мохноноги
Не нашли пути-дороги.
Они сели на ворота,
А ворота - скрип-скрип...
Не будите у нас Ваню,
У нас Ваня спит, спит.
(народная потешка)

Зайки
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок
Раз, два, три, четыре, пять
Будем лапками стучать.
Постучали, постучали
И устали....
Сели отдыхать.
***
Заичик под кустом сидит
На пенечке и дрожит:
По лесу лисица рыщет
И в бинокль зайца ищет
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)
***
- Стой, зайчонок, не беги
По тропинке узенькой,
Лучше ты побереги
Хвостик свой кургузенький.
Лис крадется вдоль тропы.
Вряд ли ищет он грибы!
(И.Токмакова)
***
Баиньки, баиньки,
Прибежали заиньки,
Сели на скамейку,
Попросили лейку,
Поливали огород,
Где капуста растет.
(И.Токмакова)
***
Зимой зайка беленький,
Летом серенький,
Короткохвостый, косой,
Всех обходит стороной.
Морковку ворует,
Под кустиком ночует
(народная потешка)

Каша
Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну-ли!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите,
Кашу сладкую варите,
Наших деток покормите.
(И.Токмакова)


Клубничка
Высоко кричит синичка:

«Ой, как выросла клубничка!
Нужно быстренько срывать -
Полетела деток звать!»
(К.Авдеенко)
Коза
Козонька рогатая,

козонька бодатая
Убежала за плетень,
Проплясала целый день.
Ножками коза
Топ-топ!
Глазками коза
Хлоп-хлоп!
(народная потешка)

Козел
Как у нас-то козел
Что за умный был:
Сам и по воду ходил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.
(народная потешка)

Козлик
Привяжу я козлика
К белой березке,
Привяжу рогатого
К белой березке:
- Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся!
Белая березка,
Стой, не качайся!
(народная потешка)

Комарик
Сел комарик под кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ноги на песочек,
Сунул носик под листочек -
Спратался!
(народная потешка)

Кошка
По дорожке, по дорожке
Ходит маленькая кошка
В маленькие лапки
Спрятала царапки.
Если вдруг захочет-
Коготки поточет.
Цап-царап!
***
Мы купили кошке
К празднику сапожки,
Причесали ей усы,
Сшили новые трусы.
Только как их надевать?
Хвостик некуда девать!
(народная потешка)
***
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски!
(Б.Заходер)

Кот
Пошел котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошел котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть,
Или Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньке снесу.
(народная потешка)
***
Ходит кот по лавочке,
Водит кошку за лапочки:
Топы, топы по лавочке!
Цапы-цапы за лапочки!
(народная потешка)
***
Котя, котенька-коток,
котя - серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
Мою деточку качать,
Прибаюкивать.
(народная потешка)

Корова
Коровушка, коровушка,
Рогатая головушка!
Малых деток не бодай,
Молочка им лучше дай!
(В.Берестов)

Крокодил
-Ты чего такой зеленый, крокодил?
Ты, наверное, лягушку проглотил?
-Ежели по правде вам сказать -
Я не успеваю созревать!
(В.Орлов)


Лебедь
Вдоль по реченьке лебедушка плывет,
Выше бережка головушку несет.
Белым крылышком помахивает,
На цветы водичку стряхивает.
(народная потешка)

Лисичка
Четыре лисички сестрички
Нашли на пеньке рукавички,
Но, как делить, не решили
И зайчику их подарили.
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)

Лютик
- Лютик, Лютик, что хохочешь?
- Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь-захохочешь!
(И.Токмакова)


Медведь
Медведь топтучий,
Разгони тучи.
Разгони тучи -
Дам овса кучу.
Разгони туман -
Дам пирог румян.
(народная потешка)
***
-Мишка, мишка! Что с тобой?
Почему ты спишь зимой?
-Потому что снег и лед -
не малина и не мед!
(В.Орлов)

Морковка
В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку - ням-ням-ням!
(К.Авдеенко)

Мышка
В норке мышка на перинке
Спит в соломенной корзинке:
На подушке - мордочка усатая,
Теплая пижамка полосатая
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)
***
Мыши водят хоровод,
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька-кот,
Разобьет весь хоровод.
(народная потешка)

Лягушки
Чьи там крики и пруда?
-Квасу, квасу нам сюда!
Ква-ква-квасу, просто-ква-ши,
Надоела нам вода!
(И.Токмакова)

Мяско
Мы гуляем, мы гуляем!
Погуляем - поглядим,
Аппетит как нагуляем
Мяско вкусное съедим.
(К.Авдеенко)

Носорожек
Нет у носорожика
Никакого рожика.
- Будет рожик у меня,
Мне всего еще 3 дня!
(Э.Мошковская «Зоопарк»)

Огуречик
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик -
Там мышка живет,
Тебе хвостик отгрызет!
(народная потешка)

Павлин
У веселого павлина
Фруктов полная корзина.
В гости ждет друзей павлин,
А пока павлин один.

Петушок
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Ване спать не даешь?
(народная потешка)
***
На заборе петушок сидит,
Во все горло кричит -
Начальничек и не велик,
А долго спать не велит.
Всех во время поднимает,
Хоть часов и не знает.
(народная потешка)
***
Петушок, петушок,
Подари мне гребешок,
Ну, пожалуйста, прошу!
Я кудряшки расчешу.
(Г.Лагздынь)
***
-Ну и Петя-петушок!-
Удивились хрюшки.
- Почему ты гребешок
Носишь на макушке?
Говорит петух в ответ:
-У меня карманов нет!
(В.Орлов)

Поезд
Чух-чух, чух-чих,
Мчится поезд во весь дух,
Паровоз пыхтит.
- Тороплюсь, - гудит, -
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-у-сь!
(Э.Мошковская)

Прятки
Солнце с тучкою опять
В прядки начали играть.
Только солнце спрячется -
Тучка вся расплачется.
А как солнышко найдется-
В небе радуга смеется!
(В.Берестов)

Птичка
Села птичка на окошко,
Посиди у нас немножко.
Подожди, не улетай!
Улетела… ай!

Рябинка
-Ты, рябинушка
Раскудрявая,
Ты когда взошла?
Когда выросла?
- Я весной взошла,
Летом выросла,
По зорям цвела,
Солнцем вызрела.
(народная потешка)

Светлячок
Зеленый жучок-светлячок,
Свой яркий фонарик зажег.
Как искорка в небе летает
И ночью всем путь освещает.
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)

Собака
-Почему собака злая
Ходит, хвостиком виляя?
- То ли хвостик так обучен,
То ли плохо он прикручен!
(В.Орлов)


Творог-творожок
Творог-творог-творожок,
Ням-ням-ням - как вкусно!
Творог-творог-творожок,
Белый, как капуста!
В ротик -ам! - и творожок
Как снежинка тает;
Творог-творог - наш дружок!
Зубки укрепляет.
(К.Авдеенко)

Тигрица
Умывается тигрица,
И тигрята моют лица.
Моет уши папа,
А мочалка-лапа.
(Э.Мошковская «Зоопарк»)


Черепашка
Черепашка, черепашка
В панцире живет -
Высунет головку,
Обратно уберет.
***
-Зачем вам, черепахи,
Квадраты на рубахе?
- Чтобы в шахматы и в шашки
Играли черепашки!
(В.Орлов)

Улитки
-Почему не выходят
Из дома улитки?
- В их домике нет
Ни дверей, ни калитки.
(В.Орлов)

***
Наши уточки с утра-
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
Наши гуси у пруда-
Га-га-га! Га-га-га!
А индюк среди двора
Бал-бал! Балда-Балда!
Наши гуленьки вверху-
Гру-гру-гру! Гру-гру-гру!
Наши курочки в окно-
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Ранним-рано по утру
Нам поет ку-ка-ре-ку!
(А.Барто)

Сова
Ночью по лесу сова летала,
Филина с фонариком искала,
А филин сидя на дубу,
Ей кричал: -Фу-бу, фу-бу!
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)
***
Взгляни на маленьких совят -
Малютки рядышком сидят.
Когда не спят, они едят.
Когда едят, они не спят.
(С.Маршак)
***
Это-филин. Днем он спит.
У него усталый вид.
ночью спать не хочется -
Ночью он охотится!...
(Э.Мошковская «Зоопарк»)

Суп
Глубоко-не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка, Картошка
И крупки немножко.
Вот кораблик плывет,
Заплывает прямо в рот!
(И.Токмакова)

Хомяк
Рыжий хомяк щеки набил,
Домой прибежал, двери открыл,-
А войти-то он не может!
Кто ему теперь поможет?
(Н.Майер, «Лесные смешинки»)


Хрюшки
Хрюшки-хрюшки недовольны:
- Хрю-хрю-хрю!- кричат-кричат.
- Не хотим носы такие!
Лишь две дырочки торчат.
(К.Авдеенко)


Щёчки-Щёчки
Щёчки, щёчки, щёчки,
Ямочки, комочки;
Целый день до ночки
Улыбайтесь щёчки!
(К.Авдеенко)


Юла
Куклы вальс танцуют старый,
Пара кружится за парой,
А Юла, юла, юла,
Пары так и не нашла.
Кто с Юлой подружится,
Тот совсем закружится.
(В.Берестов)

Петушок

Петушок, Петушок, золотой гребешок.
Петушок, Петушок, золотой гребешок
Маслена головушка, шелкова бородушка
Что так рано встаешь, голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?

Как у нашего кота

Как у нашего кота шубка очень хороша,
Как у котика усы удивительной красы,
Глаза смелые, зубки белые.

Огуречик, огуречик, не ходи..
Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик –
Там мышка живет, тебе хвостик отгрызет!

«На улице три курицы...»

На улице три курицы
С петухом дерутся
В окошечко три девицы
Смотрят и смеются:
«Кыш-кыш! Ха-ха-ха!
Пожалейте петуха!»

«Ветер по морю гуляет...» (из «Сказки о царе Салтане...»)

Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На поднятых парусах...

ПРИСТАВАЛКА

Отчего у мамочки на щеках две ямочки?
- Отчего у кошки вместо ручек ножки?
- Отчего шоколадки не растут на кроватке?
- Отчего у няни волоса в сметане?
- Отчего у птичек нет рукавичек?
- Отчего лягушки спят без подушки?..
- Оттого, что у моего сыночка рот без замочка.

Елка (в сокр.)

Были бы у елочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе с нами,
Застучала бы она каблучками.
Закружились бы на елочке игрушки -
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Засмеялись бы на елочке матрешки
И захлопали от радости в ладошки.

Мишка

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу –
Потому что он хороший.

Кораблик

Матросская шапка, веревка в руке,
Тяну я кораблик по быстрой реке.
И скачут лягушки за мной по пятам,
И просят меня: - Прокати, капитан!

Петушки

Петушки распетушились,
Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет петушиться.

Надувала Кошка шар,
А Котенок ей мешал:
Подошел и лапкой топ!
А у Кошки шарик - лоп!

Где мой пальчик?

Маша варежку надела.
- Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
- Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь.
Здравствуй, пальчик!
Как живешь?

Елочка

Елочка, елочка, яркие огни,
Синими бусами, елочка, звени!
Встанем под елочкой в дружный хоровод.
Весело, весело встретим Новый год!

Наша елка

Посмотри в дверную щелку –
Ты увидишь нашу елку.
Наша елка высока,
Достает до потолка. –
А на ней висят игрушки –
От подставки до верхушки...
... Кто же это и откуда
К нам принес такое чудо?
Что за день у нас в саду?
Это первый день в году!

Одуванчик

Носит одуванчик
Желтый сарафанчик.
Подрастет – нарядится
В беленькое платьице:
Легкое, воздушное,
Ветерку послушное.

Я хомячок (ням-ням),
Я ем зерно (ням-ням),
Живу я там (ням-ням),
Где есть оно.(ням-ням)
-Хомячок, хомячок,
Покажи свой бочок!
-Нет, не покажу,
Я на нем лежу!

Гуси, гуси.
-Га-га-га.
-Есть хотите?
-Да-да-да.
-Так летите же домой.
-Серый волк под горой.
Зубы точит, воду пьет,
Нам проходу не дает.
-Ну, летите, как хотите.
Только крылья берегите.

Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, желтые цыплятки.
- Ко-ко-ко, ко-ко-ко не ходите далеко.
Лапками гребите, зернышки ищите.
Съели толстого жука, земляного червяка.
Выпили водицы полное корытце.

Старый заяц сено косит, а лиса сгребает.
Муха сено к возу носит, а комар кидает
Довезли до сеновала муха с возу закричала:
-На чердак я не пойду, я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю, буду я хромая.

Меня ужалила пчела,
Я закричал: "Как ты могла?"
Пчела в ответ:
"А ты как мог?
Сорвать любимый мой цветок.
Ведь он мне был
Ужасно нужен -
Я берегла его на ужин".

Как у наших у ворот за горою,
Жил да был бутерброд с колбасою.
Вот решил бутерброд прогуляться,
На траве мураве повалятся.
И сманил он с собой на прогулку
Краснощёкую сдобную булку.
А чайные чашки в печали
Тарелками, вилками застучали.
Бутерброд-сумасброд,
Не ходи из ворот,
А пойдёшь-пропадешь,
К Лене в рот попадёшь.

В дверь зашло животное
До того голодное:
Съело веник и метлу,
Cъело коврик на полу,
И картину на стене,
Занавеску на окне,
Со стола стянуло справку
И отправилось на травку.
А справка, дана козявке,
В том, что она за козла
Не может отвечать.
Число и месяц,
Подпись и печать!"

Сидела птичка на лугу,
Подкралась к ней корова,
Ухватила за ногу –
Птичка будь здорова!

Бода-бода-болабода,
Живет жабка у болота,
Выпуча глаза сидит,
Громко, громко говорит:
Квак-квак, квак-квак,
А я прыгаю вот так!

Выпал иней на луга,
Щиплет гусям лапки.
-Гуси, гуси!- Га-га-га!
-Надевайте тапки!
Надевайте тапки,
Берегите лапки!

Под горою вырос гриб,
Гриб увидел дед Архип.
Стал тянуть его из мха,
Только силушка плоха.
Обессилел дед Архип.
Ты поможешь вырвать гриб?

Жили-были два кота-
Восемь лапок, два хвоста.
Подрались между собой
Серые коты.
Поднялись у них трубой
Серые хвосты.
Бились днём и ночью,
Полетели клочья.
И остались от котов
Только кончики хвостов.

Просит вечером подушка:
-Положи меня под ушко,-
Очень хочется, Антон,
посмотреть твой новый сон.

Приглашенные к обеду
Шли букашки к Короеду.
Лабиринт пройдёшь не скоро
В триста тридцать коридоров...
Все пришли!.. А Короед,
Не дождавшись, съел обед.

Утром мама будит нас-
Льется солнышко из глаз.
И на самом донышке
Мы с братиком,
Как зернышки.

К нам домой пришла лягушка,
Разбросала все игрушки,
Оглядела кавардак
И сказала тихо: "Квак..."

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила.

В трикотажном магазине повстречались три кота
Продавались там перчатки, были разные цвета.
Подошли к прилавку важно, промяукали протяжно:
- А у вас мышинный цвет есть в продаже или нет???

Горошек,горошек, да ты акробат!
Как ловко взбираешься ты на канат!
Усатый горошек сразу зазнался.
- Да я б, - говорит, до Солнца добрался
- Да я б, - говорит, до неба добрался
- Да жаль, - говорит, канат оборвался.

Средь широких и диких степей,
Сладко спал одинокий репей.
Спал и видел прекрасные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны,
В волчий хвост или заячью грудь
И отважно отправится в путь.

Ели на опушке - до небес макушки -
Слушают, молчат, смотрят на внучат.
А внучата-ёлочки, тонкие иголочки

Под крыльцом построен дом -
Лубяная крыша.
Кто живёт в домишке том?
Ну, конечно, мыши!
Из зерна они пекут
Вкусные лепёшки
И мышонка берегут
От соседки кошки.

Муравьишко, муравьишко,
Расскажи, где твой домишко?
- Возле пня под старой ёлкой,
Где горой лежат иголки.
Я там год живу уже
на трёхсотом этаже!

Сказал комар:
- Какой кошмар!
Я страдаю - нету сил -
Меня кто-то укусил!

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх