Самостоятельная двигательная деятельность детей в условиях группы консультация на тему. «Организация самостоятельной двигательной деятельности детей в ДОУ Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения.

Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования . При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях.

Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

Цель работы – рассмотреть методику руководства самостоятельной двигательной деятельностью детей.

Задачи работы:

1. рассмотреть сущность двигательной активности и двигательной деятельности детей;

2. выделить пути оптимизации двигательной активности детей;

3. раскрыть особенности организации физкультурного уголка в группах разного возраста.


Состояние здоровья ребенка, его сопротивляемость заболеваниям связаны с резервными возможностями организма, уровнем его защитных сил, определяющих устойчивость по отношению к неблагоприятным внешним влияниям.

И.Д.Маханева, С.Н.Дышаль, М.Н.Кузнецова указывают на то, что растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность приводит к развитию целого ряда заболеваний .

В работах И.И.Мастюковой, С.Н.Попова, С.С.Бычковой, Т.И.Богиной, Е.А.Сагайдачной указывается, что дозированные физические нагрузки обладают общетонизирующим воздействием на растущий организм, что приводит к стимуляции деятельности жизненно важных систем и улучшению показателей физической подготовленности .

При уменьшении физической нагрузки в мышцах отмечается усиливающаяся атрофия со структурными и функциональными изменениями, ведущими к прогрессирующей мышечной слабости. Например, из-за ослабления мышц связочного и костного аппарата туловища, нижних конечностей, которые не могут выполнять полноценно свою функцию - удержание опорно-двигательного аппарата, развиваются нарушения осанки, деформация позвоночника, грудной клетки, таза и т.д. которые влекут целый ряд нарушений здоровья, что приводит к снижению работоспособности.

Ограничение двигательной активности приводит к изменениям функций внутренних органов. При этом очень уязвимой является ССС. Функциональное состояние сердца ухудшается, нарушаются процессы биологического окисления, что ухудшает тканевое дыхание. При небольшой нагрузке развивается, кислородная недостаточность. Это приводит к ранней патологии системы кровообращения, развитию атеросклеротических бляшек, быстрому износу системы.

При низкой двигательной активности уменьшаются гормональные резервы, что снижает общую адаптационную способность организма. Происходит преждевременное формирование «старческого» механизма регуляции жизнедеятельности органов и тканей. У людей, ведущих малоподвижной образ жизни, наблюдается прерывистое дыхание, отдышка, снижение работоспособности, боли в области сердца, головокружение, боли в спине и т.д.

В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Понятие «двигательная активность» (ДА) включает в себя сумму движений, выполняемых человеком в процессе его жизнедеятельности.

В детском возрасте двигательную активность можно условно разделить на 3 составные части: активность в процессе физического воспитания; физическая активность, осуществляемая во время обучения, общественно полезной и трудовой деятельности; спонтанная физическая активность в свободное время. Эти составляющие тесно связаны между собой .

Двигательная активность принадлежит к числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой системы. Она связана тесно с тремя аспектами здоровья: физическим, психическим и социальным и в течение жизни человека играет разную роль.

Потребность организма в двигательной активности индивидуальна и зависит от многих физиологических, социально-экономических их культурных факторов. Уровень потребности в двигательной активности в значительной мере обуславливается наследственными и генетическими признаками.

Для нормального развития и функционирования организма сохранения здоровья необходим определенный уровень физической активности. Этот диапазон имеет минимальный, оптимальный уровни двигательной активности и максимальный. Минимальный уровень позволяет поддерживать нормальное функциональное состояние организма. При оптимальном достигается наиболее высокий уровень функциональных возможностей и жизнедеятельности организма; максимальные границы отделяют чрезмерные нагрузки, которые могут привести к переутомлению, резкому снижению работоспособности.

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В группах младшего дошкольного возраста решаются задачи формирования основных навыков движения, правильной осанки, простейших навыков работы с мячом. Основным направлением в работе с детьми старшего дошкольного возраста является развитие психофизических качеств (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), формирование наиболее важных двигательных умений и навыков, в соответствии с биологическими ритмами года.

Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ реализуется в следующих формах:

Физкультурного занятия;

Утренней гимнастики;

Физкультминутки;

Физкультурной паузы;

Упражнений после дневного сна;

Организованной двигательной активности детей на прогулках;

Коррекционного занятия .

Физкультурное занятие - основная форма физического воспитания, направленная на ознакомление детей с основными, общеразвивающими движениями, играми. Физкультурное занятие в зависимости от задач проводится фронтально, подгруппами, индивидуально руководителем физического воспитания и (или) воспитателем.

Утренняя гимнастика представляет собой комплекс общеразвивающих упражнений, направленный на повышение функциональной активности жизнеобеспечивающих систем организма. Упражнения нормализуют общий и эмоциональный тонус организма, улучшают функции системы внешнего дыхания и кровообращения, активизируют обмен веществ. Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака (в летнее время на свежем воздухе, зимой – в помещении).

Физкультминутка – комплекс специальных упражнений и игровых заданий для отдельных групп мышц. Физкультминутка проводится на занятиях малоподвижного характера с целью освобождения от мышечного и умственного напряжения, создания положительных эмоций, подъема активности детей.

Физкультурная пауза – перерыв между занятиями, во время которого проводятся игры, игровые задания, комплексы упражнений. Физкультурная пауза необходима для снятия эмоционального напряжения и утомления у детей, сформировавшегося в процессе занятий с умственной нагрузкой, повышения двигательной активности детей.

Упражнения после дневного сна содействуют постепенному переходу организма из состояния сна в бодрствование, повышают эмоциональный и мышечный тонус, способствуют эффективному закаливанию, хорошо сочетаются с водными процедурами.

Организованная двигательная активность детей на прогулке (утренней и вечерней) направлена на совершенствование двигательных действий, воспитание личностных качеств в игровой деятельности. Для подвижных и спортивных игр используют игровой материал и пособия в соответствии с утвержденным типовым перечнем физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования для учреждений дошкольного образования. Спортивные игры проводятся по упрощенным правилам.

Коррекционное занятие – комплекс мероприятий медицинского, физического, психологического характера, которые направлены на восстановление индивидуального здоровья детей. Коррекционное занятие проводится руководителем физического воспитания с подгруппами детей при наличии единых медицинских показаний и противопоказаний или индивидуально.

Самостоятельная двигательная деятельность в учреждении дошкольного образования может быть индивидуальной и групповой, включает игры и упражнения, которые выбирают дети в соответствии с собственными желаниями, интересами и способностями. С целью стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в учреждении дошкольного образования используют разнообразное физкультурное оборудование.

Принципиально важно то, чтобы в занятиях постепенно нарастали сложность и трудоемкость. Также постепенно в занятия включают упражнения, которые должны выполняться с использованием различных предметов и технических средств при помощи взрослых. Дети особенно любят такие упражнения. Наиболее целесообразно проводить занятия физическими упражнениями на открытом воздухе с применением спортивных снарядов - турника, лесенки, бревна и др.

Формы занятий по физическому воспитанию в ДОУ


Форма занятия

Количество и продолжительность занятий (в мин) в зависимости от возраста детей

5–6 (7) лет

Физкультурно-оздоровительная работа

Физкультурное занятие

2–5 раз в неделю

Утренняя гимнастика

Ежедневно

Физкультминутка

Ежедневно 1–3 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Физкультурная пауза

Ежедневно 10–12 мин в зависимости от вида и содержания занятий

Упражнения после дневного сна

Ежедневно

Организованная двигательная активность детей на прогулке

2 раза в день

Коррекционное занятие

Проводится не менее 2 раз в неделю (индивидуально и по подгруппам) 20–30 мин во второй половине дня

Самостоятельная двигательная деятельность детей

Свободная двигательная активность

Ежедневно в утренние часы, до занятий и между занятиями, на прогулках и во второй половине дня по желанию детей


Оценка двигательного режима проводится на основании комплекса показателей:

1. Времени двигательной деятельности детей с отражением содержания и качества в различные режимные моменты, определяемого с помощью метода индивидуального хронометража.

2. Объема двигательной деятельности с использованием метода шагометрии для количественной оценки двигательной активности.

3. Интенсивности двигательной деятельности методом пульсометрии (подсчет частоты сердечных сокращений в уд/мин) при выполнении различных видов мышечной деятельности.

Удовлетворение возрастных потребностей детей в движении в отведенной режимом время может быть осуществлено только при очень четкой организации их деятельности, строгом выполнении требований по содержанию этой деятельности в каждом режимном отрезка. Поэтому необходимо обеспечить не только выполнение режима по времени, но и по объему движений; количество за дневное время пребывания в дошкольном учреждении - по шагомеру: 3 года - 9000-9500 движений, 4 года - 10000-10500, 5 лет - 11000-12000, 6 лет - 13000-13500, 7 лет - 14000-15000 .

Для достижения такого уровня двигательной активности более 70% ее должно быть реализовано при использовании организованных форм двигательной деятельности детей (физкультурные занятия, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки, спортивные упражнения, прогулки, физические упражнения в сочетании с закаливающими мероприятиями, музыкальные занятия, трудовая деятельность и др.).

Физкультурные занятия являются основной формой организованного, систематического обучения детей физическим упражнениям. При этом решаются взаимосвязанные задачи - оздоровительные, образовательные и воспитательные. Физкультурные занятия состоят из 3 частей: вводной, основной и заключительной. Задачи вводной части: повысить эмоциональную настроенность детей, активизировать их внимание, постепенно подготовить организм к предстоящей повышенной физической нагрузке.

Задачи основной части: обучение основным двигательным навыкам и их закрепление, развитие физических качеств, тренировка различных мышечных групп, тренировка и совершенствование физиологических функций организма. Основная часть начинается с общеразвивающих упражнений. Упражнения выполняются из различных исходных положений - стоя, сидя, лежа. Используются упражнения для укрепления и развития различных мышечных групп - плечевого пояса и рук, мышц туловища (спины и живота), подвижности позвоночника, ног, бег, упражнения для формирования правильной осанки, развития и формирования свода стопы, упражнения для углубленного дыхания, перестроения и т.д. Затем следуют упражнения в основных движениях - обучение новым движениям или совершенствование и закрепление известных. Как правило, в одном занятии происходит сочетание обучения и закрепления 2-3 движений. Основная часть заканчивается подвижной игрой, включающей также одно или несколько основных движений (бег, подскок, лазание и т.п.).

Задачи заключительной части: обеспечить постепенный переход от повышенной мышечной деятельности к спокойной, уменьшить двигательное возбуждение, сохранив при этом бодрое настроение детей. В этой части проводятся различные виды ходьбы, ходьба с выполнением движений, тренирующих дыхание и др., игры малой подвижности с двигательными заданиями.

С помощью хронометража определяется общая продолжительность занятия и его отдельных частей. Общая продолжительность физкультурного занятия в зависимости от возраста: 3-4 года - 15-20 минут, 4-5 лет - 20-25 минут, 5-6 лет - 25-30 минут, 6-7 лет - 30-35 минут. Каждая из частей занимает соответственно: вводная - 2-6 минут, основная - 15-25 минут, заключительная - 2-4 минуты. В основной части физкультурного занятия на общеразвивающие упражнения отводится 3-7 минут, на основные виды движений - 8-12 минут и на подвижную игру - 4-5 минут .

Оценка двигательной активности детей на занятии проводится путем вычисления общей и моторной плотности.

При определении общей плотности учитывается время, затраченное на выполнение движений, показ и объяснения воспитателя, перестроения и расстановку, уборку спортивного инвентаря (полезное время), за вычетом времени, затраченного на простой детей по вине воспитателя, неоправданные ожидания, восстановления нарушений дисциплины.

Общая плотность представляет собой отношение полезного времени к общей продолжительности всего занятия, выраженное в процентах:

Общая плотность = полезное время х 100 / продолжительность занятия

Общая плотность занятия должна составлять не менее 80-90%.

Моторная плотность характеризуется отношением времени, непосредственно затрачиваемым ребенком на выполнение движений, ко всему времени занятия, выраженным в процентах. При достаточной двигательной активности она должна составлять не менее 70-85% .

Моторная плотность = время, затраченное на движение х 100 / общее время занятия.

Интенсивность мышечной нагрузки зависит от подбора физических упражнений, их сложности и сочетания, частоты повторений. При подборе и использовании физических упражнений для нормирования физической нагрузки следует ориентироваться на сдвиги частоты сердечных сокращений при их выполнении. Для определения интенсивности мышечной нагрузки, правильности построения занятия и распределения физической нагрузки проводят измерение частоты сердечных сокращений 10-секундными отрезками до занятия, после вводной части, общеразвивающих упражнений, основных движений подвижной игры, заключительной части и в восстановительном периоде в течение 3-5 минут. На основании изменений частоты сердечных сокращений строят физиологическую кривую занятия – графическое изображение частоты сердечных сокращений.

Максимальная частота сердечных сокращений обычно достигается во время подвижной игры, что объясняется как увеличением нагрузки, так и большим эмоциональным возбуждением детей. Обычно во вводной части занятия частота сердечных сокращений возрастает на 15-20%, в основной части - на 50-60% по отношению к исходной величине, а во время подвижной игры учащение ее достигает 70-90% (до 100%).

В заключительной части частота сердечных сокращений снижается и превышает исходные данные на 5-10%, после занятий (спустя 2-3 минуты) возвращается к исходному уровню.

Для обеспечения тренирующего эффекта на физкультурных занятиях средний уровень частоты сердечных сокращений для детей 5-7 лет - 140-150 уд/мин; 3-4 лет - 130-140 уд/мин. Средний уровень частоты сердечных сокращений за все время занятия определяется путем суммирования частоты сердечных сокращений после: 1) вводной части, 2) общеразвивающих упражнений, 3) основных видов движений, 4) подвижной игры, 5) заключительной части и деления на 5.

В зависимости от интенсивности мышечной нагрузки находятся и энерготраты организма. Наибольшие затраты энергии отмечаются во время бега (по сравнению с покоем возрастают в 3-4 раза) и во время подвижной игры (в 5 раз). После занятий на 2-3 минуте энерготраты остаются выше исходного уровня на 20-15% .

Важное значение при оценке двигательного режима приобретает определение внешних признаков утомления (покраснение лица, потливость, дыхание, общее самочувствие). Если у всех детей имеют место выраженные признаки утомления, воспитатель должен задуматься о соответствии предлагаемой нагрузки уровню физической подготовленности детей данной группы и соответственно снизить ее и перестроить занятие.

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.

Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч локомоций в сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

В течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

Имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

Артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме .

При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.

По степени активности детей можно разделить на три группы:

Нормальные,

Моторные,

Малоподвижные.

Отмечено, что дети с нормальной двигательной активностью имеют лучшие показатели в развитии, нежели дети второй и третьей групп. У них более устойчивы психика и настроение.

У малоподвижных и моторных детей процессы саморегуляции менее совершенны. Мало того, исследователи отмечают, что у многих из них развиваются такие негативные черты характера, как зависть, нерешительность агрессивность, неуравновешенность и т. д. Эти дети нуждаются в индивидуальном медицинском и психолого-педагогическом сопровождении.

Например, в изменении режима и качества питания, увеличении или ограничении двигательной активности. Одним из способов нормализации двигательной активности моторных и малоподвижных детей является их дружба, основанная на общности интересов.

Задачами педагога в организации двигательного режима являются:

Анализ и оценка двигательной активности детей в течение дня, недели, месяца с помощью современных измерительных приборов,

Выявление причин моторности или малоподвижности детей с учетом возможного наследственного фактора,

Оказание помощи в оборудовании мини-стадионов для самостоятельной двигательной деятельности детей с учетом их специфических психологических особенностей,

Выявление общих интересов, склонностей и влечений малоподвижных и моторных детей, создание ситуаций, стимулирующих их дружеские отношения.

Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:

Сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных ситуациях.

Рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной деятельности на протяжении всего занятия.

Игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия (превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа («Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном виде.

Игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр по тематике занятия.

Практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности восприятия движений в образной форме или с использованием элементов соревнования.

В тех случаях, когда у ребенка возникали затруднения в процессе занятия, используются различные виды педагогической помощи; подбирается тот ее вид, который способствует правильному выполнению двигательных заданий:

Стимулирующая помощь (воздействие взрослого, направленное на активизацию собственных возможностей ребенка для преодоления затруднений);

Эмоционально-регулирующая помощь (оценочные суждения взрослого, одобряющие действия ребенка);

Направляющая помощь (такая организация деятельности ребенка, при которой все компоненты осуществляются им самостоятельно, взрослый лишь направляет ориентировку ребенка);

Организующая помощь (исполнительская часть деятельности осуществляется ребенком, а планирование и контроль – взрослым, причем планирование и контроль со стороны взрослого лишь указывают последовательность действий, а содержание каждого этапа работы, оценка правильности выполнения производятся самим ребенком);

Обучающая помощь (т.е. обучение ребенка новому для него способу действия, показ или непосредственное указание, что и как надо делать).

Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет дошкольнику:

Активно участвовать в занятиях;

Чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать замешательства и неловкости;

Активно познавать окружающий мир;

Реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы, обеспечивающие развитие двигательной активности;

Активизировать общение взрослого с ребенком.

Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.

Самостоятельная двигательная деятельность детей 6-го года жизни становится богатой и разнообразной, однако подвижные игры остаются обязательной формой организованного физического воспитания. Более широкий круг знаний, умений, двигательных навыков позволяет применять самые разные игры: и сюжетные, и бессюжетные, и игры-эстафеты, а также некоторые элементы спортивных игр.

Сюжетные и бессюжетные игры для детей старшей группы более сложны, в них может быть больше ролей. Например, в игре «Караси и щука» часть детей – караси, часть – камешки, есть и щука, которая ловит карасей; в некоторых играх могут быть две ответственные роли: в игре «Гуси-лебеди» – волк и хозяйка.

Выполнение правил игры требует большого внимания, выдержки, проявления таких качеств, как быстрота, ловкость, находчивость, умение ориентироваться в пространстве. Старшие дошкольники обычно хорошо запоминают правила, осознают их. Большинство детей стараются действовать в игре по правилам и могут верно оценивать соответствие действий других играющих правилам игры. Это позволяет требовать от ребят более точного их выполнения.

Детей этого возраста интересуют не только сами движения, но и их результат, поэтому они стараются действовать как можно быстрее, точнее, проявляя при этом выдержку, сообразительность, инициативу, ловкость (например, в играх «Кто скорее до флажка?», «Сделай фигуру», «Кто лучше прыгнет?»).

Как и в предыдущих группах, подвижные игры организуются ежедневно в разное время дня, а также проводятся на занятиях физической культурой. Так, в утренние часы поощряются самостоятельные игры подвижного характера с предметами (мячами, кеглями, кольцебросами).

Для проведения коллективных игр с интенсивными движениями наиболее подходящее время – утренняя прогулка. Во время прогулки может быть организована не одна игра, а несколько разных игр (в зависимости от состояния погоды, предшествующих занятий, интереса детей и др.). Одна из них может быть общегрупповая, другие – с небольшими группами, организованные самими детьми или воспитателем с целью упражнения детей в отдельных видах движений, а также игры спортивного характера (бадминтон, игры типа волейбола, баскетбола и др.). В зимнее время во многих играх может использоваться снег («Кто дальше бросит снежок?», «Попади в круг», «Загони льдинку в ворота»). Летом – шишки, камешки, жёлуди и т.п.

Во вторую половину дня возможны разнообразные игры: и общегрупповые, и малогрупповые, и игры с предметами – кеглями, обручами, мячами и т.п.

Следует учитывать большую самостоятельность детей в организации подвижных игр, давать им возможность проявить свои знания, способности, всячески поддерживать и поощрять организацию игр самими детьми.

Организация детей на игру может проходить по-разному, но не должна слишком затягиваться, чтобы не пропал интерес к игре. С детьми можно заранее договориться, что на прогулке будет игра, и условиться о сигнале для сбора на игру; можно предложить дежурному или нескольким детям известить остальных о начале игры или избрать другие приёмы в зависимости от того, когда она проводится.

При организации подвижных игр воспитатель должен стараться найти более подходящий момент для групповой подвижной игры, не нарушая творческих игр детей; малогрупповые игры можно организовывать в течение всей прогулки с детьми, в данный момент не занятыми какой-либо другой деятельностью.

В задачу воспитателя входит и наблюдение за состоянием детей в игре, которое зависит от степени физической нагрузки. Необходимо регулировать чередование активных действий и отдыха, своевременно давать сигналы к смене действий и вовремя переключать играющих на другую игру. По окончании игры (сразу или позже) целесообразно в непринуждённой беседе поговорить с детьми о результатах, о том, кто как играл.

При повторении в подвижные игры вносятся различные усложнения за счёт изменения условий проведения (в помещении, на площадке, в лесу), увеличения или ограничения места действий, внесения дополнений в правила игр, усложнения выполнения ответственной роли и т.п.

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет). Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей. Дошкольники тяготеют к сложнокоординированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.). Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка), равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды).

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений.

Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:

Игра «Городки» (из пластмассы);

Ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);

Кегли (один-два набора);

Малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;

Игра «Дартс» (с шариками на липучках);

Кольцеброс;

Один-два резиновых эспандера;

Два диска «Здоровье»;

Беговая мини-дорожка;

Ролик-трекол;

Две-три скакалки и резинки;

Султанчики, ленточки, косички;

Два-три обруча;

Настольные спортивные игры;

Тренажёры (ножные, ручные);

Массажёры (ножные, ручные).

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Повышение самостоятельной двигательной активности детей может рассматриваться как одно из действенных средств сохранения здоровья ребёнка, улучшения его физической подготовленности, обогащения двигательного опыта, увеличения творческого и познавательного потенциала.

Двигательная активность определена как сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательный режим - часть общего режима дошкольника, регламентирующая активную мышечную деятельность, включая занятия физическими упражнениями, прогулки и др.

С возрастом в распорядке дня ребенка физические упражнения должны занимать все большее место. Они являются фактором, способствующим увеличению адаптации не только к мышечной активности, но и к холоду, гипоксии. Физическая активность способствует нормальному развитию центральной нервной системы, улучшению памяти, процессов обучения, нормализации эмоционально-мотивационной сферы, улучшению сна, возрастанию возможностей не только в физической, но и в умственной деятельности.

Создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

1. Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» // Обруч. – 1996. - №1. - С.5-6.

2. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.: Просвещение, 1981.

3. Глазырина Л.Д. Физическая культура - дошкольникам. - М.: Владос, 1999.

4. Громова С. Сюжетные физкультурные занятия с элементами коррегирующей гимнастики // Дошкольное воспитание. - 1996.- №№6, 8, 10.

5. Доронова Т. Право на охрану здоровья // Дошкольное воспитание. – 2001. - №9. - С.5-8.

6. Ерофеева Т.И. Современные образовательные программы для дошкольных учреждений. – М., 1999.

7. Ефименко Н.Н. Театр физического оздоровления детей дошкольного и младшего школьного возраста. - М., 1999.

8. Здоровый дошкольник: Социально-оздоровительная технология ХХI века /Авт.-сост. Ю.Е.Антонов, М.Н.Кузнецова, Т.Ф.Саулина. - М.: АРКТИ, 2000.

9. Зелинская.Д. Школа здоровья. – М., 1995. - Т.2.

10. Змановский Ю.Ф., Кузнецова М.Н., Баранова Н.В. Оздоровительно-профилактический комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. – 1991. - №10. – С.8.

11. Казьмин В.Д. Дыхательные гимнастики. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.

12. Кенеман А.В., Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1972.

13. Кудрявцева В.Т. Развивающая педагогика оздоровления. - М.: Линка - Пресс, 2000.

14. Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Мнемозина, 2004. – 248 с.

15. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. - М., 2000.

16. Основы безопасности дошкольников / Под ред. В.А.Ананьева. - М.: Академия, 2000.

17. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. - М.: Просвещение, 1986.

18. : Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

19. Стасюк А.М., Журавлева Н.А. О системе физкультурно-оздоровительной работы // Дошкольное воспитание. – 1997. - №9. - С.39-42.

20. . - М.: Медицина, 1991. – 272 с.

21. Федоровская О.М. Физкультурно-оздоровительная и профилактическая работа в ДОУ // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 1. – С. 33-36.

22. Хухлаева Д.В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 1984.

23. Хухлаева Д.В. Теория и методика физического развития детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 1976.

24. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М.: Академия, 1996.

~ ~

Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников.

Самостоятельная двигательная деятельность имеет огромное значение для гармоничного развития ребёнка. В ходе самостоятельной двигательной деятельности ребенок пробует свои силы, проявляет инициативу, закрепляет умения и удовлетворяет естественные потребности в движении. Ребенок в этой деятельности имеет возможность активно повторять движения столько раз, сколько хочет, выбирать те движении, которые ему в данный момент интересны. Ребенок действует в этой деятельности независимо от взрослого. Все это заряжает его положительными эмоциями. Поэтому важно организовать жизнь ребенка так, чтобы самостоятельная двигательная деятельность составляла не менее 2/3 его общей двигательной активности. На проявление самостоятельной двигательной деятельности влияют различные факты:

  • Личный двигательный опыт ребенка
  • Степень развития самостоятельности
  • Самочувствие
  • Интерес
  • Время суток
  • Климатические и гигиенические условия
  • Наличие физкультурно-игровой среды

Показателями успешности хорошо организованной самостоятельной двигательной деятельности являются:

  • Достаточный объем двигательной активности (по шагомеру)
  • Продолжительность
  • Разнообразие использованных двигательных умений
  • Хорошее настроение
  • Положительные отношения между детьми
  • Достаточное количество речевых реакций

Наблюдая за детьми можно выделить 3 уровня такой активности.

Дети с низким уровнем развития самостоятельной двигательной деятельности могут активно выполнять физические упражнения только вместе с взрослым. У них важно вызвать интерес, желание повторить движения без помощи взрослого. Решению этой задачи помогут следующие приемы:

  • Выполнение упражнения вместе с взрослым
  • Самостоятельное выполнение после показа
  • Расстановка с ребенком необходимых пособий, снарядов вызывая у него желание их опробовать
  • Особые задания, например «Покажи, как ты умеешь играть с мячиком»
  • И др.

Дети со средним уровнем развития самостоятельной двигательной активности способны выполнять знакомые движения в знакомой обстановке при условии напоминания, узнавания ситуаций по расположению пособий. Такие дети готовы действовать не только по одному, но и вдвоем, и маленькой подгруппой. Эти дети с удовольствием помогут разложить пособия, предложат другим детям побегать и попрыгать с ними.

Дети с высоким уровнем проявления самостоятельности в двигательной деятельности умеют уже самостоятельно выбирать, расставлять пособия, выполнять освоенные движения в незнакомой обстановке и с новым оборудованием. У этих детей ярко выражена потребность в оценке своих действий взрослым: « Посмотрите, как я умею!» Такие дети с удовольствием вступают в общение с взрослым.

Поддерживать самостоятельную двигательную деятельность детей может физкультурно-игровая среда. Благодаря ей, дети получают огромное удовольствие от взаимодействия с различными предметами, приобретает уникальный двигательный опыт. Далеко не всегда прямое обучение ведет к лучшему овладению движениями. Самостоятельная деятельность в хорошо организованной физкультурно-игровой среде может привести к лучшему результату.

В связи с этим не надо тормозить их самостоятельность в двигательной деятельности. Следует поддерживать, поощрять, стимулировать ее. Для этого необходимо выделить достаточное место для движений детей с учетом их:

  • Интересов
  • Пола
  • Уровня двигательной активности
  • Двигательного опыта
  • Степени самостоятельности

Важно, чтобы пособий было достаточно, и они были разнообразны. Разнообразие предметов не только вызовет интерес к движениям, но и предупредит развитие однообразных двигательных стереотипов.

Дети в самостоятельной деятельности очень любят бегать. Однако чрезмерно продолжительный бег ведет к перевозбуждению нервной системы, переутомлению. Задача взрослого в этом случае подсказать детям, что еще можно делать кроме бега.

Важное условие успешной организации самостоятельной двигательной деятельности детей – это выделение для этого специального времени в режиме дня. Наиболее подходяще время для этого:

  • Утренний прием
  • До и между занятиями
  • На прогулке
  • После сна в вечернее время

Чтобы дети были активны в самостоятельной двигательной деятельности, педагог должен помнить о специальных приемах:

  • Наблюдать за детьми, видеть их всех, своевременно оказывать необходимую помощь
  • Привлекать детей к размещению пособий в группе, на участке, стимулируя тем самым желание выполнять движения
  • Поощрять действия детей, хвалить их, снимая тем самым напряжение, скованность
  • Предлагать детям пособия, соответствующие их опыту
  • Менять расположение пособий
  • При знакомстве с новым пособием показывать разные способы действий с ним
  • Включаться периодически в совместные игры с детьми, вызывая тем самым дополнительный интерес
  • Строить с детьми элементарные «полосы препятствий», используя для этого пособия, снаряды, мебель. Учить детей по-разному преодолевать их
  • Использовать специфические приемы руководства двигательной деятельностью детей с разным уровнем двигательной активности

Основным видом деятельности в дошкольном возрасте, как известно является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры.

Для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности детей в группе, на веранде необходимо создавать так называемые полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель, залезть на лестницу и др.)

В дверных проёмах можно укрепить тренажёр "Попади в кольцо", на полу яркой изолентой сделать разметку для игры в "Классики".

Желательно организовать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариативных игр.

Кроме того, в группе хорошо иметь картотеку разнообразных игр, движений, упражнений, состоящую из карточек, на которых схематически изображены обще развивающие игры, основные виды движений, элементы гимнастики, фрагменты эстафет и подвижных игр.

Работа с карточками может помочь детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, научит их организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам.

Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на карточках. Так, соединяя карточки, дети, например, составляют вариант игры-эстафеты и проигрывают её сначала мысленно, психологически готовя себя к предстоящему соревнованию.

Для повышения интереса к движениям можно продумать обозначения-значки ("серебряный", "бронзовый", "золотой") и обозначить показатели этих нормативов (например, для получения "серебряного" значка необходимо отжаться 7-10 раз, а для "золотого" - 10-20 раз). Размещаются карточки-нормативы на каждого ребёнка на наборном полотне в группе. После выполнения заданий на прогулке, в свободной игровой деятельности дети под руководством воспитателя дети режут полоски соответствующего цвета и укрепляют их на своей карточке.

Дети с низким уровнем двигательной активности

Причинами низкой двигательной активности могут быть:

  • Отклонения в состоянии здоровья
  • Недостаточный или избыточный вес
  • Неудовлетворительный психологический климат
  • Однородность. Бедность развивающей среды
  • Систематические запреты взрослых, в результате которых сформировался малоподвижный тип поведения.

Малоподвижные дети затрудняются найти пространство для игр, стараются уйти в сторону, выбирают малоактивные движения. Эффективным способом повышения двигательной активности такого ребенка может стать игра. Важно показать ему в игровой форме простые движения не требующие точности, предложить вместе со взрослым или с кем-то из детей « поучить» игрушку, куклу, повторить то же движение но с другим предметом. При этом не следует добиваться технически точного выполнения движения. На начальном этапе главное вызвать у ребенка интерес, желание выполнять те или иные действия. Обязательно необходимо активно поддерживать попытки ребенка. Периодически необходимо давать возможность детям действовать с предметами (мячи, ленты, обручи, скакалки) так, как они хотят. Если такие ситуации повторять регулярно, то многие дети сами без всякого побуждения постепенно овладеют некоторыми сложными движениями.

Активизации основных движений (бегу, прыжкам и др.) важно уделять особое внимание. Не надо бояться, что дети при этом утомятся. Они не устанут если:

  • Часто меняют движения
  • Темп выполнения
  • Амплитуду
  • Место выполнения

Такая деятельность обеспечит активный отдых, снимет утомление, активизирует психически процессы (внимание, память).

Дети с высоким уровнем двигательной активности

Они находят возможность двигаться в любых условиях, предпочитая бег, прыжки, избегая движений, требующих большой точности. Эти дети как бы не успевают вникнуть в суть упражнения, их движения импульсивны, эмоциональны. Большая двигательная активность создает высокую физическую нагрузку на организм ребенка, что может привести к отклонениям в сердечнососудистой системе. Такие дети подвержены простудным заболеваниям. Кроме того, физическое переутомление приводит к умственной утомляемости. Они могут выполнять задания в замедленном темпе, процесс запоминания у них затруднен, внимание рассеянное, они допускают большое количество ошибок. Чрезмерная подвижность является сильным раздражителем нервной системы, поэтому такие дети могут попадать в конфликтные ситуации.

У гиперактивных детей двигательная активность, не имеющая определенной направленности, составляет около 50%. Они отличаются расторможенностью, агрессивностью, крикливостью, им трудно переключиться на спокойные движения, требующие устойчивого внимания.

Сдерживать, ограничивать в движениях таких детей нельзя! Взрослый должен не запрещать движения, а регулировать их интенсивность. Необходимо подбирать движения требующие:

  • Сосредоточенности
  • Внимания
  • Точности
  • Сюжет должен сделать движение более осмысленным (не просто бег, а «езда на машине» по разным дорогам, соблюдая дорожные правила).

Дети со средним, нормальным, уровнем подвижности

Эти дети, при правильно организованной самостоятельной деятельности активны. Движения их хорошо развиты, двигательная активность саморегулируется, не требуя особого внимания со стороны взрослых. Они как правило имеют нормальную массу тела, редко болеют и хорошо усваивают учебный материал.

Зная специфику каждого ребенка, педагог направляет их самостоятельную двигательную активность в правильном направлении, что помогает их всестороннему, гармоничному развитию.

Известно, что для растущего организма решающее значение имеет двигательная активность. Однако в ДОУ её значение как фактора, стимулирующего резервные возможности физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Согласно современным данным, дети двигаются в два раза меньше, чем это предусмотрено возрастной нормой. Явно недостаточно внимания уделяется самостоятельной двигательной деятельности ребёнка.

Особую роль для укрепления здоровья ребёнка, его всестороннего психического и физического развития, а также для реализации потенциальных умственных и двигательных возможностей и стимулирования познавательной и творческой активности играет построение такой развивающей предметной и двигательной среды, которая, по Л. С. Выготскому, должна соответствовать "зоне актуального развития" самого слабого и "зоне ближайшего развития" самого сильного ребёнка в группе.

Наряду с заводскими пособиями целесообразно использовать оборудование из бросового материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости, координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре. Кроме того, оно может позволить обойтись без существенных материальных затрат, что весьма важно в условиях недостаточного финансирования дошкольных учреждений.


Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников в течение дня

«Костанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы

әкімдігінің білім бөлімінің № 44 бөбекжай бақшасы» МКҚК.

ГККП «Ясли –сад №44 акимата города

Костанай отдела образования акимата города Костанай».

Бубнова.С.В.,

воспитатель первой квалификационной категории

Одним из основных факторов оздоровления детей является двигательная активность. Первые семь лет - это годы бурного психического и физического развития ребёнка, организм которого и его функции ещё далеко не совершенны и легко подвергаются различным воздействиям. Вот почему так важно чтоб в этот период развития детей мы воспитатели обеспечили им педагогически целесообразную среду. От состояния здоровья ребёнка, умения владеть своими движениями, от его ловкости, ориентировки, быстроты двигательной реакции во многом зависит его настроение, характер и содержание игры, а в дальнейшем достижения в учебной и трудовой деятельности.

Правильная организация физического воспитания детей в повседневной жизни обеспечивает выполнение двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня.

Оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи программы физического воспитания детей осуществляются в различных формах: подвижные игры, прогулки, индивидуальная работа с отдельными детьми и небольшими группами, самостоятельные занятия детей различными видами физических упражнений и физкультурные праздники. Основу для успешного овладения двигательными навыками ребёнок получает на систематических физкультурных занятиях. Однако совершенствование, устойчивость приобретаемых навыков и самостоятельное приобретение их ребёнком в различных условиях жизни не могут осуществляться только путём одних занятий. Чтобы дать детям возможность упражняется и самостоятельно применять навыки в своей деятельности использую в установленном режиме дня различные формы работы.

Помимо ежедневной утренней гимнастики и определённого числа физкультурных занятий в неделю, в течение дня обязательно предусматриваю время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий и предоставляю возможность детям самостоятельно объединятся и играть или упражняться.

В практике своей деятельности подвижные игры планирую, организую и поощряю в различное время дня в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Утром до завтрака обязательно возникают игры по интересам детей. Среди них имеют место и самостоятельные подвижные игры небольших детских коллективов. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10-12 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 30-40 минут в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отвожу 10-15 минут. Эта форма работы открывает широкие возможности для физического совершенствования детей, укрепления их здоровья и закаливания. Предоставляю в распоряжении детей игровой материал, физкультурные пособия и инвентарь, стимулирующий двигательную активность. Стараюсь предложить новые сюжетно ролевые игры: ("Запуск ракеты", "Пожарные на учении", "Спортивные состязания" и т.д.).

Двигательную среду насыщаю различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. Для стимулирования двигательной активности в группе и на участке создаю полосы препятствий, чтобы дети могли выполнять различные двигательные задания (пройти по дорожкам, перепрыгнуть с кочки на кочку, пролезть в туннель и т.д.). Использую выносной материал ("Попади в кольцо", «Сбей кеглю», «Кольцебросс»), на асфальте практикую разметку для игры в "Классики". Стараюсь организовывать пространство таким образом, чтобы появилась возможность для многовариантных игр. Кроме того, в группе имею картотеку разнообразных игр, движений, упражнений состоящую из карточек на которых схематически изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы художественной гимнастики и акробатики, фрагменты эстафет и других подвижных игр. Работа с карточками помогает детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит их организовывать соревнования со сверстниками, подчинятся правилам. На участке предлагаю спортивные игрушки (вожжи, вертушки, каталки и др.) и мелкие физкультурные пособия (палки, обручи, мячи, скакалки, кегли, и т.д.)

Организуя с детьми разнообразные подвижные игры, способствую всестороннему развитию детей, содействую оздоровлению организма, обогащаю жизнь детей новым содержанием, воспитываю их чувства, поведение, ориентировку в окружающей среде, самостоятельность и творческую инициативу.

Индивидуальную работу с детьми по физическому воспитанию планирую на основе обследования, которое проводиться совместно со спорт- инструктором. Разрабатываются индивидуальные маршруты для детей. Индивидуальная работа планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок, она является естественной и органической частью общего педагогического процесса. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям, не только предлагаю ребёнку правильно выполнить упражнение, например по его образцу, но и стараюсь вызвать интерес к задаче. В случаях индивидуального обучения ребенок лучше осваивает данное двигательное действие. Занимаясь самостоятельно, ребёнок сосредотачивает внимание на действиях, ведущих к достижению увлекающей его цели.

Объединяю детей в небольшие группы при проведении подвижных игр с правилами, с целью уточнения этих правил, и усвоения обязательности этих выполнений. Выделяю застенчивых детей в роли ведущих, вовлекаю малоподвижных детей в двигательную деятельность и т. д.

Физкультминутки, пальчиковые игры (кратковременные физические упражнения) очень активно использую в своей работе в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями, а также в процессе самого занятия. Значение физкультминутки заключается в смене характера деятельности и позы ребёнка путём двигательной активности, снимающей утомление, восстанавливающей эмоционально-положительное состояние психики. Физкультминутки провожу в процессе самого занятия, сидя или стоя у стола, за которым дети занимаются. Она состоит из 2-3 упражнений на разгибание туловища, движение рук, активизирующих работу мышц и расширяющих грудную клетку, шага на месте. Всё это выполняется в течение 1-2 минут. Практикую физкультминутку между двумя занятиями, провожу её в виде подвижной игры и упражнений. По возможности при проведении физкультминутки даю доступ к свежему воздуху (открытые фрамуги, окна). По окончании упражнения, а если проводилась подвижная игра, непродолжительной ходьбы, напоминаю детям, чем они ещё будут заниматься, и предлагаю спокойно занять свои места.

Стимулом самостоятельной двигательной активности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе или на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий.

В группе детей третьего года жизни подбираю игрушки, стимулирующие самостоятельные первоначальные действия: различные каталки, коляски, автомобили, мячи, шары удобные для бросания, подбрасывания, прокатывания в воротца и т. д. Из крупных пособий, побуждающих детей к движению, использую горки, лесенки, скамейки, ящики и другие приспособления, на которых дети упражняются в лазанье, подлезании, ползании и т. д.

Для самостоятельной двигательной деятельности детей четвёртого года жизни подбираю двигательные игрушки, мелкие физкультурные пособия и игры в соответствии с программой. Использую для упражнений в бросании и метании мячи различных размеров, мешочки, кольца, разнообразные интересные по конструкции и форме: кольцеброс, щиты для метания, обручи, короткие и длинные скакалки. Для детей старших групп к концу года вместе со спорт- инструктором вводим игры с элементами спортивных игр - волейбол, баскетбол, городки, бадминтон- подготавливающие детей к ознакомлению с правилами этих игр и к овладению некоторыми простейшими элементами в целях подготовки к школе и занятию спортом.

Большое место в самостоятельной деятельности детей уделяю подвижным играм с правилами; они развивают творческую инициативу, организаторские умения, вырабатывают критерии оценки поведения участников и выполнение правил, сближают детей.

Всё указанное разнообразие самостоятельной двигательной деятельности детей предусматривается в циклограмме. Всю многообразную двигательную деятельность детей в течение регулирую и отслеживаю. От него зависит создание спокойной обстановки, поддержание жизнерадостного настроения детей, целесообразная занятость каждого ребёнка, необходимая смена деятельности, дозировка её, соблюдение всего двигательного режима. Стараюсь всегда помочь детям, и в то же время не спешить и не лишать их инициативы, возможности думать, проявлять усилие при усвоении физических упражнений, выполнении различных игровых заданий и т. д.

Жизнь детей в течение дня должна протекать в рамках установленного режима, без спешки и постоянных поторапливаний, противоречащих основам гигиены нервной системы ребёнка. Поэтому физическое воспитание во всех его компонентах чередую с другими занятиями и деятельностью детей. Соблюдение систематического чередования вызывает положительную реакцию детей и хорошие результаты.

Вся педагогическая работа направлена на то, чтобы дети ежедневно сумели научиться чему-то новому, усовершенствовали уже знакомое, обогащали свои знания и чувства, а, уходя домой, имели интересную перспективу на завтра - поиграть в обещанную интересную игру, совершенствовать свои возможности используя разнообразное спортивное и игровое оборудование.

.

В современных условиях развития общества и перемены в системе образования в связи с переходом на ФГОС назрела необходимость изменения содержания образования.

Процесс реорганизации всей системы образова­ния подразумевает появление новых более эффективных психолого-педагогических подходов к организации воспита­ния и обучения, особенно в системе дошкольного образования, как первой его ступени.

Одной из сторон организации воспитания и развития личности является физическая культура, расширяющая адаптационные воз­можности ребенка. Двигательная активность способствует укреплению здоровья человека, повышает его функциональные возможности, способность противостоять негативным факторам окружающей среды. Это особенно важно сегодня, в условиях резко возросшего темпа жиз­ни.

Поэтому цель моего реферата: - раскрыть теоретические основы самостоятельной двигательной деятельности детей в дошкольном учреждении.

Поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста;

Охарактеризовать организацию рационального двигательного режима

Самостоятельной двигательной активности в ДОУ;

Показать самостоятельную двигательная деятельность дошкольников как

Методику здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении;

Раскрыть роль систематической, самостоятельной двигательной деятельность детей в их физическом и психическом развитии.

1.Понятие самостоятельной двигательной деятельности детей

дошкольного возраста

При овладении техникой какого-либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере даль­нейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык.

Умение детей дошкольного возраста выполнять новое двигательное действие возникает на основе предпосылок к активности.

Под самостоятельной двигательной деятельностью детей понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбиваю­щих факторов и нестабильностью итогов.

Роль двигательных умений может быть различной. В одних случаях умения доводят до навыков, если необходимо добиться совершенного владения техникой двигатель­ного действия. В других случаях двигательные умения вырабатыва­ются без последующего перевода их в навыки. В этом случае они являются как бы вспомогательными.

Двигательный навык - это оптимальная степень владения тех­никой действия, характеризующаяся автоматизированным (т.е. при минимальном контроле со стороны сознания) управлением дви­жениями, высокой прочностью и надежностью исполнения.

Эффективность процесса обучения, продолжительность пере­хода от умения до уровня навыка зависят от:

1) двигательной одаренности (врожденные способности) и двигательного опыта обучающегося (чем богаче двигательный опыт, тем быстрее обра­зуются новые движения);

2) возраста обучающегося (дети осваи­вают движения быстрее, чем взрослые);

3) координационной слож­ности двигательного действия (чем сложнее техника движения, тем длительнее процесс обучения).

Воспитание культуры здоровья и оздоровление детей - главная задача нашего педагогического коллектива ведь мы живем в условиях, где преобладает недостаток ультрафиолетовых лучей и кислорода, короткое лето и длительная зима.

Все это-отрицательно влияют на здоровье всех жителей региона, и в первую очередь детей.

Большую часть времени дети вынуждены находиться в помещении, ограничивая себя в движениях.

Под культурой здоровья принято понимать формирование потребности в двигательной деятельности, воспитание интереса к здоровому образу жизни. Чтобы воспитать потребность ребенка в ежедневной двигательной активности они должны быть включены в более широкий, содержательный контекст детского развития.

Чтобы развивалась двигательная культура ребенка, он должен экспериментировать с движением, решать двигательные "задачки". Главным содержанием двигательной деятельности должна быть не тренировка движений, а развитие двигательного воображения.

Это означает, что в основе движений должно лежать их одушевление. Иными словами, движения должны быть образными, позволяющими ребенку превращаться в различных персонажей реальной и фантастической жизни. В этом случае движение существует не само по себе, а в качестве элемента особого языка - языка движений.

2. Организация рационального двигательного режима

Движение – здоровье, движения – радость, движение развитие заверяют врачи, психологи, педагоги-все, кто общается с малы­шами, учит и лечит их, научно обосновывает возрастные, физио­логические, психологические особенности. Двигательная актив­ность-необходимое условие разностороннего развития ребенка: окружающий мир он познает через движения, в них находит выход своей неуемной жажде познания, энергии, фантазии. Дви­жения создают условия для развития интеллекта, стимулируют речевую и эмоциональную активность, учат общению; словом, движение-это жизнь ребенка, его стихия! Не случайно Е.А. Аркин назвал младшего дошкольника «существом преимуществен­но моторным». Отсюда и особые требования к двигательному режиму, например, в группе детей двух-трех лет: он должен обеспечить двигательную активность малыша в пределах 5-7 тыс. шагов в день, богатую составом двигательных действий, видов и форм деятельности. Не менее 60% периода бодрствования детям тре­буется находиться в движении, а это при 12-часовом пребывании в детском саду составляет 4-5 ч.

Основу двигательного режима составляет самостоятельная двигательная деятельность, которая должна занять свое четкое место в общем режиме дня: утренний прием-20-30 мин, после завтрака -10-15 мин, в перерывах проведения организованной образовательной деятельности 10-15 м, после сна-15-20 мин, на прогулках - 80-90 мин.

На этом возрастном этапе организованная деятельность за­нимает немного времени, однако все же воспитателю необходимо постоянно искать новые возможности для активных движений детей.

Организация рационального двигательного режима является одним из основных условий обеспечения комфортного психологического состояния детей. Кроме того, имеется прямая взаимосвязь, как указывают специалисты, между двигательным ритмом и умственной работоспособностью ребенка. Вредна, отмечают они, как недостаточная, так и излишняя двигательная активность.
Отправной точкой при организации двигательного режима детей должна стать естественная потребность организма в движении. Она составляет в среднем от 10 до 15 тысяч передвиженийв сутки для детей 6-7 лет; 10-12 тысяч - для детей 5-6 лет; 8-10 тысяч - для детей 3-4 лет; 6-8 тысяч - для детей 2-3 лет. Около 60-70% этого количества движений должно приходиться на период пребывания ребенка в образовательном учреждении.

Оптимальным двигательный режим будет считаться при следующих условиях:

Соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%;

В течение дня у детей не наблюдается признаков рассеянности внимания или явно выраженного утомления;

Имеет место положительная динамика физической работоспособности детей;

Артериальное давление детей в течение всего дня соответствует возрастной норме.

При организации двигательного режима должна быть учтена степень моторности каждого ребенка возрастной группы.

Детям в зале или на улице должна быть предоставлена возможность самостоятельных действий на игровой или спортивной площадке. Воспитателям необходимо позаботиться о том, чтобы им было чем заняться.

Например, поиграть в мяч или покачаться на качелях, погонять шайбу или попрыгать через скакалку. На самостоятельную двигательную деятельность отводится от 6 до 10 минут. Она является своеобразной психической разгрузкой для детей. О физической нагрузке в данном случае беспокоиться не стоит, дети всегда в состоянии регулировать ее и никогда не перегружаются.

Нужно, чтобы всегда в движениях малышей были элементы «старатель­ности», обдумывания, какого-то сравнения, понимания резуль­тата: в этих случаях активизируются мышление, память, вообра­жение, что сказывается на общем развитии этих психических процессов. Полезно из отдельных разрозненных физкультурных пособий выстраивать комплексы, различные «полосы препятст­вий», иногда намеренно создавать «экстремальные» условия для движений, например в свободной групповой комнате натягивать шнуры, ленты, веревки на разной высоте, чтобы наблюдать, как дети будут выполнять движения (подлезать, перешагивать, пере­прыгивать, обходить, наталкиваться, может быть, запинаться). Для воспитателя здесь главное - получить информацию о том, как ребенок воспринимает новую обстановку, умеет ли выпол­нять хорошо знакомые ему движения в новых условиях, радует ли малыша эта новизна, появились ли хотя бы самые малые элементы творчества.

Важнейшим элементом «двигательной грамоты» является умение выполнять движение вдвоем, в подгруппе, в коллективе сверстников. Отметим, что общение детей в двигательной дея­тельности быстрее, естественнее и проще приводит от деятель­ности рядом к деятельности вместе. Здесь очень редки ссоры и всегда много эмоций.

3. Самостоятельная двигательная деятельность дошкольников как методика здоровьесберегающей педагогической системы в дошкольном образовательном учреждении

Потребность детей в движении наиболее полно реализуется в их самостоятельной деятельности. Самостоятельно, но под руководством воспитателя происходит и освоение всех основных движений. Вот почему так важно создавать условия, необходи­мые для того, чтобы каждый малыш имел возможность дви­гаться сколько хочет, чтобы деятельность его была содержатель­ной и разнообразной.

Индивидуальное моторное развитие осуществляется через самостоятельные действия с игрушками, физкультурным оборудованием, в общении ребенка со сверстниками.

Однако в возрасте двух-трех лет дети тянутся и к более широкому общению друг с другом. Им нравится заниматься всем вместе, если при этом обеспечиваются условия для актив­ности каждого, если воспитатель умеет создать на занятии оптимальную психологическую среду, учитывающую не только возрастные, но и индивидуальные особенности занимающихся.

Назначение занятий по физкультуре состоит в том, чтобы:

Обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для всех детей данного возраста и для каждого ребенка в отдельности физические нагрузки;

Удовлетворять естественную потребность детей в движении, запрограммировав определенную ее дозу;

Давать возможность каждому малышу демонстрировать свои двигательные умения сверстникам и учиться у них («себя показать и других посмотреть»);

Создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребенком адекватных форм по­ведения, встрече с красивым и увлекательным окружающим миром.

Каждое из режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности - это определенная «оздоровительная доза» в виде движений, физической нагрузки, работающая на здоровье ребенка, его правильное физическое развитие и физическую подготовлен­ность; это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребенку возможность общения со сверстни­ками и воспитателями, т.е. социальный комфорт, а освоение двигательных умений - возможность самовыражения.

Когда дети должны самостоятельно двигаться? В любое время, когда они этого захотят! Поэтому должны быть проду­маны условия для движений. Обязательно каждый из детей должен получить свою «двигательную дозу» во время утреннего приема, после завтрака перед занятием, на прогулке, после дневного сна.

Каждому из режимных отрезков соответствуют особые тре­бования к интенсивности движений. Во время утреннего приема двигательная деятельность спокойная, умеренная. Воспитатель занят приемом детей, не может уделить должного внимания прямому руководству ею и поэтому заранее создает условия для простых, хорошо знакомых детям движений, не тре­бующих страховки: раскладывает на полу плоскостные дорож­ки, шнуры, дуги, кегли, несколько раз меняет их располо­жение, что-то быстро убирает, что-то объединяет в единый комплекс.

На прогулке дети должны двигаться много, активно. Движе­ния могут быть сложные, так как есть возможность и поучить каждого ребенка отдельно, и обеспечить ему нужную страховку.

Воспитатель сам определяет время занятия, его содержание, длительность, место проведения, количество занимающихся, руководствуясь своим знанием индивидуальных особенностей малышей.

Нужны ли обязательные, традиционные три части занятия? Условно-да. Надо все занятия начинать с разминочных упраж­нений, чтобы подготовить организм к нагрузке, пик нагрузки обеспечивать ближе к концу, а в самом конце давать малопод­вижные упражнения для восстановления дыхания и отдыха. Недопустимы команды, громкое шумовое оформление, заорганизованность. Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учетом детских интересов и нести им радость и удовольствие.

Формы проведения режимных отрезков самостоятельной двигательной деятельности могут быть самые разнообразные

4.Роль систематической, самостоятельной двигательной деятельности

детей в их физическом и психическом развитии .

Систематическая, двигательная деятельность детей играет важную роль в физическом и психическом развитии ребенка, поэтому расширение и обогащение двигательного опыта детей дошкольного возраста - одна из основных задач, стоящая перед коллективом ДОУ.

Самостоятельная двигательная деятельность детей влияет на следующие функции:

Оздоровительные : охрана жизни и укрепление здоровья детей, содействие правильному физическому и психическому развитию детского организма, повышение умственной и физической работоспособности.
Развивающие: развитие движений, формирование двигательных навыков и физических качеств (ловкость, быстрота, сила, выносливость), формирование правильной осанки.

Образовательные: обогащение знаний детей о своем организме, здоровье, о путях его укрепления, сохранения, ответственного отношения.
Воспитательные: воспитание положительных черт характера (смелость, решительность, настойчивость), нравственных качеств (доброжелательность, взаимопомощь), волевых качеств (сила воли, умение побеждать и проигрывать), формирование привычки к здоровому образу жизни, желания заниматься физическими упражнениями (в том числе не ради достижения успеха как такового, а для собственного здоровья).

У детей, систематически занимающихся самостоятельной двигательной деятельностью, отмечается устойчивое положительное настроение. К. Никитин объясняет это отвлечением от тревожащих эмоций, которые захватывают все функции организма, а также концентрацией внимания и образованием в центральной нервной системе сильных очагов возбуждения. Они в определенной степени подавляют стойкие доминантные очаги, обусловившие угнетенное или раздраженное состояние.

Двигательная деятельность действует на нервную систему, способствует душевному равновесию даже в том случае, если ребенок был в спокойном состоянии.

Самостоятельной двигательная деятельность особое значение имеет для детей с функциональными заболеваниями нервной системы, которых нетрудно определить по чрезмерному возбуждению или стойкой апатии. Именно у них наблюдаются нарушения сна и аппетита, частая смена настроения, отмечаются трудности запоминания, резко снижается способность концентрации внимания.

Регулярная самостоятельная двигательная деятельность (пусть даже по 6-10 минут) способствуют развитию памяти и внимания, устранению речевых депрессий, у детей дошкольного возраста, дошкольники становятся более уравновешенными.

Физическая и психическая компоненты в двигательной деятельности тесно взаимосвязаны. Во время подвижных игр у детей дошкольного возраста укрепляются различные группы мышц, тренируется вестибулярный аппарат, осуществляется профилактика нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, возможность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших - все это создает у детей состояние особого психологического комфорта.

Заключение

Цель физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста - максимально всестороннее развитие ре­бенка в соответствии с его возможностями. Поскольку ребе­нок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплина не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогических задач, как двигательная деятельность. Многообразие упражнений при самостоятельной двигательной деятельности, варьирование методических приемов позволяют педагогу фор­мировать у детей знания и умения, касающиеся не только са­мого предмета занятий - упражнений, но и смеж­ных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого пе­дагогического процесса.

Для полноценного формирования детской личности требуется не только приобретение новых знаний и умений, но и возникновение новых потребностей и мотивиро­ванных интересов. Достижения в развитии детей в значитель­ной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к двигательной деятельности, к чему они стремятся, как эмоционально относятся к окружающей обстановке, людям и стоящим перед ними зада­чам.

Дети дошкольного возраста не способны к длительным, монотонным тренировкам, которые часто необходимы для вы­работки тех или иных компенсаторных навыков и качеств. Поэтому вся работа должна быть построена таким образом, чтобы режимные отрезки самостоятельной двигательной деятельности проводилась ненавязчиво, в процессе наибо­лее привлекательных видов, и занятия, основанные на подвижных играх, можно рассматривать как полигон для решения целого комплекса задач, направленных на обогащение интеллекта, моторного и речевого развития, образование, воспитание, оздоровление ребенка.

Список использованной литературы

1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / С. А. Козлова и Т. А. Куликова. - 6-е изд., испр. - М. : Academia, 2006 . - 415 с.

2. Медведева, Т. Активная деятельность старших дошкольников / Т. Медведева //Дошкольное воспитание, N8, 2006. - С.22-26.

3. Смурова, Т. С. Двигательная активность в жизнедеятельности детей / Т. С. Смурова //Теория и практика физической культуры, N6, 2007. - C.24.

4. Энциклопедия систем жизнеобеспечения. - Т.1: Энциклопедия систем жизнеобеспечения: знания об устойчивом развитии / гл. ред. С. Б. Созинов. - М. : Изд. Дом Магистр - Пресс: Юнеско, 2005 . - 1302 с. - С.470-471.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх