Упражнения для отработки красивого почерка. Как выработать красивый почерк

Красивый и аккуратный почерк становится все большей и большей редкостью. Компьютер есть уже, пожалуй, в каждом доме и уж точно в каждом офисе, так что подавляющее большинство текстов и посланий не пишутся от руки, а набираются на клавиатуре.

Впрочем, для двух категорий граждан – школьников и студентов – этот вопрос более чем актуален. Для первых написание а-ля «курица лапой» чревато низкими оценками, а у вторых к этому добавляется еще и неспособность прочитать собственный конспект. Да и многие из взрослых предпочли бы иметь красивый почерк.
Если ваша задача - улучшить почерк и научиться красиво писать, настройтесь на тренировки, несложные, но регулярные. Для начала присмотритесь к тому, как вы пишете. Возможно, причина плохого почерка - слишком сильный нажим, и как следствие – быстрая утомляемость. Если ручка продавливает тетрадный лист так, что он становится ощутимо неровным – значит нажим чрезмерный. Нужно меньше давить на ручку, а также чаще делать перерывы и гимнастику для рук.

Если вопрос «Как улучшить почерк?» возник у вас относительно ребенка – все советы и рекомендации, приведенные здесь, тоже подойдут. Однако для детей, только осваивающих письмо, одним из самых важных факторов будет то, насколько правильно они держат ручку. Неправильная постановка руки при письме приводит к тому, что ребенок быстро устает и тут уж не до красоты. Чтобы избежать этого, можно приобрести ребенку специальную ручку с «подсказками» - углублениями для пальцев. Такую ручку будет удобно держать лишь правильно. Взрослым и старшим школьникам для уроков чистописания лучше взять перьевую ручку с чернилами.

Кроме того, детям нужно помочь развить мелкую моторику рук, которая играет большую роль в каллиграфических способностях. Моя учительница начальных классов в свое время для этого рекомендовала всем родителям подключать своих детей к перебиранию различных круп перед приготовлением (рисовой, гречневой). Сейчас крупы никто не перебирает, но появилось множество других методик для развития мелкой моторики.

Первое правило того, кто хочет улучшить свой почерк – писать нужно медленно, конспектирование на лекциях и совещаниях ситуацию не улучшит, скорее наоборот. Так что научиться красиво писать без отрыва от производства не получится - тренироваться придется отдельно.

Для того чтобы вспомнить правильное начертание букв, придется вернуться к основам – к «Прописям». Покупать их вовсе не обязательно – достаточно скачать шрифт с названием Primo, а после набрать и распечатать любой нужный текст. Результат будет точь-в-точь как в «Прописях».

Для тренировок лучше выбирать стихи классиков – так можно не только улучшить почерк, но и повысить свой культурный и образовательный уровень. Особенно это важно, если вы работаете над почерком ребенка. Высокую поэзию наподобие «Мама мыла раму» лучше заменить на «Мороз и солнце; день чудесный!».

Для сторонников позитивного мышления подойдут всевозможные аффирмации как отличный способ сочетать полезное с очень полезным. Еще одна знаменитая фраза поможет отработать правильное написание букв: «Съешь же еще этих мягких французских булок, да выпей чаю», ее особенность в том, что тут встречаются все 33 буквы русского алфавита.

В качестве тренировки можно просто переписывать тексты, поглядывая на образец и стараясь писать буквы ровно. Поначалу не нужно гнаться за скоростью – не важно сколько времени уйдет на написание одной строки, важно лишь чтобы написано было красиво. Скорость начинайте увеличивать только тогда, когда качество написания будет вас устраивать.

Для первых занятий можно распечатать все тем же «письменным» шрифтом Primo несколько стихотворений на принтере и, положив наверх тонкий лист бумаги, обводить буквы – это упражнение поможет, что называется, набить руку.

Можно принять за образец почерка не стандартные «Прописи», а почерк, который вам нравится, где бы вы его ни встретили – у знакомого или же это автограф кого-то из знаменитостей. В этом случае нужно иметь пред глазами несколько строк, идеально, с вашей точки зрения, написанных.

А еще работа над улучшением почерка – это отличный повод взять в руки цветные карандаши и прикупить несколько раскрасок. Почему бы не вспомнить детство? Раскрашивание – отличное вспомогательное упражнение для тех, кто твердо решил сделать свой почерк красивее. А как будут рады дети! Совместное художество сплотит семью. Чтобы эта работа была эффективной, не «выступайте» за линии и следите, чтобы штрихи были ровными и аккуратными. Вы удивитесь, когда обнаружите, что такое «детское» занятие требует сосредоточенности и ловкости рук.

Еще один секрет красивого почерка – совершенно ни к чему настраиваться на исключительно «безотрывное» письмо. Если соединять буквы правильно, ручку можно и отрывать от бумаги – ничего страшного не случится. А вот уставать рука будет меньше.

Ведите дневник, ежедневник, записывайте свои мысли, а также желания и цели. В «нарядной» тетрадке вы, безусловно, будете стараться писать красивее. Берите ее в руки только тогда, когда у вас достаточно времени, чтобы не торопясь и красиво написать несколько важных фраз.

А еще, стараясь улучшить почерк, не переусердствуйте. Графологи утверждают: безупречный каллиграфический почерк – признак человека исполнительного, серьезного и… немного скучноватого, лишенного творческого подхода. Так что ваши «родные» закорючки, возможно, не так уж и плохи. Если ваш почерк разборчив и легко читается, это уже хорошо.

Ноябрь 26, 2015

Как-то мой сын первоклашка задал мне довольно резонный вопрос: «Мама, а зачем красиво писать? Ты на компьютере набираешь часто, а от руки пишешь редко. И вообще, за такой почерк, как у тебя, надо в угол ставить». Я пару минут обдумывала ответ и попыталась объяснить ему такую важную вещь, как необходимость суметь написать важную информацию разборчиво, чтоб другие могли ее понять. Я приводила разные примеры из книжек и из жизни — и записку с координатами необитаемого острова, на который ты попал после кораблекрушения, и рецепт понравившегося торта. А еще мы посмотрели в интернете, как по почерку судят о характере человека. Потратив на всё обсуждение полчаса, я смогла убедить сына в необходимости уметь писать красиво. Вот так началась наша совместная работа по улучшению почерка.

В этой статье вы узнаете всю информацию, которая помогла нам с сыном продуктивно трудиться в нужном направлении:
— основные требования к почерку;
— влияние почерка на выполнение заданий;
— причины плохого почерка;
— практические рекомендации по улучшению почерка.

Основные требования к почерку.

Педагоги считают основным требованием к почерку – разборчивость. Для достижения этого необходимо следить за следующими показателями:
— буквы должны быть размещены на линиях строки;
— правильность написания букв;
— различие заглавных и строчных букв;
— расстояние между словами и буквами в слове. В среднем, на строке должно помещаться не более восьми слов;
— начиная с восьми лет, требуют слитного написания рукописного текста;
— аккуратность написанного текста в течение всего времени, а не только на поздравительной открытке.

Влияние почерка на выполнение заданий.

Когда у детей что-то не получается, они расстраиваются. Также обстоят дела и с плохим почерком — детям стыдно, поэтому они спешат поскорее покончить с домашним заданием. Иногда нежелание писать подталкивает детей на некрасивые поступки – истерики, крики, ложь. Приступая к выполнению домашней работы, затягивают время, становятся рассеянными и уставшими, что сразу сказывается на результатах. Иногда на выполнение заданий тратится так много времени, что не остается на подвижные игры, необходимые для восстановления сил.

Есть и другая крайность – ребенок так сильно старается писать красиво и аккуратно, что в его памяти не остается места для осознания смысла текста, орфографии и пунктуации, в результате возникают ошибки по .

Часто дети, у которых есть проблемы с почерком, пишут только требуемый минимум и не хотят выполнять дополнительные задания. О таких говорят, что они учатся удовлетворительно, но без удовольствия. Письменная работа у такого ребенка часто выполнена на уровень ниже, чем устные задания.

Причины плохого почерка.

Основной причиной плохого почерка часто считают лень ребенка. «Ну, неужели так сложно остановиться и подумать о том, что ты пишешь! Лучше не спешить, а сразу сделать качественно» — часто восклицают родители и некоторые педагоги. То, что воспринимается, как лень, на самом деле вершина айсберга. Вспомним, как происходит написание текста школьником с проблемным почерком. Даже когда ребенок старается, его всё равно часто исправляют, отчитывают, упрекают, иногда угрожают и унижают. Позвольте, а вам не хотелось бы скорее закончить эту неприятную процедуру? Вот и ребенок спешит закончить неблагодарный труд.

Основными причинами плохого почерка, если верить ученым, является проблема пространственного восприятия и плохо развитая моторика рук, когда плохо налажена связь «глаз – рука». От пространственного восприятия зависит возможность мозга воспринимать предметы в пространстве – их расположение, размер, форму.

Посредством мелкой моторики мозг получает и посылает сигналы от малых мышц в теле, которые находятся в кистях рук, ступнях ног, шее, лице. От крупной моторики зависят сигналы от крупных мышц, которые находятся в руках, ногах и туловище. Часто бывает, что развиты навыки крупной моторики, а над навыками мелкой моторики необходимо поработать. Развивать моторику рук всегда актуально, так как этот навык управляет почерком, рисованием, лепкой. Часто дети не просто ленятся застегивать пуговицы, и шнуровать обувь – им тяжело дается этот вид деятельности.

Если проблемы с почерком носят серьезный характер, ребенку могут поставить диагноз «дисграфия» (дис – «затруднение», графия – «письмо»). Обычно эти нарушение наблюдается в комплексе с другими расстройствами речи и психических функций – например, синдром дефицита внимания, гиперактивность или аутизм. Если вам кажется, что ребенку крайне сложно писать, было бы уместно нанести консультационный визит к специалисту для определения причин. Некоторые из родителей, видя, что трудности с письменными заданиями не катастрофичны, предпочитают переждать пару лет. Они надеются, что ребенок перерастет эти трудности и всё будет замечательно. Конечно, с возрастом навыки мелкой моторики становятся лучше, но за это время у ребенка сформируются плохие привычки. Именно поэтому, я считаю, что навыки мелкой моторики надо методично улучшать и оптимальным вариантом являются ежедневные короткие упражнения.

Когда мой сын ужасно писал в чистовике, я сердилась и бранилась. Скажу честно, я неоднократно заставляла его переписывать домашнюю работу, но это не приближало желаемый результат. Ребенок писал неаккуратно, обидевшись на мое суровое поведение и причитая о несправедливости. И тогда я начала искать способы, как достичь старания и аккуратности, и при этом не ссориться с ребенком. Лично нам помогли советы Ноэль Дженис – Нортон.

Совет 1. Чтобы добиться конкретного результата, мы должны вначале объяснить, как это сделать, а затем научить и проконтролировать запоминаемость – только так можно сформировать привычку делать правильно. Например:
— ребенок путает буквы, будет логичным спрашивать: «А как понять, что это буква «б», а не буква «в».
— возникают проблемы с написанием заглавных букв, можно спросить: «Как ты думаешь, что из прочитанного является именем?»

Совет 2. Перед тем, как начать какую-либо тренировку, обсудите поставленную задачу и сроки ее выполнения.

Совет 3. Самые первые буквы лучше писать крупными, детям очень нравится писать мелками на доске – это может помочь привить интерес к письму. Дайте детям выбрать слова, которые они хотят научиться писать. Обычно выбирают имена — свое, родственников или друзей; иногда — названия домашних животных (кот, пес). Попробуйте написать слова сами, а ребенку разрешите обвести ваши буквы другим цветом.

Совет 4. Предложите ребенку поиграть в сыщиков. Дайте ему в руки любую газету, журнал и попросите найти какую-нибудь определенную букву на целой странице. Моему сыну нравилось обводить, а затем считать, сколько раз он был внимательным.

Совет 5 . Упражнения для улучшения почерка лучше выполнять карандашом – это позволит стереть неудачный момент, а не переписывать слово заново.

Совет 6. Начните работать над аккуратностью написания, потому что детям легче написать буквы не выходя за границы строчек, чем точно передать соразмерность и изгибы. Если заметили неправильное написание, вам стоит немедленно вмешаться. Это нужно сделать в дружелюбной форме, рассказывая конкретно об ошибке. Ни в коем случае не стоит унижать ребенка, даже если он методично допускает одну и ту же ошибку. Например: «Ты верно написал заглавную букву, но она того же размера, что и строчная. Подумай, как это написать правильно».

Совет 7. Следите за ногами ребенка, так как от этого зависит осанка ребенка. Ноги должны уверенно стоять на полу, потому что только в таком положении ребенок будет сидеть ровно, удобно и сможет написать красивые буквы.

Совет 8. Работайте над пространственным восприятием. Очень полезным и удобным способом являются карточки с буквами, которые можно купить или сделать своими руками. Разложив карточки в ряд, вы можете проанализировать вместе с ребенком, что у букв общего и чем они отличаются. Приведу примеры:
— сгруппируйте все высокие буквы;
— сгруппируйте все хвостатые буквы;
— найдите все буквы, в которых есть овал;
— подумайте, какие буквы можно перепутать, если небрежно написать («п» и «г»; «о» и «с»; «н» и «п»).

Совет 9. Не скупитесь на ! Чем чаще вы будете хвалить буквы, подробно описывая их положительные качества, тем скорее ребенок начнет сам различать те буквы, которые требуют исправлений. Примеры похвалы:
— все буквы поместились на линии, как птички на ветке;
— теперь буква «а» явно отличается от «о», потому что ты написал ей уверенный хвостик;
— большая буква «Б» оповестила всех, что Борис – это имя.

Детям очень нравится, когда их хвалят, поэтому смело можем это использовать на благое дело.

Совет 10 . Старайтесь все навыки тренировать в игровой форме. Примеры наших игр.

«Волшебная палочка». Пишите буквы и слова в воздухе – это поможет улучшить координацию глаз и руки. Размашистые движения делать проще, чем мелкие движения кистью руки, а тренировка навыка идет полным ходом.

«Автогонщик». Вы рисуете две параллельные полосы – дорогу, задача ребенка – вести карандаш посередине, не выходя за границы и не вылетая в кювет. Чем уже дорога и больше поворотов, тем сложнее быть асом.

Не бойтесь фантазировать и играть – это всегда веселее, чем методично добиваться вершин мастерства. Если хотите, чтобы ребенок полюбил писать, можно предложить ему переписываться с вами на доске мелками или листиками на холодильнике. Моей знакомой восьмилетней девочке понравилась идея вести яркий ежедневник, а моему сыну – оформлять альбом с анкетами для друзей. Можно ввести в обиход новую традицию – оформлять и подписывать поздравительные открытки всем одноклассникам и знакомым. И пусть эти творения не поставят в рамочку для примера изящной каллиграфии, но с каждой открыткой у ребенка будет накапливаться опыт и расти . Верьте в успех – и он появится!

Улучшить почерк – значит сделать его более выразительным, каллиграфическим, более понятным для чтения и приятным восприятия. Если у вас далеко не идеальный почерк, то начать занятия по его улучшению нужно с анализа исходных данных, а именно: ответить на вопрос, чем плох тот почерк, которым вы владеете.

Обладая достаточно развитой самокритикой, с анализом можно справиться самому. Для этого, взять страничку с текстом, написанным собственноручно и дать объективную оценку тому, что у вас перед глазами.

  1. Буквы слишком мелкие, слишком большие, либо разной высоты;
  2. Наклон чрезмерно скошен вперед, назад, или вообще отсутствует;
  3. Нажим слишком сильный, или слишком слабый;
  4. Соединение букв отсутствует или неоднородно;
  5. Какие-то буквы написаны просто невыразительно, а какие-то вовсе нечитабельны, написаны с отклонением от норм каллиграфии.

Что касается пункта 5, то его лучше анализировать с посторонней помощью, потому что человек привыкает к своему почерку и зачастую не понимает, почему для других людей он не читабелен.

Итак, анализ исходных данных сделан. Он и будет той программой-минимум, которую надо выполнить посредством занятий для улучшения почерка.

  • Если буквы слишком мелкие, слишком крупные или разной величины, значит надо заново учиться писать ровными буквами, используя обычную ученическую тетрадку-прописи, чтобы не выходить за рамки горизонтальных линий.
  • Если наклон слишком скошен вперед, назад или вообще отсутствует, то необходимо обзавестись стопкой тетрадей в косую линейку и методически работать над написанием слов и букв под правильным наклоном. Кстати, графологи утверждают, что манера письма с наклоном вперёд - признак сердечности, эмоциональности; а почерк с наклоном назад - признак холодности и сдержанности. Так что, кроме улучшения почерка вы еще и узнаете кое-что о себе с точки зрения графологии.
  • Если нажим слишком сильный, значит нужно учиться контролировать то, как вы держите ручку. Не надавливайте на нее, учитесь держать ее непринужденно. Следить, чтобы во время письма шея, плечи, руки были расслаблены, а осанка была бы правильной.
  • Если соединение букв отсутствует, либо оно неоднородно, рекомендуется упражняться в написании букв, используя метод «безотрывного» письма. Он предполагает соединение букв, не отрывая ручку от бумаги. Кроме того, вам опять же пригодятся прописи для отработки написания соединительных элементов.

Труднее всего, конечно, справиться с отдельными буквами. Их нужно учиться писать заново по всем правилам каллиграфии, выводя все элементы от начала и до конца. Заниматься этим нужно систематически, но без принуждения. Чтобы в написании букв задействовать механическую память, придется писать отдельные буквы и отдельные слова по нескольку страниц до победного результата.

Еще несколько практических советов:

  • Сформировать красивый почерк помогают упражнения, развивающие мелкую моторику пальцев. Это любые действия с мелкими предметами: плетение, вязание, лепка и пр.
  • Определите цель, к которой вы стремитесь: каким вы хотели бы видеть свой почерк. Выберите желаемый вариант из образцов рукописных или компьютерных шрифтов. Создайте образец на листе бумаги, а затем тщательно имитируйте выбранный стиль письма.
  • Выберите для тренировок прозу или стихи классиков – так вы не только улучшите почерк, но и повысите свой культурный уровень.
  • Если вы владеете техникой медитации, используйте ее для работы над совершенствованием почерка. Представляйте, как вы ровно и красиво пишете. Придумайте соответствующую аффирмацию, чтобы ускорить желаемый результат.
Раздел:

Полезная статья. Очень жаль, что таких не было 30 лет назад, когда я учился в школе. Почти все недостатки почерка в статье были и у меня. В результате почерк - хуже всех в классе, частые двойки за диктанты, контрольные, сочинения, нередко "единицы" проскакивали, плюс замечания учителей и насмешки товарищей по классу. В четвертом классе докатился до двоек в четвертях по математике, английскому, русскому. Не зная, как и чем помочь, родители ругали, усаживали за прописи, по совету классной руководительницы стали часто давать ремня за оценки, корявый почерк, грязь, особенно если в домашних заданиях, хотя до этого почти не били. В пятом классе двоек стало больше, почерк хуже и по совету классной руководительницы решили снова исправлять почерк ремнем и прописями, да и сам я что угодно готов был сделать, лишь бы начать писать нормально, как все, чтобы не ругали при всех учителя, не смеялись одноклассники. После очередного вызова в школу и строгого разговора дома меня усадили за черновики и прописи, а за каждый недостаток почерка каждую неделю меня пороли до синяков, пока он не исчезал, иногда по три и более раз. Больше всего доставалось за "слова и предложения «уезжают» вверх или вниз" и наклон букв в разные стороны. Лето пришлось просидеть над прописями и к 6 классу начал писать лучше многих. Проверяя мои тетради, учителя не верили сначала, что это пишу я, особенно классная руководительница, которая потом не раз говорила мне об исключительно благотворном действии ремня на меня. А на самом деле спасибо огромное тете и двоюродной сестре особенно, которые, увидев мои мучения, забрали меня в деревню на все лето, где сестра терпеливо занималась со мной во время недолгих перерывов в делах по хозяйству. Я помогал ей, а она почти заново учила выводить буквы и цифры, а когда выходила по делам, то ложила на стул широкий и длинный кожаный ремень, которого я боялся, как огня, и обещала выпороть как сидорову козу, если не буду заниматься и стараться. К концу лета труд и терпение сделали свое дело, почерк изменился к лучшему до неузнаваемости, хотя сестра почти не ругала, а ремнем била всего два раза за все лето и так легко, что ни одного синяка не оставалось. Добрейшей души человек она хотела показать мне, двоечнику, что шутить не будет. Дома же перед этим в неделю раз, а то и два раза ремнем до синяков влетало, бывало и пряжкой получал, но все равно писал неважно и учился плохо. Отдельное спасибо новой учительнице математики, которая пришла к нам в 6 классе, сразу поняла проблемы и мои и таких как я, начала с нами заниматься после уроков и терпеливо объясняла нам пройденный и непонятый материал, а родителям - о вреде ремня и битья вообще для отличной учебы. Стыдно было всем и мне, который уже считал себя плохим, раз не понимал по хорошему, и родителям, которые с одной стороны любили и души не чаяли, а с другой - уже отчаялись научить меня учиться, а потому регулярно пороли то ремнем, то пряжкой, пытаясь заставить учить уроки и перевоспитать сына-двоечника хотя-бы в троечника. На всю жизнь запомнилась занесенная надо мной рука, свист ремня и жгучая, ужасная, нестерпимая боль после каждого удара. Каждый раз было ужасно больно и стыдно перед соседями, а в школе - ходить в синяках и полосах на физкультуру. Двоек новая учительница тоже не ставила, у нее было всего три оценки - 5, 4 и 1, которую можно было исправить на 4, выучив материал. Родители больше никогда не били и много раз просили прощения за прошлые порки. Скольких страданий, боли, слез, страха и стыда можно было бы избежать, если бы было больше хороших, добросовестных, чутких учителей и материалов о том, как помочь решить школьные проблемы!

Есть мнение, что с годами меняется, да и засилье компьютеров освободило людей от необходимости что-то записывать вручную. Однако, всегда можно попасть впросак и вызвать недоумение у собеседников, ставших невольными свидетелями конспектирования какой-либо информации. Поэтому над улучшением почерка можно и нужно работать, а как, будет поведано в этой статье.

Как улучшить почерк взрослому человеку?

Придется на время снова стать первоклассником и обратиться к уже пройденному материалу – прописям. И пусть каждый человек пишет по-своему, есть вполне конкретный способ написания каждой буквы. Следует заново изучить их и начать тренироваться хотя бы по паре часов в день. Этот вариант особенно можно рекомендовать тем, чей почерк часто сравнивают с почерком врачей, у которых, как известно, невозможно разобрать ни одной буквы. Если человек в целом доволен техникой письма, но хочет исправить лишь определенные моменты, необходимо сосредоточиться именно на них.

Например, исправить сильный наклон можно, если стараться писать прямо, и наоборот. Если написанные строчки все время норовят уйти вверх или вниз, то это легко исправить, тренируясь в специальной тетради в линейку. Кроме того, тот, кто интересуется, как улучшить почерк взрослому, должен обратить внимание на то, как он держит ручку. Ее конец должен смотреть в правое плечо. При желании в любом магазине канцелярских товаров можно приобрести специальные насадки. Держать ручку необходимо на расстоянии 1/3 длины от пишущего края. Карандаш зажимают между большим и указательным пальцами, при этом первая его нижняя половина опирается на средний палец, а вторая – на сустав указательного. Не нужно сжимать инструмент для письма слишком крепко или слишком слабо.

Как улучшить свой почерк - упражнения

Существуют специальные тренировки, которые позволят повысить качество своей каллиграфии, вот они:


Другие способы

Для письма стоит использовать самые разные принадлежности и бумагу, ведь именно они во многом определяют его качество. Достаточно потренировавшись в прописях, можно перейти к написанию целых предложений. Существует множество панграмм – предложений, в которых присутствуют все буквы алфавита. Переписывая их снова и снова, можно улучшить свою каллиграфию, например, вот такое предложение: «Южно-Эфиопский грач увёл за хобот мышь на съезд ящериц».

Тем, кто спрашивает, как быстро улучшить почерк, можно рекомендовать поискать примеры рукописей известных людей или попросить кого-то из близких с хорошим почерком набросать пару абзацев любого текста на лист бумаги. Копируя этот стиль письма, можно выработать свой новый почерк, который будет во много раз лучше предыдущего. Главное – не спешить и тренироваться внимательно и размеренно, пробуя работать на самой разной бумаге и самыми разными письменными принадлежностями – гелевой и шариковой ручками, карандашами и даже пером. Очень полезно рисовать. Все это поможет «вспомнить», как это было в школе и подкорректировать уже сложившийся стиль письма в лучшую сторону.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Наверх