Методическая разработка "математика в стихах". Математические загадки на логику для детей Математические загадки по фэмп в средней группе
Ксения Мясникова
«Математические загадки». Конспект занятия по математике в средней группе
Конспект мероприятия по математике в средней группе .
Тема : «Математические загадки » .
Программное содержание : продолжать формировать умение решать логические задачи, считать в пределах 5. Сравнивать предметы контрастные и одинаковые по высоте, употреблять в речи результаты сравнения; закреплять знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. Уметь различать правую и левую руку; раскладывать счётный материал ; ориентироваться на листе бумаги; развивать внимание.
Демонстрационный материал :
1) Иллюстрации : морковки, грибы, зайцы, мишки.
2) Картинки цветов – 8 штук с загадками .
3) Матрёшки разного размера – 10 штук.
4) Пирамидки разной высоты – 5 штук.
5) Круги разной величины.
6) Геометрические фигуры.
Раздаточный материал :
1) Пеналы с геометрическими фигурами.
2) Полоски.
3) Карандаши.
4) Листки бумаги квадратной формы.
Ход мероприятия.
Дети, сегодня я приглашаю вас в путешествие по стране «Математика » . Вы хотите там побывать? (ответы детей) . Эта страна состоит из небольших островов, на каждом есть свои сказочные обитатели – волшебники. Им очень нравиться загадывать гостям загадки , задавать вопросы.
Я думаю, что вы все любите математику и это путешествие будет для вас интересным. Сейчас мы сядем в поезд (дети встают друг за другом) и поедем. (С песней «Мы едем, едем, едем…» дети двигаются по группе ).
1. – Мы приехали на остров «Загадок » .
Дети находят цветы, на лепестках которых написаны загадки :
Сколько хвостов у собаки? (1) .
Сколько рогов у коровы? (2) .
Сколько лап у кошки? (4) .
Сколько ног у птицы? (2) .
Сколько огней у светофора? (3) .
Сколько солнышек на небе? (1) .
У него – два колеса
И седло на раме.
Две педали есть внизу,
Крутят их ногами. (Велосипед) .
Сколько колёс у велосипеда? (2) .
Молодцы, дети! С загадками вы справились , теперь едем дальше.
2. – Мы приехали на остров игры. Что вы видите? (матрёшек) . Какого размера матрёшки? (большие, поменьше, маленькие, одинакового размера) .
Игра «Большой, поменьше, маленький» .
a) Предлагаю поставить пирамидки по величине (дети выполняют) .
б) Обращаю внимание на круги. Предлагаю положить круги большего к меньшему.
С этими заданиями вы тоже справились. Молодцы! Едем дальше.
3. Приехали на остров «Геометрических фигур» . Попасть мы на него сможем, если отгадаем загадку .
a) Под крышей четыре ножки, а на крыше – суп да ложки. (стол) .
Какую форму имеет стол?
Сколько вы видите столов? (считают) .
- Загадку отгадали , молодцы. Садитесь за столы.
б) Назовите геометрические фигуры. (дети называют и рассказывают о фигурах) .
в) Покажите
(дети выполняют работу) .
г) Положите на полоску столько треугольников, сколько на полотне морковок.
Положите три круга на полоску.
Положите столько квадратов, сколько зайцев на полотне.
Положите четыре прямоугольника.
4. Физкультминутка «Буратино» .
Движения по тексту :
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся.
Руки в стороны развёл –
Ключик видно не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
5. Игра «Помоги Буратино нарисовать картинку» .
Буратино просит нарисовать картинку, а какую он сейчас расскажет.
Задание детям :
Нарисовать облако в левом верхнем углу листка.
В правом верхнем углу нарисовать солнце.
В левом нижнем углу нарисовать ёлочку.
В правом нижнем углу нарисовать домик.
Предложить листы квадратной формы и карандаши.
Дети выполняют работу.
Молодцы, дети! Вы выполнили все задания и теперь нам пора заканчивать путешествие.
Понравилось вам путешествие?
А что понравилось?
Загадки обладают той магической силой, которая учит, привлекает, развивает. Математические загадки для детей 5-7 лет учат считать в уме, привлекают игровой формой подачи вопроса «на засыпку», развивают память и мышление. В современном обществе трудно обойтись без основ знаний математики. Поэтому будущих первоклассников приобщают к этой науке с детского сада, развивая эрудицию математическими загадками для маленьких. Например:
Два острых конца имеют два кольца,
Чтобы вместе им жилось,
Гвоздиком скрепить пришлось.
4 друга вместе живут, а 1 – отдельно.
(Варежка)
У 5-ти мальчиков по 1 чуланчику, а вход и выход – общий.
(Перчатка)
4 ноги, а ходить не умеет.
(Стол)
Во 100 одежд одет,
Приходит часто на обед,
Когда одежды он снимает,
То люди слезы проливают.
(Лук)
Вопросы с шутками
Дошкольники, сами того не осознавая, любят полезные игры. А если детские головоломки на тему «математика» для 4-5 лет и старше демонстрируются в шутливой подаче, то малыши быстро втягиваются в творческий процесс, проявляя гибкость и цепкость ума, выделяя главный акцент в загадке. Не беда, что поначалу не всегда ответы будут правильными, зато их поиск увлекает и завораживает. Первая победа окрыляет, создавая плацдарм для новых успехов и поднимая уровень ребенка к более сложным математическим загадкам для дошкольников.
Ребята в возрастной категории 5-7 лет достаточно удачно могут шутить и чувствовать шутки своих ровесников. Если ребенок «раскусил» юмор в вопросе, то и его ответ будет в том же духе. Не нужно расстраиваться, если у дошкольника слабое чувство юмора и поэтому он не справляется с такими загадками. В этом случае необходимо терпение, чтобы наглядно объяснить, в чем заключается особенность, и попробовать задать еще один или несколько шутливых вопросов.
Развитие логики
Детские математические загадки с ответами считаются сложными, когда в них присутствуют элементы логики или вся задача построена на логическом рассуждении. Здесь ребенку предстоит хорошо подумать, не бояться своих умозаключений и выводов. Ведь логика – не что иное, как скрупулезно и вдумчиво выстроенная цепочка последовательных мыслей с переходом к заключительному суждению.
Точные науки не любят, когда перед ними робеют
Действительно, математические загадки для 3-4 лет в детском саду не так сложны, как кажутся. Ребята в младшем возрасте легко овладевают азами этой увлекательной науки. Им без труда дается счет, сравнение чисел, простейшие действия (сложение, вычитание), усвоение особенностей основных геометрических фигур.
Также ребенок вполне справится с детскими математическими задачками с ответами для первоклассников, в которых присутствуют меры длины, инструменты для черчения, дополнительные знания по биологии, географии, физике с учетом возраста.
Каждый малыш имеет свой уровень способностей к математике. Развитие интереса к предмету поистине творит чудеса, так как раскрывает потенциал ребенка по максимуму. А успех постепенно ведет к самостоятельному покорению новых высот.
Рассуждать, уметь доказывать, не бояться отстаивать свою позицию – эти навыки, приобретаемые с помощью математических загадок для ребят 5 лет и старше с ответами, дадут заветный ключ в увлекательную Страну точных наук.
От взрослых зависит удержание интереса ребят к загадкам. Для этого нужно их разнообразить, используя великое множество типов головоломок:
- на логику;
- обманки;
- раскраски;
- о геометрических фигурах;
- кроссворды.
Математические загадки для дошкольников про животных и на другие темы, преподнесенные в разных видах, прочно закрепляют полученные знания и вызывают к ним интерес, что очень ценно для подготовки к школе.
Родителям на заметку
Математические загадки для будущих первоклассников предлагаются ребенку ненавязчиво, заполняя ими свободное время. В результате выявляются определенные способности или интерес дошкольника, которые осторожно усложняют загадками с элементами математики для учащихся 2 класса.
Если малыш увидит родительскую самоцель («ты должен», «ты обязан»), то это может дать обратный результат. При отсутствии у ребенка интереса к числам лучше на время оставить целевые интеллектуальные игры, а прийти к ним как бы случайно : в бытовой ситуации, при просмотре мультфильмов, на наглядных примерах во время прогулок. Математические загадки для детей 5-6 лет с ответами не оставят равнодушными ни одного малыша, если чутко к этому подойти.
Бабушка пригласила в гости двух внучат, напекла им оладушек. Внуки не наелись, стали шуметь и стучать тарелками по столу. Сколько внуков молча ждут добавки? (Ни одного)
Полине нужно 15 минут, чтобы дойти из дома до школы. Сколько времени ей понадобится, если она пойдет с подружкой? (15 минут)
Что легче: 1 кг опилок или 1 кг дров? (У них вес одинаковый)
У Таси в тарелке было 5 круассанов. Когда девочка позавтракала, то осталась пара круассанов. Сколько штук съела Тася? (3 круассана)
Математические загадки для детей 7 лет в виде шуток, вопросов на сообразительность всегда будут востребованы у ребят. Становясь более взрослыми, малыши воспитывают в себе наблюдательность, скорость мышления, поиск вариантов ответа, сосредоточенность. Закаляя умственные способности, ребенок будет расти любознательным, добрым и открытым для впитывания новых знаний.
Многие полагают, что математика – это очень сложно.
На самом деле, все дети в раннем возрасте талантливые математики. Они легко осваивают порядковый счёт, понятия «больше» и «меньше», выполняют простые арифметические действия, запоминают геометрические фигуры. Поддержать эту природную способность можно с помощью игр, считалок и рифмованных загадок.
Предложенная подборка познакомит детей не только с цифрами, но и с мерами длины или чертёжными инструментами. Причём сделает это весело, попутно дав иные полезные сведения: о животных, сторонах света, цветах радуги и многом другом.
Сколько лет в яйце цыпленку,
Сколько крыльев у котенка,
Сколько в алфавите цифр,
Сколько гор проглотит тигр,
Сколько мышка весит тонн,
Сколько в стае рыб ворон,
Сколько зайцев съела моль,
Знает только цифра…(ноль).
* * *
Сколько солнышек за тучкой,
Сколько стержней в авторучке,
Сколько у слона носов,
Сколько на руке часов?
Сколько ног у мухомора
И попыток у сапера,
Знает и собой гордится,
Цифра-столбик… (единица).
* * *
Сколько ушек на макушке,
Сколько ног у пол-лягушки,
Сколько у сома усов
У планеты полюсов,
Сколько в целом половинок,
В паре - новеньких ботинок,
И передних лап у льва
Знает только цифра…(два).
* * *
Похожа цифра на гусенка
С длинной шеей, шеей тонкой.
(Два)
* * *
Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге,
Что нам кто ни говори,
Знает правду цифра…(три).
* * *
Сколько лапок у мангуста,
Лепестков в цветке капусты,
Пальцев на куриной ножке
И на задней лапе кошки,
Рук у Тани вместе с Петей
И всего сторон на свете
Да и океанов в мире
Знает циферка… (четыре).
* * *
Сколько пальцев на руке
И копеек в пятачке,
У морской звезды лучей,
Клювов у пяти грачей,
Лопастей у листьев клена
И углов у бастиона,
Про все это рассказать
Нам поможет цифра…(пять).
* * *
Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.
Коль не можем сами счесть,
Нам подскажет цифра…(шесть).
* * *
Сколько в радуге цветов,
Дней в неделе у китов.
Гномиков у Белоснежки,
Братьев-близнецов у пешки,
Нот, что знают даже дети,
И всего чудес на свете,
Разобраться с этим всем
Нам поможет цифра…(семь).
* * *
Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?
Если мы про это спросим
Нам ответит цифра…(восемь).
Сколько в дюжине пиратов,
Если три ушли куда-то,
Месяцев в году без лета,
Исполнителей нонета,
Жизней у бродячей кошки,
И в десятке мух без мошки?
Не ищи ответ нигде, ведь
Есть ответ у цифры…(девять).
* * *
Сколько ночью звезд на небе,
Сколько хлебных крошек в хлебе,
Сколько капелек в дожде,
Сколько рыб живут в воде,
Сколько ног у многонога?
Очень-очень-очень…(много).
* * *
Единица, шесть нулей...
Вот бы столько нам рублей!
(Миллион)
* * *
Сто маленьких братьев меж собой равны.
(Сантиметры)
* * *
Век огромный, словно слон.
Сколько ж лет вмещает он?
(Сто)
* * *
Сговорились две ноги
Делать дуги и круги.
(Циркуль)
* * *
Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой печь.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вали
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки,
Пироги считают внуки.
Если можешь, помоги
Сосчитать им пироги.
(Двенадцать)
Какие три числа при сложении и умножении дают
один результат?
(1 + 2 + 3 = 6, 1 * 2 * 3 = 6
)
* * *
Больше часа, меньше минуты.
(секунда)
* * *
В парке 8 скамеек. Три покрасили.
Сколько скамеек стало в парке?
(восемь)
* * *
Какой знак нужно поставить между 6 и 7, чтобы результат оказался меньше 7 и больше 6?
(запятую)
* * *
В комнате 4 угла. В каждом углу сидела кошка, напротив каждой кошки - 3 кошки.
Сколько кошек находилось в комнате?
(4 кошки)
* * *
Как 2 литра молока поместить в литровую банку?
(получить
творог)
* * *
Шли муж с женой, брат с сестрой да муж с
шурином.
Сколько всего человек?
(три
человека)
* * *
На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол.
Сколько яблок осталось на столе?
(4 яблока)
* * *
На столе лежит 100 листов бумаги.
За каждые 10 секунд можно посчитать 10 листов.
Сколько секунд понадобится, чтобы посчитать 80 листов?
(20)
* * *
На столе лежат линейка, карандаш, циркуль,
резинка.
На листе бумаги нужно начертить окружность.
С чего начать?
(с листа
бумаги)
* * *
В каком числе цифр столько, сколько букв в его названии?
(100 - сто, 1000000 - миллион)
* * *
Горело 7 свечей. 2 свечи погасили.
Сколько свечей осталось?
(7 свечей)
* * *
Сколько различных цифр надо использовать, чтобы написать число 100?
(две - 0
и 1)
* * *
В каком случае число 1322 меньше 622?
(года до нашей эры)
* * *
В каком слове 3 буквы л и три буквы п?
(параллелепипед)
* * *
Пара лошадей пробежала 40 км.
По сколько километров пробежала каждая лошадь?
(40 км)
* * *
Сколько земли содержит яма диаметром 3 метра и глубиной 3 метра?
(нисколько, ямы пустые)
* * *
Какими нотами можно измерить расстояние?
(ми-ля-ми)
* * *
В комнате было 12 цыплят, 3 кролика, 5 щенят, 2 кошки, 1
петух и 2 курицы.
В комнату вошёл хозяин с собакой.
Сколько в комнате стало
ног?
(две, у животных нет ног)
* * *
Было два отца и два сына. И всего три яблока. Каждый съел по
яблоку.
Как такое возможно?
(сын, отец, дедушка)
* * *
У меня нет веса, но я бываю лёгкой, бываю тяжёлой.
Кто я?
(музыка)
* * *
В люстре горело пять лампочек. Две из них погасли.
Сколько лампочек осталось в люстре?
(осталось 5)
* * *
Суммарный возраст отца и сына - 66 лет.
Возраст отца - это
возраст сына, записанный справа налево.
Сколько лет каждому?
(51 и 15, 42 и 24, 60 и 06)
* * *
Электровоз идёт на запад со скоростью 90 км/ч.
Дует восточный
ветер, скорость ветра 10 км/ч.
В каком направлении идёт дым?
(у электровоза нет дыма)
* * *
Пять пломбиров пять ребят
Ровно в пять минут съедят.
А за сколько смогут съесть
Шесть ребят пломбиры, если
И пломбиров тоже шесть?
(сколько б ни было пломбиров,
если столько же ребят,
то ребята все пломбиры
в те же пять минут съедят)
* * *
Сколько раз можно вычесть 6 из 30?
Две матери, две дочери и бабушка с внучкой.
Сколько всех?
(трое: бабушка, мать, внучка)
* * *
Как число 666 увеличить в полтора раза, не производя над ним никаких арифметических действий?
(написать 666 и повернуть её вверх ногами)
* * *
Когда мы смотрим на цифру 2, а говорим 10?
(когда смотрим на часы)
* * *
Сколько будет 2+2 х 2=?
(6)
* * *
Что тяжелее: килограмм железа или килограмм пуха?
(вес одинаков)
* * *
Одно яйцо варится 3 минуты.
Сколько минут будут вариться 2
яйца?
(3 минуты)
* * *
Сколько полосок у зебры?
(две: черная, белая)
* * *
Сколько яиц можно съесть натощак?
(одно, остальные не натощак)
* * *
Грузовик ехал в деревню.
По дороге он встретил 4 легковые машины.
Сколько машин ехало в деревню?