Приучение ребенка к самостоятельности. Воспитание школьника

На маму маленького ребенка часто ложится большой груз ответственности: и о малыше позаботиться, и домашние дела сделать, а еще хочется и вносить свою лепту в семейный бюджет, подрабатывая удаленно.

И как это все успеть, если ребенок буквально хватает за ноги, удерживая мамино внимание на себе практически постоянно? Не по ночам же работать? В этом случае необходимо, чтобы он хоть ненадолго, но мог занять себя самостоятельно.

У меня до сих пор складывается впечатление, что моя дочь родилась уже самостоятельной. Она всегда могла себя занять. Моим подругам повезло гораздо меньше. Они наперебой жаловались на то, что их дети ни минуты не могут оставить их в одиночестве. Жаловались и просили советов. В этой статье - позитивный коллективный опыт по обучению детей .

Почему дети не делают это?

Почему одни дети спокойно могут хотя бы 5-10 минут, а другие ходят за мамой хвостиком? Во-первых, все дети разные. Если одни более смелые и самостоятельные, другие - чувствительные и тревожные. Добавляет тревожности еще и обстановка в семье. Ребенок считывает настроение взрослых, и если мама постоянно нервничает и тревожится, то ему будет тоже неспокойно, и, естественно, он будет больше других нуждаться в контакте с мамой. Трудно отпустить маму и тому ребенку, которого постоянно прогоняют и говорят: "Отстань! Иди поиграй в комнате!" В маленьком возрасте, до 2 лет, детям тяжелее оставаться в одиночестве. Тем более если это касается , когда малыш особенно боится оставить маму. Самое важное - принимать детей такими, какие они есть, не ругать и не пытаться переделать. Только мягко мотивировать к большей самостоятельности.

Getty Images/Fotobank

7 шагов к самостоятельным играм

Отпустите ситуацию . Чем больше вы нервничаете, тем более , чувствуя вашу нервозность. Ваши невыглаженные простыни никуда не денутся, муж приготовит что-нибудь себе сам. У ребенка потребность быть с вами, спокойно удовлетворите эту потребность.

Давайте впрок . Когда у вас есть время и ресурс, . Так, чтобы он насытился, и ему самому уже захотелось попробовать что-нибудь новенькое. Например, побыть самому.

Будьте на глазах . Отгородите в кухне угол, чтобы посадить там ребенка, пока вы занимаетесь приготовлением еды. Так он вроде бы и сам, и вы рядом. Комментируйте то, что делаете, пойте песенки, развлекайте его разговорами, просите что-нибудь принести из другой комнаты.

Вместе с мамой . Ребенок будет меньше вам досаждать, если будет делать по дому то же самое, что и вы. Позвольте ему рядом с вами готовить свой суп в детской посудке при помощи игрушечных продуктов, делать уборку, используя "набор уборщика", гладить и стирать, используя свои игрушки.

"Мне - надо!" Замечено: если мама одна воспитывает ребенка, зарабатывая себе на жизнь, ему приходится приспосабливаться к имеющимся условиям, потому что другого выхода нет. Если вы займете уверенную позицию в том, что вам нужно определенное время для того, чтобы позаниматься своими делами, рано или поздно ребенок привыкнет самостоятельно себя занимать.


Getty Images/Fotobank

Интересное и недоступное . Для маленького ребенка нет ничего интереснее, чем "пошкодить", забравшись туда, куда обычно запрещено. Оставьте как будто случайно открытым ящик комода или коробку с чем-то, что не жалко отдать на "растерзание" маленькому исследователю. На какое-то время он затихнет, а вы получите несколько бесценных минут.

Муравьиными шагами . Не ждите от ребенка, что он сразу заиграется и даст вам полчаса поработать в одиночестве. Приготовьтесь обучать его долго, настойчиво, постепенно увеличивая время одиночества. "Ты дорисуй солнышко, а я пойду на кухню схожу". "Сейчас кукла Маша сходит на кухню помешать кашку и вернется".

Что-то новенькое . Новые игрушки - это всегда интересно. Даже если это просто давно забытые старые игрушки, которые некогда были припрятаны. Подбрасывайте малышу для игр что-нибудь новое время от времени. Возможно, это отвлечет его и займет на некоторое время.

Татьяна Корякина

Все мы рождаемся маленькими и беспомощными, лишь потом обретаем новые навыки, необходимые для взрослой жизни. Самостоятельность приходит со временем, по мере того, как грудные малыши становятся старше, идут в школу, взрослеют. Тем не менее, многие родители застревают на начальных стадиях этого процесса и продолжают делать многие вещи за своих детей.

Нет тотальному контролю!

Конечно, вы можете следить за поведением и действиями своего ребенка, но делать это необходимо скрытно. Постарайтесь увидеть в ребенке индивидуальность, а не просто набор положительных и отрицательных качеств. Подмечайте моменты, когда вы неумышленно или сознательно начинаете давить на ребенка, чтобы пресекать подобные случаи.

Помните, что социальная среда с легкостью может манипулировать родителями, изменяя ваше мнение о ребенке в худшую сторону. Например, воспитатель или учитель может сказать вам, что малыш слишком ленив, чтобы вызвать у вас ответную реакцию. Не стоит действовать сгоряча, ведь ребенок просто мог устать или плохо себя чувствовать.

Игрушки для самостоятельных детей

  • Даже младенцев привлекают яркие рисунки в красивых книжках, ведь рассматривать их можно часами. Ознакомьте ребенка с основными природными явлениями, животными, героями сказок и другими, чтобы пробудить у него желание продолжить изучение мира литературы своими силами.
  • Цветные карандаши, краски и фломастеры всегда приносят творческим детям радость. Возможность самим воссоздавать на бумаге различные узоры вселяет в малышей уверенность, что они могут самовыражаться. Прикрепите к стене ватман, на котором ребенок будет рисовать в свободное время.
  • Все дети непременно должны иметь в своем распоряжении мягкие игрушки, кукол, роботов, а также других реальных и вымышленных существ. Их можно «кормить», переодевать в разные наряды, передвигать… Эти простые, казалось бы, действия учат малышей быть ответственными.

Ни в коем случае не смотрите на ошибки ребенка как на его неудачи. Постарайтесь увидеть в них возможность научить малыша чему-то новому. Попытайтесь привить малышу понимание того факта, что непредвиденные оплошности и досадные заблуждения являются неотъемлемой частью нашей жизни.

Привычный для всех дошкольников вид деятельности — это, конечно, игровая форма обучения. Как можно чаще превращайте будничные дела в забавные развлечения. Так ребенок гораздо быстрее овладеет новыми навыками, нежели под давлением утомляющих родительских напутствий и указаний.

Устройте веселые соревнования, кто из вас с малышом быстрее оденется на прогулку или застелет кровать. Вместе с ним нарисуйте на плотной бумаге распорядок его дня и повесьте на двери в его комнате в качестве наглядного напоминания о последовательности запланированных действий. Помимо всего прочего, вы можете придумать уникальный смешной ритуал подготовки к завтрашнему дню, например, заполнение игрушечного ежедневника. Не стесняйтесь демонстрировать все возможности своей фантазии!

Что должен делать ребенок в разном возрасте?

1. От года до трех

Развитием самостоятельности необходимо заниматься еще с самых первых месяцев жизни малыша. Уже в семь-восемь месяцев позволяйте ему держать ложку в руках, пользоваться ею, пусть и не совсем аккуратно.

2. От трех до пяти лет

В этом возрасте малыш может самостоятельно выбирать себе одежду из предложенных вами вариантов, а также соблюдать элементарные правила личной гигиены наподобие умывания и чистки зубов.

3. От пяти до семи лет

Ребенок способен сам убирать свою посуду после приема пищи и разделять грязную одежду перед стиркой на белую и цветную. Кроме того, ему под силу одеваться (возможно, за исключением сложных застежек) и накрывать на стол.

4. Первый класс

Этот период для ребенка — время проб и ошибок на собственном опыте. Он должен самостоятельно собираться в школу еще до завтрака, вытирать пыль в своей комнате, складывать вещи на полках в шкафу.

5. Второй класс

В этом возрасте дети должны уметь определять время по стрелкам на механических часах, мыть посуду, готовить простые завтраки, пользоваться микроволновой печью и пылесосить в доме.

6. Третий класс

Подходя к окончанию начальной школы, ребенок обязан самостоятельно убираться на своих полках в шкафу, писать список необходимых продуктов и делать недорогие покупки с разрешения родителей.

Лучшая основа для формирования ответственности у ребенка — это теплые и доверительные отношения с родителями и другими членами семьи. Направляйте на это все свои усилия, и тогда у вас обязательно получится вырастить самостоятельного и ответственного человека!

Ритм, в котором мы живем сегодня, не позволяет молодым мамам подолгу нянчиться со своим малышом. Естественным образом перед ними встает вопрос о том, как научить ребенка самостоятельности без ущерба для его здоровья, и не исказив у него понимание дисциплины и норм поведения. Что помогает малышу снизить зависимость от опеки взрослого? Детское любопытство, активное познавание окружающего мира, личностная инициатива формируют в крохе желание все сделать самому. Задача родителей состоит в том, чтобы правильно поддержать благородные устремления отпрыска.

Каждому родителю хочется, чтобы их ребенок стал самостоятельным и ответственным человечком. Но как же научить его этому?

Что означает для ребенка самостоятельность?

Что подразумевает самостоятельность ребенка с точки зрения родителей? Давайте разберемся, какое поведение желают воспитать в малыше взрослые, чтобы говорить о нем, как о самостоятельном человеке. Ответы прозвучат такие:

  • умение ребенка проводить какие-то действия без помощи других членов семьи и без подсказки родителей;
  • решать вставшую перед ним задачу самому и понимать, что ответственность за принятое решение так же лежит на нем;
  • свободно высказывать свои мысли и чувства, не оглядываясь на мнение других людей;
  • строить свою жизнь так, как хочется ребенку, а не по указке и подчиняясь решениям других.

Таковы представления родителей о самостоятельности ребенка. Однако дети растут, и это понятие неизбежно сталкивается с нормами и правилами поведения, установленными в обществе. Существуют рамки, переход за которые может перерасти в неадекватные поступки, вплоть до преступления. Как развить в ребенке самостоятельность, каким сторонам характера дать развитие:

  • инициативность, когда человек испытывает внутреннюю потребность в действии;
  • планирование, направленное на выстраивание действий в определенном порядке, чтобы достичь необходимого результата;
  • целеустремленность, проявляющаяся в достижении поставленной цели;
  • ответственность - означает, что приняв решение, человек полностью отвечает за него и его результат;
  • самооценка и самоконтроль, когда только тот, кто совершает какое-то действие, сам контролирует его правовую обоснованность и оценивает достигнутый результат;
  • социальная приемлемость и осознание того, что действия индивидуума не приведут к нарушению общепринятых норм;
  • творческий подход к делу, когда человек использует свои навыки и умения в предложенных ему условиях.

Развитие самостоятельности у ребенка начинается с момента его рождения. Каждое действие, каждый шажочек делает его все более и более самостоятельным

Когда начинать развитие самостоятельности у ребенка?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Известный ученый М. Монтессори в своих трудах по педагогике определяет самостоятельность человека как его биологическое качество, а значит, врожденное. Получается, что развитие самостоятельности начинается с рождения. Начиная от удерживания головы в вертикальном положении и продолжая формированием различных навыков, малыш каждый день преодолевает ступеньки, ведущие его к самостоятельному образу жизни.

В каждый период жизни идет воспитание самостоятельности у детей. Полуторагодовалый малыш бежит помочь маме подмести пол, хватает у папы молоток, чтобы помочь ему забить гвоздь. Хотите увидеть перед собой самостоятельного человечка, разрешите ему помогать вам, не губите проявленную им инициативу на корню. Подрастая, ваш сын или дочка расширят свои активные попытки выполнить что-то вместе с вами или, заменив вас, и каждый их поступок будет способствовать развитию самостоятельности у ребенка.

Объясняя крохе, зачем вы производите то или иное действие, вы разовьете в нем и такую важную черту характера, как целеустремленность. Подметая полы, он будет знать, что делает это для того, чтобы они были чистыми. Так, изо дня в день, подрастая и осваивая новые умения, малыш учится принимать собственные решения, выполнять и отвечать за них, что и означает формирование самостоятельности в ребенке.

Какие методы применять?


Не стоит останавливать ребенка, когда он пытается делать что-либо самостоятельно

Если вы решили приучить свое сокровище к самостоятельному выполнению различных дел, запаситесь терпением и действуйте грамотно. Несложные правила дают ответ на то, как воспитать самостоятельность у ребенка:

  1. Каким бы делом не занялся ваш отпрыск, не спешите ему на помощь. Подождите, пока малыш справиться сам, даже если его действия приведут к появлению грязи или займут больше времени, иначе ему трудно будет чему-то научиться. Если и помогать, то только после того, как ребенок сам об этом попросит.
  2. Малыш пытается одеть штанишки или вымыть чашку, не останавливайте его. Разумную инициативу следует поощрять. Обязательно поддержите попытки крохи, похвалите его усилия, несмотря на то, что штаны надеты задом наперед, а после мытья чашки вода повсюду. Остановите раз, другой, - и самостоятельности от ребенка не дождетесь долго.
  3. Приступая к формированию у детей независимого поведения, обеспечьте для их экспериментов безопасное пространство. Уберите из зоны доступности бьющиеся, колющиеся, обжигающие предметы. Особенно важно провести такую генеральную «уборку» в комнате ребенка, тогда вам не придется все время следить за действиями отпрыска и одергивать его.
  4. Оставьте за детьми право выбора в ежедневных делах. Например, пусть сын сам выберет книжку для чтения или шапочку, в которой пойдет сегодня на улицу. Составляя меню на обед, спросите у крохи, что он будет кушать, рис или картошку. Предлагая варианты выбора, вы негласно обозначаете уважение к решению сына или дочки.

Как относиться к ошибкам малыша?

Конечно, воспитание самостоятельности у ребенка не протекает гладко. Ошибки в действиях малыша неизбежны, важно, как вы к ним отнесетесь. Никогда не ругайте кроху тогда, когда он старается, но у него получается плохо или неправильно. Осваивая какое-то действие, малыш может пролить воду, выронить тарелку, насорить, но не прилагая усилий, он ничему не научиться. Мы учим, а не заставляем, помните об этом.


Пускай ребенок помогает по хозяйству родителям, если не ценить эту «помощь», то в будущем ее можно уже и не дождаться

Многие родители, заранее предполагая, что у сына или дочки ничего не получится из затеянного, отстраняют ребенка, желая, чтобы он избежал ошибки. Такая «услуга» приведет к тому, что ваш отпрыск ничему не научиться, и при каждой неудачной попытке станет отказываться от начатого им дела. Неправильно и предупреждать негативные последствия, которыми может закончиться предпринятое крохой действие.

Если малыш взялся мыть пол и пролил воду из ведра, не старайтесь сгладить произошедшую ситуацию, научите кроху, как надо действовать осторожно. Похвалите ребенка, если все у него получилось хорошо. Привлекайте детей к домашним делам, совместно с ними убирайте, мойте, протирайте пыль, поливайте цветы.

Какая поддержка нужна ребенку?

Главная поддержка родителей в том, чтобы научиться доверять своему маленькому сокровищу. Попробуйте совместить свое знание о том, что он маленький, с желанием дать ему полную свободу, иначе он не сможет уйти от вашей опеки. Если постоянно следить за действиями крохи, и при этом останавливать его фразами, типа: «Не лезь туда, у тебя не получится» или «Ты не сможешь, ты еще маленький», у него действительно ничего не получится. Грамотно подвести малыша к свободе действий помогут такие слова, как: «Пробуй, сынок, у тебя все получится!» или «Будь осторожен!», «Я буду рядом, если надо помочь!».

Важен и родительский авторитет, когда он проявляется не в авторитарности, а в обучение ребенка на собственном примере. Детям младшего возраста надо не приказывать и запрещать, а показывать, как правильно, как удобно. Регулярные запреты и требования по беспрекословному подчинению вашей воле могут развить в маленьком человечке ощущение собственной беспомощности. Печально будет выглядеть картина, когда 10-летний сын не сможет даже велосипед вынести на улицу. Старайтесь привить у детей твердую веру в себя.

Как приучить к самостоятельному поведению 3-4-летнего ребенка?

Если вы хотите, чтобы 7-8-летний школьник быстро освоился в школе, ответственно подходил к учебе и содержал в порядке свои школьные принадлежности, прививайте ему инициативность и целеустремленность с малых лет. Как надо сотрудничать с малышом 3-4-х лет:

  • Постарайтесь не пресекать инициативные порывы сына или дочки. Никогда не говорите ему, что у вас получится что-то лучше, прививайте у него интерес к любому разумному действию. Например, 3-летняя дочка очень хочет вам помочь вымыть посуду, но вы понимаете, что так хорошо, как вы, она этого не сделает. Разрешите малышке «поплескаться», а потом незаметно домойте тарелки сами, и тогда в 8-10 лет вы получите умелую помощницу.


Конечно, ограждать ребенка от опасности необходимо, но во всем нужно знать меру. Ребенок не должен оглядываться на маму или папу перед тем, как что-то сделать
  • Ребенок в 3-4 года уже может сам обслуживать себя. Если надо убрать игрушки, пусть ваше сокровище это сделает. Неважно, сколько времени у него займет такое занятие, не стоит его поторапливать и помогать ему. Поощряйте желание малыша одеваться без помощи мамы или папы. Сначала он научится надевать носки, потом рубашку, а вскоре легко справиться со всеми предметами одежды. Выбор одежды по погоде делайте вместе с ребенком, подсказывая, почему надо надеть именно эту вещь.
  • Помощь родителей в некоторых делах нужна только тогда, когда малыш сам попросит о ней. Например, чадо увлеченно собирает детали конструктора, но у него не выходит точно по рисунку. Если кроха попросит помощи, окажите. Впрочем, дети пытливы и любознательны, они сами могут решить задачу, если хорошенько подумают, поэтому не торопитесь бежать ему на помощь.

Как помочь дошкольнику?

Добившись определенных успехов в младшем возрасте, вы подошли ко времени, когда ребенка пора готовить к более серьезным изменениям в его жизни, а точнее, к поступлению в школу. Очевидно, что в школе самостоятельность для ребенка очень важна. Как помочь дошкольнику:

  • Начните с небольших поручений, постепенно приучая вашего дошкольника к дисциплине. Попросите его застелить постель или покормить собаку, полить цветы или убраться в комнате.
  • Наступает время, когда необходимо немного отдалить маленького члена семьи от постоянного присутствия взрослых в его жизни. Попробуйте оставить ребенка дошкольного возраста одного дома на непродолжительное время.
  • Многие папы и мамы превращают простую поддержку детей в постоянную опеку. Излишняя опека вредна для растущего сознания, она способна подорвать у малыша веру в собственные возможности и силы, он должен сам принимать решения, особенно в дошкольном возрасте.

Обсудив все составляющие, мы получаем, что воспитание самостоятельности у ребенка – это воспитание правильного поведения родителей по отношению к своему маленькому сокровищу. Воспитание самостоятельности у детей строится на поощрении и поддержке, тогда вы действительно поможете им стать полноценной личностью, обладающей собственным мнением и умеющей отвечать за свои поступки.

Вместе купили будильник и доску, на которой мелом написали распорядок дня по часам с указанием основных дел. Детям было интересно отмечать исполненное и корректировать списки. Поощрением служила возможность сэкономить время, быстро сделав необходимое, и самостоятельно выбрать забавы для досуга в это сэкономленное время.

Эту хитрость использовала моя бабушка. ...Работала она в то время переплетчицей, а рядом был отдел (уж не помню, как он там назывался), где девушки рисовали всяческие плакаты и наглядную агитацию. Так вот, бабушка заказала у них плакат-напоминалку! Текст примерно такой: «Уходя из дома, не забудь: ключи, сменку, выключить плиту, воду, поставить на сигнализацию квартиру!» Она повесила этот плакат на входную дверь. Он настолько застрял в нашем мозгу, что до сих пор, выходя из дома, я мысленно все вспоминаю, чтоб ничего не забыть! Теперь можно не рисовать, а просто распечатать красивый плакат-напоминалку! Вообще считаю, что чем чаще ребенку напоминать и проговаривать то, что он не должен забыть, тем лучше это войдет у него в привычку, отложившись в памяти. Главное, делать это без фанатизма!

Когда сын пошел в первый класс, его наконец-то приняли в спортивную школу. Самым большим наказанием было: пропуск тренировки из-за невыполненных вовремя домашних заданий, так что очень скоро сын научился довольно грамотно распоряжаться и управлять своим временем и всегда везде успевал, ни о чем не забывая.

В первый школьный день сказала Никите: собирать портфель – его обязанность. Но если он что-то забыл взять с собой в школу, то это его проблемы. Первое время проверяла за ним, но он этого не видел. Уроки: 1-й класс – учили вместе, 2-й класс – находилась рядом в комнате, с 3-го класса – учит самостоятельно. За уроки садится сам. Лучше быстрее выучить и заняться более интересными делами.

Получили расписание уроков, сразу заполнили в готовый плакат и повесили над рабочим столом. Собираем ранец согласно расписанию. Приходим из школы, немного отдыхаем, сразу вытаскиваем все из ранца и смотрим, что нужно сделать дома. Потом, глядя на расписание, часть учебников оставляем или меняем, делаем уроки, все сразу собираем. Для физкультуры – отдельная сумка, там кроссовки, шорты, белые носки и футболка (белое меняю после каждого урока). Сменка – в ранце в отдельном кармане, никогда не забываем. Вход в гимназию по чипам, приобрели браслет на руку, так как карты и кругляши дети быстро теряют. Папки для труда и изо у нас собраны и хранятся в классе. Если что-то нужно, я докупаю, а она сама раскладывает по папкам. Еще у нас пара сумок, собранных заранее: для танцев (балетки, носочки, купальник), рюкзак для бассейна с принадлежностями, сумка для борьбы. По приходу все вытаскивается, меняется, сушится и сразу собирается в готовый набор.

Совет 6: научить ребенка распределять время

Я учила дочь понимать время, именно понимать и ощущать его. Она была очень медлительная, часто отвлекающаяся на пустяки. Во 2-ом классе я учила ее расписывать свое время на уроки. Мотивация такая: ты очень долго делаешь уроки, отвлекаешься, делаешь ошибки, и у тебя совсем не остается времени, чтобы посмотреть мультики, погулять, поиграть. Чтобы время появилось, надо научиться распоряжаться им, планировать его и следить за ним. Для этого нужен блокнот с расписанием, часы с таймером или телефон с установкой будильника, и – желание научить ребенка распоряжаться своим временем. Мы договорились, что на каждый предмет необходимо 40 минут. В первый день, когда дочь попробовала все сделать по расписанию с учетом фиксирования времени на каждый предмет, получилось, что математику и русский она сделала за 20 минут, окружающий мир за 30 минут, на английский потратила час. Она позвонила мне на работу и, счастливая, рассказала мне, что все получается быстро, и много времени остается для того, чтобы отдохнуть. Делала она все самостоятельно, без моего контроля. Научилась делать уроки самостоятельно очень быстро, достаточно качественно, если что-то было непонятно – ждала моего прихода домой.

Первое и самое важное, что стоит понять. Родители говорят:

"Мне очень важна тема самостоятельности, потому что мой ребёнок чрезмерно ко мне привязан!"

Дорогие мамы! Самостоятельность не означает отсутствия привязанности. Ребёнок должен быть привязан к маме, и чем крепче, тем лучше. Чем меньше ребёнок, тем сильнее привязанность проявляется. И это нормально.

Родители должны заботиться об укреплении привязанности, а не о том, как бы побыстрее ребёнка "вытолкнуть" в мнимую самостоятельность.

Потому что привязанность обеспечивает безопасность для ребёнка и эмоциональный комфорт. И только в этих условиях ребёнок будет нормально развиваться. В том числе и самостоятельность будет развиваться только в условиях эмоциональной безопасности.

Ребёнок может быть самостоятельным и сохранять привязанность к родителям. Это не взаимоисключающие вещи. Слово привязанность можно истолковывать неверно, понимая под ним зависимость. Но это не так. Если вдруг вы ничего не знаете про привязанность, очень рекомендую срочно почитать книги, такие как:

1. Людмила Петрановская. "Тайная опора. Привязанность в жизни ребёнка".
2. Ольга Писарик. "Привязанность – жизненно-важная связь"
3. Гордон Ньюфелд. "Не упускайте своих детей".

Итак, самостоятельность – это не отсутствие привязанности и желания находиться рядом с мамой.

Следующее что важно понять: самостоятельность неразрывно связана с ответственностью. Настоящая самостоятельность – это когда я делаю что-то сам и отвечаю за последствия того, что сделал, тоже сам. Вот это самостоятельность. А все другое, что часто ею называют, но там нет ответственности за последствия – это не самостоятельность. Так что очень призываю вас не обманывать себя, а понимать, что на самом деле вкладывается в это понятие.

И если смотреть на самостоятельность с такой позиции, то вы можете ответить себе на вопрос: вы готовы реально отдать детям ответственность за выполнение ими самостоятельных действий? Вы готовы перестать контролировать каждый их шаг и учить, что и как делать, в том аспекте, где хотите их самостоятельности? Если да, то отлично! А если нет – это тоже неплохо, главное, чтобы это было честно! Главное, чтобы вы понимали, что пока вы их контролируете и навязываете им ваше видение того, как надо, самостоятельности не будет.

Заставлять ребёнка делать то, что вы считаете нужным – это не прививание самостоятельности. Это прививание подчинения. Самостоятельность – это когда я делаю сам то, что хочу делать сам. А не когда кто-то другой решил, что для меня это лучше, сказал мне, и я сделал.

Ваша задача следить за тем, что ребёнок хочет делать сам, разрешать ему это делать, показывать ему последствия того, что он сделал, и поощрять его за это! Все дети в возрасте 2-3 лет начинают хотеть быть самостоятельными. Но не в том, что вам нужно, а в том, в чем им хочется! Вам кажется, что самостоятельность – это когда он сам одевается или игрушки убирает. И вы его пытаетесь заставить, думая, что это будет самостоятельность. Но нет, это не она, ему это неинтересно и не нужно, это нужно вам.

А ему самому хочется, например, на кнопку лифта нажать, и это для него проявление самостоятельности. Или хочется взять тряпку и пыль вытереть, как вы это делаете. Да, он сделает это плохо, но он сделает это сам. Вот это надо замечать и поощрять.

Итак, наша задача замечать, что они хотят делать сами, позволять им это (в разумных пределах, конечно), проговаривать – вот ты захотел, сделал, ты смог и смотри – теперь мы едем на лифте или теперь у нас чистые полки. И это очень здорово и приятно и тебе, и окружающим!

Наша задача помогать им понимать себя, чтобы они знали, что они хотят делать, что любят – и делали это. Ведь в этом счастье и радость – когда я делаю то, что люблю. И то, что люблю, я всегда делаю только самостоятельно. И с радостью беру ответственность за это.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх