Растения и времена года для дошкольников.

Ирина Николаева

Описание: данная дидактическая книга предназначена для детей дошкольного возраста, интересна будет педагогам дополнительного образования, воспитателям, работающих в коррекционных учреждениях, а также для воспитателей, работающих в общеобразовательных ДОУ, для родителей и творческих людей.

Назначение: может использоваться в качестве дидактической игры и для обследования дошкольника.

Цели: 1. Развитие мелкой моторики.

2. Формирование представлений о временах года, их последовательности и сезонных изменений в природе.

3. Формирование элементарных математических представлений.

Задачи: - расширять знания дошкольников о сезонных изменениях в природе;

Учить узнавать и называть по страницам книги времена года и их последовательность;

Развивать математические представления: количество и счет, называние и соотношение цветов, ориентировка в пространстве, различение величины;

Развивать мелкую моторику рук;

Воспитывать аккуратность, интерес к занятиям.

Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом. Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. В головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь.

Существуют различные способы развития мелкой моторики пальцев рук, например:

1. Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры.

2. Игры с крупой бусинками, пуговицами, мелкими камешками.

3. Песочная терапия.

4. Вырезание ножницами.

5. Аппликации.

6. Работа с бумагой. Оригами. Плетение.

7. Лепка их пластилина, глины и соленого теста.

8. Шнуровки.

9. Рисование, раскрашивание.

10. Графические упражнения.

11. Штриховка.

12. Фасолевые ванны.

13. Мозаика.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанном на чувственном опыте.

Поступающие в специальное дошкольное учреждение маленькие слабослышащие дети имеют крайне бедные представления об окружающих их предметах и явлениях. Необходимо специально знакомить детей с миром, окружающего человека. В процессе обучения дети должны получить как можно больше впечатлений об изучаемых предметах, увидеть их в самой жизни, в разнообразных связях и проявлениях. В процессе овладения действиями с предметами дети усваивают и необходимый речевой минимум. Основными методами обучения являются наблюдения на занятиях и экскурсиях, действия с натуральными предметами, с их изображениями, просмотр кинофильмов, презентаций, составление тематических альбомов. Далее методы ознакомления с окружающим расширяются за счет бесед, чтения текстов на тему Времена года, рассказывания, описания.

Я сшила книгу из фетра с использованием различных материалов: крючки, кнопки, пуговицы, замок, липучки, зажимы, шнурки, бусины, которая помогает расширять знания дошкольников о временах года, о сезонных изменениях в природе и развивать мелкую моторику рук.







На титульном листе предлагается ребенку прикрепить на липучках времена года в правильной последовательности от заданного.

Украшаем елку. Ребенок может проявить свое творчество. Шары и бусы вешаем с помощью петель на пуговицы, шар со звездой на липучке. Ребенку можно предложить назвать цвета, сравнить длину бус, посчитать количество шаров на елке.

Собираем снеговика. Две детали туловища на пуговицах, остальные на липучках. Ребенок также может показать части снеговика, сравнить размеры шаров, показать, где левая и правая рука, нога, левый, правый глаз, посчитать количество пуговиц, снежинок.


Весна. Растет зеленая трава, которую прикрепляем на липучке. Распускаются цветы на деревьях, их пристегиваем на пуговицы. Можно посчитать количество цветов.


Весна. Цветут цветы. Прикрепляем их с помощью кнопок. Можно предложить ребенку посчитать их. Открываем окно, (расстегиваем замок, заплетаем косу девочке.

Летом солнце светит ярко, пристегиваем его на пуговицу. Летом много цветов. Прикрепляем их с помощью липучек, зажимов, на пуговицы. Можно назвать цвета, сравнить цветы по размеру, посчитать.

Созрели ягоды. Привязываем их на кустики. Можно соотнести по цвету, помещая одинаковые на один кустик. Считаем их. Собираем ягоды в корзину на липучки. Украшаем корзину шнуровкой.

Осень. Трава и листья желтеют. Листья падают. Много фруктов на деревьях. Прикрепляем листья и яблоки с помощью крючков.

Дождь идет. Ребенок передвигает бусинки (капельки) сверху вниз. Растут грибы. Прикрепляем их на пуговицы и с помощью крючков.

Спасибо за внимание! Творческих Вам успехов!

Публикации по теме:

Дидактическая игра лото "Времена года: лето и осень". младший возраст Задачи: 1. Дидактические: - познакомить детей с признаками осени,.

Дидактическая игра-макет «Дерево. «Времена года» Катаева М. С., Погожева Е. В. Уважаемые коллеги, мы разработали и внедрили в практике программу.

Дидактическая игра-макет «Дуб. Времена года» Предлагаю вашему вниманию пособие по изучению времен года, а также дерева дуб "Дуб. Времена.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Увидев на нашем сайте дерево «Времена года», я решила сделать для своих малышей дидактическую игру с таким.

В первые годы жизни ребенок активно познает окружающий мир и усваивает множество новых понятий. Не обойтись малышу в этом непростом деле без помощи родителей. Задача взрослых - стимулировать интерес ребенка и всячески его поощрять. Если по каким-то причинам малыш не посещает детский сад, заниматься необходимо дома. Как рассказать ребенку о смене сезонов и какие игры про времена года для детей в этом помогут?

Начинать никогда не рано

Многие мамы задаются вопросом о том, когда необходимо начать интенсивное обучение ребенка. На самом деле однозначного ответа на этот вопрос нет. Рано не бывает, рассказывать о причудах погоды и времени года за окном можно и новорожденному, и младшему школьнику. Возраст в наибольшей степени влияет на сложность занятий и объем преподносимого материала. Короткие рассказы и стихи про времена года для детей интересно послушать будет и годовалому малышу. А загадки и творческие уроки больше подойдут для дошкольников.

Не упускайте ни минуты...

Обсудить погоду за окном можно в любой момент. Предложите сыну или дочке посмотреть в окно перед завтраком или внимательно оглядеться по сторонам на прогулке. Учите ребенка обращать внимание на окружающие предметы и строить логические взаимосвязи. Определить температуру за окном можно по одежде прохожих или поведению животных: «Смотри, как растянулся кот под деревом, сегодня очень жаркий летний день!» или «Тетя кутается в шарф и несет зонт, потому что наступила осень и пасмурно, возможно, скоро будет дождь». Помните о том, что понятие времена года для детей субъективное. Старайтесь объяснить последовательность смены сезонов и привязать их к каким-то запоминающимся событиям, крупным праздникам, народным обычаям. Приметы вам в этом помогут.

Готовим презентацию

Рассказать о климате можно в формате мини-урока - презентации. Подготовьте заранее наглядные материалы или приготовьтесь рисовать вместе с ребенком. Изобразить можно пейзажи, хорошо получится, если будет понятно, что это одно и то же место в разные месяцы. Детям постарше предложите вместе сфотографировать вид из окна или свой дом с улицы зимой и летом. Расскажите об особых для каждого времени года и сопоставьте их с занятиями человека. Зимой идет снег и можно кататься на коньках и лыжах, летом тепло и солнечно - все купаются и загорают. По желанию каждый сезон можно дополнить иллюстрациями с ассоциациями. Дошкольникам предложите самостоятельно нарисовать подобные картинки. Игра для детей «Времена года» обязательно увлечет ребенка. Внимание: не критикуйте малыша, если он допустит какие-то ошибки, например, нарисует лыжи на пляже. Лучше спросите, почему на картинке изображено именно это, а затем еще раз повторите материал.

Дополнительные материалы

Следите за тем, во что играет ваш малыш и какую информацию он получает извне. Подбирайте сказки для чтения и мультфильмы для просмотра, соответствующие текущему времени года. Некоторые игрушки также должны быть сезонными - это летние наборы для песка, зимние большие лопатки для снега и прочие. Можно даже создать ритуал упаковки на хранение таких аксессуаров вместе с одеждой. Обязательно привлекайте ребенка к сезонным работам - берите его с собой на дачу, зовите помогать украшать елку и наблюдать за процессом приготовления блинов на масленицу. Помогут обобщить понятие и загадки «Времена года» для детей. Русский фольклор богат подобными стишками, подобрать понятные именно вашему малышу будет нетрудно. Для дошкольников и первоклассников можно устроить викторину с вопросами. Не забывайте уделять время творчеству. Предлагайте делать поделки из природных и бытовых материалов. Подключите фантазию - из ваты получится отличный снег, а шишки и листья помогут изобразить лес и животных.

Самодельные пособия

Для наглядного изучения времен года можно создать тематический стенд. Меняйте на нем информацию каждый сезон, добавляйте распечатанные фотографии, рисунки и поделки. Альтернативный вариант - тематические игровые часы с движущимися стрелками. Добавьте потешки, поговорки, загадки и стихи. Времена года для детей можно объяснить на примере поведения животных - зайцы и белки меняют цвет шерстки, медведи и грызуны впадают в спячку. Важный момент - для самых маленьких называйте только название времени года, а для дошкольников можно сделать таблицу с изучением месяцев. Хороший формат в этом случае - календарь. Сделать его можно в виде большого плаката или перекидной книжки. Обязательно оставьте место для пометок, предлагайте ребенку дополнять пособие авторскими замечаниями или картинками. Времена года для детей - тема большая и объемная. Поощряйте любой интерес и желание ребенка узнать больше. Можно устраивать тематические домашние концерты или праздники для друзей малыша. Обязательно отмечайте со всеми обрядами и традициями и всенародные даты - празднуйте начало весны с масленицей и Пасхой, устраивайте осенние праздники урожая, не забывайте про приглашение Деда Мороза на Новый год, даже для самых маленьких.

В году четыре времени года: весна, лето, осень и зима. Каждое время года состоит из 3 месяцев, а всего в году получается 12 месяцев. Каждый месяц в году еще с древних времен имеет свое имя. Названия месяцев года пришли с старинных времен, в своих названиях можно увидеть то, что происходит в данное время года, в данный месяц.

Давайте познакомимся с каждым временем года поближе.

Четыре сестрицы

Стихи для детей про времена года (автор Е. Карганова)

Есть у природы
Четыре страницы,
Есть у погоды
Четыре сестрицы

Странички про каждое время года

Весна в стихах и картинках для детей

Наступила весна! Пробуждается природа после зимы, солнце светит ярко-ярко, тает снег, скоро вернуться в лес птицы из теплых краев, наполнив лес пением. Вот-вот запоют птицы, зацветут цветы, а лес оденется в зеленую листву.

Весной снег начинает таять на солнце и превращается в воду; ручьи наполняют озера водой; прилетают птицы; появляются почки на деревьях из которых вырастают маленькие листики; птицы вьют гнезда, а в лесу появляются насекомые и весь растительный и животный мир пробуждается от спячки.

Расскажи, что изображено на картинке весной?

Изучение времён года с детьми

Изучение времени года, природных явлений, происходящих в разное время года и праздников, соответствующих тому или иному времени года входит в программу подготовки ребёнка к школе.

Беседую с детьми с помощью предложенных нами картинок, вы проанализируете каждое время года и его особенности. Кроме того, затем можно эти картинки раскрасить и устроить выставку рисунков.

Чтобы увеличить картинку и открыть оригинал, нажмите на картинку

Взгляни на эти картинки. Какое время года изображено на каждой из них? Почему ты так думаешь?

Детям про осень

Наступает осень. Дети начинают ходить в школу или в детский сад. Листья на деревьях меняют окраску, а затем наступает пора листопада,

Раскрась картинку, Знаешь ли ты, какие деревья изменяют свой цвет? Листья каких деревьев ты можешь узнать на рисунке?

Осенью появляется много грибов. Но не все их можно есть.

Помоги Красной Шапочке отделить съедобные грибы от несъедобных. Съедобные раскрась, а несъедобные — зачеркни.

Осенью многие птицы улетают на юг, Таких птиц называют перелётными. Каких перелётных птиц ты знаешь? Почему они улетают на юг? А какие птицы остаются?

В течение осени многие животные (белки, барсуки, мыши) запасают себе корм на зиму. А медведь так за лето отъедается, что накопленного жира ему хватает до весны. Некоторые животные обзаводятся новой шёрсткой.

Так, например, заяц меняет своё серое «пальтишко» на белую «шубку».

Можно ещё прочесть стихи про осень, стихи про урожай и разгадать осенние загадки .

Детям о зиме

Почему зимой идёт снег, а не дождь? Почему снежинки на руке тают, а на земле — нет? Почему, когда светит солнце, снег не тает? Почему в самом начале зимы по льду нельзя ходить, а в середине зимы можно?

Раскрась картинку. Нарисуй снежинки.

Зимой некоторые люди любят плавать в холодной воде. Как называют таких людей? Почему они не замерзают?

Сказка для детей 5-8 лет «Времена года»

Ершова Ксюша, воспитанница ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург
Руководитель: Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Санкт – Петербург

Описание материала: Данная сказка написана для детей разного возраста. В этой сказке рассказывается о временах года, которые были очень дружны. Материал можно использовать в детском саду, на уроках внеклассного чтения в школе и для прочтения в семейном кругу.
Цель: Формирование представления о временах года у детей через содержание сказки.
Задачи:
- прививать интерес к окружающему миру, к изменениям в природе;
- воспитывать доброжелательность, интерес к окружающему миру, к природе, к чтению сказок.


Жили – были четыре сестры: Зима, Весна, Лето и Осень. У каждой из них было по три сына.
Как – то раз решила Зима сходить в гости к своей сестре Весне. Вышла она на улицу вместе со своим старшим сыном – Декабрем, а на улице снегу, видимо – невидимо, кругом пурга метет. Вернулись они домой.
Подождала Зима немного и взяв своего среднего сына – Января отправилась снова в гости к Весне. Вышли они на улицу, а там снег, да мороз трескучий. Решила Зима вновь домой вернуться.
Вот подождала она еще немного и вышла опять на улицу вместе со своим младшим сыном – Февралем. А на улице солнышко светит, снежок пригревает.
Шла – шла Зима, да и пришла к Весне. Погуляли их детки, Февраль и Март чуть – чуть на улочке, и как только, снег начал таять на солнышке, Зима ушла с сыном опять к себе домой.
Скучно стало Весне, решила она пойти в гости к Лету. Взяла она с собой среднего сына. Звали его – Апрель. Решили они к лету через лес идти. Видят, а в лесу сквозь тающий снег первые цветочки пробиваются. Как вы думаете, что же это за цветы?
- Конечно, же подснежники!!!


Решила тогда Весна вернуться домой и взять с собой в гости к Лету своего младшего сына. Звали его – Май. Он очень любил цветы. Вот вышел Май на улицу, а там солнце светит, травка зеленеет, и повсюду пробиваются желтые цветочки. Вы догадались, как они называются?
- Мать и мачеха.


Так приятно было Весне с Маем идти по цветущим улочкам, что они даже и не заметили, как уже дошли до Лета.
А Лето тем временем с сыном гулять вышло. Звали сына – Июнь. Так обрадовались Весна с Летом, встретив друг друга, что решили немного пошалить. Созвали они на небо тучи, гром и молнию. Погремели, посверкали, полили дождик, да и вспомнила Весна, что домой им с сыном пора.
Освежилось под дождем Лето, и решило погулять немного по родным просторам. Взяло Лето на улицу своего среднего сына. Звали его – Июль. Вышли они на улицу, а там жара, все загорают, купаются. Погрелось Лето с сыном и захотело в гости к Осени сходить. Взяло оно с собой своего младшего сына. Звали его – Август.
Вышли они на улицу, видят, никто уже не купается, урожай все собирают: огурчики, помидорчики, яблочки.


Так интересно Лету с Августом было наблюдать за этим, что оглянуться они не успели, как пришли в гости к Осени.
Обрадовалась Осень и говорит:
- Сейчас я познакомлю Вас с моим старшим сыном, зовут его – Сентябрь. Он умеет очень красиво рисовать.
Как только вышел Сентябрь на улицу, раскрасил он листочки на деревьях в желтый, оранжевый и красный цвета.


Солнышко засияло, очень красиво на улице стало.
- Хорошо у тебя в гостях, - говорит Лето.
- Да только, домой нам пора возвращаться.
Как только ушло Лето с сыном домой, скучно Осени стало. Позвала она своего среднего сына на прогулку. Звали его – Октябрь.
Вышел Октябрь на улицу, увидел, что опять с Летом не встретился, да как заплачет осенним дождем, как подует ветром холодным. Что все листочки с деревьев опали.


А Осень тем временем, решила взять младшего сына, да в гости к Зиме сходить.
Вот вышел младший сын Ноябрь на улицу, увидел он ветер с дождем и решил он подморозить улочки, да снегу подсыпать.
А тем временем Осень с Ноябрем к Зиме в гости пришли.
Так и гуляют по улочкам они. Сначала Зима, потом Весна, затем Лето, а после Осень. По очереди они гуляют, каждый в свое время, нам о себе рассказывают и себя показывают.
Поэтому их и называют – времена года!!!
Вот и сказке конец, а кто читал и слушал – Молодец!!!
ГОД.
В любое время года,
Радует погода!
Каждый месяц так хорош,
Друг на друга не похож.
Дней чудесных три десятка,
Дарит месяц без остатка.
Круглый год похож на мячик.
Как же может быть иначе?
Не спеша обходит круг.
Месяцам он верный друг.
(Автор стихов: Дворецкая Татьяна Николаевна, воспитатель г. Москва)
Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх